Cхема ВДНХ
Навигация Схема Стела
Описание
- Описание
- Процесс
Задача. Задизайнить схему самой известной московской выставки и парка.
Спроси любого москвича, что интересного есть на ВДНХ, — все скажут про фонтаны, павильон со шпилем и ракету в конце главной аллеи. Если до нее дошел — считай, культурную программу выполнил. Но это очень малая часть крутоты, которая есть на ВДНХ. Там теперь и парк знаний, и парк ремесел, и ландшафтный парк, и аттракционы. Новая схема дает представление обо всем великолепии известнейшей московской выставки.
Чтобы схема территории была полезнее гуглокарт, она должна быть основана на представлении людей о пространстве.
Мозг ленив, а память ограничена, поэтому человек не помнит во всех деталях каждый встреченный в жизни объект. Вместо этого в памяти сохраняется образ этого объекта — ментальная модель.
Каждый помнит ВДНХ по-своему, у каждого в голове — своя схема
Рисунок схемы по памяти — это проекция ментальной модели территории, которая поддается анализу. Перед началом работы были собраны десятки таких рисунков.
После сопоставления всех рисунков были выделены общие черты — так получился коллективный образ ВДНХ
Формы тут упрощены, прослеживается зонирование, есть ряд ключевых ориентиров и, конечно, за пределами центральной аллеи — слепое пятно.
На коллективный образ наложились другие места, заслуживающие внимания
Получилась схема, уже хорошо знакомая посетителям, но с новыми элементами.
Как в фильме «Начало», был создан базовый образ для внедрения в голову. Он не конфликтует с ментальной моделью каждого конкретного посетителя, поэтому все гости парка хорошо его запоминают. Более того — они уверены, что они сами такие молодцы и так хорошо все запомнили.
На основе ментальной модели создана полноценная схема ВДНХ.
При всей подробности и информативности схема сохраняет три базовых свойства ментальной модели: зонирование, упрощение и четкую иерархию.
Схема минимальными усилиями переносится на самые разные носители и прекрасно смотрится на любом фоне.
Еще для ВДНХ разработаны навигация и информационные стелы
арт-директор
- Людвиг БыстроновскийУчастие в проектах537 Бизнес-линч469 Мозг26 Фото дня29 Рутина5 Награды10
дизайнеры
- Сергей Николаев Участие в проектах35 Мозг49 Мел1 Фото дня3 Техдизайн4 Закулисы2 Награды7
- Егор Косолапов Участие в проектах32 Мозг12
- Валерий Толчанов Участие в проектах90 Мозг7 Мел1 Фото дня1 Техдизайн1 Награды7
- Антон Жуков Участие в проектах68 Мозг18 Мел
технические дизайнеры
- Ирина Матэй Участие в проектах16 Мел2 Награды1
- Дима Михайлов Участие в проектах58 Мозг3 Мел2 Награды14
- Александра Савелькаева Участие в проектах21 Награды1
иллюстраторы
- Павел Зюмкин Участие в проектах58 Награды2
- Лизавета Романцова Участие в проектах199 Мозг11 Мел1 Фото дня19 Техдизайн11 Награды3
верстальщики
- Марина Воробьева Участие в проектах21 Мел1
- Елизавета Алпатова Участие в проектах23 Награды1
тайный советник
- Мария Дудкина Участие в проектах76 Награды2
менеджер производства
- Павел Павлов Участие в проектах25
редактор
- Анна Потапкина Участие в проектах230 Мозг 2 Награды8
корректор
- Илья Крохин Участие в проектах51 Фото дня1 Награды4
переводчики
- Татьяна Козлова Участие в проектах62 Награды4
- Константин Лазутин Участие в проектах34 Награды15
менеджеры
- Галина Волынец Участие в проектах17
- Татьяна Шаркова Участие в проектах23 Мел1
Сделано за 72 дня
Еще
Навигация
Культура
Госсектор
Москва
Далее
Информационные стелы для ВДНХ
С 2014 года на ВДНХ ведется масштабная реконструкция: обустраиваются прогулочные, научный и ремесленный парки, организуются места для эффектных выставок, возводятся современные музеи и лектории, а исторические павильоны аккуратно восстанавливаются. Стелы, выполненные в приятных серых тонах, показывают, как выглядели павильоны в советские времена, и рассказывают о том, что в них происходило раньше и происходит сейчас.
Павильон ВДНХ №30 — «Хлопок»: bogachkova1957 — LiveJournal
Серия «Реставрация павильонов ВДНХ». Я привожу название павильонов так, как они назывались в 1954 году на момент открытия выставки после войны. Сейчас этот павильон называется «Биотех».
Павильон «Биотех». Фото 2022.Вот как менялось название павильона: 1937–1938 — «Эфироносы», 1939–1953 — «Масличные культуры», 1954–1958 — «Хлопок», 1959 — «Хлопчатобумажная и льняная промышленность», 1960–1964 — «Текстильная промышленность», с 1965 – «Микробиологическая промышленность», с 2022 – «Биотех».
В 1937 году на месте современного павильона №30 было возведено здание по проекту архитектора Караулова под руководством Е.А. Левинсона. Простоту его форм и лаконичное оформление оштукатуренных фасадов подчеркивал Г-образный план. А главным украшением павильона служил легкий четырехколонный портик.
Павильон «Масличные культуры». Арх. Караулов, Е.Левинсон. Фото 1939.Во время строительства в павильоне планировалось поместить экспозицию «Эфироносы», но вместо неё была размещена экспозиция «Масличные культуры». В павильоне демонстрировали свои достижения колхозы и совхозы, занимавшиеся выращиванием масличных культур. На демонстрационной площадке рядом с павильоном выставлялась уборочная техника, используемая в данной отрасли.
В ходе реконструкции ВСХВ в начале 1950-х годов павильон был перестроен согласно проекту архитекторов А.О. Колесниченко и В.М. Бочкаревой. Они решили создать новый облик павильона в традициях
В 1954 году в павильоне разместилась экспозиция «Хлопок», посвящённая методам и передовому опыту выращивания и обработки хлопчатника, развитию этой отрасли в Советском Союзе: демонстрировались лучшие образцы хлопчатобумажных изделий. Спустя пять лет профиль экспозиции дважды был расширен: сначала, в 1959 году, в неё также была включена тематика лубяных культур, и павильон получил название «Хлопчатобумажная и льняная промышленность», а в 1960 году — «Текстильная промышленность».
В 1964 году тематика была полностью изменена, и павильон заняла экспозиция «Микробиология», которая рассказывала о значении и использовании микроорганизмов в народном хозяйстве, в особенности, в медицине.Павильон начали реставрировать в 2018 году, целью реставраторов было восстановление облика и интерьеров павильона на момент 1954 года. Надо отметить, что почти все архитектурные и декоративные элементы долгие годы не были разрушены, а просто были спрятаны под слоями штукатурки и краски.
У этого небольшого памятника очень разнообразный деревянный декор: резные балки, поддерживающие фронтон, изящное панно, с вырезанными из ольхи и липы подсолнухами, клещевиной и прочими масличными. Эта часть павильона не очень сильно пострадала от времени: отсутствовали только отдельные лепестки, бутоны и листья, которые успешно восстановили.
Орнаментальный пол главного входа был выполнен в технике терраццо — напольная мозаика из бетона с кусочками мрамора, переложенная стеклом и латунью.
На фасаде в простенках окон располагаются сграффито из архитектурного бетона – декоративные элементы с узорами. Реставраторы сняли их с «насиженного места» и успешно отреставрировали в организованной прямо на стройплощадке мастерской.
Декор на фасаде сграффито из архитектурного бетона. – Картуш. Фото 2022.Над главным входом в павильон реставраторами был обнаружен картуш – лепное украшение в виде щита, на котором сохранились узоры в виде ростков хлопка и надпись «Увеличить за пятилетие производство хлопка-сырца на 55-65 процентов».
На главном фасаде также сохранился входной портал с декором из керамики.
Керамический портал павильона.Во время реставрации на боковых и заднем фасадах павильона под слоем краски над окнами были найдены 16 из 18 панно с трехцветным сграффито. Сохранившиеся полностью отреставрировали, а два утерянных восстановили.
В центре фото палатка, где восстанавливают фонтан. Панно с трехцветным сграффито над окнами.Нужно также отметить деревянные рамы окон с цветочным узором и снаружи и внутри, причем разным.
Узоры деревянных рам в павильоне снаружи и изнутри.А вот какой интересный надоконный декор фасада, выходящего к соседнему павильону №31 «Геология».
Сзади павильона пристроена веранда также с деревянным декором.
Внутри павильона во Вводном зале сохранились деревянные резные балки во всю длину потолка с растительным орнаментом. Кроме того, реставраторы воссоздали по архивным фотографиям на стенах вводного зала утраченный деревянный фриз со сложным орнаментом. Роспись на потолке изображает цикл созревания хлопка — от бутона до коробочки.
Потолок вводного зала. Фото с сайта «Мой дом Москва». Фрагмент деревянных резных балок и потолочного фриза, воссозданного по архивным фотографиям.Во всех трех залах павильона «Биотех» заново создали 15 исторических светильников.
Люстра вводного зала.Необычный кессонированный потолок второго зала павильона также отреставрирован. По фотографиям и архивным чертежам воссоздали сложные лепные розетки.
Второй зал павильона. Фото с сайта «Мой дом Москва». Фрагмент лепной розетки потолка второго зала. Люстра второго зала.В третьем зале павильона «Биотех» во время подготовки к реставрации под слоем краски в кессонах потолка была обнаружена уникальная живопись. Это тонкий растительный орнамент, симметрично скомпонованный вокруг лепных розеток. Это оказались росписи, изображающие масличные растения — мак, горчицу, лен.
Живопись потолка третьего зала павильона.Кроме того, на основании архивных данных, а также по фотоматериалам были воссозданы все утраченные лепные порталы, ранее украшавшие проходы между залами.
Очень жаль, что за выставочными стендами плохо видны вот такие сказочные консоли во втором зале павильона.
Полы всех залов покрыли паркетом с геометрическим рисунком — такими они были прежде. Паркет также воспроизвели на основании авторских чертежей и по фрагментам, которые обнаружили специалисты в павильоне во время научно-исследовательских изысканий.
А вот уникальный фонтан около павильона пока не восстановили. Фонтан когда-то был очень красивым. Был полностью разрушен, остались только фрагменты плитки на бетонном каркасе.
Фонтан, расположенный на лужайке правее павильона. Фото 1954 и 2014.Можно посмотреть процесс восстановления изразцов, которые украшали фонтан. Его борт завершался изразцами с растительным декором, а постаменты нижней и верхней чаш обрамляли тонко проработанные изображения каких-то необыкновенных цветов и листьев.
Как только фонтан откроют – сразу помещу его фото.
Использованные источники: Официальный сайт ВДНХ https://vdnh.ru/; О.Зиновьева, Восьмое чудо света. М: 2013; ВДНХ. Новая эра. 2021; Москва, которая есть. ВДНХ. 2020; https://moydom.moscow/2021/09/23/pavilon-30-mikrobiologicheskaya-promyshlennost-na-vdnh-pochti-gotov/.
ВДНХ – официальный сайт ВДНХ, календарь выставок, Зеленый театр, ВВЦ, ВСХВ, каток на ВДНХ
ВДНХ – официальный сайт ВДНХ, календарь выставок, Зеленый театр, ВВЦ, ВСХВ, каток на ВДНХПрямо сейчас
События
На неделе
Выходные
Экскурсия Экскурсии «Путешествие во времени. ВДНХ. Сквозь годы и эпохи» Открыто через 14 мин. Экскурсия Экскурсии по ВДНХ Открыто через 14 мин. Выставка Интерактивный музейный комплекс «Буран» Открыто через 44 мин. Выставка Выставки в Центре славянской письменности «Слово» Открыто через 44 мин.
Рекомендую
Выставка Экспозиция музея ВДНХ Открыто через 44 мин.Выставка Экспозиция Центра космонавтики и авиации Открыто через 44 мин. Развлечения Экспонаты мультимедийного центра Союзмультпарк Сегодня до 21:00 Экскурсия Экскурсии «Вдали от городского шума. Прогулка по ландшафтному парку» Открыто через 14 мин. Экскурсия Экскурсии «Национальные ароматы на ВДНХ» Открыто через 14 мин. Экскурсия Аудиогид по шедеврам архитектуры ВДНХ Сегодня до 21:00
Показать еще 5
Экскурсия Экскурсии «Путешествие во времени. ВДНХ. Сквозь годы и эпохи» Открыто через 14 мин. Экскурсия Экскурсии по ВДНХ Открыто через 14 мин. Выставка Интерактивный музейный комплекс «Буран» Открыто через 44 мин. Выставка Выставки в Центре славянской письменности «Слово» Открыто через 44 мин.
Рекомендую
Выставка Экспозиция музея ВДНХ Открыто через 44 мин.Выставка Экспозиция Центра космонавтики и авиации Открыто через 44 мин. Развлечения Экспонаты мультимедийного центра Союзмультпарк Сегодня до 21:00 Экскурсия Экскурсии «Вдали от городского шума. Прогулка по ландшафтному парку» Открыто через 14 мин. Экскурсия Экскурсии «Национальные ароматы на ВДНХ» Открыто через 14 мин. Экскурсия Аудиогид по шедеврам архитектуры ВДНХ Сегодня до 21:00
Показать еще 5
Кафе и рестораныЭкспо
Знаковые места
Павильон Книжный павильон. Дом 516 Сегодня до 22:00 Павильон Шахматный клуб Открыто через 44 мин. Павильон Павильон №68 Выставочно-торговый центр Республики Армения Сегодня до 20:00 Павильон Павильон №14 Выставочно-торговый центр Азербайджанской Республики Открыто через 44 мин. Павильон Учебно-тренировочный комплекс Техноград Павильон Павильон № 44 Павильон Павильон № 71 Дворец бытового обслуживания (МДЦ) Сегодня до 22:00 Павильон Павильон №10. Выставочно-торговый центр Республики Молдова Открыто через 44 мин. Павильон Павильон №11. Выставочно-торговый центр Республики Казахстан Открыто через 44 мин. Павильон Павильон № 61. Центросоюз Павильон Павильон №60 Потребкооперация Павильон Павильон № 51. Мясная промышленность Фонтан Фонтан Дружбы народов Фонтан Фонтан Золотой колос Фонтан Каменный Цветочный Фонтан Фонтан Фонтан «Мальчик с рыбой» Павильон Дворец бракосочетаний. Дом 421 Сегодня до 18:00 Павильон Павильон № 49Артек Павильон Павильон №66 Выставочно-культурный центр Республики Узбекистан Памятник Мемориал работникам Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945.
Показать еще 5
Подпишитесь на важные новости и события:
Вы подписались
В подборке
Открыть мою подборку
Трещины в Империи — springerin
В истории Советского Союза можно выделить несколько типов модернизма, в частности после 1960 развивались три параллельные, но тем не менее взаимосвязанные формы. Первый можно выделить в индустриализации и урбанизации общества — модернизм через призму жилищного строительства или модернизм в форме сборного строительства, со стандартизированными типологиями зданий как часть экстенсивных схем городской экспансии. Кроме того, существует вторая форма модернизма, которая в большей степени сосредоточилась на конструктивизме 1960-х годов, по-разному применяя его на практике в различных советских республиках. Наконец, в этот период также существовала третья, интернационалистская форма модернизма, отраженная в первоначальных экспериментах советских архитекторов, которые включали западные архитектурные идиомы. Ниже вы найдете выдержки из совместной презентации под эгидой исследовательского проекта «Империя наносит ответный удар?»1, в котором Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) и история архитектуры Армении рассматриваются как примеры этой сложной конфигурации различных типов модернизма.
Вольфганг Киль: Можно задать бесчисленное количество конкретных вопросов, касающихся истории архитектуры Советского Союза, но здесь я хотел бы обратиться к ВДНХ, Выставке Достижений Народного Хозяйства. Первая ВДНХ — в некотором смысле первоначальная версия — возникла в Москве перед Второй мировой войной, в период расцвета сталинизма в 1930-е годы — «годы террора», когда также началось строительство московского метрополитена. Война остановила все грандиозные стройки, поэтому общеизвестный сегодня вариант ВДНХ — вторая редакция начала 19 века.50-х годов, с самыми важными павильонами той эпохи. Сразу видно, что чистая эклектика еще господствовала в те времена! Это столпотворение развязанных форм, безусловно, можно рассматривать как руководство по архитектурному стилю — как апофеоз сталинских представлений о власти и одновременно своего рода шествие фольклорно-педагогических архитектурных элементов; в наши дни это, возможно, назвали бы «вынужденным регионализмом».
Поскольку Советский Союз также осознавал себя многонациональным, а значит, и многокультурным образованием, сталинский архитектурный канон наделял отдельные республики в составе Советского Союза «национальными формами». Поэтому была попытка перенести национальные особенности (в том числе штампы) в архитектуру, рисуя общепонятные декоративные мотивы. Особенно яркими примерами являются узбекский павильон с восточными мотивами или карельский павильон, который, конечно же, деревянный, намекающий на бескрайние финские леса.
Коллега из Литвы предположил, что московскую ВДНХ можно интерпретировать как советский вариант исторических колониальных выставок, функционирующих по аналогии с смотрами аннексированных (или порабощенных), проходивших в Вене, Лондоне, Париже или Лиссабоне, эпицентрах бывших империй, на мероприятиях сродни народным гуляниям; чем красочнее и экзотичнее эти события, тем шире досягаемость могущества империи. Я нахожу эти культурно-исторические сравнения продуктивными и рассмотрю их более подробно, когда мы будем обсуждать «советскую историю».
Schöllhammer: Однако сталинская архитектура выполняет и идеологическую функцию. Посетив территорию, вы услышите советскую музыку 1960–70-х годов — период, который до сих пор знаком нынешнему поколению родителей, бабушек и дедушек, и музыку, которую молодые люди снова слушают сегодня. Это идеологический инструмент для восстановления имперского представления о России, использующий в качестве инструмента ностальгию по утраченной советской власти. Странно наблюдать, как в настоящее время империализм отражается в этом месте. Сталинские фигуры как нельзя лучше подходят для этого, потому что они дают простор для открытых проекций, так как моделируют не настоящее, а скорее имперское прошлое, которое, как ни странно, изображается с помощью модернистской музыки из советских фильмов. Площадка ВДНХ превратилась в огромную идеологическую машину путинской России.
Kil: В общих чертах сейчас в путинской России делается упор на политику истории. Важнейшее историческое шоу Москвы на данный момент представлено в двух огромных, специально построенных новых стеклянных павильонах на площадке ВДНХ. Это мега-шоу рекламируется в афишах на каждом шагу прямо по всему городу.
В качестве небольшого контрапункта к идее «колониальной выставки» хотелось бы упомянуть другую выставку, которая выглядит как миниатюрная копия московского оригинала: в Киеве тоже была ВДНХ, полная ажурных храмиков (на самом деле еще ухоженных по всему участку) в тончайшей эклектике, наряду с водными объектами, структурированными по разным осям озелененными участками и рекреационными зонами под тенистыми деревьями. Украина всегда была второй по значимости страной в Советском Союзе и поэтому иногда пользовалась льготами. Тем не менее, при всем формальном сходстве, киевский вариант не был столь политически противоречивым, как московский образец для подражания. Это не вопрос триумфа: это просто «младшая сестра». В свете такой компактной концентрации мелкобуржуазной доступности на ум прежде всего приходит марксистское изречение о том, что история повторяется как фарс. Однако этот фарс предлагает очень приятный визуальный праздник, особенно для архитекторов.
Проблема, которая сейчас возникает в Киеве, заключается в том, что «коммунистическая символика» запрещена по всей стране со времен «Антикоммунистического закона». Такие произведения искусства уже сняты или уничтожены в центре Киева. Однако павильоны ВДНХ укоренены и пропитаны советской символикой. Если бы закон применялся неукоснительно, пришлось бы снести всю выставочную площадку, хотя против этого выступали бы даже экономические соображения. Здесь становится очевидным общий постсоветский опыт: иконоборчество как raison d’état в конечном итоге терпит неудачу, учитывая вездесущность нелюбимых реликвий.
Однако давайте перейдем к, пожалуй, самому удивительному моменту. В Тбилиси есть ВДНХ! Сразу после назначения премьер-министром в 1958 году Никита Хрущев начал серию официальных визитов по всему Советскому Союзу. В 1960 году настала очередь Грузии, и он пообещал жителям этой райской горной республики, что они также получат одну из этих потрясающих выставок достижений. Поскольку сталинизм к этому моменту, к счастью, закончился, ВДНХ в Тбилиси позволили сиять современными формами. Обычно считается, что Хрущев проложил путь архитектурному модернизму в Советском Союзе; Интересно, что в Тбилиси он обратился к мотиву «промышленной выставки». В отличие от своих коллег в Москве или Киеве, тбилисская ВДНХ во многом является работой одного архитектора. К 1968 Леван Мамаладзе вместе со своим коллективом спроектировал почти всю сравнительно небольшую парковую территорию как веселый ансамбль, являющий собой очень яркую иллюстрацию оптимистичного, новаторского духа в «оттепельные» годы. Более ранняя архитектура в Грузии также придерживалась эклектичного стиля, намекая на чувство освобождения, возникающее, когда, наконец, можно было исследовать международные тенденции. По крайней мере, грузины спокойно относятся к этому наследию и пытаются продвигать его в контексте международного торгово-выставочного бизнеса.
Теперь перейдем к вопросам, которые стоят перед защитниками наследия на ВДНХ в Москве. С конца 1960-х годов национально-географическая направленность павильонов сменилась тематикой из мира науки и техники (химия, биология, электротехника, ЭДО, космическая техника и др.). Кроме того, многие страны дистанцировались от «своих» павильонов после выхода из состава Советского Союза. Другие страны (такие как Армения или Кыргызстан), которые по-прежнему стремятся присутствовать на этой центральной московской платформе, по сей день представляют здесь программы. Большинство павильонов в настоящее время представляют собой выставочные площади с чередующимися шоу или сдаются в аренду муниципальной управляющей компанией для проведения мероприятий.
Пятьдесят бурных лет определенно оставили свой след на зданиях. Часть архитектуры, которая не подверглась реконструкции, тихо гниет (особенно болезненное зрелище в случае с удивительно роскошным дворцовым павильоном Украины). Амбициозные страны, такие как Беларусь, провели кропотливую реконструкцию своих павильонов. Кроме того, в ряде случаев в 1960-х годах была проведена «модернизация», например, в том, что изначально было грузинским павильоном, или азербайджанским павильоном — иными словами, их откровенно фольклорный колорит исчез под гладкой, ничем не украшенной облицовкой. Теперь они выглядят довольно чужеродно среди всех своих экзотических эклектичных соседей.
Когда в 1990-е годы с одного из таких «камуфляжных» павильонов сняли облицовку, витиеватый восточный фасад, а точнее то, что от него осталось, вдруг вновь увидел свет. Какой-то восторженный защитник природы решил: Стоп! Оставим хотя бы несущий стропильный каркас обшивки! Глядя между этой сеткой, становится очевидным, что на самом деле очень мало из старого павильона было удалено. На него просто наложили панели, и вся сталинская отделка снова появляется, как только эти тонкие листы снимают.
«Модернизаторы» мало уважали старые постройки, да и искусство, интегрированное в архитектуру: в павильоне «Волга», где огромные изображения солдат на фасаде напоминают о битве за Сталинград, некоторые батальные сцены были просто выпилены посередине, там, где заканчивалась металлическая обшивка. Ампутированные фигуры все еще можно легко идентифицировать под облицовкой.
Значит, московские защитники природы столкнулись с практически неразрешимой дилеммой: модернистские ограждающие конструкции, не особо впечатляющие, но зато отражающие дух времени той эпохи, сегодня считаются непопулярными. Старые павильоны 1950-е скрыты под этими тонкими металлическими конвертами. Какой из слоев теперь можно рассматривать как «подлинный»? Если спросить маркетологов сайта, то они тут же приводят сталинскую версию, ибо в итоге весь контекст таким образом становится визуально завершенным. Но разве попытки «модернизации» в смысле архитектурной «десталинизации» не являются такой же частью истории? Перед каждым из рассматриваемых павильонов уже давно установлены информационные табло, спрашивающие мнение москвичей. Суд над историей путем плебисцита? Результат обещает быть интригующим.
Schöllhammer: Моя статья начинается с 1918 года и посвящена советскому модернизму в Армении. Страна представляет собой особый случай, поскольку, просуществовав 800 лет исключительно как диаспора, а не как государство, в 1918 году временно стала республикой. Созданная после геноцида, совершенного турками в 1915/16 году, республика просуществовала два года. и окончательно была поглощена Советской Республикой Армения в 1920 году. Таким образом, Восточная Армения стала экраном, на который проецировались представления всей диаспоры, от Ливана через Иран и Ирак до Анатолии. В течение двух лет основное внимание уделялось тому, чтобы в определенном смысле стать нацией, что на архитектурном фронте в конечном итоге привело к конфликту с конструктивизмом.
Александр Таманян, изучавший архитектуру в Санкт-Петербурге и привлеченный республикой в 1918 году для строительства нового городского центра, является наиболее важной фигурой в этом контексте. В те времена Ереван был русским колониальным городом на периферии Шелкового пути, состоящим преимущественно из ненадежных деревянных построек и больше всего напоминавшим турецкий город. Таманян интересовался историей архитектуры, связанной с армянскими проекциями прошлого — восьмого, девятого и десятого веков — и стремился создать новый столичный рисунок по европейским моделям планирования и строительства. Столица была разработана в соответствии с планом расширения города девятнадцатого века, основанным на прямоугольной планировке, но генеральный план Таманяна предполагал радиальный акцент, что привело к другой структуре города. Важнейшим элементом плана Таманяна является центральная ось, обращенная к горе Арарат, которая в то время находилась в Турции, как и сегодня. Хотя это самая священная гора для армян, она фактически отрезана от страны. Арарат – вулкан высотой 5000 метров, известный из Библии как гора, на которой Ноев ковчег сел на мель. Центральная ось теперь в каком-то смысле делает его частью города, свернутым в перспективу, открываемую городскими линиями обзора, хотя она и так удалена. Этот конфликт занимает центральное место во всем архитектурном развитии Армении.
План Таманяна предусматривал полное уничтожение старой планировки и замену ее новым планом города с историческим и символическим видом на это священное национальное место. Однако нехватка финансирования не позволила осуществить этот план в 1918-20 гг. Таманян оставался градостроителем Еревана до 1936 года, а затем столкнулся с задачей претворения плана в жизнь в разгар различных течений модернизма, столкнувшихся в Армении. В героическую эпоху Советского Союза, начиная с 1920 года, конструктивистский модернизм начал вторгаться, нападая на национал-романтическую программу Таманяна как на историцистскую и ретроградную. Напротив, манифесты, составленные такими фигурами, как Геворг Кочар и Микаэл Мазманян, пытались представить конструктивизм как национальную архитектуру армян. Они утверждали, что армянский народ, теперь способный решать свои настоящие социальные проблемы в состоянии, данном ему Советским Союзом, должен следовать конструктивистской социальной архитектуре.
Организация Таманяном городской структуры в центре города была направлена на то, чтобы сделать центр очень гибким или модулируемым. Он использовал стиль конца девятнадцатого века под влиянием сецессионизма и был украшен орнаментом. Все построено из коричневого и красного туфа, с невероятной тонкостью вытекающих пространственных фигур, в отличие от более поздней сталинской архитектуры.
Кил: Иногда используется туф янтарного цвета с меняющимися желто-красными оттенками. Важно понимать, что этот камень дешевле цемента, поэтому вся страна построена из него. Существует невероятное разнообразие цветов, и архитектура играет не только с орнаментом, но и с тем, как расположена окраска камней. Кроме того, поскольку это такой мягкий материал, на нем можно разработать очень детализированный орнамент. Я редко видел такой приятный национальный стиль с такими неотразимыми поверхностными деталями. Когда я посетил, я сразу же отказался от своей прежней неприязни к этому типу стиля.
Schöllhammer: Таманян следовал линии национальной традиции, которая прослеживалась в местной архитектуре вплоть до 1980-х и 1990-х годов и даже нашла отклик в самых последних правительственных зданиях, построенных во время расширения города в 2000-х годах. Однако примерно в 1920 году на сцену прибыли конструктивисты, прошедшие обучение во Вхутемасе, Высших художественно-технических мастерских, и начали реализовывать программу Вхутемаса на местах. Горячие споры между таманскими национал-романтиками и вхутемасскими революционерами развернулись и продолжались до прихода сталинизма в 1919 г.34; это также проявляется в городской структуре Еревана.
Таманян пытался парировать проекты Вхутемас, но эта попытка не удалась, так как Комиссары заставили его адаптировать эти проекты и интегрировать их в городскую среду. Он неоднократно стремился обеспечить хоть какую-то градостроительную однородность за счет материальности построек, широко применяя туф. В результате Таманян неоднократно приручал конструктивистские проекты; белый дом становится домом из туфа, вынужденным, так сказать, поддаться национальному романтизму и стать ереванским домом, домом Таманяна.
Проекты Вхутемаса играют важную роль в развитии армянской архитектуры, поскольку такие архитекторы, как Кочар и Мазманян, сосланные в 1934 году, вернулись в 1960-е годы, вызвав своего рода контрреволюцию против адаптации Таманянского городского образа. при сталинизме. Например, Кочар построил в 1930 году дом писателей позднего конструктивизма, уже несущий следы раннего сталинского классицизма; в 1960 году он пристроил подковообразную столовую, что было равносильно своеобразной победе над таманством. Мазманян, второй крупный конструктивист той эпохи, также начал «национализировать» на ранней стадии, что можно увидеть на его знаменитой текстильной фабрике начала XIX века. 30 с.
1933/34 годы ознаменовались цезурой внутри конструктивизма и появлением переформулированного подхода со сталинистскими наклонностями. Таманян всегда стремился сохранить эстетические парадигмы конструктивизма, в то же время адаптировав их к своего рода неоклассицизму. Он придерживался этого подхода до своей смерти в 1936 году, в некотором смысле используя неоклассицизм как камуфляж, оставаясь при этом полностью конструктивистским архитектором.
Ереван впоследствии расширился в результате многочисленных сталинских проектов, что вызвало ярко выраженную цезуру, ибо многие сталинские проекты в конечном счете бездумны и шаблонны. Не включив таманийские эстетические ценности, эти проекты остаются ограниченными программой, определенной Москвой — «националистической по форме и социалистической по содержанию». Некоторым, однако, удается скрыть свою истинную природу; они остаются армянами и таманянами.
Среди этих расколов, разделяющих конструктивистов, модернистов и национал-романтиков, начинает проявляться еще одна фигура: архитектор Рафаэль Исраелян, впоследствии ставший ведущей фигурой ереванского архитектурного дискурса 1970-х, 1980-х и 1990-х годов. Исраелян рассматривал конструктивизм через призму радикального протофашистского национал-романтизма и стал направлять при этом вновь банальные сталинские проекты, полностью противоречащие социалистической идее сталинского модернизма. Подражая армянской архитектуре на рубеже первого тысячелетия, он начал отличать свои работы от сталинизма через апеллятивную, раннюю постмодернистскую риторическую структуру, разработав собственную контрастирующую националистическую программу.
Знаменитый рыночный зал, например, демонстрирует влияние Исраеляна, который скопировал мотив с конструктивистской фабрики Мазманяна. Основанный на той же базовой пространственной структуре, что и конструктивистская текстильная фабрика, он, тем не менее, демонстрирует сталинскую облицовку на фасаде. Он расположен вдоль центральной оси Еревана, на площади Республики, строительство которой было завершено в 1940-х годах еще по планам Таманяна. Исраелян стремился восстановить линию обзора Арарата, которая была нарушена сталинскими мерами по расширению городов. Сталинская перепланировка была направлена на то, чтобы закрыть круглую площадь, а это означало, что здания закрывали вид на Арарат, в некотором смысле пытаясь искоренить национальное измерение. Исраелян стремился устранить такие препятствия, чтобы снова открыть перспективу.
Примерно в это же время к власти пришел Хрущев, запустивший радикально новую программу строительства. Конструктивисты вновь появились и начали производить свои первые проекты в 1950-х годах, когда еще господствовала своего рода позднесталинская риторика. Хотя в строительстве по-прежнему отдавался предпочтение высокому монументальному стилю, это уже происходило на фоне очень современных интерпретаций конструктивистской архитектуры, которые, кроме того, не имели ничего общего с европейским или западным модернизмом того времени. Вместо этого конструктивисты начали создавать совершенно новые структуры.
Одним из первых примеров этого переворота является памятник на трассе, ведущей в Ереван, на въезде в город — голубь мира, что, видимо, вызвало полные ненависти тирады Хрущева: «У вас есть деньги на это — а нам нужны квартиры! Однако этот тип неутилитарной архитектуры был очень важен для конструктивистов.
С середины 1960-х годов начались самостоятельные интервенции по всему городу, копирующие и импортирующие московский модернистский «интернационализм». Это третья форма модернизма, формирующая архитектуру Еревана. План Таманяна все чаще игнорировался, а модернистские здания, вдохновленные московской, ленинградской или киевской школой, встраивались в городскую структуру. В то время как архитекторы продолжали попытки модернизировать городскую территорию вдоль улицы Абовяна, одной из главных осей в плане Таманяна, в целом преобладал очень аккуратный стиль оформления общественных пространств в виде зданий, созданных в результате архитектурных конкурсов. , в виде прекрасного бруталистского здания 1960-х годов, в виде открытой площадки кинотеатра «Москва», который представляет особый интерес, так как планы его сноса несколько лет назад породили огромное массовое движение, которое одновременно стало продемократическим движением и боролось за спасение бруталистское здание.
В этот же период был создан один из первых крупных абстрактных памятников в Советском Союзе (1965 г. ), структура, которая впоследствии стала столь часто встречаться в советском городском пространстве в 1970-е годы: памятник геноциду турок против Армяне. Не случайно этот памятник сочетает в себе армянский национальный романтизм с модернистской идиомой. Этот тип абстрактно-пространственной программы впоследствии стал распространяться по всему Советскому Союзу — программа памятников, проросшая в Армении.
Кил: Я особенно очарован памятником, поскольку он имеет центральную связь с «оттепелью». Точно так же, как Хрущев в каком-то смысле подарил грузинам выставку, он также разрешил армянам этот памятник в качестве большого жеста. До этого существовало табу на обращение к геноциду; теперь стало возможным публичное поминовение. Это означало, что возникло место, которого раньше не хватало, сосредоточенное на скорби, на увещании. Другими словами, это был очередной поворотный момент во внутренней политике, который, что интересно, был оформлен в решительно современной форме. В более широком плане воздействие этой «уступки» московского центра было прямо противоположным намеченной цели, ибо укрепило самоуверенность народа, породив невероятно консервативные формы в архитектуре.