Поп-арт. Это — искусство? | Культура
В 1963 г. в Нью-Йорке состоялась ретроспективная выставка работ известного американского поп-художника Р. Раушенберга. Входя в зал, зритель видел огромную «Белую картину» — полотно, покрытое белилами. Рядом висела «Черная картина» — измятые обрывки газет, заляпанные черной краской, и полотно под названием «Шарлин» — композиция из зеркальца, кусочков ткани и дерева, обрывков рубашки, расплющенного зонтика, почтовой открытки, литографий с картин старых мастеров и беспрерывно мигающей электролампы.
Было выставлено и знаменитое произведение художника под названием «Кровать» — натянутое на подрамник одеяло, покрытое потеками и брызгами краски. Раушенберг создал его, когда он, безвестный и бедный живописец, только мечтал о славе. Однажды не нашлось денег на покупку холста, и ему пришла в голову мысль натянуть на подрамник одеяло, прикрепить к нему подушку и покрыть их пятнами и брызгами красок, оказавшихся под рукой.
Поп-искусство создавалось вне норм, образцов и традиций, любым способом и из любых материалов. Художник мог заимствовать мотивы и образы из рекламы, модного журнала, комиксов — банальные и безвкусные. Не думая, он «дополнял» живописное полотно разными предметами, приставленными, приклеенными или привешенными к нему (очки, деньги, окурки, костюм на вешалке, лестница-стремянка).
Белые, бесформенные, корявые фигуры из пластика «моются» в настоящих ванных, «пьют» кофе из фарфоровых чашек, «сидят» за обычными столами, на обычных стульях. Это творения американского поп-художника Ж. Сегала. Американец Клаас Олденбург изготовлял из разных материалов всевозможную «снедь» — сосиски, помидоры, батоны. Даже соорудил монумент в виде рубленой котлеты. Мир упаковок и муляжей, штампованных образов и манекенов.
В поп-арте уравнивается банальное и прекрасное, низменное и высокое, синтетическое и живое. Странное искусство.Можно ли всерьез называть искусством покрытое краской одеяло или гигантский карандаш губной помады на гусеничном ходу? Эстетический вкус, воспитанный на классических произведениях искусства, и обычный здравый смысл побуждают дать отрицательный ответ. Появление поп-искусства связывалось его теоретиками с революцией в творчестве, которая подобна революции в физике, совершенной открытиями Эйнштейна. Теоретики утверждали, что пришло время искусству расширить свои границы и, взрывая отжившие нормы образного языка, стать совершенно другим.
До сих пор продолжается спор, кому — англичанам или американцам — принадлежит первенство в изобретении поп-арта, хотя именно в США он приобрел наибольшее значение. Расцвет поп-арта пришелся на бурные 1960-е годы, когда в странах Европы и Америки вспыхнули бунты молодежи, исполненной решимости взорвать устоявшиеся порядки общества. Молодежное движение не имело ни теории, ни цели — его объединял пафос отрицания. Не успев накопить опыта и знаний, не обремененные чувством ответственности, молодые люди готовы были выбросить за борт всю прошлую культуру. Анархический бунт без ясной цели, отрицание всего без четкой идейной программы — все это нашло отражение в новом искусстве.
Отличительная черта поп-арта — сочетание вызова с безразличием. Все одинаково ценно или бесценно, одинаково красиво или безобразно, одинаково достойно или недостойно. Только рекламный бизнес основан на таком же бесстрастно-деловитом отношении ко всему на свете. Не случайно именно реклама оказала огромное влияние на поп-арт, а многие его представители работают в рекламных центрах. Создатели рекламных передач и шоу способны искромсать на кусочки и соединить в нужной им комбинации гвозди и мадонну Рафаэля, пудру и фугу Баха. Точно так же поступает и поп-художник.
Один остроумный критик назвал «маринованными» гипсовые головы, которыми американский художник Д. Джонс украсил свои знаменитые «Мишени». Эти головы с трудом втиснуты в ящики, соединенные с цветными изображениями мишеней. Намек на убийство? Предостережение от стрельбы по живой цели? Равнодушное допущение такой возможности? Скорее всего ни то, ни другое и ни третье.
Поп-художник может изобразить истребитель, подобный тем, на которых летали убийцы вьетнамских детей (например, F-3 работы Д. Розенкваста), или сцену расстрела (например, «Казнь» Ж. Сегала), но его непробиваемое равнодушие останется неизменным.
Поп-арт с его отрицанием всех художественных законов и норм привел к невиданному падению вкуса и к утрате духовного содержания. Если можно спроектировать монумент в виде гигантской котлеты или тарелки с яичницей, почему нельзя выставить на всеобщее обозрение «монументальную» могилу (что и сделал в 1968 г. К. Ольденбург)? Почему бы и нет? Художники поп-арта готовы следовать этой логике непритязательной и достаточно циничной. «Невозможное», «бедное», «мусорное», «земляное» искусство — прямое продолжение поп-арта, освободившего художника от эстетических норм, а произведение — от художественной формы. «Земля красива», — сказал Р. Моррис, и на выставках появились его «произведения» груды мусора, земли, металлических стружек, опилок.
Раз есть «земляное», почему бы не быть «водяному» искусству (плавающие сооружения из пластика, дерева и т. д.) или «небесному» (летающие надувные «скульптуры»)? Представитель французского поп-арта Ив Клейн сделал «скульптуру-аэростат» из 1001 баллона, наполненного газом.
Появились «огненные» произведения в виде струи горящего газа и, наконец, так называемые «ничто-произведения», которые горят, истаивают, ломаются, испаряются на глазах у зрителей. Это кучи мусора, куски льда, а то и живые курицы (голуби, свиньи), которым предстоит быть зарезанными в процессе демонстрации нового шедевра. Освобождаясь от законов и норм, искусство становится неразборчивым, грубым, антиэстетичным.
«Я за искусство, которое курится, подобно сигарете, воняет, как пара башмаков. Я за искусство, которое развевается вроде флага или помогает сморкаться, как носовой платок.
Я за искусство, на котором можно сидеть». Эти ироничные и в то же время серьезные высказывания принадлежат американскому поп-художнику Клаасу Олденбургу.«Я за искусство, на котором можно сидеть» — пожалуйста, оно создано немецким художником Дресслером. Зрители усаживались на его картины-сиденья и под звуки музыки вели дискуссию о смысле искусства. Пренебрежение духовным содержанием привело искусство к самоуничтожению. Поп-арту суждено было стать типичным примером вырождения искусства в антиискусство.
В фантастическом рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка» нарисован страшный образ человечества, одичавшего после атомной катастрофы, существующего без книг, без живописи, без музыки. Но однажды с мальчиком, героем рассказа случилось чудо. В толпе озверелых людей, уничтожавших произведения искусства, ему удалось подобрать и сохранить (под страхом жестокого наказания!) фрагмент старинной живописи.
Пока жив такой мальчик, будет жить и настоящее искусство.
Теги: современность, художники, картины, живопись, искусство, поп-арт
Поп-арт | Культурный обозреватель
Поп-арт (англ. pop-art, или popular art) – стиль в изобразительном искусстве, высмеивающий культуру общества потребления. Это направление искусства возникло как реакция на абстрактный экспрессионизм в 1950-1960-е годы. Его характеризует легкая ирония, насмешка над тем, что люди привыкли считать красивым и художественным. В поп-арте активно используются стереотипы и символы. Например, такие товары как Levi’s джинсы и Coca cola, являющиеся в Америке атрибутом успеха и благосостояния в послевоенное время и поэтому часто изображаемые на картинах и коллажах сделанных в стиле поп-арт.
Термин «поп-арт» употребил впервые в своей статье критик Лоуренс Эллоуэй. Впоследствии, в 1966 году он поведал всем, что не вкладывал в данное понятие столько смысла, сколько оно стало выражать позже. «Я просто применил это слово вместе с термином «поп-культура», для описания продуктов массовой информации, а не как название произведений искусства» – говорил он. Но как бы там ни было, понятие стремительно вошло в обиход между 1955 и 1957-м годами, несмотря на критику противников стиля.
Первые работы в стиле поп-арт были созданы тремя молодыми художниками, которые учились в то время в Королевском художественном колледже Лондона. Это были Джо Тилсон, Питер Блек и Ричард Смит. Но творением, которое стало иконой поп-арта, является коллаж Ричарда Хамилтона, созданный в 1956-м году.
Поп-арт заменил абстрактный экспрессионизм, делая ставку на новый образ, созданный тогда средствами массовой информации. Благодаря поп-арту появились такие новые направления как кинетическое и ситуативное искусство, а также оп-арт.
По сути, поп-арт подвел итоги и довел до логического завершения традиционные виды изобразительного искусства. Благодаря чему открылся путь совершенно новым видам художественных практик. Например, поп-арт подготовил путь для постмодернизма и концептуализма. А уже в 80-е годы XX столетия как итог возник новый тип искусства – нео-поп-арт.
Данное направление в изобразительном искусстве передало вкус и настроение того времени. Сексуальность, молодость, мимолетность, мечтательность и даже некоторая наивность в картинах стиля поп-арт считается отражением настоящей американской мечты. В России о ней заговорили лишь десятилетия спустя после первого появления поп-арта в Америке.
Кстати, в наше время поп-арт опять в моде, как в живописи, так и в других видах искусства. И благо, современных мастеров, работающих в этом направлении сейчас предостаточно.
Яркими представителями поп-арта являются Ричард Гамильтон, Роберт Индиана, Том Вессельман, Энди Уорхол и другие…
Andy Warhol | Roy Lichtenstein | Tom Wesselmann | Robert Rauschenberg | Claes Oldenburg |
‹ Экспрессионизм Вверх Постэкспрессионизм ›
Политический поп | Тейт
Художественный термин
Художественное движение политическая поп-музыка возникло в Китае в 1980-х годах и объединило западный поп-арт с социалистическим реализмом для создания произведений искусства, ставящих под сомнение политический и социальный климат быстро меняющегося Китая
Ван Гуанъи Великая критика — Coca Cola 1994
Политическая поп-музыка была частично ответом на безудержную модернизацию страны, но также была способом примириться с культурной революцией.
Банальность поп-музыки и полуиронический подход к капитализму в сочетании с пропагандистскими образами эпохи председателя Мао позволили художникам бросить вызов господствующему в Китае отношению к искусству. В таких работах, как « Blue Mao » Ли Шаня, упоминаются трафаретные портреты китайского лидера Энди Уорхола, а в « Great Criticism — Coca Cola» Ван Гуанъи изображал китайских рабочих в стиле соцреализма, рисующих вывеску Coca Cola.
Критики политической поп-музыки утверждают, что движение не в полной мере участвует из-за своей стратегии имитации пропаганды и потребительского дискурса. Художников также обвиняют в использовании стереотипов для удовлетворения спроса западного рынка.
Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.
Поп-арт — направление в искусстве, возникшее в 1950-х годах и достигшее расцвета в 1960-х годах в Америке и Великобритании и черпающее вдохновение из источников популярной и коммерческой культуры. Различные культуры и страны внесли свой вклад в движение в 1960-х и 1970-х годах
Форма современного реализма, введенная в России Сталиным после его прихода к власти после смерти Ленина в 1924 году, характеризующаяся в живописи строго оптимистичными картинами советской жизни, написанными в реалистическом стиле
изучить этот термин
Художественное движение «политическая поп-музыка» возникло в Китае в 1980-х годах и объединило западный поп-арт с социалистическим реализмом для создания искусства, ставящего под сомнение политический и социальный климат быстро меняющегося Китая
избранных художников в коллекции
1928–1987
1923–1997
1935 г. р.
1928 г.р.
избранное произведение из коллекции
политическая популярность в Тейт
Вааам! Поп! Капоу! Это поп-арт, но не такой, как вы его знаете
Энди Уорхол 1928–1987 | Тейт
1 работа Энди Уорхола
Просмотр по записиБиография
Энди Уорхол (род. Эндрю Уорхола-младший ; 6 августа 1928 — 22 февраля 1987) был американским художником, кинорежиссером, продюсером и ведущей фигурой в движении поп-арта. Его работы исследуют взаимосвязь между художественным самовыражением, рекламой и культурой знаменитостей, которая процветала в XIX веке.60-х годов и охватывают различные средства массовой информации, включая живопись, шелкографию, фотографию, кино и скульптуру. Некоторые из его самых известных работ включают шелкографию Банки супа Кэмпбелла (1962) и Диптих Мэрилин (1962), экспериментальные фильмы Империя (1964) и Девочки Челси (1966), а также мультимедийные мероприятия. известный как Exploding Plastic Inevitable (1966–67).
Уорхол родился и вырос в Питтсбурге и изначально сделал успешную карьеру коммерческого иллюстратора. Выставив свои работы в нескольких галереях в конце 1950-х годов он начал получать признание как влиятельный и противоречивый художник. Его нью-йоркская студия The Factory стала известным местом сбора выдающихся интеллектуалов, трансвеститов, драматургов, богемных уличных людей, голливудских знаменитостей и богатых покровителей. Он продвигал коллекцию личностей, известных как суперзвезды Уорхола, и ему приписывают вдохновение для широко используемого выражения «15 минут славы».
В конце 1960-х он руководил и продюсировал экспериментальную рок-группу The Velvet Underground и основал Интервью журналу . Он является автором множества книг, в том числе Философия Энди Уорхола и Понизм: Шестидесятые Уорхола . Он открыто жил как гей до движения за освобождение геев. В июне 1968 года его чуть не убила радикальная феминистка Валери Соланас, которая застрелила его в своей студии. После операции на желчном пузыре Уорхол умер от сердечной аритмии в феврале 1987 года в возрасте 58 лет в Нью-Йорке.
Уорхол был героем многочисленных ретроспективных выставок, книг, художественных и документальных фильмов. Музей Энди Уорхола в его родном городе Питтсбурге, в котором хранится обширная постоянная коллекция произведений искусства и архивов, является крупнейшим музеем в Соединенных Штатах, посвященным одному художнику.