Особняк петра смирнова на тверском бульваре – Дом Смирнова — особняк на Тверском бульваре д 18 стр 1 в Москве

Содержание

Особняк П.П.Смирнова — здание в стиле модерн

Наследник водочных магнатов П.П. Смирнов приобретает старинную усадьбу на Тверском бульваре в 1900 году. Ампирный особняк не устраивал хозяина, и он поручает Федору Шехтелю перепланировать здание. В результате в Москве появилось еще одно прекрасное творение великого архитектора эпохи модерна.

Шехтель переделывает фасад здания, добавляет балкончик, длинные полукруглые окна, плавные, застекленные эркеры. Но настоящим фурором становятся интерьеры особняка. Восемь парадных помещений, собранных в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Греческий зал», «Рокайльная комната», «Аванзал», «Будуар», «Кабинет».

Только Египетский зал отстает от главной анфилады и выходит окнами во внутренний двор. Здание было оборудовано паровым отоплением, вентиляцией и полностью электрифицировано.

Смирнов поселяется здесь с женой и детьми, и семья (сам Смирнов умер в 1911 году) живет в доме до самой революции 1917 года. Для детей в мансарде оборудованы детские в стиле русских сказок.

Но история таится не только в шехтелевских интерьерах дома № 18. В основе дома лежит владение семьи Базилевских. В 1821 году это нарядный особняк в стиле ампир, его владелец Петр Андреевич Базилевский был известен тем, что привез из-за границы прекрасную коллекцию картин. Другим его увлечением были лошади, он даже выезжал на козлах, только вот правил в это время слуга, а хозяин держал хлыст. Говорят, что его крепостные однажды высекли барина за его жестокость и безжалостность.

С домом Базилевских был дружен Лермонтов. Здесь на Тверском бульваре произошла последняя встреча Лермонтова и Варвары Лопухиной. Здесь он увидел пятилетнюю дочку своей возлюбленной – Оленьку Бахметьеву:

С отрадой тайною и тайным содроганьем,
Прекрасное дитя, я на тебя смотрю…
О, если б знало ты, как я тебя люблю!.

О.Бахметьева выросла и стала женой А.П. Базилевского. Свадьба состоялась на Тверском бульваре.

В 1922 году здесь размещается ревтрибунал, народный суд, затем – прокуратура. Прокуратура занимала дом до недавнего времени, и интерьеры Шехтеля были закрыты для обзора, зато обогатились огромной, висящей на цепях люстрой – военный трофей 1945 года.

В 2000-х годах в особняке проведена реставрация. В настоящее время ряд помещений особняка предоставляется в аренду под проведение различных мероприятий. В другой части дома располагается отделение Пенсионного фонда России.

um.mos.ru

Особняк Смирнова на Тверском бульваре

Особняк Смирнова, о котором сегодня пойдет речь, расположен на Тверском бульваре. Понятно, что такое место в центральной части города использовалось под застройку давно, но мы будем рассматривать интерьеры, созданные в самом начале ХХ века. В 1900 году эти владения приобрел Петр Петрович Смирнов – старший сын основателя династии, учредителя всемирно известного водочного бренда Петра Алексеевича Смирнова. Для перестройки особняка был приглашен известный и очень популярный в Москве архитектор Франц-Альберт Шехтель. Архитектор работал над домом дважды: в 1901-1903гг и по просьбе наследников в 1910-1913гг. Ф.Шехтель не стал кардинально перестраивать особняк, он лишь изменил планировку, объединил ряд построек под одним фасадом и оставил разноуровневое внутреннее устройство дома, обыграв его в интерьерных решениях. Здание получилось разноэтажным и протяженным, не помещающимся в объектив. Давайте рассмотрим фасад особняка. Вот вид с Тверского бульвара на левую часть здания. Обратите внимание на малозаметный эркер – выступающий, полностью застекленный балкон, потом мы увидим его изнутри

Особняк Смирнова на Тверском бульваре

Вот центральная часть особняка Смирнова, трехэтажная…

Особняк Смирнова на Тверском бульваре

…вот правая часть

Особняк Смирнова на Тверском бульваре

На самом деле в особняке больше этажей, чем кажется. Во-первых, первый этаж особняка Смирнова стал полуподвалом из-за поднятия культурного слоя Тверского бульвара на 70 см. Во-вторых, с бульвара, к счастью, не видна мансарда, надстроенная в 1990-х годах. Все залы, по которым мы с вами пройдем, расположены вдоль фасада и окнами выходят на Тверской бульвар. Запомните огромное трехчастное окно с витражами и мотив лепнины в верхней части окон и арки

%d0%be%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%bd%d1%8f%d0%ba%d1%81%d0%bc%d0%b8%d1%80%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0_%d0%be%d0%ba%d0%bd%d0%be1

Особого упоминания заслуживает ажурный балкон. Он поднят на уровень гораздо выше пола комнаты, к которой относится. А вот причины такого решения называются разные: от ошибки архитектора, который был очень востребованным и одновременно вёл несколько объектов, до необходимости дать возможность прохода под ним по улице. Также противоречивы мнения о том, можно ли на него выйти: где-то балкон назван чисто декоративным, где-то говорят о возможности выхода на него. Кстати, я нигде не встречала таких рассуждений про эркер, хотя там то же самое решение, как мы потом увидим.

Балкон особняка Смирнова на Тверском бульваре

Сразу оговорюсь, что я не была в правой части здания, т.к. её занимает Пенсионный фонд РФ — не то ведомство, которое охотно демонстрирует свои интерьеры. В утешение можно сказать, что интересных объектов в части, занимаемой ПФ РФ, находится немного. Это парадная лестница из белоснежного итальянского мрамора (кстати, её первый пролёт можно увидеть с улицы через стекло двери), лепнина на потолке, барельефы на стенах, оформление дверных групп

Особняк Смирнова на Тверском бульваре

Именно по этой лестнице попадали в особняк Смирнова гости. Сейчас посетители проходят для осмотра залов через так называемый Северный вестибюль, небольшая входная дверь которого находится слева от арки под витражным окном. При входе надо спускаться по ступенькам, так как пол вестибюля ниже уровня бульвара – это тот культурный слой, о котором я упоминала выше. Пол Северного вестибюля имеет очень своеобразное покрытие

Особняк Смирнова на Тверском бульваре

Пол Северного вестибюля особняка Смирнова на Тверском бульваре

Своды вестибюля изначально были расписаны, но росписи не сохранились. В углу вестибюля ломаный дверной проём, в который видна мраморная лестница, ведущая на второй этаж, где располагаются основные помещения

Ломаный дверной проем Северного вестибюля особняка Смирнова

Ломаный дверной проем Северного вестибюля особняка Смирнова

Вот вид на косой дверной проём сверху, с межлестничной площадки. Обратите внимание, что лестница здесь тоже не прямая, она ломано изгибается и ….

Ломаный дверной проем Северного вестибюля особняка Смирнова

…за поворотом открывает нам лестничный холл в классическом стиле, со строгими прямыми линиями…

Лестничный холл особняка Смирнова

…и таким же классическим оформлением

Лепные карнизы лестничного холла особняка Смирнова

Лепные карнизы лестничного холла особняка Смирнова

Лестница разделяется и ведёт в разные помещения. Одно из них – кабинет, его ещё называют готическим, но сейчас оснований для такого определения не осталось. Из подлинного тут потолочные балки из мореного дуба, очищенные при реставрации от многих слоев краски…

Потолок готического кабинета в особняке Смирнова

Потолок готического кабинета в особняке Смирнова

…и двери, также восстановленные. Обратите внимание, рисунок в верхней части двери повторяет рисунок лепнины на фасаде здания

Двери готического кабинета в особняке Смирнова

Двери готического кабинета в особняке Смирнова

Кабинет имеет выход в эркер, расположенный в левой части фасада. На последнем фото видно, что уровень пола эркера приподнят по отношению к кабинету и что выход в эркер был изначально предусмотрен

Эркер в кабинете в особняке Смирнова             Вход в эркер в кабинете особняка Смирнова

Помещения спланированы так, что в кабинет можно попасть сразу с лестницы, минуя прочие помещения: это удобно и для работы занятого бизнесмена, и для деловых встреч. Рядом с кабинетом находится будуар хозяйки или малая гостиная

Будуар в особняке Смирнова

Будуар в особняке Смирнова

Она примечательна своим потолком – парусными сводами с цветами и листьями розы…

Потолок будуара в особняке Смирнова

Потолок будуара в особняке Смирнова

…и угловым камином из розового мрамора, с густо-бирюзовой внутренней отделкой плиткой «кабанчик». Камин декоративный, так как в усадьбе было сделано центральное отопление с собственной котельной. Вообще особняк Смирнова был оборудован по последнему слову техники: полная электрификация, принудительная вентиляция, в зимнем саду рамы двойного остекления (по принципу нынешних стеклопакетов).

Камин в будуаре в особняке Смирнова

Камин в будуаре в особняке Смирнова

Из будуара и с лестницы можно пройти в так называемый Романский зал или Романскую гостиную, одно из самых впечатляющих помещений особняка. Стена напротив окна оформлена в виде арки с орнаментом из кедровых веток и медальонами с изображениями мифических зверей

Романский зал особняка Смирнова

У стены напротив окна стоят мощные колонны со стилизованными капителями

Капители колонн в Романском зале особняка Смирнова

Капители колонн в Романском зале

У боковой стены находится монументальный камин с барельефом, изображающим сражение средневековых рыцарей

Барельеф камина в Романском зале особняка Смирнова

Барельеф камина в Романском зале особняка Смирнова

Этот барельеф поддерживают две колонны, которые опираются на спины лежащих львов …

Лев у камина в Романском зале особняка Смирнова

Лев у камина в Романском зале

…а вверху оканчиваются капителями с витиеватым растительным узором, в котором обнаруживаются …какие-то демонические лица!

Капители колонн камина в Романском зале особняка Смирнова

Капители колонн камина в Романском зале

Возможно, в оформлении камина Ф.Шехтель зашифровал смысл, не очевидный при беглом осмотре. Дело в том, что на барельефе камина нельзя различить своих и врагов, победителей и побежденных, это просто битва всех со всеми. И это бессмысленное убийство людьми друг друга как апофеоз зла (дьявольские маски), опирающегося на власть (львы в основании). В гостиной есть ещё один барельеф, с более очевидно читаемыми символами – на противоположной стене, у окна, над проходом в аванзал

Проход в аванзал особняка Смирнова

Проход в аванзал особняка Смирнова

Здесь изображены дерущиеся дракон и собака – масонские символы. Эту сцену можно трактовать как вечную битву за душу человека

Барельеф в Романском зале особняка Смирнова

Барельеф в Романском зале

Ещё хочу обратить внимание на тщательную проработку мельчайших деталей. Вот как оформлена площадка перед камином. На этом фото также видно, что внутренняя часть камина выполнена из плитки «кабанчик» коричневого цвета

Площадка перед камином в Романском зале особняка Смирнова

Площадка перед камином в Романском зале

Романский зал выдержан в коричневых и зеленых тонах. Стены обшиты мореным дубом, оконные рамы так же выполнены из того материала, а подоконники – из мрамора

Подоконник в Романском зале особняка Смирнова

Подоконник в Романском зале

Романская гостиная занимает в высоту два этажа и именно её высокие тройные окна мы видели с бульвара. Витраж изображает виноградную лозу, простенок заполнен растительным узором

Витражное окно Романского зала особняка Смирнова

Витражное окно Романского зала

Потолок Романского зала полуцилиндрический, с выделенными ребрами и крупным орнаментом из неровных спиралей на светлом поле

Потолок Романского зала особняка Смирнова

Потолок Романского зала

Переход потолка в стену оформлен широкой темно-зеленой полосой с изображениями зверей и птиц. К потолку на цепях подвешена люстра, которая очень удачно вписалась с интерьер, хотя появилась здесь гораздо позднее

Люстра Романского зала особняка Смирнова

Люстра Романского зала

Дело в том, что после революции в особняке разместились сначала Революционный военный трибунал, а потом, на много лет, Военная прокуратура. Вот военный прокурор Москвы и привез после войны из Германии в качестве трофея эту люстру, выполненную в югендстиле – направлении модерна, характерном для Германии.

Из Романского зала через проём с барельефом дракона и собаки попадаем в аванзал – фактически проходную комнату, призванную оформить перепад уровня пола между разными частями строения

Аванзал особняка Смирнова

По изогнутости дубовых перил, по фонарику в начале лестницы сразу можно узнать Шехтеля

Витая лестница аванзала особняка Смирнова

Витая лестница аванзала

Посмотрите, как капитально выполнены окна в этой проходной комнате, по сути – коридоре

Подоконники аванзала особняка Смирнова

Подоконники аванзала

Вот завершение оконных рам-пилястр

Окна аванзала особняка Смирнова

Из аванзала через такие вот двери

Двери в рокайльный зал особняка Смирнова          Двери в рокайльный зал особняка Смирнова

проходим в следующую комнату анфилады – Рокайльную или Розовый зал. Здесь восстановлен только потолок, но какой!!!

Потолок рокайльной гостиной особняка Смирнова

Потолок рокайльной гостиной особняка Смирнова

Всмотритесь в завитки лепнины – по углам изображены женщины в туниках – так называемые «декадентские дамы»

Потолок рокайльной гостиной особняка Смирнова

Помимо несомненных художественных достоинств, этот потолок примечателен и новациями в техническом плане. Здесь придумано и реализовано то, что впоследствии назовут встроенными светильниками и точечным освещением. И это было выполнено сто с лишним лет назад! Впоследствии Шехтель в своих проектах будет неоднократно использовать такой способ освещения, но такого утонченно-изящного воплощения уже не повторится

Потолок рокайльной гостиной особняка Смирнова

Из Розовой гостиной попадаем в Классический зал —  второй по величине зал анфилады. Он выполнен в стиле позднего ренессанса, посвящен морской тематике и выдержан в зеленоватой гамме. Здесь сохранились только потолок и камин.

Потолок Классического зала особняка Смирнова

Потолок Классического зала особняка Смирнова

В центре потолка в пустом восьмиугольном плафоне скорее всего было живописное панно. Фотографий потолка не сохранилось, поэтому росписи не восстановили. Все остальное пространство потолка декорировано лепными рельефами на тему морской стихии с изображениями мифических персонажей — сирен, нереид —  и разных фантастических морских существ

Потолок Классического зала особняка Смирнова

Фантастические морские чудища – один из любимых декоративных приемов Шехтеля

Потолок Классического зала особняка Смирнова

Помимо морских нимф, здесь изображены духи моря или морские боги в фас и профиль

Потолок Классического зала особняка Смирнова

Моя любовь на все времена – подоконники начала прошлого века 🙂

Подоконник Классического зала особняка Смирнова

Именно из этого зала виден тот кованый балкон, про который я говорила при обзоре фасада. По моим фотографиям не видно, возможен ли на него выход, и я не помню комментариев экскурсовода на эту тему. Давайте просто полюбуемся линиями и мотивами, характерными для модерна

Вид на балкон из Классического зала особняка Смирнова

Вид на балкон из Классического зала

Напротив окон расположен камин из темно-зелёного мрамора с внутренней отделкой плиткой «кабанчик» коричневого цвета. Камин украшен зеркалом в лепном обрамлении. По этой же стене находятся двери в следующий зал – Египетский, куда мы и направимся.

Камин в Классическом зале особняка Смирнова

Египетский зал – единственный, который не является частью анфилады и выходит окнами не на Тверской бульвар, а на внутренний двор. Это самый большой зал, площадью более 200 кв. м. Он изначально предназначался для масштабных мероприятий: художественных выставок, балов и больших приёмов. Вот вид на Египетский зал от входа из Классического зала

Египетский зал особняка Смирнова

Вот вид с противоположной точки, от окон. На месте массивных колон до шехтелевской реконструкции была стена, а сам зал было флигелем

Египетский зал особняка Смирнова

Зал выдержан в бежево-золотистой цветовой гамме. Стены оформлены декором, напоминающим порталы египетских храмов. Такие же обрамления вокруг больших, квадратных, доходящих почти до пола, окон

Египетский зал особняка Смирнова

Верхняя часть порталов украшена рельефными изображениями и росписями с египетскими мотивами

Египетский зал особняка Смирнова

Оформление верхней части портала

В верхней части стен, перемежаясь с порталами, по периметру всего зала тянется фриз с иероглифами и росписями на темы Древнего Египта

Египетский зал особняка Смирнова

Египетский зал особняка Смирнова

Египетский зал особняка Смирнова

Выступы на месте снесенной стены оформлены капителями с лотосами и площадками с иероглифами

Египетский зал особняка Смирнова

На стенах имеются и крупные изображения, во всю высоту стены

Египетский зал особняка Смирнова

В центре потолка восьмиугольный плафон с символическим изображением Ра, бога солнца Древнего Египта.

Плафон в Египетском зале особняка Смирнова

Плафон на потолке в Египетском зале

При реставрации обнаружилось оригинальное инженерное и художественное решение. Светильник плафона крепился не на потолке, а был опущен ниже, что позволяло незаметно расположить за ним вентиляционное отверстие, что было очень важно для танцзала. От центрального светильника расходятся не то лучи, не то змеи – символы египетских божеств, связанных с солнцем. По периметру плафона изображены сцены из жизни египетских фараонов

Плафон в Египетском зале особняка Смирнова

Из Египетского и Классического залов можно попасть в Греческую гостиную. Это небольшая комната продолжает анфиладу залов вдоль Тверского бульвара. Напротив окна расположена пара колонн ионического ордера из искусственного мрамора

Греческий зал особняка Смирнова

По периметру стены под потолком тянется лепной фриз на античную тему с изображениями колесниц, воинов и обслуживающих их ремесел

Греческий зал особняка Смирнова

Греческий зал особняка Смирнова

Изначально здесь был проход в ту часть особняка, которая сейчас отдана Пенсионному Фонду и наглухо изолирована от просмотренной нами.

Греческий зал особняка Смирнова

Наша прогулка по особняку Смирнова окончена. До новых встреч в прекрасных интерьерах!

trymoscow.ru

👍Особняк Петра Смирнова: история и фото.

Петр Смирнов купил старинную усадьбу на Тверском бульваре в 1900 году. А уже в 1903 Федор Шехтель изменил ее до неузнаваемости.

Путеводитель по архитектурным стилям

Архитектор переделал фасад, добавил балкончик с витыми спиралями, устроил длинные полукруглые окна и плавные эркеры. Но главное спряталось внутри — анфилада из восьми помещений в разных архитектурных стилях — «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Греческий зал», «Рокайльная комната», «Аванзал», «Будуар», «Кабинет». Сын Петра Петровича вспоминал, что изучал историю искусств по этим залам.

Парадная лестница была сделана из белого мрамора, а ее балюстрада напоминала набегающую волну. На втором этаже было огромное окно с фасетным стеклом, которое в солнечную погоду переливалось всем цветами радуги.

Были в особняке Смирнова и технические новшества — паровое отопление, вентиляция, электричество. А в розовой гостиной Шехтель применил новый прием освещения — в лепнину потолка с растительными мотивами вставили лампочки в виде распускающихся бутонов.

Новый особняк не остался незамеченным. Правда, в обществе злословили, что Шехтель даже балкон не может повесить ровно. На самом деле архитектор устроил чисто декоративный балкончик, разместив его на том уровне, как того требовали градостроительные нормы.

Будучи владельцем винокуренных заводов, Петр Смирнов часто устраивал у себя дегустации собственной продукции. А в Египетском зале проходили художественные выставки. Но этот дом не принес счастья владельцам: в 1910 году Смирнов скончался, а его семья, хоть и прожила в особняке до 1917 года, была разорена.

Особняк Смирнова

После революции в доме размещались Народный суд, Военная прокуратура, фирма «Мелодия». Тогда интерьеры Шехтеля были закрыты для обзора, зато обогатились военным трофеем 1945 года — висящей на цепях люстрой.

Сейчас в части особняка Смирнова работает Главное Управление Пенсионного фонда по Москве и области. Вторая половина остается в собственности фирмы «Мелодия». Именно ее можно посмотреть во время экскурсий.

А судьба Смирновых по-настоящему драматична. Стремясь спасти семью, Евгения Смирнова вышла замуж за итальянского делового партнера и уехала с ним в Японию. Но ей не позволили взять детей. Старшие сыновья Алексей и Анатолий погибли в 1920-е годы. Дочери Смирновых Татьяне удалось уехать в Париж. А сын Арсений много скитался по Средней Азии, где умер в середине XX века.

Особняк Смирнова Говорят, что… …когда в 1889 году Петр Смирнов привез на Всемирную выставку в Париже знаменитую «Нежинскую рябину», конкуренты попытались скопировать напиток. Но рябина горчила, а у Смирнова она была сладкой. Попробовали использовать рябину из-под города Нежина, но и это не помогло. Дело в том, что Смирнов названием сознательно запутал конкурентов, ведь изначально «Нежинская» называлась «Невежинской», поскольку родом была из села Невежина, что возле Суздаля.
…во времена Смирнова было модно иметь дома коллекцию водок, названия которых начинались на все буквы алфавита — «Анисовая», «Березовая», «Вишневая» и т.д. А хозяева часто устраивали «аттракцион», смешав несколько водок и предлагая угадать все ингредиенты».
Особняк Петра Смирнова на фотографиях разных лет:

liveinmsk.ru

Особняк Смирнова.: opposto — LiveJournal

Итак, целью посещения было увидеть отреставрированные интерьеры особняка П.П.Смирнова на Тверском бульваре. Примчалась я туда вовремя (почти), чуть после 2х часов, и начала метаться между закрытыми дверями фасада и двора. Посетила отделение Пенсионного фонда, позвонила в разные звоночки, и вернулась к первой двери, в которую я ломилась недостаточно настырно, не приступив к звонению сразу. Дверь мне открыл сильно благополучного вида молодой охранник, попытавшийся сказать, что я поздно заявилась, но, как ни странно, внявший моей пылкой речи о том, что я тут «блудю» уже четверть часа.
Вот он домик. Обратите внимание на три высоких окна

и на балкон.

Особняк Смирнова был перестроен в стиле «модерн» знаменитым московским архитектором Федором Осиповичем Шехтелем. Одновременно он работал над особняком Зинаиды Морозовой на Спиридоновке. Шехтель перестраивал дом два раза: в 1901 — 1906 гг. и в 1910-1913 гг. по желанию наследников. Известный как «водочный король», Петр Петрович Смирнов (среди прочего он был старостой Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля) купил этот особняк в 1900 году для своей любовницы. В 1906 году он сдал его под клуб московского дворянского собрания. После продажи дома его вдовой и до революции здесь располагалось Московское судебное управление, а в советское время народный суд и военная прокуратура. Как сообщил мне охранник, сегодня владельцем особняка является фирма «Мелодия». В 1994 году при подготовке к визиту в Москву английской королевы и в силу намерения вернуть англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском переулке, который занимала «Мелодия», фирме досталась такая вот компенсация. Входим.
Вестибюль со сводчатым потолком, косым вырезом входа на выливающуюся в это помещение мраморную лестницу и характерными растекающимися завитками у ее основания настраивает на нужный лад. Начинаем предвкушать.

Второй этаж особняка представляет собой анфиладу парадных залов, каждый из которых выполнен в ином историческом стиле, что позволяет совершить увлекательно-просветительную архитектурную прогулку.
Первый зал действует опрокидывающе ошеломляюще. В силу своей 2х-этажной высоты и наличия троицы витражных окон, он производит впечатление базилики и называется Романским.

В отделке зала использован мореный дуб. Коричнево-зеленая цветовая гамма, готическая люстра плюс витраж создают полумрак, театральность, таинственность, удовольствие игры.

Привлекает камин с фигурами львов под колоннами и сценами средневековой битвы

и, конечно, напротив, над широким проходом в аванзал — псевдобалкон с интригующим рельефом «Битва дракона и собаки».

Аванзал — это чистой воды модерн.Пилястры меж окон отделаны темно-красным мрамором.
Очень «шехтелевская» лесенка с изогнутыми, как положено, перилами несет волшебный фонарь.

Капители украшены рельефными листьями каштана.

Следует рассматривать ручки.

Рокайльная комната радует потолком: изящность лепнины с растительными орнаментом и двумя «декадентскими» дамами в туниках, рассаженными по диагонали, дополняется хороводом светильников плафона.

Классический зал. Прямоугольный потолок украшен лепниной в духе позднего Ренессанса с рельефами на морскую тему: нимфы, сирены, гиппокампы.

Камин из зеленого мрамора – декоративный. Декоративным же является и знаменитый балкон эпохи модерна, выходящий на Тверской бульвар. Он примыкает к фасаду, не соединяясь с внутренними помещениями.

Греческий зал – светлый, с античным лепным фризом на тему состязаний на колесницах по периметру потолка. Мрамор колонн – искусственный.

Египетский зал – самый большой. Я бы ему отвела роль танцевально-концертного. Он бежево-золотистый. Многооконный. Говорят, здесь отличная акустика, сопоставимая с храмовой. Плафон центральной части потолка символически представляет бога солнца Древнего Египта — Ра. По периметру зала — широкий фриз с контррельефом по мотивам египетских папирусов. Обрамление широких окон в виде порталов несет изображение крылатого солнечного диска – Атона.

Будуар всем, наверно, уже показали до моего прихода. Я заскочила туда на обратном пути, послав охрану выдворять посетителей из Египетского зала (а то они ко мне приставали, в смысле, на выход просили).

Совершенно чудесная дверь с листьями смоковницы по верху, повторяющими рисунок с фасада дома.

Здесь тоже есть камин — в углу комнаты из розового с прожилками камня.

Необычный потолок являет характерный для модерна орнамент по углам из стилизованных цветов и листьев розы.

Сильно выраженная постреставрационная новизна несколько мешает восприятию. Кругом назойливо торчат вентиляционные решетки, надписи «Выход» и т.п. Дом приемов и торжеств, как никак.

Но все можно довообразить!

opposto.livejournal.com

Особняк Смирнова в Москве — а что же внутри?

В Москве сохранилось множество особняков прошлых столетий, по которым можно буквально читать историю купеческой и дворянской Москвы. В каких-то особняках работают музеи, а какие-то переданы в частную собственность или принадлежат государственным органам, различным посольствам. Вот и особняк Смирнова был превращен в Дом приемов, поэтому мне удалось попасть внутрь с экскурсией буквально чудом. Продолжая хорошую традицию Шагаю.ру, рассказываю об очередном закрытом для свободного посещения особняке, который приобрел в 19 веке известный предприниматель Петр Петрович Смирнов (да-да, тот самый род основателей знаменитого бренда водки) и заказал декор и перестройку дома известному архитектору Шехтелю. И одним модерном тут не обошлось…

Перед входом в особняк

Особняк Смирнова

 

Прогуливаясь по Тверскому бульвару, обратите внимание на болотно-зеленый дом в стиле модерн с выступающим железным балконом (Тверской бульвар д.18. с.1). Это здание дворянской усадьбы, которую заказал изменить Шехтелю магнат Петр Петрович Смирнов. Здание глобально не перестраивалось, упор был сделан на декор, как внутренний, так и внешний, перепланировку и изменение фасада. Симметричность бывшей дворянской усадьбы с двумя флигелями не сразу бросается в глаза из-за именных окон, балкона с одной стороны и других декоративных приемов.

Особняк Смирнова

 

Балкон стал одним из камней преткновения данного проекта. Дело в том, что он оказался выше уровня пола той комнаты, из которой можно было бы на него выйти. Как сказала экскурсовод, за это Шехтеля неоднократно обвиняли в том, что он плохой архитектор. Однако, сделал он это осмысленно, потому что, опустив балкон до уровня пола, он сделал бы невозможным проходить под ним людям. Представляю, как отреагировала бы пафосная публика Москвы 19 века, если бы на модном «променаде» им дорогу преградило «железное чудище».

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Перед тем, как перейти к рассказу и фотографиям интерьеров дома Смирнова, хочу сказать пару слов о входах в здание. Вход с левой стороны здания предназначался для жителей дома, через него мы и попали в особняк. Через этот вход можно было сразу подняться в кабинет, минуя залы для гостей. С правой стороны вход был гостевой, а соответственно гораздо пышнее и праздничней. Одна шикарная лестница и необыкновенные камины чего стоят – войдя в парадный холл, невольно открываешь рот. Но! Фотографировать там нельзя, теперь это все принадлежит Пенсионному Фонду России, спасибо, что разрешили зайти на 5 минут просто посмотреть, потоптаться у порога. Охранник (ну вот чисто сериальный персонаж) решил с нами пообщаться и рассказал, что эта лестница ведет в комнату, в которой Смирнов повесился, а теперь там сидит важный чиновник. Мы посмеялись, но, правда это или нет – не знаю.

Совсем чуть-чуть истории

В лучшие годы обновленного Шехтелем особняка, начиная с 1906 и вплоть до Революции 1917, в нем был открыт клуб Московского русского собрания, работал ресторан. В общем, в этот особняк был в центре светской жизни. А если представить, что Тверской бульвар был в то время практически единственным в городе, то понятно, почему сюда стремились все горожане, откуда атмосфера раздолья и веселья.

Ходили слухи, что этот особняк Петр Петрович заказ построить для своей любовницы. Но экскурсовод развеяла этот миф, объяснив, что к этому моменту он был безнадежно женат на этой «любовнице» и даже успел обзавестись с ней общими детьми.

Как и большинство богатых семей России, с приходом Революции, они бежали заграницу, а особняк был национализирован. Но благодаря реставрации в наше время, хотя бы с экскурсией мы можем заглянуть в дом такого знаменитого человека, как Петр Петрович Смирнов. И это очень здорово!

Интерьеры дома Смирнова созданы в самых разнообразных стилях. Не удивляйтесь, если из эпохи Ренессанса в следующем зале вы окажетесь в Древнем Египте.

Фотографии интерьера особняка Смирнова

За время часовой экскурсии нам удалось увидеть несколько залов особняка:

Египетский зал
Романская гостиная
Классический зал (ренессанс)
Аванзал в стиле модерн
Готический кабинет
Рокайльная комната, напоминающая о рококо
Греческий классический зал


Поднимаемся по лестнице, которая предназначалась для обычной жизни обитателей дома Смирнова.Первым делом попадаем в готический кабинет хозяина, в котором царит модная в то время камерная атмосфера, дополняемая деревянным потолком и темными цветами интерьера.

Особняк Смирнова

 

Из мебели в комнате стоят диван, кресла и журнальный столик, но, как я поняла, это не подлинные вещи семьи Смирновых. Кстати, кроме этого гарнитура в особняке больше нет мебели, так что смотрим именно залы и декор Шехтеля. Вход в кабинет происходил напрямую с непарадного входа, чтобы в него можно было попасть без прохождения через анфиладные помещения. Здесь можно было работать, вести встречи в приватной обстановке, что немаловажно для предпринимателя.В кабинете самое ценное с точки зрения творчества Шехтеля – потолок и двери.

Особняк Смирнова

 

В помещениях, именуемых «Рокайльная комната» и «Будуар» нам, как туристам, был интересен великолепный потолок с затейливой подсветкой, а также камин. Не буду рассуждать о подлинности, не знаю.

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

В аванзале рука Шехтеля угадывается безошибочно, стоит только посмотреть на лестницу в стиле модерн. Изогнутые перила напоминают особняк Ребушинского, только здесь лестница гораздо меньше и скромнее.

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

На стенах можно разглядеть декор, относящийся к Средневенковью, как бы намекая, что в следующем зале мы увидим Романский стиль.И правда, пройдя крошечный аванзал, мы очутились в Романской гостиной – самом красивом помещении особняка Смирнова, на мой взгляд.

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Я даже не сразу поняла, что первым делом хочу рассмотреть: то ли камин, декорированный сценой средневекового сражения, то ли шикарную витражную композицию окон во всю стену.Стена с витражами ясно указывает на романо-готический стиль, если присмотреться, то увидите роспись на тему дерева жизни.

Особняк Смирнова

 

Камин заслуживает отдельного внимания, не просто так вся экскурсионная группа к нему буквально прилипла. Сцену битвы поддержива.т романские колонны, стоящие на лежачих львах, а у основания колонные – головы то ли людей, то ли чудовищ.

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Напротив камина находится ложный балкон.

Особняк Смирнова

 

Потолок также притягивает взгляд. Вообще, в этой комнате создается впечатление, как будто ты попал на сцену театра. 

Особняк Смирнова

 

Вскоре мы оказались в классическом зале, в котором царит атмосфера позднего Ренессанса. Относительно предыдущих помещений эта комната довольно большая, имеет правильную прямоугольную форму. Мебели здесь нет, можно лишь полюбоваться камином и старинным зеркалом.

Особняк Смирнова

 

Потолок украшен лепниной, Шехтель использовал для декора любимую им тему морских чудищ, поддерживая ее сине-зеленой гаммой.

Особняк Смирнова

 

Из окна классического зала можно увидеть тот самый балкон, о котором я писала в начале отзыва.

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Египетский зал в особняке оказался самым большим и самым, на мой взгляд, новодельным. Декор со сценками из египетских мифов выполнен со вкусом, здесь нет аляпистых красок. Самая фишка зала – потолок, напоминающий по форме солнце, а это не спроста, ведь декорирован он мифами на солярную тему, т.е солнечную.

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Также мы увидели Греческий зал, но, к сожалению, он был настолько маленький для такой большой группы туристов, что даже сфотографировать его толком не получилось. На этом экскурсия закончилась, по лестнице мы спустились к выходу.

Особняк Смирнова

 

Мои впечатления о посещения особняка Смирнова весьма смешанные, потому что толпа, которая еле помещалась в зал, несколько напрягала, восприятие не то. Сходить в особняк рекомендую, так как интересна история знаменитого рода, в декоре залов, слава богу, сохранились весьма любопытные детали. Ну а фанатам Шехтеля вообще не стоит думать!

shagau.ru

Особняк П. П. Смирнова — Википедия

 памятник архитектуры (федеральный) Особняк П. П. Смирнова — жилой дом в стиле модерн, реконструирован в 1901—1905[2] годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. Один из ключевых памятников московского модерна и одна из самых известных построек архитектора Шехтеля[2][3]. Объект культурного наследия федерального значения[4].

История особняка

История дома, известного впоследствии как особняк П. П. Смирнова начинается с упоминания в московских архивах в 1759 году. В то время особняк принадлежал Василию Васильевичу Истлентьеву — ротмистру конной гвардии. С тех пор дом много раз переходил из рук в руки и часто перестраивался. В разное время им владели известные в своё время люди — камергер генерал-поручик Александр Григорьевич Петрово-Соловово, камергер граф Владимир Григорьевич Орлов, коллежский советник Гавриил Петрович Апухтин, камер-юнкерша О. И. Гарчакова, камергер и коллежский советник П. А. Базилевский.

Пётр Петрович Смирнов (1868—1910) — директор и старший сын основателя торгового дома «П. А. Смирнов в Москве», приобрёл поместье в 1900 году у потомственного почётного гражданина Н. П. Малютина. Смирнов стал хозяином не только дома, расположенного непосредственно на Тверском бульваре, но и всего домовладения, которое включало ещё несколько строений во дворе.

В 1901 году работу по переделке фасадов, перепланировке и декору помещений, а также создание единого гармоничного архитектурного ансамбля с остальными постройками было поручено гениальному русскому архитектору эпохи модерна и живописцу Федору Осиповичу Шехтелю.

Работы длились 5 лет. Архитектор не уничтожал то, что было в доме до него, а старался переосмыслить это. Шехтель решил оставить причудливое многоуровневое внутреннее устройство дома, но убрал перегородки, соединявшие левый и правый флигели с домом, тем самым увеличив площадь жилых помещений. Под одним фасадом были объединены все пристройки и флигели здания а за видимой его скромностью спрятан великолепный интерьер в стиле модерн.

Каждый из 8 приёмных залов автор оформил в определённом историческом стиле: «Романский зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Греческий зал», «Классический зал», «Кабинет», «Аванзал» и «Будуар». Был сделан большой зимний сад с диковинными растениями и небольшой зверинец. Архитектор активно использовал в своих проектах самые последние технические новшества. В доме были английские батареи, водяное отопление с собственной котельной, приточная вентиляция.

Шехтель не только готовил проект, но и контролировал строительство, лично сдавал объект заказчику. На примере этого дома можно проследить всю эволюцию творчества мастера. Особняк Смирнова по праву считается одной из лучших работ архитектора. Шехтель дважды реконструировал особняк. Второй раз уже после смерти П. П. Смирнова. В 1906 году Петр Смирнов сдал дом под клуб Московского дворянского собрания. В то время, как и планировали, в особняке открыли ресторан, проводили концерты, устраивали благотворительные аукционы. Учитывая тот факт, что Тверской бульвар оставался единственным бульваром города на протяжении всего XIX века, особняк всегда оставался в центре внимания московской общественной жизни.

Петр Смирнов умер в 1910-м году. Через несколько лет после смерти его жена Евгения Смирнова продала особняк. С тех пор и до революции в нём располагалось Московское судебное управление.

Послереволюционная история

Начиная с 1922 года в здании заседал Революционный военный трибунал. Затем сюда перебралась столичная прокуратура. Тем самым для рядовых жителей Москвы и её гостей вход в историко-архитектурный памятник был закрыт на многие десятилетия. В 1990 году большую часть усадьбы отдали Пенсионному фонду Российской Федерации. Сейчас же он занимает правое крыло здания и помещения во дворе, так как в 1994 году часть особняка отдали компании грамзаписи «Мелодия». В 2006 году особняк Смирнова был реставрирован. Во время работ, реставраторы пытались максимально сохранить историческую структуру здания, за что проект был признан лучшим реставрационным проектом Москвы. В настоящее время здесь проводятся различные торжества и деловые мероприятия и носит особняк имя «Дом Смирнова».

Архитектура и оформление

Вид протяженного фасада со стороны Тверского бульвара

Особняк П. П. Смирнова расположен в центре Тверского «булевара», который, к тому времени, все ещё оставался единственным бульваром Москвы и куда съезжались дворяне на «променат», стекались толпы праздных жителей, здесь всегда было людно и весело. Необходимо было обновить его в соответствии с веяниями архитектурной моды того времени.

Шехтель блестяще справился с этой задачей. Дом стал украшением бульвара и выделялся на фоне остальной застройки. Особое внимание привлекает центральная часть особняка. Это высокий аттик с вытянутыми витражными окнами и картушем с монограммой владельца. Чтобы уравновесить асимметричный фасад, Шехтель добавляет выносные эркеры, большой кружевной кованый балкон. Балкон декоративный. Он примыкает к фасаду, не соединяясь с внутренними помещениями и создает впечатление цельности и гармонии.

На первый взгляд может показаться, что в доме только 2 этажа, на самом же деле их 4. Первый этаж особняка стал подвалом вследствие того, что культурный слой Тверского бульвара вырос на 70 см. Здесь расположены хозяйственные помещения. Второй — анфилада парадных залов, каждый из которых выполнен в уникальном историческом стиле. Все комнаты, кроме Египетского зала, расположены вдоль фасада, окна которого выходят прямо на Тверской бульвар. На третьем этаже находились спальни хозяев и прислуги. Четвёртым этажом считается мансарда, построенная в 90-х годах прошлого века. Работы выполнены так искусно, что она абсолютно не видна со стороны Тверского бульвара.

В северный парадный вестибюль, находящемся гораздо ниже уровня бульвара, спускается белая мраморная лестница с, так называемыми, «волютами» (повторяющие форму волны декоративные завитки). К верху лестница сужается и расходится: левая её часть ведет в Готический кабинет, а правая сворачивает во внутренней помещение. Эти элементы здания сохранены в их первоначальном виде — такими, какими их построили в начале XVIII века. Готический кабинет отделён от анфилады залов. Это небольшая по размерам комната, выполнена в венецианском модерне. Оригинальные накладные балки на потолке из мореного дуба были очищены от слоев советской краски и реставрированы. Паркет восстановить не удалось, его воссоздали по фотографиям начала XIX века, как и все остальные детали в интерьере особняка, за исключением мебели.

Будуар или Малая гостиная — расположена по соседству. В верхней части ведущих в эту комнату дубовых дверей продублирован рисунок фасада особняка. Камин из розового мрамора ещё Шехтелем проектировался как декоративный. Вообще, почти все камины дома — декоративные, так как в усадьбе сделано паровое отопление. Потолок декорирован в углах розами и листьями, — характерная черта модерна.

Романская гостиная — один из самых изысканных интерьеров особняка. Стены гостиной обшиты мореным дубом, оконные рамы и подоконники в этом зале так же выполнены этого дерева. Дубовая винтовая лестница спускается вниз в хозяйственные помещения. В высоту гостиная занимает 2 этажа. Зал выполнен в коричневых и зеленых тонах. Витраж высокого окна, выходящего на Тверской, с изображение виноградной лозы, приглушая свет, создает ощущение таинственности и загадочности. Одно из украшений зала — великолепная люстра, выполненная в «югенстиле» (так назывался модерн в Швеции, Финляндии и Германии). Люстра трофейная. Её привез из Германии военный прокурор Москвы. Но она настолько гармонично вписалась в интерьер, что кажется была здесь всегда.

Греческая гостиная или Аванзал — небольшое помещение с лестницей, соединяющей разные уровни особняка, и нишей на месте входа на главную западную лестницу. В начале XIX века гости использовали именно эту лестницу, а не северную. Помещение светлое. Его украшает две ионические колонны, сделаны из темно-красного мрамора. Античный лепной фриз под потолком украшает комнату по всему периметру.

Розовый зал или Рокайльная комната. Этот зал выдержан в розовых тонах. Основное её украшение — потолок с лепным точечным плафоном и лепниной в рокайльном стиле в виде крупных завитков и «декадентских дам», сидящих на них. Потолок этой комнаты — один из лучших примеров новаторского освещения, которое использовал Шехтель в своих интерьерах. В наше время подобное освещение называется точечным. Причем освещение было электрическим — новинка для того времени. Впоследствии встроенные светильники в интерьере стали одной из визитных карточек Шехтеля.

Классический зал — второй по величине зал анфилады. Комната исполнена в стиле позднего ренессанса, выдержана в темно-зелёной гамме. Потолок декорирован плоским барельефом на морскую тематику: фантастическими существами, вышедшими из морских вод, нимфами, сиренами. Камин из темно-зелёного мрамора украшает зеркало в лепном обрамлении.

Египетский зал не является частью анфилады, он выходит на внутренний двор. Зал изначально был задуман как место приемов и танцевальный зал. Две египетские колоны с изображением сфинкса, отделяют основную часть зала от коридора. На месте колон до шехтелевской реконструкции была стена, а само помещение было флигелем. Зал оформлен в бежево-золотых оттенках. Стены украшены группами вертикальных полос с иероглифами между ними. В центре потолка плафон в виде символического изображения Ра — бога Солнца Древнего Египта. При ремонте кровли над Египетским залом реставраторы обнаружили старую вентиляцию. Оказалось, что светильник был несколько опущен от купола плафона и выполнял две функции — был источником света и закрывал вентиляционное отверстие. Это было удачной дизайнерской находкой и одновременно решением вопроса с вентиляцией, что было очень актуально для танцевального зала.

Примечания

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Экскурсия в особняк Петра Смирнова: смотрим Шехтеля, 8 декабря, 4 января

Экскурсовод:

Ирина Стрельникова

Длительность:

1,5 часа — 2 часа

Стоимость:

полный билет 750 , льготный 650 для пенсионеров и детей

Дата проведения и время встречи:

8 декабря в 11:45 + 10 минут на сбор группы

4 января в 15:45 + 10 минут на сбор группы

Место встречи:

Тверской бульвар, 18 стр.1, непосредственно перед особняком

Аннотация и фото к экскурсии в особняк Смирнова здесь.

Количество мест строго ограничено. Бронь — по факту оплаты. Оплата на месте возможна, только если остались свободные места. В день экскурсии о наличии мест можно узнать по телефону +7 (915) 228-19-62.

Если вы оплатили участие в экскурсии, но не смогли прийти — напишите на [email protected]. Вы сможете перенести оплату на ту же экскурсию на другую дату (по мере появления в расписании) или на какую-то другую экскурсию Ирины Стрельниковой.

Ваши действия при заполнении формы записи/оплаты:

– Щёлкните мышью на дату экскурсии из предложенных в календаре (даже если такая дата — одна) — с зелёного цвет поменяется на чёрный).

– Выберите общее количество мест. И ниже — сколько из них — льготных (если вы один и вы льготник — вы должны выбрать сначала «1» в «Количестве мест», потом «1 (-100)» в «Из них — льготных». Если вас двое и один из вас льготник — «2» в «Количестве мест», потом «1 (-100)» в «Из них — льготных». Если вас двое и оба льготники — «2» в «Количестве мест», потом «2 (-200)» в «Из них — льготных». И так далее. В результате сумма к оплате уменьшится.

– Заполните строки «Имя и фамилия», «номер телефона», «Email» (пожалуйста, вводите правильные данные, и тогда вы получите на свой Email подтверждение оплаты, а накануне экскурсии — напоминание от экскурсовода. При этом ваш телефон нужен, чтобы в случае какого-то форс-мажора мы могли вас предупредить).

– Автоматически вам предложен вариант «Оплатить он-лайн (мгновенное бронирование)». На нём и следует остановиться.

– Если вы ещё не уверены, что пойдете, но хотели бы подержать места за собой, можно сделать запрос на временную бронь. Для этого в платёжной системе выберите вариант «оплата на месте». Экскурсовод, получив запрос, напишет вам, чтобы обговорить временное бронирование до какой-то конкретной даты. Внимание! При подаче такого запроса брони автоматически не возникает. На то, чтобы экскурсовод увидел ваш запрос и связался с вами, потребуется время, за это время места могут кончиться. Автоматическое мгновенное бронирование — только при оплате он-лайн!

– Поставьте галочку «Я согласен с Договором…»

– Поставьте галочку «Даю согласие на обработку персональных данных…»

– Жмите на оранжевую кнопку «Записаться/оплатить».

Внимание! Если возникли какие-то технические сложности, скорее всего, в форме оплаты вы либо не выделяете мышью дату в календаре, либо не ставите одну из двух точек на “согласиться с договором” и “согласиться с обработкой персональных данных”.
Если вам неудобна оплата он-лайн, запишитесь на экскурсию:

письмом на [email protected] (предпочтительный вид связи)

либо сообщением в WhatsApp на +7 (915) 228-19-62,

либо СМС на +7 (915) 228-19-62

либо личным сообщением на фейсбуке.

и мы предложим вам альтернативный вариант оплаты – перевод напрямую экскурсоводу на одну из карт:
Сбербанка, Альфа-Банка, Райффайзенбанка, МКБ, или с банковской карты по номеру телефона.

На декабрь мест нет.

drug-gorod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *