Пейзажные парки россии: §8 Русские пейзажные парки.

Пейзажные парки: описание, особенности создания, фото

Ландшафтный дизайн – это увлекательное и непростое занятие. Но его результаты и радуют многие годы, даря удовольствие людям. Поэтому стоит превратить кусочек земли в красоту и наслаждаться результатами своего труда. Но какой стиль выбрать? Что лучше — регулярный или пейзажный парк? Расскажем о специфике последнего. О том, как зародилась традиции создания пейзажных садово-парковых комплексов, в чем их особенности и как их создавать. А на фото можно увидеть лучшие образцы ландшафтного искусства.

Садово-парковое искусство

Традиция создания парков появляется еще в Древней Греции. Уже в те времена люди стремились создать идеальный ландшафт, который дарил бы радость созерцания. Идея парков восходит к библейскому мифу о райском саде, в котором человек был абсолютно счастлив. И мысль о создании некоего подобия этого места для блаженства сопровождает человека всю его историю. Древние греки создавали парки для того, чтобы человек мог найти единение с природой, поэтому оформление сада учитывало особенности естественного ландшафта. Это еще были не в полной мере пейзажные парки, но их прототип. В Греции существовали общественные сады, предназначенные для отдыха свободных граждан. Римская садово-парковая культура вводит традицию создания придомовых садов с цветами и растениями, для прогулок состоятельных горожан. Тогда же появляются прототипы регулярных садов, которые создавались при богатых виллах. С этого времени сады и парки становятся непременным атрибутом жизни богатых людей. И позже средний класс стремился завести у дома хотя бы маленький палисадник, чтобы прикоснуться к этому образу жизни.

Подлинный пейзажный стиль в ландшафтный дизайн пришел с Востока. Еще в первом тысячелетии до нашей эры в Китае создавали сады, чтобы любоваться естественной природой. Огромный вклад в развитие этой традиции внесла Япония. Здесь в 14-15 веках создавались изысканные ландшафты, и главное искусство садовника заключалось в подчеркивании естественной природы. В Европе традицию разбивать сады развивают монастыри, при каждом из которых обязательно был свой участок, возделываемый и украшаемый монахами. Эти сады являлись частью архитектурного комплекса и были наполнены символизмом. Так, в этих парках часто устраивались лабиринты как символ блуждающей в поисках Бога души. В эпоху Возрождения появляются барочные парки светского назначения. Они должны были радовать глаз, развлекать, способствовать расслаблению. Такие парки принадлежали аристократии и были символом богатства и роскоши. Это было время расцвета садово-парковой культуры, тогда закладываются две традиции: пейзажная и регулярная. В 18 веке происходит становление двух стилей, которые стали основными в ландшафтном дизайне.

Признаки пейзажного парка

В 18 веке в Англии возникает новый стиль, основная цель которого — создать садово-парковый комплекс как подобие естественной природы. Позже эта традиция распространяется и на континентальную Европу, а еще позже появляются и русские пейзажные парки. Как распознать этот стиль? У него есть целый ряд отличительных характеристик:

  1. Свободная планировка. Ничто не должно выдавать продуманность ландшафта.
  2. Никакой симметрии. Природа по своей сути асимметрична, поэтому и в парке не должно быть симметричных объектов.
  3. Планировка парка в соответствии с природным ландшафтом. Садовник должен подчеркнуть естественную красоту места, а не полностью ее создать.
  4. Обязательные контрасты рельефа. Пейзажный ландшафт, даже в плоской местности, должен строиться на чередовании ровных и холмистых частей.
  5. Никаких прямых линий. Дорожки, посадки должны быть извилистыми, напоминающими стихийную природную местность.
  6. Постепенное раскрытие перспективы. Парк должен преподносить сюрпризы человеку, который гуляет по нему, он не должен увидеть сразу весь ландшафт.
  7. Наличие водоемов, альпийских горок, каскадов.
  8. Использование в декоре только натуральных материалов. Гравий, камень, стружка, спилы дерева и т. п.
  9. Крона деревьев должна быть естественной, никакой декоративной стрижки не допускается.
  10. Отсутствие садовой скульптуры, фонтанов.

Все в этом парке должно напоминать о естественной природе, но при этом быть ухоженным, продуманным.

Пейзажный vs регулярный

Английская и французская садово-парковые традиции находят своих сторонников и противников. Что же лучше? Регулярный и пейзажный парк – это два разных подхода, с разными задачами. Французский регулярный парк – это дитя классической традиции. Его девиз – контроль человека над природой. Садовник создает произведение искусства, демонстрируя свое умение, фантазию, чувства стиля. Он тщательно выверяет симметричную композицию, занимается обрезкой растений, наполняет парк другими артефактами: фонтанами, скульптурой. Ландшафт в таком саду продолжает лини архитектуры. В английской пейзажной традиции все ровно наоборот. Садовник подражает природе, скрывает свое вмешательство в ландшафт. Даже скульптура должны выглядеть как побежденная природой — поросшая мхом, полускрытая травой, кустарниками. Выбирать стиль специалисты рекомендуют, руководствуясь не только личными вкусами, но и особенностями участка. Плоская, большая территория позволит создать регулярный, симметричный парк, а изначально холмистый, асимметричный участок рядом с лесом идеален для разбивки пейзажного парка. Также нужно обратить внимание на архитектуру строения, к которому примыкает парк, чтобы между ними не возник диссонанс.

Английские традиции

Садоводство – одна из важнейших культурных традиций Великобритании. И английский пейзажный парк – вершина этой традиции. Для создания таких садово-парковых комплексов идеально подходит ландшафт страны: холмистая местность, много небольших водоемов, неяркая растительность. Хамфри Рептон, выдающийся ландшафтный архитектор, в конце 18 – начале 19 века сформулировал основные принципы пейзажного парка:

  1. Свободная планировка. Парк должен «разворачиваться» перед человеком, преподнося сюрпризы за каждым поворотом.
  2. Архитектор должен создавать иллюзию естественности парка, должно возникать ощущение, что эти растения живут здесь очень давно, а дом был просто встроен в них. Парк должен быть главным по отношению к архитектуре.
  3. Парк – это целостное произведение, и задача автора создать продуманный до мелочей цельный образ места.
  4. Пейзажный сад не бывает плоским, архитектор должен усложнить рельеф, если этого нет в участке.

Создатели стиля

Пейзажные парки Англии стали результатом творчества нескольких человек. Главным основоположником считается Уильям Кент, знаменитый садовод и архитектор, приверженец английского классицизма. Его сподвижником был садовник Ч. Бриджмен. Они впервые решились отойти от строгих геометрических форм, принятых во французской традиции. Они черпали вдохновение у пейзажистов того времени, Пуссена и Лоррена. Главное творение Кента — парк в Стоу — был из типичного регулярного превращен в новаторский пейзажный комплекс. Он гармонично продолжал окружающий лесной ландшафт. Целью Кента был поиск гармонии и баланса между природой и творением человека. Идеи Кента были продолжены и развиты Ланселотом Брауном и Хамфри Рептоном. Они стали создавать более камерные парки и довели до абсолюта идею об иллюзии естественности.

Выдающиеся образцы

Традиционный английский пейзажный парк рассчитан на чувственное восприятие, он создается на нюансах цветом, формой, фактурой, светом. Архитектор и садовник обязан предусмотреть, что парк должен производить впечатление в разное время дня и года. Он должен непрерывно меняться и сохранять цельный образ. Самыми знаменитыми примерами парков этого типа являются:

  1. Классический образец стиля – парк в Стоу. Площадь комплекса составляет около 100 гектаров, а вместе с прилегающими ландшафтами, в которые он гармонично вписан – 500 га. На таком просторе архитектор смог применить самые разные выразительные средства. Здесь есть чередование открытых и закрытых пространств, множество романтических уголков с архитектурными сооружениями, оформление водоемов.
  2. Сад Боднант в Уэльсе, созданный семьей лорда Аберконуэй. Это настоящая британская достопримечательность, посмотреть на которую съезжаются туристы со всего мира.
  3. Сады во дворцах Кенсингтон, Карлтонхауз.
  4. Парк в Уилтон-хаусе.

Европейские традиции

Большим поклонником парков пейзажного типа на континенте был философ и писатель Ж. -Ж. Руссо. Он переделал свой сад в Эрменонвилле и оформил его в английском стиле. Новая садовая концепция находит немало поклонников в Европе. Людовик Шестнадцатый вводит моду на пейзажные парки, и с этого времени стиль распространяется во Франции, Германии, Нидерландах. Жители континента не могли отказаться от включения архитектуры в композицию парка и находят различные решения о введении беседок, арок, павильонов в естественный ландшафт. Идеологами и теоретиками пейзажного стиля в Европе стали П. Леннэ и Г. Пюклер. Их работы и сегодня являются достопримечательностями Германии.

Известные примеры

Самые знаменитые пейзажные парки Европы находятся во Франции (Эрменонвилль) и в Германии – сады неподалеку от Дессау и Бад-Мускау, парк Вертриц, а парковое королевство Дессау-Верлиц даже внесено в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Парк ансамбля Сан-Сусси близ Потсдама был создан Пюклером и стал образцом для многих других парков. Есть прекрасные образцы пейзажных парков в Польше, Чехии, в Мюнхене, в Болгарии.

Российский опыт

Российская аристократия не могла пройти мимо садово-парковой моды Европы, и в 18 веке появляются первые пейзажные парки в России. Они в большинстве своем были копиями европейских ландшафтов, но постепенно русские садовники стали создавать уникальные комплексы, идеально подчеркивающие красоту русской природы.

Выдающиеся парки

В России хорошо прижилась традиция парков в английском стиле. В 18-19 веках были созданы блестящие образцы этого искусства. Сначала русские садовники шли по пути копирования, но позже была сформирована уникальная поэтика пейзажных парков России. В них обыгрывалась красота русской природы, и применялись традиционные местные растения. Прекрасными примерами являются:

  1. Парк в усадьбе Царицыно. Он был создан по приказу императрицы Екатерины Второй. Здесь использовались сибирские лиственницы и кедры, Основную планировку парка проводили английские архитекторы.
  2. Павловский и Екатерининский парки в пригородах Санкт-Петербурга. Это настоящие шедевры русского пейзажного садово-паркового искусства.
  3. Уникальный скальный пейзажный парк Монрепо в Выборге. Это редкий случай, когда такой масштабный проект обошелся без инвестиций со стороны императорской семьи.

Кому подходит пейзажный тип

Выбирая стиль для оформления сада, нужно в первую очередь обратить внимание на особенности участка. Пейзажный стиль подходит местам с естественным неровным рельефом, с натуральными водоемами. Для создания сада в английском стиле нужно быть готовым к тому, что его красота будет камерной, не бьющей по глазам, открывающейся постепенно.

Парки в России в XVIII-XIX вв.

Парки в России в XVIII-XIX вв.

В этот период на территории Российской империи было построено множество дворцово-парковых и усадебно-парковых комплексов.

Еще при жизни Петра I вдоль южного побережья Финского залива начали строиться загородные дворцы с садами и парками. Особенностью этих ансамблей было террасное построение и наличие у каждого из них «верхнего» и «нижнего» садов, разделенных зданиями дворцов. Нижние сады выходили к берегу залива. Ландшафтное строительство ансамблей начинали приглашенные из-за рубежа архитекторы Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти и др. Они строили свои композиции ландшафтного дизайна по образцу работ А. Ленотра, Лево, мастеров итальянского Возрождения. Необходимо отметить: даже ранние ансамбли существенно отличаются от зарубежных аналогов, что обусловлено особенностями природно-ландшафтных условий, применяемых материалов, русских строительных традиций, творческой индивидуальностью авторов проектов.

В первой половине XVIII в. ландшафтное строительство дворцово-парковых ансамблей продолжили и развили русские мастера и дети иностранцев, родившиеся в России: М.Г. Земцов, Б.-Ф Растрелли, В.И. Неелов, — а также зодчие, приехавшие в Россию: А. Ринальди, Ч. Камерон, П. Гонзаго. Параллельно с развитием приморских дворцов и парков, велось ландшафтное строительство дворцово-парковых ансамблей Царского Села, Павловска, Гатчины.

С учетом опыта создания французских регулярных и английских пейзажных парков большинство исторических парков в России включали парадную регулярную зону у дворца или усадебного дома и пейзажную зону на периферии парка. Даже один из ранних парков в Стрельне имеет элементы свободной ландшафтной планировки.

Шедевром садово-паркового ландшафтного искусства является

дворцово-парковый комплекс в Петергофе, в котором создана уникальная система фонтанов. Они многочисленны и разнообразны и работают от естественного напора воды, подаваемой по каналам с расстояний до 22 км. Центром композиции ландшафтного дизайна является Большой каскад с фонтаном «Самсон». Весь дворцово-парковый комплекс имеет сложную пространственную ландшафтную композицию и занимает площадь более 100 га. В конце XVIII – начале XIX в. в Петергофе были дополнительно созданы большие ландшафтные парки – Александрия, Английский, Колонистский, Луговой.

Екатерининский и Александровский парки в Царском Селе образуют едины комплекс. Центром композиции ландшафтного дизайна является Екатерининский дворец, перед ним разбита регулярная барочная часть Екатерининского парка, с западной стороны от которой находится пейзажная частью парка с прудом.

По другую сторону Екатерининского дворца расположена регулярная часть Александровского парка, за которой находится зеленый массив Зверинца, решенного как пейзажный парк. Создателем Екатерининского дворца и регулярной части Екатерининского парка является Б.-Ф. Растрелли, пейзажной части Екатерининского парка – Ч. Камерон, Александровского дворца и парка – Дж. Кваренги.

Павловский парк – один из лучших пейзажных парков не только России, но и Европы. Он был задуман и осуществлен архитектором Камероном в 1780-е гг. В. Бренна, П. Гонзаго и другие паркостроители, работавшие в Павловске позднее, не внесли существенных изменений в центральную часть ансамбля. Ландшафтная композиция Павловского парка развивается вдоль долины небольшой реки Славянки. В прогулочной зоне вдоль реки сформированы последовательно раскрывающиеся пейзажи. К долине реки примыкают парковые ландшафтные композиции Большой звезды, Старой и Новой Сильвии, Белой березы, переходящие в естественное природное окружение.

Во второй половине XVIII в. – первой половине XIX в. получили широкое распространение усадебные парки. Лучшие усадебные парки, принадлежавшие богатой знати, по размаху приближались к дворцам в окрестностях Санкт-Петербурга. В Москве и ее окрестностях находятся великолепные усадебно-парковые комплексы Кусково, Останкино, Архангельское и многие другие.

Русские усадебные сады отличает лиричность, они всегда пространственно связаны с природным окружением, сомасштабны человеку.

Классические сады и парки предоставляют неисчерпаемый материал для создателей современных парков. При этом часто используется сочетание разных приемов ландшафтной планировки и композиционно-пространственной организации ландшафтного дизайна парковых территорий. Например, в современных парках регулярная ландшафтная планировка применяется вблизи главных входов, у парковых сооружений с большим числом посетителей. Пейзажные парковые композиции ландшафтного дизайна создаются в местах, предназначенных для прогулок, спокойного отдыха.

Парки и рекреации: лучшие книги о русских пейзажах | Книги по науке и природе

Заявление Владимира Путина на этой неделе о том, что «нам нужно отложить в сторону политические и другие разногласия» в отношении «перехода к углеродной нейтральности», возможно, было характерно обоюдоострым (и выпад в адрес стран «Большой семерки», и реклама Русский газ), но также подчеркивает, насколько важны природа, земля и ландшафт для самосознания многих россиян. «Россия обладает колоссальным потенциалом в наших лесах, тундре, сельскохозяйственных угодьях и болотах», — продолжил Путин, в то время как его правительство расправляется с теми, кто стремится защитить такие экосистемы от извлечения их «потенциала» с целью получения огромных прибылей.

Именно в XIX веке русские писатели (Чехов, Толстой, Тургенев) и художники (такие как Левитан, Нестеров, Саврасов и Шишкин) установили прочные связи между природой и народом. Но в то время как некоторые, такие как Тургенев и Шишкин, отважились уйти в глубокую глушь, многие проводили большую часть своего времени в загородных усадьбах, которые уже были благоустроены в соответствии с преобладающими (европейскими) вкусами. «Русские парки и сады » историка садоводства Питера Хейдена — это богатый и увлекательный обзор этих красивых, сложных мест и людей, которые их сформировали — от сварливых русских аристократов до лживых шотландских архитекторов.

В то же время пейзажисты конца 19 века стремились возвысить обыденное, чтобы установить самобытную и аутентичную русскую природу (березки, лужи) в противовес более устоявшимся и внешне драматичным достопримечательностям европейских пейзажей. Этот постепенный сдвиг находится в центре превосходного исследования Кристофера Эли « Эта скудная природа ». Название книги — строчка русского поэта Федора Тютчева («Многострадальная земля, / Земля русского народа!» — продолжает она). Это сочетание смирения и величия продолжало оказывать влияние на русские представления о природе — от «деревенских прозаиков» XIX50-х годов, таких как Владимир Солоухин, вплоть до крупных проектов по благоустройству, таких как новый парк «Зарядье» в Москве.

Скромность и величие… Парк «Зарядье», Москва. Фотография: Алексей Зотов/Alamy

Это перекликается с акцентом Путина на разнообразии многочисленных ландшафтов и экосистем России. Среди них именно степь и лес являются двумя наиболее сильными архетипами: степь — безграничное пространство бесконечной свободы; лес, первобытное место, где все одновременно ясно и страшно запутанно. Свежий перевод Arch Tait, Владимира Бибихина The Woods переносит нас в темные психологические уголки этого философа-самоучки советских времен.

Влияние Бибихина можно проследить в блестяще контринтуитивном эссе Ивана Новикова «Хочу бояться леса», опубликованном в Cosmic Shift , обширном сборнике произведений современного русского искусства под редакцией Елены Зайцевой и Алекса Аникина. «Попытка найти Другого в мире растений — единственный способ создать новую форму искусства», — обтекаемо пишет Новиков. Благодаря вкладу Бориса Гройса, Марии Капаевой, Александра Бренера и Оксаны Тимофеевой он полон жемчужин. Фантастический рассказ Павла Пепперштейна «Уборщица небоскребов Сосновая куница» прекрасен своей затянувшейся странностью.

В то время как многие подходы к природе были сформированы национализмом 19-го века, Мария Степанова указывает на «единственную национальную идентичность, оставшуюся вне партии»: еврейство. Степанова долгое время была крупной силой в русской литературе, и теперь, благодаря переводам ее прозы Саши Дагдейл, она попала в шорт-лист Международного Букера In Memory of Memory , а поэзия — War of the Beasts и Animals , англоязычные читатели наконец догоняют. В память о памяти на самом деле не о природе или ландшафте; речь идет о миллионе других вещей, в частности фотографии и архивах (частных/публичных) и их сложных отношениях с историей, памятью, правдой и смертью. Но кто же устоит перед ее описанием музейных предметов, давно утративших свое первоначальное назначение? «Прошлое перестраивается, забвение вырастает из него, как лес».

Белая береза ​​ : Русское отражение Тома Джеффриса опубликовано Little, Brown (16,99 фунтов стерлингов). Чтобы поддержать The Guardian и Observer, закажите свой экземпляр по телефону guardianbookshop.com. Может взиматься плата за доставку.

Будьте ближе к природе: 5 российских национальных парков, которые нельзя пропустить

Гюнай Гаджиева 25 февраля 2018 г.

В период с января по декабрь прошлого года российские национальные парки и заповедники посетили около 11 миллионов человек, что более чем на 50 процентов больше чем шестью годами ранее, в 2011 году.

В этой крупнейшей в мире стране, насчитывающей более 240 особо охраняемых природных территорий и 100 государственных заповедников, уникальные и разнообразные экосистемы, виды животных и растений и . . . туристы!

В период с января по декабрь прошлого года российские национальные парки и заповедники посетили около 11 миллионов человек, что более чем на 50 процентов больше, чем шестью годами ранее, в 2011 году.

В пятерку самых популярных мест входят парки, известные как Лосиный остров, Прибайкальский, Русский Арктика, Куршская коса и Байкало-Ленск. Только эти пять мест ежегодно посещают 2,5 миллиона экотуристов.

ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ

Первый в России национальный парк Лосиный остров является единственной охраняемой территорией в Москве и Московской области. Парк занимает территорию более 28 000 акров, что делает его третьим по величине лесом в городе сопоставимого размера после национального парка Столовая гора в Кейптауне, Южная Африка, и государственного парка Педра-Бранка в Рио-де-Жанейро.

Название парка в переводе с русского означает «лосиный остров», так как это крупное наземное млекопитающее поселилось недалеко от столицы России. Но лоси не единственные обитатели парка, их соседями являются более 230 видов, среди которых кабаны, олени, лисы, зайцы, белки, енотовидные собаки, бобры, ондатры, ястребы, орланы-белохвосты и многие другие. Флора Лосиного острова так же богата, как и фауна, и насчитывает более 500 видов, таких как дубы, ели, березы, липы и сосны.

Посетители парка могут насладиться зоной отдыха под открытым небом, а также есть еще две зоны. Первый открыт для ограниченного посещения по строго установленным маршрутам и предназначен для прогулок и занятий спортом, а второй является особо охраняемой территорией.

Название парка в переводе с русского означает «лосиный остров», так как это крупное наземное млекопитающее поселилось недалеко от столицы России.

РУССКАЯ АРКТИКА (РУССКАЯ АРКТИКА)

Занимая около 20 миллионов акров — в девять раз больше, чем Йеллоустонский национальный парк в США, — Национальный парк «Русская Арктика» является крупнейшим в стране и включает в себя два полярных архипелага, Новую Землю и Землю Франца-Иосифа, самую северную цепь островов в мире.

Хотя постоянных жителей в парке нет, посетить труднодоступную территорию можно в рамках морского круиза. С момента своего запуска в 2009 году «Русская Арктика» привлекает тысячи туристов, которые тратят большие деньги — более 30 000 долларов США, чтобы насладиться уникальной экосистемой с ледяными ландшафтами, гигантскими ледниками и водопадами, а также характерной фауной. В 2017 году около 9Парк посетили 37 туристов из 36 стран, из них 450 из ЕС и более 200 из Китая.

Несмотря на суровый климат, на островах обитают такие существа, как атлантический морж, гренландский кит, белый медведь, нарвал, белая чайка и белолобые дельфины. Там же обитает морской единорог — редкое морское млекопитающее и символ российской Арктики.

Между тем, российская Арктика славится самыми северными в мире почтовыми отделениями, которые работают на островах Хукера и Хейсса.

С момента своего запуска в 2009 году «Русская Арктика» привлекает тысячи туристов, которые тратят большие деньги — более 30 000 долларов США — чтобы насладиться уникальной экосистемой с ледяными ландшафтами, гигантскими ледниками и водопадами, а также характерной фауной.

ПРИБАЙКАЛСКИЙ

Расположенный на юге Сибири, Прибайкальский национальный парк протянулся вдоль северного побережья Байкала, самого глубокого и чистого озера в мире, и охватывает такие климатические зоны, как горно-таежная, лесостепная и степная зоны. Наряду с разнообразной фауной — в Прибайкальском крае обитает более 300 видов птиц, в том числе восточный орел-могильник и балобан — парк обладает богатой флорой, насчитывающей около 3000 видов.

Кроме того, парк знаменит Ангарой, единственной рекой, вытекающей из Байкала и не замерзающей даже в самые суровые морозы.

Посетители Прибайкальского района также могут увидеть, где добывали золото в 19 и 20 веках, покататься на собачьих упряжках, осмотреть окрестности на снегоходах, лыжах, коньках, покататься на лошадях и подледной рыбалке, а также полюбоваться величественными видами Байкальская флора и фауна. Поезда, идущие из Иркутска, одного из крупнейших городов Сибири, предлагают отдыхающим на Байкале возможность исследовать окрестности огромной внутренней части России.

Расположенный на юге Сибири, Прибайкальский национальный парк протянулся вдоль северного побережья Байкала, самого глубокого и чистого озера в мире, и охватывает такие климатические зоны, как горно-таежная, лесостепная и степная зоны.

КУРШСКАЯ КОСА (РОССИЙСКАЯ СТОРОНА)

Национальный парк «Куршская коса» площадью более 16 000 акров охватывает одноименную косу, которая представляет собой тип осадочной песчаной косы, отделяющей соленое Балтийское море на западе от пресноводного Куршского залива на востоке. Российская часть парка простирается на юг, вдоль 25 миль косы длиной 60 миль, и граничит с Литвой, которая контролирует северную часть Куршской косы.

Являясь объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, принадлежащим обеим странам, парк имеет богатую флору, насчитывающую около 900 различных видов деревьев и растений. Когда будете там, не пропустите знаменитый «танцующий лес» — сосновый лес с деревьями, стволы которых причудливо искривлены. В парке также обитает около 344 видов животных, таких как куница, горностай, ласка, выдра, барсук, лиса, а также енотовидная собака и многие другие.

Посетители заповедной зоны могут познакомиться с историей Куршской косы, ее флорой и фауной, а также совершить морскую прогулку по заливу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пейзажные парки россии: §8 Русские пейзажные парки.

Содержание

Пейзажные парки: описание, особенности создания, фото

Ландшафтный дизайн – это увлекательное и непростое занятие. Но его результаты и радуют многие годы, даря удовольствие людям. Поэтому стоит превратить кусочек земли в красоту и наслаждаться результатами своего труда. Но какой стиль выбрать? Что лучше — регулярный или пейзажный парк? Расскажем о специфике последнего. О том, как зародилась традиции создания пейзажных садово-парковых комплексов, в чем их особенности и как их создавать. А на фото можно увидеть лучшие образцы ландшафтного искусства.

Садово-парковое искусство

Традиция создания парков появляется еще в Древней Греции. Уже в те времена люди стремились создать идеальный ландшафт, который дарил бы радость созерцания. Идея парков восходит к библейскому мифу о райском саде, в котором человек был абсолютно счастлив. И мысль о создании некоего подобия этого места для блаженства сопровождает человека всю его историю. Древние греки создавали парки для того, чтобы человек мог найти единение с природой, поэтому оформление сада учитывало особенности естественного ландшафта. Это еще были не в полной мере пейзажные парки, но их прототип. В Греции существовали общественные сады, предназначенные для отдыха свободных граждан. Римская садово-парковая культура вводит традицию создания придомовых садов с цветами и растениями, для прогулок состоятельных горожан. Тогда же появляются прототипы регулярных садов, которые создавались при богатых виллах. С этого времени сады и парки становятся непременным атрибутом жизни богатых людей. И позже средний класс стремился завести у дома хотя бы маленький палисадник, чтобы прикоснуться к этому образу жизни.

Подлинный пейзажный стиль в ландшафтный дизайн пришел с Востока. Еще в первом тысячелетии до нашей эры в Китае создавали сады, чтобы любоваться естественной природой. Огромный вклад в развитие этой традиции внесла Япония. Здесь в 14-15 веках создавались изысканные ландшафты, и главное искусство садовника заключалось в подчеркивании естественной природы. В Европе традицию разбивать сады развивают монастыри, при каждом из которых обязательно был свой участок, возделываемый и украшаемый монахами. Эти сады являлись частью архитектурного комплекса и были наполнены символизмом. Так, в этих парках часто устраивались лабиринты как символ блуждающей в поисках Бога души. В эпоху Возрождения появляются барочные парки светского назначения. Они должны были радовать глаз, развлекать, способствовать расслаблению. Такие парки принадлежали аристократии и были символом богатства и роскоши. Это было время расцвета садово-парковой культуры, тогда закладываются две традиции: пейзажная и регулярная. В 18 веке происходит становление двух стилей, которые стали основными в ландшафтном дизайне.

Признаки пейзажного парка

В 18 веке в Англии возникает новый стиль, основная цель которого — создать садово-парковый комплекс как подобие естественной природы. Позже эта традиция распространяется и на континентальную Европу, а еще позже появляются и русские пейзажные парки. Как распознать этот стиль? У него есть целый ряд отличительных характеристик:

  1. Свободная планировка. Ничто не должно выдавать продуманность ландшафта.
  2. Никакой симметрии. Природа по своей сути асимметрична, поэтому и в парке не должно быть симметричных объектов.
  3. Планировка парка в соответствии с природным ландшафтом. Садовник должен подчеркнуть естественную красоту места, а не полностью ее создать.
  4. Обязательные контрасты рельефа. Пейзажный ландшафт, даже в плоской местности, должен строиться на чередовании ровных и холмистых частей.
  5. Никаких прямых линий. Дорожки, посадки должны быть извилистыми, напоминающими стихийную природную местность.
  6. Постепенное раскрытие перспективы. Парк должен преподносить сюрпризы человеку, который гуляет по нему, он не должен увидеть сразу весь ландшафт.
  7. Наличие водоемов, альпийских горок, каскадов.
  8. Использование в декоре только натуральных материалов. Гравий, камень, стружка, спилы дерева и т. п.
  9. Крона деревьев должна быть естественной, никакой декоративной стрижки не допускается.
  10. Отсутствие садовой скульптуры, фонтанов.

Все в этом парке должно напоминать о естественной природе, но при этом быть ухоженным, продуманным.

Пейзажный vs регулярный

Английская и французская садово-парковые традиции находят своих сторонников и противников. Что же лучше? Регулярный и пейзажный парк – это два разных подхода, с разными задачами. Французский регулярный парк – это дитя классической традиции. Его девиз – контроль человека над природой. Садовник создает произведение искусства, демонстрируя свое умение, фантазию, чувства стиля. Он тщательно выверяет симметричную композицию, занимается обрезкой растений, наполняет парк другими артефактами: фонтанами, скульптурой. Ландшафт в таком саду продолжает лини архитектуры. В английской пейзажной традиции все ровно наоборот. Садовник подражает природе, скрывает свое вмешательство в ландшафт. Даже скульптура должны выглядеть как побежденная природой — поросшая мхом, полускрытая травой, кустарниками. Выбирать стиль специалисты рекомендуют, руководствуясь не только личными вкусами, но и особенностями участка. Плоская, большая территория позволит создать регулярный, симметричный парк, а изначально холмистый, асимметричный участок рядом с лесом идеален для разбивки пейзажного парка. Также нужно обратить внимание на архитектуру строения, к которому примыкает парк, чтобы между ними не возник диссонанс.

Английские традиции

Садоводство – одна из важнейших культурных традиций Великобритании. И английский пейзажный парк – вершина этой традиции. Для создания таких садово-парковых комплексов идеально подходит ландшафт страны: холмистая местность, много небольших водоемов, неяркая растительность. Хамфри Рептон, выдающийся ландшафтный архитектор, в конце 18 – начале 19 века сформулировал основные принципы пейзажного парка:

  1. Свободная планировка. Парк должен «разворачиваться» перед человеком, преподнося сюрпризы за каждым поворотом.
  2. Архитектор должен создавать иллюзию естественности парка, должно возникать ощущение, что эти растения живут здесь очень давно, а дом был просто встроен в них. Парк должен быть главным по отношению к архитектуре.
  3. Парк – это целостное произведение, и задача автора создать продуманный до мелочей цельный образ места.
  4. Пейзажный сад не бывает плоским, архитектор должен усложнить рельеф, если этого нет в участке.

Создатели стиля

Пейзажные парки Англии стали результатом творчества нескольких человек. Главным основоположником считается Уильям Кент, знаменитый садовод и архитектор, приверженец английского классицизма. Его сподвижником был садовник Ч. Бриджмен. Они впервые решились отойти от строгих геометрических форм, принятых во французской традиции. Они черпали вдохновение у пейзажистов того времени, Пуссена и Лоррена. Главное творение Кента — парк в Стоу — был из типичного регулярного превращен в новаторский пейзажный комплекс. Он гармонично продолжал окружающий лесной ландшафт. Целью Кента был поиск гармонии и баланса между природой и творением человека. Идеи Кента были продолжены и развиты Ланселотом Брауном и Хамфри Рептоном. Они стали создавать более камерные парки и довели до абсолюта идею об иллюзии естественности.

Выдающиеся образцы

Традиционный английский пейзажный парк рассчитан на чувственное восприятие, он создается на нюансах цветом, формой, фактурой, светом. Архитектор и садовник обязан предусмотреть, что парк должен производить впечатление в разное время дня и года. Он должен непрерывно меняться и сохранять цельный образ. Самыми знаменитыми примерами парков этого типа являются:

  1. Классический образец стиля – парк в Стоу. Площадь комплекса составляет около 100 гектаров, а вместе с прилегающими ландшафтами, в которые он гармонично вписан – 500 га. На таком просторе архитектор смог применить самые разные выразительные средства. Здесь есть чередование открытых и закрытых пространств, множество романтических уголков с архитектурными сооружениями, оформление водоемов.
  2. Сад Боднант в Уэльсе, созданный семьей лорда Аберконуэй. Это настоящая британская достопримечательность, посмотреть на которую съезжаются туристы со всего мира.
  3. Сады во дворцах Кенсингтон, Карлтонхауз.
  4. Парк в Уилтон-хаусе.

Европейские традиции

Большим поклонником парков пейзажного типа на континенте был философ и писатель Ж. -Ж. Руссо. Он переделал свой сад в Эрменонвилле и оформил его в английском стиле. Новая садовая концепция находит немало поклонников в Европе. Людовик Шестнадцатый вводит моду на пейзажные парки, и с этого времени стиль распространяется во Франции, Германии, Нидерландах. Жители континента не могли отказаться от включения архитектуры в композицию парка и находят различные решения о введении беседок, арок, павильонов в естественный ландшафт. Идеологами и теоретиками пейзажного стиля в Европе стали П. Леннэ и Г. Пюклер. Их работы и сегодня являются достопримечательностями Германии.

Известные примеры

Самые знаменитые пейзажные парки Европы находятся во Франции (Эрменонвилль) и в Германии – сады неподалеку от Дессау и Бад-Мускау, парк Вертриц, а парковое королевство Дессау-Верлиц даже внесено в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Парк ансамбля Сан-Сусси близ Потсдама был создан Пюклером и стал образцом для многих других парков. Есть прекрасные образцы пейзажных парков в Польше, Чехии, в Мюнхене, в Болгарии.

Российский опыт

Российская аристократия не могла пройти мимо садово-парковой моды Европы, и в 18 веке появляются первые пейзажные парки в России. Они в большинстве своем были копиями европейских ландшафтов, но постепенно русские садовники стали создавать уникальные комплексы, идеально подчеркивающие красоту русской природы.

Выдающиеся парки

В России хорошо прижилась традиция парков в английском стиле. В 18-19 веках были созданы блестящие образцы этого искусства. Сначала русские садовники шли по пути копирования, но позже была сформирована уникальная поэтика пейзажных парков России. В них обыгрывалась красота русской природы, и применялись традиционные местные растения. Прекрасными примерами являются:

  1. Парк в усадьбе Царицыно. Он был создан по приказу императрицы Екатерины Второй. Здесь использовались сибирские лиственницы и кедры, Основную планировку парка проводили английские архитекторы.
  2. Павловский и Екатерининский парки в пригородах Санкт-Петербурга. Это настоящие шедевры русского пейзажного садово-паркового искусства.
  3. Уникальный скальный пейзажный парк Монрепо в Выборге. Это редкий случай, когда такой масштабный проект обошелся без инвестиций со стороны императорской семьи.

Кому подходит пейзажный тип

Выбирая стиль для оформления сада, нужно в первую очередь обратить внимание на особенности участка. Пейзажный стиль подходит местам с естественным неровным рельефом, с натуральными водоемами. Для создания сада в английском стиле нужно быть готовым к тому, что его красота будет камерной, не бьющей по глазам, открывающейся постепенно.

Сады и парки России | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Парк в Богородицке под Тулой занимает особое место в истории русского садово-паркового искусства. Во-первых, из-за того, что создавался в тот переломный период, когда новый пейзажный стиль паркостроения только начинал свое победное шествие по многочисленным усадьбам, разбросанным по центральным и отдаленным провинциям России. В этот момент решался вопрос о том, будут ли они следовать зарубежным образцам или пойдут своими собственными путями, исходя прежде всего из местных природно-климатических условий, сложившихся национальных культурных традиций, богатого отечественного опыта садового зодчества.

«Павловский парк». Коржев М.П. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936.

Павловский парк давно привлекал к себе внимание архитекторов, художников, искусствоведов своей художественной законченностью. Он вполне заслуженно считается образцом паркового искусства и парковой архитектуры. В немногочисленной литературе по паркам Павловский парк занимает видное место; некоторые труды о нем вышли отдельными изданиями. Однако во всех работах, посвящениях парку, есть один существенный недочет: исследования носят главным образом описательный характер, изобилуют массой дат, именами строителей, но архитектурно-художественные качества его отмечаются лишь попутно, разрозненно, без какой-либо объединяющей идеи.

«Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде». Никольский A.С. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936.

История ленинградского Центрального парка культуры и отдыха начинается с 3 декабря 1931 г., когда ЦК ВКП(б) и СНК СССР в своем историческом решении о социалистической реконструкции Ленинграда решили создать на Елагином и Крестовском островах парк культуры и отдыха с большим спортивным стадионом. В 1932 г. ленинградский ЦПКиО развернул свою работу только на Елагином острове с его чудесным, хорошо сохранившимся парком. Крестовский же остров, эта голая, заболоченная, обдуваемая ветрами низменность, должен был еще получить свой парк.

Ансамбль Екатерининского парка: Регулярная часть Екатерининского парка (Старый сад). Садовая скульптура. Эрмитаж. Грот. Зал на острове Большого пруда. Гранитная терраса. Верхняя ванна. Нижняя ванна. Эрмитажная кухня. Адмиралтейство. Садовая набережная и Нижние пруды. Пейзажная часть Екатерининского парка. Башня-руина. Чесменская колонна. Кагульскнй обелиск. Морейская колонна. Крымская колонна. Турецкая баня. Палладиев мост. Горка из «дикого камня», «Пудостский мост» и Красный каскад. Гатчинские ворота. Пирамида. Памятник А.Д. Ланскому. Концертный зал. Кухня-руина. Малый каприз. Вечерний зал. Чугунная беседка. Готические ворота. Ворота «Любезным моим сослуживцам». Кадетские ворота. Фонтан «Молочница».

Ансамбль Александровского парка: Регулярная часть Александровского парка (Новый сад). Китайская деревня. Большой каприз. Китайский театр. Крестовый мост. Скрипучая беседка. Китайские мосты. Александровский дворец. Пейзажная часть Александровского парка. Шапель. Белая башня. Ферма. Пенсионерские конюшни. Ламский павильон. Арсенал. Федоровский городок. Египетские ворота. Баболовский дворец и парк. Александровский парк, в силу различия природных ресурсов и исторических особенностей формирования, значительно отличается по своему характеру от Екатерининского парка.

Старейшая часть Александровского парка — Новый сад — распланирована в регулярном стиле. Разбивка пейзажной части парка осуществлена лишь в начале XIX столетия.

Место для своей летней резиденции Петр I выбрал на левом берегу Невы, в устье р. Ерика (Фонтанки), почти напротив Петропавловской крепости. Сад был заложен в 1704—1706 гг. и занял поначалу лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. Тогда же определились основные контуры той системы прямых перпендикулярных друг к другу аллей, которая в общих чертах дошла до нашего времени. Некоторые исследователи полагают, что владелец сада сам наметил направление аллей, положение первых цветников и фонтанов, но первый известный нам план Летнего сада составлен Я. Роозеном. На этом плане уже показан только что выстроенный по проекту Д. Трезини дворец, занявший не центральное положение на участке, а его северо-восточный угол рядом с маленькой гаванью на Фонтанке…

Ансамбли дворцов и парков Царского Села складывались на протяжении полутора столетий. В их формировании прослеживаются четыре этапа. Первый из них — 1710—1720 гг. Это время возникновения загородной царской резиденции — Сарской мызы, с небольшим каменным дворцом Екатерины I и регулярным садом. В середине XVIII в., после перестройки дворца, перепланировки и расширения парков, Сарская мыза превратилась в грандиозный ансамбль, превзошедший по своим размерам все другие дворцовые резиденции в России. Следующий период начался в 1760—1770-х гг., одновременно с возникновением в русской архитектуре нового стиля — классицизма. Осуществлявшиеся на этом этапе работы по созданию пейзажных парков на территории, прилегающей к старым регулярным садам, не были полностью закончены в конце XVIII столетия. Они продолжались и в первой половине XIX века.

Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца, расположенный в 29 км от Ленинграда и возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов — все это выражает идею торжества России, «пирующей на морском просторе». Начало строительства Петергофа датируется 1714-м годом. Замысел создания ансамбля (основная схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединение в одно композиционное целое дворца, грота с каскадом и канала) принадлежит Петру I.  Нередко, упоминая о желании Петра I видеть здесь в Петергофе резиденцию, которая «первейшим государям приличествует»…

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково является одним из замечательных памятников русского искусства. Созданный в XVIII в., он в полной мере вобрал в себя достижения усадебного строительства эпохи. Своеобразные архитектурные ансамбли под Москвой получают распространение в конце первой трети XVIII в., когда в древние родовые вотчины возвращается знатное дворянство. Из уцелевших подмосковных усадеб Кусково наиболее ранняя, дающая представление о типе елизаветинских усадеб. Она находилась в 7 верстах от Москвы, между Владимирской и Рязанской дорогами. С 1715 г. эти земли принадлежали сподвижнику Петра I — видному военачальнику, герою Полтавской битвы фельдмаршалу Б.П. Шереметеву. Ансамбль Кусково создавался на протяжении нескольких десятилетий. В 1755 г. здесь был вырыт большой пруд, который позволил осушить низменное и болотистое место…

Древняя подмосковная усадьба Останкино представляет для нас особый интерес тем, что ее ансамбль сложился в основном за очень короткий срок — 10 лет, хотя существует она с XVI в. Другая особенность — это ее «увеселительное» назначение, что отразилось на специфическом характере садовых композиций. Останкино — уникальный памятник русской культуры XVIII в., удивительный по своему совершенству пример творческого синтеза архитектуры, садово-паркового искусства, театра, живописи, скульптуры, произведений декоративно-прикладных ремесел, которые слились в единое художественное целое. Усадьба, дворец, парк и все, что в них находится, созданы талантом и трудом сотен крестьян, ремесленников и умельцев.

Сады Останкина являются неотъемлемой составной частью этого единственного в своем роде ансамбля…

Когда в Царском Селе уже сиял своим великолепием Большой Екатерининский дворец, на месте будущего Павловска еще стояли глухие леса, тишину которых изредка нарушали лишь придворные охоты. Павловский парк моложе царскосельского и других императорских резиденций в окрестностях Петербурга, он лучше сохранился. В нем в наиболее чистом виде отразился период расцвета русского классицизма, он был создан за довольно короткий срок — 50 лет — и отличается особой художественной цельностью своего ансамбля — садов, архитектуры, скульптуры. Это единственный в своем роде образец русского пейзажного зодчества, прославленный шедевр, в котором нашли самое полное выражение новые направления в садово-парковом искусстве…

Загородная резиденция жены Петра I Екатерины Алексеевны Царское Село была основана в 1708 г., через 6 лет после освобождения Копорья от шведских войск.

Она располагалась на месте бывшей шведской «Сарской мызы» в живописной и обширной местности, на пологом холме, у небольшой речки Вангази. Старые деревянные постройки, плодовый сад, пруд стали на первых порах ядром будущей усадьбы. После 1716 г., когда здесь была построена деревянная Успенская церковь, Сарская мыза («Остров-мыза») получила наименование Царского Села. К этому времени относится и создание здесь первых каменных палат, расширение хозяйственных построек. В отличие от дворцово-парковых комплексов Петра I имение Екатерины долго сохраняло вид русской усадьбы и отражало в своем облике традиционный и простой уклад жизни…

Collection des vues de Pawlowsk dedieé à Sa Majesté Impériale Maria Feodorowna. Par son très soumis et très obeisant serviteur Thurner / Сборник видов Павловска, посвященный Её Императорскому Величеству Марии Федоровне художником Тернером. Альбом офортов, раскрашенных акварелью. 1810-е гг.

Царское Село. Фотоальбом из книги «Пушкин. Дворцы и парки»; фотограф: Величко М.А.; издательство «Искусство», Ленинград, 1964 г.

Программа «Российские парки» создает более 350 общественных пространств и способствует развитию местных дизайнерских талантов

Программа «Российские парки» создает более 350 общественных пространств и способствует развитию местных дизайнерских талантов

Недавно благоустроенный парк «Бульвар Белых Цветов» в Казани. Изображение предоставлено Фондом «Институт городского развития Республики Татарстан»
  • Автор: Элизабета М. Брэндон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *