Признаки барокко: 1) Основные черты барокко.

Содержание

Искусство барокко

Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Искусство барокко

Искусство барокко стало художественным отражением противоречий раннебуржуазного периода европейской культуры. Подчеркивая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Основные черты барокко отразили его дуализм. Черты мистики, фантастичности, повышенной экспресии, декоративность удивительно уживаются в нем с трезвостью и рассудочностью, с истинно бюргерской деловитостью. Стиль барокко легко узнается в очертаниях архитектурных сооружений, в изысканной вычурности линий в скульптуре и живописи, в пышности, декоративности, аллегоричности фасадов и интерьеров зданий, в напыщенности языка прозы и поэзии. Совмещая иллюзорное и реальное, барокко является в целом стилем, который отражал преимущественно систему ценностей, идеалов и вкусов дворянства, в первую очередь той его части, которая сохраняла еще известные прогрессивные тенденции.

Поэтому этот стиль развивался прежде всего в тех странах, где сохраняли свои позиции феодальные отношения и католическая церковь. Церковное искусство, собственно и было типичным «барокко» в узком смысле этого термина. Зародившись на рубеже XVI-XVII вв. в Италии, барокко распространяется затем в Испании, Португалии, Фландрии, а позднее в Австрии, Англии, Германии, Скандинавии, Новом Свете и России.

Динамизм барочной скульптуры, противостоящей спокойствию и мощи скульптуры Ренессанса, вызывает чувство восхищения своей легкостью. Для искусства барокко важно было не столько тело как таковое, сколько его движение. Если у скульпторов классической Греции и у художников Возрождения боги, пусть идеализированные, изображались как люди, то у мастеров барокко боги оставались богами («Аполлон и Дафна», «Экстаз св. Терезы» Л. Бернини).

В архитектуре барокко сохранялась масштабность и гармоничность сооружений, характерных для искусства Возрождения, но в то же время мастера барокко порывают со многими художественными традициями Ренессанса, с его гармоничностью и уравновешенными объемами.

Более пышным становится архитектурный декор, усиливается пластическая выразительность. В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создает иллюзию разверзшихся сводов. Фасады зданий приобретают роскошную, причудливую пластику. Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, бассейны, городские и загородные резиденции строятся на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчиняясь общему декоративному оформлению и архитектурному замыслу, придавая им пышный, парадный и изысканный вид. Таковы ансамбли Верхний Бельведер в Вене, лестницы на пл. Испании в Риме.

В живописи преобладают виртуозные, декоративные композиции на религиозные, мифологические или аллегорические сюжеты и парадные портреты. Натюрморт и пейзаж, как самостоятельные жанры, равно как и жанр анималистический, дополняют картину развития изобразительных искусств эпохи. Барокко предпочитает живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, с помощью которых и создается форма. Барочный стиль нарушает принципы линейной перспективы, разработке которого отдали столько сил и энергии художники раннего Возрождения, чтобы усилить глубинность, иллюзию ухода в бесконечность. Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в живописи барокко с бурной динамикой, оптическими эффектами, реальность — с фантазией, религиозная страсть — с подчеркнутой чувственностью. В Италии творили братья Карраччи, Л. Бернини, А. Маньяско, Дж. Б. Тьеполо, М. Караваджо, в Испании расцвет живописи барокко связан с именами Эль Греко и Б. Мурильо, некоторые черты барокко проступали в реалистической живописи X. де Риберы и Ф.Сурбарана. Во Фландрии рожденное революцией миропонимание внесло реалистические начала в творчество П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса. В Голландии реализм проступал сквозь барокко в творчестве Ф. Хальса, Рембрандта.

В литературе искусство барокко вдохновлялось идеей разума, продолжая в этом направлении ренессансные традиции, но оно уже не верило в силу, в закономерность прогресса. Человек — песчинка в вихре истории, его жизнь полна трагических случайностей. Такова ведущая нить, в частности испанской барочной литературы, нашедшая выражение в лирике Л. Гонгоры, пьесах П. Кальдерона, итальянца Дж. Марино. Барочная литература построена на контрасте. Появляются реалистические произведения, описывающие новый «мир денег» («Буржуазный роман» А. Фюретьера). Получает развитие жанр литературной сказки (Ш. Перро). Возрождается басня (Ж. де Лафонтен).

В музыке барокко гораздо рельефнее и непосредственнее, чем в других видах искусства, сказывалось переплетение различных по своим истокам идейно-художественных принципов. Этот стиль в музыке отличается, с одной стороны, стремлением к глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств (опера, оратория, кантата), с другой — к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров). В русле барокко зародился оперный жанр. Как и в литературе, барочный стиль в музыке отличается своей манерностью, «капризностью», витиеватостью (А. Вивальди). Он особенно ярко проявился в итальянской музыке (Дж. Габриели, М. А. Чести, Дж. Фрескобальди).

Время барокко — время взаимодействия различных видов искусства, когда «поэзия понималась как говорящая живопись, а живопись как немая поэзия». Это было время театрализованных церемоний, высокопарных од, витиеватых речей, аллегорий и гипербол, эмблем и метафор. Во всем жило иносказание.

Осознание несовершенства действительности, стремление противопоставить ей идеальный образ мира, соответствующий современным представлениям о разумном мироустройстве, вызвали к жизни рождение второй стилевой системы — классицизма.

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Барокко в живописи и архитектуре. Рубен, Рембрандт, Веласкес, Караваджо, Эль Греко

Стиль барокко начал зарождаться еще в эпоху Возрождения в Италии, откуда постепенно распространился по всей Европе и преобладал в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII века. Его приметы — пышность и размах, обилие деталей, вычурность.

Происхождение стиля и названия

Две самые популярные версии происхождения слова «барокко» — от итальянского baroсco («причудливый, странный») и от португальского perolabarroca («жемчужина неправильной формы»). Этот стиль, в котором все преувеличено и чрезмерно, проявил себя и в живописи, и в музыке, и в архитектуре, и в моде. Каковы же были причины его появления?

К концу XVI века позиции церкви в Европе серьезно пошатнулись благодаря открытиям Николая Коперника и борьбе Мартина Лютера с церковными злоупотреблениями. Люди стали уделять больше внимания земным удовольствиям. Новые дворцы знати возводились с размахом и пышностью. При этом новые храмы также отличались роскошью и гигантскими размерами — священнослужители желали вернуть церкви былое могущество…

«Барокко — трагичный, массивный, мистический стиль. Оно стихийно. Оно требует глубины и прозрения.» С. Моэм

Италия тогда была практически полностью захвачена испанцами. Тем не менее эта страна, которая всегда славилась своим искусством, не желала отказываться от звания «культурного центра Европы». Отсутствие самостоятельности итальянцы компенсировали роскошью — вот еще одна причина показного великолепия барокко.

В разных странах Европы существовали свои варианты стиля барокко. Более скромное «северное» барокко было характерно для Германии, Голландии и Британии. «Южное» барокко — итальянское, испанское и французское — отличалось невероятной пышностью.

В России барокко принято делить на петровское (относительно строгое) и елизаветинское — блестящее и масштабное.

Черты барокко:

  • Динамичность образов
  • Преувеличенная эмоциональность
  • Смешение реального и иллюзорного

Особенности барокко

Динамичные композиции стиля барокко противостоят четким правилам классицизма и рационализма. Отличительные признаки этого стиля: преувеличенность размеров, изломанность линий, обилие декоративных подробностей, драматизм и колоссальность.

Бернини «Экстаз святой Терезы»

В этот период особенно ярко проявляется синтез искусств — слияние их различных видов: архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства — в едином ансамбле.

Человек эпохи барокко. Знаменитые итальянцы

Костюм европейского аристократа того времени был сложен и необычен: многоэтажные парики, корсеты, кружево. И мужчины, и женщины носили каблуки и использовали много косметики. Все естественное в среде знати подвергалось гонениям, поскольку приравнивалось к варварству, дикости и невежеству.

Все это нашло отражение и в живописи: картины, созданные в стиле барокко, даже вполне реалистические, сложны по композиции, отличаются обилием фигур и напряженностью сюжета.

В Европе выдающимися мастерами барокко были итальянец Караваджо, испанцы Веласкес и Эль Греко, «великий фламандец» Рубенс и голландец Рембрандт.

Живописец Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) любил рисовать простых людей из толпы: мальчишек, уличных торговцев, музыкантов, но охотно воплощал и религиозные сюжеты. Персонажи его картин, как правило, будто выхвачены ярким лучом света из окружающей тьмы, что придает полотнам загадочность и таинственность.

Художник Караваджо был знаменит не только своими картинами, но и вспыльчивым характером, разгульным образом жизни и пристрастием к алкоголю. В расцвете славы он был обвинен в убийстве, объявлен вне закона, бежал из Рима и умер в изгнании.

Караваджо «Положение во гроб» (1604) Первоначально духовенство отвергло картину из-за несоответствия церковным канонам

Караваджо «Гадалка» (1595)

Однажды Караваджо приказал доставить в мастерскую мертвое тело, чтобы правдоподобнее изобразить сцену воскрешения Лазаря

Испанское барокко. Эль Греко и Веласкес

Будучи глубоко верующим человеком, художник Эль Греко (1541–1614, настоящее имя Доменико Теотокопули) часто обращался в своем творчестве к библейским мотивам. При этом он трактовал изображаемые события как нечто иллюзорное, воображаемое. Его картины: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа» и другие — отличаются особой, свойственной только этому художнику серо-перламутровой цветовой гаммой. Чтобы получить такой эффект, он так наносил основные краски на белый грунт, чтобы тот частично просвечивал на полотне.

Эль Греко «Святое семейство» (1585)

Внимание посетителей музеев всегда привлекают его картины, на которых фигуры персонажей вытянуты по вертикали, представлены в неожиданных ракурсах и «одеты» в беспокойные, словно пульсирующие цвета. Известнейшая картина Диего Веласкеса (1599–1660) — «Менины» («Фрейлины»). На полотне художник представил себя пишущим портрет… Кого? То ли королевской четы — Филиппа II и его жены Марианны (которых мы не видим — только их смутное отражение в нарисованном зеркале). То ли их дочери — инфанты Маргариты: в окружении многочисленной свиты она кокетливо смотрит прямо на зрителя.

Веласкес «Менины» (1656)

В 23 года Веласкес стал придворным портретистом. По легенде, Филипп IV однажды сказал художнику: «Никто, кроме тебя, изображать меня не будет»

Иллюзорность, игра, загадка — тоже характерные черты искусства барокко.

Фламандское и голландское барокко

Фламандец Питер Пауль Рубенс (1577–1640) учился живописи в Италии и Антверпене (Бельгия) и в своем творчестве успешно соединил традиции «северного» и «южного» европейского барокко. Он создавал парадные портреты («Герцог Лерма»), картины на мифологические сюжеты («Персей и Андромеда»), а также на религиозные сюжеты («Святой Георгий и дракон»).

Рубенс «Самсон и Далила» (1609) Красное платье Далилы предвещает последующие кровавые события

Рубенс «Калидонская охота» (1611) В центре — древнегреческий герой Мелеагр, побеждающий чудовищного кабана

Во многом благодаря этому художнику появились устойчивые выражения «фламандская пышность» и «рубенсовская красавица»: Рубенс всегда был страстным жизнелюбом, большинство его картин — это торжествующий гимн телесной красоте человека, пышущего здоровьем.

Рубенс не только писал картины на любые темы, но и делал на заказ эскизы для гобеленов, иллюстрировал книги

Уравновешенные и трудолюбивые голландцы ценили не бурное проявление эмоций, а спокойствие и практичность.

Именно таковы были ранние картины Рембрандта (1606–1669). Признанный мастер барокко, он всегда старался отразить в своих полотнах внутреннюю суть людей и явлений, работал почти во всех жанрах живописи и к концу жизни пришел к своему собственному узнаваемому стилю.

Его поздние картины, например знаменитое «Возвращение блудного сына», при внешне довольно статичной композиции отличаются колоссальным внутренним накалом.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (1669)

Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635) У картины есть и другое название: «Автопортрет с женой Саскией на коленях»

Еще одна известнейшая картина Рембрандта — «Ночной дозор» (1642). Едва ли не впервые в истории художник отступил от традиций парадного портрета, изобразив многочисленную группу стрелков в момент выхода из арки на площадь.

Рембрандт «Ночной дозор» (1642) Автор назвал картину «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга»

Скульптура. Великий Бернини

Характерные черты скульптуры барокко — групповая композиция из нескольких фигур, обилие деталей и «закрученность» по спирали: статую можно неоднократно обойти кругом, каждый раз открывая для себя что-то новое.

Непревзойденным мастером своего времени был выдающийся скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680). Он участвовал в создании грандиозного римского Собора Святого Петра. Его «Аполлон и Дафна, превращающаяся в лавр», «Экстаз святой Терезы» и композиция «Фонтан четырех рек» — подлинные шедевры скульптуры барокко.

«Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни». Л. Бернини

Поделиться ссылкой

Все, что вам нужно знать об искусстве барокко

03 апреля 2019 г.

|

Древнее искусство мозаики

Все, что вам нужно знать об искусстве барокко

Кэндис Осмонд 7246 3 3 0 Доля

Барокко, которое часто путают из-за его пересечения с периодом Возрождения, — это художественное течение, оставившее огромный след в искусстве. Искусство барокко имеет очень экстравагантные влияния. Их легко узнать благодаря мелким элементам и деталям, которые сосредоточены на эмоциях, а не на логике и геометрии.

Все, что связано с барокко, наполнено страстью и интерпретацией, так как большинство картин и скульптур, которые мы видим сегодня, являются ориентирами для искусствоведов, обсуждающих эволюцию искусства. В то время как барокко — это эпоха, давно спящая, и при этом царившая недолго, произведения, дошедшие до наших дней, являются безупречными представлениями одного из самых любимых художественных течений всех времен.

Все, что касается течения Барокко, было немного драматичным. История искусства определила, что барокко зародилось где-то примерно в 17 веке. Он зарегистрировал непрерывную эволюцию до 18 века. Это художественное течение впервые зародилось в Риме. Но в течение следующих десятилетий он быстро распространился по Европе.

В качестве общего термина барокко используется для описания чего-либо со сложными деталями и очень сложными сценами. Судя по деталям каждой формы искусства барокко, стало ясно, что главной целью было обращение к человеческим эмоциям через драматизм и преувеличение.

Одним из терминов, наиболее часто ассоциируемых с эпохой барокко, является «светотень». Это техника, которая сочетает светлые и темные декорации для создания драматических сцен, некоторые из которых плохо освещены. Переплетая свет и тьму, художники смогли запечатлеть лучшее из каждой сцены, воссоздав чувство отчаяния.

Барокко также наложило отпечаток на архитектуру. Каждое здание, созданное под этим влиянием, имеет очень сложные детали с элементами величия, заставляющие посетителя чувствовать себя ошеломленным количеством элементов, которые необходимо тщательно проанализировать, чтобы действительно понять влияние этого течения.

Нередко люди путают барокко с ренессансом. Это и понятно, так как барокко заимствовало много ренессансной лексики, но придало ей более театральную окраску.

Италия действительно является центром всего барокко. Италия дала миру несколько важных архитекторов и зданий в стиле барокко, таких как Пьетро де Кортона, Джан Лоренцо Бернини, Франческо Борромини и Франческо Борромини.

Из Италии течение барокко перешло в Испанию в конце 17 века. По сравнению с Северной Европой элементы барокко, используемые в испанской архитектуре, были больше ориентированы на человеческие эмоции, а не на удовлетворение интеллекта. Самыми известными достопримечательностями архитектуры барокко в Испании являются Университет Вальядолида и фасад собора Сантьяго-де-Компостела.

Изображение из Собора Сантьяго-де-Компостела

Когда барокко переместилось в Англию, наиболее распространенным именем, связанным с этой эпохой, было Иниго Джонс. Он принес палладианскую архитектуру в Англию, дав им представление о симметричных стилях, разработанных римлянами и греками.

Однако самое популярное имя, связанное с английским барокко, — сэр Кристофер Рен. Он был архитектором, восстановившим множество церквей, разрушенных во время Великого лондонского пожара в 1666 году. Самая известная его реконструкция — собор Святого Павла.

Изображение Собора Святого Павла

Архитектура английского барокко характеризуется тяжелыми конструкциями с замысловатым декором, в отличие от влияния континентального европейского барокко, которое сосредоточено на классических элементах.

Тема архитектуры барокко не может быть завершена без обсуждения того, как этот стиль повлиял на французов. Все в мире слышали о Версальском дворце, который является результатом лучшего французского барокко. Версаль — архитектурный шедевр с изогнутыми формами, внушительными куполами и очень сложными формами.

Изображение Версаля

Луи Ле Вау является архитектором, создавшим великолепие этого дворца, Шарль Ле Брун работал над внутренним убранством, а Андре Ле Нотр отвечал за ландшафтный дизайн. Интерьер дворца украшен золотыми тканями, мрамором, резными бортиками, зеркалами и другими внушительными элементами, но такими богатыми деталями!

Барокко также оказало большое влияние на скульптуру. 3D-скульптура, получившая его влияние, сумела изобразить человеческие эмоции и движения вплоть до того момента, когда статуи действительно шокировали. Главной характеристикой скульптур в стиле барокко являются их 360 углов обзора, предназначенные для размещения в месте, где ими можно любоваться со всех сторон, а не размещать их у стены.

Джан Лоренцо Бернини — самое тяжелое и самое популярное имя в итальянской барочной скульптуре. Он создал скульптуру Людовика XIV (которой сейчас можно любоваться в Версальском дворце), изображающую французские правила в позе, которая производила впечатление на людей на протяжении веков.

Изображение конной статуи короля Людовика XIV работы Джан Лоренцо Бернини

Картины в стиле барокко действительно легко узнать, так как они включают в себя элементы драмы, контраста света и тьмы, насыщенных цветов и акцента на осанке и выражении лица. Вероятно, одной из самых знаковых фигур, связанных с живописью в стиле барокко, является Караваджо, создавший вневременной шедевр, такой как «Призвание святого Матфея» или «Терновый венец».

Изображение «Терновый венец»

Другими известными художниками эпохи барокко, оказавшими большое влияние на эпоху итальянского барокко, были Джованни Ланфранко, Питер Пауль Рубенс и Доменико Дзампиери. Однако имя Пьетро да Кортона связано с периодом римского высокого барокко. Ему было заказано много картин для семьи Саккетти, и влияние барокко отчетливо видно во всех его работах.

Изображение «Похищение сабинянок» Пьетро да Кортона

Что касается испанской живописи, то отчетливо видно, как мистицизм повлиял на жанр. Еще в 1492 начался расцвет испанского Золотого века, а также литературы и искусства. Одно из имен, связанных с картинами испанского барокко, — Диего Веласкес.

Его влиятельное искусство сделало его живописцем короля Филиппа IV, а затем сделало его известным и востребованным аристократами по всей Европе. Его визитная карточка — «Менины», шедевр с элементами и сложными деталями, которые и по сей день интерпретируются искусствоведами со всех уголков мира.

Изображение «Менины»

История французского искусства также не чужда барочным картинам. Симон Вуэ — одно из ключевых имен, художник, который привнес этот стиль во французскую живопись. Он обучал технике живописи в стиле барокко Шарля Лебрена, который затем стал художником при дворе короля Людовика XIV. Благодаря своей удивительной работе он украсил Версальский дворец.

Николя Пуссен – еще одно французское имя, связанное с эпохой барокко. Он известен благодаря использованию классических элементов в картинах барокко, где доминируют логика и порядок. Он стал очень популярен благодаря своим пейзажным картинам.

Барокко — течение, внесшее большой вклад в искусство и архитектуру, какими мы их знаем. В то время как произведения искусства многочисленны и чрезвычайно проработаны в деталях, мы хотели показать вам лишь парочку шедевров, которые люди помнят по сей день.

1. «Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа» – Рембрандт

Image Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа

Каждый, кто знаком с историей искусства, ассоциирует имя Рембрандта с искусством барокко. Эта конкретная картина является эталоном искусства голландского барокко, так как это сцена, богатая деталями, и при этом довольно шокирующая. На картине изображено вскрытие, сделанное Амстердамской гильдией хирургов. Казненный преступник лежит на столе в окружении драматических бородатых фигур в ужасной сцене, которую Рембрандт нарисовал еще в 1632 году.0003

2. «Аполлон и Дафна» – Джан Лоренцо Бернини

Изображение: «Аполлон и Дафна» – Джан Лоренцо Бернини

Скульптура Аполлон и Дафна – еще один шедевр, приданный словам эпохи барокко. Скульптура изображает Дафну, превращающуюся в дерево, а выражения лиц и напряженность, изображаемые двумя статуями, поражают. Напряжение и отчаяние, подчеркнутые работой Бернини, созданной в 1625 году, сделали «Аполлона и Дафну» одной из самых важных форм искусства барокко в истории.

3. «ул. Собор Святого Петра» – Микеланджело, Джан Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Донато Браманте

Изображение «Св. Собор Святого Петра»

В итальянском искусстве барокко нет ничего более известного, чем Собор Святого Петра. В настоящее время это самая известная римско-католическая церковь в мире, возникшая в результате влияния барокко и ренессанса. Но при анализе элементов, украшающих это замечательное произведение архитектуры, влияние барокко становится все яснее и яснее.

Когда вы впервые входите в базилику, вы замечаете, что облицовка стен напоминает об объятиях, которые католическая церковь дарит каждому, кто проходит мимо их порога. Дизайн интерьера был сосредоточен на том, чтобы обеспечить как можно больше естественного света, а библейские сцены, разбросанные по всему зданию, богаты деталями.

4. «Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане» — Франческо Борромини

Изображение: «Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане»

Погружаясь глубже в архитектуру барокко, мы обнаруживаем Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане, еще одну итальянскую церковь в Риме. . Это здание, построенное в 1634 году, было первым независимым заказом архитектора Франческо Борромини. Это одна из главных достопримечательностей Рима с пышным фасадом и высокими колоннами.

Прогуливаясь внутри церкви, посетители обнаруживают сложность барокко во всей ее красе. Все в интерьере церкви богато деталями, демонстрируя, как хорошо Борромини справился с таким небольшим свободным пространством. Через скрытые окна свет проникает в самые неожиданные уголки, а геометрические формы и игривость добавляют еще больше величия этому и без того эффектному месту.

5. «Бленхеймский дворец» — Джон Ванбру

Изображение: «Бленхеймский дворец»

Ни один список барочной архитектуры не может быть полным без ссылки на дворец Бленхейм. Предложенный в качестве подарка Джону Черчиллю, 1-му герцогу Мальборо, это был способ короны вознаградить его за победу в битве при Бленхейме. По сей день это считается памятником британской победы.

Более того, это, наверное, лучший пример того, как барокко повлияло на британскую архитектуру. Кроме того, дворец украшают замысловатые линии крыши, декоративные колонны, картины и статуи, передающие утонченность стиля барокко.

6. «Призвание святого Матфея» – Караваджо

Изображение: «Призвание святого Матфея»

Караваджо был неоднозначной фигурой на протяжении всей истории. Но он, вне всякого сомнения, знаковое имя в искусстве барокко. На этом произведении под названием «Призвание святого Матфея» изображена темная таверна с толпой мужчин, обращенных лицом к Христу. Также Христос указывает на святого Матфея. Чрезвычайно заметны барочные элементы этой картины: от темных ракурсов, переходящих в свет, падающий на мужские фигуры, от жестов до мимики, указывающей на драматизм сцены.

Существует множество терминов, которые использовались для описания характеристик искусства барокко. От роскоши до величия, от утонченности до драматизма, от театральности до мистики — варианты безграничны. Независимо от терминологии, барокко оказало большое влияние на процветание искусства и архитектуры. Он подарил миру несколько картин, которые анализируются и обсуждаются по сей день.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

Фрида Кало: женщина, вошедшая в историю

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ

Помпеи и Геркуланум: славное прошлое сохранено благодаря мозаичному искусству

Назад в блог Купить сейчас

Стиль барокко в искусстве и архитектуре – История, характеристики и художники – Artlex

Что такое искусство барокко?

Термин «искусство барокко» происходит от французского слова barroque , которое первоначально обозначало жемчуг неправильной формы. Этот период раннего европейского искусства, последовавший за эпохой Возрождения и маньеризма, начался в Риме в начале 1799 г.0169-й 90-й 170-й век и распространились по всему континенту. Вызывая эмоции, напряжение и драму, искусство барокко богато украшено живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством и архитектурой.

Известные произведения искусства эпохи барокко

 

Призвание святого Матфея. (1599-1600) Караваджо. Капелла Контарелли, Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
Accueil – Saint Louis des Français (saintlouis-rome.net)

 

Юдифь, убивающая Олоферна. (1598-99). Артемизия Джентилески.
Юдифь обезглавливает Олоферна по Artemisia Gentileschi | Произведения | Галереи Уффици

 

Las Meninas.1656. Диего Веласкес. Музей Прадо, Мадрид, Испания.
Менины – Коллекция – Национальный музей Прадо (museodelprado.es)

 


Страшный суд Парижа (1606–1608). Питер Пауль Рубенс. Музей Прадо, Мадрид, Испания.
Суд Париса – Коллекция – Национальный музей Прадо (museodelprado.es)

 

 

Вход животных в Ноев ковчег (1634 г.). Ян Брейгель Старший. Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Вход животных в Ноев ковчег (Музей Гетти)

 

Ночной дозор.1642. Государственный музей, Амстердам, Нидерланды.
«Ночной дозор», Рембрандт ван Рейн, 1642 – Государственный музей «Девушка с жемчужной сережкой». 1665. Иоганнес Вермеер. Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды
https://www.mauritshuis.nl/en/our-collection/artworks/670-girl-with-a-pearl-earring/Экстаз святой Терезы. (1652 г.). Джан Лоренцо Бернини. Церковь Санта-Мария-делла-Виттория, Рим

 

Исторический контекст искусства барокко в 17 9 году0169 th

Century

Римско-католическая церковь получила контроль над Южной Европой после католической контрреволюции в знак протеста против протестантской Реформации. Чтобы показать эту силу власти, папы заказали новые работы как в искусстве, так и в архитектуре.

Тем временем Северная Европа была в основном протестантской и полагалась на покровителей монархов, таких как Людовик XIV и Карл I, поскольку протестантские церкви не использовали искусство так же, как католические церкви.

Ученый, такой как Галилей, начал оказывать влияние на искусство, а также на таких астрономов, как Коперник.

Богатство накапливалось за счет торговли в Золотой век Голландии, и меценаты искали небольшие картины в стиле барокко для своих домов. Также массово производились гравюры для тех, у кого появился новый интерес к искусству, чтобы побудить в будущем покупать оригинальные картины в стиле барокко.

Характеристики картин в стиле барокко

Картины в стиле барокко посвящены библейским, мифологическим и историческим картинам, а также природным пейзажам. Общее внимание уделялось мельчайшим деталям. Работы обладали чувством эмоций, а также способностью запечатлевать драматические моменты.

Глубина в живописи была создана с помощью тенебризма, популяризированного Караваджо. Тенебризм происходит от итальянского слова «tenebroso», что означает затемненный и затемненный. Это позволяло затенять фигуры, а затем резко освещать их светом.

Испанские и английские монархи заказывали портреты, а французские короли предпочитали классические пейзажи.

Картины в стиле северного барокко для домов богатых купцов были меньше по размеру, и часто требовались натюрморты.

Характеристики скульптуры

Круглая скульптура создавалась из бронзы и мрамора и часто предназначалась для украшения зданий и садов.

Характеристики архитектуры

Большие здания, которые должны были произвести впечатление, были тем, чем была известна архитектура барокко. Архитектура бурлила ломаными фронтонами, соломоновыми колоннами и куполами. Появились рельефы со сложной резьбой.

Мир природы подчеркнут интерьеры с извилистыми, цветущими лозами. В декор были добавлены путто и амуры. Дерево было позолочено, и использовались богатые ткани, такие как бархат и штоф.

Живопись раннего барокко

Период барокко в искусстве начался в Риме. Самым влиятельным художником был итальянец Караваджо.

Караваджо

Известный своими изображениями библейских и мифологических сцен, Караваджо (1571-1610) был художником раннего барокко, запечатлевшим драму в ее кульминации. Итальянский художник сделал религиозных деятелей доступными, показав их в современной одежде и обстановке.

В Призвании св. Матфея (1600) Караваджо иллюстрирует момент, когда Христос приглашает Матфея присоединиться к нему. Мэтью недоверчиво смотрит на Христа, который только что вошел в темную таверну, освещенную залитым солнцем окном.

Медуза Караваджо 1597 года

Сцены итальянского художника также могут быть полны насилия. В Давид с головой Голиафа(1699) Караваджо рисует отрубленную голову сразу после происшествия. Медуза (1597 г.), нарисованная на парадном щите, была заказана кардиналом дель Монте в качестве подарка герцога Тосканы Фердинанда I Медичи. Видны только голова Медузы и страдающее лицо. Шея зверски обезглавлена.

Женские итальянские художники эпохи барокко

Две итальянские художницы прославились в эпоху барокко. Артемизия Джентилески (1593–1656) и Элизабетта Сирани (1638–1665).

Джентилески рисовал женщин реалистично, но, как и у Караваджо, ее картины также могли носить жестокий характер. Юдифь и Олоферн  (1620-1621) библейский сюжет, пользовался популярностью у художников эпохи барокко. Здесь живописец изображает Юдифь, отрубающую голову пьяному Олоферну, как кровь пропитывает белые простыни. Это как 9 Караваджо.0167 Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1598-99), но Юдифь Джентилески не колеблется, так как она более мускулистая и мощная.

 

И наоборот, ее религиозный художественный портрет Святая Екатерина Александрийская 1615 изображает царственную, нежную женщину в созерцании.

 

Святая Екатерина Александрийская. 1615. Артемизия Джентилески.

Итальянская художница Элизабетта Сирани была известна не только своими религиозными темами, но и героинями из литературы и истории. В Порция, ранившая бедро  (1664) героиня пронзает свое обнаженное бедро кинжалом, чтобы доказать своему мужу Бруту, что она достаточно бесстрашна, чтобы присоединиться к нему в его заговоре с целью убийства Юлия Цезаря.

Одним из любопытных элементов работ Сирани является то, что она прятала свою подпись в непонятных местах, например, в украшениях гардероба своего персонажа.

Другие художники южного барокко: Испания

Родившийся в Севилье художник Диего Веласкес (1599-1660) был придворным художником короля Филиппа IV. Шедевральная работа художника Las Meninas (1656) — картина периода южного барокко, которая была заказана как семейный портрет. С полной художественной лицензией художник добавляет в произведение свой собственный образ.

Подробное изображение испанской инфанты Маргариты на картине Диего Веласкеса «Менины».

Испанская инфанта Маргарита со своими менинами или сопровождающими. За ней только в зеркале отражаются король и королева. Влияние Караваджо проявляется в использовании испанским художником тенебризма. Лица и руки кажутся освещенными.

Франсиско де Сурбаран (1598-1664) был ведущим художником в Севилье после того, как Веласкес уехал ко двору в Мадрид. Его прозвали испанским Караваджо за использование тенебризма. Сурбаран часто рисовал религиозные сцены, отражающие духовность субъекта, например, с Христом, пригвожденным к кресту в Распятие (1627), молодым монахом в Святой Серапион (1628) или Святой Франциск, созерцающий череп (1633-1635).

В 1634 году король Филипп IV пригласил Сурбарана написать мифологические произведения, такие как Геракл, идущий по течению реки Альфей , часть большой серии.

Новое испанское барокко Живопись

Новое испанское барокко, часто называемое мексиканским барокко, было искусством вице-королевства Испании. Поскольку в регионе преобладали католики, большая часть искусства была религиозной. Работы были написаны на запрестольных образах, полотнах и церковных стенах.

Среди популярных художников того времени были Мигель Кабрера (1695–1768), признанный величайшим художником Новой Испании, Хуан Корреа (1646–1716) и Кристобаль де Вильяльпандо (1649).— 20 августа 1714 г.) плодовитые художники, чьи работы сейчас висят во многих церквях Мексики.

 

Лактасьон-де-Санто-Доминго работы Кристобаля де Вильяльпандо, написанная в конце XVII века.

Фламандские художники эпохи барокко

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) получил образование в Антверпене, прежде чем завершить свое обучение в Италии. Он провел почти десятилетие в Испании, затем стал придворным художником эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы в южных Нидерландах. Его картины в стиле барокко включают религиозные произведения, такие как Самсон и Далила (1609-10) и мифологические сюжеты, такие как Страшный суд Париса (1606-1608), а также портреты и пейзажи.

В Воспитание принцессы (1622-1625) Питер Пауль Рубенс сочетает портрет Марии Медичи с мифологическими богами и богинями, Аполлоном, Гермесом и Афиной, наставляя ее, как быть хорошей королевой. Это один из 21 огромного холста, который королева-мать Франции заказала художнику, чтобы рассказать историю своей жизни.

Ян Брейгель Старший (1568-1625) был известен своей тонкой манерой письма, о чем свидетельствуют его библейские, мифологические, исторические и пейзажные сцены. Родившийся в Бельгии, он работал в Риме, прежде чем стать придворным художником эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы в южных Нидерландах.

В Вход животных в Ноев ковчег (1634) Каждое животное, от лошадей и львов до мельчайших птиц и черепах в траве вдоль берегов реки, имеет детали.

Созданный в 1640-х годах Аллегория войны Яна Брейгеля Младшего (1601-1678), сына Яна Брейгеля Старшего, показывает последствия Тридцатилетней войны в Европе, в которой погибло более восьми миллионов человек. Художники фламандского барокко рисуют в пейзаже мертвые тела, черепа, оружие и диких животных.

Голландские художники эпохи барокко

Рембрандт ван Рейн (1606–1669) был голландским художником эпохи барокко и гравером. В его работах запечатлены реалистичные образы и настроения, многие из которых были историческими или библейскими. Он также создавал портреты и автопортреты. Некоторые из работ художника эпохи барокко наиболее известны: Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа (1632 ) с изображением знаменитого доктора, осматривающего труп казненного преступника и шедевр Рембрандта Ночной дозор (1642) большое полотно, представляющее собой групповой портрет военных.

Антонис Ван Дейк (1599-1641) Лучший ученик Питера Пауля Рубенса был успешным художником портретов и религиозных сцен. Он был придворным художником короля Англии Карла I, для которого написал конный портрет Карла I .0168 (1637-38). Он написал Автопортрет с подсолнухом (1633), в котором он смотрит с холста на зрителя.

Йоханнес Вермеер (1632-1676) художник голландского происхождения создал за свою карьеру 34 работы, самая известная из которых Девушка с жемчужной сережкой (1665). Вермеер был известен своей способностью управлять светом и запечатлевать сцены из повседневной жизни.

Подробная картина в стиле позднего барокко голландской художницы Рэйчел Рюйш (1664-1750) под названием Fruits and Insects (1711) иллюстрирует увлечение наукой и природой в натюрмортах в стиле барокко.

Французские художники эпохи барокко

Николя Пуассон (1637-1710) родился во Франции, но большую часть жизни прожил в Риме. Он создал совершенные пейзажи и проиллюстрировал связь людей с землей. Некоторые из его основных работ включали Смерть Германика (1628), Вдохновение поэта (1629), Венера и Адонис (1628)

Итальянские скульпторы и архитекторы барокко

Джан Лоренцо Бернини (1598-1680) был скульптором и архитектором эпохи барокко. Скульптура была предметом изучения на протяжении всей жизни, начиная со стороны его отца Пьетро, ​​который также был художником. Бернини был искренне религиозен, и это отражалось в его творчестве.

Франческо Борромини (1599-1667) определил стиль барокко в 17 ом веке и представил форму очень геометрическим способом, используя перекрывающиеся квадраты, прямоугольники и круги.

Бернини и стиль барокко

Бернини был мастером работы с мрамором, где он улавливал как человеческие эмоции, так и чувственность линий. Его круглые скульптуры позволили изучить его работы со всех сторон.

Ранним покровителем Бернини был кардинал Сципиони Боргезе, который заказал две важные работы. Оба были из « Метаморфозы » Овидия. Плутон и Прозерпина (1621-1622) изображает Плутона, похищающего богиню, в то время как она в ужасе убегает. В Аполлон и Дафна (1622-1625) художник эпохи барокко точно запечатлел момент, когда Дафна умоляет отца превратить ее в лавровое дерево, чтобы избежать ухаживаний Аполлона.

Бернини получил большой заказ от кардинала Фредериго Корноро между 1647-1652 гг. Во-первых, он расширил часовню Корноро в церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме. Экстаз Святой Терезы был вылеплен для этого пространства , в интерпретации дневника святой. Ангел спускается и пронзает ее сердце копьем. По обе стороны от работы Бернини вылепил два балкона с людьми в качестве зрителей, которые представляют различных кардиналов.

Бернини был заказан для нескольких проектов в базилике Святого Петра, таких как бронзовый балдахин или балдахин, возвышающийся на 95 футов, с извилистыми соломоновыми колоннами и стулом Святого Петра, также из бронзы, в окружении ангелов и херувимов, а также многочисленные скульптуры. и гробницы. Затем прямо снаружи находится площадь Святого Петра, овальное пространство с обелиском в центре и двумя фонтанами, а также колоннада и множество скульптурных святых.

Борромини и стиль барокко

Франческо Борромини Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане или Святой Карл Четырех Фонтанов (1638-1646) в Риме, Италия, сделан из камня и лепнины. Выбранные материалы отражают скудный бюджет, которым располагал орден монахов, заказавших его. Кроме того, земля, на которой он был построен, была маленькой и неправильной формы.

 

Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане Внешний вид

Церковь была спроектирована с использованием геометрических форм и математической точности. План этажа построен на двух треугольниках, которые соединяются посередине, образуя ромб. Внутри каждого треугольника перекрывающиеся круги соединяются в овал с овальным потолком наверху. Стены кривые и чередуются между вогнутыми и выпуклыми. Больше геометрических элементов, а также цветочные мотивы дополняют дизайн, просто выполненный в белом цвете. San Carlo alle Quattro Fontane — жемчужина стиля барокко.

San Carlo alle Quattro Fontane Вид на потолок

Другая известная архитектура в стиле барокко

Во Франции Наполеон Бонапарт заказал Дом инвалидов (1671-1706) больницу и дом престарелых для ветеранов и место последнего упокоения могилы правителя. Архитектор Либераль Брюан (1635–1697) построил большую его часть, а Жюль Ардуэн-Мансар (1646–1708) завершил купол.

Версальский дворец во Франции когда-то был охотничьим домиком, принадлежавшим Людовику XIII. Он был преобразован в шедевр архитектуры и дизайна в стиле барокко его сыном Людовиком XIV, начиная с 1669 года. В нем было более 2300 комнат, он был щедро построен и спроектирован с использованием позолоты, лепных арабесок, расписных сводов и тромплея. . Первым архитектором проекта был Луи Ла Вау (1612-1670). Позже он был завершен Хардуэном-Мансаром.

Собор Святого Павла в Лондоне — образец архитектуры английского барокко, спроектированный архитектором Кристофером Реном (1632–1723) после ущерба, нанесенного Великим пожаром 1666 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *