Биография и картины Оскара Рабина
Рабин Оскар Яковлевич (1928 – 2018)
Оскар Яковлевич Рабин – советский и французский художник-нонконформист, один из основателей художественной группы «Лианозово». Подвергался серьёзной критике, так как являлся одним из ярких представителей российского авангарда. Кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству».
С тринадцати лет, оставшись сиротой, воспитывался художником и поэтом Евгением Кропивницким, который был его первым учителем и познакомил его с произведениями художников русского и западного авангарда начала XX века. Учился в Академии художеств в Риге и в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, откуда был исключен «за формализм».
Выступал одним из организаторов скандально известной «бульдозерной выставки» 1974 года, когда несанкционированною вставку художников-нонконформистов в Москве разогнали при помощи бульдозеров и поливочных машин.
Среди наиболее известных произведений художника: «Помойка № 8» (1958), «Паспорт» (1964), «Натюрморт с селедкой и луком» (1965), «Рубль» (1966), «Неправда» (1975).
Оскар Рабин. Паспорт.
Оскар Рабин родился 2 января 1928 года в Москве в семье врачей, выпускников Цюрихского университета Якова Рахмиловича Рабина и Вероники Мартыновны Андерман. Когда мальчику было пять лет, отец скончался, в возрасте тринадцати он лишился и матери.
С начала сороковых годов Рабин стал жить в Трубниковском переулке. Окончив школу, осенью 1942 года поступил в художественную студию Евгения Кропивницкого в Доме пионеров и увлёкся романтизмом. В 1944 после освобождения Латвии Оскар на некоторое время перебрался к родственникам матери.
С 1946 по 1948 Рабин учился в Академии художеств в Риге. В 1948 переехал в Москву, где его приняли сразу на второй курс Московского государственного художественного института имени Сурикова, но проучился он в нем лишь четыре месяца, и, не добившись общежития, пошёл работать. В 1950 женился на художнице Валентине Кропивницкой, дочери своего первого преподавателя Евгения Кропивницкого, у них родилась дочь Катя, а два года спустя — сын Александр.
Вплоть до 1957 года Рабин работал грузчиком на железной дороге, позже — мастером на строительстве участка московского водопровода «Севводстрой», расположенного вблизи станции Лианозово. График был сменный, сутки через двое, поэтому у Рабина оставалось много свободного времени для занятий живописью. Иногда это приносило дополнительный доход – местные жители хорошо знали художника и иногда заказывали копии работ русских классиков.
Оскар Рабин. Неправда.
В конце 50-х он был одним из основателей Лианозовской группы — неформального и не признанного властями объединения художников-поставангардистов, которые собирались в бараке у станции Лианозово. Среди членов группы были художники Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Евгений Кропивницкий и его сын Лев Кропивницкий.
Весной 1957 года Оскар Рабин принял участие в III выставке произведений молодых художников Москвы и Московской области, где участвовали две его работы. В том же 1957 он был участником VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, там он познакомился с художниками Олегом Прокофьевым и Олегом Целковым и стал лауреатом конкурса за представленный на выставке натюрморт. Его произведения — как и произведения других членов Лианозовской группы — активно покупали западные коллекционеры.
Рабин получил возможность зарабатывать живописью официально и получил место художника-оформителя на комбинате декоративно-прикладного искусства. А каждое воскресенье в его квартире проходили публичные выставки, где бывали зарубежные дипломаты, журналисты, а также советские коллекционеры, ценители авангарда и нонконформизма.
Оскар Рабин. Икона, водка и демократическая икра.
С начала 1960-х начинается критика Рабина и его единомышленников, появляются разгромные рецензии в газетах, а власти начинают серьезно ограничивать свободу самовыражения представителей неофициального искусства. В конце 60-х было запрещено проводить какие-либо выставки без санкции Московского отделения Союза художников.
Весной 1974 Рабин был инициатором и одним из главных организаторов выставки работ художников-нонконформистов на пустыре в Беляево, московском районе новостроек. Выставка продержалась примерно полчаса, затем на место прибыло около сотни милиционеров, одетых в штатское. Акция была подавлена с привлечением нескольких бульдозеров, самосвалов, поливочных машин. Картины ломали, участников задерживали, некоторых избивали.
Событие вызвало огромный резонанс в прессе: на ней присутствовали западные журналисты и дипломаты. Выставка, получила широкую известность под названием «бульдозерной» и была одной из важных акций сопротивления творческой интеллигенции властям. Работы Рабина не брали на выставки, его не принимали в Союз художников.
Оскар Рабин. Эмигрантский натюрморт.
В 1978-м Рабин с женой, эмигрировал во Францию, и в июне того же года Президиум Верховного Совета СССР специальным постановлением лишил художника советского гражданства. При этом на Западе он был очень известен, его первые персональные выставки прошли еще в середине 60-х в Лондоне. После эмиграции он начал выставляться во Франции, США и других странах.
В 1985 Рабин получил Французское гражданство, а пять лет спустя, в 1990 он получил известие о том, что имеет право на восстановление советского гражданства, но на родину художник возвращаться уже не собирался. После распада СССР творчество художника было окончательно реабилитировано.
В 2006 году Рабин получил российский паспорт, а в 2008 году у него прошла первая и последняя персональная выставка в Третьяковской галерее. В 2013 году Рабин был награждён орденом Российской академии художеств «За служение искусству».
Оскар Яковлевич Рабин скончался во Флоренции, где шла подготовка к его очередной выставке «Два пути», 7 ноября 2018 года после перенесенной операции.
Оскар Рабин. Парижский пейзаж.
За 60 лет активного творчества Оскар Рабин создал порядка 1500 работ. В последние годы жизни он жил и работал во Франции и уже будучи за рубежом стал одним из самых продаваемых художников советского периода. Его работы регулярно появлялись на крупнейших выставках, цены на них доходили до трехсот тысяч долларов и в последние пятнадцать лет ежегодно дорожали, так, что в среде коллекционеров стали говорить о том, что приобретение работ Рабина — самое выгодное капиталовложение.
В настоящее время его работы находятся в таких крупных музеях, как Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственный центр современного искусства в Москве, Московский музей современного искусства и других музейных коллекциях и частных собраниях.
Оскар Рабин. УРА!
Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
НовостиИнтервью
№67
Материал из газеты
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству
Татьяна Пинская
12. 10.2018
Оскар Рабин.
Фото: Cinedoc Film Company
Справка
БИОГРАФИЯ
Оскар Рабин
Художник
1928 родился в семье врачей в Москве; рано осиротел
С 13 лет посещал студию Евгения Кропивницкого, поэта и художника
1948 поступил в Московский художественный институт им. В.И.Сурикова, откуда был вскоре исключен «за формализм»
1950 – 1957 работал грузчиком на железной дороге, мастером на строительстве Севводстроя
1950 женился на Валентине Кропивницкой
Конец 1950-х вместе с Евгением и Львом Кропивницкими стал основателем неофициальной художественной группы «Лианозово» (по названию подмосковного поселка, где Рабин жил в 1956–1964)
1964 работы Оскара Рабина впервые представлены на зарубежной выставке
1974 один из организаторов знаменитой Бульдозерной выставки
1977 выезжает по туристической визе в Европу
1978 лишен советского гражданства
2006 получил паспорт гражданина Российской Федерации
2013 кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству»
Еще…
Ваш дом находится на той же парижской площади, что и Центр Помпиду. Вам такое соседство импонирует?
Этот вид из окна моей мастерской на музей я наблюдаю уже почти 30 лет. Но не могу сказать, оказало ли на меня влияние это соседство. Конечно, мне приятно, что такой музей рядом. О Париже уже столько сказано, что ничего нового не скажешь. Конечно же, я рад, что могу жить и работать в Париже. Настоящая моя жизнь вон там, за тем окном, когда выхожу из ателье. Это такой вечный театр, вечный праздник, и я сам в этом театре, в этой пьесе тоже принимаю участие как статист.
Не жалеете о выбранном вами пути?
Сколько себя помню — а память пока мне не изменяет, — я всегда хотел стать художником. К концу 1950-х годов наступила оттепель, появились печатные издания тех писателей, которые ранее были запрещены, в частности «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына, но границы были закрыты и познакомиться с другими странами и миром было невозможно, хотя и хотелось. В 1957 году в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, на котором открылась выставка живописи. А я как раз увлекался такой манерой письма, как монотипия. И вот, взяв одну из своих работ, на которой был изображен букетик полевых цветов, я принес ее на выставочный комитет. К моему большому удивлению, картина прошла многоступенчатый отбор, и я даже получил почетный диплом участника выставки. И благодаря этому диплому меня приняли на оформительский комбинат. Это было огромным счастьем. Потому что раньше кем я только не работал! Даже десятником на железной дороге. А здесь мог заниматься любимым делом.
Оскар Рабин (в центре), Надежда Эльская и Виктор Агамов-Тупицын на выставке в Измайлове. Иллюстрация из книги Виктора Агамова-Тупицына «Бульдозерная выставка» (М.: Ад Маргинем Пресс, 2014)
Вы ведь не входили в Союз художников?
Какое там! «Нонконформисты» — это условное название. Называли нас по-разному, в основном в ругательном смысле. Потому что нонконформисты — это все были неофициальные художники, которые в союзе не состояли или официально нигде не числились, и выставляться им было негде. Поэтому решили устроить выставку на открытом воздухе. Мы искали такое место, чтобы ни милиция, ни кто-нибудь другой не могли придраться и обвинить нас в том, что мы мешаем пешеходам. Поэтому был выбран пустырь. В какой дурной голове партийных или милицейских чиновников возникла идея давить картины бульдозерами, нам не докладывали. Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни, несмотря на то что мне пришлось покинуть СССР. Хотя уезжать, как потом, после перестройки, уезжали по личному желанию художники, — это одно, а меня лишили гражданства и выкинули за пределы страны — это совсем иное.
Вам сложно было?
В 50 лет, без языка, всей семьей выехать туда, где ты никогда не бывал и где никто тебя не ждет, достаточно сложно. Зато благодаря Бульдозерной выставке и тому, что это событие вышло за пределы страны, остальным советским художникам было сделано послабление. Все запрещенные западные направления живописи: абстракционизм, экспрессионизм, за которые исключали из Союза художников, вдруг, как по мановению волшебной палочки, высоким начальством решено было признать.
Оскар Рабин. «Кисти и Париж». 2006.
Фото: Предоставлено художником
Справка
Бульдозерная выставка
Несанкционированная уличная выставка картин, организованная 15 сентября 1974 года московскими художниками-нонконформистами на беляевском пустыре, на пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной. В выставке участвовало около 20 художников (помимо Оскара Рабина, Лидия Мастеркова, Александр Меламид и Виталий Комар, Владимир Немухин, Василий Ситников и другие). Присутствовали коллекционер и пропагандист неофициального искусства Александр Глезер, западные журналисты и дипломаты — покупатели картин нонконформистов. Выставка была уничтожена сотрудниками милиции при помощи бульдозеров, отчего и получила свое название. После нее о существовании неофициального искусства в СССР узнал весь мир. Вскоре власти пошли на уступки и разрешили проведение второй выставки на свежем воздухе — в Измайлове, двумя неделями позже. В выставке участвовало около 40 художников, она привлекла тысячи зрителей (на фото в центре — Оскар Рабин).
Еще…
А у вас покупали картины в Париже?
Да, и на это я смог жить со своей семьей. Именно на то, что давало занятие живописью, а не какая-то иная подработка. Конечно, сначала это были не бог весть какие деньги, но всегда хватало на жареную курицу и бутылку вина, хватало на краски — а что художнику еще нужно? Самое главное — я стал жить как хочу, писать что хочу, и никто мне был не указ. Конечно, что-то я писал по заказу, зато в последние годы судьба мне сделала подарок, и я живу по своим законам и делаю что пожелаю.
Как рождается картина?
Знаете, трудно даже сказать, когда что-то начинает получаться. Потому что вот так вот пишешь — иногда, бывает, день, два, три, — мажешь без толку, и какое-то ощущение… не то чтобы депрессия, а кажется, что вот все уже написал, что уже больше не смогу. Как будто и не рисовал никогда в жизни. Хотя у меня бог знает сколько написано за мою жизнь всего. Сейчас уже больше полутора тысяч картин, которые я фиксировал. И тем не менее все равно бывают моменты, когда не получается. Как будто и рисовать не умеешь, и писать не можешь. Те же краски, которые были, — вот раз я их смешивал, смешивал, а они не попадают, не получается. И тем не менее все-таки по несколько часов я работаю каждый день. Каждый день. Поэтому ни о каких там вдохновениях речи нет. Ну, а как получается — черт его знает! Вот где-то зацепится на каком-то кусочке, начинает получаться — и все пошло-поехало…
Оскар Рабин. «Помойка № 8». 1958.
Фото: Tsukanov Family Foundatio
Вы радуетесь каждому дню?
Меня вдохновляет жизнь. Симпатичные люди…
Девушки?
И девушки тоже, а красивые — особенно!
А вот враги у вас были? Кто-то мешал вам?
В России мешала советская власть. Это включало в себя и быт, и что рисовать, и какими красками. Конкретно меня обвиняли в том, что я употребляю много черной краски в своих работах. Я отвечал: «Ну не продавайте черную краску!» Но власть вмешивалась абсолютно во все и везде. И мне, конечно, это не нравилось.
Оскар Рабин. «Неправда». 1975.
Фото: предоставлено художником
Ваши картины подделывают?
Да, с определенной целью — продать по любой цене. Подделки все неважного качества. Продают людям, которые никогда не видели оригинала, но слышали фамилию. Аферисты берут мои сюжеты и предметы, иногда переставляют местами и затем моим шрифтом подписывают: «Рабин». Вот если бы они подписывали: «Не Рабин», было бы намного интереснее. А то делают все тяп-ляп.
Как вы относитесь к современному искусству?
Для меня современное искусство является, скорее, экспериментом. Это вовсе не плохо. В науке ведь тоже есть эксперименты. Но в данном случае, в искусстве, это не имеет результата. Яркий пример эксперимента — «Фонтан» Марселя Дюшана, который выставил писсуар как арт-объект. Дюшан взял его из жизни, отнял функции и перенес в музей. И представил, что это тоже может быть скульптурой. Единственное, что сделал сам автор: он на нем расписался. Скульптура — это не только форма, все это относительно. Дюшан не делал сам эту форму, он просто ее увидел и оценил, что ее можно представить как объект. Но ведь скульптурой люди пытались выразить свои чаяния, решить много задач. Поэтому то, что сейчас представляют собой инсталляции, — это результат работы мозга, но не души. Просто не сравнить со старыми мастерами, Пикассо, Шагалом, которые воспитывались на старом искусстве. В них это заложено, и никуда они от этого деться не могли.
Оскар Рабин у мольберта. 1969 г.
Фото: Игорь Пальмин
А ваши приоритеты изменились со временем?
Нет. Принципиально не изменились. Были, конечно, метания и пробы, я даже абстракции пытался писать, но очень быстро понял, что ничего этой абстракцией сказать не могу, не могу выразить. Хотя я жил в такое время, когда очень многие шли в этом направлении. Вот был такой коллекционер Костаки. Он приезжал ко мне, смотрел работы, похлопывал по плечу (очень любил покровительствовать) и говорил: «Ну ты не огорчайся! Ведь в предметном мире искусства все уже сказано. Теперь язык — беспредметный. Люди в космос выходят, и там тоже свой язык. Так что придет время — никуда ты не денешься и будешь тоже абстракционистом». Слава богу, его предположения не осуществились. Но я не скрываю: меня интересует современное искусство. И я хожу на выставки и пытаюсь понять, куда это все приведет.
Вы были одним из организаторов неподцензурной Бульдозерной выставки. Способны ли современные художники на подобный шаг?
Конечно, способны. Люди явно ждут чего-то нового. Не на словах, где все повторяется уже 100 лет, — они ждут какого-то смелого шага. Просто все, что не включается в план современного искусства, объявляется вчерашним днем. Екатерина Деготь (российский искусствовед, арт-критик, куратор. — TANR) так выразилась, когда ее спросили: «Что вы считаете достойным искусством?» Она ответила: «А это мы решим». Кто «мы»? «Я ездила по всему свету, видела все музеи современного искусства, читала все статьи по этому поводу, и я имею право решать. А вы не читали, не ездили и не знаете».
Вы возмущены таким ответом?
Я не возмущаюсь, у меня уже возраст не тот. Но я не согласен.
Подписаться на новости
Оскар Рабин
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14. 03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
Светоносным кирпичам дарят вторую жизнь
В Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX веков
07.04.2023
В Рейксмузеуме попытались понять, в чем очарование картин Яна Вермеера
Успех монографической выставки великого голландца в амстердамском музее был предопределен. Кураторам впервые удалось собрать под одной крышей рекордное число работ художника и раскрыть некоторые секреты его мастерства
31.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22. 03.2023
Oskar Rabin — Результаты аукциона по Artsy
43 подписчики
См. Все прошлые выставки и справедливые кабинки
Обзор
Результаты работы
Результаты аукции
. продано
Продажи
Цена продажи
Цена выше оценки
Результаты аукциона
Фильтр по
ПоискДата продажи (самая последняя)Оценка Цена продажи
Живопись
Работа на бумаге
Скульптура
Фотография
Текстильное искусство
Это основано на среднем размере произведения искусства.
Small (under 40cm)
Medium (40 – 100cm)
Large (over 100cm)
Earliest
1928192919301931193219331934193519361937193819391940194119421943194419451946194719481949195019511952195319541955195619571958195919601961196219631964196519661967196819691970197119721973197419751976197719781979198019811982198319841985198619871988198919
11992199319941995199619971998199920002001200220032004Latest
1928192919301931193219331934193519361937193819391940194119421943194419451946194719481949195019511952195319541955195619571958195919601961196219631964196519661967196819691970197119721973197419751976197719781979198019811982198319841985198619871988198919
11992199319941995199619971998199920002001200220032004Включите неопределенные даты
Sotheby’s
Christie’s
Phillips
Bonhams
Artsy Auction
Дата продажи (последняя) оценка цена
Searchпрошлые Aucsss
9000 2 463 Результаты! Московская улица, 1959Холст, масло
110 x 90 см
29 ноября 2022 г. • Sotheby’s
Стоп! Московская улица , 1959
Холст, масло
110 х 90 см
29 ноября, 2022
Sotheby’s
Современный и современный аукцион
Лот 28
‘Букет в ландшафте в Лианозово, 1957
Масло на канве
69 x 89.5 CM
NOW на Canvas
69 x 89.5 CM
NOW на Canvas
69 x 89,5 CM
NOW на Canvas
69 x 89.5 CM
NOW на Canvas
69 x 89.5 CM
. • Bonhams
‘Букет в ландшафте в Lianozovo’ , 1957
Нефть на холсте
69 x 89,5 см
ноябрь 8, 2022
Bonhams
Rebel Spirits: Non-Conformist Collections Art Collections 9000.
Rebel Spirits: Non-Conformist Collections 9000.
Повторные спираты: НЕ-КОНФОРМИСТИКИСКИСТ.0003
Лот 7
Натюрморт и пейзаж, 1962
тушь и цветные карандаши на картоне
31,5 x 24 см
8 ноября 2022 г. • Bonhams
9092 A9-002 натюрморттушь и цветные карандаши на картоне
31,5 x 24 см
8 ноября 2022 г.
Bonhams
Мятежные духи: нонконформистское искусство из важных европейских коллекций
City (Lot 8