Основные черты романского стиля: Романский стиль. Особенности, черты, примеры романского стиля в архитектуре, искусстве, интерьере

Содержание

Архитектура романского стиля. Романское искусство :: SYL.ru

Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений. В редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, рыцарские замки жили своей жизнью, крестьяне придерживались сельских традиций, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи. Эта пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления: романский и готический. Архитектура романского стиля зародилась в Х веке, ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн. Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры.

Романское искусство

Романский стиль — европейский стиль архитектуры и искусства XI-XII вв., отличающийся массивностью и величественностью. Его возникновение связано с возрождением церковного строительства. Когда период упадка завершился, начали появляться монашеские ордена, возникали сложные формы литургий, что требовало возведения новых просторных зданий и усовершенствования строительных техник.

Таким образом, одновременно с развитием раннего христианства развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья.

Романский и готический стили

Готический стиль считается преемником романского. Его родиной стала Франция, а возникновение относят к середине XII в. Готика быстро распространилась по Европе и господствовала там вплоть до XVI в.

Наименование стиля произошло от названия готских племен. В эпоху Ренессанса считалось, что именно ими была создана средневековая архитектура. Романский и готический стили разительно отличаются, несмотря на близкое время существование.

Готические здания знамениты своей воздушностью и легкостью, крестовыми сводами, шпилями, устремленными в небо, стрельчатыми арками и ажурным декором. Часть этих особенностей появилась еще в поздний период романского искусства, но наивысший расцвет получила именно в готике. Вплоть до XVI в. преобладала в Европе и активно развивалась готическая архитектура.

Романский и готический стили, таким образом, – два этапа архитектурного развития Средневековья, отразившие в себе особенности жизни и государственного устройства того времени.

Культовые постройки в романском стиле

Романская архитектура носит суровый крепостнический характер, ее образцы — это крепости, монастыри, замки, расположенные на возвышенностях и предназначенные для обороны. Росписи и рельефы подобных сооружений обладали полусказочными сюжетами, отражали божественное всемогущество и во многом были заимствованы из народного фольклора.

Романский стиль в архитектуре, как и все искусство Средневековья, отражает в себе культурный и экономический застой западноевропейских стран. Связано это с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме — это и есть ранняя архитектура романского стиля.

Романское искусство постепенно развивалось, и в базиликах стали увеличивать пространство, предназначенное для алтаря и хора, появились новые помещения, нефы стали делить на ярусы. И к XI в. сформировалась традиционная схема строительства такого рода сооружений.

Приемы строительства

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий — с помощью подпружных арок и крестовых сводов — в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия).

Строения в романском стиле

Романский стиль в архитектуре Средневековья отличается большим многообразием направлений. Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие местного искусства. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романская архитектура Франции

Огромный вклад Франции в развитие романской архитектуры связан с организацией и планировкой алтарной части церковных строений. Так, появление венца капеллы связывают с установлением традиции ежедневного чтения мессы. Первым зданием с таким нововведением считается церковь при бенедиктинском монастыре «Сен-Флибер», построенная в XII в.

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Например, чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Романская архитектура Германии

Романский стиль в Германии развивали три основные школы: рейнская, вестфальская и саксонская.

Саксонскую школу отличает господство строений типа базилики с плоскими перекрытиями, характерных еще для периода раннего христианства. Часто использовался опыт церковной архитектуры Франции. Так, в качестве прообраза многих сооружений брали монастырскую церковь в Клюни, выполненную в базиликанской форме и имевшую плоские деревянные перекрытия. Подобная преемственность обуславливается влиянием французского ордена бенедиктинцев.

Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм.

В исполнении саксонской школы архитектура романского стиля обретала простоту и четкость геометрических форм. Декор был мал и скуден, интерьер отличался строгостью, окна располагались редко и на большой высоте – все это придавало строениям крепостной и суровый характер.

Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.

Характеристика романского стиля в архитектуре была бы неполной без упоминания о рейнской школе. Здесь главный упор делается на особенности строения перекрытий. Они конструировались по «связанной романской системе», суть которой состояла в том, что своды боковых нефов опирались на распор среднего. Таким образом, опоры чередовались: массивные столбы держали свод главного зала, а на легкие промежуточные опоры приходился вес боковых.

В соборах и церквях рейнской школы архитектурный декор также был максимально скуп. Часто снаружи строились декоративные аркады как, например, в Шпейерском соборе, внешний вид которого, невзирая на простоту, отличается очень выразительными формами. Одним словом, суровое величие и мощь олицетворял собой немецкий романский стиль.

Архитектурный романский стиль был воплощением феодального периода в истории. И именно в памятниках средневековой Германии достигла вершин монументальность и мрачная незыблемость этой эпохи.

Романская архитектура Италии

Как и в случае с зодчеством других европейских стран, архитектура Италии была различной. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Что же касается самого Рима и юга Италии, то эти области практически не сыграли роли в формировании романской архитектуры.

Зодчество Нормандии

После принятия христианства Церковь установила четкие требования к строительству храмов и соборов, которые воплощали в себе романское искусство. Романский стиль, отличающийся громоздкостью строений, не привыкшие к излишествам и непрактичности викинги стремились свести к необходимому минимуму. Строители сразу отвергли массивные цилиндрические своды, отдав предпочтение стропильным перекрытиям.

Ярким образцом романской архитектуры в Нормандии являются церкви аббатств «Санте-Трините» (женский монастырь) и «Санте-Этьен» (мужской). При этом церковь «Трините» (XI в.) считается первым в Европе зданием, где был сконструирован и установлен двухпролетный крестовый свод.

Наибольшая заслуга нормандской школы в том, что она, сообразно с многовековыми традициями и опытом каркасного строения, творчески переосмысливала заимствованные конструкции и схемы сооружений.

Романская архитектура Англии

После того как норманны завоевали Англию, они сменили стиль своей политики на созидательный. И в знак политического и культурного единства придумали два типа зданий: замок и церковь.

Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. Первым возведенным зданием стало Вестминстерское аббатство. Это сооружение включало башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны, но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.

Норманны оказались искусными строителями замков и крепостей, и башня «Тауэр» — одно из ярчайших тому доказательств. Это построенное по приказу Вильгельма укрепление стало самым впечатляющим строением той эпохи. Впоследствии такое совмещение жилого здания и оборонительного укрепления получило широкое распространение в Европе.

Романский стиль в Англии обычно называют нормандским из-за того, что строительство вели именно викинги, реализуя свои архитектурные замыслы. Но постепенно ориентирование создаваемых конструкций на оборону и укрепление сменялось стремлением к декорированию и роскоши. А к концу XII в. романский стиль уступил свое место готике.

Романская архитектура Беларуси

Романский стиль в архитектуре Беларуси возник после принятия христианства, когда византийские архитекторы стали возводить храмы сообразно европейской традиции.

Начиная с XI в. в стране стали появляться башни, замки, храмы, монастыри, городские дома, выполненные в рассматриваемом нами стиле. Эти постройки отличались своей массивностью, монументальностью и суровостью, а украшались скульптурами и геометрическими орнаментами.

Однако на сегодняшний день памятников романской архитектуры сохранилось очень мало. Связано это с тем, что многие строения были разрушены во время частых войн, или же в последующие годы их реконструировали. Так, например, Софийский собор (Полоцк), возведенный в середине XI в., дошел до нас в сильно перестроенном виде, и определить его изначальный облик сегодня не представляется возможным.

Архитектура Беларуси того времени отличалась использованием большого количества строительных техник и приемов. Самыми известными и яркими образцами служат собор Спасо-Ефросиньевского монастыря (Полоцк), церковь Благовещения (Витебск), церковь Борисоглебская (Гродно). Эти постройки совмещают в себе особенности древнерусского зодчества и присущую романскому стилю базиликальность.

Таким образом, уже в XII в. романский стиль начал постепенно проникать на славянские земли и преобразовывать архитектуру Беларуси.

Заключение

Таким образом, начал зарождаться романский стиль в архитектуре в период Средневековья (V — X вв. ), а проявлялся он в разных странах Европы по-разному, в зависимости от географических, политических и национальных особенностей. В течение всей той эпохи параллельно, практически не соприкасаясь, существовали и развивались разные архитектурные направления, что привело к самобытности и неповторимости сооружений в различных странах Европы.

В эпоху Средневековья романский стиль оказал большое влияние на формирование монастырских комплексов, которые включали храм, больницы, трапезные, библиотеки, пекарни и еще множество других построек. В свою очередь, эти комплексы повлияли на структуру и расположение городских построек. Но непосредственное развитие городских укреплений началось в последующий период, когда уже царствовала готика.

Особенности романского стиля. Романское искусство Франции, Германии, Италии. — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Романская архитектура характеризуется глубокой теологичностью. На первое место выходит форма, единство элементов, соразмерность, порядок. Данный стиль является общеевропейским, национальные традиции в нем почти отсутствуют. Архитектура строга, она лишена каких-то излишеств. Стены массивные, окна очень узкие. Изящество и вкус отходит на второй план, уступая место практичности. При этом окна могут быть не только стандартных форм, то есть круглые или четырехугольные, но также иметь форму глаз, ушей либо трилистника. Ставни делаются из холста.

Романский стиль в архитектуре отдает приоритет всему массивному и громадному. Важно показать в здании мощь и силу его владельца. Во всем чувствуется максимальная простота и чувство меры, рациональность. Сооружения в этом стиле могут оказывать даже давящее ощущение.

В качестве декора стен допускается барельеф, иногда раскрашенный. Внутреннее убранство составляют ковры. Уделяется повышенное внимание свету. Скульптура была неразрывно связана с архитектурой и никакой самостоятельной ценности не имела. Это, вероятно, один из немногочисленных декорирующих элементов в данном стиле.

Романская скульптура должна передавать волнение и смятение образов, а также трагичность чувств, божественность.

Романская архитектура впитала в себя дух средневековья, когда душа подавляла телесность, но при этом она находится в смятении и борьбе с собой. Именно в это время появились первые витражи.

Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе,1096—1250).

Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве Бургундии, Нормандии, Аквитании и Пуату и Прованса. В Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (1120—50) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в. ).

Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне, XII в.).

На искусство Прованса сильно повлияло римское и византийское зодчество, о чем свидетельствуют античные орнаменты и колонны с античными капителями. Храмы Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях колонн и по сторонам порталов (церковь Сен-Трофим в Арле, X—XI вв.).

Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Центральный памятник Пуату — трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье, конец XI — середина XII вв.).

Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном (замок Лош, рубеж XI—XII вв.). На первом этаже башни располагались кладовые, на втором — комнаты господина, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выставлялся дозор. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им главные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу — чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.

Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI — начало XII вв. Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции. В 1028—72 гг. в монастыре Сен-Север в провинции Гасконь была создана иллюстрированная рукопись комментариев к Апокалипсису. Миниатюры, выполненные в духе народных традиций, отличаются яркими насыщенными красками и необычайно живописны. Их автором считается Стефан Гарсиа — один из немногих художников, чье имя дошло до наших дней.

Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые появилась в XI в. Особенно обильно скульптурой украшали храмы в Бургундии и Провансе. К выдающимся памятникам искусства романского периода относится скульптурное убранство бургундских храмов Сен-Лазар в Отёне и Сен-Мадлен в Везле, в которых сохранились многочисленные рельефы, украшающие фасады стен, порталы и капители колонн.

В Германии наиболее полно и ярко романский стиль воплотился в архитектуре. Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа средневековья, стала церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1010—33). Архитектура западных областей Германии начала приобретать значение на пороге XI в. (церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне, до 1049—65). Новый масштаб немецкой архитектуре придали такие грандиозные сооружения, как собор в Шпейере, первое здание которого было начато в 1030 г. В германских землях разителен контраст между скромными, в каком-то смысле аскетическими церквами, возведенными в реформированных монастырях, и знаменитыми «имперскими» соборами в Майнце (1081—XIX в.), Вормсе (1170—1240) и Шпейере (1030—XIX в.) — мощными, величественными базиликами с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями.

Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах (1093—1156). Она справедливо снискала славу наиболее классического здания немецкой романики. Значительный вклад в романское зодчество внесли церкви XII—XIII вв. в Кельне (Церковь Гереонскирхе, 1219—27). Волна активного строительства в городе началась во второй половине XII в. Значительное распространение получил тип церкви с трехлепестковым завершением хора. Подобный план был положен в основу церкви Гросс-Санкт-Мартин (около 1185—1240).

На рубеже XII—XIII вв. в Германии существовал так называемый переходный стиль, сочетавший в себе романские и готические черты (собор в Бамберге, 1186—1237).

Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов; на фасадах она стала появляться лишь в конце XII. Сначала это были рельефные вставки, позднее — развернутые композиции. Широко представлены рельефные украшения распятий (Брауншвейгское распятие, ок. 1160), светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг и т.

д. Замечательным памятником скульптуры являются двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1015), целиком отлитые из бронзы и украшенные рельефами с изображениями сцен из Ветхого и Нового заветов. В так называемый «оттоновский» период (вторая половина X — первая половина XI вв.) наступил расцвет немецкой живописи. Характерный пример раннесредневековой живописи Германии — росписи церкви Св. Георгия в монастыре Оберцелле (конец X в.), который находится на острове Рейхенау на Боденском озере. Тематика росписей — сюжеты из Нового завета (чудесные деяния Христа и др.). Изображения даются на условных архитектурных фонах, либо на цветных горизонтальных полосах. Во всех композициях фигура Спасителя занимает центральное место.

Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастыре Оберцелле.

В культовом зодчестве итальянские строители стойко придерживались базиликального типа для храмов и центрического для крещален; кампанилы (колокольни) в плане были круглыми или квадратными. Главными центрами романской архитектуры в Италии были Ломбардия и Тоскана.

Важной вехой в истории итальянского зодчества была предпринятая после землетрясения 1117 г. перестройка церкви Сант-Амброджо в Милане. В ломбардских церквах XII в. особая роль принадлежала фасадам. В их убранстве применялись лизены, карликовые галереи, выносные портики-крыльца, скульптурный декор. К выдающимся произведениям романского стиля относятся церковь Сан-Микеле в Павии (1117—55), собор в Модене (1099—1164 и первая четверть XIII в.). Собор, баптистерий и кампанила в Парме (после 1117 — 1307) образуют один из интереснейших ансамблей средневековой Италии. Фасад пармского собора украшен легкими аркадами и портиками, карликовые галереи придают ему ажурность. Сооружение пармского баптистерия и его скульптурная декорация связаны с именем Бенедетто Антелами. Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе (XI—XIV вв.), в Тоскане.

Романская живопись Италии сформировалась под влиянием раннехристианского искусства и византийской культуры. Наиболее значительными ее центрами были Рим и монастыри Южной Италии. Центральный памятник романской живописи на юге Италии — фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072 и 1087), возникновение которых связано с деятельностью аббата монастыря Монтекассино Дезидерия (1058—87), поклонника византийской культуры.

Мастерство итальянских живописцев проявилось также в искусстве иллюстрирования книги. Ведущее место среди книгописных мастерских занимала школа монастыря Монтекассино. Миниатюры украшали также и светские книги.

Скульптура Италии романского периода формировалась в основном под влиянием античных традиций. Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Это монументальные рельефы храмов в Милане, Вероне, Павии. Самая крупная личность среди итальянских ваятелей XII — начала XIII вв. — Бенедетто Антелами (работал между 1175 и 1235 гг.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




[Решено] .

Одной из особенностей романского стиля является то, что…

Вопрос задан ChancellorKoupreyPerson822 на сайте coursehero.com

. Одна из особенностей романского стиля заключается в том, что существуют региональные различия, определите два слайда, укажите региональные стилистические различия и объясните, почему эти различия существуют? Обязательно используйте в описании соответствующие архитектурные термины

Arts & HumanitiesEnglishEnglish Literature

0003

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem i

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis

Разблокировать доступ к этому и через
10 000 пошаговых объяснений

Разблокировать объяснение

Есть учетная запись? Войти

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictu

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque da

 

  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisi
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor n
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectet

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odi

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur a

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец алик

Романская архитектура; Характеристики и примеры

Несмотря на то, что романская архитектура сегодня является скорее историческим предметом, когда-то она обладала властью и богатством. Истоки романской архитектуры уходят корнями в римскую цивилизацию. Возможно, вы видели романский стиль в церквях, построенных давным-давно. Давайте углубимся в характеристики этого прекрасного архитектурного стиля и в то, как он выглядит.

Что на этой странице?

Переключатель

Истоки романской архитектуры

Этот архитектурный стиль представляет собой смесь оттонских, византийских, каролингских, местных германских традиций и римской архитектуры, которые сформировали современную эпоху. Романская архитектура представляет собой расширение распространения монашества в 10-11 веках. Популярность этого стиля пошла на убыль, когда появился готический архитектурный стиль.

Период великих архитектурных ордеров Европы начался с романской архитектуры. Он получил популярность в Западной Европе с возрождением его впечатляющих особенностей. Конечно, в этот период великая и масштабная архитектура сочеталась с крепостным обликом и интересом к выразительным человеческим формам.

В романский период он активно практиковался в Центральной и Южной Франции, а затем распространился и на другие регионы.

Особенности романской архитектуры

Романская архитектура выделяется следующими прославляющими характеристиками:

1) Круглые сводчатые арки

Длинные коридоры с круглыми арками, поддерживающими цилиндрический стиль, высокие сводчатые арки представляют собой зрелище. Обычное зрелище с этой функцией — несколько круглых цилиндрических сводов и арок, расположенных рядом друг с другом для создания баланса, поскольку арки будут очень нестабильными.

Источник изображения: durhamworldheritagesite.com

Поскольку цилиндрические своды использовались на протяжении всего романского периода, они также размещались в квадратных комнатах. В квадратной комнате они известны как паховые своды. Романские здания вернули свод и обработанный камень, которые можно увидеть в нескольких важных романских церквях и зданиях.

Как видите, повторяющиеся формы и пропорции уступают место античным римским колоннам. Характерным фактом о массивных пирсах является то, что они сделаны не из чистого камня. В оригинальном романском стиле использовались стены из бутового камня. Стиль представлял собой большие романские башни внизу с остроконечными арками наверху.

2) Толстые стены

Толстые стены в романской архитектуре — чисто технический вопрос. Поскольку не было возможности поддерживать толстые верхние стены, единственным способом решить проблему было добавление толстых балок и колонн. Стены выполнены из двойных оболочек, заполненных щебнем. Однако на протяжении всего романского периода материал щебня различался по всей Западной Европе.

Источник изображения: artincontext.com

Из-за толстых стен строители не могли вырезать слишком много в стене, чтобы не разрушить всю стену. Вот почему здания с массивными романскими пропорциями имеют маленькие окна (которые также были энергоэффективными) в верхней части конструкции, как это замечено в большинстве романских соборов. Симметрия стен и маленькие окна напоминают о романском искусстве во всей его красе.

Однако романская архитектура с толстыми стенами и маленькими окнами не пропускала много света, что приводило к мрачным и душным помещениям. До появления готической архитектуры большинство романских церквей и зданий были тускло освещены. Романский и готический стили архитектуры представили большие витражи и более тонкие стены.

3) План этажей собора

Соборные церкви обычно следуют плану этажа, на котором изображен крест. Это один из структурных элементов, на который повлиял император Священной Римской империи Константин. Этот план этажа гарантирует, что жертвенник находится на востоке, лицом к Иерусалиму. Романские церкви и здания соборов обычно имеют центральный проход (галерею нефа) и два боковых прохода.

Источник изображения: pinterest.com

В большинстве уважающих себя аббатских и соборных церквей за алтарем находились две боковые часовни, которые использовались для хранения святых мощей. В этот период реликвии были обязательными, как и романские монастыри, которые соединяли все различные здания в церкви или соборе.

4) Скульптура

Большое разнообразие произведений искусства и скульптуры является обычным явлением в этот период. Рельефная скульптура использовалась для иллюстрации церковного учения и библейских сцен. Скульптурное искусство в основном изображалось на дверях и капительных колоннах собора. Используя природные материалы, резчики создавали детализированные формы выразительного искусства. Это больше соответствовало романской заботе о духовных и божественных ценностях.

Источник изображения: idlespeculations.com

Роспись была выполнена на внутренних стенах монастырских церквей. Они были нарисованным изображением скульптурного искусства с расширенным диапазоном сюжетов. Поэтому жития святых изображались в приходских храмах очень ярко.

5) Размер

Огромный размер любой романской церкви обязательно впечатлит и запугает любого. Первоначально романские здания и церкви были построены для размещения растущего числа христиан с распространением христианства. От массивных башен, стен и планов этажей в этих церквях нет ничего маленького.

Источник изображения: pressbooks.bccampus.ca

Тяжелые материалы, большие цилиндрические своды и прочная конструкция сделали эти сооружения очень большими. Вся романская архитектура была построена, чтобы заявить о богатстве и власти. Кроме того, они должны были рассматриваться как оборонительные или наступательные и часто строились возле водоема. Они действительно служили убежищем во время вторжений, потому что были почти непроницаемы.

Примеры романской архитектуры

Римская архитектура, несмотря на то, что ей более века, сохранилась как в церковных, так и в светских зданиях. Конечно, чтобы оставаться так долго, они должны были быть отремонтированы в соответствии с новейшими тенденциями. В готический период были внесены изменения в архитектуру некоторых романских церквей. Однако большинство сохранило первоначальный архитектурный стиль. Вот некоторые здания, которые существуют на сегодняшний день.

a) Кафедральный собор Пизы

Архитекторы : Бушето и Райнальдо

Годы завершения : 1092

Строительство этого собора началось в 1063 году и было завершено 29 лет спустя. Он был построен после того, как флот Пизы одержал победу в конфликте с сарацинами. Как и многие романские церкви, пизанский собор сохранил большую часть своей первоначальной архитектурной формы. Кроме того, он имеет длинные ряды массивных колонн, соединенных лучшими романскими арками. Неф находится под деревянными крышами с проходами, разветвляющимися с обеих сторон.

Источник изображения: Wikipedia.com

Конечно, куполообразная крыша базилики представляет более поздние архитектурные стили. Тем не менее, остальная часть этой структуры основана на ее оригинальной архитектуре в римском стиле, демонстрируя ее огромные размеры и декоративные элементы.

Кроме того, первый этаж здания инкапсулирован рельефным искусством и декоративной резьбой. В качестве улучшения структуры, но оставаясь верным огромному и мощному монастырю, трансепты были построены с апсидой в конце.

b) Палатинская капелла

Архитекторы : Одо де Мец

Годы завершения : C. 800

Строительство этой часовни было начато при императоре Карле Великом. Ее архитектор был самым ранним известным архитектором к северу от Альп. Местоположение Палатинской часовни было выбрано из-за ее исторической важности для римской культуры. Он был окружен горячими источниками, которые использовались для купания. Конечно, часовня была построена из римских материалов, включая большие колонны и красивые мраморные камни. Кроме того, часовня представляет собой точную имитацию двух значительных христианских зданий; Сан-Витале и Гробница.

Источник изображения: siteatpennstate.com

Эти христианские постройки являются большим подкреплением Римской империи. Церковь имеет централизованный план с окружающим амбулаторным и верхней галереей. Его централизованный план восьмиугольный. Это было необычно для других часовен, поэтому здание могло не иметь литургического значения, поскольку алтарь не имел никакого значения.

Тем не менее, Палатинская часовня раскрывает важные отношения между императором Карлом Великим и Христом. Конечно, в часовне есть бронзовые двери с молотками в виде львиных голов. Этот стиль напрямую заимствован из Гробницы.

c) Даремский собор

Архитекторы : Джордж Гилберт Скотт, Джеймс Вятт, Энтони Салвин, Эдвард Роберт Робсон и Ричард Фарнэм.

Годы завершения : 1133

Строительство Даремского собора началось в 1080 году по заказу Вильгельма Кале. Даремский собор — прекрасный пример узнаваемого романского стиля и один из пионеров готического стиля. Можно с уверенностью сказать, что собор был одним из первых, в котором использовалась остроконечная арка, ставшая прецедентом для готических зданий. Этот собор изначально задумывался как место паломничества.

Источник изображения: durhamcathedral.co.ke

Кроме того, расположение церкви и деньги от паломников способствовали ее успеху. Вокруг церкви вырос город, ставший крупным историческим памятником.

В церкви использовались стрельчатые арки как элемент готической конструкции, используемые в башнях и окнах в качестве украшения. Однако, как и в других купольных церквях, в большинстве конструкций остальных зданий собора использовалась округлая римская арка. В дверных проемах использованы полукруглые и концентрические арки. Не говоря уже о том, что собор был также пионером ребристых сводов.

Кроме того, собор был укреплен традиционными контрфорсами и контрфорсами. Они поддерживали толстые верхние стены и своды. Самое лучшее в контрфорсах то, что они служили структурными укреплениями для строительства более высоких башен.

d) Аббатство Марии Лаах

Архитекторы : Bassilus Ebel

Годы завершения : 1177

По сравнению с большей частью романской архитектуры интерьер Марии Лаах ближе к человеческому размеру, чем другая римская архитектура. Как и любая типичная церковь с проходами, аббатство было построено с крестовыми сводами, несущими огромные каменные колонны и крышу. Конечно, чтобы увеличить его славу, аббатство было построено с 6 короткими и большими башнями.

Источник изображения: tripadvisor.com

Интерьер церкви прост по цвету и романской скульптуре и искусству. Темная атмосфера призвана сделать пространство очень спокойным и безмятежным. Западное крыльцо окружено несколькими башнями, а большой французский романский фасад имеет апсиду, окруженную круглыми башнями-близнецами.

Первоначально Мария Лаах была построена как место для учебы и стипендий, а позже стала местом примирения между евреями и христианами. Кроме того, некоторые примечательные особенности церкви включают гробницу пфальцграфа Генриха II (основателя), мозаичные украшения (1910), витражи (1950-е гг.), позднероманский балдахин.

e) Базилика Сант-Амброджо

Архитекторы : Донато Браманте

Годы завершения : 1497

Базилика Сант-Амброджо была начата в 149 г. 2. У его архитектора остались незавершенные планы базилики, которые были выполнены в 1995 году. Простой интерьер базилики элегантен. Эта базилика с двумя большими башнями-близнецами на противоположных сторонах, поддерживаемыми большими арками, является прекрасным изображением романского стиля. Во всей красе алтарь окружают 4 колонны с художественно-скульптурными изображениями святых.

Источник изображения: getarounditaly.com

Внешний вид базилики построен из кирпичей разного происхождения, смешанных с камнем и белой штукатуркой. Склеп был построен в 18 веке для хранения тел трех святых, которые до сих пор можно увидеть через боковое окно. Базилика считается местом поклонения, истории и веры и хранит средневековые картины.

Интересные факты о романской архитектуре

Вот несколько интересных фактов о романском стиле и о том, как он повлиял на средневековье.

i) Страх перед Апокалипсисом

Источник изображения: nationalgeographic.com

Романский стиль возник из-за страха перед апокалипсисом. Христиане верили, что конец близок, и поэтому хотели быть готовыми. С этой верой и за годы, предшествовавшие романскому периоду, произошел всплеск обращений в христианство. Даже без апокалипсиса христианство продолжало расти.

ii) Связь с христианским паломничеством

Источник изображения: itraveljerusalem. com

Паломничество совершалось, когда христиане отправлялись в Иерусалим. Паломничество было эквивалентом современного туризма. Поэтому, когда романский стиль начал появляться в большинстве культовых сооружений, реликвии и другие скульптуры и художественная символика имели смысл привлекать большие толпы. Романские церкви также были достаточно большими, чтобы вместить паломников.

iii) Капители колонн с изображением библейских сцен

Источник изображения: romanesquespain.com

Лиственные капители обычно имеют свитки и листья аканта. Кроме того, библейские сцены, такие как Давид в львином рву, не редкость. Однако есть также изображения нечестивых или странных скульптур на сексуальную тематику. Непонятно, почему эти сцены появляются на снимках, но это была очень спорная тема.

iv) Стиль использовался для монастырей

Источник изображения: pinterest.com

Первоначально романская архитектура использовалась в монастырях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *