Репин пенаты: Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» — Музей Академии Художеств

Музей-усадьба «Пенаты»: в гостях у Ильи Репина

Музей-усадьба «Пенаты»

5 августа 1844 года родился Илья Ефимович Репин, выдающийся живописец, педагог, действительный член Императорской Академии художеств. В честь 178-летия со дня рождения Репина, Точка ART приглашает читателей в «Пенаты», музей-усадьбу, где художник был радушным гостеприимным хозяином, где устраивались знаменитые вечера, репинские «среды» и где по словам самого Ильи Ефимовича «…все побывали».

Музей-усадьба «Пенаты» © МАХ

«Пенаты» расположены в 50 километрах от Санкт-Петербурга, в поселке Репино (бывшей Куокколе) на берегу Финского залива. Именно здесь Илья Ефимович Репин прожил последние 30 лет жизни и здесь пожелал быть похороненным.

И.Е. Репин «Автопортрет», 1878 © ГРМ

«Репин жил в Куоккале и зимой и летом, так что всю долгую финскую зиму его Пенаты оставались вдали от какого бы то ни было культурного общества, от литературы, науки и музыки. Летом среди его соседей бывали всегда и писатели, и артисты, и певцы, и художники, но зимой он жил, как в пустыне». К.И. Чуковский

Зимняя веранда © МАХ

Хутор в Куоккале Илья Ефимович приобрел в 1899 году. Маленький домик перестроили по проекту художника: возвели второй этаж с большой светлой мастерской, достроили несколько комнат. Строительство и усадебного дома, и благоустройство парка в «Пенатах» велись без единого архитектурного плана, но под непосредственным наблюдением самого Репина, в соответствии с его замыслами и пожеланиями.

И.Е. Репин «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Эскиз к одноименной картине (1901–1903, ГРМ) © Собрание музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты» / МАХ

С 1903 года Репин со второй женой, Натальей Борисовной Нордман, стал проводить в «Пенатах» большую часть времени: близость к столице давала возможность Илье Ефимовичу не прерывать занятия с учениками в Академии художеств, где он имел мастерскую и был профессором. Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Репину и Нордман приезжали гости. Первая встреча, положившая начало знаменитым репинским «средам», состоялась 18 августа 1904 года, когда в усадьбу приехали знаменитый критик и друг Ильи Ефимовича Владимир Васильевич Стасов и писатель Максим Горький. На репинских «средах» бывали художники, писатели, поэты, музыканты, композиторы, ученые, философы и общественные деятели. Сам Репин с гордостью говорил о своей усадьбе: «…про Пенаты можно сказать: все побывали тут».

И.Е. Репин «Вера и Надя. Портреты дочерей», 1877 © Собрание музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты» / МАХ

«Так как к Репину каждую среду могли приезжать и князья, и рабочие, и миллионеры, и нищие, он, чтобы не было местничества, предлагал гостям жребий, где кому сидеть за этим круглым столом, и часто бывало, что рядом с Репиным сидел землекоп-белорус, а вдали — какой-нибудь знаменитый ученый. Домашняя работница обедала вместе с хозяевами». К.И. Чуковский

Одной из задумок Ильи Ефимовича по благоустройству усадебного парка стали многочисленные беседки, которые не только украшали парк, но и несли вполне утилитарное назначение. Самой заметной, несомненно, является беседка «Башенка Шехерезады». В репинские времена на ее верхней площадке устраивались чаепития, там же была установлена подзорная труба, с помощью которой гости могли рассматривать Финский залив и панораму Кронштадта. Об этом причудливом репинском сооружении упоминали почти все, кто бывал в «Пенатах».

И.И. Бродский «Портрет Корнея Чуковского», 1913 © Собрание музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты» / МАХ

Более тридцати лет «Башенка Шехерезады» находилась в аварийном состоянии, усилиями музея Академии художеств велась активная работа по благоустройству парка, в частности, по реставрации малых архитектурных форм. В июле 2022 года работы по реставрации беседки «Башенка Шехерезады» были завершены и к дню рождения художника приурочено ее торжественное открытие.

После революции Куоккала отошла Финляндии. Илья Ефимович стал невольным эмигрантом, жил по документу для беженцев без гражданства. Он получал неоднократные предложения вернуться на родину — от официальных лиц и от друзей-художников, но каждый раз отказывался. И так и не решился.

Беседка «Башенка Шехерезады» после реконструкции © МАХ

Оказавшись в одиночестве, оторванный от своей страны, от культуры, он попытался сблизиться с финнами. Подарил им деревянное здание театра на станции Оллила, пожертвовал в Гельсингфорсский музей все бывшее у него в «Пенатах» собрание картин. Подарок его был принят с большой благодарностью, финские художники — Билли Вальгрен, Винкстрем, Галлонен, Ярнфельд, Галлен-Каллела — все они выражали Репину самые лучшие чувства, но общих интересов у них не нашлось, и возникшая было дружба не имела продолжения. Наступил момент, когда у него почти не осталось ни настоящего, ни будущего. Оно только великое прошлое.

С возрастом у Репина возникли проблемы с правой рукой: она перестала подчиняться художнику. Илья Ефимович, не желая отрываться от любимого дела, стал писать левой рукой. Когда ослабевшие, почти негнущиеся пальцы перестали держать палитру, художник скрепил доску для красок специальными ремнями, перебросил их через шею и продолжал работать. Последний автопортрет он написал в «Пенатах».

И.Е. Репин «Автопортрет», 1920 © Собрание музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты» / МАХ

«Старик в ветхой спортивной шапочке сидит в кресле, положив на соседний стол локоть вяло упавшей руки. Лицо измученного одинокого человека, живущего в холодной комнате… Без снисхождения к своему несчастью написан этот автопортрет, освещающий последнее десятилетие жизни художника».

В 1940 году в усадьбе был открыт музей Ильи Ефимовича Репина, ставший одним из первых в стране мемориальных музеев под покровительством Российской академии художеств. Во время войны усадебные постройки сильно пострадали, они были восстановлены в 1950–1960-е годы. Сейчас в экспозиции музея-усадьбы можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки, а также работы его сына Юрия и других русских живописцев. Всего в «Пенатах» находится около шестисот произведений живописи и графики.


Читайте по теме на сайте журнала:
Более ста работ Ильи Репина будут показаны весной-летом 2021 года на выставке в Ateneum
Завершилась масштабная реставрация картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Теги: И. Е. Репин  Музей-усадьба «Пенаты»

Родные «Пенаты» Ильи Репина празднуют юбилей

НовостиМузей

№77

Материал из газеты

Усадьба Ильи Репина «Пенаты» под Петербургом, один из главных адресов в биографии художника, 80 лет назад стала музеем

Наталья Шкуренок

30.09.2019

Стеклянные крыши в форме пирамид по просьбе хозяина спроектировал инженер Вадим Стаценко.

Фото: Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты»

Знаменитый художник стал одним из «хедлайнеров» в 2019 году — не столько по причине полукруглой даты, 175-летия со дня рождения, сколько из-за фундаментальной ретроспективной выставки, уже завершившейся в Третьяковке и ожидаемой в Русском музее. Очередная волна интереса к этой фигуре заставляет вспомнить о месте, где Репина чтут постоянно, невзирая на конъюнктуру.

«Впервые идея открыть музей в „Пенатах“ возникла у Натальи Нордман, второй жены Ильи Ефимовича, еще в начале XX века, — рассказывает Татьяна Бородина, заведующая музеем-усадьбой.  — Она в своем завещании писала, что после смерти художника хотела бы видеть здесь его музей». 

На первом этаже.

Фото: Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты»

Усадьбу в поселке Куоккала Репин приобрел в 1899 году, жительствовал здесь с 1903-го, а окончательно обосновался в 1908-м. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов — хранителей домашнего очага. Репин сам сделал эскиз фигур этих богов, чьи изображения посетители музея и сегодня могут видеть на воротах в парк. Первоначально жилой дом был совсем небольшим, одноэтажным. В 1905 году его перестроили — возвели второй этаж. Чтобы в мастерских было побольше света, Илья Ефимович решил установить стеклянный потолок и обратился за помощью к профессору Николаевской инженерной академии Вадиму Стаценко. Вскоре мастерские и другие комнаты получили стеклянные крыши-пирамиды. На первом этаже разместились скульптурная мастерская и жилые комнаты: кабинет хозяина, гостиная, столовая и веранда. На втором — летняя и зимняя мастерские. Репин прожил в усадьбе 30 лет, здесь он умер и здесь же был похоронен. В 1918 году Карельский перешеек отошел к Финляндии, за границу к Репину из Советской России приезжали друзья и коллеги-художники. После его смерти значительная часть художественного наследия и архивы оставались в «Пенатах», где до 1939 года жили его старшая дочь Вера и единственный сын Юрий, тоже ставший художником. Потом они уехали в Финляндию, оставив практически все имущество, а Куоккала, как и весь Карельский перешеек, стала частью СССР.

В мастерской.

Фото: Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты»

Вскоре было принято решение об открытии в усадьбе музея Репина как филиала Академии художеств; первых посетителей он принял 18 июня 1940 года. Летом 1941-го коллекцию нового музея перевезли в Академию художеств, и это спасло наследие художника от уничтожения: в годы войны в «Пенатах» располагался штаб финской армии, и советская артиллерия вела по нему прицельный огонь. Усадьба сгорела, сохранилась лишь могила Репина. Музей вновь открылся только 24 июля 1962 года.

Основу коллекции музея-усадьбы «Пенаты» составляют работы Ильи Ефимовича, его учеников, включая сына Юрия, а также мемориальные предметы. «В наших фондах хранятся работы Репина, с самых ранних до последних, — рассказывает Татьяна Бородина. — Например, у нас есть его последний автопортрет 1920 года. А еще великолепная коллекция графики, мы показываем ее на юбилейной выставке, которая продлится до 28 октября. Покажем эскиз к „Государственному совету“, портрет Малявина, несколько поздних вещей, которые очень ценятся». 

Сейчас «Пенаты» являются памятником культурно-исторического наследия федерального значения и входят в охранный список ЮНЕСКО как часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». 

Подписаться на новости

Третьяковка реставрирует гигантскую декорацию по эскизам Николая Рериха

Декорация к «Половецким пляскам» Дягилева, недавно приобретенная Третьяковкой, уходит на реставрацию, чтобы предстать на большой выставке Николая Рериха в октябре, а потом стать частью музейного Дягилевского центра

29.06.2023

Art Basel глазами галериста

Своими впечатлениями о том, как новый менеджмент ярмарки Art Basel повлиял на состав художников и многое другое, с нами поделилась галеристка Алина Пинская

27. 06.2023

Лето — пора любования пальмами и розами Зинаиды Морозовой

Удивительный факт: Горки Ленинские не всегда были ленинскими. До вождя революции в усадьбе жила жена мецената Саввы Морозова Зинаида. И жила красиво — в буквальном смысле слова. Этой красоте посвящена выставка в музее-усадьбе

23.06.2023

Инкубаторы идей: какие арт-резиденции существуют в России

Арт-резиденции дают художникам возможность спокойно поработать, набраться новых впечатлений и завязать полезные знакомства. Такая поддержка особенно важна в трудные времена

07.07.2023

Американский срез русской иконописи

Каталог «Русская икона середины XVII — начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского» емко отражает вкусы эпохи, определенный этап собирательства иконописи, а также личность самого владельца

06.07.2023

«Отец современной арт-критики» Дени Дидро не стеснялся в выражениях

Выставка «„Салоны“ Дидро» в ГМИИ им. А.С.Пушкина представляет историю художественных салонов XVIII века, где демонстрировалось актуальное искусство того времени, и их критические обзоры, написанные философом эпохи Просвещения

06. 07.2023

Новая Третьяковка представляет ретроспективу Юрия Купера

Выставка носит название «Сфумато», и это, очевидно, одно из любимых слов художника — недаром так же называется его автобиографический роман. Юрий Купер изучает мир словно сквозь плотную дымку времени, а также исследует само время

03.07.2023

Дом-музей Ильи Репина «Пенаты»

Описание

Илья Репин — известный русский художник-реалист

Усадьба великого русского художника Ильи Репина «Пенаты» расположена на берегу Финского залива, примерно в 45 километрах от Санкт-Петербурга по приморской дороге.

Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и купил на имя второй жены (Натальи Нордман) землю в деревне Куоккала в Финляндии, где построил дом и провел последние тридцать лет своей жизни. (Деревня Куоккала после Октябрьской революции оказалась за границей, в составе независимой Финляндии). К тому времени Репин был уже известным художником и ректором Академии художеств в Петербурге. В Академию было удобно добираться из Куоккалы, в то же время место довольно уединенное и живописное как нельзя лучше подходило для жизни художника.

Название «Пенаты» означало богов, хранителей и покровителей домашнего очага. В Древнем Риме в каждой семье обычно было два пената, изображения которых из дерева, глины или камня хранились в запирающемся шкафу у очага, где собирались все члены семьи. Все имело свои названия – беседки, дорожки, пруды. Например — в конце аллеи Пушкинской поляны «Гомеровский» павильон «Храм Осириса и Исиды». Рядом с холмом располагались два павильона «Будка Италия» и «Рембрандт». Даже дорожки и части парка получили свои названия в честь друзей или родственников, и настроение названий менялось. Артезианская скважина Посейдон давала чистую воду с таким большим расходом, что хватило даже на проточность прудов и арыков. Вода чистая, питьевая, с легким привкусом железа. Репин считал воду целебной и пил ее до самой смерти. В большом пруду у колодца были посажены лилии.

Здесь спускали на воду небольшой катер, там же устраивали фейерверки по праздникам. Зимой на льду пруда устраивались карусели, и Шаляпин даже катался на коньках.

Главный дом и все остальные постройки усадьбы построены по эскизам художника. Сначала дом был одноэтажным. Затем он обзавелся дополнительными этажами и пристройками – верандами, балконами. Второй этаж со стеклянными тентами, флюгерами, резьбой, выполненной по рисункам владельца, давал много света и воздуха для работы и жизни художника.

Во время Великой Отечественной войны дом сгорел. После него отреставрировали 10 комнат, в том числе зимнюю веранду. Восьмиугольное, увенчанное прозрачной шатровой плитой крыльцо почти на две трети стекла — самая светлая комната дома, выходящая окнами в парк. Здесь принимали гостей, пили чай и устраивали домашние концерты. В 1905 она была превращена в мастерскую и названа верандой-бюстами, вдоль стен стояли скульптурные работы Репина.

Удивительное место — мастерская и огороженный балкон рядом с ней, с видом на парк и берег залива.

Здесь, на диване, летом спал Репин. Зимой — в специальном спальнике до -20 градусов; когда она была ниже, художник спустился к себе домой.

Музей-усадьба Репина включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

Музей Ильи Репина в Репино (под Санкт-Петербургом)

Работы Ильи Ефимовича Репина можно найти в Санкт-Петербурге в Русском музее, в том числе его знаменитые портреты Льва Толстого. Репродукции его картин можно найти в художественных магазинах по всему городу, а открытки с одной из его работ можно купить в сувенирных магазинах всего за несколько рублей. Но недалеко от города, примерно в 40 километрах к северу от Петербурга, у Финского залива, до сих пор стоит бывшая усадьба Репина. Здесь прославленный художник и скульптор прожил более 30 лет. Сегодня это и музей, и мемориал.

Усадьба, расположенная в небольшой деревне с метким названием Репино, носит название «Пенаты» или «Пенаты» по-английски (Пенаты — боги домашнего хозяйства в древнеримской религии).

Репин, родившийся в августе 1844 года и умерший в возрасте 86 лет в сентябре 1930 года, просил, чтобы его похоронили здесь, таким образом, мемориальный аспект этого музея.

С помощью Российской академии художеств сохранена оригинальная посуда.

На момент первоначального заселения Репиным усадьбы территория, на которой она расположена, еще входила в состав России. В 1918 года он стал частью Финляндии, что сделало Репина резидентом Финляндии и ограничило его от поездок в свою родную страну. Территория, известная как Куоккала под властью финнов, в 1939 году снова стала частью Советского Союза во время так называемой «войны-продолжения», которая велась с Финляндией во время Второй мировой войны. Через год, в 1940 году (и через 10 лет после смерти Репина), усадьба стала официально открыта для посещения как музей-музей художника.

Хоть и недалеко от Санкт-Петербурга на карте, усадьба расположена, кажется, вдали от цивилизации. Он окружен пышным зеленым лесом, через который протекает небольшая речка.

Активный деятель петербургской художественной и общественной жизни и даже занимавший в городе должность профессора Императорской Академии художеств, Репин использовал это более тихое загородное имение как место для размышлений и работы в более спокойном месте.

В «Пенатах» представлено около 100 работ Репина, от законченных картин до рисунков и набросков. Посещение этого сайта — уникально интересный способ ближе познакомиться с творчеством художника, так как посетители могут заглянуть внутрь мастерской, кабинета и даже столовой Репина, предлагая поближе познакомиться с его жизнью и творчеством вне контекста традиционного художественного музея.

В настоящее время усадьба находится в ведении Российской академии художеств, бережно сохранена в том виде, в каком она была во времена Репина. Часть поместья пострадала после немецкой оккупации во время Второй мировой войны, а это означает, что большую часть его пришлось восстанавливать и воссоздавать, и этот процесс занял около 22 лет. Он был вновь открыт в 1962 году. Посетители до сих пор могут получить представление о том, как он выглядел во времена Репина, а также увидеть множество уцелевших личных вещей и сувениров. Музей бережно хранит эти предметы — от мебели до фотографий — позволяя взглянуть на его образ жизни и семейную жизнь. Среди других экспонатов – вырезки из газет о Репине или его выставках, а также сохранившиеся семейные рецепты и оригинальная посуда.

Хотя многие из этих фотографий и документов легко размещаются на стенах или в рамках, в «Пенатах» также есть архив, в котором есть никогда не публиковавшиеся фотографии, от профессионально сделанного портрета Репина и его жены Веры Алексеевны Репиной до более откровенных снимков, изображающих обычную жизнь в имении. То, какие именно фотографии будут отображаться, может быть изменено, поскольку в музее часто проводятся различные тематические фотовыставки, взятые из архива.

В то время как здания, составляющие усадьбу, напоминают традиционную русскую народную архитектуру, есть несколько важных современных обновлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *