Проект деревня – Деревня креативных сообществ

Содержание

Проект Деревня 2030

Цель проекта — возрождение деревни, создание в деревне нового образа жизни, который будет привлекать туда людей, ориентированных на созидание.

То есть не просто создать там экономически успешное предприятие, а сделать местом самореализации и передовой жизни.

Почему деревня? Какое нам, горожанам, дело?

Потому что это основа, долгосрочная прочность страны, народа. Не может быть сильной России, здорового будущего, если основная её часть – негородские территории – обескровлена, отстаёт в развитии и оттуда уезжают все, кто только может. Эта проблема остра не только в деревнях, но и в маленьких городах.

Мы считаем, что эту проблему нельзя решить только успешным бизнес-проектом в деревне. А что нужно именно там строить передовую жизнь.

Там находится огромный резерв развития. Если подойти с умом и творчеством, то будущее начнется оттуда. И решение проблем города тоже начнётся оттуда.

А если мне нравится жить в городе и я не хочу переезжать?

Наш проект опирается как раз на сотрудничество города и деревни.

Есть много задач именно в городе. Например, сбыт, образование, тхенические задачи, сбор знаний и технологий и многое другое. Первый шаг нужно сделать в городе.

Чем мы отличаемся?

Нам больше всех надо 🙂 Мы отличаемся масштабом наших целей и планов.

Сейчас мы начинаем с конкретных, практических шагов — организации сбыта, разработки работающей экономической модели для старта в сельском хозяйстве и др. Но все эти шаги встроены в общий план, в единую систему.

В основе проекта — системный подход и совместная разработка и реализация всех вопросов, нужных для создания новой жизни в деревне. Подробнее — в разделе Концепция.

Также мы собираемся работать не с одной деревней, и даже не с конкретным районом. В перспективе наше поле деятельности — все негородские территории России. (Сейчас у нас 3 точки — в Ленинградской области, Архангельской области и в Сибири).

Мы приглашаем всех желающих присоединиться к нам, как горожан, так и активистов в деревнях и сёлах. Об этом — в разделе Участие.

d2030.ru

Проект: «Деревня — деревянный мир»

Аннотация проекта

Автор проекта:

Беляева Ольга Владимировна

Название проекта:

«Деревня — деревянный мир»

Предмет, класс

Технология, 4 класс

Краткая аннотация проекта

Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни. Как на Руси строили поселения? Деревни строились вдоль рек, на холмах с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира. Эти поселения были близки природе, украшали её. Но человек может портить природу, и этому много примеров. Пригороды застроены разными постройками с огородными участками, не соответствующими эстетическим критериям. В старину деревни имели определённый строй, и несли опыт вековых традиций.

Цель проекта: повышение познавательной активности учащихся в изучении окружающего мира, развитие их творческих способностей, формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Задачи проекта: знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной; воплотить знания о постройках, предметах быта, о том, как люди одеваются и украшают одежду, через конструирование из бумаги, ткани, природных материалов; выразить через рисование свои впечатления; обобщить полученную информацию, воплотив её в проект «Деревня — деревянный мир».

Гипотеза: использование данного комплексного подхода позволит детям, изучив все элементы русской избы, создать макет деревни. Приобщаясь к истокам культуры своего народа, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

План проведения проекта

Этап 1.Подготовительный:

1.Формулирование темы проекта «Деревня — деревянный мир», его целей, задач 2.Анкетирование с целью выяснения отношения к нашему прошлому обучающимися 3.Знакомство со стартовой презентацией: в стартовой презентации учащиеся узнают тему проекта, формулируют основные вопросы проекта, в форме фронтальной беседы выявляются начальные знания и умения учащихся

Этап 2.Планирование:

1.Определение методов работы 2.Формирование групп и распределение задач между членами группы 3. Обсуждение возможных источников информации, самостоятельная работа по обсуждению задания каждого в группе.

Этап 3.Исследовательский:

1. Посещение экскурсий 2. Изучение литературы по теме 3. Сбор информации

Этап 4.Получение результатов:

1. Анализ выполненной работы 2. Решение промежуточных задач

Этап 5.Представление отчёта — сборка макетов в комплекс деревни, презентация проекта аудитории

Этап 6.Оценка результатов:

1. Самооценка своей работы путём коллективного обсуждения 2. Оценивание учителем представленных результатов

infourok.ru

Проект «Моя деревня» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Библиографическое описание:

Пермякова Е. Н., Павлова Е. В., Балева А. А. Проект «Моя деревня» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 66-69. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1233/ (дата обращения: 20.07.2019).

Проект «Моя деревня»

Методический паспорт проекта

Актуальность:

«Родина для человека — самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью»

В. А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родной деревни.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родной деревней возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Ведущим замыслом проекта является приобщение ребенка к истории и культуре своей деревни; пополнение знаний детей о деревне, в которой они живут, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей.

Учитывая значимость данной проблемы, основной целью проекта является систематизация знаний о родной деревне.

Авторы проекта: Пермякова Е. Н. — учитель-логопед, Павлова Е. В. — воспитатель, Балева А. А. — педагог-психолог

Название образовательного учреждения:

МБДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида»

Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители, учитель-логопед, педагог-психолог

Форма организации детей: индивидуально-групповая работа

Год разработки и реализации учебного проекта: 2016 год.

Опыт использования: проводился один раз в подготовительной группе.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Проблема проекта: общение с детьми подготовительной группы показало, что дошкольники старшего возраста имеют поверхностные знания о родной деревне, её историческом прошлом.

Изучая лексическую тему «Моя деревня», дети предложили сходить на экскурсию в старообрядческую деревню Лампово. Рассматривая старые дома, дети стали задавать вопросы:

— Почему в нашей деревне так много красивых старинных домов?

— Кто сделал резные украшения на домах?

— Почему так много людей приходит на родник?

— Сколько лет нашей деревне?

Цель проекта: приобщение ребенка к истории и культуре своей деревни.

Задачи проекта:

‒ Сформировать представление о том, что деревня Лампово является неотъемлемой частью нашей Родины.

‒ Познакомить детей с историческим прошлым и современной жизнью родной деревни.

‒ Воспитывать чувство любви к своей малой Родине и уважительное отношение к жителям деревни.

Гипотеза проекта:

Совместная деятельность педагогов и родителей по приобщению детей к истории и культуре своей деревни будет более эффективна, если реализуются следующие условия:

‒ переход родителей от пассивных наблюдателей над работой к активному участию и сотрудничеству;

‒ создание комфортной среды для развития ребёнка посредством совместной,согласованной работы между семьёй и ДОУ

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие

Форма продуктов проектной деятельности:

‒ изготовление детьми и родителями книги «Моя деревня Лампово»;

‒ выставка рисунков «Это моя Родина»

Ожидаемые результаты:

‒ повышение интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре нашей деревни;

‒ развитие речи детей, обогащение словаря, познавательной активности;

‒ активное участие родителей в совместной деятельности;

‒ профессиональный рост педагогов

Направления проектной деятельности:

  1. Работа над повышением интереса к истории своей малой Родины всех участников проектной деятельности
  2. Работа с семьёй:

‒ участие родителей в мероприятиях ДОУ: анкетирование, изготовление книги «Моя деревня Лампово»

Таблица 1

График работы над проектом

Этапы

Сроки

Содержание

1. Подготовительный

1-я неделя мая

1. Определение целей и задач проекта.

2. Составление плана мероприятий.

3. Подбор методической литературы.

4. Ознакомление родителей с проектом

2. Основной

2-я неделя мая

1. Изучение необходимой литературы по данной теме.

2. Проведение мероприятий в рамках проекта.

3. Привлечение родителей к непосредственному участию в проекте.

4. Создание презентаций по данной теме.

Мероприятия для детей и родителей:

1. Участие во всех мероприятиях

проекта.

2. Изготовление книги.

3. Заключительный

2-я неделя мая

1. Подведение итогов. Создание презентации.

2. Анализ успешности работы с детьми, родителями.

Таблица 2

Тематическое планирование проектной деятельности: май 2016г.

Направление работы

Приблизительный срок

Продукт

Ответственные

1.Сбор материала для создания презентаций

1-я неделя мая

Презентации «Моя деревня Лампово»

Воспитатель, учитель-логопед

2.Обогащение пассивного и активного словаря по данной теме

На протяжении всего периода работы

 

Воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог

3.Анкетирование «Знаешь ли ты свою деревню»

1-я неделя мая

Анкеты

Воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед

4. Консультация для родителей «Люби и знай свой край!»

