5 конструктивистских клубов • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
История
От народного дома к дворцам культуры: рассказываем историю рабочих клубов, построенных в Москве, Ленинграде и Свердловске в 1920–30-е годы
Автор Николай Васильев
Рабочий клуб стал символом и манифестом новой, социально ориентированной архитектуры 1920-х, хотя появились эти заведения еще в конце XIX века. Рабочих, новых жителей быстро растущих индустриальных городов, нужно было обеспечивать каким-то досугом: они не ходили в церковь, не имели образования и денег и угрожали общественной безопасности. Решением стали народные дома — Volkshaus, people’s house, maison du peuple и так далее.
Народный дом не всегда строился заново. В предреволюционной Москве десятки таких домов открывались где придется, а с нуля был спроектирован и возведен только один народный дом — Введенский Здание построили в 1903 году, в 1947-м оно было перестроено. В разное время дом занимали различные учреждения, сейчас в нем располагается танцевально-концертный зал «Дворец на Яузе».. Внутри размещался театр, часто самодеятельный, буфет (в Москве его обычно устраивало общество трезвости), библиотека-читальня, кружки для детей и взрослых, первые электротеатры (то есть кинотеатры), ремесленные мастерские для обучения детей и многое другое.
Введенский народный дом. Москва, 1913 год Wikimedia CommonsБогатые города — Брюссель, Цюрих, Санкт-Петербург — могли позволить себе привлечь к проектированию и строительству передовых архитекторов.
Особенно известен в архитектурном мире народный дом, построенный в 1897 году в Брюсселе мастером модерна Виктором Орта (дом простоял до конца 1960-х, после чего был снесен).Народный дом императора Николая II. Санкт-Петербург, 1900 годБиблиотеки Петроградской стороныНародный дом императора Николая II — крупнейший в России — был возведен в Санкт-Петербурге на Кронверкском проспекте из металлоконструкций, сделанных для выставочного павильона Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде и пролежавших несколько лет на складе. В начале 1930-х это здание переоформлял Казимир Малевич вместе с Анной Лепорской, известной сейчас в основном супрематическим фарфором Здание пострадало в пожаре 1932 года, пережило войну и множество перестроек и стоит до сих пор..
С середины 1920-х годов появляется и входит в моду новый термин — «рабочий клуб». Чаще всего так называют учреждение, которое существует при предприятии, а стройка финансируется за счет профсоюзных взносов. За разработку новых принципов проектирования берутся лидеры новой архитектуры — московские конструктивисты братья Веснины, Яков Корнфельд, Игнатий Милинис, Иван Леонидов, их творческий оппонент Константин Мельников, а также ленинградцы Александр Гегелло, Григорий Симонов и Андрей Оль. Уже к 1927 году строятся десятки новых зданий.
Большинство клубов помещались в двух соединенных друг с другом корпусах: театральном (зрелищном) и кружковом (клубном). Иногда был и третий корпус — спортивный. Конструктивистский метод предлагал разложить все необходимые помещения на участке в свободной асимметричной компоновке и облечь их в простые геометрические формы. С середины 1930-х рабочие клубы снова переименовывают. В употребление входит более привычный нам термин — «дом (дворец) культуры». Во-первых, к тому времени целевой аудиторией этих учреждений были не только рабочие, во-вторых, клубы теперь привязаны к административно-территориальному делению и строятся в конкретных районах.
Игнатий Милинис, член ОСА Объединение современных архитекторов — самая многочисленная и влиятельная группировка архитекторов в СССР. Была основана в 1925 году и выступала под лозунгами конструктивизма и функционализма., соратник лидера конструктивистов Моисея Гинзбурга, вместе с ним создавший дом Наркомфина, проектируя ДК завода «Серп и молот», определял задачу так:
«Клуб готовит и воспитывает активных пролетариев — участников социалистического строительства, самодеятельность которых должна широко разворачиваться в ряде организаций рабочего класса.
В условиях нэпа клуб фактом своего существования и всеми своими качествами должен стимулировать переход к социалистическому обществу. Включая в себя максимум элементов наиболее прогрессивных форм быта, являясь действительностью, пропагандирующей социализм, он тем самым становится мощным рычагом в деле формации нового человека».
Самыми известными на исходе 1920-х стали проекты клубов Константина Мельникова, первыми заказчиками — профсоюзы, а места строительства выбирались поближе к промышленным зданиям или центрам новых районов и городов. Далеко не все заметные в архитектурном отношении рабочие клубы были построены конструктивистами, но именно их здания стали самыми известными в архитектуре русского авангарда.
Что такое конструктивизм
Пять принципов конструктивизма — на примере пяти зданий: завода, клуба, жилого дома, фабрики-кухни и театра
1. Клуб Союза коммунальников имени Русакова в Москве
1 / 7
Клуб Союза коммунальников имени Русакова. Москва, 1929 годThe Charnel-House
2 / 7
Клуб Союза коммунальников имени Русакова. Москва, 1930–1931 годыThe Charnel-House
3 / 7
План клуба имени Русакова (Зрительный зал). Из брошюры «Архитектура клубного здания. 10 рабочих клубов Москвы». Москва–Ленинград, 1932 годИздательство «ИЗОГИЗ»
4 / 7
Клуб Союза коммунальников имени Русакова. Москва, 2014 год© Николай Васильев
5 / 7
Клуб Союза коммунальников имени Русакова. Москва, 2014 год© Николай Васильев
6 / 7
Клуб Союза коммунальников имени Русакова. Москва, 2015 год© Николай Васильев
7 / 7
Клуб Союза коммунальников имени Русакова. Москва, 2019 год© Николай Васильев
Одна из наиболее известных построек архитектора Константина Мельникова, автора шести рабочих клубов, и его любимый проект. Придумывая очень разные пространства, Мельников доказывал на практике ограниченность конструктивистского метода поиска «идеальной» формы для каждой конкретной функции. Свой самый известный клуб он строит в 1927–1929 годах для работников Сокольнического трамвайного депо и вагоноремонтного завода.
Со стороны Русаковки клуб выглядит очень футуристично: над улицей, словно сегмент огромной шестеренки, нависают три глухих торца трибун. Сами глухие поверхности использовались для агитации — при недавней реставрации на них вернули рельефы с названием клуба и лозунгом: «Профсоюзы — школа коммунизма». А на старых фотографиях видно, что под трибунами и между ними вешали лозунги, плакаты и портреты вождей. Под трибунами же сделана терраса с мостиками лестниц на улицу: это и эвакуационные выходы, и часть задуманной циркуляции посетителей. В случае большой нагрузки — к примеру, на 1 Мая или 7 Ноября — рабочих впускали в клуб согласно так называемой прямоточной системе, разработанной Мельниковым для гаражей. Они, как обычно, входили с улицы на цокольный этаж, поднимались в зал для короткого представления и выходили через боковые трибуны прямо на террасу, не сталкиваясь со следующей партией. Со стороны предприятий, расположенных ближе к Яузе и построенных еще до революции в краснокирпичной стилистике, клуб тоже кирпичный. Острый нос, напоминающий пароход с трубой, встречал идущих со смены рабочих новыми формами, но привычным строительным материалом. С третьей же, боковой стороны клуб обращается к нам стеной с множеством окон — будто разрезом внутренних помещений.
Отдельных клубных комнат здесь нет: предполагалось, что большой зал на 1300 мест можно будет трансформировать в шесть малых. Три отдельных зала в нависающих над улицей объемах должны были отсекаться специальными затворами, становясь классными комнатами. По бокам, на уровне партера, также выделялось два зала — с возможностью перестановки кресел. Не считая административных помещений, фойе и гардероба, только библиотека была не связана с залом напрямую, ее стеклянный витраж выходит на террасу. К сожалению, идеи трансформации зала, инженерный проект которой был подготовлен на СВАРЗ Сокольнический вагоноремонтный завод., остались нереализованными, опередив свое время на два или три десятилетия.
2. Клуб фарфорового завода в Ликино-Дулёво
1 / 6
Дом культуры фарфорового завода. Дулёво, 1930 годThe Constructivist Project
2 / 6
План дома культуры фарфорового завода в Дулёвоarchidizain.ru
3 / 6
Дом культуры фарфорового завода. Ликино-Дулёво, 2019 годWikimedia Commons
4 / 6
Дом культуры фарфорового завода. Ликино-Дулёво, 2020 год© Николай Васильев
5 / 6
Дом культуры фарфорового завода. Ликино-Дулёво, 2020 год© Николай Васильев
6 / 6
Дом культуры фарфорового завода. Ликино-Дулёво, 2020 год© Николай Васильев
Это единственный, не считая выставочных павильонов и одной дачи, проект Мельникова, построенный за пределами Москвы. Заказчиком выступил Союз химиков, для которого архитектор спроектировал и построил клубы у фабрик «Свобода», «Каучук» и Дорогомиловского химзавода имени Фрунзе. В Дулёве, у фарфорового завода, выпускающего знаменитый кузнецовский фарфор, Мельников поставил клуб на границе парковой территории, предложив использовать заднюю часть сцены как летнюю эстраду. В плане здание имеет пять выступающих ризалитов Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту., примыкающих к фойе и зрительному залу, расположенному на уровне первого этажа. Можно сравнить эту схему с пятиконечной звездой, хотя в 1920-е такие метафоры (звезды, шестерни, пароходы, тракторы) редко были так буквальны, как в 1930-е.
Большой зал имеет пологий покатый пол, который плавно спускается к оркестровой яме и сцене. Пожалуй, это самый театральный клуб Мельникова. Тут лучшая акустика, и отказ от задуманной трансформации ей почти не повредил (например, изначально круглый балкон над партером предполагалось изолировать с помощью подвижной ширмы, отсекавшей его от основного объема). В боковых же крыльях — лучах звезды — расположены кружковые помещения и спортивный зал с очень редкими сейчас деревянными фермами Ферма — решетчатая несущая конструкция из дерева или металла, реже железобетона, служащая для перекрытия больших пролетов. перекрытий.
Из всех подобных построек архитектора именно этот клуб сохранился в наиболее аутентичном виде: ремонты 1950-х и замена большинства окон в 2010-е нанесли свой урон, но проект реставрации с воссозданием утраченного и реализацией трансформации зала (балкон будет превращаться в отдельный небольшой зал, а сцена — открываться назад, в сторону парка) готов и ждет утверждения и финансирования.
6 конструктивистских башен
Шуховская в Москве, проект самой высокой башни в мире, Белая башня в Екатеринбурге и другие удивительные конструкции
3. Дворец культуры Пролетарского района в Москве
1 / 7
Дворец культуры ЗИЛа. Москва, 1930-е годыThe Charnel-House
2 / 7
Дворец культуры ЗИЛа. Москва, 1931 годThe Charnel-House
3 / 7
План Дворца культуры им. Лихачева (ЗИЛа) в Москве. Из книги «Основы архитектурной композиции». Москва, 1971 год© Издательство «Искусство»
4 / 7
Дворец культуры ЗИЛа. Москва, 2013 год© Артем Светлов / CC BY-SA 3.0
5 / 7
Дворец культуры ЗИЛа. Москва, 2009 год© Николай Васильев
6 / 7
Дворец культуры ЗИЛа. Москва, 2013 год© Николай Васильев
7 / 7
Дворец культуры ЗИЛа. Москва, 2012 год© Николай Васильев
ДК ЗИЛа был построен по проекту братьев Весниных в 1931–1937 годах и завершает эпоху строительства рабочих клубов. Районный ДК стал заводским просто потому, что ЗИС (он же АМО, он же ЗИЛ) был крупнейшим предприятием в этой части города. Комплекс возник на месте взорванного в 1930 году Симонова монастыря (архитекторы, конечно, никак не были связаны с этим позорным событием). По проекту клуб должен был стать самым большим зданием этого типа в стране, но отдельно стоящее здание овальной формы с большим зрительным залом и прямоугольный спортивный зал так и не были построены.
Комплекс представляет собой большое Т-образное в плане здание, рассчитанное на 4000 посетителей. На проект повлияли передовые архитектурные принципы, в том числе знаменитые пять отправных точек современной архитектуры Ле Корбюзье: опоры-столбы, крыши-террасы, свободная планировка, свободный фасад, ленточные окна. Боковая сторона зрительного зала расположена ближе всего к улице. От зала отходит длинная анфилада помещений для кружков. Она прорезана аркой и упирается в зимний сад. По обеим сторонам зимнего сада начинаются еще две анфилады, левая заканчивается небольшим репетиционным залом, оборудованным для театральных представлений, правая — буфетом, в котором сейчас библиотека. Прямо над зимним садом расположен полукруглый лекторий, а над ним — купол обсерватории.
У здания простые геометрические формы: это вытянутые параллелепипеды с остекленными эркерами Эркер — выступающая из плоскости фасада часть здания, как правило остекленная для лучшей освещенности и инсоляции помещения. и цилиндрическими ризалитами лестничных клеток.
В середине 1970-х здание сильно перестроили: интерьеры отделали мрамором, стены залов обшили панелями, светотехническое оборудование и фонтаны зимнего сада поменяли, а проездную арку заложили, устроив внутри буфет. В конце 2000-х еще одна реконструкция прошла в фойе главного зала и буфете. Тем не менее дом культуры до сих пор выполняет свою функцию. Именно с него в начале 2010-х Департамент культуры начал свою программу оживления районных ДК. К реставрации здания это пока что не привело: в 2014 году крайне неудачный проект реставрации был отвергнут совместными усилиями дирекции ДК и специалистов по охране наследия.
4. Дом культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде
1 / 7
Дворец культуры им. Горького. Ленинград, 1938 годРоссийская национальная библиотека
2 / 7
План второго и четвертого этажей Дворца культуры им. Горького в Ленинграде. Из книги Александра Гастелло «Из творческого опыта: Возникновение и развитие архитектурного замысла». Ленинград, 1962 год© Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам
3 / 7
Дом культуры Московско-Нарвского района. Санкт-Петербург, 2015 год© Николай Васильев
4 / 7
Дом культуры Московско-Нарвского района. Санкт-Петербург, 2015 год© Николай Васильев
5 / 7
Дом культуры Московско-Нарвского района. Санкт-Петербург, 2015 год© Николай Васильев
6 / 7
Дом культуры Московско-Нарвского района. Санкт-Петербург, 2017 год© Николай Васильев
7 / 7
Дом культуры Московско-Нарвского района. Санкт-Петербург, 2017 год© Николай Васильев
Район завода имени Кирова в Петербурге — крупнейший заповедник архитектуры 1920–30-х годов. В это время тут построили больницу, фабрику-кухню Фабрика-кухня — механизированное предприятие общественного питания. Получило распространение в 1920–1930-е годы в СССР. Уникальный тип сооружения с архитектурной и социокультурной точки зрения., школу, здание райсовета, жилые дома, а также клуб, открывшийся в 1927 году, к десятилетию революции. Проект выполнили Александр Гегелло, Александр Дмитриев и Давид Кричевский. Конкурсное проектирование началось еще в 1920 году, а стройка — пять лет спустя.
Общая идея компоновки клуба близка театральным зданиям. Фасад симметричен, гигантский зал в форме трапеции (1800 мест — рекордная для клуба вместимость) с трех сторон окружает зона фойе, по бокам от зала расположены небольшие клубные помещения (в эскизном варианте Гегелло, еще не совмещенном с проектом Дмитриева, предполагались отдельные асимметричные крылья для клубной и спортивной частей). Главный фасад зажат боковыми ризалитами и чуть выгнут в плане, как будто он пытается их раздвинуть и потеснить — этот прием барочной архитектуры характерен и для архитектуры экспрессионизма Экспрессионизм в архитектуре — течение 1910–60-х годов, распространенное в Германии, Нидерландах, послевоенных США и других странах. Выделяется внутри раннего модернизма более сложными формами и неполным отказом от декоративности. Крупнейшие представители — Бруно Таут, Ганс Шарун, Эрих Мендельсон, Мишель де Клерк, Ээро Сааринен. межвоенного периода. Почти сплошное остекление фойе перемежается треугольными в сечении пилонами Пилон — столб или опора моста, верхнего этажа и так далее..
В здании сохранилось почти все изначальное убранство, включая оформление лестниц, фойе, не изменилась конфигурация зала. Потолок зала отделан ячейками-кессонами Кессоны — четырехугольные (реже шести- и восьмиугольные) ячейки в отделке потолков, иногда показывающие деревянные, каменные или бетонные балки, иногда имитирующие их. , им вторят полукруглые секции лож, острые переломы формы везде или сглажены фаской Фаска — скос каменного или деревянного блока, ребра стены в архитектуре и дизайне, обычно сделанный под углом 45 градусов., или плавно скруглены — излишней декоративности в этом нет, как нет и строгости конструктивизма.
Советское ар-деко, или Что такое постконструктивизм
Как опознать советскую архитектуру 1930-х годов
5. Клуб строителей в Свердловске
1 / 5
Свердловская киностудия. 1943 годНескучная библиотека
2 / 5
План первого этажа клуба строителей в СвердловскеTatlin.ru
3 / 5
Клуб строителей в Екатеринбурге© Николай Васильев
4 / 5
Клуб строителей. Екатеринбург, 2014 год© Николай Васильев
5 / 5
Клуб строителей. Екатеринбург, 2014 год© Николай Васильев
В конкурсе на проект клуба, организованном профсоюзом строителей, участвовали многие, в том числе местные архитекторы, а победил проект Якова Корнфельда, члена ОСА, строившего клубы по всей стране Cреди них ДК Горбунова в Москве, клуб текстильщиков в Орехово-Зуеве, клуб Нижнего поселка Сталинградского тракторного завода и многие другие клубы, ДК и кинотеатры, ставшие основным профилем работы архитектора. .
Клуб в Свердловске стоит на перекрестке улиц Ленина и Луначарского, и его сложная объемная структура ориентирована на это расположение. Напротив — высотная по стандартам начала 1930-х годов гостиница «Городка чекистов» «Городок чекистов» в Екатеринбурге — комплекс жилых зданий из 14 корпусов в стиле конструктивизма, историко-архитектурный памятник, построенный в 1929—1936 годах.. Три фасада из четырех выходят на улицы и общественные пространства. Согласно конструктивистскому методу формообразования, у каждого из основных (клубное, зрелищное и спортивное) и вспомогательных (фойе, буфет и так далее) помещений клуба ясно читаемый прямоугольный объем. Вместе они асимметрично скомпонованы в сложную разновысотную композицию. Две самые большие части поставлены перпендикулярно друг к другу, образуя небольшой сквер, который предполагалось использовать как продолжение фойе или в качестве летней сцены. Зрелищная часть занимает прямоугольный в плане объем с асимметрично выступающей лестницей и опоясана перголой Пергола — навес с опорой из повторяющихся секций, соединенных между собой поперечными брусьями. крыши-террасы, где предполагалась площадка солярия Солярий — площадка для отдыха или занятий гимнастикой на открытом воздухе, характерная для общественных зданий и санаториев этой эпохи.. Клубная часть вытянута вдоль проспекта Ленина, главной улицы города. Окна трех этажей выходят на север, обеспечивая пространство рассеянным светом. Спортивная часть выстроена во дворе и соединена мостиком-переходом с клубным корпусом. Почти все здесь решено в строгой прямоугольной стилистике, только козырек над входом и одна лестница в клубной части скруглены.
Во время войны, в 1943-м, клуб переоборудовали под нужды разместившейся здесь Свердловской киностудии. Дальнейшие перестройки происходили и внутри, и снаружи: были заложены переходы между корпусами, менялось остекление, исчезла терраса на плоской части кровли. После приватизации здания в 1990-е годы здесь открылся торговый центр, вместо театрального зала был устроен четырехэтажный атриум со стеклянной кровлей и эскалаторами. Основные фасады все еще сохраняют формы и дух конструктивизма, разве что плакаты и вывески сплошь буржуазные и контрреволюционные.
Определитель архитектурных стилей
От древнегреческой до экоархитектуры: главные направления в одной таблице
Архитектурная азбука
Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках
Литература
- Васильев Н. Ю., Овсянникова Е. Б. История архитектуры Москвы. Конец XIX века — первая половина 1930-х годов.
Екатеринбург, 2019.
- Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Архитектура Ленинградского авангарда. Путеводитель.
СПб., 2012.
- Токменинова Л. И. Клуб строителей.
Екатеринбург, 2016.
- Хазанова В. Э. Клубная жизнь и архитектура клуба. 1917–1941.
М., 1994.
- Чепкунова И. В. Клубы, построенные по программе профсоюзов. 1927–1930.
М., 2010.
Теги
Архитектура
СССР
Руины
XX век
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
«Монти Пайтон» дня
О Прусте
Алхимия дня
Болотный человек
Язык дня
Пирахан
Архив
История, Литература
Лазарь Флейшман: «Спутник представился: „Пастернак“. Я обомлел: это было явление недавно умершего поэта»
О детстве в Риге, неслучившейся карьере музыканта, дружбе с Андреем Синявским и эмиграции
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Рабочие клубы Москвы, часть 3: dmitry_sasin — LiveJournal
На третью, заключительную часть обзора рабочих клубов Москвы я оставил наиболее значимые, самые мои любимые. Конечно, это все пять клубов Константина Мельникова, клуб завода Компрессор, ДК ЗиЛ. Мельников, несомненно, был величайшим мастером. На мой взгляд сравниться с его творениями может только один клуб — это клуб союза коммунальников имени товарища Зуева Ильи Голосова. С него и начну.Расположен клуб на Лесной улице, недалеко от Белорусского вокзала.
Илья Голосов спроектировал клуб в 1926 году. Начало строительства приурочили к юбилею революции и уже в августе 1929 года работы были завершены. Своё первое название «Клуб союза коммунальников имени товарища Зуева» здание получило в честь казнённого участника революции 1905 года, слесаря соседнего трамвайного парка Сергея Зуева. В то время коммунальниками звались и работники городского транспорта. Клуб построен на основе ассиметрично расположенных правильных геометрических форм. Композиционным центром является вертикальный стеклянный цилиндр, на который как будто «надет» весь корпус.
Участок был выделен небольшой, причём вытянутой формы, что усложняло задачу архитектору. Для увеличения полезной площади здания Голосов консольно вынес часть помещений верхних этажей за красную линию первого этажа — вертикальные и горизонтальные выступы в виде балконов, эркеров, террас и галерей. Главный вход расположен с торцевого фасада, в средней части которого над входом на высоту всех этажей выполнен вертикальный выступ с открытыми лоджиями в верхней части.
Клуб имеет два зала: большой, рассчитанный на 950 мест, и малый на 285 мест. Несмотря на то что при строительстве возникали сложности, связанные с пропорциями участка, внутренние помещения здания спроектированы свободно, грамотно связаны между собой и не производят впечатления стеснённости. Основные несущие конструкции и стены здания изготовлены из железобетона и кирпича
2. Как видно, изначально здание имело намного больше остеклённых поверхностей. К сожалению, клуб оказался весьма холодным, технологии того времени не позволяли сделать остекление энергоэффективным.
3. В результате последующих перестроек стеклянная галерея была снесена, лоджии заложены для увеличения площади, многие окна тоже заложили кирпичом для сохранения тепла. Здание сразу поблекло, потеряло свою энергетику. Но авангардная суть его не пропала.
Голосов при проектировании зданий создавал сложные объёмные построения, главный акцент во внешнем облике здания он всегда переносил на один из объёмных элементов композиции, решая именного его крупно и предельно лаконично, а все остальные элементы нарочито усложняя и измельчая, чтобы зрительно подчинить их этой крупной форме (или как он его называл, субъективной массе). Для подчеркивания главенствующей роли крупно решённого элемента в общей композиции (обычно, асимметричной) он использовал приёмы динамического построения, контрасты стекла и глухой стены. (С.О. Хан-Магомедов) Здесь таким элементом стал стеклянный цилиндр, объединивший фойе трёх этажей оригинальной винтовой лестницей.
4. Вот это тот самый стеклянный цилиндр.
5. А так выглядит цилиндр изнутри. Фойе второго этажа. Интересно выполнено межэтажное перекрытие. (фото с сайта ДК).
6. Фойе третьего этажа. Очень много света.
7. Приём с цилиндром используется и в наше время — современное здание на улице Маши Порываевой.
Сейчас в ДК Зуева ставит спектакли Квартет И.
Дальше будут клубы, о которых я уже достаточно подробно писал, по ним я ограничусь парой-тройкой фотографий и кратким описанием. Подробности можно посмотреть по ссылкам.
Клуб коммунальников имени Русакова
Клуб коммунальников им. Русакова — любимое детище Константина Мельникова и, пожалуй, самое заметное. Дело даже не в том, что он, в отличие от большинства других его клубов, стоит на оживлённой улице и хорошо виден издалека. Форма здания клуба просто притягивает взгляд, его просто невозможно не заметить. Заказчиком строительства выступал союз коммунальников, и, как в случае с клубом Зуева, это были «трамвайщики» — депо имени Русакова и вагоноремонтный завод, который ныне называется СВАРЗ
Так получилось, что практически одновременно Мельников строил в Москве 5 рабочих клубов. И ни один из них не был похож на другой. Идей у маэстро было море, и именно в этом проекте ему удалось реализовать большинство своих задумок.
Под клуб был отведён достаточно маленький участок и здание пришлось строить с учётом формы этого участка. Но даже не форма сегмента является отличительной особенностью здания, а три больших выступа, нависающих в северо-западном направлении. Выступы эти формируют образ шестерёнки — символа машиностроения и индустриализации.
Мельников в соответствии с требованиями заказчика разместил зрительный зал на втором этаже, а первый был отдан под служебные помещения. В консольных же выступах, зубьях шестерёнки, разместились три части амфитеатра зрительного зала.
Почему он сделал не один цельный амфитеатр, а разбил его на три части? Мы уже видели, что Мельников был большим мастером трансформации помещений. Но трансформация нужна была не от хорошей жизни, приходилось на имеющейся площади разместить помещения различного назначения и на разное количество участников. Для увеличения количества вариантов использования помещения Мельников разработал проект движущихся перегородок.
8.
9. Здесь тоже в целях экономии тепла были заложены некоторые окна, но в ходе реконструкции 2015-17 годов их раскрыли.
Клуб фабрики Буревестник
В 1927-м году профсоюз кожевенников заказал архитектору Константину Мельникову проект клуба. Землю под строительство клуба выделили прямо напротив фабрики. Здесь уже включился в действие второй фактор, кроме формы и размера участка. Напротив выделенной земли стоял особняк Динга, построенный в стиле модерн. У него есть замечательная башенка. Таким образом, Мельникову предстояло ещё и архитектурное соперничество за доминирование на этом участке Огородной улицы (ныне 3-й Рыбинской).
Здание клуба состоит в плане из нескольких объёмов разного размера, ступенчато убывающих по высоте, начиная с фасада. Такое понижение высоты задано функциональным назначением разных частей здания. Для более рационального использования клубных помещений Мельников разработал несколько приемов их трансформации. Так, зрительный зал на втором этаже имел партер и боковые трибуны, которые использовали при проведении спортивных мероприятий. В этих случаях стулья из партера убирали, а зрительный зал при помощи раздвижной перегородки объединяли с примыкавшим к нему спортивным залом. На первом этаже предполагался бассейн, а на втором этаже спортзал. Соединяться они должны были люком, чтобы прямо из спортзала можно было попасть в воду. Но реализовать задуманное не получилось из-за сущих мелочей — в районе не было ни водопровода, ни канализации.
10.
11. Эту четырёхэтажная пятилепестковую башню с огромными окнами, соперницу башни особняка, предназначенную для размещения кружков, впоследствии прозвали «клетка попугая». Уже в ходе строительства подрядчик предложил отменить возведение сложной пятилепестковой башни у главного фасада как неэкономную и неудобную для устройства кружковых комнат, но Мельникову удалось её отстоять. Без башни здание не получилось бы таким интересным.
Позже к зданию были пристроены новые объёмы, но со стороны улицы они практически незаметны. Примерно в 1990-х фойе клуба было разделено перегородками, лёгкая каркасная конструкция цилиндрической части клуба была отделана гипсокартонными плитами, а изящная центральная колонна превращена в неуклюжий квадратный столб. Были закрыты от глаз публики и элегантные железобетонные балки лестниц. В 1997-м здание было разрешено приватизировать. В результате 2002-м году здание было передано спортивной компании «Татами клаб», которая заменила оригинальные рамы на металлические.
С весны 2007 года в здании располагается штаб Фонда содействия сохранению русского наследия «Русский авангард», В 2017 году фонд сообщил о планах открыть в здании музей русского абстрактного искусства. В экспозицию должны войти работы Владислава Зубарева, Люциана Грибкова, Анатолия Сафохина, Веры Преображенской и других художников. На базе клуба фонд планировал создать Международный центр архитектуры, который объединил бы выставочное пространство, лекционную аудиторию, библиотеку и кафе. Этот фонд и провёл последнюю реконструкцию здания. Внешне выглядит вполне прилично, вот ещё бы надпись названия клуба на фасаде восстановить. Не знаю, как сейчас выглядят интерьеры, но есть надежда, что люди, ценящие русский авангард, сделали всё как надо. Надеюсь, что внутрь доступ будет открыт.
Клуб Дорхимзавода
Клуб Дорогомиловского химического завода закрыт от Бережковской набережной двумя модернистскими советскими зданиями, с проезжей части его можно увидеть только если знаешь куда смотреть. Чтобы подробнее рассмотреть этот образец авангарда конца 1920-х годов, надо зайти во двор. Клуб по заказу Союза химиков построил в 1927-28 годы Константин Мельников.
Участок для постройки клуба выделили поблизости от завода. Внешний вид здания решён в виде нескольких совмещенных прямоугольных объёмов. Цокольный этаж выдается вперёд, образуя террасу. Фасады покрыты сплошным остеклением, но на них оставлено место для вывески с названием клуба и для афиш. Главный зрительный зал был рассчитан на 370 человек. Он делился на три яруса, нижний из которых мог трансформироваться в фойе. Мельников, как известно, был большим любителей трансформаций помещений.
Четырехуровневое пространство главного зала получило трехчастную структуру с партером и двумя балконами, один из которых нависает над другим. Особые ширмы-затворы зала позволяли создавать 3 обособленных помещения с отдельным входом для каждого. Кроме этого, в фойе, размещенным под нижним балконом, также можно было устроить посадочные места в случае необходимости, т.к. его стена, обращенная к залу, также могла «сворачиваться», открывая полный обзор на расположенный над сценой экран.
Понижение зрительного зала идет со стороны главной фасадной плоскости вглубь дворовой территории, где, собственно, и спроектировано сценическое пространство. Продольные стены расположены строго параллельно по отношению друг к другу, а завершение строения служат 2 односкатные крыши.
12.
13.
Позже к основному объёму была пристроена фабрика-кухня. С 1994-го года в здании располагался рок-клуб «Tabula Rasa», а также работали несколько досуговых кружков — библиотека, гитарная школа и театр. В 2004-м году произошел пожар. В течение следующих трёх лет собственники проводили ремонт помещений. Были обновлены инженерные сети, построена новая наружная лестница и реконструирован актовый зал — впоследствии там разместился операционный зал банка. Другие части здания сдавались под офисы. В 2009-м году завершилась научная реставрация клуба. Был восстановлен исторический облик главного зала, внешний вид здания, обновлена осветительная система.
Клуб завода Каучук
14. Наиболее плодотворные отношения у Мельникова сложились с Союзом химиков. Клуб для работников завода «Каучук» на пересечении Плющихи и 2-го переулка Тружеников строился с 1927-го по 1929-й год и в честь года начала строительства сначала носил имя «Клуб имени 10-летия Октября». Здесь в борьбе цилиндра с призмой явно победил цилиндр.
Главный цилиндр занят зрительным залом на 720 мест. Полукруглый в плане трёхъярусный зал клуба предлагалось делить по вертикали, используя горизонтальный щит, который из партера должен был подниматься на высоту первого или второго балкона, отделяя верхнюю часть зала от нижней. Это дало бы возможность использовать дополнительные аудитории, причем довольно внушительных, «зальных» размеров, в отличие от традиционных небольших комнат для клубной работы.
К сожалению, развитие техники не позволило реализовать интересную идею. Горизонтальный щит, который должен был трансформировать пространство, так и не был построен. Также, вопреки проекту, кружковый корпус выстроили двухэтажным.
15. Мельников применил оригинальную систему лестниц: центральная открытая, которая начинается с парадных лестниц вокруг круглого вестибюля, и две внутри здания. Это привело к автономному функционированию всех помещений, а также к возможности быстрой и безопасной эвакуации в случае пожара. Здесь же, в круглом вестибюле расположены кассы и гардероб.
16. Вид со стороны переулка.
Клуб фабрики Свобода
17. Клуб построен рядом с самой фабрикой в Финляндском саду на месте сгоревшей амбулатории всё в те же 1927-29 годы. Это третий «химический» клуб Мельникова. построенный в Москве.
За основу проекта Мельниковым была взята приплюснутая цилиндрическая форма, напоминающая собой символизирующую химическую промышленность цистерну, помещенная на корпусе 1-го этажа. Цилиндр разрезался на две равные части падающей стеной. Одна часть была оборудована сценой, вторая — кинематографической будкой и экраном. В случае необходимости стена поднималась и помещения театра и кинематографа объединялись в одно целое, образуя зрительный зал вместимостью 1000 человек. В нижней части должен был расположиться плавательный бассейн с трибунами. Над входами предполагались ажурные башни, а на опускной стене – крупные надписи с названием клуба. Центральная эллипсоидная часть могла ассоциироваться с настоящим фонтаном: внизу был расположен бассейн, стены которого полностью застеклялись, а от него разбегались пандусы-водопады. Но эллипсоидный цилиндр не состоялся ввиду технологических проблем с создание железобетонного каркаса, опускная стена — из-за того, что не смогли сделать для неё надёжный подъёмник, а бассейн — из-за банального отсутствия достаточного количества воды в районе, как и в случае с клубом «Буревестник». Неразвитые технологии и коммунальные сети не могли обеспечить воплощение идей великого архитектора, а это уже общая беда для всех его проектов.
18.
19. Фирменные мельниковские вынесенные парадные лестницы.
20.
Клуб Пролетарий
21. Здание клуба построено архитектором Владимиром Владимировым в 1927–29 годы по заказу профсоюза металлистов для рабочих завода «Котлоаппарат» на шоссе Энтузиастов. Завод был основан здесь в 1869 году А. Дангауэром, в 1918-м году национализирован, а в 1931-м переименован в завод «Компрессор». С 1929 по 1931 год клуб известен как рабочий клуб «Пролетарий», а с 1932 по 2007 – ДК «Компрессор». Здание очень функциональное. Два основных объёма — зрительный зал и кружковая часть соединены переходом-галереей. Выразительность зданию придают правильно подобранные по размеру и расположению окна.
Расписана была не только внешняя стена, Внутренние стены были расписаны фресками (художники Цирельсон, Коннов, Вязьменский, Немов, Мирлас, Гапоненко, Иванов, Невежин). К сожалению, от фресок не осталось ровным счётом ничего.
22. В клубной части размещалась библиотека, читальный зал и 9 комнат для занятий в различных кружках. Был и физкультурный зал. Радиокружок занимал верхний этаж и имел свою антенну. На первом этаже была столовая, ибо не одной только духовной пищей должен был сыт пролетариат.
Зрительный зал с балконом был рассчитан на 834 человека, летом задняя стенка раздвигалась, таким образом устраивался летний театр под открытым небом.
23. Надписи на фасаде утеряны. А балконы всё-таки очень хорошо акцентировали угол здания.
В 2008-м году был проведён капитальный ремонт здания, и теперь оно используется как офис и магазин.
ДК ЗиЛ
24. Дворец культуры ЗИЛ — один из интереснейших памятников конструктивизма. И это не удивительно, ведь авторами проекта были классики — братья Веснины. ДК строился с 1931-го по 1937-й год. Раньше на его месте был Симонов монастырь с большим Успенским собором и высокими толстыми стенами. Сейчас от монастыря осталась примерно одна треть.
25. Строился ДК поэтапно, благо проект состоял из функциональных блоков, не сильно зависящих друг от друга. В 1933 был завершен малый театр, а в 1937 — примыкающий к нему клубный корпус. Архитектурный комплекс изначально предполагал отдельное здание театра на 4000 тысячи зрителей, а также развитие обширной парковой зоны. Однако амбициозный проект был свернут.
Здание состоит из простых геометрических форм, присущих конструктивизму — параллелепипедов и включенных в них цилиндров полуротонды, балконов, эркеров. Лёгкость зданию придают большие застекленные поверхности. На крыше расположен раздвижной металлический купол обсерватории, ведет к ней крутая винтовая лестница. Крыши, как и принято в конструктивизме, плоские. Раньше на плоских крышах-террасах дворца в теплое время года проходили различные мероприятия. Под открытым небом работала читальня и кафе. Но плоские кровли из-за некачественных материалов протекали, и мероприятия на них прекратили.
ДК находился рядом с важными заводами — ЗИЛ и Динамо — целями для немецких бомбардировщиков. Досталось и самому ДК, в здании при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция была выполнена в ампирном стиле и нарушила первоначальный замысел архитекторов. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и пр. вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения.
Вторая реконструкция проводилась с 1966 по 1976 год. Перед авторами проекта реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу восстановления ДК в первоначальном виде, но здание внутри должно было отвечать современным требованиям. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, используя, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. На их архитектурные решения повлияла и утрата строителями имевшейся когда-то квалификации. Они отказались, например, выполнить бывшие ранее наливные мозаичные полы и подоконники, и главное — веснинский штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале. Поэтому авторам реконструкции пришлось в значительных масштабах применять природный камень и алюминий.
26.
27.
До 2008 года Дворец культуры принадлежал АМО «Завод имени И.А. Лихачева». Но потом завода не стало и в феврале 2012 года ДК был передан Департаменту культуры Москвы. Теперь он называется Культурный центр ЗИЛ.
Во второй половине 1930-х стало уже не до строительства клубов, все силы были брошены на индустриализацию. Нет, конечно есть клубы и 1937 и 1938 годов постройки, но их буквально единицы. Остаётся только подвести итоги. Всего получается 37 довоенных клубов, из них большинство построено в стиле конструктивизм.
Часть 1 — 10
Часть 2. — 19
Часть 3 — 8
Московский тур по конструктивистской архитектуре · Городское воображение
Фотография Русаковского рабочего клуба конца 1920-х гг. Построенный в 1927 году, клуб во многом похож на Зуевский клуб. Пространство представляло собой зрительный зал, театр и офисные помещения для общения и сбора людей, а также было сделано из современных новых материалов из бетона и стекла.
Также, как и Голосов, Мельников проявляет интерес к драматической форме, чтобы выразить эмоции снаружи здания в стиле ASNOVA. Рабочий клуб Русакова был создан для дерзкого выражения политической власти и господства России. Форма должна была быть монументальной и торжествующей и использоваться не только для демонстрации российской мощи, но и для вдохновения рабочих, часто посещающих клуб. С его преувеличенно острыми краями и бетонными формами, вызывающе выступающими наружу, он должен был продемонстрировать мышечное чувство силы и смелости.
Современная фотография Русаковского рабочего клуба, показывающая, что здание практически не изменилось. для обеспечения образовательных и коммунальных центров. Они также выступали в качестве моста между старым и новым миром, поскольку пытались объединить обычно изолированные группы населения в один центр, чтобы создать сообщество из растущего населения в городе. Эти конструктивистские рабочие клубы были в унисон с большей конструктивистской целью создания лучшего советского, коммунистического общества с современными удобствами и удобствами. Рабочий клуб имени Русакова, с его смелыми бетонными формами и структурой, дополненный современными удобствами, продемонстрировал новую, современную, сильную Россию, которая могла обеспечить свой народ и конкурировать со своими западными коллегами. Кроме того, пространство сформулировало большую русскую и конструктивистскую цель создания более общинного и гармоничного общества, в котором доминируют рабочие.
В частности, конструктивизм АСНОВА через такие проекты, как Рабочий клуб Русакова, был направлен на эмоции людей. И голосовые, и мельниковские рабочие клубы в стиле АСНОВА имели внешний вид, который мог быть нацелен на психологический уровень масс. Считалось, что архитектура должна насытить эти массы, чтобы добиться нужного эмоционального эффекта у тех, кто пользуется и созерцает эти сооружения, именно в данном случае благоговения и восхищения прелестями российской государственной и политической власти.
Здание стоит и по сей день, и оно было активно отремонтировано, чтобы вернуть ему статус общественного и театрального центра района. Хотя его форма и структура, возможно, устарели, его функциональность как общественного центра на момент открытия теперь такая же, как и сегодня. Хотя и в другом контексте, тогда для предоставления общественных пространств в попытке создать утопическое коммунистическое общество, теперь для предоставления места для случайного досуга, конечная цель сайта не была скомпрометирована, и он обеспечивает историческую связь между Москвой 20-го века. века и Москва сегодняшняя.
И,в, рабочий клуб имени Русакова, на стромынской площади, москва, ссср, проект Константина Мельникова, 1927-29,…
[]
Ваш текущий выбор
Актив(ы) Ресурсы
модальный-турбо#открытый» title=»Добавить выделение в лайтбокс» >
актив—актив-электронная торговля#addSelection» data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection» title=»Добавить в корзину» >
И,в, клуб рабочих русакова, на стромынской площади, москва, ссср, проект Константина Мельникова, 1927-29, клуб транспортников, «школа коммунизма» по
{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»UIG4932031″,»item_brand»:»другое»,»item_category»:»фото»,»item_category2″:»неопределенное_авторское право»,»item_category3″:»стандартный»,»item_category5″:»not_balown»,»item_list_name»:»search_results» ,»item_name»:»i_v_rusakov_workers_club_in_stromynskaya_square_moscow_ussr_designed_by_konstantin_s_melnikov_1927_2″,»item_variant»:»undefined»}]}}
Весь контентИзображенияВидео
Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.
Перетащите файл сюда или нажмите «Обзор» ниже.
Обратите внимание, что следует загружать только файлы с низким разрешением.
Результаты будут возвращать только точные совпадения.
Любые изображения с наложенным текстом могут не давать точных результатов.
Детали больших изображений будут искать соответствующие им детали.
Выберите свой цвет
Добавьте до 5 цветов и сдвиньте разделители, чтобы настроить композицию
Добавить цветовой блок
Фильтры
Добавьте ключевые слова для уточнения результатов
Введите ключевые слова и нажмите Enter
Текст
Заголовок
Художник
Средний
Местонахождение произведения искусства
Права ТипСтандарт
Премиум
Золото
Год
до
Век
до
Отфильтровать регионВеликобританияГерманияФранцияИталияСоединенные Штаты——АфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейнБангладешБарбадосБеларусьБельгияБелизБенинБермудыБутанБоливияБоливияОстров ИндийскаяБосния и ГерцеговинаБотландияБотанская ГерцеговинаБот Бруней-ДаруссаламБолгарияБуркина-ФасоБурундиКамбоджаКамерунКанадаКабо-ВердеКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые островаКолумбияКоморские островаКонгоКонго, Демократическая Республика Острова КукаКоста-РикаКот-Д’ИвуарХорватияКубаКипрЧехияДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГамбияГрадаГрецияГрецияГрецияГреция ГватемалаГернсиГвинеяГвинея-бисауГайанаГаитиОстров Херд и острова МакдональдСвятой Престол (город-государство Ватикан)ГондурасГонконгВенгрияИсландияИндияИндонезияИран, Исламская Республика ИракИрландияОстров МэнИзраильИталияЯмайкаЯпонияДжерсиИорданияКазахстанКенияКирибатиКорея, Народно-Демократическая РеспубликаКореяЛайтКыргызстанКузия, Республика Кузуа Демократическая РеспубликаЛатвияЛиванЛесотоЛиберияЛивийская Арабская ДжамахирияЛихтенштейнЛитваЛюксембургМакаоМакедония, Бывшая Югославская Республика МадагаскарМалавиМалайзияМальдивыМалиМальтаМаршалловы ОстроваМартиникаМавританияМаврикийМайоттаМексикаМикронезия, Федеративные Штаты Молдовы, Республика МонакоМонголияНамимарЧерногорияНэмбианМонецратМарокко землиНидерландские Антильские островаНовая КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигерНигерияНиуэОстров НорфолкСеверные Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаСент-ХеленаСент-Винсент-Китс и НевисСент-Винсент-Китс и НевисСент-Винсент и Невис СамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСейшелыСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮг АфрикаЮжная Георгия и Южные Сандвичевы островаИспанияШри-ЛанкаСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенСвазилендШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТайваньТаджикистанТанзания, Объединенная Республика ТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТунисТуркменистанТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОстрова Объединенные Арабские ЭмиратыСоединенное КоролевствоУзбекистанНорландияСоединенные Штаты anuatuВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве
Сортировать поСамые релевантныеСамые популярныеСамые последниеНомер активаИмя создателя
Размер результатов306090
- Изображение число
- УИГ4932031
- Титул
- И,в, клуб рабочих русакова, на стромынской площади, москва, ссср, проект Константина Мельникова, 1927-29, клуб транспортников, «школа коммунизма»
- Средний
- фотография
- Описание
И,в, рабочий клуб русакова, на стромынской площади, москва, ссср, дизайн Константина Мельникова, 1927-29, клуб транспортников, «школа коммунизма» © Sovfoto/UIG/Leemage
- Фото кредит
- Совфото/UIG/Bridgeman Images
Хотите загрузить это изображение сейчас?
Персональное использование £20. 00
Личные принты, открытки, подарки, ссылки. Не для коммерческого использования, не для публичного показа, не для перепродажи.
Презентация £25.00
Использование в презентации. Все языки, 3 года. Использование для личных презентаций или некоммерческое, непубличное использование только внутри компании или организации.
Веб-сайт или социальные сети £30.00
Веб-дисплей, социальные сети, приложения или блоги. Только для частных лиц (без коммерческого использования).