история, фото залов и окрестностей
Любимый особняк Петра Первого, с которого началась история Петергофа, расположился в Нижнем парке, на берегу Финского залива. Его название в переводе с французского означает «мое удовольствие». Именно такие эмоции испытывают посетители, рассматривая аккуратный фасад здания в окружении живописного сада.
История создания дворца
Вдохновившись шедеврами французских архитекторов, Петр Первый решил построить собственную резиденцию в лучших европейских традициях. Он планировал создать дворец, в котором бы роскошь сочеталась с удобством и практичностью. В 1714 году император выбрал подходящее место для усадьбы и передал проект планировки архитекторам. Интересно, что первые наброски будущего дома Петр Первый нарисовал сам, чтобы максимально точно передать свои идеи.
Обратите внимание. Во время строительства загородной резиденции Россия принимала участие в Северной войне, из-за чего лишних средств в государственной казне не было. Чтобы закончить возведение ансамбля, император издал закон о том, чтобы по всей стране прекратили строить каменные дома. Это помогло сократить расходы бюджета и завершить строительство особняка в 1723 году.
Общий план дворца разрабатывался архитекторами Иоганном Браунштейном, Андреасом Шлютером, Жаном-Батистом Леблоном и Николо Микетти. Уже к 1717 году был заложен фундамент центрального зала и шести боковых помещений. В следующие несколько лет основной корпус и примыкающие к нему галереи были возведены. 5 лет ушло на, чтобы оформить покои, построить подсобные пристройки для прислуги, церковь, конюшню и теплицу, а также благоустроить сад с южной стороны. Император предъявлял высокие требования к деталям, поэтому больше всего времени заняла отделка внутренних помещений. К 1723 году архитекторы полностью закончили оформление дворцового комплекса.
Интересные факты о дворце
Архитектура и планировка дворца
Монплезир считается ценным памятником архитектуры и прикладного искусства 18 века. Его планировка, архитектура и оформление включили в себя самые последние разработки того периода истории.
Планировка усадьбы отличается простотой и четкостью. Доминантой ансамбля является центральный корпус, покрытый шатровой крышей. К нему по бокам пристроены 2 галереи и небольшие павильоны. С северной стороны фасада можно увидеть здание Морского кабинета, из окон которого открывается чудесная панорама на Финский залив, а также Кронштадт. Чтобы подчеркнуть красоту этого места, перед северным фасадом была выложена площадка из цветного кирпича.
Центральная часть здания построена из ярко-красного кирпича с белыми вставками. Торжественности основному корпусу придает шатровая крыша. Арочные окна и застекленные двери добавляют внешнему облику постройки легкости. Фасад здания находится прямо напротив залива. Симметричные галереи, примыкающие к центральному корпусу, плавно завершаются аккуратными павильонами.
В качестве декоративных элементов в отделке сооружения использовались мансардные окна, белоснежные фонарики, вставки из цветной голландской плитки. Терраса, окружающая дворец Монплезир, оформлена балюстрадой. Перед главным корпусом и галереями можно увидеть цветники и ухоженную лужайку, где на пьедесталах возвышаются статуи богинь Амфитриты и Лето.
Южная сторона фасада обращена к парку и занимает 67 метров в длину. Окружающие его галереи украшены арочными окнами, которые используются в качестве дверей. Завершающие ансамбль павильоны оформлены красочными рисунками деревьев.
Высокое качество работ а материалов позволило Моплезиру прекрасно сохраниться до сегодняшнего дня.
Залы дворца: фото и описание
Парадный зал
Это центральная часть дворца, выдержанная в стилистике барокко. Она занимает весь главный корпус и располагает двумя выходами: в сад и на террасу. По бокам от Парадного зала находятся Лаковый кабинет, буфетная, кухня, секретарская комната, спальня и Морской кабинет.
В отличие от внешнего вида, отличающегося легкостью и простотой, внутреннее оформление зала на редкость роскошно и богато. Особый контраст помещению придает мраморный пол, вымощенный черно-белой плиткой, напоминающей шахматную доску. Стены оформлены вставками из натурального дерева и украшены 22 картинами. На потолке можно увидеть лепнину, а также роспись.
Главной изюминкой считается купол, раскинутый посреди зала. Там изображен бог Аполлон в компании своих спутников. По сторонам от него можно увидеть других древнегреческих божеств: Борея, Зефира, Эвра, Нота.
Лаковый кабинет
Это небольшое помещение, расположенное с восточной стороны от основного корпуса. Стены зала впечатляют своей красотой. Они задекорированы 94 лаковыми панно, где разноцветными красками изображены пейзажи, животные, морские обитатели и замысловатые орнаменты. Потолок украшен живописным рисунком, изображающим бога вина вместе с нимфами. По всей комнате размещаются небольшие резные полочки с фарфоровыми чашками.
Морской кабинет
Именно здесь чаще всего проводил время Петр Первый. Стилистика зала полностью соответствует его названию. Внутри вы увидите изображения городов и кораблей, выложенные керамической плиткой. Кроме изразцов, помещение задекорировано дубовой обшивкой. Здесь размещается небольшая коллекция картин, а также личные вещи императора.
Ассамблейный зал
Первоначально на его месте располагались Поваренные палаты, которые в 1748 году были перестроены по приказу Елизаветы. В Ассамблейном зале проводились торжественные обеды и вечера. А сегодня здесь размещается выставка сервиза, принадлежавшего Екатерине Второй, русские шпалеры и предметы быта.
Картинная галерея в залах Монплезира
В галереях, парадном холле и других комнатах особняка размещается впечатляющее собрание полотен голландских мастеров 17-18 века. Эта коллекция стала первой галереей картин в России. Во время путешествий по Голландии император часто заглядывал на выставки и заводил знакомства с художниками. К 1722 году Петр Первый приобрел за границей более 200 картин, которые сегодня можно увидеть на выставке.
Обратите внимание. Из огромного количества полотен, украшающих стены дворца, самой интересной считается работа Адама Сило «Корабли на рейде». Мастер кисти настолько точно передал тонкости кораблестроения, что Петр Первый проводил по ним экзамены для своих пансионеров.
Окрестности усадьбы
Напротив южного фасада усадьбы разбит просторный Монплезирский сад, протяженность которого достигает 73 метров. Как и здание, он был создан по императорскому эскизу. Центральным элементом сада стал фонтан «Сноп», по сторонам от которого располагаются еще 4 фонтана, украшенные скульптурными композициями древнегреческих божеств. А рядом с боковыми аллеями вы увидите скамейку, напоминающую небольшой диван. Это фонтан-шутиха, который пускает водные струйки воды, если ненароком наступить на плитку рядом со скамьей.
Сегодня музей-дворец Монплезир стал важным историческим и архитектурным объектом Санкт-Петербурга. Прогуляться по залам усадьбы и ее окрестностям можно, заказав обзорную экскурсию по Петергофу.
Мы предлагаем 10 программ, среди которых есть прогулка по Нижнему парку и его достопримечательностям, посещение Малого музея, полет на вертолете над Петергофом и другие туры.
А если вам интересно посмотреть и на саму Северную Столицу, можем предложить вам целую экскурсионную программу по Санкт-Петербургу с учетом всех ваших пожеланий. Заказать билет можно на сайте онлайн, оплатив его банковской картой либо электронным кошельком.
Дворец Монплезир в Петергофе: описание, история, фото
Архитектурные особенности дворца
Монплезир переводится как «мое удовольствие». Именно этот принцип определил архитектурную концепцию здания. Пётр I сам разработал максимально удобную планировку залов, детально продумал организацию сада и фонтанных украшений. Он создавал дворец, где будет царить спокойствие.
Строительство началось в 1714 году, целая команда архитекторов реализовывала этот масштабный проект. Андреас Шлютер, Иоганн Фридрих Браунштейн, Жан-Батист Леблон и Николо Микетти на протяжении 9 лет работали над созданием Монплезира. Дворец воплотил в себе стиль барокко и веянья голландской архитектуры. Простота визуальных решений должна была передавать атмосферу лёгкости и безмятежности. Специально для дворца был создан искусственный мыс, здание протяжённостью 67 метров стало одним из самых удивительных украшений Петродворца.
История
В петровские времена Монплезир стал местом, где регулярно организовывали государственные приёмы и ассамблеи, император также обожал проводить здесь свободное время, отдыхая от работы. Близость к заливу определила атмосферу дворца: здесь проходили встречи с капитанами, корабельными мастерами и купцами. Вплоть до правления Екатерины II залы использовались для проведения дружеских ужинов и важных встреч, во второй половине 18 века дворец стал своеобразным мемориалом памяти Петра I.
В военные годы сотрудники парка успели спрятать внутреннее убранство, но разрушение фасада было неминуемо. В период захвата Монплезир активно использовался немцами как «огневая точка». Вдоль берега, от дворца до парка Александрия, были установлены артиллерийские орудия. Масштабы разрушений были колоссальны. Послевоенной реконструкцией дворца занялись ведущие НИИ Ленинграда, и вот в 1960 году Монплезир полностью переродился и снова обрёл своё очарование.
Залы и интерьеры
Внутренние интерьеры дворца сразу перенесут вас в атмосферу уединения и спокойствия. В центре дворца вы найдёте Парадный зал, в западной стороне расположились Спальня, Секретарская, Морской кабинет Петра I, в восточной части Китайский кабинет, Кухня и Буфетная. Переходя от одного зала к другому, вы непременно обратите внимание насколько рационально и просто была продумана организация пространства. Что же интересного ждёт вас в основных залах Монплезира?
Парадный зал
⚜ царская чета отмечала здесь семейные праздники, здесь встречали иностранных послов и государственных деятелей;
⚜ зал воплощает в себе все стилистические особенности петровского барокко;
⚜ в оформлении купола отражена ключевая тема всей композиции: смена времен года, перерождение.
Рабочий кабинет
⚜ море было страстью Петра, шикарный панорамный вид на Финский залив бесконечно вдохновлял императора, это был его любимый зал;
⚜ стены кабинета украшены плитками, на которых мастера изобразили 13 типов парусников того времени;
⚜ рисунок паркета в кабинете сделан по собственным эскизам Петра.
Китайский кабинет
⚜ Пётр I организовал специальный зал для своей уникальной коллекции японского и китайского фарфора;
⚜ в декоре особое место занимают 11 лаковых панно, которые отражают повседневные сцены восточного быта;
⚜ роспись лаковых панно длилась полтора года: в работе принимали участи 14 иконописцев.
Вы сразу обратите внимание на то, что все залы как будто подчинены удивительной логике и комфорту. Монплезир — это элегантный не парадный дворец, созданный для уединения. Любимый «Голландский домик» Петра удивительным образом раскроет для вас некоторые стороны личности императора.
Дворец Монплезир / Государственный музей-заповедник «Петергоф»
1714-1723 гг., архитекторы: А. Шлютер, И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Le Blond, Н. Микетти
Непосредственно на берегу Финского залива находится любимый загородный дворец Петра I — « Monplaisir» ( фр. mon plaisir — «моя прелесть» ). Идея сооружение определялось эскизами и схематическими чертежами самого царя, который намечал не только площадку, но и внутреннюю планировку, некоторые элементы декоративной отделки и т. д. Внешний вид « Монплезир» отразил неповторимую индивидуальность первого русского императора, его эстетический вкус, интересы и привязанность. Оформление явно задумано под влиянием голландской архитектуры XVIII века, поэтому дворец иногда называли: « Голландский дом» . Французский посол Кампредон писал: «Комнаты «Монплезира» небольшие, но очень удобные, и примечательно имитация голландского хозяйства и опрятность кухонь, а также мощеная терраса на берегу моря. , в тени лип, как Гаагские каналы».
Галереи и залы дворца украшены полотнами западноевропейского искусства XVII-XVIII вв., большинство из них принадлежит к первоначальной коллекции, собранной Петром. Для размещения большой коллекции китайского фарфора в «Монплезир» был создан Восточный уголок — Лаковый кабинет. Его стены украшают большие чернолаковые панно с миниатюрными картинами, выполненными в китайском стиле. На полках-консолях, прикрепленных между панелями, находится восточный фарфор, который высоко ценился и был предметом особой гордости владельцев.
Большой зал, расположенный в центре дворца, — одно из лучших достижений петровского барокко. Конкретные темы смены времен года и изменчивости мироздания, построенные на четырех стихиях, нашли отражение в скульптурно-художественно оформленном куполе. Для облицовки стен на английский манер использовался благородный вощеный дуб. Большой зал «Монплезир» является свидетелем самых разных событий. Здесь праздновались семейные торжества и победы русского оружия, устраивались приемы иностранных послов. Большой стеклянный кубок на столе напоминает о суровом наказании: пенальти 9.0005 «Кубок Большого Орла» , который наливали доверху во время пиров и дарили нарушителям правил, установленных царем.
Редкие предметы кухонной утвари выставлены в аккуратной Кухне, оформленной в голландском стиле. Здесь иногда готовила супруга царя Екатерина Алексеевна. Уникальной особенностью кухни Монплезир является наличие каменной раковины для мытья посуды, вода в которую поступает из трубы фонтана «Сноп» . Системы водоснабжения и канализации, созданные на «Монплезир» , явились значительным нововведением для XVIII века.
Рабочий кабинет Петра I связан с морской тематикой. Одним из важнейших направлений деятельности царя было создание флота. Из окон кабинета открывается вид на Финский залив, Кронштадт и Санкт-Петербург. Нижняя часть стен кабинета украшена изразцами, расписанными мастерами, с изображением тринадцати видов парусников того времени. Забавные обезьянки на расписном потолке напоминают о приключениях в заморских странах. Навигационно-измерительные инструменты, представленные на полках шкафа-сундучка, являются свидетельством морских учений императора — знатока кораблестроения и морского дела.
Особую атмосферу ушедшей эпохи создают сохранившиеся личные вещи царя, которыми он пользовался в быту: войлочный колпак, полотенце, кувшин и таз для умывания.
О «Монплезире» никогда не забывал ни один российский монарх, он считался, прежде всего, одной из самых почитаемых реликвий государственной истории. Дворец, сохранивший большую часть аутентичной отделки и убранства до наших дней, считается жемчужиной дворцового собрания Петергофа.
Дворец Монплезир в Петергофе | Пригороды и королевские резиденции
ЗАКАЗАТЬ ТУР
Прямо на берегу Финского залива находится любимый загородный дворец Петра Великого — Монплезир (в переводе с французского «моя радость»). Внешний вид и внутреннее убранство были определены по эскизам и чертежам-схемам самого царя. Неудивительно, что по этой причине Монплезир отдаленно напоминает голландский колониальный особняк с высокой двускатной крышей над центральным корпусом и узкими прямоугольными окнами, защищающими от зимнего северного ветра. Монплезир был завершен к 1723 году и стал любимым убежищем Петра, где он развлекался. только его самые близкие друзья и советники. Внутри вас ждет интригующая смесь величия и домашнего уюта, с красивой кладовой, выложенной голландской плиткой, где жена Петра Екатерина сама готовила для гостей, и уютным Морским кабинетом. Если вы приедете в Петергоф на лодке Монплезир — одна из первых достопримечательностей, которые вас приветствуют.Приложение:
Веб-сайт
www.peterhofmuseum.ruСоциальные ссылки:
Открыто
Открыто с 10:30 до 18:00. Закрыто в последний понедельник месяца.
Цена/Дополнительная информация
Вход 500руб.
Связанные объекты
Большой дворец в Петергофе
Петергоф, Разводная ул. 2
ВЫБОР РЕДАКТОРА
/st-petersburg-en/grand-palace-in-peterhof_64289v
Большой дворец в Петергофе был задуман как центральная часть Петергофа. Бело-бежевый дворец выглядит величественно, но не подавляюще, и служит прекрасным фоном как для элегантно формального Верхнего сада, так и для впечатляющей Большой Каски
.