Основные черты модерна: Art Nouveau | Arthive

Характерные черты архитектуры модерна

Франция, Бельгия Аrt nouveau («Ар-нуво»), fin de siècle («конец века»)

Великобритания, Россия Modern style («модерн стайл», «современный стиль»)

Австрия Secessionsstil («стиль Сецессион»)

Германия, Латвия Jugendstil («югендстиль»)

Испания Modernismo («модернизм»)

США Tiffany Style («Тиффани»)

Италия Style Liberty («стиль либерти»)

Нидерланды «Nieuwe Kunst» («новое искусство»)

Швейцария Style sapin («еловый стиль»)

***

Модерн

Период: с конца 1880-х гг. до 1914 г. (начала первой мировой войны)

Отличительными особенностями модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, в особенности, в архитектуре, расцвет прикладного искусства.

В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.

Визитная карточка модерна – «Удар бича» Германа Обриста.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Модерн должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиционных форм и приемов, современных материалов и конструкций.

Период становления модерна (рубеж XIX-ХХ веков) отмечен национально-романтическими увлечениями, интересом к средневековому и народному искусству.

На первой стадии развития, согласно лозунгу, выдвинутому А.Ван де Велде: «Назад к природе», художники стремились освободиться от излишеств декора, свойственных эклектизму «викторианского стиля», Второго Ампира, Необарокко и «неоренессанса» середины XIX века. На второй стадии архитекторы модерна переходили к целостному проектированию здания «изнутри наружу». При этом возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов.

Для названий произведений искусства периода Модерна характерны экзотические определения:

«павлиний глаз», «цвет красной парчи», «сине-зеленый атлас павлиньих перьев», «перламутр нежной ночи». Возрождались классические мотивы и материалы, а также редкие техники эмалирования, иризации и росписи стекла эмалями, краклэ – приемы венецианского стеклоделия эпохи Возрождения. Ювелирная отделка деталей, использование необычных материалов проникают в живопись.

В период Модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому под словом «модерн» следует понимать конкретный исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями. Словосочетание «стиль модерна» конкретнее и обозначает отдельное стилистическое течение, в котором наиболее полно проявились идеи синтеза.

Модерн хотел возродить дух стилевого единства художественных организмов, присущий средневековому или народному искусству, общность и взаимовлияние всех видов искусства. Это предопределило появление нового типа художника – универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей и часто теоретика.

Архитектура модерна была первым шагом в архитектурном развитии ХХ века. Она искала единства конструктивного и художественного начал, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст).

В живописи и скульптуре модерн неразрывно связан с символизмом. Поэтика символизма обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти, эротики, к миру тайны, сна, легенды, сказки.

Динамика и текучесть формы и силуэта характерны для скульптуры и для произведений декоративно-прикладного искусства, уподобляющихся феноменам природы с их органическими внутренними силами.

Основной выразительной формой и мотивом стиля модерн стала линия, но не прямая, а гибкая, живая, прихотливая, изящная, одухотворенная. Язык искусства модерна – это абстрактные формы, но живые, органические, дышащие и растущие.

  1. Архитектура модерна разнообразна. Этот стиль вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей, но в отличие от эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко.

  1. Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование

    новых технологий (металл, стекло), а также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

  1. Главный принцип модерна — интерьер и архитектура должны по возможности максимально повторять и продолжать друг друга. Иначе говоря, нельзя строить особняк в стиле модерн, а комнаты обставлять по канонам барокко. В ту эпоху немало дизайнеров наряду с проектом здания и внутреннего убранства даже разрабатывали эскизы костюмов для обитателей дома.

  1. Художники и архитекторы нового времени черпали вдохновение в природе, прежде всего в растительном мире. В декоре постоянно использовали и обыгрывали

    флористические мотивы. Флористические мотивы повторяются не только на ограде, но и на лестнице, балконах, дверных ручках, декоративных засовах и фонарях. Для стиля модерн характерны тонкие линии с плавными изгибами, имитирующие отдельные травинки, стебли, лианы и узкие листья. Их переплетения напоминают одновременно и арабески, и народные кельтские узоры. При этом в почете непышные розы или пионы, а цветы, отличающиеся вытянутостью очертаний: ирисы, орхидеи, лилии, колокольчики.

  1. В декоре часто используют изображения птиц, например лебедей и павлинов. Не обошли вниманием и морские волны. Более сложные композиции эксплуатируют образы речных и лесных нимф, одетых в длинные ниспадающие туники, в венках из цветов, с длинными, струящимися до земли волосами, девы с длинными волнистыми волосами, извивами рук и струящимися складками одежд томными и бледными лицами. Присутствуют и восточные мотивы — ветки цветущих сакуры и сливы, бабочки.

  1. Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.

  1. Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Такие материалы появляются: железо (сталь), бетон, стекло

    . Они дополняют использование камня, кирпича и дерева.

Идея применения стального каркаса как несущей конструкции впервые появилась в Чикаго (Чикагская школа, Луис Салливен, Франк Ллойд Райт). Наиболее яркий пример — Гаранти Траст Билдинг в Буффало. Здание как бы устремляется ввысь, подчеркнуто вертикальное членение. Проемы окон делаются более широкими для более полного освещения помещений. Кроме того, в работах Салливена уже появляется принцип «органичной архитектуры», то есть стремление привязать строение к окружающему пейзажу, вытекание внешнего облика здания из его внутреннего содержания.

  1. В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна»

    , то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. Стены здания в стиле арнуво часто имеют изогнутую поверхность.

  1. Большой популярностью пользуются кованые решетки нечастого плетения, в узоре которых легко угадать уже известный нам удар бича. В архитектуре арнуво нашли применение и колонны, но они не так заметны, как в античных постройках. Портик (крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны) отсутствует, однако узкие столбы поддерживают широкий балкон или навес над крыльцом. Эти элементы можно увидеть и в интерьере — главным образом на лестницах. Еще один типичный для модерна элемент — асимметричные арки (они бывают и внутри, и снаружи здания).

  1. В интерьере в стиле модерн преобладают

    естественные пастельные тона: бежевый, теплый коричневый, светло-серый, серо-голубой, «соломенный», палевый, бледно-розовый, бордовый, различные варианты зеленого, в том числе болотный, оливковый и бледно-изумрудный, как у лесной листвы и травы. Отдельные элементы могут быть солнечно-золотистыми. Эффектнее всего в декоре арнуво смотрятся однотонные настенные покрытия из ткани с тисненым флористическим рисунком. Еще один вариант — художественная штукатурка. С ее помощью удается воспроизвести практически любое изображение, подходящее для стиля Тиффани: от гибких тонких цветов на всю стену до репродукций шедевров Врубеля, Сомова, Климта или Бердслея.

  1. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство. Бывали и такие случаи, когда наряду с удачными работами, например, подлинного югендстиля (ван де Вельде), в руках подражателей в угоду моде и из коммерческих соображений работа превращалась в пустое украшательство.

  1. В работах художников все более стала прослеживается увлеченность не только искусством Востока и эстетикой изогнутых линий, но также и стремление к рациональности и конструктивности, геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости. Некоторые архитекторы начала ХХ века предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания.

  1. Стилистический диапазон искусства Модерна широк. Во многих петербургских зданиях «классического модерна» стиль не проявляется в «чистом виде». Классическая колоннада дорического ордера сочетается с растительным орнаментом в стиле Ар Нуво и открытыми железными конструкциями. То же смешение элементов разных стилей можно видеть в зданиях Торгового дома братьев Елисеевых в Москве и Петербурге.

  1. Другое течение национально-романтического направления представляет «северный модерн». Рационалистические тенденции и Неоклассицизм породили оригинальную «модернизированную классику».

  1. Основным средством выражения в стиле модерна является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру.

  1. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

  1. Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм, виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов, стремлением передать мгновение в выражении лица или в позе человека; в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. Огюст Роден (Вечная весна), Камилла Клодель (Бронзовый вальс), Аристид Майоль (Ночью), все — Франция; Франтишек Билек (скульптура Моисей) — Чехия; Герман Обрист (фонтан) — Германия; Жан Минне (Горюющая мать с двумя детьми) — Бельгия.

  1. «Стиль модерн» в живописи заключал в себе отчетливую программу всеобщих эстетических преобразований: идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни. Только в мире искусства создается истинная красота. Искусство рассматривалось в этот период как средство возможного социального и нравственного совершенствования и даже преобразования общества – идея утопическая. Стиль модерн возник как отклик на изломы и противоречия самой жизни, чреватой революциями и войнами. Эстетическим увлечением модернистов была также античность. «Мир Искусства». Самые типичные представители Мира искусства – Сомов, Бакст, Бенуа, Лансере, Дягилев, Васнецов, Врубель, Билибин. Для творческой манеры художников Мира искусства характерно стремление использовать особенности предшествующих исторических стилей. Сомова вдохновляли рокко и русский ампир, Серова и Бакста – греческая архаика, Билибина, Васнецова Рериха – древнерусское искусство. Но все это переплавляется в новый стиль, что и определяет общность русского модерна как стилевого направления в живописи и графике. Пристрастие к лилово-сиреневым, фисташковым оттенкам цвета панно, => загадочность, таинственность, что вполне отвечало духу модерна, европейского и русского, склонного к мифиологизации пространства. Некоторым членам объединения Мир искусства была свойственна национальная романтика. В их произведениях оживали народное устно-поэтическое творчество и отечественная история. К таким художникам можно отнести Виктора Михайловича Васнецова (Царь Грозный) и Николай Константинович Рерих (Заморские гости).

  1. Европейская живопись. Крупнейший представитель стиля модерн Густав Климт стал лидером венского направления Сецессион. Для его живописи характерно плоскостное изображение, подчиненное орнаментальному ритму, дробному узору («Поцелуй», «Юдифь»). Яркие синие, зеленые, красные цвета его картин, уплощенность рисунка, орнаментальность, необычная фактура из мелких квадратов и прямоугольников вызывают в памяти византийские мозаики и японскую графику. Климт соединял живопись маслом с аппликацией и инкрустацией, введением в картину смальты, майолики, меди и латуни, полудрагоценных камней и даже кораллов.

  1. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Д. Уистлером в Лондоне. Фигуры гигантских птиц — павлинов, написанные на стене, несколько раз повторяются в общей композиции комнаты. Сами фигуры павлинов, ставших в модерне своеобразным знаком стиля, трактованы плоскостно. Графическое начало сочетается в этой росписи с декоративностью; гнутые линии контуров укладываются в строгие прямоугольные рамы: обилие деталей, сконцентрированных в некоторых местах, соседствует с пустотами. Интерьер стал играть более важную роль.

  1. Декоративно-прикладное искусство. Луис Комфорт Тиффани — американский художник и дизайнер, представитель модерна. Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла:витражи,абажуры,бижутерия. Франция оказалась в положении распространителя, реализатора стиля модерн. Нельзя не отметить таких мастеров, как Эмиль Галле (фр. Эмиль Галле стал основателем стиля модерн в декоративном стекле) в своих произведениях прикладного искусства. Не зря современники называли предметы, выполненные им из стекла «говорящим стеклом».

  1. Ювелирные украшения. Рене́ Лали́к — французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — характерная особенность произведений Лалика. Фаберже «Кле́вер» и «Ландыши» — Яйца в стиле модерн.

  1. Костюм. 1890 — образ цветка-хризантемы. Господствует идеализированный образ женщины: неземной, праздной, утонченной и изнеженной с томным взглядом и вытянутой фигурой. Стиль модерн обогатил искусство костюма новой цветовой гаммой – бледно-серые, зеленые, болотные, белые, бледно-желтые и тепло-травяные тона окрасили крепы и тафты, муслины и крепдешина блузках и платьях, плюш пальто и вечерних бальных ротонд. Женская фигура при этом имела далекий от естественных пропорций S-образный силуэт, корсет. В моде маленькие пышногрудые женщины. Кружево, муфты, огромные шляпы с перьями. Веера. В костюмах 1910-х гг. все чаще заметны отголоски неоклассицизма, получившего широкое распространение в архитектуре и прикладном искусстве. Исчезает S-образная линия силуэта, а с нею и корсет, сильно стягивавший и деформировавший фигуру женщины. Платье этого времени приобретает стройный и строгий силуэт. ХХ век — новая форма мягкого лифа, который мог носиться без корсета, значительно уменьшение количества нижних юбок, более простые, лишённые тяжёлой многослойности платья значительно облегчили наряд. Мужчины: Идеальные типы лица мужчины эпохи модерна – мужчина мужественный с ярко выраженными признаками: аккуратные борода, усы, короткая стрижка. На рубеже веков идеалом считается закрытый с ног до головы джентльмен, денди, поражающий своей строгостью и неприступностью. Изменился фасон воротника: теперь в моде стоячий воротник с отворотами. Манжеты рубашки туго крахмалились. В эти годы исчезли цветные фраки, остались лишь черные. Костюм отличался от прежнего только более бесформенным, мешкообразным покроем. В моду входят мешковатые, широкие, ниже бедер и сужающиеся книзу брюки «французского покроя».

  1. Прически – стали чаще мыть голову. Изобретен новый метод горячей завивки. Шиньоны. В 1890-е вместе с закрытыми платьями пришла и мода на волосы, собранные на макушке или на затылке в петлю, «пирожок», «гнездышко» и т.д. Готовую, довольно объемную, прическу оформляли при помощи щипцов «волнами» (волна — один из излюбленных мотивов модерна). Бандо. Мужчины. К концу столетия все, кроме пожилых людей, носили совсем короткие стрижки. Только нищие, люди из простонародья и представители богемы: музыканты, поэты, художники — носили довольно длинные волосы. В 1900–1910-е годы в мужской прическе особенно ценился идеальный пробор, который порой даже специально протравливали сильными химическими средствами. Бороды исчезали.

  1. Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщенный рисунок, резко контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые.

  1. В конце 19 века сформировался тот вид графики, который мы привыкли называть плакатом. Рождение плаката обусловлено новшествами в типографской промышленности. Настоящему искусству плаката открыла путь техника литографии. тираж мог составлять несколько тысяч оттисков. Франция – страна плаката. Первым мастером был Жюль Шере («Жирары»). Эжен Грассе создает афиши с плавным рисунком в легких полупрозрачных тонах. Альфонс Муха создавал незабываемые афиши театральных спектаклей. Итальянские художники: Марчелло Дудович и  Леопольдо Метликовиц.  Уильям Бредли делал плакаты в флореальном стиле (Велосипеды Виктор), бельгиец ван де Вельде выступил в качестве автора рекламы «Тропон». К числу венских мастеров принадлежал Коломан Мозер (афиша). Обри Бердсли представитель стиля модерн в Англии. Он вдохновлялся исключительно литературными персонажами, его огромное наследие — это, главным образом, иллюстрации, обложки, бордюры, заставки, концовки, вензельные ключи, экслибрисы.

  1. В России большую роль в становлении плаката сыграли мирискуссники. Плакат предоставлял им массовую трибуну, с которой они могли заниматься эстетическим просветительством. Одно из важнейших достижений русского дореволюционного плаката – плакат Серова с изображением Анны Павловой. Прекрасно ощущая воздушность и грациозность балетного танца, художник передает это ощущение зрителю и делает акцент на индивидуальности артиста.

  1. Интерес к национальной культуре является характерной чертой мастеров модерна, не только русского, но и европейского. Например, знаменитую французскую художницу Элизабет Сонрель вдохновляли романтические легенды о короле ​​Артуре, библейские сюжеты, древние и средневековые легенды о любви. Неповторимый стиль в русской графике создал Иван Яковлевич Билибин – стиль книжной иллюстрации, основанный на стилизации народного искусства – лубка, резьбы по дереву, древнерусских миниатюр. Его книжные иллюстрации отличались взволнованной поэтичностью, яркой цветовой гаммой.

  1. Орнамент модерна, во всех видах искусства структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий сложились в графике. Литография, ксилография, искусство книги достигли в этот период высокого подъема. Животные, птицы (лебедь, павлин, фазан, голубь, орел), цветы (розы, вишни, гвоздики, плюща, ириса, шиповника, орхидея, лилия, тюльпан, подсолнух), листья, деревья — излюбленные мотивы в орнаменте модерна. Раппортом орнамента становится человеческая фигура или какая-то ее часть. Чаще всего это женская фигура, волосы. Разумеется, все эти «объекты» переходят в орнамент стилизованными, сильно преобразованными сравнительно с тем, какими они выступают в натуре.

  1. Важное и особое место в орнаменте югендстиля занимал образ Женщины. Такие художники модернисты как Михаил Врубель, Анри Матисс, Густав Климт, Альфонс Муха, Тулуз-Лотрек, Эдмон-Франсуа Аман-Жан создавали образ женщины-героини, женщины-соблазнительницы, женщины-танцовщицы, насыщая и дополняя орнаментальную композицию.

  1. Модерн породил огромное количество новых шрифтов.

  1. Достижения русского книжного дизайна начала ХХ века во многом определяют сегодняшний полиграфический язык. Книжный модерн поэтично называют «эпохой красивой книги». Знаменитые художники начала XX века: Гончарова, Ларионов, Розанова, Родченко, Степанова, Чекрыгин, Филонов и Эль Лисицкий создавали шрифты, обложки, титульные листы, рисунки, находя предельное графическое выражение экзальтированного, чувственного или мистического содержания книг; составляя законченное единство иллюстрации и печатного слова, воздействовавших на читающую публику подобно безукоризненным произведениям искусства. Это были книги, рожденные фантазией художника и поэтами, бесконечно далекими от обыденности.

Стиль модерн в живописи: черты, представители, художники

В конце XIX в. в искусстве появляется новый стиль, приверженцы которого пытаются отойти от историзма и эклектизма современного искусства. Этот стиль получил название модерн (от латинского modernus — новейший, современный).

Ярче всего модерн проявился в архитектуре, книжном оформлении, искусстве плаката. Затронул он также скульптуру и живопись.

Впервые новый стиль заявил о себе в Англии. В других западноевропейских странах модерн сформировался в 1880-х гг. Во Франции он носил название «ар нуво», в Германии — «югендстиль», в Австрии — «сецессион», в Италии — «либерти», в Испании — «модернисмо», в Польше — «сецесия».

Появление подобного искусства во многом предопределило творчество У. Морриса, Дж. Рёскина, прерафаэлитов и английских графиков У. Блейка и У. Крейна.

Живопись модерна характеризуется внешней декоративностью, стилизацией, плоскостной орнаментальностью. Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетались в причудливый узор, в котором иногда появлялись фигуры женщин или фантастических существ. Плавные контурные линии, вытянутые фигуры, соединяющиеся цветовые плоскости (нередко монохромные) делали изображение очень эффектным. Благодаря таким качествам живописный язык модерна нередко использовали символисты для воплощения своих идей и образов.

С искусством модерна связаны имена таких известных художников, как П. Гоген, П. Боннар, М. Дени, Э. Вюйар, П. Серюзье во Франции, Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, Г. Климт в Австрии, Ф. фон Штук в Германии.
Ярким представителем модерна в книжной графике был О. Бёрдсли.

Обри Бёрдсли

Обри Винсент Бёрдсли родился в 1872 г. в состоятельной английской семье. В 1891 г. он поступил в Вестминстерскую художественную школу Ф. Броуна. В свободное от занятий время молодой художник отправлялся в лондонские музеи и галереи. Большое впечатление на него произвело искусство А. Дюрера, Микеланджело, С. Боттичелли. Особое восхищение Бёрдсли вызывали гравюры А. Мантеньи, с которых он делал копии.

Значительное влияние на формирование художественного стиля Бёрдсли оказало искусство японской гравюры, творчество французских живописцев XVIII в. и произведения прерафаэлита Э. Бёрн-Джонса. Немного позднее его внимание привлекло творчество К. Лоррена, А. Ватто, П. Прюдона, Ж. Калло и Г. Моро.

В конце 1891 г. к Бёрдсли пришла настоящая известность. Самой крупной работой этого периода стала серия иллюстраций к «Сказаниям о короле Артуре» Джона Дента. В том же году художник познакомился с Э. Бёрн-Джонсом, искусством которого всегда восхищался.

С 1893 г. Бёрдсли работает над иллюстрациями для журналов, часть которых издается под его руководством («Желтая книга», 1894-1895, совместно с Х. Харлендом; «Савой», 1896, совместно с А. Саймонсом), а также создает рисунки для книг (иллюстрации к «Смерти Артура» Т. Мэлори, 1893-1894; к «Саломее» О. Уайльда, 1894; к рассказам Э. По; к «Похищению локона» А. Пуопа, 1896; эскиз для обложки и заставка к роману «Сцены парижской жизни» О. Бальзака, 1897; иллюстрации к «Вольпоне» Б. Джонсона, 1897). В этих немного легкомысленных и изящных работах заметно влияние французской гравюры XVIII в.

Вместе с популярностью к Бёрдсли приходит материальное благополучие. Но это не спасает его от тяжелой болезни — туберкулеза, который с детства мучает художника. Отсюда и глубокий трагизм, пронизывающий иллюстрации Бёрдсли к «Падению дома Эшер» Эдгара По.

Эротические рисунки Бёрдсли к «Правдивой истории Лукиана» вызывают негодование со стороны официальных кругов. Эти иллюстрации в 1895 г. и стали причиной ухода художника из «Желтой книги».

В 1896 г. Бёрдсли едет лечиться на курорт в Ипсом. В этом же году он создает очень остроумные и эротичные иллюстрации к «Лисистрате» Аристофана, а также к сатире Ювенала. Через два года умирающий художник будет умолять издателя уничтожить фривольные рисунки, но, к счастью, последний не выполнил просьбы и сохранил для нас замечательные творения английского графика.

О. Бёрдсли. Обложка к журналу «Савой». 1896 г.
О. Бёрдсли. Туалет. Иллюстрация к поэме А. Пуопа «Похищение локона». 1896 г.

В ряде произведений Бёрдсли заметен интерес к религиозным и мистическим сюжетам. Увлечение оккультными науками отразилось в рисунке, названном автором «О Неофите, или Как он был посвящен в черную магию демоном Асомуэлем» (1893). Имя демону, олицетворяющему бессонницу, придумал сам Бёрдсли.

Не менее загадочным кажется рисунок «Поцелуй Иуды» (1893), свидетельствующий об интересе художника к духовному, внутреннему миру человека. Эти же мотивы присутствуют и в других произведениях Бёрдсли.

Обри Бёрдсли, проживший очень короткую жизнь (он умер в 1898 г.), оставил глубокий след в европейском искусстве. Утонченные и хрупкие, но в то же время ироничные и живые рисунки английского графика оказали большое влияние на мастеров последующих поколений.

Густав Климт

Густав Климт, австрийский живописец, график и декоратор, крупный представитель венского модерна, родился в 1862 г. в Вене.

В 1876-1883 гг. Климт учился в венской Школе художественных ремесел у живописца Ф. Лауфбергера. Первые его картины — это исторические композиции, отразившие влияние академического искусства.

Вместе с Х. Макартом Климт занимался монументальными декорациями. Среди подобных работ — живописное панно лестницы Музея истории искусства в Вене (1891). Эта работа, как и аллегорические композиции 1890-х гг. («Любовь», 1895), напоминает живопись художников-символистов Я. Тооропа и Ф. Кнопфа.

Большую роль в развитии венского модерна (югендстиля) сыграл «Сецессион» — объединение художников и архитекторов, отвергавших традиции академического искусства. В 1897 г. Климт стал президентом «Сецессиона». В начале 1900-х гг. художник, исполняя заказ Министерства культуры, создал три монументальных панно для актового зала Венского университета («Философия», 1900; «Медицина», 1901; «Юриспруденция», 1903). К сожалению, в годы Второй мировой войны все три панно были уничтожены. В этих произведениях ярко проявились черты модерна: ассиметричное композиционное построение, причудливые, напоминающие сложный орнамент переплетения обнаженных человеческих тел. Явная эротичность этих работ Климта, а также пессимистический дух, пронизывающий их, стали причиной отказа от панно профессуры университета.

Зрелым художником со сложившейся манерой письма Климт предстает в «Бетховенском фризе» (1902) , вошедшем в монументальный ансамбль здания «Сецессиона». В этом произведении выразилась попытка мастера с помощью живописно-аллегорических образов интерпретировать Девятую симфонию Бетховена. Ритм вытянутых фигур «Бетховенского фриза» напоминает изменяющийся темп музыкального произведения. Одежду людей, изображенных в росписях, а также фон покрывают причудливые орнаментальные линии и сверкающие золотом и серебром краски. В таком же стиле выполнена и мозаика обеденного зала во дворце Стокле в Брюсселе, созданная Климтом в 1911 г.

Картинам, написанным Климтом в 1900-х гг., свойственно сочетание объемной моделировки фигур людей с плоскостной орнаментальностью. Художник покрывает части обнаженного человеческого тела яркой мозаикой и золотыми узорами. Лица и тела как будто проступают сквозь спирали, геометрические фигуры, причудливые цветы и стебли экзотических растений. В такой манере исполнены картины «Юдифь» (1901), «Поцелуй» (1907-1908), «Три возраста» (1908), «Саломея» (1909) .

Г. Климт. Юдифь. 1901 г.
Г. Климт. Три возраста. 1908 г.

В 1910-х гг. живопись Климта несколько меняется: исчезает обилие золота, в образах появляется экспрессия. Таковы символические композиции «Девушка» (1913), «Невеста» (1917-1918).

В стиле модерн исполнены и пейзажи Климта («Поле маков», 1907; «Дворец у воды», 1908; «Аллея в парке», 1912) .
Умер Густав Климт в 1918 г. в Вене.

В стиле модерн работал также немецкий художник М. Клингер.

Макс Клингер

Немецкий живописец, график, скульптор Макс Клингер родился в Лейпциге в 1857 г. Учился в лейпцигской Школе искусств у известного мастера Ф. Брауэра. В 1874-1875 гг. он продолжил обучение в Карлсруэ в Академии художеств у К. Гуссова, а в 1876 г. начал посещать берлинскую Академию. Жил и работал в Лейпциге в Берлине. В 1879 г. посетил Карлсбад, Мюнхен, Брюссель, где занимался в мастерской Э. Х. Ваутерса.

С 1881 г. художник жил в Берлине, а с 1883 г. — в окрестностях немецкой столицы на вилле «Альберс». В 1867 г. Клингер вместе с А. Бёклином посетил Париж, а в 1886-1889 гг. — Италию. В 1892 г. он стал одним из основателей «Общества берлинских художников», а позднее вошел в мюнхенский «Сецессион». С 1897 г. Клингер — профессор графики лейпцигской Академии художеств.

Ранние работы художника отмечены влиянием академической живописи. В эти годы (конец 1870-х) он пишет картины на античные и исторические сюжеты («Падение у стены», 1878; «Смерть Цезаря», 1879).

В 1880-е гг. Клингер начал создавать произведения с символическим содержанием. С этого времени в его живописи преобладают аллегорические или фантастические образы («Морской бог в волне прибоя», 1884-1885). Его картины напоминают полотна Г. фон Маре, А. Бёклина, А. Фейербаха. О близости с искусством Фейербаха говорит, например, такая картина Клингера, как «Миссия», вытолненная в 1880 г. Художник натуралистично и несколько театрально изобразил на своем полотне сидящую у моря обнаженную женщину, рядом с которой стоят ворон и цапля.

В форме удлиненного панно (что очень характерно для живописи символистов) выполнены пейзажи Клингера «Вечер» (1882), «Горное ущелье» (1884), «Летний пейзаж» (1884-1885).

Живописца всегда интересовала тема скоротечности земной жизни и неотвратимости смерти. Подобные мотивы нередко увлекали не только современных ему художников, но и мастеров прошлых эпох. В духе искусства Возрождения написаны картины «Надгробный плач» (1890), «Распятие» (1890). Легенда о золотом веке — времени, когда все люди были счастливы и жили в гармонии с природой, — нашла свое отражение в таких работах Клингера, как «Голубой час» (1890), «Источник» (1891-1892), триптих «Воспоминание о Париже» (1908). Эти полотна показывают зрителю фигуры прекрасных юношей и девушек, олицетворяющих давно ушедшие времена. Нижнюю часть триптиха «Воспоминание о Париже» художник украсил скульптурным орнаментом, выразив таким образом свойственную эстетике символизма идею объединения раз-личный видов искусств.

Большой интерес представляет еще один триптих Клингера — «Христос на Олимпе» (1897). Художник помешает героев христианской истории в античную эпоху, ставя во главу угла Божественное начало. Это произведение свидетельствует об изменении живописных приемов автора: теперь главную роль в создании картины играет контур и цветовые пятна, с помощью которых Клингер моделирует объемы.

Искания в области новых художественных средств отразились и в скульптурных работах Клингера, в которых мастер сочетает разные породы мрамора с золотом, слоновой костью; покрывает скульптуры краской («Саломея», 1893; «Бетховен», 1902).

М. Клингер. Суд Париса. 1887 г.

Значительное место в творчестве Клингера занимают графические работы: афиши для выставок «Сецессиона» и прекрасные гравюры (серия «Перчатка», 1881).

Умер художник в 1920 г. Его творчество сыграло большую роль в развитии искусства модерна.

Как уже говорилось выше, модерн быт тесно связан с символизмом. Многие художники, работавшие в стиле модерн, на разных этапах своего творчества увлекались идеями символизма.

10 самых важных черт современности

Между характеристиками современной эпохи Более заметными мы можем назвать рост коммерческого капитализма благодаря географическим открытиям, появление просветительского или ренессансного гуманизма или конец феодальной системы.

Новое время — это третий исторический период, на который условно делится всеобщая история. Этот исторический период варьировался от пятнадцатого до восемнадцатого века.

Хотя пределы современной эпохи находятся в открытых дебатах, она охватывает период времени от последней части постклассической эры, известной как средние века (15 век), до начала «эпохи Революции» (18 век).

Его начало дискутируется между разными историками, фиксируясь от падения Константинополя в 1453 г., эпохи Возрождения и эпохи открытий, особенно плаваний Колумба с 1492 г. и открытия морского пути в Индию Васко да Гамой в 149 г.8.

Более отчетливо кажется точка и конец этого этапа, находящегося в 1789 году с началом Французской революции.

Современная эпоха представляла собой период перемен и прогресса, выдвигая на первый план ценности современности (прогресс, общение, разум) в отличие от мракобесия, существовавшего в средние века.

1 — Глобализация

Эпоха Открытий (также известная как Эпоха Исследований) была упомянута как одна из возможных отправных точек Нового времени.

Точно так же эта эпоха считается началом глобализации, одной из основных характеристик Нового времени.

Эти путешествия и открытия новых стран, территорий и континентов, о существовании которых никто не знал и не был уверен, представляли собой важные изменения в различных областях, таких как торговля, культура, религия и т. д.

Важное следствие открытия были сделаны в ходе колонизации, осуществленной прежде всего Испанией и Португалией, а позднее также Великобританией и Нидерландами.

В свою очередь, я также создаю новую торговую потребность между континентами. Например, специи стали незаменимыми в рационе европейцев, а корица или перец стали необходимостью.

Этот гастрономический обмен заставил разработать новые методы консервации из-за долгих путешествий по миру.

2- Религия

Католическая религия, господствовавшая в Европе и навязанная новым колонизированным территориям, начала терять свою популярность, потому что она находилась в конфликте с новой городской жизнью.

Во время папства Юлия II, прозванного «Папой-воином», который все чаще прибегал к продаже индульгенций (отпущению грехов), протесты Джона Уиклифа, Яна Гуса и Мартина Лютера против Господствующей католической церкви.

Выдержка из 95 тезисов Мартина Лютера

Именно Мартин Лютер дал представление о католической религии, намного более соответствующее идеалам Нового времени. Указав, когда он отказался подчиниться церкви, что единственным источником авторитета являются священные писания.

Это представляло собой личное и интимное видение, в отличие от коммунитарной идеи религии, которую имела средневековая католическая церковь.

Однако среди последователей Лютера не было возможного конформизма из-за личного толкования Библии и неприятия посредников между Богом и человеком; Так что в Европе были конгломераты различных верований, некоторые из них противоречивы.

Восстановление трех основных мусульманских империй (Османской, Сефевидской и Великой Моголов) возродило мусульманскую культуру. Например, империя Сефевидов установила Двенадцатый или имманианский шиизм в качестве официальной религии в Иране.

3 — Гуманизм эпохи Возрождения

Гуманизм Европейское интеллектуальное, философское и культурное движение, зародившееся в Италии, а затем распространившееся по всей Западной Европе между четырнадцатым, пятнадцатым и шестнадцатым веками. В этом стремились вернуться к образцам классической античности и греко-римского гуманизма.

Это движение возникло в ответ на доктрину утилитаризма. Гуманисты стремились создать граждан, способных выражать себя в устной и письменной форме с красноречием и ясностью, но при этом приверженных гражданской жизни своих сообществ и убеждающих других совершать добродетельные и благоразумные действия.

Для того, чтобы осуществить этот идеал, он использовал изучение «Studia humanitatis», которое мы знаем сегодня как гуманитарные науки, среди которых: грамматика, риторика, история, поэзия и моральная философия.

«Studia humanitatis» исключили из своего изучения логику и сделали поэзию (продолжение грамматики и риторики) важнейшей областью изучения.

Этот акцент на изучении поэзии и качестве устного и письменного выражения выше логики и практики представляет собой иллюстрацию идеалов перемен и прогресса Нового времени и стремления к Ренессансу.

4- Буржуазия

В Средние века буржуазией называли жителей районов, которые были новыми районами расширяющихся городов.

В Новое время этот термин изменился и стал обозначать свободных людей. Он имел в виду тех людей, которые были вне уже декадентской феодальной системы, выделяясь своей способностью обогащаться за счет создания коммерческих сетей.

Основные экономические центры находились в пределах городов, ставших теперь местом проживания буржуазии.

По этой причине экономическая разница между буржуазией и крестьянством была значительной; Потому что крестьяне жили за городом, посвятив себя малопроизводительной сельскохозяйственной деятельности, что оставило их в исторической анонимности.

5 — Абсолютизм

В отличие от буржуазии, которую вряд ли можно было считать заменой феодализму, абсолютизм был системой, существовавшей в период перехода от феодализма к капитализму.

Абсолютизм можно описать как монархическую власть, которая была необузданной и оставила позади любые другие институты, такие как церкви, законодательные органы или социальные элиты. В абсолютистской монархии верховная власть принадлежит правителю, и нет законов, ограничивающих ее.

Основными чертами абсолютизма являются: конец феодальной раздробленности, укрепление монархической власти, рост государственной власти, унификация государственных законов, резкое увеличение налоговых поступлений монарха и влияние дворянства.

6- Меркантилизм

Меркантилизм был доминирующей экономической школой Нового времени, с шестнадцатого по восемнадцатый век. Он принес с собой первые признаки значительного государственного вмешательства и контроля над экономикой.

Открытие специй, шелка и других редких товаров в Европе породило новую потребность и, следовательно, новое желание торговать. Имея возможность быть удовлетворенными в эпоху географических открытий, европейские державы создали новые и обширные сети международной торговли.

Нации также нашли новые источники богатства, и для работы с этими новыми экономическими теориями и практиками были созданы.

Из-за национальной заинтересованности в соперничестве нации стремились увеличить свою мощь за счет своих колониальных империй. Кроме того, эта торговая революция представляла собой рост других интересов, помимо производства, таких как банковское дело и инвестиции.

7- Женщина

В Новое время следует патриархальная модель, так что женщинам отводится подчиненная роль, и они в основном невидимы для истории.

Однако роль женщин в западных цивилизациях была более заметна в тех редких случаях, когда они играли роль королевы или регента.

Хотя в прошлом были женщины, занимавшие важные посты (королевы и регенты) в Средние века, историография относилась к ним женоненавистнически, в отличие от таких женщин, как Изабелла I Кастильская или Изабелла I Английская, к которым относились с большим восхищением .

Елизавета I Английская

Однако некоторые из наиболее исключительных случаев женщин с ведущими ролями в Новое время были женщинами с нетрадиционными позициями, такими как сестра Тереза ​​де Хесус или Сор Хуана Инес де ла Крус, поэтесса, а также японка гейши, которые вытесняли мужчин в характерных для них задачах.

Французская революция и испано-американская война за независимость были двумя историческими ситуациями, в которых некоторые женщины имели возможность участвовать, бросая вызов своей социальной власти, а в некоторых случаях занимая решающие роли, такие как полковник Хуана Азурдуй в Верхнем Перу.

8- Иллюстрация

Иллюстрация, также известная как Эпоха Разума, была интеллектуальным и философским движением, которое доминировало в мире идей в Европе в течение восемнадцатого века, называемого «Веком философии».

Это движение включало в себя ряд идей, основанных на разуме как главном источнике легитимности и власти, в дополнение к более продвинутым идеалам, таким как свобода, прогресс, терпимость, братство, конституционное правительство в оппозиции к монархии и отделению церкви. и государство (светское государство).

Энциклопедия или энциклопедия

Некоторые из философов, которые предшествовали и повлияли на иллюстрацию, включают Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта, Джона Локка и Баруха Спинозу.

Также следует отметить других великих людей, таких как Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дэвид Юм, Иммануил Кант и Адам Смит, чьи идеалы были включены в Конституцию Соединенных Штатов в 1787 году. или Систематический словарь наук, искусств и ремесел, изданный в тридцати пяти (35) томах между 1751 и 1772 годами. Это способствовало распространению идей иллюстрации в Европе и за ее пределами.

9- Научная революция

Научная революция — это концепция, с помощью которой историки описывают развитие современной науки в Новое время.

То есть, когда развитие и открытия в математике, биологии, химии, физике и астрономии изменили то, как мы видим природу общества.

Николай Коперник

Эта революция происходила в Европе с конца эпохи Возрождения и продолжалась до восемнадцатого века, оказывая влияние на интеллектуальное и философское движение Просвещения.

Публикация О вращении небесных сфер от Николая Коперника считается началом научной революции, хотя дата обсуждается.

Философия использования индуктивного метода для получения знаний (отказ от предположения и попытка наблюдать непредвзято) была противоположностью аристотелевскому дедуктивному методу.

На практике многие философы и ученые считали, что полезно использовать немного того и другого; Ставьте под сомнение предположение, но интерпретируйте предполагаемые наблюдения так, чтобы они имели некоторую степень достоверности.

В начале научной революции, известной как «Научное возрождение», основное внимание уделялось восстановлению знаний древних и, как считается, имело место с публикацией Principia Исаака Ньютона, в котором были сформулированы законы Ньютона. и закон всемирного тяготения.

10- Искусство в Новое время

В эпоху Возрождения художники разрабатывали перспективу и другие темы реализма, изучая свет, тени и, как это сделал Леонардо да Винчи, анатомию человека.

В эпоху Возрождения возродилось желание изобразить красоту природы, главными представителями которого стали да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.

В архитектуре Филиппо Брунеллески изучал остатки зданий классической античности.

С повторным открытием знаний писателя Витрувия I века и расцветом дисциплины математики Брунеллески сформулировал стиль Возрождения, на который повлиял классический стиль, но с лучшими из них.

Тем не менее, стилем, который преобладал дольше всего в Новое время, было искусство барокко, которое можно найти в протестантской Северной Европе, колониальной Америке и на Филиппинах.

Характеризуется визуальной перегруженностью, отсутствием стремления к простоте и любовью к типичной природе эпохи Возрождения.

Что касается архитектуры урбанизма и барокко, то ее принципом было переживание города как искусственной сцены, где перспективы прославляют репрезентативные пространства власти, м. В то время как протестантское барокко представляет собой более индивидуалистический стиль, такой как лютеранский принцип христианства .

Кроме того, в эпоху Нового времени в Африке и Азии создавались собственные художественные проявления высокого уровня и со своими особенностями.

В исламском искусстве подчеркиваются геометрические узоры, в Индии и Тибете самовыражение развивалось через нарисованные скульптуры, в Японии продолжается связь между каллиграфией и живописью, а в Китае оригинальные проявления выполняются в самых разных стилях.

Каталожные номера
  1. Ранний современный период. (2017, 7 июня). В Википедии, свободной энциклопедии. Получено с
  2. 02:36, 15 июня 2017 г., с en.wikipedia.org.
  3. Современность. (2017, 13 июня). Википедия, свободная энциклопедия. Дата консультации:
  4. 02:36, 15 июня 2017 г., с сайта es.wikipedia.org.
  5. Ренессанс. (2017, 12 июня). В Википедии, свободной энциклопедии. Получено с
  6. 02:36, 15 июня 2017 г., с en.wikipedia.org.
  7. Эпоха великих географических открытий. (2017, 13 июня). В Википедии, свободной энциклопедии. Восстановлено с
  8. 02:37, 15 июня 2017 г., взято с en.wikipedia.org.
  9. Антропоцентризм. (2017, 22 мая). В Википедии, свободной энциклопедии. Получено с
  10. 02:37, 15 июня 2017 г., с en.wikipedia.org.
  11. Гуманизм эпохи Возрождения. (2017, 7 июня). В Википедии, свободной энциклопедии. Получено от 02:37 15 июня 2017 г. с сайта en.wikipedia.org.
  12. Эпоха Просвещения. (2017, 12 июня). В Википедии, свободной энциклопедии. Получено от 02:37 15 июня 2017 г. с сайта en.wikipedia.org.
  13. Научная революция. (2017, 12 июня). В Википедии, свободной энциклопедии. Получено с 02:37, 15 июня 2017 г., с en.wikipedia.org

Идет загрузка ..

Основные характеристики модернистской литературы

Джош Патрик

Литературоведы различаются по годам, охватывающим модернистский период, однако большинство в целом согласны с тем, что модернистские авторы публиковались уже в 1880-х и до середины 1940-х годов. В этот период общество на всех уровнях претерпело глубокие изменения. Война и индустриализация, казалось, обесценили личность. Глобальная коммуникация сделала мир меньше. Скорость перемен была головокружительной. Писатели по-разному отреагировали на этот новый мир.

Индивидуализм

В модернистской литературе личность интереснее общества. В частности, писатели-модернисты были очарованы тем, как человек адаптировался к меняющемуся миру. В некоторых случаях человек одерживал победу над препятствиями. По большей части в модернистской литературе фигурировали персонажи, которые просто держали голову над водой. Писатели представили мир или общество как вызов целостности своих персонажей. Эрнест Хемингуэй особенно запомнился яркими персонажами, которые принимали обстоятельства за чистую монету и проявляли упорство.

Эксперимент

Писатели-модернисты освободились от старых форм и техник. Поэты отказывались от традиционных схем рифмовки и писали свободный стих. Писатели не оправдали всех ожиданий. Писатели смешивали образы прошлого с современными языками и темами, создавая коллаж из стилей. Внутренняя работа сознания была общей темой для модернистов. Эта озабоченность привела к форме повествования, называемой потоком сознания, где точка зрения романа извивается по образцу, напоминающему человеческую мысль. Писатели Джеймс Джойс и Вирджиния Вульф, а также поэты Т.С. Элиот и Эзра Паунд хорошо известны своими экспериментальными модернистскими работами.

Абсурд

Резня двух мировых войн глубоко затронула писателей того времени. Несколько великих английских поэтов погибли или были ранены в Первой мировой войне. В то же время глобальный капитализм реорганизовал общество на всех уровнях. Для многих писателей мир с каждым днем ​​становился все более абсурдным. Таинственность жизни терялась в суете повседневной жизни. Бессмысленное насилие Второй мировой войны стало еще одним свидетельством того, что человечество сбилось с пути. Эту нелепость изображали авторы-модернисты в своих произведениях. «Метаморфоза» Франца Кафки, в которой коммивояжер превращается в насекомоподобное существо, является примером современного абсурдизма.

Символизм

Писатели-модернисты наделяли предметы, людей, места и события важным смыслом. Они представляли себе реальность с несколькими слоями, многие из которых скрыты или зашифрованы. Идея стихотворения как загадки, которую нужно разгадать, зародилась в период модернизма. Символизм не был новой концепцией в литературе, но особое использование символов модернистами было новшеством. Они оставили воображению читателя гораздо больше, чем более ранние авторы, что привело к открытым повествованиям с множеством интерпретаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *