Оскар рабин фото: Oscar Yakovlevich Rabin (02.01.1928 — 07.11.2018) — Biography, Interesting Facts, Famous Artworks

Содержание

Биография и картины Оскара Рабина

Рабин Оскар Яковлевич (1928 – 2018)

Оскар Яковлевич Рабин – советский и французский художник-нонконформист, один из основателей художественной группы «Лианозово». Подвергался серьёзной критике, так как являлся одним из ярких представителей российского авангарда. Кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству».

С тринадцати лет, оставшись сиротой, воспитывался художником и поэтом Евгением Кропивницким, который был его первым учителем и познакомил его с произведениями художников русского и западного авангарда начала XX века. Учился в Академии художеств в Риге и в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, откуда был исключен «за формализм».

Выступал одним из организаторов скандально известной «бульдозерной выставки» 1974 года, когда несанкционированною вставку художников-нонконформистов в Москве разогнали при помощи бульдозеров и поливочных машин.

Среди наиболее известных произведений художника: «Помойка № 8» (1958), «Паспорт» (1964), «Натюрморт с селедкой и луком» (1965), «Рубль» (1966), «Неправда» (1975).

Оскар Рабин. Паспорт.

Оскар Рабин родился 2 января 1928 года в Москве в семье врачей, выпускников Цюрихского университета Якова Рахмиловича Рабина и Вероники Мартыновны Андерман. Когда мальчику было пять лет, отец скончался, в возрасте тринадцати он лишился и матери.

С начала сороковых годов Рабин стал жить в Трубниковском переулке. Окончив школу, осенью 1942 года поступил в художественную студию Евгения Кропивницкого в Доме пионеров и увлёкся романтизмом. В 1944 после освобождения Латвии Оскар на некоторое время перебрался к родственникам матери.

С 1946 по 1948 Рабин учился в Академии художеств в Риге. В 1948 переехал в Москву, где его приняли сразу на второй курс Московского государственного художественного института имени Сурикова, но проучился он в нем лишь четыре месяца, и, не добившись общежития, пошёл работать. В 1950 женился на художнице Валентине Кропивницкой, дочери своего первого преподавателя Евгения Кропивницкого, у них родилась дочь Катя, а два года спустя — сын Александр.

Вплоть до 1957 года Рабин работал грузчиком на железной дороге, позже — мастером на строительстве участка московского водопровода «Севводстрой», расположенного вблизи станции Лианозово. График был сменный, сутки через двое, поэтому у Рабина оставалось много свободного времени для занятий живописью. Иногда это приносило дополнительный доход – местные жители хорошо знали художника и иногда заказывали копии работ русских классиков.

Оскар Рабин. Неправда.

В конце 50-х он был одним из основателей Лианозовской группы — неформального и не признанного властями объединения художников-поставангардистов, которые собирались в бараке у станции Лианозово. Среди членов группы были художники Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Евгений Кропивницкий и его сын Лев Кропивницкий.

Весной 1957 года Оскар Рабин принял участие в III выставке произведений молодых художников Москвы и Московской области, где участвовали две его работы. В том же 1957 он был участником VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, там он познакомился с художниками Олегом Прокофьевым и Олегом Целковым и стал лауреатом конкурса за представленный на выставке натюрморт. Его произведения — как и произведения других членов Лианозовской группы — активно покупали западные коллекционеры.

Рабин получил возможность зарабатывать живописью официально и получил место художника-оформителя на комбинате декоративно-прикладного искусства. А каждое воскресенье в его квартире проходили публичные выставки, где бывали зарубежные дипломаты, журналисты, а также советские коллекционеры, ценители авангарда и нонконформизма.

Оскар Рабин. Икона, водка и демократическая икра.

С начала 1960-х начинается критика Рабина и его единомышленников, появляются разгромные рецензии в газетах, а власти начинают серьезно ограничивать свободу самовыражения представителей неофициального искусства. В конце 60-х было запрещено проводить какие-либо выставки без санкции Московского отделения Союза художников.

Весной 1974 Рабин был инициатором и одним из главных организаторов выставки работ художников-нонконформистов на пустыре в Беляево, московском районе новостроек. Выставка продержалась примерно полчаса, затем на место прибыло около сотни милиционеров, одетых в штатское. Акция была подавлена с привлечением нескольких бульдозеров, самосвалов, поливочных машин. Картины ломали, участников задерживали, некоторых избивали.

Событие вызвало огромный резонанс в прессе: на ней присутствовали западные журналисты и дипломаты. Выставка, получила широкую известность под названием «бульдозерной» и была одной из важных акций сопротивления творческой интеллигенции властям. Работы Рабина не брали на выставки, его не принимали в Союз художников.

Оскар Рабин. Эмигрантский натюрморт.

В 1978-м Рабин с женой, эмигрировал во Францию, и в июне того же года Президиум Верховного Совета СССР специальным постановлением лишил художника советского гражданства. При этом на Западе он был очень известен, его первые персональные выставки прошли еще в середине 60-х в Лондоне. После эмиграции он начал выставляться во Франции, США и других странах.

В 1985 Рабин получил Французское гражданство, а пять лет спустя, в 1990 он получил известие о том, что имеет право на восстановление советского гражданства, но на родину художник возвращаться уже не собирался. После распада СССР творчество художника было окончательно реабилитировано.

В 2006 году Рабин получил российский паспорт, а в 2008 году у него прошла первая и последняя персональная выставка в Третьяковской галерее. В 2013 году Рабин был награждён орденом Российской академии художеств «За служение искусству».

Оскар Яковлевич Рабин скончался во Флоренции, где шла подготовка к его очередной выставке «Два пути», 7 ноября 2018 года после перенесенной операции.

Оскар Рабин. Парижский пейзаж.

За 60 лет активного творчества Оскар Рабин создал порядка 1500 работ. В последние годы жизни он жил и работал во Франции и уже будучи за рубежом стал одним из самых продаваемых художников советского периода. Его работы регулярно появлялись на крупнейших выставках, цены на них доходили до трехсот тысяч долларов и в последние пятнадцать лет ежегодно дорожали, так, что в среде коллекционеров стали говорить о том, что приобретение работ Рабина — самое выгодное капиталовложение.

В настоящее время его работы находятся в таких крупных музеях, как Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственный центр современного искусства в Москве, Московский музей современного искусства и других музейных коллекциях и частных собраниях.

Оскар Рабин. УРА!

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»

НовостиИнтервью

№67

Материал из газеты

Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству

Татьяна Пинская

12. 10.2018

Оскар Рабин.

Фото: Cinedoc Film Company

Справка

БИОГРАФИЯ

Оскар Рабин
Художник

1928 родился в семье врачей в Москве; рано осиротел
С 13 лет посещал студию Евгения Кропивницкого, поэта и художника
1948 поступил в Московский художественный институт им. В.И.Сурикова, откуда был вскоре исключен «за формализм»
1950 – 1957 работал грузчиком на железной дороге, мастером на строительстве Севводстроя
1950 женился на Валентине Кропивницкой
Конец 1950-х вместе с Евгением и Львом Кропивницкими стал основателем неофициальной художественной группы «Лианозово» (по названию подмосковного поселка, где Рабин жил в 1956–1964)
1964 работы Оскара Рабина впервые представлены на зарубежной выставке
1974 один из организаторов знаменитой Бульдозерной выставки
1977 выезжает по туристической визе в Европу
1978 лишен советского гражданства
2006 получил паспорт гражданина Российской Федерации
2013 кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству»

Еще…

Ваш дом находится на той же парижской площади, что и Центр Помпиду. Вам такое соседство импонирует?

Этот вид из окна моей мастерской на музей я наблюдаю уже почти 30 лет. Но не могу сказать, оказало ли на меня влияние это соседство. Конечно, мне приятно, что такой музей рядом. О Париже уже столько сказано, что ничего нового не скажешь. Конечно же, я рад, что могу жить и работать в Париже. Настоящая моя жизнь вон там, за тем окном, когда выхожу из ателье. Это такой вечный театр, вечный праздник, и я сам в этом театре, в этой пьесе тоже принимаю участие как статист.

Не жалеете о выбранном вами пути?

Сколько себя помню — а память пока мне не изменяет, — я всегда хотел стать художником. К концу 1950-х годов наступила оттепель, появились печатные издания тех писателей, которые ранее были запрещены, в частности «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына, но границы были закрыты и познакомиться с другими странами и миром было невозможно, хотя и хотелось. В 1957 году в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, на котором открылась выставка живописи. А я как раз увлекался такой манерой письма, как монотипия. И вот, взяв одну из своих работ, на которой был изображен букетик полевых цветов, я принес ее на выставочный комитет. К моему большому удивлению, картина прошла многоступенчатый отбор, и я даже получил почетный диплом участника выставки. И благодаря этому диплому меня приняли на оформительский комбинат. Это было огромным счастьем. Потому что раньше кем я только не работал! Даже десятником на железной дороге. А здесь мог заниматься любимым делом. 

Оскар Рабин (в центре), Надежда Эльская и Виктор Агамов-Тупицын на выставке в Измайлове. Иллюстрация из книги Виктора Агамова-Тупицына «Бульдозерная выставка» (М.: Ад Маргинем Пресс, 2014)

Вы ведь не входили в Союз художников?

Какое там! «Нонконформисты» — это условное название. Называли нас по-разному, в основном в ругательном смысле. Потому что нонконформисты — это все были неофициальные художники, которые в союзе не состояли или официально нигде не числились, и выставляться им было негде. Поэтому решили устроить выставку на открытом воздухе. Мы искали такое место, чтобы ни милиция, ни кто-нибудь другой не могли придраться и обвинить нас в том, что мы мешаем пешеходам. Поэтому был выбран пустырь. В какой дурной голове партийных или милицейских чиновников возникла идея давить картины бульдозерами, нам не докладывали. Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни, несмотря на то что мне пришлось покинуть СССР. Хотя уезжать, как потом, после перестройки, уезжали по личному желанию художники, — это одно, а меня лишили гражданства и выкинули за пределы страны — это совсем иное. 

Вам сложно было?

В 50 лет, без языка, всей семьей выехать туда, где ты никогда не бывал и где никто тебя не ждет, достаточно сложно. Зато благодаря Бульдозерной выставке и тому, что это событие вышло за пределы страны, остальным советским художникам было сделано послабление. Все запрещенные западные направления живописи: абстракционизм, экспрессионизм, за которые исключали из Союза художников, вдруг, как по мановению волшебной палочки, высоким начальством решено было признать.

Оскар Рабин. «Кисти и Париж». 2006.

Фото: Предоставлено художником

Справка

Бульдозерная выставка

Несанкционированная уличная выставка картин, организованная 15 сентября 1974 года московскими художниками-нонконформистами на беляевском пустыре, на пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной. В выставке участвовало около 20 художников (помимо Оскара Рабина, Лидия Мастеркова, Александр Меламид и Виталий Комар, Владимир Немухин, Василий Ситников и другие). Присутствовали коллекционер и пропагандист неофициального искусства Александр Глезер, западные журналисты и дипломаты — покупатели картин нонконформистов. Выставка была уничтожена сотрудниками милиции при помощи бульдозеров, отчего и получила свое название. После нее о существовании неофициального искусства в СССР узнал весь мир. Вскоре власти пошли на уступки и разрешили проведение второй выставки на свежем воздухе — в Измайлове, двумя неделями позже. В выставке участвовало около 40 художников, она привлекла тысячи зрителей (на фото в центре — Оскар Рабин).

Еще…

А у вас покупали картины в Париже?

Да, и на это я смог жить со своей семьей. Именно на то, что давало занятие живописью, а не какая-то иная подработка. Конечно, сначала это были не бог весть какие деньги, но всегда хватало на жареную курицу и бутылку вина, хватало на краски — а что художнику еще нужно? Самое главное — я стал жить как хочу, писать что хочу, и никто мне был не указ. Конечно, что-то я писал по заказу, зато в последние годы судьба мне сделала подарок, и я живу по своим законам и делаю что пожелаю.

Как рождается картина?

Знаете, трудно даже сказать, когда что-то начинает получаться. Потому что вот так вот пишешь — иногда, бывает, день, два, три, — мажешь без толку, и какое-то ощущение… не то чтобы депрессия, а кажется, что вот все уже написал, что уже больше не смогу. Как будто и не рисовал никогда в жизни. Хотя у меня бог знает сколько написано за мою жизнь всего. Сейчас уже больше полутора тысяч картин, которые я фиксировал. И тем не менее все равно бывают моменты, когда не получается. Как будто и рисовать не умеешь, и писать не можешь. Те же краски, которые были, — вот раз я их смешивал, смешивал, а они не попадают, не получается. И тем не менее все-таки по несколько часов я работаю каждый день. Каждый день. Поэтому ни о каких там вдохновениях речи нет. Ну, а как получается — черт его знает! Вот где-то зацепится на каком-то кусочке, начинает получаться — и все пошло-поехало…

Оскар Рабин. «Помойка № 8». 1958.

Фото: Tsukanov Family Foundatio

Вы радуетесь каждому дню?

Меня вдохновляет жизнь. Симпатичные люди…

Девушки?

И девушки тоже, а красивые — особенно!

А вот враги у вас были? Кто-то мешал вам?

В России мешала советская власть. Это включало в себя и быт, и что рисовать, и какими красками. Конкретно меня обвиняли в том, что я употребляю много черной краски в своих работах. Я отвечал: «Ну не продавайте черную краску!» Но власть вмешивалась абсолютно во все и везде. И мне, конечно, это не нравилось.

Оскар Рабин. «Неправда». 1975.

Фото: предоставлено художником

Ваши картины подделывают?

Да, с определенной целью — продать по любой цене. Подделки все неважного качества. Продают людям, которые никогда не видели оригинала, но слышали фамилию. Аферисты берут мои сюжеты и предметы, иногда переставляют местами и затем моим шрифтом подписывают: «Рабин». Вот если бы они подписывали: «Не Рабин», было бы намного интереснее. А то делают все тяп-ляп.

Как вы относитесь к современному искусству?

Для меня современное искусство является, скорее, экспериментом. Это вовсе не плохо. В науке ведь тоже есть эксперименты. Но в данном случае, в искусстве, это не имеет результата. Яркий пример эксперимента — «Фонтан» Марселя Дюшана, который выставил писсуар как арт-объект. Дюшан взял его из жизни, отнял функции и перенес в музей. И представил, что это тоже может быть скульптурой. Единственное, что сделал сам автор: он на нем расписался. Скульптура — это не только форма, все это относительно. Дюшан не делал сам эту форму, он просто ее увидел и оценил, что ее можно представить как объект. Но ведь скульптурой люди пытались выразить свои чаяния, решить много задач. Поэтому то, что сейчас представляют собой инсталляции, — это результат работы мозга, но не души. Просто не сравнить со старыми мастерами, Пикассо, Шагалом, которые воспитывались на старом искусстве. В них это заложено, и никуда они от этого деться не могли.

Оскар Рабин у мольберта. 1969 г.

Фото: Игорь Пальмин

А ваши приоритеты изменились со временем?

Нет. Принципиально не изменились. Были, конечно, метания и пробы, я даже абстракции пытался писать, но очень быстро понял, что ничего этой абстракцией сказать не могу, не могу выразить. Хотя я жил в такое время, когда очень многие шли в этом направлении. Вот был такой коллекционер Костаки. Он приезжал ко мне, смотрел работы, похлопывал по плечу (очень любил покровительствовать) и говорил: «Ну ты не огорчайся! Ведь в предметном мире искусства все уже сказано. Теперь язык — беспредметный. Люди в космос выходят, и там тоже свой язык. Так что придет время — никуда ты не денешься и будешь тоже абстракционистом». Слава богу, его предположения не осуществились. Но я не скрываю: меня интересует современное искусство. И я хожу на выставки и пытаюсь понять, куда это все приведет.

Вы были одним из организаторов неподцензурной Бульдозерной выставки. Способны ли современные художники на подобный шаг?

Конечно, способны. Люди явно ждут чего-то нового. Не на словах, где все повторяется уже 100 лет, — они ждут какого-то смелого шага. Просто все, что не включается в план современного искусства, объявляется вчерашним днем. Екатерина Деготь (российский искусствовед, арт-критик, куратор. — TANR) так выразилась, когда ее спросили: «Что вы считаете достойным искусством?» Она ответила: «А это мы решим». Кто «мы»? «Я ездила по всему свету, видела все музеи современного искусства, читала все статьи по этому поводу, и я имею право решать. А вы не читали, не ездили и не знаете».

Вы возмущены таким ответом? 

Я не возмущаюсь, у меня уже возраст не тот. Но я не согласен. 

Подписаться на новости

Оскар Рабин

Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»

Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея

27.03.2023

Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова

21.03.2023

Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве

Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись

14. 03.2023

В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу

Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов

24.03.2023

Светоносным кирпичам дарят вторую жизнь

В Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX веков

07.04.2023

В Рейксмузеуме попытались понять, в чем очарование картин Яна Вермеера

Успех монографической выставки великого голландца в амстердамском музее был предопределен. Кураторам впервые удалось собрать под одной крышей рекордное число работ художника и раскрыть некоторые секреты его мастерства

31.03.2023

Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus

В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы

22. 03.2023

Oskar Rabin — Результаты аукциона по Artsy

43 подписчики

См. Все прошлые выставки и справедливые кабинки

Обзор

Результаты работы

Результаты аукции

. продано

Продажи

Цена продажи

Цена выше оценки

Результаты аукциона

Фильтр по

Поиск

Дата продажи (самая последняя)Оценка Цена продажи

Живопись

Работа на бумаге

Скульптура

Фотография

Текстильное искусство

Это основано на среднем размере произведения искусства.

Small (under 40cm)

Medium (40 – 100cm)

Large (over 100cm)

Earliest

1928192919301931193219331934193519361937193819391940194119421943194419451946194719481949195019511952195319541955195619571958195919601961196219631964196519661967196819691970197119721973197419751976197719781979198019811982198319841985198619871988198919

11992199319941995199619971998199920002001200220032004

Latest

1928192919301931193219331934193519361937193819391940194119421943194419451946194719481949195019511952195319541955195619571958195919601961196219631964196519661967196819691970197119721973197419751976197719781979198019811982198319841985198619871988198919

11992199319941995199619971998199920002001200220032004

Включите неопределенные даты

Sotheby’s

Christie’s

Phillips

Bonhams

Artsy Auction

Дата продажи (последняя) оценка цена

Search

прошлые Aucsss

9000 2 463 Результаты

! Московская улица, 1959

Холст, масло

110 x 90 см

29 ноября 2022 г. • Sotheby’s

Стоп! Московская улица , 1959

Холст, масло

110 х 90 см

29 ноября, 2022

Sotheby’s

Современный и современный аукцион

Лот 28

‘Букет в ландшафте в Лианозово, 1957

Масло на канве

69 x 89.5 CM

NOW на Canvas

69 x 89.5 CM

NOW на Canvas

69 x 89,5 CM

NOW на Canvas

69 x 89.5 CM

NOW на Canvas

69 x 89.5 CM

. • Bonhams

‘Букет в ландшафте в Lianozovo’ , 1957

Нефть на холсте

69 x 89,5 см

ноябрь 8, 2022

Bonhams

Rebel Spirits: Non-Conformist Collections Art Collections 9000.

Rebel Spirits: Non-Conformist Collections 9000.

Повторные спираты: НЕ-КОНФОРМИСТИКИСКИСТ.0003

Лот 7

Натюрморт и пейзаж, 1962

тушь и цветные карандаши на картоне

31,5 x 24 см

8 ноября 2022 г. • Bonhams

9092 A9-002 натюрморт

тушь и цветные карандаши на картоне

31,5 x 24 см

8 ноября 2022 г.

Bonhams

Мятежные духи: нонконформистское искусство из важных европейских коллекций

City (Lot 8

3) (MoonSocialist City)

3 1959

oil on canvas

89.5 x 109.5 cm

Dec 1, 2021 • Sotheby’s

City with Moon (Socialist City) , 1959

oil on canvas

89.5 x 109.5 cm

Dec 1, 2021

Sotheby’s

послевоенного и современного русского искусства из частной коллекции

Лот 307

Крыши в Priluki, 1967

Масло на Canvas

71 X 91 CM

декабрь 1, 2021 • Sotheby’s

декаб0093 Крыши в Priluki , 1967

масла на холсте

71 x 91 см

декабрь 1, 2021

Sotheby’s

после войны и современного русского искусства из частной коллекции

Lot 308

Herring, Herring, Vinegar, vinegar, vinegar herring, vinegar herring, vinegaragrab 1964

oil on canvas

81.

5 x 100.5 cm

Dec 1, 2021 • Sotheby’s

Herring and Vinegar , 1964

oil on canvas

81.5 x 100.5 cm

Dec 1, 2021

Sotheby’s

Послевоенное и современное русское искусство из частной коллекции

Лот 339

Курица в пригороде, 1966

холст, масло, сусальное золото

80 x 99,5 см 9002 So’s 3 Dec 10002

Курица в пригороде , 1966

холст, масло, сусальное золото

80 x 99,5 см

1 декабря 2021 г.

Sotheby’s

Современное русское искусство из частной коллекции0003

Лот 340

Масляная лампа и краны (две работы)

40,5 на 31см 16 на 12¼ дюймов. 27 на 35,5 см 10¾ на 14 дюймов. 56 на 46,5 см 22 на 18¼ дюйма. 41 на 49см 16¼ на 19¼ дюймов.

30 ноября 2021 г. • Sotheby’s

Масляная лампа и краны (две работы)

40,5 на 31 см 16 на 12¼ дюймов. 27 на 35,5 см 10¾ на 14 дюймов. 56 на 46,5 см 22 на 18¼ дюйма. 41 на 49см 16¼ на 19¼ дюймов.

30.11.2021

Сотбис • Лондон

Русские Картины

Лот 187

Масляная лампа и краны, 1963

Фетровый ручка на бумаге

40,5 x 31 см

30 ноября 2021 г. • Sotheby’s

Масляная лампа и краны , 1963

Felt-Tip Pen на бумаге

40,5 x 31 см

30 ноября, 2021

Sotheby’s

Russian Pictures

LOT 187

Night Redhir Ночная рубашка №3 , 1971

Масло на холсте

70 x 50,5 см

15 сентября, 2021

Sotheby’s

Ascip Artists-неконформисты онлайн

Лоты 63

Интервью с Oscar Rabin

We RARELY. искусство как сила, способная изменить мир к лучшему. Изменения, которые она вызывает, не происходят в одночасье, они более глубоки и долговечны, чем любые политические перевороты или международные альянсы.

Этим летом исполняется 56 лет с момента первой персональной выставки Оскара Рабина в Лондоне, объявленной 9-й0325 Первая персональная выставка русского художника Оскара Рабина; картины 1956–1965 в галерее Grosvenor, 30 Davies Street, Mayfair, с 10 июня по 3 июля 1965 года. Выставка была организована ныне легендарным владельцем галереи Эриком Эсториком — американским социологом, журналистом, писателем, арт-дилером и коллекционером произведений искусства. который пожертвовал коллекцию современного итальянского искусства Эсторика вместе с домом на Кэнонбери-сквер, 39а в Лондоне. Рабин познакомился с Эсториком во время его первого визита в СССР в 1919 г.60 и искал работы так называемых неофициальных советских художников, т.е. художников, неподконтрольных государству через Союз художников. Журналист-международник Виктор Луис, выступавший в роли посредника, привел Эсторика к Рабину — тогда в полуразрушенном бараке в Лианозово под Москвой. Так Эсторик начал свою коллекцию картин Рабина, а затем решил организовать персональную выставку художника в Лондоне – всего семьдесят картин, все принадлежащие Эсторику. На премьере Рабин, который не смог приехать в Лондон из СССР, чтобы открыть выставку в галерее Гросвенор, напечатал черно-белые фотографии своих картин и вместе с женой-художницей Валентиной Кропивницкой развесил их на стенах. своего более чем скромного жилища. Проходя мимо этих фотографий, они представляли, что присутствуют на предварительном просмотре выставки в Лондоне.

Это была первая персональная выставка Оскара Рабина, лидера группы «Лианозово», будущего организатора знаменитой «Бульдозерной выставки» 1974 года и патриарха русского нонконформизма. И под «первой» здесь подразумевается не просто первая выставка в Лондоне, а вообще первая официальная выставка Рабина — неофициальные художники были изгоями, считавшимися «тунеядцами» в СССР. Строго говоря, некоторые работы Рабина впервые были выставлены в галерее Гросвенор в июне 1964 года на групповой выставке «Аспекты современного советского искусства» с его картиной 9.0325 Королевство Англии (1962 г.) на обложке каталога выставки. Так, в 1965 году лондонская публика уже была хорошо подготовлена ​​и ждала персонального шоу художника, которое даже пришлось продлить на несколько дней «из-за общественного резонанса», как сообщала The New York Times 15 июня. 1966. Реакция критиков также была положительной: Теренс Маллали из Daily Telegraph написал в тот же день о Рабине как о «крупном таланте, художнике, в котором редкие качества сердца, ума и, необычные для двадцатого века, остроумие , объединены мастерством».

Неожиданно для Рабина его искусство было политизировано британской прессой больше, чем он считал нужным, что еще больше обострило его и без того напряженные отношения с официальными властями Советского Союза. Его уже травили в прессе за его Мусорная Свалка № 8 (1958 г.; ныне в коллекции Фонда семьи Цукановых). После выставки в Лондоне его стали рассматривать как сотрудника иностранных спецслужб. Что еще бесило советских чиновников в искусстве Рабина, так это его экспрессионистское и решительно негероическое изображение советской действительности — пригородных трущоб, заброшенных кладбищ, полуразрушенных мест. Сейчас широко распространено мнение, что такие художники, как Оскар Рабин, способствовали идеологической эрозии и окончательному распаду Советского Союза.

В конце концов ему пришлось столкнуться с тяжелыми последствиями своего артистического и политического бунта. Как и другие члены Лианозовской группы, после бульдозерной выставки в Москве в 1974 году Рабин стал политически «нежелательным» для советской власти. В 1978 году он был выслан из СССР во Францию, затем лишен советского гражданства и вместе с женой, художницей Валентиной Кропивницкой, и сыном Александром, тоже художником, оказался в Париже. Интересно, что при отъезде Рабину не разрешили забрать с собой картины, подвергшиеся критике в советской печати, — таким образом советское государство косвенно признавало их значимость и ценность. Для вывоза остальных произведений искусства за границу требовалось официальное разрешение, и в итоге художник заплатил огромные суммы денег, чтобы получить необходимые документы. Спустя несколько десятилетий Рабину было возвращено российское гражданство, но художник предпочел остаться во Франции на всю оставшуюся жизнь.

Покинув СССР, Рабин и его семья в конце концов посетили Великобританию в феврале-марте 1978 года, чтобы присутствовать на персональной выставке Валентины Кропивницкой, проходившей в лондонской галерее Parkway Focus. Выставку поддержал Кестонский институт, или Кестонский колледж, как его тогда называли. Примечательно, что некоторые ее работы и работы Рабина экспонировались в галерее Parkway Focus даже в 1976 году на выставке «Религиозное движение в СССР», за два года до того, как им пришлось покинуть СССР. В информационном бюллетене Кестона говорилось: «Первомай мы отметили открытием выставки неофициального русского религиозного искусства и самиздат в галерее Parkway Focus, Лондон. Мы благодарны Александру Глезеру за помощь в оформлении выставки, а также Джонатану и Бербель Гранж, в чьей галерее она проходила».

Мне посчастливилось встретиться с Оскаром Рабиным в Париже почти за восемь месяцев до его смерти в ноябре 2018 года. Встреча состоялась в апреле во время художественной ярмарки Art Paris в Гран-Пале, где меценат Марк Ивасильевич при поддержке Государственного Музей в Санкт-Петербурге и основательница Музея AZ в Москве Наталья Опалева установили выставочный стенд Рабина, чтобы отпраздновать его 9-летие. 0 день рождения. «У меня было много выставок в Париже, но ни одна не была такого масштаба. Это самый значимый подарок к моему 90   летию – моя первая выставка в Гран-Пале», – прокомментировал художник. Поздравить Оскара (так его называли в кругу друзей) пришло множество посетителей и друзей, в том числе художник Михаил Чемякин и французский кутюрье Житруа, который, казалось, излучал дружелюбие и спокойствие и был рад приветствовать всех посетителей своей выставки. Мне кажется, следующий разговор ясно говорит о философии и ценностях самого художника: весьма примечательно, что Рабина повсеместно высоко ценили члены его круга и другие художники-собратья. Он никогда ни о ком не отзывался плохо, никогда не стремился ни к какой власти или влиянию, биография его почти агиографична – это был человек тихий и скромный, слова которого были просты и мудры (профессор Дональд Рэйфилд даже называл его «святым человеком»). Он никогда не шел на компромисс со своими преследователями и не предавал своих идеалов, всегда подавая им пример. Аркадий Недель в своей недавней биографии Рабина определяет его произведения как новеллы. Примечательно, что художник, похоже, поддерживает это заявление в интервью.

Оскар Яковлевич, можно ли сказать, что Франция и Париж стали вашим домом?

У меня нет другого дома, понимаете? Не уверен, что могу назвать Францию ​​своей страной, но другой у меня нет. Если я куда-то уезжаю, мне некуда больше возвращаться, кроме как в Париж. И нигде больше я не чувствую себя настолько нужным, как здесь. И мне тоже нужен Париж. С Францией, конечно, довольно сложно, потому что я здесь не родился и не испытал всего, через что прошли французы. Поэтому я не решаю никакие политические или социальные вопросы через свое искусство во Франции. Я понимаю, что не смогу ответить им так, чтобы это дошло до французского зрителя и затронуло эту особенную струну в его душе. Я написал ряд картин, запечатлев то, что больше всего люблю во Франции, – ее провинциальные пейзажи, что для меня не очень типично. Я воспринимаю Францию ​​только лирически, но, очевидно, этого недостаточно, чтобы приблизиться к здешнему народу.

А восстановление российского гражданства?

Ну это другая Россия. В 1978 году я уехал из Советского Союза. Я там родился, жил там и уехал оттуда. Так вот, когда меня спрашивают, француз я или русский художник, я отвечаю, что на самом деле я советский художник. Я никогда не знал и не видел старой России. Я не знаю и нового: я посетил его несколько недель, но это не значит, что я знаю страну. Многое осталось прежним, и все же это не моя Россия. О, только не подумайте, что я фанат Советского Союза — я ненавидел эту систему!

Как бы вы описали свою работу своими словами?

Мои картины — это жизнь, которая меня окружает. Это все, что происходит с моими близкими, моими соседями. И говоря «соседи-соседи», я имею в виду это слово в самом широком смысле: это может означать всю страну. Я рисую свою внутреннюю жизнь так, как я ее воспринимаю. Мне нравится, когда моя работа находит внутренний отклик в сердцах других людей. И кроме меня ничего больше не интересует.

Какая из последних картин вам наиболее дорога?

Заброшенный вокзал . Сен-Мишель . Это заброшенный провинциальный вокзал. Спокойная, невзрачная картина. Все дело в одиночестве. Несмотря на то, что мы ведем чрезвычайно занятую и шумную жизнь здесь, на земле, многие из нас испытывают это чувство. И не только людей, но и предметы.

А как насчет вашей последней картины
Вокзал Пер-Лашез. Терминал , над которым вы работаете уже 10 лет и который является изюминкой выставки?

Это работа о себе и своей жизни. Я прожил долгую жизнь: была и молодость, и любовь, и дети. Все, что нужно человеку, у меня было: и горести, и радости, и даже сама старость, которая тоже считается чем-то хорошим. Удивительно, но для меня это время оказалось счастливым. Должен признаться, что тот, кому исполняется 90 лет, особо не радуется этому факту. Тем не менее, все говорят, что это очень хорошо! Я только надеялся написать картину, которая могла бы как-то подытожить и запечатлеть мою парижскую жизнь.

И знаете, как бы я ни надеялся и ни старался, ничего не получалось. Потом в какой-то момент мне стало ясно, что самое главное в моей жизни — это то, что у меня два дома. Один из них — дом, в котором я живу в Париже. И второй, где [похоронены] мой сын и моя жена, тот, который еще ждет меня. И это самое значительное, что произошло со мной за эти 40 лет, которые я провел в этой стране.

Кажется, вы предпочитаете определенные сюжеты, повторяющиеся в ваших картинах. Какие они, архетипы русской жизни?

Каким-то образом я пытаюсь запечатлеть свою жизнь, выразить свои чувства, вытекающие из моего опыта. Селедка для России (и это знают те, кто там жил) — практически эквивалент бутылки водки. Ну, не совсем, но они хорошо рифмуются вместе, не так ли? Кроме того, мне нравится общий вид селедки, ее форма — как предмета. Я называю такие образы персонажами, персонажами. Точно так же икона и распятие являются персонажами и главными героями моих композиций. Я использую их, чтобы передать то, что я хочу выразить.

Я не абстракционист; Я не могу рассказать весь опыт только через свет. Это может помочь и, без сомнения, улучшит настроение. И все же я верю, что если бы у меня был литературный талант, я бы писал. Поскольку я совершенно лишен каких-либо литературных способностей, я рассказываю через свои картины, пытаясь свести все эти предметы воедино.

В таком случае, какую роль играет свет в ваших картинах?

Ну формально свет — это возможность выделить и подчеркнуть самое важное для меня. Если говорить не чисто технически, то свет создает некую атмосферу, некий уют, ощущение человеческого тепла.

Вы часто затрагиваете вопросы, которые можно рассматривать как христианские, религиозные. Одна из ваших впечатляющих картин также называется «
Царь Иудейский ».

Ну, совсем недавно вышел фильм под названием «Бегство в Египет». Я не принадлежу ни к какой религиозной конфессии и не исповедую никакой религии, однако при просмотре этого фильма может сложиться неправильное впечатление, что я религиозный человек и верующий человек.

Я такой же верующий, как и все остальные. Не принадлежу я и к тем, кто ни во что не верит (я считаю, что вообще нельзя ни во что не верить – человек должен во что-то верить). Я также не могу сказать, что принадлежу к группе верующих, хотя христианство мне гораздо ближе в том смысле, что я вырос в стране, которая когда-то была христианской. И даже то, что в какой-то момент эта страна взбунтовалась против религии, и вроде бы перестала быть христианской (путем гонений на верующих, навязывания гражданам атеизма и т.д.) – тем не менее, ее христианское прошлое не исчезло в одночасье. Эти христианские основы возродились в жизни и культуре и проявились по-разному. Все это достаточно сложно, но, тем не менее, верно… Я вырос на удивительной церковной архитектуре. Конечно, мне всегда нравилась иконопись, да и само искусство — я имею в виду все искусство, возникшее через христианство и от его имени — великое искусство. Тем не менее, я обращаюсь к христианству в другом смысле. Я воспринимаю это не как религию, а как присутствие, неотъемлемый атрибут повседневной жизни вокруг меня.
Это всегда было чем-то важным для меня. Когда я был молод, было модно иметь в доме старинные иконы. Если посмотреть на мои работы, то можно выделить примерно 20-30 объектов, которые повторяются из картины в картину на протяжении всей моей творческой деятельности, даже сейчас. Я отношусь к ним как к персонажам, потому что у меня, кажется, не получилось изобразить людей: они получаются скорее карикатурными, чем людьми — не то чтобы я не пытался! И все же мне нужны не карикатуры, а мои чувства, моя жизнь, запечатленная в моих картинах. У меня нет цели высмеивать кого-то или что-то.

А здесь Царь Иудейский очень прямой, сильный, практически в лоб, так как его окружает стая диких волков. Я очень редко делаю такие постерные работы, а ведь так и было в жизни! Они все время преследовали религию, и я хотел выразить свое сочувствие преследуемым верующим. Я такой: есть люди, которые всегда на стороне победителей и сами принадлежат к стае победителей. А есть и те, кто принадлежит к стадам гонимых, — им мое сочувствие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *