Петер цумтор: Петер Цумтор — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалПЕРМЬ.ру.

Петер Цумтор: швейцарский зодчий света и тени

Архитектор предпочитает жить и работать в провинциальном Хальденштайне (Haldenstein), в деревне с замком, возвышающимся на фоне живописных гор. Christian Beutler/Keystone

Созданный в Австрии воображаемый парк образцов архитектурных решений швейцарского мастера превращает зодчество из абстракции в реально переживаемое пространство формальных экспериментов.

Этот контент был опубликован 16 июля 2023 года

Сабина Фишер (Sabine Fischer)

Свое 80-летие весной 2023 года Петер Цумтор отметил в окружении своей семьи в Швейцарии, там, где и расположено сейчас абсолютное большинство спроектированных им зданий. Первоначально, еще до пандемии, юбилей планировалось провести в новом здании «Музея искусств округа Лос-Анджелес» (Los Angeles County Museum of Art LacmaВнешняя ссылка).

Конечно, его трем детям и шести внукам пришлось бы совершить едва ли не путешествие вокруг света, но в итоге если что и стало причиной изменения юбилейных планов и графика ввода этого амбициозного здания в эксплуатацию, то вовсе не годы и не расстояния, а вызванные пандемией логистические проблемы, а также археологические находки, сделанные в Tar Pits, в озере черного асфальта на территории музея.

Как не повезло жителям Лос-Анджелеса, которым придется запастись терпением, и как не повезло фонду Fondation Beyeler в Базеле, родном городе архитектора, постройка нового здания которого, вероятно, будет завершена не ранее 2025 года. Но как при этом повезло австрийскому региону Брегенцервальд, гостям и жителям которого теперь представился шанс в буквальном смысле с головой погрузиться в архитектуру швейцарского патриарха.

Камни, излучающие силу

Оба здания, в США и в Швейцарии, станут воплощенными в камне идеями весомой и грубо-зримой телесности: в Лос-Анджелесе это изогнутая, напоминающую человеческую почку модель из обнаженного бетона, в Базеле — монолит, вытесанный из известняка, возникшего еще в юрском геологическом периоде. И все равно, при всех своих различиях, оба проекта черпают свое внешнее излучение из сосредоточенной и весьма искусно подсвеченной тишины, сумев хитроумно отвоевать для бытования образцов человеческой креативности, для артефактов, создающих вторую реальность смыслов, иногда параллельных, а иногда перпендикулярных нашей повседневной жизни, внешне ограниченное, но все равно довольно вместительное пространство.

Показать больше

Схожесть этих зданий прослеживается не только в фасадах или в очередной раз отложенных сроках введения их в строй, но и в общей конфигурации того окружающего пространства, в которой они вставлены, ввинчены, искусно инкорпорированы. В случае обоих музеев здания Цумтора представляют собой еще и умышленный контрапункт к старым корпусам, спроектированным для них лауреатом Притцкеровской премии Ренцо Пиано еще несколько десятилетий назад.

Эта премия, кстати, считающаяся наивысшей наградой в области архитектуры, своего рода архитектурной Нобелевской премией, была присуждена 66-летнему тогда Петеру Цумтору еще в 2009 году, через одиннадцать лет после того, как ее лауреатом стал Ренцо Пьяно. С тех пор заказы швейцарскому архитектору стали поступать со всех уголков мира. Тем не менее даже несмотря на свою международную теперь известность он все равно предпочитает жить и работать в провинциальном Хальденштайне (Haldenstein), кантон Граубюнден, в нескольких минутах езды на поезде от Кура, столицы кантона, в деревне с замком, возвышающимся на фоне живописных гор.

Модель музея для Лос-Анджелеса. Atelier Peter Zumthor

Выросший в Базеле архитектор переселился на восток Швейцарии еще в 1970-е годы. Тогда он просто и скромно проектировал и строил дома для себя самого, для друзей и коллег. Потом он основал архитектурную студию, а глобальное признание последовало в середине 1990-х годов после того, как по всему миру прогремел Термальный центр в деревне Фальс (Vals)Внешняя ссылка, отделанный в стиле нежного брутализма камнем местных швейцарских пород.

Эти глыбы приземлены, они как будто вытесаны прямо из горной скалы и уложены под собственным кажущимся бесконечным весом навсегда и навечно, обрамив прозрачные массы воды, которые в таком ансамбле кажутся некоей феерической, но сдержанной антитезой камням, на которых тоже, оказывается, могут расти небанальные архитектурные идеи.

В этих помещениях всегда тихо и тяжело, здесь звучит эхо, играет музыка, еще одна страсть базельского демиурга, которого многие уже и не воспринимают иначе как в качестве автохтонного архитектора из Граубюндена, коль скоро в окрестностях самой маленькой большой культурной метрополии Европы, города Кур, он работает вот уже более пяти десятилетий, трудится в окружении друзей и знакомых, книг и музыки, созидает в своей студии с видом на горы.

Архитектура во всех весовых категориях

Тяжелые камни — это только один элемент из целой палитры образных доминант Петера Цумтора. Еще одним зданием, получившим международную известность после шедевра в Фальсе, стал Художественный музей Кельнской епархии (Kunstmuseum der Erzdiözese Köln), построенный добрых десять лет спустя. Названный в честь канонизированного христианского мученика Святого Колумба или Кримтана (Crimthann), считающегося одним из «двенадцати апостолов Ирландии», музей распадается на камни, впутанные в световую игру, отчего в Швейцарии бесконечно тяжелые, в Германии они уже кажутся вообще неподвластными гравитации.

Такие фокусы Петер Цумтор теперь умеет проворачивать буквально с любыми материалами, например с деревом.

Наброски и пробы для термального комплекса Therme Vals. Aldo Amoretti/Atelier Peter Zumthor

Из него он в 1989 году в граубюнденской Сурсельве возвел часовню Sogn Benedetg. Позже, для выставки Expo 2000 в Ганновере, он соорудил корпус швейцарского павильона, внутри которого пространственные ритмы, как на лесопилке, задавались сложенными в своего рода штабеля досками. Успех ему однако отнюдь не был гарантирован. В 1993 году Петер Цумтор победил в Берлине в конкурсе проектов памятника, который должен был напоминать об ужасах национал-социалистического режима. Проект завершился производственным адом, стройплощадка стала одной сплошной руиной, в обществе начались раздраженные дискуссии, завершить которые удалось только в 2004 году путем сноса уже возведенных стен и заключения мирового соглашения.

Показать больше

Более поздний его немецкий проект, «Часовня Брата Клауса в полях» федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия (Bruder-Klaus-Feldkapelle), был уже гораздо меньших масштабов, но при этом опять же он оказался всемирно известен: игнорируя изначальный заказ он создал вертикальный объем из штампованного бетона, изначально выстроенный вокруг 112 еловых стволов, сыгравших роль своего рода опалубки. Потом эти стволы были подожжены и, сгорев, они оставили после себя опечаток интерьера с непередаваемой атмосферой. На почерневшей от огня текстурированной поверхности разворачивается пространство чувственного созерцания, идея которого в той или иной степени, но просвечивает почти всегда и почти во всех работах Петера Цумтора.

Без компромиссов

Архитектура Цумтора не уклоняется от пафоса, но она всегда исполняет пафосную мелодию куда тоньшеВнешняя ссылка, чем это сделали бы другие, извлекая из задействованных ею нот всю резонансную палитру смыслов и реверберирующих коннотаций. Это чувственная архитектура, проектируемая с помощью когнитивных инструментов. Характер строительного материала играет при этом важную роль не только уже в форме реализованных зданий, но и в процессе их символического продумывания. Это позволяет архитектору помимо дерева использовать и открытый бетон, как в случае с Художественным музеем города Брегенц (Kunstmuseum Bregenz KUB), ранней и очень важной работой 1997 года.

  • «Часовня Брата Клауса в полях», федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия (Bruder-Klaus-Feldkapelle), ФРГ. Lothar M. Peter/Keystone
  • «Часовня Брата Клауса в полях», федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия (Bruder-Klaus-Feldkapelle), ФРГ. Lothar M. Peter/Keystone
  • Мемориал сожженным ведьмам в Финнмарке, Вардё (Норвегия), построенный в 2011 году. Max Galli/laif/Keystone
  • Термальный комплекс Therme Vals, открыт в 1996 году. Gaetan Bally/Keystone
  • Термы Фальс (Therme Vals). Keystone
  • Часовня S. Bendetg, дер. Сумвитг, кантон Граубюнден, 1989 год. Arno Balzarini/Keystone
  • Слева: музей Kunstmuseum des Erzbistums Köln. Справа: галерея Serpentine Gallery Pavillon, Лондон. laif/Keystone
  • Художественный музей Кельнской епархии (Kunstmuseum der Erzdiözese Köln), фасад. Gregor Hohenberg/laif/Keystone
  • Гелерея Serpentine Pavillon, 2011 год, Лондон. Keystone
  • Художественный музей города Брегенц, Австрия (Kunstmuseum Bregenz KUB), открыт в 1997 году. Christian Beutler/Keystone
  • Швейцарский павильон на Expo 2000 Hannover. Sigi Tischler/Keystone

    В здании музея, представляющем собой куб, облицованный травленым стеклом, свет играет и внутри и снаружи главную роль. Снаружи поверхность стекла как бы ловит небо и окружающую природу в ее постоянно меняющемся настроении, внутри она фильтрует свет и направляет его так, чтобы он равномерно падал на исполненные из необработанного бетона потолки выставочных залов. Шесть лет назад, на двадцатую годовщину сооружения KUB, Петер Цумтор пригласил деятелей литературы, искусства и философии поразмышлять обо всем на свете. Этот обмен идеями, этакий взгляд и нечто, позже появился в виде сборника под заголовком «

    То, что дорого мнеВнешняя ссылка» (Dear to Me, на немецком и английском языках, изд-во Scheidegger & Spiess, 2021). Воспроизведенные в сборнике диалоги с другими деятелями культуры и интеллектуалами создают между миром искусства и материальным миром такую гармонию, каковая до сих пор удавалась лишь немногим архитекторам.

    Выставочный зал Werkraum Bregenzerwald в г. Андельсбух, Австрия: воображаемый парк моделей и архитектурных мыслеформ. Dominic Kummer/Werkraum

    Кроме света основным строительным материалом Петера Цумтора выступает тень, именно она удерживает в равновесии камни в Фальсе и Кёльне, именно она заставляет парить доски в Ганновере и именно она, тень, словно полемизируя со «старым софистом», постулирует пространственные контуры в Базеле и Лос-Анджелесе. Какими в реальности станут эти два последних проекта? И архитектору и публике придется еще потерпеть и подождать.

    Остается только позавидовать зодчему, который на пороге своего восьмидесятилетия все еще имеет шанс увидеть воплощенными в камне два наверное своих самых грандиозных проекта, а ведь такая привилегия дана не каждому, с учетом того, что проектирование, планирование и строительство — это весьма длительный и трудоемкий процесс. Ясно однако, что несмотря на все свое международное признание Петер Цумтор оставит после себя миру численно весьма скромное наследие, но именно потому, что он никогда не соглашался ни на какие компромиссы.

    Пространственные ритмы, как на лесопилке, задаются досками, сложенными в штабеля. Dominic Kummer/Werkraum

    В заключение напомним, что в настоящее время в выставочном зале Werkraum BregenzerwaldВнешняя ссылка в г. Андельсбух, Австрия, проходит курируемая финской архитектором и выставочным дизайнером Ханнеле Грёнлунд в сотрудничестве с Петером Цумтором «выставка пространств, выдуманных ремесленниками». Что общего у токарей и слесарей региона Брегенцервальд с архитектурой Петера Цумтора? Страсть к обработке сырого материала. В 2009 году местная ассоциация малого и среднего ремесленного бизнеса пригласила швейцарского архитектора спроектировать для неё нечто вроде актового зала. Получились почти 700 квадратных метров выставочного пространства, демонстрирующего сейчас всё разнообразие архитектурных эскизных моделейВнешняя ссылка, не только использующих материал, но и позволяющих ему высказаться во всех возможных вариациях. Выставка будет работать до 16 сентября 2023 года.

    Перевод, адаптация, научная редакция русскоязычной версии: Игорь Петров. 

    Показать больше

    Показать больше

    В соответствии со стандартами JTI

    Показать больше: Сертификат по нормам JTI для портала SWI swissinfo.ch

    Показать больше

    Цикл лекций Анны Броновицкой «Архитекторы рубежа тысячелетий»

    Внимание

    В связи с проведением VK Fest в Парке Горького, 14 и 17 июля вход в Музей «Гараж»‎ будет осуществляться со стороны Ленинского проспекта.

    15 и 16 июля библиотека не работает. Кафе и магазин Музея будут открыты только для посетителей фестиваля.