Чем отличается византийская мозаика от римской?
Содержание
Мозаика – составление картин или панно из мелких однородных частиц. Это могут быть цветные камни, керамика, ракушки или кусочки дерева и стекла, которые кладут на заранее подготовленную поверхность. Почему более известно именно византийская мозаика? Потому, что это изящное искусство было очень развито в Византии в разные периоды ее истории.
Историческая ретроспектива
Искусство выкладывать узоры и целые сюжетные картины из разноцветных кусочков (камней, керамических плиток, цветного стекла и т.д.) зародилось в глубокой древности. Оно развивалось в разных странах и везде имело свои особенные черты.
Известны римские мозаичные картины, которые покрывали полы и стены дворцов, терм или общественных зданий. Выполнялись панно из камешков и смальты.
Смальта – особое стекло, которому придавали разные цвета при помощи добавок: золота, ртути, меди и т. д. Металлы добавляли в различных сочетаниях и пропорциях и получали разные оттенки смальты.
Но византийское искусство поднялось на ступеньку выше, чем римское. Мастера сумели детально проработать технологию получения необходимых исходных материалов для создания великолепных мозаичных картин.
Для начала отдельные элементы стали намного мельче и изящнее, что позволило создавать более утонченные работы. Затем и основу мозаики – смальту – подвергли усовершенствованиям.
Именно древние умельцы научились смешивать обычное стекло с различными добавками, в результате получили несколько сотен цветов и оттенков. Искусные художники стали создавать из этих цветных кусочков великолепные по богатству мозаичные полотна.
Качество старинной работы было настолько высоко, что мозаика не потускнела от времени. И любоваться древними шедеврами могут и современные ценители художественных работ.
Темы составной мозаики также отличались от античных. В отличие от римлян, в Византии основой для панно служили, прежде всего, христианские сюжеты и библейские истории. И отделка предназначалась, прежде всего, для культовых сооружений.
Эти пано отличало не только искусное составление и подбор цветов, но и небывалый размах и монументальность. Это поистине огромные полотна, которые производили неизгладимое впечатление на зрителей.
Этапы развития византийского искусства в мозаике
История византийской мозаики насчитывает много веков. Первые найденные образцы смальты датируются I и II веком до н.э. А наиболее древние из сохранившихся мозаик относят к III-IV векам. Самые известные древние образцы византийского мозаичного искусства считаются изображения в Равенне и в Айе-Софии, Константинополь.
В Киеве тоже найдены образцы древней смальты. Считается, что древнерусские мастера работали под руководством художников Византии. Своего пика это искусство достигло именно в период расцвета Империи. Далее приемы укладки картин распространились на многие страны Европы.
Вообще, искусство Империи оказало огромное влияние на культуры всей тогдашней и даже последующей Европы. Считается, что в период иконоборчества в Империи (в VIII — начале IX века) уничтожили все древние изображения.
Остались только те, на которых были изображены геометрические фигуры и кресты. Но потом, когда с иконоборчеством было покончено, искусство сложения картина с фигурами и ликами святых возродилось. И усовершенствовалось, достигнув почти небывалой красоты и изящества форм.
Однако с завоеванием Константинополя турками-османами, древние фрески Софии были на многие века замазаны штукатуркой или испорчены. В 1929 году Ататюрк приказал привести собор в порядок, отреставрировать и превратить в музей. Благодаря этому, многие древние украшения были спасены от полного исчезновения и восстановлены.
Художественные особенности
Композиции из смальты в Византии всегда отличались большей, чем у римлян, красочностью, многими оттенками и игрой цвета. Главным цветом для фона стал золотой.
Основные особенности византийской мозаики:
- Золотой фон, на котором выделялись фигуры. Такой цвет, благодаря материалу, всегда казался ярким и мерцающим, и днем, и при свете свечей. Причем при колеблющемся свете свечей фигуры казались живыми и движущимися. Это должно было производить неизгладимое впечатление на собравшихся прихожан.
- Византийские мастера обязательно выкладывали контуры фигур, что придавало им больше четкости. С большого расстояния (что обычно и бывало, т.к. картины располагались на высоких потолках или дальних стенах) четко очерченные фигуры выглядят выразительнее и эффектнее.
- Большое разнообразие цветов и оттенков делало изображения почти живыми и объемными.
- Цветное стекло – очень выигрышный материал по сравнению с предыдущими. Оно прекрасно смотрится при любом, даже неярком освещении. А при дневном свете или множестве свечей просто потрясает воображение яркостью и сочностью красок.
- Эти картины были главным декором соборов, базилик и других подобных сооружений, они были рассчитаны на восприятие с большого расстояния. Отсюда и яркий фон, контуры и некоторая «неровность» изображений, что придает им глубины и выразительности.
- По сравнению с античными изображениями, ранние мозаичные фигуры более условными, более символичными. Ведь они изображали не простых людей и окружающую реальность, а христианских святых, Иисуса Христа, Богоматерь или императоров.
Особенности композиции
- В отличие от многих античных изображений, христианские создавались с «пропагандистской» целью. Художникам важно было донести до населения определенные идеи. Поэтому точность и искусность художественного изображения стало движущей силой для развития этого искусства.
- Добиваясь максимальной выразительности, мастера разрабатывали и совершенствовали методы получения новых оттенков и техники укладки.
- Поздние образцы демонстрируют уже более правильное и пропорциональное изображение человеческого тела. Фигуры иногда изображаются в движении или в повороте.
- Композиция изображений всегда соответствовала строгим христианским канонам. Соборы всегда украшали по определенной системе, символизирующей единство Неба, Рая и земного мира.
- Каждое изображение было строго на своем, определенном канонами месте.
Технология работы
Хотя мастера умели придавать отдельным элементам любые геометрические формы, все же основой для укладки стали мелкие кубики прямоугольной или квадратной формы. Реже встречаются овальные и другие элементы.
Основная техника византийской мозаики – это прямой набор. Кубики смальты с неотшлифованной поверхностью укладываются в ряд. И обязательно очень плотно прилегают друг к другу.
По сравнению с древними образцами, эти элементы намного меньше по размеру и изящнее. Благодаря этому удается добиться тонкой выразительности лиц и цветового перехода. Также отличительной особенностью является более утонченная кладка ликов, одежды, мелких деталей.
Золотой, мерцающий фон – основное условие и отличие от других стилей. Само изображение имеет неровную поверхность и специфический, особенный блеск. Другие отличительные черты и особенности техники – правильные пропорции объектов. Особенно это касается более поздних изображений.
Древность и современность
Надо обязательно отметить, что многие приемы византийской мозаики используются в подобных работах и до сих пор. Эти особенности укладки и отделки стали не только визитной карточкой мастеров тех веков. Но и классикой художественных промыслов, к которой обращаются и многие современные художники.
К примеру, некоторые современные православные церкви также украшены мозаичными картинами, в соответствии с древне-византийскими канонами. А в художественной академии Равенны, одного из «мозаичных» центров древности, существует отделение, где изучают это старинное искусство.
Специалисты со всего мира приезжают в этот город на семинары и симпозиумы. А выпускники академии работают реставраторами и делают копии известных картин византийской древности.
Где все это можно увидеть?
Великолепные образцы византийской мозаики можно увидеть, если поехать в Стамбул и посетить древнюю Айю-Софию. Богатейшие исторически художественные сокровища находятся в старинном городе Италии Равенне.
Великолепными мозаичными панно украшены местные соборы, баптистерии и мавзолеи древних правителей. Это, пожалуй, самые известные произведения данного стиля в мире.
Блог о православии и красоте
В Византийской империи производство мозаики и смальты было поставлено на поток. Они были непременным атрибутом культовых сооружений и царских дворцов.
Что такое мозаика?
Мозаика — это самый необычный вид живописи. Ее и живописью-то назвать трудно, потому что мозаичное изображение не пишут красками, а набирают из кусочков цветного камня или непрозрачного стекла — смальты. В греческом и латинском языках слова мозаика и музей — родственные. В Древней Греции музеем называли рощу или храм, посвященные музам, богиням — покровительницам искусства, а мозаикой — их изображения. Прославление муз было делом серьезным, ведь кому, как не музам, знать толк в живописи. Поэтому и мозаики должны были отличаться особой красотой и долговечностью. А чтобы они не портились от грязи и воды, их выкладывали из камня. Мозаикой позже стали называть любое изображение, выложенное разноцветными кубиками, и сейчас уже мало кто знает, что своим происхождением этот вид живописи обязан музам.
Первая мозаика выкладывалась на полу и имела сугубо практическое назначение — делать поверхность пола гладкой и ровной.
Полагают, что первым материалом для мозаики послужили россыпи разноцветных камней, отшлифованных морской волной, которые, перекликаясь по форме, величине и цвету, могут составлять удивительные по красоте композиции.
Мозаику делают так: на стену наносят вязкий грунт (смесь извести или цемента, воска и мастики), а затем кусочки смальты или камня по нанесенному рисунку вдавливают в него, и они прочно закрепляются в стене. Это очень долгая и кропотливая работа: на облицовку стены храма уходят сотни тысяч цветных кубиков.
История происхождения византийской мозаики
История мозаики восходит ко 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии. В эпоху античности мозаику делали из разных пород камня и разноцветного мрамора.
Однако наивысшего расцвета искусство мозаики достигло в средневековой Византии. Именно византийцы обнаружили уникальные свойства стекла, которое набирает небывалой прочности при добавлении различных металлов к расплавленной мелкой стеклянной крошке. Так получилась смальта – стекломасса с примесью золота, меди, ртути в разных соотношениях. Каждый отдельно взятый металл обеспечивал определенный оттенок мозаичных блоков, которым при помощи простых инструментов мастера придавали удобные для укладки геометрические формы. Так получилась византийская мозаика – эксклюзивный вид искусства, выполняемый при помощи смальты.
Особенности византийского мозаичного стиля
Богатые византийские храмы всегда украшались мозаиками. Кубики разной величины и формы укрепляли на стене под углом друг к другу, так что свет по-разному отражался в них и мозаика переливалась всевозможными цветами, будто светилась. Казалось, что пространство не ограничено стенами, а уходит в беспредельность золотого сияния, в котором парили фигуры святых и ангелов.
Именно византийцам принадлежит идея «поднять» мозаику с пола на потолок.
Одной из особенностей использования византийской храмовой мозаики было создание шикарного золотистого фона. Обычно для укладки мастера применяли прямой набор, когда получалось единое золотое поле, которое не только великолепно смотрелось при дневном свете, но и казалось «живым» в таинственных отблесках свечей. Такой эффект движения обуславливала игра оттенков и отражений света на золотистой смальте.
Еще одной «изюминкой» византийских мастеров является наличие точных контуров каждого изображенного объекта.
Еще одна особенность более позднего искусства укладки византийской мозаики — тенденция к правильности изображения пропорций человеческого тела, которое иногда изображалось и в повороте, и в движущемся состоянии.
Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII (золотой век) и IX-XIV века. Самыми известными византийскими образцами являются мозаики Равенны и изображения собора Айя-Софии в Константинополе.
Мадонна с Младенцем на троне (мозаика из храма Святой Софии в Константинополе (ок. 843-867 года).
Орел и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе (V век).
Лев и голубь (фрески из гробницы знатной патрицианки Галлы Плацидии в Равенне, V век). Фигурки животных — не просто декоративные элементы: лев — символ евангелиста Марка, а голубь — Святого Духа.
Мозаика
Мозаичное украшение с фонтаном , середина V века, мозаика из стекла, золота и камня, Салоники, Музей византийской культуры
Скульптура в круглой форме, предпочтительное средство для изображения языческих божеств, исчезла в Византии и был заменен его эстетической противоположностью: мозаикой. Мозаики с фигурами, изображенными на мерцающем золотом фоне, напоминают эфирное, небесное царство. В древности большинство мозаик украшало полы, поэтому обычно они были сделаны из цветных камней, которые могли выдержать хождение по ним людей. Поскольку византийцы укладывали мозаику на стены, они могли использовать и хрупкие материалы: перламутр, сусальное золото и серебро, стекло разных цветов.
Переносные мозаичные иконы относятся к числу самых роскошных произведений византийского искусства. Сохранилось очень мало примеров, большинство из них маленькие; икона Богородицы, показанная в слайд-шоу выше, является одной из менее чем дюжины больших мозаичных икон, которые сохранились. Несмотря на участки утраты в месте соединения трех деревянных досок, высокое качество этой иконы видно из использования тессер разных размеров: самых больших для фона, меньших для одежд и еще меньших для телесных тонов. Дорогостоящая техника и тонкие переливы цвета позволяют предположить, что эта икона была изготовлена в Константинополе.
Изображение баннера: Мозаичная икона Богородицы Эпискепсис, Константинополь, конец 13 века, мозаика из стекла, золота и серебра, Афины, Византийский и христианский музей
Мозаика
Фрагмент мозаики с Богородицей , Константинополь, 9–10 вв. , мозаика из стекла и мрамора , Афины, Музей Бенаки, Дар Стефаноса и Пенелопы Дельта
Основанный до 454 г. монастырь Студиос был одним из самое важное в Константинополе, играя ведущую роль в духовной жизни Византии во время и после иконоборчества. Мозаики на стенах его церкви хвалили посетители в десятом веке и позже, но остался только этот фрагмент. Зелено-золотой ореол Богородицы — современная реставрация.
Мозаика
Мозаика апостола Андрея , конец XI – начало XII века, мозаика из стекла, золота и камня Апостолы в апсиде церкви на севере Греции, сгоревшей в 1913 году. Его борода и нечесаные волосы идентифицируют его как апостола Андрея. Ранние фотографии показывают, что полная композиция изображала два образа Христа за алтарем, раздающего хлеб и вино Евхаристии процессиям апостолов, приближающимся с обеих сторон апсиды. Сюжет является литургическим эквивалентом Тайной вечери.
Мозаика
Мозаичная икона Богородицы Эпискепсис , Константинополь, конец 13 века, стекло, золотая и серебряная мозаика, Афины, Византийский и христианский музей
Надпись He Episkepsis указывает на чудесное вмешательство Богородицы в трудную минуту. Оно также появляется в византийских гимнах, описывающих ее как «прибежище [episkepsis] слабых». В то время как католики и протестанты обычно называют Марию Богородицей, православные христиане подчеркивают другой аспект, называя ее Богородицей (Богоносицей) или Метер Теу (Богоматерью). Здесь ее меланхоличный взгляд словно предвещает судьбу младенца на ее руках.
Византийское искусство — Энциклопедия всемирной истории
Византийское искусство (4-15 вв. н.э.) в целом характеризуется отходом от натурализма классической традиции в сторону более абстрактного и универсального, наблюдается определенное предпочтение двух- преобладают объемные изображения и те произведения искусства, которые содержат религиозное послание. Однако к XII веку н.э. византийское искусство стало гораздо более выразительным и образным, и, хотя многие предметы бесконечно перерабатываются, на протяжении всего периода существуют различия в деталях. Хотя верно то, что подавляющее большинство сохранившихся произведений искусства имеют религиозную тематику, это может быть результатом отбора в последующие века, поскольку в византийских источниках имеется множество ссылок на светское искусство, а языческие сюжеты с классической иконографией продолжали создаваться и в древности. 10 век н.э. и позже. Используя яркие камни, золотую мозаику, живые настенные росписи, причудливую резьбу по слоновой кости и вообще драгоценные металлы, византийские художники украшали все, от зданий до книг, и их величайшим и самым непреходящим наследием, несомненно, являются иконы, которые продолжают украшать христианские церкви по всему миру. .
Влияния
Поскольку Византия была восточной ветвью Римской империи на ее ранней стадии, неудивительно, что сильное римское, или, точнее, классическое влияние преобладает в византийских продуктах. Римская традиция коллекционирования, оценки и частной демонстрации античного искусства также продолжалась среди более богатых классов Византии. Византийское искусство одновременно неизменно и эволюционно, такие темы, как классические традиции и общепринятые религиозные сцены, перерабатывались из века в век, но в то же время более внимательное изучение отдельных произведений раскрывает детали постоянно меняющегося подхода к искусству. . Как и в случае с современным кинематографом, регулярно переделывающим знакомый сюжет с теми же декорациями и теми же персонажами, византийские художники работали в рамках практической конечной функции своего произведения, делая выбор в отношении того, как лучше представить сюжет, что добавить, а что убрать. те новые влияния, которые пришли, и к концу периода персонализировать свою работу, как никогда раньше.
Удалить рекламу
Реклама
В Византийской империи практически не было различий между художником и ремесленником, оба создавали прекрасные предметы для определенной цели.
Возможно, важно помнить, что Византийская империя была во многих аспектах гораздо более греческой, чем римской, и эллинистическое искусство продолжало оказывать влияние, особенно идея натурализма. В то же время географическая протяженность империи также имела значение для искусства. В Александрии более строгий (а для некоторых менее элегантный) коптский стиль возник с 6 века н.э., заменив преобладающий эллинистический стиль. Полутоновых цветов избегали, отдавали предпочтение более ярким, а фигуры были более приземистыми и менее реалистичными. Другой областью художественного влияния была Антиохия, где был принят «ориентализирующий» стиль, то есть ассимиляция мотивов персидского и среднеазиатского искусства, таких как ленты, Древо Жизни, бараньи головы и двукрылые существа, а также полные фронтальные портреты, которые появляются в искусстве Сирии. В свою очередь, искусство этих великих городов повлияло на то, что производилось в Константинополе, который стал центром художественной индустрии, распространившей свои работы, методы и идеи по всей Империи.
YouTube Следите за нами на YouTube!Византийская чаша
Димитрис Камарас (CC BY)
Удалить рекламу
Реклама
Византийская империя постоянно расширялась и сужалась на протяжении веков, и эта география повлияла на искусство, поскольку со временем новые идеи становились более доступными. Идеи и предметы искусства постоянно распространялись между культурами посредством королевских даров правителям, дипломатическим посольствам, религиозным миссиям и богатым путешественникам, покупавшим сувениры, не говоря уже о движении самих художников. Например, с начала 13 века н.э. Византия находилась под влиянием гораздо более тесных контактов с Западной Европой, точно так же, как это было, когда византийцы больше присутствовали в Италии во время 9-го века.й век н.э. Влияние, конечно же, шло и в другом направлении, так что византийские художественные идеи распространялись, особенно за пределы таких аванпостов, как Сицилия и Крит, откуда византийская иконография продолжала влиять на искусство итальянского Возрождения. Так и на северо-востоке византийское искусство оказало влияние на такие места, как Армения, Грузия и Россия. Наконец, византийское искусство все еще живо как сильная традиция в православном искусстве.
Художники
В Византийской империи между художником и ремесленником не было почти никакого различия, оба создавали прекрасные предметы для определенной цели, будь то шкатулка для хранения драгоценных вещей или икона для возбуждения чувств благочестия и благоговения. Некоторые названия должностей, которые мы знаем, zographos и historiographos (художник), maistor (мастер) и ktistes (создатель). Кроме того, многие художники, особенно те, кто создавал иллюстрированные рукописи, были священниками или монахами. Нет никаких доказательств того, что художники не были женщинами, хотя вполне вероятно, что они специализировались на тканях и набивных шелках. Скульпторы, мастера по слоновой кости и мастера по эмали были специалистами, прошедшими многолетнюю подготовку, но в других видах искусства один и тот же художник обычно создавал рукописи, иконы, мозаики и настенные росписи.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Византийская обложка книги с иконой
Музей Метрополитен (авторское право)
Художник редко подписывал свои работы до 13 века н.э., и это может отражать отсутствие у художника социального статуса, или то, что работы создавались группами художников, или что такая персонализация произведения искусства считалась отвлекать от его цели, особенно в религиозном искусстве. Художников поддерживали покровители, которые заказывали их работы, особенно императоры и монастыри, а также многие частные лица, в том числе женщины, особенно вдовы.
Фрески и картины
Византийское христианское искусство преследовало тройную цель: украсить здание, наставить неграмотных в вопросах, жизненно важных для благополучия их души, и ободрить верующих в том, что они находятся на правильном пути к спасению. По этой причине интерьеры византийских церквей были покрыты росписью и мозаикой. Большое здание христианской базилики с высокими потолками и длинными боковыми стенами служило идеальной средой для отправки визуальных сообщений прихожанам, но даже самые скромные святыни часто украшались множеством фресок. Сюжеты по необходимости были ограничены — эти ключевые события и фигуры Библии — и даже их расположение стало условным. Изображение Иисуса Христа обычно занимало центральный купол, в стволе купола были пророки, на стыках между сводом и куполом появляются евангелисты, в святилище — Богородица с младенцем, а на стенах — сцены из Нового Завета и жития святых.
Мозаика «Богоматерь с младенцем», собор Святой Софии
Исследовательская группа собора Святой Софии (CC BY-NC-SA)
Помимо стен и куполов, небольшие расписные деревянные панели были еще одним популярным средством, особенно в период поздней империи. В литературных источниках описываются небольшие переносные портретные картины, которые заказывали самые разные люди, от епископов до актрис. Картины для рукописей также были ценным средством для развития навыков рисования, и они охватывают как религиозные сюжеты, так и исторические события, такие как коронации и знаменитые сражения.
Удалить рекламу
Реклама
Иконы — изображения святых фигур — были созданы для почитания византийскими христианами с 3 века н.э.
Прекрасными примерами более выразительного и гуманистического стиля, распространенного в XII веке н.э., являются настенные росписи 1164 г. н.э. в Нерези, Македония. Показывая сцены с креста, они передают отчаяние главных героев. С 13 века н.э. люди изображаются индивидуально, и больше внимания уделяется деталям. В соборе Святой Софии в Трабзоне (Трапезунде) есть целые галереи таких картин, датируемых ок. 1260 г. н.э., где сюжеты, кажется, были вдохновлены реальными моделями. Существует также более смелое использование цвета для создания эффекта. Хорошим примером является использование блюза в «Преображении», рукописной картине из теологических сочинений Иоанна VI Кантакузина, созданной в 1370–1375 годах н. э. и ныне находящейся в Национальной библиотеке в Париже. В более крупном масштабе это сочетание смелых цветов и мелких деталей лучше всего видно на настенных росписях различных византийских церквей Мистры в Греции.
Иконки
Иконы — изображения святых фигур — были созданы для почитания византийскими христианами с 3 века н.э. Их чаще всего можно увидеть в мозаиках, настенных росписях и в виде небольших произведений искусства из дерева, металла, драгоценных камней, эмали или слоновой кости. Наиболее распространенной формой были небольшие окрашенные деревянные панели, которые можно было носить или вешать на стены. Такие панно изготавливались в технике энкаустики, когда цветные пигменты смешивались с воском и вжигались в древесину в качестве инкрустации.
Иисус Христос Пантократор
Жесткий платок (CC BY-NC-SA)
Субъект на значках обычно изображается полностью анфас, с изображением либо полной фигуры, либо только головы и плеч. Они смотрят прямо на зрителя, поскольку предназначены для облегчения общения с божественным. Фигуры часто имеют нимб или ореол вокруг себя, чтобы подчеркнуть их святость. Реже иконы состоят из повествовательной сцены. Художественный подход к иконам оставался на удивление стабильным на протяжении веков, но это, пожалуй, не должно удивлять, поскольку сами их сюжеты должны были представлять вневременное качество и внушать благоговение из поколения в поколение поклонников — люди и мода могли меняться, но смысл не.
Удалить рекламу
Реклама
Некоторые из древнейших сохранившихся византийских икон находятся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай. Датируемое 6 веком н.э. и спасенное от волны иконоборчества, охватившей Византийскую империю в 8-м и 9-м веках н.э., лучшее шоу Христос Пантократор и Богородица с младенцем. Изображение Пантократора, на котором Христос находится в классической полной фронтальной позе, держит в левой руке Евангелие и благословляет правой, вероятно, было подарено Юстинианом I (годы правления 527–565 н. э.) в ознаменование основания монастыря. .
К 12 веку н.э. художники создавали гораздо более интимные портреты с большей экспрессией и индивидуальностью. Икона, известная как Богородица Владимирская, сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве, была написана в Константинополе ок. 1125 г. н.э. и является прекрасным примером этого нового стиля с его нежным изображением ребенка, прижимающегося щекой к матери.
Человек, кормящий мула, византийская мозаика
Исследовательская группа собора Святой Софии (CC BY-NC-SA)
Мозаика
Большинство сохранившихся настенных и потолочных мозаик изображают религиозные сюжеты и встречаются во многих византийских церквях. Одной из их особенностей является использование золотых плиток для создания мерцающего фона для фигур Христа, Девы Марии и святых. Как и в случае с иконами и картинами, портретная живопись следует определенным правилам, таким как полный вид спереди, ореол и общее отсутствие предполагаемого движения. Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбул) содержит самые знаменитые образцы таких мозаик, а одним из самых необычайно ярких портретов в этой среде является портрет Иисуса Христа в куполе Дафни в Греции. Произведенный около 1100 г. н.э., он изображает Христа с довольно свирепым выражением лица, которое контрастирует с обычным невыразительным изображением.
Удалить рекламу
Реклама
Мозаики Большого Константинопольского дворца, датируемые 6 веком н.э., представляют собой интересное сочетание сцен из повседневной жизни (особенно охоты) с языческими богами и мифическими существами, что еще раз подчеркивает, что языческие темы не были полностью заменены христианскими в византийском искусстве. Еще одним светским предметом для художников-мозаиков были императоры и их супруги, хотя они часто изображаются в роли глав Восточной церкви. Некоторые из самых знаменитых мозаик находятся в церкви Сан-Витале в Равенне, Италия, и датируются 540-ми годами нашей эры. На двух сверкающих панелях изображены император Юстиниан I и его супруга императрица Феодора со своей свитой.
Византийская императрица Зоя
Myrabella (общественное достояние)
Византийские мастера мозаики были настолько известны своими работами, что арабский халифат Омейядов (661-750 гг. н.э.) нанял их для украшения Купола Скалы в Иерусалиме и Великой мечети в Дамаске. Наконец, так же, как и в живописи, в 13 и 14 веках н.э. сюжеты мозаики становятся более естественными, выразительными и индивидуализированными. Прекрасные образцы этого стиля можно увидеть в мозаиках Спасской церкви, Хоры, Константинополя.
Скульптура
Реалистичная портретная скульптура была характерна для позднеримского искусства, и эта тенденция продолжается в ранней Византии. Известно, например, что на Константинопольском ипподроме есть бронзовые и мраморные скульптуры императоров и популярных колесничих. Слоновая кость также использовалась для фигурной скульптуры, хотя сохранился только один отдельно стоящий образец, Богородица с младенцем, который сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Мраморные и известняковые саркофаги были еще одним выходом для ремесла скульптора. Однако после VI века нашей эры трехмерные портреты стали редкостью даже для императоров, а скульптура и близко не достигла той популярности, которую она имела в древности.
Пиксис из слоновой кости с изображением святого Менаса
Усама Шукир Мухаммед Амин (авторское право)
Мелкие искусства
Византийские художники были искусными мастерами по металлу, а эмалирование было еще одной областью высоких технических знаний. Прекрасным примером использования обоих навыков в сочетании является c. Чаша 1070 г. н.э. в Сокровищнице Святого Марка в Венеции. Корпус из полудрагоценных камней и ножка из золота, чашка украшена эмалевыми бляшками. Перегородчатая эмаль (предметы с несколькими отсеками, окаймленными металлом, заполненными стекловидной эмалью) была чрезвычайно популярна, техника, вероятно, заимствованная из Италии в 9 в.й век н.э. Серебряные тарелки с христианскими изображениями производились в большом количестве и использовались в качестве домашнего обеденного сервиза. Последнее использование металлов — это чеканка монет, которая была средством для имперских портретов, а с 8 века н.э. — изображений Иисуса Христа.
Библии были сделаны с красиво написанным текстом золотыми и серебряными чернилами на страницах, окрашенных тирским пурпуром и прекрасно иллюстрированных. Одним из лучших сохранившихся образцов иллюстрированного манускрипта являются «Гомилии » святителя Григория Назианзина 9.0082 , выпущенный в 867–886 годах нашей эры и сейчас хранящийся в Национальной библиотеке в Париже. Книги вообще часто имели изысканные обложки с использованием золота, серебра, полудрагоценных камней и эмалей. Реликварии — вместилища святых реликвий — были еще одним направлением декоративно-прикладного искусства.
Византийский браслет с драгоценностями
Метрополитен-музей (авторское право)
Переносные предметы очень часто украшались христианскими изображениями, и к ним относятся предметы быта, такие как шкатулки для драгоценностей, слоновая кость, украшения и жетоны паломников. Предметы из слоновой кости, такие как панели и шкатулки, были особой специальностью Александрии. Панели использовались для украшения почти всего, но особенно мебели. Одним из самых знаменитых примеров является трон Максимиана, архиепископа Равенны (545-553 гг. н.э.), который покрыт панелями из слоновой кости, на которых изображены сцены из жизни Иосифа, Иисуса Христа и евангелистов. Текстиль — из шерсти, льна, хлопка и шелка — был еще одним средством художественного самовыражения, когда рисунки вплетались в ткань или печатались путем погружения ткани в красители, при этом некоторые части ткани покрывались резистором для создания рисунка.
Наконец, византийская керамика в значительной степени ускользнула от общественного внимания, но гончары использовали такие техники, как полихромия (цветные сцены, нарисованные на белом фоне, а затем покрытые прозрачной глазурью) — техника, перешедшая в Италию в 9 веке нашей эры. Иногда рисунки вырезались и покрывались цветной глазурью, как, например, на прекрасной тарелке XIII–XIV веков н.