фильмография, фото, биография. Актёр, Режиссёр, Продюсер, Сценарист.
В 2019 году Шьямалан совместно с Universal Pictures выпустил фильм «Стекло» — заключительную часть трилогии, выходившей на протяжении 19 лет. Две другие части трилогии — картины «Неуязвимый» 2000 года и «Сплит» 2017 года. Возглавив список лучших кассовых сборов в первый уик-энд, фильм «Стекло» собрал в прокате около 250 миллионов долларов США по всему миру.
В 2015 году Шьямалан уже работал с Universal над хоррором «Визит». Фильм «Визит» с бюджетом всего 5 миллионов долларов США собрал в мировом прокате практически 100 миллионов, став одним из самых прибыльных хорроров года.
В настоящее время Шьямалан продюсирует третий сезон сериала «Дом с прислугой» для Apple TV+, аудитория которого увеличилась практически в три раза за время второго сезона, что сделало его одним из самых популярных сериалов на платформе. Этот триллер, сценарий к которому написал Тони Басгэллоп, повествует о супружеской паре из Филадельфии.
Первый опыт работы Шьямалана на телевидении состоялся в 2015 году, когда он выступил в качестве исполнительного продюсера и режиссера пилотной серии сериала «Сосны». Премьера 10-серийного сериала, созданного по мотивам романа-бестселлера и перенесенного на экран Шьямаланом, состоялась 14 мая 2015 года на телеканале FOX. Сериал быстро снискал любовь публики и стал самым популярным драматическим сериалом лета.
М. Найт Шьямалан начал снимать фильмы еще в юном возрасте в своем родном городе неподалеку от Филадельфии. К 16 годам он уже снял 45 короткометражных фильмов. После окончания средней школы Шьямалан поступил в школу искусств при Нью-Йоркском университете, где начал изучать кинопроизводство.
На последнем курсе обучения Шьямалан написал сценарий для фильма «Яростная молитва» — отчасти автобиографической истории о студенте из США, который отправляется в Индию и чувствует себя на родине чужаком. Фильм был показан на Международном кинофестивале в Торонто, в программе которого также были картины «Бешеные псы» и «Танцы без правил».В 1999 году Шьямалан приобрел известность благодаря фильму «Шестое чувство» с Брюсом Уиллисом в главной роли и стал одним из самых востребованных молодых режиссеров в Голливуде. Картина «Шестое чувство» стала одним из самых кассовых фильмов в истории кинематографа и получила шесть номинаций на премию «Оскар», среди которых — «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий».
В 2000 году Шьямалан снял еще один фильм с участием Брюса Уиллиса — «Неуязвимый». В картине также снялся Сэмюэль Л. Джексон. «Неуязвимый» опередил свое время и впоследствии стал хитом андеграунда.
В 2002 году Шьямалан вновь взялся за историю о человеке, который ставит под сомнение свою веру, и снял успешный фильм «Знаки» с Мелом Гибсоном и Хоакином Фениксом в главных ролях. В 2004 году вышел фильм «Таинственный лес». В этой картине Шьямалана снялись Брайс Даллас Ховард и Хоакин Феникс. В центре сюжета — изолированное сообщество и соглашение, заключенное между его членами и загадочными существами, обитающими в близлежащем лесу. В своем следующем фильме «Девушка из воды» Шьямалан создал сверхъестественный мир мрачной сказки на ночь. В 2008 году вышел фильм «Явление» с Марком Уолбергом в главной роли. Сценаристом, режиссером и продюсером этой картины стал Шьямалан. В фильме рассказывается о мужчине, который вместе с семьей пытается спастись от необъяснимой природной катастрофы.
Среди других фильмов Шьямалана — «Стюарт Литтл», сценарий к которому он написал для студии Columbia Pictures, «Повелитель стихий», первая попытка режиссера создать развлекательный фильм для семейного просмотра, а также картина «После нашей эры», снятая по оригинальному научно-фантастическому сценарию об отце и сыне, роли которых исполнили Уилл Смит и Джейден Смит.
Как признался сам Шьямалан в своей речи по случаю открытия Университета Дрекселя в 2018 году, он верит, что в основе Вселенной лежит доброта. Именно благодаря этому убеждению он видит невероятную силу внутри каждого человека. Эта философия помогла ему создать оригинальные фильмы, которые занимали первые строчки в рейтинге кассовых сборов почти в каждой стране. К тому же М. Найт Шьямалан стал одним из трех режиссеров, чьи оригинальные фильмы показывали лучший результат по сборам за первый уик-энд в трех разных десятилетиях.
Шьямалан также уделяет время благотворительным проектам своего фонда, основанного им в 2001 году вместе с женой, доктором Бхавной Шьямалан. Фонд М. Найта Шьямалана поддерживает выдающихся лидеров, которые борются с бедностью и неравенством в своих сообществах.
Шьямалан очень любит свой родной город и часто снимал свои картины в Филадельфии и окрестностях. В настоящее время Шьямалан живет в Пенсильвании со своей семьей.
Лучшие фильмы М.Найта Шьямалана: «Неуязвимый», «Знаки», «Время» и другие
3 февраля в мировой прокат (но не в российский) вышел «Стук в дверь» — пятнадцатый полнометражный фильм современного мастера саспенса М.Найта Шьямалана. Хорошее время, чтобы подвести промежуточные итоги его турбулентной карьеры и расставить все эти фильмы по местам.
Это расширенная и обновленная версия материала, который впервые был опубликован на сайте «Афиша Daily» 23 июля 2021 года.
14. «Пробуждение» (1998)
«Wide Awake»
Первые два фильма М.Найта Шьямалана невозможно смотреть — правда, по разным причинам. Снятая в Индии «Яростная молитва» не выходила в прокат и не издавалась на DVD с момента фестивальной премьеры в 1992 году; и в интернете существует только в виде копии с затертой кассеты, так что оставим оценку этого фильма до лучших времен. Спродюсированное Харви Вайнштейном, а затем положенное на полку на три года «Пробуждение» невозможно смотреть не из‑за проблем с дистрибуцией, а на концептуальном уровне. Это не просто детское кино с христианским уклоном, а плохое христианское кино для детей. Взросление мальчика в католической школе проходит с еще более банальными шутками-причудами и под еще более приторную музыку, чем вы могли предположить. Как ни странно, уже эта картина заканчивается фирменным шьямаланским твистом: да, разумеется, один из героев оказывается спойлерангелом — не говорите, что мы не предупреждали.
13. «Стекло» (2019)
«Glass»
Все последующие после двух дебютов (индийского и американского) фильмы Шьямалана были сняты в жанрах либо саспенса, либо фантастики. И даже в худшие моменты они развлекали чистым ремеслом сторителлинга: не зря в нулевые годы обложка журнала Newsweek сообщала, что Шьямалан — это-де «новый Спилберг». Единственное исключение из этого правила — «Стекло», бесславное завершение супергеройской трилогии режиссера. Это кино больше похоже на непродуманный фанфик по мотивам более ранних работ; на собранный из‑под палки юбилейный капустник. Среди камео, отсылок и жанрового метакомментария теряется, собственно, сам фильм. Здесь нет ни фантастики, ни саспенса, только много пустопорожней болтовни и претенциозной статики в интерьерах одной психиатрической лечебницы.
Подробнее на Афише
12. «Явление» (2008)
«The Happening»
«Явление» — фильм, который вызывает чисто головное уважение, но на практике оказывается совершенно нерабочим. Это самый откровенный оммаж великому Хичкоку в фильмографии Шьямалана: пугающе абсурдная завязка «Птиц» доведена до абсолютного минимализма. Теперь против людей выступают не птицы, а растения — невидимыми токсинами доводят население до суицида. Никаких спецэффектов вообще не предусмотрено и, надо сказать, с выстраиванием напряжения в таких условиях Шьямалан справляется вполне успешно.
Увы, для оммажа классике хоррора категории «Б» режиссер не придумал никакого подходящего визуального решения: кино выглядит как стандартный прилизанный блокбастер своего времени, а вот если бы оно было снято, скажем, на зернистую черно-белую пленку, возможно, и чудовищная актерская игра Марка Уолберга и Зои Дешанель заиграла бы другими красками. Но о славе тарантиновского «Грайндхауса» привычно высокопарный Шьямалан не задумывался: это первый фильм режиссера со взрослым рейтингом R, а визуально шокирующих моментов смертей здесь еще меньше, чем у Хичкока за полвека до. По итогу весь фильм — это неироничная экологическая пропаганда.
Подробнее на Афише
11. «Девушка из воды» (2006)
«Lady in the Water»
Еще одна раздражающе высокопарная и претенциозная работа мастера саспенса — «Девушка из воды», выполненная в жанре современной сказки. Кино показывает фэнтези-мир, похожий на наш, но населенный прекрасными нарфами (читайте: нимфами), ужасными скрантами (монстрами-волками) и нейтральными тартутиками (обезьянками). Казалось бы, такому сюжету высокопарность должна быть только к лицу, но здесь все происходящее так и остается не слишком обаятельной, совсем не волшебной белибердой.
Персонажи-архетипы, населяющие филадельфийский многоквартирный комплекс с бассейном (это такой фантастический сеттинг, что ради съемок в Филадельфии режиссеру пришлось выстроить декорацию в натуральную величину) до конца выглядят неживыми картонками. Отдельного упоминания заслуживает, пожалуй, главное в карьере Шьямалана преступление против хорошего вкуса: метасюжет, где сыгранный режиссером гениальный писатель противостоит противному скептику-кинокритику. Что ж, по крайней мере, наглости и индивидуализма у этого автора не отнять.
Подробнее на Афише
10. «Повелитель стихий» (2010)
«The Last Airbender»
Снятая по мотивам мультсериала «Аватар» картина «Повелитель стихий» — это еще одна киносказка, на этот раз с элементами супергеройского боевика. Фанаты оригинальной серии приняли этот вольный краткий пересказ, мягко говоря, в штыки, но для всех остальных это на удивление приемлемое зрелище. Действие способно впечатлить чисто на техническом уровне: боевая хореография условная, как балет или уся; экшен-сцены задействуют удивительное для блокбастера количество длинных непрерывных дублей; фотореалистичные визуальные эффекты магии за декаду ничуть не устарели. Скажем, в нынешней киновселенной «Марвел» еще ни один режиссер не показал такой постановочной сноровки. Конечно, у героев-детей «Повелителя стихий» обаяния поменьше, чем у марвеловских весельчаков (важное исключение — Дев Пател, роскошный, как и всегда), зато у истории ощущается неподдельный масштаб.
Подробнее на Афише
9. «Шестое чувство» (1999)
«The Sixth Sense»
Трудно переоценить фурор, который произвела в свое время мистическая драма «Шестое чувство»: именно после ее успеха Шьямалана и нарекли новым Спилбергом. Понятно, откуда выросла такая аналогия: эффектные попкорновые ходы (джампскейры, шокирующий твист) режиссер совмещал с неподдельным гуманизмом. Актерские перформансы Брюса Уиллиса и Хейли Джоэля Осмента в этом фильме настолько выразительные, что завладели бы чувствами зрителей даже без выдающегося фильма вокруг них. В том-то и дело, что за пределами актерских работ неповторимость этого фильма сильно переоценена: в рамках мистического жанра Шьямалан не единожды превзошел «Шестое чувство» и в плане нарастания напряжения, и в плане шокирующего финала. С высоты его дальнейших достижений эта прорывная работа так и выглядит крайне удачной, но еще несмелой, бесхитростной пробой пера.
Подробнее на Афише
8. «Таинственный лес» (2004)
«The Village»
«Таинственный лес» — это классический Шьямалан, без убийственных спойлеров его сюжет можно описать лишь самой общей фразой: слепая девушка живет в изолированной деревне, окруженной монстрами. Именно в этот раз шокирующий поворот взбесил зрителей и критиков настолько сильно, что карьера режиссера навсегда разделилась на «до» и «после»: грубо говоря, до этого он считался остроумным фокусником, а после стал «недалеким шарлатаном». В своем списке самых ненавистных фильмов Роджер Эберт писал о «Таинственном лесе» следующее: «Секрет здесь такой безмозглый, что, когда мы его узнаем, хочется перемотать фильм, чтобы снова о нем забыть».
На самом деле здесь Эберт допустил классическую ошибку кинокритики и отрецензировал сценарий, а не постановку. Ведь постановка в данном случае задействует сюжетный поворот не просто ради раскрытия некого «секрета», а ради изменения тональности, полного перекрашивания картины. В решающий момент кино из атмосферной истории об ужасе превращается в щемящий гимн американской скорби. Да, этот переход несовершенный, но отмотать чувства вспять тоже не получится.
Подробнее на Афише
7. «Сплит» (2017)
«Split»
В 2017-м легендарный французский журнал Cahiers du Cinéma поместил триллер М.Найта Шьямалана «Сплит» в десятку лучших фильмов года; ранее подобной чести удостаивались «Таинственный лес» и «Девушка из воды». Шутка ли, по версии избирательных французов это делает Шьямалана самым успешным саспенсовым постановщиком со времен Хичкока. С такой оценкой можно, конечно, спорить, но одно обстоятельство сомнениям не подлежит: Шьямалан действительно снимает триллеры так, будто бы век Хичкока никогда не заканчивался, а эра постмодерна не наступала. Даже в 2010-е он не занимается ироничными деконструкциями и оммажами сюжетам прошлого, а изобретает еще невиданные высокие концепты для своих старомодных, но исключительно эффективных жанровых работ.
Так, «Сплит» главным аттракционом делает маньяка с 24 множественными личностями; весь фильм тащит на себе Джеймс МакЭвой, выдающий впечатляющий кэмповый перформанс. Все, больше никакого второго дна здесь нет, но Шьямалану больше ничего для шоу и не надо: он дирижирует крутыми ракурсами камеры и взрывными звуковыми эффектами с таким ажиотажем и чувством веселья, что заражает своей энергией даже самых искушенных зрителей.
Подробнее на Афише
6. «Визит» (2015)
«The Visit»
Нынешний «камбэк» (версия не наша, а скучных мейнстримных критиков) Шьямалана начался со спродюсированного Джейсоном Блумом фаунд-футаж-хоррора «Визит» с самым низким, за исключением индийского дебюта, бюджетом в карьере постановщика. Для иного режиссера это стало бы окончательным приговором, последним рубежом на траектории падения с голливудских холмов в низкобюджетный ад. Но Шьямалан не уныл и не опустил руки, а, наоборот, выдал один из своих самых зажигательных фильмов. Это чистейший хоррор за всю его фильмографию; взявшись за фаунд-футаж, этот режиссер предсказуемо выдал самую эстетскую версию этого заплеванного на тот момент жанра (как раз в тот же год вышло шестое «Паранормальное явление» и четвертый «Репортаж»). Казалось бы, где ручные цифровые съемки, а где модернистские ракурсы камеры в духе Хичкока; однако даже здесь Шьямалан умудряется дать камере вдоволь повглядываться в красивую пустоту, а дьявольским деду с бабой театрально посолировать. Да, ради такой визуальной выразительности постановщик жертвует реализмом, но, кажется, никто не против.
Подробнее на Афише
5. «Стук в дверь» (2023)
«Knock at the Cabin»
Концепция «Стука в дверь» — одна из самых абсурдных в фильмографии мастера безумных сюжетных завязок: группа незнакомцев врывается в дом одной семьи, чтобы заставить их принести в жертву друг друга и тем самым остановить якобы надвигающийся апокалипсис. При этом форма, в которой Шьямалан рассказывает этот вздор, изысканнее, чем когда‑либо: режиссер позаимствовал оператора Джарина Блашке у Роберта Эггерса («Ведьма», «Варяг») и собрал кино из удушающих крупных планов, размытия и зерна (использовались винтажные объективы из 90-х). Как всегда у мастера, все самое интересное сознательно помещено за границу кадра — кровавое насилие рейтинг R позволял не скрывать, но Шьямалан все равно изящно его кадрировал; апокалипсис если и показывают, то через рядовые телерепортажи про стихийные бедствия и пандемию — так даже страшнее. Да, накал страстей, заданный на старте, кино в конце концов не выдерживает, но, подводя черту, его вполне можно назвать золотым стандартом для творчества режиссера, находящегося на пике суперспособности гарантированно развлекать публику вздором.
Подробнее на Афише
4. «Время» (2021)
«Old»
Едва ли у фильма «Время» будут зрители, не знающие спойлеров по поводу его базовой концепции. Это не проблема, ведь удовольствие получать режиссер снова предлагает не от того, что происходит, а от того, как оно происходит. Шьямалан все еще работает по олдскулу, затмевая всех конкурентов-недоучек: показывает преждевременное старение детей с помощью расфокуса и обрезанных частей тела, чтобы в конце концов банальный рекастинг сделать остужающим кровь скримером. Да, по сути своей это кино — необязательная байка из склепа, однако ремесло режиссера поистине завораживает: ракурсы и пируэты камеры эксцентричные, как никогда; благодаря концепции с преждевременным старением визуальные страшилки чуть ли не самые шокирующие в фильмографии мастера саспенса.
Это редкий неоригинальный сценарий Шьямалана, за основу взят франко-швейцарский комикс «Замок из песка». Из него режиссер выбросил стремную подростковую эротику и добавил щепотку настоящего боди-хоррора (отдельные кадры фильма выглядят так, будто он снят не по французскому графроману, а по хоррор-манге какого‑нибудь Дзюндзи Ито). Оригинальный комикс заканчивался поэтической безысходностью и недосказанностью; фильм в конце концов сводится к черному фарсу, где сам режиссер с удовольствием играет закулисного злодея. Да, Шьямалан, по всей видимости, недостаточно серьезно относится к грошовым сюжетам своих фильмов, но простить ему это — значит получить ключ к редчайшему кинематографическому удовольствию нашего пластмассового времени.
Подробнее на Афише
3. «Неуязвимый» (2000)
«Unbreakable»
В «Неуязвимом» Шьямалан до основания деконструировал супергероику до того, как это стало мейнстримом. Несмотря на такой легковесный жанр, это, пожалуй, самый истинно драматический фильм постановщика. Сценарий фокусируется не на героических аттракционах (по сюжету обычный охранник осознает, что обладает выдающимися способностями), а на экзистенциальных дилеммах. Дешевого твиста как такового нет: в кульминации главный герой испытывает озарение, не обесценивающее прежний путь, а, напротив, добавляющее новую ценность его истории. Актерский дуэт Брюса Уиллиса и Сэмюэля Л.Джексона выдает что‑то на уровне «Оскаров» или даже выше (обиднейший факт: после Хейли Джоэла Осмента и Тони Коллетт в «Шестом чувстве» из актеров Шьямалана на «Оскар» никто не номинировался). «Неуязвимый» — образец редкой для этого режиссера формальной сдержанности и высокого вкуса, что не делает это кино менее захватывающим или насыщенным.
Подробнее на Афише
2. «После нашей эры» (2013)
«After Earth»
«После нашей эры» — это однозначно наиболее превратно понятый фильм М.Найта Шьямалана. Подавляющее большинство критиков заплевало этот недоблокбастер (разгромной критике сопутствовал кассовый провал) за то, что это, мол, тщеславный проект Уилла Смита, продвигающего своего сына Джейдена, и неуместная трибуна Шьямалана, распространяющего с блокбастерным бюджетом свою экопропаганду. Да, Смит действительно написал этот сюжет для своего сына, но разве можно назвать тщеславной историю, в которой отношения отца и сына изображаются с такой эмоциональной сыростью и искренностью? В чем состоит самопродвижение, если Уилл Смит так безжалостно уничтожает на экране свое эго (почти весь фильм Смит проводит в лежачем положении, будучи раненым) и заодно позволяет Джейдену распрощаться с отцовскими представлениями о маскулинности?
С точки зрения жанрового ремесла впечатляет то, как эффективно Шьямалан масштабирует свои среднебюджетные наработки до межпланетных размеров (и бог с ней, с экопропагандой). Выживание юного героя на одичалой планете и его противостояние безжалостному космическому монстру держат в напряжении, как почти никакие другие сюжеты в фильмографии режиссера. Да, это в большой степени кино для семейного просмотра, но кто сказал, что семейный просмотр не может быть проходить на краешке дивана из‑за нервов?
Подробнее на Афише
1. «Знаки» (2002)
«Signs»
Какое главное правило эффективного хоррора? Разумеется, позволить ужасным образам самим прорасти в воображении зрителей, не показывая сразу слишком много. «Знаки» прилежно следуют этому правилу и в результате становятся одним из страшнейших фильмов своего времени. В реальности инопланетного вторжения до поры до времени приходится сомневаться вместе с героями. А что, если это вообще не инопланетяне, а демоны из ада?
Как и все лучшие фильмы М.Найта Шьямалана, «Знаки» — не просто жанровое упражнение, а непрямолинейное, многослойное кино. В экранной динамике братьев Мела Гибсона и Хоакина Феникса, а также актеров-детей (Рори Калкина и Абигейл Бреслин, позже ставших звездами) есть что‑то от разговорного ситкома. В конце концов кино и вовсе превращается в трогательную драму об обретении веры, возвращающую режиссера к его христианским истокам. Как и все лучшие жанровые режиссеры, Шьямалан оказывается блестящим постановщиком не только в тех жанрах, с которым ассоциируется его персональный бренд. Пора бы называть его не мастером саспенса, а просто мастером искусства кино, причем одним из самых ярких и своеобразных в своем поколении.
Подробнее на Афише
расскажите друзьям
теги
Newsweek
люди
Сэмюэл ДжексонХоакин ФениксХарви ВайнштейнУилл СмитТони Коллетт
М. Найт Шьямалан | Биография, фильмы и факты
М. Найт Шьямалан
См. все СМИ
- Дата рождения:
- 6 августа 1970 г. (52 года) Пудучерри Индия
- Известные работы:
- «После нашей эры» «Стук в каюту» «Дама в воде» «Старый» «Знаки» «Расколоть» «Происшествие» «Последний маг воздуха» «Шестое чувство» «Визит» «Неуязвимый» «Проснулся»
Просмотреть весь соответствующий контент →
Популярные вопросы
Кто такой М. Найт Шьямалан?
М. Найт Шьямалан — американский кинорежиссёр, сценарист и актёр индийского происхождения, наиболее известный по режиссуре фильмов « Шестое чувство », выпущенных в 1999 году, и « Неуязвимый
Что было Первый фильм М. Найта Шьямалана?
Еще будучи студентом Нью-Йоркского университета в 1992, М. Найт Шьямалан снял, написал сценарий, продюсировал и снялся в своем первом полнометражном фильме « Молитва с гневом ».
Какой лучший фильм М. Найта Шьямлана?
Хотя у критиков и зрителей нет единодушного фаворита среди фильмов М. Найта Шьямалана, его наиболее критическим и коммерчески успешным фильмом является « Шестое чувство », выпущенный в 1999 году, который был номинирован на шесть премий «Оскар».
Где вырос М. Найт Шьямалан?
М. Найт Шьямалан вырос в Пенсильвании. Он родился на территории нынешнего Пудучерри, Индия, в 1970 году, но через несколько недель после его рождения он и его мать переехали в Пенн-Вэлли, пригород Филадельфии, чтобы присоединиться к отцу и сестре, которые уже жили там.
М. Найт Шьямалан , настоящее имя Манодж Неллиятту Шьямалан , (родился 6 августа 1970, Пондичерри [ныне Пудучерри], Индия), американский режиссер, сценарист и актер индийского происхождения, появившийся в конце 19 века.90-х и стал наиболее известен созданием психологических триллеров, исследующих сверхъестественные темы. Некоторые фильмы Шьямалана известны своими шокирующими поворотами сюжета. Его основные работы включают The Sixth Sense (1999), Unbreakable (2000), Signs (2002), The Village (2004) и Split (2016).
Манодж был сыном врачей индийского происхождения Неллиате С. и Джаялакшми Шьямалана. Хотя его родители переехали в Соединенные Штаты после рождения его старшей сестры Вины, Джаялакшми провела последнюю часть своей беременности с Маноджем в Индии, где она родила его в Пондичерри (ныне Пудучерри). Примерно через шесть недель мать и сын присоединились к его отцу и сестре в Пенн-Вэлли, пригороде Филадельфии.
Шьямалан снял свой первый полнометражный фильм « Молитва с гневом » (1992), когда еще был студентом Нью-Йоркского университета. В нем сам Шьямалан сыграл американца индийского происхождения, который возвращается на субконтинент, чтобы исследовать культурные различия между Индией и Соединенными Штатами. Постановка была названа Американским институтом кино дебютным фильмом года в 1993 году. Второй полнометражный фильм Шьямалана, «Пробуждение » (1998), исследует отношения ребенка с Богом после смерти его дедушки. Хотя в фильме участвовали относительно известные актеры, сочетание плохих отзывов и ограниченного выпуска привело к невысоким кассовым сборам. В этот период Шьямалан также работал над сценариями других режиссеров, в том числе над экранизацией американского писателя Э.Б. Классическая детская книга Уайта Стюарт Литтл (1999).
«Шестое чувство» о мальчике, который сообщает своему психологу, что он может говорить с мертвыми, был прорывным фильмом Шьямалана, и это был первый из нескольких постановок, в которых он создал неожиданный финал. Он написал сценарий в 1995 году, а в 1997 году вместе со своим агентом представил сценарий голливудским студиям. Фильм с участием американских актеров Брюса Уиллиса и Хейли Джоэл Осмент и австралийского актера Тони Коллетт стал хитом лета 19-го.99. Он собрал более 670 миллионов долларов по всему миру, что более чем компенсировало его бюджет в 40 миллионов долларов. Фильм был номинирован на шесть премий «Оскар», в том числе за лучший оригинальный сценарий и лучшую режиссуру.
Затем последовали другие успешные фильмы, в том числе Unbreakable (2000), история супергероя о жертве крушения поезда (Уиллис), который, не получив никаких травм, понимает, что обладает особыми способностями; Signs (2002), научно-фантастический триллер о проповеднике (Мел Гибсон), который, потеряв веру, должен бороться с инопланетным вторжением; и The Village (2004), готическая сказка об изолированном сообществе, которое охраняет себя от неизвестных сил в лесу за его пределами. Последующие фильмы Шьямалана, Lady in the Water (2006), The Happening (2008), The Last Airbender (2010) и After Earth (2013), были широко раскритикованы критиками. Тем не менее, он смог восстановить свою репутацию хорошего повествователя и убедительного развития персонажей в The Visit (2015) и Split 9.0028 (2016), последний является продолжением Unbreakable .
Более поздние работы Шьямалана включают Glass (2019), который является вторым продолжением Unbreakable , и Old (2021). В Knock at the Cabin (2023) отдыхающей семье говорят, что один из них должен быть принесён в жертву, чтобы предотвратить надвигающийся апокалипсис. Кроме того, Шьямалан был исполнительным продюсером телесериала Servant (2019–) и снял четыре эпизода.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Фильмы Шьямалана известны определенными визуальными отличительными чертами, в том числе сочетанием видов от третьего и первого лица, отражениями, использованием дверных проемов и других порталов для кадрирования кадров, а также тщательным использованием красного цвета для выделения важных персонажей. , объекты и локации. Главные персонажи в его фильмах, как правило, тихие и задумчивые, что помогает задать настроение и стать отправной точкой, из которой может строиться напряжение. Сам Шьямалан появлялся эпизодически в нескольких своих фильмах, и он известен тем, что поставил многие из своих постановок в Филадельфии или ее окрестностях.
Джон П. Рафферти Редакторы Британской энциклопедии
М. Найт Шьямалана «Страхи и искупления»
В новом фильме М. Найта Шьямалана «Постучать в хижину» пара, отдыхающая в сельской Пенсильвании со своей приемной дочерью, понимает, что они не один. Группа путешественников наблюдает за ними с деревьев и вторгается на территорию. Такими незваными гостями наполнены фильмы Шьямалана. Большой поворот в «Шестом чувстве» (1999) — тот самый, который превратил его режиссера в самую надежную американскую торговую марку в повествовательном обмане со времен О. Генри — берет свое начало во вторжении в дом: обнаженный, истощенный психически больной появляется в Разбитое окно спальни Брюса Уиллиса. Злоумышленники — будь то люди, монстры или инопланетяне — фигурируют в таких же тревожных декорациях в «Неуязвимом», «Деревне» и «Визите». Даже яркий автомобиль Уилла Смита Шьямалана «После Земли» (2013), в котором есть разбившийся космический корабль и футуристические монстры, эмоционально вращается на воспоминаниях о разрушенном семейном жилище. Новый фильм является экранизацией романа Пола Тремблея «Хижина на краю света». В названии Шьямалана нет апокалиптического подтекста, но есть дополнительный намек на игривую злобность городской легенды: этот «стук» — ужасный звук пропуска не того человека.0003
«Это всего лишь мои опасения, чувак», — недавно сказал мне Шьямалан через Zoom. «Я женился, когда мне было двадцать два года, и у меня три дочери. Мы все невероятно близки. Мои родители живут поблизости; моя сестра живет рядом. Мы сохранили семейное единство в центре всего. Так что страх «Где твоя дочь?», «Она должна была быть дома» или «Она не звонила» — вот что заставляет меня писать. Он прорабатывает эти страхи, а затем привязывает их к какому-то сверхъестественному проявлению». Шьямалан звонил из своей семейной резиденции в Пенсильвании, обширной собственности, в которой находятся его офисы и монтажная. Он сидел за письменным столом перед внутренней каменной стеной, увешанной семейными фотографиями и маленьким красным баскетбольным мячом, символом его общепризнанной карьеры в НБА. фэндом. В одном углу черное режиссерское кресло, украшенное его именем, навело меня на мысли о хичкоковских камеях, которые Шьямалан снимал в своих фильмах со времен «Шестого чувства», в том числе в спящем хите 2021 года «Старый», как о зловещих эпизодах. всезнающий кинорежиссер.
Все еще подтянутый и немного мальчишеский в пятьдесят два, у Шьямалана большие глаза, которые соответствуют его положению мастера саспенса, и он научился загадочно сверкать ими за годы фотосессий и интервью. Как цветной кинорежиссер, появившийся раньше голливудских расчетов эпохи тысячелетия с разнообразием, Шьямалан сопротивлялся тому, чтобы его определяли по различиям, не преуменьшая их. «Может быть, потому что я иммигрант, потому что я всегда был, типа, единственным индийским ребенком в школе и все такое, я никогда не мог полностью вписаться», — сказал он мне. В 19В 70 лет, когда ему было шесть недель, Шьямалан эмигрировал из Пудучерри, Индия, в Соединенные Штаты со своими родителями, которые были врачами. Он посещал католические частные школы, где отчасти выделялся своей успеваемостью. «Быть немного аутсайдером — это нормально, — сказал он. «У вас всегда есть желание быть принятым, но я хотел иметь возможность сказать: «Эти системы ценностей наиболее важны для меня, и я сожгу из-за них дом».
Поговорите с Шьямаланом. достаточно долго о любой теме, и он, вероятно, свяжет это с тем, как он надеется связаться со своей аудиторией. «В нашей отрасли есть свод правил, — сказал он. «Но я верю — и, может быть, это наивность, — что под этим есть еще один набор, который в конце концов заменяет его». Если вы придерживаетесь своих собственных художественных принципов, добавил он, «вы можете не выиграть в этот день, но вы выиграете в совокупности». В разговоре он уравновешен, но обезоруживающе прозрачен; ему нравится, когда его работу интерпретируют, но он не хочет, чтобы она сводилась к формуле. Его очевидная гордость за свои фильмы выглядит не столько высокомерной, сколько приветливой, и даже его скромное хвастовство погружено в самоанализ. «Знаете, у меня дела идут хорошо, и это меня пугает», — сказал он. «Я просыпаюсь каждое утро по-настоящему испуганным, братан. Может быть, это просто все наши паранойи, когда ты чувствуешь благодарность, типа: «О, Боже, есть цена, которую нужно заплатить» или что-то в этом роде, понимаете?»
Шьямалан недавно появился на «Позднем шоу со Стивеном Колбертом», чтобы помочь ведущему «Шьямаланизировать» его трансляцию, что означало высмеивание стереотипов, которые определяли его публичный имидж со времен «Шестого чувства»: его дар медленного горения страх; его культивирование мистического закадрового образа; его склонность к закрученным концовкам. Какое-то время, в конце двухтысячных годов, имя М. Найт Шьямалана было чем-то вроде изюминки поп-культуры, что, возможно, было предсказуемой платой за спилберговский ажиотаж вокруг его ранних работ. Но насмешки, которые вызывали фильмы Шьямалана, также были связаны с его особой серьезностью в пронизанном иронией пост-тарантиновском кинематографическом моменте. Как сценарист, Шьямалан на самом деле не подшучивает и не остроумно; После выхода «Старого» критик Сэм Адамс затеял в Твиттере неразбериху, когда пошутил, что считает смелым то, что Шьямалан снимал фильмы в течение двадцати пяти лет, так и не научившись писать диалоги. Это был дешевый кадр, который, тем не менее, кое-что уловил в противоречиях режиссера. Артистический голос Шьямалана определяется смесью красноречия и ходульности, дерзости и хрупкости. Нравятся они вам или нет, вы не спутаете ни один из его фильмов ни с чьим другим.
Частично то, что некоторые наблюдатели обнаружили в одежде, было попыткой Шьямалана контролировать собственное повествование в СМИ. В 2004 году он появился в псевдодокументальном фильме канала Syfy под названием «Погребенная тайна М. Найта Шьямалана», утомительной фальшивой агиографии, которая якобы исследовала его сверхъестественный, возможно паранормальный гений кинопроизводства, но на самом деле была просто самовозвеличивающим рекламным ходом для продвижения. «Деревня.» Два года спустя Майкл Бамбергер опубликовал «Человек, который слышал голоса» — закулисный отчет о создании Шьямаланом «Леди в воде» (2006), которую Джанет Маслин назвала «не просто публицистикой, а полноценным рассказом». , непреднамеренно буйная слоеная книга». Несмотря на очевидную зависимость Бамбергера от харизмы Шьямалана, повествование, тем не менее, выявило нотки раздражительности и неуверенности в его режиссерском подходе — обратную сторону его принципиальной, располагающей к себе уверенности. «Леди в воде» рассказывает о своенравной нимфе по имени Стори (Брайс Даллас Ховард), которую обнаруживают в бассейне жилого комплекса в Филадельфии и которая ищет путь обратно на свою мифическую родину. В фильме Шьямалан играет большую, чем обычно, второстепенную роль человека, который узнает из пророчества, что его произведениям суждено изменить мир, но не раньше, чем он примет мученическую смерть. Пересматриваю в Times , Манохла Даргис, один из многих критиков, критиковавших фильм, задался вопросом, не «потерял ли Шьямалан свои творческие шарики».
Грань между серьезностью и манией величия тонкая, но из разговора с Шьямаланом становится ясно, что «Леди в воде» исходит из честного источника. Фильм, который теперь пользуется чем-то вроде культового статуса, наслаждается своими глупыми извилинами, а инстинкт Шьямалана изображать из себя человека, пытающегося защитить Историю — каламбур — отражает его веру в повествование как в драгоценный и хрупкий товар. Он сказал мне: «В каком-то смысле это был мой любимый из моих фильмов и самый мне моих фильмов». Один из самых знакомых мотивов Шьямалана — проливное крещенское очищение — концепция, которая имеет тенденцию фигурировать в его кульминационных моментах, как в конце «Леди», которая строится на великолепном кадре со дна бассейна во время ливня, и « Знаки», где инопланетный злодей побеждается несколькими пролитыми стаканами воды. «Думаю, я вырос как в католической, так и в индуистской религиях, где вода так важна», — сказал Шьямалан. «Он может очистить вас и стать символом возрождения, обновления и начала заново, или он настолько силен, что может просто уничтожить вас». Когда он говорил об отдельных сценах или моментах из своих фильмов, его голос звучал взволнованно. О «Леди в воде», сказал он, «я помню, как писал строчку, когда Кливленд» — суперинтендант, которого играет Пол Джаматти, — «становится эмоциональным, рассказывая о своей семье в конце. Он говорит: «Я скучаю по вашим лицам, они напоминают мне о Боге» или что-то в этом роде, и когда я написал это, у меня перехватило дыхание».
Когда его карьера шла на спад, в начале двадцатых годов Шьямалан выбрал новое генеративное направление, самостоятельно профинансировав комедию ужасов «Визит» с бюджетом всего в пять миллионов долларов. Делая ставку на свою способность приспосабливаться к форме, противоположной его обычным высокобюджетным студийным постановкам, он в итоге получил хит, меняющий жанр. «Визит» — мрачно-забавный рифф на клише братьев Гримм, использующий гениальный формальный трюк неумелого подростка-кинематографиста от первого лица, позволяющий настоящему режиссеру развернуть хитрые кубриковские композиции: статичный кадр кухни пока он не излучает угрожающую домашнюю жизнь. При всей своей скромности этот фильм может быть шедевром Шьямалана, взявшего на себя его одержимость ненадежными нарративами и небезопасными пространствами и безжалостно использующего их против зрителя. «Для меня «Визит» действительно начался заново, — сказал Шьямалан. «Например, если бы я был игроком N.B.A. игрок, я снова пойду играть в стритбол».
Год спустя психотриллер «Шестое чувство» «Сплит» (2016) — о серийном убийце с раздвоением личности — раскрыл лучший поворот Шьямалана за последние годы: продавался как откровенный психо-ужастик, на самом деле это было стелс-продолжение любимого всеми 2000-х «Неуязвимого» с Уиллисом и Сэмюэлем Л. Джексоном в главных ролях. С его кадрами в стиле комиксов и всепроникающим чувством угрюмой, тысячелетней тоски «Неуязвимый» фактически предвосхитил марвелизацию американского кино, а «Сплит» подарил Шьямалану своего рода автономную франшизу о супергероях. Третий фильм цикла «Стекло» (2019 г.)), сосредоточенный на хрупком вдохновителе «Нерушимого», которого играет Джексон, теперь переделанный в трагического антигероя. Шьямалан ловко обходит тропы блокбастеров, чтобы создать комбинацию «послание-слэш-критика» жанра супергероев; он даже решил отказаться от какой-либо кульминации большого действия. «Я все время говорил: «Вот где будет фильм Marvel», — вспоминал Шьямалан. «Нас сбивают с толку, прежде чем мы добираемся до финала».
«Стук в хижину» изобилует атрибутами Шьямалана: замкнутое пространство, притчообразное повествование, космические ставки, неожиданное завершение. С определенного ракурса фильм выглядит почти как самопародия, поэтому интересно отметить, что это одна из его редких черт, разработанных на чужом материале. Первоначально Шьямалан был назначен только продюсером, но после того, как первоначальная постановка провалилась, правообладатели вернулись и спросили его, не хочет ли он сделать это сам. «Я только начал видеть изображения, и это было немного похоже на то, что я не мог остановиться», — сказал Шьямалан.
Первое изображение фильма — очень крупный план кузнечика — создает серию зловещей динамики силы. Насекомое беспомощно в нежной хватке восьмилетней Вэнь (Кристен Цуй), чья любительская энтомологическая экспедиция прерывается появлением фигуры, которая, в свою очередь, затмевает ее. Это неуклюжий, но тихий Леонард, учитель второго класса, которого очень эффектно играет тихоголосый Дэйв Батиста. Несоответствие в их размерах трогательно, но и пугающе: когда они обмениваются рукопожатием, кажется, что рука Вэня вот-вот выпадет из сустава. На самом деле, нежный гигантский поступок Леонарда действительно противоречит угрозе, хотя это не та угроза, которую Вен и ее родители — Эрик (Джонатан Грофф) и Эндрю (Бен Олдридж) — не могли предвидеть. Он отправился в хижину с группой последователей, чтобы принести жертву от имени человечества: семья должна убить одного из своих членов, чтобы предотвратить конец света. Работа Леонарда состоит не в том, чтобы причинить вред, а в том, чтобы сделать убедительную презентацию.
Я спросил Шьямалана о теме веры, которая проходит через многие его фильмы. В «Нерушимом» и «Знаках» главным героям предстоит убедиться либо в собственных сверхспособностях, либо в наличии некоего высшего разума. «Деревня» играет роль критики авторитарной пропаганды. Почти в каждом случае вера кажется неуловимой, но когда она приходит — оправданная или нет — она глубока и необратима. «Это действительно больше о том, во что мы верим друг в друга: мы не верим друг в друга, и мы сдаемся», — сказал он, добавив: «У нас есть эта запрограммированная реакция, чтобы защитить то, что принадлежит нам». Как и многие фильмы Шьямалана, «Постучать в хижину» обладает определенной внутренней силой, включая всплески насилия, которые тем более тревожны, что происходят в основном за кадром. («Я хочу, чтобы черту пересекли зрители, а не я, — сказал он. — Я думаю, это сильнее, когда они заканчивают высказывание».) Однако его самый смелый выбор связан с концовкой, которая радикально отличается от романа и тем самым изменяет смысл материала.
Шьямалан сказал мне, что, по его мнению, его версию истории можно рассматривать как «более мрачную». Ничего не спойлеря, скажу, что концовка более решительна, чем у романа, и, пожалуй, более идеалистична. Та же серьезность, которая иногда делала Шьямалана уязвимым для критики, также удерживает его фильмы от легкой мрачности. «Мы все страдаем, и все мы пытаемся предотвратить включение наших режимов отключения», — сказал он. «Это ошеломляющий выбор, верно? Сказать: «Я выхожу. Я больше не могу быть в этом». В кино Шьямалана отстраненность — ни для режиссера, ни для публики — не вариант, поэтому «Постучите в хижине» вместо простого упражнения на гибкость. имеет вес личной работы. Богатый, оживляющий символизм финальных сцен фильма вписан в визуальный язык, принадлежащий исключительно его режиссеру.
«Я думаю о некоторых людях, на которых равняюсь, которые у меня на стенах — о Хичкоках, Кубриках и всех других мастерах, — сказал Шьямалан. «Что меня восхищает в них, так это то, что они не могут заставить их изменить систему кинематографических ценностей, которая у них есть, что так вдохновляет, и я думаю, именно поэтому они выстояли».