1
Первый слайд презентации: Орнамент барокко и классицизма
Конспект урока для 4 (5) на учебную неделю с 14.12 по 20.12.2020 г.
Изображение слайда
2
Слайд 2: Орнамент классицизма
Орнамент классицизма статичен (состояние покоя), может иметь в рисунке прямые линии, простые геометрические фигуры, но также и объемные фигурные элементы.
Изображение слайда
3
Слайд 3: Грифоны в орнаменте декора для современного здания
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
4
Слайд 4: Голова льва на барельефе для украшения фасада дома
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
5
Слайд 5: Рельефный орнамент классицизма
В рельефном орнаменте классицизма — львы, меандры, акантовые листья, картуши, заимствованные из греческой архитектурной классики.
Пальметты (от слова palmette — пальмовый) — веерообразно расходящиеся из волют стилизованные листья пальмы — античный рельеф, использующийся как элемент орнамента классицизма в разных стилевых направлениях.Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
6
Слайд 6: Античная пальметта
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
7
Слайд 7: Меандр
Меандр (название от реки Меандр в Малой Азии) — орнамент из ломаной под прямым углом линии.
Широко использовался в архитектуре классицизма и затем — ампира.Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Реклама. Продолжение ниже
8
Слайд 8
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
9
Слайд 9
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом10
Слайд 10: Орнамент меандра присутствует в декоративном молдинге из полиуретана
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Слайд 11: Гирлянда
Гирлянда представляет собой декоративный орнамент из сплетенных листьев, плодов, цветов, стеблей, лент, бантов, ведет свое происхождение от античных рельефов. Использовался орнамент для декора античных фасадов и во времена Ренессанса, барокко, рококо, классицизма, ампира. В современном строительстве в стиле классицизм также используются цветочные мотивы.
Изображение слайдаИзображение для работы со слайдом
12
Слайд 12: Цветочный барельеф для украшения фасада частного дома
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
13
Слайд 13
В строениях раннего периода орнаменты классицизма изысканны, с равномерным чередованием повторяющихся мотивов: жемчужника, меандра, листьев аканта, лавра, дуба, перекрещивающихся лент, ветвей, символических цветов, сплетающихся в гирлянды, которые через определенный промежуток перехвачены лентами, бантами, нередко — черепами животных с рогами. В некоторых орнаментах встречались лиры, дудочки и другие музыкальные инструменты, которые чередовались с определенным промежутком. Объемный орнамент классицизма на дверях и наличниках включает как греческие мотивы, так и римские элементы — головы орлов, баранов, топоры, стрелы, лавровые венки.
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
14
Слайд 14
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Реклама. Продолжение ниже
15
Слайд 15: Венок с лентами для украшения фасада
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
16
Слайд 16: Орнамент барокко
Кроме классических акантов, орнамент барокко состоит из картушей, раковин, торшеров и цветочных ваз. Есть множество гирлянд, арабесок, рогов изобилия и музыкальных инструментов, которые пышно обрамлены и расположены симметрично.
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
17
Слайд 17: Картуш
Картуш — художественный мотив в виде обрамлённого завитками щита или полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
18
Слайд 18: Картуш, окруженный парой гирлянд из цветов, в Бухаресте
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
19
Слайд 19
Общая направленность барокко заключается в декоративном убранстве жилища и украшении вещей. Главная цель заключалась в создании мистического великолепия, создании ощущений живой и действующей силы. Это было необходимо для нужд католической церкви. В этом стиле храмы служили прославлению могущества католицизма с помощью архитектуры, скульптуры, живописи и др. Наиболее широко барокко распространилось в тех странах, где были сильны традиции католиков — в Италии, Франции и Испании.
Изображение слайда
20
Слайд 20
Постепенно этот стиль охватил дворцы королей и знати. Барокко во многих странах пришлось по вкусу монархам, позволяя им возвеличивать свое превосходство. В более упрощенном виде стиль распространился на сельских и городских жителей.
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
21
Слайд 21: Салон «Венеры», Версаль
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
37. Особенности барокко и классицизма – главных стилей в искусстве XVII века.
Искусство барокко4 стало художественным отражением противоречий раннебуржуазного периода европейской культуры. Подчеркивая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Основные черты барокко отразили его дуализм. Черты мистики, фантастичности, повышенной экспресии, декоративность удивительно уживаются в нём с трезвостью и рассудочностью, с истинно бюргерской деловитостью. Стиль барокко легко узнается в очертаниях архитектурных сооружений, в изысканной вычурности линий в скульптуре и живописи, в пышности, декоративности, аллегоричности фасадов и интерьеров зданий, в напыщенности языка прозы и поэзии. Совмещая иллюзорное и реальное, барокко является в целом стилем, который отражал преимущественно систему ценностей, идеалов и вкусов дворянства, в первую очередь той его части, которая сохраняла ещё известные прогрессивные тенденции. Поэтому этот стиль развивался прежде всего в тех странах, где сохраняли свои позиции феодальные отношения и католическая церковь. Церковное искусство, собственно и было типичным «барокко» в узком смысле этого термина. Зародившись на рубеже XVI─XVII вв. в Италии, барокко распространяется затем в Испании, Португалии, Фландрии, а позднее в Австрии, Англии, Германии, Скандинавии, Новом свете и России.
Динамизм барочной скульптуры, противостоящей спокойствию и мощи скульптуры Ренессанса, вызывает чувство восхищения своей лёгкостью. Для искусства барокко важно было не столько тело как таковое, сколько его движение. Если у скульпторов классической Греции и у художников Возрождения боги, пусть идеализированные, изображались как люди, то у мастеров барокко боги оставались богами («Аполлон и Дафна», «Экстаз св. Терезы» Л.Бернини).
В архитектуре барокко сохранялась масштабность и гармоничность сооружений, характерных для искусства Возрождения, но в то же время мастера барокко порывают со многими художественными традициями Ренессанса, с его гармоничностью и уравновешенными объёмами. Более пышным становится архитектурный декор, усиливается пластическая выразительность. В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создаёт иллюзию развёрзшихся сводов. Фасады зданий приобретают роскошную, причудливую пластику. Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, бассейны, городские и загородные резиденции строятся на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчиняясь общему декоративному оформлению и архитектурному замыслу, придавая им пышный, парадный и изысканный вид. Таковы ансамбли Верхний Бельведер в Вене, лестницы на площадях Испании, в Риме.
В живописи преобладают виртуозные, декоративные композиции на религиозные, мифологические или аллегорические сюжеты и парадные портреты. Натюрморт и пейзаж, как самостоятельные жанры, равно как и жанр анималистический, дополняют картину развития изобразительных искусств эпохи. Барокко предпочитает живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, с помощью которых и создаётся форма.
В Италии творили братья Карраччи, Александро Маньяско, Джованни Батиста Тьеполо, Меризи Караваджо, в Испании расцвет живописи барокко связан с именами Эль Греко и Батталоме Эстебан Мурильо, некоторые черты барокко проступали в реалистической живописи Xусепы де Риберы и Франсиско де Сурбарана. Во Фландрии рождённое революцией миропонимание внесло реалистические начала в творчество Петер Пауль Рубенса, Антонис ван Дейка, Якоба Йорданса. В Голландии реализм проступал сквозь барокко в творчестве Дирка Хальса, Рембрандта ван Рейна.
В литературе искусство барокко вдохновлялось идеей разума, продолжая в этом направлении ренессансные традиции, но оно уже не верило в силу, в закономерность прогресса. Человек ─ песчинка в вихре истории, его жизнь полна трагических случайностей. Такова ведущая нить, в частности испанской барочной литературы, нашедшая выражение в лирике Луиса де Гонгоры, пьесах Педро Кальдерона, итальянца Дж. Марино. Барочная литература построена на контрасте. Появляются реалистические произведения, описывающие новый «мир денег» («Буржуазный роман» Антуан Фюретьера). Получает развитие жанр литературной сказки (Шарль Перро). Возрождается басня (Жан де Лафонтен).
В музыке барокко гораздо рельефнее и непосредственнее, чем в других видах искусства, сказывалось переплетение различных по своим истокам идейно-художественных принципов. Этот стиль в музыке отличается, с одной стороны, стремлением к глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств (опера, оратория, кантата), с другой ─ к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров). В русле барокко зародился оперный жанр. Как и в литературе, барочный стиль в музыке отличается своей манерностью, «капризностью», витиеватостью (Антонио Вивальди). Он особенно ярко проявился в итальянской музыке (Джованни Габриели, М.А.Чести, Джузеппе Фрескобальди).
Время барокко ─ время взаимодействия различных видов искусства, когда «поэзия понималась как говорящая живопись, а живопись как немая поэзия». Это было время театрализованных церемоний, высокопарных од, витиеватых речей, аллегорий и гипербол, эмблем и метафор. Во всем жило иносказание.
Осознание несовершенства действительности, стремление противопоставить ей идеальный образ мира, соответствующий современным представлениям о разумном мироустройстве, вызвали к жизни рождение второй стилевой системы ─ классицизма.
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА
Классицизм был сложным и неоднозначным по своему социальному и политическому содержанию явлением. Возникший в XVII в., в период становления абсолютизма5 (абсолютизм ─ форма феодального государства, при котором монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации), классицизм пережил глубокие перемены и наполнился в XVIII в. новым содержанием, хотя и сохранил некоторые свои стилистические особенности. Даже самый «классический» французский классицизм XVII в. предстает перед нами сложным и противоречивым творческим методом, в котором переплелись идейно-художественные принципы, соответствовавшие переходной эпохе, когда утверждавшийся абсолютизм искал опору не только в среде дворянства, но и в широких народных массах.
Писателей и художников вдохновляли идеал совершенного общественного устройства, основанного на законах разума, образ гармоничного человека, идеал которого они искали в античности, античном классическом искусстве (отсюда ─ термин «классицизм»). Классицизм ─ новое «возрождение» античности, но внутренне он от неё весьма далёк, ещё более далёк чем Возрождение. Если гуманисты Возрождения видели высшую ценность в свободно проявляющей себя естественной природе человека, то основоположникам классицизма страсти представлялись силой разрушительной, анархической, порожденной эгоизмом. Продолжая некоторые традиции Возрождения: преклонения перед древними, веру в разум, идеал гармонии и меры ─ классицизм складывался и развивался в борьбе с идейно-художественной системой барокко. В определенном смысле классицизм был антиподом барокко.
Официальная эстетика классицизма получила в определённой степени законченное выражение в философии Р.Декарта, в драматургии Пьера Корнеля, Ж.Расина, Мольера, поэтике Никола Буало.
Стремясь контролировать художественно-эстетическую жизнь общества, абсолютизм создаёт, начиная с 1634 г., академии литературы, живописи и скульптуры, архитектуры, а в 1666 г. учреждает Академию наук. В них господствовал классицизм как официальный стиль абсолютистского государства, признававшийся властями как единственно «правильный».
Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на ведущие («высокие») и второстепенные («низкие»). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки. Не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. К ведущим жанрам в литературе относились трагедия, эпопея, ода; в живописи ─ исторические, мифологические, библейские сюжеты. Героями этих жанров были монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники. Второстепенными жанрами в литературе считались комедия, сатира, басня; в живописи ─ пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр. Однако реалии не укладывались в эти правила. Такие большие художники слова, как П.Корнель, Ж.Расин, Мольер, Ж. де Лафонтен, мастера живописи и скульптуры, как Н.Пуссен, К.Лоррен, Э.Фальконе, Б.Гудон, Ж.Жирардон и другие наполняли дыханием жизни строгую схему этого метода.
В архитектуре классицизм внёс в творчество создателей крупных ансамблей не столько конкретные «правила», сколько принцип рациональности в расположении отдельных сооружений, логической обоснованности художественных решений, гармоничной соразмерности деталей. Версальский дворец с парком и множеством входящих в ансамбль сооружений стал классическим образцом классической архитектуры, не избежав при этом влияния барокко в пышности, помпезности отделки внутренних интерьеров. Версаль стал символом новой дворянской культуры, здесь во второй половине XVII в. «королём-солнцем» Людовиком XIV вершились судьбы Франции. Двор Людовика XIV с его театрализованным бытом, строжайшим этикетом, тягой к блеску и великолепию стал привлекать к себе выдающихся писателей и художников. Это время было названо Вольтером «великим» ─ за пышность церемониала. Дух строгой регламентации, дисциплины становились руководящими принципами эстетики классицизма.
Ковка в стилистических направлениях барокко и рококо
Содержание:
- Стиль Барокко
- Стиль Рококо
Существует множество стилей, в которых развивается современная художественная ковка. Одними из самых изящных и запоминающихся остаются барокко и рококо. Любое изделие, выполненное в этих направлениях, по праву считается произведением искусства. Особенно часто в такой манере создаются ограждения, заборы, балконные и лестничные перила, мебель и садовые декоративные элементы. Они поражают большим количеством деталей, тонкостью, сложностью задумки.
В этой статье перечислим главные характеристики стилей, укажем какие нюансы выдают их в художественной ковке.
Стиль Барокко
Основные особенности направления
Стили ковки тесно связаны с архитектурными, перенимают многие их тонкости, становятся неотъемлемой частью конструкций с подобным дизайном. Барокко зародилось в XVII веке и просуществовало вплоть до конца XVIII. Большое распространение получило в странах Центральной и Южной Европы, было востребовано и в России. В разных государствах к нему приходили постепенно, поэтому его развитие, совершенствование происходило постепенно.
Барокко воспринимается как противопоставление строгому классицизму. В основе контраст, динамичность образов, помпезность и преувеличенность во всем. Считается, что само название направления в переводе с итальянского означает «склонность к излишествам», «порочность». Все нюансы оформления проистекают из происходивших в то время социальных изменений, появления новых развлечений – театров, маскарадов, светской музыки.
Барочный стиль как в архитектуре, так и в художественной ковке, всегда связан с демонстрацией роскоши, изобилует декоративными элементами, сложными формами. Многие детали покрываются позолотой, ярко выделяются. Коваными изделиями в этом направлении украшаются балконы, лестницы, в нем создаются заборы, ограждения, садовая мебель и строения. Применяются они как снаружи здания, так и внутри. Прекрасно сочетаются с натуральными материалами, в частности, мрамором и деревом.
Главные черты ковки в стиле барокко
В орнамент вплетаются сложные элементы – растения, животные, вазы и т.д. |
Узор отличается пышностью, рельефностью, скульптурностью. |
Завитки, характерные для направления, повторяют разные гребни, изломы. |
Есть множество колец различной формы, с декоративными деталями. |
Частый элемент – сложные, витиеватые гербы, щиты с помпезным обрамлением. |
Сечение прутьев прямоугольное или рельефное, иногда витое. |
Многие украшения сильно закручены, выступают из всего изделия. |
Характерен вывод двух завитков из одного основания. |
Стиль Рококо
Особенности направления
Наследник барокко, возникший в середине XVIII века и не просуществовавший очень долго. В отличие от предыдущего стиля не был столь распространен и популярен. Также является развитием классицизма, передающим все его основные черты в манерной, игривой форме. Для него характерно отступление от строгой симметрии, повторения декора. Ставка делается на спонтанность деталей, их размещения и соединения.
Значение в рококо уделяется иллюзии перспективы, но все необходимые прямые линии тщательно маскируются витиеватыми элементами. Наиболее частые варианты декорирования – вазы, цветы, херувимы, листья, маски с утонченными, капризными выражениями. Художественная ковка в этом направлении не получила большого распространения, чаще всего кованные изделия выступают как элементы более крупных сооружений, мебели.
Характерные черты стиля рококо в ковке
Симметрия сохраняется исключительно в вертикальной плоскости. |
Узоры располагаются под углом к основной оси, асимметрично. |
Завитки ломанной формы, изогнуты, растянуты, изгибы имеют все линии. |
Нет крупных, масштабных композиций со множеством элементов. |
Декоративные детали занимают почти все пустое пространство. |
Конструкции всегда отличаются объемностью, пышностью. |
Типовые завитки выполнены в S и C-образных формах. |
Главная отличительная черта – изящность, ажурность, легкость. |
Художественная ковка в стилях барокко и рококо востребована и сейчас. Особенно она актуальна при оформлении загородных, частных домов, различных учреждений. С ей помощью воплощают роскошные, запоминающиеся дизайны интерьеров и ландшафтов. Различить направления между собой и от остальных можно по нескольким характерным признакам, которые не сложно запомнить.
Архитектурные стили и их особенности. Романская архитектура. Готика. Барокко. Конструктивизм
Содержание статьи:Архитектура — это и процесс, и продукт планирования, проектирования и строительства зданий или любых других сооружений. Архитектурные работы в материальной форме зданий часто воспринимаются как культурные символы и как произведения искусства. Исторические цивилизации часто отождествляются с их сохранившимися достижениями.
В разрезе архитектуры мы конечно же можем поговорить о ее разновидностях, а именно стилях, каждый из которых отличается, вносит что-то новое. Сочетаясь друг с другом, они и создают то самое архитектурное разнообразие, к которому мы так привыкли.
Вам будет интересно:Игорь Ожиганов: картины, биография, отзывы
В статье рассматриваются главные архитектурные стили и их особенности (Западная, Центральная Европа и Россия), начиная со средних веков, определяются особенности и отличительные признаки различных стилей, отмечаются лучшие образцы сооружений, различия разработки стиля в разных странах, указываются основоположники и продолжатели каждого из стилей, описываются временные рамки существования стилей и переходы от одно стиля к другому.
Что такое архитектурный стиль
Начальные его варианты появились при возникновении первых больших цивилизаций, каждая из которых оставила свой след в архитектуре. Кто не знает о египетских пирамидах, сфинксах или о зиккуратах Южной Америки. Пожалуй, не найдется ни одного человека хотя бы немного знакомого со строениями разных цивилизаций.
Но тема главных архитектурных стилей и их особенностей в глобальном масштабе слишком обширна, вернемся к Европе. Именно здесь есть множество различий и можно рассмотреть их главные особенности.
Романский стиль и его особенности
Вам будет интересно:Лучезарные картины Александра Маранова
Одним из первых стилей зодчества в средние века следует считать романский стиль, который широко распространился в XI-XII веках и был порождением крестовых походов, междоусобных войн и Европы, еще не разделенной на государства. Наличие общего стиля не исключало существования различных местных архитектурных школ. Пока выделяются только города, имеющие свою власть, сами себя защищающие, концентрирующие товары и деньги и часто переходящие из рук в руки. От архитектурных сооружений того времени требовалась прежде всего защитная функция. Поэтому как крепостные стены городов, так и здания в городах должны были быть прежде всего большими, массивными и способными защитить горожан.
Уходят от применяемых ранее материалов, заменяют дерево на другие, более прочные. Это камень и кирпич, дополненные металлическими деталями (железо, бронза). Окна в таких зданиях (обычно это храмы и замки, а затем и дворцы феодалов) делались небольшими и узкими, стрельчатыми, расположенными в верхних частях зданий для защиты от огня и стрел. Большинство замков располагались на горе или вершине одного или ряда холмов. Сооружения возвышались над окружающими постройками и воспринимались как одна нерушимая твердыня. Ядро крепости составляла обычно круглая (реже квадратная) башня – донжон — убежище феодала. К раннему романскому стилю можно отнести замки и дворцы в большинстве стран Западной и Средней Европы. Замок в Лоше (X век), крепость Гайар, город–крепость Каркассон (XIII-XIV века), Аббатство Мон Сен Мишель (заложен в XI веке) во Франции лучше других сохранили свой первоначальный облик. Характерны для романских храмов и сводчатые подземные помещения – крипты, которые предназначались для хранения реликвий и погребений. В плане романский храм – латинский крест и башня со шпилем в центре. Интерьер воздействует мощью пространства, удлиненной и высокой средней частью, обилием тяжелых арок и массивных колонн. Он порождал ощущение спокойного величия и неподвижности. Традиционные римские формы были приняты без изменений: гладкие стены, полуциркульные арки, колонны и столбы. В ранний период капители колонн покрывались орнаментом. Это были изображения растений и животных, в эпоху зрелости стиля частенько применяется уже капитель со скульптурами.
Готическая архитектура
Вам будет интересно:Фердинанд Ходлер: краткая биография, карьера художника, известные произведения
Романский и готический стили в средневековье были исключительными и повсеместными в Европе. Религиозное по форме сурово-торжественное готическое искусство более духовно, чутко к жизни и человеку. Это храмы статики, привязанные к месту согласно архитектурному стилю. Готика – более зрелый представитель средневековья, чем романский.
Каждый средневековый город гордился в XIII-XVII веках соборами, ратушами, биржами, крытыми рынками, госпиталями, сосредоточенными обычно вокруг треугольной площади, к которой текли разномастные улочки. Грандиозные готические соборы резко отличались от церквей романского стиля. Они были высоки, вместительны, нарядно декорированы. Их формы поражали динамичностью, легкостью и живописностью, определяли и строили пейзаж. Вслед за соборами вверх устремлялись жилые застройки: увеличивалось количество этажей, вытягивались вверх двускатные щипцовые крыши. Город развивался вверх. Собор был центром жизни города. Движение построек вверх обусловливалось стремлением души к небу и теснотой городской застройки внутри крепостных стен. Башни соборов были одновременно дозорными и играли роль пожарной вышки. Иногда их увенчивали фигурой петуха — символом бдительности.
Готика, как и другие архитектурные стили и их особенности, применяла множество конструктивных новинок: сложной и логичной становится система свода, появляется устойчивая каркасная система, появляются внутренние ребра-нервюры и внешние опоры – контрфорсы. Сводчатые перекрытия до предела облегчаются, широкие пролеты и различные отрезки пространства перекрываются, свод поднимается и храм наполняется светом. Характерная черта готики как стиля – стрельчатая арка. Ее повторение в рисунке свода, окон, порталов усиливает ощущение легкости и изящества. Классические примеры готики – соборы Франции в Париже, в Амьене, Реймсе, Шартре.
Ренессанс в архитектуре
Говоря об архитектурных стилях, нельзя обойти вниманием и сооружения эпохи Ренессанса, характеризующейся интересом к человеку как мыслящей и чувствующей личности, возвращению к лучшим образцам античности. Первым архитектором ренессанса принято считать Ф. Брунелески — мастера возведения куполов. Он применяет в своих работах во Флоренции новые конструкции, каркасную систему зданий, новые формы и способы постройки купола. В этом же городе работают и его последователи, создатели дворцов Ручеллаи и Строцци, Альберти и Бенедетто да Майано.
Представители высокого Возрождения: Браманте, Сангалло и Палладио работали в Риме, соединяя античные римские элементы с современными им традициями. Творчество Палладио несомненно продвинуло развитие зодчества, обусловив архитектуру классицизма в Англии, Франции и России.
Вам будет интересно:Средневековый орнамент: виды рисунков, их роль в искусстве и описание с фото
Наступление феодально-католической реакции в XVI веке приводит к тому, что в архитектуре усиливаются условно декоративные элементы. На смену Ренессансу приходит эпоха барокко.
Архитектурный стиль барокко и его особенности
В лучших произведениях каждого стиля явно просматривается общее направление движения: вниз — у романского стиля, вверх — у готики, к алтарю — у барокко.
Черты барокко: тяготение к максимально большим размерам, сложным формам, монументальности и пафосу. Отсюда идет идеализация образных решений, повышенная эмоциональность, гиперболичность, изобилие богатых аксессуаров и деталей. Архитекторы барокко используют сложные ракурсы, световые и цветовые контрасты. Скульптура и живопись подчиняются архитектуре, находясь с ней в постоянном взаимодействии. В это время создаются архитектурные ансамбли, включающие природу, преобразованную человеком. Блестящим центром барочной архитектуры становится Рим.
Архитекторы барокко не вводят новые типы зданий, но находят для старых построек новые композиционные и декоративные приемы, которые совершенно меняют форму и содержание архитектурного образа. Ф. Борромини заменяет прямые линии и плоскости изогнутыми, скругленными, извивающимися. В палаццо Барберини, вилле дЭсте в Тиволи зодчим мастерски использованы рельеф местности, водоемы, павильоны и скульптурные группы.
Барочные Работы Бернини (архитектор, скульптор, живописец): церковь Сант Андреа в Риме, окончание многолетнего строительства собора Св. Петра в Риме. В проект строительства собора, кроме грандиозной колоннады (сотни колонн), включены были два фонтана и обелиск между ними.
Следующим этапом и ступенью развития архитектуры становится классицизм.
Сравнение барокко и классицизма
Триумф централизованного государства и единовластия отражается в монументальных сооружениях. Ансамбли обретают невиданные масштабы. Самый яркий пример такого ансамбля – Версаль в 17 км от Парижа. При его строительстве были применены ордерные системы античности. Целостность в построении объемов и композиций зданий повторяет Рим и Грецию, утверждается строгий порядок и симметрия (французские парки).
Лувр как произведение зрелого классицизма послужил образцом для многих государственных учреждений Европы.
А в Риме продолжается парадное шествие барокко: Испанская лестница, большие христианские базилики Сан Джованни и Санта Мария Маджоре, перегруженная деталями композиция фонтана Треви. Барокко и классицизм идут рядом.
Стиль барокко предполагал рассматривание и любование деталями. Классицизм же требовал зрительского охвата всего ансамбля разом с его природным и созданным человеком окружением.
Изысканный стиль рококо
С угасанием XVII века стили барокко и классицизма сменяются новым художественным направлением — рококо. Архитектура в этом стиле постепенно отходит от грандиозных ансамблей, однако тяга к роскоши лишь приобретает новую форму. На смену замку XVII века приходит городской дом – отель, утопающий в зелени садов. Это, как правило, небольшой особняк аристократии или разбогатевших купцов и ростовщиков. В особняках рококо характерное для классицизма единство наружного внутреннего распадается, нарушается логическая ясность, четкость и подчинение частей целому, но криволинейность и изящество способствуют впечатлению легкости и жизнерадостности.
Типичный образец интерьера рококо – интерьер отеля Субиз Ж. Боффана. Пространство задается овалом в плане отеля. Все детали отделки переплетаются, играют и сверкают, зеркала многократно отражают изгибы, расширяя пространство и уводя от реальности. Отличительные признаки архитектурного стиля рококо налицо.
К середине 1750-х стиль рококо подвергается резкой критике. Сравнение рококо, барокко и классицизма оставляет победу за последним.
В Париже Ж. А.Габриэль (площадь Согласия) и Суфло (Храм Пантеон) уже возвращаются в работах к тенденциям божественных пропорций классицизма.
Работа К. Н. Леду — проект промышленного города
Проблему городского ансамбля К. Н. Леду решает, идя от классики, но в то же время смело ломая ее каноны, отказываясь от ее деталей и украшений. Основное значение в его работах имели суровые геометрические объемы, мощная каменная кладка.
Леду создал проект промышленного города Шо и частично его осуществил. В ансамбль входили Дом Дружбы, Дом Братства, Дом Воспитания. Этот проект — предтеча конструктивистских идей и построек советского периода в России.
Ампир как архитектурный стиль
Во время Наполеона искусство как при Людовике XIV подвергается строгой государственной опеке. Классицизм перерождается в тяжеловесный и торжественный стиль ампир. Он умел придавать зданиям самого различного назначения античные архитектурные формы. Излюбленным мотивом ампира становится мотив триумфальной арки. Архитектор Ф. Шальгрен завершает Триумфальную арку в честь императора на площади Звезды в Париже, которая заканчивает панораму города. Арка несет печать холодной парадности. Ш. Персье воспроизводит античную арку на площади Карусель. Стиль ампир забирается в тяжеловесную мебель, в дополнения интерьеров, где присутствуют мотивы сфинксов, грифонов, химер.
Ампир – последний большой стиль XIX века.
Эклектика
Промышленное производство ширится, прирост населения вызывает жилищную нужду, проблемы дорог требуют развития архитектурных направлений. Архитекторы напрямую зависят от заказчиков-предпринимателей. Строительство в городах ведется без генеральных планов. Главное условие строительства – экономичность, дешевизна и удобство. Появляются всевозможные элементы эклектики, старые стили смешиваются в новых постройках. Специфический язык, основанный на применении в архитектуре новых инженерно-конструктивных форм, еще не успели выработать. Господство эклектики и подражание самым разным архитектурным образцам будет тянуться до конца века.
Новый век — новая архитектура
Все более общественным становится техническое развитие, бурно растет производство. Потребность в размещении рабочей силы требует ликвидации жилищной нужды. Все это вызывает массу насущных, требующих безотлагательного решения, архитектурных проблем.
Зодчество не может быть оторвано от решения этих задач, поставленных жизнью. Поэтому в XX веке сложились все условия для подъема архитектуры. На смену эклектике XIX века приходят поиски цельного стиля, основанного на применении новых конструкций и материалов. Это сталь, бетон и железобетон, стекло, висячие покрытия, фермы.
Предвестником его архитектуры стала Эйфелева башня, возведенная на Всемирной Парижской выставке 1889 года. Г. Эйфель изначально понимал, что она лишена какого-либо утилитарного значения и использования. Сколько же упреков и ругани выдержал за этот самый посещаемый туристами объект архитектуры Парижа его автор.
Стиль модерн значит «современный»
Вам будет интересно:Обратная перспектива в иконописи: описание, техника исполнения
В конце XIX века заявило о себе направление, получившее название «модерн». Создатели конструкций этого стиля стремились к рационализации сооружений, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику и другие новые материалы. Но получение свободы из-за новых свойств разнообразных материалов привело к развитию поверхностного декоративизма, к нарочитой подчеркнутости кривизны.
Католики окрестили новый стиль «богохульством из стали, стекла и наглости».
Извилистые узоры металлических переплетов, балконных ограждений, изгибов кровли, криволинейные формы проемов, стилизованный орнамент нередко очень напоминали исторические стили прошлого. Модерн оказал большое влияние на декоративное и прикладное искусство, но не создал новой художественно-архитектурной системы. Решающий перелом в развитии архитектуры наступает после первой мировой войны.
Основные принципы и архитекторы постмодернизма
Постмодернизм в архитектуре 1970-2000 годов – движение, стремящееся в первую очередь к максимальной выразительности каждого из своих творений и оригинальности. Для этого постмодернизм широко пользуется творениями других архитекторов всех эпох, повторяет их, применяя самые новые строительные материалы и вписывая знакомые объекты в совершенно иную среду, частично дополняя и меняя их декор. В творениях сквозят то черты барокко, то элементы готики. Известные практики постмодернизма: Р. Вентури, А. Росси, П. Айзенман и другие. Примером постройки постмодернизма в архитектуре 1970-2000 годов может служить Кривой дом в городе Сопоте.
Появление и широкая поступь конструктивизма
Старые города не отвечают духу времени. Экономичность и недостаток места требуют новых форм расселения рабочих и новых проектов расширения городов. Вокруг больших городов появляются города-сады с индивидуальными жилыми домами, рабочие поселки, промышленные города. Появляются проекты жилья с экономными типовыми квартирами для населения. Требования к домам, как и к автомашинам, типизированы. В проектирование городов нового типа, заводских поселков и крупных промышленных объектов все больше внедряются принципы унылой функционально-конструктивной системы.
В художественном образе города растет роль автострад, мостов, транспортных развязок.
Пожалуй, самое большое воздействие на архитектуру XX века оказал мэтр мировой науки зодчества Ле Корбюзье – основоположник конструктивизма, постоянно вызывавший на себя перекрестный огонь. Его идеал — простота и доскональная выверенность объемов, применение железобетона, открывшего сверх возможности для непривычных городских композиций. Именно Ле Корбюзье выдвинул идею застройки города небоскребами, полную замену его транспортной системы, мудрое зонирование всех территорий города.
Его проекты просто сметают старые представления о способах городской застройки, остающейся еще с эпохи феодализма. Наиболее известные работы Корбюзье: общежитие в Париже, вилла в Пуасси и др. В экспериментальном 17-этажном жилом доме в Марселе он стремится создать жилье, наполненное светом, воздухом и жителями.
Характер конструктивизма пояснен в здании Баухауза в Дессау. Оно включает несколько корпусов-прямоугольников. Его особенности: контрасты гладкого бетона (стены) и горизонтальных огромных окон в виде прорезей, отсутствие любых украшающих деталей, крайние степени лаконизма, т. е. наиболее типичные черты конструктивистского стиля.
Такое точное следование стилю конструктивизма сделало ансамбль сухим и скучным.
Особое значение архитектурный стиль конструктивизм приобрел в России. После Октябрьской революции он стал поддерживаться властями. Его направленность на коммунальную жизнь народа, на строительство сооружений, объединяющих людей по каким-то признакам (Фабрики-кухни, Дома культуры, Дворцы пионеров или Металлургов и т. д.) помогали поддерживать господствующие всюду идеи и лозунги единства, братства, коллективизма и прочее, что вполне устраивало советскую власть. Жилые дома строились без архитектурных излишеств, проекты стали типовыми и похожими, как близнецы, квартиры — малогабаритными. Затем одинаковые здания начали красить в разные цвета — делать красивыми и недорогими.
А врагами власти стали архитекторы, отстаивающие архитектуру как искусство, пытающиеся сохранить памятники зодчества со всякими архитектурными излишками.
Стиль хай-тек в архитектуре
Этот стиль предполагает использование сверхсовременных материалов для воплощения сверх оригинальных проектов, похожих на декорации фильмов о будущем или жизни на других планетах. Функциональность и яркость, необычность пространственных решений и жилых застроек, уникальность транспортных магистралей, промышленных комплексов переносят нас в далекое будущее. Однако постройки хай-тека выглядят достаточно тяжеловесными из-за использования брутальных материалов. Этот стиль зачастую создает напряжение и беспокойство, а иногда и страх внушает. Хай-тек лучше применять там, где нужна динамика, драйв: стадионы, концертные и кинозалы.
В основу хай-тека легли работы таких архитекторов как Н. Фостер, Р. Роджерс, Н. Гримшоу и Р. Пиано в 70-х годах XX века. Но первые попытки хай-тека начались еще в XIX веке – это Хрустальный Дворец Д. Пакстона.
Ярким примером хай-тека может служить здание «Фуджи TV», построенное в столице Японии.
Деконструктивизм как архитектурный стиль
Линейку архитектурных стилей и их особенностей закончит деконструктивизм. Он явно навеян фильмами катастроф. Стиль деконструктивизм — это архитектурное течение (началось в 80-х годах прошлого века), которое предполагает мощное агрессивное вторжение конструкций и сооружений в городской пейзаж. Работы деконструктивистов визуально разбивают устойчивость окружающей городской среды, просто деморализуют ее размерами и формой сооружений. Примерами деконструктивизма могут служить Пожарная часть Захи Хадид и Музей Фрэнка Гери.
Источник
классицизм, барокко, рококо, модерн, кантри
Если заглянуть в словарь, то выяснится, что дизайн – это проектирование эстетических свойств некоего объекта – одежды, автомобиля, мебели, а стиль – набор приемов, образующих ту или иную эстетическую характеристику.
Ну а интерьер – это результат применения стиля к дизайну. И если с современными стилями все понятно, то как разобраться в разнообразии стилей старинных, так или иначе использующихся сегодня.
Классицизм
Стиль, ведущий происхождение из античности и полагающий своей основой рационализм. Это одна из самых консервативных концепций, так как требует точного соблюдения канонов. Но в то же время и одна из самых гармоничных, так как каноном здесь являются проверенные тысячелетиями правила.
