Постмодерн архитектура: Архитектура постмодернизма — все самое интересное на ПостНауке

Стиль постмодернизм в архитектуре, фото – Rehouz

ReHouz Частная архитектура Архитектурные стили Стиль постмодернизм в архитектуре, фото

Ироничность и парадоксальность, отсутствие пафоса и признание своей вторичности – все это о постмодернизме, представители которого преподносят привычные формы в непривычном контексте и ратуют за то, что искусством может быть все.

Постмодернизм в архитектуре

История постмодернизма как архитектурного стиля началась в 70-х годах прошлого века. 15 июня 1972 года в Сент-Луисе, штат Миссури, когда взрывом был уничтожен квартал Прютт-Айгоу – образец авангардной архитектуры, воплощавший фундаментальные ценности модернизма и утопические идеи градостроительства: рациональность, функциональность и стерильность. 33 высотных здания из бетона и стекла, за проектирование которых Минору Ямасаки был удостоен награды Американского института архитекторов, постепенно приходили в запустение. Квартал превратился в гетто с высочайшим уровнем преступности.

Расселение жителей и череда организованных взрывов избавила власти от «головной боли». Вместе с кварталом был погребен модернизм.

Постмодернисты решительно отказались от однообразия, аскетизма и уныния в пользу образной архитектуры, учитывающей особенности пейзажей и придающей городам индивидуальность.
Производители строительных материалов также не стояли на месте и предлагали все более широкий перечень усовершенствованной продукции, позволяющей возводить более долговечные и прочные сооружения.

Основные черты и элементы стиля

Чтобы не перепутать постмодернизм с другим стилем, достаточно запомнить несколько следующих его особенностей:

  1. в отличие от модернизма, который отрицает все прошлое, постмодернизм трепетно относится к истории, помогает людям обрести связь с их корнями и почувствовать приятную ностальгию по прошлому.
  2. первая особенность постмодернизма стала следствием второй: его можно назвать ретро-стилем, поскольку архитекторы-постмодернисты активно используют элементы старых стилей и тяготеют к академизму.
    Такую черту постмодернизма еще определяют как традиционализм.
  3. для постмодернистов крайне важно, чтобы будущее здание максимально органично вписывалось в ландшафт и гармонировало с окружающей средой. Некоторые архитекторы специально выбирают для будущих строений оттенки максимально близкие к цвету почвы выбранного места.
  4. представители постмодернизма отказываются от принципа автономии, подразумевающего возведение изолированных построек на открытых пространствах. Вместо этого, они как бы заново осваивают городской ландшафт, вплетая в него новые композиции с учетом традиций, вкусов и мнения жителей.
  5. постмодернизм иррационален. Приверженцы этого стиля большое значение придают пространству и при проектировании часто обращаются к барокко и маньеризму, создавая нечто таинственное, наполненное и замысловатое.
  6. главная задача архитекторов – объединение в одно целое вкусов и ценностей обычных людей и профессионального архитектурного языка. Иначе говоря – воплощение двойного кода: традиционного и современного. Постмодернисты стремятся достигнуть гармонии между обыденной жизнью с её многочисленными клише и быстро меняющимся искусством, технологиями и модой.

Перечисленные особенности стиля повлияли на внешний облик зданий следующим образом:

  • архитектура выглядит гибридной;
  • фасад зданий часто внешне не связан с его внутренним устройством;
  • используются все виды декора: облицовка, декоративная кладка, рельеф, роспись, орнамент и другие;
  • возрождаются активные силуэты архитектурных объектов посредством отказа от плоских крыш и добавления фронтонов, мансард и щипцов разнообразных форм.

Кроме того, активно используются принципы исторического построения композиции:

  • соблюдение симметрии, пропорций и перспективы;
  • внешний вид глухих стен также прорабатывается – они могут сочетать различные фактуры, рельеф и цвета;
  • оконные и дверные проемы имеют огромное разнообразие форм и размеров.

Материалы

При строительстве зданий и домов в стиле постмодернизм, как правило, применяются бетон, стекло и металл – современные материалы, которые позволяют воплотить в реальность самые смелые архитекторские задумки. В качестве облицовочного материала часто используется декоративная плитка, натуральный камень, но на их месте вполне могут оказаться зеркала или трубы коммуникаций, вынесенные за пределы строения, и окутывающие его со всех сторон.

Проектирование

Спроектировать объект в рассматриваемом стиле сложно, поскольку перед архитектором стоит задача не просто «нарисовать» сколько-то квадратных метров спальни кухни и гостиной, а сделать здание особенным, «говорящим», но в то же время гармонично вписывающимся в ландшафт. Создание подобного архитектурного объекта требует не только умения точно производить расчеты, но также фантазии, смелости и понимания контекста окружающей среды. Профессионал построит не просто «коробку», он создаст нечто необычное, красивое и утонченное.

Постмодернизм в архитектуре — фото

Сейчас постмодернизм все еще не сформирован окончательно – он постоянно находится в поиске. Архитекторы и дизайнеры экспериментируют, играют с формами и материалами. Благодаря антиутопичным идеям, постмодернизм не теряет своей актуальности и постепенно стирает границы между массовостью и элитарностью, что выражается в коммерческом успехе проектов, выполненных в этом архитектурном стиле.

5 1 голос

Рейтинг статьи

  • Частная архитектура
  • Архитектурные стили

⚹ ПОДЕЛИТЬСЯ ⚹

Предыдущая статьяСтиль Прованс – французская романтика в архитектуре

Следующая статьяЦвет в интерьере кухни: варианты, сочетания, фото

+ Читайте далее


ReHouz в соцсетях


       

Рекомендуем


В интерьере вашего дома есть акцентная стена?

  • Нет, но хочется
  • Нет
  • Да, в спальне
  • Да, в гостиной
  • Да
  • Нет и не нужна
  • Да, в кухне
  • Да, в прихожей

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

* Акцентная стена – это стена, которая по фактуре, цвету или узору отличается от других стен, причем акцентом может стать как вся площадь стены, так и её часть.

0 0 голоса

Рейтинг статьи

Постмодернизм в архитектуре | Деловой квартал

Постмодернизм — это движение сейчас обычно называют «постмодернистской (Post-Modern) архитектурой» в силу того, что термин этот достаточно широк, чтобы охватить множество направлений, и тем не менее указывает все же на происхождение от модернизма. Стилистическое направление «постмодернизм» зародилось в архитектуре в 1970-1980х годах как реакция на уже исчерпавших себя модернизм и интернациональный стиль. Это был возврат к орнаменту, образности и более утонченному дизайну. Постмодернизм отрицал холодность и формализм, присущие предыдущим стилям. Помимо функциональности архитекторы старались привнести в свои сооружения сложные ассоциативные образы и увязать их с историческим городским окружением. Но это было слепым копированием предыдущих эпох. Проскальзывал лишь общий намек на старину.

Подобно своему прародителю, движение занимается текущими вопросами, изменением настоящего, однако в отличие от авангарда отказалось от мысли о постоянных нововведениях или о непрерывной революции. Постмодернизм возник в том числе с целью противопоставления себя безликой современной архитектуре, недовольство которой охватило общество к концу 1960-х.

Чарлз Дженкс, отец англо-американской ветви постмодернизма, заявил, что «модернизм умер в Сент-Луисе, Миссури, 15 июля 1972 г., в 15.32». Именно тогда был снесен ненавистный бетонный жилой комплекс «Прюит-Игоу».

Пик постмодернизма в архитектуре пришелся на 1977— 1992 гг., когда представителей этого течения главным образом занимали вопросы вкуса и способность архитектуры взаимодействовать с широкой общественностью. Одним из основателей постмодернизма был архитектор Роберт Вентури. В 1966 г. он написал книгу «Сложности и противоречия в архитектуре», в которой критиковал архитектуру функционализма. Архитектурное кредо Миса ван дер Роэ «меньше – значит больше Вентури перефразировал в «Меньше – значит скучнее». Он считал, что декоративные элементы столь же важны для здания, как и функциональность.

В книге «Уроки Лас-Вегаса» (1972 г.) Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун подробно обсуждают данную тему, пытаясь доказать, что рекламные щиты на лас-вегасском Стрипе — это «почти нормально».

Из-за однотипности дешевой застройки городской пейзаж становился унылым и однообразным. С конца 1970-х гг. общественные центры строились с раскрашенными аркадами и колоннами. Ярким примером был построенный Чарльзом Муром в 1977 г. в Новом Орлеане комплекс «Пьяцца д Италия». В нем итальянская община проводила свои праздники и фестивали. Комплекс представлял собой смесь различных классических архитектурных элементов, которые располагались вокруг каменной карты Италии. В спланированных по сетевой системе городах-спутниках дома возводились с тяжелыми карнизами и фронтонами, декоративными колоннами на рустованных стилобатах; деревянные и каменные виллы имели скатные крыши, свисающие карнизы, слуховые окна и дымоходы (проекты Р. Вентури). Для декора интерьеров использовалась старомодная мебель.

В США появлялись величественные здания, размеры которых значительно превосходили небоскребы в стиле Мис ван дер Роэ. На их стеклянных поверхностях нельзя было различить поэтажного деления. Примером подобной архитектуры было построенное в Лос-Анджелесе в 1971-1976 гг. Сезаром Пелли здание Тихоокеанского центра дизайна.

Другим примером могло послужить возведенное в 1978 г. архитектором Филиппом Джонсоном здание Американской телеграфно-телефонной компании в Нью-Йорке.

В небоскребе можно было выделить базу, тело и венчание. Пропорции здания соотносились с принципами ордерной архитектуры. База была не столь массивной, что значительно облегчало ее восприятие. Тело здания представляло собой обрамленную серым гранитом стеклянную призму, а венчание являлось фронтоном с круглым разрывом посередине.

В стиле постмодернизма также творили такие знаменитые архитекторы, как Альдо Росси (проект кладбища в Модене, 1974 г. ), братья Крие (градостроительные проекты, Ханс Холляйн (Бюро путешествий в Вене), Марио Бота (швейцарские виллы). Виллы Марио Бота были рассчитаны на одну семью. Они давали возможность уединиться от окружающего суетного мира.

Для вилл были характерны большие круглые окна с зеркальной поверхностью стекла, которая оберегала от любопытных взглядов. В своем проекте для бюро путешествий в Вене Ханс Холляйн пытался передать все те волнующие ощущения, которые испытывает человек, отправляясь в новые страны. Он использовал стальные пальмы, среди которых находились руины классической колонны. Над авиакассой парили орлы.

Другими способами коммуникации является использование исторических аллюзий, нередко пародийное, и возложение обязанности по взаимодействию с публикой на фасад, дизайн которого никак не связан с внутренним устройством здания.

Постмодернистское здание, если воспользоваться кратким определением, «говорит», обращая; одновременно, по крайней мере, к двум уровням к архитекторам и к заинтересованному меньшинству, которое волнуют специфические архитектурные значения, и к публике вообще или к местным жителям, которых заботят другие вопросы, связанные с комфортом, традициями в строительстве и образом жизни.

Таким образом, архитектура постмодернизма выглядит гибридной, и, если воспользоваться образным сравнением, скорее всего подобна фасаду классического греческого храма. Архитекторы могут читать скрытые метафоры и тонкие значения барабанов колонн, в то время как публика откликается на явные метафоры и обращения скульптор.

Безусловно, каждый каким-то образом откликается на оба кода значений, так же как и в постмодернистском здании, но, конечно, с различной степенью интенсивности и понимания, и именно это разрыв во вкусовых культурах и создает как теоретическую базу, так и «двойное кодирование» постмодернизма. Дуалистичный образ классического храма — полезная визуальная формула, которую следует держать в уме в качестве объединяющего фактора при рассмотрении различных отклонений от модернизма, Здания, наиболее характерные для постмодернизма, обнаруживают признаки сознательной дуалистичности.

Определение «постмодернистский» было впервые введено в широкое употребление в сфере искусства и начиная примерно с 1976 г. стало применяться к новейшим тенденциям, которые противоречат ортодоксальному модернизму (см. приложение с источниками). Подхваченное «Ньюсуик» и родственными журналами, это определение стало затем прилагаться ко всем постройкам, которые не походили на прямоугольные коробки «международного стиля».

К крупнейшим постмодернистским сооружениям относятся здание муниципальных служб в Портленде (Майкл Грейвс, 1982 г.), здание AT&T в Нью-Йорке (Филип Джонсон, 1984 г.) и Государственная галерея в Штутгарте (Джеймс Стирлинг, 1984 г.).

Под «постмодернистским» стали понимать, таким образом, любое здание с забавными странностями либо с чувственной образностью — определение, которое, как увидит читатель, я нахожу слишком общим. Этот смысл термина, впервые использованный Николаусом Певзнером в его нападении на «антипионеров» (1966), подразумевает некоторых скульпторов-декораторов и украшателей: их здания действительно не осуществляют последовательной коммуникации, так как закодированы исключительно на эстетическом уровне.

Таким образом, термин «постмодернистский» следует пояснить и использовать более точно с тем, чтобы вообще охватывать только тех проектировщиков, которые осознают архитектуру как язык. Архитектуру постмодернизма отличает также положительное отношение к метафоричности зданий, воспроизведению местных особенностей и особой двойственности решения пространства. Следовательно, лишь многозначное определение может охватить все многообразие аспектов. По той же причине нет ни одного архитектора, кто охватил бы все многообразие направлений, и ни одного здания, в котором они объединились бы.

«Новая архитектура» страдала от элитарности. Постмодернизм стремился преодолеть эту элитарность не путем опрощения, а расширяя язык архитектуры во многих различных направлениях — в сторону освоения местных особенностей, традиции, коммерческого слэнга улицы.

В адрес архитектуры посмодернизма часто слышалась критика в том, что она пыталась возродить прошедшие исторические эпохи, а не двигаться вперед в поисках новых мотивов и форм. Но, несмотря на все это, архитекторам удалось найти хрупкую гармонию между современными постройками и историческими сооружениями, вернув архитектуре ее красоту и утонченность.

Читайте также:
Архитектурные стили и течения

Постмодерн | Словарь архитектуры и дизайна

Реакция на модернизм

Постмодернизм зародился как критика. К концу 1960-х и началу 1970-х модернизм уже не считался радикальным или даже актуальным. Дизайнеры начали задаваться вопросом, действительно ли архитектура может быть утопическим средством для решения социальных проблем, как утверждали более радикальные модернисты. Чикагский архитектор и провокатор Стэнли Тайгерман проиллюстрировал эту гибель в своем памятном фотомонтаже 1978 года « Титаник 9».0006 . В нем Тайгерман показывает культовый Краун-холл Людвига Мис ван дер Роэ 1956 года в Иллинойском технологическом институте (альма-матер Тайгермана), погружающийся в озеро Мичиган. В 2015 году Тайгерман представил ответ на свою оригинальную работу под названием New Titanic «The Epiphany» .

Бурное время

Постмодернистские тенденции и идеи возникли в 1960-х годах, когда проекты обновления городов привели к повсеместному сносу многих исторических построек в городских центрах, таких как Чикаго. Битвы за сохранение скромных кварталов, а также городских икон (например, Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке) заставили многих задуматься о том, как страна признала свое историческое наследие и признала ли она вообще. На протяжении последних десятилетий 20-го века глобальные перспективы и массовая культура определялись такими вещами, как нефтяное эмбарго ОПЕК; ранние попытки разработки пассивной энергии; окончание холодной войны; корпоративный избыток; новые направления в абстрактном искусстве; и подъем хип-хопа. Многие постмодернистские архитекторы и художники отреагировали на эти культурные сдвиги.

Влиятельные книги

В эпоху постмодерна было опубликовано несколько влиятельных текстов, которые представили новые фразы, теории и способы видения искусственной среды конца 1960-х и начала 1970-х годов. В 1966 году архитектор Роберт Вентури написал проект «Сложность и противоречие в архитектуре» , в котором утверждалось «богатство значения, а не ясность значения» в зданиях. «Меньше скучно», — заявил он в ответ на знаменитую цитату Миса ван дер Роэ «Меньше значит больше». В 1968 лет Вентури, его партнер Дениз Скотт Браун и архитектор Стив Изенур взяли своих студентов-архитекторов Йельского университета в Лас-Вегас, утверждая, что коммерческая полоса была американским эквивалентом римской площади или площади и, следовательно, заслуживала изучения. Позже исследование было опубликовано под названием « Learning from Las Vegas », в котором были введены термины «утка» и «украшенный сарай» для описания архитектуры того времени. К 1977 году архитектор и теоретик Чарльз Дженкс написал «Язык постмодернизма».0006 — термин, заимствованный из литературы, — в попытке объяснить международный отход от модернизма.

Характеристики

В 2011 году Музей Виктории и Альберта в Лондоне организовал масштабную выставку постмодернизма. Архитектурные критики сегодня могут смотреть на последние десятилетия 20-го века и качать головой из-за декоративного излишества и «поп-культурной пародии» того времени. Но кураторы V & A серьезно подошли к исследованию общих черт постмодернизма. Они выделили четыре характеристики: цитата, метафора, множественность и пародия. Постмодернистское здание, такое как 19Библиотека Гарольда Вашингтона 91 года с ее преувеличенным орнаментом и отсылками к историческим зданиям Чикаго ясно иллюстрирует эти идеи.

Постмодернизм пересекает все аспекты жизни и дизайна

Очень сложно дать определение постмодернизму, и многие архитекторы и художники сопротивляются его классификации. Постмодернистские идеи можно было найти в самых разных творческих областях, растворивших границы между ними, в том числе: в литературе, изобразительном искусстве, графике, промышленном дизайне, театре и танце. В архитектуре постмодернизм — это не столько отдельный стиль, сколько объединение многих стилей, заимствованных из истории, реагирующих на городской контекст и охватывающих декоративные традиции. Постмодернизм был, как писала историк Мэри Маклеод, «желанием сделать архитектуру средством культурного самовыражения».

Что такое постмодернистская архитектура?

По

Кристин Хоэнадель

Кристин Хоэнадель

Кристин Хоэнадель — эксперт по дизайну интерьеров, освещающая тенденции в области архитектуры, интерьеров и декора для таких изданий, как New York Times, Interior Design, Lonny, а также американских и международных изданий Elle Decor. Она живет в Париже, Франция, и побывала в более чем 30 странах, что дало ей глобальный взгляд на дизайн дома.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

Обновлено 07.04.22

Факт проверен

Александра Кей

Факт проверен Александра Кей

Александра Кей — писатель, специалист по проверке фактов, исследователь и редактор, которая проверяет точность статей The Spruce и добавляет ссылки на источники. Алекс часто пишет для b2b и b2c изданий. Когда она не пишет и не проверяет факты для печатных или онлайн-статей, Алекс работает адъюнкт-профессором английского языка в местном колледже.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

Постмодернистская архитектура — это движение 20-го века, которое характеризуется часто непочтительной и эклектичной мешаниной классического и современного стилей для создания уникальных произведений архитектуры, стремящихся выглядеть как ничто из того, что было раньше. Некоторые из самых противоречивых, провокационных, своеобразных и запоминающихся зданий в мире появились в результате постмодернистского архитектурного движения.

Портленд Билдинг Стив Морган / Wikimedia Commons

История постмодернистской архитектуры

Постмодернизм возник в 1960-х и 1970-х годах как критическая реакция архитекторов и ответ на преобладающую модернистскую архитектуру середины 20-го века, которую постмодернистские архитекторы воспринимали как лишенную места и жесткую, построенную из гладких современных материалов, таких как сталь и стекло, и лишенную орнамент и эмоции. Архитекторы-постмодернисты считали, что утопические идеалы модернизма как демократической формы доступной для масс архитектуры потерпели крах и что его культурный момент миновал (утверждение, которое, судя по непреходящей популярности модернистской эстетики в 21 веке, не выдержало испытания время). В то время как модернизм был посвящен порядку и простоте, постмодернизм включал в себя сложность и противоречие, как утверждалось во влиятельном 1966 книга американского постмодернистского архитектора Роберта Вентури под названием:

Сложность и противоречие в архитектуре .

Самые успешные постмодернистские здания источают индивидуальность, остроумие и иронический взгляд на архитектурные элементы и движения прошлого, избегая общепринятой красоты и представлений о том, что составляет хороший вкус. Используя смесь разрозненных стилей, постмодернистские здания могут быть сложными для непосвященных, склоняясь к китчу и кэмпу.

Постмодернизм процветал во время экономического бума 19-го века. 80-х и продолжалось до 1990-х, оставив после себя множество громких, гордых, бросающих вызов жанру архитектурных памятников, сначала в Соединенных Штатах, а затем по всему миру в таких местах, как Европа, Япония и Австралия, где распространилось его влияние. Постмодернизм влияет на современную архитектуру и по сей день.

Виктор Хуан / Getty Images

Основные характеристики архитектуры постмодерна

  • Смешение архитектурных стилей и периодов
  • Скульптурные формы
  • Частое использование ярких цветов, иногда в виде керамической плитки или цветного стекла
  • Свободное использование классических декоративных деталей, взятых из прошлых архитектурных течений, часто смешиваемых и сочетающихся нетрадиционными способами
  • Использование абстракции
  • Характеризуется игривостью, прихоть, юмор, ирония
  • Использование trompe l’oeil
  • Идиосинкразические формы, нарушающие правила, бросающие вызов догматическим кодексам модернизма
Викисклад

Известные примеры постмодернистской архитектуры

Портлендское здание, спроектированное покойным архитектором Майклом Грейвсом, представляет собой муниципальное офисное здание в Портленде, штат Орегон, которое произвело фурор своим нетрадиционным использованием цвета, материалов поверхности и декоративных украшений, когда оно открылось в 1982 году.

должно было выглядеть офисное здание. Он был внесен в Национальный реестр исторических мест в 2011 году.

Дом Ванна Вентури в Честнат-Хилл, Филадельфия, был построен в 1964 архитекторов Роберта Вентури и Дениз Скотт Браун. Построенный для матери Вентури, с его нетрадиционными размерами и сломанной двускатной крышей, он был одним из первых признанных произведений постмодернистской архитектуры. «Мне нравятся элементы, которые являются скорее гибридными, чем чистыми, компромиссными, а не ясными, искаженными, а не прямыми», — писал архитектор.

Новая Государственная галерея в Штутгарте, Германия, открылась в 1984 году после пяти лет строительства. Он был спроектирован Джеймсом Стирлингом, Майклом Уилфордом и партнерами и содержит коллекцию современного искусства 20-го века.

Фред Ромеро / Wikimedia Commons

Штаб-квартира здания Секретной разведывательной службы (SIS) или здания M16 в Лондоне, построенного в 1994 году, была спроектирована Terry Farrell and Partners.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *