Оскар Нимейер — гений бразильской архитектуры
Его первым проектом стали детские ясли, последним – телевизионная башня. А главным — новая столица Бразилии – Бразилиа, город, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Я с детства угол не любил, я с детства рисовал овал» – так Оскар Нимейер говорил о себе, перефразируя или, с точностью до наоборот цитируя стихотворение поэта-нонкорфомиста Павла Когана, которое тот написал в 1936 году. Случайное совпадение? А возможно и нет, спросить мы уже не сможем, ведь гениальный архитектор, лауреат Притцкеровской премии Оскар Рибейру ди Алмейда ди Нимейер Соарис Филью покинул нас 5 декабря 2012 года, на 105 году жизни. А 15 декабря – это день его рождения.
С президентом Жуселином Оливейра Кубичеком молодой Оскар познакомился, еще в 1940-м, спроектировав для него яхт-клуб и казино в Пампулье, где Кубичек был мэром. После победы на президентских выборах в 1956 году Жуселин Кубичек вспомнил про архитектора-модерниста и, несмотря на то, что Нимейер был в списках политически неблагонадежных (поддерживал коммунистов), поручил Оскару построить с нуля город на пустынном берегу искусственного озера Параноа.
Генеральный план Бразилиа, напоминающий то ли птицу, то ли ночную бабочку, – придумал Лусио Коста, а застройкой занялся Нимейер, ученик Коста и Корбюзье.
К тому времени Нимейер уже выработал собственный архитектурный стиль. И застройка Бразилиа – это его лучшая иллюстрация.
Чувственная кривая и железобетон – именно так можно охарактеризовать здания Нимейера, относящиеся к брутализму, но удивительно легкие и органичные.
Модернизм и модерн
Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии Апаресидской, вернее его надземная часть – это воронка с 15-ю гнутыми стрелообразными колоннами. Конструкция собора – образец «гиперболической геометрии», которую также применял Гауди. Зал и другие помещения собора, который является также кафедрой архиепископа Бразилии, расположены под землей. Купол украшен витражами, расписанными вручную, с преобладанием синего и бирюзового цвета. Именно за этот проект в 1988 году Нимейер был награжден Притцкеровской премией.
Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии Апаресидской
Выступая на церемонии вручения Притцкеровской премии Нимейер сказал: «Моя архитектура следовала старым примерам – красоте, преобладающей над ограничениями конструктивной логики. Моя работа продолжалась, равнодушная к неизбежной критике, высказанной теми, кто берет на себя труд изучить минимальный подробности, настолько верно, что способна к посредственности. Достаточно вспомнить, как Ле Корбюзье говорил мне однажды, стоя на рампе Конгресса: «Здесь есть изобретение».
В число самых знаменитых зданий сконструированных Нимейером входят основные правительственные и общественные сооружения Бразилиа.
Комплекс Национального конгресса Бразилии
Комплекс Национального конгресса Бразилии, напоминающий стилизованные весы, состоит из нескольких зданий: параллелепипеда, на котором расположены две полусферы – купол и чаша, и двух небоскребов. Здания соединены друг с другом подземными тоннелями.
Дворец Планалту
Дворец Планалту («Дворец плоскогорья») – рабочая резиденция президента Бразилии. Здание окружено бассейном, в котором отражаются белоснежные стрелоподобные контрафорсы.
Дворец Алворада
Дворец Алворада («Дворец рассвета») – жилая резиденция президента Бразилии, спроектированная в том же стиле, что и Дворец Планалту, отличается формой колонн-контрафорсов. Здание также – окружено водной гладью
Дворец Итамарати
Дворец Итамарати
Дворец Итамарати («Дворец арок») – штаб-квартира Министерства иностранных дел Бразилии. Внешние колонны дворца, окруженного водой, – выполнены в форме арок. Посреди бассейна установлена скульптура Бруно Джорджи “Метеор”. На верхнем ярусе дворца Итамарати расположены открытые террасы с тропической растительностью
Телевышка “Цветок Серрадо”
Последний проект Оскара Нимейера – телевышка, названная «Цветок Серрадо». Вид на здание открывается с любой точки города. На вершине 120 метровой бетонной конструкции установлен 50 метровый металлических шпиль – собственно, антенна. На боковых лепестках башни под стеклянными полусферами находятся кафе и магазины. Телебашню достроили в 2012 году, однако как телевышка она заработала лишь в 2015-м.
Оскар Нимейер умер в Рио-де-Жанейро, но завещал похоронить его в Бразилиа. Прощание с великим архитектором проходило в президентском дворце, который Нимейер построил полвека назад.
JavaScript вимкнено у вашому браузері. Будь ласка, увімкніть JavaScript або оновіть браузер з підтримкою JavaScript, аби використовувати цей сайт.
Оскар Нимейер – главный архитектор Бразилии
Оскар Нимейер (1907-2012), самый важный бразильский архитектор, оставил после себя огромное наследие, — более 500 работ.
Его навсегда запомнят, как архитектора монументальных зданий — дворцов, соборов, музеев, -но его обширное наследие свидетельствует также о том, что его интересовала не только монолитность. Кривые и извилистые формы, которые Нимейер использовал, чтобы довести модернизм до невообразимого уровня, были применены и к различным жилым проектам в том же свободном революционном духе.
Конечно, наиболее известным является CasadasCanoas, его собственный дом, спроектированный самим архитектором, в Рио-де-Жанейро. Но в программе Нимейера есть обширный список домов0, названных в честь их владельцев: Жуселину Кубичека (президент Бразилии в 1956-1961 гг., Кавальканти (кинорежиссер), Франческу Пигнатари (бизнесмен), Дарси Рибейру (политик) и другие. И везде архитектор отдает приоритет полному слиянию с ландшафтом.
Нимейер никогда не придавал одинакового значения домам и общественным зданиям, возможно, из-за их политической коммунистической направленности, когда работы, предназначенные для коллектива всегда более важны, чем работы, сделанные для отдельных людей. Архитектурно, однако, дома предлагают больше свободы для экспериментов. И именно экспериментируя, Нимейер выковал свои стиль — от модернизма, усвоенного у Ле Корбюзье, до смешения с бразильским колониальным периодом, кульминацией которого стало превосходство кривых линий.
«Все началось, когда я начал изучать Пампульи (прим. район штата Белу-Оризонти), сознательно игнорируя правильный угол и рационалистическую архитектуру, построенную из линейки и квадрата, чтобы смело проникать в это мир кривых и прямых линий, которые предлагает бетон», — сказал мастер в одном из интервью. «Также должен признаться, что когда я только начинал свои проекты в Бразилии (1956), я уставал давать объяснения. Я знал, что у меня есть опыт, чтобы быть свободным, и я не возражал против неизбежной критики моих проектов».
Чтобы почтить поэзию его бессмертных идей, мы выбрали несколько культовых произведений модернистского мастера.
1. Министерство образования и здравоохранения, 1936, Рио-де-Жанейро
Деталь, на которую указал стажер гарантировала монументальность и величие первому современному зданию в Бразилии, спроектированному Ле Корбюзье. Тогдашний молодой Нимейер предложил централизовать здание на земле и увеличить опоры с 4 до 10 метров. Архитектурное бюро одобрило эту идею и включило ее в окончательный вариант.
2. АнсамбльPampulha, 1940, Белу-Оризонте
Когда Жуселино Кубичек был избран мэром столицы штата Минас-Жерайс, он позвал Нимейра спроектировать целый район для досуга с казино, клубом, церковью и ресторанами. Дизайн, вдохновленный изгибами искусства барокко, был задуман и спроектирован за одну ночь в гостиничном номере, после разговор с политиком.
3. Штаб-квартира ООН, 1947, Нью-Йорк.
Для обсуждения и разработки штаб-квартиры самого важного наднацонального органа на планете была созвана комиссия из десяти архитекторов во главе с американцем Уоллесом Харрисоном. Нимейер не решался представить свой проект, потому что не хотел противоречить одному из членов совета, самому Ле Корбюзье. Только когда швейцарец потребовал, чтобы он показал свои идеи, Нимейер представил проект. Дизайн был единодушно одобрен.
4. Парк Ибирапуэра, 1951, Сан-Паулу.
Городской парк в Сан-Паулу, построенный, чтобы стать главной достопримечательностью города, имеет уникальный объем. Главный вход поёт оду свободной форме, соединяя павильоны, культурные и развлекательные пространства комплекса. Комплекс парка, однако, был завершен лишь в 2005 году.
5. Здание Copan, 1951, Сан-Паулу.
Грубость и надежность железобетона нарушается извилистой легкостью современного дизайна. В хаотичном городе, лишенном естественной красоты, Copanстал открыткой Сан-Паулу, а мезонин здания — центром искусства.
6. Дом Каноас, 1952, Рио-де-Жанейро
Чертежи и фотографии дома вошли в международные справочники по архитектуре, как яркий пример слияния здания с окружающей природой. Архитектор спроектировал свою собственную резиденцию, не изменяя рельеф, а лишь адаптируя конструкцию дома к неровностям земной поверхности и изгибам растительности. Одна из стен дома возведена над огромным камнем, пролежавшим тысячелетия на этом месте.
7. Бразилиа, 1957
Жуселину Кубичек выбрал Нимейера для проектирования и строительства правительственных зданий в новой столице страны. В 1956 году архитектор принялся за временную резиденцию президента республики, а в 1957 Нимейер работал над Дворцом рассвета, Национальным конгрессом, Национальным театром, Федеральным Верховным судом, дворцом Планалту, Трехгранной площадью, кафедральным собором. Аэропорт (1965) и мемориал Жуселину Кубичека (1980) по чертежам мастера дополнили ансамбль после официального открытия столицы.
8. Штаб-квартира французской коммунистической партии, 1965, Париж
Наземный корпус держится на пяти тонких опорах, вестибюль находится ниже уровня земли, а связь вестибюля со зданием осуществляется через вынесенные на задний фасад лестницы и лифты. Сплошное остекление подчеркивает открытость партии городу и миру.
9. Университет в Константине, 1969, Алжир
Отказавшись от дюжины зданий, Нимейер скомпелировал проект из 20 сооружений в пять. Бразилец идеализировал более гуманный, логичный и компактный университет, готовый к будущим изменениям.
10. Аллея самбы, 1983, Рио-де-Жанейро
Аллея профессора Дарси Рибейру, широко известная как Самбадром, расположена на проспекте Маркиза де Сапука и была задумана с целью «дарить людям самбу». В конце аллеи трибуны разделяются и освобождают место для площади Апофеоза, отмеченной большой аркой. Здесь также находится музей самбы. На площади проводятся различные шоу, показ балета, театральные выступления и концерты.
11. Музей-мемориал Латинской Америки, 1987, Сан-Паулу
Мемориал был спроектирован с большими пустыми пространствами (в дополнение к традиционным изогнутым объемам архитектора), чтобы обозначить «дух и политическое величие».
12. Музей современного искусства, 1991, Нитерой
Ландшафт подчеркивает почти абстрактные формы здания, которое словно парит над землей. Музей является частью Дороги Нимейера (3,5 км).
13. Музей Оскара Нимейера, 2001, Куритиба
Всемирно известный «музей глаза» не был задуман в таком формате. Открытое в 1978 году, это было просто большое модернистское здание, в котором размещались несколько госсекретарей. «Глаз» был разработан позднее и открыт в 2002 году, когда весь комплект преобразовали в музей искусства и дизайна. Там же находится постоянная экспозиция о самом Нимейере с коллекцией проектов, фотографий и моделей. А вы знаете, что мастер также создавал мебель?
14. Административный центр Минас-Жерайс, 2003
Три здания для правительственной штаб-квартиры — дворец и два 200-метровых 20-этажных изогнутых блока — централизовали государственную администрацию и очистили ландшафт. Дворец подвешен стальными тросами, образуя свободный пролет в 147 метров.
15. Культурный центр княжества Астурия, 2006, Испания
Когда Нимейер получил поэтажный план культурного центра, он сразу же задумался: на что это будет похоже — зрители смотрят представление, в то время, как другие бродят по выставкам над большим залом. Архитектор получил премию принца астурийского. Хотя центр был открыт в 2011 году, в настоящее время он не работает.
Оскар Нимейер Архитектура | Архитектурный дайджест
Музей Оскар Нимейерфото: Getty Images/Moment RM
Архитектура
Проверьте волнистые кривые и резкие белые фасады из бразильского модерниста.
Фото: Getty Images/Moment RM
Белый бетон, изящные изгибы и основные цветовые акценты — это визитная карточка Оскара Нимейера, модерниста, стоящего за самыми важными общественными зданиями в бразильской столице Бразилиа. Его лаконичная эстетика и любовь к волнообразным линиям впервые привлекли международное внимание, когда он завершил строительство церкви Святого Франциска Ассизского в Белу-Оризонти, Бразилия. Родившийся в Рио-де-Жанейро и преданный своей родине на протяжении всей своей жизни, Нимейер разработал особый стиль, который стал синонимом бразильской модернистской архитектуры, что принесло ему ряд наград, таких как назначение первым главой архитектуры в Университете Бразилиа. , почетное членство в Американском институте архитекторов и престижная Притцкеровская премия в 1988. Здесь мы представляем его самые знаменитые здания, гражданские и другие, которые демонстрируют его взгляд на скульптурную красоту.
На фото: Музей Оскара Нимейера в Куритибе, Бразилия, неофициально известный как «Глаз Нимейера», был завершен в 2002 году как Ново-музей, затем реконструирован и вновь открыт в 2003 году как место, посвященное работе архитектора. Окулярная конструкция на самом деле является пристройкой к музею, а главное здание для выставок представляет собой длинную, низкую, линейную конструкцию.
Фото: Getty Images/Robert Harding World Imagery
Музей современного искусства Нитерой, спроектированный в сотрудничестве с инженером-строителем Бруно Контарини и завершенный в 1996 году, напоминает летающую тарелку, парящую над заливом Гуанабара в Рио-де-Жанейро. Помимо выставочного пространства, в структуру входит смотровая галерея, из окон которой открывается панорамный вид на воду внизу и гору Сахарная голова вдалеке.
Фото: Getty Images/Panoramic Images
Международный культурный центр Оскара Нимейера, построенный в 2011 году, представляет собой комплекс в Авилесе, Испания, состоящий из пяти структур: зрительного зала, наклонного красно-бело-желтого здания с концертным залом. сидение; Купол, безмятежно округлое сооружение, построенное для выставок; Башня, обзорный диск с панорамными окнами, расположенный на винтовой лестнице; плавно изогнутое многоцелевое здание с кинотеатром, конференц-залом и удобствами для посетителей, такими как кафе; и, наконец, сама открытая площадь, которую Нимейер назвал «местом для образования, культуры и мира».
Фото: Getty Images/Flickr RM
Парящие колонны собора Бразилиа образуют корону, называемую гиперболоидной структурой. Римско-католический собор, большая часть которого находится под землей, окружен отражающим бассейном, под которым верующие проходят, чтобы войти в здание. Он был завершен в 1970 году и дополнен колокольней такой же формы и бронзовыми скульптурами четырех евангелистов работы Данте Кроче.
Фото: Getty Images/Robert Harding World Imagery
Расположенное в центре монументальной оси Бразилиа, главной магистрали города, здание Национального конгресса состоит из невысокого здания, увенчанного куполом с одной стороны, где работает Сенат. и перевернутый купол с другой, где находится Палата депутатов. Второе сооружение представляет собой пару башен, визуально посередине двух куполов, в которых размещаются правительственные помещения. Комплекс построен в 1960 году.
Фото: Getty Images/Lonely Planet Image
В Бразилиа в 2006 году было завершено строительство Культурного комплекса Республики, площади, состоящей из Национального музея, расположенного под вздымающимся куполом с пандусами, которые вьются к входу. и модульная Национальная библиотека. В музее есть выставочное пространство, две аудитории и лаборатория.
Фото: Getty Images/Flickr RM
Расположенный на «плавающей» платформе Верховный федеральный суд Бразилии представляет собой крылообразную колоннаду, окружающую застекленное рабочее место судьи. Завершено в 1958, здание составляет одну треть площади Трех держав в Бразилиа, наряду со зданием Национального конгресса и Президентским дворцом.
Самые популярные
Фото: Getty Images/Robert Harding World Imagery
Президентский дворец Бразилии, также известный как Паласио да Альворада («Дворец рассвета»), является официальной резиденцией президента страны. Здание, дизайн которого напоминает Верховный федеральный суд, было завершено в 1958 году.
Фото: Getty Images/Robert Harding World Imagery
Церковь Святого Франциска Ассизского в Белу-Оризонти, Бразилия, состоит из четырех параболических секций, акцентированных высокой колокольней спереди. Завершенное в 1943 году здание было вдохновлено высказыванием французского поэта Поля Клоделя: «Церковь — это ангар Бога на земле».
Фото: Getty Images
Дворец Итамарати, или Дворец арок, построенный в 1970 году, является штаб-квартирой Министерства иностранных дел Бразилии в Бразилиа. Одноименные арки здания имитируют колоннаду близлежащего Верховного федерального суда и Дворца Альворада.
Самые популярные
Фото: Getty Images/Flickr RM
Латиноамериканский мемориал в Сан-Паулу, открытый в 1989 году, представляет собой комплекс из семи зданий, включая галерею, зрительный зал и библиотеку. Однако наиболее узнаваемой особенностью этого места является Мао, бетонная скульптура в форме руки со стилизованной картой Латинской Америки, призванная символизировать жертвы жителей региона.
Фото: Getty Images/Flickr 9 ринггитов0003
Один из последних проектов, над которым Нимейер работал перед смертью, Мемориал Луиса Карлоса Престеса в Порту-Алегри, Бразилия, был завершен в 2013 году. Структура отличается фирменной эстетикой Нимейера в блестящем белом цвете, дополненном извилистой красной рампой.
Фото: Getty Images/WIN-Initiative RM
Извилистое здание Edifício Copan в Сан-Паулу было завершено в 1966 году. Жилое здание, одно из крупнейших в Бразилии, названо в честь его застройщика, Companhia Pan-Americana de Hotéis. е Туризмо.
Самые популярные
Фото: Getty Images/Flickr RM
Два зеркальных цилиндра, один из которых увенчан звездообразной короной из бетона, составляют Sede da Procuradoria Geral da República Brasileira, или Генеральную прокуратуру Бразилии. в Бразилиа. Построенное в 2002 году, двухчастное сооружение соединено двумя мостами.
Фото: Getty Images/Flickr RM
Мемориал коренных народов Бразилиа, строительство завершено в 1987 спроектирован в стиле круглого дома maloca , традиционного дома бразильских племен яномами. Дискообразная структура, доступная по фирменной изогнутой рампе Нимейера, содержит артефакты различных коренных племен региона.
Фото: Getty Images
Открытый в 1986 году Пантеон Отечества и свободы Танкредо Невес является данью уважения своему герою-тезке, первому гражданскому лицу, избранному президентом Бразилии в 1984 году после 20 лет диктатуры. Здание с изящной наклонной крышей, напоминающей голубя, окружено модернистскими скульптурами и диагональной башней с вечным огнем.
ИсследоватьАрхитектураинновационный дизайнИнновации
ПодробнееИмператорский премиум | международная художественная премия
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор за неделю
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.