1- неделя мая

Папка — передвижка

Воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед

5. Исторический калейдоскоп»

2-я неделя мая

Экскурсия в библиотеку

Учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог

6. «Ламповские красоты»

2-я неделя мая

Экскурсия в деревню

Воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог

7.Посещение родителями и детьми любимых мест

2-я неделя мая

Прогулка

Родители, дети

8.История возникновения деревни Лампово

2-я неделя мая

Занятие с презентацией

Воспитатель, учитель-логопед, дети

9. «Моя малая родина — деревня Лампово»

2-я неделя мая

Стенгазета

Воспитатель, дети

10. «Это моя Родина»

2-я неделя мая

Выставка рисунков

Воспитатель, дети

11. Книга «Моя деревня Лампово»

2-я неделя мая

Книга

Родители, дети

12. Анализ успешности работы по проекту

2-я неделя мая

Презентация

Учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог

Ценность проекта:

‒ создание условий для ознакомления дошкольников с историческим, культурным своеобразием родной деревни;

‒ оказание помощи родителям и повышение компетентности педагогов в рамках темы данного проекта;

‒ отсутствие формализма в организации работы с семьёй

Возможности дальнейшего развития проекта:

Представить данный проект на Всероссийском уровне в рамках сотрудничества обмена методическими разработками по созданию единого образовательного пространства между ДОУ и семьёй и в тематическом научном журнале «Вопросы дошкольной педагогики».

Основные термины (генерируются автоматически): Моя деревня, родная деревня, проектная деятельность, воспитатель, деревня, ребенок, малая Родина, подготовительная группа, родитель, проект.

Похожие статьи

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Любой город, поселок, даже небольшая деревушка неповторима в своей самобытности.

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид деятельности.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край…»

Участники проекта: педагоги, дети, родители. Система и последовательность работы по

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, Родина, краеведческая работа, малая родина, Белгород, патриотизм, ребенок, формирование.

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий…)

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид деятельности.

Форма продуктов проектной деятельности: ‒ изготовление детьми и родителями книги «Моя деревня Лампово»…

Проект на тему «История нашей Родины» (из опыта работы…)

…(из опыта работы воспитателя подготовительной к школе группы).

Библиографическое описание: Голубева С. В. Проект на тему «История нашей Родины» (из

Как помочь молодым родителям разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить…

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому…

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников старшей группы на тему «Я и моя семья».

Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей и педагогов и родителей.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным

Совместная деятельность педагогародителейдетей ведёт к духовной близости родителей и детей и

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый».

Ознакомление с родным городом как средство патриотического…

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.

‒ Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить…

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей…)

В подготовительной группе воспитатели создали предметно-развивающую среду патриотической направленности

Дети старшей или подготовительной групп дома вместе с родителями рисуют схему своей

«Деревня». Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

Творчески-познавательный проект для детей подготовительной

Участники: дети подготовительной группы.

Концепция проекта. Одна из главных задач воспитателя, научить детей чувствовать красоту родной земли, воспитать любовь к родным местам.

moluch.ru

Типы русских деревень

Исторические формы поселений делятся на кучевую, рядовую, круговую и уличную.

Кучевая форма (т.н. беспорядочная застройка) делится на кучевой и гнездовой типы. Она является древнейшим типом пространственной организации русской деревни, при котором строения расположены беспорядочно, отдельными группами, нередко на значительном расстоянии друг от друга. Эти группы образовывались главным образом в результате разрастания большесемейной «однодворной деревни» (крестьянская усадьба с избой и хозяйственными постройками, обнесённая изгородью). Кучевая застройка — исконная форма поселений. Считается, что в древности кучевых поселений было больше всего.

Рядовая или линейная форма (т.н. славянский тип, известный с VIII-IX вв.) также имела два основных типа: однорядный, когда дома располагались в один ряд, т.е. «цепочкой» и собственно рядовой, при котором они стояли в два параллельных ряда, при этом фасады домов второго порядка смотрели на огороды первого. В старых «линейных» деревнях  лицевые стороны всех домов были обращены на «красную сторону», т. е. к солнцу, или ориентированы к реке, озеру, оврагу. В северных деревнях, расположенных на берегах рек, избы лицевой стороной были обращены в сторону, противоположную реке, а за избами на отлогом берегу размещались огороды. С развитием торговли крестьянские дворы выстраивались вдоль проезжих дорог, лицом к ним, иногда двумя-тремя параллельными рядами-порядками.

Круговая (замкнутая) планировка делилась на три типа: селения, окружающие водоем; селения, расположенные вокруг площади, на которой размещались церковь, торговые ряды, общественные амбары и др. строения (т.н. погостный план). Деревни так называемого «кругового» плана, при котором постройки располагались вокруг какого-либо центра: выгона, озера, церкви, базарной площади встречались реже. «Радиальные» («лучевые») планы, когда несколько улиц, расходятся от общего центра — базарной площади или церкви, образовывались на основе «круговых» (а возможно, и «кучевых»). Они были характерны для крупных селений лесной и лесостепной зоны, возникавших в 15—17 вв. на южной окраине Московского государства вокруг укреплённых пунктов.

С 18 века власти начинают регламентировать планировку деревни. Однако практическое осуществление правительственных мер в этой области начинается главным образом лишь с 19 в., когда предписывалась застройка улицами (закон предписывал также выделение мест для площади с церковью и общественными зданиями).

Наконец, уличный тип планировки, в котором четко выделялась улично-рядовая структура в соответствии с заранее намеченным планом расположения жилищ. Как правило, он представлял из себя два порядка по прямой (или почти по прямой линии) с проезжей частью между ними. Постепенно деревни, развивавшиеся, как правило, вдоль реки или дороги, получали «уличную» планировку, с расположением домов по одну сторону улицы. Наряду с деревнями, перестроенными по планам, вплоть до 20 в. сохраняются деревни традиционного типа («кучевые», «линейные» и др.), а также большие селения, в которых сочетаются различные виды плана. Прежнее единообразие   жилых и хозяйственных построек начало исчезать к этому времени по мере классового расслоения жителей деревни.

dereven-ka.ru

Проект «Моя деревня» — классному руководителю, мероприятия

ПРОЕКТ

Тема: «Моя малая Родина – деревня Ерепкино»

Автор проекта: учитель начальных классов Краснова И.П.

Исполнители проекта: обучающиеся 1-4 классов

Руководители проекта: учителя начальных классов.

Содержательный блок паспорта проекта Описание блока

Основополагающий вопрос: С чего начинается Родина?

Вопросы учебной темы (проблемные):

Проблемные вопросы

1. Почему надо изучать историю своей малой родины?

2. Почему наша деревня называется Ерепкино?

3. Что знаем о наших земляках?

4.Какая природа нашего края?

5.Какие животные обитают ?

6.Какие птицы живут в деревне и ее окрестностях?

Учебные вопросы

1. Какой была деревня? Что сохранилось до наших дней?

2.Почему нашу деревню, мы называем малой Родиной?

3. Почему место, где мы родились, нам так дорого?

4. Каких местных авторов и их произведения о родине знаем?

5. Что можно сказать о сегодняшнем облике деревни?

6. Какую память о нашей деревне мы оставим своим потомкам?

7. Кого можно называть патриотом, гражданином своей Родины?

Объект проекта: природа деревни Ерепкино,животные,птицы,растительность,жители деревни.

Предметом проекта является исторические документы о родном крае, литературные произведения местных поэтов и писателей, семейные фотографии, а также весь собранный краеведческий материал.

Гипотеза проекта: если изучить краеведческий материал, рассказы жителей села, то это не только расширит представления об историческом прошлом Родины, но и можно на собранном материале создать видеофильм о деревне Ерепкино.

Форма продукта проектной деятельности : видеофильм «Деревня Ерепкино»,

презентации «Моя малая Родина –деревня Ерепкино», презентации о животных,птицах,растительности.

видеофильмы о знатных людях деревни.

Материал для краеведческого уголка.

Аннотация проекта. Малая Родина, отечество, родной край важны для каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Каждый человек должен быть патриотом своей малой родины и должен стараться сделать что-то полезное. Проект «Моя малая Родина – деревня Ерепкино» направлен на изучение истории села. Работа над проектом предполагает совместную деятельность учащихся, родителей и учителей в рамках предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение».

Тема проекта актуальна, значима и интересна.

Описание проблемы

У сел, как и у людей, есть свои истории, биографии. Нет на земле ничего дороже малой родины, села, где ты родился и живёшь. Уходит старшее поколение, но ещё не поздно обратиться к тем, кто помнит старое время, не поздно записать их рассказы и сохранить память о селе. Воспоминания каждого жителя помогают воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

Цель проекта :создание видеофильма о деревне Ерепкино,

создание презентаций о природе,животных ,птицах,растительности деревни.

Задачи проекта:

— изучить природу родного края

— выяснить особенности развития истории родного края

— узнать о знаменитых людях Малой Родины

-найти исторические памятники и достопримечательности своей Малой Родины

-собрать материал о Малой Родине ( иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)

-научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.

-освоить видеоредактор,

-уметь создавать видефильмы,презентации.

— изучить темы по Окружающему миру и Литературному чтению для сопоставления с полученными данными.

Целевые группы, на которые направлен проект. Это обучающиеся школы, жители села, а также все интересующиеся историей.

Механизм реализации проекта

1.Подготовительный этап.( сентябрь-ноябрь 2015 г.)

Определение темы,цели и задач проекта.

Организация деятельности.

2.Этапы реализации проекта.( 2015-2019 годы)

1.Наблюдение за природой ,животными ,птицами.растительностью деревни.

Исследование края.

Встречи и беседы с жителями деревни.

Фотографирование объектов природы,жителей деревни.

Видеосъемки объектов и предметов наблюдения и исследования.

Работа с архивными материалами.

3.Заключительный этап. ( апрель-май 2019 г.)

Результаты проекта.

Создание видеофильма « Моя деревня Ерепкино»

Создание презентаций о природе края,животных ,птицах,растительности.

Создание видеороликов о знатных людях деревни.

Проведение классных часов с использованием учебного фильма,презентаций.

Планируемые результаты деятельности:

Личностные:

готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

— умение продуктивно работать в паре, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;

— умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;

— умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды

Метапредметные:

— умение работать с информацией и медиа средствами – умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;

— умение оценить степень успешности своей деятельности;

— умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;

— умение организовывать взаимодействие в мини-группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

— умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,

— умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

Предметные:

— умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

— кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;

— привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края

Вид презентационного проекта Демонстрация видеофильма с текстовым сопровождением – продукта, выполненного на основе информационных технологий, презентации.

Практическая значимость

Возможное использование материала для проведения классных часов, тематических устных журналов, уроков истории, окружающего мира, на кружках по краеведению и в целях самообразования.

Эффективность проекта Воспитание любови к своей малой родине и чувства патриотизма через создание видеофильма,презентаций.

kopilkaurokov.ru

Проект на тему: «Быт русской деревни»

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение

детский сад «Светлячок»

Педагогический проект

«Быт русской деревни»

                                                     

                                 Автор разработчик:

            Сутурина    Виктория    Викторовна,

Воспитатель  МДОУ д/с  «Светлячок»

                                              Чита,   2016 г.

Тема: «Быт русской  деревни»

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид проекта: практико — ориентированный, творческий. 

Актуальность проекта:

                 В  последние  годы  проблема  патриотического  воспитания  детей  дошкольного возраста стала  очень  актуальна.  Ей  придается  большая  значимость  в   проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».  Среди целевых ориентиров,  которые  должны  быть  сформированы  к  концу дошкольного  возраста,  указано  овладение  представлений  о  культурных  ценностях  родного  края   и  принадлежности  к  нему.

С  дошкольного  возраста  ребенку  нужно прививать чувство гордости и ответственности за свой край, страну, в  которой  он родился,    традиции,  историю,  культуру и  язык.

   

     Основная проблема:

 Для развития полноценной личности ребенка важно  приобщение его  к культуре своего народа, поскольку оно воспитывает уважение, гордость за малую родину, в  которой мы живем.

        Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке  чувства и  желания, которые помогут ему в дальнейшем познать   народную  культуру,  быт, традиции родного края   и быть полноценно  развитой личностью.


   Цель проекта:


  Дать первоначальные представления о жизни людей в деревне.

        

  Задачи:

 Познакомить  детей с особенностями жизни и быта жителей деревни.

 Ожидаемые результаты:

 Дети имеют представления о традициях, быте русского народа.

 Участники проекта: дети средней группы «Колобки», воспитатель , родители. 

 Продолжительность проекта: краткосрочный

Основные формы реализации проекта: 

-ООД  «Репортаж из деревни»

-чтение книг

— разучивание потешек, стихов, загадок

-разучивание подвижных игр

-оснащение развивающей предметно — пространственной среды.

Обеспечение проекта: фотоаппарат, телевизор, компьютер, литература, дидактические видеоматериалы, материалы для продуктивной деятельности, оснащение РППС по теме «Деревня».

Реализация проекта по образовательным областям.

Образовательная область

Содержание работы

Познавательное развитие

ООД  «Репортаж из деревни»»

Речевое развитие

Чтение сказок, потешек, отгадывание загадок

Художественно – эстетическое развитие

-Выпечка сладких булочек

-Раскрашивание деревянной посуды.

Социально – коммуникативное развитие

-«Сажаем, ухаживаем, наблюдаем» — труд на мини – огороде.

— «Труд взрослых в деревне» беседа.

-Просмотр видеофильма о русской деревне

— Сюжетно – ролевые игры «Доярка», «Ветеринар», «Уборка в хлеву»

— Постройки из бросового материала «Колодец», «Изба», «Баня»

Физическое развитие

Разучивание игр « Лохматый пёс», «Овощи – фрукты», « Мыши в кладовой», « Курочка и цыплята».

                   

                                   

              Этапы реализации  проекта.

Этапы

 проекта

Мероприятие

Подготовительный

этап

1.Постановка цели.

2.Выявление имеющихся знаний о деревне у детей.

3. Чтение русских народных произведений.

4. Пошив костюмов с элементами русского фольклора

Основной этап

ООД  «Репортаж из деревни» (технологическая карта прилагается)

Заключительный этап

Отчёт по работе над проектом в виде презентации.

        

        

nsportal.ru

Проект «История нашей деревни»

МБОУ «Городищенская средняя общеобразовательная школа»

Проект

«История нашей деревни»

Выполнила: учитель МБОУ «Городищенская СОШ»

Солдатова Татьяна Геннадьевна и учащиеся 6 класса

Ступино 2016г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Лексическое значение слова городище…………………………………4

2. История происхождения деревни………………………………………5

3. Словообразовательный анализ слова городище……………………….9

3.1. Значение суффикса –ищ………………………………………………9

3.2. Трудные слова ……………………………………………………….. 9

3.3. Слова – омонимы……………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………..12

Литература ………………………………………………………………..13

Введение

Актуальность темы

Все объекты, расположенные на географической карте, имеют свои личные имена.  Начинаешь задумываться, почему их так называют? Кто дал им эти имена? Что они означают? Тайны географических названий волнуют и будоражат умы людей различных профессий. Среди этих людей есть  академики, доктора наук, преподаватели, студенты, школьники. Этими вопросами на местном уровне занимаются географы, историки, филологи, местные краеведы, журналисты, работники музеев.  Результатами  трудов этих людей стали многочисленные научные, научно-популярные книги и публикации на данную тему, словари — справочники, учебные пособия.

Каждый человек любит то место, где он родился. Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Нам стало интересно, почему наша деревня называется Городище.

Объект исследования: название родной деревни.

Предмет исследования: образование названия деревни, географического объекта.

Цель проекта: изучить историю деревни Городище.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1.Разработать и провести анкетирование с целью выявления знания истории «малой родины».

2.Узнать, какие науки занимаются изучением названий географических объектов.

3.Рассмотреть способы образования названия деревни Городище.

Практическая значимость проекта

Использование материала на уроке русского языка, на кружках по краеведению, для проведения классных часов и в целях самообразования.

Методы изучения:

  1. анкетирование учащихся 6 класса;

  2. этимологический, словообразовательный анализ слов;

  3. работа с научной литературой по теме, словарями, сетью Интернет и другими источниками.

Провела анкетирование среди учащихся 6 класса.

Вопросы

Да

Нет

Знаешь ли ты историю своего села.

24%

76%

Знаешь ли ты, откуда произошло название твоего села.

100%

Хочешь ли ты узнать подробности о нашей деревне.

100%

Результаты анкетирования показали, как мало знают ребята о своем родном крае. Совместно с инициативной группой учащихся 6 класса решили провести эту работу.

Изучение географических имен позволяет глубоко проникнуть в жизнь и прошлое человечества. Изучением географических имен, выявлением их своеобразия, историей возникновения и анализом изначального значения слов, от которых они образованы, занимается наука топонимика.

Лексическое значение слова городище

В топонимическом словаре селений написано: Городище — название означает, что на этом месте когда-то был город или укрепленное поселение. В топонимике формант «ще» указывает на прошедшее: пожарище — место, где был пожар, селище — место, где было селение, усадище — место, где был усад.

Большой энциклопедический словарь -городище (в археологии), остатки древнего укрепленного поселения или города.

Толковый словарь Д.Н.Ушакова — городище. -а, ср Место, где в древности было укрепленное поселение. Раскопки городища.

Толковый словарь С.И.Ожегова – городище, мн. городища, ср. Место, сохранившее следы древнего укрепленного поселения.

Современный Энциклопедический словарь – городище, (остатки др. поселения) Городище, остатки древнего укрепленного поселения или города.

История происхождения села

Действительно, история нашей местности связана с крепостью, которая находится на краю деревни с южной стороны и с городом Каширой.

На этом месте когда-то был город Кашира, известный с 14 века.

Строительство каширской крепости в 1531 году было связано с развитием обороны южных границ. Каширская крепость контролировала оживленную дорогу на Москву, а также удобный перевоз через Оку. Крепость служила опорным пунктом одного из самых крупных на «берегу» районов сосредоточения войск, в который по Разрядной книге почти ежегодно высылались воеводы с полками.

Каширская крепость была деревянной и имела сильные земляные укрепления, сохранившиеся в своей основе близ нашей деревни, на левом берегу речки Каширки. Крепость была регулярной, рассчитанной на новую тактику ведения боя с широким применением огнестрельного оружия и артиллерии.

Четкий геометрический план крепости потребовал проведения значительных земляных работ. Возвышавшийся над речкой Каширкой живописный пологий береговой холм был подрезан и подсыпан землей. Затем по краям образовавшегося прямоугольника были насыпаны высокие валы. На валу была сооружена стена из ста восьмидесяти «городен» — заполненных землей и камнями бревенчатых срубов. По углам и в центре каждого из четырех прясел боевой стены возвышалось восемь башен: две из них были проездными, располагались они над разрывами крепостного вала, которые хорошо видны и сейчас.

К середине 16 века Кашира распространилась далеко за пределы крепости. В городе насчитывалось четыреста сорок шесть жилых дворов. Четырнадцать деревянных храмов украшали город. Вместе с возвышающимися над валами шатрами крепостных башен вертикали церкви образовывали со стороны Оки красочную панораму. Ее дополнял ансамбль Троицкого монастыря, расположенного на берегу Оки, в нескольких километрах выше города.

Наиболее значительная часть населения Каширы была непосредственно связана с несением пограничной службы и обслуживанием крепости. Самыми распространенными профессиями в городе были стрельцы, воротники, пушкари и пищальники. Кашира и ее уезд находились в зоне постоянных военных действий, и жизнь в городе была сопряжена с серьезной опасностью. На протяжении 16 века город опустошался около двадцати раз. Но самым страшным и во многом роковым для Каширы был набег на Московское государство орд Девлет-Гирея (1571). Сожженный дотла, город уже не смог возродиться на левом берегу Оки в прежних размерах. Упадок города довершило татарское «разорение» в пору Смутного времени, когда стройная система обороны южной границы практически бездействовала.

На старом месте город решено было не возобновлять, а перенести его на противоположный правый берег Оки. С тех пор крепость на речке Каширке была окончательно заброшена, и место это навсегда опустело. Как и всякое древнее сооружение, крепость наша окружена некоторыми тайнами и преданиями. По одному из них от крепости до города Каширы проложен подземный ход. Одно из разветвлений этого хода соединяет внутри крепости обширные помещения. Подземные ходы под крепость есть и не один, а три. Три входа в рост человека, выложенные кирпичом ведут под крепость с наружной стороны рва у северных ворот. Воздух в них тяжел, и заходить в них никто не решался. Вокруг подземелья ходили темные слухи. Возможно, это были помещения, где хранили при осадах зерно, припасы, воду, церковные украшения. Крепость служила укрытием при набегах. Позднее ходы были засыпаны и в 1961 году на том месте построили дом на две семьи. Возле высоких земляных валов старинной крепости приютился небольшой поселок, который стал называться Старое Городище. Только к 20 веку «Старое» у «Городища» отпало и оно стало записываться в своей современной форме.

В сельской библиотеке мы нашли стихотворение неизвестного автора:

Широко течет Ока,

Рядом тянутся луга.

А вдали от берегов

Пролегло наше село.

Много лет тому назад

Здесь тянулся древний град.

Много было в нем церквей,

Лавок, улиц, фонарей.

Жили в граде ямщики,

Пушкари и гончары,

Охраняли град стрельцы,

Честный торг вели купцы.

Город вырос на холме,

На высокой на горе.

Под горой река текла.

Град Каширой нарекли.

В центре выросла стена,

Валом вся окружена.

А вдоль вала под горой

Ров наполнили водой.

Крепость здесь тогда стояла,

От врагов град защищала.

По углам стоял дозор,

Устремлял он вдаль свой взор.

Видит, что пылит дорога,

Поднимал сразу тревогу.

Люди к крепости бегут-

Здесь спасенье и приют.

Век семнадцатый настал,

Вновь на город враг напал,

Уничтожил город весь,

Он теперь стоит не здесь.

Город возвели иной,

Берег выбрали другой.

Здесь осталось лишь село,

Имя города спасло.

Любим мы свое село,

Знаем прошлое его.

Изучаем край родной,

Сторожим его покой.

Словообразовательный анализ слова Городище

Словообразовательная единица – суффикс – ищ-.

Значение

1. При добавлении к основе существительного образует имена существительные среднего рода со значением «действие как процесс»:

игра – игрище, позор – позорище

2. При добавлении к основе существительного образует имена существительные среднего рода со значением «место, где находился прежде или находится в данный момент предмет, названный мотивирующим именем существительным »:

город – городище, пожар – пожарище

3. При добавлении к основе существительного образует имена существительные со значением усиления, увеличения:

рука – ручища, бас – басище

4. При добавлении к основе существительного образует имена существительные со значением «часть предмета, названного мотивирующим именем существительным:

топор – топорище

Род имен существительных с суффиксом –ищ-.

Трудные слова

— Суффикс —ищ— может придавать существительным увеличительное значение:

  (огромный дом),

 (огромная борода),

  (большое болото).

У существительных среднего рода суффикс -ищ- не всегда увеличительный: 

 –  помещение для жилья.

Существительные мужского рода с суффиксом —ищ— имеют нетипичные окончания: в ед. ч. , во мн.ч. – . Склоняются такие слова, как существительные 2-ого склонения: и.п. (в.п.) ; р.п. из ; д.п.  и т.д.

Существительные среднего рода с суффиксом -ищ- относятся ко 2-ому склонению: и.п. (в.п.); р.п. ; д.п.  и т.д. Во множественном числе именительного падежа имеют окончание -а: .

Cуффикс -ищ- у существительных среднего рода может быть увеличительным , кроме того, с его помощью образуются новые слова без увеличительного значения: , , .

Городище — место, где в древности был город или укрепленное поселение.

Кострище — место, на котором когда-то разжигали костер.

Существительные женского рода с суффиксом —ищ— имеют

окончание  в единственном числе в именительном падеже  и относятся к 1-ому склонению: и.п. ; р.п. ; д.п.  и т.д.

Ножища-большая нога в отличие от ножище м.р.- большой нож.

Слова-омонимы

Существительные мужского рода с увеличительным суффиксом -ищ- имеют омонимы среди слов среднего рода, у которых этот суффикс не увеличительный – он придаёт им другое значение:

городище, м.р. (мн. ч. Городищи) – огромный город

городище,  с.р. (мн.ч. городища) – остатки древнего поселения

пожарище, м.р.  – огромный пожар

пожарище, с.р. – место, где был пожар

топорище, м.р. – очень большой топор

топорище, с.р. – рукоятка топора

Итак, название нашей деревни имя собственное Городище образовалось путем перехода имени нарицательного городище — место, где был город.

Заключение

При работе над проектом мы узнали удивительные подробности, раскрыли тайну названия нашей деревни, провели словообразовательный анализ. Теперь мы точно знаем, почему наша деревня называется Городище.

Результаты нашей работы полезны и интересны учащимся. Такая работа расширяет кругозор, углубляет знания. Историю деревни нам обязательно надо знать и помнить для того, чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы сохранить историческое наследие Подмосковья. Данные проекта были использованы на уроках русского языка, в качестве темы классного часа. Собранную информацию оформили в виде презентации и передали в школьный музей.

Литература

1. Разумовский Ф.В. На берегах Оки (от Серпухова до Каширы). Москва «Искусство», 1988г.

2. Солонкин И.П. Ступинский край (заметки краеведа). Ступино, 1998г.

3. Тонин А. Ступино. Историческое прошлое «землицы» Ступинской в названиях. Топонимический словарь селений. Москва, 1991г.

4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1753627

5. http://www.ozhegov.org

6. http://slovardalya.ru

7. http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/

8. http://tutrus.com/morfemika/suffiksy-imen-sushhestvitelnyx

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *