Парадные в санкт петербурге – Парадные и лестницы Санкт-Петербурга с адресами и фото

Содержание

фото, как добраться, адреса, экскурсия по парадным

Парадные — это изюминка Санкт-Петербурга. Мы составили интересный маршрут по одним из самых удивительных парадных Северной столицы, но прежде чем отправиться туда, предлагаем познакомиться с их историей

Дмитрий Березин

21.11.2018

Если ты живешь в Петербурге, то неизбежно, что к тебе часто обращаются люди из других городов с просьбами показать им «что-нибудь». На первый раз еще прокатит обзорная экскурсия по каналам и храмам. А что делать с более опытными туристами? Товарищи попросили показать изнанку Питера, в особенности – парадные. Пришлось разыскивать адреса подобных местечек и составлять маршрут. Но маршрут – это полбеды, ведь просто смотреть скучно. Значит, нужно подтянуть себя в истории города – и вперед, на экскурсию.

Парадная на Пушкинской 20

Начать я решил с парадной многоквартирного дома на Пушкинской 20. Ее планировка удивляет простором даже знатоков – в прошлом дом был отелем «Пале-Рояль» (Пале-Рояль, это французский дворец, построенный для кардинала Ришелье, известный по «Трем мушкетерам»). В «Пале-Рояле» селились работающие холостяки и жители окрестностей, приезжавшие в Петербург по делам. Постепенно здесь стала преобладать богема – литераторы и актеры.

Когда-то в этом доме был отель «Пале-Рояль». Фото: Артем КИЛЬКИН

Останавливались в гостинице Антон Чехов, Иван Бунин, а в 1913 в «Пале-Рояле» некоторое время жил Владимир Маяковский. Главным представителем богемы был Мамонт Дальский – актер театра, исполнитель ролей пылких любовников, угодивший под трамвайные рельсы.

Парадная на Колокольной 11

Вход в парадную украшает майолика. Фото: Артем КИЛЬКИН

По пути к следующей парадной, на Колокольной, 11 мы заметили любопытный дом – расписной, одна мозаика чего стоит! В народе его называют «дом-пряник», он стоит здесь с XIX века, а стиль постройки – неорусский.

Вот так выглядит парадная в «доме-прянике». Фото: Артем КИЛЬКИН

На человеческом, это означает подражание архитектуре былых времен с использованием народных мотивов. Вход в парадную украшает майолика – обожженная глина, покрытая глазурью и красками.

Парадная на Кузнечном 6

Пройдя сквозь дворы, мы вышли в Кузнечный переулок и дошли до дома №6. За ничем не примечательной пластиковой дверью оказалась шикарная парадная небесного цвета, с кариатидами и лепниной. Это бывший особняк Василия Каншина – откупщика по алкоголю.

 Это бывший особняк Василия Каншина. Фото: Артем КИЛЬКИН

Работа откупщика заключалась в сборе налогов с определенной сферы – Василий заведовал налогами с продажи водки и получал процент с этих налогов, являясь одним из богатейших жителей Петербурга. Сейчас здесь вегетарианский ресторан и магазин.

Парадная в «Доме с башенкой»

От особняка Каншина, мимо памятника Достоевскому и прямо на Загородный проспект. Когда-то он был южной границей города – а в XX веке на нем построили доходный дом немецкого купца Иоффа, известный как «дом с башенкой». Мы посетили его парадную и полюбовались необычной овальной лестницей. Сейчас здесь два отеля, остальные квартиры – коммуналки. В советское время здесь жила пара – Лидия Чуковская и Матвей Бронштейн. Лидия писала книги, а Матвей занимался астрофизикой, используя башню для наблюдений за звёздами.

Адрес дома с башенкой — Загородный проспект 11. Фото: Артем КИЛЬКИН

В 1936 Бронтштейна репрессировали на волне гонений на интеллигенцию. Дом отметился ещё и тем, что в 1987 на крыше снимал свой клип «Ни шагу назад» Юрий Шевчук.

Парадная на Загородном 26

10 минут пешком от знаменитых «Пяти углов», и мы толкаем створку массивной дубовой двери дома №26 по Загородному. Судя по виду, она сохранилась со времен постройки дома. Сегодня нам везет – как и на Пушкинской, мы заходим в подъезд вместе с жильцом. Парадная поражает: здесь гробовая тишина и сохранившийся первозданный вид. Широкие лестницы, облицовка стен, морские раковины в них – а в раковинах лампочки. Оказывается, чтобы построить себе подобный особняк, нужно было заниматься торговлей — как Александр Васильевич Дехтеринской, заказчик дома, имевший несколько лавок на петербургских рынках. Кстати, местность вокруг станции «Достоевская» кишит местами связанными с Федором Михайловичем – в этой парадной снимали фильм «Три женщины Достоевского».

Парадная сохранила первозданный вид. Фото: Артем КИЛЬКИН

Парадная — музей! Фото: Артем КИЛЬКИН

На лестничной площадке мы встретили пожилую жительницу дома, которая любезно предложила нам побывать у нее в гостях. За дверью – коммунальный мир, квартиры внутри квартиры. Конкретно у Веры Николаевны – нашей хозяйки, потолки под 4 метра, старинный камин в углу комнаты и живая радиоточка. Антуража добавляют советские фотографии, серебряный сервиз и мебель старого образца.

Парадная на Ломоносова

Следующим пунктом в маршруте оказался доходный дом Елисеева на улице Ломоносова. Григорий Елисеев был главой купеческого товарищества «Братья Елисеевы» – оно занималось производством и продажей вина, не только в России, но и Европе. Помимо вина, им принадлежал ряд лавок и магазинов, в том числе магазин на Невском. Как следствие, огромные доходы шли на строительство доходных домов, причём строили на совесть – высокие потолки, многокомнатные квартиры для мастеров и аристократии. Парадную дома Елисеева в народе прозвали «Ромашка» – за сочетание цветов и винтовую лестницу, обволакивающую старинную шахту лифта. По городу их по пальцам пересчитать!

Фото: Артем КИЛЬКИН

Парадную дома Елисеева за яркий желтый цвет прозвали «Ромашкой». Фото: Артем КИЛЬКИН

Мы уже собирались уходить, как нам посчастливилось встретить главу сообщества жильцов дома – Веру Ивановну Маджарову. Она рассказала, что, несмотря на пристойный вид, дому требуется уход и надзор. 4 мини-отеля, расположенные в доме, и постоянные экскурсии (а за один выходной день лета их было аж 40!) привели в негодность механизм входной двери, и парадная буквально стала проходным двором. Вера Ивановна заверила нас, что сообщество уже нашло инвестора и планирует восстановить старинные перила и кабину лифта на каждом этаже (на фотографии только часть с первого), а также нанять консьержа.

Парадная в доме, где снимал Балабанов

Закончили мы «парадный маршрут неподалеку от предыдущего дома – прямо на углу Ломоносова и набережной Фонтанки. Еще один дом, принадлежащий Елисееву – этот прославился высокими витражами, грифонами на чугунных перилах и львиной головой-фонтаном во дворе. В начале XX века здесь жил сын Елисеева — тоже Григорий, выбравший карьеру врача. Как и многих талантливых интеллигентов, его репрессировали по обвинению в контрреволюционной деятельности, в 1938-ом.

Фото: Артем КИЛЬКИН

Фото: Артем КИЛЬКИН

Кстати, в свое время дом послужил локацией для фильма легендарного Алексея Балабанова «Про уродов и людей» – за него режиссер получил премию «Ника» в номинации «Лучший фильм» и «Лучшая режиссёрская работа» в 1998.

www.kp.ru

Легендарные парадные Санкт-Петербурга, куда просто так не попасть

Великолепный петербургский архитектурный ансамбль — гордость России. Много раз наша Северная столица получала престижный титул самого красивого города Европы. Потрясающие здания, созданные в таких стилях, как модерн, эклектика и неоклассицизм, превращают город в музей под открытым небом, рассматривать и исследовать экспонаты которого не надоедает никогда.

Однако взгляду рядового прохожего доступны лишь фасады доходных домов Петербурга — попасть внутрь не так просто: всё под замком, кое-где и охрана имеется. Легендарные питерские парадные — что это? Просто подъезды? Или они таят в себе нечто особенное — удивительный и редкий декор, потрясающей красоты витражи с растительными узорами, изразцовые печи и камины, пышную потолочную лепнину, изысканные барельефы, скульптуры, таинственные окошки, неизвестно куда ведущие, кружевную ковку перил… Поверьте, посмотреть там есть на что!

Создатели блога «Исследователи парадных» приглашают читателей Фактрума заглянуть на парадные лестницы доходных домов Санкт-Петербурга и изучить, что интересного там имеется.

Кликните по фотографии, чтобы посмотреть посмотреть пост о парадной целиком.

Сохранившийся витраж в доме Макарова

Дата окончания постройки — мозаика на полу доходного дома на Малой Посадской

Печь в жилом комплексе Петербургской купеческой управы, в котором жил писатель Сергей Довлатов

Последний этаж доходного дома Чубакова

Лестничные пролеты и изразцовая печь доходного дома Буксгевдена

Потолок в парадной доходного дома Тимофеева

Парадная лестница невероятной красоты в доходном доме Шульце

Кариатиды в доходном доме Фуфаевских

Дом Генриха Блокка

Прекрасные сохранившиеся витражи в доходном доме Никонова

Парадная со световым фонарем

Дом с уникальной металлической лестницей

Доходный дом архитектора Никонова

Балясины-грифоны в доходном доме 1882 года

Доходный дом Елизарова

Витражи в доходном доме Чубаковых

Парадная с эркером в доходном доме Ратке

Парадная доходного дома Никольского

Все фотографии принадлежат блогу «Исследователи парадных», копирование без активной ссылки запрещено.

27.05.2018

www.factroom.ru

8 невероятных петербургских парадных, сравнимых с музеями

Петербурженки Софья и Полина Хутинаевы создали фотопроект о самых красивых парадных города. В списке — помещения доходных домов Дехтиринского, Елисеева, Иоффе и других. Авторы объясняют, чем примечательны выбранные парадные и как в них можно попасть.

 

Доходный дом В. А. Новинского
Адрес: переулок Крылова, дом 1

Доходный дом В. А. Новинского в 1885-1886 построил архитектор Б.К. Веселовский. На стенах парадной сохранилась оригинальная лепнина XIX века, но цвет стен и неаккуратно прокрашенные фрагменты лепнины выдают современную эпоху.

В этом доме с 1923 по 1928 год располагалось Ленинградское Вегетарианское общество. Вход в парадную с Садовой улицы. Чтобы открыть дверь, нужно набрать на домофоне 3В.

 

Доходный дом Г.Г. Елисеева
Адрес: Набережная Фонтанки, дом 64

 

Доходный дом Г.Г. Елисеева построен архитектором Г. В. Барановским в 1889 — 1890 годах. После 1898 года Барановский стал главным архитектором всех предприятий Елисеевых. Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» на Невском проспекте — его же рук дело.

Главная парадная смотрит прямо на Фонтанку. Чтобы попасть, нужно ждать, когда кто-то выйдет.

 

Доходный дом Г.Г. Елисеева
Адрес: улица Ломоносова, дом 14

Дом 14 — также творение Барановского. Построен в 1891 — 1892 годах. Парадная этого дома довольно известна, она часто появляется в соцсетях и получила название «Ромашка». 

В верхней части окон стоят оригинальные желтые стекла, которые по замыслу архитектора создают теплый свет на пространстве винтовой лестницы. Полностью сохранилась балюстрада на верхнем этаже. 

В парадной располагается несколько отелей. Чтобы попасть внутрь, нужно просто набрать на домофоне номер любого отеля.

 

Доходный дом Ш.З. Иоффе
Адрес: улица Рубинштейна, дом 40

Доходный дом Ш. З. Иоффе построен в 1913 — 1914 гг. архитектором А. Л. Лишневским. В 1930 — 1940-х годах здесь жил ученый-физик М. П. Бронштейн и его жена Л. К. Чуковская, писательница, продолжательница дела отца К.И. Чуковского.

Этот дом находится «Пяти углах». Один фасад дома выходит на улицу Рубинштейна, другой на Загородный проспект. Вход в нужную парадную — с Загородного проспекта. 

 

Доходный дом
Адрес: улица Рубинштейна, дом 26

История этого дома начинается в 1822 году. Каким был его первоначальный вид, предположить сложно, поскольку после этого он перестраивался целых в 1873 и 1906 годах. Предположительно, эта парадная сохранилась со времен последней перестройки. 

Вход в парадную между аркой и кафе «Барселона». Чтобы попасть в парадную, нужно позвонить в отель — Boutique apartment. 

 

Доходный дом Второго российского страхового общества 
Адрес: Гороховая улица, дом 3

В доме, построенном архитектором А.В. Кенелем в 1912-1915 годах, теперь отель и пара ресторанов. Парадную перестроили, но остался красивый вид: в двух шага Исаакиевский собор и Адмиралтейство. 

 

Доходный дом страхового общества «Россия»
Адрес: Большая Морская, дом 35

На Большую Морскую, 35 попасть очень просто — там находится музейно-выставочный центр «Росфото». Здание было построено в 1905 — 1907 годах архитектором В.В. Ильяшевым и инженером А. А. Гимпель. Здесь располагался доходный дом страхового общества «Россия», а на первом этаже были магазины, в том числе, «Рояли и пианино Я. Беккера». 

 

Дом купца купца Эрнеста Фридриха Юнкера
Адрес: Большая Морская, дом 34

 

Здание было построено в 1873 году Р. Яковлевым для купца Эрнеста Фридриха Юнкера. С конца 1880-х годов оно было в руках Марии Карловны Кальмейер. В её доме работало правление Владикавказской железной дороги, музыкальный магазин и музыкальная фабрика «Циммерман».

Парадная рядом с аркой и овальным окном над крыльцом. На домофоне набираем номер отеля, дверь откроется сама собой

 


Доходный дом Ю. Б. Бака
Адрес: Кирочная улица, дом 24
 

Эта парадная действительно уникальна, здесь можно долго гулять, изучая все уголки и переходы. Сейчас  здание времен модерна находится на реконструкции, и не зря, потому что парадная — это только часть необыкновенно красивой архитектуры дома. Когда-то это был доходный дом Ю. Б. Бака, построенный архитектором Б. И. Гришовичем в 1904 — 1905 годах. 

 

Фото: Софья и Полина Хутинаевы

www.sobaka.ru

Парадные старых домов Санкт-Петербурга (31 фото) » Триникси

В Санкт-Петербурге можно встретить большое количество старых домов, которые относятся к стилю северного модерна и формируют тот уникальный облик города, к которому все мы привыкли. Власти стараются поддерживать внешний вид этих строений в оригинальном виде, однако это не всегда удается. Железные двери с кодовыми замками и некачественная реставрация порой уничтожают исторический вид зданий. Но как оказалось, все это лишь полбеды, основные проблемы кроются в парадных и на лестничных площадках, куда мы предлагаем вам заглянуть далее.

Далее авторский текст:

Прекрасный стрельчатый свод посажен на арматуру. Возможно, это было сделано ещё в советское время, но всё равно печально.

Что это? Это такой слой паутины, или кто-то натянул сетку от осыпающейся штукатурки? Думаю, всё-таки первое.

Уцелевшие витражи – в грязи и каких-то потёках.

За ними никто не следит. Постепенно стёкла осыпаются.

Заменить их было бы несложно, но страшно представить, что вставят на их место. Ведь, как известно, любая нестандартная задача повергает наших муниципальных «реставраторов» в ужас.

Почему-то во всём окне разбит именно витраж. Может быть, он оскорбил чьи-нибудь чувства?

Если окна целы, то они вот в таком состоянии. Ни одна уважающая себя кошка не сядет на такое грязное окно.

На уникальном стеклянном потолке вестибюля просто толстый слой грязи…

А это печь, раньше такие дома ими отапливались. Её просто заложили, закрасили, и провели через неё трубы. Опять же, наверное, это ещё в советские времена сделали, но никто и не задумывается о реставрации.

Ещё одна заложенная печь. Рядом устроили склад каких-то стройматериалов или просто мусора.

Всюду лежит многолетний слой грязи.

У этой печи кто-то откусил бок. Кажется, рану творчески замазали цементом.

Всё постепенно разрушается.

Похоже, это была попытка «реставрации».

Да, это тоже печь…

Насколько нужно не любить свой город, чтобы довести ценные архитектурные элементы до такого состояния?

Этот подъезд залили стандартной синей краской. Вместе с лепниной.

Обратите внимание на лестницу. Ступени все выщерблены! Вот что действительно стоило бы отремонтировать.

Лепнину закрасили очень грубо.

Но могло быть и хуже… Смотрите, какие крутые причёски у этих дам! А одной даже синяк нарисовали.

Но могло быть ещё хуже…

Гаргульи чувствуют себя не очень после того, как умелые руки гастарбайтера прошлись по ним толстым валиком.

Я так понял, вся реставрация в этих подъездах ограничивается покраской.

Даже не знаю, что это: пыль, плесень, краска облезла, или всё вместе.

Зато камера есть!


С электропроводкой полный бардак. Но просто чудо, что двери остались старые! Наверное, жильцы очень огорчаются, что нельзя поставить железную с кожаной обивкой. А может, это просто слишком дорого из-за нестандартных размеров.

Ещё один неплохо сохранившийся артефакт.

Некоторые двери с виду вполне крепкие, но заляпаны краской и испорчены какими-то мелкими вторжениями.

Народное творчество.

Отсюда

trinixy.ru

«Ромашка» — самая красивая парадная Санкт-Петербурга

Питерские крыши, один из брендов города на Неве, всё ещё популярны, но медленно отходят на второй план. Сейчас больший интерес вызывают парадные — скрытое за дверьми возведённых богатыми купцами и промышленниками доходных домов архитектурное наследие. Страждущие мечтают проникнуть внутрь, жильцы отгораживаются домофонами и консьержами.

     

О вкусах не спорят; если уж не самая красивая, то точно одна из. «Ромашка» — народное название парадной в одном из домов купца Г.Г. Елисеева, представителя знаковой для Санкт-Петербурга торговой династии. Но для начала раз и навсегда разберёмся, в чём отличие парадной от подъезда. Дело вовсе не в пышности убранства и не в территориальной принадлежности: в северной столице так любят и часто употребляют слово «парадная», тогда как в Москве и остальной России чаще услышишь «подъезд».

В прошлые века у домов существовало несколько лестниц и входов, выполнявших разные функции. Парадная лестница, выходившая на улицу, предназначалась для хозяев и их гостей, а чёрная, находившаяся обычно со двора, вела на кухню, в кладовые, и ей, в основном, пользовалась барская прислуга. Со временем слово «лестница» отвалилось, и в обиходе закрепилось слово «парадная». Парадные есть и в современных многоквартирных домах-высотках в спальных районах, и так же часто можно при входе увидеть табличку с надписью «лестница №…» или «подъезд №…». Применительно к доходным домам давайте отталкиваться от главной характеристики — вход с улицы. И всё же, когда только заходишь в «Ромашку», понимаешь, что попал не в подъезд, а именно в парадную: лепнина на потолке, пилястры с изящными капителями. Сию красоту для Г.Г. Елисеева в Чернышёвом переулке (ныне — улица Ломоносова) создавал в 1891-1892м годах «семейный» архитектор купеческой династии — Г.В. Барановский, и парадной он отвёл центральное место в доме.

2.  

Лестница спиралью вьётся вокруг лифта в цилиндрической шахте парадной с окрашенными в нежно-жёлтый цвет стенами. Как и во многих доходных домах того времени, столетие назад между этажами возил людей паровой лифт, до наших дней не сохранившийся. На фоне украшенных изящной ковкой дверей парят в воздухе и собирают тысячи лайков топовые инстаграмеры, а пользователи в комментариях по-прежнему спрашивают точный адрес и как можно попасть в столь желанную парадную.

3.  

Паровая машина для лифта располагалась в подвале, а тросы к двигателям тянулись сквозь шахту на верхний этаж. Сейчас в круглой шахте установлен обычный шумный советский квадратный лифт, несколько портящий общее впечатление от архитектурного шедевра Барановского.

4.  

Большие окна, пускающие солнечный свет внутрь парадной, размещены по спирали, как и лестница. Почти везде сохранились оригинальные жёлтые стёкла в верхней части окон. По замыслу создателя в типичную пасмурную питерскую погоду они создавали приятное тёплое освещение, гнали от обитателей печальные мысли о тлене и безысходности и намекали, что скоро лето.

5.  

Сей спецэффект от Барановского сыграет свою роль, но рекомендую идти в парадную в солнечный день, когда верхние этажи и купол парадной ярко освещены проникшими внутрь лучами. На последнем этаже — дополнительный ряд окон, расположенных на одной линии по кругу и дающих в ясную погоду очень приятный, мягкий и тёплый свет в куполе и на площадке около лифтовой шахты. На лепных барельефах не хватает фамильных вензелей Елисеевых, кажется, что пустыми по задумке архитектора или прихоти барина они не должны были оставаться.

6.  

Сочетание жёлтого цвета стен и белой лепнины на розетке купола, обрамлении окон и барельефах стало причиной возникновения неформального названия парадной — «ромашка». Ужасные двери лифта портят всю эстетику кадра. В идеале бы, переделать лифтовую систему, сместить по высоте выходы и переставить исторические кованые двери — тогда бы кадр заиграл совсем иными красками.

7.  

Оригинальная балюстрада сохранилась целиком только на верхнем этаже. Спускаясь вниз, обнаруживаешь отсутствующие целиком секции. Воссоздать исторический облик никто не торопится: то ли жильцы не желают кооперироваться, то ли город денег не даёт. Скорее всего, и то, и другое.

8.  

Спираль лестницы поддерживают профилированные кронштейны, декорированные лепными витыми завитками.

9.  

Находясь в подобной обстановке, ощущаешь дух Санкт-Петербурга и его историю. И закрадывается в голову шальная мысль, что жить в бывшем доходном доме — совсем неплохой вариант. Проходил ли дом капитальный ремонт, в каком состоянии канализационные трубы и проводка — подобные вопросы отходят на второй план.

10.

На сайтах недвижимости выползают объявление о продаже 4- или 5-комнатных апартаментов в этом доме общей площадью в несколько сотен метров. Если есть свободные миллионов 35-45, дерзайте. Однако исторически судьба дома купца Г.Г. Елисеева сложилась таким образом, что квартируют здесь преимущественно далеко не миллионеры.

11.

После революции 1917го года доходный дом в Чернышёвом переулке постигла та же участь, что и остальные архитектурные шедевры той эпохи. Дома либо отдавались в ведомство государственным организациям, либо внутри апартаментов наскоро возводились перегородки, превращавшие барские покои в коммунальные квартиры. Что удивительно, в доме Елисеева до сих пор сохранились коммуналки. Около одной массивной двери на последнем этаже висит записка с обращением к риэлторам, что данная коммуналка расселению не подлежит, а ворох тянущихся телефонных и интернет проводов лишь заставляет задуматься, сколько же людей ютится за той или иной дверью. Согласитесь, в историческом доме в самом центре города логичнее было бы увидеть только выкупленные богатыми мира сего квартиры, однако довольно много коммуналок да парочка отелей.

12.

Тот самый растиражированный в сети ракурс лифтовой шахты и спиральной лестницы. Забавно, но зайдя первый раз в парадную на удачу, я забыл его снять. Повторно отправился, дождавшись солнечного дня и захватив с собой широкоугольный объектив, и поймал игру тёплого яркого бокового света на лифтовой шахте и стенах парадной.

13.

Жильцы самой красивой парадной Санкт-Петербурга до сих пор сами не могут определиться, где они живут: в подъезде или парадной. А буквально рядом на дверях лифтовой шахты виднеется полустёртая надпись «Экскурсии — пошли вон». Консьержа в парадной нет, попасть может теоретически любой. Скрипнет дверь коммуналки, выглянет оттуда вечно бдящая бабуля и укоризненно пробормочет, как в старой рекламе: «И ходят, и ходят…» Ходили и ходить будут. По крайней мере, на одиночных исследователей жильцы вроде как не ругаются, прекрасно понимая, что они живут в такой красоте и видят её каждый день, а всем остальным хочется после однотипных скучных подъездов или парадных в многоэтажках получить эстетическое удовольствие и взглянуть на пышное убранство парадной лестницы доходного дома.

14.

Где находится парадная, давно не секрет. Точный адрес — улица Ломоносова, 14. А как попасть? Сориентируетесь на месте. Доходный дом, выстроенный Барановским в стиле неоэклектика, примечателен не только деталями фасада, но и двором-колодцем, откуда видна цилиндрическая форма шахты парадной. Дворы-колодцы — тема отдельных историй.

15.

Я продолжу прогулки по неформальным и скрытым достопримечательностям Санкт-Петербурга и буду разбавлять посты о путешествиях рассказами об архитектурном наследии родного города. Keep it locked!

Другие посты о скрытых достопримечательностях Питера:

Таинственные идолы во дворе Кунсткамеры
Дом купцов Елисеевых на Биржевой линии

Добавить журнал в друзья

sasha-lotus.livejournal.com

Продолжение темы парадных. Сокровища за фасадами Санкт-Петербурга. | Блогер aniase на сайте SPLETNIK.RU 17 августа 2018

В список туристических жемчужин Санкт-Петербурга, кроме дворцов, музеев, улиц, мостов и крыш можно смело включать многие роскошные парадные — лестницы, по которым ходили известные купцы и банкиры дореволюционной России. Пожалуй, такого количества парадных нет ни в одном городе России.

Парадные сейчас вызывают большой интерес — скрытое за дверьми бывших доходных домов архитектурное наследие. Страждущие мечтают проникнуть внутрь, жильцы отгораживаются глухими металлическими дверями с домофонами. Давайте и мы совершим виртуальное путешествие по самым знаменитым и самым красивым из них, так как, к сожалению, абсолютно все обозреть невозможно. Фотографии, использованные в данном посте, сделаны разными людьми, которым, несмотря на препятствия, хватило времени, сил и терпения чтобы пробраться в парадные и запечатлеть эту исчезающую красоту.

«Ромашка» — одна из самых красивых парадных Санкт-Петербурга. «Ромашка» — народное название парадной в одном из домов купца Г.Г. Елисеева по улице Ломоносова, 14. Сочетание жёлтого цвета стен и белой лепнины на розетке купола, обрамлении окон и барельефах стало причиной возникновения неформального названия парадной

Лестница спиралью вьётся вокруг лифта в цилиндрической шахте парадной с окрашенными в нежно-жёлтый цвет стенами. Как и во многих доходных домах того времени, столетие назад между этажами возил людей паровой лифт, до наших дней не сохранившийся. Паровая машина для лифта располагалась в подвале, а тросы к двигателям тянулись сквозь шахту на верхний этаж. Сейчас в круглой шахте установлен обычный советский лифт, несколько портящий общее впечатление от архитектурного шедевра Барановского. Что удивительно, в доме Елисеева до сих пор сохранились коммуналки. 

Это парадная ещё одного доходного дома Елисеева на Фонтанке. Состояние парадной очень хорошее, все элементы декора дошли до наших дней без изменений. 

В остеклении просторных окон лестничных пролётов Г.В. Барановский опробовал тот приём, что применит год спустя в «Ромашке». Круглые жёлтые стекла утепляют свет, проникающий в парадную со стороны двора.

Это парадная одного из доходных домов Елисеева на Васильевском острове по адресу Биржевая линия, 14. Её нынешние интерьеры появились не сразу. Когда в 1890х годах дом унаследовал Г.Г. Елисеев, он решил перестроить апартаменты на свой вкус и лад и призвал уже ранее проверенного Елисеевыми архитектора Г.В. Барановского, возжелав пышной эклектики в интерьере.

На протяжении XX века в апартаментах успешных предпринимателей квартировали известные академики и физики, о чём и поныне сообщают прохожим висящие на фасаде здания мемориальные доски, а судьба богатых интерьеров оставалась скрытой от посторонних глаз. Нынче дом Елисеевых принадлежит Институту Точной Механики и Оптики (ИТМО), и относительно недавно началась реставрация былой роскоши.

Парадная дома Бернштейна. Дом занимает сквозной участок: 2-я Советская ул., 10Б — 3-я Советская ул., 9. Дата постройки: 1904-1905. Архитектор А. С. Хренов.

Парадная этого дома — одна из самых добротных и привлекательных в доходных домах Санкт — Петербурга. Керамическая облицовка стен вестибюля бирюзовым глазурованным кирпичом включает панно с белыми лилиями и фриз с кувшинками.В угловых нишах межэтажных площадок установлены сиденья для отдыха. 

Парадная доходного дома Муяки, ул. Восстания, 18 — Ковенский пер., 17/ Архитектор: Хренов А. С. Год постройки: 1902-1903. Стиль: модерн.

Архитектор очень оригинально решил вид и оформление парадной лестницы. В доме была построена круглая шахта для лифта, которая установлена не в самом пролете, а располагается посередине лестничных площадок, построенных в круглой форме.

Большая Морская, 35:

А теперь о парадных, красота которых, в буквальном смысле слова, исчезающая. Каждая из них уникальна и неповторима, настоящий маленький музей, наполненный бесценными сокровищами. Но состояние многих из них удручает.

Эта парадная принадлежит дому по адресу Большая Морская, 34. Дом с очень мутной историей, которая начинается в 1740 году и относится, с моей точки зрения, к засыпанным домам.

Вот это вход в парадную с улицы, и сразу лестница. Такое впечатление что эту дверь сделали из окна второго этажа, ныне первого, а настоящий первый этаж под землёй:

Парадная дома по адресу Ульяны Громовой, 4, бывший доходный дом В. Ф. Краевского:

Известно что в 1880 году здание было перестроено, в общем, такая же мутная история засыпанного дома, возраст которого неизвестен. Вот так он выглядит:

Не буду углубляться в тему засыпанных зданий, пост на другую тему.

Настоящая античность.

Парадная дома по адресу Басков переулок, 26:

Известно что дом перестроен в начале 20 века, а когда и кем он был построен ранее, информация отсутствует.

Очень странный вход в парадную, дверь словно повисла в воздухе и явно не на своём месте. Но, если исходить из того, что дом засыпан и это даже видно здесь, то всё логично, как смогли так и перестроили. 

Шедевральный потолок:

Парадная дома по адресу Басков переулок, 41. Здание также перестроено в 1906 году:

Чайковского, 38:

Манежный переулок, 1:

 От этой парадной остались одни кариатиды

Ремонт превратил эту парадную в респектабельный подъезд

Чайковского, 36:

Таврическая, 35:

Как ужасно нелепо смотрятся эти чугунные батареи, трубы коммуникаций и проводка на фоне античных барельефов.

Кирочная, 49:

Колокольная, 11:

Батайский переулок, 12:

Ох уж эта синяя краска (и зелёная тоже) вкупе с безмозглыми реставраторами( Лица словно кричат от ужаса.

Набережная Фонтанки, 126:

Зверинская, 31:

Невский проспект, 134:

Марата, 66

В особняке Каншина Кузнечный пер., 6 находится удивительная парадная. Главная лестница дома оформлена лепниной и кариатидами. Здесь, точно во дворце, можно увидеть белые статуи, лепнину с позолоченными элементами:

Известно что первый дом построен в первой половине XIX в. — автор не установлен. В 1868 г. архитектор Винтергальтер Г. И. осуществил перестройку здания, фасады при этом были изменены (читать реконструкция засыпанного здания с неизвестной датой постройки).

 

Сложносочинённый замелованный потолок в вестибюле парадной доходного дома  Фурштадская улица:

Одна из парадных тоже где-то на Фурштатской:

Египетский дом на Захарьевской, 23

Здание, спроектированное в начале XX века для жены действительного статского советника Ларисы Нежинской, стало передовым для того времени. Рационально продуманная планировка, необычный декор и подъемный автоматизированный лифт системы «Штиглер». Здесь вход в парадную значительно красивее самой парадной, от которой после синей краски мало что сохранилось.

Ротонда на Гороховой, 57

Здание на углу улицы Гороховой и реки Фонтанки скрывает в своих недрах одно из самых культовых и мистических мест Петербурга — загадочную Ротонду. 

Здание было построено в 1827 году по заказу купца Устинова как самый обычный доходный дом, затем перешло к А.Ф. Евментьеву. Это — официальная версия. Согласно неофициальной, дом принадлежал графу Зубову, который устраивал в Ротонде собрания членов тайной масонской ложи. У подножия лестницы находится небольшая дверь, ведущая в подвал, в котором якобы новообращенные братья проходили обряд посвящения. Также рассказывают, что в Петербурге есть еще пять таких Ротонд, расположенных на равноудаленном расстоянии от этой, при этом общий план их расположения образует правильный пятиугольник (пентаграмму).

Советские доперестроечные годы сделали это место весьма популярным среди представителей андеграунда и неформальной молодежи. Сначала здесь «тусовались» хиппи, затем завсегдатаями Ротонды стали сливки рок-н-ролльной элиты Питера. Побывали здесь и Кинчев, и Цой, и Бутусов. Бесконечные столпотворения, сигаретный дым, песни под аккомпанемент гитары, бутылки с пивом и более крепкими напитками, передаваемые по кругу, – и стены, исписанные вдоль и поперек самыми разнообразными желаниями. 

Парадная в доходном доме архитектора Лумберга:

Ещё несколько шедевров, адреса которых не указаны:

7 Советская, 40:

Красота парадной в доме 40 по 7 Советской улице – заслуга его жильцов. В буквальном смысле слова. В советские годы парадную разрушили, однако местные восстановили ее фактически в аутентичном виде. Причем за свои деньги.

На этом, наверное, всё, хотя это лишь малая часть красоты, спрятанной за фасадами зданий. 


Парадные зданий какого города вы хотели бы посмотреть в следующем посте?

www.spletnik.ru

Восемь необычных парадных Петербурга. От воздушных галерей дома на Кирочной до парадной-«ромашки» на Ломоносова

Какой дом у «Чернышевской» знаменит своими воздушными галереями, какую парадную прозвали «ромашкой» и где можно полюбоваться панно с белыми лилиями и плиткой с васильками? «Бумага» выбрала восемь необычных парадных в центре Петербурга.

Доходный дом, где в разное время жили поэт Анатолий Мариенгоф и художник Лев Бакст, знаменит своими воздушными галереями, позволявшими жильцам дворового флигеля проходить в свои квартиры с парадной лестницы. В доме также сохранились витражи, мраморные подоконники и лестницы. У дома есть паблик, где публикуют архивные материалы, фотографии и воспоминания жильцов.

 Адрес

Кирочная улица, 24

 Год постройки

1905

 Ссылка

Группа «ВКонтакте»

Здание на углу улицы Восстания и Ковенского переулка было построено архитектором Александром Хреновым. Главная особенность дома — кованый лифт, установленный посередине круглых лестничных площадок. С 2008 года здание принадлежит «БФА-Девелопмент». В доме восстановлена лестница с коваными перилами, камины, лепка на потолках и стенах и люстры.

 Адрес

Улица Восстания, 18

 Год постройки

1903

 Ссылка

Citywalls

Трехэтажный дом был построен во второй половине XIX века по проекту архитектора Густава Барча по заказу коллежского регистратора, «содержателя питейных сборов» и одного из богатейших людей Петербурга Василия Каншина. Главная лестница дома Каншина оформлена лепниной и кариатидами. Сейчас в здании находятся музыкальная школа, магазины и офисы.

 Адрес

Кузнечный переулок, 6

 Год постройки

1870

 Ссылка

Citywalls

Доходный дом был построен в начале XX века по проекту архитектора Александра Хренова. Здание занимает сквозной участок от 2-й Советской до 3-й Советской улицы. В парадной стены оформлены бирюзовым глазурованным кирпичом и панно с белыми лилиями и кувшинками. В угловых нишах межэтажных площадок установлены сиденья для отдыха. Пол выложен плиткой с рисунками васильков.

 Адрес

2-я Советская улица, 10Б

 Год постройки

1905

 Ссылка

Citywalls

Доходный дом купца Григория Елисеева был построен по проекту архитектора Гавриила Барановского. Парадная известна своей винтовой лестницей и кованым лифтом. В верхней части окон сохранились оригинальные желтые стекла, создающие внутри теплое освещение. Из-за сочетания желтого и белого парадную прозвали «ромашкой». В 2012 году отреставрировали фасад дома.

 Адрес

Улица Ломоносова, 14Б

 Год постройки

1892

 Ссылка

Citywalls

В парадной доходного дома Павла Станового можно полюбоваться винтовой лестницей с коваными перилами. Здание было построено по проекту архитектора Дмитрия Крыжановского. Изначально во всех подъездах парадного фасада дома были резные деревянные двери, по бокам каждой из них сидели пары небольших сов. К началу XXI века почти все совы исчезли, дом также растерял разноцветные стекла и часть декора.

 Адрес

Улица Мытнинская, 5

 Год постройки

1909

 Ссылка

Citywalls

Доходный дом, расположенный между улицами Восстания и Радищева, был построен в начале XX века гражданским инженером Петром Батуевым. До революции здание принадлежало петербургскому купцу Михаилу Захарову — владельцу кирпичного завода в Усть-Ижоре. В парадной можно полюбоваться потолком с лепниной и черными резными дверьми.

 Адрес

Басков переулок, 26

 Год постройки

1903

 Ссылка

Citywalls

Дом на углу Клинского проспекта и Серпуховской улицы в первую очередь знаменит своими оригинальными фасадами с орнаментами в виде цветов и шишек и башней с колоннами. Узоры повторяются и в парадной. Лестница украшена шишками, а при входе можно увидеть камин с изображением двух павлинов.

 Адрес

Клинский проспект, 17

 Год постройки

1913

 Ссылка

Citywalls

Фото: Квартальный надзиратель, Дворы Санкт-Петербурга, Citywalls, goodwin45, art.nouveau.world

paperpaper.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *