описание, история, архитектура, интерьеры и фото
Большой дворец в Петергофе по праву считают архитектурной доминантой. Он органично связывает между собой два живописных парка – Верхний и Нижний, собирая воедино аллеи и фонтаны, дворцы и павильоны, окружающие его.
Содержание
1
История дворца
Современный внешний облик ансамбля складывался больше полутора столетий. Первоначально идеи основателя Петергофа, Петра I, воплощали И.Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон и Н.Микетти. При жизни первого российского императора здесь было только невысокое двухэтажное здание под названием Нагорных палат, которое использовалось для проведения праздников и приёмов.
Расширение дворца началось с 1732 года, когда к нему, по проекту М.Земцова пристроили две галереи. Но менялись времена, а ними менялись вкусы и стили, и уже дочь Петра I, Елизавета Петровна, поклонница роскоши, поставила перед итальянским зодчим Ф.Б.Расстрелли непростую задачу – сохранив отцовское наследие, создать ансамбль в стиле модного в то время барокко.
В результате дворец «вырос» на один этаж, заметно расширилась центральная зона, к ней были пристроены одноэтажные галереи с Церковным и Гербовым корпусами по краям. Внутреннее убранство восхищало роскошью: золочёная резьба, многочисленные зеркала, изысканные светильники, оригинальные окна, роскошная меблировка. Всё это великолепие стало своеобразным обрамлением кабинета Петра I, который был оставлен почти без изменений и по-прежнему располагался в центре строения.
Конец XVIII века был ознаменован пришествием более сдержанного, классицистического, стиля. В екатерининскую эпоху интерьеры дворца не раз перестраивался Ю.М.Фельтеном и Ж.Б.Валлен – Деламотом, приобретая черты простоты и изысканности.
В середине XIX века Большой Дворец становится выше ещё на один этаж – архитектор А.И.Штакеншнейдер, выполняя приказ императора Николая I, реконструирует восточную часть здания по случаю венчания дочери его Ольги, поэтому эта часть здания стала называться Ольгинской половиной.
Большой петергофский дворец, 1944г.XX век стал роковым для дворца: после революции 1917 года представители дома Романовых здесь не появлялись. Сюда начали свозить ценности из других царских резиденций, вскоре была создана специальная Художественно-историческая комиссия, а еще через десять лет Петергоф превратился в один из крупнейших музейных центров Советского Союза.
Великая Отечественная война превратила многие помещения в руины, однако, ценой многолетнего кропотливого труда реставраторов с 1964 года один за другим начали открываться восстановленные залы.
Сегодня величественный дворец в Петергофе, хранящий в себе отпечатки нескольких художественно-архитектурных стилей, приглашает посетителей погрузиться в изысканный мир дворцовой роскоши дома Романовых.
Парадная лестница
Парадная лестницаПарадная лестница – достойная прелюдия к интерьерам дворца. Её расположение в западной части позволяет развернуть анфилады гостиных и залов по всей протяжённости фасада. Нижний ярус «привязан» к назначению первого этажа как подсобного. Верхний соединяет сразу два этажа – второй и третий.
Дневной свет, проникающий из многочисленных окон, позволяет рассмотреть лестницу во всём её великолепии. Вечером, по замыслу Растрелли, мерцание свечей, установленных в пристенных светильниках, должно было ещё зрительно увеличивать размеры лестничного пространства.
В отделке лестницы использована золочёная резьба, перила декорированы коваными решётками. Особенно нарядна многоцветная роспись стен, выполненная в 1751 году итальянцем А. Перезинотти.
Привлекают внимание плафоны, расписанные венецианским художником Б. Тариса. Верхняя площадка украшена позолоченными фигурами из дерева, которые олицетворяют времена года. Восхитительны резные парадные золоченые двери, ведущие в Танцевальный зал.
Танцевальный (купеческий) зал
Танцевальный (купеческий) залТанцевальный зал – самое большое помещение во дворце, занимающее всё западное крыло. Обилие позолоты на бело-голубых стенах создает впечатление торжественности и великолепия. Посетителя, вступающего в него по великолепному наборному паркету, ошеломляет огромное пространство, и дело здесь не только в его размерах – 270 кв. м. Громадные окна, множество зеркал, наличие фальшивых зеркальных окон, которые отражают солнечный свет и усиливают освещение, создают иллюзию бесконечного объёма.
В простенках над зеркалами находятся круглые изображении – тондо, по мотивам произведений Овидия и Вергилия, выполненные Т. Валериани. Плавные переходы от потока к стенам декорированы живописными медальонами. Почти весь потолок занимает плафон, расписанный Б.Тарисия.
Интерьер этого зала создавался Растрелли в начале 1750-х годов. Во время Великой Отечественной войны он серьёзно пострадал – сегодня не все изображения являются подлинными, но они искусно восстановлены художниками-реставраторами В.Никифоровым и В.Корбаном в 1995 году.
Голубая приёмная
Голубая приёмнаяК Танцевальному залу примыкает помещение, которое получило свое название по отделке стен – они обиты голубой тканью. Первоначально в нём располагалась канцелярия. Сегодня здесь устроена музейная экспозиция: стены украшают картины кисти И. Айвазовского, в витринах располагаются экземпляры в стиле «ампир»: бронзовые изделия и вазы. Удачно вписывается в интерьер мебель середины XIX века.
Чесменский зал (аванзал)
В отличие от Голубой приёмной, в которой сохранилась исходная отделка, интерьер Чесменского зала, первоначально именовавшийся аванзалом, неоднократно претерпевал изменения. От Растрелли здесь остались паркет, зеркала, лепные орнаменты, плафон, барельефы и бело-жёлтая гамма в оформлении стен. Русский архитектор Ю. М. Фельтен перестроил его в 1770-х годах.
Причиной реконструкции послужило желание императрицы Екатерины II увековечить победу русского флота в Чесменском сражении в Русско-Турецкой войне, которая была одержана в июне 1770 года. Для этого немецкому художнику Я. Ф. Гаккерту была заказана серия живописных полотен. Огромные картины требовали помещения, которое могло бы соответствовать их размерам. Для этого был избран аванзал, оформленный в классицистическом стиле с минимальным декоративным оформлением.
Новый интерьер не повлиял на функциональное назначение помещения – перед началом дворцовых церемоний сюда стекались посланники, придворные, и высшая знать Российской империи. Великая Отечественная война полностью разрушила интерьер Чесменского зала, хотя картины удалось вывести. Сегодня, с некоторыми изменениями, обстановка помещения воссоздана.
Тронный зал
Тронный залРоскошный зал площадью 330 кв. м, предназначенный для балов, концертов, торжественных приемов, разделил судьбу аванзала – его тоже реконструировал Ю. М. Фельтен, оставив лишь не имеющий аналогов паркет. Правда, в отличие от Ческменского зала, Тронный должен был прославлять императрицу Екатерину II.
Центральное место в нём занимает позолоченный и обитый красным бархатом трон – кресло работы начала XVIII века, предположительно сделанный по заказу А. Д. Меншикова для приёма в его дворце Петра I.
Над троном разместился парадный портрет царицы на лошади, созданный датчанином В. Эриксеном. Изображения родственников Петра I – Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, написанные художником Г. Бухгольцем – по замыслу Екатерины, были призваны напомнить о преемственности власти.
В этом зале всё символизирует могущество Российского государства: гигантская высота потолков, стены, декорированные лепниной из дубовых и лавровых гирлянд, массивные люстры на медных цепях с мириадами подвесок, отражающими свет из окон, расположенных в два яруса. На стенах развешены живописные полотна внушительных размеров.
Война не пощадила и это великолепное помещение – здесь не только были уничтожены интерьеры, но и разрушена северная стена, однако к 1969 году зал был полностью восстановлен.
Аудиенц-зал
Аудиенц-залВ аудиенц-зале, примыкающем к Тронному, проводились государственные приёмы, а во время торжественных обедов, когда столы накрывались во всех помещениях дворца, здесь отводились места для придворных кавалерственных дам. Именно поэтому он получил второе название – «стас-дамская».
В отличие от Тронного зала, это помещение сохраняло аутентичный барочный интерьер, созданный Растрелли, до 1941 года. Узкое пространство зрительно расширяли множественные отражения зеркал на противоположных стенах, покрытых золочёной резьбой в виде девичьих головок, листвы, раковин, плодов и цветов.
Изящный плафон «Освобождённый Иерусалим», созданный итальянцем П. Балларии, был утрачен, как и всё убранство зала. Однако огромная реставрационная работа, выполненная художниками Л. Любимовым и В. Никифоровым в послевоенные годы, позволяет сегодня любоваться изысканными интерьерами Аудиенц-зала.
Белая столовая
Интерьер Белой столовой, созданный Растрелли, почти полностью переделал Ю. М. Фельтен, оставив нетронутым лишь паркет на полу. От золочёной барочной пышности не осталось ничего – светлые стены декорированы рельефными изображениями амуров, гирляндами из листьев и цветов.
«Изюминка» Белой столовой – печи, отделанные изысканными изразцами, а также люстра – самая большая из всех, которые были в русских дворцах. Как и другие светильники в столовой, она сделана из бронзы и декорирована хрустальными подвесками.
Сегодня в экспозиции этого зала представлен фаянсовый сервиз на тридцать персон, созданный в 1770 году англичанином Дж. Ведвутом, дополненный русским и богемским стеклом. Сервировка стола воспроизводит обстановку одного из многочисленных парадных обедов, которые устраивались в Белой столовой.
Китайские кабинеты
Две комнаты, напоминающие расписанные шкатулки, будто переносят посетителей дворца в Азию. Следуя моде, господствовавшей в России и Европе в XVIII веке, эти помещения были оформлены Ж. Б. Валлен-Деламотом в китайском стиле. На панелях, покрытых чёрным лаком и расписанных Ф. Власовым, изображены бытовые сцены из жизни Китая, драконы, восточные пейзажи и диковинные животные. Освещаются кабинеты фонариками с цветными стёклами.
Здесь представлена экспозиция изделий мастеров-эмальеров, лаковые шкатулки, мебель, инкрустированная перламутром, а также коллекции японского и китайского фарфора XVIII – XIX веков.
Картинный зал
Картинный залЭтот зал, расположенный между двумя китайскими кабинетами, считают своеобразной композиционной осью дворцового ансамбля. Его интерьер неоднократно перестраивался и менял свое назначение.
В начале XVIII века это было самое большое и торжественное дворцовое помещение, отделанное по проекту Ж.-Б.Леблона. По замыслу Петра I, зал должен был олицетворять могущество Российской империи. Позже, в 1750-х годах, интерьер был переделан по эскизам Растрелли в стиле барокко.
В 1764 г. Ж. Б. Валлен-Деламот предложил новое решение – стены сплошь покрыли картины с женскими портретами работы живописца П. Ротари, из-за чего зал получил название «Галерея Ротари». Здесь проходили карточные вечера и организовывали концерты для узкого круга придворных.
Куропаточная гостиная
Забавное название эта комната получила от рисунка на шёлке, использованного для обивки стен: на голубом фоне изображены пшеничные колосья, цветы и венки, среди которых прохаживаются маленькие птицы – куропатки.
Куропаточная гостиная – своеобразная прихожая перед женской половиной дворца. Как и другие помещения, она была оформлена в барочном стиле Растрелли и перестроена Ю. М. Фельтеном. Ранее здесь развешивали изображения лучших выпускниц Смольного института благородных девиц.
Сейчас, как напоминание о тех временах, находится копия портрета Екатерины Нелидовой, выполненного в XIX веке. В центре комнаты стоит арфа, сделанная в Лондоне в филиале фирмы по изготовлению музыкальных инструментов, принадлежащей С. Эрару. Гостиная была восстановлена одной первых во время послевоенных реставрационных работ.
Диванная
ДиваннаяДо 1770-х годов это помещение, оформленное Растрелли, было парадной опочивальней, в которой стояла огромная кровать. По заказу Екатерины II оно было оформлено заново в турецком стиле. Поводом послужил подарок, полученный императрицей от своего фаворита Г. А. Потёмкина – софы внушительных размеров. С этого времени комната стала называться Диванной.
Стены Диванной обиты шелками с изображением человеческих фигурок и сценок «из китайской жизни», над софой висит копия портрета Елизаветы Петровны в юном возрасте. Кроме того, в комнате находятся ваза XVIII века, золочёный столик в стиле барокко, небольшая скульптура из фарфора, изображающая любимую собачку Екатерины II.
Туалетная
Непосредственно к Диванной примыкает Туалетная комната. Здесь стены также задрапированы изысканным шёлком. Ткань была соткана на мануфактуре Сапожниковых в середине XIX века – на серебристом фоне изображены переливающиеся разными цветами листья, букеты сирени и цветы.
Тот же шёлк использован и для обивки золочёных стульев. Эта комната тоже украшена портретом Елизаветы Петровны, а также изящным фарфоровом туалетным набором в стиле рококо, сделанном в Петербурге в 1838 году.
Кабинет императрицы
Интерьер кабинета, находящегося за Туалетной, напоминает две предыдущие комнаты: яркий атлас с корзинами и букетами, использованный для обивки стен и мягких элементов мебели, золочёная деревянная резьба на панелях и дверях.
До 1941 года здесь располагался камин, декорированный изразцами, сделанными на Императорском фарфоровом заводе, однако сегодня он утрачен. На стенах – портреты членов Царской семьи. В убранстве Кабинета отражено увлечение императрицы идеями Просвещения – здесь находятся бюсты Ж. -Ж. Руссо и Ф. -М. Вольтера.
Штандартная
ШтандартнаяПервоначально интерьер комнаты создал Растрелли – золочёная резьба по дереву и стены, обитые шёлком. С середины XIX века панели и стены украшает ткань, изготовленная на московской мануфактуре И. Кондрашова (ныне воссоздана в мастерской под руководством А. Фейгиной).
Цветовая гамма шёлка – жёлтый фон с фиолетовыми разводами, гармонировала с цветом императорских штандартов, которые хранились здесь – отсюда произошло название комнаты.
В Штандартной находились замёна гвардейских полков, которые охраняли летнюю резиденцию императоров. Особое место в ней занимает ломберный стол, изготовленный мастером Н. Васильевым из двадцати пород дерева, а также портрет Петра I, на котором итальянский художник Я. Амигони изобразил его с богиней мудрости и ремесел Минервой.
Кавалерская
Помещение предназначалось для караула кавалергардов, охранявших покои императрицы, кроме того, здесь устраивались приёмы для офицеров высших чинов. Комната богато декорирована золочёной резьбой, стены задрапированы малиновым штофом.
Основная часть экспозиции Кавалерской комнаты была утрачена во время Великой Отечественной войны, и сегодня здесь представлены образцы мебели, изготовленной в Германии и Голландии, часы и фарфор XVIII века. Особое место занимает картина П. Рубенса «Апофеоз войны».
Большая голубая гостиная
Большая голубая гостинаяДо середины XIX века это помещение было семейной столовой. Голубая ткань, которой обиты стены, дала ей современное название. Её стены и потолки декорированы композицией из воинских атрибутов и вензелей Елизаветы Петровны, цветочных гирлянд и раковин.
Центром экспозиции гостиной является Банкетный сервиз на 250 персон, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX века. Этот шедевр был вывезен в годы Великой Отечественной войны, и обнаружен в Восточной Пруссии, а затем возвращён на Родину. Кроме того, здесь находятся огромные вазы и люстры на 86 свечей, а также два шкафа, изысканно декорированные бронзой.
Секретарская
Интерьер этой комнаты был создан Растрелли, однако, полностью утрачен в войну, и воссоздан мастерской под руководством В.Жигунова. Сегодня белые двери и панели украшены золочёными вставками, стены обиты зелёным штофом. Здесь поражает огромная люстра, сделанная на Императорском фарфоровом заводе, рассчитанная на сорок восемь свечей.
На стенах висят картины итальянских и голландских живописцев. Комната имеет второе название – Предхорная, поскольку дверь из неё выходит на террасу, из которой можно попасть в домовую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.
Коронная
Коронная комнатаСвое название комната получила в годы правления Павла I – здесь находилась подставка для императорской короны (стоянец), на которую её водружали во время пребывания императора в Петергофе.
Обстановка этого помещения очень похожа на убранство Диванной: стены обиты тонким китайской материей, рисунок которого изображает процесс производства шёлка. Интересна судьба этой ткани – она была спасена в 1941 году, в отличие от всего остального убранства Коронной.
Реставрация интерьера, созданного Ю. М. Фельтеном, была проведена в 1964 году по проекту Е. Казанской и В. Савкова. Сегодня здесь можно увидеть также изысканный плафон «Венера и Адонис» (автор неизвестен).
Дубовый кабинет и дубовая лестница
Дубовый кабинет Петра I – это комната квадратной формы с невысоким потолком, отделанная дубовыми панелями, восемь из которых аутентичны. Интерьер оформлен по проекту французского архитектора Ж-Б Леблона в 1720-х годах. Особый колорит помещению придают двери, украшенными изысканной резьбой, а также личные вещи Петра I: книги из его библиотеки, походный будильник и др.
Со времен основателя Петербурга существовала и лестница, декорированная дубовыми балясинами и другими резными элементами. Почти двести лет она бережно сохранялась, но в 1941 году выгорела почти полностью. В послевоенные годы была воссоздана по моделям скульптора Н. Оде.
Церковный и Гербовый корпуса. Особая кладовая
Церковь святых апостолов Петра и Павла была построена в барочном стиле по проекту Растрелли и освящена в 1751 году. Во времена Елизаветы Петровны она была доступна для каждого жителя Петергофа, однако Николай I решил сделать её домовым храмом Романовых, и здесь проходили венчания и крещения членов царской семьи. Интересно, что ни одного отпевания в Петропавловском храме не было.
В 2011 году, после длительного перерыва, церковь была открыта. Сегодня здесь, наряду с пространством, используемым для богослужений, устроена небольшая экспозиция, посвящённая её истории.
«Корпус под гербом» Растрелли пристроил к главному зданию Большого Дворца в середине XVIII века. Как большинство его произведений, он выполнен в стиле барокко. В Гербовом корпусе проводились семейные торжества Романовых, встречи с и размещение высокопоставленных иностранных гостей и послов.
До начала Великой Отечественной войны в корпусе находилась библиотека, которая впоследствии была полностью уничтожена, но в 2003 году завершилась реставрация помещений, и здесь открылась экспозиция «Особая кладовая Петергофа». В ней воссозданы интерьеры и представлены экспонаты XVII – XX веков. На выставке можно увидеть одежду и предметы туалета, канцелярские приборы, посуду и личные вещи Романовых, а также изделия фирмы Фаберже.
Как добраться
Из Санкт-Петербурга добраться до Петергофа можно несколькими способами. Самый популярный вид транспорта – маршрутное такси:
- от станции метро «Автово» – маршрутки №224, 300, 404, 424 (424А), автобусы № 200 и 210.
- от станции «Ленинский проспект» – №103, К224, 420.
- от станции «Проспект Ветеранов» – №343 и №639-б.
- от станции «Кировский завод» – №224, 404.
- от станции «Балтийская» – №404.
Также добраться можно на электричке с Балтийского вокзала до станции «Новый Петергоф», далее – 3 км пешком (или на автобусах № 344, 348, 350, 351, 352, 355, 356) до Нижнего Парка.
Самый быстрый и комфортный способ добраться – метеор. Он отходит от причала на Адмиралтейской набережной, 2. Поездка на быстром теплоходе – это дополнительная экскурсия.
Узнать о режиме работы дворца в 2021 году, стоимости билетов и как их можно купить Вы можете из нашей статьи.
Большой Петергофский дворецМузей в Петергофе
Виртуальное посещение дворца
С помощью интерактивной панорамы Вы можете не выходя из дома посетить Большой дворец в Петергофе.
ПетергофЯндекс.Карты — поиск мест и адресов, городской транспорт
Большой Петергофский дворец: описание, история, фото
Архитектурные особенности дворца
Дворец стал отражением двух веков — 18 и 19. Черты барокко, классицизма, рококо смешивались между собой, создавая уникальный архитектурный образ.
В разное время над ним работали великие художники и зодчие: Иоганн Фридрих Браунштейн, Жан-Батист Леблон, Андрей Штакеншнейдер, Михаил Земцов, Бартоломео Франческо Растрелли.
Удивительно, но визуальный расцвет дворца связан не с Петром I, а с правлением Елизаветы, именно при ней загородная резиденция обретает свой роскошный вид. Реконструкция под руководством Растрелли в 1752 году придала дворцу истинное царское величие.
История
На протяжении нескольких веков летний дворец становится излюбленным местом императорской четы. Здесь устраивали маскарады, праздники, государственные приемы, в церкви проводили обряды венчания и крещения. Парадная резиденция обретает особый статус и отражает важнейшие события государственной и личной жизни царской семьи.
В годы Великой Отечественной войны этот удивительный дворец ожидала очень трагическая судьба. Здание неоднократно подвергалось обстрелам и было практически уничтожено.
Для его возрождения потребовались колоссальные усилия талантливых реставраторов, скульпторов и художников. Рудольф Саусен, Леонид Любимов, Яков Казаков, Владимир Корбан и многие другие воссоздавали облик здания по крупицам для того, чтобы сегодня Большой дворец предстал перед нами во всём величии, как будто время не властно над ним.
Залы и интерьеры
Несмотря на визуальных размах, внутри дворец довольно миниатюрный и вмещает порядка 30 залов разного назначения. Черты барокко и классицизма нашли отражение в контрастных интерьерах, которые удивительным образом сплелись в единую композицию. Прогуливаясь по комнатам, где проводила своё время царская семья, вы сможете перенестись во времени и приоткрыть завесу тайны. Давайте же заглянем в некоторые залы Большого дворца.
Тронный зал
⚜ это воплощение сдержанного изящества классицизма;
⚜ именно здесь проходили самые важные церемонии и торжественные балы;
⚜ оформление Тронного зала было приурочено к восхождению Екатерины II на престол, торжественная обстановка воспевает могущество и власть императрицы.
Танцевальный зал
⚜ для этого зала было выделено все западное крыло дворца — 270 квадратных метров;
⚜ зал имеет еще одно название Купеческий. По легенде, строившая его Елизавета Петровна приказала не жалеть для него золотых украшений, потому что здесь императрица предполагала встречать купцов;
⚜ главной интерьерной особенность считают необычные зеркала-обманки на северной и западной стенах. Они создают эффект умножения пространства.
Китайские кабинеты
⚜ залы оформлены в традиционном восточном стиле, кабинеты передают невероятную экзотическую атмосферу;
⚜ проект Китайских кабинетов принадлежит Екатерине II , он был реализован в 1766 – 1769 годах и в дальнейшем принципиально не менялся;
⚜ часть мебели — это настоящие китайские предметы, подаренные Екатерине.
Каждый зал Большого дворца отображает важнейшие вехи в истории России. Архитектурное разнообразие и различные стилевые решения передают всю многогранность образа резиденции. Величие, роскошь, сдержанность и изысканность — всё смешалось здесь, создавая удивительный мир, в который хочется возвращаться снова и снова.
Петергофский дворец, Россия Путеводитель
Россия
То, что началось в 1705 году как мечта Петра Великого о летней резиденции, переросло в роскошный комплекс дворцов, садов и фонтанов для российских императоров. Наслаждайтесь изучением знаменитого Петергофского дворца недалеко от Санкт-Петербурга, Россия. Узнайте, почему все 9 721 акр были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Поделись
Просмотр ПЕЧАТЬ КАРТА
1 Знакомство с Петергофским дворцом недалеко от Санкт-Петербурга, Россия
Петр Алексеевич, более известный как Петр Великий, был царем всея Руси с 1682 по 1721 год, когда он основал Российскую империю. Он был первым императором России до своей смерти в 1725 году. В 1705 году Петр I поручил И. Ф. Браунштейну, а затем Жану-Батисту Леблону, тогдашнему коронному архитектору, спроектировать Петергоф (двор Петра) на берегу Финского залива недалеко от Санкт-Петербурга. Он хотел, чтобы его летний дворец напоминал Версаль во Франции. Императрица Елизавета, Екатерина Великая и Николай I расширили роскошную усадьбу и территорию под названием Петергофский дворец. Сегодня этот исторический комплекс содержит невероятное количество дворцов, садов и фонтанов на 9721 акров. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО расположен в муниципальном городе Петергоф, примерно в 45 минутах езды от Санкт-Петербурга.
Улица Разводная, д. 2, Петергоф, Санкт-Петербург, 198516, РоссияУвеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
2 Верхний сад в Петергофском дворце недалеко от Санкт-Петербурга, Россия
С 1714 по 1760 год три сменявших друг друга архитектора создавали Верхний сад площадью 37 акров в стиле барокко. Этот впечатляющий подход к Петергофскому дворцу достоин императора. Усаженные деревьями дорожки обрамляют восемь прямоугольных секций, разделенных двумя центральными проходами. Безупречный газон украшен клумбами, пятью фонтанами, скульптурными деревьями и кустами. В 1757 году итальянский скульптор Антонио Бонацца создал четыре мраморные статуи римских божеств, связанные с садами. Это Флора, богиня весны и цветов. На заднем плане — Гербовый павильон. Он был построен в 1755 году для приема высоких гостей. Это также была личная квартира Екатерины Великой, когда она была императрицей России с 1762 по 179 год.6. В этом западном крыле Большого дворца сейчас находится Особая сокровищница.
Увеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
3 Большой дворец в Петергофе Дворец под Санкт-Петербургом, Россия
Летняя усадьба Петра Великого, Монплезир, еще не была закончена, прежде чем он заказал более изысканный дворец, первоначально называвшийся Палаты на вершине холма. Строительство было приостановлено в 1725 году, когда император умер в возрасте 52 лет. Через 16 лет императрицей стала его дочь Елизавета Петровна. Она поручила Бартоломео Растрелли создать экстравагантное расширение. Когда работа была закончена в 1755 году, 984-метровый Большой Петергофский дворец с золочеными куполами по обоим концам был достоин своего прозвища. Дальнейшие улучшения были сделаны Екатериной II и Николаем I. Во время Второй мировой войны немцы заняли Петергофский дворец, начиная с 1941 года. Когда солдаты ушли в 1944 году, имперская собственность лежала в руинах.
Увеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
4 Квадратные пруды в Петергофском дворце под Санкт-Петербургом, Россия
Во времена правления Петра Великого Верхний сад был гораздо менее декоративным и служил практическим целям. В огороде выращивали урожай, а пруды для разведения рыбы служили самотечными водохранилищами для Нижнего парка. В течение десятилетий после смерти Петра I в 1725 году мастера-архитекторы, скульпторы, садовники и фонтаностроители превратили этот подход к южному фасаду Большого дворца в скульптурный партер красоты. Ближайшие к дворцу фонтаны Square Ponds. Этот восточный квадратный пруд на протяжении своей истории был украшен различными мифологическими скульптурами в окружении дельфинов из позолоченной бронзы.
На этой фотографии отсутствует скульптура Аполлона. На заднем плане — Придворная церковь. Улица Разводная, д. 2, Петергоф, Санкт-Петербург, 198516, РоссияУвеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
5 Придворная церковь в Петергофском дворце недалеко от Санкт-Петербурга, Россия
Придворная церковь была построена по заказу Елизаветы Петровны, императрицы России с 1741 по 1762 год. Это великолепное барочное восточное крыло Петергофского дворца было посвящено апостолам Петру и Павлу и спроектировано Франческо. Бартоломео Растрелли. Будучи старшим придворным архитектором в середине 18 века, граф Растрелли создал дюжину самых изысканных дворцов России. С 1751 по 19 гг.18 января под этими пятью золочеными куполами праздновали свадьбы, крестины и праздники российские императоры. В бывшей часовне сейчас находится Королевский церковный музей.
Увеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
6 Варианты посещения Петергофского дворца под Санкт-Петербургом, Россия
Есть несколько способов добраться до Петергофского дворца из Санкт-Петербурга. Если вы приедете на автобусе, поезде или в частном порядке, вы подойдете к южному фасаду Большого дворца со стороны Верхнего сада. Живописная альтернатива — ловля на подводных крыльях возле Эрмитажа. После пересечения Финского залива вы прибудете к Морскому каналу в Нижнем парке. Прогулка по Верхнему саду бесплатная. Цены на все остальные разделы варьируются в зависимости от того, какой из десяти музеев вы хотите посетить. Пик сезона с мая по сентябрь. Толпы самые тяжелые в выходные дни и в полдень в течение недели. Меньше всего туристов посещают в понедельник утром.
Улица Разводная, д. 2, Петергоф, Санкт-Петербург, 198516, РоссияУвеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
7 Вид на северную террасу Петергофского дворца под Санкт-Петербургом, Россия
Вдоль северной стороны Большого дворца находится эта выложенная в шахматном порядке терраса над Большим и Малым гротами. Встаньте за этой мраморной балюстрадой и насладитесь моментом. Перед вами фонтаны Нева и Волхов, представляющие две реки на северо-западе России. Под вашими ногами находится впечатляющий Большой каскад. На заднем плане Морской канал, тянущийся к берегам Финского залива. По этому водному пути в начале 18 века плавали гости Петра Великого. Также называемая Фонтанной аллеей, она является центральным элементом Нижнего парка. Слева и справа от вас находятся фонтаны Террасы. Эти водометы из каррарского мрамора были созданы А. Н. Воронихиным в 1800 г.
Увеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
8 Большой каскад в Петергофском дворце недалеко от Санкт-Петербурга, Россия
Большой каскад в Петергофском дворце — один из самых известных и роскошных фонтанов в мире. Этот архитектурный шедевр был впервые активирован в 1721 году и открыт в 1723 году. Вода стекает по двум группам из семи лестниц, украшенных позолоченными скульптурами. Девять вертикальных струй фонтана «Корзина» справа частично скрывают Большой грот. Здесь находится оригинальная гидравлическая система и трубы фонтана. Рядом с ним расположены арки Малого или Нижнего грота. Это была увеселительная палата Петра Великого.
Улица Разводная, д. 2, Петергоф, Санкт-Петербург, 198516, РоссияУвеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
9 статуй Большого каскада в Петергофском дворце под Санкт-Петербургом, Россия
Большой каскад состоит из 64 фонтанов, 37 романских скульптур, 16 боковых ваз, 29 барельефов, а также статуй дельфинов, львов, уток, черепах и лягушек. Первоначальная коллекция насчитывала 225 произведений шести скульпторов. Произведения искусства изначально были построены из свинца. Их заменили версии из позолоченной бронзы почти столетие спустя. До немецкой оккупации в 1941, многие статуи были закопаны вокруг дома. К сожалению, большинство из тех, кто остался без защиты, были уничтожены или украдены. Этот изысканный ансамбль был тщательно воспроизведен с 1947 по 1950 год. Большой каскад достоин бесчисленных превосходных степеней.
Увеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
10 Фонтан Самсон в Петергофском дворце недалеко от Санкт-Петербурга, Россия
Этот фонтан у основания Большого каскада изображает Самсона, открывающего пасть льва. Скульптура была выдающимся произведением Бартоломео Карло Растрелли. Фонтан «Сампсон» был открыт в 1735 году к 25-летию Полтавской битвы, когда войско Петра I разгромило шведские войска в ходе Северной войны. Этот образ не только изображает сверхчеловеческую силу библейского героя над львом. Скульптура также символизирует победу России над Карлом XII, поскольку на гербе Швеции изображены два коронованных льва. Центральная струя фонтана достигает высоты 66 футов и окружена восемью дельфинами. Эта репродукция В. Л. Симонова создана в 1947.
Улица Разводная, д. 2, Петергоф, Санкт-Петербург, 198516, РоссияУвеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
11 Фонтаны-чаши в Петергофском дворце под Санкт-Петербургом, Россия
Рядом с фонтаном «Самсон» расположены две партерные клумбы. В центре каждого из них находится фонтан, созданный Никола Микетти в 1722 году. В совокупности они называются Фонтанами-чашами, фонтан на западе часто называют итальянским фонтаном, а этот на востоке — французским фонтаном. Прозвища узнают национальность мужчин, создавших их гидравлику. Фонтаны были переделаны из каррарского мрамора после Второй мировой войны. Эти два больших прямоугольных сада, параллельных Большому дворцу, являются границей Нижнего парка.
Улица Разводная, д. 2, Петергоф, Санкт-Петербург, 198516, РоссияУвеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
12 Фонтан Тритона в Петергофском дворце под Санкт-Петербургом, Россия
Большая оранжерея была построена в середине 1720-х годов как оранжерея. Рядом с ним находится сад с небольшим бассейном и фонтаном Тритон. Скульптура греческого бога моря, борющегося с морским чудовищем, является аллегорией морских сражений России против Швеции в Балтийском море. Черепахи представляют убегающего врага. Фонтан в центре распыляет 26 футов. Оригинальная скульптура была создана Карло Бартоломео Растрелли в 1726 году. Итальянский скульптор известен созданием нескольких бюстов Петра Великого, включая посмертную маску императора в 1725 году. Фонтан был воспроизведен в 1956.
Улица Разводная, д. 2, Петергоф, Санкт-Петербург, 198516, РоссияУвеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
13 Каскад Шахматной горки в Петергофском дворце под Санкт-Петербургом, Россия
Нижний парк представляет собой веерообразный ландшафт между Большим дворцом и Финским заливом. Дворец Марли и Монплезир находятся по углам. Морской канал течет по центру. Сад площадью 253 акра, доступный по дорожкам, был спроектирован архитектором Жаном-Батистом Александром Ле Блоном. Ле Бонд был протеже Андре Ленотра, создавшего сады в Версальском дворце. Есть три склона каскадов. В восточной части находится Chessboard Hill. Вода извергается изо рта драконов и падает на четыре платформы в шахматном порядке, прежде чем впасть в грот. Вдоль лестниц мраморные скульптуры мифологических божеств.
Улица Разводная, д. 2, Петергоф, Санкт-Петербург, 198516, РоссияУвеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
14 Солнечный фонтан и вольер в Петергофском дворце под Санкт-Петербургом, Россия
Солнечный фонтан в Нижнем парке был создан по просьбе Екатерины Великой во время ее правления с 1762 по 1796 год. Название фонтана происходит от вращающихся золотых дисков на вершине бронзовая колонна. Вода также брызгает изо рта дельфинов у основания в центре пруда. На заднем плане — один из двух вольеров, спроектированных Николой Микетти и законченных в 1722 году. Петр Великий любил посещать свою коллекцию птиц в деревянных павильонах.
Улица Разводная, д. 2, Петергоф, Санкт-Петербург, 198516, РоссияУвеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
15 скамеек Trick Fountain в Петергофском дворце под Санкт-Петербургом, Россия
На территории Петргофского дворца установлено 150 фонтанов. Некоторые из них являются «фонтанами трюков». Они маскируются под деревья или дорожки, предназначенные для обрызгивания ничего не подозревающих гостей водой при их приближении. Первыми «влажными местами», установленными для развлечения императора, были скамейки в саду Монплезир в 1723 году. В то время как скамейки, казалось, предлагали прохожим приятное место для наслаждения парком, внезапные брызги воды под камнями заливали человека, прежде чем он садился. вниз. Эти трюковые фонтаны захватывают, бросают вызов и веселят детей. Вряд ли во время экскурсии по Петергофскому дворцу вы увидите ребенка в сухой одежде.
Улица Разводная, д. 2, Петергоф, Санкт-Петербург, 198516, РоссияУвеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
16 Дворец Монплезир и сады в Петергофском дворце недалеко от Санкт-Петербурга, Россия
Монплезир был первым строением, построенным на территории, которая впоследствии превратилась в современный обширный Петергофский дворец. Построенная в 1723 году, эта летняя резиденция была скромной, но любимой Петром I. Название ее означает «моя радость». Слева Морской фонтан. Этот центральный бассейн с 15-футовой струей воды был спроектирован Никола Микетти и начал функционировать в том же году, что и Большой Летний дворец. В юго-восточной части сада Монплезир (справа) находится статуя Фавна с Малышом. начало 19Бронзовая скульптура X века копирует оригинал, созданный в эллинистический период (323–31 гг. до н. э.). На нем изображен сатир из римской мифологии (человек-мужчина с ногами, рогами и хвостом козла), несущий козленка. Это один из четырех фонтанов Клош в саду бывшего императора.
Улица Разводная, д. 2, Петергоф, Санкт-Петербург, 198516, РоссияУвеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
17 Банный блок в Петергофском дворце под Санкт-Петербургом, Россия
К дворцу Монплезир примыкает баня. Этот комплекс зданий и залов строился на протяжении почти 150 лет, вплоть до 1866 года. В гостевых покоях гости императора могли ночевать, а в Зале собраний их развлекали во время официальных обедов. Петр I любил отдыхать в мыльных ваннах. Императрица-супруга Александра II России заказала Баню. Внутри была парилка плюс бассейны с теплой и холодной водой.
Улица Разводная, д. 2, г. Петергоф, г. Санкт-Петербург, д. 198516, РоссияУвеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
18 Финский залив в Петергофском дворце недалеко от Санкт-Петербурга, Россия
В 1703 году Петр Великий захватил остров Котлин и молодой морской порт (будущий Санкт-Петербург) у Шведской империи во время Северной войны. В 1705 году, во время плавания между двумя завоеваниями, Петр I заметил у берега полуразрушенный хутор. Он представлял себе это место как идиллическое место для своего летнего дворца. Небольшой деревянный дом был закончен за пять лет. Он был заменен дворцом Монплезир (справа) в 1721 году. Это положение у восточного истока Финского залива давало ему уединение. Тем не менее, у него также был великолепный вид на водный путь, ведущий к его новой столице. Если вам интересно узнать, как российские императоры — от Петра I до Николая II — были увлечены морем, обязательно посетите Музей Императорских яхт рядом с пристанью.
Улица Разводная, д. 2, Петергоф, Санкт-Петербург, 198516, РоссияУвеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
19 Фонтаны Адама и Евы в Петергофском дворце недалеко от Санкт-Петербурга, Россия
Антонио Риццо был опытным скульптором 15-го века. Среди его заслуг в Венеции были скульптуры Адама и Евы во Дворце дожей, выходящие на площадь Сан-Марко. Петр Великий поручил другому венецианскому художнику, Джованни Бонацца, дублировать статуи из мрамора. Эта скульптура Адама была закончена в 1722 году. Скульптуры 18 века сохранились во время немецкой оккупации. Фонтаны Адама и Евы находятся на противоположных сторонах Морского канала в Нижнем парке. Каждую из них окружают 16 струй воды на фоне колоннады.
Улица Разводная, д. 2, Петергоф, Санкт-Петербург, 198516, РоссияУвеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
20 Петропавловский собор недалеко от Санкт-Петербурга, Россия
Если вы едете в Петергоф туда и обратно по воде, вы можете увидеть Петропавловский собор в городе Петергоф с видом на Ольгиный пруд. Однако вы пропустите заслуженный крупный план. Эта поразительная русская православная церковь, спроектированная Николаем Султановым, имеет киевско-русские черты, похожие на знаменитую церковь Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Они также современники; оба были построены в первом десятилетии 20 века на средства императорской семьи Николая II. Удивительно то, что это великолепное сооружение — самый высокий из пяти шпилей достигает почти 200 футов в высоту — было построено для поклонения горожан. Эту церковь не следует путать с Петропавловским собором, расположенным в Санкт-Петербурге.
Проспект Санкт-Петербургский, 32, Петергоф, Санкт-Петербург, Россия, 198510Увеличить/Слайд-шоуПосмотреть на картеПроезд
Петергоф, Санкт-Петербург
История усадьбы Петергоф Великий
Петергоф во времена Императорской России
Российская Екатерина II покидает Петергоф. Неизвестный автор, начало XIX века, Wikimedia Commons
Петергоф был основан как загородная усадьба Петра Великого, но после визита царя в Версаль в 1717 году превратился в изысканную царскую резиденцию. Его основные элементы были заложены к 1723 году и включали Нижний парк, Верхний сад, Морской канал и два небольших дворца — Монплезир и дворец Марли.
Знаете ли вы? Петергоф известен как русский Версаль, так как французская королевская резиденция послужила источником вдохновения для его архитектуры и садов.
Среди тех, кто работал у Петра, были Доменико Трезини, основатель архитектурного стиля петровского барокко, произведения которого видны по всему Петербургу; Андре ле Нотр, спроектировавший сады Версаля; и Жан-Батист Ле Блон, первый главный архитектор и градостроитель Санкт-Петербурга.
Знаете ли вы? Петергоф не был первым местом, выбранным царем для своего двора; Стрельна, немного ближе к Санкт-Петербургу, была первоначальным местом выбора, но земля там оказалась слишком болотистой для большой застройки.
Большой Петергофский дворец постепенно развивался на протяжении полутора веков. На его месте изначально располагалось простое здание, известное как Верхняя палата, простота которого не уравновешивала тщательно спроектированный Нижний парк и его дворцы. Ле Блону, а затем и Бартоломео Растрелли было поручено создать что-то элегантное, но роскошное. Пристроенные Растрелли два крыла и позолоченные павильоны стали наиболее яркими элементами ансамбля.
Как и в случае с Большим дворцом, знаменитый фонтан Большого каскада был работой последовательных архитекторов и мастеров. Его фундамент был заложен рядом с Морским каналом в начале 1700-х годов, и он был завершен в течение следующих 150 лет с помощью самых опытных скульпторов России.
Знаете ли вы? 63 километра каналов соединяют сотни фонтанов Петергофа.
Петергоф в годы ВОВ
Фото неизвестного автора, 1943
Петергоф был разрушен во время трехлетней немецкой оккупации. Многие его фонтаны были уничтожены, Большой дворец был частично взорван, а его интерьеры почти полностью сгорели в последующем пожаре. Английский дворец, мастерский образец русского классицизма, был непоправимо поврежден и не подлежал восстановлению. Однако то значение, которое имел Петергоф в общественном сознании, проявилось в скорости восстановительного процесса. Благодаря упорному труду тысяч добровольцев и инженеров Петергоф был вновь открыт к 1945.
Знаете ли вы? Во время войны название Петергофа, звучащее по-германски, было русифицировано и изменено на Петродворец, что означает Дворец Петра. Первоначальное название было принято только в 1997 году.
Петергоф сегодня
Реконструкция продолжалась с военного времени, и к 300-летию Санкт-Петербурга всплеск финансирования обеспечил реставрацию дворца и его ансамбля. В 1990 году ЮНЕСКО включило Петергоф в список объектов всемирного наследия.
Знаете ли вы? Петергоф признан одним из семи чудес России!
Что можно увидеть сегодня в Петергофе?
- Большой дворец: Полюбуйтесь элегантной архитектурой в стиле барокко и позолоченными куполами и осмотрите прекрасно отреставрированные интерьеры
- Большой каскад: Великолепный центральный фонтан Петергофа впадает в Финский залив и украшен сотнями скульптур, ярусами террас и гротов
- Верхний сад: Сад в строгом стиле, обрамляющий Большой дворец, с декоративными живыми изгородями и газонами, прудами, статуями и фонтанами
- Нижний парк: Главный сад Петергофа, протянувшийся вдоль берега моря. Дом дворцов, фонтанов и великолепных видов
- Монплезир: Любимая загородная резиденция Петра Великого. Исследуйте интерьеры и насладитесь садом у моря
- Дворец Марли: Особняк в стиле барокко в тихом месте, окруженном водой
Большой дворец
Фото Рамона Перучо из Pixabay
Внушительный центральный дворец Петергофа, построенный в стиле позднего барокко. Исследуйте более 30 комнат Большого дворца, прекрасно отреставрированных в смешении стилей разных эпох. Особо примечательные помещения включают Чесменский зал, Китайские кабинеты, Парадную лестницу, Тронный зал и Бальный зал.
Знаете ли вы? Говорят, что императрица Елизавета приказала Растрелли использовать как можно больше золота при оформлении бального зала, так как она хотела произвести впечатление на знатных купцов, посещавших там приемы.
Большой каскад
Фото сотрудников «Экспресс в Россию»
Петергоф славится своими фонтанами, а центральным водным сооружением является Большой каскад. Ансамбль состоит из нескольких ярусов террас, двух гротов и статуй, изображающих библейских персонажей, животных и великие русские реки. Большой каскад прекрасно обрамляет за собой Большой дворец, на фоне которого проходят различные представления и концерты. Чтобы насладиться лучшим видом на дворец и фонтан, спуститесь по Морскому каналу.
Знаете ли вы? На Большом каскаде 225 скульптур!
Верхний сад
Фото Сергея Майнда на Unsplash
При Бартоломео Растрелли Верхний сад сменил фруктовые сады, огороды и рыбные пруды на регулярные сады с декоративными насаждениями, газонами, кустарниками, розарием. и статуи. Однако планировка осталась прежней со времен Петра Великого. Действуя как церемониальные сады перед Большим дворцом, это первое, что видят посетители Петергофа по прибытии.
Нижний парк
Фото Сергея Mind на Unsplash
Нижний парк представляет собой тщательно спланированное расположение зеленых аллей, пересекаемых фонтанами, реками и дворцами, с тремя живописными видами, лабиринтом из кустарников и тремя каскадами. вторя трем дворцам. Несмотря на разрушения немецкой оккупации, первоначальная планировка Нижнего парка мастерски сохранена.
Знаете ли вы? Только в Нижнем парке 150 фонтанов!
Монплезир
Фото Аннаневской из Pixabay
Любимая загородная резиденция Петра Великого, этот небольшой дворец занимает тихое место на берегу Финского залива. Монплезир был спроектирован лично Петром и имел домашнюю и интимную атмосферу. Посетители могут осмотреть Большой зал, личный кабинет Петра и галерею, наполненную европейскими произведениями искусства, которые он собрал во время своих путешествий. За пределами дворца находится декоративный кустарник и мощеный сад на берегу моря с видом на западное побережье Санкт-Петербурга.
Дворец Марли
Фото gymnya из Pixabay
Гармоничный особняк в стиле барокко, красиво обрамленный большим прудом спереди, источает умиротворяющую атмосферу. Его интерьер скромен и содержит некоторые личные вещи Петра Великого. К югу от дворца находится каскад Золотая гора, а к северу — пешеходная дорожка вдоль берега моря.
Знаете ли вы? Пруды дворца Марли были рыбными прудами еще с петровских времен. В определенное время звонит колокольчик, чтобы объявить о кормлении рыб.
Важная информация
Адрес и транспорт:
Разводная ул.