Олафура элиассона: волшебник радуг и водопадов • Интерьер+Дизайн

Содержание

волшебник радуг и водопадов • Интерьер+Дизайн

Олафур Элиассон — человек с европейской биографией. Родился в 1967 году в Копенгагене, детство провел в Исландии на родине своих родителей. В 1995 году окончил Королевскую академию изящных искусств Дании и в том же году он открыл Studio Olafur Eliasson в Берлине. В 1993-м  создал одну из первых своих работ Le Travail de Beauty, которая представляла из себя садовый шланг, пробитый в нескольких местах, откуда фонтанировала вода. Объект был освещен таким образом, что с определенных точек зритель видел радугу. В этой ранней работе — характерный стиль Элиассона: он выбрал путь на стыке природы и технологии, дизайна и науки. Его интересуют одновременно пространство и поверхность, структура и деформация, свет и нюансы освещения, природные и климатические феномены — туман, вода, воздух, лед, а также цвет и наше его восприятие. В 2007 году он выступил как архитектор, оформив временный павильон Serpentaine Galleries в Лондоне, а в 2015-м создал необычный мост Cirkelbroen в Копенгагене.

В 2010-м он создает вполне убедительную дизайнерскую работу — серию светильников Starbrick для немецкой компании Zumtobel.

 

Студия Элиассона скорее является лабораторией, где он, окружив себя командой единомышленников, в том числе архитекторов, художников, искусствоведов, архивистов, промоутеров и администраторов, исследует, экспериментирует и создает свои удивительные постановки.

 

Проекты Олафура Элиассона всегда зрелищны и масштабны. Так, в 2003 году в Турбинном зале Tate Modern Элиассон представил инсталяцию The Weather Project — посетители бродили по пространству, наполненному искусственным туманом и закатными лучами рукотворного солнца, созданного из сотен многочастотных ламп. Летом 2008 года в Нью-Йоркской гавани он смонтировал искусственные водопады в рамках проекта The New York City Waterfalls.

В 2014 году для Fondation Louis Vuitton в культовом здании, построенном Фрэнком Гери, он обустраивает пространство Grotto: вдоль бассейна устанавливает 43 треугольные колонны, покрытые зеркалами и мозаикой из желтого стекла. Проходя между колоннами, посетитель словно попадает в гигантский  калейдоскоп, где бесконечно множатся его отражения. Большой ретроспективой Элиассона было отмечено и само открытие Fondation Louis Vuitton.

Участник более 60 персональных выставок, Олафур Элиассон неуклонно продолжает исследовать грани человеческого восприятия. Его приглашают на международные экологические форумы и политические сесcии, работы находятся в самых престижных музеях мира, таких как нью-йоркские МоМА и Музей Гуггенхайма, лондонская Tate, стокгольмский Moderna Museet, Музей современного искусства в Лос-Анджелесе. В 2019 году его персональная выставка с успехом прошла в Лондоне.

 

Повелитель облаков и радуги Олафур Элиассон: выставка в Tate Modern

11 июля открывается самая долгожданная и громкая выставка этого лета – в Tate Modern привезли 40 работ культового современного художника Олафура Элиассона. Видели этой зимой огромные глыбы изо льда, тающие напротив Tate Modern? Это тоже было произведение Элиассона!

Олафур Элиассон перевернул наши представления о том, что может стать объектом музейной экспозиции. Благодаря этому художнику в музейных залах появились самые настоящие радуги, реки, мосты, стены из мха, туман и даже огромное солнце. Его легендарный The Weather Project, прошедший в Лондоне в 2003 году, уже давно стал классикой современного искусства. Что привезли в Лондон на этот раз и чем знаменит художник – в свежем выпуске арт-колонки.

Элиассон и Tate

Tate Modern – не случайно выбран для грандиозной ретроспективы Элиассона. Именно с Tate Modern началась всемирная слава художника. Его инсталляция 2003 года The Weather project была  одной из самых крупных и посещаемых арт-акций в истории современного искусства. За шесть месяцев посмотреть на творение Элиассона пришли больше двух миллионов человек.

В Турбинном зале Tate Modern непрерывно распыляли липкую взвесь из сахара и воды, а под зеркальным потолком светилась желтая полусфера. Впечатление от этого зрелища было немного жутковатое: искусственный желтый свет на фоне индустриального интерьера музея навевал мысли о конце света. Но это не останавливало зрителей, которые непрерывным потоком шли на выставку. Многие проводили под искусственным солнцем много часов, разглядывая свое отражение в зеркальном потолке.

Это была единственная выставка, о которой говорили во всех прогнозах погоды на английском ТВ. Конечно, англичане не упустят шанса поговорить «о погоде», особенно если речь идет о погоде в Tate Modern. Элиассон с юмором обыграл любимую тему жителей Королевства.

Впрочем, смысл его погодного проекта был гораздо глубже, чем едкая шпилька в сторону small talk. Элиассон хотел показать, что погода – это собственно то измерение, которое связывает горожан с миром природы.

В 2012 году Элиассон сделал очередной совместный проект с Tate Modern. На этот раз художник выключил свет в зале с работами сюрреалистов и предложил зрителям посмотреть на искусство с помощью карманных фонариков. Так Элиассон заставил зрителей увидеть старые картины буквально «в новом свете». Кстати, фонарики из этого проекта можно будет увидеть и на нынешней выставке. Они называются «маленькие солнца» и работают от солнечных батареек. Лампочки сделаны в виде маленьких желтых цветочков. Эти цветы называются «мескель» и в Эфиопии считаются символом счастья и благополучия.

«Маленькие солнца» мескель – это часть масштабного социального проекта Олафура Элиассона. Художник наладил поставку  своих фонариков в страны третьего мира, где электричество слишком дорого или просто недоступно для большинства жителей. Вместо того, чтобы получать электроэнергию из вредных для здоровья и окружающей среды бензиновых электрогенераторов, Элиассон предложил использовать свои высокотехнологичные фонарики. Теперь больше 800 000 «маленьких солнц» Элиассона светят в бедных деревушках Китая, на Филиппинах, в Мексике и в Африке.

Еще один социальный проект художника называется Green light. Он возник как реакция на прибытие в Европу миллиона беженцев. Green light – это художественная мастерская, где осуществляется социальная интеграция вновь прибывших.  Беженцы помогают создавать зеленые светильники, слушают лекции об искусстве и делятся своими историями. Поскольку по закону Элиассон не имеет права платить беженцам зарплату, он обеспечивает их едой, языковыми курсами и профессиональной переподготовкой.

Светотень 2.0

Искусство Элиассона трудно загнать в рамки какого-то направления или школы. Его инсталляции поражают воображение и ломают привычные представления о том, каким должно быть искусство. Но, при всей его революционности, темы и инструментами  у художника вполне классические. Элиассон работает с помощью света и пространства. Свет и тень – тема, которая занимала художников в течение многих веков. Но такие эксперименты со светом и пространством, которые ставит Олафур Элиассон, художникам прошлых столетий и не снились.

Фото: Jens Ziehe

Если старые мастера выстраивали светотеневые среды на своих картинах, то Элиассон переместил свои эксперименты в трехмерное пространство, за которым можно не только наблюдать со стороны, но и попадать внутрь. Как это, например, происходит в зеркальном туннеле под названием «Your spiral view».

Туннель напоминает огромный калейдоскоп, сквозь который зритель может пройти насквозь. Преломляясь в причудливых изгибах неровной зеркальной поверхности, свет совершенно меняет внутренее пространство туннеля. Блики света, отражения стен и отражения самих посетителей сливаются в единый причудливый узор. Завораживает еще и то, что ты видишь себя в этом пространстве. Ты становишься частью экспозиции. Ты и зритель, и зрелище, и творец одновременно. Как говорит сам Элиассон, половину его произведения составляет зритель. И это действительно так – движение людей внутри инсталляций художника заставляют их изменяться.

Одна из самых зрелищных работ выставки – «Your uncertain shadow». На белой стене танцуют разноцветные тени посетителей, создавая магически притягательное зрелище. Инсталляции Элиассона затягивают в игру с собственной тенью или отражением, они будят в зрителях нарциссические инстинкты, приковывают внимание к самому себе.

Но в то же время работы Олафура Элиассона – это коллективный опыт, переживание себя как части большого сообщества. Порой связь между посетителями становится почти интимной, как это происходит внутри инсталляции “Your blind passenger». Инсталляция представляет из себя узкий коридор, заполненный искусственным туманом и освещенный двумя цветами – желтым и белым. Попадая в густой вязкий туман, в первые секунды ты совершенно теряешь ориентацию в пространстве. Когда глаза привыкают, среди облаков начинают проступать контуры бредущих рядом посетителей. Запредельный опыт, пережитый в туманном туннеле, делает чужих людей ближе друг другу. И вот вы уже заговорщицки обмениваетесь улыбками, как будто знаете друг друга сто лет. Что интересно, у каждого опыт прохождения по тоннелю свой. Созданная Элиассоном цветовая иллюзия у каждого человека работает по-разному: кто-то увидит ярко-желтый и голубой цвета, кто-то фиолетовый и оранжевый.

Photo: Thilo Frank / Studio Olafur Eliasson

Большая часть названий работ Элиассона начинается со слова  «yours». В английском языке это слово одновременно значит и «твое» и «ваше». Так художник показывает двойственность его искусства – оно обращено к нашему личному опыту восприятия и в то же самое время – это еще и восприятие коллективное, совместный опыт постижения искусства.

Пейзаж 2.0

Еще одна «классическая» тема в творчестве Олафура Элиассона – это изображения природы. Когда он только начинал свой путь в искусстве, он активно занимался пейзажной живописью. Но очень скоро его пейзажи превратились во что-то совершенно иное.

Фирменным приемом художника стало воссоздание природных явлений внутри музейного пространства. С помощью современных технологий стало возможным отстроить внутри помещения речку, в которой течет самая настоящая вода. Или поместить в пространстве комнаты туман, радугу, дождь. Одна из самых впечатляющих инсталляций привезенных в Tate, – это стена из мха, вдохновленная природой родной для Элиассона Исландии. Причем, это настоящий живой мох, а не его имитация. Вся комната заполнена свежим лесным запахом – Элиассон заставляет работать не только наше зрение, но и другие органы чувств.

По сути дела он продолжает принципы художников начала ХХ века, которые объявляли произведением искусства бытовые вещи, вырванные из привычного контекста (реди-мейды). В ХХ веке художники уже приносили в музей абсолютно все: от писсуара и сушилки для бутылок (Марсель Дюшан) до живых лошадей (Яннис Кунеллис) и человеческих экскрементов (Пьеро Мандзони). Только вместо лошади или писсуара Элиассон берет стену мха, дождь или радугу. 

Влюбленный в природу, Олафур Элиассон является одним из главных борцов за экологию в современном искусстве. Большинство его проектов имеют не только эстетический или философский, но и социальный месседж. Например, прошедшая этой зимой инсталляция с глыбами льда, которые таяли напротив входа в Tate Modern – это напоминание об угрозе глобального потепления. Команда художника привезла куски льда, выпиленные из ледников в Гренландии. Тающие с каждым днем глыбы были призваны напомнить не только о проходящем времени, но и о том разрушительном воздействии, которое человеческая цивилизация наносит природе. Каждый год планета теряет около 200-300 миллиардов тонн ледников. На выставке можно увидеть фотографии ледников, сделанные с разницей в 20 лет. Контраст между ними разительный.

Ice Watch (2018)

Несомненно, выставка Олафура Элиассона – это целая веха в истории современного искусства. У жителей Лондона появился уникальный шанс увидеть разом разнообразные проекты, созданные художником за последние тридцать лет. Здесь есть и совсем ранние ученические световые проекции на стены, и самая свежая работа 2019 года «In real life», которая собственно и дала название выставке. Обязательно дойдите до Tate Modern – никакие статьи, репортажи и фотографии до конца не передадут ощущения от погружения в мир Олафура Элиассона. Видео и фотография не в силах уловить те эффекты, которые возникают при личном присутствии.

Любите высокое и прекрасное? Мы тоже. Приходите к нам в инстаграм!

«Ваша реакция — следующая» и подразумевает зрительское соавторство в работах.

В 1998 году датчанин начал последовательно выкрашивать реки Европы, Америки […]

Зелёная река

Олафур Элиассон. Зелёная река, 1998

Фотодокументация проекта в Моссе, Норвегия, 1999. Уранин, вода

Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. © 1998 Olafur Eliasson

Как и многие другие проекты Олафура Элиассона, «Зелёная река» основана на принципе «YES», сформулированном самим художником. Аббревиатура означает: «Ваша реакция — следующая» и подразумевает зрительское соавторство в работах. В 1998 году датчанин начал последовательно выкрашивать реки Европы, Америки и Японии в изумрудно-зелёный цвет. Он щедро засыпал в воду килограммы флуоресцеина, безвредного химического красителя, полностью растворяющегося через час-два. Официальная задача проекта: «Проследить движение океанического течения». На самом же деле художнику нужна была реакция. И она не заставила себя долго ждать, но оказалась противоречивой.

Олафур Элиассон. Зелёная река, 2000

Фотодокументация проекта в Стокгольме, Швеция, 2000. Уранин, вода

Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. © 1998 Olafur Eliasson

К примеру, в Дании стремительное позеленение реки восприняли стоически — с напряжённым молчанием. А вот городские власти соседней Швеции, не разобравшись, поспешили обвинить один химический завод в несанкционированном сбросе отходов в реку. В Японии тоже забили тревогу, а в США ирландская диаспора приветствовала новый цвет реки, как наиболее подходящий её национальным цветам. В целом проект оказался успешным в самом широком смысле. Он принёс Элиассону славу и заставил говорить о нём не только критиков, но и политиков, и экологов. Теперь его «Зелёную реку» считают актуальной и предельно честной работой.

Двойной закат

Олафур Элиассон. Двойной закат, 1999

Фотодокументация проекта в Утрехте (Нидерланды). Строительные леса, сталь, ксеноновые лампы. Размеры инсталляции варьируются. Диаметр диска 38 метров

Фотография: © Hans Wilschut. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. © 1999 Olafur Eliasson

Художник, обожающий природу, но постоянно находящий в ней странные изъяны, решил слегка подкорректировать одно из наиболее прекрасных проявлений натуры — заход солнца. «Пусть их будет два», — решил Элиассон (совсем как молодой Маяковский). В западной депрессивно-промышленной части Утрехта он с помощью десятка ассистентов водрузил огромный гофрированный диск на стальной постамент, крепко посадив его на болты и кронштейны. Но следовало заставить его воссиять. На крышу соседнего здания были подняты гигантские стробоскопы, направившие жёлтые лучи прямиком на новорожденное светило.

Олафур Элиассон. Двойной закат, 1999

Фотодокументация проекта в Утрехте (Нидерланды). Строительные леса, сталь, ксеноновые лампы. Размеры инсталляции варьируются. Диаметр диска 38 метров

Фотография: © Hans Wilschut. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. © 1999 Olafur Eliasson

Ничего не подозревавшие жители голландского городка остолбенели — на рассечённом сизыми полосами небе сияли два солнца, вовсе друг другу не мешая. Многие тогда сочли этот проект предчувствием конца света. Вновь заговорили экологи — о неестественности окружающего мира, о том, что человечество стремится к воссозданию Вселенной из синтетических полимеров и ботокса. Арт-критики тоже не смогли промолчать. «Двойной закат» — о противостоянии натуры и современных технологий, о постмодернистской мимикрии, о несовершенстве природы и стремительной человеческой мысли». И опять все высказавшиеся стали соучастниками проекта Элиассона, которому важен их «YES», даже если он будет категорическим «NO».

Коллективный проект

Олафур Элиассон. Коллективный проект, 2005

Инсталляция на Третьей биеннале Тираны (Албания). Белые детали конструктора LEGO, дерево. Размеры варьируются

Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. © 2005 Olafur Eliasson

Центральная площадь Тираны, столицы Албании, на время проведения триеннале превратилась в строительную площадку. Три тонны белых кирпичиков LEGO красивыми руинами возвышались над обновляющимся после войны городом. Все жители и гости страны приняли участие в очередном проекте Элиассона. Задание — построить дом будущего (какой угодно, без предварительных проектов и чертежей). Количество материала неограниченно. Строили будущее, как говорится, всем миром, а Элиассон наблюдал сквозь толстые линзы мудреца, прикидывающегося простаком. Город построен — всем спасибо. Но здесь‑то и начался собственно проект — уже не на площади, а на страницах журналов, на экранах телевизоров, в блогах и живых журналах.

Олафур Элиассон. Коллективный проект, 2005

Инсталляция на Третьей биеннале Тираны (Албания). Белые детали конструктора LEGO, дерево. Размеры варьируются

Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. © 2005 Olafur Eliasson

Публика постила восторги и смайлики. Тележурналисты брали интервью у городской администрации. Кто‑то поддержал идею умирающего в руках обывателя искусства. Кто‑то радовался возрождающемуся в руках обывателя искусству. Проглотившие целиком и жадно наживку Элиассона завели разговор (художник этого ждал) о том, что место выбрано им неслучайно, что проект «показал, как люди жили в советской Албании и как они незаконно возводили себе лачуги, кое‑как обустраиваясь в этой скудной и непригодной для жизни местности» (!). Именно эти высказывания помогли художнику красиво завершить проект.

Нью-йоркские водопады

Олафур Элиассон. Нью-йоркские водопады, 2008

Размеры варьируются. Вид инсталляции на Бруклинском мосту, Нью-Йорк, 2008. Вода, леса, стальные решётки и желоба, насосы, трубопровод, рамки входного фильтра бассейна и фильтрующая ткань, переключатель передач, светодиоды, ультрафиолетовые фильтры, бетон, электрооборудование и электропроводки, модули управления и анемометры

Фотография: © Christopher Burke Studio. Права на изображения принадлежат Public Art Fund. © 2008 Olafur Eliasson

Это продолжение знаменитой серии Элиассона, начатой в 1998 году. На сей раз художник выбрал сразу четыре точки для сооружения громокипящих водяных потоков на Ист-ривер — под Бруклинским мостом, между четвёртым и пятым пирсами в Бруклине, на Нижнем Манхэттене и на Губернаторском острове. Технически всё безупречно. Конструкции высотой тридцать-сорок метров скроены прочно — из стальных балок и перекладин. Помпы поднимали к их вершинам тонны воды, которые рушились с необыкновенным ревом обратно в Ист-ривер. В вечернее время водопады подсвечивались. Сказать, что «Нью-йоркские водопады» были успешны, значит не сказать ничего. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг загорелся этим проектом ещё на стадии его разработки и стал судьбоносным покровителем Элиассона, выбил разрешение на установку конструкций и щедро спонсировал работу из собственного кармана. Вслед за Блумбергом проект поддержали многие государственные чиновники, подвластная им пресса и телеканалы. Сложно сказать, повлияли ли эти четыре огромные водочерпалки на состояние реки. По крайней мере, негативных отзывов от экологов не было. Похоже, даже они, ревнивые блюстители природного порядка, влюбились в эти искусственные водопады, слегка преобразившие вертикальный ландшафт мегаполиса.

Берлинское молевое бревно

Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010

Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010

Фотография: © Studio Olafur Eliasson. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. © 2009 Olafur Eliasson

Этот проект — часть крупномасштабной выставки художника, прошедшей в столице Германии в 2010 году. При поддержке мэрии, а также музея Мартин-Гропиус Бау Элиассон создал ряд инсталляций site-specific, разместив их в нескольких районах Берлина, в том числе и «Молевое бревно». Молевое — значит сплавляемое по реке. Собственно, так и происходило. Только вместо реки — асфальтовая гладь идеально прямых берлинских улиц.

Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010

Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010

Фотография: (c) Studio Olafur Eliasson. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. (c) 2009 Olafur Eliasson

Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010

Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010

Фотография: (c) Studio Olafur Eliasson. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. (c) 2009 Olafur Eliasson

Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010

Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010

Фотография: (c) Studio Olafur Eliasson. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. (c) 2009 Olafur Eliasson

Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010

Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010

Фотография: (c) Studio Olafur Eliasson. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. (c) 2009 Olafur Eliasson

Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010

Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010

Фотография: (c) Studio Olafur Eliasson. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. (c) 2009 Olafur Eliasson

Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010

Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010

Фотография: (c) Studio Olafur Eliasson. Права на изображения принадлежат художнику, neugerriemschneider в Берлине и Tanya Bonakdar Gallery в Нью-Йорке. (c) 2009 Olafur Eliasson

Бревно (привезённое, кстати, из Исландии) художник катил по всевозможным «штрассен унд гассен», фотографируя его на траве и брусчатке, у перекрестка и под аркой, посреди автобана и возле стены. Он превратил его таким образом в органическую часть городского ландшафта и вновь заставил критиков рассуждать на тему иллюзорной границы между искусством и жизнью.

Твоя радужная панорама

Олафур Элиассон. Твоя радужная панорама, 2006—2011

Фотодокументация проекта в ARoS — Художественном музее Орхуса, Дания

Фотография: © Studio Olafur Eliasson. © 2006—2011 Olafur Eliasson

Одна из самых проникновенных работ Элиассона. На крыше музея искусств в городе Орхус лежит разложенная на множество спектров, закольцованная радуга. Смотришь со стороны — то ли летательный аппарат, то ли роскошный ресторан с дорогой городской панорамой в качестве оплаченного приложения. Но это не то и не другое. Что же? Элиассон затрудняется дать однозначный ответ, и сотрудники музея с ним солидарны. Это, конечно, выставочный зал в форме закольцованного тоннеля. Но никаких видео, инсталляций и прочих авторских работ художника там нет. Это и чилл-аут, по которому можно неспешно передвигаться, или лежать на нём, наблюдая за тихой и размеренной жизнью Орхуса во множестве плексигласовых переливов. Это и отдельное, автономное архитектурное сооружение, которое, кстати, попало на страницы самых престижных изданий по дизайну и строительству. Есть мнение, что «Панорама» Элиассона является образным мостиком между внешним и внутренним, между искусством и архитектурой, связующим музей и ландшафт. Глобалисты, привлечённые тональной полихромией, заявили, что Элиассон нашёл прекрасную метафору многонациональной Европы, в которой представлены нынче все цвета наций. Много разных умных мнений. И пожалуй, здесь зрительское соавторство, пресловутый «YES», уже представляется излишним. Хочется просто ходить и тихо наблюдать банальную красоту — черепичные крыши и пухлые датские облака в густых плексигласовых красках заходящего солнца.

Шедевр Starbrick Олафура Элиассона — Zumtobel

Sold out! We are currently working on an updated version of Starbrick.

Starbrick представляет собой эксперимент с модуляцией света и пространством.

Олафур Элиассон

Олафур Элиассон — датско-исландский художник, известный своими экспериментами с человеческим восприятием. Он заигрывает с физическими явлениями: светом и тенью, красками, туманом, ветром и волнами. Технические средства воплощения своего замысла Элиассон делает видимой частью инсталляции.

Starbrick

Световой модуль Starbrick был разработан Олафуром Элиассоном в сотрудничестве с компанией «Zumtobel». Сфера применения модуля необычайно широка — его можно использовать как подвесной светильник, торшер, настольную лампу. Несколько соединенных вместе модулей образуют свободно стоящие или парящие в воздухе скульптуры, потолки, стены. Современные светодиоды обеспечивают разнообразие вариантов освещения. Яркость светодиодов можно уменьшать, их можно использовать как для прямого, так и для атмосферного освещения. Возможности применения светильника Starbrick необычайно широки. Изделие подойдет для освещения как жилых помещений, так и общественных зданий. Количество производимых светильников не ограничено. Купить этот шедевр можно на веб-сайте компании «GmbH & Co. KG», местонахождение: студия Олафура Элиассона, г. Берлин.

Дизайн

Starbrick состоит из отлитых под давлением деталей из поликарбоната с матово-черным внешним покрытием. Расположенные по центру полупрозрачные зеркальные поверхности желтого цвета подсвечиваются светодиодами. Пластмассовые отражатели связывают и равномерно распределяют свет направленных наружу светодиодных панелей.

Технические характеристики

Размеры (в мм): 550 x 560 x 460, Ø 580
Размеры (в дюймах): 21 x 22 x 18, Ø 23
Вес (в кг): 9,5
Вес (в фунтах): 21
Светоизлучатель: светодиод
Управление: портативный пульт управления
Потребляемая мощность: 75 Вт
Напряжение сети: 90 — 260 В
Материал: поликарбонат

Светильник был представлен на/в

Венская сокровищница, г. Вена, Австрия, 2013 г.

Фирма «BOROS», г. Берлин, Германия, 2013 г.

Национальный киномузей «EYE Film Instituut Nederland», г. Амстеердам, Нидерланды, 2012 г.

Венецианская архитектурная биеннале, г. Венеция, Италия, 2011 г.

Private Home, Швейцария, 2010 г.

Международная архитектурно-техническая ярмарка Light+Building, г. Франкфурт-на-Майне, Германия, 2010 г.

Выставка Designers’ Saturday, Лангенталь, Швейцария, 2010 г.

Фирма «Sawaya & Moroni», г. Милан, Италия, 2009 г. = предсерийные модели

Международная ярмарка современного искусства ArtBaselMiamiBeach, Майами-Бич, США, 2009 г.

Завораживающие калейдоскопы Олафура Элиассона

NULL

Олафур Элиассон (Olafur Eliasson) – современный датско-исландский художник, известный прежде всего масштабными инсталляциями, такими как  «The Weather Project»  в турбинном зале Tate Modern в Лондоне в 2003 году.

NULL NULL

В этой инсталляции художник искусственно создал пространство, в котором, казалось, существовало только солнце и небо. Взглянув наверх можно было обнаружить что потолок зала исчез. Гигантское  солнце, освещающее зал, было сделано сделанное из сотен моно-частотных ламп, в свете которых все цвета, кроме жёлтого и чёрного становятся невидимыми. Посетители подолгу лежали на полу, наслаждаясь этой странной марсианской реальностью.

NULL NULL

NULL NULL

Элиассон скорее исследователь, чем художник. Он изучает психоанализ и много консультируется с учеными. Например, готовя проект для олимпиады 2012 года в Лондоне, он со специалистами по социальной неврологии специально исследовал феномены сопереживания и сочувствия, пытаясь выяснить, насколько они заразительны.

NULL
NULL

«Я думаю, что искусство в принципе меняет поведенческие установки. Оно влияет на то, как мы идентифицируем себя с миром. Искусство ставит вопросы о тех вещах, на которые в рыночно-ориентированном западном обществе вообще не обращают внимание. Например, на то, чувствуем ли мы себя комфортно или некомфортно в пространстве», – говорит художник о своём творчестве.

NULL
NULL

В своих инсталляциях он обычно работает со светом, водой и туманом, пытаясь с их помощью изменить восприятие зрителем пространства. Известны и его гигантские каллейдоскопы из зеркал и стекла на каркасе из нержавеющей стали. Фантастические пространства, позволяющие людям переживать необычный и даже мистический опыт.

NULL NULL

NULL NULL

 

NULL
NULL

«Я часто работаю с геометрическими формами и с неевклидовой геометрией, – говорит Элиассон  в интервью TIP, – Это про движение и про время. Каждый многогранник имеет светодиодный индикатор в его центре, и когда зрители проходят под ними, свет приходит в движение и зритель играет важную роль в создании композиции. Это как музыкальное произведение, только без музыки.

NULL
NULL

NULL NULL

NULL NULL

NULL NULL

NULL NULL

NULL NULL

NULL NULL

NULL NULL

NULL NULL

NULL NULL

NULL NULL

NULL NULL

NULL NULL

NULL NULL

NULL NULL

Сайт студии : olafureliasson.net

NULL

В лондонском музее Tate Modern пройдет выставка Олафура Элиассона

Лондонская галерея современного искусства Tate Modern открывает масштабную персональную выставку датско-исландского художника Олафура Элиассона. На ней будут представлены более 30 работ, созданных художником за почти 30 лет его карьеры. Одна из главных — 45-метровый туманный туннель Your blind passenger, впервые показанный в копенгагенском музее современного искусства Arken в 2010 году.

“Вы очень быстро понимаете, что не полностью ослепли, и у вас начинают проявляться другие чувства, — рассказал художник об инсталляции. — Это показывает, что относительность наших чувств намного выше, чем мы думаем, мы можем управлять ими или, по крайней мере, перестать быть онемевшими”.

На выставке покажут и другие известные работы Элиассона: Moss wall (1994), стена, покрытая оленьим мхом из Исландии, Your spiral view (2002), инсталляция из калейдоскопа зеркал, и Room for one colour (1997), выкрашенная в желтый цвет комната.

На время выставки в баре Terrace при музее можно будет попробовать меню из органической вегетарианской еды из этичных источников, которую художник с командой ест каждый день. Элиассон также готовит новую инсталляцию для экстерьера музея — вроде 24 блоков льда, которые он установил в декабре для привлечения внимания к проблемам глобального потепления.

Выставка Olafur Eliasson: In Real Life откроется 11 июля 2019 года и будет работать до 4 января 2020-го.

Читайте также: Напротив лондонского музея Tate Modern установили 24 куска льда

Как выглядит дом-артефакт по проекту Олафура Элиассона • ARTANDHOUSES

В датском Вайле 9 июня откроется первое здание, построенное и оформленное по проекту архитектурного бюро известного художника Олафура Элиассона Studio Olafur Eliasson. В комплексе Fjordenhus (Fjord House), который связывает фьорд Вайле с центром города, расположится новая штаб-квартира компании Kirk Kapital. Попасть сюда можно, пройдя по пешеходному мосту Вайле-Фьорд, который соединяет подводную часть здания с причалом.

На нижнем этаже, открытом для свободного посещения, будут выставлены некоторые работы Элиассона-художника. Кроме того, вся офисная мебель в Fjordenhus, кроме стульев, также выполнена по его эскизам.

Впрочем, и само здание можно в полной мере считать произведением искусства. Постройка представляет собой четыре 28-метровых пересекающихся цилиндра из кирпича. При этом каждая стена имеет свою неповторимую по рисунку и цветовому решению кладку. Таким образом, все поверхности Fjordenhus – небольшие художественные композиции, которые при солнечном свете перекликаются с бликами воды.

Датско-исландский художник Олафур Элиассон известен во всем мире своими произведениями со световыми эффектами. Его персональные выставки проходили в музеях Парижа, Лондона и Нью-Йорка, он представлял Данию и на одной из Венецианских биеннале. Во время прошлогодней Московской биеннале несколько работ художника были в числе хайлайтс основного проекта.

Photo: David de Larrea Remiro

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Photo: Anders Sune Berg

Олафур Элиассон: В реальной жизни — выставка в Тейт Модерн

Олафур Элиассон возвращается в Тейт Модерн с этой выставкой, которую нельзя пропустить

В увлекательных инсталляциях Элиассона вы познаете свои чувства, людей вокруг вас и мир за его пределами.

Некоторые произведения искусства демонстрируют в пространстве галереи такие природные явления, как радуга.Другие используют отражения и тени, чтобы поиграть с тем, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним. Многие работы являются результатом исследований художника сложной геометрии, моделей движения и его интереса к теории цвета. Все работы, кроме одной, никогда раньше не видели в Великобритании.

В рамках выставки есть область, которая исследует глубокое взаимодействие Элиассона с обществом и окружающей средой. Узнайте, что взгляд художника может привнести в вопросы изменения климата, энергетики, миграции, а также архитектуры.

Команда поваров Studio Olafur Eliasson составила специальное меню и программу связанных мероприятий для бара Tate Modern’s Terrace, основанную на органических, вегетарианских и местных блюдах, которые подаются в его берлинской студии.

Элиассон имеет давние отношения с Тейт Модерн. Его светящееся солнце, Прогноз погоды в 2003 году привлек более двух миллионов человек в Машинный зал. Совсем недавно Ice Watch 2018 принесло глыбы льда из Гренландии в Лондон.Эта выставка подарит еще одно незабываемое впечатление посетителям любого возраста.

Серия таяния ледников 1999/2019

В 1999 году Олафур Элиассон задокументировал 45 ледников Исландии для серии фотографий. Двадцать лет спустя — через наносекунду по геологическому времени — он вернулся, чтобы снова сфотографировать их. Серия таяния ледников 1999/2019 помещает рядом фотографии 30 ледников с 1999 и 2019 годов, показывая произошедшие драматические изменения.

Левый Верно

Олафур Элиассон Деталь серии «Таяние ледников» 1999/2019 Предоставлено автором; neugerriemschneider, Берлин; Галерея Тани Бонакдар, Нью-Йорк / Лос-Анджелес © 2019 Олафур Элиассон

Олафур Элиассон Деталь серии «Таяние ледников» 1999/2019 Предоставлено автором; neugerriemschneider, Берлин; Галерея Тани Бонакдар, Нью-Йорк / Лос-Анджелес © 2019 Олафур Элиассон

Олафур Элиассон, Водопад , 2019, предоставлено художником neugerriemschneider, Берлин; Галерея Тани Бонакдар, Нью-Йорк / Лос-Анджелес Вид инсталляции: Тейт Модерн, Лондон Фото: Андерс Сьюн Берг.© 2019 Олафур Элиассон

Олафур Элиассон Стена из мха 1994 Вид инсталляции: Moderna Museet, Стокгольм, 2015 г. Фото: Андерс Суне Берг Предоставлено автором; neugerriemschneider, Берлин; Галерея Тани Бонакдар, Нью-Йорк / Лос-Анджелес © 1994 Олафур Элиассон

Фонтан Большого взрыва Олафура Элиассона, 2014 г. Вид из инсталляции в Moderna Museet, Стокгольм, 2015 г.
Фото: Андерс Сьюн Берг Предоставлено автором; neugerriemschneider, Берлин; Галерея Тани Бонакдар, Нью-Йорк / Лос-Анджелес © 2014 Олафур Элиассон

Олафур Элиассон Частица звездной пыли 2014 Фото: Jens Ziehe Tate Collection © 2014 Олафур Элиассон

Выставка была организована Тейт Модерн в сотрудничестве с Музеем Гуггенхайма в Бильбао

Выставка под кураторством Марка Годфри, старшего куратора Международного искусства Тейт Модерн с Эммой Льюис, помощником куратора, Международное искусство, Тейт Модерн

Переработка для Скидка 20% на выставочную футболку

У вас есть старые футболки, которые вы больше не носите? Принесите их в галерею Tate Modern для повторного использования или переработки, и вы получите 20% скидку на выставочную футболку Олафура Элиассона.Участники также получат дополнительную скидку 10%.

Ежегодно в Великобритании на свалку отправляется более 300 000 тонн одежды. Многое из этого все еще может носить кто-то другой, а остальное можно переработать, превратив в чистящие салфетки или изоляцию. Поскольку экологичность является ключевой темой в работе Элиассона, Тейт и Studio Olafur Eliasson объединились, чтобы представить систему переработки ваших старых футболок, которая, как мы надеемся, станет частью будущих выставок Тейт.

Олафур Элиассон — 19 произведений

Олафур Элиассон (исландское: Олафур Элиассон; 1967 г.р.) — исландско-датский художник, известный своими скульптурами и крупномасштабными инсталляциями, в которых для улучшения восприятия зрителя используются такие элементарные материалы, как свет, вода и температура воздуха.В 1995 году он основал Studio Olafur Eliasson в Берлине, лабораторию пространственных исследований. Олафур представлял Данию на 50-й Венецианской биеннале в 2003 году, а позже в том же году установил проект «Погода» в Машинном зале Тейт Модерн в Лондоне.

Олафур участвовал в ряде проектов в области общественного пространства, включая проект «Зеленая река», реализованный в различных городах в период с 1998 по 2001 год; Павильон галереи Serpentine 2007, Лондон, временный павильон, спроектированный норвежским архитектором Кьетилом Торсеном; и Водопады Нью-Йорка, заказанные Public Art Fund в 2008 году.С 2009 по 2014 год он был профессором Берлинского университета искусств, а с 2014 года — адъюнкт-профессором Школы изящных искусств и дизайна Алле в Аддис-Абебе.

Олафур Элиассон родился в Копенгагене в 1967 году в семье Элиаса Хьёрлейфссона и Ингибьорга Олафсдоттира. Его родители эмигрировали в Копенгаген из Исландии в 1966 году, он нашел работу поваром, а она — швеей. Ему было 8 лет, когда его родители разошлись; он жил с матерью и отчимом, биржевым маклером. Его отец, тогда еще художник, вернулся в Исландию, где их семья проводила лето и каникулы.В 15 лет у него была первая персональная выставка, на которой были представлены пейзажные рисунки и гуаши в небольшой альтернативной галерее в Дании. Однако Олафур считал свои «брейк-дансы» середины 1980-х своими первыми работами. Вместе с двумя школьными друзьями он сформировал группу — они назвали себя Harlem Gun Crew — и они выступали в клубах и танцевальных залах в течение четырех лет, в конечном итоге выиграв чемпионат Скандинавии.

Олафур учился в Датской королевской академии изящных искусств с 1989 по 1995 год.В 1990 году, когда Королевская датская академия выделила ему бюджет на поездку, Олафур отправился в Нью-Йорк, где начал работать ассистентом в студии художника Кристиана Экхарта в Вильямсбурге, Бруклин, и читать тексты по феноменологии и гештальт-психологии.

Олафур получил степень в академии в 1995 году после переезда в 1993 году на год в Кельн, а затем в Берлин, где он с тех пор содержит студию. Сначала студия разместилась в трехэтажном бывшем железнодорожном депо по соседству с Hamburger Bahnhof, а в 2008 году студия переехала в бывшую пивоварню в Пренцлауэр-Берг.

В 1996 году Олафур начал работать с Эйнаром Торстейном, архитектором и экспертом по геометрии на 25 лет старше его, а также бывшим другом Бакминстера Фуллера. Первая часть, которую они создали, под названием 8