- Классике свойственна четкая иерархия и неизменность порядка. В комнате выделяется центр – стол со стульями, диван с журнальным столиком, кровать, а все остальные предметы обстановки располагаются симметрично относительно выбранного центра.
Аналогия с солнцем и планетами в таких случаях проводится не случайно, это действительно одно из главных правил интерьера.
- Общими чертами для мебели и отделки выступает какой-то декоративный мотив – орнамент, контур, цвет, но только один.
- Акант, меандр, виньетка – в отделке обязательно наличествует лепнина в античном стиле.
- Классицизм не терпит подделок, копий, дешевого материала. Блеск и витиеватый узор должны уступить качеству и долговечности. Что, действительно, рационально.
Пример интерьера в стиле классицизма
Барокко
В переводе барокко означает жемчужина неправильной формы. Это удивительно точно описывает концепцию. Больше всего жилище напоминает театральную постановку: гигантские размеры, чрезмерная пышность, блеск металла и камня, резная мебель.
- В настоящем интерьере барокко все кажется избыточным: слишком высокие двери, слишком высокие стрельчатые окна, слишком пышные складки тканей.
- Эффект чрезмерности получают не только благодаря неестественной величине, что сделать в городской квартире невозможно, но и дублированием: каждый декоративный элемент – контур, молдинг, виньетка, обязательно повторяются несколько раз.
- Ни один стиль не требует столь больших площадей. Попытки создать интерьер в комнате с площадью менее 30 кв. м обречены на провал.
Интерьер в барочном стиле
Рококо
Или рокайль, что означает – декоративная раковина. Логичное продолжение барокко, но лишенное массивности. Это стиль легких тонких орнаментов, расписного фарфора, изящного кружева вместо метров бархата, и тонких позолоченных молдингов на фасаде мебели вместо тяжелой резьбы.
- Предпочтение отдается отделке белых цветов и позолоте. В качестве главного декоративного мотива используются завитки и картели.
- Плоские поверхности и линии исчезают под орнаментом и спиральными линиями. Симметрия нарушается в большом и малом.
- Летающие Амуры на потолке и статуэтки Венер и Аполлонов по углам – обязательный признак рококо.
Очень часто все три концепции объединяют под одним названием – классический стиль. На самом деле их объединяет способ расстановки мебели – от центра к периферии, и принцип выбора цвета – только сочетающиеся оттенки.
Отлично подойдет рококо всем любителям мягких нежных тканей и тонких рисунков.
Рококо в интерьере жилья
Кантри
- Если вместо Венер и Амуров на полках множество ангелочков и сердечек, на окнах висят клетчатые занавески, а мебель кажется плохо прокрашенной – это деревенский стиль. Его девиз – простота и семейные традиции, а главной ценностью он полагает память. Интерьер в стиле кантри переполнен милыми безделушками, льняными салфетками, стеклянными цветными бутылочками, фотографиями и крошечными букетиками фиалок.
- Мебель подбирается старинная или состаренная, но без лишних украшений. Располагается без особой системы, как кому удобней.
- Используется несложная безыскусная отделка из натуральных материалов: штукатурка, побелка, бумажные обои в незатейливый цветочек.
Главный недостаток концепции связан с ее же главной ценностью: вытирать пыль с бесчисленного количества безделушек надоедает.
Впрочем, его приятный незамысловатый, «домашний» дизайн способен принести вам немало приятных минут.
Кантри в современных интерьерах
Прованс
Французский вариант кантри, выделяемый в особый стиль. Декларируя такую же простоту и сентиментальность, прованс отказывается от бесчисленного количества мелких предметов. Преимущественно пастельные тона, белая или зеленая состаренная мебель, плетеные стулья, живые цветы и любовь к кованому железу – вот его основные признаки.
Самой привлекательной его чертой является на редкость гармоничное сочетание металла и дерева.
Интерьер кухни в стиле прованс
Английский стиль
Еще одна вариация на тему деревни, но куда более сдержанная и даже в какой-то степени величественная. По пропорциям и простоте архитектурных элементов это чистой воды классицизм, по оформлению декоративных деталей – кантри.
- Самое интересное в английском стиле – цветовая палитра. На острове туманов и дождей ощущение уюта в доме создавалось с помощью теплой гаммы: красно-коричневый, винный, кремовый, золотистый и глубокий зеленый.
- Характерна отделка стен деревянными панелями или светлой штукатуркой. В последнем случае почти обязательная деталь – потолочный резной бордюр из дерева.
- Камин – непременная и обязательная деталь интерьера. В городской квартире допускается электрокамин, оформленный деревом.
Лучше понять, что такое английский стиль в дизайне интерьера поможет следующее видео:
Скандинавский стиль
Одинаково хорош для оформления как деревенского, так и городского жилища. Предпочитает простую деревянную мебель, но не против прозрачного пластика, стекла и металла.
- Создать интерьер в скандинавском стиле крайне просто: пол, стены и потолок нужно окрасить белым. Неплохо, если и мебель будет белая или из выбеленного дерева.
- Затем в разных неожиданных местах располагают яркие красочные вещи: платье на вешалке, гитару, оклеенную пестрыми картинками, напольную вазу из цветной глины, красочное покрывало на кровати.
- И, наконец, нужно снять с окон шторы.
Особенно популярен данный стиль в 2015 году.
Скандинавский стиль в интерьере жилища
Модерн
Модерн – результат переселения рококо из дворцовых покоев в обычные городские жилища, где площадь намного меньше, окон немного, а двери самые обыкновенные. Отсутствие большого количества плоскостей, которые надо бы замаскировать завитушками, создало другой прием: межкомнатные и зональные перегородки самой причудливой формы.
- То же самое касается и мебели: таких головоломных кроватей, диванов и столов нет ни в одном стиле.
- Симметрия здесь не только не наблюдается, но отсутствует как факт. Асимметрия и плавные кривые линии – это принципиально.
- Витраж и все его имитации – любимый и активно применяемый в других стилях прием модерна. Ну а о привязанности модерна к растительным узорам все знают.
Стиль модерн в интерьере
Колониальный стиль
Происхождение его также приписывается Англии, а, вернее говоря, Великобритании в период рассвета ее имперских амбиций. Интерьер сохраняет привычные классические пропорции и приверженность к спокойным, пастельным цветам, но сочетает их с предметами яркими, роскошными и зачастую очень красочными, появившимся здесь в качестве военного трофея.
- Предметы – оружие, драгоценная утварь, произведение искусства, посуда и некоторые виды мебели, носят ярко выраженную этническую принадлежность. Количество их зависит только от вкуса дизайнера или хозяина гостиной.
- Этнические мотивы может иметь и отделка: орнамент на ступенях, декоративная полоска на стене, ковер на полу.
- Колониальный стиль привлекает возможностью сочетать безыскусное оформление фона с яркими роскошными предметами, не заботясь о соответствии стоимости материалов.
Все еще ощущаете пробел в знаниях в отношении того, что такое колониальный стиль? Тогда смотрите внимательно следующее видое:
Все описанные концепции объединяет одна общая особенность: предполагается только напольное размещение мебели. Исключение составляют полки. Городские стили, появившиеся в 20-м веке, пошли дальше и используют не только пол, но и стены, и потолок. Об этом 2 часть статьи.
Мода и костюм эпохи барокко
В год петуха, а 2017-ый, если верить китайскому календарю, пройдет под знаком этой яркой птицы, самое время вспомнить о костюме в стиле барокко.
Иасент Риго
Портрет Людовика XIV
Барокко — самый яркий, самый пышный, самый нарядный стиль как в истории искусства, так и в истории костюма. Никогда до и никогда после мода не была настолько сложной и при этом неимоверно прекрасной. Никогда ранее стиля барокко мужской костюм не был так же изящен и наряден, как и женский.
Николя де Ларжийер
Портрет Людовика XIV с семьёй
Стиль французского барокко (в костюме стиля барокко была еще и испанская мода, особенно в первой половине XVII века) — это стиль вечного праздника. В костюме – это плиссировки и буфы, каскады лент, рюшей, оборок и бантов. По-французски бант – galant, отсюда и еще одно название для данного времени – галантная эпоха.
Любимый металл стиля барокко – золото. И во Франции XVII века считалось, что золота много не бывает. Позолоченные рамы картин и зеркал, золотые люстры, вышивка золотыми нитями. А с золотом идеальнее всего носить алмазы. Алмазы нашивались на одежду, алмазы использовались в качестве пуговиц в мужском костюме.
Стиль барокко во Франции связан с именем короля Людовика XIV. Людовика XIV называли «королем-солнце», а сам он говорил про себя «Франция – это я». При Людовике XIV был построен Версаль – загородная резиденция французского короля в стиле барокко.
Людовик практически все время пребывал в Версале, а с ним и его двор. Со второй половины XVII века и до начала века XVIII вся мода в Европе зависела от Версаля. То, что носили придворные Людовика XIV и он сам, вскоре становилось модным во всей Европе.
Шарль Лебрен
Канцлер Сегье
Очень нарядным был мужской костюм. Мужчины носили нижние, обязательно кружевные, сорочки, поверх которых надевался жилет и жюстокор. Жилет всегда был короче на 10-15 см верхней одежды – жюстокора.
Жюстокор изначально считался военной одежой, однако со второй половины XVII века его начнут носить придворные аристократы Людовика XIV, а затем и аристократы всей Европы.
Шарль Лебрен
Конный портрет Людовика XIV
Жюстокор – это одежда длиной до колен, прилегающего силуэта, расширяющая книзу. Обязательно с широким поясом. Жюстокор украшался нарядными пуговицами, в том числе они могли быть и брильянтовыми. У жюстокора также было два кармана спереди и три разреза – два по бокам и один сзади.
Разрезы делались для удобства езды верхом. Также жюстокор украшала вышивка. Из-под рукавов жюстокора обязательно должны были быть видны кружевные манжеты нижней рубашки.
Портрет Шарля Лебрена работы художника Никола Ларжильера
Также с жюстокором носили белый шейный платок, прообраз современного галстука. Считается, что данный платок французские аристократы позаимствовали у солдат-наемников из Хорватии. Так что страной-родиной галстука вполне можно считать именно Хорватию.
Портрет Мольера кисти художника Пьера Миньяра
«От башмаков до шляпы – банты, ленты, банты, ленты …» — писал Мольер о моде французских аристократов XVII века
Был и вариант жюстокора, который могли носить только члены королевской семьи. Это было прописано в указе Людовика XIV, принятом в 1660-е годы. Такой жюстокор назывался «жюстокор по привилегии». Выглядел он следующим образом – синего цвета на красной подкладке, расшитый золотом и серебром.
Автопортрет художника Пьера Миньяра
(в домашнем халате)
С жюстокором мужчины по французской моде стиля барокко носили узкие короткие, длиной до колен, штаны под названием кюлоты и длинные белые шелковые чулки, а также туфли, зачастую украшенные бантом.
Портрет Кольбера – министра финансов короля Франции
Обязательным элементом мужского придворного костюма XVII века был парик. В те времена мужчины носили длинные напудренные (цвет под седину) парики, завитые крупными локонами.
По легенде, то ли Людовик XIV, то ли еще его отец Людовик XIII, рано поседел, вот и появилась мода на белые, словно «седые», парики. Среди горожан в те времена ходила шутка о том, что аристократы теперь потребляют муку не только внутрь, но и посыпают ей головы.
Людовик XIV вместе с братом и Кольбером посещают
Мануфактуру Гобеленов
Макияж также не был чужд мужчинам XVII века. Аристократы вне зависимости от пола белили лица и ярко румянили щеки.
Портрет мадам де Монтеспан
ателье художника Пьера Миньяра
Женский костюм французского барокко был сложен и наряден, как и мужской. Женщины носили парадные платья с пышными юбками на каркасе. При этом низ платьев второй половины XVII века состоял из трех юбок.
Самая нижняя юбка называлось «тайной». Средняя юбка платья называлась фрипон, что означало «шалунья». Такая юбка чаще всего шилась из более легких тканей, к примеру, тафты или муара. Нижняя часть средней юбки фрипон была видна из-под верхней юбки и поэтому украшалась рядами кружев, бахромы, кисточек, оборок, воланов.
Портрет мадам де Монтеспан
фаворитка короля Франции Людовика XIV
Верхняя юбка называлась модест, что означало «скромная». Ее шили из тяжелых и однотонных тканей. К примеру, атлас, парча, бархат. К слову, цвета как женского, так и мужского костюмов в стиле барокко чаще всего были темными и насыщенными. Особенно популярными были темно-красный и темно-синий цвета.
Верхняя юбка модест разрезалась и поднималась по бокам, демонстрируя среднею юбку фрипон и свою собственную подкладку. При этом к лифу платья она крепилась при помощи бус либо нарядных шнурков.
Мадам де Монтеспан и ее дети
Лиф платья украшался рядами кружев или же бантов. Рукава были длиной до локтя и украшенные кружевной оборкой. Во Франции XVII века была мода на глубокие декольте. Моду на практически неприличные декольте, настолько они были глубоки, ввела одна из фавориток короля Людовика XIV мадам де Монтеспан.
Мадам де Монтеспан
Моду в женском костюме чаще всего диктовали именно фаворитки короля. И в последние годы жизни Людовика XIV, когда его фавориткой стала набожная маркиза де Ментенон, мода на открытые декольте платьев уходит в прошлое. Также исчезают и обильные украшения. Платья придворных дам последних лет правления Людовика XIV в целом становятся более скромными и менее нарядными.
Королева Мария Терезия Австрийская – жена Людовика XIV
Также обязательным элементом женского костюма XVII века являлся корсет. Целью корсета, который делался из китового уса, было сделать как можно более узкой женскую талию.
Корсетом иногда затягивались до такой степени, что в душном помещении было трудно дышать и женщины часто падали в обмороки. Поэтому дамы XVII века обязательно носили с собой нюхательную соль. Использование корсета в женском гардеробе также негативно сказывалось и на здоровье женщин того времени, так как из-за длительного ношения корсета происходили деформации внутренних органов.
Слева — Гортензия Манчини, герцогиня де Мазарен
Сестра Марии Манчини
Справа — Мария Манчини. копия с портрета Якоба Фута
Одна из пяти дочерей кардинала Мазарини
и первая любовь короля Людовика XIV
Прически женщин XVII века чаще всего были высокими. К примеру, в моду входит прическа «фонтанж», названная в честь еще одной фаворитки Людовика XIV Анжелики де Фонтанж. Такая прическа состояла из ряда взбитых волос, лент и кружев, уложенных на высокий проволочный каркас.
Портрет Анжелики де Фонтанж кисти художника Анри Пигайема
Катрин Шарлотта де Граммон,
принцесса Монако, герцогиня Валантинуа
Слева — Мадемуазель де Роклор,
портрет кисти художника Пьера Миньяра
Справа — Анна-Генриетта Гонзага Баварская, принцесса Конде
Помимо того, что женщин XVII века белили и румянили лица, они также носили и мушки – искусственные родинки из черного шелка. Мушки могли крепиться над верхней губой, в уголок глаза, на лбу, на шее и на груди.
Портрет Маркиза де Ментенон
последней фаворитки Людовика XIV
Франсуаза д’Обинье
Маркиза де Ментенон
После смерти своей жены Марии Терезии Австрийской,
Людовик XIV тайно женится на маркизе де Ментенон
Ткани платьев в стиле барокко обязательно украшались орнаментами и рисунками – плоды граната, декоративные цветы, завитки, виноградные гроздья. Очень популярным был узор трельяж – ромбовидная сетка с розетками.
Портрет Маркиза де Ментенон
До того как стать фавориткой короля, а затем и его женой,
маркиза де Ментенон была нянькой детей Людовика XIV
и его самой влиятельной фаворитки мадам де Монтеспан
Но не только парадные платья носили дамы XVII века. Появляется мода и на домашнюю одежду. К примеру, именно во времена стиля барокко появляется такой элемент женского костюма как дезабилье — простое домашнее платье из легкой ткани. В дезабилье либо прозрачном пеньюаре и тонких шелковых чулках дамы XVII века вполне могли себе позволить принимать гостей по утрам в собственном будуаре.
Не забывают о моде стиля барокко и современные дизайнеры. Так, множество барочных мотивов всегда можно найти в коллекциях бренда Dolce & Gabbana. Не стала исключением и коллекция сезона весна-лето 2017. Множество декора, черные и белые сочетания, насыщенные яркие цвета. Все, что стоит носить, в год петуха.
Барочный натурализм и барочный классицизм по сравнению с
Для Страстной недели и Пасхальной Октавы вот две разные сцены, которые, я надеюсь, могут позволить нам созерцать время года и наш переход от Великого поста к Пасхе. Первая — это сцена Вербного воскресенья — Вход Христа в Иерусалим. Я дал две картины сцены. Оба являются художниками 17-го века периода расцвета барокко. Первый — сэром Энтони ван Дейком, которого учил Рубенс и который работает в стиле барокко-натурализма (другими художниками в этой форме были бы, например, Веласкес или Сурбаран).Второй — менее известный испанский художник Педро Орренте, обучавшийся у Эль Греко. Он написал это в 1620 году. Сравнивая два стиля, мы видим много общего, но также и различий. Оренте работает в стиле барокко-классицизм. Барочный классицизм стремится вызвать большее ощущение классических дохристианских корней западной культуры и вдохновлен Рафаэлем, художником 100 лет назад. Картины не похожи на наше видение Древнего Рима сегодня, но так, как это предполагалось тогда.На мой взгляд, стилистически это выглядит как постановочные сцены из пьесы Шекспира. Стилистически, по сравнению с барочным натурализмом, всегда больше цвета, а края более резкие и чистые — иногда это может придать им более стерильный и менее живой вид. В отличие от стиля барокко, натуралистический стиль гораздо больше использует монохромный и широкий фокус и дает более энергичное, спонтанное ощущение. Я обычно предпочитаю натурализм в стиле барокко. Для современного взгляда, хотя, как однажды было указано, мы можем различать два потока, они все равно выглядят похожими.Однако в то время каждая школа считала себя совершенно непохожей на другую. Каждый считал свое искусство более аутентичной формой священного искусства и мог открыто грубить и пренебрежительно относиться к другому. Пуссен олицетворяет стиль барочного классицизма.После эпохи Просвещения два течения искусства барокко разделились и превратились в романтическое и неоклассическое направления. Понимание натурализма как христианской традиции было утеряно на этом этапе, и, следовательно, развитие, хотя поначалу неуловимое, было отходом от барокко, и поэтому мы потеряли последнюю подлинную христианскую традицию в священном искусстве.
Вторая пара картин изображает сцену после Воскресения Христова — noli me tangere. На этот раз предложение в стиле барочного натурализма принадлежит Алонсо Кано, испанскому художнику 17 века, у которого был тот же учитель, что и Веласкес, Франческо Пачеко. Кано, пожалуй, более известен своей полихромной резьбой по дереву (т.е. раскрашенной во многие цвета). Картина в стиле барокко на эту же тему в стиле классицизма выполнена немецким художником 18 века по имени Антон Рафаэль Менгс.
Сэр Энтони Ван Дайк
Педро Орренте
Алонсо Кано
Антон Рафаэль Менгс
Как правило, я предпочитаю стиль барокко-натурализм. Однако я чувствую, что Менгс хорошо разбирается в этой теме. Обратите внимание, как лицо Христа находится в тени, чтобы привлечь внимание всей личности Христа. Это также противостоит опасности в натуралистическом искусстве: когда мы смотрим на картину, мы видим не Христа, а портрет модели, одетой в старомодную одежду.
PPT — Baroque Art PowerPoint Presentation, скачать бесплатно
Baroque Art 1600-1775
Характеристики • «Барокко» (от португальского barroco, «жемчужина неправильной формы») ) впервые использовался с негативными коннотациями для описания искусства, наложенного орнаментом — считающегося вульгарным или униженным стилем эпохи Возрождения • Стиль был полон энергии, сильных эмоций, символизма и тонкостей
Влияния • По мере ослабления власти церкви и правительства в Возрождение, возникла потребность в создании новых систем.Лидеры религии, политики, экономики и науки были заинтересованы в наведении порядка. • Бэкон-научный метод • Декарт и Паскаль-математика • Ньютон-физика • Торговая система Кольберта • Религиозная деятельность • Распространение протестантизма в Северной Европе • Католическая контрреформация (иезуиты) • Оба стремились создать более глубокий и личный религиозный опыт • Искусство отражало индивидуальное выражение религиозных сюжетов, изображающих пафос и радость человеческой борьбы и победы над внутренним «я».
Живопись • Линия размыта — одна форма плавится в другую • Цвет — часто монохромный с вариациями насыщенности и значение одного цвета • Излюбленная открытая форма — действие подразумевается за пределами видимых границ холста
Тинторетто • 1518-1594 • Венецианский • Тайная вечеря (цветная табличка 33) • Эффектное использование света и движения • Фигуры растворяются в друг друга • Небольшой контраст цветов • Сравните с… Леонардо да Винчи.
Рембрандт • 1606-1669 • Голландский • Известен портретами — по заказу многих богатых посетителей Амстердама • Используемая светотень — обработка света и тени, создающая сильный контраст • Стров, чтобы систематически становиться хозяином реальности путем набросков и раскрашивания сотен работ (часто автопортретов). • В то время как его ранние работы были созданы для удовлетворения требований его покровителей, его более поздние работы раскрыли личности его подданных. В результате он потерял расположение многих своих клиентов.
Работы Рембрандта • Урок анатомии доктора Тулпа (CP 34) • Изображает известного врача, демонстрирующего технику операции • Запись драматического события и групповой портрет — пристальное внимание к индивидуальным характеристикам фигуры, известные граждане Амстердама • Сосредоточенный яркий свет на их лицах подчеркивает их индивидуальные характеристики • Ночной дозор (CP35) • Изображает членов Ковенирской группы ополченцев в Амстердаме. Восемнадцати фигурам заплатили за то, чтобы их портрет был включен. • Капитан Франскок — в центре (красный пояс) в спортивной одежде, типичной для высшего класса • Вильхем ван Рюйтенбург — слева от капитана — слушает, как Кок дает указания.Второй в команде — это видно по его положению немного позади капитана и более низкому росту. По-прежнему одет в одежду высшего класса. • Девушка слева — аллегорическая фигура, олицетворяющая славу. Курица, свисающая с ее одежды, была символом Кловеньеров • Сочетание портретов с действием, светом и тьмой, важными горожанами и фантастическими персонажами • Внимание к равновесию всех фигур и размещению вертикальных объектов • Ужин в Эммаусе (стр. 179) • Изображает трапезу учеников в Эммаусе • Два ученика собираются вместе, говоря об Иисусе, который больше не живет среди них • «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»
Петр Пауль Рубенс • 1577-1640 • Фламандский (Фландрия — часть современной Бельгии, Нидерланды, Франция) • Римско-католический • Учился в Италии, рисовал для испанского двора и поселился в Антверпене • Очень популярен и успешен • Организовал коммерческое искусство студия работала по методу конвейера • Рубенс создавал предварительные наброски • Помощники готовили холст, включая фон и фигуры • Рубенс завершил картину • Получил заказ на создание ряда картины для церкви иезуитов в Антверпене • В стиле используются яркие цвета, энергичные движения, массивные фигуры
Работы Рубенса • Похищение герцогов Левкиппа (CP 37) • Изображает греческий миф о похищении дочерей Левкиппа ( Фиби и Хилаэйра) Кастором и Поллуксом, чтобы взять их в жены.• Движение, создаваемое короткими изогнутыми линиями рук, ног и туловища • Более крупные движения, разбросанные по диагонали через изогнутые положения фигур • Форма плавится в форму через размытые линии • Вознесение Богородицы (CP 38) • Изображает восхождение Богородица в небо в окружении херувимов • Каждый человек сливается с другим либо движением, либо светом и тенью • Каждая фигура имеет свою индивидуальность, в то время как слияние фигур создает одно движение • Небесные и земные фигуры различаются своим расположением на картине
Веласкес • 1599-1660 • Испанский • Мастер света и тени, пространства и реализма • Лас Менинас (Фрейлины) CP39 • Инфанта Маргарита со своими слугами • Король и королева в зеркале • Исследование контрастов— цвет платья Инфанты с ее спутницей, тонкие черты Инфанты с карликовыми чертами фигуры справа
Эль Греко • 1541-1614 • Re al name DomenicosTheotocopoulos • Жил в Испании; известен как «Эль Греко» из-за своего греческого происхождения • Иезуит • Используемые техники для передачи глубокой интенсивности эмоционального выражения • Лаокоон (CP 32) • Удлинение человеческой формы • Диагональное движение линии • Движение света вверх • Цвет тел обеспечивает драма
Скульптура • Больше действия, выразительности и индивидуальности, чем в скульптуре эпохи Возрождения • Джанлоренцо Бернини (1598-1680) • Итальянский • Иезуит • Работы отражают набожную и сильную личную религиозную выразительность • Давид • Напряженность, выраженная в лице и теле • Чувство движения, которое должно произойти. • Открытая форма — Давид пристально смотрит на Голиафа, который существует за пределами скульптуры. • Экстаз Святой Терезы. • Изображает сон Святой Терезы, в котором ангел пронзает ее сердце дротиком, символом божественной жизни. Выражает чувство боли — Терезу пронзили дротиком и вот-вот пронзят снова • Ощущение бесконечного пространства создается облаком, на котором происходит действие • Уравновешенный дротик, ангельское лицо и плавная драпировка объединяются для создания динамического движения.
Архитектура • Используется классический формальный дизайн • Добавлен обильный орнамент • Движение, свет и тень были изменены для создания драматического зрелища для глаз • В то время как архитектура эпохи Возрождения создает ощущение безмятежности и порядка за счет лаконичных линий, баланса и симметрии, архитектура барокко создает изобилие и волнение за счет орнаментов и украшений.187 • Сравните с лестницей Лаврентьевской библиотеки Микеланджело • Il Gesu-Rome, Италия (стр. 188) • Разработано GiacomodellaPorta • Сочетание стилей ренессанса и барокко, с использованием простых форм с орнаментом • Более сдержанный образец архитектуры барокко, но был модель для других церквей в стиле барокко • Сант-Аньезе-Рим, Италия (стр. 189) • Дизайн Франческо Борромини • Использует классические колонны и большую отделку • Не все элементы функциональны; некоторые предназначены исключительно для украшения (например, пары колонн). • Глубина создается за счет выступающих вперед башен от фасада. • Повторяющаяся орнаментальная резьба дает ощущение волнообразного движения. • Монастырская церковь Мельк-Мельк, Австрия (стр.190) • Выполнен тот же базовый план Il Gesu • Декоративно-орнаментальный интерьер составляет сложную серию вариаций изгибов круглой арки • Динамическое движение от пола до потолка • Эффектное использование света в сводчатом куполе
St Петра-Рим • Бернини внес большой вклад в интерьер и экстерьер базилики Святого Петра • Балдаччино • Отмечает могилу Святого Петра • Бронзовое изображение тканевого балдахина, традиционно носимого над головой Папы в высокие святые дни • 4 спиральные столбы высотой 60 футов • Украшены пчелами — символ семьи Папы Урбана VIII, который заказал это сооружение • Веточки оливы и лавра, а также листья аканта создают больше декора, как и херувимы и голубь, олицетворяющие святых. дух • Кисточки свисают с вершины балдахина • Большая часть орнамента позолочена
Собор Святого Петра • Кафедральный собор Петри (Трон Петра) • Бернини задумал великолепную работу в конце собора, чтобы усилить впечатление от просмотра нефа мимо Балдаччино • Держит реликвию трона Святого Петра • Символический стул, в котором находится реликвия, окруженный большими скульптурами 4 докторов церкви и облаком бронзовые ангелы • Содержит большой витраж с изображением белого голубя, представляющего мир (около 6 футов в ширину) • Лучи света из бронзовых полос
Св. Петра • Памятник Александру VII • Построен, когда Бернини было 80 лет старый • 4 фигуры, представляющие Справедливость, Истину, Благоразумие и Милосердие • Расположение фигур имеет большое значение — Истина стоит на земном шаре, особенно в Англии, где рост англиканской церкви был шипом в боку Папы Александра • Смерть представлена как бронзовый скелет в двери • Вмещает песочные часы — напоминание о том, что наше время на земле ограничено • Отличное исследование контраста — Папа и четыре фигуры сделаны из белого мрамора, контрастирующего с бронзовым скелетом и цветная пелена
Собор Святого Петра • Площадь Сан-Пьетро • Бернини спроектировал огромное открытое пространство, чтобы подчеркнуть величие Святого Петра • Изогнутая колоннада напоминает две руки, обнимающие людей, которые приходят к собору • Обелиск в центре был привезенный в Рим в древние времена и стоявший у цирка Нерона, гоночной трассы для колесниц, которая стояла там, где сейчас находится собор Святого Петра • Вдоль вершины собора находятся сотни статуй библейских фигур и святых, созданных Бернини
Как играть в украшения: Трели, морденты и многое другое
Итак, вы играете свою пьесу и внезапно сталкиваетесь со странной волнистой линией.Что это означает? Как ты играешь на этом? Это будет темой сегодняшнего видео.
Чтобы усугубить путаницу, существуют разные правила для трелей в зависимости от того, из какой эпохи ваша музыка — и некоторые трели не являются абсолютными законами, а просто предположениями.
Распаковываем все это сегодня. Моя цель в этом видео — дать вам базовый ориентир для любых трелей, с которыми вы можете столкнуться.
Приступим!
Как играть в украшения
Формально трели мы бы назвали «украшениями». Орнаменты включают в себя всевозможные повороты и повороты пальцев, а трели — это особый тип орнамента.
Так что они? Ну, орнаменты есть — вы, наверное, догадались — орнамент мелодия.
Мелодия — основная мелодия произведения. Думайте о мелодии как о рождественской елке. Добавление орнаментов и украшений к дереву не меняет форму дерева (мелодию), но добавляет интереса и разнообразия.
Обычно украшения звучат быстро и вычурно.В качестве примера я собираюсь сыграть суперкороткую мелодию Гайдна, сначала без всяких украшений (голая рождественская елка), а затем с орнаментом. Это делает мелодию намного интереснее и живее.
Как написан орнамент
Орнамент, написанный в музыке, обычно бывает одним из трех способов:
-Вручную записано в нотах
-Смешной волнистой линией, своего рода «кодом», который (иногда) объясняется на первых страницах книги
-Смешной волнистой линией со звездочкой, детализирующей весь орнамент внизу ноты
Основные украшения
Я хочу начать с разговора об украшениях, с которыми вы, скорее всего, столкнетесь в своих музыкальных приключениях.Их:
-Сверло
-Mordent (верхнее и нижнее)
-Turn
-Appoggiaturas
-Acciaccaturas / Grace Notes
Давайте поговорим о них по порядку — как они записаны и как их интерпретировать.
Как играть в украшения: трель
Трель, вероятно, является наиболее распространенным украшением, которое вы встретите. Он помечен буквой «tr», длинной волнистой линией или их комбинацией.
Самый распространенный тип трели — это диатоническая трель , что означает, что вы чередуете две ноты, которые находятся на расстоянии целого шага друг от друга, например, D-C или B-A.
В зависимости от пьесы или длины трели вы можете играть ее равномерно или начать медленно и постепенно наращивать скорость. Если это так или иначе не указано, я обычно сравниваю несколько записей и смотрю, как профессионалы интерпретируют их.
Длина трели, то есть сколько нот вы можете чередовать, зависит от пьесы. Если это длинная, удерживаемая нота, вы можете сыграть длинную трель. Но если у вас есть только бит или полбита, ваша трель может включать только один или два поворота.
Трели почти всегда начинаются с ноты выше , чем написанная. Так что, если у вас есть C с символом «tr» над ним, вы почти наверняка будете чередовать D-C, начиная с D.
.Как играть в украшения: Мордент
Мордент — это что-то вроде суперкороткой трели. Верхний мордент, обозначенный простой волнистой линией, означает, что вы быстро переключаетесь между написанной нотой и верхней нотой.
Итак, если написана нота на букву «C», вы очень быстро сыграете верхний мордент, такой как «C-D-C».
Нижний мордент, который представляет собой волнистую линию с линией, означает то же самое, только вы делаете поворот с нижней нотой. Если бы написанная нота была буквой «E», вы бы сыграли «E-D-E» очень быстро.
Как играть в украшения: Turn
«Поворот» похож на цифру 8. Обычно это означает, что в четырех нотном паттерне вы начинаете с верхней ноты, играете пошагово вниз, а затем снова поворачиваете вверх.
Есть несколько способов обозначения оборотов — обычно либо между двумя нотами, либо поверх ноты.
Давайте начнем с поворота, написанного между двумя нотами. Допустим, у вас есть C-D-E, обозначенный в музыке, и есть «поворот» между C и D.
Вы играете букву C, а затем начинаете ход со следующей игры:
D-C-B-C
И затем вы закончите с первоначально обозначенной буквой D. Таким образом, полный узор будет выглядеть так:
C — D-C-B-C — D
У вас также могут быть перевернутые повороты, что является той же схемой, только вы идете назад, начиная с нижней ноты, поднимаясь вверх, а затем обратно вниз, например:
Обычно это обозначается тем, что композитор проводит линию через символ поворота или отмечает это в нотах.
Как играть в украшения: Appoggiaturas
Мы уже обсуждали апподжиатуры на этом канале и то, как они полезны при написании песен. Обычно они пишутся крошечной запиской рядом с запиской для взрослых.
Они выглядят сложнее, чем есть на самом деле. Предположим, у вас есть апподжатура, написанная рядом с половинной нотой C. Все это означает, что вы делите значение ноты пополам (две четвертные ноты) и играете маленькую ноту к основной ноте.
Вот и все.В них нет ничего быстрого — их цель — отсрочить приземление на «главную» ноту, что является способом продления напряжения.
Важно отметить, что апподжиатуры записываются в виде крошечных заметок без каких-либо строк, поскольку это тема следующей категории.
Как играть в украшения: Acciaccaturas / благодатные ноты
Для наших намерений и задач acciaccatura — это нота благодати.
Основное различие между этими и апподжиатурами в том, что на них играют быстро, почти как легкое движение пальцами.Они отмечены линией через стержень.
Для ритма нота грации обычно проигрывается за до основной доли. Вы хотите закончить ноту грации на доле — вы же не хотите начинать ее на доле.
Это действительно зависит от композитора. Как всегда, не забудьте проверить первые страницы своей книги на наличие каких-либо ссылок, а в случае сомнений послушайте несколько хороших выступлений.
Орнамент эпохи барокко
Прежде чем закончить это видео и отправить вас в путь, я хотел бы сделать небольшую заметку об эпохе барокко.В большинстве произведений в стиле барокко гораздо больше завитков и орнаментов, чем в классической и романтической музыке. Так что если сомневаетесь, ознакомьтесь с этим руководством.
Мы говорили о трелях и говорили о мордентах. Иногда они сочетаются друг с другом — внешний вид не требует пояснений. У вас есть символ трели, который в конце превращается в символ смерти.
# 4, помеченный как каденция, — это «поворот», о котором мы говорили ранее.
На№ 5 и № 6 в начале символа трели нанесены размытые отметки.Если вы следуете их форме, вы либо начинаете с ноты вверху, либо внизу, делаете небольшой «поворот», а затем превращаете это в трель.
№ 7 и № 8 — это гибриды всех трех: поворот, трель и затем мордент.