волшебник радуг и водопадов • Интерьер+Дизайн
Олафур Элиассон — человек с европейской биографией. Родился в 1967 году в Копенгагене, детство провел в Исландии на родине своих родителей. В 1995 году окончил Королевскую академию изящных искусств Дании и в том же году он открыл Studio Olafur Eliasson в Берлине. В 1993-м создал одну из первых своих работ Le Travail de Beauty, которая представляла из себя садовый шланг, пробитый в нескольких местах, откуда фонтанировала вода. Объект был освещен таким образом, что с определенных точек зритель видел радугу. В этой ранней работе — характерный стиль Элиассона: он выбрал путь на стыке природы и технологии, дизайна и науки. Его интересуют одновременно пространство и поверхность, структура и деформация, свет и нюансы освещения, природные и климатические феномены — туман, вода, воздух, лед, а также цвет и наше его восприятие. В 2007 году он выступил как архитектор, оформив временный павильон Serpentaine Galleries в Лондоне, а в 2015-м создал необычный мост Cirkelbroen в Копенгагене.
Студия Элиассона скорее является лабораторией, где он, окружив себя командой единомышленников, в том числе архитекторов, художников, искусствоведов, архивистов, промоутеров и администраторов, исследует, экспериментирует и создает свои удивительные постановки.
Проекты Олафура Элиассона всегда зрелищны и масштабны. Так, в 2003 году в Турбинном зале Tate Modern Элиассон представил инсталяцию The Weather Project — посетители бродили по пространству, наполненному искусственным туманом и закатными лучами рукотворного солнца, созданного из сотен многочастотных ламп. Летом 2008 года в Нью-Йоркской гавани он смонтировал искусственные водопады в рамках проекта The New York City Waterfalls.
В 2014 году для Fondation Louis Vuitton в культовом здании, построенном Фрэнком Гери, он обустраивает пространство Grotto: вдоль бассейна устанавливает 43 треугольные колонны, покрытые зеркалами и мозаикой из желтого стекла. Проходя между колоннами, посетитель словно попадает в гигантский калейдоскоп, где бесконечно множатся его отражения. Большой ретроспективой Элиассона было отмечено и само открытие Fondation Louis Vuitton.
Участник более 60 персональных выставок, Олафур Элиассон неуклонно продолжает исследовать грани человеческого восприятия. Его приглашают на международные экологические форумы и политические сесcии, работы находятся в самых престижных музеях мира, таких как нью-йоркские МоМА и Музей Гуггенхайма, лондонская Tate, стокгольмский Moderna Museet, Музей современного искусства в Лос-Анджелесе. В 2019 году его персональная выставка с успехом прошла в Лондоне.
Повелитель облаков и радуги Олафур Элиассон: выставка в Tate Modern
11 июля открывается самая долгожданная и громкая выставка этого лета – в Tate Modern привезли 40 работ культового современного художника Олафура Элиассона. Видели этой зимой огромные глыбы изо льда, тающие напротив Tate Modern? Это тоже было произведение Элиассона!
Олафур Элиассон перевернул наши представления о том, что может стать объектом музейной экспозиции. Благодаря этому художнику в музейных залах появились самые настоящие радуги, реки, мосты, стены из мха, туман и даже огромное солнце. Его легендарный The Weather Project, прошедший в Лондоне в 2003 году, уже давно стал классикой современного искусства. Что привезли в Лондон на этот раз и чем знаменит художник – в свежем выпуске арт-колонки.
Элиассон и Tate
Tate Modern – не случайно выбран для грандиозной ретроспективы Элиассона. Именно с Tate Modern началась всемирная слава художника. Его инсталляция 2003 года The Weather project была одной из самых крупных и посещаемых арт-акций в истории современного искусства. За шесть месяцев посмотреть на творение Элиассона пришли больше двух миллионов человек.
В Турбинном зале Tate Modern непрерывно распыляли липкую взвесь из сахара и воды, а под зеркальным потолком светилась желтая полусфера. Впечатление от этого зрелища было немного жутковатое: искусственный желтый свет на фоне индустриального интерьера музея навевал мысли о конце света. Но это не останавливало зрителей, которые непрерывным потоком шли на выставку. Многие проводили под искусственным солнцем много часов, разглядывая свое отражение в зеркальном потолке.
com/video/12671888?color=ffffff&title=0&byline=0&portrait=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»/>
Это была единственная выставка, о которой говорили во всех прогнозах погоды на английском ТВ. Конечно, англичане не упустят шанса поговорить «о погоде», особенно если речь идет о погоде в Tate Modern. Элиассон с юмором обыграл любимую тему жителей Королевства.
Впрочем, смысл его погодного проекта был гораздо глубже, чем едкая шпилька в сторону small talk. Элиассон хотел показать, что погода – это собственно то измерение, которое связывает горожан с миром природы.
В 2012 году Элиассон сделал очередной совместный проект с Tate Modern. На этот раз художник выключил свет в зале с работами сюрреалистов и предложил зрителям посмотреть на искусство с помощью карманных фонариков. Так Элиассон заставил зрителей увидеть старые картины буквально «в новом свете». Кстати, фонарики из этого проекта можно будет увидеть и на нынешней выставке. Они называются «маленькие солнца» и работают от солнечных батареек. Лампочки сделаны в виде маленьких желтых цветочков. Эти цветы называются «мескель» и в Эфиопии считаются символом счастья и благополучия.
«Маленькие солнца» мескель – это часть масштабного социального проекта Олафура Элиассона. Художник наладил поставку своих фонариков в страны третьего мира, где электричество слишком дорого или просто недоступно для большинства жителей. Вместо того, чтобы получать электроэнергию из вредных для здоровья и окружающей среды бензиновых электрогенераторов, Элиассон предложил использовать свои высокотехнологичные фонарики. Теперь больше 800 000 «маленьких солнц» Элиассона светят в бедных деревушках Китая, на Филиппинах, в Мексике и в Африке.
Еще один социальный проект художника называется Green light. Он возник как реакция на прибытие в Европу миллиона беженцев. Green light – это художественная мастерская, где осуществляется социальная интеграция вновь прибывших. Беженцы помогают создавать зеленые светильники, слушают лекции об искусстве и делятся своими историями. Поскольку по закону Элиассон не имеет права платить беженцам зарплату, он обеспечивает их едой, языковыми курсами и профессиональной переподготовкой.
Светотень 2.0
Искусство Элиассона трудно загнать в рамки какого-то направления или школы. Его инсталляции поражают воображение и ломают привычные представления о том, каким должно быть искусство. Но, при всей его революционности, темы и инструментами у художника вполне классические. Элиассон работает с помощью света и пространства. Свет и тень – тема, которая занимала художников в течение многих веков. Но такие эксперименты со светом и пространством, которые ставит Олафур Элиассон, художникам прошлых столетий и не снились.
Фото: Jens Ziehe
Если старые мастера выстраивали светотеневые среды на своих картинах, то Элиассон переместил свои эксперименты в трехмерное пространство, за которым можно не только наблюдать со стороны, но и попадать внутрь. Как это, например, происходит в зеркальном туннеле под названием «Your spiral view».
Одна из самых зрелищных работ выставки – «Your uncertain shadow». На белой стене танцуют разноцветные тени посетителей, создавая магически притягательное зрелище. Инсталляции Элиассона затягивают в игру с собственной тенью или отражением, они будят в зрителях нарциссические инстинкты, приковывают внимание к самому себе.
Но в то же время работы Олафура Элиассона – это коллективный опыт, переживание себя как части большого сообщества. Порой связь между посетителями становится почти интимной, как это происходит внутри инсталляции “Your blind passenger». Инсталляция представляет из себя узкий коридор, заполненный искусственным туманом и освещенный двумя цветами – желтым и белым. Попадая в густой вязкий туман, в первые секунды ты совершенно теряешь ориентацию в пространстве. Когда глаза привыкают, среди облаков начинают проступать контуры бредущих рядом посетителей. Запредельный опыт, пережитый в туманном туннеле, делает чужих людей ближе друг другу. И вот вы уже заговорщицки обмениваетесь улыбками, как будто знаете друг друга сто лет. Что интересно, у каждого опыт прохождения по тоннелю свой. Созданная Элиассоном цветовая иллюзия у каждого человека работает по-разному: кто-то увидит ярко-желтый и голубой цвета, кто-то фиолетовый и оранжевый.
Photo: Thilo Frank / Studio Olafur Eliasson
Большая часть названий работ Элиассона начинается со слова «yours». В английском языке это слово одновременно значит и «твое» и «ваше». Так художник показывает двойственность его искусства – оно обращено к нашему личному опыту восприятия и в то же самое время – это еще и восприятие коллективное, совместный опыт постижения искусства.
Пейзаж 2.0
Еще одна «классическая» тема в творчестве Олафура Элиассона – это изображения природы. Когда он только начинал свой путь в искусстве, он активно занимался пейзажной живописью. Но очень скоро его пейзажи превратились во что-то совершенно иное.
Фирменным приемом художника стало воссоздание природных явлений внутри музейного пространства. С помощью современных технологий стало возможным отстроить внутри помещения речку, в которой течет самая настоящая вода. Или поместить в пространстве комнаты туман, радугу, дождь. Одна из самых впечатляющих инсталляций привезенных в Tate, – это стена из мха, вдохновленная природой родной для Элиассона Исландии. Причем, это настоящий живой мох, а не его имитация. Вся комната заполнена свежим лесным запахом – Элиассон заставляет работать не только наше зрение, но и другие органы чувств.
По сути дела он продолжает принципы художников начала ХХ века, которые объявляли произведением искусства бытовые вещи, вырванные из привычного контекста (реди-мейды). В ХХ веке художники уже приносили в музей абсолютно все: от писсуара и сушилки для бутылок (Марсель Дюшан) до живых лошадей (Яннис Кунеллис) и человеческих экскрементов (Пьеро Мандзони). Только вместо лошади или писсуара Элиассон берет стену мха, дождь или радугу.
Влюбленный в природу, Олафур Элиассон является одним из главных борцов за экологию в современном искусстве. Большинство его проектов имеют не только эстетический или философский, но и социальный месседж. Например, прошедшая этой зимой инсталляция с глыбами льда, которые таяли напротив входа в Tate Modern – это напоминание об угрозе глобального потепления. Команда художника привезла куски льда, выпиленные из ледников в Гренландии. Тающие с каждым днем глыбы были призваны напомнить не только о проходящем времени, но и о том разрушительном воздействии, которое человеческая цивилизация наносит природе. Каждый год планета теряет около 200-300 миллиардов тонн ледников. На выставке можно увидеть фотографии ледников, сделанные с разницей в 20 лет. Контраст между ними разительный.
Ice Watch (2018)
Несомненно, выставка Олафура Элиассона – это целая веха в истории современного искусства. У жителей Лондона появился уникальный шанс увидеть разом разнообразные проекты, созданные художником за последние тридцать лет. Здесь есть и совсем ранние ученические световые проекции на стены, и самая свежая работа 2019 года «In real life», которая собственно и дала название выставке. Обязательно дойдите до Tate Modern – никакие статьи, репортажи и фотографии до конца не передадут ощущения от погружения в мир Олафура Элиассона. Видео и фотография не в силах уловить те эффекты, которые возникают при личном присутствии.
Любите высокое и прекрасное? Мы тоже. Приходите к нам в инстаграм!
«Ваша реакция — следующая» и подразумевает зрительское соавторство в работах.
В 1998 году датчанин начал последовательно выкрашивать реки Европы, Америки […]Зелёная река
Олафур Элиассон. Зелёная река, 1998
Фотодокументация проекта в Моссе, Норвегия, 1999. Уранин, вода
Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. © 1998 Olafur Eliasson
Как и многие другие проекты Олафура Элиассона, «Зелёная река» основана на принципе «YES», сформулированном самим художником. Аббревиатура означает: «Ваша реакция — следующая» и подразумевает зрительское соавторство в работах. В 1998 году датчанин начал последовательно выкрашивать реки Европы, Америки и Японии в изумрудно-зелёный цвет. Он щедро засыпал в воду килограммы флуоресцеина, безвредного химического красителя, полностью растворяющегося через час-два. Официальная задача проекта: «Проследить движение океанического течения». На самом же деле художнику нужна была реакция. И она не заставила себя долго ждать, но оказалась противоречивой.
Олафур Элиассон. Зелёная река, 2000
Фотодокументация проекта в Стокгольме, Швеция, 2000. Уранин, вода
Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. © 1998 Olafur Eliasson
К примеру, в Дании стремительное позеленение реки восприняли стоически — с напряжённым молчанием. А вот городские власти соседней Швеции, не разобравшись, поспешили обвинить один химический завод в несанкционированном сбросе отходов в реку. В Японии тоже забили тревогу, а в США ирландская диаспора приветствовала новый цвет реки, как наиболее подходящий её национальным цветам. В целом проект оказался успешным в самом широком смысле. Он принёс Элиассону славу и заставил говорить о нём не только критиков, но и политиков, и экологов. Теперь его «Зелёную реку» считают актуальной и предельно честной работой.
Двойной закат
Олафур Элиассон. Двойной закат, 1999
Фотодокументация проекта в Утрехте (Нидерланды). Строительные леса, сталь, ксеноновые лампы. Размеры инсталляции варьируются. Диаметр диска 38 метров
Фотография: © Hans Wilschut. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. © 1999 Olafur Eliasson
Художник, обожающий природу, но постоянно находящий в ней странные изъяны, решил слегка подкорректировать одно из наиболее прекрасных проявлений натуры — заход солнца. «Пусть их будет два», — решил Элиассон (совсем как молодой Маяковский). В западной депрессивно-промышленной части Утрехта он с помощью десятка ассистентов водрузил огромный гофрированный диск на стальной постамент, крепко посадив его на болты и кронштейны. Но следовало заставить его воссиять. На крышу соседнего здания были подняты гигантские стробоскопы, направившие жёлтые лучи прямиком на новорожденное светило.
Олафур Элиассон. Двойной закат, 1999
Фотодокументация проекта в Утрехте (Нидерланды). Строительные леса, сталь, ксеноновые лампы. Размеры инсталляции варьируются. Диаметр диска 38 метров
Фотография: © Hans Wilschut. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. © 1999 Olafur Eliasson
Ничего не подозревавшие жители голландского городка остолбенели — на рассечённом сизыми полосами небе сияли два солнца, вовсе друг другу не мешая. Многие тогда сочли этот проект предчувствием конца света. Вновь заговорили экологи — о неестественности окружающего мира, о том, что человечество стремится к воссозданию Вселенной из синтетических полимеров и ботокса. Арт-критики тоже не смогли промолчать. «Двойной закат» — о противостоянии натуры и современных технологий, о постмодернистской мимикрии, о несовершенстве природы и стремительной человеческой мысли». И опять все высказавшиеся стали соучастниками проекта Элиассона, которому важен их «YES», даже если он будет категорическим «NO».
Коллективный проект
Олафур Элиассон. Коллективный проект, 2005
Инсталляция на Третьей биеннале Тираны (Албания). Белые детали конструктора LEGO, дерево. Размеры варьируются
Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. © 2005 Olafur Eliasson
Центральная площадь Тираны, столицы Албании, на время проведения триеннале превратилась в строительную площадку. Три тонны белых кирпичиков LEGO красивыми руинами возвышались над обновляющимся после войны городом. Все жители и гости страны приняли участие в очередном проекте Элиассона. Задание — построить дом будущего (какой угодно, без предварительных проектов и чертежей). Количество материала неограниченно. Строили будущее, как говорится, всем миром, а Элиассон наблюдал сквозь толстые линзы мудреца, прикидывающегося простаком. Город построен — всем спасибо. Но здесь‑то и начался собственно проект — уже не на площади, а на страницах журналов, на экранах телевизоров, в блогах и живых журналах.
Олафур Элиассон. Коллективный проект, 2005
Инсталляция на Третьей биеннале Тираны (Албания). Белые детали конструктора LEGO, дерево. Размеры варьируются
Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. © 2005 Olafur Eliasson
Публика постила восторги и смайлики. Тележурналисты брали интервью у городской администрации. Кто‑то поддержал идею умирающего в руках обывателя искусства. Кто‑то радовался возрождающемуся в руках обывателя искусству. Проглотившие целиком и жадно наживку Элиассона завели разговор (художник этого ждал) о том, что место выбрано им неслучайно, что проект «показал, как люди жили в советской Албании и как они незаконно возводили себе лачуги, кое‑как обустраиваясь в этой скудной и непригодной для жизни местности» (!). Именно эти высказывания помогли художнику красиво завершить проект.
Нью-йоркские водопады
Олафур Элиассон. Нью-йоркские водопады, 2008
Размеры варьируются. Вид инсталляции на Бруклинском мосту, Нью-Йорк, 2008. Вода, леса, стальные решётки и желоба, насосы, трубопровод, рамки входного фильтра бассейна и фильтрующая ткань, переключатель передач, светодиоды, ультрафиолетовые фильтры, бетон, электрооборудование и электропроводки, модули управления и анемометры
Фотография: © Christopher Burke Studio. Права на изображения принадлежат Public Art Fund. © 2008 Olafur Eliasson
Это продолжение знаменитой серии Элиассона, начатой в 1998 году. На сей раз художник выбрал сразу четыре точки для сооружения громокипящих водяных потоков на Ист-ривер — под Бруклинским мостом, между четвёртым и пятым пирсами в Бруклине, на Нижнем Манхэттене и на Губернаторском острове. Технически всё безупречно. Конструкции высотой тридцать-сорок метров скроены прочно — из стальных балок и перекладин. Помпы поднимали к их вершинам тонны воды, которые рушились с необыкновенным ревом обратно в Ист-ривер. В вечернее время водопады подсвечивались. Сказать, что «Нью-йоркские водопады» были успешны, значит не сказать ничего. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг загорелся этим проектом ещё на стадии его разработки и стал судьбоносным покровителем Элиассона, выбил разрешение на установку конструкций и щедро спонсировал работу из собственного кармана. Вслед за Блумбергом проект поддержали многие государственные чиновники, подвластная им пресса и телеканалы. Сложно сказать, повлияли ли эти четыре огромные водочерпалки на состояние реки. По крайней мере, негативных отзывов от экологов не было. Похоже, даже они, ревнивые блюстители природного порядка, влюбились в эти искусственные водопады, слегка преобразившие вертикальный ландшафт мегаполиса.
Берлинское молевое бревно
Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010
Фотография: © Studio Olafur Eliasson. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. © 2009 Olafur Eliasson
Этот проект — часть крупномасштабной выставки художника, прошедшей в столице Германии в 2010 году. При поддержке мэрии, а также музея Мартин-Гропиус Бау Элиассон создал ряд инсталляций site-specific, разместив их в нескольких районах Берлина, в том числе и «Молевое бревно». Молевое — значит сплавляемое по реке. Собственно, так и происходило. Только вместо реки — асфальтовая гладь идеально прямых берлинских улиц.
Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010
Фотография: (c) Studio Olafur Eliasson. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. (c) 2009 Olafur Eliasson
Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010
Фотография: (c) Studio Olafur Eliasson. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. (c) 2009 Olafur Eliasson
Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010
Фотография: (c) Studio Olafur Eliasson. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. (c) 2009 Olafur Eliasson
Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010
Фотография: (c) Studio Olafur Eliasson. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. (c) 2009 Olafur Eliasson
Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010
Фотография: (c) Studio Olafur Eliasson. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. (c) 2009 Olafur Eliasson
Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010
Фотография: (c) Studio Olafur Eliasson. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. (c) 2009 Olafur Eliasson
Бревно (привезённое, кстати, из Исландии) художник катил по всевозможным «штрассен унд гассен», фотографируя его на траве и брусчатке, у перекрестка и под аркой, посреди автобана и возле стены. Он превратил его таким образом в органическую часть городского ландшафта и вновь заставил критиков рассуждать на тему иллюзорной границы между искусством и жизнью.
Твоя радужная панорама
Олафур Элиассон. Твоя радужная панорама, 2006—2011
Фотодокументация проекта в ARoS — Художественном музее Орхуса, Дания
Фотография: © Studio Olafur Eliasson. © 2006—2011 Olafur Eliasson
Одна из самых проникновенных работ Элиассона. На крыше музея искусств в городе Орхус лежит разложенная на множество спектров, закольцованная радуга. Смотришь со стороны — то ли летательный аппарат, то ли роскошный ресторан с дорогой городской панорамой в качестве оплаченного приложения. Но это не то и не другое. Что же? Элиассон затрудняется дать однозначный ответ, и сотрудники музея с ним солидарны. Это, конечно, выставочный зал в форме закольцованного тоннеля. Но никаких видео, инсталляций и прочих авторских работ художника там нет. Это и чилл-аут, по которому можно неспешно передвигаться, или лежать на нём, наблюдая за тихой и размеренной жизнью Орхуса во множестве плексигласовых переливов. Это и отдельное, автономное архитектурное сооружение, которое, кстати, попало на страницы самых престижных изданий по дизайну и строительству. Есть мнение, что «Панорама» Элиассона является образным мостиком между внешним и внутренним, между искусством и архитектурой, связующим музей и ландшафт. Глобалисты, привлечённые тональной полихромией, заявили, что Элиассон нашёл прекрасную метафору многонациональной Европы, в которой представлены нынче все цвета наций. Много разных умных мнений. И пожалуй, здесь зрительское соавторство, пресловутый «YES», уже представляется излишним. Хочется просто ходить и тихо наблюдать банальную красоту — черепичные крыши и пухлые датские облака в густых плексигласовых красках заходящего солнца.
Шедевр Starbrick Олафура Элиассона — Zumtobel
Sold out! We are currently working on an updated version of Starbrick.
Starbrick представляет собой эксперимент с модуляцией света и пространством.
Олафур Элиассон
Олафур Элиассон — датско-исландский художник, известный своими экспериментами с человеческим восприятием. Он заигрывает с физическими явлениями: светом и тенью, красками, туманом, ветром и волнами. Технические средства воплощения своего замысла Элиассон делает видимой частью инсталляции.
Starbrick
Световой модуль Starbrick был разработан Олафуром Элиассоном в сотрудничестве с компанией «Zumtobel». Сфера применения модуля необычайно широка — его можно использовать как подвесной светильник, торшер, настольную лампу. Несколько соединенных вместе модулей образуют свободно стоящие или парящие в воздухе скульптуры, потолки, стены. Современные светодиоды обеспечивают разнообразие вариантов освещения. Яркость светодиодов можно уменьшать, их можно использовать как для прямого, так и для атмосферного освещения. Возможности применения светильника Starbrick необычайно широки. Изделие подойдет для освещения как жилых помещений, так и общественных зданий. Количество производимых светильников не ограничено. Купить этот шедевр можно на веб-сайте компании «GmbH & Co. KG», местонахождение: студия Олафура Элиассона, г. Берлин.
Дизайн
Starbrick состоит из отлитых под давлением деталей из поликарбоната с матово-черным внешним покрытием. Расположенные по центру полупрозрачные зеркальные поверхности желтого цвета подсвечиваются светодиодами. Пластмассовые отражатели связывают и равномерно распределяют свет направленных наружу светодиодных панелей.
Технические характеристики
Размеры (в мм): 550 x 560 x 460, Ø 580
Размеры (в дюймах): 21 x 22 x 18, Ø 23
Вес (в кг): 9,5
Вес (в фунтах): 21
Светоизлучатель: светодиод
Управление: портативный пульт управления
Потребляемая мощность: 75 Вт
Напряжение сети: 90 — 260 В
Материал: поликарбонат
Светильник был представлен на/в
Венская сокровищница, г. Вена, Австрия, 2013 г.
Фирма «BOROS», г. Берлин, Германия, 2013 г.
Национальный киномузей «EYE Film Instituut Nederland», г. Амстеердам, Нидерланды, 2012 г.
Венецианская архитектурная биеннале, г. Венеция, Италия, 2011 г.
Private Home, Швейцария, 2010 г.
Международная архитектурно-техническая ярмарка Light+Building, г. Франкфурт-на-Майне, Германия, 2010 г.
Выставка Designers’ Saturday, Лангенталь, Швейцария, 2010 г.
Фирма «Sawaya & Moroni», г. Милан, Италия, 2009 г. = предсерийные модели
Международная ярмарка современного искусства ArtBaselMiamiBeach, Майами-Бич, США, 2009 г.
Завораживающие калейдоскопы Олафура Элиассона
NULLОлафур Элиассон (Olafur Eliasson) – современный датско-исландский художник, известный прежде всего масштабными инсталляциями, такими как «The Weather Project» в турбинном зале Tate Modern в Лондоне в 2003 году.
NULL NULLВ этой инсталляции художник искусственно создал пространство, в котором, казалось, существовало только солнце и небо. Взглянув наверх можно было обнаружить что потолок зала исчез. Гигантское солнце, освещающее зал, было сделано сделанное из сотен моно-частотных ламп, в свете которых все цвета, кроме жёлтого и чёрного становятся невидимыми. Посетители подолгу лежали на полу, наслаждаясь этой странной марсианской реальностью.
NULL NULL NULL NULLЭлиассон скорее исследователь, чем художник. Он изучает психоанализ и много консультируется с учеными. Например, готовя проект для олимпиады 2012 года в Лондоне, он со специалистами по социальной неврологии специально исследовал феномены сопереживания и сочувствия, пытаясь выяснить, насколько они заразительны.
NULLNULLNULL«Я думаю, что искусство в принципе меняет поведенческие установки. Оно влияет на то, как мы идентифицируем себя с миром. Искусство ставит вопросы о тех вещах, на которые в рыночно-ориентированном западном обществе вообще не обращают внимание. Например, на то, чувствуем ли мы себя комфортно или некомфортно в пространстве», – говорит художник о своём творчестве.
NULL
В своих инсталляциях он обычно работает со светом, водой и туманом, пытаясь с их помощью изменить восприятие зрителем пространства. Известны и его гигантские каллейдоскопы из зеркал и стекла на каркасе из нержавеющей стали. Фантастические пространства, позволяющие людям переживать необычный и даже мистический опыт.
NULL NULL NULL NULLNULL
NULLNULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL NULL«Я часто работаю с геометрическими формами и с неевклидовой геометрией, – говорит Элиассон в интервью TIP, – Это про движение и про время. Каждый многогранник имеет светодиодный индикатор в его центре, и когда зрители проходят под ними, свет приходит в движение и зритель играет важную роль в создании композиции. Это как музыкальное произведение, только без музыки.
NULL
Сайт студии : olafureliasson.net
NULLВ лондонском музее Tate Modern пройдет выставка Олафура Элиассона
Лондонская галерея современного искусства Tate Modern открывает масштабную персональную выставку датско-исландского художника Олафура Элиассона. На ней будут представлены более 30 работ, созданных художником за почти 30 лет его карьеры. Одна из главных — 45-метровый туманный туннель Your blind passenger, впервые показанный в копенгагенском музее современного искусства Arken в 2010 году.
“Вы очень быстро понимаете, что не полностью ослепли, и у вас начинают проявляться другие чувства, — рассказал художник об инсталляции. — Это показывает, что относительность наших чувств намного выше, чем мы думаем, мы можем управлять ими или, по крайней мере, перестать быть онемевшими”.
На выставке покажут и другие известные работы Элиассона: Moss wall (1994), стена, покрытая оленьим мхом из Исландии, Your spiral view (2002), инсталляция из калейдоскопа зеркал, и Room for one colour (1997), выкрашенная в желтый цвет комната.
На время выставки в баре Terrace при музее можно будет попробовать меню из органической вегетарианской еды из этичных источников, которую художник с командой ест каждый день. Элиассон также готовит новую инсталляцию для экстерьера музея — вроде 24 блоков льда, которые он установил в декабре для привлечения внимания к проблемам глобального потепления.
Выставка Olafur Eliasson: In Real Life откроется 11 июля 2019 года и будет работать до 4 января 2020-го.
Читайте также: Напротив лондонского музея Tate Modern установили 24 куска льда
Как выглядит дом-артефакт по проекту Олафура Элиассона • ARTANDHOUSES
В датском Вайле 9 июня откроется первое здание, построенное и оформленное по проекту архитектурного бюро известного художника Олафура Элиассона Studio Olafur Eliasson. В комплексе Fjordenhus (Fjord House), который связывает фьорд Вайле с центром города, расположится новая штаб-квартира компании Kirk Kapital. Попасть сюда можно, пройдя по пешеходному мосту Вайле-Фьорд, который соединяет подводную часть здания с причалом.
На нижнем этаже, открытом для свободного посещения, будут выставлены некоторые работы Элиассона-художника. Кроме того, вся офисная мебель в Fjordenhus, кроме стульев, также выполнена по его эскизам.
Впрочем, и само здание можно в полной мере считать произведением искусства. Постройка представляет собой четыре 28-метровых пересекающихся цилиндра из кирпича. При этом каждая стена имеет свою неповторимую по рисунку и цветовому решению кладку. Таким образом, все поверхности Fjordenhus – небольшие художественные композиции, которые при солнечном свете перекликаются с бликами воды.
Датско-исландский художник Олафур Элиассон известен во всем мире своими произведениями со световыми эффектами. Его персональные выставки проходили в музеях Парижа, Лондона и Нью-Йорка, он представлял Данию и на одной из Венецианских биеннале. Во время прошлогодней Московской биеннале несколько работ художника были в числе хайлайтс основного проекта.
Photo: David de Larrea Remiro
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Photo: Anders Sune Berg
Олафур Элиассон: В реальной жизни — выставка в Тейт Модерн
Олафур Элиассон возвращается в Тейт Модерн с этой выставкой, которую нельзя пропустить
В увлекательных инсталляциях Элиассона вы познаете свои чувства, людей вокруг вас и мир за его пределами.
Некоторые произведения искусства демонстрируют в пространстве галереи такие природные явления, как радуга.Другие используют отражения и тени, чтобы поиграть с тем, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним. Многие работы являются результатом исследований художника сложной геометрии, моделей движения и его интереса к теории цвета. Все работы, кроме одной, никогда раньше не видели в Великобритании.
В рамках выставки есть область, которая исследует глубокое взаимодействие Элиассона с обществом и окружающей средой. Узнайте, что взгляд художника может привнести в вопросы изменения климата, энергетики, миграции, а также архитектуры.
Команда поваров Studio Olafur Eliasson составила специальное меню и программу связанных мероприятий для бара Tate Modern’s Terrace, основанную на органических, вегетарианских и местных блюдах, которые подаются в его берлинской студии.
Элиассон имеет давние отношения с Тейт Модерн. Его светящееся солнце, Прогноз погоды в 2003 году привлек более двух миллионов человек в Машинный зал. Совсем недавно Ice Watch 2018 принесло глыбы льда из Гренландии в Лондон.Эта выставка подарит еще одно незабываемое впечатление посетителям любого возраста.
Серия таяния ледников 1999/2019
В 1999 году Олафур Элиассон задокументировал 45 ледников Исландии для серии фотографий. Двадцать лет спустя — через наносекунду по геологическому времени — он вернулся, чтобы снова сфотографировать их. Серия таяния ледников 1999/2019 помещает рядом фотографии 30 ледников с 1999 и 2019 годов, показывая произошедшие драматические изменения.
Левый Верно
Олафур Элиассон Деталь серии «Таяние ледников» 1999/2019 Предоставлено автором; neugerriemschneider, Берлин; Галерея Тани Бонакдар, Нью-Йорк / Лос-Анджелес © 2019 Олафур Элиассон
Олафур Элиассон Деталь серии «Таяние ледников» 1999/2019 Предоставлено автором; neugerriemschneider, Берлин; Галерея Тани Бонакдар, Нью-Йорк / Лос-Анджелес © 2019 Олафур Элиассон
Олафур Элиассон, Водопад , 2019, предоставлено художником neugerriemschneider, Берлин; Галерея Тани Бонакдар, Нью-Йорк / Лос-Анджелес Вид инсталляции: Тейт Модерн, Лондон Фото: Андерс Сьюн Берг.© 2019 Олафур Элиассон
Олафур Элиассон Стена из мха 1994 Вид инсталляции: Moderna Museet, Стокгольм, 2015 г. Фото: Андерс Суне Берг Предоставлено автором; neugerriemschneider, Берлин; Галерея Тани Бонакдар, Нью-Йорк / Лос-Анджелес © 1994 Олафур Элиассон
Фонтан Большого взрыва Олафура Элиассона, 2014 г. Вид из инсталляции в Moderna Museet, Стокгольм, 2015 г.
Фото: Андерс Сьюн Берг Предоставлено автором; neugerriemschneider, Берлин; Галерея Тани Бонакдар, Нью-Йорк / Лос-Анджелес © 2014 Олафур Элиассон
Олафур Элиассон Частица звездной пыли 2014 Фото: Jens Ziehe Tate Collection © 2014 Олафур Элиассон
Выставка была организована Тейт Модерн в сотрудничестве с Музеем Гуггенхайма в Бильбао
Выставка под кураторством Марка Годфри, старшего куратора Международного искусства Тейт Модерн с Эммой Льюис, помощником куратора, Международное искусство, Тейт Модерн
Переработка для Скидка 20% на выставочную футболку
У вас есть старые футболки, которые вы больше не носите? Принесите их в галерею Tate Modern для повторного использования или переработки, и вы получите 20% скидку на выставочную футболку Олафура Элиассона.Участники также получат дополнительную скидку 10%.
Ежегодно в Великобритании на свалку отправляется более 300 000 тонн одежды. Многое из этого все еще может носить кто-то другой, а остальное можно переработать, превратив в чистящие салфетки или изоляцию. Поскольку экологичность является ключевой темой в работе Элиассона, Тейт и Studio Olafur Eliasson объединились, чтобы представить систему переработки ваших старых футболок, которая, как мы надеемся, станет частью будущих выставок Тейт.
Олафур Элиассон — 19 произведений
Олафур Элиассон (исландское: Олафур Элиассон; 1967 г.р.) — исландско-датский художник, известный своими скульптурами и крупномасштабными инсталляциями, в которых для улучшения восприятия зрителя используются такие элементарные материалы, как свет, вода и температура воздуха.В 1995 году он основал Studio Olafur Eliasson в Берлине, лабораторию пространственных исследований. Олафур представлял Данию на 50-й Венецианской биеннале в 2003 году, а позже в том же году установил проект «Погода» в Машинном зале Тейт Модерн в Лондоне.
Олафур участвовал в ряде проектов в области общественного пространства, включая проект «Зеленая река», реализованный в различных городах в период с 1998 по 2001 год; Павильон галереи Serpentine 2007, Лондон, временный павильон, спроектированный норвежским архитектором Кьетилом Торсеном; и Водопады Нью-Йорка, заказанные Public Art Fund в 2008 году.С 2009 по 2014 год он был профессором Берлинского университета искусств, а с 2014 года — адъюнкт-профессором Школы изящных искусств и дизайна Алле в Аддис-Абебе.
Олафур Элиассон родился в Копенгагене в 1967 году в семье Элиаса Хьёрлейфссона и Ингибьорга Олафсдоттира. Его родители эмигрировали в Копенгаген из Исландии в 1966 году, он нашел работу поваром, а она — швеей. Ему было 8 лет, когда его родители разошлись; он жил с матерью и отчимом, биржевым маклером. Его отец, тогда еще художник, вернулся в Исландию, где их семья проводила лето и каникулы.В 15 лет у него была первая персональная выставка, на которой были представлены пейзажные рисунки и гуаши в небольшой альтернативной галерее в Дании. Однако Олафур считал свои «брейк-дансы» середины 1980-х своими первыми работами. Вместе с двумя школьными друзьями он сформировал группу — они назвали себя Harlem Gun Crew — и они выступали в клубах и танцевальных залах в течение четырех лет, в конечном итоге выиграв чемпионат Скандинавии.
Олафур учился в Датской королевской академии изящных искусств с 1989 по 1995 год.В 1990 году, когда Королевская датская академия выделила ему бюджет на поездку, Олафур отправился в Нью-Йорк, где начал работать ассистентом в студии художника Кристиана Экхарта в Вильямсбурге, Бруклин, и читать тексты по феноменологии и гештальт-психологии.
Олафур получил степень в академии в 1995 году после переезда в 1993 году на год в Кельн, а затем в Берлин, где он с тех пор содержит студию. Сначала студия разместилась в трехэтажном бывшем железнодорожном депо по соседству с Hamburger Bahnhof, а в 2008 году студия переехала в бывшую пивоварню в Пренцлауэр-Берг.
В 1996 году Олафур начал работать с Эйнаром Торстейном, архитектором и экспертом по геометрии на 25 лет старше его, а также бывшим другом Бакминстера Фуллера. Первая часть, которую они создали, под названием 84, представляла собой купол из нержавеющей стали шириной 30 футов (9,1 м) и высотой 7 футов (2,1 м), созданный так, чтобы его было видно так, как будто он растет из земли. Хотя эффект является иллюзией, разуму трудно поверить в то, что структура не является частью гораздо более грандиозной, развивающейся глубоко под поверхностью.Знания Торстейна о геометрии и пространстве были интегрированы в художественное творчество Олафура, что часто можно увидеть в его геометрических ламповых работах, а также в его павильонах, туннелях и проектах камеры-обскуры.
Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с непортированной лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →
Подробнее…
Художников по направлению: Свет и космос
Художественное движение
«Свет и пространство» — это слабо связанное художественное движение, связанное с оп-артом, минимализмом и геометрической абстракцией, зародившееся в Южной Калифорнии в 1960-х годах под влиянием Джона Маклафлина.Он характеризовался акцентом на явлениях восприятия, такими как свет, объем и масштаб, и использованием таких материалов, как стекло, неон, флуоресцентные лампы, смола и литой акрил, часто создавая инсталляции, обусловленные окружающей средой работы. Направляя поток естественного света, внедряя искусственный свет в объекты или архитектуру, или играя со светом с использованием прозрачных, полупрозрачных или отражающих материалов, художники по свету и космосу создавали у зрителя ощущение света и других сенсорных явлений в определенных условиях. фокус их работы.Они использовали в своей работе новейшие технологии инженерной и аэрокосмической промышленности Южной Калифорнии для разработки чувственных, наполненных светом объектов. Террелл, который распространил движение по всему миру, резюмировал его философию, сказав: «Мы едим свет, пьем его через кожу».
Характер работ был отражен в названии выставки в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, которая представила зарождающееся движение в 1971 году: «Прозрачность, отражение, свет, пространство: четыре художника».На выставке были представлены работы Питера Александра, Ларри Белла, Роберта Ирвина и Крейга Кауфмана. Другие художники, связанные с движением, — это Рон Купер, Мэри Корс, Джон Маккракен, Брюс Науман, Мария Нордман, Эрик Орр, Хелен Пашгиан, Джеймс Террелл, ДеВейн Валентайн и Дуг Уиллер. Движение Света и Космоса оказало влияние на знаменитую группу художников, занимающихся абстрактной теорией цвета, в частности: Фредерик Спратт, Фил Симс, Энн Эпплби и Дэвид Симпсон. Известные современные художники, практикующие в Движении Света и Космоса, включают Олафура Элиассона, Анн Веронику Янссенс, Дженнифер Стейнкамп, Гизелу Колон, Софию Коллиер и Тодда Уильямсона.
Ирвин и Террелл, например, исследовали феномен сенсорной депривации (который повлиял на развитие их столь же запасных световых работ) в рамках программы искусства и технологий, инициированной Музеем искусств округа Лос-Анджелес в 1967 году. RM 669 (1969) состоит из изогнутых белых стен, окруженных полом и потолком, которые кажутся отступающими с каждым шагом к квадрату света, расположенному на дальней стене, из-за чего зрители не могут сосредоточить взгляд на какой-либо поверхности.В своей серии работ на тему алхимии Эрик Орр использовал естественный свет, а также кровь и огонь в своей среде, вызывающей экстремальные реакции сетчатки. Большие белые стеклянные полотна Мэри Корс имеют стеклянные микрошарики, встроенные в акриловую краску, чтобы создать поверхность, которая резко меняется в зависимости от света. Хелен Пашгиан создала акриловые сферы, шары с нереальным свечением, казалось бы, освещенные изнутри. Совсем недавно Гизела Колон, которую ArtForum признали художником по свету и космосу нового поколения, создала «настенные акриловые шары неправильной формы».… объекты, похожие на скарабеев, приобретают свою радужную оболочку благодаря игре естественного света, однако скульптуры, кажется, меняют цвет при движении вокруг них, как будто они освещены разноцветными лампочками ».
Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с непортированной лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →
Википедия: https: // ru.wikipedia.org/wiki/Light_and_SpaceРазделяющая работа художника Олафура Элиассона
Эта способность «сделать космического человека» — изящный способ подытожить художественные амбиции Олафура. Будь то тихая, простая световая инсталляция, такая как «Твой черный горизонт», или 100-футовые водопады, устремляющиеся к Ист-Ривер в Нью-Йорке, его работа о том, как мы — зритель, посетитель, прохожий — чувствуем себя в это конкретное время в конкретное время. место.Как мы реагируем в этот момент на окружающий нас мир? Нашими реакциями можно манипулировать, но мы не должны подвергаться принудительному эмоциональному резонансу, который Олафур называет «диснефикацией» опыта.
«Мир, в котором мы живем сегодня, во многом управляется экономикой впечатлений, которая фокусируется на превращении наших чувств и восприятий в товар», — объясняет он. «На первый взгляд кажется, что между этой экономикой опыта и искусством много общего, но я чувствую, что как никогда важно работать с самооценочным качеством опыта, который предлагает искусство.
«Я считаю, что самооценка дает нам возможность задуматься об относительности мира, в котором мы живем, переосмыслить его и изменить свое положение в обществе».
Каждый раз, когда это происходит, считает Олафур, мы немного меняемся. С этой целью он работал над архитектурными проектами, такими как павильон Serpentine Gallery и необычный геометрический фасад концертного зала Harpa в Рейкьявике, заставляя себя покинуть галерею и выбраться на улицу.
Но для своей следующей выставки Олафур вернулся в галерею, обратно в то самое учреждение, которое сделало его звездой. Цветовые эксперименты Тернера в галерее Tate Britain объединяет общее увлечение художников светом и цветом. Олафур изучил работы Тернера (тема главной осенней выставки Тейт), разбив и воссоздав его использование света в семи абстрактных картинах.
«Я давно восхищаюсь работами Тернера и его способностью формировать и формировать свет», — говорит Олафур. «Он писал в то время, когда художники и искусство были маргинализированы в обществе, поэтому атмосферные эффекты, которые он использовал в своих работах, были в то время очень радикальными.
Олафур Элиассон: Человек, который создает новые смелые миры, чтобы напомнить нам, что у нас есть только один
Олафур Элиассон любит играть с огнем — но также со льдом, светом, температурой и давлением. Его грандиозные художественные инсталляции смешивают элементы и шокируют чувства, вызывая у зрителя реакцию, как физическую, так и эмоциональную.
Для своей основополагающей инсталляции 2003 года «Проект погоды» он поместил солнце и небо в холл лондонской галереи Тейт Модерн, укомплектованный 200 лампами, машинами для создания тумана и собственной службой прогнозов погоды.Люди отреагировали на это беспрецедентно: стали лежать смотреть на себя в зеркальный потолок, устраивать пикники, приходили в маскарадных костюмах — кто-то даже привозил каноэ.
«Погода» Олафура Элиассона. Предоставлено: Phaidon
. На такую реакцию он и надеялся: «Когда мы находимся в музее или галерее, мы находимся в пространстве, в котором исследования кажутся возможными. мы бы остановились на улице или в частном пространстве », — сказал датско-исландский художник, который находится в Лондоне для выпуска картины Файдона« Олафур Элиассон: Опыт », путеводителя по трем десятилетиям его творчества.«Вы ведете себя по-другому, когда проходите через художественную инсталляцию, которая позволяет вам исследовать движение и его последствия для вашего тела. Это заставляет ваш мозг проникать в ваше тело. Это как минимум связывает их».
«Вот для чего существуют великие культурные учреждения», — сказал Элиассон. «Это возможность для людей почти провести небольшую проверку фактов: действительно ли я чувствую себя или я оцепенел? Вот почему иногда сложно пойти в музей — это не похоже на поход в торговый центр. , где тебе просто приятно, ты лунатик.В большом культурном учреждении вас провоцируют, и у вас должно быть свое мнение о чем-то ».
Впечатляющее искусство Олафура Элиассона
« Проект погоды »не сразу стимулировало обсуждение окружающей среды — в 2003 году меры по борьбе с изменением климата вряд ли были обычным делом, но они, несомненно, представляют собой первый шаг Элиассона на эту арену. С тех пор он часто получал прозвище «художник по окружающей среде».
В 2015 году, когда мировые лидеры собирались подписать В Парижском климатическом соглашении, из которого Соединенные Штаты вышли в 2017 году, Элиассон заложил 12 массивных глыб ледникового льда на одной из парижских улиц, чтобы люди могли их коснуться.Выловленные в виде свободно плавающих айсбергов во фьорде в Гренландии, они должны были служить решительным напоминанием о критическом состоянии арктических ледяных шапок.1/18
Датско-исландский художник Олафур Элиассон создал несколько впечатляющих водопадов, в том числе этот в Версале, недалеко от Парижа, в 2016 году. Предоставлено: GEOFFROY VAN DER HASSELT / AFP / AFP / Getty Images
«Мне интересно в зависимости от того, какие знания или опыт заставляют людей действовать », — сказал он. «Поэтому, когда я делал ледяные блоки, я смотрел на то, что физическое присутствие льда делает с вашим телом, когда вы можете буквально положить на него руку.И меня поразило, что люди говорят: «О! Это холодно! ‘ — хотя теоретически мы очень хорошо знаем, что лед холодный. Но это просто показывает нам, что физическая связь с миром и знания о мире разъединены ».
« Речное русло », инсталляция 2014 года, сделанная из воды и исландских камней, в Музее Луизианы. Современное искусство. Кредит: Phaidon
Вот почему, по его словам, угроза изменения климата не дает нам достаточного ощущения риска, чтобы привести к реальным действиям.С другой стороны, эмоциональный опыт может быть более сильным фактором изменения поведения, чем теоретические данные.
«Уровень осведомленности о климате никогда не был таким высоким», — сказал он. «По сути, нет места в мире, где 12-летний ребенок не знал бы, что такое глобальное потепление. Мы приближаемся к точке, когда все на всей планете знакомятся с понятием парникового эффекта. Так что заголовки не так хорошо, но тенденции, лежащие ниже. Мы не видим конвергенции, мы не видим исполнения, мы еще не видим обязательств.Но я действительно думаю, что мы наблюдаем изменения ».
То, что культурный сектор стал огромным источником этих изменений, не удивляет Элиассона:« В культурном секторе больше денег, чем в автомобильной промышленности, — сказал он ». Мы просто забываем об этом, потому что это децентрализовано, беспорядочно, хаотично. Мы думаем, что это мелочь, но это не так, это похоже на огромную сеть вещей, которые на самом деле размышляют над важнейшими вопросами ».
Может ли искусство спасти мир тогда? Элиассон сказал, что он оптимистично оценивает власть и ответственность, культуры, чтобы вдохновлять на действия, несмотря на то, что «многие старые институты все еще управляются старыми белыми парнями с седыми волосами, которые просидели там слишком долго.«
» Как мы можем организовать наше повествование так, чтобы у нас были более близкие отношения с большим гражданским обществом? Возможно, сектор культуры может предложить решения некоторых проблем, с которыми политики борются, например, невнимание к климату — потому что это не так », — сказал он.
Элиассон часто зарабатывал прозвище« художник-эколог. Предоставлено: Phaidon
. В 2012 году Элиассон основал Little Sun, компанию, которая производит продукты на солнечной энергии, предназначенные для замены керосиновых ламп и питания небольших электрических устройств в регионах, где нет электросети, например в странах Африки к югу от Сахары.Но было бы ограничением изображать его интересы и творения как привязанные к окружающей среде. В течение двух месяцев он вместе со своей сестрой и шеф-поваром Викторией Элиасдоттир открыл pop-up ресторан в Рейкьявике, Исландия, вдохновленный общей кухней его берлинской студии, в которой работает около 100 человек. Его страсть к еде такова, что на предстоящей личной ретроспективе, которую он организует в лондонской галерее Тейт, которая откроется в конце 2019 года, вполне может быть и полноценный ресторан.Что касается выставки, работа над которой еще не завершена, он только готов сказать: «Я рад сообщить, что она ставит чуть большие амбиции, чем мои выставки.«Соберитесь с духом».
Элиассон также основал архитектурную компанию, которая недавно завершила строительство своего первого здания, офисного здания, похожего на замок, в Дании. Его предыдущие заигрывания с архитектурой привели к созданию знаменитого концертного зала Harpa в Рейкьявике и Серпентинового павильона 2007 года. в Лондоне, среди прочего.«Я работал с архитекторами и в процессе я действительно начал ценить великое художественное мастерство архитектуры. Итак, с менеджером моей студии, архитектором, с которым я работал 15 лет, я начал практику, просто признав, что есть вещи, которые архитекторы просто делают лучше.«
Fjordenhus, созданный Элиассоном и Себастьяном Беманнами, был открыт в июне в Вайле, Дания. Кредит: 2018 Олафур Элиассон
Граница между архитектурой и искусством становится все более размытой, но Элиассон сказал, что он без труда выбирает свою сторону. «Для меня вопрос, на который я отвечаю, — это искусство, но язык, который я использую, чтобы ответить на этот вопрос, — архитектура», — сказал он.
«Но я художник, и я очень счастлив быть художником. художник. «
» Олафур Элиассон: Опыт «, , изданный Phaidon, уже вышел.Верхнее изображение: «Ice Watch», Париж, 2015.Олафур Элиассон: «Искусство изменит мир»
Берлинская студия — это переоборудованная пивоварня в районе Митте, включающая мастерские, испытательное пространство для новых установок, администрацию и архив, элегантная вегетарианская столовая, на кухнях которой по очереди помогают все сотрудники студии, архитектурная мастерская и ряды столов с людьми, работающими над различными проектами. Идея в том, что каждый помогает всем остальным. В какой-то момент, когда один из членов команды показал мне модель здания гавани Копенгагена, чтобы показать, что часть его не будет иметь пола, а будет лишь ограничивать часть воды в гавани, люди за одним столом положительно отзываются о наборе дизайнов страниц. для кулинарной книги, в то время как группа людей одновременно поздравляет дизайнера с новым прототипом веб-сайта Studio Olafur Eliasson, который имитирует черную дыру.Эзотерические, творческие дискуссии, кажется, контрастируют с тем, что происходит в мастерской, где мужчины складывают предметы в ящики. «Что ж, вы действительно можете быть довольно изобретательными, упаковывая ящик! Серьезно, вы можете», — говорит Халлвакс.
В центре здания находится студия, где Элиассон работает и встречается с персоналом (в среднем каждый из них получает по 10-15 минут, когда он посещает, расписание тщательно организовано ассистентом и «дневником» Флорианом). Среди эскизов, моделей и столов на этом этаже также находится коллекция Элиассона старинных лампочек и мишень для стрельбы из лука со встроенными в нее стрелами.Иногда, чтобы заставить себя начать работу (Элиассон рисует и концептуализирует утром, потому что он утверждает, что тогда он более сосредоточен, и делает вещи днем), он стреляет из стрелы, сначала задавая ему вопрос: «Должен ли он начать сейчас? , или задержка? » Или: «Следует ли ему изменить размер куска?» Он принимает «яблочко» как «да» или как готовность, и если ответ не тот, который он хочет, он стреляет снова, пока «ответы и я не синхронизируемся».
За обедом салата из жареных помидоров Халлвакс, молодой энергичный немец, получивший образование архитектора, объясняет, что такое зарядное устройство для телефона.Он и Элиассон считают, что это может заставить жителей Запада думать об энергии даже больше, чем о лампе. «Потому что, хотя вы не часто ходите покупать лампу, вы покупаете запасные батареи и блоки питания для телефонов, а дома большинство семей постоянно заряжают устройства, может быть, десять или больше. Мы воспринимаем энергию как должное, но если вы можете наблюдать, как разряжается солнечное зарядное устройство, это становится ощутимым ». Таким образом, в развитых странах речь идет не об энергосбережении как таковом (в Европе и США поддерживать зарядку iPhone, iPad и ноутбука в течение всего года стоит всего около 7 фунтов стерлингов), а об использовании этого замечательного мини-ритуала зарядки устройств. чтобы заставить нас думать.Однако в развивающемся мире дешевое зарядное устройство для телефона обладает огромным потенциалом: с точки зрения связи и информации мобильный доступ в Интернет в настоящее время катапультирует людей по стандартам развитого мира из эпохи, предшествовавшей массовой телефонии. Это как если бы кто-то изобрел мобильный телефон в Европе в 1920 году, но только у пяти процентов самых богатых были электрические розетки.
Когда родители Элиассона Элиас Хьёрлейфссон и Ингибьорг Олафсдоттир, два 21-летних исландца, переехали в Копенгаген, он только что родился.Семья Хьёрлейфссона принадлежала к небольшой группе богемных искусств Рейкьявика, его отец был издателем, а мать — фотографом. Олафсдоттир был из левого рыболовного фонда; В 60-х и 70-х годах ее отец, коммунистический траулер, пересекал Северное море, чтобы посетить коммунистическую Германскую Демократическую Республику. В Копенгагене Олафсдоттир работала швеей, Хьёрлейфссон — поваром.
Олафур Элиассон: В реальной жизни
Датско-исландский художник Олафур Элиассон (1967 г.р.) ставит переживания зрителей в центр своего искусства. Олафур Элиассон: В реальной жизни обращает наше внимание на некоторые из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня через около 30 произведений искусства, созданных художником в период с 1990 года по сегодняшний день: скульптуры, фотографии, картины и инсталляции, которые играют с отражениями и изменяют цвета и бросают вызов пути. мы ориентируемся и воспринимаем окружающую среду. С помощью таких материалов, как мох, вода, ледяной лед, туман, свет или отражающие металлы, Элиассон побуждает зрителей задуматься о своем понимании и восприятии физического мира, который их окружает.
Искусство Элиассона выросло из интереса к восприятию, движению, воплощенному опыту и самосознанию. Центральное место в его художественной практике занимает его забота о природе, вдохновленная временем, проведенным в Исландии; его исследования в области геометрии; и его постоянные исследования того, как мы воспринимаем, чувствуем и формируем мир вокруг нас. Studio Olafur Eliasson, его берлинская студия, — это пространство для работы, но также и для встреч и диалогов, которое объединяет разнообразную команду квалифицированных мастеров, архитекторов, архивистов, исследователей, администраторов, поваров, программистов, историков искусства и специалистов. техники.
Его практика не ограничивается созданием произведений искусства, выставками и публичными выступлениями, а также включает архитектурные проекты. Убежденный, что искусство может иметь сильное влияние на мир за пределами музея, Элиассон создал солнечные лампы для автономных сообществ, задумал художественные мастерские для просителей убежища и беженцев, создал художественные инсталляции, чтобы повысить осведомленность о чрезвычайной климатической ситуации, а в сентябре 2019 года , он был назначен послом доброй воли ПРООН. «Искусство, — говорит Элиассон, — это не объект, а то, что объект делает с миром.”
Выставка, организованная Тейт Модерн в сотрудничестве с Музеем Гуггенхайма в Бильбао
Кураторы: Марк Годфри и Люсия Агирре
.