Палладио архитектор работы: Андреа Палладио – архитектор и теоретик. Человек и памятник — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Фасады церквей Палладио, их прототипы и наследие

0

Палладио – великий академист, самый известный и «простой» мастер из всех архитекторов ХVI века. Стиль Палладио для нас, москвичей, непосредственно связан с архитектором Иваном Владиславовичем Жолтовским, который вдохновленный палладианскими работами, создавал свои дома в Москве. Произведения Жолтовского, дом на Моховой и особняк Тарасова, это образцы вкуса, гармонии, красоты классической детали. Каковы же новации Палладио и в чем его ответ античности? Ответ постараемся найти в венецианских церквях мастера. Палладио возродил ювелирное качество мраморной детали. В XVI веке Палладио создал наибольшее количество универсальных и одновременно уникальных приемов. Признанными шедеврами стали и базилика в Виченце, и фасады венецианских церквей Палладио, и планировка виллы-Ротонды.

Самым совершенным церковным фасадом XVI века, если не всей истории архитектуры, я считаю фасад Иль Реденторе. Но всегда ли Палладио был первопроходцем, изобретателем схем, или он лишь гармонизировал и переосмыслял уже созданное до него в эпоху античности и Ренессанса XV века?

Простая, академичная архитектура вилл и палаццо составляет большинство работ Палладио, римская античность была не такой. Кирпичные оштукатуренные дома с каменными деталями совершенно не похожи на античный стиль. Главным новатором XVI века, наверное, может быть назван Микеланджело, но он работал в маньеризме. А Палладио – это особая фигура, его работы воплощение гармонии. Палладио осуществил более 60 произведений, но если говорить о возрождении античности, то возродил античность, в первую очередь, Микеле Санмикели. Именно в его работах в Венеции и Вероне мы видим настоящую античность. Древнеримская архитектура очень богата типологически и стилистически, это и мощный руст акведуков, и филигранная мраморная резьба храмов.

Ею вдохновлялся Санмикеле, но не Палладио.

Частные заказчики XVI века не могли возродить грандиозный масштаб античности. За исключением помпейских домов, светских зданий античности не осталось. Эти дома, конечно, структурно повлияли на планировки зданий Палладио. Классические приемы композиции, такие как трехризалитные схемы, портики, были развиты Палладио, и взяты они, именно, из античности. Чего Палладио не мог унаследовать от античности, так это гигантского размера зданий, бетонную технологию, которая была развита в Древнем Риме. Все самое интересное и мощное, что оставил Рим после себя, гигантские своды терм и Пантеона. Как мог Палладио – архитектор, работавший, в основном, для частного заказчика конкурировать с империей Рима? Венеция не могла конкурировать с империей! Другое дело, что во Флоренции за пол века до рождения Палладио был построен купол Санта Мария дель Фьоре. Средневековая Италия создает ответ гигантизму Рима. Уже во времена Палладио начинается строительство собора Святого Петра, перекрывающего размеры Пантеона по высоте, на которую поднят купол, и превосходящего его по размеру общего пространства.

Что же мог тогда возродить Палладио? Он возродил деталь. Но возродил он ее только в двух своих произведениях, в лоджии дель Капитанио в Виченце и фасаде Иль Реденторе в Венеции, где он блистательно нарезает композитную капитель. Все остальные детали у Палладио не нарезаны.

Античные памятники, где бы они не находились, были невероятно украшены, базы всегда были декорированы сложным образом, колонны делались каннелированные. В отличие от Пиранези, так Палладио никогда не работал. Палладио создал свой декоративный язык: этот язык упрощен в сравнении с архитектурой ХV века. Двор палаццо Диаманти в Ферраре, аркады дворцов Болоньи, венецианские церкви и палаццо ХV века – это богатейшая, с точки зрения декоративного искусства, резьба фасада, это мраморные декорации. Палладио ничего этого не унаследовал, он начал говорить на совершенно другом языке. Не только он, практически все архитекторы ХVI века упростили свои карнизы и капители. Палладио создал совершенно новый пластический язык, упрощенный и «индустриальный», и в сравнении с ренессансом XV века, и в сравнении с античностью.

Не столько в своем светском творчестве, сколько в богатейших мраморных церквях, построенных в Венеции, Палладио создает нечто непревзойденное. Для Палладио схема венецианских церквей это соединение нескольких идей, это возрождение античного мотива, архитектурная логика и барочная экспрессия. После Палладио так никто не решал церковных фасадов.

В Сан Джорджо Маджоре мы видим перед собой стандартную трехнефную базилику с главенством центрального нефа, который выше двух боковых. Множество раз готическая архитектура скрывала базиликальный разрез за фасадом, колокольни главного фасада заслоняли собой и контрфорсы, и боковые нефы. Палладио следует за Альберти, но решает задачу перехода от главного нефа к боковым не волютой, а полуфронтоном. Все логично, главный неф решен большим ордером, боковые — малым. Конструкция кровли – треугольная ферма и ее закрывает фронтон: т.е. очевидна связь между конструкцией, которая, перекрывает пролет, и фронтоном с декором, который оформляет фасад нефа. То же самое в боковом нефе: кровля бокового нефа перекрыта полуфронтоном. Таким образом, идея «разорванного» фронтона, когда центральный портик разрывает фронтон малого ордера, когда фронтон большого ордера «выстреливает» вверх и главенствует над всей композицией, — эта идея сугубо конструктивна, соответствует разрезу здания. Другое дело, что эта экспрессивная форма «разорванного» фронтона может выражать ту или иную религиозную идею, это уже вопрос трактовки. Но для Палладио, на мой взгляд, это была все-таки идея органичного оформления фасада создаваемого им здания.

Сан Джорджо Маджоре Палладио — одна из самых красивых церквей Венеции. Базиликальный разрез со скатными кровлями, Палладио оформляет каменными фронтонами. В этом решении все – функциональная убедительность, художественная выразительность, ассоциативность. Палладио блестяще решает фасад базилики разорванным фронтоном, эту схему он применяет во всех своих венецианских церквях. Сочинил ли он это решение или он его унаследовал? Разорванные фронтоны встречаются и в античной архитектуре. В качестве примера можно привести рынок в Милете, который сейчас экспонируется в Берлинском музее. Экспрессия отдельно стоящих эдикул поражает, «разорванные» фронтоны чередуются с аркадной темой. Милетский рынок или библиотека в Эфесе могли быть скрыты во тьме веков, но архитекторам XVI века были доступны иные подобные по архитектуре памятники. Удивительно, но эти великолепные произведения не оказали никакого влияния на развитие архитектуры, их никто не копировал. Почему архитекторы не видели мощи этой архитектуры?

Палладио мог видеть мотив разорванного фронтона в скенах античных театров, в декорации терм. Этот мотив встречается и в храмах Петры, и в Помпеях, в первую очередь на фресках, а также в небольшом храме Изиды. Палладио мог не знать данный храм. Но он видел другие храмы, которые варварски уничтожались и до, и после Палладио и не дошли до нас, как, например, Септизониум Севера. Разорванный фронтон встречается в античной архитектуре регулярно. Палладио обмерял древние руины, знал античную архитектуру очень хорошо, и поэтому декоративное решение базиликального разреза церкви не было для него сугубо конструктивным, оно было и художественным решением.

На фасаде рынка Траяна в Риме фронтоны – это мотивы, не играющие, казалось бы, никакой роли. Чередуются треугольный «разорванный» фронтон и лучковый фронтон. Это был устойчивый игривый мотив древнеримской архитектуры, знавшей не только портики. Мастера ренессанса могли опираться на труд Витрувия, но реально оставшаяся древняя архитектура была разнообразнее и сложнее. Витрувий жил в I веке до н.э., он не знал Колизея, Пантеона и термальных пространств, не знал бетонного гигантизма Рима. Всего того, что вдохновляло Альберти и Палладио, Пиранези и Булле.

Фасады проторенессанса — это удивительная архитектура, но не совсем ясно, когда эти произведения были созданы. Еще романское желание все украсить мрамором сбивает датировки. Это, в первую очередь, церковь Сан Миньято аль Монте, а также Колледжиата ди Сант’Андреа в Эмполи. Творения безымянных мастеров проторенессанса отделила от эпохи Брунеллески чума 1347-51. Мраморные панели на фасадах памятников проторенессанса и венецианской архитектуры XV века — это наследие Древнего Рима.

Так облицован собор Сан Марко в Венеции, так были облицованы римские термы. Вероятно, трагедия середины XIV века вызвала утрату технологии, культуры и строительного стиля. В этом смысле уместно говорить о ренессансе не как о возрождении античности, а как о местном возрождении того стиля, что был в Италии до чумы. Сложный архитектурный декор проторенессанса, романики и готики был в начале XV века лишь переосмыслен. Так, например, гармония круглой арки встречается еще до Брунеллески – в просторном интерьере собора в Орвието, в аркаде недостроенного собора в Сиене, и конечно в лоджии деи Ланци во Флоренции. Ренессанс не достиг масштаба соборов готики, Ренессанс — это возрождение античной декоративной роскоши, но не самой архитектуры.

Базиликальный разрез флорентийской церкви Сан Миньято аль Монте перекрывается деревянной фермой с фронтоном. Но мастерам XV века он не казался гармоничным. Брунеллески не оставил своего решения этой проблемы. Разорванный фронтон ждал мастера, способного оценить его потенциал, сгармонизировать подобный фасад. А в Сан Миньято еще есть нарушения правил в рамках ордера: фронтон еще не стыкуется, архитрав поворачивается и спускается вниз, колонны не бьются с нижней аркадой. Эта аркада безусловно повлияла на Брунеллески. Конечно качество нарезки капителей верхнего яруса в Сан Миниато это еще ранний стиль, похожий на мраморную инкрустацию в Пизе, Луке. Эти капители еще совершенно не античны. Однако колонна нижнего яруса решена вполне академично. Может быть над фасадом работали разные мастера, одни не знали как сделать плоскую пилястру, а другие знали, как сделать акант круглой капители. Идею оформить торец кровли бокового нефа базилики полуфронтоном Палладио берет из архитектуры Сан Миньато. До него так поступает и Перуцци.

Работу Палладио по решению базиликального фасада разорванным фронтоном предваряют две церкви начала XVI века. В 1509 г неизвестный архитектор круга Браманте создает фасад церкви Санта Мариа Аннунциата в Асти Рокковерано близ Турина. Фасад – это, фактически, начерченный и выполненный в камне разрез церкви. Как много покоя и гармонии, как много уверенности стиля в решении вопросов! Фасад еще наполнен духом кватроченто, об этом свидетельствует его плоский рельеф. Палладио лишь добавил две колонны большого ордера и получилась его схема. Впрочем, маловероятно чтобы Палладио видел эту удаленную от центра Италии церковь, в отличие от церкви в Карпи, города расположенного недалеко от Болоньи. Еще до Палладио свою идею об оформлении фасада базилики архитекторы воплотили в кирпиче.

Фасад Перуцци церкви Санта Мария ин Кастелло в Карпи, 1514, — это шедевр раннего академизма, сравнимый по скромной красоте с Темпьетто Браманте. Сделано главное — контраст большого и малого ордера, уже как у Палладио. Ему оставалось лишь сдвоить колонны в центре и увеличить их рельеф. Конечно, Палладио блестяще решил все вопросы креповок карнизов. Но как грамотно все здесь сделано и у Перуцци! Но эту схему кроме Палладио никто не использует. Фасады церквей в Асти и в Карпи решены темой триумфальной арки, увенчанной разорванным фронтоном. Палладио отказывается от этой темы, центральный четырехколонный портик ему важнее. Гениальность Палладио в данном случае не в сотворении мотива, но в открытии потенциала творений предшественников, в гармонизации схемы и украшении города. Палладио создает четыре церкви в Венеции: Сан Пьетро ин Кастелло, с 1558, Сан Франческо делла Винья, с 1564, Сан Джорджо Маджоре, с 1566, и Иль Реденторе, с 1577, везде используя эту схему. Палладио даже использует ее в своем светском произведении палаццо Вальмарано, 1566, – без фронтона. Но никакого спроса на эту тему нет. В этот момент популярна тема Альберти, его фасад Санта Мария Новелла во Флоренции.


Как же решался базиликальный фасад до Палладио? Фасад Санта Мария Новелла – таинственное произведение, его достройка была поручена Альберти. Решением Альберти, определяющим гармонию фасада, стало использование волют в качестве оформления контрфорсов базилики и декоративного перехода от главного нефа к боковым. Волюты фонарика Санта Мария дель Фьоре Брунеллески становятся ярким приемом Альберти, в этом выразилась преемственность двух великих мастеров кватроченто. Но сама фасадная композиция церкви Санта Мария Новелла попала в архитектуру лишь сто лет спустя, со строительством римской церкви Иль Джезу архитектора Джакомо делла Порта. Фасадный прием Альберти почти не оказывают влияния на архитекторов XVI века, мастера XVII века не замечают приемов Палладио. Итальянцы не копируют, они создают новое. Фасад церкви Сан Франческа в Ферраре архитектора Бьяджо Россетти полон завершенности форм и покоя. Это влияние Альберти, в те же годы по проекту Альберти в Ферраре строится удивительной красоты и мощи соборная колокольня.

Альберти не только изобретает волюты в качестве элемента гармонизации фасада базилики, но задумывает фасад с разорванным лучковым фронтоном. К сожалению, фасад церкви Сан Франческа в Римини Альберти, 1450-е гг, остался не завершенным. Ответом Альберти становятся венецианские церкви Мауро Кодуччи, в которых торец конструкции оформлен не треугольным, а полуарочным фронтоном. Это церкви Сан Микеле ин Изола, 1468 и Сан Джованни Христостомо, 1497. Впрочем, тут еще много странных монтажных стыков, карниз врезается в колонну и пропорции колонны искажены, но это авторов не смущает. Раковины декорируют тимпаны полуарочного фронтона, фасад Сан Микеле венчает богатейший архивольт с ложками, как в церкви Сан Дзаккария, 1480. Рустованные колоны и стены, тонко нарисованные капители – вот каким был стиль ХV века в Италии. Эта эпоха без сомнений знала, как декорировать здания. В ХVI веке нет таких мраморных стен, нет роскошных капителей с ложками на колоколе, уровень резьбы падает. Удивительный контраст элегантных волют и массивной средневековой части фасада собора в Кремоне поражает. В 1491 году достройка была поручена архитектору Альберто Маффьоло да Каррара, композиция фасада и рисунок волют собора обладает редкой, магической гармонией. Шедеврами архитектуры столичного уровня полны и другие провинциальные города Италии.

Какие римские мастера, работая над фасадом базилики, в XV-XVI веках ориентировались на приемы Альберти? Разорванный лучковый фронтон использован на фасаде церкви Санта Мария дель Пополо в Риме, архитектор Баччо Понтелли. Она известна тем, что там находятся капелла Киджи Рафаэля и картины Караваджо. Волюты и двухъярусный плоский портик церкви Сант Агостино в Риме, архитектора Джакомо ди Пьетрасанта, 1483, еще одно прямое влияние Санта Мария Новелла во Флоренции. Этой архитектуре не хватает монументализма, мощного рельефа, только во второй половине ХVI века строится Иль Джезу. Между этими церквями всего полвека, но они абсолютно не похожи. Авторам фасада Иль Джезу двухъярусный ордер, вероятно, советует Микеланджело, такое решение он предлагает еще для церкви Сан Лоренцо во Флоренции в 1517 г. Но, Виньола, а затем и Джакомо делла Порта берут за основу композиционную схему Альбети.

Барокко ищет новые фасадные решения, разорванные фронтоны Палладио и волюты Альберти встречаются редко. В фасаде римской церкви Сан Луиджи деи Франчези не был использован мотив волюты. Прямоугольный фасад полностью закрывает базиликальный разрез. Волют нет и на фасаде церкви Сан Андреа делла Валле. В церкви Санта Сусанна фасад выше, чем неф, перекрытый деревянной фермой с горизонтальным потолком. Это одно из первых произведений развитого барокко. Но, как и в Санта Мария ин Валличелла, волюты церкви Санта Сусанна сдавлены, лишены гармонии Ренессанса. После этой работы Карло Мадерна получает заказ на строительство нефа собора Святого Петра и завершение фасада. Церковь Сант Игнацио архитектора Александра Альгарди знаменита фресками Андреа Поццо. В Риме только этот фасад развивает монументализм и гармонию Иль Джезу. Церковь Санта Мария ин Кампителли архитектора Карло Райнальди – уникальный и полузабытый шедевр римского барокко. Экспрессия фасада поражает, никто так не разрывал карнизы, так по-античному мощно не выносил рельеф. Волют нет, но они и не нужны, дело в контрасте простых форм. В подобной архитектуре решен и фасад кафедрального собора в Сиракузах. В целом же эпоха барокко не замечает разорванных фронтонов Палладио. Джакомо делла Порта строит волюты в духе Альберти и создает шедевр академизма – Иль Джезу. Он же автор игривого фасада виллы Альдобрандини, 1597, одного из самых интересных и ранних произведений барокко. Экспрессивный «разорванный» фронтон, абсолютно не функционален, это ответ античности и Палладио.

Жемчужиной архитектуры XVI века стала венецианская церковь Сан Джорджо Маджоре, фасад начат Палладио в 1566, окончен Винченцо Скамоцци в 1610 г. Мощный портик разрывает фронтон малого ордера. От церкви Сан Пьетро ди Кастелло, где также использована эта фасадная схема, эту церковь отличает роскошный интерьер. Перед нами торжественный колонный зал, монохромность его камней создает особую траурность, напоминающую интерьеры Брунеллески. Материальная красота нефа не отвлекает внимание зрителя от его духовных целей, гармония архитектуры воплощает небесную гармонию. Это делает интерьер Палладио одной из вершин церковной архитектуры Италии, сравнимый, наверное, лишь с интерьером церкви Санта Мария дела Консолационе в Тоди.

Интерьер Сан Джорджо Маджоре поражает развитостью стиля, грамотностью ордерных узлов, в нем впервые использованы трехчетвертные колонны, как на фасаде. Архитектура римских триумфальных арок превращена в базилику, это и восхищает. Но был ли Палладио новатором подобной архитектуры? По торжественности интерьер венецианской церкви Сан Сальваторе не уступает работе Палладио. Серия куполов, как в соборе Сан Марко, опирается в Сан Сальваторе на своеобразные тетрапилы из больших и малых колонн (архитекторы Дж.Спавенто и Т.Ломбардо с 1507). В 1530-е так строят и в Падуе, это церковь Сан Джустина и кафедральный собор Дуомо. Эти грандиозные, но малоизвестные памятники предваряют поиски Палладио образа церковного интерьера. Сдвоенные коринфские колонны бокового нефа Сан Джорджо Маджоре восходят, вероятно, к римской ранне-христианской церкви Санта Констанца IV века. К античности обращался и Альберти, в его соборе Сан Андреа в Мантуе капеллы, выходящие в главный и единственный неф, оформлены именно как римские арки. Такова и структура нефа Иль Реденторе. Коробовый кессонированный свод Сан Андреа чуть ли не единственное, чем Ренессанс ответил античности в полную силу. Эклектическая дробность лишила интерьер собора Святого Петра в Риме этого античного духа. Мощный монументализм и фантастический размах собора Альберти в Мантуе уникален. Лишь через века свод Сан Андреа вдохновлял Булле и мастеров XX века.

В Сан Джорджо Маджоре фасадная схема разорванного фронтона остается прежней, изменяется характер решения узлов. В отличие от Сан Пьетро ин Кастелло, Палладио не крепует и не уплощает карниз малого ордера. Он так заглубляет уровень фронтона малого портика, что карниз обнимает фуст, а фронтон ударяется в тело большого ордера. Это усиливает экспрессивность фасада, но лишает его, возможно, большей гармоничности. Как и в других фасадах своих церквей, в Сан Джорджо Маджоре Палладио пропускает карниз пьедестала по стене. Попадая в величественный палладианский интерьер, зритель движется к алтарю, где в апсиде находится Тайная вечеря Тинторетто.

Фасад Сан Джорджо Маджоре заканчивал Скамоцци, его ученик Бальтассар Лонгена в своей церкви Санта Мария делла Салюте также не крепует карниз малого ордера, обнимая колонны главного портика. Шедевр барокко наследует благородной красоте и ордерной четкости интерьеров Палладио, особенно это очевидно в алтарной зоне. Средокрестие Иль Реденторе отличается от просторного аркадного интерьера Сан Джорджо Маджоре и завершается колоннадой. Подобный роскошный прием встречается в Троицком соборе Стасова в Петербурге. Треугольник, образуемый Сан Джорджо Маджоре, стоящем напротив Пьяцетты, ансамблем площади Сан Марко и куполом Санта Мария делла Салюте, формирует грандиозную площадь на воде, которая во все века притягивала к себе ценителей искусства. Подобная магия пространства и великой архитектуры ощущается и в Петербурге.

Острая идея разорванного фронтона, которая могла бы быть подхвачена барокко, почти не была оценена. Экспрессию разорванного фронтона могли унаследовать не только от церковных фасадов Палладио, но и от античных схем. Но с этим приемом лишь через столетия стал работать в своих проектах Жолтовский. Впервые Жолтовский использует этот прием в здании уполномоченного ВЦИК в Сочи, 1935. Разорванный фронтон становится символом единства античности, ренессанса и барокко. Это уникальная, пронизывающая века, тема. Затем она появляется у Жолтовского в проекте театра в Таганроге, 1937. В послевоенном проекте застройки площади в Калуге Жолтовский комбинирует тему фронтона с арками по краям портика, как на форуме в Помпеях. Тема разорванного фронтона использована и в нескольких проектах Андрея Бархина. Разорванные фронтоны стали завершениями башен в проектах высотного здания, 2003 г., и дипломном проекте административного здания, 2005 г. Как и мастера XV века Палладио изучал декоративные и композиционные приемы античности. Он создал свой пластический язык и уникальные фасадные приемы, творил великую и простую гармонию архитектуры. Вершиной творчества Палладио стали мраморные фасады его венецианских церквей. Разорванные фронтоны в творчестве Палладио – это и архитектурная логика, и возрождение античного мотива, и взрыв барочной экспрессии. Однако встречаемый еще в архитектуре проторенессанса, после Палладио этот прием почти не используется. Лишь через столетия разорванный фронтон, найденный Палладио в наследии веков, и столь ценимый им, возникает вновь в работах Жолтовского, блестящего знатока образов Италии.

Д.Б. Бархин
А.Д. Бархин

А.Палладио, Сан Джорджо Маджоре в Венеции, 1566. Базиликальный, разорванный фронтон Палладио как воплощение экспрессии © А.Д. Бархин

А.Палладио, Сан Джорджо Маджоре в Венеции, 1566. Палладио возвращается к схеме с большим ордером на пьедестале, усиливает рельефность фасада, но карниз малого ордера не крепует, обнимая им колонны © А.Д. Бархин

А.Палладио, Сан Джорджо Маджоре в Венеции, 1566. Листья капителей и карнизы Палладио не нарезает, как в Колизее © А.Д. Бархин

Лоджия дель Капитанио в Виченце, 1571. Палладио, в отличие, например, от Виньолы, использовал в композитной капители дисковые волюты © А.Д. Бархин

И.В.Жолтовский, Дом на Моховой ул., 1932-34. В доме на Моховой капитель лоджии дель Капитанио соединилась с карнизом церкви Сан Джорджо Маджоре © А.Д. Бархин

Д.Б.Бархин, Каланчевская плаза в Москве, 2007-10. Аутентично вылепленная капитель в сочетании с вдохновленным Венецией, облегченным карнизом © А.Д. Бархин

Петра, Храм-мавзолей Эль-Хазне, I век н.э. Разорванный фронтон — устойчивый, игривый мотив древнеримской архитектуры © А.Д. Бархин

Сан Миньято аль Монте во Флоренции, XI-XIII вв. Идея разорванного фронтона на фасаде исходила из базиликального разреза церкви © А. Д. Бархин

Собор в Кремоне, завершение фасада с 1491 г. Италия, как правило, демонстрирует не академичную красоту, а изысканную и даже странную, таков и удивительный фасад собора в Кремоне © А.Д. Бархин

Б.Перуцци, Санта Мария ин Кастелло в Карпи, 1514. Соединение мотива триумфальной арки и базиликального фронтона — такова уникальность небольшой, полузабытой церкви в Карпи © А.Д. Бархин

Дж. делла Порта, вилла Альдобрандини, 1597. И для Палладио, и для мастеров барокко и И.В. Жолтовского разорванный фронтон — это ответ античности © А.Д. Бархин

К.Райнальди. Санта Мария ин Кампителли в Риме, 1663. Крупный масштаб и монументальность, редкое по экспрессии приближение к древнеримской архитектуре поражают в этой работе Райнальди © А. Д. Бархин

Архитектор эпохи возрождения Андреа Палладио / Блог архитектора Дмитрия Новикова

Главная страница |О студии| Портфолио | Услуги и цены | Контакты | Васту проект |Архитектурный проект|Дизайн фасадов | Блог

Главная страница  >  Архитектурный Блог — стр 1  >  Архитектурный Блог — стр 2  >  Архитектор Андреа Палладио

Андреа Палладио (1508-1580 гг. н.э.) — итальянский архитектор эпохи позднего Возрождения (Ренессанса) венецианской школы. Основоположник палладианства оригинального течения в архитектуре европейского классицизма, основанного на переосмыслении античных традиций. Палладио строил церковные и светские здания, наиболее известные из которых виллы, спроектированными им в Виченце и окрестностях, и две большие церквями в Венеции. Он также написал чрезвычайно влиятельный трактат по архитектуре — «Четыре книги по архитектуре». Его идеи, как в камне, так и на бумаге вызвали множество подражаний в разных странах Европы и Америки.

Подписывайтесь на наш блог на Яндекс Zen — мы регулярно публикуем там новые статьи и видео на тему архитектуры, дизайна и строительства.

Ранняя жизнь Палладио.

Андреа ди Пьетро делла Гондола родился 30 ноября 1508 года в Падуе (Италия) в семье скромного мельника. Андреа учился на каменщика и скульптора в Падуе, а затем, в 1524 году, переехал в Виченцу, где вступил в гильдию каменщиков и зарабатывал на жизнь изготовлением декоративной скульптуры и памятников. В 1530-х годах  в Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, под руководством которого начал изучать архитектуру и получил гуманистическое образование. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио в честь Афины Паллады, греческой богиние-покровительницы искусств.

В 1541 году Палладио впервые посетил Рим, где он смог из первых рук изучить сохранившиеся здания древнеримской архитектуры и образцы архитектуры Высокого Ренессанса, такие как Храм Сан-Пьетро Донато Браманте (около 1444-1514 гг.), завершенный около 1510 г. Он объединил это практическое изучение с изучением трудов римского архитектора Витрувия (около 90-20 гг. до н.э.) и недавно опубликованных, но уже влиятельных работ по архитектуре Себастьяно Серлио (1475-1554 гг.). Палладио объединил все эти идеи, чтобы воспроизвести и переосмыслить строгость и величие римской архитектуры в своих уникальных зданиях.

Здания Палладио в Виченце.

Первым известным архитектурным проектом Палладио был заказ в 1546 году на создание нового фасада для ратуши Виченцы (впоследствии известной как базилика Палладиана). Подобно тому, как другие архитекторы эпохи Возрождения, такие как Леон Баттиста Альберти (1404-1472 гг.), создавали церкви во Флоренции и Римини, Палладио проигнорировал средневековую форму корпуса здания и покрыл его ансамблем арок и колонн в классическом стиле, охватывающим два этажа. Арки создают то, что стало известно как «палладианское окно», представляющее собой пару коротких двойных колонн, поддерживающих арку, каждая из которых окружена одной более высокой колонной. Эта работа была признана успешной, поскольку вскоре Палладио начал проектировать дворцы и виллы как в Виченце, так и в окрестностях Венето.

Базилика Палладиана:

Палладио старался передать в своих проектах симметрию и пропорции, характерные для зданий Древнего Рима. Примеры его работ включают виллу Вальмарана, известную как «Ла Ротонда», недалеко от Виченцы, построенную около 1551 года. Вилла «Ротонда» явно вдохновлена Римским пантеоном (ок. 125 г. н.э.) за исключением того, что Палладио добавил еще три гигантских портика с колоннами, по одному для каждой стороны виллы:

Центральная часть здания увенчана неглубоким куполом. Загородные виллы Палладио, как правило, построены из кирпича, покрытого штукатуркой, и содержат комнаты различных размеров, расположенные вокруг центрального куполообразного зала. Другие общие черты включают приподнятый цоколь, впечатляющие веранды с колоннадами и значительное использование декоративной штукатурки. Палладио также очень интересовался математической гармонией, и это нашло отражение в точных размерах комнат его вилл, как самих по себе, так и по отношению друг к другу. Эти виллы часто соединяются с соседними хозяйственными постройками прямыми или изогнутыми лоджиями. Еще одна повторяющаяся особенность — обнесенный стеной двор, расположенный перед виллой и спроектированный таким образом, чтобы подчеркнуть симметрию и пропорции всего комплекса построек.

Тем временем в пригороде Виченце Палладио построил Палаццо делла Раджоне и многие другие виллы, такие как Вилла Мальконтента, Вилла Пизани и Вилла Корнаро. Его Палаццо Кьерикати, около 1550 г. н.э., имеет двухэтажный фасад, ощетинившийся колоннами — дорическими на нижнем и ионическими на верхнем этаже.

Виллы Палладио:

Вилла Мальконтента:

Вилла Вальмарана:

Вилла Эмо Каподилиста:

Вилла Кьерикати:

Вилла Годи в Лонедо:

Вилла Пьовене:

Вилла Пизани:

Вилла Корнаро:

Вилла Триссино:

Вилла Пояна Маджоре:

Совершенно другим проектом был Театр Олимпико, театр Академии Виченцы, ок. 1580 г. Поскольку театр предназначался для постановки классических пьес, проект Палладио был, что вполне уместно, прямой реконструкцией древнеримского театра в Оранже на юге Франции и соответствовал описанию древнего театра у Витрувия. В подражание античному театру под открытым небом Палладио расписал потолок в виде неба с облаками.

Четыре книги по архитектуре и другие работы.

Во время продолжительного визита в Рим между 1554 и 1556 годами Палладио продолжил изучение римских руин, а затем опубликовал свою книгу «Античита Рима, или Древности Рима». Каталогизируя те руины, которые видны посетителям, эта книга стала стандартным путеводителем по Риму вплоть до середины 18 века.

В 1556 году Палладио был занят другой важной книгой, на этот раз новым иллюстрированным изданием своего героя Витрувия «Об архитектуре», которое он выпустил для венецианского издателя в сотрудничестве с ученым Даниэле Барбаро.

Палладио написал несколько собственных иллюстрированных книг по архитектуре. Его главной работой была «I quattro libri dell’Architettura», или «Четыре книги по архитектуре», которая была впервые опубликована в 1570 году.

Скачать «Четыре книги по архитектуре» можно здесь.

Сразу же ставшая популярной среди архитекторов, работа была переведена на несколько других европейских языков, включая четыре издания на английском языке между 1663 и 1738 годами. В книге I рассматриваются материалы, декор и классические заказы. В книге II — типы загородного и загородного жилья. В книге III — общественные здания, такие как базилики, мосты и градостроительство. Наконец, книга IV посвящена реконструкциям известных римских храмов, сохранившихся тогда только в виде руин. Работа помогла распространить идеи Палладио об архитектуре, потому что, хотя она была сосредоточена на классической архитектуре, автор часто использовал свои собственные проекты для иллюстрации описаний.

Венецианские церкви.

В 1565 году Палладио начал работу над церковью Сан-Джорджо Маджоре в Венеции, зданием, вдохновленным базиликой Максенция 4-го века н.э. на Римском форуме в Риме. Церковь не была закончена до 1610 года, но она точно следовала первоначальным намерениям Палладио. Фасад с колоннами на массивных основаниях, увенчанных коринфскими капителями, состоит из двух взаимосвязанных фронтонов храма. В нишах находятся статуи святого Георгия и святого Стефана, а также бюсты дожей (венецианских правителей). План церкви имеет форму перевернутого латинского креста с двумя нефами.

В 1576 году н. э. Палладио спроектировал церковь, ныне широко известную как Il Redentore (Христос-Искупитель), также в Венеции на острове Джудекка:

Сверкающий белый фасад из истрийского камня резко контрастирует с красной кирпичной кладкой остальной части здания. Дизайн интерьера Il Rendetore отражает его функцию принимать дожей в грандиозной процессии каждый год в третье воскресенье июля, в день праздника Искупителя. Соответственно, неф необычайно широк и без проходов. Интерьер имеет очень мало украшений и в основном выполнен в белом цвете, вместо этого Палладио предпочел придать церкви характер игрой обильного света на своих коринфских колоннах и арках. Естественное освещение интерьера во многом обусловлено большими полукруглыми окнами, заполненными удивительно прозрачным стеклом городских мастерских на Мурано, известным как cristallo.

В обеих этих венецианских церквях присутствуют элементы римских бань, такие как несколько сводчатых помещений, разделенных перегородками из колонн.

Помимо церквей, Палладио консультировал правителей Венеции по вопросам городских укреплений, а также разработал дизайн интерьера дворца Дожей. Его проект моста Риальто был отклонен в пользу Антонио да Понте (1512-1597 гг. н.э.).

Наследие Палладио.

Палладио умер в августе 1580 года в Виченце. Его проекты, узоры и мотивы уже привлекли внимание архитекторов в других частях Италии и за рубежом, поскольку его книги по архитектуре стали даже более популярными, чем уже широко известные и аналогичные работы Серлио. Одним из первых известных подражателей Палладио был английский архитектор Иниго Джонс (1573-1652 гг. н.э.), который собрал оригинальные рисунки Палладио после визита в Италию. Джонс спроектировал такие грандиозные сооружения, как Дом королевы в Гринвиче и Банкетный дом в Уайтхолле, Лондон, оба во втором десятилетии 17 века. Проекты Палладио были также популярны в Ирландии и американских колониях.

Возможно, до сих пор наиболее заметным вкладом Палладио в мировую архитектуру является его использование классического фасада храма в качестве крытого крыльца, которое с тех пор копируется в самых разных зданиях — от скромных загородных домов до больших публичных библиотек:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________________________________________________________________________

!Материалы из статьи могут быть использованы только с активной ссылкой на сайт-источник!

_______________________________________________________________________________________________

Похожие статьи в Блоге:

Архитектура древнего Египта

 

Египет меня интересует очень давно. Ещё с раннего детства меня завораживали памятники его культуры: древняя письменность — загадочные иероглифы на свитках папируса и выгравированные на поверхностях величественных, потрясающих воображение своей монументальностью зданий и скульптур; религиозный мистицизм, окутывающий его историю — всё это вызывало у меня жгучее желание хоть немного проникнуть в тайны этой страны. Сейчас я вплотную подошёл к тому, чтобы изучить архитектуру Египта и в этой и последующих статьях я хочу на сколько это уместно подробно изложить результаты моих изысканий…

___________________________________________________________________________________________________________

Архитектура древней Греции

 

Греческие архитекторы построили одни из лучших и наиболее характерных зданий во всем Древнем мире, а некоторые из их построек, такие как храмы, театры и стадионы, стали основными элементами городов с древности и до наших дней. Кроме того, стремление греков к простоте, пропорциям, перспективе и гармонии в своих зданиях оказало большое влияние на архитекторов эллинистического периода и римского мира, обеспечив основу для классических архитектурных ордеров, которые доминировали в западном мире с эпохи Возрождения до наших дней…

_______________________________________________________________________________________

Романский стиль в архитектуре

 

Романский стиль стал закономерным отражением духа своей эпохи: для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и частые междоусобные войны. Поэтому дозорные башни, массивность всех конструкций, световые проемы, походившие на бойницы эти черты присущи постройкам романского периода. ..

___________________________________________________________________________________________________________

Если Вы хотите заказать проект дома, или у Вас есть вопросы, свяжитесь со мной по телефону, телеграму или почте.

+7 977 268-04-53

[email protected]

   

В начало

Палладианство | Определение, характеристики, архитектура, примеры и факты

Holkham Hall

Все медиа

Похожие исполнители:
Томас Джеферсон Андреа Палладио Иниго Джонс Уильям Кент Ричард Бойл, 3-й граф Берлингтон

Просмотреть весь связанный контент →

Палладианство , архитектурный стиль, основанный на трудах и постройках гуманиста и теоретика из Виченцы Андреа Палладио (1508–1580 гг. ), возможно, величайшего архитектора конца 16 века и, безусловно, самого влиятельного . Палладио считал, что архитектура должна руководствоваться разумом и принципами классической древности, как это было известно в сохранившихся зданиях и в трудах архитектора и теоретика I века до н.э. Витрувия. Палладианство демонстрирует рациональность в своей ясности, порядке и симметрии, а также отдает дань уважения древности в использовании классических форм и декоративных мотивов. Немногие архитекторы, кроме непосредственного ученика Палладио Винченцо Скамоцци (1552–1616), были заинтересованы в продолжении наиболее эрудированного аспекта творчества Палладио — его исследования гармонических пропорций, — и в руках слишком многих последователей следующих двух столетий палладианство имело тенденцию становиться бесплодная академическая формула, лишенная собственной силы и поэзии Палладио.

Именно Иниго Джонс представил архитектуру Палладио в Англии. По возвращении из поездки по Италии (1613–1614 гг. ) Джонс создал в Лондоне палладианский стиль; этот стиль был основан на знаниях, которые он приобрел при изучении сочинений Палладио и на собственном непосредственном изучении древней архитектуры и архитектуры эпохи Возрождения. Выдающимися среди сохранившихся примеров являются Дом королевы в Гринвиче (завершен в 1635 г.), Банкетный дом в Уайтхолле (1619–1622 гг.) И Часовня королевы во дворце Сент-Джеймс (1623 г.).

В начале георгианского периода (1714–1830 гг.) возник второй, более поглощающий интерес к Палладио. Отчасти в качестве реакции на грандиозную архитектуру более поздних Стюартов новые могущественные виги выразили желание вернуться к более рациональному и менее сложному стилю. Их желание совпало с публикацией английского перевода трактата Палладио I quattro libri dell’architettura (1570; Четыре книги об архитектуре ) и первого тома Колена Кэмпбелла Vitruvius Britannicus (1715 г.), фолиант из 100 гравюр современных «классических» зданий в Британии (еще два тома последовали в 1717 и 1725 гг. ), рисунки которых имели огромное влияние в Англии. Уильям Бенсон, член парламента от вигов, уже построил первый английский палладианский дом 18 века в Уилбери-хаус, Уилтшир, в 1710 году. Кэмпбелл, первый важный практик нового и более буквального английского палладианства, построил Хоутон-холл в Норфолке. (начало 1722 г.) и замок Мерворт в графстве Кент ( с. 1722). Богатый архитектор-любитель Ричард Бойл, 3-й граф Берлингтон, и его протеже Уильям Кент завершают триумвират, ответственный за вторую фазу стиля. Дом Берлингтона, Chiswick House (начало 1725 г.), был спроектирован им как переосмысление виллы Ротонда Палладио. Холкхэм-холл в Норфолке (начало 1734 г.) был построен Кентом, которому также приписывают изобретение английского ландшафтного сада. Другими известными английскими палладианскими архитекторами были Генри Флиткрофт, Исаак Уэр, Джеймс Пейн, Роджер Моррис и Джон Вуд Старший.

В 18 веке возрождение палладианства в Англии распространилось на Италию, а оттуда на большую часть Европы и американские колонии. Среди известных архитекторов этого движения были Франческо Мария Прети в Италии, Томас Джефферсон в Америке и Георг Кнобельсдорф в Германии. Стиль распространился в России благодаря работам шотландца Чарльза Камерона и итальянца Джакомо Кваренги, а также достиг Швеции и Польши. Вскоре после 1800 года стиль повсеместно уступил восходящему движению неоклассицизма, в котором классические формы и детали были получены непосредственно из античности, а не увидены глазами Палладио эпохи Возрождения.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.

всемирно известный архитектор эпохи Возрождения

Андреа Палладио был итальянским архитектором эпохи Возрождения, известным во всем мире . Его настоящее имя было Андреа ди Пьетро делла Гондола . Он получил квалификацию гражданина и официального архитектора Серениссимы и проектировал виллы, дворцы, базилики и памятники, особенно в Венето. ЮНЕСКО признала 24 виллы и 23 дворца  в Виченце, месте, где он сформировался и прожил большую часть своей жизни, , как объект Всемирного наследия .

Портрет Андреа Палладио – работа Г. Б. Маганца

Палладио и удача переехать в Виченцу

Палладио родился в Падуе в 1508 г., в семье скромного происхождения и умер в Мазере в 158 г. 0 в скромных экономических условиях . A В возрасте тринадцати лет он начал работать учеником каменщика в мастерской Бартоломео Кавацца и изучать классическое искусство и фигуративную культуру великих художников .
В 1523 году он переехал в Виченцу и начал работать в известной мастерской строителя Джованни ди Джакомо да Порлецца и скульптора Джироламо Питтони. Между 1535 и 1538 годами он встретил дворянина Джана Джорджио Триссино с Золотым руном .
Триссино был культурным писателем и престижным дипломатом, он играл очень важную роль в культуре эпохи Возрождения и хорошо интегрировался в аристократию. Во время ремонта своей виллы он встретил Андреа ди Пьетро среди рабочих, занятых на стройке, и, заметив его талант, решил позаботиться о своем культурном обучении . Он взял его с собой в Рим для изучения и наблюдения за красотой классической архитектуры. Вдохновленный Палладой, богиней мудрости, и персонажем поэмы, которую он писал, , он дал ему утонченное прозвище «Палладио» .

Вилла Триссино в Криколи, где произошла судьбоносная встреча Триссино с Андреа Палладио. Венецианская аристократия реорганизует город и его окрестности и Андреа ди Пьетро делла Гондола попросили спроектировать новые резиденции для дворян . Город украшен красивыми частными и общественными зданиями, а в сельской местности спроектированы необычные виллы.
С 1550 , после смерти Триссино, Палладио начал сотрудничать с Даниэле Барбаро , великим исследователем древней архитектуры и Патриархом Аквилеи. Вскоре Барбаро стал его наставником и, принадлежа к одной из самых влиятельных венецианских патрицианских семей, помог ему найти клиентов в других городах9. 0016 .

Статуя Палладио в Виченце

Виллы и знаменитые дворцы Палладио

Вилла Капра – Ла Ротонда, работа Палладио так- под названием «Виллы Палладио». Они являются доказательством его художественного гения . Помимо того, что они были центрами, принадлежащими земле, они должны были представлять собой место здоровья, благополучия, учебы и размышлений.
Палладио также спроектировал множество дворцов, два из которых особенно важны и наводят на размышления:

  • Базилика Палладио по преимуществу является художественным символом города Виченца, признанным Национальным памятником . Палладио спроектировал знаменитую лоджию из белого мрамора с модулями serliane для средневекового Палаццо делла Раджионе, построенного в готическом стиле в середине пятнадцатого века. Термин базилика навеян древним Римом, когда он использовался для обозначения прямоугольных общественных зданий, предназначенных для деловых встреч или отправления правосудия. Сегодня здесь проходят архитектурные и художественные выставки;
  • Олимпийский театр — старейшая крытая конюшня в мире с роскошными интерьерами, созданными из плохих материалов. Он вдохновлен классическим стилем и имеет знаменитые сцены, созданные знаменитым архитектором и сценографом Винченцо Скамоцци. Он был открыт в 1585 году.

Палладио прославился использованием Белого камня

Белый камень Виченцы — чистый и нежный камень, добытый в горах Виченцы , в частности холмы Беричи, Вальдикьяна и плато Азиаго.
Палладио долго изучал его, став глубоким знатоком. Он использовал его для оснований, колонн, капителей, архитравов, украшений и лестниц; простота изготовления и доступность в большом количестве позволили ему обеспечить величественный вид жилых помещений, сэкономив при этом деньги благородным клиентам . В общем, он был искусным мастером в использовании плохих материалов , таких как оштукатуренный кирпич, штукатурка и дерево, для достижения монументальных эффектов.

Палладио написал «Четыре книги об архитектуре»

I quattro libri dell’architettura — работа Палладио

«Четыре книги об архитектуре» — знаменитый трактат в четырех томах , опубликованный в Венеции в 1570 году; драгоценное произведение искусства, оказавшее влияние на более позднюю архитектуру. Каждая книга посвящена различным темам и содержит информацию о материалах, методах строительства зданий , улиц, мостов и площадей, построенных греками и латинянами, нарисованные от руки таблицы с изображением архитектурных ордеров и рельефов древнеримских построек .
Есть рисунки и архитектурные проекты патрицианских вилл и общественных зданий, выполненные при его жизни, некоторые завершенные много лет спустя. Он полагал, что размер общественного здания или виллы, его постройки и стилистические элементы можно получить из таблиц, опубликованных в трактате, в соответствии с формальными и пропорциональными правилами.
В черновике книг и его проектов он был вдохновлен работами Марко Витрувио Поллионе , римского архитектора работавшего во второй половине I века до н.э., считающегося самым известным теоретиком архитектуры.

Наследие Палладио является мировым наследием

Палладианство

Палладио обновил чистоту и простоту классической архитектуры , строя здания в гармонии с человеком и природой. Он стал мастером пропорций, света и материала . Изучая классическую греко-римскую древность и рельефы величественных руин, он заново изобрел новый стиль, навсегда изменив историю архитектуры, особенно западной. Его идеалы симметрии, порядка, совершенства и элегантности слились в настоящий стиль: палладианство . Это движение, как стилистическое, так и культурное, развивалось до 18 века и постепенно распространилось сначала в Европу, а затем и на остальной мир . К счастью, потребности его времени остались потребностями современного мира, поэтому интуиция и архитектурные решения актуальны и сегодня.

Палладио покоряет Америку

Рисунок I quattro libri dell’architettura – работа Палладио

К концу 18 века палладианство уже было широко распространено в Северной Америке. В 2010 году Конгресс США объявил Палладио «отцом американской архитектуры». «Четыре книги по архитектуре» стали основным источником классического дизайна для многих архитекторов и строителей в Соединенных Штатах. Фондовая биржа Уолл-Стрит в Нью-Йорке, Белый дом и Конгресс в Вашингтоне были построены по его моделям. В его честь учреждена уникальная национальная архитектурная премия «Премия Палладио» за творческую интерпретацию и выдающиеся достижения в классическом и традиционном дизайне .
В 2019 году Arte 2000 стала первой итальянской компанией, получившей награду Palladio Award за ремесло благодаря проекту виллы Beaux-Arts в Атланте, США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *