Пьер гассенди: Пьер Гассенди

Пьер Гассенди

Пьер Гассенди (Gassendi) (1592-1655) — французский философ, математик и астроном. Работал так же в области механики и истории науки. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов богом. С позиций сенсуализма выступал против учения о врожденных идеях. Основное сочинение: «Свод философии» (опубликовано 1658, посмертно).

Пьер Гассенди родился 22 января 1592 года, в Шантерсье, Прованс.

Она был священником, профессором теологии в Дине (с 1613), философии в Эксе (с 1616), математики в Королевском коллеже в Париже (с 1645). Пропагандируя атомистику и этику древнегреческого философа-материалиста Эпикура, возражал против теории врождённых идей и всей метафизики Рене Декарта с позиций материалистического сенсуализма, в специальном труде критиковал схоластический аристотелизм.

Философская система Гассенди состоит из логики (устанавливающей признаки истины и пути, ведущие к её познанию), физики и этики (учения о счастье). По его учению, всё существующее состоит из атомов и пустоты и находится в пространстве, как бесконечной возможности наполнения, и времени; время и пространство никем не сотворены и не могут быть уничтожены, в отличие от атомов, которые, по мнению Гассенди, созданы богом, но обладают самостоятельным внутренним стремлением к движению; число атомов ограничено, хотя и огромно. Душа состоит из особых атомов, рассредоточенных по всему телу. Основой познания служат показания органов чувств (ощущения).

Карл Маркс отметил, что, освободив Эпикура «… от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем…», Пьер Гассенди в то же время стремился «… примирить свою католическую совесть со своим языческим знанием, Эпикура — с церковью» (Карл Маркс и Фридрих Энгельс., Из ранних произведений, 1956, с. 23).

Гассенди оказал влияние на английского философа, основателя либерализма Джона Локка; французского публициста и философа Пьера Бейля и английского математика, механика, астронома и физика, создателя классической механики Исаака Ньютона. По политическим воззрениям Поль примыкал к французскому политическему мыслителю, теоретику естественного права, юристу Жану Бодену, стоял за неограниченную монархию, если она не вырождается в тиранию.

Гассенди (или Гассенд) был преподавателем риторики в Дине, потом профессором философии в Э (Aix, в Провансе). Свой курс он располагал таким образом, что сначала излагал учение Аристотеля, а потом показывал его ошибочность. Открытия Николая Коперника и сочинения Джордано Бруно, а также чтение сочинений Петра Рамуса и Людовика Вивеса окончательно убедили Пьера в непригодности аристотелевской физики и астрономии. Плодом его занятий было скептическое сочинение «Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos» (Гренобль, 1627). От окончания этого сочинения он должен был отказаться: нападать на Аристотеля и защищать Коперника было в то время небезопасно, как это доказала участь Этьена Долэ, Бруно и др.

Еще раньше издания своей книги Гассенди оставил кафедру и жил то в Дине, где был каноником кафедрального собора, то в Париже, откуда совершил поездку в Бельгию и Голландию. Во время этой поездки он познакомился с Гоббесом и издал в 1631 году разбор мистического учения розенкрейцера Роберта Флудда («Epistolica dissertatio in qua praecipua principia philosophiae R. Fluddi deteguntur»). Позже он написал критический разбор Декартовских размышлений («Disquisitio adversus Cartesium»), приведший к оживленной полемике между обоими философами.

Гассенди был одним из немногих ученых XVII века, интересовавшихся историей науки. Благодаря изучению Эпикура окончательно сложилось мировоззрение Пьера, которое он изложил в «Syntagma philosophicum», вышедшем уже после смерти автора. В 1645 году он занял кафедру математики в Collège royal de France. В последние годы жизни он издал две работы об Эпикуре «De vita, moribus et doctrina Epicuri libri octo» (1647) и «Syntagma philosophiae Epicuri» (1649), биографии Коперника и Тихо де-Браге, историю церкви в Дине.

Ученый обладал большим полемическим дарованием: он умел отдать должное противнику, ясно и точно излагал его теорию, наконец делал весьма тонкие и веские замечания. Полемика его с Декартом считается образцовой. Философская система Гассенда, изложенная в его «Syntagma philosophicum», есть результат его исторических исследований. Эти исследования привели его (как позднее Лейбница) к тому выводу, что мнения различных философов, считающиеся совершенно несходными, часто различаются только по форме. Чаще всего Пьер склонялся на сторону Эпикура, расходясь с ним только в вопросах теологических. Относительно возможности познать истину он держался середины между скептиками и догматиками.

Посредством разума мы можем познать не только видимость, но и саму сущность вещей; нельзя отрицать, однако, что есть тайны, недоступные уму человеческому. П. Гассенди подразделял философию на физику, предмет которой — исследовать истинное значение вещей, и этику — науку быть счастливым и поступать согласно с добродетелью. Введением к ним служит логика, которая есть искусство правильно представлять (идея), правильно судить (предложение), правильно умозаключать (силлогизм) и правильно располагать выводы (метод).

В физике своей он стоит близко к динамистическому атомизму современных ученых. Все явления природы совершаются в пространстве и времени. Это суть «вещи в своем роде», характеризующиеся отсутствием положительных атрибутов. Как пространство, так и время могут быть измерены только в связи с телами: первое измеряется объемом, второе — движением тел.

Материю философ представляет состоящей из множества мельчайших компактных эластичных атомов, отделенных друг от друга пустым пространством, не заключающих в себе пустоты и потому неделимых физически, но измеримых. Число атомов и их форм конечно и постоянно (поэтому количество материи постоянно), но число форм меньше числа атомов. Ученый не признает за атомами вторичных свойств, как-то: запаха, вкуса и других. Различие атомов (кроме формы) заключается в различии их главного свойства — веса или прирожденного их стремления к движению. Группируясь, они образуют все тела вселенной и являются, следовательно, причиной не только качеств тел, но и их движения; ими обусловливаются все силы природы. Так как атомы не рождаются и не исчезают, то и количество живой силы в природе остается неизменным. Когда тело в покое, сила не исчезает, а только пребывает связанной, а когда оно приходит в движение, сила не рождается, а только освобождается.

Действия на расстоянии не существует, и если одно тело притягивает другое, не соприкасаясь с ним, то это можно объяснить так, что от первого исходят потоки атомов, которые соприкасаются с атомами второго. Это одинаково применимо к телам одушевленным и неодушевленным. Все предметы обладают душой чувствующей и хотя бы смутно рассуждающей. Атомы вечны, поскольку вечна вселенная, но они, как и вселенная, сотворены Богом; по Его же воле они сгруппировались в тело, ибо как из простого смешения букв не может возникнуть поэмы, так и из случайной группировки атомов не могли при сотворении мира произойти тела без содействия Бога.

В этих последних положениях заключается отличие Гассенди от материалистов и атомистов. Произвольное самозарождение даже в царстве минеральном Пьер отрицает: всякое тело (не родившееся от себе подобного) обязано своим происхождением семени, предсуществовавшему с сотворения мира, — семени, в котором оно заключалось потенциально, окружающие же условия способствовали его появлению. Тело, душа чувствующая и душа разумная составляют единое не вследствие физического единства, но потому что они предназначены для взаимного дополнения. Чувствующая душа, область которой есть все тело, воспринимает образы внешних предметов (с помощью органов чувств) и познает их посредством памяти, сравнения, или суждения, и выводов, или рассуждения. Эти последние три деятельности ученый считает функциями воображения.

Душа разумная, или разум, присуща только человеку; в противоположность души чувствующей она пребывает только в мозгу. Посредством разума человек познает вещи, недоступные чувственному восприятию и воображению, как-то: понятие о Боге, самосознание и другие. Душа разумная нематериальна и, следовательно, вечна; это ее отличие от души чувствующей — но проявляться она может только по поводу данных этой последней: в этом заключается ее связь с ней.

Врожденных идей нет. Идеи, кажущиеся врожденными (например, идея причинности) — только вывод из повторяемости явлений. Инстинкт — результат привычки в наследственности. Единственное, что врождено нам — это любовь[en] к самому себе; из нее вытекает стремление к приятному и старание избежать неприятного, или хотение (арpetitus). Хотение не проявляется без содействия воображения и разума; если оно основывается только на данных воображения — это хотение неразумное, или страсть; хотение, вытекающее из данных разума, есть воля; воля всегда сопровождается действием.

Действия наши свободны, но свободу их надо искать не в воле, а в разуме. Нам свойственно поступать на основании мотивов, которые нам представляет разум; разум склонен любить истину, но для того, чтобы найти ее, он должен сосредоточивать свое внимание, не поддаваясь хотению, — в этом и заключается свобода. Как согласовать эту свободу с божественным провидением — это неразрешимая для нас тайна.

Два вопроса всегда интересовали людей: в чем состоит цель нашей жизни и как достигнуть этой цели. Этим вопросам посвящена этика Гассенди, в которой он является последователем Эпикура. Единственная цель жизни — счастье. Истинное счастье заключается в здоровом теле[en] и спокойной душе — а спокойствие дает только добродетель, так как она не сопровождается ни раскаянием, ни сожалением. Спокойствие есть высшее наслаждение, ибо оно есть цель всякого движения. Правда, человек стремится к наслаждению движением, потому что природа вложила в него это стремление для самосохранения и продолжения рода; но, ставя его выше покоя, он забывает, что оно есть только средство для достижения последнего.

Свое исследование Пьер заканчивает доказательством существования Бога, Его свойств и Его провидения. Идея о Боге не есть идея врожденная, а между тем она присуща всем людям. Философ объясняет это предрасположением разума к допущению существования Бога при первом указании чувств на единство и гармонию вселенной. Поэтому разум познает Бога как всесовершеннейшее существо, творца и руководителя вселенной.

Сочинения Пьера Гассенди были изданы в 1658 году в Лионе; между ними есть несколько сочинений по астрономии и механике; одно из них, «De proportione qua gravia decidentia accelerantur» (1646), относится к вопросу о падении тел под влиянием силы тяжести.

Биографические сведения об ученом мы имеем из статьи Сорбьера «De vita et moribus Petri Gassendi», приложенной к собранию сочинений философа, и из надгробного слова преемника Гассенди по каноникату в Дине, Николая Таксиля.

Пьер Гассенди скончался 24 октября 1655 года, в Париже.

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

ГАССЕНДИ, ПЬЕР | Энциклопедия Кругосвет

ГАССЕНДИ, ПЬЕР (Gassendi, Pierre) (1592–1655), французский философ и ученый, известный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством. Родился в Шантерсье близ Диня в Провансе 22 января 1592. Фамилия Гассенди – итальянская форма прованской фамилии Гассенд (Gassend). Занимал незначительные церковные должности в 1612, в 1614 стал доктором теологии в Авиньоне; также был настоятелем собора в Дине. По настоянию Мерсенна занялся философией, был профессором философии в коллеже Экс-ан-Прованса.

В 1624 опубликовал в Гренобле ряд очерков под названием Парадоксальные упражнения против аристотеликов (Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos), где заявил, что, хотя он и обязан по своему положению преподавать аристотелевскую философию, его всегда занимал вопрос о ее слабостях. Прекратив полемику со схоластами, из-за которой у него могли появиться враги в церковных кругах, он обратился к изучению Эпикура. В 1626 у Гассенди появилась идея труда о жизни, моральных представлениях и учении Эпикура. Он был убежден, что учение античного философа может быть согласовано с современной ему теологией. В 1632 Гассенди опубликовал работу о прохождении планеты Меркурий, предсказанном Кеплером, а в 1641 пытался экспериментально доказать теорию падения тел Галилея. Однако главным вкладом Гассенди в историю культуры стала его философия.

В 1641 Гассенди привел в ответ на Размышления Декарта ряд возражений, суть которых заключалась в том, что философской спекуляции следует быть более скромной. В 1644 вышла его книга Исследование метафизики (Disquisitio Metaphysica). В 1645 Гассенди получил место профессора математики (астрономии) Коллеж-Руаяль в Париже. Лекция при вступлении в должность (Institutio astronomica, 1647), хотя открыто и не показывала приверженность идеям Галилея, свидетельствовала о симпатиях к ним. В 1647 появилась его работа О жизни и моральных взглядах Эпикура (De vita et moribus Epicuri), изменившая общее мнение об эпикуровской этике. В 1648, страдая от туберкулеза, Гассенди уехал в Прованс. В 1649 он опубликовал Замечания на десятую книгу Диогена Лаэрция (Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii) (об Эпикуре) вместе со Сводом философии Эпикура (Syntagma philosophiae Epicuri). В 1653 вернулся в Париж. Умер Гассенди в Париже 24 октября 1655.

Полное собрание его трудов было опубликовано в 1658. Первые два тома содержат Свод философии (Syntagma Philosophicum, опубл. посмертно в 1658), состоящий из трех частей: логики, физики (общего естествознания, космологии, физиологии, психологии) и этики. Логика – главным образом индуктивный метод исследования; однако в ней Гассенди пытается установить равновесие между опытом и рассудком. Физика посвящена описанию мира (состоящего из атомов и пустоты), созданного Богом, существование которого доказывается наличием мировой гармонии. Бог – первая причина; все вторичные причины относятся к движению, которое внутренне присуще атомам. Наиболее подвижные атомы составляют души животных, способных к ощущению и «чувствительному разуму». Человеческая душа нематериальна и способна постигать абстрактные идеи, опираясь на чувственные данные. Люди стремятся к счастью (душевному покою и отсутствию телесных страданий), которое можно достигнуть (в этом мире – лишь в несовершенной форме) благодаря добродетельному образу жизни и любви к Богу.

Гассенди относился с уважением к ортодоксальным церковным учениям, однако существенные черты его картины мира были взяты на вооружение деизмом 18 в. Он был главным соперником Р.Декарта как представителя «новой философии», оказал влияние на Р.Бойля и Д.Локка; его весьма почитал И.Ньютон.

 IGDA/G. Dagli Orti     ПЬЕР ГАССЕНДИ

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»

Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?

ГАССЕНДИ • Большая российская энциклопедия

П. Гассенди.

ГАССЕНДИ́ (Gassendi) Пьер (22.1.1592, Шан­тер­сье, Про­ванс – 24.10.1655, Па­риж), франц. фи­ло­соф и учё­ный-ес­тест­во­ис­пы­та­тель. Ро­дил­ся в кре­сть­ян­ской се­мье. Учился в кол­ле­же в Ди­не, за­тем изу­чал тео­ло­гию и фи­ло­со­фию в ун-те в Эк­се; про­фессор фи­ло­со­фии там же (с 1617), в 1623 от­стра­нён ие­зуи­та­ми от пре­по­да­ва­ния. Ка­то­ли­ческий свя­щен­ник (с 1617), позд­нее на­стоя­тель ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Ди­не. В 1620–30-х гг. часто про­жи­вал в Па­ри­же, в 1628 со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Гол­лан­дию. От­стаи­вал уче­ния Н. Ко­пер­ни­ка и Г. Га­лилея, с ко­то­рым со­сто­ял в пе­ре­пис­ке. В 1645–1648 проф. ма­те­ма­ти­ки Ко­ро­лев­ско­го кол­ле­жа в Па­ри­же.

Пер­вое соч. «Па­ра­док­саль­ные уп­раж­не­ния про­тив ари­сто­те­ли­ков…» («Exer­citationes paradoxicae adversus aristo­teleos…», 1-я часть опубл. в 1624 ано­ним­но, 2-я, не­окон­чен­ная часть, – в 1656 по­смерт­но; рус. пер. 1968) – пам­флет про­тив схо­ла­стич. псев­до­ари­сто­те­лиз­ма. В нач. 1640-х гг. вы­сту­пил с кри­ти­кой дуа­ли­стич. кон­цеп­ции Р. Де­кар­та, от­вер­гая его тео­рию вро­ж­дён­ных идей с по­зи­ций по­сле­до­ват. сен­суа­лиз­ма («Ме­та­фи­зи­че­ское ис­сле­до­ва­ние, или Со­мне­ния и но­вые воз­ра­же­ния про­тив ме­та­фи­зи­ки Де­кар­та» – «Disquisitio metaphysi­ca, seu Dubitationes et instantiae adversus Renati Cartesii Metaphysicam et respon­sa», 1644, рус. пер. 1968). В 1640-е гг. опуб­ли­ко­вал ряд со­чи­не­ний по ас­тро­но­мии, ме­ха­ни­ке, ма­те­ма­ти­ке, а так­же по­ле­мич. со­чи­не­ние про­тив ал­хи­мии и ас­т­ро­ло­гии в за­щи­ту ес­теств.-на­уч. объ­яс­не­ния ми­ра, ме­то­до­ло­гич. прин­ци­пы ко­то­ро­го Г. ис­кал в тра­ди­ции эпи­ку­ров­ско­го ато­миз­ма. Со­ста­вил свод со­хра­нив­ших­ся тек­стов Эпи­ку­ра и ан­тич­ных сви­де­тельств о его уче­нии, до­пол­нен­ный собств. рас­су­ж­де­ния­ми и мно­го­числ. ого­вор­ка­ми тео­ло­гич. со­дер­жа­ния [в по­смерт­ном из­да­нии «Сво­да фи­ло­со­фии Эпи­ку­ра» (1659, 1-е изд. 1649, рус. пер. 1966) опубл. в ви­де при­ме­ча­ний к отд. гла­вам], счи­тая не­при­ем­ле­мым у Эпи­ку­ра его мно­го­бо­жие, от­ри­ца­ние бес­смер­тия ду­ши и Бо­же­ст­вен­но­го про­ви­де­ния.

Глав­ное соч. Г. «Сис­те­ма фи­ло­со­фии» («Syntagma Philosophiae», изд. 1658, рус. пер. 1966), на­пи­сан­ное под воз­дей­ст­ви­ем ато­ми­стич. и сен­суа­ли­стич. кон­цеп­ции эпи­ку­ре­из­ма, де­лит­ся на 3 раз­де­ла – фи­зи­ку, эти­ку и ло­ги­ку. Он ут­вер­ждал, что всё су­ще­ст­вую­щее со­сто­ит из ато­мов и пус­то­ты, про­стран­ст­во и вре­мя не со­тво­ре­ны и не­унич­то­жи­мы, чис­ло ато­мов, имею­щих са­мые раз­но­об­раз­ные внеш­ние фор­мы, гро­мад­но, но ог­ра­ни­че­но. Бог, со­тво­рив ато­мы и дви­же­ние, за­тем пре­дос­та­вил ми­ру су­ще­ст­во­вать по собств. за­ко­нам. Эти­ка Г., рас­смат­ри­вая сча­стье как выс­шее бла­го, ут­вер­жда­ет не­раз­дель­ность сча­стья и гражд. доб­ро­де­те­ли, ос­но­ван­ной на бла­го­ра­зу­мии. Со­глас­но Г., ис­ти­на об­на­ру­жи­ва­ет­ся бла­го­да­ря двум разл. ис­точ­ни­кам све­та – до­ка­за­тель­ст­ву и От­кро­ве­нию; пер­вый из них опи­ра­ет­ся на опыт и ра­зум, ос­ве­щаю­щие ес­теств. яв­ле­ния, вто­рой – на Бо­же­ст­вен­ный ав­то­ри­те­т, ос­ве­щаю­щий яв­ле­ния сверхъ­ес­те­ст­вен­ные.

В те­че­ние поч­ти 40 лет Г. вёл ас­тро­но­мич. днев­ник, со­вер­шил ряд важ­ных на­блю­де­ний, в част­но­сти про­хо­ж­де­ние Мер­ку­рия по сол­неч­но­му дис­ку. Из­ме­рил ско­рость зву­ка, изу­чал сво­бод­ное па­де­ние тел (экс­пе­рим. про­вер­ка инер­ци­он­но­го дви­же­ния). На­пи­сал на­уч. био­гра­фии Н. Ко­пер­ни­ка и Т. Бра­ге. Воз­дей­ст­вие идей Г. ис­пы­та­ли Р. Бойль, И. Нью­тон, П. А. Голь­бах, влия­ние его эти­ки ска­за­лось в дви­же­нии «ли­бер­те­нов», в чис­ле ко­то­рых бы­ли С. Си­ра­но де Бер­же­рак, Моль­ер и Ж. де Ла­фон­тен.

ГАССЕНДИ Пьер — это… Что такое ГАССЕНДИ Пьер?


ГАССЕНДИ Пьер

(Gassendi, Pierre)
ПЬЕР ГАССЕНДИ
ПЬЕР ГАССЕНДИ
(1592-1655), французский философ и ученый, известный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством. Родился в Шантерсье близ Диня в Провансе 22 января 1592. Фамилия Гассенди — итальянская форма прованской фамилии Гассенд (Gassend). Занимал незначительные церковные должности в 1612, в 1614 стал доктором теологии в Авиньоне; также был настоятелем собора в Дине. По настоянию Мерсенна занялся философией, был профессором философии в коллеже Экс-ан-Прованса. В 1624 опубликовал в Гренобле ряд очерков под названием Парадоксальные упражнения против аристотеликов (Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos), где заявил, что, хотя он и обязан по своему положению преподавать аристотелевскую философию, его всегда занимал вопрос о ее слабостях. Прекратив полемику со схоластами, из-за которой у него могли появиться враги в церковных кругах, он обратился к изучению Эпикура. В 1626 у Гассенди появилась идея труда о жизни, моральных представлениях и учении Эпикура. Он был убежден, что учение античного философа может быть согласовано с современной ему теологией. В 1632 Гассенди опубликовал работу о прохождении планеты Меркурий, предсказанном Кеплером, а в 1641 пытался экспериментально доказать теорию падения тел Галилея. Однако главным вкладом Гассенди в историю культуры стала его философия. В 1641 Гассенди привел в ответ на Размышления Декарта ряд возражений, суть которых заключалась в том, что философской спекуляции следует быть более скромной. В 1644 вышла его книга Исследование метафизики (Disquisitio Metaphysica). В 1645 Гассенди получил место профессора математики (астрономии) Коллеж-Руаяль в Париже. Лекция при вступлении в должность (Institutio astronomica, 1647), хотя открыто и не показывала приверженность идеям Галилея, свидетельствовала о симпатиях к ним. В 1647 появилась его работа О жизни и моральных взглядах Эпикура (De vita et moribus Epicuri), изменившая общее мнение об эпикуровской этике. В 1648, страдая от туберкулеза, Гассенди уехал в Прованс. В 1649 он опубликовал Замечания на десятую книгу Диогена Лаэрция (Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii) (об Эпикуре) вместе со Сводом философии Эпикура (Syntagma philosophiae Epicuri). В 1653 вернулся в Париж. Умер Гассенди в Париже 24 октября 1655. Полное собрание его трудов было опубликовано в 1658. Первые два тома содержат Свод философии (Syntagma Philosophicum, опубл. посмертно в 1658), состоящий из трех частей: логики, физики (общего естествознания, космологии, физиологии, психологии) и этики. Логика — главным образом индуктивный метод исследования; однако в ней Гассенди пытается установить равновесие между опытом и рассудком. Физика посвящена описанию мира (состоящего из атомов и пустоты), созданного Богом, существование которого доказывается наличием мировой гармонии. Бог — первая причина; все вторичные причины относятся к движению, которое внутренне присуще атомам. Наиболее подвижные атомы составляют души животных, способных к ощущению и «чувствительному разуму». Человеческая душа нематериальна и способна постигать абстрактные идеи, опираясь на чувственные данные. Люди стремятся к счастью (душевному покою и отсутствию телесных страданий), которое можно достигнуть (в этом мире — лишь в несовершенной форме) благодаря добродетельному образу жизни и любви к Богу. Гассенди относился с уважением к ортодоксальным церковным учениям, однако существенные черты его картины мира были взяты на вооружение деизмом 18 в. Он был главным соперником Р.Декарта как представителя «новой философии», оказал влияние на Р.Бойля и Д.Локка; его весьма почитал И. Ньютон.
ЛИТЕРАТУРА
Гассенди П. Сочинения, тт. 1-2. М., 1966-1968

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

  • ГАРФИЛД Джеймс Абрам
  • ГЕЙЕР Эрик Густав

Смотреть что такое «ГАССЕНДИ Пьер» в других словарях:

  • Гассенди, Пьер — Пьер Гассенди Pierre Gassendi Дата рождения …   Википедия

  • Гассенди Пьер — (Gassendi) (1592 1655), французский философ, математик и астроном. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов Богом. С позиции сенсуализма выступал против учения о врождённых идеях. Основное… …   Энциклопедический словарь

  • Гассенди Пьер — Гассенди (Gassendi) Пьер (22.1.1592, Шантерсье, Прованс, 24.10.1655, Париж), французский философ материалист, работал также в области математики, астрономии, механики, истории науки. Священник, профессор теологии в Дине (с 1613), философии в Эксе …   Большая советская энциклопедия

  • Гассенди, Пьер — ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер (1592 1655), французский философ, математик и астроном. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов Богом. С позиций сенсуализма выступал против учения о врожденных идеях …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гассенди Пьер — Эмпирик скептик в защиту религии Полемика против аристотелевско схоластической традиции     Гассенди типичная фигура для культуры первой половины XVII в.: ренессансная критика Аристотеля, интерес к истории, природе в ее феноменальной конкретности …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Гассенди Пьер — …   Википедия

  • ГАССЕНДИ Пьер (1592-1655) — французский философ и математик. В 1614 получил степень доктора теологии в Авиньонском университете, в 1616 сан священника. Преподавал философию в г. Эксе (до 1622). С 1626 каноник кафедрального собора в г. Дине. В 1645 приглашен профессором… …   История Философии: Энциклопедия

  • Гассенди — Гассенди, Пьер Пьер Гассенди Pierre Gassendi Дата рождения: 22 января 1592( …   Википедия

  • ГАССЕНДИ — (Gassendi) Пьер (1592 1655) фр. философ материалист, занимался также математическими и астрономическими исследованиями. Под влиянием атомизма Эпикура стремился разрабатывать философию на научной основе, согласованной с новейшими идеями… …   Философская энциклопедия

  • ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер — (1592 1655) французский философ, математик и астроном. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов богом. С позиций сенсуализма выступал против учения о врожденных идеях. Основное сочинение: Свод… …   Большой Энциклопедический словарь


Биография Пьера Гассенди

История исследования космоса > Великие астрономы > Пьер Гассенди

Биография Пьера Гассенди

Биография Пьера Гассенди (1592-1655 гг.)


Краткая биография:

Имя: Пьер Гассенди

Дата рождения: 22 января 1592 г.

Дата смерти: 24 октября 1655 г.

Образование: Университет Экс-ан-Прованса

Место рождения: Шантерсье близ Диня в Провансе

Место смерти: Париж


Пьер Гассенди – французский астроном, философ, священник, математик: биография, фото, этика Эпикура, изучение пространства и времени, влияние на Локка, Ньютона.

Пьер Гассенди является французским философом, астрономом и математиком. Он также работал в области истории наук и механики. Занимался пропагандой этики и атомистики Эпикура, но, в отличие от которого, Пьер признавал создание атомов богом. С точки зрения сенсуализма Пьер Гассенди занимал позицию противника учения о врожденности идей. Основным сочинением является «Свод философии», которое опубликовали в 1658 году, посмертно.

Родился Пьер Гассенди 22 января 1592 года в коммуне Шантерсье в регионе Прованс. Будучи еще совсем маленьким, он проявлял большие способности к науке, в частности к языкознанию и математике. Образование получил в коллеже в Дине, а после – в университете Экс-ан-Прованса. За свою жизнь он успел побывать священником, профессором философии в Эксе, профессором теологии в Дине, профессором математики в парижском Королевском коллеже. Будучи преподавателем философии П. Гассенди помимо изложения учения Аристотеля еще и отвергал его. П. Гассенди пропагандировал этику и атомистику древнегреческого философа Эпикура, выступал против теории врожденности идей и метафизики Декарта в целом, находился на стороне материалистического сенсуализма, в своем специальном труде он критиковал схоластический аристотелизм.

Философская система Пьера Гассенди включает в себя логику (которая устанавливает признаки истины, а также пути, которые ведут к ее познанию), физику и этику (является учением о счастье). В соответствии с его учением, составляющим всего существующего являются пустота и атомы. Все существующее находится в пространстве и времени, имея при этом бесконечную возможность наполнения. Пространство и время никто не создавал и никто не может уничтожить, в отличие от атомов, которые, как считает Гассенди, создал бог, однако им присуще внутреннее стремление к движению; количество атомов хоть и огромно, но все же ограничено. Любая душа состоит из особенных атомов, которые рассредоточены по всему человеческому телу. Показания органов чувств служат основой познания.

Карл Маркс отмечал, что, освободив Эпикура «… от интердикта, который на него наложили отцы церкви и все средневековье…», в то же время, Пьер Гассенди старался «…примирить свое языческое знание со своей католической совестью, а Эпикура – с церковью».

Пьер Гассенди оказал большое влияние на основателя либерализма и английского философа Джона Локка; французского философа и публициста Пьера Бейля и английского механика, физика, математика и астронома, основателя классической механики, Исаака Ньютона. Согласно политическим воззрениям Пьер был заодно с французским политическим мыслителем, теоретиком естественного права, юристом Жаном Боденом, выступал за неограниченную монархию, но лишь в том случае, когда она не превращалась в тиранию.

Скончался Пьер Гассенди в Париже 24 октября 1655 года. Его сочинения были изданы в 1658 г. в городе Лионе, среди которых есть несколько сочинений по механике и астрономии.


Пьер Гассенди — философия, цитаты

Пьер Гассенди

(1592-1655)

«Любая благотворительность с благо, поскольку она доставляет беззаботность»

Войти в философской элиты своего времени П. Гассенди было труднее, чем его знаменитым современникам. Пьер родился в крестьянской семье, и только природная одаренность, ум и настойчивое обучения могли дать (и дали!). Парню возможность подняться до уровня самых образованных и уважаемых людей своего времени, выдающихся ученых, философов, начали и возглавили новые направления научных и мировоззренческих поисков. Семья рано заметила одаренность ребенка, нашла средства для устройства Пьера на обучение в колледже и в университете. Успехи молодого студента в обучении оказались настолько значительными, что его преподаватель философии и теологии патер Фезе однозначно заявил, что не может точно определить, кто из них является учеником, а кто — учителем. Фезе поручал П. Гассенди читать лекции в университете, воспитывал у юноши уверенность в собственном уме, поощрял к занятиям наукой.

Признание П. Гассенди получил сразу после публикации своих первых работ по астрономии, математике и философии. За честь общаться с ним считали Ф. Бэкон и Т. Гоббс, Гуго Гроций и Т. Кампанелла. С Т. Гоббсу, кстати, у П. Гассенди сложились глубоко дружеские отношения. Философы обменивались идеями и наблюдениями. Поэтому определить першоавторство концепции «общественного договора», с которой примерно одновременно вошли в социальной философии П. Гассенди и Гоббс, невозможно.

Среди философских трудов П. Гассенди ведущее место принадлежит таким трудам, как «Парадоксальные упражнения против аристотеликом» и «Свод философии Эпикура». Философ остро критикует схоластов и извращенного ними Аристотеля, анализирует проблемы достоверности познания, доказывает объективность пространства и времени, развивает онтологическое учение Эпикура и Лукреция, материалистически объясняет различные явления бытия и сознания. Он убежден в объективном существовании пространства и времени, которые являются несотворимимы и незнищивнимы. П. Гассенди продолжает и углубляет атомистическое учение древних мыслителей, размышляет о первоматерию, которая состоит из ограниченного количества атомов, имеющих различные формы и качества и могут перемещаться в пространстве и времени. В то же время, он считал Бога единственным создателем атомов. Показательно, что именно П. Гассенди первым ввел в научный оборот понятие «молекула».

Логику Гассенди использовал как средство борьбы с схоластами. Философ пытался занять компромиссную позицию между догматизмом и скептицизмом. В теории познания он придерживался принципов сенсуализма: чувство, считал философ, есть единственный источник и критерий истины или ложности наших знаний, погрешности возникают как результат неправильных «маневров» ума.

Свою социальную концепцию ученый освещает в третьей части «Возведение философии» — «Этике». При этом этику П. Гассенди считает центральной частью философии. «Что касается этики, или философии обычаев … то не без оснований было сказано, — писал он, — … что ее следует считать главной частью философии ». Без рассмотрения этики, подчеркивает П. Гассенди дальше, размышления о природе (и другие философские проблемы) были бы лишними. Этическое учение, по его мнению, стоит выше философию природы, за что оно направляет всю последнюю и делает ее средством для достижения нравственной цели.

Социально-этическая концепция П. Гассенди основанная на учении о достижении человеком высшего блага — счастье. Под счастьем философ понимает беззаботный, спокойное состояние, но не в плане инертного (сонного, оцепенела) существование, а как жизнь с удовольствием. Счастье, писал П. Гассенди, — это освобождение от страданий, душевная уверенность, отсутствие страха перед смертью и ответственности перед богами, отсутствие упоминаний о прошлых блага и бесплодных мечтаний о благах будущие. Главным принципом счастья является удовлетворение, которое основывается на телесном здоровье и невозмутимости ума. Это — удовольствие особенное. Оно не масс ничего общего с «удовольствием бездельников», людей, утопающие в роскоши или развлечениях, — оно означает не что иное, как «отсутствие телесных страданий и беззаботность духовного мира».

Какой социальный смысл вкладывал П. Гассенди в «запоздалое возрождение» (Куно Фишер) Эпикура и эпикурейской этики? Возможно, здесь были только научные симпатии к осквернены схоластами-теологами большого атомистов? Думаем, что нет. Обращение к Эпикура давало П. Гассенди возможность, не вступая в непосредственный теоретический диспут с теологией, опровергнуть религиозные обоснования морали, рельефнее подчеркнуть ее земное, человеческое происхождение и функционирование. Его этика, подчеркивает Б. Быховский, порывала с главным церковным устройством-с религиозным обоснованием нравственности. В этом коренится загадка того, почему некоторые современные теологи осуждают гуманистическую этику П. Гассенди как эгоистическую.

П. Гассенди был сторонником твердой центральной власти. (Абсолютного монарха) он называл «хорошим хозяином государства», призвал раболепства ему жить благотворно и в согласии.

Значение социально-этической концепции П. Гассенди переоценить трудно. Она открывала для социального познания еще один, омрачен еще схоластикой, сторону общественного бытия — его нравственную составляющую. Поворотом морали к человеку и его реальной жизни П. Гассенди сделал к развитию социальной философии такой же фундаментальный вклад, как Н. Макиавелли — учением о материальный интерес, Ф. Бэкон — вниманием к опытным основ общественной жизни, Р. Декарт — обоснованием принципов осознания деятельной сущности социального.

Этическая концепция П. Гассенди имела не только теоретическое, но и широкое практическое значение. «Эпикурейской священник», как иногда называли П. Гассенди, пытался сформулировать на ее почве общие правила общественной жизни. Результатом этой попытки оказалась «договорная теория происхождения государства», теория, которую практически одновременно с П. Гассенди вынашивал Т. Гоббс. развивали позже Ж.-Ж. Руссо и Дидро, Дж. Мильтон, 0. Paдищев, Ф. Прокопович и много других выдающихся просветителей.

Человека П. Гассенди толковал как общественное существо (sociabile animal), а общество — как результат соглашения, заключенного людьми для удобства и безопасности взаимного существования. Соглашение основывается на «естественном праве» человека, отражает (и согласовывает между собой) поезда человеческой природы и законы разума. Существующее законодательство, размышлять II. Гассенди, не всегда адекватно воспроизводит «естественное право». Это приводит к несправедливости и общественных конфликтов, избежать которых можно лишь благодаря взвешенности в ведении государственных дел, умеренности граждан, т.е. благодаря экономической и социальной рассудительности. Основой «естественного права», согласно П. Гассенди, является частная собственность. Вокруг нее и имеют вращаться законы человеческого общежития. Главный среди них — «не вмешиваться в чужие права, не делать никому образ». Собственно говоря, это и должно обеспечить государство, управляемое «умным монархом». П. Гассенди был сторонником твердой централизованной власти, абсолютной монархии, обосновывал общественное значение порядка, организованности и согласия «гражданской рассудительности» и дисциплины.

Книга «Свод философии Эпикура» увидела свет уже после смерти автора — в 1658 году. Несколькими годами ранее опубликованные работы Т. Гоббса, где указаны сюжеты были изложены более широко и основательно. Именно поэтому основателем «договорной теории государства» считают Т. Гоббса. Однако это не совсем правильно. Оба мыслителя оттачивали исходные принципы этой теории практически одновременно. Поддерживая дружеские отношения, они обменивались идеями и наблюдениями, «подталкивали» друг друга к тем или иным выводам. Последнее дает основания для суждения о том, что основателями «договорной теории государства» следует считать обоих философов. Если же речь идет о разветвленность теории и обоснованность выводов, то «пальму первенства» следует отдать Т. Гоббсу.


Гассенди, Пьер — Wikipedia

Пьер Гассенди.

Пьер Гассенди (1592—1655) — Жаңы замандагы антисхоластикалык сенсуализмдин жана эпикуреизмдин өкүлү.

Ата-теги боюнча дыйкан үй-бүлөдөн чыккан, Экс-ан-Прованстагы университетти бүтүргөн, бирок андан кийинки бүткүл өмүрүндө дин кызматчысы болгон. Ошол мезгилге ылайык кеңири философиялык жана илимий билим алган, математикага, астрономияга кызыккан. Өз мезгилиндеги көптөгөн интеллектуалдар менен, алардын ичинде Мерсенндин ийрими менен тааныш болгон. Бир нече философиялык эмгектерди, алардын ичинде Декартка каршы эмгекти жазган. Анын «Метафизикалык ой жүгүртүүлөргө каршымын» деген эмгегине Декарт жооп кайтарганда Гассенди кайра дагы «Каршы жоопту» жазат. Анын калем сабына ошондой эле «Аристотелчилерге каршы парадоксалдуу көнүгүүлөр…», «Эпикурдун философиясынын жыйнагы» деген чыгармалар таандык. Гассендинин эң маанилүү эмгеги — «Философиянын системасы».

Пьер Гассенди.

Өзүнүн чыгармаларында Гассенди эч нерсе бербей турган схоластикалык философиялык ой жүгүртүүлөргө эпкиндүү каршы чыгат. Аристотелдин терең ойчулдугуна тийиштүү баа берүү менен, схоласттар идолго айландырып жиберишкен Аристотелдин идеяларын сынга алып, Аристотелдин мааниси өтө апыртылып жиберилген деп эсептейт.

Гассенди тажрыйбалык-дедуктивдик жол менен биз салыштырмалуу акыйкатка гана жетише алабыз деп эсептеп, догматизмге каршы күрөшкөн. Ал сенсуализмдин позициясын коргогон: мурда туюм-сезимде болбогон нерсе акыл-эсте да болбойт. Гассснди үчүн сезимдер гана биздин билимдерибиздин критерийи, ал эми дээр болсо — туюм-сезимдердин ортосундагы байланыштыруучу звено гана. Дээр туура эмес аракет кылганда жаңылыштык пайда болот. Гассенди үчүн кала берсе аналитикалык абал да (мисалы, «бөлүктөн бүтүн коп») эмпирикалык болуп саналат.

Мына ушул позициядан Гассенди Декарттын рационализмине каршы чыгып, Декарт адам акылынын аныктыгын жана толук жетиштүүлүгүн далилдеп бере алган эмес деп эсептеген. Ал Декарттын «Жообуна жаңы каяшасында» мындай деп жазат: «Акыл бул ойлоочу деп түшүнүү менен сен Күндү жылуулук бере турган нерсе деп түшүнгөн сокурга окшойсуң».

Гассенди Картезиянын (Декарттын) идеялардын тубасалыгы жөнүндө окуусуна каршы чыккан. Ал математикалык түшүнүктөр да тажрыйбадан келип чыгат, ал эми геометриялык аксиомалардын тубасалыгын көрсөтүү үчүн Декарт таянган ачыктык жана тактык бар болгону адашкандык гана болуп саналат, анткени убакыттын өтүшү менен адегенде ачык болуп көрүнгөн идеялар кийин күңүрт болуп калышы мүмкүн.

Гассенди Эпикурдун философиясын кайрадан калыбына келтирүүгө аракеттенет. Өзүнүн бул аракетинде негизинен христианчылыктын алдында эпикуреизмди актоону каалагандыгын жетекчиликке алган. Ошондуктан Гассендинин окуусунда анын этикалык көз караштары борбордук орунду ээлейт. Ал гедонизм жөнүндөгү эпикурдук окуу туура талкууланып түшүндүрүлгөн эмес деп эсептейт. Бул баарынан мурда жыргал түшүнүгүнө тийиштүү, муну сезимдик жыргалчылык катарында эмес, бакытка умтулуу катарында түшүнүү керек. Адам жетекчиликке ала турган башкы изгилик бул акыл-эстүүлүк. Мындан Гассендинин башкы корутундусу келип чыгат: «Бакыт философиясы дегенибиз — бул ден-соолуктун философиясынан башка эч нерсе эмес» [Чыг. 1-т. 318-6.]. Өлүмдөн коркпоону бактылуу жашоонун негизги шарты деп эсептеп, Гассенди: өлүм өлгөндөргө да, тирүүлөргө да азап алып келе албайт деген жобого таянуу зарыл дейт.

Pierre gassendi — Википедия, la eniclopedia libre

Википедия todavía no tiene una página llamada «Pierre gassendi».


Busca Pierre gassendi en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario Wikcionario (diccionario)
Wikilibros Wikilibros (учебные пособия / учебные пособия)
Wikiquote Wikiquote (citas)
Wikiviajes Wikisource (библиотека)
Wikinoticias Wikinoticias (noticias)
Wikiversidad Wikiversidad (contenido académico)
Commons Commons (imágenes y multimedia)
Wikiviajes Wikiviajes (viajes)
Wikidata Wikidata (дата)
Wikiespecies Википедии (виды)
  • Comprueba У Comprueba si есть условное обозначение правильной формы, правильной и правильной, как в Википедии, так и в добровольном обмене информацией.Си-э-э-э-э-э-э-э-э, правильно и правильно, Викимедиа donde quizás podrías encontrarla.
  • Busca Busca «Pierre gassendi» и текстовые сообщения из Википедии.
  • Nuvola apps fonts.png Консультация по художественному оформлению «Pierre gassendi».
  • Enlaces Busa las páginas de Wikipedia que tienen включает в себя «Pierre gassendi».
  • ¿Borrada? Сюй хабиас креадо ла паджина кон эсте номбре, лимпия каше де ту навегадор.
  • Symbol delete vote.svg También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crear la página Crea el artículo utilisando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Traducir Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • Aviso Ru Wikipedia únicamente pueden incirse textos enciclopédicos y que tengan derechos de autor совместимые с лицензией Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Нет информации о правах ребенка.
  • Ten en cuenta Ten en cuenta también que:
    • Статьи об информации и информации serán borrados — версия «Википедия: Esbozo» -.
    • Искусство публикации и автопромышленность serán borrados — версия «Wikipedia: Lo que Wikipedia no es» -.
,
Пьер Гассенди | Статья о Пьере Гассенди из «Свободного словаря»

Родилась 22 января 1592 года в Шамптерсье, в Провансе; умер 24 октября 1655 года в Париже. Французский философ-материалист, который также работал в области математики, астрономии, механики и истории науки. Священник и профессор богословия в Дине (с 1613 г.), философии в Экс (с 1616 г.) и математики в Королевском колледже в Париже (с 1645 г.).

Отстаивая атомизм и этику Эпикура, Гассенди выступил против теории врожденных идей и метафизики Декарта с точки зрения материалистического сенсационизма и в одной работе критиковал схоластический аристотелизм.Философская система Гассенди включает в себя логику (которая устанавливает признаки истины и пути, ведущие к ее познанию), физику и этику (учение о счастье). Согласно теориям Гассенди, все, что существует, состоит из атомов и пустоты и находится в пространстве, которое понимается как бесконечная возможность наполнения и во времени. Время и пространство не были созданы и не могут быть разрушены, в отличие от атомов, которые согласно Гассенди были созданы Богом, но обладали независимым внутренним стремлением к движению.Количество атомов ограничено, хотя и огромно. Душа состоит из особых атомов, рассеянных по всему телу. Основой познания являются данные органов чувств (ощущений). Маркс отметил, что, освободив Эпикура «от запрета, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем», Гассенди в то же время стремился «примирить свою католическую совесть со своим языческим знанием, Эпикура с церковью» ( К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений , 1956, с.23). Гассенди оказал влияние на Дж. Локка, П. Бэйла и И. Ньютона. В своем политическом мировоззрении он разделял взгляды Ж. Бодина и верил в абсолютную монархию, если она не переродилась в тиранию.

РАБОТАЕТ

В русском переводе: Сочинения . Введение Е. П. Ситковского, тт. 1-2. Москва, 1966-68.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Быховский Б.Е. «P’er Gassendi и Французский материализм 17 века». Научные тр. Московского госундарственного экономического ин-та , 1957, № 1, с.1.
Pendzig, P. P. Gassendi: Metaphysik und ihr Verhältnis zur scholastischen Philosophie . Бонн, 1908.
Rochot, B. Les Travaux de Gassendi sur Epicure et sur I’atomisme . Париж, 1944.
Пьер Гассенди 1592-1655. Sa Vie et son oeuvre . Париж [1955].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *