Позднее барокко, туры и отдых в Италии по дешевым ценам в марте
Джованни Баттиста Гаули – представитель позднего итальянского барокко
Во второй половине семнадцатого века в Италии наступает новый этап развития искусства, который получил название «позднее барокко». Этот период характеризуется легкостью фигур, тонкостями колорита, меньшей композиционной строгостью, усилением декоративности. Наиболее ярко новые тенденции проявляются в работах Джованни Баттисты Гаули (увидеть творения мастера можно, выбрав отдых в Италии).
Искусство Гаули перекликается с поздними работами Бернини. К его лучшим работам можно отнести роспись церкви Сант-Аньеза-ин-пьяцца-Навона, что находится в Риме. Работы художника выдержаны в светлых тонах, на них изображены христианские добродетели в аллегорических сценах. На то время легкость форм на картинах была новаторской. Особенно запоминается та сцена, на которой изображены две девушки. Они молоды и красивы, одна из них возлагает цветочный венок на голову другой.
Отдых в Италии – возможность ознакомиться с тенденциями позднего барокко в искусстве
Если вы купили недорогие авиабилеты на рейсы в Рим или комбинированные туры по Италии, то посетите церковь Иль-Джезу. Это главное культовое сооружение иезуитского ордена под одноименным названием. Над росписью купола, плафона и конхи абсиды работал Джованни Баттиста Гаули. Следует отметить, что плафон – это особенно показательный пример тенденций позднего барокко. Он носит название «Поклонение имени Иисуса». Здесь можно увидеть небесное пространство, которое уходит в глубину. Оно заполнено множеством фигур, которые переходят от темных к светлым. Также Гаули является автором портретов современников («Портрет Бернини», «Папа Климент IX»). Эти работы выполнены психологически тонко, без использования декоративных элементов.
Еще одним представителем искусства позднего барокко является Андреа Поццо. Его роспись плафона в церкви Сен-Иньяцио (Рим) известна во всем мире, так как являет собой яркий пример расширения архитектурного пространства.
В станковой живописи позднего барокко выделяются работы Карло Марата, они характеризируются спокойной композицией и плавностью линий.
Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы о турах в Италию — воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30.
Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 17:00 по субботам.
Отзывы наших клиентов приведены здесь
Дополнительная информация:
- круизы в Словению весной, семейный отдых на доминикане со скидками;
- в этом месяце скидки на прокат авто в Италии, оплатить путевки в Чехию дешево;
- спецпредложения Трансаэро весной, экскурсии для детей в Венгрии недорого.
Итальянские архитекторы Развитие барокко Лучшие архитекторы стиля барокко Итальянская архитектура: барокко Идеи барокко в архитектуре Отличительные черты барокко Итальянские школы живописи Творчество Аннибале Караччи Микеланджело Меризи да Караваджио Художники Италии Зрелое барокко Итальянские художники барокко Творческий путь Бернини Высокое барокко: известнейшие имена Позднее барокко Интерьеры в эпоху барокко Итальянский интерьер Особенности итальянского интерьера Итальянский дизайн Итальянский стиль Цвета и текстура Дом будет уютным и стильным Итальянский квартал Италия – гармония во всем
Украинское барокко
ФАКУЛЬТЕТ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ
Литература:
ДИСЦИПЛИНА
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
РЕФЕРАТ
УКРАИНСКОЕ БАРОККО
ВЫПОЛНИЛ: СТ. ГР. 51302
ПАДАЛКО С.А.
ПРИНЯЛ: ОРФИНСКИЙ В.П.
ПЕТРОЗАВОДСК 1998
УКРАИНСКОЕ БАРОККО
Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной культуры.
В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран. Причём в одних подражали итальянским первоисточникам, в других –восприняли лишь отдельные, наиболее соответствующие господствующим в стране вкусам и художественным традициям особенности стиля. Так во Франции в XVII в. барокко находит выражение лишь в некоторых чертах церквей и в интерьерах зданий при том, что основным стилевым направлением Франции XVII в. был классицизм.
Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в разных странах он выражал и идею дворянской культуры времён рассвета абсолютизма, борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства.
В барокко по
сравнению с ренессансом классические
формы приобретают иной характер и иное
композиционное видение. На смену
рациональной тектоничности приходит
атектоничность, ренессансная графичность
сменяется живописностью, пластика,
ставшая основным средством художественной
выразительности, создаёт беспокойную
игру светотени, в планах и формах
господствуют сложные криволинейные
очертания, статичность ренессансных
композиций сменяется бурной динамикой
форм, группируются колонны и пилястры
Достоинства стиля проявились в исключительно сильных по художественной выразительности принципах создания архитектурных ансамблей и удивительном умении органически вписывать архитектуру в окружающую природу. Главное в нём –поразить воображение человека необычным, повлиять на его чувства.
На Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в частности использованием традиций народного искусства. Его самобытный стиль наиболее ярко проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины 2, воссоединённых с Россией в результате освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.
На западных землях Украины, оставшихся под властью польских магнатов, дело обстояло иначе. Иными были заказчики, их вкусы и требования, иными были и архитекторы, в основном иностранцы, иными были традиционные приёмы строительства и строительные материалы, усиливалась политика католической экспансии3. Именно этой политикой объясняется строительство большого количества католических монастырей в Галиции, на Волыни, Подолии и Правобережье.
Одним из первых
зданий, полностью соответствовавших
архитектурному стилю барокко, был
иезуитский костёл4 Петра и Павла во Львове, построенный в
1610-1630 гг. итальянским зодчим Джакомо
Бриано. В плане –это базилика
После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с Россией, начался новый этап в истории украинской архитектуры.
На воссоединённых землях бурно растут города, развиваются ремёсла, торговля, формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и городами переселяется украинское население, основываются новые города и сёла, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры –Львов, Луцк, Острог постепенно утрачивают своё значение, уступая место Киеву, Чернигову, Перяславу, Полтаве, и новопостроенным Харькову, Сумам. Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей, домов казацкой старшины –теперь они становится основными заказчиками. Если раньше каменные здания были единичными, то теперь их строительство приобретает массовый характер.В XVII в. в России управление всем строительством было централизовано. Им руководил Приказ каменных дел, в обязанности которого входили вопросы квалификации мастеров, посылка мастеров по вызовам заказчика, надзор за строительством.
Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру создаваемых ими зданий определённые черты, свойственные их творческой индивидуальности, стиль, сформировавшийся на Украине во второй половине XVII в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью конструктивных и художественных черт, что даёт полное основание назвать его украинским барокко. Существенным обстоятельством было то, что католическое барокко, ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому народу настолько, что многие дворцы польских магнатов, а также католические постройки были разрушены.
И вполне понятно, что новостроящиеся здания не должны были ни в какой мере на них походить. В связи с этим украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности. Компонентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере декора.Застройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный характер. Это резко отличало её от застройки европейских городов, где чаще всего соблюдалась регулярная система улиц и сплошная застройка с тесно прижатыми друг к другу домами. В приднепровных городах сохранялся принцип древнерусской планировки –радиально-порядковой, носившей живописный характер.
Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII в., отлично сохранившим свои первоначальные формы, является дом Якова Лизогуба в Чернигове –большой, одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые расчленены пилястрами, огражда-ющими структуру плана. Фронтоны украшают плоские фигурные ниши, полуколонки и треугольные сандрики7 над окнами. Пластика фасадов и фронтонов близка по характеру к формам русской архитектуры XVII в., но значительно крупнее и сочнее её, что создаёт живописную игру светотени.
К общественным зданиям того времени относится Черниговский коллегиум, построенный в 1700-1702 гг. Большой двухэтажный дом коллегиума стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля и входит в его ансамбль. В западной части здания –высокая башня, необычная по форме –на верхнем ярусе её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями.
К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII –начала XVIII вв. можно отнести многочисленные трапезные палаты в православных монастырях. Очень интересна трапезная черниговского Троицкого монастыря, по словам исследователя украинской архитектуры этого времени М. П.Цапенко, «подлинный шедевр национального архитектурного стиля»8. Трапезная построена в 1677-1679 гг. ещё до начала строительства монастырского собора. К трапезному залу с западной стороны примыкают сени и хозяйственные помещения, а с восточной –Введенская церковь с высоким верхом над центральной частью.
Наиболее ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в культовом зодчестве. Цапенко писал, «дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII –начале XVIII вв., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянного народом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.»9
В украинских церквях этого периода отмечается несколько типов, из которых один (главным образом монастырские соборы) восходит к традициям древнерусской архитектуры, а остальные –к типам украинских деревянных церквей.
Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским святыням –киевскому Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в Чернигове, и, особенно, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в основе имели крестовокупольный тип и все они после восстановления «одеты» в барочную «одежду»; надстроены верха, появились пристройки, фасады украшены декором.
Старейшее здание этого типа –собор Троицкого монастыря в Чернигове. В композиции собора сочетаются традиционные черты древнерусской (трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный фронтон, элементы декора)
Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре рассматриваемого периода. Наиболее выразительно национальные черты проявились в каменных храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому времени распространённых. К постройкам этого типа относится один из лучших памятников украинского зодчества –трёхчастнный в плане, увенчанный тремя высокими живописными главами Покровский собор в Харькове (1689г. ). Это древнейшее сооружение города и единственно сохранившееся от застройки Харьковской крепости. Собор поставлен по русскому обычаю на подклеть, окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх, трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами, обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились традиции украинской трёхверховой, многозаломной церкви.
Более распространённым типом храма был храм пятикамерный, образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам. Здания с крестообразным планом, с центрической объёмной динамической композицией, завершающеёся в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как правило ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило одинаковое построение фасадов.
Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине, построенный в 1668-1670 гг. московским архитектором Г.И.Усти-новым. Собор венчают пять широких восьмигранных барабанов10, перекрытых куполами с высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями. Композиция здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов отсутствуют элементы, роднящие её с московской архитектурой XVII в.
Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане церквей считается Спасо-Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) с прекрасным лепным декором в характере украинского народного искусства.
Русские зодчие, работающие вместе с украинскими мастерами на Украине, не переносили на украинские церковные здания типологические и композиционные черты русской архитектуры, но повсеместно применяли свойственные ей элементы пластики и декора. Композиционные черты украинской архитектуры сказались и на русской архитектуре. Примером этому может служить Надвратная церковь Новодевичьего монастыря в Москве.
В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях подъёма национального самосознания украинского народа ярко проявились черты украинского барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных особенностях, декоре. Но главная особенность стиля –это новаторские и вместе с тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством пропорций, раскрытием внутреннего пространства, органически сочетаемого с внешними формами.
В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных изменений не произошло. Продолжал развиваться стиль барокко с чертами, характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское духовенство принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и 40 костёлов и католических монастырей. Давно миновали времена, когда в постройках Львовского братства выражались национальные украинские черты. Во Львове и других городах западных областей Украины работают крупные зодчие того времени, сооружается ряд церковных и гражданских сооружений, выдающихся в художественном отношении.
В стиле западного барокко строятся многочисленные костёлы. Например Николаевский костёл во Львове (1739-1745 гг.) с традиционной базиликальной структурой здания. В тех же формах позднего барокко построен и костёл Софии во Львове.
Барочная архитектура Львова достигла своего апогея в здании Доминиканского костёла. Строился он 1749 по 1764 год по проекту Яна де Витте мастером Мартином Урбанником. План костела эллиптической формы с капеллами11 по бокам. Здание венчает огромный купол на высоком барабане, играющий большую роль в силуэте города. У здания пластичный западный фасад с портиком12 и лучкообразным фронтоном, что близко к творческой манере великого зодчего эпохи барокко Франческо Борромини. Интерьер Доминиканского костела необыкновенно торжественный, с многочисленными скульптурами.
Позднее барокко в западных областях Украины больше всего связано с творчеством Бернарда Меретина, который за сравнительно короткое время построил храмы во Львове, Лопатине, Годовице, Буске, ратушу в Бучаче. В творчестве Меретина большую роль играла скульптура, и он в большинстве случаев работал со скульптором И.Пинзелем. Меретин –мастер того направления позднего барокко, в фасадах которого чувствуется приближение классицизма. Во Львове Меретин строит одно из лучших зданий барочной архитектуры –собор святого Юра на холме, доминирующем над юго-западной частью Львова. Собор строился в 1746-1764 гг. В плане четырёхстолпного в своей основе храма преобладают плавные криволинейные очертания. Уступчатая композиция здания, венчающего холм, близка к традициям украинского зодчества.
К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор Почаевского монастыря на Тернопольщине, возведённый в 1771-1783гг. по проекту архитектора Готфрида Гофмана. Строительством руководил львовский мастер П.Полейовский. Собор поставлен на двухэтажной террасе и прекрасно вписывается в окружающую природу, доминируя над местностью. Стройные, нарядные башни и фигурный фронтон, восьмигранный купол со световым фонарём, декор и белоснежный цвет стен создают жизнерадостный образ, далёкий от монастырского аскетизма.
Интереснейший памятник барочной украинской архитектуры Украины сохранился в Черновцах. Это Рождественская церковь монастыря в предместье Гореча, построенная в 1767 г. на средства, отпущенные Екатериной II. По плану и композиции она типична для украинских трёхчастных трёхверхих церквей. Некоторые отличия –в большой вытянутости плана, наличии нижнего цокольного этажа и верхней обходной по стенам галереи, бойниц явно оборонительного характера. Фасады здания расчленены пилястрами с капителями коринфского ордера, а купола завершаются грушеобразными стройными «банями» типичными для украинской архитектуры.
Несколько иные черты имела барочная архитектура в Приднепровье и восточных областях Украины в XVIII в. Новые веяния пришли на Украину после того, как с украинскими мастерами начали сотрудничать петербургские зодчие. Но ещё раньше в украинском барокко постепенно отходят в прошлое приёмы кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой. Один из ранних таких примеров –великолепный декор трапезной и собора Выдубецкого монастыря в Киеве, первого яруса Софийской колокольни и ряда других зданий.
В 1722-1730 гг. строится здание митрополичьего дома и трапезной Софийского монастыря в Киеве. Ситуация меняется с приездом в Киев в 1731г. крупного петербургского зодчего Иоганна-Готфрида (Ивана Ивановича) Шеделя, автора дворцов Меньшикова на Васильевском острове и других зданий, характерных для стиля петровского барокко. Шедель был воспитанником немецкой архитектурной школы, что проявилось в некоторой сухости орнамента. В Киев Шедель приезжает по приглашению Киевско-Печёрской лавры для строительства большой колокольни.
Колокольня была самой высокой постройкой в России, её высота составляла 96,5 м. Она была построена, впервые в украинской архитектуре, по принципу ордерной архитектуры. Нижний ярус трактован как пьедестал, второй ярус выдержан в формах римско-дорического ордера, третий –конического и четвёртый –коринфского, то есть тут использована классическая схема ордерной архитектоники, известная ещё по зданию римского Коллизея. Барочные черты видны лишь в спаренных колоннах, раскрепованных13 карнизах и очертаниях завершения главы. В строительстве колокольни применена новая для того времени техника, в частности, специально изготовленные керамические блоки. Цельные керамические коринфские капители14 имеют 154см в высоту и 140 –в ширину. Как писал о ней сам Шедель: «сия звонница в Киевопечёрской лавре трудом моим сделанная каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется… и на вечность оная звонница стоять будет»15.
Кроме строений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского митрополита Рафаила Заборовского и, судя по характеру форм, ему принадлежит проект знаменитой Брамы Заборовского, являющейся одним из лучших и характернейших памятников украинского барокко XVIII в. Брама – западные ворота Софийского монастыря, построена в 1745-1746 гг. Над проездной аркой, оформленной колоннами коринфского ордера, высится высокий, криволинейного очертания барочный фронтон, покрытый нежным орнаментом, выполненным украинскими мастерами.
Из построек Киева, периода работы в нём Шеделя надо отметить Софийскую колокольню, ставшую, как и Лаврская, одной из главных доминант города. Над первым этажом, возведённым ешё в начале XVIII в. в 1744-1748 гг. были достроены второй и третий ярусы, увенчанные высокой барочной главой (четвёртый ярус достроят в XIX в.). Четырёхугольные, уменьшающиеся кверху ярусы колокольни мастерски покрыты лепной орнаментикой (мастера И.Стобенский и С.Стобенский).
В 1847 г. начинается строительство в Киеве Андреевской церкви –архитектурного шедевра мирового значения. Выбор места для строительства не случаен. На холме, доминирующем над Подолом, ещё в начале XIII в. была построена церковь, завершавшая перспективу главной улицы Киева. Центрическая, объёмная композиция нового здания предопределена с самого начала. Проект церкви выполнен великим Растрелли. Андреевская церковь –одно из ранних произведений архитектора, в котором он впервые обратился к национальным композиционным особенностям русского зодчества. Стройный силуэт со стремительно взлетающим вверх высоким куполом, завершающемся барочной главкой и четырьмя тонкими башенками, поставленными по диагонали подкупольного квадрата и создающими традиционное пятиглавие, со всех сторон читается на фоне неба. Церковь сказочно красива в панораме прекрасных киевских приднепровских холмов. Нарядность её подчёркнута обилием пластики, светлой гаммой бирюзовых стен, белых колонн и золотых капителей и деталей декора.
Одновременно с Андреевской церковью в Киеве строится здание Императорского (Мариинского) дворца, также по проекту Растрелли, вернее по образу построенного Растрелли дворца Разумовского под Москвой. Киевский дворец в первоначальном виде до наших дней не сохранился (сгорел в 1819 г. и наново построен архитектором К.Я.Маевским в 1870 г. в стиле растреллиевской архитектуры). Также как и Андреевская церковь он был украшен барочной пластикой. Андреевскую церковь и дворец строил архитектор И.Ф.Мичурин, работавший главным архитектором Москвы. Мичурин приезжает в Киев со своей «командой» –группой архитекторов и учеников, помогавшим ему в строительстве и самостоятельно строивших некоторые объекты в Киеве. Так, его ученики Ф.Панов и М.Юрасов строят большое здание Софийской бурсы, в архитектурной пластике и высокой с заломом крышей видны черты украинского барокко.
Настоящим шедевром барочной архитектуры Украины является колокольня Дальних пещер Киево-Печёрской лавры, построенная С.Д.Ковниром в 1754-1761 гг. Композиционный эффект двухъярусной колокольни построен на контрасте горизонтальных и вертикальных элементов. Фасады нижнего яруса подчёркивают сплошным рустом16 его горизонтальные пропорции. Лепкой украшена лишь плоскость над проездом. Верхний ярус насыщен пластикой, спаренными колонками с коринфскими капителями на угловых выступах, орнаментной лепкой, покрывающей все плоскости фасадов. Колокольня завершается высокой барочной многоярусной «баней» и четырьмя конусовидными башенками. Лепку Ковнир выполнял вместе с лаврскими мастерами –И.Горохом, И.Шароваром и другими. Вся архитектура колокольни отличается высоким профессионализмом. В 1763-1768 гг. Ковнир строит колокольню Ближних пещер, близкую по характеру архитектуры к колокольне Дальних пещер, но без боковых башенок на углах.
Велико значение для украинской архитектуры XVIII в. творчества другого выдающегося русского архитектора –А.В.Квасова. Он был из тех русских архитекторов, которые старались продолжить традиции петровского барокко во время повсеместного расцвета растреллиевской пышной и насыщенной пластикой и декором архитектуры. А.В.Квасов приезжает на Украину строить по заказу Разумовских собор Богородицы в Козельце (1752-1763 гг.). По типу это поставленный на подклеть девятикамерный храм, завершающийся пятью верхами. Боковые главы поставлены на угловые ячейки по диагонали ( как в Андреевской церкви в Киеве). В козелецком соборе угловые ячейки достигают высоты завершающего карниза, что придаёт композиции главного объма здания цельный характер. Завершение глав, в отличие от Андреевской церкви, типично для украинской архитектуры, как и форма крылец. Примечателен тот факт, что русский архитектор сознательно обращается к традициям украинского зодчества, возможно не без влияния заказчиков –Разумовских.
Высокая четырёхъярусная колокольня построена в формах барокко –с пучками колонн и раскрепованными карнизами. Под влиянием козелецкой подобные колокольни строятся в это время в Троицком монастыре в Чернигове (1771-1775 гг.) и в Вознесенском в Переяславе (1770-1776 гг.)
Следует особо сказать о пространственной организации барочных ансамблей, ярче всего проявившейся в монастырских комплексах. Такие ансамбли, как Киево-Печёрская лавра, Троицкий монастырь в Чернигове, Выдубецкий монастырь в Киеве поражают своей необыкновенной стилевой целостностью и органическим единством с окружающей природой. В основе художественной выразительность ансамбля лежит живописный принцип композиции, характерный ещё для градостроительства древней Руси. Живописность подчёркивается мягкой пластикой форм и сочной лепкой фасадного декора, нарядным силуэтом верхов и асимметричной постановкой зданий
Барокко –это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей складывались в разное время, часто –ещё в древнерусский период. Окончательное их формирование происходит в эпоху барокко, когда создаются новые постройки, объединяющие ансамбль, строятся колокольни, становящиеся доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенами и башнями, которые уже не имеют военно-оборонительного значения, но являются органическими компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей придаётся единое стилевое лицо –постройки штукатурят, белят, древние здания, после реставрации, «одевают в барочную одежду». Так создаются цельные в своём художественном выражении ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский и другие монастыри Приднепровья и Левобережья.
Широко используя достижения западной и русской архитектуры, украинская архитектура не утратила своей самобытности и традиций. При рассмотрении архитектуры Украины периода XVII-XVIII8 вв., можно видеть, что многие постройки иноземных мастеров имеют наряду с традиционными приёмами и приёмы характерные для национального украинского зодчества. В тесной связи и при содействии русских и западных мастеров, на Украине появился новый стиль –украинское барокко, как и петровское барокко отличное от западного, и имеющее свои традиции и особенности, придающие сооружениям национальный колорит и непревзойдённейшую красоту.
Литература:
Ю. С. Асеев. Стили в архитектуре Украины. –Киев.: Будивэльнык, 1989. –стр. 32-49.
Н. Ф. Гуляницкий. История архитектуры. –Москва.: Стройиздат, 1984.
Советский энциклопедический словарь.
Памятники градостроительства и архитектуры УкрССР. Том 4. -Киев.: Будивэльнык 1986. –стр.261-337.
Архитектура Украинской ССР. Том 1. –Москва. 1954.
Отзывы направляйте на Email: [email protected]
Искусство и архитектура в стиле барокко на Сицилии
Все фотографии, если не указано иное: Per-Erik Skramstad © Wondersofsicily.com
Архитектура в стиле барокко процветала на Сицилии, особенно после разрушительного землетрясения 1693 года. Целые города пришлось восстанавливать. Великолепные церкви и дворцы были возведены в стиле сицилийского барокко. Церкви часто щедро украшались цветным мрамором и мозаичной инкрустацией. Лепные украшения достигли беспрецедентного уровня благодаря работам Джакомо Серпотта и его семьи. А в Багерии, недалеко от Палермо, палермитская знать построила виллы в стиле барокко для своих летних домов.
Мраморные рельефы с их фигурными и орнаментальными мотивами в церкви Джезу (Chiesa del Gesù) изумительны. Церковь Джезу (также называемая Кьеза-дель-Джезу, Церковь Святой Марии Джезу, Кьеза-ди-Санта-Мария-ди-Джезу и Каса-Професса) — одна из самых очаровательных церквей в стиле барокко на Сицилии. Она была перестроена после Второй мировой войны и вновь открыта 24 февраля. 2009.
Гротеск в Модике.
Балкон в стиле барокко на Палаццо Николачи на улице Николачи, Ното.
Посмотреть больше балконов на Сицилии можно здесь
Драматическая сила архитектуры сицилийского барокко и ее эмоциональное воздействие.
Фасад собора в Сиракузах, мощная композиция в стиле сицилийского барокко, возведенная в 1728-54 гг. Он был разработан Андреа Пальма.
Театральность сицилийского барокко прекрасна. Это волнообразный фасад королевской часовни 9.0047 Collegiata (ок. 1768, также известный как Базилика делла Коллегиата и Санта-Мария-дель-Элемозина ), Катания. Архитекторы: Стефано Иттар, Анджело Италия и Антонио Амато.
Собор в Ното. Построенный после разрушительного землетрясения в 1693 году, Ното, спроектированный Джованни Баттистой Ландолиной по сетке, имеет множество зданий в стиле барокко.
Безумно красивый, эксцентричный и ошеломляющий Зеркальный зал (Sala degli specchi) на вилле Палагония, самой известной и популярной из многих вилл 18-го века в Багерии.
Фрагмент великолепного фасада собора в Сиракузах (дизайн Андреа Пальма).
Фрагмент декоративных украшений собора в стиле барокко в Сиракузах.
Сицилийские объекты в списке всемирного наследия ЮНЕСКО
- Агридженто: Археологический район Агридженто (ЮНЕСКО)
- Эолийские острова: Изоле Эоли. Группа состоит из семи островов (Липари, Вулкано, Салина, Стромболи, Филикуди, Аликуди и Панарея) и пяти небольших островков (Базилуццо, Даттило, Лиска Нера, Боттаро и Лиска Бьянка) в окрестностях Панареи. (ЮНЕСКО)
- Кальтаджироне (ЮНЕСКО)
- Катания (ЮНЕСКО)
- Собор Чефалу
- Милителло Валь ди Катания (ЮНЕСКО)
- Модика (ЮНЕСКО)
- Собор Монреале
- Гора Этна (ЮНЕСКО)
- Ното (ЮНЕСКО)
- Палермо: Палаццо деи Норманни (Нормандский дворец)
- Палермо: Cappella Palatina (Палатинская капелла в Норманнском дворце)
- Палермо: Церковь Сан-Джованни-дельи-Эремити
- Палермо: церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо (также известная как Марторана)
- Палермо: Церковь Сан-Катальдо
- Палермо: Собор Палермо
- Палермо: Дворец Зиса (La Zisa)
- Палермо: Дворец Кубы (Ла Куба)
- Палаццоло Акрейде (ЮНЕСКО)
- Рагуза (ЮНЕСКО)
- Шикли (ЮНЕСКО)
- Сиракузы и скалистый некрополь Панталики (ЮНЕСКО)
Церковь Санта-Лючия-алла-Бадия (La chiesa di Santa Lucia alla Badia) расположена на южной стороне площади Пьяцца Дуомо. Фасад в стиле баварского барокко 169 г.5 создан Лучано Караччоло. Внутри церкви находится очень известная картина Караваджо (Похороны святой Лючии).
Изысканный фасад La chiesa delle Anime del Purgatorio (Церковь душ в чистилище), одной из многих барочных церквей 18 века в Трапани. Фасад был выполнен Джованни Бьяджо Амико.
Оратория Розарио Санта-Чита, Палермо
Serpotta putto в Ораторио дель Росарио ди Санта-Чита, Палермо.
Оратория Росарио Санта-Чита, Палермо
Оратория del Rosario di Santa Cita, Палермо
Оратория СС. Росарио-ди-Сан-Доменико
Штукатурные путти Джакомо Серпотта (1656-1732) в Ораторио дель СС. Росарио ди Сан Доменико, Палермо.
Оратория Сан-Лоренцо, Палермо
Лепнина Джакомо Серпотта в Оратории Сан-Лоренцо, Палермо.
Украшения Серпотта в Палатинской капелле в Кастельбуоно Буоно).
Модика
Собор в Модике.
Города позднего барокко долины Валь-ди-Ното на юго-востоке Сицилии, внесенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО
Города позднего барокко долины Валь-ди-Ното на юго-востоке Сицилии, включенные В список Всемирного наследия ЮНЕСКО входят Кальтаджироне, Милителло-Валь-ди-Катания, Катания, Модика, Ното, Палаццоло, Рагуза и Шикли. Все эти города были перестроены после землетрясения 1693 года в городах или рядом с ними. По мнению ЮНЕСКО, они представляют собой значительный коллективный проект, успешно выполненный на высоком уровне архитектурных и художественных достижений. Сохраняя стиль позднего барокко того времени, они также отображают характерные новшества в городском планировании и городском строительстве.
Города позднего барокко, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, представляют собой кульминацию и последний расцвет искусства барокко в Европе. Исключительное качество искусства и архитектуры позднего барокко в Валь-ди-Ното заключается в его географической и хронологической однородности, а также в его количестве, возникшем в результате землетрясения 1693 года в этом регионе. Все города существовали в средние века, как правило, вокруг замка и на монастырских основаниях.
Архитектор позднего барокко Габриэле Вальвассори родился 21 августа 1689 года в Риме. – Итальянское художественное общество
Этот день в истории: 21 августа
Автор: Алексис Секстон Кулотта
для IASblog
Алексис Кулотта
Архитектор позднего барокко Габриэле Вальвассори родился 21 августа 1689 года в Риме. Сын плотника из Бергамо, Вальвассори очень рано развил в себе талант архитектурного мастера. Он был настолько талантлив от природы, что был принят в Академию Святого Луки в возрасте 15 лет. К началу 1700-х годов он получал награды за свои проекты, а к 1710-м годам Вальвассори работал над известными заказами. Его первый крупный проект, например, был для церкви Сан-Джузеппе-алла-Форначи в Фолиньо в качестве помощника ведущего архитектора Филиппо Бариджони.
Когда Вальвассори начал работать самостоятельно, у него появился собственный архитектурный голос. Его стиль сочетал в себе простую прямоту классического дизайна с атмосферой игривой энергии, которая питалась духом эпохи барокко и привлекала в его студию знаменитую клиентуру. Фактически, позже в том же десятилетии Вальвассори вернулся в Рим, чтобы начать работать на семью Памхиль. Работая главным архитектором семьи примерно с 1720 по 1739 год, Вальвассори оказал неотъемлемое влияние на замечательный фасад Палаццо Дориа Памфили на римской улице Виа дель Корсо; Позже он также работал над элементами римской виллы семьи.
По мере того, как росло признание Вальвассори, росли и его похвалы. В дополнение к все более значительным заказам, таким как для церквей Санта-Мария-дель-Орто (1738–1756) и Сан-Квирико-э-Джудитта (1750–1754), Вальвассори завоевал все более высокий статус в Академии Святого Луки. Он был избран профессором уважаемой ассоциации в 1758 году и умер через три года, 7 июля 1761 года.
Кьеза-ди-Санта-Мария-делла-Люче, Рим (реставрация 1730 г.).
Chiesa dei Santi Quirico e Giulitta, Рим (реставрация церкви и строительство ризницы, 1750-1753 гг.).
Вилла Дориа-Памфили, Рим, с видом на вход в Казино дель Бель Респиро. (осуществлено А. Альгарди и Г. Ф. Гримальди между 1644-48 гг.).
Главные ворота (справа: по проекту Вальвассори, 1720-1739 гг.). Вилла Дориа-Памфлий, Рим.
Фонтан Тибра (по проекту Вальвассори, 1720-1739 гг.)). Вилла Дориа-Памфлий, Рим.
Дополнительная литература: Рудольф Виттковер, Дженнифер Монтегю и Джозеф Коннорс . Искусство и архитектура в Италии 1600-1750 гг., Vol. 1: Раннее барокко . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1999.
Джон Варриано. Архитектура итальянского барокко и рококо . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1986.
Энтони Блант.