Шехтель Фёдор Осипович — Узнай Москву
На чётной стороне Пятницкой улицы видна главная вертикальная доминанта начала – колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором. К ней примыкает небольшой трехэтажный дом XIX века – дом причта храма Иоанна Предтечи. В доме причта проживали дьяконы, чтецы, пономари, псаломщики и другие служители церкви.
Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Федору Чижову, будущему крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К строительству «первой русской» (т.е. без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов. Активным его помощником стал состоятельный и деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова.
Дом № 13 по Пятницкой улице построен в стиле модерн с элементами готики. Построено здание по заказу Ильи Марковича Гальперина, меховщика-миллионщика в 1908-1909 годах известным архитектором Фёдором Шехтелем. Заказчик планировал разместить в цокольном этаже здания меховой салон, именно поэтому центральный вход в дом окружен двумя огромными витринными окнами. Кроме того, в доме располагался магазин галантерейных товаров Николая Алексеевича Крестовникова, состоявшего гласным Московской городской Думы и являвшегося выборным московского купеческого сословия.
Большая Ордынка – главная и древнейшая артерия Замоскворечья, начинающаяся от Водоотводного канала и идущая прямо к Садовому кольцу. Именно здесь спрятан небольшой особняк, чья история уходит в начало XX века. Дом № 32 по Большой Ордынке принадлежал купеческой фамилии Аршиновых.
Величественная колокольня церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, формирует панораму центральной части Пятницкой улицы и доминирует над этой частью Замоскворечья.
Одно из лучших конторских зданий, построенных в стилистике рационального модерна, украшает площадь с 1911 года.
Этот неоготический особняк – непревзойденный шедевр «гения русского модерна» Федора Шехтеля.
Виртуальный тур по объекту предоставлен для публикации ГлавУпДК при МИД России.
Архитектор Федор Шехтель подарил зданию новую жизнь, придав ему черты стиля модерн.
Один из ранних образцов московского модерна. И самое первое офисное здание в этом стиле.
Это первый «купеческий амбар», соединяющий в себе банк и торговый дом.
«Дом фарфора» и сейчас, как во времена М.С. Кузнецова, привлекает пешеходов сервизами в витринах.
Этот некрополь – один из самых известных в столице.
Рациональный и одновременно вдохновенный проект Шехтеля, связанный с именами С. Образцова, Р. Симонова, И. Рерберга, «родина» ГОЭРЛО.
Почти все общественные организации Москвы, у которых не было своего помещения, когда-то получали приют именно здесь.
«Боярский двор» стал одним из интересных произведений архитектора, за него он был удостоен звания академика архитектуры.
Этот дом – памятник творчества трех знаменитых архитекторов: Каминского, Шехтеля и Эрихсона.
Граненая башня здания треста «Жиркость» появилась на углу Рахмановского переулка и Петровки в 1928 г.
Монументальный дом с угловым полукруглым портиком напоминает о массивных древнегреческих храмах.
«Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн.
За высоким и глухим забором скрывается один из самых красивых особняков Москвы — дом Сергея Павловича фон Дервиза.
При М.С.Кузнецове фарфоровая империя Кузнецовых достигла наивысшего расцвета — он расширил и приумножил фамильное дело, сосредоточив в своих руках почти все фарфоро-фаянсовое производство России.
Этот высокий доходный дом оформляет угол ул. Знаменки и Староваганьковского переулка
Одна из малоизвестных работ сразу двух замечательных московских зодчих: Франца Осиповича Шехтеля и Густава Августовича Гельриха.
В этой необычной усадьбе живут дракон и… гном. Усадьба первоначально принадлежала фабрикантам Плавильщиковым, у которых она была куплена в 1839 году Елисеем Саввичем Морозовым, представителем известной купеческой династии.
Кинотеатр «Художественный» был открыт на Арбатской площади 10 ноября 1909 года.
Маленькая церковь словно потерялась в окружении многоэтажных зданий. Неудивительно, что местные жители называют её «часовней».
Московский модерн: 5 характерных признаков стиля в архитектуре столицы
Архитектура
В теплые осенние дни предлагаем вам прогуляться по Москве и посмотреть на самые неочевидные архитектурные памятники модерна, а также вспомнить их историю.
Софья Шатохина и Натали Герц
Невероятно сложно писать про московский модерн не только потому, что невозможно объять необъятное (монография Нащокиной включает в себя более ста архитекторов, работавших в Москве в этом стиле), но и потому, что само направление крайне разнообразно, и одной из его визитных карточек стало смешение акцентов. Мы выбрали 5 характерных признаков модерна и проиллюстрировали их московскими примерами: так, вооружившись полученными знаниями, на прогулках по столице вы сможете вычленять этот архитектурный стиль.
1. Ассиметричность композиции (в частности, разновысотность объемов)
Особняк Динга, архитектор А.М. Калмыков
Здание было построено в 1902 году для первого российского «макаронного магната» — Иоганна-Леонарда Динга, владельца фабрики макарон, шоколада и кондитерских изделий. Считается, что прообразом особняка в Сокольниках стал неизвестный дом в Германии, который понравился Дингу — вот почему постройка так отличается от других проектов Калмыкова. Сейчас здание особняка является жилым домом.
Доходный дом А.П. Лебедева, архитектор С.М. Гончаров
Архитектор Сергей Михайлович Гончаров (потомок той самой семьи Гончаровых, его прадедушка был отцом Натальи Пушкиной) является ярким представителем московского модерна. Среди его проектов: дома В. К. Кеслера, В. И. Донского, Г. Г. Солодовникова, усадьба Я. Ипатова-Малютина и здание Зоотехнического института. Но особенно сильно среди них выделяется доходный дом Лебедева — своими ассиметричными башнями, окнами и витринами на первом этаже.
2. Отказ от прямых линий, покатость, пластичность и гибкость форм, сглаживание и скругление углов
Конторский дом Сытина, архитектор А.Э. Эрихсон
Предприниматель Иван Сытин приобрел здание в начале XX века: он разместил там торговые ряды и издательство газеты «Русское слово», а сам жил на верхних этажах. В 1979 году постройку отрезали от фундамента и на рельсах передвинули на 30 сантиметров в сторону Настасьинского переулка — власти посчитали, что дом портит вид нового здания газеты «Известия». В настоящий момент здание занимают офисы разных компаний.
Доходный дом П.А. Скопника, архитектор Г.А. Гельрих
Лестница в особняке Рябушинского в виде волны известна многим: здесь же «звездой» стал фасад, который благодаря эркерам и карнизу также обладает пластикой волны.
3. Увеличенные окна и их необычная, в том числе фасетная, расстекловка
Здание торгового дома «Мюр и Мерилиз», архитектор Р.И. Клейн
Шотландцы Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр основали в Москве самый крупный российский магазин XX века — «Мюр и Мерилиз». Первое здание универмага по проекту архитектора Романа Клейна сгорело, и в 1900 он построил новое — хорошо знакомый нам неоготический «модный замок». В 1922 году универмаг приобрел привычное для нас имя — ЦУМ.
Алла Вербер: 10 вещей, которые вдохновляют
Ресторан «Альпийская роза», архитектор П.П. Висневский
Ресторан «Альпийская роза» — герой множества русских произведений: там разворачивались события Булгаковской «Дьяволиады» и гостил герой романа Бориса Акунина «Смерть Ахиллеса». До ресторана здание занимали модные магазины, лавки посуды и хрусталя и даже типография. Сейчас там располагается концертный зал, но над входом все еще красуется вензель «Альпийской розы».
Доходный дом И.П. Исакова, архитектор Л.Н. Кекушев
Этот проект известного архитектора Льва Кекушева — образцовый пример дома в стиле модерн: трехчастная композиция, лепной декор, массивный извилистый карниз и необычные окна. На каждом этаже — свой неповторимый рисунок оконных переплетов. Сейчас дом имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, в нем располагаются жилые квартиры.
Скоропечатня А.А. Левенсона, архитектор Ф.О. Шехтель
«Скоропечатня А.А. Левенсона» — это первая типография в России, спроектированная в стиле модерн. Именно там печатали первые сборники стихотворений Марины Цветаевой на личные деньги поэтессы. Типографии присвоен статус Памятника архитектуры федерального значения. На данный момент сооружением владеет банк ВТБ, а внутри размещены офисы.
4. Активное декорирование фасадов, в том числе плиткой
Торговый дом Московского купеческого общества, архитектор Ф. О. Шехтель
Архитектор Ф.О. Шехтель проектировал здание в стиле «рационального модерна» с предпосылками к конструктивизму. В XIII веке на месте бывшего Торгового дома стоял Ярославский Спасский монастырь — именно там нашли «Слово о полку Игореве». Когда Московское купеческое общество построило там новое сооружение, в нем разместились известные компании — до сих пор Торговый дом служит офисным центром с магазинами и ресторанами.
Особняк К. А. Гутхейля, архитектор В.А. Валькот
Сама идея этого особняка была инновационной для той эпохи — его строили «под ключ», как архитектурный объект. Поэтому внешний вид здания зависел от вкусов архитектора, а не заказчика — в данном случае, Валькот выбрал новый в то время «модерн», а рокайльный орнамент и стеклянный козырек над входом подглядел у построек в стиле ар-нуво. С 1958 года здание занимает посольство Марокко.
5. Растительные, цветочные или животные мотивы в оформлении фасада
Почтовый ящик–летучая мышь в собственном доме архитектора С. У. Соловьева. Дом получился идеальным воплощением стиля модерн, хотя сам архитектор не возводил построек в этом стиле, и вообще не проектировал особняков. Некоторые фанаты Булгакова считают особняк прототипом дома Маргариты из «Мастера и Маргариты».
Характерный приём Льва Кекушева — львы на Никольских торговых рядах.
На фасаде доходного дома Бочаровых Лев Кекушев также использовал животные мотивы — вход в здание украшают скульптуры сов.
Чертополох на угловых башнях упоминавшейся выше «Скоропечатни А.А. Левенсона» по проекту Ф.О. Шехтеля — очень популярный орнамент во Франции на момент вовезедния типографии.
На доходном доме О.О. Вильнера также можно разглядеть разнообразнейший лепной декор. Здание возводилось под руководством архитектора Н.И. Жерихова, который в 1902—1915 годах спроектировал 46 доходных домов в Москве. За 100 лет внешний вид постройки сильно менялся, но благодаря реставрации в 2010-х годах ей вернули исторический облик.
Доходный дом Н.Г. Тарховой, архитектор Г.И. Макаев
Дом с маками, он же дом с кошками, он же дом с кактусами — один из лучших образцов модерна в Москве. Здание было возведено по заказу жены губернского секретаря Н. Г. Тархова, но через несколько лет архитектор Г.И. Макаев сам начал жить в доме по собственному проекту. В советские годы сооружение отдали под коммунальные квартиры, и до сих пор оно служит как жилой дом.
Мы обошли вниманием и навесные козырьки (посмотрите упомянутый выше особняк Гутхейля), и утопленные или смещенные вбок входные группы (например, особняк Кекушева на Остоженке), и многофункциональность элементов здания (например, балкон над входом — особняк Листа работы Кекушева или особняк Якунчиковой работы Валькота), и проницаемые ограды (особняки Носова и Рябушинских) и многое другое. Дело за вами — гуляйте по Москве.
Фото: Натали Герц
ТегиАрхитектураМосква
Русский модерн | Art of the Russias
«В России противоречивые стремления панславизма и западной модернизации были выполнены в стиле модерн». 1
Возможно, его называли Stil Modern , но он впитал в себя всю славянскую жизненную силу и тягу к новому, которая занимала русскую интеллигенцию с конца 19 века. И это было вызвано напряжением между Санкт-Петербургом, современной, устремленной вовне имперской столицей, и Москвой, старым сердцем страны, консервативным и националистическим.
Мир Искусства, № 8. Обложка Леона Бакста. (1902 г.).
Журнал Мир искусства (Мир искусства) был главным распространителем русского модерна. (Возможно, вы помните несколько упоминаний этого художественного направления в этом блоге: среди известных художников и критиков были кланы Бенуа и Лансере, родственники знаменитой Зинаиды Серебряковой.) Между 1898 и 1904 годами оно оказало огромное влияние на русское модернистское искусство и стало главный распространитель этой напряженности упомянул выше: такие, как Леон Бакст, которые были западниками, противостоят таким, как Константин Коровин, который был славистом.
Орест Курлюков
Одними из первых проявлений Stil Modern были изделия декоративно-прикладного искусства, в частности столовое серебро. Славянофильские чайные сервизы Ореста Курлюкова — шедевры подчеркнуто антикварного мировоззрения, использующие репрезентации древнерусского литературного и романтического стилей. Тем временем Михаил Тарасов изготовил антикварную чашку с эффектной ручкой в стиле модерн.
Михаил Тарасов. (1899-1908).
Низкородный архитектор Федор Шехтель был еще одним титаном русского модерна. Его проект Рябушинского дома основан на внутреннем устройстве средневековой церкви пространств, окружающих центральную площадь под куполом, но где освещение осуществляется через световой люк и богато украшенный витраж, а купол расписан традиционными религиозными аллюзиями.
Фасад дома Рябушинского. Федор Шехтель. (1900-02).
Интерьер дома Рябушинского. Федор Шехтель.
Шехтель также участвовал в оформлении большого русского павильона на Международной выставке в Глазго 1901 года. из Стил Модерн . 1
Пока Стиль Модерн привлек значительное внимание и влияние в Европе, российские представители этой формы продолжали внедрять инновации и дома. Они сотрудничали с мастерами модерна, такими как Ольбрих и Макинтош. Даже если критическое освещение не всегда было благоприятным (один критик сказал: «Дряблый… как будто для особой расы маленьких, ласковых и бесхребетных человеческих существ») и если националистов беспокоила чужеродность стиля, а консерваторов ужасала его современность, он все еще мог достичь превосходного завершения, одновременно представляя умирающую империю и освещая страну, стремящуюся к новому в новом столетии.
Ссылки
- Стивен Эскрит, Art Nouveau, Phaidon, 2000.
- Уильям Крафт Брумфилд, Истоки модернизма в русской архитектуре. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1991 .
Нравится:
Нравится Загрузка…
Архитектор/Дизайнер стиля модерн Дизайн/Архитектура
Фото
:
Metaweb (FB) /
2 Antoninet
2 был испанским каталонским архитектором из Реуса и самым известным практиком каталонского модернизма. Работы Гауди отражают индивидуальный и самобытный стиль. Большинство из них находятся в Барселоне, в том числе его главный труд, Саграда Фамилия.
На творчество Гауди повлияли его жизненные увлечения: архитектура, природа и религия. Гауди продумывал каждую деталь своих творений и интегрировал в свою архитектуру такие ремесла, как керамика, витражи, кованая ковка и столярное дело. Он также представил новые методы обработки материалов, такие как тренкадис, в котором использовались отходы керамики.
Под влиянием неоготического искусства и восточных техник Гауди …подробнее - Place of Birth: Reus, Tarragona, Spain
- Nationality: Spain
- Structures: Sagrada Família, Church of Colònia Güell, Episcopal Palace, Astorga, Palau Güell
Photo
:
Metaweb (FB) /
Общественное достояние
Август Энделл был дизайнером, писателем, учителем и немецким архитектором югендстиля.
- Place of Birth: Berlin, Germany
- Nationality: Germany
- Structures: Elvira Studio
C. Harrison Townsend
Photo
:
Metaweb (FB) / CC-BY-SA-2.5
Чарльз Ренни Макинтош — шотландский архитектор, дизайнер, акварелист и художник. Он был дизайнером постимпрессионистского движения, а также главным представителем ар-нуво в Соединенном Королевстве. Он оказал значительное влияние на европейский дизайн. Он родился в Глазго и умер в Лондоне.
- Place of Birth: Glasgow, United Kingdom
- Nationality: United Kingdom
- Structures: Hill House, Queen’s Cross Church, Glasgow, Cranston Tearoom, The Lighthouse
Photo
:
Metaweb (FB) / GNU Free Documentation License
Готтлиб Элиэль Сааринен был финским архитектором, известным своей работой со зданиями в стиле ар-деко в первые годы 20-го века. Он был отцом Ээро Сааринена.
- Место рождения: Рантасалми, Финляндия
- Гражданство: Соединенные Штаты Америки
- Структуры: Чарльз Дж. и Ингрид В. (Френдберг) Айленд Школа Кобеля, Хвиттреск, Крайст-Черч , Des Moines Art Center
Фото
:
Metaweb (FB) /
Общественное достояние
Франсуа-Эмиль Андре был французским архитектором, художником и дизайнером мебели.