Пьер гассенди – Пьер Гассенди

Пьер Гассенди

Гассенди, или Гассенд — французский католический священник, философ, математик, астроном и исследователь древних текстов. Преподавал риторику в Дине, а позднее стал профессором философии в Экс-ан-Провансе.

Пьер Гассенди (Gassendi) (1592-1655) — французский философ, математик и астроном. Работал так же в области механики и истории науки. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов богом. С позиций сенсуализма выступал против учения о врожденных идеях. Основное сочинение: «Свод философии» (опубликовано 1658, посмертно).

Пьер Гассенди родился 22 января 1592 года, в Шантерсье, Прованс.

Она был священником, профессором теологии в Дине (с 1613), философии в Эксе (с 1616), математики в Королевском коллеже в Париже (с 1645). Пропагандируя атомистику и этику древнегреческого философа-материалиста Эпикура, возражал против теории врождённых идей и всей метафизики Рене Декарта с позиций материалистического сенсуализма, в специальном труде критиковал схоластический аристотелизм.

Философская система Гассенди состоит из логики (устанавливающей признаки истины и пути, ведущие к её познанию), физики и этики (учения о счастье). По его учению, всё существующее состоит из атомов и пустоты и находится в пространстве, как бесконечной возможности наполнения, и времени; время и пространство никем не сотворены и не могут быть уничтожены, в отличие от атомов, которые, по мнению Гассенди, созданы богом, но обладают самостоятельным внутренним стремлением к движению; число атомов ограничено, хотя и огромно. Душа состоит из особых атомов, рассредоточенных по всему телу. Основой познания служат показания органов чувств (ощущения).

Карл Маркс отметил, что, освободив Эпикура «… от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем…», Пьер Гассенди в то же время стремился «… примирить свою католическую совесть со своим языческим знанием, Эпикура — с церковью» (Карл Маркс и Фридрих Энгельс., Из ранних произведений, 1956, с. 23).

Гассенди оказал влияние на английского философа, основателя либерализма Джона Локка; французского публициста и философа Пьера Бейля и английского математика, механика, астронома и физика, создателя классической механики Исаака Ньютона. По политическим воззрениям Поль примыкал к французскому политическему мыслителю, теоретику естественного права, юристу Жану Бодену, стоял за неограниченную монархию, если она не вырождается в тиранию.

Гассенди (или Гассенд) был преподавателем риторики в Дине, потом профессором философии в Э (Aix, в Провансе). Свой курс он располагал таким образом, что сначала излагал учение Аристотеля, а потом показывал его ошибочность. Открытия Николая Коперника и сочинения Джордано Бруно, а также чтение сочинений Петра Рамуса и Людовика Вивеса окончательно убедили Пьера в непригодности аристотелевской физики и астрономии. Плодом его занятий было скептическое сочинение «Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos» (Гренобль, 1627). От окончания этого сочинения он должен был отказаться: нападать на Аристотеля и защищать Коперника было в то время небезопасно, как это доказала участь Этьена Долэ, Бруно и др.

Еще раньше издания своей книги Гассенди оставил кафедру и жил то в Дине, где был каноником кафедрального собора, то в Париже, откуда совершил поездку в Бельгию и Голландию. Во время этой поездки он познакомился с Гоббесом и издал в 1631 году разбор мистического учения розенкрейцера Роберта Флудда («Epistolica dissertatio in qua praecipua principia philosophiae R. Fluddi deteguntur»). Позже он написал критический разбор Декартовских размышлений («Disquisitio adversus Cartesium»), приведший к оживленной полемике между обоими философами.

Гассенди был одним из немногих ученых XVII века, интересовавшихся историей науки. Благодаря изучению Эпикура окончательно сложилось мировоззрение Пьера, которое он изложил в «Syntagma philosophicum», вышедшем уже после смерти автора. В 1645 году он занял кафедру математики в Collège royal de France. В последние годы жизни он издал две работы об Эпикуре «De vita, moribus et doctrina Epicuri libri octo» (1647) и «Syntagma philosophiae Epicuri» (1649), биографии Коперника и Тихо де-Браге, историю церкви в Дине.

Ученый обладал большим полемическим дарованием: он умел отдать должное противнику, ясно и точно излагал его теорию, наконец делал весьма тонкие и веские замечания. Полемика его с Декартом считается образцовой. Философская система Гассенда, изложенная в его «Syntagma philosophicum», есть результат его исторических исследований. Эти исследования привели его (как позднее Лейбница) к тому выводу, что мнения различных философов, считающиеся совершенно несходными, часто различаются только по форме. Чаще всего Пьер склонялся на сторону Эпикура, расходясь с ним только в вопросах теологических. Относительно возможности познать истину он держался середины между скептиками и догматиками.

Посредством разума мы можем познать не только видимость, но и саму сущность вещей; нельзя отрицать, однако, что есть тайны, недоступные уму человеческому. П. Гассенди подразделял философию на физику, предмет которой — исследовать истинное значение вещей, и этику — науку быть счастливым и поступать согласно с добродетелью. Введением к ним служит логика, которая есть искусство правильно представлять (идея), правильно судить (предложение), правильно умозаключать (силлогизм) и правильно располагать выводы (метод).

В физике своей он стоит близко к динамистическому атомизму современных ученых. Все явления природы совершаются в пространстве и времени. Это суть «вещи в своем роде», характеризующиеся отсутствием положительных атрибутов. Как пространство, так и время могут быть измерены только в связи с телами: первое измеряется объемом, второе — движением тел.

Материю философ представляет состоящей из множества мельчайших компактных эластичных атомов, отделенных друг от друга пустым пространством, не заключающих в себе пустоты и потому неделимых физически, но измеримых. Число атомов и их форм конечно и постоянно (поэтому количество материи постоянно), но число форм меньше числа атомов. Ученый не признает за атомами вторичных свойств, как-то: запаха, вкуса и других. Различие атомов (кроме формы) заключается в различии их главного свойства — веса или прирожденного их стремления к движению. Группируясь, они образуют все тела вселенной и являются, следовательно, причиной не только качеств тел, но и их движения; ими обусловливаются все силы природы. Так как атомы не рождаются и не исчезают, то и количество живой силы в природе остается неизменным. Когда тело в покое, сила не исчезает, а только пребывает связанной, а когда оно приходит в движение, сила не рождается, а только освобождается.

Действия на расстоянии не существует, и если одно тело притягивает другое, не соприкасаясь с ним, то это можно объяснить так, что от первого исходят потоки атомов, которые соприкасаются с атомами второго. Это одинаково применимо к телам одушевленным и неодушевленным. Все предметы обладают душой чувствующей и хотя бы смутно рассуждающей. Атомы вечны, поскольку вечна вселенная, но они, как и вселенная, сотворены Богом; по Его же воле они сгруппировались в тело, ибо как из простого смешения букв не может возникнуть поэмы, так и из случайной группировки атомов не могли при сотворении мира произойти тела без содействия Бога.

В этих последних положениях заключается отличие Гассенди от материалистов и атомистов. Произвольное самозарождение даже в царстве минеральном Пьер отрицает: всякое тело (не родившееся от себе подобного) обязано своим происхождением семени, предсуществовавшему с сотворения мира, — семени, в котором оно заключалось потенциально, окружающие же условия способствовали его появлению. Тело, душа чувствующая и душа разумная составляют единое не вследствие физического единства, но потому что они предназначены для взаимного дополнения. Чувствующая душа, область которой есть все тело, воспринимает образы внешних предметов (с помощью органов чувств) и познает их посредством памяти, сравнения, или суждения, и выводов, или рассуждения. Эти последние три деятельности ученый считает функциями воображения.

Душа разумная, или разум, присуща только человеку; в противоположность души чувствующей она пребывает только в мозгу. Посредством разума человек познает вещи, недоступные чувственному восприятию и воображению, как-то: понятие о Боге, самосознание и другие. Душа разумная нематериальна и, следовательно, вечна; это ее отличие от души чувствующей — но проявляться она может только по поводу данных этой последней: в этом заключается ее связь с ней.

Врожденных идей нет. Идеи, кажущиеся врожденными (например, идея причинности) — только вывод из повторяемости явлений. Инстинкт — результат привычки в наследственности. Единственное, что врождено нам — это любовь[en] к самому себе; из нее вытекает стремление к приятному и старание избежать неприятного, или хотение (арpetitus). Хотение не проявляется без содействия воображения и разума; если оно основывается только на данных воображения — это хотение неразумное, или страсть; хотение, вытекающее из данных разума, есть воля; воля всегда сопровождается действием.

Действия наши свободны, но свободу их надо искать не в воле, а в разуме. Нам свойственно поступать на основании мотивов, которые нам представляет разум; разум склонен любить истину, но для того, чтобы найти ее, он должен сосредоточивать свое внимание, не поддаваясь хотению, — в этом и заключается свобода. Как согласовать эту свободу с божественным провидением — это неразрешимая для нас тайна.

Два вопроса всегда интересовали людей: в чем состоит цель нашей жизни и как достигнуть этой цели. Этим вопросам посвящена этика Гассенди, в которой он является последователем Эпикура. Единственная цель жизни — счастье. Истинное счастье заключается в здоровом теле[en] и спокойной душе — а спокойствие дает только добродетель, так как она не сопровождается ни раскаянием, ни сожалением. Спокойствие есть высшее наслаждение, ибо оно есть цель всякого движения. Правда, человек стремится к наслаждению движением, потому что природа вложила в него это стремление для самосохранения и продолжения рода; но, ставя его выше покоя, он забывает, что оно есть только средство для достижения последнего.

Свое исследование Пьер заканчивает доказательством существования Бога, Его свойств и Его провидения. Идея о Боге не есть идея врожденная, а между тем она присуща всем людям. Философ объясняет это предрасположением разума к допущению существования Бога при первом указании чувств на единство и гармонию вселенной. Поэтому разум познает Бога как всесовершеннейшее существо, творца и руководителя вселенной.

Сочинения Пьера Гассенди были изданы в 1658 году в Лионе; между ними есть несколько сочинений по астрономии и механике; одно из них, «De proportione qua gravia decidentia accelerantur» (1646), относится к вопросу о падении тел под влиянием силы тяжести.

Биографические сведения об ученом мы имеем из статьи Сорбьера «De vita et moribus Petri Gassendi», приложенной к собранию сочинений философа, и из надгробного слова преемника Гассенди по каноникату в Дине, Николая Таксиля.

Пьер Гассенди скончался 24 октября 1655 года, в Париже.

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

calcsbox.com

ГАССЕНДИ, ПЬЕР | Энциклопедия Кругосвет

ГАССЕНДИ, ПЬЕР (Gassendi, Pierre) (1592–1655), французский философ и ученый, известный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством. Родился в Шантерсье близ Диня в Провансе 22 января 1592. Фамилия Гассенди – итальянская форма прованской фамилии Гассенд (Gassend). Занимал незначительные церковные должности в 1612, в 1614 стал доктором теологии в Авиньоне; также был настоятелем собора в Дине. По настоянию Мерсенна занялся философией, был профессором философии в коллеже Экс-ан-Прованса.

В 1624 опубликовал в Гренобле ряд очерков под названием Парадоксальные упражнения против аристотеликов (Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos), где заявил, что, хотя он и обязан по своему положению преподавать аристотелевскую философию, его всегда занимал вопрос о ее слабостях. Прекратив полемику со схоластами, из-за которой у него могли появиться враги в церковных кругах, он обратился к изучению Эпикура. В 1626 у Гассенди появилась идея труда о жизни, моральных представлениях и учении Эпикура. Он был убежден, что учение античного философа может быть согласовано с современной ему теологией. В 1632 Гассенди опубликовал работу о прохождении планеты Меркурий, предсказанном Кеплером, а в 1641 пытался экспериментально доказать теорию падения тел Галилея. Однако главным вкладом Гассенди в историю культуры стала его философия.

В 1641 Гассенди привел в ответ на Размышления Декарта ряд возражений, суть которых заключалась в том, что философской спекуляции следует быть более скромной. В 1644 вышла его книга Исследование метафизики (Disquisitio Metaphysica). В 1645 Гассенди получил место профессора математики (астрономии) Коллеж-Руаяль в Париже. Лекция при вступлении в должность (Institutio astronomica, 1647), хотя открыто и не показывала приверженность идеям Галилея, свидетельствовала о симпатиях к ним. В 1647 появилась его работа О жизни и моральных взглядах Эпикура (De vita et moribus Epicuri), изменившая общее мнение об эпикуровской этике. В 1648, страдая от туберкулеза, Гассенди уехал в Прованс. В 1649 он опубликовал Замечания на десятую книгу Диогена Лаэрция (Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii) (об Эпикуре) вместе со Сводом философии Эпикура (Syntagma philosophiae Epicuri). В 1653 вернулся в Париж. Умер Гассенди в Париже 24 октября 1655.

Полное собрание его трудов было опубликовано в 1658. Первые два тома содержат Свод философии (Syntagma Philosophicum, опубл. посмертно в 1658), состоящий из трех частей: логики, физики (общего естествознания, космологии, физиологии, психологии) и этики. Логика – главным образом индуктивный метод исследования; однако в ней Гассенди пытается установить равновесие между опытом и рассудком. Физика посвящена описанию мира (состоящего из атомов и пустоты), созданного Богом, существование которого доказывается наличием мировой гармонии. Бог – первая причина; все вторичные причины относятся к движению, которое внутренне присуще атомам. Наиболее подвижные атомы составляют души животных, способных к ощущению и «чувствительному разуму». Человеческая душа нематериальна и способна постигать абстрактные идеи, опираясь на чувственные данные. Люди стремятся к счастью (душевному покою и отсутствию телесных страданий), которое можно достигнуть (в этом мире – лишь в несовершенной форме) благодаря добродетельному образу жизни и любви к Богу.

Гассенди относился с уважением к ортодоксальным церковным учениям, однако существенные черты его картины мира были взяты на вооружение деизмом 18 в. Он был главным соперником Р.Декарта как представителя «новой философии», оказал влияние на Р.Бойля и Д.Локка; его весьма почитал И.Ньютон.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»

Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?

www.krugosvet.ru

Биография Пьера Гассенди

История исследования космоса > Великие астрономы > Пьер Гассенди

Биография Пьера Гассенди (1592-1655 гг.)


Краткая биография:

Имя: Пьер Гассенди

Дата рождения: 22 января 1592 г.

Дата смерти: 24 октября 1655 г.

Образование: Университет Экс-ан-Прованса

Место рождения: Шантерсье близ Диня в Провансе

Место смерти: Париж


Пьер Гассенди – французский астроном, философ, священник, математик: биография, фото, этика Эпикура, изучение пространства и времени, влияние на Локка, Ньютона.

Пьер Гассенди является французским философом, астрономом и математиком. Он также работал в области истории наук и механики. Занимался пропагандой этики и атомистики Эпикура, но, в отличие от которого, Пьер признавал создание атомов богом. С точки зрения сенсуализма Пьер Гассенди занимал позицию противника учения о врожденности идей. Основным сочинением является «Свод философии», которое опубликовали в 1658 году, посмертно.

Родился Пьер Гассенди 22 января 1592 года в коммуне Шантерсье в регионе Прованс. Будучи еще совсем маленьким, он проявлял большие способности к науке, в частности к языкознанию и математике. Образование получил в коллеже в Дине, а после – в университете Экс-ан-Прованса. За свою жизнь он успел побывать священником, профессором философии в Эксе, профессором теологии в Дине, профессором математики в парижском Королевском коллеже. Будучи преподавателем философии П. Гассенди помимо изложения учения Аристотеля еще и отвергал его. П. Гассенди пропагандировал этику и атомистику древнегреческого философа Эпикура, выступал против теории врожденности идей и метафизики Декарта в целом, находился на стороне материалистического сенсуализма, в своем специальном труде он критиковал схоластический аристотелизм.

Философская система Пьера Гассенди включает в себя логику (которая устанавливает признаки истины, а также пути, которые ведут к ее познанию), физику и этику (является учением о счастье). В соответствии с его учением, составляющим всего существующего являются пустота и атомы. Все существующее находится в пространстве и времени, имея при этом бесконечную возможность наполнения. Пространство и время никто не создавал и никто не может уничтожить, в отличие от атомов, которые, как считает Гассенди, создал бог, однако им присуще внутреннее стремление к движению; количество атомов хоть и огромно, но все же ограничено. Любая душа состоит из особенных атомов, которые рассредоточены по всему человеческому телу. Показания органов чувств служат основой познания.

Карл Маркс отмечал, что, освободив Эпикура «… от интердикта, который на него наложили отцы церкви и все средневековье…», в то же время, Пьер Гассенди старался «…примирить свое языческое знание со своей католической совестью, а Эпикура – с церковью».

Пьер Гассенди оказал большое влияние на основателя либерализма и английского философа Джона Локка; французского философа и публициста Пьера Бейля и английского механика, физика, математика и астронома, основателя классической механики, Исаака Ньютона. Согласно политическим воззрениям Пьер был заодно с французским политическим мыслителем, теоретиком естественного права, юристом Жаном Боденом, выступал за неограниченную монархию, но лишь в том случае, когда она не превращалась в тиранию.

Скончался Пьер Гассенди в Париже 24 октября 1655 года. Его сочинения были изданы в 1658 г. в городе Лионе, среди которых есть несколько сочинений по механике и астрономии.


v-kosmose.com

Гассенди Пьер — это… Что такое Гассенди Пьер?

\

Эмпирик-скептик в защиту религии

\

Полемика против аристотелевско-схоластической традиции

\

    Гассенди — типичная фигура для культуры первой половины XVII в.: ренессансная критика Аристотеля, интерес к истории, природе в ее феноменальной конкретности, опыт как унифицирующий принцип знания, внутренне историчный и, значит, прогрессивный и прогнозируемый. Система знания, освобожденная от всего постороннего, наконец, может быть артикулирована в логике эмпирического номинализма, механистической физике и этике voluptas (удовольствия).

    Пьер Гассенди (1592-1655) был каноником, а затем настоятелем в Дижоне, с 1616 по 1622 г. — доцентом философии в университете Экса. Он взялся за написание семи книг «Парадоксальных упражнений против аристотеликов» (Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos), но лишь первая из них была опубликована в Гренобле в 1624 г. Гассенди атакует аристотелизм как в качестве опоры церкви и теологов, мягкой подушки для ленивых голов, зуб-рилок и любителей интеллектуального карнавала.

    Заинтересовавшись астрономией и механикой, Гассенди написал в защиту Галилея несколько трактатов De motu impresso a motore translate (1640—1643), Deproportione qua gravia decidentia accelerantur (1642 и 1645) и др. Он выразил уверенность, что форма знания ценна не «метафизическими эссенциями», а описаниями явлений на основе фактов. Куда полезнее, пишет он, изучать историю камней, металлов, растений, животных — невероятное многообразие этого мира сулит столько приятных открытий! Философия, удаляясь от всего этого, встает на путь ошибок, неизбежных в стерильной практике вербальных манипуляций. Не ведая истинного метода, схоласты плутают во тьме, они похожи на несчастных, выросших в лесу, перед лицом природы они почувствовали себя словно в огромном незнакомом городе.

\

Почему мы не знаем сущностей и почему схоластическая философия вредит вере

\

    Аристотелизм, с точки зрения Гассенди, базируется на априорных сущностях и метафизических причинах. И здесь главная ошибка: на самом деле любое познание — исходит из наших ощущений.

    Без их свидетельства нельзя произнести никакого суждения. Если меня спросят, пишет Гассенди, сладок ли мед, и, попробовав, я отвечу, что знаю его вкус, тогда можно говорить и о науке. Но вопрос, сладок ли мед по своей природе, не может иметь никакого ответа, ибо, признаюсь, мне неведомы его необходимые причины, и я не знаю доказательств, почему они вообще должны быть.

    Аристотелевская традиция под пером Гассенди выступает как псевдонаука, вербальная оболочка, и только. Нельзя наращивать знание без постоянной сверки его с опытом, но фундамент традиционной философии — авторитет Аристотеля — давно стал рудиментом, препятствующим проникновению нового опыта. Слепо доверяясь авторитету, философы разучились доверять самим себе и новым реалиям. Конечно, каждый волен философствовать, как ему сподручнее, но разве нескончаемые диспуты между номиналистами, томистами и скотистами несут в себе хоть зернышко подлинной свободы разума? Скотисты, томисты и схоласты вообще, подобно каторжникам, пребывают в вечном страхе перед надзирателем с кнутом; аристотелизм Гассенди сравнивает с клеткой, внутри которой томятся резвые пташки, уж и забыв о временах, когда они, расправив крылья, могли свободно летать в небесном просторе. Разум изленился, потерял веру в себя; чтобы вернуть его к познанию природы, сделать вновь генератором идей, следует освободить от схоластической неволи.

    Но этим вред, наносимый схоластикой, не исчерпывается. В вопросах религии и веры, убежден французский философ, следует быть религиозным и верующим. Похвально и необходимо подчинить разум вере, которая требует таинств, ведомых лишь Божественной силе. Из теологии в философию перекочевали самые запутанные и неразрешимые вопросы: тайна Троицы и вочеловечения Сына Божия, ипостасей и небесного блаженства, последних сроков и судеб. Схоласты всерьез дискутируют о местонахождении тела Христова и его присутствии в таинстве евхаристии, о воскресении из мертвых, о творении, движении, порождении и уничтожении. Ясно, заключает Гассенди, что аристотелизм вреден для науки и бесполезен для веры.

    Можно ли удивляться, что нынешнее состояние науки столь плачевно?

\

Гассенди против Картезия

\

    Атакуя схоластическую традицию, Гассенди не пощадил и современников, среди них — Роберта Фладда (1574-1637), защитника каббалистики и магии, автора «Эпистолярного рассуждения, в котором открываются первейшие принципы философии Роберта Фладда» (Epistolica Exercitatio in qua praecipua Principia Philosophae Poberti Fluddi reteguntur) (1630), и Герберта Чербери (1583-1648), критике которого Гассенди посвятил целый трактат. Астрономические изыскания, далекие от каббалистики и магии, привели философа к науке, открытой опытному контролю и социальной критике, ибо касалась она исключительно эмпирических аспектов реальности. Мы не можем познавать сущности, возражал он второму оппоненту, ибо не создаем и не воссоздаем их. Животное лишь тогда поймет, зачем часы, когда научится их конструировать. Сущности сотворены Богом, и поэтому человек никогда не узнает, каковы и зачем они. Гассенди опротестовывает каузальный способ аргументации Аристотеля. Вертикальная субординация сущностей, возможно, была бы понятной человеку, если бы он смог верифицировать ее опытным путем, гипотетически воспроизвести и исторически доказать. Но это невозможно, и лучше оставить сущности на попечение Отца нашего Всевышнего.

    Те же доводы мы находим в работе Гассенди «Возражения на «Метафизические размышления» Декарта» (1642). Не отрицая очевидных завоеваний Декарта, он отвергает все же сам тип картезианского знания — априористский и дедуктивный, где опыту нет места. Нет обоснования, по мнению Гассенди, необходимости перехода от опыта cogito к субстанциональности res cogitans. Сомнительность — и даже незаконность — такого перехода, как мы уже показали, в том, что человеку незнакомы ни сущность, ни субстанции как нечто сделанное. Картезианское разделение человека на душу и тело, кстати, предпосланное его философии и недоказанное, погружает нас в пучину неразрешимых затруднений. Доказательства существования Бога Декарта малоубедительны, если не неприемлемы. Идею наисовершеннейшего существа вряд ли можно считать врожденной — скорее, исторически сформировавшейся. Что касается серии действующих причин, то с ними мы остаемся в сфере физических феноменов, как доказательство чего-то сверхфизического они также не работают. Порочный круг усматривает Гассенди в принципе cogito как основе очевидности не столько математических истин, сколько самого cogito. В итоге он призывает отказаться от картезианства, как и от схоластики вообще, и, освободившись от догматической метафизики, заняться, наконец, экспериментальной наукой о феноменах.

\

Почему и как Гассенди возвращается к Эпикуру

\

    Покончив с магико-каббалистической традицией и картезианством, Гассенди зовет на подмогу эпикурейскую доктрину, предварительно реформируя ее с точки зрения христианской веры. Если атомы у Эпикура были несотворенными и неуничтожимыми, то, по Гассенди, они сотворены Богом. Движение вечно — по Эпикуру; для Гассенди источник движения — божественный. Вместо модели порождения мира как результата случайных столкновений атомов у Гассенди — финалистский порядок универсума и Божественное Провидение. Смертная душа с атомарной структурой — это, поправляет эпикурейцев Гассенди, модель вегетативной и чувственной души; интеллигибельная душа бестелесна и бессмертна.

    Кроме «Свода философии Эпикура» (Syntagma philosophiae Epicuri) (1649), Эпикуру посвящена другая работа — «О жизни и нравах Эпикура» (De vita et moribus Epicuri) (1647). В «Своде философии» Гассенди подводит итог эмпиризму, уточняя, что это не апология хаотической кажимости явлений и пассивой непосредственности чувственных данных, а рациональная инструкция по их обработке. Лишь после того как признана автономия экспериментальной науки, можно говорить о существовании Бога и бессмертной души. Научившись читать книгу действительности, мы приходим к выводу о рациональной активности, характерной для человека, но продукты этой активности бестелесны. Вне сомнений, если есть порядок во вселенной, то не может не быть и его инициатора, т.е. Бога. Так постепенно гаснет скептический огонь первых произведений этого doux pretre («мягкого жреца» — как называл Гассенди Пинтар). Маятниковые колебания между либертинизмом, эпикуреизмом, гуманизмом и христианством закончились взаимопогашением оппозиций. Защищая эмпиризм, он остался чуждым методологическим основаниям «новой науки»: финализм, осужденный системами Галилея, Бэкона, Декарта, Гоббса и Спинозы, Гассенди реабилитирует, не признавая за математикой функцию нового «гегемона».

    Ни аристотелизм, ни картезианство не могли, по мнению Гассен-ди, уберечь веру от скептического обстрела. Зато скептическая критика становилась малоэффективной, когда речь шла о материалистической концепции (эпикурейского типа). Вывести результаты научных исследований из области метафизики так, чтобы с вопросами религии и веры они не соприкасались, — таков был, помимо прочего, замысел Гассенди.

Западная философия от истоков до наших дней. — «Петрополис».. Антисери Д., Реале Дж.. 1994.

reale_antiseri.academic.ru

ГАССЕНДИ Пьер — это… Что такое ГАССЕНДИ Пьер?


ГАССЕНДИ Пьер

(Gassendi, Pierre)

ПЬЕР ГАССЕНДИ
(1592-1655), французский философ и ученый, известный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством. Родился в Шантерсье близ Диня в Провансе 22 января 1592. Фамилия Гассенди — итальянская форма прованской фамилии Гассенд (Gassend). Занимал незначительные церковные должности в 1612, в 1614 стал доктором теологии в Авиньоне; также был настоятелем собора в Дине. По настоянию Мерсенна занялся философией, был профессором философии в коллеже Экс-ан-Прованса. В 1624 опубликовал в Гренобле ряд очерков под названием Парадоксальные упражнения против аристотеликов (Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos), где заявил, что, хотя он и обязан по своему положению преподавать аристотелевскую философию, его всегда занимал вопрос о ее слабостях. Прекратив полемику со схоластами, из-за которой у него могли появиться враги в церковных кругах, он обратился к изучению Эпикура. В 1626 у Гассенди появилась идея труда о жизни, моральных представлениях и учении Эпикура. Он был убежден, что учение античного философа может быть согласовано с современной ему теологией. В 1632 Гассенди опубликовал работу о прохождении планеты Меркурий, предсказанном Кеплером, а в 1641 пытался экспериментально доказать теорию падения тел Галилея. Однако главным вкладом Гассенди в историю культуры стала его философия. В 1641 Гассенди привел в ответ на Размышления Декарта ряд возражений, суть которых заключалась в том, что философской спекуляции следует быть более скромной. В 1644 вышла его книга Исследование метафизики (Disquisitio Metaphysica). В 1645 Гассенди получил место профессора математики (астрономии) Коллеж-Руаяль в Париже. Лекция при вступлении в должность (Institutio astronomica, 1647), хотя открыто и не показывала приверженность идеям Галилея, свидетельствовала о симпатиях к ним. В 1647 появилась его работа О жизни и моральных взглядах Эпикура (De vita et moribus Epicuri), изменившая общее мнение об эпикуровской этике. В 1648, страдая от туберкулеза, Гассенди уехал в Прованс. В 1649 он опубликовал Замечания на десятую книгу Диогена Лаэрция (Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii) (об Эпикуре) вместе со Сводом философии Эпикура (Syntagma philosophiae Epicuri). В 1653 вернулся в Париж. Умер Гассенди в Париже 24 октября 1655. Полное собрание его трудов было опубликовано в 1658. Первые два тома содержат Свод философии (Syntagma Philosophicum, опубл. посмертно в 1658), состоящий из трех частей: логики, физики (общего естествознания, космологии, физиологии, психологии) и этики. Логика — главным образом индуктивный метод исследования; однако в ней Гассенди пытается установить равновесие между опытом и рассудком. Физика посвящена описанию мира (состоящего из атомов и пустоты), созданного Богом, существование которого доказывается наличием мировой гармонии. Бог — первая причина; все вторичные причины относятся к движению, которое внутренне присуще атомам. Наиболее подвижные атомы составляют души животных, способных к ощущению и «чувствительному разуму». Человеческая душа нематериальна и способна постигать абстрактные идеи, опираясь на чувственные данные. Люди стремятся к счастью (душевному покою и отсутствию телесных страданий), которое можно достигнуть (в этом мире — лишь в несовершенной форме) благодаря добродетельному образу жизни и любви к Богу. Гассенди относился с уважением к ортодоксальным церковным учениям, однако существенные черты его картины мира были взяты на вооружение деизмом 18 в. Он был главным соперником Р.Декарта как представителя «новой философии», оказал влияние на Р.Бойля и Д.Локка; его весьма почитал И. Ньютон.
ЛИТЕРАТУРА
Гассенди П. Сочинения, тт. 1-2. М., 1966-1968

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

  • ГАРФИЛД Джеймс Абрам
  • ГЕЙЕР Эрик Густав

Смотреть что такое «ГАССЕНДИ Пьер» в других словарях:

  • Гассенди, Пьер — Пьер Гассенди Pierre Gassendi Дата рождения …   Википедия

  • Гассенди Пьер — (Gassendi) (1592 1655), французский философ, математик и астроном. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов Богом. С позиции сенсуализма выступал против учения о врождённых идеях. Основное… …   Энциклопедический словарь

  • Гассенди Пьер — Гассенди (Gassendi) Пьер (22.1.1592, Шантерсье, Прованс, 24.10.1655, Париж), французский философ материалист, работал также в области математики, астрономии, механики, истории науки. Священник, профессор теологии в Дине (с 1613), философии в Эксе …   Большая советская энциклопедия

  • Гассенди, Пьер — ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер (1592 1655), французский философ, математик и астроном. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов Богом. С позиций сенсуализма выступал против учения о врожденных идеях …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гассенди Пьер — Эмпирик скептик в защиту религии Полемика против аристотелевско схоластической традиции     Гассенди типичная фигура для культуры первой половины XVII в.: ренессансная критика Аристотеля, интерес к истории, природе в ее феноменальной конкретности …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Гассенди Пьер — …   Википедия

  • ГАССЕНДИ Пьер (1592-1655) — французский философ и математик. В 1614 получил степень доктора теологии в Авиньонском университете, в 1616 сан священника. Преподавал философию в г. Эксе (до 1622). С 1626 каноник кафедрального собора в г. Дине. В 1645 приглашен профессором… …   История Философии: Энциклопедия

  • Гассенди — Гассенди, Пьер Пьер Гассенди Pierre Gassendi Дата рождения: 22 января 1592( …   Википедия

  • ГАССЕНДИ — (Gassendi) Пьер (1592 1655) фр. философ материалист, занимался также математическими и астрономическими исследованиями. Под влиянием атомизма Эпикура стремился разрабатывать философию на научной основе, согласованной с новейшими идеями… …   Философская энциклопедия

  • ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер — (1592 1655) французский философ, математик и астроном. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов богом. С позиций сенсуализма выступал против учения о врожденных идеях. Основное сочинение: Свод… …   Большой Энциклопедический словарь


dic.academic.ru

ГАССЕНДИ Пьер это что такое ГАССЕНДИ Пьер: определение — Философия.НЭС

ГАССЕНДИ ПЬЕР

французский математик и философ (Шантерсье, близ Диня, 1592 — Париж, 1655). Изложил критику Аристотеля в «Exercitationes paradoxicae adversus Aristotelacos» (1624) и послал Декарту свои «Возражения» (1644) против его «Размышлений». В «De vita et moribus» (1647) развивал эпикурейскую мораль, основанную на удовольствии безмятежности. Оказал влияние на Ньютона и философов XVIII в. Внес вклад в развитие астрономии (наблюдал сателлиты Юпитера, многочисленные затмения, Меркурий и т.д.).

Оцените определение:

Источник: Философский словарь

ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер

род. 22 янв. 1592, Шамптерсье, Прованс — ум. 24 окт. 1655, Париж) — франц. математик и философ; профессор (с 1645). Выступал против Декарта, а также против господствовавшей в то время аристотелевско-схоластической картины мира. Обновил механистически-атомистическую физику Демокрита и эвдемонистическую этику Эпикура и был (по мнению Бейля) величайшим ученым среди философов и величайшим философом среди ученых своего времени. Осн. произв.: «De vita, moribus et doctrina Epicur», 1647; «Syntagma philosophiae Epicur», 1619; «Syntagma philosophicum», 1658.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГАССЕНДЙ Пьер

1592-1655) — франц. философ-материалист, историк и математик, сторонник атомистики Демокрита и Эпикура. Г. дал изложение и обосновал учение Эпикура, освободив его, по словам К. Маркса, «от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем» (Из ранних произведений. М., 1956, с. 23). Жизнен, позиция и воззрения Г. были противоречивы. Так, возродив атомистику, он признавал бога в качестве нач. причины первого сочетания атомов. Однако, несмотря на миро-воззренч. непоследовательность, он способствовал освобождению фи-лос. мысли от пут ср.-век. схоластики.

Оцените определение:

Источник: Атеистический словарь

ГАССЕНДИ Пьер (1592—1655)

фр. философ-материалист, физик и астроном, священник, проф. ряда ун-тов. Г. выступил с резкой критикой схоластики. искаженного ею учения Аристотеля и учения Декарта о врожденных идеях; возродил материализм Эпикура. основывая на нем свое учение. В осн. труде “Свод философии” (1658) разделил философию на три части: 1) логику, в к-рой дается анализ проблемы достоверности познания и критикуется скептицизм и догматизм; 2) физику, в к-рой, обосновывая атомистическую теорию, Г. доказывал объективность, несотворимость и неуничтожимость пространства и времени; 3) этику, где Г. выступал против аскетической церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо постольку, поскольку она доставляет “безмятежность”. Г. принадлежит множество важных наблюдений и открытий в области астрономии (о прохождении Меркурия по солнечному диску, открытие пяти спутников Юпитера помимо четырех, открытых ранее, и др.) и труды по истории науки. В исторических условиях 17 в. Г. сыграл прогрессивную роль как философ и ученый. Однако его материализм был непоследовательным, в его концепции присутствует ряд религиозных идей. Он признавал, напр., бога творцом атомов, считал, что помимо материалистически понимаемой “животной души” у человека имеется еще сверхчувственная “разумная душа”.

terme.ru

Гассенди Пьер — это… Что такое Гассенди Пьер?


Гассенди Пьер
Гассенди (Gassendi) Пьер (22.1.1592, Шантерсье, Прованс, — 24.10.1655, Париж), французский философ-материалист, работал также в области математики, астрономии, механики, истории науки. Священник, профессор теологии в Дине (с 1613), философии в Эксе (с 1616), математики в Королевском коллеже в Париже (с 1645). Пропагандируя атомистику и этику Эпикура, возражал против теории врождённых идей и всей метафизики Р. Декарта с позиций материалистического сенсуализма, в специальном труде критиковал схоластический аристотелизм. Философская система Г. состоит из логики (устанавливающей признаки истины и пути, ведущие к её познанию), физики и этики (учения о счастье). По учению Г., всё существующее состоит из атомов и пустоты и находится в пространстве, как бесконечной возможности наполнения, и времени; время и пространство никем не сотворены и не могут быть уничтожены, в отличие от атомов, которые, по Г., созданы богом, но обладают самостоятельным внутренним стремлением к движению; число атомов ограничено, хотя и огромно. Душа состоит из особых атомов, рассредоточенных по всему телу. Основой познания служат показания органов чувств (ощущения). Маркс отметил, что, освободив Эпикура «… от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем…», Г. в то же время стремился «… примирить свою католическую совесть со своим языческим знанием, Эпикура — с церковью» (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 23). Г. оказал влияние на Дж. Локка, П. Бейля и И. Ньютона. По политическим воззрениям Г. примыкал к Ж. Бодену, стоял за неограниченную монархию, если она не вырождается в тиранию.

Соч. в рус, пер.: Сочинения, вступ. ст. Е. П. Ситковского, т. 1—2, М., 1966—68.

Лит.: Быховский Б. Э., Пьер Гассенди и французский материализм 17 века, «Научные тр. Московского государственного экономического института», 1957, в. 1: Pendzig P., P. Gassendi Metaphysik und ihr Verhältnis zur scholastischen Philosophie, Bonn, 1908; Rochot B., Les travaux de Gassendi sur Epicure et sur l’atomisme, P., 1944; Pierre Gassendi 1592—1655. Sa vie et son oeuvre, P., [1955].

Е. П. Ситковский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Гассельман Вильгельм
  • Гассер Герберт Спенсер

Смотреть что такое «Гассенди Пьер» в других словарях:

  • Гассенди, Пьер — Пьер Гассенди Pierre Gassendi Дата рождения …   Википедия

  • Гассенди Пьер — (Gassendi) (1592 1655), французский философ, математик и астроном. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов Богом. С позиции сенсуализма выступал против учения о врождённых идеях. Основное… …   Энциклопедический словарь

  • ГАССЕНДИ Пьер — (Gassendi, Pierre) ПЬЕР ГАССЕНДИ (1592 1655), французский философ и ученый, известный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством. Родился в Шантерсье близ Диня в Провансе 22 января 1592. Фамилия Гассенди… …   Энциклопедия Кольера

  • Гассенди, Пьер — ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер (1592 1655), французский философ, математик и астроном. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов Богом. С позиций сенсуализма выступал против учения о врожденных идеях …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гассенди Пьер — Эмпирик скептик в защиту религии Полемика против аристотелевско схоластической традиции     Гассенди типичная фигура для культуры первой половины XVII в.: ренессансная критика Аристотеля, интерес к истории, природе в ее феноменальной конкретности …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Гассенди Пьер — …   Википедия

  • ГАССЕНДИ Пьер (1592-1655) — французский философ и математик. В 1614 получил степень доктора теологии в Авиньонском университете, в 1616 сан священника. Преподавал философию в г. Эксе (до 1622). С 1626 каноник кафедрального собора в г. Дине. В 1645 приглашен профессором… …   История Философии: Энциклопедия

  • Гассенди — Гассенди, Пьер Пьер Гассенди Pierre Gassendi Дата рождения: 22 января 1592( …   Википедия

  • ГАССЕНДИ — (Gassendi) Пьер (1592 1655) фр. философ материалист, занимался также математическими и астрономическими исследованиями. Под влиянием атомизма Эпикура стремился разрабатывать философию на научной основе, согласованной с новейшими идеями… …   Философская энциклопедия

  • ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер — (1592 1655) французский философ, математик и астроном. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов богом. С позиций сенсуализма выступал против учения о врожденных идеях. Основное сочинение: Свод… …   Большой Энциклопедический словарь


dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *