Посуда с орнаментом и узорами проект – Проект по математике 2 класс «Узоры и орнаменты на посуде» (презентация)

Исследовательская работа «Узоры и орнаменты на посуде».

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

Подготовила: ученица 2«Б»

Оваева Айлана

Руководитель: учитель нач. классов

Шимтеева О.С.

Элиста 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

I. Основная часть

  1. Определение узора и орнамента

  2. История происхождения посуды, узоров и орнаментов на посуде

  3. Национальный калмыцкий орнамент

II. Практическая работа

  1. Создание альбома эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды

  2. Оформление тарелки узорами и орнаментами

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.

Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Как правило, посуда красиво украшена различными узорами и орнаментами. Всё это создают мастера – умельцы, которые выполняют роспись, оформление посуды, приведение её в эстетический вид. Я тоже захотела стать таким умельцем, узнать больше о способах оформления посуды узорами и орнаментами.

Актуальность проекта. Узоры и орнаменты встречаются на каждом шагу. Украшая части строений или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.

Цель проекта: Изучение истории возникновения узоров и орнаментов на посуде. Оформление тарелки узорами и орнаментами.

Гипотеза проекта – если изучить технику выполнения узоров и орнаментов на посуде, то можно научиться самим, создавать эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды.

Задачи проекта:

  1. Познакомится с определение узора и орнамента.

  2. Исследовать историю возникновения узоров и орнаментов на посуде, изучить их виды.

  3. Создать альбом эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды.

  4. Научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, повторять правила их расположения друг за другом на тарелки.

Предмет проекта: узоры и орнаменты на посуде.

Методы проекта: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, творческий.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Определение узора и орнамента

Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).

Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира.

1.2. История происхождения посуды, узоров и орнаментов на посуде

Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры, дерева, лозы. Но та посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, хранить жидкости.

И только в районе седьмого тысячелетия до нашей эры был изобретен первый искусственный материал — огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду. Считается, что керамическую посуду изобрела женщина.

Древние люди стремились делать посуду не только удобной, но и красивой. На неё стали наносить разнообразные рисунки.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

1.3. Национальный калмыцкий орнамент

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.

Декоративно-прикладное искусство Калмыкии разнообразно и красочно. Калмыцкий народный орнамент представляет собой оригинальную, разнообразную по формам и колориту область декоративного искусства. В нем наибольшее использование нашли геометрические, растительные и животные формы, созвучные духу народа.

Калмыцкий орнамент берет свое начало в далеком прошлом Востока, откуда вышло и само этническое ядро калмыков. В основе многочисленных калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня, облаков.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

2.1. Создание альбома эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды

Для того чтобы создать альбом эскизов, я изучила какие бывают орнаменты.

Виды орнаментов:

Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д. (например, гжель, хохлома)

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует стилизованные фигуры или части тела человека

2.2. Оформление тарелки узорами и орнаментами

Мне больше всего понравился геометрический орнамент. Его легче рисовать, но всё равно он выглядит очень нарядно. В геометрическом орнаменте используются следующие формы: точки и линии, круги и овалы, ромбы и квадраты, ломаные линии – зигзаги, меандр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мне было очень интересно работать над проектом «Узоры и орнаменты на посуде». Я считаю, что достигла поставленных целей.

Во – первых, работая над проектом научилась работать с нужной литературой, приходить к правильному решению. Мне было очень интересно самостоятельно добывать новые знания.

Во – вторых, я закрепила знания о геометрических фигурах, научились видеть красоту различных орнаментов, рисовать орнамент на тарелке.

В – третьих, я оформила альбом эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды.

Я надеюсь, что приобретённые в процессе работы над проектом знания помогут мне и в дальнейшем видеть и создавать красоту вокруг себя.

Меня очень увлекла работа над данным проектом, и я намерена продолжить свое исследование теперь уже в области традиционной калмыцкой художественной росписи посуды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. С.И.Ожегова. Толковый словарь

  2. Лоренц В.И. «Орнамент всех времен и стилей» Издательство: Лабиринт, 2012 г.

  3. Неустроев Б.Ф. «Узоры и орнаменты» Издательство: Бичик, 2010 г.

  4. Степанова Л.И. «Рисуем всё, что угодно» Издательство: Москва, 1995 г.

  5. К. Эрендженов. «Золотой родник» Калмыцкое книжное издательство, 1985.

  6. Интернет ресурсы.

infourok.ru

Проект «Узоры и орнамент на посуде»

Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).

Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.

Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой.

Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.

Узоры и орнаменты применяются в различных областях, имеют разные способы создания и некоторые из них имеют определенную предпочтительность в дизайне различных вещей и предметов. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны.

Узоры и орнаменты используются в народном творчестве, драгоценных окладах, тесьме и др.

Хохлома

Городецкая роспись

Дымковская роспись

Вывод: Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами и просто так. Математика вокруг нас всегда и везде.

infourok.ru

Презентация «Узоры и орнаменты на посуде»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Узоры и орнаменты на посуде.
©ГБС(К)ОУ школа-интернат (I вида) №1 Учитель : Макарова Н.А. Санкт – Петербург, 2014 год.

Слайд 2

Посуда
Посуда — это предметы быта, которые используют для приготовления, приёма и хранения пищи.

Слайд 3

Столовая посуда

Слайд 4

Чайная посуда

Слайд 5

Кухонная посуда

Слайд 6

С древних времен люди пытались сделать вокруг себя мир прекрасней. Поэтому они украшали всё, что их окружало: стены жилищ, одежду, посуду.

Слайд 7

Посуда, которой мы пользуемся, украшена различными узорами.
Узор – это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок, теней. Если повторить узор в определенной последовательности несколько раз получится орнамент.
Узор
Орнамент

Слайд 8

Узоры и орнаменты используются в народном творчестве.

Слайд 9

Гжель — изделия народной художественной керамики с синим цветочным орнаментом по белому фону.

Слайд 10

Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды, выполненная красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.

Слайд 11

Мезе́нская ро́спись — тип росписи домашней утвари с мелким узором красного и черного цвета. 

Слайд 12

Посуда с узорами выглядит очень красиво!

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

lusana.ru

Творческий проект «Узоры и орнаменты на посуде и одежде»

Текст этой презентации

Слайд 1

Слайд 2


Математика повсюду.Глазом только поведешьИ примеров сразу уймуТы вокруг себя найдешь. М. Борзаковский
Вокруг нас очень много предметов с геометрическими узорами. Эти узоры везде: на одежде, украшениях, посуде. 

Слайд 3

Работая над проектом, мы решили попробовать себя в роли дизайнеров и художников. Для этого мы поставили перед собой цель и задачи:  научиться рисовать геометрические узоры чередовать элементы понять правила их расположения друг за другом. 

Слайд 4


Посуда и одежда, которой мы пользуемся, украшена различными узорами. Как выяснилось, самые простые геометрические фигуры, украшающие изделия,  придают им неповторимый вид, стильный и очень привлекательный. Посуда и одежда с геометрическими узорами выглядит очень красиво!

Слайд 5

Узор – это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок, теней. Геометрический узор – это рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур.

Слайд 6

Если повторить узор в определенной последовательности несколько раз получится орнамент. Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны. Узоры и орнаменты используются в народном творчестве.

Слайд 7

В ходе нашего проекта мы узнали, как используются геометрические узоры на посуде и одежде. Каждый из учащихся приготовил свою страничку для совместного альбома «Узоры и орнамент на одежде». Каждый своими руками на уроке технологии смастерил в технике папье-маше блюдце и раскрасил геометрическим орнаментом.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

В ходе работы над проектом мы из интернет-ресурсов дополнительно узнали, что геометрический орнамент используется не только на посуде и одежде, но и на …

Слайд 11

… на украшениях
… на обоях

Слайд 12

… в дизайне ногтей
… в вязаных вещах

Слайд 13

… для красоты (ковёр из стекла и камней)
… в резьбе по дереву

Слайд 14

… на платках и тканях
… на старинной посуде

Слайд 15

… на фасадах старинных
и современных домов

Слайд 16

Вывод: Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами и просто так. Математика вокруг нас всегда и везде.

Слайд 17

Спасибо за внимание!

topslide.ru

Проект по теме: «Узоры и орнаменты на посуде»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Орловская СОШ»

ПРОЕКТ

По предмету: «Математика»

На тему: «Узоры и орнаменты на посуде»

Выполнила: учитель начальных классов

Иванова Наталья Николаевна

Орловка 2014

Тема проекта:  Узоры и орнаменты на посуде.

Цель и задачи проекта:  выяснить форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом.

Ход проекта:

Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой.

Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены.

Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.

Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).

Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.

ХОХЛОМА

ГЖЕЛЬ

Моя тарелочка

doc4web.ru

Презентация к уроку (2 класс) на тему: Проект «Узоры на посуде»

Слайд 1

Математика вокруг нас Проект «Узоры на посуде» 2 класс 2013 год

Слайд 2

Тема проекта: Узоры и орнаменты на посуде. Цель и задачи проекта : научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом. Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.

Слайд 3

Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз). Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение . Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.

Слайд 4

Узоры и орнаменты применяются в различных областях, имеют разные способы создания и некоторые из них имеют определенную предпочтительность в дизайне различных вещей и предметов. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны. Узоры и орнаменты используются в народном творчестве, драгоценных окладах, тесьме и др.

Слайд 6

МЫ создали альбом «Орнаменты и узоры на посуде» , в котором размещены фотографии наиболее понравившихся нам узоров, которые мы видели в различных местах и нашли в различных источниках. Вывод : Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами и просто так. Математика вокруг нас всегда и везде.

Слайд 12

А это мы составили свои образцы посуды с геометрическими фигурами.

nsportal.ru

Проект. Узоры на посуде.

Урок — проект по математике, 2 класс.

Тема: Узоры и орнаменты на посуде.

Цели:

обучающая : закрепление изученного материала, выяснить, в какой мере каждый из учеников класса овладел знаниями, умениями, которые формировались на предыдущих уроках;

развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь, активизировать воображение, память; развивать личные качества учеников: волю, эмоции, творческие способности.

воспитательная: прививать интерес к математике, как к науке; учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитании положительных качеств личности учеников; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности.

Оборудование: презентация, геометрические фигуры

Ход урока.

1.Мотивационно-целевой блок.

1)организационный момент

В дорогу мы возьмем багаж:

учебник, ручку, карандаш,

тетрадь и знаний саквояж.

Для чего нам нужен знаний саквояж?

У. Ребята я приготовила вам необычное задание: разбейте на группы эти рисунки (е (геометрические фигуры и посуда).

— Почему вдруг появилась на уроке математики посуда?

2)Мотивация.

-Постановка проблемы: почему люди стали использовать рисунок на посуде? Для чего это делалось? Что вы узнали? (Разные версии – возникло затруднение).

Люди пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой и др. предметами.

Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в то том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.

-Что делает человек, прежде чем создавать изделие?

(человек разрабатывает проект) Слайд №1

3)Тема и целеполагание.

-Что такое проект? (Слайд №1)

-Какие проекты мы выполняли?

-Как вам нравилось больше работать в парах или группах?

-Чем вам нравятся проектные работы?

Нас ждёт очередной проект. Кто догадался, какой?

-Где об этом мы можем узнать?

Откройте учебник стр.48., прочитайте название проекта. (Слайд №2)

-Какие задачи поставим перед собой? (Слайд №3)

Узнать: как люди украшали посуду

зачем они украшали

что такое орнамент

Научиться: из геометрических фигур и орнаментов составлять узоры,

оформлять ими посуду.

2.Исполнительский блок.

1)-Кто помнит, что такое орнамент?

Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы (маленький перерыв). Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент», с латинского «ornamentum», означает «украшение». (Слайд №4)

Орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.

-О каком орнаменте будем говорить сегодня? Догадайтесь!

2)Загадки.

1.Узнает очень просто

Меня любой дошкольник:

Три стороны и три угла –

Зовусь я – треугольник! (рисунок)

2.Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его? Квадрат!(рис)

3.Я – известный всем овал.

У меня есть верный друг.

Без него я никуда.

А зовут его все – круг!(рис)

4.Это всем известно в мире

Что у нас всего четыре.

Четыре стороны

И столько же вершин.

Четырежды важные дела

Мы четырежды совершим!

Прямоугольник.(рис)

5. Перед тобой бумаги лист,

До чего ж он бел и чист.

Фломастером ткнёшь посредине листочка

И на листе получается (точка.)

6.Пусть точек будет очень много,

Ты через них веди дорогу.

Соединяя точку с точкой,

Ты начерти дорожку-строчку.

Кривою линия зовётся.

Ну а с линейкой по листу

Так просто провести черту.

Увидишь: ровная какая,

Это линия- (прямая).

Сегодня мы будем говорить о геометрическом орнаменте, т .к. у нас урок математики и мы свяжем эго с ним. А раз орнамент геометрический, то нам нужно вспомнить геометрические фигуры, которые вам известны. (Слайд №5)

3)Геометрические фигуры. (Слайд №5)

4)Работа с учебником.

-Какие геометрические фигуры использованы при оформлении посуды?

-Прочитайте, какой проект мы должны выполнить. Стр.49

-Что должно быть в альбоме?

-Где их можно взять? (интернет, фотография, у друзей, в музее, в магазине)

5). Деление на группы.

Распределение обязанностей в группе.(оформитель, редактор, секретарь)

6).Ученики получают трафареты посуды. Задача: оформить посуду геометрическими фигурами.

Прежде, чем приступить к работе , повторим как работать над проектом.

Показ слайдов с пояснениями учителя. (Слайд №6 – Этапы работы над проектом)

Слайд №7 – План работы над проектом.

Слайд №8 – «Звездочка обдумывание».

Физминутка.

7) . Работа в группах. Оформить посуду геометрическими фигурами.

(Слайд №9 – «Карта – помощница»).

8). Защита проектов. Выступления учащихся.

3.Контрольно- оценочный блок. ( Слайд №11. Контрольно-оценочная деятельность)

Что узнали на уроке?

Чему научились?

Слайд №13 Итог урока

Рефлексия.

Всё ли удалось решить на уроке?

Что было интересно?

Какие сложности встретились?

Орнамент «ломаные линии» взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. И потому в XVIII-XIX вв. на посуде, домашней утвари является главным рисунком. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.

Укрась орнамент:

На партах у ребят геометрические фигуры разного цвета.

1.Красными фигурами — если было радостно, интересно.

2.Жёлтыми фигурами — если было спокойно.

3.Зелёными фигурами — если вас работа не заинтересовала, было грустно.

Домашнее задание — создать альбом «Узоры на посуде».

Срок на подготовку — 10 дней.

Отчет о выполнении проекта

  1. Фамилия, имя____________________________________________________

  1. Название проекта_________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Почему я начал работу над проектом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Для чего я работал над проектом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой продукт я хочу получить?

__________________________________________________________________

  1. Как я работал над проектом:

Дата

Что делал

Затрачено

времени

Вопрос \ затруднение

Консультант

Помощь

  1. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

_________________________________________________________________

  1. Что нового я узнал, чему научился?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мои впечатления от работы над проектом

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *