История и неизвестные факты о ГАЗ-М20 Победа — журнал За рулем
Первый ходовой прототип горьковского послевоенного автомобиля выехал на испытания 6 ноября 1944 года.
4 загадочных автомобиля СССР – их вы (спорим!) не встречали
Конечно, как всегда, торопились к празднику – годовщине Октябрьской революции. До конца войны оставалось еще полгода, летом 44‑го Красная Армия вошла в Польшу, но предстояли тяжелые бои в Померании и Восточной Пруссии, в Венгрии и Австрии, наконец, штурм Берлина. А тут мирный, да еще и совершенно новый автомобиль! Созданный на заводе, который чуть больше года назад – в августе 43‑го – пережил массированную бомбардировку люфтваффе.
В 1946 году, когда Победа уже вставала на конвейер, художник Владимир Арямов нарисовал эскиз, воспроизводящий идею 1940 года – обтекаемый двухдверный ГАЗ‑11-80 с новым тогда 6‑цилиндровым мотором. Некоторые мотивы стилистики Победы в нем прослеживаются, но примерно в той же мере, как и черты европейских аэродинамических кузовов конца 30‑х – скажем, чешского прототипа Skoda 935 и серийных автомобилей Tatra 87 и 97.
Дальний предшественник Победы – ГАЗ‑11–80 1940 года. Эскиз В. Арямова, 1946 г.
Гран-при «За рулем» – скоро розыгрыш автомобилей!Проверь себя на знание ПДДЮбилей «За рулем»: Нам 95 лет!
Уникальный внедорожник СССР и его зарубежные аналоги: что он взял у немцев?
Особенности конструкции
ГАЗ-М20 получил первый в СССР несущий кузов. Основу конструкции заимствовали у передового немецкого седана Opel Kapitan 1938 года. Но по дизайну советская машина от Опеля была далека – лишь элементы стилистики передка схожи. Однако в таком ключе в начале 40‑х делали и другие машины, в первую очередь американские.
Отличительной чертой Победы стало отсутствие выступающих за габариты кузова крыльев, как на некоторых предвоенных немецких и чехословацких автомобилях – например, на Татре‑87.ГАЗ-М20 – первый в СССР серийный автомобиль с несущим кузовом.
Как вам такой ЗИЛ? Он мог пойти в серию
Победа – первый ГАЗ с независимой пружинной передней подвеской, конструктивно заимствованной, опять же, у Опеля модели Kapitan, и гидравлическими тормозами. Основным планировали серийный уже двигатель ГАЗ‑11 – предвоенный американский Dodge D5, переделанный на ГАЗе на метрические размеры – 6‑цилиндровый объемом 3,5 литра (82×110 мм), мощностью 76 л. с., а форсированный – 90 л. с. Очень хорошие показатели для автомобиля такого класса! Но параллельно создали и четырехцилиндровую версию мотора рабочим объемом 2,1 литра (82×100 мм), мощностью 50 л. с. Маловато, конечно, зато двигатель со степенью сжатия 6,2 потреблял даже самый паршивый бензин.
Опытный образец ГАЗ‑25 с шестицилиндровым двигателем.
Конструкция несущего кузова аналогична кузову седана Opel Kapitan.
Передняя подвеска Победы с рычажными амортизаторами копировала опелевскую.
Испытания Победы
Машины с «шестеркой» (ГАЗ-М25) и с «четверкой» (ГАЗ-М20) 19 июня 1945 года, чуть больше, чем через полгода после изготовления первого прототипа, отправили на показ в Кремль.
Об этом событии написано и рассказано много разного. Кто-то придумал историю про предложение заводчан назвать машину Родиной и язвительный вопрос Сталина: «Почем будете продавать?». Но уже опытные образцы назывались Победой и генералиссимус это только утвердил. Все якобы фразы вождя, типа «невелика Победа, но пусть будет Победа» и «не такая Победа нужна советским людям», сомнительны и тоже непонятно откуда взялись. Андрей Липгарт, человек не склонный к романтическим байкам, вспоминал лишь, что Сталин вообще сомневался: нужен ли стране промежуточный между ЗИС‑110 и малолитражкой, то есть будущим Москвичом, автомобиль. А заодно категорически раскритиковал неэкономичный 6‑цилиндровый мотор. К слову, через десятилетие этот двигатель на Победе все-таки появится.
А пока случилось главное: Победу утвердили к серийному производству. В 1950 году Андрей Липгарт получил за создание Победы Сталинскую премию. Но сначала у завода случились серьезные неприятности.
Бремя победителя
Минивэн Lada – он мог быть вот таким! Редкие фото
Вечная советская спешка в стиле «пятилетку за четыре года» и «сверх плана к знаменательной годовщине» обернулась проблемами. Производство ГАЗ-М20, который стал вторым советским послевоенным легковым автомобилем после ЗИС‑110, начали 21 июня 1946 года – менее чем через два года после появления первого образца. Срок по более поздним меркам советского автопрома немыслимый!
Конечно, двигатель в 50 л. с. был слаб. Мотор Opel Kapitan объемом 2,5 литра развивал 55 л. с. При базе всего на 5 мм меньше (база Победы – 2700 мм) немецкая машина была на 200 кг легче, чем ГАЗ-М20 полной массой 1835 кг. А на практике из-за несовершенства технологий первые Победы были еще тяжелее: на кузова для выравнивая наносили уйму припоя. Именно из-за неровности поверхностей Победы, кстати, не окрашивали черным – все изъяны видны. Максимальная скорость Опеля составляла 126 км/ч, Победы по паспорту – 105 км/ч. Но вопрос с двигателем был решен и обжалованию не подлежал.
ГАЗ-М20 на испытаниях с предвоенными Opel Kapitan и ГАЗ‑11-73.
С отсутствием в коробке передач, созданной для предвоенного ГАЗ‑11-73 (2.82/1.10/1.00), синхронизаторов, можно было смириться. Но пыль и выхлопные газы, проникающие в салон, рывки сцепления и слишком малое пространство между задним диваном и потолком – серьезные недостатки. Кстати, и отопителя салона в Победе, как и в предвоенной «эмке», не было.
В октябре 1946 года, изготовив всего 5173 автомобиля, выпуск остановили. Директора ГАЗ Ивана Лоскутова сняли, но «сослали», к счастью, лишь на завод в Ульяновск. Липгарт чудом не пострадал. Его на Урал отправили через пять лет и по другому поводу. Ценой огромных усилий автомобиль и технологию усовершенствовали и к началу 1949 года с конвейера стали сходить Победы так называемой второй серии.
Победа – первый автомобиль ГАЗ с полноценным багажником с доступом сзади.
Продолжение — на следующей странице
Тест-драйв ГАЗ М-20 «Победа»: легенды врут?
- Главная
- Тест-драйвы
- Тест-драйв ГАЗ М-20 «Победа»: легенды врут?
«Победу» знают все. И хвалить ее особенно не надо – все и так ее любят. Любят за целый букет качеств, многие из которых иначе как мифическими и не назовешь. Мы взяли целиком аутентичный экземпляр и посягнули на святое – прошлись по победовским легендам и мифам.
Образ «Победы» в сознании обывателя составлен из стереотипов: дескать, она уникальная, она специально для «нашей жизни», и вообще, «сейчас таких не делают». Покатавшись за рулем рестайлингового автомобиля образца 1955 года (ГАЗ М-20В) по улицам и улочкам большого города, мы поняли его главную суть: безотказный и прочный, но неторопливый транспорт на все случаи жизни.
И чиновников возить в качестве «персоналки», и простых тружеников в качестве такси, и в личном пользовании пребывать для совсем уж состоятельных граждан-«частников». И все это под смачным соусом основательности и здорового консерватизма, свойственного изделиям под брендом «Сделано в СССР». Но это мы – автожурналисты, эксперты, профессионалы и прочее, а у народной молвы свои критерии…
Миф №1. Большая и вместительная
Уж точно не маленькая. При не самой скромной по теперешним временам длине 4 665 мм «Победа» официально считалась пятиместной (включая водителя). Однако ширина кузова (1 695 мм) и сплошной передний диван позволили нам во время теста легко разместиться вшестером. Конечно, третий человек все время подталкивал водителя под локоть, но переключать передачи подрулевым рычагом не мешал, как и пользоваться расположенным слева под торпедо «ручником».
Сидящим сзади оставлено маловато места для ног и для головы, а вот спереди пространства в этих направлениях предостаточно.Важно, что у «Победы» есть хоть и небольшой (350 л), но багажник! Новшество в автомобильном среднем классе той поры, багажный отсек в значительной мере занят запаской, зато в отличие от моделей-одноклассниц предыдущих поколений, имеет доступ через отдельный люк, а не через салон и спинку заднего сиденья.
Миф №2. Спартанская и неприхотливая
В нашей тестовой машине выпуска 1957 года есть сразу все, что мог предложить производитель той поры автомобилю среднего класса: отопитель, опускные стекла всех дверей плюс поворотные форточки также на всех дверях, радиоприемник, не требующие подзавода часы, пять контрольных приборов, три сигнальные лампы, противосолнечные козырьки, электрические стеклоочистители, пепельницы, прикуриватель.
В отделке интерьера широко использованы пластиковые детали, добротная искусственная кожа, качественные шерстяные ткани, на потолке – автоматически включающийся при открытии дверей (правда, лишь двух) плафон освещения, под капотом – розетка и лампа подсветки на случай ремонта.
Что касается неприхотливости: машина с самого начала проектировалась как основной легковой автомобиль для народного хозяйства огромной страны, послевоенная экономика которой не располагала качественными дорогами и сервисной сетью. Низкофорсированный двигатель (степень сжатия 6,2) предназначался для низкосортного масла и низкооктанового бензина А-66. Для ремонта агрегатов машины не нужны автомеханики высокой квалификации и специальное оборудование, а все текущие ремонты могут исполняться силами шоферского состава. Одним словом: неприхотливая – да, спартанская – нет.
Миф № 3. Комфортабельная
По меркам своего времени, однозначно да. Вышеописанные опции оснащения еще не все, что сделали конструкторы для повышения комфортабельности машины. Большое внимание было уделено снижению влияния на комфорт дорожных неровностей, которыми отличались советские дороги послевоенного периода. Поскольку дороги с тех пор радикально лучше не стали, проверить это нам было легко. Плавности хода М20 способствуют четыре гидравлических амортизатора двустороннего действия в подвеске, эффективно поглощающие толчки на колдобинах. Снижению некомфортных колебаний кузова способствует независимая передняя подвеска – с мягкими пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости. Также делает свое дело рациональная компоновка машины в целом – обитаемая часть салона размещена низко и в пределах колесной базы, в зоне, наименее подверженной качке.
Миф № 4. Крепкая, как танк
Не то чтобы как танк, но некая монументальность в поведении автомобиля присутствует. На неровностях, даже когда мы проезжали их без снижения скорости, машина не содрогается «всем телом», а остается целиком стабильной (хотя звук и вибрации помельче в салон передаются). Это заслуга ходовой части, рассчитанной на эксплуатацию на самых разных дорогах. Запас прочности в деталях подвески сочетается с высокой жесткостью несущего кузова, что обусловлено, помимо прочего, относительно небольшой площадью оконных и дверных проемов и его формой с множеством двояковыпуклых панелей. Кстати, чтобы ни говорили злые языки, автомобиль отнюдь не тяжел, «как танк», снаряженная масса составляет 1 460 кг. Современные «одноклассники» весят примерно столько же, а то и больше.
Миф № 5. Толстый металл
Неправда. Железо, из которого «ковали» нашу «Победу», не толще, чем у других автомобилей-одноклассников, к примеру у «Волги». При штамповке деталей «Победы» использовался стальной лист толщиной 0,8-2,0 мм. Конечно, сегодняшние машины делают из чего-то более тонкого, но в свое время М-20 в этом плане не выделялась. Легенды о высокой прочности победовского кузова своим рождением обязаны его конструкции, а не толщине листа. Ну и при захлопывании дверей или, скажем, капота звук получается впечатляющий – глухой, тяжелый; наверное, это тоже помогло рождению легенды о толстом металле.
Миф № 6. Луженый кузов
Снова неправда. Антикоррозионную защиту в виде лужения стального листа в советском автопроме не применяли. Хотя олово на кузовах, в том числе и «Побед», было. При тогдашнем уровне технологий большинство кузовов на конвейере приходилось дорабатывать вручную. На специальном участке мастера рихтовали дефекты штамповки, подгоняли стыки кузовных деталей и т.п.
Поскольку быстросохнущих шпатлевок тогда не существовало, заводская технология предусматривала использование для выравнивания поверхности свинцово-оловянного припоя. Современные реставраторы рассказывают, что встречали на «Победах» слои припоя толщиной до 1,5 см, а масса израсходованного на один кузов олова может превышать 15 кг! Интересно, что некоторые современные мастера владеют техникой лужения полувековой давности, и наш экземпляр восстановлен именно таким образом. Поэтому дверями и капотами недавно восстановленного автомобиля мы хлопали без опаски, зная, что слой шпатлевки не отвалится из-за вибраций.
Миф № 7. Для войны
Якобы «Победа» создавалась с оглядкой на участие в новой войне и в багажнике каждого экземпляра есть узлы для крепления пулемета. Конечно же, нет. В феврале 1943 г., когда было утверждено Правительственное задание на новую модель Горьковского автозавода (которой и должна была стать «Победа»), военные уже понимали, что воевать на приспособленных легковушках – себе дороже.
Новый ГАЗ планировался исключительно как гражданский пассажирский автомобиль, хотя и не без возможности катать в салоне военных чинов. А основания для такой легенды мы легко нашли – достаточно было открыть багажник и заглянуть поглубже. Во-первых, две длинные «лыжи» для размещения запасного колеса на полу как будто намекают на возможность крепления к ним сошек ручного пулемета – ни дать ни взять, пулеметная «тачанка» нового поколения. .. А во-вторых, при демонтированном заднем диване между салоном и багажником открывается вдруг свободный проем с ровным полом аж до торпедо – как будто специально для Анки-пулеметчицы! Но нет, эту особенность кузова использовали лишь на санитарной версии «Победы», чтобы ставить вдоль кузова носилки с пациентом.
Миф № 8. Ее копировали другие
Возможно, но прямых доказательств, понятное дело, нет. Во всяком случае, на 1944 год, когда был готов пилотный образец «Победы», она была первой в мире машиной для массового потребителя с понтонным кузовом, то есть гладкими, без крыльев и подножек, боковинами. Кроме того, характерным вышел силуэт задней части кузова типа фастбек. Уже после войны появилось несколько моделей автомобилей, конкретно похожих на нашу «Победу»: английский Standard Vanguard (1948 г.), немецкий Borgward Hansa 2400 (1952 г.) и пр.
На фото: Standard Vanguard и Borgward Hansa
Миф № 9.
Опять содралиНе соответствует действительности утверждение о том, что М-20 «Победа» скопирована с Opel Kapitan 1938 г. Общее в конструкции этих моделей есть, но, по утверждениям автомехаников, имевших дело и с «немцем», и с «соотечественником», одинаковых деталей обнаружено не было. Так, схожа по конструкции передняя часть несущего кузова с отъемным подрамником. Также аналогичны по схеме передние подвески М-20 и Opel – параллелограммного типа, на двух парах поперечных рычагов, но это можно сказать и о десятках других моделей, выпускавшихся с 1930-х годов. От себя можем совершенно точно заявить: «передок» работает комфортно, ямы «глотает», при любых условиях держит «Победу» на курсе и больших кренов в поворотах не допускает. Нам понравилось, собственно, как и вся «Победа» со всем ее комплектом мифов и легенд, подтвержденных на практике и придуманных.
На фото: Opel Kapitan
Автомобиль предоставлен мастерской OldCarService.
Краткие технические характеристики ГАЗ М-20В «Победа»
Габариты (Д х Ш х В), мм | 4 665 × 1 695 × 1 640 |
Снаряженная масса, кг | 1 460 |
Клиренс, мм | 200 |
Объем багажника, л | 350 |
Объем топливного бака, л | 55 |
Двигатель | бензиновый 2. 1 л, 50 л.с. |
Коробка передач | механическая, 3-ступенчатая |
Привод | задний |
Разгон 0-100 км/ч, с. | 45.0 |
Максимальная скорость, км/ч | 105 |
Средний расход топлива, л/100 км | 11,0 |
Читайте также:
практика одиночные авто с пробегом
Новые статьи
Статьи / Новые авто Атмосферник и два дисплея: первое знакомство с BAIC U5 Plus Природа, как известно, не любит пустоты. То же самое можно сказать и о рынке, и как только западные автомобильные компании начали одна за одной уходить из России, автомобилестроители из Подн… 784 2 2 23.04.2023
Статьи / История Шестнадцать цилиндров для BMW: почему двигатель BMW V16 Goldfisch так и не стал серийным Противостояние двух ведущих немецких автогигантов BMW и Mercedes началось еще в середине семидесятых, когда появилась первая «семёрка» BMW, ставшая конкурентом первому S-классу с индексом W… 903 0 2 22.04.2023
Статьи / Обзор Туда, где нет дорог, но есть электричество: обзор Jetour T3 Часто возникает вопрос: зачем китайцы так усиленно плодят новые бренды? Зачем компании Chery столько суббрендов: Omoda, Exeed, а теперь ещё и Jetour? Оказывается, всё дело в непростой китайс. .. 1122 1 2 21.04.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв 30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53 Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан газировки за одну копейку (с сиропом… 9772 9 878 09.12.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Любителям Volvo, по цене Volvo: тест-драйв обновленной Geely Tugella Впервые с Geely Tugella мы познакомились ровно два года назад, в ноябре 2020. За эти два года флагманский кроссовер нашел свою, пусть и небольшую, аудиторию, заработал определенную репутацию… 8614 3 864 29.11.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 7990 8 9 07.04.2023
Новые поступления — Автоэвакуаторы Victory
Новые поступления
Транспортные средства, поступившие на нашу стоянку самообслуживания за последние два дня.