будуары княгини, покои князя и половина молодых
Содержание
Продолжаем знакомство с интерьерами одного из самых богатых и красивых дворцов Санкт-Петербурга — Юсуповского дворца на Мойке. В этой статье я покажу Вам залы первого этажа, где находились жилые покои князя, и «половина» молодых — Феликса и Ирины Юсуповых. В подвальных помещениях посмотрим на экспозицию «Убийство Распутина» и покажу вам действующий ресторан, где находилась кухня Юсуповых. На втором этаже заглянем в комнаты, которые служили будуаром Зинаиды Николаевны.
О парадных залах, домашнем театре и об экскурсиях читайте в предыдущей статье о Юсуповском дворце.
Жилые покои князя
На первом этаже Юсуповского дворца располагались помещения, предназначенные непосредственно для проживания семьи и неофициальных встреч. Из парадного вестибюля можно было попасть на половину молодого князя Феликса и его жены (правая сторона), а в левой части находились покои князя. Туда мы и направимся.
Музыкальная гостиная
Осмотр покоев князя начинается с Музыкальной гостиной, где часто устраивались небольшие камерные выступления. В оформлении её интерьеров просматривается дух итальянского Ренессанса. Архитектор И.А. Монигетти, художник О. Руйи (1858-1860-е гг.).
Музыкальная гостиная в Юсуповском дворцеМузыкальная гостинаяМузыкальная гостинаяМузыка была главным увлечением хозяина дворца Николая Борисовича младшего. Поэтому здесь со временем была собрана уникальная коллекция старинных инструментов. Среди них были скрипки мастеров отца и сына Амати, Гварнеги, Страдивари. Сейчас мы можем видеть только сохранившийся механический орган – инструмент для проигрывания музыки с помощью механических валиков. Орган оригинальный — XIX века. Его звучание можно услышать на музыкальных вечерах и концертах в Юсуповском дворце.
Оригинальный орган XIX векаОбратите внимания на старинные зеркала эпохи Ренессанса.
Старинные зеркала в музыкальной гостинойПотолок в музыкальной гостинойДворец Юсуповых был оснащён радиаторами и работало электричество, что говорит об использовании самых передовых технологий при строительстве и реконструкции дворца.
Гостиная Генриха II
Гостиная Генриха II обустроена по заказу Николая Юсупова (мл.). Выполнена в стиле французского Ренессанса эпохи Генриха II, что и породило её название. Архитектор И.А. Монигетти, (1858-1860-е гг.).
Гостиная Генриха IIГостиная Генриха IIОсобый интерес представляет отделка стен панелями и фанеровка дверей и окон из грушевого дерева. А также подлинный мебельный гарнитур из массива груши, обитый шерстяной тканью XIX века — приобретён во Франции.
Гостиная Генриха IIНавершение камина — точная копия скульптуры времени короля Генриха II, находящейся в одном из залов Лувра.
Навершение каминаГостиная Генриха IIДополняют убранство гостиной Генриха II две консоли с зеркалами, выполненные в технике «буль», и столик, декорированный в столешнице орнаментом наборного дерева и мозаикой из цветного поделочного камня.
Кабинет князя с библиотекой
Кабинет князя в Юсуповском дворце был обустроен в середине XIX века. Он служил одновременно и библиотекой, о чём свидетельствуют подлинные двухъярусные книжные шкафы из массива дуба. Собрание книг семьи Юсуповых было одним из наиболее обширных и ценнейших в России. Здесь находилась часть уникального 55-тысячного книжного собрания князей Юсуповых. Наиболее ценные экземпляры сейчас хранятся в Эрмитаже, библиотеке Академии наук и Российской Национально библиотеке.
Подлинные дубовые шкафы в кабинете князяКабинет князяОсояый интерес представляет потайная комната-сейф, в которую ведет металлическая дверь, обустроенная в западной стене. А также выдвижная лестница в боковой части шкафа, ведущая на второй ярус. Там хранились ценные рукописи и автографы. В 1925 году были найдены ранее неизвестные 27 писем А.С. Пушкина, сейчас они хранятся в Пушкинском доме.
Потайная комната-сейфПри Юсуповых за стеклянными витринами выставлялись коллекционные монеты и медали. Над камином располагалась коллекция старинного серебряного оружия. Сейчас всё это в Эрмитаже.
Камин с коллекцией серебряного оружияБильярдная — Турецкий кабинет
Бильярдные часто встречались в интерьерах дворянских жилых покоях. В Юсуповском дворце он был сделан на месте внутреннего двора и оснащён световым фонарём, что обеспечивало дневное освещение.
Бильярдная — Турецкий кабинет, световое окноСтаринный бильярдный стол находится в центре небольшого зала. Из подлинных сохранилась подставка для кия и часть бильярдных шаров из слоновой кости. Стены расписаны по сиенский мрамор.
Второе название — Турецкий кабинет комната получила из-за дивана с кожаной обивкой, навивающего образы восточных диванных комнат и бронзовой люстры с характерным орнаментом из цветной эмали.
Бильярдная — Турецкий кабинетБильярдная — Турецкий кабинетБильярдная — Турецкий кабинетКартины на стенах — современные копии (Рембранд Харменс ван Рейн, середина XVII века), оригиналы вывезены Юсуповыми в эмиграцию. Сейчас хранятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Мавританская гостиная
Мавританская гостиная свидетельствует об увлечении хозяев особняка восточной культурой, что естественно, учитывая историю княжеского рода. Мавританские мотивы были усилены архитектором Степановым в 19 века, с тех порт прижилось это название.
Мавританская гостинаяОсобый восточный колорит придают мозаичные полы из разноцветного мрамора, стены и своды с орнаментами узоров с арабской вязью по золочёному фону, сосуды для благовоний в нишах стен, золочёные резные решетки на окнах и люстры-фонари.
Мавританская гостинаяМавританская гостинаяИзначально в центре гостиной был обустроен фонтан с беломраморной чашей. В конце XIX века его переделали под бассейн.
Мавританская гостинаяВо время недавних реставрационных работ были обнаружены неизвестные ранее изображения объединённых фамильных гербов князей Юсуповых и графов Сумароковых-Эльстон.
Гардеробная
В жилых покоях князя были необходимы и комнаты утилитарного назначения. Из Мавританской гостиной мы сразу попадаем в небольшую Гардеробную. Здесь были вместительны шкафы для одежды хозяина с ящиками для обуви.
Бывшая гардеробная князяЗа дверью, напротив входа, сохранилась мраморная ванная середины 19 века, что свидетельствует о комфортном бытовом устройстве княжеского дома.
Секретарская
Интерьер менял своё назначение в разное время. На чертежах 1860-го года он помечен как Канцелярия Его Сиятельства, потом был княжеской спальней и затем Секретарской комнатой.
СекретарскаяГлавное украшение — великолепные витражи французской работы.
Витражи французской работыДубовая лестница ведёт в покои княгини на втором этаже.
Дубовая лестница ведёт в покои княгини на втором этажеДвухъярусный шкаф для документов, картотечный шкафчик со шторкой-жалюзи, стол и кресла подобраны по историческим аналогам. На стенах семейные портреты и фотографии.
Покидая Секретарскую мы попадаем в коридор переходящий в первую комнату где мы побывала — Музыкальную гостиную.
Буфетная (Малая столовая)
Буфетная (Малая столовая), оформленная в стиле европейского Ренессанса, служила Юсуповым семейной столовой. Комната интересна отделкой потолка деревянными панелями с восточным орнаментом. Стены отделаны обоями из натуральной кожи с тиснением и росписью масленными красками. Сейчас в буфетной установлены витрины с сувенирами.
Буфетная (Малая столовая)Буфетная (Малая столовая)Будуары княгини
Из Гобеленовой гостиной через Помпейский коридор проходим в женскую половину дворца Юсуповых – в личные покои княгини. В эти залы можно попасть только с гидом в рамках расширенной экскурсии.
Младший сын Зинаиды Николаевны, Феликс, называл комнаты матери «сердцем дворца».
Помпейский коридор, попадаем сюда из Гобеленовой гостиной и проходим в Белую гостиную княгиниБелая гостиная
Белая гостиная – просторная комната в белых тонах выполнена в стиле рококо. Убранство составляет мягкая мебель нежных оттенков. Стены украшены лепниной, позолотой и зеркалами.
Белая гостинаяБелая гостинаяНа одной из них расположен известный портрет Зинаиды Юсуповой работы Валентина Серова (копия). Позировала художнику она именно в этой гостиной. Оригинал картины сейчас находится в Русском музее.
На стене портрет Зинаиды Юсуповой работы Валентина Серова. Позировала она в Белой гостинойПлафон в Белой гостинойВ этой комнате она проводила время с детьми, читала книги.
Фарфоровый будуар (Туалетная) и Персидский будуар
Фарфоровый будуар (Туалетная) выполнен в зеленых тонах в стиле неорококо. Небольшая комната напоминает драгоценную шкатулку. Зелёные тона придают лёгкости и свежести. Здесь княгиня примеряла наряды, принимала портных.
Фарфоровый будуар (Туалетная)Воздушности комнате добавляет и зеркальный потолок. Люстра будуара, изготовленная в России в начале XX века, напоминает цветочную корзину. Она подлинная. Роспись потолка имитирует отделку под фарфор.
Люстра в Фарфоровом будуаре княгини в виде цветочной корзиныВ комнате необычные предметы мебели.
Фарфоровый будуар (Туалетная) княгиниКомпозицию завершают фарфоровые статуэтки и декор стен.
Фарфоровый будуар (Туалетная) Фарфоровая статуэткаОформление потолка в Фарфоровом будуаре княгиниПерсидский будуар находится в едином пространстве с Фарфоровым будуаром, в глубине комнаты. Нам разрешили посмотреть на него только издалека. Вдалеке видна пикантная картина.
Вдалеке виднеется Фарфоровый будуарКартина в Персидском будуареОформлялся для княгини Татьяны Васильевны. Стены его покрыты сусальным золотом. Название комната получила благодаря восточной росписи стен и персидским коврам, покрывавшим пол и стены.
Там же находится ванная княгини – небольшая комната с овальным окном, выходящим во внутренний двор. Украшена цветной керамической плиткой и лепниной. Её нам не показали. А вот туалет княгини можно было посмотреть. Выглядит как современный унитаз и говорят до сих пор в рабочем состоянии.
Санузел на женской половине в Юсуповском дворцеПоловина молодых — жилые покои Феликса и Ирины Юсуповых на первом этаже
В 1914 году молодой наследник рода – князь Феликс женился на племяннице императора Николая II Ирине Александровне Романовой. Давняя мечта Юсуповых породнится с императорским родом сбылась. Новобрачным в Юсуповском дворце выделили левое (восточное) крыло первого этажа. Отдельный дворец не стали строить, есть предположение, что княгиня хотела присматривать за ним, чтобы не произошло такой же трагедии, как со старшим сыном.
В «Половине молодых» сделали дорогой ремонт примерно в том же стиле, что и остальные залы дворца. Но на дворе был уже 20-й век и Феликс посчитал это старомодным. Он решил всё переделать, нанял новых архитекторов и лично принимал участие в выработке концепции. В результате получился синтез классических традиций и веяний «Серебряного века». Серебра и светлых тонов там действительно много.
Здесь всё необычно и оригинально: Серебряный будуар, Кабине тс бассейном, Зимний сад и «гарсоньерка» для молодого хозяина. А. Бенуа писал «Что-нибудь да произойдёт здесь» и оказался прав. Именно здесь и убили Распутина.
Ремонт, начатый Феликсом, так и не был закончен. После убийства Распутина молодые уехали в Крым, так и не успев там пожить. А потом революция.
Интерьеры интересны именно тем, что воплощают фантазии молодого князя Феликса Юсупова. К сожалению, после революции эту часть дворца не признали музейной ценностью, считая её современной. Здесь разместился дом культуры и оригинальное мебельное убранство было утрачено.
Схема «Половины молодых» в Юсуповском дворце на МойкеСеребряный будуар — малая гостиная
Экскурсия по «Половине молодых» начинается с «Серебряного будуара» (Малой гостиной) или, как его ещё называют, Будуар с серебряным альковом — назван так благодаря отделке альковной части сусальным серебром. Альков покрыт коробовым сводом, на котором сохранилась оригинальная живопись Чехонина. И отделен от остальной части комнаты двумя колоннами. Пол выложен розоватым мрамором.
Будуар с серебряным альковомПоставщик Двора Его Императорского Величества Ф. Тарасов сделал для Серебряного будуара мебель под слоновую кость. Сейчас здесь находится светлая мебель карельской берёзы начала XX века, ранее размещавшаяся в другой части Юсуповского дворца.
Мебель карельской берёзы начала 20-го века в Серебряном будуаре, ранее размещалась в других залах. Ранее здесь была мебель под слоновую костьЛёгкая изящная лепнина этих комнат ассоциируется с молодой невестой. Люстры более тонкие и изящные, по сравнению с образцами 19-го века.
Спальня княгини Ирины
Спальня Ирины выходит окнами во внутренний дворик. Возведенная в комнате арка делит помещение на две неравные части. Сводчатые плафоны потолка украшены росписью. В спальне сохранился мраморный камин. Альковная часть раньше вмещала большую двуспальную кровать.
Спальня княгини ИриныСпальня княгини ИриныДверца из спальни вела напрямую в личную уборную и ванную княгини. Вода, электричество, отопление и другие современные технологии были предусмотрены во дворце.
Ванная комната и уборная молодой княгиниПещера драгоценностей
Пещера драгоценностей – своеобразный семейный сейф, где хранились драгоценности. Феликс называл её «Пещера Алладина». В комнату можно попасть по деревянной лестнице из спальни Ирины. Главная ее особенность – расположение в межэтажном перекрытии.
Лестница, ведущая в пещеру драгоценностейКомната для хранения драгоценностей, своеобразный сейфДля хранения драгоценностей использовались специальные витрины.
Витрина для хранения драгоценностейСвоеобразная табличка для посетителейКомната с бассейном князя Феликса
Комната с бассейном князя Феликса – одно из наиболее необычных помещений. Этакое свидетельство сибаритства и экстравагантности молодого наследника. Видимо Феликс устал от огромных залов во дворце и решил сделать себе такой маленький кабинет.
Комната с бассейном князя ФеликсаКомната с бассейном князя ФеликсаВ комнате была обустроена ванна наподобие римских терм, отделанная белым мрамором.
Бассейн в кабинете Феликса ЮсуповаЗимний сад
В помещении перед малым танцевальным залом раньше находился Зимний сад.
Ранее здесь находился Зимний садМалый танцевальный зал
Малый танцевальный зал – самый большой интерьер в покоях молодых. Украшен двумя рядами коринфских колонн, скульптурными рельефами на античные темы. Объем помещения иллюзорно увеличен за счет обустройства полуротонды с зеркалами на стенах. Через зеркальные двери можно попасть в Зимний сад.
Малый танцевальный залМалый танцевальный залОбратите внимание на лёгкую и изящную люстру «хрустальный дождь».
Люстра в Малом танцевальном залеМалый танцевальный зал находится ровно под Большим танцевальным залом Юсуповского дворца.
Большая гостиная Феликса Юсупова
Большая гостиная Феликса Юсупова интересна живописными элементами. Потолочный плафон, пилястры покрывает растительный орнамент. В тончайших узорах, выполненных мастером Чехониным, угадываются цветочные гирлянды, лебеди, райские птицы, бабочки.
Большая гостиная Феликса ЮсуповаБольшая гостиная Феликса ЮсуповаАнфилада парадных залов «Половины молодых» сейчас находится на реставрации.
Экспозиция «Убийство Распутина» в Юсуповском дворце
Экспозиция «Убийство Распутина» находится в подвальных этажах Юсуповского дворца. В тех самых комнатах, где и было совершено покушение при непосредственном участии Феликса.
Подвальные помещения Юсуповского дворцаМолодой князь искренне считал, что убийство Распутина поможет освободить Императора от влияние этого человека и послужит на благо России. Но, как показывает история, подобное насилие ни к чему хорошему не приводит. Как мы знаем вскоре после этого произошли трагические для России события связанные с революцией и гражданской войной.
Комната, где организаторы убийства Распутина совещались и ждали его приходаЭкспозиция «Убийство Распутина» в Юсуповском дворцеСама по себе экспозиция мало представляет интереса с исторической точки зрения. На осмотр у вас уйдёт минут пять. Чтобы на неё попасть, нужно выбирать экскурсию, где помечено включение этой экспозиции в маршрут. Из-за этого вам покажут меньше основных залов дворца. Поэтому в первый раз рекомендую уделить внимание всё-таки основным историческим залам, а потом, например, выбрать вот эту экскурсию с посещением только покоев молодых и экспозиции «Убийство Распутина».
Юсуповские кухни, где можно подкрепиться
После прогулки по залам Юсуповского дворца непременно зайдите в ресторан «Юсуповские кухни». Он находится в подвальном помещении, где раньше находились владельческие кухни. Здесь готовили обеды для хозяев, на балы и приёмы.
Кафе «Юсуповские кухни»Юсуповские кухниИнтерьера оформлены по старинным фотографиям в стиле 19-го века. В общем это кафе как музей.
Фото Юсуповских кухонь начала 20-го векаЦены вполне приемлемые. Попасть сюда можно только при посещении музея после экскурсии, просто с улицы не зайти. Можно также арендовать зал под мероприятие.
Меню в «Юсуповских кухнях»На входе в музей после гардероба есть также современное «розовое» кафе. Но там можно только перекусить бутербродом и сладкой выпечкой.
«Розовое» кафе в Юсуповском дворцеНа что обратить внимание при посещении дворца Юсуповых на Мойке
На этом наша прогулка по залам дворца Юсуповый завершена. Предыдущий обзор основных парадных залов читайте по ссылке. Подведём небольшой итог.
Дворец Юсуповых на Мойке, пожалуй, самый большой и роскошный из дворцов в Санкт-Петербурге после Зимнего дворца. Количество залов огромное, поэтому разработано несколько маршрутов. Обращайте на это внимание при покупке билетов.
Если вы хотите спокойно погулять по дворцу, не торопясь и без большого количества народа, то рекомендую приобрести экскурсию с аудиогидом. Она включает в себя Парадные залы, Покои князя и Половин молодых. Вам никто не будет мешать фотографировать и останавливаться там где хочется и насколько хочется.
Посещение Будуаров княгини включено только в длинные маршруты с живым гидом, например, здесь. В остальные залы можно попасть самостоятельно с аудиогидом.
В Юсуповском дворце также доступны к посещению Домовая церковь и Бельевая кладовая. Туда можно попасть, например, в рамках вот этой экскурсии.
- Юсуповский дворец — образец роскоши и безупречного вкуса: прогулка по парадным залам
- Статья в Дзене.
- Официальный сайт Юсуповского дворца: yusupov-palace.ru
Охотничий дом князя Юсупова (Соколиное) — путеводитель по отдыху в Крыму
Построен по проекту ялтинского архитектора Н. П. Краснова в крымскотатарском стиле, с мотивами ханского дворца в Бахчисарае.
Охотничий дом князя Юсупова в с. СоколиноеВ комплекс бывшего Юсуповского дома входят: главный корпус, корпус с башней, хозяйственные постройки (людская, конюшня, прачечная), фонтан у ворот (1883 год), фонтан «Голубой глаз» (тат. Коккоз) и бывшая Юсуповская мечеть (находится у моста через реку Коккозка).
Во всем комплексе насчитывалось четыре фонтана, два из которых находились в самом здании. Первый из них, в большой гостиной, являл собой копию бахчисарайского Фонтана Слез — Сельсебилль. Другой — «Сказка», в фойе при выходе из дворца в парк, воспроизводил одну из татарских легенд, и изображал двух жар-птиц с женскими головами и пышными бюстами. Сам же выход в парк был устроен в виде арки с кованой бронзовой решетчатой дверью, свободно пропускавшей в дом ночную прохладу в знойную летнюю пору. Стены постройки с двух сторон по периметру были окружены специально проложенным руслом ручья, в котором водилась форель, можно было ловить рыбу, не выходя из дому.
Вокруг дома был разбит грандиозный парк фруктовых деревьев, виноградников, кипарисов, разделенный на несколько крупных полян, украшенных небольшими озерцами.В 1908 году Юсуповыми в Коккозах (тогда Богатырской волости, ныне это с. Соколиное) было приобретено имение, в котором, по желанию Зинаиды Николаевны Юсуповой, было решено построить «дом в местном стиле». Строительство было поручено главному архитектору Ялты Николаю Петровичу Краснову, который в это время уже был занят сооружением Кореизского (для великого князя Петра Николаевича) и Ливадийского дворцов. Новому имению хозяева, с XV века служившие русским царям и прославившиеся военной доблестью, дали название Аскерин (в переводе — принадлежащая воину).
2 фотографииПосмотреть ›
Охотничий дом князя Юсупова в с. СоколиноеДом Юсуповых удалось построить за два года — к 1910 году, а в 1914 году его подарили княжне Ирине Александровне в качестве свадебного подарка, после её сочетания браком с Феликсом Юсуповым-младшим.
Во время своего визита в Крым, в охотничьем доме в Коккозе побывал Николай II, затем приезжал король Мануэль Португальский. Все гости Юсуповых настолько были впечатлены красотой здания и открывающимися видами, что не хотели уезжать.Гостям предоставлялся гардероб из роскошной татарской одежды. Гости переодевались в ханов, мурз, беев, евнухов, янычар, хатипов, имамов, муэдзинов и других представителей мусульманского мира. Гости гуляли по парку с Английским и Восточным уголками, в котором были и персиковый сад, и два больших бассейна, и декоративные клумбы, и цветы.
Войти в усадьбу нужно было по деревянному мостику, перекинутому через речку Кокозку. Он являлся природной границей между дворцово-парковой усадьбой Юсуповых и деревней. Архитектор создал дом многоуровневым — за вспомогательными постройками неожиданно раскрывались главные и боковые фасады дворца. Этот приём он позаимствовал из мусульманской архитектуры. Перед глазами вырисовывались прекрасные асимметричные объемы дворца из белого известняка, над которым высилась видовая башня с обходной арочной галереей.
На левой от главного входа стене был устроен пристенный фонтан Голубой глаз, в виде неглубокой стрельчатой ниши, облицованный зеленоватыми майоликовыми плитками. В центре находилось керамическое изображение стилизованного голубого глаза, из которого стекала струйка родниковой воды. Идея Голубого глаза связана с легендами о происхождении названия села: Коккоз в переводе с татарского — голубой глаз.
2 фотографииПосмотреть ›
БашняМотив голубого глаза повторен в большой витражной композиции высокого парадного холла, а внутри дворца имелись еще два пристенных фонтана. Один из них, выполненный из мрамора, являлся копией бахчисарайского фонтана Слёз и находился в большой двухцветной гостиной. В настоящее время он установлен в Никитском Ботаническом саду. Другой — в фойе при выходе из дворца в парк выполненный в цветной майолике. Фонтан воспроизводил одну из местных легенд и назывался Сказка. Барельефная композиция Сказки изображала двух жар-птиц с женскими головами и пышными бюстами. Выход в парк был устроен в виде арки с кованной бронзовой решетчатой дверью, свободно пропускавшей во дворец ночную прохладу в знойную летнюю пору.
Одновременно со строительством дворца была спроектирована и построена мечеть на месте старой обветшавшей мечети Коккоз-Джами — подарок князя местному населению, а также мост через Коккозку.
Кроме главного здания, в комплекс входит гостевой корпус, ныне совершенно искаженный переделками, а также хозяйственные постройки, конюшня, соколиный питомник, фонтан у ворот, выполненный в виде высокой стелы из тесаных диоритовых блоков.
Н. П. Краснов, эскизы парадной комнатыИнтерьер дворца также был создан под влиянием восточной экзотики, Фруктовой беседки и Золотого зала Бахчисарайского дворца. Стены гостиной, изрезанные в два ряда проёмами разной конфигурации, сделали её похожей на беседку. Мебель была скопирована с татарской — раскрашена яркими синими, красными и зелёными цветами. Восточные ткани покрывали диваны и стены, потолки и стены были украшены витражами. Восточные светильники, два ряда окон, диванчики с покрывалами и подушками, драгоценные ковры, циновки — от всего этого, по воспоминаниям Феликса Юсупова «исходило ощущение незыблемого счастья».
В период Великой Отечественной войны охотничий дом выбрали в качестве собственного штаба немецкие офицеры. После освобождения, в нём поочередно размещались школа, местный совет, клуб с музеем и туристическая база, затем он был отдан школе-интернату. Время и многочисленные «хозяева» дома не пощадили роскошный парк и внутреннее убранство здания. Кроме того, был перестроен гостевой домик, полностью потерявший изначальный вид. Сейчас здесь находится Крымское республиканское детское оздоровительное учреждение «Сокол», которое открылось 24 июня 2011 года. Лагерь функционирует круглогодично, представляя собой центр пешего туризма и краеведения.
Координаты: +44° 32′ 52.80″, +33° 57′ 36.80″
Память о Юсуповых: Большая династия…
Опубликовано на , к Клэр Папон
Аукцион на 09 июля 2021 г. – 11:00 (центральноевропейское время) – Зал 1 — Hôtel Drouot — 75009
На этой последней распродаже выставлены сто картин, предметов искусства, фотографий, книг и мебели из парижского дома принца Феликса и его жены Ирины.
Елизавета Федоровна (1864-1918), Портрет княгини Зинаиды Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон (1861–1939), пастель, датированная 1892 годом, 62,5 x 46 см/24,6 x 18,1 дюйма.
Эстимейт: 20 000/30 000 евро. семейные сувениры. Благодаря многочисленным фотографиям мы получаем представление о повседневном окружении этого дома на улице Пьер-Герен (16 th arrondissement), где Феликс и Ирина Юсуповы жили с 1943 года до своей смерти в 1967 и 1970 годах. terre оставался в семье, пока не был недавно продан. То, что осталось от его содержимого, продает Ксения, внучка Феликса и Ирины, много лет живущая в Греции.
У семьи Юсуповых была необыкновенная судьба. Их происхождение, согласно легенде, восходит к предку Юсуфа. Хан ногайской татаро-монгольской орды, известной как Золотой Орды, Юсуф установил дружеские отношения с Российской империей и получил в награду за свои услуги обширные земельные владения. Первым и крупнейшим собирателем этой линии, осевшим на постоянное жительство в России в 17 веке, был князь Николай Борисович Юсупов (1751-1831). В 1778 г. немецкий астроном, остановившийся в Санкт-Петербурге, упомянул о своей коллекции, как о замечательной своими гравированными камнями и картинами, среди которых были 9 работ Рембрандта.0015 Старик с ребенком.
Наследие из 520 картин
Мягко говоря, страсть князя Николая привела его к коллекционированию большого количества итальянских, фламандских, голландских и особенно французских шедевров. Фотографии петербургских дворцов и Архангельской резиденции (московский Версаль), сделанные до революции 1917 года, показывают масштабы коллекций, включавших французскую мебель и изделия из бронзы, русский фарфор, мрамор Кановы, картины Корреджо, Тициана, Буше (первые произведения художника въезжают в Россию), Клода Лоррена, Рубенса, Шарля Лебрена, Прюдона, Верне и Жака Луи Давида, не говоря уже о двух портретах Рембрандта: Мужчина в перчатках и Молодая женщина с веером . В 1827 году Николай Борисович составил пятитомный каталог своих коллекций, содержащий не только описания произведений, но и наброски пером и смывкой: всего 520 картин и 290 скульптур.
Начало 20 го века Русская школа , Портрет князя Феликса Феликсовича Юсупова (1887-1967), холст, масло, подпись инициалами М.С., 80 x 63 см/31,5 x 24,8 дюйма
Эстимейт: €30,0 00 /50 000
Феликс Юсупов был единственным наследником этих сокровищ после того, как его брат Николай погиб на дуэли в 1908 году. Он и его жена Ирина были самой яркой и элегантной парой в России, до убийства Распутина в ночь на 30 декабря 1916 года — вероятно под управлением Феликса — и большевистская революция положила конец этой необыкновенной жизни. Когда они переехали в Париж, им удалось спасти лишь несколько семейных сокровищ, в том числе два портрета Рембрандта, которые они продали американскому коллекционеру — при условии, что продажа будет отменена, если Романовы вернутся на престол. Сейчас они находятся в Национальной галерее в Вашингтоне, а 45,295 картин и арт-объектов из списка поделены между музеями Москвы и Санкт-Петербурга.
Семейные портреты
Продажа памятных вещей Юсупова началась в 2004 году с молотка Куто-Бегари. Ничто не могло сравниться с этими сокровищами. Однако мы помним распродажу 4 ноября 2016 г., где выдающимся лотом стал наряд боярина, состоящий из золотого парчового костюма XVIII века и жакета из оранжевой шелковой тафты, расшитого серебряной нитью, золотым галуном и перламутром. бисер. Феликс Юсупов заказал ее в Санкт-Петербурге и носил на балу, данном в Альберт-холле в Лондоне 11 июля 19 года.12. Если молодой человек с его легендарной внешностью произвел фурор среди гостей (включая некоего Оскара Уайльда), костюм был звездой распродажи, проданной за 78 368 евро. Распродажа здесь перекликается с полихромным коллажем (анонимно), подаренным Феликсу, на котором он изображен именно в этом наряде (1000/2000 евро).
Эстимейт: 10 000 евро/12 000 князя Феликса Юсупова в белой рубашке со скрещенными руками, вероятно, нарисованная представителем русской школы, во время его поездки в Америку между 1923 и 1925 годами (30 000/50 000 евро). Юсупов хранил ее в своей спальне на втором этаже своей виллы. Это один из двух известных портретов князя. На другом, сейчас хранящемся в Русском музее в Санкт-Петербурге, он изображен примерно в возрасте 15 лет в зеленом костюме со своей собакой и написан великим портретистом Валентином Серовым (1865-1819 гг.).11). Эта картина висела рядом с портретом жены работы Александра Леонтовского, известного придворного петербургского художника, сделавшего несколько картин Николая II. Здесь ей 16 лет, у нее все еще детское, но серьезное лицо (12 000/15 000 евро). Другой редкостью является этот портрет матери Феликса, княгини Зенаиды Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон (1861-1939). Известная своей красотой, она также считалась самой богатой и элегантной женщиной в России. Эта пастель — единственная известная работа ее подруги Елизаветы Федоровны (1864—1819).18), великая княгиня Российская.
Из Петербурга в Кериолет
Удалившаяся от общественной жизни после убийства 17 февраля 1905 г. своего мужа, великого князя Сергея, женщина, ставшая матерью Елизаветой, была арестована в мае 1918 г. по приказу Ленина. Ее отправили в ссылку на Урал, затем в небольшой городок под Екатеринбургом, где княгиня познакомилась с членами семьи Романовых. Ее живой бросили в заброшенную железную шахту, а через несколько месяцев ее тело обнаружили солдаты Белой армии. Сегодня Елизавета Федоровна считается мученицей в своей стране. Эта картина — единственное свидетельство ее таланта художника. В подборку вошли гравюры и рисунки пейзажей и памятников (500/5000€), бронза танцоров Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной (10000/12000€), золотые и серебряные портсигары, фотопортреты и Библия (Санкт-Петербург, 1903) подарен Ирине на ее 10 день рождения (1000/2000 €). Существует также гостевая книга, составленная княгиней Зенаидой для Кореиза, ее убежища в Крыму с 1903 по 1912 год, содержащая стихи, посвящения и автографы (2000/3000 евро), а также мебель, особенно в стиле Людовика XIII, когда-то увиденную в нетипичном Замок Кериоле близ Конкарно, принадлежавший княгине Зенаиде Нарышкиной Юсуповой, прабабушке Феликса.
Последние сувениры людей, которые, как говорили, были «богаче царя», могли снова вызвать — почти исключительный — интерес российских коллекционеров и учреждений.
ЮСУПОВСКИЙ ДВОРЕЦ — Боб и Арден Трэверс и их путешествия
Юсуповский дворец Я думаю, что он находится на заднем плане (да, мы в нем были), когда-то был основной резиденцией в Санкт-Петербурге, Россия Дома Юсупов. Здание было местом убийства Григория Распутина в 1916 г.0006
Прекрасные спальни находятся во Дворце, как показано ниже. Мужья и жены не спали вместе.
Дворец наполнен произведениями искусства, такими как статуи и мебель ниже
Прекрасные статуи украшают дворец В подвале был театр и часть, посвященная исламскому искусству ниже
Исламское искусство ниже
Дворец был впервые построен около 1770 года французским архитектором Жаном-Батистом Валлен де ла Мот. На протяжении многих лет над дворцом работали многие известные архитекторы, и он известен мешаниной архитектурных стилей, таких как исламское искусство снизу и сверху. последний князь Феликс Юсупов. Мой главный человек ниже Распутина — чувак, он был мужчиной.
Точные события, связанные со смертью Распутина, вызывают много споров. История, по словам Юсупова, состоит в том, что в ночь на 16 декабря 1916 года он вместе с великим князем Дмитрием Павловичем из Дома Романовых пригласил Григория Распутина во дворец на Мойке. Предположительно, они подавали пирожные Распутина и красное вино с примесью цианида — предположительно достаточного количества яда, чтобы убить пятерых человек. Обеспокоенный тем, что Распутин не пострадал, Юсупов достал пистолет и выстрелил Распутину в спину. Приняв его за мертвого, группа приготовилась к отъезду. Вскоре Юсупов вернулся и обнаружил, что Распутин еще жив. Он и его заговорщики выстрелили в Распутина с близкого расстояния еще три раза, но Распутин все еще пытался встать и бежать.