Пикассо в пушкинском музее: Выставка «Пикассо & Хохлова» открывается в Пушкинском музее

Выставка «Пикассо & Хохлова» открывается в Пушкинском музее

19 ноября 2018, 21:50

МОСКВА, 20 ноября. /ТАСС/. Выставка «Пикассо & Хохлова», рассказывающая об истории отношений художника и его первой жены, танцовщицы Ольги Хохловой, открывается в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина во вторник. Гости музея увидят как известные произведения Пикассо, так и те, которые никогда не демонстрировались российской публике.

Выставка продолжает цикл «Осень Пикассо» — в главном здании последние дни работает выставка-инсталляция «Анатомия кубизма», где представлены эскизы художника к «Авиньонским девицам», а в Галерее искусства стран Европы и Америки XIXXX веков до 13 января можно увидеть выставку «Парижские вечера» баронессы Эттинген», рассказывающую о салоне, где собирались Пикассо, Амедео Модильяни, Гийом Аполлинер и другие деятели искусства.

«Выставка, которую мы сегодня открываем, особенный проект. Мы рассказываем волнующую историю о Пабло Пикассо и Ольге Хохловой, его русской жене, рассказываем историю этой чудесной женщины. Это непростая сказка, в ней много разного. В ней есть чудесное начало, в ней есть драматичная середина, в какой-то степени печальный конец», — отметила накануне на пресс-показе директор музея Марина Лошак.

В составе выставки, которая продлится до 3 февраля 2019 года, более 200 экспонатов — от монументальных панно до предметов мебели, писем и открыток. Большинство произведений живописи и графики входят в коллекцию Национального музея Пикассо в Париже — крупнейшего в мире центра изучения творчества художника. Другой ключевой участник — фонд FABA — впервые в России покажет семейное собрание неизвестных работ Пикассо, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги, где они хранились долгие годы.

Кураторами экспозиции выступили, в частности, внук художника, президент Музея Пикассо в Малаге, глава Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руиса-Пикассо (FABA) Бернар Руис-Пикассо, историк искусства, директор галерей Хантер-колледжа Жоаким Писсарро, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. Пушкинского музея Алексей Петухов.

Выставка-исследование

«Жизнь в семье художника отличается от жизни в любой другой семье. Пикассо — фигура, вокруг которой всегда разворачивались какие-то драмы. Выставка заставляет меня вспомнить о моем отце — он умер достаточно молодым, и его преждевременная смерть тоже следствие драм, разворачивающихся в семье. Выставка заставляет вспомнить меня и о матери — без нее этой экспозиции не было бы, именно она сделала многое, чтобы исследовать историю семьи», — рассказал Руис-Пикассо журналистам.

Он назвал выставку результатом большой исследовательской работы, изучения архивных документов. «Это попытка восстановить детали жизни моей бабушки Ольги Хохловой вместе с Пикассо. Она позволяет увидеть, как Пикассо пришлось переступить через ту любовь, которую он испытывал к жене, ради того, чтобы двигаться дальше — творчество было для него приоритетом», — добавил внук художника.

Жизнь с Пикассо

Выставка разделена на 11 разделов: «Муза и модель», «Меланхолия», «Смена декораций», «Материнство», «Поль», «На экране», «Корриды и распятия», «Эрос и Танатос» и др. Экспозиция построена на развитии связанных с Хохловой сюжетов и тем в творчестве художника от неоклассических портретов и образов материнства до сюрреалистических видений.

Хохлова и Пикассо познакомились в 1917 году в Риме, во время работы над постановкой балета «Парад» в рамках «Русских балетов» Сергея Дягилева. В следующем году пара обвенчалась в Париже. Портреты, созданные в этот период, представлены в первом разделе «Муза и модель».

«Материнство» и «Поль» посвящены первому и единственному ребенку пары, родившемуся в 1921 году; «На экране» — любительские фильмы, в которых пара фиксировала события своей жизни; «Корриды и распятия» олицетворяет брак, столкновение мужского и женского. Перед посетителями развернется непростая и волнующая история любви художника и танцовщицы, с самого начала и до разрыва. Они смогут проследить, как меняется образ Хохловой в работах Пикассо.

«Вместе со зрителем мы пройдем через разные этапы этой чрезвычайно интересной и драматичной истории, которая не только внутренне изменила самого художника, но и оказала огромное влияние на его искусство», — отметила Лошак.

Инклюзивная программа

В рамках выставки будет проводиться образовательная программа, а также серия мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья, подготовленная отделом инклюзивных программ музея. Она включает занятия на тактильных макетах, экскурсионная программу на жестовом языке, а также парфюмерный мастер-класс «Эпоха Ольги Хохловой и Элен Эттинген в истории ароматов».

Для посетителей с инвалидностью по слуху разработан краткий видеогид на русском жестовом языке. Кроме того, регулярно будут проводиться экскурсии на русском жестовом языке и переводы встреч с куратором на экспозиции.

После завершения в Москве выставка пройдет в Музее Пикассо в Малаге (с 25 февраля по 2 июня 2019 года) и в Культурном центре Кайша Форум в Мадриде (с 18 июня по 22 сентября 2019 года). 

Теги:

Россия

Не живопись. Керамика Пикассо и Матисса в Пушкинском музее.

Керамика и текстиль, созданные знаменитыми мастерами ХХ века Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Раулем Дюфи, Морисом Дени и Фернаном Леже стали основной темой экспозиции новой выставки в ГМИИ им. Пушкина.

Выставка «Не живопись. Декоративно-прикладное искусство из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина» проходит с 20 апреля по 20 июня в в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Пушкинского музея в Москве.

Временные правила посещения ГМИИ им. Пушкина

На выставке показано более 70 работ, среди которых – декоративная керамика Мориса Дени и фовистов из собрания И.А. Морозова, малотиражные произведения, созданные Пабло Пикассо в керамической мастерской «Мадура» в Валлорисе, шпалеры Жана Люрса и Фернана Леже, а также крайне редкие текстильные панно Рауля Дюфи, одного из ведущих художников по ткани эпохи ар-деко.

Пабло Пикассо и Фернан Леже всегда были сторонниками наиболее широкого внедрения искусства в повседневную жизнь. Особенно это касалось мотивов графических листов Пикассо, которому хотелось видеть свою керамику в домах и на рынках или, как он сказал в одном из интервью, «увидеть женщину, идущую за водой к фонтану с одним из моих кувшинов».

Вместе с малотиражными произведениями Пикассо и Леже на выставке представлены уникальные вещи, приобретенные в начале XX века знаменитым коллекционером Иваном Морозовым — это фаянсовые вазы с живописными композициями Мориса Дени, Андре Дерена, Мориса де Вламинка и Жана Пюи.

Искусствоведы относят эти вазы к так называемой «аньерской школе» (франц. – l’école d’Asnières), которая объединяет французских художников, работавших с 1906 по 1911 годы в мастерской керамиста Андре Мете (1871–1920) в Аньер-сюр-Сен.
В 1906 году Амбруаз Воллар обратился к Мете с необычным предложением – наладить производство уникального фаянса, который бы расписывали живописцы новых направлений. Целью этого эксперимента, помимо ожидаемого коммерческого успеха, была еще и адаптация нового художественного языка к вкусам широкой публики. Эксперимент Воллара ждал успех. Ограниченность и яркость палитры эмалей, возможность попробовать себя в качестве орнаменталистов делали этот вид творчества особенно привлекательным.

Анри Матисс также начинал работать в керамике в мастерской Андре Мете. Однако затем он надолго оставил этот жанр и вернулся к глине только в конце своего творческого пути. В музейном собрании находятся три работы А. Матисса, относящиеся ко второму, последнему керамическому периоду. Художник жил в это время на Лазурном Берегу, где в конце 1940-х годов начался мощный всплеск интереса к этому древнему ремеслу. Здесь открывались все новые керамические мастерские, в этом материале пробовали себя многие современные живописцы, приезжающие на юг. Керамика интересовала Матисса прежде всего как материал для монументальной росписи. Центральным произведением тех лет стала спроектированная им маленькая капелла Чёток монастыря доминиканок в Сен-Поль-де-Ванс, которую он назвал «конечной целью всех трудов своей жизни».
Для иллюстрации творческого метода художников произведения декоративно-прикладного искусства дополнены графическими работами из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина и частной коллекции.

СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ: Входной билет в Галерею. Постоянная экспозиция + выставка «Не живопись…»

Кураторы выставки: Елена Пильник, старший научный сотрудник отдела искусства старых мастеров; Елена Коротких, научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Пабло Пикассо — Музеи. Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина


arts-museum.ru/

Работы Пикассо в этой коллекции

Старый еврей и мальчик, 19003 9003 0 Акробат на шаре, 1905

Женщина с веером, 1909

Портрет Амбруаза Воллара, 1910

Скрипка, 1912

12 последних комментариев

16 марта 0006 ‘На что я смотрю? Пикассо с 9-летним????!!!! FREAK’ 

03 марта Бретт из США написал:
‘Что за 9-летний ребенок так подписывает свою работу. Очень интересно.’

25 февраля Пепе из США написал:
‘Эсте es el peor cuadro que he visto en mi vida. Un chaval con 15 años, no puede estar pensando solo en dibujar».

20 декабря Джейсон из США написал:
‘Итак, я коллекционер произведений искусства, который в тупике. У меня есть литография, которую я нигде не могу найти в Интернете. У меня есть большая литография (около 28 дюймов в высоту и 23 дюйма в ширину) этюда Пикассо «Мать и дитя» в 4 руки, но она отличается от любой другой, которую я нашел. Начнем с того, что это трехцветная литография. Это еще и на Монвалле клали бумагу на картон. У отпечатка определенно есть возраст, но, очевидно, нет способа сказать, сколько ему лет. Я искал различные водяные знаки, но не нашел ни одного. Если положить бумагу на доску, это усложняет задачу. Сначала я думал, что она может быть напечатана во Франции издательством La Photolithography L Delaporte. В основном потому, что размер был примерно таким же, и 3 цвета печати были одинаковыми.

Однако на литографии «Мать и дитя» нет информации, расположенной на нижнем поле отпечатка, как на других, которые я видел. Так после всего этого есть какие-нибудь мысли?

16 декабря luis из США написал:
‘Ого, красиво, а где оригинал подписан? хлеб, фрукты и стол почти в натуральную величину. Хорошая деталь для сдачи экзамена по искусству и дизайну :)’ 

19 октября Front side tail from levenmouth написал:
‘я думаю, что работа должна быть видна со всех сторон :(((‘ 

21 сентября Паскаль из Нью-Йорка написал:
‘Как и все, вы должны учиться или практиковаться, чтобы оценить. Если вы всю жизнь ели гамбургеры и пиццу, вам может быть трудно оценить суши».

16 июля steve из США написал:
‘Захватывает дух, как и все, что он когда-либо делал. Насыщенные яркие цвета и острые внутренние углы. Пикассо — мастер».

28 июня Николай из Швейцарии написал:
«Картина, мягко говоря, впечатляет. Но что всегда поражало меня любопытством, так это то, что ни одна из других работ Пикассо того периода не может сравниться с этой картиной. Общеизвестно, что когда-то в обучении живописи было обычной практикой, когда мастер перекрашивал участки работы ученика. В случае с этой картиной я не могу не задаться вопросом, какая часть ее на самом деле могла быть написана отцом Пикассо».

14 июня Рикардо Лапин из Швейцарии написал:
«Сколько извращений относиться к паре, как если бы они были объектом (моделью, «музой» и т. д.) и безразлично изображать их страдания снова и снова. , в течение многих лет, не делая ничего, чтобы помочь ей.

24 мая byats wurnt из Швейцарии написал:
‘Я думаю, что при работе с абстрактным произведением нужно применять подход, аналогичный чтению. Справа я вижу здания, основу современной жизни. Теплые цвета могут указывать на тепло? На левом арлекине занавеска. Теперь нам просто нужно разобраться в этом».

сообщить об этом объявлении

ПИКАССО И РОССИЯ | Журнал «Третьяковская галерея»

Виталий Мишин

Номер журнала: 

№4 2015 (49)

Из всех выставок Пикассо, проводившихся в России как минимум за последние 50 лет, выставка 2010 года является самой масштабной и представительной.

Некий «русский колорит» этому событию придают и другие черты: в ассортименте представленных картин есть несколько произведений из ГМИИ; В шоу также есть целый раздел, посвященный «Русским балетам» Сергея Дягилева, и представлены архивные документы, касающиеся дружбы Пикассо и Ильи Эренбурга. В этой статье представлены лишь основные моменты долгой истории отношений между Пикассо и Россией.

Многочисленные прекрасных работ Пикассо, хранящиеся в ГМИИ и Эрмитаже, происходят из коллекций двух московских коллекционеров — Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова. Считается, что Анри Матисс познакомил Щукина с Пикассо в сентябре 1908 года. Щукин был одним из первых (наряду с Гертрудой Стайн, Амбруазом Волларом и Даниэлем-Анри Канвейлером), кто распознал в молодом испанце художника, способного произвести революцию в современном искусстве. Но даже Щукину, лучшему, чем большинство критиков и коллекционеров, чутью на новые веяния, потребовалось некоторое время и определенное усилие, чтобы оценить критические изменения в стиле Пикассо, проявившиеся к 1907 (когда он создал «Авиньонских девиц»).

Однако коллекционер поверил художнику: «Наверное, он прав, а я нет», — сказал Щукин, и интуиция его не подвела.

В конце концов, преодолев сомнения и поддавшись волшебству Пикассо, Щукин стал обладателем великолепной коллекции произведений художника в стиле кубизма, в том числе таких знаковых работ, как «Дружба» и «Три женщины» (обе созданы в 1908 году). Щукин также купил несколько более ранних картин периодов «Голубой» и «Розовый». В 1914 января, когда война положила конец закупке новых вещей, в доме Щукина в Большом Знаменском переулке была 51 работа Пикассо: это была лучшая коллекция, которую можно было найти где-либо в мире. Что же касается Морозова, то, хотя он и не преследовал цели собрать обширную коллекцию Пикассо, каждая из купленных им работ художника бесспорно высокого качества — «Салтимбанки» (1901), «Юный акробат на шаре» (1905). ) и «Портрет Амбруаза Воллара» (1910).

Творчество Пикассо вызвало дискуссии о развитии современного искусства и, таким образом, послужило точкой «брожения» русского авангарда. С одной стороны, русских художников интересовали докубистские и раннекубистские произведения XIX века.07-1908 отмечен примитивистским стилем художника, его склонностью к упрощению и огрублению форм. Если примитивизм Пикассо вырос из интереса к архаичной иберийской и африканской скульптуре, то аналогичные течения в русском искусстве (в творчестве Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой) основывались на русских национальных традициях (лубок, лубок, уличные вывески, и значки). С другой стороны, русские художники впитали и сезанновские «дрожжи» — не только непосредственно из картин Сезанна, но и опосредованно, из картин Пикассо, сделанных в 1909 (так называемый «кубизм Сезанна»), а начиная с 1913 года многие из них занимались аналитическим кубизмом и синтетическим кубизмом, принципы которого также были изложены в основном Пикассо

1 (вместе с Жоржем Браком). На более поздних этапах эта тенденция, доведенная до логической крайности, породила такие радикальные направления искусства 20 века, как супрематизм и конструктивизм, главными представителями которых были соответственно Казимир Малевич и Владимир Татлин. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и «футуристскую» составляющую русского авангарда, но «кубистский» метод анализа и синтеза Пикассо неизменно оставался одной из составных частей русского кубофутуризма
2
.

Русские религиозные философы (например, Сергей Булгаков и Николай Бердяев) подходили к творчеству Пикассо через призму собственных идей. Булгаков противопоставлял «эстетическое мировоззрение» Матисса «глубоко мистическому искусству» Пикассо. «Когда… входишь в комнату [в доме Щукина — В.М.] , где хранятся произведения Пабло Пикассо, — писал философ, — тебя охватывает чувство мистического страха, даже ужаса». «Это искусство, даже если оно и не является, строго говоря, религиозным, представляет собой своего рода мистерию», — отмечал он. Все искусство Пикассо, по мнению философа, — это «крик ужаса мира». Правда, не все современники Пикассо были готовы признать, как сказал бы Булгаков, «мистическую достоверность» его картин. Таким образом, Яков Тугендхольд считал, что они отражают «всего лишь стремление к форме».

В 1914 он лаконично сформулировал принцип, лежащий в основе эстетики кубизма: «Он [Пикассо] хочет изображать предметы не такими, какими их видят наши глаза, а такими, какими их воспринимает наш разум». Автор первой монографии о Пикассо Иван Аксенов 3 , споря с Бердяевым, укоризненно заметил, что философ не столько анализировал картины художника, сколько описывал собственные «эсхатологические эмоции, вызванные творчеством Пикассо». Сам Аксенов был сторонником метода формального анализа 4 .

По приглашению Жана Кокто поздней весной 1916 года Пикассо приехал в Рим для участия в дягилевской постановке «Ballets Russes» балета «Парад» на музыку Эрика Сати 5 . Гийом Аполлинер писал, что вместе с Леонидом Мясином Пикассо «впервые осуществил этот союз живописи и танца, движений тела и мимики, что свидетельствует о появлении более совершенной формы искусства». В «Параде» Аполлинер видел «своего рода сюрреализм, отправную точку нескольких проявлений того нового духа, который должен был критически преобразовать искусство и нравы».

Пикассо особенно сблизился с Игорем Стравинским. Они познакомились в 1917 году в Риме и вскоре стали близкими друзьями. Стравинский много времени проводил в мастерской Пикассо; они подолгу гуляли по Риму и Неаполю, а потом продолжали видеться в Париже, их дружба прервалась лишь отъездом композитора в США в 1939 году. Стравинский, по его собственным словам, «интуитивно чувствовал родство с искусством Пикассо»; Пикассо создал несколько выразительных графических портретов своего друга.

Сотрудничество Пикассо с «Русским балетом» было взаимообогащающим. Участие Пикассо не ограничивалось созданием декораций и костюмов; Работая над «Парадом» (а позже и над «Меркурием»), он внес свой вклад в либретто и разработку основных эстетических принципов постановки. По словам Тамары Карсавиной и Игоря Стравинского, Пикассо обладал тонким театральным чутьем и хорошо понимал требования сцены. Посещая репетиции и постановки и наблюдая за человеческим телом в движении, он сделал немалое количество зарисовок, дополнивших его «жестовый репертуар».

Карикатурные образы Пикассо (Дягилева, Бакста, Мясина, Кокто), созданные в минуты досуга и веселья, передают дружескую атмосферу в театре.

Знакомство Пикассо с дягилевскими артистами было знаковым и для его личной жизни: он познакомился с танцовщицей Ольгой Хохловой. После премьеры «Парада» в Париже Пикассо последовал за труппой в Испанию, а в Барселоне познакомил Ольгу со своей матерью. Их свадьба состоялась в Париже 12 июля 1918 года.

Ольга горячо уговаривала Пикассо вести более «нормальную» жизнь: их переезд на улицу Ла Боэти символизировал повышение социального статуса художника. Ольга хозяйничала в их гостиной, где принимали гостей и устраивали приемы. Пикассо устроил свою студию на втором этаже, где царил творческий хаос. Однако между мужем и женой нарастал раскол, надвигался разрыв брака, но прежде чем их отношения окончательно испортились, у супругов были счастливые моменты, когда Пикассо создавал полные классической гармонии портреты Ольги. В будущем Пикассо ждали радости отцовства. Маленький Пауло, родившийся 19 февраля.21, был изображен Пикассо как один, так и с матерью. Последнее известное изображение Ольги, созданное Пикассо, датировано 1923 годом; последующие события были семейной драмой, но не оставили следа в истории искусства.

Национализированные в 1918 году художественные ценности Щукина и Морозова составили основу собрания Музея современного западного искусства [ГМНЗИ]. В 1920-е и 1930-е годы произведения Пикассо еще были доступны для публики, хотя советская критика все больше склонялась к их трактовке в русле вульгарной социологии, а позднее — с позиций «реализма». 6 После возвращения фондов музея в 1944 году из эвакуации работы не экспонировались. В 1948 году музей был закрыт после обвинений в том, что он является «рассадником формалистических взглядов», а его фонды были разделены между ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажем. Коллекция Пикассо еще долго будет оставаться раздробленной и недоступной для широкой публики.

Отношение Пикассо к коммунизму и Сталину представляет собой еще один аспект темы «Пикассо и Россия». В 19В 44 году художник вступил в Коммунистическую партию Франции и, в полном соответствии со своими антифашистскими, антивоенными и антибуржуазными убеждениями, оставался ее членом до самой смерти. В марте 1953 года, в связи со смертью Сталина, Луи Арагон попросил Пикассо нарисовать картину для редактируемой им газеты «Les Lettres Franpaises». Пикассо изобразил молодого Сталина (с фотографии). Это вызвало скандал: руководство ФКП осудило картину как несоответствующую сложившемуся имиджу «отца народов».

Позднее серьезной проверкой на симпатии Пикассо к коммунизму стало выступление Хрущева на XX съезде партии, разоблачающее преступления Сталина, а также мятежи в Венгрии в 1956 г. и Чехословакии в 1968 г.

В этот период посредником между ним и Советской Россией стал Илья Эренбург, знавший художника с 1914 года. Эренбург и Пикассо особенно сблизились после 1945 года. На Эренбурга была возложена задача пропаганды движения за мир, и во многом благодаря влиянию Эренбурга Пикассо, создавший в 1949 к движению присоединился его знаменитый «Голубь» — символ мира. Выступая своего рода защитником коммунизма по отношению к западной интеллигенции, Эренбург также терпеливо и настойчиво стремился познакомить советских людей с вехами современного западного искусства. Он справился с этой болезненно двойственной миссией с большим достоинством и дипломатическим изяществом.

Эренбург, возглавлявший с 1955 года Советское общество друзей французской науки и культуры, сыграл важную роль в организации первой выставки Пикассо в России, которая открылась 26 октября 1919 года.56 в ГМИИ. Через три недели выставку перевезли в Ленинград, в Эрмитаж. Костяк выставки составили 29 картин, предоставленных самим художником; другие экспонаты включали предметы из Пушкинского музея и Эрмитажа, а также из частных коллекций Ильи Эренбурга и Сергея Юткевича. Мероприятие встретило большой общественный резонанс: многие, особенно молодежь, увидели в спектакле еще один признак политической «оттепели». Однако из стана поборников соцреализма раздался довольно громкий ропот неодобрения. В 1962 Пикассо был удостоен Ленинской премии мира (за 1961 год), и Эренбург, который тянул за многие ниточки, чтобы это произошло, лично приехал в Мужен, чтобы вручить награду. Пикассо отказался ехать в Москву за премией.

Статус «борца за мир» и лауреата Ленинской премии хотя бы частично оградил Пикассо от обвинений в «формализме» и облегчил организацию его выставок при советской власти. Только в Пушкинском музее проходили выставки Пикассо в 1966, 1971, 1982, 1919 гг.88, 1990, 1991, 1993, 1997 и 2004 гг. — как за счет собственных средств, так и за счет международных кредитов (из Барселоны, Парижа, Нью-Йорка и других городов). Особенно грандиозной была выставка 1982 года, посвященная столетию со дня рождения художника, организованная совместно ГМИИ и Эрмитажем. Любую персональную выставку Пикассо — в любой точке мира — трудно представить без заимствований из московских или петербургских музеев.

Последние более чем 50 лет отмечены крупными достижениями как в изучении творчества Пикассо в целом, так и его работ в музеях России в частности. 7 Нынешняя выставка – стимул к новому осмыслению и новой интерпретации наследия Пикассо в России. Пусть это будет вклад России в исследование неисчерпаемого «феномена Пикассо», каким его воспринимают в XXI веке.

 

  1. Владимир Татлин, посетивший мастерскую Пикассо в начале 1914 года, был особенно впечатлен его ассамбляжами и предметами из расписного дерева и жести.
  2. В этом контексте можно рассматривать работы других художников-авангардистов, таких как Александра Экстер, Надежда Удальцова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Иван Пуни (Жан Пуни), Владимир Баранов-Россине и Иван Клюн.
  3. Иван Аксенов. «Пикассо и окрестности» Москва, 1917
  4. Другие авторы — Георгий Чулков, Петр Перцов, Николай Пунин — писали о Пикассо в период между серединой 1910-х и началом 1920-х годов.
  5. Пикассо создавал декорации и для других дягилевских балетов: «Треуголка» (1919), «Пульчинелла» (1920), «Квадро фламенко» (1921), «Синий поезд» (1924).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *