Петер Цумтор: швейцарский зодчий света и тени
Архитектор предпочитает жить и работать в провинциальном Хальденштайне (Haldenstein), в деревне с замком, возвышающимся на фоне живописных гор. Christian Beutler/KeystoneСозданный в Австрии воображаемый парк образцов архитектурных решений швейцарского мастера превращает зодчество из абстракции в реально переживаемое пространство формальных экспериментов.
Этот контент был опубликован 16 июля 2023 года
Сабина Фишер (Sabine Fischer)
Свое 80-летие весной 2023 года Петер Цумтор отметил в окружении своей семьи в Швейцарии, там, где и расположено сейчас абсолютное большинство спроектированных им зданий. Первоначально, еще до пандемии, юбилей планировалось провести в новом здании «Музея искусств округа Лос-Анджелес» (Los Angeles County Museum of Art LacmaВнешняя ссылка).
Как не повезло жителям Лос-Анджелеса, которым придется запастись терпением, и как не повезло фонду Fondation Beyeler в Базеле, родном городе архитектора, постройка нового здания которого, вероятно, будет завершена не ранее 2025 года. Но как при этом повезло австрийскому региону Брегенцервальд, гостям и жителям которого теперь представился шанс в буквальном смысле с головой погрузиться в архитектуру швейцарского патриарха.
Камни, излучающие силу
Оба здания, в США и в Швейцарии, станут воплощенными в камне идеями весомой и грубо-зримой телесности: в Лос-Анджелесе это изогнутая, напоминающую человеческую почку модель из обнаженного бетона, в Базеле — монолит, вытесанный из известняка, возникшего еще в юрском геологическом периоде. И все равно, при всех своих различиях, оба проекта черпают свое внешнее излучение из сосредоточенной и весьма искусно подсвеченной тишины, сумев хитроумно отвоевать для бытования образцов человеческой креативности, для артефактов, создающих вторую реальность смыслов, иногда параллельных, а иногда перпендикулярных нашей повседневной жизни, внешне ограниченное, но все равно довольно вместительное пространство.
Показать больше
Схожесть этих зданий прослеживается не только в фасадах или в очередной раз отложенных сроках введения их в строй, но и в общей конфигурации того окружающего пространства, в которой они вставлены, ввинчены, искусно инкорпорированы. В случае обоих музеев здания Цумтора представляют собой еще и умышленный контрапункт к старым корпусам, спроектированным для них лауреатом Притцкеровской премии Ренцо Пиано еще несколько десятилетий назад.
Эта премия, кстати, считающаяся наивысшей наградой в области архитектуры, своего рода архитектурной Нобелевской премией, была присуждена 66-летнему тогда Петеру Цумтору еще в 2009 году, через одиннадцать лет после того, как ее лауреатом стал Ренцо Пьяно. С тех пор заказы швейцарскому архитектору стали поступать со всех уголков мира. Тем не менее даже несмотря на свою международную теперь известность он все равно предпочитает жить и работать в провинциальном Хальденштайне (Haldenstein), кантон Граубюнден, в нескольких минутах езды на поезде от Кура, столицы кантона, в деревне с замком, возвышающимся на фоне живописных гор.
Выросший в Базеле архитектор переселился на восток Швейцарии еще в 1970-е годы. Тогда он просто и скромно проектировал и строил дома для себя самого, для друзей и коллег. Потом он основал архитектурную студию, а глобальное признание последовало в середине 1990-х годов после того, как по всему миру прогремел Термальный центр в деревне Фальс (Vals)Внешняя ссылка, отделанный в стиле нежного брутализма камнем местных швейцарских пород.
Эти глыбы приземлены, они как будто вытесаны прямо из горной скалы и уложены под собственным кажущимся бесконечным весом навсегда и навечно, обрамив прозрачные массы воды, которые в таком ансамбле кажутся некоей феерической, но сдержанной антитезой камням, на которых тоже, оказывается, могут расти небанальные архитектурные идеи.
В этих помещениях всегда тихо и тяжело, здесь звучит эхо, играет музыка, еще одна страсть базельского демиурга, которого многие уже и не воспринимают иначе как в качестве автохтонного архитектора из Граубюндена, коль скоро в окрестностях самой маленькой большой культурной метрополии Европы, города Кур, он работает вот уже более пяти десятилетий, трудится в окружении друзей и знакомых, книг и музыки, созидает в своей студии с видом на горы.Архитектура во всех весовых категориях
Тяжелые камни — это только один элемент из целой палитры образных доминант Петера Цумтора. Еще одним зданием, получившим международную известность после шедевра в Фальсе, стал Художественный музей Кельнской епархии (Kunstmuseum der Erzdiözese Köln), построенный добрых десять лет спустя. Названный в честь канонизированного христианского мученика Святого Колумба или Кримтана (Crimthann), считающегося одним из «двенадцати апостолов Ирландии», музей распадается на камни, впутанные в световую игру, отчего в Швейцарии бесконечно тяжелые, в Германии они уже кажутся вообще неподвластными гравитации.
Из него он в 1989 году в граубюнденской Сурсельве возвел часовню Sogn Benedetg. Позже, для выставки Expo 2000 в Ганновере, он соорудил корпус швейцарского павильона, внутри которого пространственные ритмы, как на лесопилке, задавались сложенными в своего рода штабеля досками. Успех ему однако отнюдь не был гарантирован. В 1993 году Петер Цумтор победил в Берлине в конкурсе проектов памятника, который должен был напоминать об ужасах национал-социалистического режима. Проект завершился производственным адом, стройплощадка стала одной сплошной руиной, в обществе начались раздраженные дискуссии, завершить которые удалось только в 2004 году путем сноса уже возведенных стен и заключения мирового соглашения.
Показать больше
Более поздний его немецкий проект, «Часовня Брата Клауса в полях» федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия (Bruder-Klaus-Feldkapelle), был уже гораздо меньших масштабов, но при этом опять же он оказался всемирно известен: игнорируя изначальный заказ он создал вертикальный объем из штампованного бетона, изначально выстроенный вокруг 112 еловых стволов, сыгравших роль своего рода опалубки. Потом эти стволы были подожжены и, сгорев, они оставили после себя опечаток интерьера с непередаваемой атмосферой. На почерневшей от огня текстурированной поверхности разворачивается пространство чувственного созерцания, идея которого в той или иной степени, но просвечивает почти всегда и почти во всех работах Петера Цумтора.
Без компромиссов
Архитектура Цумтора не уклоняется от пафоса, но она всегда исполняет пафосную мелодию куда тоньшеВнешняя ссылка, чем это сделали бы другие, извлекая из задействованных ею нот всю резонансную палитру смыслов и реверберирующих коннотаций. Это чувственная архитектура, проектируемая с помощью когнитивных инструментов. Характер строительного материала играет при этом важную роль не только уже в форме реализованных зданий, но и в процессе их символического продумывания. Это позволяет архитектору помимо дерева использовать и открытый бетон, как в случае с Художественным музеем города Брегенц (Kunstmuseum Bregenz KUB), ранней и очень важной работой 1997 года.
- «Часовня Брата Клауса в полях», федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия (Bruder-Klaus-Feldkapelle), ФРГ. Lothar M. Peter/Keystone
- «Часовня Брата Клауса в полях», федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия (Bruder-Klaus-Feldkapelle), ФРГ. Lothar M. Peter/Keystone
- Мемориал сожженным ведьмам в Финнмарке, Вардё (Норвегия), построенный в 2011 году. Max Galli/laif/Keystone
- Термальный комплекс Therme Vals, открыт в 1996 году. Gaetan Bally/Keystone
- Термы Фальс (Therme Vals). Keystone
- Часовня S. Bendetg, дер. Сумвитг, кантон Граубюнден, 1989 год. Arno Balzarini/Keystone
- Слева: музей Kunstmuseum des Erzbistums Köln. Справа: галерея Serpentine Gallery Pavillon, Лондон. laif/Keystone
- Художественный музей Кельнской епархии (Kunstmuseum der Erzdiözese Köln), фасад. Gregor Hohenberg/laif/Keystone
- Гелерея Serpentine Pavillon, 2011 год, Лондон. Keystone
- Художественный музей города Брегенц, Австрия (Kunstmuseum Bregenz KUB), открыт в 1997 году. Christian Beutler/Keystone
- Швейцарский павильон на Expo 2000 Hannover. Sigi Tischler/Keystone
В здании музея, представляющем собой куб, облицованный травленым стеклом, свет играет и внутри и снаружи главную роль. Снаружи поверхность стекла как бы ловит небо и окружающую природу в ее постоянно меняющемся настроении, внутри она фильтрует свет и направляет его так, чтобы он равномерно падал на исполненные из необработанного бетона потолки выставочных залов. Шесть лет назад, на двадцатую годовщину сооружения KUB, Петер Цумтор пригласил деятелей литературы, искусства и философии поразмышлять обо всем на свете. Этот обмен идеями, этакий взгляд и нечто, позже появился в виде сборника под заголовком « То, что дорого мнеВнешняя ссылка» (Dear to Me, на немецком и английском языках, изд-во Scheidegger & Spiess, 2021). Воспроизведенные в сборнике диалоги с другими деятелями культуры и интеллектуалами создают между миром искусства и материальным миром такую гармонию, каковая до сих пор удавалась лишь немногим архитекторам.
Выставочный зал Werkraum Bregenzerwald в г. Андельсбух, Австрия: воображаемый парк моделей и архитектурных мыслеформ. Dominic Kummer/WerkraumКроме света основным строительным материалом Петера Цумтора выступает тень, именно она удерживает в равновесии камни в Фальсе и Кёльне, именно она заставляет парить доски в Ганновере и именно она, тень, словно полемизируя со «старым софистом», постулирует пространственные контуры в Базеле и Лос-Анджелесе. Какими в реальности станут эти два последних проекта? И архитектору и публике придется еще потерпеть и подождать.
Остается только позавидовать зодчему, который на пороге своего восьмидесятилетия все еще имеет шанс увидеть воплощенными в камне два наверное своих самых грандиозных проекта, а ведь такая привилегия дана не каждому, с учетом того, что проектирование, планирование и строительство — это весьма длительный и трудоемкий процесс. Ясно однако, что несмотря на все свое международное признание Петер Цумтор оставит после себя миру численно весьма скромное наследие, но именно потому, что он никогда не соглашался ни на какие компромиссы.
Пространственные ритмы, как на лесопилке, задаются досками, сложенными в штабеля. Dominic Kummer/WerkraumВ заключение напомним, что в настоящее время в выставочном зале Werkraum BregenzerwaldВнешняя ссылка в г. Андельсбух, Австрия, проходит курируемая финской архитектором и выставочным дизайнером Ханнеле Грёнлунд в сотрудничестве с Петером Цумтором «выставка пространств, выдуманных ремесленниками». Что общего у токарей и слесарей региона Брегенцервальд с архитектурой Петера Цумтора? Страсть к обработке сырого материала. В 2009 году местная ассоциация малого и среднего ремесленного бизнеса пригласила швейцарского архитектора спроектировать для неё нечто вроде актового зала. Получились почти 700 квадратных метров выставочного пространства, демонстрирующего сейчас всё разнообразие архитектурных эскизных моделейВнешняя ссылка, не только использующих материал, но и позволяющих ему высказаться во всех возможных вариациях. Выставка будет работать до 16 сентября 2023 года.
Перевод, адаптация, научная редакция русскоязычной версии: Игорь Петров.
Показать больше
Показать больше
В соответствии со стандартами JTI
Показать больше: Сертификат по нормам JTI для портала SWI swissinfo.ch
Показать больше
Цикл лекций Анны Броновицкой «Архитекторы рубежа тысячелетий»
ВниманиеВ связи с проведением VK Fest в Парке Горького, 14 и 17 июля вход в Музей «Гараж» будет осуществляться со стороны Ленинского проспекта.
15 и 16 июля библиотека не работает. Кафе и магазин Музея будут открыты только для посетителей фестиваля.
Дата:
С 22 ноября 2021 по 18 апреля 2022
22 ноя 2021 – 18 апр 2022
Расписание
19:30–21:00
Место
Онлайн
- Циклы лекций
- 18+
Новый лекционный цикл историка архитектуры Анны Броновицкой посвящен архитекторам, наиболее ярко реализовавшим себя в конце XX — начале XXI веков. В центре каждой лекции — творческий путь одного из героев цикла и его важнейшие проекты.
Анна Броновицкая — историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма. Автор многочисленных публикаций по архитектуре XX века.
В сотрудничестве с Николаем Малининым и фотографом Юрием Пальминым Анна работает над серией справочников-путеводителей об архитектуре советского модернизма. Вслед за книгами, посвященными архитектуре 1955–1991 годов в Москве и Алма-Ате, в 2021 году Музей современного искусства выпустит третью: «Ленинград. Архитектура советского модернизма. 1955–1991».
Вход свободный по предварительной регистрации.
Лекции транслируются на YouTube-канале Музея «Гараж»
Галерея
Изображение музея Гуггенхайма в Бильбао, Филипп Майвальд, 2009 г.
1 / 1
Изображение музея Гуггенхайма в Бильбао, Филипп Майвальд, 2009 г.
Расписание
Фрэнк Гери (род. 1929, Торонто) известен как автор зданий сложных криволинейных форм, созданных с применением специально разработанного программного обеспечения. Среди его проектов — Музей Гуггенхайма в Бильбао, концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Фонд Louis Vuitton в Париже и др. Лауреат Притцкеровской премии 1989 года. На лекции будет раскрыт рабочий подход Гери и проанализированы эксперименты, которые привели архитектора к творческому буму на позднем этапе карьеры.
РЕГИСТРАЦИЯ
Дата:
22 ноября, понедельник
Время
19:30–21:00
Место
Образовательный центр Музея «Гараж»
Выходец из семьи потомственных каменщиков Ренцо Пьяно (род. 1937, Генуя) в своей практике стал исследовать конструктивные возможности других материалов, находя необычное применение металлу и пластику. Прославившись зданием Центра Помпиду в Париже, спроектированным им вместе с Ричардом Роджерсом, Пьяно до сих пор остается одним из наиболее востребованных проектировщиков музейных пространств. Среди его последних проектов — Дом культуры ГЭС-2 в Москве.
РЕГИСТРАЦИЯ
Дата:
6 декабря, понедельник
Время
19:30–21:00
Место
Лекторий Музея «Гараж»
Бюро Нормана Фостера (род. 1935, Манчестер) Foster + Partners, где сейчас трудится 1400 человек, называют фабрикой проектов, но продукция этой фабрики всегда штучная. Высокотехнологичные здания Фостера строятся на четырех континентах и часто становятся событиями архитектурной жизни. В России, после несостоявшихся «Апельсина» и «Хрустального острова» в Москве, в 2020 году завершилось строительство спроектированной бюро штаб-квартиры «Русской медной компании» в Екатеринбурге.
РЕГИСТРАЦИЯ
Дата:
13 декабря, понедельник
Время
19:30–21:00
Место
Лекторий Музея «Гараж»
Рем Колхас (род. 1944, Роттердам) — журналист, ставший архитектором, который известен своими теоретическими выступлениями не меньше, чем оригинальными зданиями. Неортодоксальный подход Колхаса к сохранению наследия, представленный им на Венецианской архитектурной биеннале 2010 года, воплотился, в частности, в реконструкции модернистского здания кафе «Времена года» в Парке Горького, превратившегося в выставочный зал Музея «Гараж».
РЕГИСТРАЦИЯ
Дата:
31 января, понедельник, 2022
Время
19:30–21:00
Место
Лекторий Музея «Гараж»
Представитель экспрессионистского направления в современной архитектуре Даниэль Либескинд (род. 1946, Лодзь) создает эмоционально заряженные пространства, выстроенные в наделенную собственным нарративом последовательность. Наиболее ярким примером такого подхода стал Еврейский музей в Берлине, а москвичи смогли испытать его на себе летом 2021 года, посетив спроектированную Либескиндом выставку «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» в Новой Третьяковке.
РЕГИСТРАЦИЯ
Дата:
7 февраля, понедельник, 2022
Время
19:30–21:00
Место
Лекторий Музея «Гараж»
Заха Хадид (1950–2016) — самая знаменитая женщина-архитектор XX века — всегда подчеркивала, что в ее творческом развитии большую роль сыграли архитектура и искусство русского авангарда. Однако ее зрелые произведения, хотя и отличаются смелостью пространственных решений, используют не супрематические углы, а криволинейные формы «параметрической архитектуры». Здание Dominion Tower в Москве, впрочем, отдает дань квадрату Малевича, деконструировав его в сложную трехмерную структуру.
РЕГИСТРАЦИЯ
Дата:
21 февраля, понедельник, 2022
Время
19:30–21:00
Место
Лекторий Музея «Гараж»
В отличие от других героев цикла, Петер Цумтор (1943, Базель) любит работать в уединении и не берется за чисто коммерческие проекты. Созданию броских форм он предпочитает тщательную работу с материалом, будь то камень, кирпич или даже парусина, и выявление нюансов фактуры или игры света. В России Цумтор спроектировал здание Пермской художественной галереи, к сожалению, оставшееся неосуществленным.
Регистрация
Дата:
28 февраля, понедельник, 2022
Время
19:30–21:00
Место
Лекторий Музея «Гараж»
Друзья детства Жак Херцог (1950, Базель) и Пьер де Мёрон (1950, Базель) начали свою архитектурную деятельность с изысканного минимализма, но в XXI веке перешли к сложным выразительным формам, часто требующим нестандартных инженерных решений — как олимпийский стадион «Птичье гнездо» в Пекине. Их реконструкция старой электростанции для нужд галереи Тейт Модерн в Лондоне считается одним из образцовых примеров работы с наследием, однако их проект жилого комплекса в Москве, предполагающий реконструкцию нескольких корпусов Бадаевского пивоваренного завода, вызвал протесты градозащитников.
РЕГИСТРАЦИЯ
Дата:
14 марта, понедельник, 2022
Время
19:30–21:00
Место
Онлайн
Хотя практика Дэвида Чипперфилда (1953, Лондон) давно стала международной, он заботится о том, чтобы его здания не выглядели «пришельцами», а органически врастали в среду того города, где строятся. Для него важны не эффектные формы, а качество строительства, то, как здание будет стариться. Реконструкция полуразрушенного здания Нового музея в Берлине, где новые элементы виртуозно дополнили сохранившиеся фрагменты, задала новый стандарт решения подобных задач. Один из текущих проектов бюро — реконструкция здания Центрального телеграфа в Москве.
Дата:
28 марта, понедельник, 2022
Время
19:30–21:00
Место
Онлайн
Элизабет Диллер (род. 1954, Лодзь) и Рикардо Скофидио (род. 1935, Нью-Йорк), архитекторы по образованию, много занимались концептуальной архитектурой и художественными проектами, самым известным из которых стал павильон Blur, всегда окутанный облаком искусственного тумана, показанный на «Экспо-2002» в Швейцарии. Совместно с третьим партнером, Чарльзом Ренфро (род. 1964, Бейтаун, США), они создали на месте заброшенной железной дороги парк Хай-Лайн, преобразивший целый район Нью-Йорка. Их проект парка «Зарядье» в Москве был реализован в несколько измененном виде.
Дата:
18 апреля, понедельник, 2022
Время
19:30–21:00
Место
Онлайн
Поток
Здесь собраны материалы, которые помогут подготовиться к походу в Музей или погрузиться в текущие программы «Гаража».
Лекция Анны Броновицкой «Даниэль Либескинд»
Видео
1 час 30 минут
Теги
- Циклы лекций
- 18+
Поделиться
Serpentine Gallery Pavilion 2011 Питер Цумтор
Змеиный павильон 1 июля — 16 октября 2011 г. Бесплатно
Змеиный павильон 2011 года Питера Цумтора был первым завершенным зданием архитектора в Великобритании и включал в себя специально созданный сад.
В центре павильона Цумтора находился сад, который, как надеялся архитектор, вдохновит посетителей стать наблюдателями. Цумтор сказал, что его дизайн направлен на то, чтобы «помочь аудитории расслабиться, понаблюдать, а затем, возможно, снова начать говорить, а может и нет». Дизайн подчеркнул роль чувств и эмоций в нашем опыте архитектуры. Используя тщательно подобранные материалы, Цумтор создал пространство для созерцания, пробуждающее духовное измерение нашего физического окружения. Как всегда, эстетическая цель Цумтора состояла в том, чтобы приспособить здание точно к его назначению в качестве физического тела и объекта эмоционального опыта.
Павильон 2011 года был первым построенным архитектором зданием в Великобритании и включал в себя специально созданный сад влиятельным голландским дизайнером Питом Удольфом. Концепция павильона заключалась в hortus conclusus , комнате для созерцания, саду в саду. Посетители входили в здание с лужайки и начинали переход в центральный сад, место, отвлеченное от мира шума, движения и запахов Лондона, — внутреннее пространство, в котором можно сидеть, гулять, наблюдать за цветами.
В этом павильоне, как и в предыдущих сооружениях, таких как его знаменитые термальные ванны в Вальсе, Швейцария, или часовня Брудера Клауса в Мехернихе, Германия, Цумтор подчеркнул чувственные и духовные аспекты архитектурного опыта, от точной, но простой композиции и ‘ наличие материалов, обращение с масштабом и эффектом света.
Заявление архитектора«Сад — это самый интимный ландшафтный ансамбль, который я знаю. Это близко к нам. Там мы выращиваем нужные нам растения. Сад требует ухода и защиты. И поэтому мы окружаем его, мы защищаем его и заботимся о нем. Мы даем ему приют. Сад превращается в место.
«Меня завораживают огороженные сады. Предшественником этого увлечения является моя любовь к огороженным огородам на фермах в Альпах, где жены фермеров тоже часто сажали цветы. Мне нравится изображение этих маленьких прямоугольников, вырезанных из обширных альпийских лугов, с забором, защищающим от животных. Есть еще кое-что, что поражает меня в этом образе сада, отгороженного большим ландшафтом вокруг него: что-то маленькое нашло убежище внутри чего-то большого.
« hortus conclusus , о котором я мечтаю, окружен со всех сторон и открыт небу. Каждый раз, когда я представляю себе сад в архитектурном окружении, он превращается в волшебное место. Я думаю о садах, которые я видел, которые, как мне кажется, я видел, которые я жажду увидеть, окруженных простыми стенами, колоннами, аркадами или фасадами зданий — защищенными местами большой близости, где я хочу остаться надолго. ” – Питер Цумтор, май 2011 г.
Павильон был 11-м заказом в ежегодной серии галереи, первой в мире и самой амбициозной архитектурной программой такого рода.
Serpentine Gallery Pavilion 2011 Дизайн Петера Цумтора Фотография © Walter Herfst Serpentine Gallery Pavilion 2011 Дизайн Петера Цумтора, Галерея Serpentine, Лондон (1 июля — 16 октября 2011 г.) © Питер Цумтор, фото © Hufton & Crow/VIEW Serpentine Gallery Pavilion 2011 Дизайн Петера Цумтора, Галерея Serpentine, Лондон (1 июля — 16 октября 2011 г.) © Peter Zumthor, Фотография © 2011 Walter Herfst Serpentine Gallery Pavilion 2011 Дизайн Петера Цумтора, Галерея Serpentine, Лондон (1 июля — 16 октября 2011 г.) © Peter Zumthor, Фотография © 2011 John Offenbach Строительство павильона Serpentine Gallery 2011, Питер Цумтор Строительство павильона Serpentine Gallery 2011, Питер Цумтор Павильон галереи Serpentine 2011, Питер Цумтор, цифровая визуализация © Питер Цумтор Питер Цумтор Павильон галереи Серпентин 2011 акварель и карандаш на бумаге © Питер Цумтор Пит Удольф, дизайн сада Hortus Conclusus, 2011 г. © Пит Удольф Скачать ↓Архив
Откройте для себя более 50 лет SerpentineОт архитектурного павильона и цифровых комиссий до марафонов идей и инициатив, основанных на исследованиях, изучите наши прошлые проекты и выставки.
Посмотреть архивПоддерживать связь
Подпишитесь на нашу рассылку
- Электронная почта*
Искать:
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам наилучшие возможности и анализировать трафик на нашем веб-сайте.
Узнайте больше об управлении настройками файлов cookie и ознакомьтесь с нашей Политикой использования файлов cookie.
ПодробнееПутешествуете по Европе? Пусть Питер Цумтор будет вашим проводником
Компания Architizer рада объявить победителей 11-й ежегодной премии A+Awards ! Хотите участвовать в следующем сезоне? Подпишитесь, чтобы получать ключевую информацию о 12-й ежегодной премии A+ Awards, которая состоится этой осенью.
По всей Европе, особенно в его родной стране, Швейцарии, Петер Цумтор и его студия создали множество проектов среднего и малого масштаба, от частных домов до музеев. Хотя он почти не работал за пределами своего континента, архитектурные работы Цумтора хорошо известны во всем мире. Среди его наград премия Миса ван дер Роэ за европейскую архитектуру (1999 г.), Императорская премия Японской ассоциации искусств (2008 г.), Притцкеровская премия в области архитектуры (2009 г.) и Королевская золотая медаль RIBA (2013 г.), и это лишь некоторые из них. .
Архитектурные работы Цумтора часто называют «атмосферной архитектурой». Хотя он может и не отстаивать выразительные формы или широкие концепции, пытающиеся затронуть глобальные социально-политические темы, его архитектура отвечает очень местному сайту и сообществу. Свет и материальность — два важнейших аспекта этой атмосферы. Где свет конкретно относится к условиям естественного освещения, а материальность указывает на использование им местных материалов и строительных технологий. Его архитектура определяется сайтом. В этой статье мы отправляем вас в виртуальное архитектурное путешествие по четырем самым известным европейским проектам Zumthor, которые открыты для публики.
Если вы знаете один проект Zumthor, то, несомненно, эта общественная баня, построенная для города Вальс, наполовину засыпана склоном холма. Камни, добытые на этом месте, покрывают как экстерьер, так и интерьер курорта. Традиционное римское литье позволяет каменной опалубке оставаться в качестве отделки поверхности после усадки бетонной конструкции внутри. Текстура поверхности постоянна, но динамична из-за естественного изменения цвета камня.
Стены поддерживают консольные плиты наверху, которые образуют защитную крышу. Естественный свет проникает через щели между плитами крыши, образуя световые люки, направляющие людей по зданию. Войдя в здание, гости спускаются в пейзаж с верхнего уровня. В то же время пространство постепенно расширяется по мере того, как потенциальные купальщики подходят к открытому бассейну в конце циркуляции, откуда открывается живописный вид на город и горы.
Фото Берингер Фридрих из Викисклада.
Kunsthaus Bregenz состоит из двух томов. В одном из них проходят выставки современного искусства, а другой служит в основном офисным зданием. Музейное кафе находится не внутри здания музея, а на первом этаже офисного здания. Затем площадь перед двумя зданиями активируется кафе. Он становится местом, где каждый может посидеть, даже не посещая музей.
Выставочное здание облицовано панелями из матового стекла, наклоненными под одним углом. Оставляя промежутки для проникновения воздуха в эту внешнюю оболочку, фасад также имитирует дрожащую водную гладь Боденского озера неподалеку. Естественный свет проникает в здание через двойную обшивку и далее рассеивается матовым стеклянным потолком трех верхних этажей. Выставочные залы наполнены мягким рассеянным светом, фильтруемым стеклянными панелями.
Эта часовня известна своим особым процессом строительства. Внутреннее пространство определяется 112 стволами деревьев, которые также образуют внутреннюю сторону опалубки. Внешняя сторона опалубки устанавливается вертикально, и бетонная конструкция заливается в 24 слоя толщиной около 50 см каждый. После того, как бетон осядет, стволы деревьев сжигают, образуя гофрированную, обугленную отделку.
Дневной свет и дождевая вода попадают в здание через каплевидное отверстие наверху. За исключением отверстий, созданных трубами, замурованными в стену, в стенах нет крупных отверстий. Ориентируясь на свет, взгляд посетителей естественным образом перемещается вверх, к световому люку. Послойное литье сделало фасады похожими на осадочные породы. Неравномерные цвета делают часовню еще более похожей на естественное присутствие, вырезанное в геометрической форме. Все пять вертикальных граней имеют разную ширину.