Постконструктивизм | Архитектурные стили
Постконструктивизм – это переходный архитектурный стиль, существовавший в СССР в 1930-е годы и являвшийся типичным для ранней сталинской архитектуры довоенного периода.
Термин «постконструктивизм» был придуман видным советским исследователем архитектуры Селимом Хан-Магомедовым для описания архитектурного направления, которое возникло, когда некоторые сторонники авангарда перешли в стан сталинского неоклассицизма.
Хан-Магомедов датирует постконструктивизм 1932-1936 годом, однако затяжной характер строительства объектов и необъятные масштабы страны стали причиной того, что этот стиль сохранялся в архитектуре СССР вплоть до 1941 года.
Существование данного направления не вызывает сомнений, однако попытка вышеназванного автора объяснить его эволюцию скорее как естественный процесс внутри сообщества архитекторов, нежели как результат политического диктата со стороны партии и государства, является весьма спорным.
Точка зрения Хан-Магомедова
– Исторический контекст
В 1932-1933 году, в ходе проведения конкурса на лучший проект Дворца Советов в Москве, государство направило архитекторам ясный сигнал о том, что эпоха экспериментов прошла, и вновь возводимые здания должны соответствовать классическому канону.
В то время в советском архитектурном сообществе выделялись 3 поколения мастеров:
– зрелые неоклассики (возраст большинства из них составлял от 50 до 70 лет), такие как Алексей Щусев, Иван Фомин и Иван Жолтовский. Наличие прекрасного образования и профессионального опыта являлось залогом успеха их работы в любом стиле, будь то модернизм, неоклассицизм или конструктивизм;
– более молодые представители авангарда (рационалисты и конструктивисты). При этом мало кто из конструктивистов, кроме братьев Весниных, обладал опытом работы до Первой мировой войны, которая, как и разразившиеся вслед за ней революции 1917 года и Гражданская война, привела к приостановке на целое десятилетие (с 1914 по 1926 год) всякого нового строительства в стране.
В 1927-1929 году архитекторы Николай Ладовский, Моисей Гинзбург и Илья Голосов, которые прежде были теоретиками, отказались от публичных дискуссий и занялись практической застройкой и планировкой городов. В итоге к 1933 году за их плечами было не более 7 лет практического опыта, а сами они лишь вступали в пору творческой зрелости;
– и, наконец, студенты Пролетарской школы («выпускной класс 1929 года»), члены Всесоюзного объединения пролетарских архитекторов (ВОПРА) Аркадий Мордвинов и Каро Алабян. Обученные ведущими конструктивистами в стиле так называемого «стерильного авангарда», они были полными дилетантами в области классического наследия и не имели никакого практического опыта, но компенсировали этот пробел своими левыми политическими нападками и обвинениями, в частности, кампанией травли архитектора Ивана Леонидова.
– Версия зарождения стиля
Согласно теории Хан-Магомедова, у истоков постконструктивизма стояли Иван Фомин и Илья Голосов. Они пришли к единому стилю с двух противоположных направлений – из стана конструктивизма, с одной, и неоклассицизма, с другой стороны.
Концепция Фомина, просто и наглядно воплощённая в форме возведённых в Москве сооружений из стали и гранита (Дом общества «Динамо»), была абсолютно понятна даже неопытным молодым архитекторам, которые считали этот период самодостаточным в культурном плане.
В 1933-34 году Голосов публично отрёкся от авангарда. Он вернулся в стан неоклассицизма, пытаясь при этом избегать прямого заимствования атрибутов классики. К примеру, вместо традиционных круглых колонн он использовал квадратные. Узкие квадратные колонны без капителей стали фирменной особенностью зарождающегося стиля.
Участвуя в публичных дизайнерских конкурсах, Голосов демонстрировал свой стиль многочисленным последователям.
– Определение концепции стиля
Хан-Магомедов определил постконструктивизм как набор неоклассических форм без свойственной неоклассицизму детализации.
Чтобы отличаться от представителей чистого ревивализма, Голосов и его последователи намеренно использовали вместо традиционных исторических деталей (колонн, капителей, фризов и карнизов) свои собственные наработки. При этом их здания в основном отвечают правилам классицизма и, как правило, отличаются совершенной симметрией.
– Объяснение достигнутого признания
На руку постконструктивизму сыграла естественная отрицательная реакция общества как на авангард, так и на классическую эклектику, в частности, то, что он ассоциировался у публики с новыми, но при этом в меру большими зданиями, отвечавшими вкусам провинциальной советской элиты. Ещё одним преимуществом нового стиля в эпоху тотального нормирования было то, что в отличие от конструктивизма он сводил к минимуму использование стали и цемента, предписывая возврат к примитивной кирпичной кладке с деревянными полами и перегородками. По мнению Хан-Магомедова, именно этим можно объяснить распространение постконструктивизма в 1930-е годы.
– Версия конца стиля
К 1936 году левые по своим политическим взглядам представители «выпускного класса 1929 года», молодые поставангардисты (Мордвинов и Алабян) приобрели определённый практический опыт проектирования. Но у этих архитекторов совершенно отсутствовало классическое образование, которым обладали старые конструктивисты. Недостаток навыков не позволял им придумать свою собственную реализацию классического наследия, они были способны лишь копировать чужие творения.
В итоге, схоронив своих учителей-авангардистов, Мордвинов и Алабян переметнулись в стан чистого неоклассицизма. Молодые архитекторы не могли остановиться на постконструктивизме, так как в отличие от Голосова и Фомина не обладали новаторским даром. Между тем в 1936 году умер Фомин, да и Голосов к тому времени уже отошёл от дел, освободив дорогу молодым.
Представители другой группы молодых архитекторов, стремящихся получить академическое образование, прослушали курс лекций Жолтовского и других неоклассиков старого поколения. Но и они миновали стадию постконструктивизма и напрямую перешли к канонам сталинской архитектуры. К тому времени их пожилые наставники всё ещё работали и пользовались поддержкой государства. Но они уже не испытывали необходимости изобретать какие-то новые формы или элементы стиля. Работы над постконструктивистскими проектами продолжались ещё несколько лет, но Великая Отечественная война окончательно поставила крест на этом стиле.
Критика точки зрения Хан-Магомедова
– Критика оценки роли государства
Такие авторы, как Дмитрий Хмельницкий, признают ценность исследований Хан-Магомедова, касающихся архитектуры 1920-х и 1930-х годов, но категорически не согласны с ним в вопросе происхождения и эволюции ранней сталинской архитектуры, а также конца конструктивизма.
Хан-Магомедов лишь вскользь упоминает роль государства (или лично Иосифа Сталина) в тех событиях, преподнося конец авангарда как результат естественной эволюции внутри сообщества профессиональных архитекторов. Он признаёт тот факт, что архитекторами того времени манипулировали молодые представители «выпускного класса 1929 года», но не исследует силы, которые формировали и направляли их нападки. Хан-Магомедов ни слова не говорит о личном влиянии Сталина и о нараставшей волне политического террора. Он обстоятельно обсуждает политические нападки 1929-1931 года со стороны ВОПРА, однако не упоминает того факта, что они являлись частью широкомасштабной государственной кампании.
Хмельницкий обобщает все эти факты тезисом о том, что «постконструктивизм был порождением террора». По его мнению, наличие следов конструктивистского стиля в постконструктивизме 1930-х годов является признаком колебаний, а не традиции. Конструктивизм оказался под запретом, но никто не объяснил его представителям, что же делать в сложившейся ситуации, и это привело к архитектурной патологии. Попытка провести параллели с Европой бесполезна. Там не было ничего подобного, даже нацистской архитектуре далеко до сталинской.
– Уточнение, касающееся влияния стиля ар-деко
Постконструктивизм тесно перекликается с советскими направлениями ар-деко. Некоторые примеры ар-деко, например, Библиотеку имени В.И. Ленина в Москве (ныне Российская государственная библиотека), построенную в 1934 году по проекту Владимира Щуко, можно ошибочно отнести к постконструктивизму. В действительности же Щуко был опытным неоклассиком, и «Ленинка» представляла собой попытку внести некоторую дифференциацию в пролетарскую классику средствами ар-деко.
Таким образом, ситуация внутри архитектурного сообщества была даже более неоднородной, чем в описании Хан-Магомедова.
Постконструктивизм в наши дни
– Информирование общественности и борьба за сохранение объектов
Широкая общественность мало знакома с концепцией постконструктивизма. К примеру, агенты по недвижимости классифицируют здания, построенные в этом стиле, как ранние «сталинки». В Москве такие постройки постепенно сносятся или полностью перестраиваются. За редкими исключениями снос постконструктивистских зданий происходит незаметно даже для защитников памятников архитектуры.
– Реконструкция зданий
Должное восстановление зданий, построенных в стиле постконструктивизма, связано с большими трудностями. Сами строения имеют непрочную конструкцию, и часто требуется их полный снос.
Ярким примером является реконструкция здания московской школы № 518, спроектированного в 1933 году Иваном Звездиным и построенного в 1934 году. Это – единственное сооружение в стиле постконструктивизма, внесённое в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Здание школы было реконструировано и сдано в эксплуатацию в 2003 году.
– Возрождение стиля
Новые постройки этого стиля встречаются редко. Одним из примеров его использования в наши дни является проект жилого комплекса «Преображенская застава» в Москве, завершённый в 2003 году.
Кроме того, российские архитектурные агентства занимаются проектированием загородных домов, внешняя форма которых соответствует стилю настоящего постконструктивизма.
Постконструктивизм: как советские архитекторы переучились по команде Сталина
Исследователь архитектуры Семен Широчин на примере киевских домов рассказывает про короткий, но очень важный период в советской архитектурной истории – постконструктивизм.
Постановление на съезде партии большевиков «О перестройке литературно-художественных организаций» 1932 года дало старт изменениям, в результате которых в СССР был сформирован новый стиль – сталинский классицизм.
Новые требования подразумевали необходимость обратиться к мировому классическому наследию и переосмыслить его для использования в советской архитектуре. Требования диктовались «эстетическими потребностями советского человека», но в условиях, когда будущий житель дома не был заказчиком или покупателем, эстетические потребности определялись за него.
Однако, моментально изменить стиль одним лишь постановлением невозможно. Нужно показать и научить архитекторов следовать стилю, образцы которого ещё не сформированы. В начале 1930-х в СССР было два архитектурных поколения: старшее, имеющее опыт работы со многими стилями, в том числе с конструктивизмом, и молодое, имеющее опыт работы только с конструктивизмом. Если старшее поколение могло без особых проблем изменить свой стиль, то молодому предстояло освоить классическое архитектурное наследие. Смена стиля не могла быть моментальной ещё по одной причине, изначально неясна была глубина стилистических перемен. Нужно просто добавить колонны и симметричные фасады к конструктивистским зданиям, или начать копировать форму античных храмов и палладианских палаццо? В условиях тоталитарной архитектуры действовать приходилось осторожно. Можно было попасть под огонь разрушительной критики. Ведь ещё несколько лет назад сторонников классической архитектуры обвиняли в «архаизме» и «украшательстве», в некоторых случаях даже происходили аресты. Но и «перестараться» в погоне за декоративными элементами было нежелательно.
Поэтому стилистический переход происходил постепенно. Пока молодые архитекторы осваивали классические элементы, старшие – постепенно возвращались к классической архитектуре. Некоторые архитекторы сразу вернулись к классицизму, другие же эволюционировали постепенно. Стиль этого переходного периода получил название постконструктивизм. Термин введён Селимом Хан-Магомедовым, одним из наиболее серъёзных исследователей архитектуры авангарда. Хан-Магомедов определяет границы постконструктивизма 1932-1936 годами.
Почему важно отделять постконструктивизм от конструктивизма и выделять его, как отдельный стиль? Несмотря на внешнюю схожесть и множество конструктивистских элементов, присутствующих в постконструктивизме, эти два стиля имеют принципиальные различия. Если для конструктивизма характерна эстетика функции, в постконструктивизме появляются декоративные элементы, недопустимые самой философией конструктивизма. Наличие хотя бы одного декоративного элемента перечёркивает эстетику функции, что сразу же позволяет отнести здание к стилю постконструктивизма.
Постконструктивистские сооружения можно условно разделить на два типа. К первому относятся конструктивистские проекты, «одетые в футляр» декоративных элементов. Чаще всего это применялось к домам, которые уже были спроектированы или начали строиться. Поэтому планировка зданий, размеры окон и общая горизонтальность максимально близки к конструктивизму.
Ко второму типу относятся творческие эксперименты. В ряде случаев успешные и выразительные здания создавались с использованием, казалось бы, взаимоисключающих элементов.
Особенности КиеваПоскольку Киев до 1934 года не имел столичного статуса, стилистические изменения сюда приходили с задержкой. Несмотря на призывы в прессе к торжественной и радостной архитектуре, которые появляются уже в 1933 году, до решения о переносе столицы УССР в Киеве продолжали строить конструктивистские здания. Это видно по домам, введённым в эксплуатацию в 1933-1934 годах. В проектах архитектора Алёшина декоративные элементы начинают прослеживаться, начиная с 1933 года. При реализации большей части этих проектов декоративные элементы были отброшены.
Для Киева постконструктивизм характерен для домов 1934-1937 годов постройки, спроектированных в 1934-1935 годах. Ряд домов, спроектированных в 1933 году, в процессе сооружения были переработаны с добавлением декоративных элементов.
В Киеве постконструктивизм практически полностью представлен жилыми домами. Многие изначально были спроектированы в стиле конструктивизм, но их архитектура перерабатывалась в сжатые сроки, либо уже в ходе строительства. Поэтому многие из них «одеты в футляр» декораций, хотя планировка и пространственное решение этих домов ближе к конструктивизму.
Перенос столицы привёл к необходимости сооружения ряда правительственных зданий. Был оглашён конкурс Правительственного центра УССР, который растянулся на три тура. Конкурс имел столь высокое имиджевое значение, что использование элементов конструктивизма здесь исключалось. Нужен был монументальный классицизм. Конструктивистские и постконструктивистские проекты, поданные на первый тур, были раскритикованы и в каждом следующем туре их ставало всё меньше. Окончательное решение было утверждено в пользу стиля классицизм.
Среди прочих административных зданий был разработан ряд постконструктивистских проектов (здания на улице Лютеранской, 28 и Богдана Хмельницкого, 38). Однако, они сооружены с отличиями от разработанных проектов и максимально приближены к классицизму.
Постконструктивизм присутствует в ряде проектов общественных учреждений (института ботаники, института физики, еврейского театра), однако эти здания либо останутся нереализованными, либо проекты будут переработаны в стиле классицизма.
Мастера стиляК сожалению, до нас дошли имена не всех архитекторов, творивших в Киеве в стиле постконструктивизма. Однако, авторы наиболее представительных зданий известны – их имена упоминались в прессе и литературе, присутствуют на чертежах и эскизах.
Иосиф Каракис работал с разными стилями, от конструктивизма и до ампира с элементами украинского барокко, однако именно ему принадлежит авторство нескольких выдающихся постконструктивистских зданий в Киеве. Каракис не обшивал изначально конструктивистские здания «футляром» декораций, а создавал новые формы и образы, в которых создавались оригинальные проекты. К ним относится ряд домов Киевского военного округа, сооружённых на Липках и в Верхнем городе.
Дом, спроектированный архитекторами Каракисом и Сазанским
Архитектор Николай Холостенко относился к молодому поколению архитекторов, постепенно осваивавших классическую архитектуру. В своей работе он добавлял декоративные элементы к уже спроектированным конструктивистским зданиям. Если в Доме специалистов на проспекте Победы был сооружён фриз, то в другом проекте Холостенко – доме госучреждений на углу Крещатика и Хмельницкого, проект «обшивания» уже строящегося здания не помог. Практически достроенный дом был разобран, а на его месте сооружили здание ЦУМа.
Архитектор Василий Онащенко, изначально работавший со стилем конструктивизм, также постепенно осваивает классическое наследие. При строительстве жилого дома кооператива «Ленинка» на улице Институтской, к ряду конструктивистских корпусов, построенных в 1930-1932 годах, пристраивается фрагмент, выходящий фасадом на улицу Институтскую.
Также Василий Онащенко разрабатывает проект Наркомата совхозов на Хмельницкого, 38, который в сильно изменённом виде реализуют в 1934 году. Это будет первое административное здание, построенное в столичном Киеве.
Ещё одним проектом, построенным в стиле постконструктивизма в соавторстве с архитекторами Богуславским и Корбиным, стал жилой дом Наркомвнуторга на Ярославовом Валу, 19.
Архитектор Павел Савич, известный по совместному с Каракисом участию в строительстве конструктивистского здания ресторана «Динамо», также оставляет за собой ряд постконструктивистских построек. Наиболее известным из его сооружений является Дом Облмилиции на углу Крутого спуска и Круглоуниверситетской. Менее известным творением является дом Главного управления милиции на углу улиц Гончара и Рейтарской. Архитектор Савич был репрессирован, поэтому об авторе много информации нет.
Архитектор Прицкер известен по довоенной застройке ДВРЗ, осуществлённой в середине 1930-х. На улице Алма-Атинской по его проектам было сооружено четыре четырехэтажных жилых дома в стиле постконструктивизма. Повреждённые во время войны, три из них были отремонтированы с изменением стиля – в моде был сталинский ампир. Четвёртый дом (Алма-Атинская, 115) сохранил свой первоначальный вид, однако сейчас стоит заброшенным и разваливается. Дальнейшая судьба архитектора неизвестна, его имя не встречается в других источниках.
Творческая деятельность архитектора Георгия Любченко состоит из двух известных реализованных проектов – жилого дома НКВД на улице Богомольца и дома инженерно-технических работников на улице Дарвина. Другой проект архитектора – жилой комплекс трикотажной фабрики, занимающий целый квартал и состоящий из жилого дома, общежития и яслей, не был реализован.
Георгий Любченко имеет заслуги не только, как строитель, но и как исследователь. Его научная деятельность связана с проблемами инсоляции в сооружениях, что в те времена было важным аспектом проектирования.
Киевское наследие
В Киеве существует около 80 зданий в стиле постконструктивизм. Среди них, как малоизвестные и невыразительные сооружения на периферии, так и узнаваемые здания в центре города.
Дом Специалистов (проспект Победы, 30)архитектор Холостенко, 1933-1934 годы
Дом Специалистов изначально был спроектирован в стиле конструктивизм, но в 1934 году проект минимально переделали. Над центральной частью фасада добавили фриз на тему процесса труда в различных отраслях промышленности. Этот дом может быть образцом, как конструктивистский проект становится постконструктивистским благодаря наличию единственного декоративного элемента.
Дом инженерно-технических работников (улица Дарвина, 5)Георгий Любченко, 1934-1935 годы
Один из лучших примеров постконструктивизма в Киеве – дом ИТР на улице Дарвина. Спроектированный в 1934 году в стиле конструктивизм, позже был одет в «футляр». Изменилась форма окон, ленточные окна на закруглённом углу были разделены на отдельные двустворчатые, вокруг которых появились массивные рамки. Сверху над зданием появилась сугубо декоративная надстройка. Сплошное остекление лестниц было также разделено на отдельные рамы.
Дом Транссигнала (улица Петлюры, 3)архитектор Таций, 1934 год
В жилом доме завода Транссигнал архитектор Таций экспериментирует с фасадом – конструктивистская горизонтальность и сочетание объёмов здесь соседствуют с пилястрами, порталами и балюстрадой. Первый этаж оформлен как цоколь, что даёт зданию ощущение массы. Первоначальный проект также предполагал наличие скульптуры над цокольным этажом на углу здания.
Дом Облмилиции (улица Круглоуниверситетская, 2)архитектор Савич, 1934 год
Построенный в 1934 году, дом являет собой интересный пример постконструктивизма, будто состоит из нескольких частей. Угловая часть подчёркнута парадной лестницей и надстройкой, окна вытянуты вверх. Также угловая часть не скруглена, как это часто используется в конструктивизме. Фрагменты здания вдоль улиц Круглоуниверситетской и Крутого спуска более характерны для конструктивизма – имеют широкие окна, объёдинённые с балконной дверью единой рамой.
Дом КВО (улица Мазепы, 3-5)архитектор Каракис, 1934-1940 годы
Одним из наиболее известных домов Киева межвоенного периода становится дом Киевского военного округа, доминирующий над Арсенальной площадью. Грамотная проработка объёмов в сочетании с иерархичностью секций создают высотный силуэт, характерный для сталинских высоток. При этом дом, будучи одним из наивысших, построенных в 1930-х, и со стороны Арсенальной площади воспринимающийся, как высотное здание, не портит панораму правого берега со стороны Днепра. Другой интересной особенностью является то, что для монументальности здания практически не использованы классические декоративные элементы, мощь силуэта достигается соотношением объёмов секций.
Дом НКВД ( улица Богомольца, 7\14)архитектори Любченко, Зинченко, 1934-1935 годы
Архитекторы Любченко и Зинченко соорудили самый длинный дом межвоенного периода, протяженностью 450 метров с 21 подъездом. Дом имеет как конструктивистское скругление угла, так и арку в курдонере с высеченными над ней узорами и годами постройки дома.
Дом командиров авиачастей (улица Авиаконструктора Антонова, 2 к.8)архитекторы Жуков, Шулькевич, Морозов, 1934 год
Уступая дому НКВД, дом командиров авиачастей имеет протяженность 310 метров. В оформлении фасада сочетаются пилястры, квадратные полуколонны и круглые конструктивистские окна. Угол дома подчёркнут допольнительным этажом, а первый этаж оформлен, как цоколь и утяжелён тёмно-серым цветом краски. Сплошное стекление лестниц также разделено на фрагменты, подчёркнутые массивными рамами.
Дом Укрмясотреста (улица Костёльная, 10)архитектор Михаил Гречина, 1937 год
Один из наиболее поздних домов в стиле постконструктивизм был построен архитектором Михаилом Гречиной для «Укрмясотреста». Здесь от конструктивизма осталось немного элементов, но общий вид дома ещё можно отнести к постконструктивизму: сплошное стекление лестниц сочетается с полуколоннами и статуями (утраченными в 1990-х). На последнем этаже низкие окна почти конструктивистской конфигурации. Первый этаж оформлен, как цоколь, но только в центральной части фасада. В прессе 1937 года звучала критика дома из-за неудачных планировочных решений.
Дом КВО (Георгиевский переулок, 2)архитекторы Каракис, Сазанский, 1934-1936 годы
Ещё одним интересным представителем постконструктивизма является дом сотрудников военного округа в Георгиевском переулке. Изначальный проект здания предполагал асимметричное решение и статуи на крыше. Однако, как и многие проекты того времени, в итоге был сооружён без скульптур. Во время войны здание было повреждено. Современный вид оно приобрело уже во время послевоенной реконструкции. Тогда была добавлена ныне демонтированная угловая башня.
ИтогиПостконструктивизм уникален не только сочетанием элементов противоположных по своей философии стилей, но и обилием экспериментальных решений. Именно в середине 1930-х наблюдается максимальное разнообразие творческих приёмов, постепенный отбор которых приведёт к созданию стабилизированного классического стиля в конце 1930-х. Поэтому, несмотря на переходной характер стиля, его вклад в архитектурное наследие представляет ценность.
Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 8 років та 275 днів. За цей час ми опублікували 20537 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
Підтримати | Хто ми такі?
Найпопулярніше за тиждень
На грани авангарда и постконструктивизма
Объект
Многоликий грот Это, казалось бы, маленькое, ничем не примечательное, полуразрушенное и даже не очень древнее здание – Грот в саду Баумана – было восстановлено архитектурной компанией «Народный архитектор» со всей тщательностью, присущей памятнику наследия. Они сохранили романтическую привлекательность руин, добавили мультимедийный контент и исследовали каскадный фонтан, который, как оказалось, полностью сохранился. Приготовьтесь к длинной истории!Отзыв
Гюстав Фальконье В «руинном» крыле Московского архитектурного музея открыта выставка «стеклянных кирпичей» Гюстава Фальконье. Эти «кирпичики» по сути являются предшественниками стеклоблоков, но более сложными и красивыми. Выставка показывает настоящие «кирпичи», здания из них, историю уничтожения окон Falconnier в здании Государственного архива, а также стала одной из причин возрождения этой уникальной технологии производства.Объект
Оптимизация для городских каньонов Степан Липгарт спроектировал два дома на двух небольших земельных участках, расположенных в районе Варшавского вокзала, который сейчас интенсивно застраивается. Сайты расположены близко, но не рядом друг с другом, и они разные, но похожие: тема одна, но трактуется по-разному. В этом выпуске мы рассматриваем и сравниваем оба проекта.Объект
Восточная граница «Восточная дуга» — один из основных земельных ресурсов развития Казани, сосредоточенный в руках одного собственника. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного развития этой территории на основе аналитической транспортной модели, которая позволит создать комфортную среду обитания, новые центры притяжения, а также новые рабочие места. Объект Школа нашего времени В преддверии презентации новой книги ATRIUM, посвященной проектированию школ и других учебных заведений, на основе значительного опыта архитекторов, а также экспертных оценок, мы рассматриваем здание школы Quantum STEM, построенное по свой проект в Астане. Кроме того, это здание планируется первым открыть новую сеть. Архитекторы спроектировали его в полном соответствии с современными стандартами, но иногда от них отступали – лишь для подтверждения общих правил застройки. Например, в атриуме есть два амфитеатра, а во дворе есть искусственная горка, призванная сделать равнинную казахстанскую степь более насыщенной.Результаты конкурса
Объект
Кристалл городского квартала Типология и пластика крупных жилых комплексов шагают в ногу со временем, и порой в рамках, казалось бы, привычных решений можно найти новые тонкости. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, образуя гигантский жилой район, состоящий из высоких стройных башен, размещенных по периметру большого двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных променадов.Объект
Арт-деко на краю космоса Конкурсный проект Степана Липгарта — элитный жилой комплекс в стиле сдержанного классицизма в непосредственной близости от Калужского музея космонавтики — одинаково хорошо отвечает контексту и заданию заказчика. Он в меру респектабелен, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюдать строгие ограничения по высоте, не теряя при этом пропорций и масштаба.Объект
Иду, Иду, Ухожу! Жилой комплекс «Композиторская резиденция» построен по проекту Сергея Скуратова, победившего в международном конкурсе еще в 2011 году. Все началось с поиска образа и «отрезания всего лишнего», а затем воплощения в жизнь узнаваемого скуратовского архитектура. Кончилось все, однако, сносом корпусов завода Шлихтермана, консервация которых была предусмотрена всеми соответствующими органами еще до утверждения проекта Скуратова. Этот рассказ кажется познавательным и важным для понимания истории всех одиннадцати лет, в течение которых проектировался и строился комплекс.Объект
Жизнь железа Здание Выксунского металлургического музея, спроектированное Никитой Явейным и Сергеем Падалко, предусматривает естественное старение металла – предполагается, что железо будет постепенно ржаветь – при этом используется усовершенствованный тип конструкции, основанный на способности металла потягиваться. Здание будет построено из труб и металлопроката, поставляемых компанией ОМК, а также из вторичного кирпича.Объект
И ручей течет ASADOV Architects разработали мастер-план развития жилого массива на окраине Калининграда: регулярная сетка кварталов обогащается масштабными общественными объектами, главной «артерией» нового района становится фортификационный канал, который восстанавливает свой первоначальный вид. функция.Объект
Поехали! Новый терминал томского аэропорта проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают развивать его индивидуальность, строя образы на изобретениях Николая Камова, имя которого носит аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как всегда, паряще.Объект
Максимальная гибкость Multispace Dinamo, недавно открывшийся в бизнес-центре «Арена», — пример проекта, полностью основанного на передовых подходах и технологиях. Он управляется через мобильное приложение, для него создано специальное программное обеспечение, а пространства не просто многофункциональны, а тщательно перемешаны, как некий пазл, который позволяет офисным работникам смешивать свои рабочие будни для большей эффективности.Объект
Путь фабрики На прошлой неделе в новом центре конструктивистских исследований «Зотов» открылась первая выставка «1922 год. Конструктивизм. Начало». Идея создания этого центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов и приспособление здания хлебозавода под новую музейную функцию архитектор делал совместно с коллегами из SPEECH. Мы решили, что такой сложный проект нужно рассматривать целиком — так и появился этот лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, инновациях, многослойности и надежде.Объект
Савеловская ось Деловой центр, расположенный прямо посреди крупного городского узла рядом с Савеловским вокзалом, берет на себя роль пространственной оси, на которой держится все пространство: он закручивается по спирали, чередуя идеальное стекло ярусов и глубокие углубления межъярусных перекрытий, скрывающие придуманные архитекторами окошки. Он скульптурный и претендует на роль новой городской достопримечательности, несмотря на относительно небольшую высоту в девять этажей.Обзор
Параметрические волны В жилом комплексе Sydney City, который ФСК Групп строит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировала центральный квартал города, сочетая в своей архитектуре параметрические фасады и модульные технологии.Объект
Мультитон Новый интерьер штаб-квартиры Action Development можно рассматривать как попытку создать идеальный «дом» для компании — не просто удобный, но транслирующий ценности современного развития. Он откликается на контекст, но построен на контрасте, он свеж, но уютен, он динамичен, но при этом располагает к отдыху — все это сосуществует здесь достаточно гармонично, наверное, потому, что архитекторы нашли подходящее место для каждого из элементов. темы.Посмотреть
Уточнение больше не актуально На днях журналистам показали здание Хлебзавода №5, отреставрированное по проекту Сергея Чобана. В этом номере мы публикуем мысли Григория Ревзина об этом проекте.Объект
Гребень Стрельны В этом выпуске мы подробно рассмотрим проект, получивший премию «Хрустальный Дедал», — жилой комплекс «Верен Вилладж» в Стрельне, спроектированный Остоженкой. Его малоэтажный формат стал поводом для типологических и морфологических экспериментов – вроде бы, мы видим узнаваемые тренды, но в то же время есть множество тонкостей, в которые приятно вникнуть. Детально изучив этот проект, мы считаем, что награда заслуженная.Объект
Тектонический сдвиг Вот уже несколько лет Futura Architects работает с жилым районом «Новый Питер» на юге Санкт-Петербурга. В этой статье мы расскажем об их последнем проекте — доме, в котором архитектурные идеи архитекторов мирно уживаются с ограничениями жилья комфорт-класса, создавая очень привлекательный для данной типологии эффект «многослойности».Отчет
Три «зеленых» истории В этом выпуске мы рассматриваем три экологических городских проекта, представленных Институтом Генплана Москвы на фестивале «Зодчество». Масштабы проектов действительно разнообразны: от сбора информации и предложений от жителей в масштабе города до выращивания луговой травы между домами до картин, которые, как оказалось, обладают способностью лечить деревья, залечивая их израненную кору. + список видов растений, произрастающих в Москве в помощь разработчику.Новости
Плиты Багратиона. Анонсировано строительство нового небоскреба по проекту SPEECH в комплексе Москва-Сити. Внимательный наблюдатель увидит в нем: московские высотки, чикагскую архитектуру, архитектон Малевича и попытку деконструкции целостного образа московского небоскреба – прием, активно применяемый архитекторами в последних работах.Объект
Сохранение истории чистых прудов Как сделать комфортный элитный жилой комплекс, отвечающий современным требованиям к дорогому жилью в центре города, и при этом сохранить как можно больше оригинальных 1915 здание, как это возможно? Илья Уткин совместно со Sminex разгадал эту шараду для Потаповского переулка, 5 – вот как.Объект
Жизнь в лесу Жилой комплекс в Рощино, спроектированный архитекторами GAFA, очень похож на глэмпинг: жители наслаждаются нетронутой природой Карельского перешейка, имея при этом городские удобства и возможности для социальной жизни.Послереволюционная — Русская архитектура
Определение и предыстория
Конструктивизм был первой в истории попыткой коммунистической архитектуры: Россия, наконец, использовала самые современные технологии, чтобы продвинуть свое здание в современный мир. Под влиянием русского футуризма этот стиль отличается использованием кубизма для определения абстрактных концептуальных конструкций: изменение традиционного представления о советской русской архитектуре как о жесткой и безжизненной.
ASNOVA/Rationalism Period
Архитектура все еще яростно преследовалась Советами после революции, несмотря на бедственное положение страны. Первой попыткой стала Ассоциация новых архитекторов (ASNOVA) под влиянием гештальта, ответственная за абстрактные горизонтальные небоскребы Wolkenbugel, изображенные ниже. Другие примеры можно найти в популярном фантастическом фильме «Аэлита», в государственном нэповском универсальном магазине «Моссельпром» и в современных офисах массовой печати.
Горизонтальные небоскребы
Архитектура OSA
Еще один более холодный технологический подход был впервые предложен Организацией современных архитекторов (OSA). Сильной стороной группы был дизайн государственного жилья, вдохновленный функционализмом и Эрнстом Мэем. Среди них наиболее известны Коммунальный дом Текстильного института Ивана Николаева и Дом Наркомфина Гинзбурга (на фото ниже). Однако Гинзбург раскритиковал философию стиля, заявив, что изменение было просто таким же: обращение с жильем рабочих так же, как с буржуазными квартирами
Повседневная/разная архитектура периода
Конец 1920-х ознаменовался внедрением конструктивистской архитектуры в рутинную советскую архитектуру, расцвет которой при НЭПе, включая гигантский комплекс Госпрома (на фото ниже) в Харькове как государственное здание. Конструктивисты пытались внедрить в повседневную жизнь странный, авангардный стиль. Новое преобладание стиля вдохновило традиционных архитекторов, таких как Иван Жолтовский , включить конструктивизм в свои работы и стать выдающимися конструктивистами самостоятельно. Некоторые работы даже были показаны в современных фильмах, таких как «Генеральная линия».
Влияние на Запад
Контакты русских архитекторов в Западной Европе привели к тому, что многие архитекторы этого региона с гордостью называли свои работы конструктивистскими. Западноевропейская школа Новой Объективности, не зная социального и философского контекста этих архитектурных форм, восхищалась строгими углами и строгой геометрией архитектуры. Западный конструктивизм воплощен в Нидерландах: табачная фабрика Van Nelle (на фото ниже), созданная в то время, была номинирована на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Градостроительство
Несмотря на рост числа конструктивистских зданий в некоторых зданиях, а затем и в повседневной жизни, было мало конструктивистских городских планов или городов, где каждое здание было спроектировано таким образом. Скорее, нормой стала смесь конструктивистских элементов и традиционного стиля, которую поддерживали архитекторы конфликтующих школ.