Особняк морозовой на спиридоновке шехтель: Особняк Зинаиды Морозовой. Часть I

Особняк Саввы Морозова (Зинаиды Морозовой) на Спиридоновке

Этот особняк на бывшей территории Земляного города большинство москвичей связывает с именем героини романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Многие литературоведы с этим не согласны, так как считают, что скорее всего писатель, так же как и в случае описания других домов романа, соединил описания нескольких зданий в одно. Но все без исключения москвичи согласны с утверждениями историков архитектуры, что особняк на улице Спиридоновка, 17 – выдающийся образец неоготического стиля. И является не только украшением улицы, но и занимает достойное место среди архитектурных памятников всей столицы.

История владения на Спиридоновке, близ Патриарших прудов, прослеживается с середины XVIII столетия. В 1893 году старинную дворянскую усадьбу купила потомственная почётная гражданка Зинаида Григорьевна Морозова, жена Саввы Тимофеевича Морозова. Хотя купчая по распространенному обычаю того времени была оформлена на жену, фактическим владельцем дома был сам известный промышленник и меценат Савва Тимофеевич.

Женился Морозов по любви, не побоявшись скандала. Дело в том, что 19–летняя Зинаида Григорьевна уже была замужем, да ещё и за родственником, двоюродным племянником Саввы, и уже носила фамилию Морозова.

Сразу после покупки Морозовы решили строить новый дом.

Исполнение заказа Морозов доверил молодому архитектору Фёдору Осиповичу Шехтелю. Шехтель уже построил для Морозова дачу в Киржаче – сказочный деревянный теремок, очень понравившийся заказчику.

Савва Тимофеевич решил, что и особняк во имя его любви к необычной женщине – Зинаиде Григорьевне, сможет возвести именно Шехтель. К этому времени Савва Тимофеевич был очарован английской готикой. После окончания Московского университета он продолжал образование в Англии, изучал химию в Кембридже. Там, в туманном Альбионе, он и познакомился с яркими образцами средневековой архитектуры.

И Фёдор Шехтель в то время увлекался романтикой Средневековья.

К 1893 году, то есть ко времени заказа особняка на Спиридоновке, вкусы заказчика и устремления архитектора счастливо совпали. И это совпадение привело к потрясающему результату.

Никто не мог предположить тогда, что этот особняк станет первым вестником зарождавшегося в России архитектурного стиля.

Но в том же 1893 году осуществление проекта оказалось под угрозой.

На самом деле заказ такого масштаба был для Шехтеля первым. Всё, что он строил раньше, не шло ни в какое сравнение с тем, что хотел возвести один из самых богатых людей России. Мало этого, талантливый, обладавший природным даром гениального рисовальщика Шехтель был недоучкой. Он был отчислен с третьего курса Московского училища живописи, ваяния и зодчества за «систематические непосещения». Поэтому Шехтелю, к тому времени уже державшему собственное архитектурное бюро, пришлось экстерном сдавать экзамен на право производства строительных работ, чтобы получить право подписывать свои чертежи собственным именем.

План и композицию дома на Спиридоновке Шехтель разработал за два месяца. Уже в начале августа 1893 года чертежи были поданы на утверждение в Московскую городскую управу. Они были одобрены. Но строить особняк по чертежам получил официальное разрешение не Шехтель, а архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Дело в том, что до января 1894 года Шехтель не имел права самостоятельно вести строительные работы.

Строительство дома началось осенью 1893 года. Шехтель продолжал проектные работы по дому, а с зимы 1894 года уже стал сам вести и архитектурный надзор. Собственноручно им сделано по зданию около 600 чертежей. Среди них – фасады, планы, разрезы, развёртки стен, детали, люстры, мебель. Задумывая дом как живой, единый организм, Шехтель стремился не допустить случайности ни в целом, ни в деталях.

Для осуществления замысла самобытному архитектору требовался не менее самобытный художник. И при этом союзник. Им стал замечательный русский художник Михаил Александрович Врубель. Их совместная работа над домом Морозовых продолжалась четыре года. Два мастера не всегда сразу находили взаимопонимание. Но окончательный результат был великолепен и принёс каждому признание и успех.

На парадной лестнице Врубель сделал скульптурную группу «Роберт и монахини» и витраж «Рыцарь». Для Малой гостиной им написаны три панно «Времена дня». Вероятно, по рисунку Врубеля исполнено живописное орнаментальное убранство в кабинете Саввы Морозова. Каждое из этих произведений имеет непростую историю создания и дальнейшего бытования.

Окончательная отделка дома завершилась в 1898 году.

Шехтель создал здание, которое стало этапным в истории русской архитектуры. Стиль «английской готики» поражал логикой сочетания объёмов, пропорциями, пространственными отношениями.

Исключительное пластическое единство и духовную утончённость придавало особняку отсутствие чётких границ между архитектурой, скульптурой и живописью. И в то же время внутреннее пространство поражало стилевым разнообразием.

Архитектор избрал для особняка новую планировочную структуру. Суть её заключалась в чётком обозначении композиционного центра. Таким центром стал вестибюль и аванзал.

С одной стороны к аванзалу примыкает одноэтажная часть здания – Большой мраморный зал и две гостиные. С другой – двухэтажная часть дома с парадной лестницей, столовой, кабинетом хозяина, бильярдной, спальней, будуаром хозяйки, детскими и другими комнатами. Забота о комфорте и удобстве жилья выразилась в тщательно продуманном плане.

В 1898 году Савва Морозов поселился в чудо-особняке с молодой женой. Зинаида Григорьевна, став хозяйкой особняка, окрещённого московской молвой «палаццо», держала, как говорилось, открытый дом. Морозовы охотно принимали и людей своего круга, и творческую интеллигенцию.

Здесь частенько собирались представители артистических кругов. Савва Тимофеевич дружил с Константином Сергеевичем Станиславским и Максимом Горьким. Известно, что своего Егора Булычева Горький писал с Саввы Морозова.

После загадочного самоубийства Саввы Тимофеевича Морозова в мае 1905 года Зинаида Григорьевна решила расстаться с владением на Спиридоновке. Она говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка.

В 1909 году она продала усадьбу Михаилу Павловичу Рябушинскому. Семья Рябушинских жила здесь до лета 1918 года.

В 1929 году здание передали Наркомату иностранных дел. С 1938-го и вплоть до настоящего времени этот особняк официально считается Домом приемов МИД.

В августе 1995 года в знаменитом московском особняке Морозовых на Спиридоновке произошёл пожар.

Успешно завершённое к августу 1996 года восстановление особняка стало поистине беспрецедентным событием в русской реставрационной практике. Работы получили высшую оценку российских и зарубежных специалистов.

фото — Vladimird’Ar, fotoduet.ru

Спиридоновка, 17, особняк З.Г. Морозовой. Дом приемов МИД России

Сегодня улица Спиридоновка – неотъемлемая часть одного из самых модных светских районов Москвы – Патриарших прудов. А вплоть до XVII века здесь выпасали коз и охотились на зайцев. Название же своё улица обрела благодаря постройке храма Спиридона Чудотворца. В пожаре 1812 года сгорели все деревянные дома Спиридоновки, и началось строительство дворянских и купеческих особняков.

О Козьем болотце забыли – Москва разрасталась, и Патриаршие пруды больше не казались выселками.

В последние годы XIX столетия на Спиридоновке были заложены фундаменты двух особняков архитектора Федора Шехтеля — Дом Степана Рябушинского и «Палаццо» Зинаиды Морозовой, о которых  современники придумали присказку: «Две красавицы-дочки одного отца спорят о любви проезжего молодца». 

Главное украшение улицы – дом № 17, особняк Зинаиды Морозовой, считается шедевром раннего московского модерна (1890-е годы). Однако первые сведения о доме под этим адресом восходят еще к середине XVIII века. Территория участка была тогда обширнее и принадлежала тайному советнику И. Г. Воронцову.

В 1812-м все здешние постройки и прилегающие территории сильно пострадали от пожара, и позднее их приобрел поэт и государственный деятель И.И.Дмитриев. В выстроенной им заново усадьбе несколько раз гостили А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

А в самом конце XIX века здесь появился новый прекрасный особняк,  хозяйкой которого стала одна из самых влиятельных женщин Москвы того времени – Зинаида Морозова. Особняк стал исполненным обещанием предпринимателя и мецената Саввы Морозова. Купеческое слово было дано при сватовстве, и спустя десятилетие Савва Морозов возвел в честь жены исключительной красоты дом.

Зинаида Морозова устраивала самые богатые приемы в особняке на Спиридоновке. Здесь бывали министр Сергей Витте, великая княгиня Елизавета Федоровна, писатель Антон Чехов, художники Исаак Левитан и Александр Бенуа, здесь пел Федор Шаляпин, а князь Сергей Щербатов оставил запись в дневнике: «Таким интересным явлением был вновь выстроенный дворец огромных размеров и необычно роскошный в англоготическом стиле на Спиридоновке…Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова, большого ума, с прирожденным тактом, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием».

Особняк на Спиридоновке стал одной из первых крупных самостоятельных работ архитектора Федора Шехтеля. Он предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером, сам Савва Тимофеевич учился в Кембриджском университете, считался известным англоманом и поэтому выбрал последний стиль.

Новое сооружение поставили с отступом от красной линии, где разместились все подсобные службы.

Строгие геометрические объемы особняка создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами – размещен в правом торце. Левая, более приватная, часть выходит в небольшой сад.

С довольно аскетичным видом фасадов контрастируют парадные интерьеры, воссоздающие романтическую атмосферу рыцарского Средневековья.

Впрочем, есть и ренессансные, рокайльные, ампирные залы.

Над убранством помещений трудился художник Михаил Врубель. Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Михаил Александрович поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Дж. Мейербера «Роберт-дьявол». Также художником были написаны аллегорические панно для Малой гостиной.

Пышное новоселье в особняке состоялось 8 февраля 1897 года, однако семейное счастье царило в нем недолго. В 1898 году Савва Морозов стал одним из главных пайщиков Московского Художественного театра, где встретил актрису Марию Андрееву. В 1905 году тело Морозова нашли в номере гостиницы во французском Канне, рядом – браунинг и записку с просьбой никого не винить. Но Зинаида так и не поверила в самоубийство мужа. Спустя некоторое время она снова вышла замуж – за московского градоначальника генерал-майора А.А. Рейнбота, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы не дает ей жизни в этом доме – по ночам в кабинете слышатся его покашливания, шаркающая походка, перемещаются предметы на столе.

Рябушинский переехал на Спиридоновку со своей семьей и великолепной коллекцией полотен русских и европейских живописцев. Новый владелец не стал ничего переделывать, только заказал в 1912 году художнику К. Ф. Богаевскому три панно для Рокайльной гостиной.

Октябрьская революция лишила дом и этих хозяев. После национализации здесь последовательно располагались Губернский продовольственный комитет, приют для сирот – беженцев из Бухареста, а во флигеле – Узбекский институт просвещения имени Иосифа Сталина.

В 1929 году особняк был передан в хозяйственное ведение ГлавУпДК, и спустя еще десятилетие здесь открылся Дом приемов иностранных делегаций.

Стены особняка неоднократно становились свидетелями встреч первых лиц государства, подписаний важных деклараций и соглашений.

С 1973 по 1987 год по распоряжению министра иностранных дел СССР А.А.Громыко в здании проходили масштабные работы по ремонту исторических интерьеров.

Серьезнейшим испытанием для творения Ф.О.Шехтеля стал пожар, случившийся 4 августа 1995 года. Пламя уничтожило часть убранства парадных залов, но большую часть интерьеров удалось спасти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *