Романская архитектура. Как узнать романскую архитектуру
По романской архитектуре можно понять культуру и историю раннего Средневековья. В этой части знакомимся с особенностями романики.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Дмитрий БеззубцевИсторик архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Посмотрим, с чего начиналась романика, когда она возникла и где ее можно встретить 👇
Для появления развитой архитектуры должны были появиться государства, а в них — заказчики, которым это нужно. Моду задал Карл Великий.
👑 Каролингский ренессанс. Луч света в темном Средневековье. Карл Великий собрал Империю франков и короновался — надо было соответствовать. С 9 века стали строить более ровно и продуманно, с тех пор до нас дошло несколько примеров.
🏰 Романский стиль. В 10-12 веках Европа успокоилась. Бывшие варвары начали создавать государства — Францию, Германию, Испанию. С 11 века началось массовое строительство. Сооружения этой эпохи относят к романскому стилю.
🏛 Влияние Рима. Романский стиль распространился на территории Италии, Франции и севера Испании, где была сильна Римская империя. Ее архитектура повлияла на романский стиль — отсюда и название. На английском романика обозначается термином romanesque.
Ворота Лоршского монастыря, памятник эпохи Каролингского возрождения
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЧто такое романский стиль? 👇
◻️Это уже не странные выверты дороманики, но все еще суровый минимализм. За 500 лет технологии Рима забылись. Европейцы учились строить с нуля — и не усложняли cооружения, чтобы все не обвалилось.
🔹Толстые, очень толстые стены. Логика простая: чем толще — тем устойчивее.
🔹 Узкие окна. Строители боялись лишний раз резать каменную стену.
🔹 Поначалу избегают каменных сводов. Опасную из-за своей сложности конструкцию часто заменяли плоскими деревянными потолками.
🔹 Небольшие купола. Тоже сложная технология для того времени. Есть парочка больших куполов, но ни одного гигантского.
🔹 Шершавая кладка. Использовали неровные камни — как откололи, так и поставили. Другой вариант — наружная кладка и внутренняя стена ровные, а между ними обломки камней и раствор.
Пример суровой романской архитектуры — аббатство Сан Пьетро аль Монте в итальянской провинции Лекко.
Внутри почти никакого декора, только приземистые колонны. Снаружи на фасаде — вертикальные членения, похожие на колонны, но без базы и капителей, их называют «лопатки». А еще смешные висячие арочки — про них поговорим чуть позже.
Теперь посмотрим, как устроено типичное романское здание внутри 👇
🔹 Мало света. Из-за узких окон и низких потолков внутри темно, интерьер соответствует термину «мрачное Средневековье».
🔹 Мало декора. Его может не быть совсем.
🔹 Варварский ордер. Если декор есть, то он ордерный — с визуальным делением на части. Но сделан по-варварски: у него едут пропорции или сбивается ритм.
🔹 Дальше — сложнее.
Архитекторы набираются опыта, используют более смелые инженерные решения. Со временем здания получаются больше и качественнее, декор интереснее. Аскетичная средневековая романика обрастает подробностями.Еще один пример романики — церковь Сан Мартин де Тур в испанской Фромисте.
Здесь много «неправильного» по сравнению с античной архитектурой: тоненькие непропорциональные колонны с примитивными капителями, а снаружи на одной из граней восьмиугольного барабана зачем-то установлена еще одна колонна.
Романика не только как могла копировала Рим, но и создавала свои уникальные детали. Давайте рассмотрим самые интересные — аркатурный пояс и перспективный портал.
♠️ Аркатурный пояс — визитная карточка стиля, висячие ложные арки. В Древнем Риме такое сложно представить — там арки бы поставили хотя бы на декоративные опоры.
🚪 Перспективный портал оформлял вход в церковь. Состоит из нескольких арок в толстой стене — каждая следующая меньше предыдущей. Это делает стену изящнее, выглядит красиво, а еще символично: через портал мы попадаем в сакральный мир церкви. Все по Витрувию: польза, прочность, красота.
Аркатурный пояс на фасаде уже знакомой вам Сан Пьетро аль Монтре и перспективный портал Церкви Святого Якоба в Регенсбурге, Германия.
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Кафедра романской филологии — МГПУ
Кафедра романской филологии
- +7(495) 607-37-22
- [email protected]
- 105064, Москва, Малый Казенный пер., д. 5Б, 4-й этаж, каб. 412
Кафедра романской филологии создана в 1999 году и объединяет высококвалифицированных специалистов в области романской филологии (испанский, итальянский и французский языки), лингвистики и методики преподавания иностранных языков.
Выпускники педагогического направления становятся преподавателями первого и второго иностранных языков в российских и зарубежных образовательных и воспитательных организациях, в организациях дополнительного образования.
Все студенты получают интенсивную подготовку по двум выбранным иностранным языкам, так как существенная часть учебных дисциплин преподается на изучаемом иностранном языке. В качестве второго иностранного языка предлагается изучать (в том числе «с нуля») английский, французский, итальянский, испанский, португальский, немецкий и корейский языки. Все студенты осваивают также основы латинского языка. Выпускники могут продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре ВУЗов РФ и Европы.
В учебный план входят практики разных видов (социокультурная, ознакомительная языковая, педагогическая, производственная, учебно-исследовательская). Студенты кафедры имеют возможность проходить практику в образовательных и культурных организациях в Москве:
- Библиотека иностранной литературы (Франкотека и Иберо-американский культурный центр)
- Французский Институт в России при посольстве Франции
- НОУ «Крэф-Р»
- Культурный Центр «Centro Italiano di Cultura«
- Итальянская школа «Итало Кальвино«
- Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1950
Успевающие студенты также имеют возможность проходить практику в зарубежных организациях.
Кафедра романской филологии реализует проведение элективных курсов по редким языкам, в том числе новогреческому, ивриту, финскому, шведскому, голландскому. Также кафедрой ежегодно инициируется проведение элективов, посвященных языку и культуре различных стран, среди прочих курсы «Язык и культура Тибета», «Исландия в языке и культуре».
Зарубежные учёные часто приглашаются для проведения лекций, мастер-классов и вебинаров для студентов и преподавателей кафедры. На кафедре работают носители европейских языков, ведущие специалисты г. Москвы.
Черкашина Елена Ивановна
Должность: Доцент, заведующий кафедрой романской филологии
Ученая степень и звание: Кандидат филологических наук, доцент
- [email protected]
- 8(495)607-58-34
- Малый Казенный пер., д. 5Б, 4-й этаж, каб. 412
Подробнее
Романское определение и значение | Dictionary.com
- Игры
- Рекомендуемые
- Поп-культура
- Советы по написанию
[ roh-muh-nesk ]
См. синонимы к слову 90 016 Романский на Thesaurus.comприлагательное
отмечает или относится к стилю архитектуры, преобладавшему в Западной или Южной Европе с 9 по 12 века, характеризующемуся тяжелой каменной конструкцией с узкими проемами, такими особенностями, как круглая арка, крестовый свод и цилиндрический свод, а также введение или развитие сводчатого ребра, сводчатого вала, центральной и западной башен для церквей.
, относящиеся к стилям скульптуры, живописи или орнамента соответствующего периода или обозначающие их.
(нижний регистр) фантастической или экстравагантной литературы, такой как роман или басня; причудливый.
романский стиль в искусстве или архитектуре.
Происхождение романского
11705–15; Роман + -esque; сравнить французский романский романтик
Слова рядом Романский
- Римский воротник
- Римская община
- Римская курия
- Римская империя
- Романы
- Романский 90 011 roman-fleuve
- Римские каникулы
- Романи
- Румыния
- Румынский
Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023
Как использовать романский стиль в предложении
«Их буйный романский персонаж, на который, как мне кажется, явно повлиял Луи Салливан, довольно необычен для его работ, которые довольно однородны в стиле боз-арт и классичны по своему вдохновению», — написал Каллкотт в электронном письме Answer Man.
Старое здание рядом с Дюпон Серкл получит новую красивую башню | Джон Келли | 18 декабря 2021 г. | Washington Post
Викторианский отель в романском стиле Mansion on Forsyth Park оснащен современными предметами роскоши и предлагает лучшее из обоих миров.
Кто знал, что Саванна была секретным городским оазисом Юга? | Джейн Фрай | 9 мая 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
Нойшванштайн в романском стиле величественно возвышается над баварской сельской местностью.
Где нацисты спрятали свое искусство: Замок за «памятниками мужчин» | Нина Строхлик | 8 февраля 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
Это здание XII века в романском лимузенском стиле с тремя узкими нефами почти одинаковой высоты.
Британская энциклопедия, 11-е издание, том 4, часть 3 | Разные
Очень скромная романская церковь с трудом поднимает ввысь тяжелую каменную колокольню среди зарослей вязов и ореховых деревьев.
Сюрпризы жизни | Жорж Клемансо
В его иллюстрациях можно узнать ряд хороших образцов романских форм.
История, теория и практика освещения | М. Дигби Вятт
Рим сменил Грецию как центр христианского искусства, которое приняло фазу, обычно называемую романской .
Рукоделие как искусство | Мариан Алфорд
Теперь возник новый стиль архитектуры, две формы которого, ломбардская и нормандская романская , образуют важные этапы искусства.
Новая энциклопедия Грешема. Том. 1 Часть 2 | Различные
Британский словарь определений романского
Романский
/ (ˌrəʊməˈnɛsk) /
прилагательное
обозначающее, относящееся к архитектурному стилю, использовавшемуся в Западной и Южной Европе с 9 по 12 век , характеризующийся закругленной аркой, крестовым сводом, конструкцией стены из массивной кладки и ограниченным использованием лепнины: см. также Norman (по умолч. 6)
, обозначающий или относящийся к соответствующему стилю в живописи, скульптуре и т. д.
Происхождение романского
1C18: см. Roman, -esque
Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Культурные определения романского
Романского
[(roh-muh-nesk)]
Стиль архитектуры и искусства, распространенный в Европе между девятым и двенадцатым веками. В нем сочетались элементы архитектуры, характерные для Римской империи и Византийской империи. Арки в романских зданиях обычно полукруглые, а не заостренные, как в готической архитектуре.
Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Каталонские романские церкви Валь-де-Бой
Выдающаяся мировая ценность
Краткий обзор
Валь-де-Бой находится в каталонских Пиренеях, в районе Альта-Рибагорса, в 120 км к северу от Лье. ида, на северо-востоке Пиренейского полуострова. Узкая долина окружена крутыми горами, и в каждой из деревень есть романская церковь.
В совокупности эти церкви представляют собой особенно чистый и последовательный пример изобразительного искусства и архитектуры в ломбардском романском стиле. Они были построены между 11 и 12 веками под покровительством лордов Эрилла и были необычны своим расположением на окраине соответствующих древних деревень, а также богатством внутреннего живописного убранства.
Составными частями этого объекта серийного наследия являются церкви Сант-Фелиу-де-Барруэра, Сант-Жоан-де-Бой, Санта-Мария-де-Тауль, Сант-Климент-де-Тауль, Нативитат-де-Дурро, Санта-Эулалия-д’Эрил-ла-Валь, Успенская Санта-Мария-де-Колл, Санта-Мария-де-Карде и скит Сант-Кирк-де-Дурро. Две церкви в Таулле были объявлены национальными памятниками в 1931, Сант-Жоан-де-Бой и Санта-Эулалия-д’Эриль-ла-Валь в 1962 году, а остальные церкви в 1993 году.
Именно в этой группе исключительно хорошо сохранившихся сельских церквей находится самая большая концентрация романского искусства в Европе. Эта группа является уникальным примером культурной традиции, которая процветала в Каталонии в 12 веке. Романские церкви и деревни, в которых они стоят, представляют собой прекрасный пример культурного ландшафта, который процветал в гармонии с природной средой, сохранившейся до наших дней. Ломбардский романский стиль изменился в пиренейских церквях, в которых замечательным образом проявляется местный сельский дух, например, линия элегантных колоколен Сан-Климент-де-Тауль, Сан-Жоан-де-Бой и Санта-Эулалия д’Эрил-ла-Валь.
Можно сказать, что образ жизни в средневековой Каталонии, выраженный этой группой церквей и деревень, имел большое значение для признания каталонской культурной самобытности. Романское искусство этих пиренейских деревень сыграло жизненно важную роль в движении за восстановление каталонской национальности и идентичности в начале 20 века.
Значение церквей Валь-де-Бои, однако, заключается в их групповой ценности: больше нигде в Европе нет ансамбля таких примечательных церквей, построенных в течение того же, относительно короткого периода времени. Нет и другой группы, которая столь ярко иллюстрировала бы передачу культурного движения, способного преодолеть высокий горный барьер и утвердиться с высокими техническими и художественными стандартами на другой территории. Поэтому группу можно считать шедевром того периода и примером великого человеческого творчества.
Критерий (ii) : Значительное развитие романского искусства и архитектуры в церквях Валь-де-Бой свидетельствует о глубоком культурном обмене в средневековой Европе и, в частности, за горным барьером Пиренеев.
Критерий (iv): Церкви Валь-де-Бой представляют собой особенно чистый и последовательный пример романского искусства в практически нетронутой сельской местности.
Целостность
Все отдельные церкви являются составными частями этой серийной собственности, и вся собственность находится в пределах одной буферной зоны. Все атрибуты выдающейся универсальной ценности, такие как ломбардское влияние на архитектуру и скульптурный декор, план этажа, аккуратная каменная работа на поверхности стен, квадратный план этажа колокольни или скульптурный декор с глухими арками, а также дальнейшее использование церквей сообществом, включены в границы собственности.
Некоторые работы по консервации были проведены во всех церквях, но в некоторых больше, чем в других. Многие из них были объектом обширных программ реставрации и консервации во второй половине 20-го века, а недавняя реставрация осуществлялась и будет продолжаться посредством того, что фактически представляет собой непрерывную программу обслуживания, которая не влияет на целостность собственности. Основные настенные росписи и большинство древних артефактов были переданы в начале 20 века в MNAC (Museu Nacional d’Art de Catalunya) в Барселоне из соображений безопасности, чтобы избежать их вывоза, разграбления и последующего экспорта в Америку, как это произошло с картинами в других церквях Каталонии.
Церкви Санта-Мария-де-Тауль, Сант-Жоан-де-Бой, Санта-Эулалия-д’Эриль-ла-Валь, Ла-Нативитат-де-Дурро, Сант-Фелиу-де-Барруэра, Л’Ассумпсьо-де-Колл, Санта-Мария-де-Карде и эрмитаж Кирк-де-Дурро сохраняют свою архитектурную форму, структуру и материалы, а также их религиозное предназначение, в то время как церковь Сант-Климент-де-Тауль сохраняет С нетронутыми всеми оригинальными чертами и используется в туристических/культурных целях. По-видимому, в настоящее время не существует неблагоприятных факторов, хотя чрезмерный туризм был бы проблематичным, если бы ему позволили развиваться.
Подлинность
Не может быть сомнений в подлинности церквей, деревень или окружающего ландшафта. Однако во всех произошли недавние изменения, которые в большей или меньшей степени можно рассматривать как изменение этой базовой аутентичности. Однако это явление можно наблюдать во всех культовых зданиях, которые с момента их постройки постоянно использовались в духовных целях. Ни одно из вмешательств, за исключением прискорбного, но вполне оправданного вывоза большей части художественных ценностей в Барселону, не привело к снижению подлинности любой из церквей до неприемлемой степени. Сохранение ткани церквей распространилось на удаление, ремонт, замену и новое строительство. Теперь только Санта-Мария в Дурро в некоторой степени, а в остальном только Санта-Мария в Карде, которые также отличаются в нескольких других отношениях, в своем несохранившемся состоянии дают хорошее представление о развитии церкви и интерьере в поздне- и постсредневековые времена.
Спасение фресок в 1920-х годах было выдающимся достижением и дало замечательные результаты, которые можно увидеть в MNAC в Барселоне. Однако это достижение не может изменить тот суровый факт, что картины теперь вырваны из контекста, в котором они должны были быть видны, и что этому контексту теперь не хватает своего венчающего великолепия. Хотя это не подрывает притязания церквей на внимание всего мира, можно утверждать, что это в некоторой степени уменьшает их подлинность. В их нынешнем местонахождении картины, конечно, не могут рассматриваться для включения в Список всемирного наследия.
В церквях Санта-Мария-де-Тауль, Сант-Климент-де-Тауль, Сант-Жоан-де-Бой, Санта-Эулалия-д’Эриль-ла-Валь, Нативитат-де-Дурро, Сант-Фелиу-де-Барруэра и Санта-Мария-де-Кардет, а также в эрмитаже Квирк-де-Дурро недавно была проведена генеральная реставрация крыш, конструкций, колоколен и интерьеров таким образом, чтобы выделить подлинность их архитектурных и декоративных особенностей, а также расширение их использования в религиозных и культурных целях.
Требования к охране и управлению
Церкви находятся под защитой Закона 16/1985 от 25 июля об историческом наследии Испании, Закона 9/1993 от 30 сентября о каталонском культурном наследии, Указа 276/2005 о территориальных комиссиях по культурному наследию и других законодательных актов, таких как Закон 13/20 02, о туризме в Каталонии.
Все церкви пользуются полной защитой в соответствии с каталонским и местным законом о планировании, а также другими положениями. На церкви, деревни и отдельные постройки распространяются очень строгие положения законов о городском и сельском планировании, которые регулируют такие вопросы, как расположение, высота, линия крыши и строительные материалы для новых зданий и реконструкций, что гарантирует сохранение окружающей среды церквей. Применимым законодательством является Закон о культурном наследии Каталонии, который защищает как церкви как древние памятники, так и шесть деревень в долине как исторические районы. Кроме того, часть долины охраняется как историческое место. Все церкви используются для религиозных целей и общественных посещений.
Консорциум Валь-де-Бой отвечает за управление сайтом. Он состоит из Generalitat de Catalunya (правительство Каталонии), Diputació de Lleida (провинциальные власти), Consell Comarcal de l’Alta Ribagorça (каталонское административное деление), муниципалитета Валь-де-Бой и епископств Урхель и Лерида.
Вмешательства на сайте должны быть санкционированы Министерством культуры каталонского правительства, которое также реализует политику финансирования и планирования.