Исследовательская работа «Узоры и орнаменты на посуде».
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Подготовила: ученица 2«Б»
Оваева Айлана
Руководитель: учитель нач. классов
Шимтеева О.С.
Элиста 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
I. Основная часть
Определение узора и орнамента
История происхождения посуды, узоров и орнаментов на посуде
Национальный калмыцкий орнамент
II. Практическая работа
Создание альбома эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды
Оформление тарелки узорами и орнаментами
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Как правило, посуда красиво украшена различными узорами и орнаментами. Всё это создают мастера – умельцы, которые выполняют роспись, оформление посуды, приведение её в эстетический вид. Я тоже захотела стать таким умельцем, узнать больше о способах оформления посуды узорами и орнаментами.
Актуальность проекта. Узоры и орнаменты встречаются на каждом шагу. Украшая части строений или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.
Цель проекта: Изучение истории возникновения узоров и орнаментов на посуде. Оформление тарелки узорами и орнаментами.
Гипотеза проекта – если изучить технику выполнения узоров и орнаментов на посуде, то можно научиться самим, создавать эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды.
Задачи проекта:
Познакомится с определение узора и орнамента.
Исследовать историю возникновения узоров и орнаментов на посуде, изучить их виды.
Создать альбом эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды.
Научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, повторять правила их расположения друг за другом на тарелки.
Предмет проекта: узоры и орнаменты на посуде.
Методы проекта: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, творческий.
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Определение узора и орнамента
Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).
Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира.
1.2. История происхождения посуды, узоров и орнаментов на посуде
Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры, дерева, лозы. Но та посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, хранить жидкости.
И только в районе седьмого тысячелетия до нашей эры был изобретен первый искусственный материал — огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду. Считается, что керамическую посуду изобрела женщина.
Древние люди стремились делать посуду не только удобной, но и красивой. На неё стали наносить разнообразные рисунки.
Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.
Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.
1.3. Национальный калмыцкий орнамент
Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.
Декоративно-прикладное искусство Калмыкии разнообразно и красочно. Калмыцкий народный орнамент представляет собой оригинальную, разнообразную по формам и колориту область декоративного искусства. В нем наибольшее использование нашли геометрические, растительные и животные формы, созвучные духу народа.
Калмыцкий орнамент берет свое начало в далеком прошлом Востока, откуда вышло и само этническое ядро калмыков. В основе многочисленных калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня, облаков.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
2.1. Создание альбома эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды
Для того чтобы создать альбом эскизов, я изучила какие бывают орнаменты.
Виды орнаментов:
Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д. (например, гжель, хохлома)
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует стилизованные фигуры или части тела человека
2.2. Оформление тарелки узорами и орнаментами
Мне больше всего понравился геометрический орнамент. Его легче рисовать, но всё равно он выглядит очень нарядно. В геометрическом орнаменте используются следующие формы: точки и линии, круги и овалы, ромбы и квадраты, ломаные линии – зигзаги, меандр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мне было очень интересно работать над проектом «Узоры и орнаменты на посуде». Я считаю, что достигла поставленных целей.
Во – первых, работая над проектом научилась работать с нужной литературой, приходить к правильному решению. Мне было очень интересно самостоятельно добывать новые знания.
Во – вторых, я закрепила знания о геометрических фигурах, научились видеть красоту различных орнаментов, рисовать орнамент на тарелке.
В – третьих, я оформила альбом эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды.
Я надеюсь, что приобретённые в процессе работы над проектом знания помогут мне и в дальнейшем видеть и создавать красоту вокруг себя.
Меня очень увлекла работа над данным проектом, и я намерена продолжить свое исследование теперь уже в области традиционной калмыцкой художественной росписи посуды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С.И.Ожегова. Толковый словарь
Лоренц В.И. «Орнамент всех времен и стилей» Издательство: Лабиринт, 2012 г.
Неустроев Б.Ф. «Узоры и орнаменты» Издательство: Бичик, 2010 г.
Степанова Л.И. «Рисуем всё, что угодно» Издательство: Москва, 1995 г.
К. Эрендженов. «Золотой родник» Калмыцкое книжное издательство, 1985.
Интернет ресурсы.
infourok.ru
Проект «Узоры и орнамент на посуде»
Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).
Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.
Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой.
Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
Узоры и орнаменты применяются в различных областях, имеют разные способы создания и некоторые из них имеют определенную предпочтительность в дизайне различных вещей и предметов. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны.
Узоры и орнаменты используются в народном творчестве, драгоценных окладах, тесьме и др.
Хохлома
Городецкая роспись
Дымковская роспись
Вывод: Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами и просто так. Математика вокруг нас всегда и везде.
infourok.ru
Презентация «Узоры и орнаменты на посуде»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Узоры и орнаменты на посуде.
©ГБС(К)ОУ школа-интернат (I вида) №1
Учитель : Макарова Н.А.
Санкт – Петербург, 2014 год.
Слайд 2
Посуда
Посуда — это предметы быта, которые используют для приготовления, приёма и хранения пищи.
Слайд 3
Столовая посуда
Слайд 4
Чайная посуда
Слайд 5
Кухонная посуда
Слайд 6
С древних времен люди пытались сделать вокруг себя мир прекрасней.
Поэтому они украшали всё, что их окружало: стены жилищ, одежду, посуду.
Слайд 7
Посуда, которой мы пользуемся,
украшена различными узорами.
Узор – это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок, теней.
Если повторить узор в определенной последовательности несколько раз получится орнамент.
Узор
Орнамент
Слайд 8
Узоры и орнаменты используются в народном творчестве.
Слайд 9
Гжель — изделия народной художественной керамики с синим цветочным орнаментом по белому фону.
Слайд 10
Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды, выполненная красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.
Слайд 11
Мезе́нская ро́спись — тип росписи домашней утвари с мелким узором красного и черного цвета.
Слайд 12
Посуда с узорами выглядит очень красиво!
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
lusana.ru
Творческий проект «Узоры и орнаменты на посуде и одежде»
Текст этой презентации
Слайд 1
Слайд 2
Математика повсюду.Глазом только поведешьИ примеров сразу уймуТы вокруг себя найдешь.
М. Борзаковский
Вокруг нас очень много предметов с геометрическими узорами. Эти узоры везде: на одежде, украшениях, посуде.
Слайд 3
Работая над проектом, мы решили попробовать себя в роли дизайнеров и художников. Для этого мы поставили перед собой
цель и задачи: научиться рисовать геометрические узоры чередовать элементы понять правила их расположения друг за другом.
Слайд 4
Посуда и одежда, которой мы пользуемся,
украшена различными узорами. Как выяснилось, самые простые
геометрические фигуры, украшающие изделия, придают им неповторимый вид, стильный и очень привлекательный. Посуда и одежда с геометрическими узорами выглядит очень красиво!
Слайд 5
Узор – это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок, теней. Геометрический узор – это рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур.
Слайд 6
Если повторить узор в определенной последовательности несколько раз получится орнамент. Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны. Узоры и орнаменты используются в народном творчестве.
Слайд 7
В ходе нашего проекта мы узнали, как используются геометрические узоры на посуде и одежде. Каждый из учащихся приготовил свою страничку для совместного альбома «Узоры и орнамент на одежде».
Каждый своими руками на уроке технологии смастерил в технике папье-маше блюдце и раскрасил геометрическим орнаментом.
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
В ходе работы над проектом мы из интернет-ресурсов дополнительно узнали, что геометрический орнамент используется не только на посуде и одежде, но и на …
Слайд 11
… на украшениях
… на обоях
Слайд 12
… в дизайне ногтей
… в вязаных вещах
Слайд 13
… для красоты (ковёр из стекла и камней)
… в резьбе по дереву
Слайд 14
… на платках и тканях
… на старинной посуде
Слайд 15
… на фасадах старинных
и современных домов
Слайд 16
Вывод: Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами и просто так. Математика вокруг нас всегда и везде.
Слайд 17
Спасибо за внимание!
topslide.ru
Проект по теме: «Узоры и орнаменты на посуде»
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Орловская СОШ»
ПРОЕКТ
По предмету: «Математика»
На тему: «Узоры и орнаменты на посуде»
Выполнила: учитель начальных классов
Иванова Наталья Николаевна
Орловка 2014
Тема проекта: Узоры и орнаменты на посуде.
Цель и задачи проекта: выяснить форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом.
Ход проекта:
Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой.
Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены.
Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).
Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.
ХОХЛОМА
ГЖЕЛЬ
Моя тарелочка
doc4web.ru
Презентация к уроку (2 класс) на тему: Проект «Узоры на посуде»
Слайд 1
Математика вокруг нас Проект «Узоры на посуде» 2 класс 2013 годСлайд 2
Тема проекта: Узоры и орнаменты на посуде. Цель и задачи проекта : научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом. Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
Слайд 3
Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз). Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение . Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.
Слайд 4
Узоры и орнаменты применяются в различных областях, имеют разные способы создания и некоторые из них имеют определенную предпочтительность в дизайне различных вещей и предметов. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны. Узоры и орнаменты используются в народном творчестве, драгоценных окладах, тесьме и др.
Слайд 6
МЫ создали альбом «Орнаменты и узоры на посуде» , в котором размещены фотографии наиболее понравившихся нам узоров, которые мы видели в различных местах и нашли в различных источниках. Вывод : Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами и просто так. Математика вокруг нас всегда и везде.
Слайд 12
А это мы составили свои образцы посуды с геометрическими фигурами.
nsportal.ru
Проект. Узоры на посуде.
Урок — проект по математике, 2 класс.
Тема: Узоры и орнаменты на посуде.
Цели:
обучающая : закрепление изученного материала, выяснить, в какой мере каждый из учеников класса овладел знаниями, умениями, которые формировались на предыдущих уроках;
развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь, активизировать воображение, память; развивать личные качества учеников: волю, эмоции, творческие способности.
воспитательная: прививать интерес к математике, как к науке; учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитании положительных качеств личности учеников; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности.
Оборудование: презентация, геометрические фигуры
Ход урока.
1.Мотивационно-целевой блок.
1)организационный момент
В дорогу мы возьмем багаж:
учебник, ручку, карандаш,
тетрадь и знаний саквояж.
Для чего нам нужен знаний саквояж?
У. Ребята я приготовила вам необычное задание: разбейте на группы эти рисунки (е (геометрические фигуры и посуда).
— Почему вдруг появилась на уроке математики посуда?
2)Мотивация.
-Постановка проблемы: почему люди стали использовать рисунок на посуде? Для чего это делалось? Что вы узнали? (Разные версии – возникло затруднение).
Люди пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой и др. предметами.
Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в то том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
-Что делает человек, прежде чем создавать изделие?
(человек разрабатывает проект) Слайд №1
3)Тема и целеполагание.
-Что такое проект? (Слайд №1)
-Какие проекты мы выполняли?
-Как вам нравилось больше работать в парах или группах?
-Чем вам нравятся проектные работы?
Нас ждёт очередной проект. Кто догадался, какой?
-Где об этом мы можем узнать?
Откройте учебник стр.48., прочитайте название проекта. (Слайд №2)
-Какие задачи поставим перед собой? (Слайд №3)
Узнать: как люди украшали посуду
зачем они украшали
что такое орнамент
Научиться: из геометрических фигур и орнаментов составлять узоры,
оформлять ими посуду.
2.Исполнительский блок.
1)-Кто помнит, что такое орнамент?
Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы (маленький перерыв). Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент», с латинского «ornamentum», означает «украшение». (Слайд №4)
Орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.
-О каком орнаменте будем говорить сегодня? Догадайтесь!
2)Загадки.
1.Узнает очень просто
Меня любой дошкольник:
Три стороны и три угла –
Зовусь я – треугольник! (рисунок)
2.Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его? Квадрат!(рис)
3.Я – известный всем овал.
У меня есть верный друг.
Без него я никуда.
А зовут его все – круг!(рис)
4.Это всем известно в мире
Что у нас всего четыре.
Четыре стороны
И столько же вершин.
Четырежды важные дела
Мы четырежды совершим!
Прямоугольник.(рис)
5. Перед тобой бумаги лист,
До чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка
И на листе получается (точка.)
6.Пусть точек будет очень много,
Ты через них веди дорогу.
Соединяя точку с точкой,
Ты начерти дорожку-строчку.
Кривою линия зовётся.
Ну а с линейкой по листу
Так просто провести черту.
Увидишь: ровная какая,
Это линия- (прямая).
Сегодня мы будем говорить о геометрическом орнаменте, т .к. у нас урок математики и мы свяжем эго с ним. А раз орнамент геометрический, то нам нужно вспомнить геометрические фигуры, которые вам известны. (Слайд №5)
3)Геометрические фигуры. (Слайд №5)
4)Работа с учебником.
-Какие геометрические фигуры использованы при оформлении посуды?
-Прочитайте, какой проект мы должны выполнить. Стр.49
-Что должно быть в альбоме?
-Где их можно взять? (интернет, фотография, у друзей, в музее, в магазине)
5). Деление на группы.
Распределение обязанностей в группе.(оформитель, редактор, секретарь)
6).Ученики получают трафареты посуды. Задача: оформить посуду геометрическими фигурами.
Прежде, чем приступить к работе , повторим как работать над проектом.
Показ слайдов с пояснениями учителя. (Слайд №6 – Этапы работы над проектом)
Слайд №7 – План работы над проектом.
Слайд №8 – «Звездочка обдумывание».
Физминутка.
7) . Работа в группах. Оформить посуду геометрическими фигурами.
(Слайд №9 – «Карта – помощница»).
8). Защита проектов. Выступления учащихся.
3.Контрольно- оценочный блок. ( Слайд №11. Контрольно-оценочная деятельность)
Что узнали на уроке?
Чему научились?
Слайд №13 Итог урока
Рефлексия.
Всё ли удалось решить на уроке?
Что было интересно?
Какие сложности встретились?
Орнамент «ломаные линии» взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. И потому в XVIII-XIX вв. на посуде, домашней утвари является главным рисунком. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.
Укрась орнамент:
На партах у ребят геометрические фигуры разного цвета.
1.Красными фигурами — если было радостно, интересно.
2.Жёлтыми фигурами — если было спокойно.
3.Зелёными фигурами — если вас работа не заинтересовала, было грустно.
Домашнее задание — создать альбом «Узоры на посуде».
Срок на подготовку — 10 дней.
Отчет о выполнении проекта
Фамилия, имя____________________________________________________
Название проекта_________________________________________________
__________________________________________________________________
Почему я начал работу над проектом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для чего я работал над проектом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой продукт я хочу получить?
__________________________________________________________________
Как я работал над проектом:
Дата
Что делал
Затрачено
времени
Вопрос \ затруднение
Консультант
Помощь
Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
_________________________________________________________________
Что нового я узнал, чему научился?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мои впечатления от работы над проектом
infourok.ru