Оскар шлеммер баухауз: Баухаус стиль Оскара Шлеммера | Статья на ArtWizard

Содержание

Баухаус стиль Оскара Шлеммера | Статья на ArtWizard

Баухаус стиль Оскара Шлеммера

ArtWizard 10.02.2020

 

«Если современное искусство любит машины, технологии и организацию, если они стремятся к точности и отвергают что-то смутное и мечтательное, это подразумевает инстинктивное отрицание хаоса и стремление найти форму, соответствующую нашим временам.»

Оскар Шлеммер

 

Оскар Шлеммер (1888 — 1943) — немецкий художник, скульптор, дизайнер и хореограф, связанный со школой Баухауса. В 1923 году он был нанят в качестве мастера форм в театральной мастерской Баухауса, после работы в мастерской скульптуры. Оскар Шлеммер известен своими абстрактными, но точными картинами человеческой формы, а также своими авангардными балетными постановками. Его самая известная работа — «Триадический балет» /Triadisches Ballett/ в которой костюмированные актеры превратились в геометрические представления человеческого тела, которые он описал как «праздник формы и цвета».

 

Oskar Schlemmer, Bauhaus teatre, Triadisches Ballett, 1923

 

Оскар Шлеммер родился в сентябре 1888 года в Штутгарте и был младшим из шести детей. Его родители, Карл Леонард Шлеммер и Мина Нейгауз, скончались около 1900 года. Молодой Оскар жил со своей сестрой и научился еще в раннем возрасте обеспечивать себя. К 1903 году он был полностью независимым и поддерживал себя в качестве ученика в мастерской по инкрустации, переходя к другому ученичеству в маркетри с 1905 по 1909 год. В течение этого времени Шлеммер также продолжил свое обучение, в первую очередь в качестве ученика в Школе прикладного искусства Kunstgewerbeschule в Штутгарте, прежде чем он выиграл стипендию в городской Академии изящных искусств / Akademie der Bildenden Künste/. Здесь, под руководством своих учителей Фридриха фон Келлера и Кристиана Ланденбергера, Шлеммер отправился в сельскую местность и рисовал прямо на полотнах, в пленэре — подход ранних авангардистов.

 

Oskar Schlemmer, Small Houses near Berlin, no date

 

Пейзажи художника в этот период становились все более геометрическими, особенно после его открытия работ Поля Сезанна. После непродолжительного пребывания в Берлине в 1911 году Шлеммер вернулся в Штутгарт, где стал учеником абстрактного художника Адольфа Хезеля. Он продолжал исследовать связь между формой и цветом и все больше двигался к кубизму.

Будучи учеником в магазине, производящем маркетри, Шлеммер познакомился с теорией дизайна в молодом возрасте. Он брал уроки в Школе прикладного искусства /Kunstgewerbeschule/ в Штутгарте, а стипендия позволила ему продолжить обучение в Штутгартской Академии изящных искусств (1906–10). Он провел год в Берлине, знакомясь с новыми тенденциями в искусстве немецких художников. Он вернулся в Штутгарт в 1912 году и стал учеником абстрактного художника Адольфа Гельцеля.

После Первой мировой войны художник помог организовать движение по модернизации учебной программы в Академии изящных искусств Штутгарта, что также потребовало серьезных усилий для привлечения Пола Клее в качестве профессора на факультет и, в более общем плане, для привлечения выставок современного искусства в Штутгарт. Шлеммер был неугомонный в организации ранних выставок, на которых были представлены его собственные работы, а также работы Пауля Клее, Вилли Баумейстера и других.

  

Oskar Schlemmer, Tänzerin, lithograph, 1923

 

В течение 1920-х годов Шлеммеру было поручено нарисовать несколько фресок как в частных резиденциях, таких как дом архитектора Адольфа Мейерта в 1924 году, так и в общественных местах, таких как бывший Баухаус в Веймаре (1923), который нацисты разрушили в 1930 году, и Фолькванг /Folkwang/ Музей в городе Эссен, Германия (1928–30), который нацисты демонтировали и вывезли, а потом разрушили в 1933 году. Шлеммер покинул Баухаус в 1929 году.

 

Oskar Schlemmer, Römisches, Vier Figuren im Raum, 1925

 

В 1920-х годах Шлеммер был одним из магистров в прогрессивной школе Баухауса, работая и преподавая в различных областях. Баухаус произвел революцию в том, как искусство преподавалось и создавалось, и Шлеммер считается ключевой фигурой в формировании его дальновидного и совместного духа.

 

Oskar Schlemmer, Unterweisung, 1932

 

Из Баухауса Шлеммер переехал в Бреслау, другой немецкий город, где продолжал работать в театре и преподавать в Государственной Академии искусств. Он также продолжал рисовать, и в 1932 году он создал свою знаменитую работу «Баухаус Лестница». Без предупреждения нацистский режим уволил его с должности преподавателя в 1933 году. Шлеммер ненадолго переехал в Швейцарию со своей женой и детьми, где писал портреты и пейзажи.

 

Oskar Schlemmer, Bauhaus Stairway, 1932

 

Последнее десятилетие жизни Шлеммера было ознаменовано нацистской диктатурой и диффамацией работы его жизни. В 1937 году пять его работ были включены в организованную нацистами «Разлагающую художественную выставку» в Мюнхене. Он продолжал выставлять свои работы, когда это было возможно, и участвовал в крупных выставках в Лондоне и Нью-Йорке в 1938 году. Шлеммер был воссоединен с Баумайстером и другими художниками в 1940 году, когда он переехал в Германию, где он зарабатывал на жизнь, работая на лаковой фабрике. Он умер не так много лет спустя.

 

Oskar Schlemmer, Composition with Four Figures, 1936

 

«Триадический балет» Шлеммера неоднократно возрождался в конце 20-го века и исполнялся в оригинальных отреставрированных костюмах. Эти костюмы, однако, были единственными оригинальными элементами. Музыка и хореография, связанные с постановкой Шлеммера, были потеряны. Том его дневников и писем, отредактированных его женой, был опубликован в 1972 году, а английский перевод Кришны Уинстон был издан в 1990 году.

 

Sketches and movement studies for Das Triadisches Ballett, by Oskar Schlemmer, late 1910s

 

За свою жизнь работы Шлеммера были широко представлены и получили признание как в Германии, так и за рубежом. Он считался вдохновляющим учителем авангардного искусства и пионером во многих областях, включая живопись, скульптуру и театр.

Он наиболее известен своими работами, исследующими движение, форму, геометрию и ритм, наиболее заметен его «Триадический балет», который активно гастролировал в начале-середине 1920-х годов и считается предшественником современной хореографии. Хотя первоначальная хореография балета была впоследствии утеряна, она была реконструирована Ульрике Дитрихом и Герхардом Бонхером в 1977 году и с тех пор неоднократно исполнялась, в последний раз в Мюнхене в 2014 году.

  

Costumes for Das Triadisches Ballett, by Oskar Schlemmer

 

Кроме того, его тесные профессиональные отношения и дружба с другими художниками эпохи помогли пролить свет на деятельность Баухауса, например, его письма Вилли Баумейстеру показывают, как сотрудники и студенты реагировали на изменения в учебном заведении.

В годы после смерти Шлеммера были проведены мемориальные выставки в Берлине, Мюнхене, Штутгарте и Франкфурте. За этим последовала масштабная выставка в Württenbergischer Kunstverein в Штутгарте, чтобы отметить десятилетнюю годовщину его смерти. Жена Шлеммера, Тут, следила за тем, чтобы его литературное поместье отправлялось в Штатсгалерею /Staatsgalerie/ Штутгарта, где оно присоединилось к самой большой коллекции его произведений для создания архива Оскара Шлеммера. Совсем недавно использование Шлеммером танца и дизайна оказало влияние на популярную культуру, включая музыкальные клипы New Order, Леди Гага и Дэвида Боуи, а также на модные проекты Хусейна Чалаяна и Александра Маккуина. Шлеммер также оказал ключевое влияние на современных дизайнеров, в частности на Эрика Роинстада, чьи керамические работы напрямую связаны с дизайном костюмов Шлеммера.

  

The Man in the Machine, David Bowie, 1979

Оскар Шлеммер: господин оформитель — Федеральное министерство иностранных дел Германии

4 сентября исполняется 130 лет со дня рождения Оскара Шлеммера, человека из Баухауса.

В начале 70-х британский музыкант Дэвид Боуи предстал перед публикой в образе Зигги Стардаста – вымышленного персонажа, который спустился на Землю со звезды и теперь пытается спасти мир от грядущего апокалипсиса. Андрогинный пришелец носил невероятные костюмы – как будто и правда был с другой планеты. Один из самых известных его нарядов – полосатый комбинезон с огромными штанинами-полусферами.

Дизайнерский шедевр был создан японским мастером Кансаем Ямамото. Однако историки искусства сразу поняли, откуда тот черпал вдохновение. Комбинезон был модернизированной версией костюма к «Триадическому балету» Оскара Шлеммера. Так немецкий художник, творчество которого пытались уничтожить нацисты, стал частью поп-культуры XX века.

Шлеммер родился 4 сентября 1888 года в Штутгарте. Он был младшим из шести детей и рано лишился родителей. Образование получил в Штутгартской академии изобразительных искусств. Его, как и многих молодых художников того времени, покорили работы Поля Сезанна: в ранние годы Шлеммер рисовал похожие пейзажи с искаженной перспективой. Во время Первой мировой он попал на Западный фронт, где получил серьезное ранение. После выхода из госпиталя и до конца войны работал картографом.

В 1919 году Шлеммер увлекся скульптурой. После выставки, с большим успехом прошедшей в Берлине, архитектор Вальтер Гропиус пригласил талантливого коллегу в недавно основанную им в Веймаре школу Баухаус. Учебная программа нового заведения сильно отличалась от тех, что были приняты в то время. Традиционно студенты художественных академий начинали свое обучение с истории искусства и копирования античных образцов. Преподаватели Баухауса давали своим ученикам базовые знания о теории цвета, формах и фактуре материалов, а потом сразу отправляли их на работу в мастерские. Никакого отвлеченного творчества: студенты создавали только функциональные вещи.

Разница между прикладными и изящными искусствами стиралась. По мысли Гропиуса, синтез живописи, скульптуры, архитектуры и дизайна должен был создать новую среду для жизни, а новая среда, в свою очередь, должна была сформировать нового человека. В Баухаусе ценили свободу, открытость и оригинальность. Это было отражено не только в учебной программе. Местные юноши носили длинные волосы и вызывающую одежду, девушки коротко стриглись и отдавали предпочтение брюкам, а не юбкам. Все вместе они часто купались голышом, шокируя обывателей. «Не смотри на них, они из Баухауса», – говорили дочерям добропорядочные немецкие матроны, когда студенты гордо шествовали по городу.

Учителями школы были лучшие художники эпохи. Мастерскую живописи и фрески возглавлял Василий Кандинский, обработкой металла занимался Ласло Мохой-Надь, витражной живописью – Пауль Клее. Оскар Шлеммер руководил разными мастерскими, в том числе и скульптурной, однако в историю искусства он вошел как организатор необычных вечеринок, на которых ученики и педагоги рядились в диковинные самодельные наряды и маски, и как автор сценических постановок, ставших классикой авангарда.

Самая известная его работа – «Триадический балет». Спектакль состоял из трех актов, каждый из них имел свое настроение и свой цвет. Три танцовщика (двое мужчин и одна женщина) исполняли 12 танцев под «механическую» музыку Пауля Хиндемита. Шлеммер не был хореографом, поэтому к классическому балету его постановка не имела отношения. Главным здесь были созданные им сценические костюмы – удивительные, ни на что не похожие конструкции, которые превращали участников спектакля в движущиеся скульптуры и во многом диктовали характер их движений. Концепция отвечала центральной идее Баухауса: Шлеммер менял отношения человека и пространства, синтезировал техническое и творческое и возводил форму в абсолют, доводя ее до геометрического совершенства.

Трансформацию человеческого тела и его дематериализацию, растворение в абстрактном мире он исследовал и в своей живописи. Поздние полотна Шлеммера невозможно спутать ни с какими другими: фигуры, очертания которых сведены к ритмической игре между выпуклыми, вогнутыми и плоскими поверхностями, то будто плывут, то застывают в своей бестелесности. Несмотря на то что при жизни Шлеммер-живописец был не так известен, как его коллеги Клее и Кандинский, именно ему принадлежит самый известный из многочисленных логотипов Баухауса – вписанный в окружность геометрический профиль.

В 1928 году Вальтера Гропиуса на посту директора школы сменил Ханнес Майер – архитектор, не скрывавший своих левых взглядов. Шлеммер с ним сработаться не смог: он всегда сторонился политики. В 1929-м художник оставил Баухаус и перешел в Академию художеств в Бреслау.

К этому периоду относится его главное живописное произведение – картина «Лестница Баухауса», законченная в 1932 году. Шлеммер писал ее по фотографиям, сам он школу после увольнения не посещал. Мотив лестницы как конвейера для тех самых «новых людей» встречался в его творчестве и раньше, но настроение этой картины было совсем другим. Она говорила не о подъеме, а об утопии, которая так и не стала реальностью. В 1933 году, сразу после прихода к власти национал-социалистов, Баухаус был закрыт. «Лестница» стала одновременно и печальным предсказанием, и реквиемом по мечте, и прощанием с великой эпохой немецкого модернизма.

Последним крупным заказом Шлеммера стали фрески для художественного музея Фолькванг в Эссене. В 1937 году пять его картин попали на устроенную нацистами выставку «дегенеративного искусства». В начале Второй мировой, чтобы не потерять возможность рисовать, художник устроился на фабрику по производству красок. Незадолго до смерти он написал серию из 18 «Оконных картин»: на них Шлеммер изобразил освещенные окна соседских домов и людей, занятых бытовыми делами. В его палитре больше не было ярких цветов – остались только серый и коричневый. В 1943 году из-за болезни сердца он ушел из жизни. Ему было всего 54.

Имя Оскара Шлеммера носит главная художественная премия федеральной земли Баден-Вюртемберг. А его «Триадический балет» ставят до сих пор. Последняя реконструкция относится к 2014 году. И она точно не последняя.

Ксения Реутова

Триадический балет Оскара Шлеммера

«Триадический балет» — уникальный авангардный балет, поставленный немецким художником Оскаром Шлеммером, который преподавал в Баухаусе. Впервые футуристический балет был представлен широкой публике в сентябре 1922-го года. «Триадический балет» стал самым гастролирующим авангардным спектаклем своего времени, а его гастроли значительно упростили распространение идей художественной школы Bauhaus.

Костюмы — это самый главный элемент «Триадического балета». Все началось с костюмов, самое пристальное внимание уделялось костюмам. Шлеммер с легкостью менял музыку, под которую выступали артисты балета, но костюмы были неизменны.

Золотой шар, проволочная фигура, спиральная фигура, танцор-диск — все эти костюмы выполняли ту роль, которую до Шлеммера в театре выполнял сюжет. Они диктовали танцору его роль.

В режиссерском решении балетной постановки Шлеммера заложена триада (потому балет и триадический): три актера на сцене, три основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), три основных цвета (желтый, красный, синий), три измерения (высота, ширина, глубина). В знаменитой второй версии балета тоже три части.

Когда у Шлеммера спросили, почему балет называется триадическим, он ответил так: «Потому что три — это чрезвычайно важное, выдающееся число, в котором эгоизм и дуалистический контраст трансформируются, уступая место коллективному».

Механические человечки в первой «желтой» части выглядят как куклы-марионетки. Во второй «розовой», где разворачивается структура большого па-де-де, они классические танцовщики. В третьей «черной» части отсылают к персонажам и фигурам театра масок.

Театральная постановка столетней давности, премьера которой состоялась в Штутгарте в 1922 году, и сейчас выглядит авангардно и смело. «Триадический балет», который начинался как экспериментальная студенческая постановка в мастерской Шлеммера в Баухаусе, стал культовым произведением и изменил не только театральное искусство, но повлиял на дизайн, живопись и скульптуру. Балет периодически оживляют балетмейстеры и постоянно цитируют в фешн-коллекциях, в фотографиях, дизайне, сценических образах.

Оскар Шлеммер — Oskar Schlemmer

Оскар Шлеммер (4 сентября 1888 — 13 апреля 1943) был немецким художником, скульптором, дизайнером и хореографом, связанным со школой Баухауса .

В 1923 году он был нанят мастером формы в театральную мастерскую Баухауса, после работы в мастерской скульптуры. Его самая известная работа — Triadisches Ballett (Триадический балет), в которой костюмированные актеры трансформировались в геометрические изображения человеческого тела в том, что он назвал «партией формы и цвета».

биография

Детство и ученичество

Оскар Шлеммер родился в сентябре 1888 года в Швабии , Германия. Он был самым младшим из шести детей. Его родители, Карл Леонхард Шлеммер и Мина Нойхаус, оба умерли около 1900 года, и молодой Оскар жил со своей сестрой и в раннем возрасте научился обеспечивать себя. К 1903 году он был полностью независимым и поддерживал себя в качестве ученика в мастерской инкрустации , а с 1905 по 1909 год перешел к другому ученичеству в маркетри .

Оскар Шлеммер учился в Kunstgewerbeschule (Школа прикладных искусств) в Штутгарте и выиграл стипендию для поступления в Akademie der Bildenden Künste (Академия изящных искусств Штутгарта), где он учился под руководством пейзажистов Кристиана Ланденбергера и Фридриха фон Келлера, начиная с 1906. В 1910 году Шлеммер переехал в Берлин, где он написал некоторые из своих первых важных работ, прежде чем вернуться в Штутгарт в 1912 году в качестве главного ученика художника-абстракциониста Адольфа Гельцеля , отказавшись от импрессионизма и перейдя к кубизму в своих работах. В 1914 году Шлеммер был зачислен на Западный фронт в Первую мировую войну, пока не был ранен и перебрался на позицию с военным картографическим подразделением в Кольмаре , где он проживал до возвращения к работе под Хельцелем в 1918 году.

Годы Баухауза

Шлеммера в никель Литой «Tut Schlemmer» (1919), Museum für Angewandte Kunst Кёльне, Германия. Bauhaus эмблема, разработанная Oskar Schlemmer (1922). Портативный граммофон в компактном футляре, разработанный Шлеммером в 1928 году.

В 1919 году Шлеммер обратился к скульптуре и провел выставку своих работ в галерее Der Sturm в Берлине . В то же время он помог обновить учебную программу в Штутгартской академии изящных искусств с назначением новых факультетов и выставок современного искусства . Среди участников были Пол Клее и Вилли Баумейстер . После женитьбы на Хелене Тутеин в 1920 году Шлеммер был приглашен в Веймар Вальтером Гропиусом, чтобы руководить отделами настенной живописи и скульптуры в школе Баухаус, прежде чем перенять мастерскую сценического искусства у Лотара Шрайера в 1923 году. Его сложные идеи оказали большое влияние, что сделало его один из самых важных учителей, работавших в то время в школе. Однако из-за обострения политической атмосферы в Германии в конце 1920-х годов и, в частности, с назначением радикального коммунистического архитектора Ханнеса Мейера преемником Гропиуса в 1929 году Шлеммер оставил свой пост и перешел на работу в Art. Академия в Бреслау .

Шлеммер стал известен во всем мире после премьеры своего «Триадского балета» в Штутгарте в 1922 году. Его работа для Баухауса и его увлечение театром — важный фактор в его творчестве, которое касается в основном проблематики фигуры в космосе. Люди, как правило, стилизованные под безликие женские фигуры, продолжали оставаться преобладающим сюжетом в его живописи. Находясь в Баухаусе, он разработал междисциплинарный курс «Der Mensch (Человек)». В человеческом облике он увидел меру, которая могла бы дать точку опоры в разобщенности его времени. После использования кубизма в качестве трамплина для своих структурных исследований работы Шлеммера были заинтригованы возможностями фигур и их отношением к пространству вокруг них, например, «Эгоцентрические космические линии» (1924). Характерные формы Шлеммера можно увидеть в его скульптурах и картинах. Но он также обратил внимание на сценическое оформление, впервые приняв участие в этом в 1929 году, выполнив декорации для оперы «Соловей» и балета «Ренар» Игоря Стравинского.

Жизнь и смерть при Третьем рейхе

С 1928 по 1930 год Шлеммер работал над девятью фресками для комнаты в музее Фолькванг в Эссене . Покинув Баухаус в 1929 году, Шлеммер занял должность в Академии в Бреслау , где он написал свою самую знаменитую работу — «Баухаустреппе» («Лестница Баухауза») (1932; Музей современного искусства, Нью-Йорк). Он был вынужден покинуть Академию Бреслау, когда она была закрыта в результате финансового кризиса, последовавшего за крахом Уолл-Стрит , и занял должность профессора в берлинской Vereinigte Staatsschulen für freie und angewandete Kunst (Объединенная государственная школа изобразительного и прикладного искусства). в 1932 году, который он держал до 1933 года, когда он был вынужден уйти в отставку из-за давления со стороны нацистов. Затем Шлеммеры переехали в Айхберг недалеко от швейцарской границы, а затем в Зеринген, прежде чем его картины были выставлены на Выставке дегенеративного искусства в Мюнхене в 1937 году. Последние десять лет его жизни прошли в состоянии « внутренней эмиграции ». Макс Билл в своем некрологе Шлеммеру писал, что «как будто за это время на него опустилась завеса молчания».

Во время Второй мировой войны Шлеммер работал в Institut für Malstoffe в Вуппертале вместе с Вилли Баумейстером и Георгом Мухе , которым руководил филантроп Курт Герберт. Фабрика предложила Шлеммеру возможность рисовать, не опасаясь преследований. Его серия из восемнадцати маленьких мистических картин под названием «Фенстербилдер» («Картины из окон», 1942) была написана, когда он смотрел в окно своего дома и наблюдал за соседями, занятыми своими домашними делами. Это были последние работы Шлеммера перед его смертью в больнице Баден-Бадена в 1943 году.

Наследие

Идеи Шлеммера об искусстве были сложными и вызывающими даже для прогрессивного движения Баухаус. Тем не менее его работы широко выставлялись как в Германии, так и за ее пределами. Его работа была отказом от чистой абстракции, вместо этого сохраняя чувство человека, хотя и не в эмоциональном смысле, а с учетом физической структуры человека. Он представлял тела как архитектурные формы, сводя фигуру к ритмической игре между выпуклыми, вогнутыми и плоскими поверхностями. И не только его формой, он был очарован каждым движением, которое могло сделать тело; пытаясь уловить это в своей работе. Теории искусства Шлеммера, оставившие после себя большой объем работ, также были опубликованы. Также доступна обширная книга его писем и дневниковых записей с 1910 по 1943 год.

Наряду с дневником Шлеммера, его личные письма Отто Мейеру и Вилли Баумейстеру дали ценную информацию о том, что произошло в Баухаусе; особенно его сочинения о том, как сотрудники и ученики отреагировали на многие изменения и события в школе.

Первая ретроспектива Шлеммера в США была организована Художественным музеем Балтимора в 1986 году.

В 2013 году Дейл Эйзингер из Complex назвал Triadic Ballet 23-м лучшим произведением исполнительского искусства в истории, написав: «Главный сигнал движения Баухуа, Triadic Ballet закрепил свое место в истории как один из первых примеров мультимедийного перформанса. Шлеммер даже сначала создал свои костюмы, а затем разработал хореографию вокруг них ». 4 сентября 2018 года в ознаменование его 130-летия компания Google выпустила в честь него дудл Google .

Полемика

В 2000 году дочь художника Уте Джайна Шлеммер, которая утверждала, что она владеет картиной « Лестница Баухауза» (Баухаустреппе) или имеет за нее деньги, получила постановление суда о хранении картины для дальнейшего расследования, пока она находилась во временном пользовании у Музея современного искусства. Искусство Нью-Йорка в Neue Nationalgalerie в Берлине. До того, как Новой национальной галерее был вынесен судебный запрет , лестница Баухауза была уже упакована и отправлена ​​в Нью-Йорк.

Арт-рынок

В 1998 году картина Шлеммера « Идеалистическая встреча» (1928) была продана за 1,487 миллиона долларов на аукционе Сотбис в Нью-Йорке.

Рекомендации

Внешние ссылки

как немецкая школа дизайна изменила танец

В 2019 весь мир празднует столетие немецкой школы дизайна Баухауз. С немецкого языка полное название заведения переводится дословно как “Высшая школа строительства и художественного конструирования”. Не удивительно, что для многих, или даже большинства, Баухаус — это в первую очередь об архитектуре, дизайне, политическом высказывании. Но не стоит забывать, что для театра, а также танца в этой школе было сделано не мало.

ТЕКСТ: МАРИЯ ШУРХАЛ

Одна из самых главных идей Баухауса — желание объединить функцию и форму. В 19-м веке ремесленники и художники занимались разными вещами: первый концентрировался на производстве предмета, второй — на его декорации, первый отвечал за функциональность, второй — за эстетику, визуальное решение. С наступлением 20 века, взлетом индустриализации, а также изменениях в политическом строе европейского общества миру нужен был новый создатель, который бы понимал как визуальные, так и функциональные задачи. В новом мире одиночные ремесленники сильно уступали индустриальной скорости и дешевизне производства. Ручное и индивидуальное создание предметов, построение обильно декорированных домов было доступно лишь буржуазии, а новые рабочие классы нуждались в быстрых, функциональных и доступных решениях. “Форма следует за функцией” — самое точное и лаконичное описание задачи, поставленной перед будущим выпускником школы Баухаус. Творец нового времени должен был быть и художником, и ремесленником.

Несмотря на приверженность функции, Баухаус в тоже время стал первым художественным заведением с обязательным прохождением театрального курса. Причиной этому послужила еще одна фундаментальная основа школы — объединение всех искусств в одном произведении. Вальтер Гропиус, создатель и директор школы, мечтал об идеальном здании созданным не только силами архитекторов, а и художников, скульпторов, дизайнеров. Этой же концепции следовал ответственный за театральную лабораторию Оскар Шлеммер, который был скульптором и художником по образованию, но хореографом по призванию. Его работы были похожи на театр живой скульптуры, ученики его лаборатории были как создателями, так и исполнителями произведений. Театр уподоблялся архитектуре и был пространством для взаимодействия человека и дизайна, по словам самого Шлеммера, он был местом, которое можно “испытывать на себе”.

Говоря о танце и, в частности, балете, многие историки упоминают “Триадический балет” как самое главное и влиятельное произведение Шлеммера. Действительно, эта работа, созданная в 1922 прошла испытание временем: 10 лет на сцене, звание самого гастролирующего авангардного спектакля, знаменитая кинопродукция в 70-х и полная реконструкция балета молодой труппой Баварского национального балета в 2014. В основе постановки лежит идея триады: три части, три танцора, три структуры каждого танца (завязка, кульминация, развязка). Всего балет насчитывает 12 танцев и 17 костюмов, которые не только иллюстрируют идею, но и функционально ограничивают тела, позволяя им лишь определенный диапазон движений. В тоже время траектория танца определяется геометрией пола: прямые, окружности, диагонали и эллипсы. В вопросе хореографического языка Шлеммер отмечал, что движения должны “начинаться с твоей собственной жизни, со стояния и хождения, а прыжки и танцы придут много позже.”

Также стоит отметить форму театральной лаборатории Баухауса. Изначально в веймарском здании школы не было подходящего пространства, и занятия проходили прямо в мастерских. С переездом школы в Дессау сцена все же появилась — простое возвышение в зале кубической формы. Директор школы  Вальтер Гропиус, спроектировавший здание, не был доволен таким решением. Он отметил, что подобная сцена представляет театр двумерным, в то время как сцена, устроенная по принципу центральной площадки, позволяет трехмерность действа. В поисках решения художниками Баухауса были спроектированы U-образные, сферические и механические сцены которые, к сожалению, не были целиком воплощены в жизнь из-за отсутствия бюджета.

Из-за финансовых проблем, а также по причине прихода нацистов к власти школе Баухаус удалось просуществовать всего 14 лет. Несмотря на это, влияние школы ощущается и 100 лет спустя — многие архитекторы и дизайнеры говорят о том, что наше представление о современном дизайне и есть Баухаус. IKEA, функциональность, минимализм, даже внешний вид смартфона — во всем видно присутствие школы.

Говоря о влиянии Баухауса и Оскара Шлеммера на танец, стоит в первую очередь размышлять в категории идей которые они предоставили. “Форма следует функции” — центральная идея многих деятелей танца модерн, от Дункан до Лабана и Грэм. Положение создателя между искусством и ремеслом — ярчайший пример Лои Фуллер, которая сама создавала, сама танцевала и прославилась во многом благодаря собственным экспериментам со светом, костюмом и сценографией. Идеальное воплощение идеи тотального театра читается как в “Русских сезонах” Дягилева, где художники разных дисциплин действительно работали вместе и создавали общие произведение искусства, так и в постановках Каннингема как, например  Rainforest , где танцоры “испытывают на себе пространство”, а предметы искусства — шары Энди Уорхола — танцуют свой собственный танец. И, наконец, идея разрушения невидимой четвертой сцены между зрителем и перформером, которая вылились во множественные сайт-специфик и партисипативные перформансы деятелей постмодерна. Стоит ли упоминать “телесные расширения” которые влияют и определяют движения танцора, как например в постановке “Body Remix” Мари Шуинар. И, конечно же, освобождения от декорума, которым были посвящены многие культовые работы 20 го века, от Баланчина до Райнер.

Всемирное активное внимание к юбилею школы в 2019 году лишь подтвердило, что идеи Баухауса продолжают жить. Создатели, последователи, ученики и учителя верили, что с помощью искусства можно изменить мир, что дизайн может изменить ход мыслей, что художественная практика — необходимая часть жизни, а не аппендикс существующий лишь для развлечение. Школа Баухауса не была идеальной, но именно там впервые объединились разные формы искусства, были сделаны первые шаги к равенству полов, классов, к свободе выражения и свободе быть самим собой. Кажется, что сейчас, как никогда раньше важно не уравнивать Баухаус к определенному стилю, предмету, зданию, постановке, а смотреть на него как на идею, может и утопическую, но по прежнему необходимому как обществу, так и художнику.

История дизайна 2018: Баухаус


Хорошая статья с максимальным количеством иллюстраций ссылка

Фильм: Баухаус: Лицо двадцатого века / Bauhaus: The face of the twentieth century

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Оскар Шлеммер (нем. Oskar Schlemmer; 4 сентября 1888, Штутгарт — 4 апреля 1943, Баден-Баден) — немецкий художник, скульптор, хореограф и театральный оформитель.

В начале 1920 Шлеммер ушел из Штутгартской Академии и некоторое время работал над фигурами своей первой работы для сцены — «Триадический балет». В 1921 Шлеммер стал преподавателем в школе «Баухаус» в Веймаре, где руководил мастерскими настенной живописи и скульптуры. Через год в Штутгарте состоялась премьера «Триадического балета»: для этой постановки Шлеммер создал своеобразную форму театра картин, состоявшую из стереометрических театральных нарядов, стилизованных движений, света, красок и музыки (его соавтором был Пауль Хиндемит). Основной темой его работ в области живописи стали фигуры и их расположение в пространстве. Он сводил фигуры к основным геометрическим формам, которые своим явным разделением на составные части напоминали марионеток. Когда в 1925 «Бау-хаус» перебазировался в Дессау, Шлеммер (с 1923 являвшийся руководителем сцены школы «Баухаус») стал режиссером экспериментального театра, на сцене которого инсценировал свои «Танцы Баухауса». (с) по материалам сети Интернет

Видео — фильм «Триадический балет» 1970 года, воссоздающий сценические эксперименты Шлеммера. Зрелище не для слабонервных, но для общего ознакомления рекомендую пролистать. 

 

Интерьеры Баухауса

 

Интерьеры одного из домов для преподавателей

Современный интерьер в стиле Баухаус



Дополнительно: Йоханнес Иттен «Искусство цвета» чтение он-лайн. При желании книгу можно найти в сети и для скачивания

Из аннотации издателя:

Автор этой книги — художник Иоханнес Иттен — вошел в историю культуры XX века как крупнейший исследователь цвета и как представитель новаторского поколения художников и архитекторов — создателей знаменитого Баухауза, где имя И. Иттена стоит рядом с именами В. Гропиуса, Л. Миса ван дер Роэ, В. Кандинского, П. Клее и многих других авангардистов тех лет.

Книга Иттена «Искусство цвета» вобрала в себя опыт его исследований, лекционных курсов и практических занятий, посвященных проблемам цвета, и неоднократно переиздавалась на немецком, английском, французском, итальянском, японском и других языках. Книга приобрела большую популярность и вошла в образовательные программы многих художественных школ различных стран мира.

Издание адресовано художникам, широкому кругу специалистов различных областей дизайна, архитекторам и всем, кто так или иначе хочет научиться понимать и владеть гармонией цвета. (с)

ТАНЦЫ МАШИН И БАЛЕТ БАУХАУСА: КОГДА ОГРАНИЧЕНИЯ ЛОМАЮТ РАМКИ

В этом году легендарной немецкой школе архитектуры и дизайна Баухаус исполняется 100 лет — лишний повод вспомнить о ее наследии. Тем более, что ее философия, объединявшая прикладные и изящные искусства, впоследствии повлияла и на такие жанры, как фотография, керамика, ткачество и даже танцы. Интересует нас, конечно же, последний — не самый очевидный, но точно интересный вариант проявления идей немецких художников.

Вместо гибких, порхающих фигур танцоров, затянутых в тонкую материю, представители Баухауса в свое время показали зрителям то ли людей, то ли марионеток, облаченных в фантасмагорические костюмы и двигающихся как механизмы. И вот этот прием, ограничивающий исполнителей жесткими рамками, в результате раздвинул сами границы танца и театра.

«Механические танцы», поставленные в России Николаем Фореггером примерно в то же время, в 1923 году, и вовсе обошлись без костюмов. Артисты выступали в обычных черных футболках и шортах, но сложные механизмы и машины все равно появлялись на сцене — собранные из рук, ног, локтей, коленок, — они оживали благодаря синхронным движениям танцоров.

Два разных подхода, две разные страны, но одна идея. В эпоху, когда процветал культ прогресса и техники, даже тело человека мыслилось как машина. Где-то — свободное от прежних условностей, где-то — зажатое в тиски идеологии коллективизма.

Эти танцы машин и марионеток родились на стыке авангарда и модернизма, они породили героев, которые казались несгибаемыми, а на самом деле были хрупкими, как стекло. Спустя сто лет это уже не новаторство, а просто история, но, судя по всему, история увлекательная. Вот и рассказываем немного про странные костюмы, немного — про театр, но в целом про то, какими разными бывают танцы, даже классические.


ТРИАДИЧЕСКИЙ БАЛЕТ БАУХАУСА


«Костюмы, сцена и человеческие тела становятся аппаратами, машинерией, куклами с часовым механизмом… Те, кто предпочитает свист подземки, безжизненный, механический шум генераторов и моторов искренней выразительности человеческих чувств, будут, без сомнения, энтузиастами этого нового балета», — Джен Андерсон, «Искусство без границ»

Когда мы говорим о танцах Баухауса, то в первую очередь подразумеваем «Триадический балет» (Triadische Ballet) — пожалуй, самую известную работу Оскара Шлеммера и самую заметную в этом контексте. В Баухаус архитектор Шлеммер попал по приглашению своего коллеги Вальтера Гропиуса (собственно, основателя школы) еще на самой заре движения.

Согласно задуму Гропиуса, синтез живописи, скульптуры, архитектуры и дизайна должен был создать новую среду для жизни, а новая среда, в свою очередь, должна была породить нового человека. Чтобы воплощать в жизнь эту утопию, он и собирал лучших, тех, кто так же ценил свободу и оригинальность.

К примеру, мастерскую живописи и фрески Баухауса возглавлял Василий Кандинский, а витражной живописью заведовал Пауль Клее. Шлеммер вначале руководил мастерской металлических изделий, а с 1922 года — скульптурной мастерской, но также он взял на себя и не менее важную роль организатора вечеринок (назовем это так). На своеобразных капустниках ученики и преподаватели часто устраивали представления, для которых обычно наряжались в замысловатые костюмы и странные самодельные маски. Вечеринки были тематическими, например, на White Party дресс-код предполагал две трети белого и треть пятнистого или полосатого в наряде, а для Metal Party костюмы делали из фольги, сковородок и ложек. В общем, в Баухаусе знали толк в оригинальных развлечениях, и этой истории рано или поздно суждено было выйти за корпоративные рамки.

И в 1922 году «Триадический балет» Шлеммера оказался на большой сцене. Первую постановку принимали в Штутгарте. Даже если учитывать многогранности таланта, хореографом Шлеммер все же не был, но тут и не особо нужно было. Главным в его постановке стали костюмы, с которых вообще и началось придумывание всего действа. Сюжета как такового в «Триадическом балете» все равно не было, торжество формы и цвета — вот и весь нарратив.

Для 5 танцовщиков он создал 18 костюмов, которые представляли из себя красочные трехмерные объекты, очень отличающиеся от традиционной танцевальной одежды. Громоздкие, сложной формы, даже не столько костюмы, сколько целые конструкции — они не подчеркивали, как это обычно бывает в танце, а сковывали движения артистов, диктуя их поведение. Изготовлены они были из металла, набивной ткани, папье-маше и прочих не самых очевидных материалов. Так что в итоге герои скорее напоминали замысловатые елочные игрушки.

Сам балет состоял из трех действий, каждое из которых имело свой цвет, настроение и формы. Сначала — веселье в желтом цвете, затем — торжественность в розовых тонах, а в третьем акте — мистицизм на черном фоне. Все это и отвечало центральной идее Баухауса — Шлеммер менял отношения человека и пространства и возводил форму в абсолют.

«Тройка является выдающимся, важнейшим господствующим числом, которое преодолевает монизм Я и дуализм противоречия, которое начинает коллектив. Примерами такого триединства могут быть форма, цвет, пространство; высота, глубина, ширина; три основные геометрические формы — квадрат, круг, треугольник, или три основных цвета — синий, красный, желтый. И, в конечном итоге, триединство — танец, костюм, музыка…», — объяснял сам создатель.

Этот балет также можно интерпретировать как отражение истории танца: все начинается с натурализма и традиционного костюмированного танца в первом акте (желтый цвет, бурлескный характер) и заканчивая абстракцией чистого движения в последнем черном акте.

Музыку для постановки Шлеммера создал немецкий композитор Пауль Хиндемит. К слову, мелодия была написана для пианолы — механического пианино, не требующего присутствия исполнителя. От чего еще больше создавалось впечатление, будто все представление — большая музыкальная шкатулка, вот только вместо традиционной балерины в ней вертятся довольно странные фигурки.

Истории постановок балета суждено было прерваться, так как произведения Шлеммера были представлены вместе с творчеством многих других художников Баухауса на выставке «дегенеративного искусства» нацистов в Мюнхене в 1937 году. Шлеммер умер в 1943 году, так и не дождавшись окончания войны. А его «Триадический балет» воскрес и живет до сих пор — с 70-х годов было предпринято уже несколько попыток его реинкарнации.

И если оригинальный балет Шлеммера исследовал влияние машин и индустриальной революции на общество, то современные интерпретации уже вполне могут перенести свое внимание на существование человека в эпоху диджитала. Как, например, “Virtually There” — постановка 2016 года. Здесь костюмы удачно дополняют светодиодные лампы, неон и голографические материалы. А скрипки и барабаны звучат поверх электронного трека.

И, конечно, наследие «Триадического балета» прослеживается и в поп-культуре. Например, он вдохновлял New Order, что можно заметить по их клипу на «True Faith».

Отсылки к тем самым костюмам прослеживаются в коллекциях дизайнеров, например, у Александра Маккуина. И обязательно стоит вспомнить известный костюм Дэвида Боуи для образа Зигги Стардаста. Полосатый комбинезон с огромными штанинами-полусферами создал Кансаем Ямамото, вот только первый прототип сделал, конечно же, Шлеммер.

Кстати, у Dazed была интересная съемка, тоже вдохновленная перформанс-артом Баухауса, в частности костюмами-домами, в которые архитекторы школы облачались на вечеринки еще в 30-е.

ПРОЧИЕ БАЛЕТЫ БАУХАУСА

Был у  Шлеммера и «Танец планок», где главная роль опять отводилась не человеку, а костюму (если так можно назвать длинные палки, привязанные к танцору). Суть в том, что артиста в темной одежде и в полумраке видно плохо, и все внимание — как раз на светлые планки.

Ещё одной важной постановкой Шлеммера была «Ирония судьбы». Пантомима разыгрывалась на лестнице, а её главным персонажем был Музыкальный клоун. У него, например, болталась скрипка на ноге, а зонтик состоял из одних лишь спиц. Пострашнее, чем у Кинга будет:

«Механический балет» (или «Механическое кабаре») Курта Шмидта вообще стал олицетворением дадаизма на сцене — танцевать он заставил разноцветные геометрические фигуры. Конечно, это были костюмы-конструкции, сделанные из картона, проволоки, полотна и дерева. Танцоры надевали их и двигались в этих кругах, треугольниках и трапециях в импровизированном хороводе. Эскизы этих самых костюмов сделали сам Шмидт и Георг Телчер — оба ученики Кандинского.

«Механический балет» не был таким успешным, как «Триадический»: в год премьеры, в 1923-м, его показали всего дважды, а потом снова возродили лишь в 1987-м.

В своей другой постановке, «Человек за приборной панелью», Шмидт искал место человека в мире машин, вновь подчеркивая геометрию и механизацию движений.

Постановку «Цирк» еще один представитель Баухауса Ксанти Шавински описывал так: «Это был визуальный театр, воплощение живописи и конструкций в движении, идей — в цвете, форме и пространстве — и их драматического взаимодействия». Сам Кстанти играл роль укротителя львов, а для остальных создал костюмы кукол-животных, но не совсем обычных: например, у картонного льва вместо хвоста был дорожный знак.

В те же 20-е годы в Гамбурге пара танцоров Вальтер Хольдт и Лавиния Шульц создавали совершенно безумные костюмы для танцевальных постановок, причем независимо от школы Баухауса. История там довольно печальная, потому что все закончилось семейным самоубийством. Но об их странных танцах все вспомнили, когда в 1989 году в музее Гамбурга нашли эти маски с костюмами, хранящиеся там ещё с 1925 года.

ТАНЦЫ МАШИН

Представьте: по первому свист­ку на сцену выбегают и выстраиваются в ряд танцоры в черном. По второму свистку они сплетаются и образуют конструк­цию, которая тут же оживает: руки двигаются, тела раскачиваются — механизм работает. Это — эстрадно-танцевальный спектакль «Танцы машин» или «Механические танцы» Николая Фореггера, поставленный в 1923 году. Восемь танцоров умудряются изобразить целый поезд, едва помещаясь на крохотной сцене в Доме печати на Арбате. Никакой гармонии природы и свободы — только четкие и выверенные движения, подконтрольные общей геометрии. Так футуристы воспевают великолепие Машины. И если Баухаус прятал человека из плоти и крови за формой и цветом, то у Фореггера эта плоть сама условно переплавлялась в металл.

Танцоры имитировали движения колес, маятников и поршней, изгибались, изображая пилу, поднимали и опускали своего товарища, будто он — гигантский молот.

Неудивительно, что в то время был популярным танец под назва­нием «Автомобиль», состо­ящий из единственного движения — шаг вперед по кругу. А согнутые в локтях руки изображали вертящееся колесо автомобиля. Хотя некую механизированность движений можно заметить и в популярном в 1920-е годы фокстроте.

Впрочем, найти и подобные Баухаусу футуристические костюмы в постановках российских театров несложно, если вспомнить, что Казимир Малевич тоже создавал эскизы для них.

Вообще концепт представления человека как механизма в России был популярен в разных авангардных театрах. Например, Всеволод Мейерхольд разработал целую актерскую систему, которая называлась «биомеханика». В отличие от Станиславского, его интересовала не столько психологическая, сколько визуальная сторона всего происходящего на сцене. И поэтому актеры не так вникали в характеры героев, как заучивали движения, что скорее напоминало акробатику, а не игру. И, конечно, выглядело это все скорее как театр марионеток, а не живых людей. Но актер, по мнению Мейерхольда, должен был быть совершенным автомотором.

Конечно, всю эту механизированную историю можно перенести с балета и развить дальше до какого-нибудь robot dance и прочего, но зачем, если сегодня танцуют уже настоящие роботы?

Оскар Шлеммер. Лестница Баухауса. 1932

Школа Баухаус была основана на утопическом видении общества, основанном на интеграции технологий, искусства, дизайна и жизни. Первоначально основанная в 1919 году архитектором Вальтером Гропиусом в Веймаре, Германия, школа переехала в Дессау в 1925 году и, наконец, в Берлин в 1932 году. Шлеммер, который преподавал в школе с 1920 по 1929 год, построил Bauhaus Stairway в ответ на объявление о том, что под давлением нацистской партии школу пришлось закрыть.Баухаус закрыл свои двери в 1933 году, через год после того, как он создал эту картину.

Шлеммер, наиболее известный как хореограф и руководитель театральной мастерской Баухауса, посвятил всю свою жизнь исследованию взаимоотношений между человеческим телом и окружающим его пространством. Bauhaus Stairway изображает эти взаимодействия на контрасте между статичными архитектурными формами и динамически перемещающимися фигурами, воплощенными в танцоре, балансирующем на пуантах. Тела Шлеммера состоят из конусов, сфер и цилиндров, упрощенных до почти модульных геометрических единиц, а не представленных как отдельные личности.Три центральные фигуры изображены сзади; те, чьи лица мы видим, не выражают никаких эмоций. Обтекаемые тела на этой вращающейся лестнице, кажется, удаляются от нас — как будто отмечают поворотный момент между прошлыми надеждами и темным будущим.

Отрывок из публикации MoMA Highlights: 375 работ из Музея современного искусства, Нью-Йорк (Нью-Йорк: Музей современного искусства, 2019)
Дополнительный текст

Bauhaus Stairway изображает Баухаус, школу, основанную в 1919 году архитектором Вальтером Гропиусом, известную своей дальновидной интеграцией технологий, искусства и дизайна.Хотя Шлеммер написал эту картину через три года после того, как оставил преподавательскую должность в Баухаусе, сетчатая структура работ, обтекаемые модульные корпуса и преобладающая палитра основных цветов отражают яркий дизайнерский дух школы. Тщательно продуманное расположение фигур и человека en pointe наверху лестницы отражает роль Шлеммерса как создателя многих важных танцевальных и театральных постановок в Баухаусе. Шлеммер написал эту работу, когда Гитлер пришел к власти, незадолго до того, как нацисты навсегда закрыли Баухаус.Он был среди многих художников, преследуемых нацистами, чьи работы они считали «дегенеративными» и часто уничтожали.

Этикетка галереи с 2008 года.

Стиль Баухауза Оскара Шлеммера

Стиль Баухауза Оскара Шлеммера

ArtWizard 10.02.2020

«Если современные искусства любят машины, технологии и организацию, если они стремятся к точности и отвергают все смутное и мечтательное, это подразумевает инстинктивное отрицание хаоса и стремление найти форму, соответствующую нашему времени.»

Оскар Шлеммер

Оскар Шлеммер (1888-1943) — немецкий художник, скульптор, дизайнер и хореограф, связанный со школой Баухауса. В 1923 году он был нанят мастером формы в театральную мастерскую Баухауса, после работы в мастерской скульптуры. Оскар Шлеммер известен своими абстрактными, но точными изображениями человеческой формы, а также своими авангардными балетными постановками. Его самая известная работа — Triadisches Ballett (Триадический балет), в которой костюмированные актеры трансформировались в геометрические изображения человеческого тела в том, что он назвал «партией формы и цвета».

Оскар Шлеммер, Bauhaus teatre, Triadisches Ballett, 1923

Оскар Шлеммер родился в сентябре 1888 года в Штутгарте и был самым младшим из шести детей. Его родители, Карл Леонхард Шлеммер и Мина Нойхаус, оба умерли около 1900 года, и молодой Оскар жил со своей сестрой и в раннем возрасте научился обеспечивать себя. К 1903 году он был полностью независимым и поддерживал себя в качестве ученика в мастерской по инкрустации, а с 1905 по 1909 год перешел к другому ученичеству в маркетри.В это время Шлеммер также продолжил учебу, сначала в качестве ученика в Kunstgewerbeschule (Школа прикладных искусств) в Штутгарте, прежде чем выиграть стипендию в городской Академии изящных искусств Akademie der Bildenden Künste. Здесь, под руководством своих учителей Фридриха фон Келлера и Кристиана Ланденбергера, Шлеммер отправился в сельскую местность и рисовал прямо на холстах в стиле пленэра ранних авангардистов.

Оскар Шлеммер, Домики недалеко от Берлина, без даты

Пейзажи художника в этот период становились все более геометрическими, особенно после открытия им работы Поля Сезанна.После недолгого пребывания в Берлине в 1911 году Шлеммер вернулся в Штутгарт, где стал магистрантом художника-абстракциониста Адольфа Хёзеля. Шлеммер продолжал исследовать взаимосвязь между формой и цветом и больше двигался к кубизму.

Шлеммер учился в магазине маркетри и в юном возрасте познакомился с теорией дизайна. Он учился в Kunstgewerbeschule (Школа прикладных искусств) в Штутгарте, и стипендия позволила ему продолжить учебу в Штутгартской академии изящных искусств (1906–1910).Год провел в Берлине, знакомясь с новыми направлениями в искусстве немецких художников. Он вернулся в Штутгарт в 1912 году и стал учеником художника-абстракциониста Адольфа Хельцеля.

После Первой мировой войны художник помог возглавить движение по модернизации учебной программы в Штутгартской академии изящных искусств, что также потребовало серьезных усилий по привлечению Пауля Клее в качестве профессора на факультете и, в более общем плане, по привлечению современных художественные выставки в Штутгарте. Шлеммер проявлял беспокойство в организации ранних выставок, на которых были представлены его собственные работы, а также работы Пауля Клее, Вилли Баумейстера и других.

Оскар Шлеммер, Танзерин, литография, 1923

В течение 1920-х годов Шлеммеру было поручено нарисовать несколько фресок как в частных резиденциях, таких как дом архитектора Адольфа Мейерта в 1924 году, так и в общественных местах, таких как бывший Баухаус в Веймаре (1923), который нацисты разрушили в 1930 году, и Музей фолькванг в городе Эссен, Германия (1928–30), который нацисты разгромили, разобрали и удалили в 1933 году.Шлеммер покинул Баухаус в 1929 году.

Oskar Schlemmer, Römisches, Vier Figuren im Raum, 1925

В 1920-е годы Шлеммер был одним из мастеров прогрессивной школы Баухауса, работая и преподавая в различных средах. Баухаус произвел революцию в способах преподавания и создания искусства, и Шлеммер рассматривается как ключевая фигура в формировании его дальновидного и коллективного духа.

Оскар Шлеммер, Унтервайзунг, 1932

Из Баухауза Шлеммер переехал в Бреслау, еще один немецкий город, где продолжил работать в театре и преподавать (Государственная академия искусств).Он также продолжал рисовать и в 1932 году создал свою знаменитую работу «Лестница Баухауза». Без предупреждения нацистский режим уволил его с должности преподавателя в 1933 году. Шлеммер на короткое время переехал в Швейцарию с женой и детьми, где писал портреты и пейзажи.

Оскар Шлеммер, Лестница Баухауса, 1932

Последнее десятилетие жизни Шлеммера было отмечено нацистской диктатурой и клеветой на дела его жизни.В 1937 году пять его работ были включены в организованную нацистами «Выставку дегенеративного искусства» в Мюнхене. Он продолжал выставлять свои работы, когда это было возможно, и участвовал в крупных выставках в Лондоне и Нью-Йорке в 1938 году. Шлеммер воссоединился с Баумейстером и другими художниками в 1940 году, когда он переехал в Германию, где зарабатывал себе на жизнь, работая на лаковой фабрике. Он скончался не так много лет спустя.

Оскар Шлеммер, Композиция с четырьмя фигурами, 1936

«Триадный балет» Шлеммера неоднократно возрождался в конце 20 века и исполнялся в оригинальных отреставрированных костюмах.Однако эти костюмы были единственными сохранившимися оригинальными элементами. Музыка и хореография, связанные с постановкой Шлеммера, были потеряны. Том его дневников и писем, отредактированный его женой, был опубликован в 1972 году, а английский перевод Кришны Уинстон был выпущен в 1990 году.

Эскизы и этюды движений для Das Triadisches Ballett Оскара Шлеммера, конец 1910-х годов

При жизни работы Шлеммера широко выставлялись и получили признание как в Германии, так и за рубежом.Его считали вдохновляющим учителем авангардного искусства и пионером во многих областях, включая живопись, скульптуру и театр.

Он наиболее известен своими работами, исследующими движение, форму, геометрию и ритм, в первую очередь своим Триадическим балетом (Triadisches Ballett), который много гастролировал в период с начала до середины 1920-х годов и считается предшественником современной хореографии. Хотя первоначальная хореография балета была позже утеряна, она была реконструирована Ульрикой Дитрих и Герхардом Бонёром в 1977 году и с тех пор неоднократно исполнялась, в последний раз в Мюнхене в 2014 году.

Костюмы для балета Das Triadisches, Оскар Шлеммер

Кроме того, его тесные профессиональные отношения и дружба с другими художниками той эпохи помогли пролить свет на деятельность Баухауза, например, его письма Вилли Баумейстеру показывают, как сотрудники и студенты отреагировали на изменения в учреждении.


После его смерти в Берлине, Мюнхене, Штутгарте и Франкфурте проходили мемориальные выставки.За этим последовала масштабная выставка в Württenbergischer Kunstverein в Штутгарте, приуроченная к десятилетней годовщине его смерти. Жена Шлеммера, Тутанхамон, позаботилась о том, чтобы его литературное имение перешло в Государственную галерею Штутгарта, где оно присоединилось к самой большой коллекции его произведений для создания Архива Оскара Шлеммера. Совсем недавно использование Шлеммером танца и дизайна оказало влияние на популярную культуру, в том числе музыкальные клипы New Order, Lady Gaga и Дэвида Боуи, а также модные дизайны Хусейна Чалаяна и Александра Маккуина.Шлеммер также оказал ключевое влияние на современных дизайнеров, особенно на Эрика Ройнестада, чьи керамические работы напрямую отсылают к дизайну костюмов Шлеммера.

Человек в машине, Дэвид Боуи, 1979

bauhaus book 04 schlemmer — theatre of the bauhaus

OSKAR SCHLEMMER

ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО ФИГУРКА

История театра — это история преображения человеческого облика.Это история человека как исполнителя физических и духовных событий, от наивности до размышлений, от естественности до искусственности. Материалами, задействованными в этом преображении, являются форма и цвет, материалы художника и скульптора. Арена для этого преображения находится в конструктивном слиянии пространства и здания, царстве архитектора. Путем манипулирования этими материалами определяется роль художника, синтезатора этих элементов.

Одна из эмблем нашего времени — абстракция.Его функция, с одной стороны, состоит в том, чтобы отсоединить компоненты от существующего и постоянного целого, либо вести их по отдельности до абсурда, либо возвысить их до максимального потенциала. С другой стороны, абстракция может привести к обобщению и суммированию, к построению жирным шрифтом новой целостности

Еще одной эмблемой нашего времени является механизация, неумолимый процесс, который сейчас претендует на все сферы жизни и искусства. . Все, что можно механизировать, механизировано.Результат: наше признание того, что нельзя механизировать. И, наконец, что не менее важно, среди символов нашего времени — новые возможности технологий и изобретений, которые мы можем использовать для создания совершенно новых гипотез и которые, таким образом, могут породить или, по крайней мере, дать надежду на самые смелые фантазии.

Сцена (Buhne) в ее общем смысле — это то, что мы можем назвать целой областью, лежащей между религиозным культом и наивным народным развлечением. Однако ни то, ни другое на самом деле не то же самое, что сцена.Сцена — это представление, отвлеченное от природного и направленное на человека. […]

Вопрос о происхождении жизни и космоса, то есть, было ли в начале
Слово, Дело или Форма — Дух, Действие или Форма — Разум, Происходящее или Проявление — относится также к миру сцены и приводит нас к дифференциации: устной или звуковой сцены литературного или музыкального события; игровая сцена физико-миметического события; визуальный этап оптического события.

Оскар Шлеммер Живопись, биография, идеи

Краткое содержание Оскара Шлеммера

Работа Шлеммера в области перформанса была экспериментальной и подрывной. Он намеренно вырвался из привычных ограничений и правил театра и танца, создав совершенно новые версии форм искусства. Он был одним из первых художников, модернизировавших жанры, и его работы легли в основу многих последующих идей перформанса. Он также изучал живопись и скульптуру, завоевав международное признание за свои работы, и в результате ему было поручено создать ряд громких фресок, в том числе серию для музея Фолькванг в Эссене.В течение 1920-х годов он был одним из мастеров прогрессивной школы Баухауса, работая и преподавая в различных средах. Баухаус произвел революцию в способах преподавания и создания искусства, и Шлеммер рассматривается как ключевая фигура в формировании его дальновидного и коллективного духа.

Достижения

  • Шлеммер был новатором в преодолении разрыва между чистой абстракцией и изобразительным искусством. Хотя его работы были преимущественно абстрактными, он сохранил элементы физической структуры человеческого тела в своих картинах, скульптурах и перформансах.Он представил людей как архитектурные формы, упрощая человеческий образ и разбивая его на составные части.
  • Его театральная и танцевальная работа объединила его интерес к изображению человеческого тела с кинетическими исследованиями и исследованием отношений между исполнителем и пространством, и он преобразовал свои наблюдения в абстрактную геометрическую и механическую хореографию и костюмы. Самая известная из работ Шлеммера, The Triadic Ballet (1922), является важным примером этого процесса в действии.
  • Работа Шлеммера связана с идеей Баухауса о слиянии искусства и технологий, человека и машины. На его картинах часто изображены бесполые автоматы, а его танцоры двигались необычным и машинным образом. Относя человека к машинам, Шлеммер был в авангарде движения за использование технологий для поиска более глубокого понимания условий жизни человека.

Биография Оскара Шлеммера

Несмотря на то, что балет Оскара Шлеммера Triadic Ballet был впервые показан в 1922 году, его мультимедийная эстетика дизайна остается авангардной и сегодня.Видео на хит Леди Гаги Bad Romance переосмыслило хореографию немецкой артистки столетие спустя и вызвало одобрение критиков.

Наследие Оскара Шлеммера

Наследие Оскара Шлеммера | Настоящее время

Точка останова: Настольный компьютер XLDesktopTabletMobile

Культура На просмотре В резиденции Местный Покупки с

09 января 2018

Автор: Аарон Пизли

Оскар Шлеммер, который спустя почти девять десятилетий после своей смерти остается одним из самых влиятельных эстетов 21 века, был оригинальным мультифенатом.Художник, скульптор и хореограф из Штутгарта, созданный в 1921 году основателем Баухауза Вальтером Гропиусом, стал одним из первых мастеров движения «сталичи» в Веймаре.

С самого начала творчеству Шлеммера казалось, что нет предела. Его первые роли в Баухаусе включали руководство отделом живописи и работу в мастерской по камню и скульптуре. Позже он также стал завсегдатаем деревянных и металлических мастерских и обучал рисованию. Проницательные и сложные идеи профессора, всегда опережающего тенденцию и часто действительно находящегося на свободе, сделали его одним из ведущих учителей школы, просуществовавшей до 1933 года.

По мере того, как его карьера развивалась в тандеме с Баухаусом Гропиуса — в основном в период с 1923 по 1929 год — Шлеммер обратил свое внимание на сцену; учебные классы, которые объединили изучение кинетического движения, образную иллюстрацию и философию. Тесная взаимосвязь искусства с человеческим телом — его отношение к пространству и его связь с дизайном и архитектурой — всегда была отправной точкой для творческого процесса Шлеммера.Однажды он заявил, что «история театра — это история преобразования человеческого тела».

Эта элементарная одержимость «Der Mensch» и его движением определила самые стойкие произведения Шлеммера. Описывая свою работу, которую многие считают генезисом «мультимедиа», он однажды заявил: «Мои темы — человеческая фигура в пространстве, ее подвижные и неподвижные функции, сидение, лежание, ходьба, стояние — настолько просты, насколько универсальны. действительный.»

Эти концепции наиболее искусно сформулированы в «Триадическом балете», который считается самой известной и влиятельной работой художника (и одной из последних эпических постановок, поставленных школой до войны).«Танцевальный эксперимент», дебютировавший в 1922 году, был сосредоточен на геометрических формах, включая обручи, сферы, круги и конусы, формах — конфигурациях, которые преобразовывали тело в геометрическую скульптуру. На первый взгляд фигуры Шлеммера могут показаться упрощенными, но ему удалось вырваться из традиционных балетных ограничений, используя всего трех танцоров, которые вместе исполнили 12 сцен в 18 простых, но оригинальных костюмах. Спектакль был задуман как подрывной и беззастенчиво современные художники, работающие на шпажках, такие как Макс Бекман и Эмиль Нольде.Сформировалась новая парадигма.

Триадный балет и содержащиеся в нем образы рассматриваются многими учеными и артистами как предшественник современной хореографии и самого модернизма. Сегодня Шлеммер — и его уникальная продукция — остается пробным камнем для нового поколения: его влияние повсюду — от популярной культуры до дизайна и архитектуры — от музыкальных видеоклипов Lady Gaga (Bad Romance) и New Order (True Faith). к внеземной моде Хусейна Чалаяна, Александра МакКуина и Рафа Симонса.

«вдохновлен формами Баухауса, особенно костюмами, созданными Шлеммером. Я думаю, это действительно интересно, как он играл с первичными формами и человеческими формами «.

Новое поколение керамистов, плотников и архитекторов черпает вдохновение у Шлеммера. Среди них — фаворит Future Perfect Эрик Ройнестад, недавняя коллекция которого, дебютировавшая на выставке Design Miami, отсылает к балетным фигурам иконы Баухауса и его уникальному месту в семенном немецком движении.По словам дизайнера, знаменитая серия скульптурных масок, ламп и декоративных элементов Ройнестада «вдохновлена ​​формами из Баухауза, особенно костюмами, созданными Шлеммером. Я думаю, это действительно интересно, как он играл с первичными формами и человеческими формами «.

© ИДЕАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ. Сайт разработан LDW

Оскар Шлеммер | Немецкий художник

Оскар Шлеммер (родился 4 сентября 1888 года, Штутгарт, Германия — умер 13 апреля 1943 года, Баден-Баден, Германия), немецкий художник, скульптор, хореограф и дизайнер, известный своими абстрактными, но точными картинами человеческая форма, а также для его авангардных балетных постановок.

Шлеммер познакомился с теорией дизайна в молодом возрасте, будучи учеником в мастерской маркетри. Он учился в Kunstgewerbeschule (Школа прикладных искусств) в Штутгарте, и стипендия позволила ему продолжить учебу в Штутгартской академии изящных искусств (1906–1910). Он провел год в Берлине, занимаясь живописью и знакомясь с новыми тенденциями в искусстве художников, связанных с галереей Der Sturm. Затем он вернулся в Штутгарт в 1912 году и стал студентом абстрактного художника Адольфа Хельцеля.

Шлеммер был ранен в бою во время Первой мировой войны и вернулся в Штутгарт в 1916 году. В 1919 году он помог возглавить движение по модернизации учебной программы в Штутгартской академии изящных искусств, что также потребовало решительных усилий по назначению Пауля Клее. на факультет и, в более общем плане, привезти в Штутгарт выставки современного искусства. Он был неотъемлемой частью организации ранних выставок, на которых были представлены его собственные работы, а также работы Клее, Вилли Баумейстера и других.

В 1920 году Шлеммер женился на Хелене («Тут») Тутеин, и в том же году Вальтер Гропиус пригласил его преподавать в школу Баухаус в Веймаре.Там он внес значительный вклад в работу многих отделов (скульптура, настенная живопись, работа по металлу и рисование), но действительно оставил свой след в сценической мастерской. Для этой мастерской он создал свою самую известную работу, Das triadisches Ballett (1922; «Триадический балет») — балет, который он поставил и для которого создал костюмы. Он назвал его «Triadic», чтобы отразить три действия, трех танцоров и три цвета (по одному на каждое действие). Создаваемые им костюмы в форме цилиндра, сферы, конуса и спирали были революционными.Премьера этого балета состоялась в Штутгарте в 1922 году, а затем на протяжении 1920-х годов в таких городах, как Веймар, Франкфурт-на-Майне, Берлин и Париж. Шлеммер возглавлял сценическую мастерскую в Баухаусе с 1923 по 1929 год. Его опыт танцев повлиял на его картины, которые стали включать больше глубины и объема, как это видно в Танцор (1923). Шлеммер разработал театр Баухаус в Дессау, куда школа переехала в 1925 году, и участвовал в проектировании многих театральных постановок.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В течение 1920-х годов Шлеммеру было поручено нарисовать несколько фресок как в частных резиденциях, таких как дом архитектора Адольфа Мейера (1924 г.), так и в общественных местах, таких как бывший Баухаус в Веймаре (1923 г.), который нацисты разрушили в 1930 г. и Музей Фолькванг в Эссене (1928–30), который нацисты разгромили, разобрали и удалили в 1933 году. Шлеммер покинул Баухаус в 1929 году.

Из Баухауза Шлеммер переехал в Бреслау, где продолжал работать в театре и преподаю (Государственная художественная академия).Он также продолжал рисовать и в 1932 году создал свою знаменитую работу Bauhaus Stairway . Без предупреждения нацистский режим уволил его с должности преподавателя в 1933 году. Шлеммер на короткое время переехал в Швейцарию с женой и детьми, где писал портреты и пейзажи.

Последнее десятилетие жизни Шлеммера было омрачено нацистской диктатурой и клеветой на дела его жизни. В 1937 году пять его работ были включены в организованную нацистами выставку «Дегенеративное искусство» в Мюнхене.Он продолжал выставлять свои работы, когда это было возможно, и участвовал в крупных выставках в Лондоне и Нью-Йорке в 1938 году. Шлеммер воссоединился с Баумейстером и другими художниками в 1940 году, когда он переехал в Вупперталь, Германия, где зарабатывал себе на жизнь, работая над лаком. фабрика. Три года спустя он умер от сердечного приступа. Шлеммерский балет Triadic Ballet неоднократно возрождался в конце 20 века и исполнялся в оригинальных отреставрированных костюмах. Однако эти костюмы были единственными сохранившимися оригинальными элементами.Музыка и хореография, связанные с постановкой Шлеммера, были утеряны. Том его дневников и писем, отредактированный его женой, был опубликован в 1972 году; английский перевод Кришны Уинстона был выпущен в 1990 году.

Оскар Шлеммер — 22 работы

Оскар Шлеммер (4 сентября 1888 — 13 апреля 1943) — немецкий художник, скульптор, дизайнер и хореограф, связанный со школой Баухауса. В 1923 году он был нанят мастером формы в театральную мастерскую Баухауса, проработав некоторое время в мастерской скульптуры.Его самая известная работа — «Triadisches Ballett», в которой актеры преображаются от обычных форм к геометрическим. Также в Slat Dance и Treppenwitz костюмы исполнителей превращают их в живую скульптуру, как будто они являются частью декораций.

Оскар Шлеммер родился в сентябре 1888 года в Штутгарте и был самым младшим из шести детей. Его родители, Карл Леонхард Шлеммер и Мина Нойхаус, оба умерли около 1900 года, и молодой Оскар жил со своей сестрой и в раннем возрасте научился обеспечивать себя.К 1903 году он был полностью независимым и поддерживал себя в качестве ученика в мастерской по инкрустации, а с 1905 по 1909 год перешел к другому ученичеству в маркетри.

Оскар Шлеммер учился в Kunstgewerbeschule, а также в Akademie der Bildenden Künste в Штутгарте у художников-пейзажистов Кристиана Ланденбергера и Фридриха фон Келлера. В 1910 году Шлеммер переехал в Берлин, где написал некоторые из своих первых важных работ, прежде чем вернуться в Штутгарт в 1912 году в качестве главного ученика Адольфа Хельцеля.В 1914 году Шлеммер был зачислен на Западный фронт в Первую мировую войну, пока не был ранен и переехал на позицию с военным картографическим подразделением в Кольмаре, где он проживал до возвращения к работе под Хельцелем в 1918 году.

В 1919 году Шлеммер обратился к скульптуре и провел выставку своих работ в галерее Der Sturm в Берлине. После женитьбы на Хелене Тутеин в 1920 году Шлеммер был приглашен в Веймар Вальтером Гропиусом, чтобы руководить отделами настенной живописи и скульптуры в школе Баухаус, а в 1923 году возглавил театральную мастерскую.Его сложные идеи оказали влияние, сделав его одним из самых важных учителей, работавших в школе в то время. Однако из-за обострения политической атмосферы в Германии в конце 1920-х годов, в частности с назначением радикального коммунистического архитектора Ханнеса Мейера преемником Гропиуса, в 1929 году Шлеммер оставил свой пост и перешел на работу в Art. Академия в Бреслау.

Шлеммер стал известен во всем мире после премьеры своего «Триадского балета» в Штутгарте в 1922 году.Его работа для Баухауза и его увлечение театром — важный фактор в его творчестве, которое в основном имеет дело с проблематикой фигуры в пространстве. Люди, как правило, стилизованные под безликие женские фигуры, продолжали оставаться преобладающим сюжетом в его живописи. В Баухаусе он разработал междисциплинарный курс «Der Mensch (Человек)». В человеческом облике он увидел меру, которая могла бы дать точку опоры в разобщенности его времени. После использования кубизма в качестве трамплина для своих структурных исследований работы Шлеммера были заинтригованы возможностями фигур и их отношением к пространству вокруг них, например, «Эгоцентрические космические линии» (1924).Характерные формы Шлеммера можно увидеть в его скульптурах и картинах. Но он также обратил внимание на сценическое оформление, впервые приняв участие в этом в 1929 году, выполнив декорации для оперы «Соловей» и балета «Ренар» Игоря Стравинского.

Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с непортированной лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →


Подробнее… .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *