Романский – Романский стиль — это… Что такое Романский стиль?

Содержание

Романская архитектура — это… Что такое Романская архитектура?

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Термин «романский стиль»

Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Романское искусство — название периода в истории искусства Европы примерно с 1000 года и до возникновения готического искусства в XIII веке; в зависимости от региона романский период в искусстве мог наступить или закончиться раньше или позже. Предыдущий период иногда именуется предроманским.

Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — в ​​первую очередь круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов; соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.

Характеристика стиля

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 7 июня 2011.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

  • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
  • Увеличение хора или восточной алтарной части храма
  • Увеличение высоты храма
  • Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
  • Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны
  • Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
  • Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Наиболее известные архитектурные памятники

Великобритания[1]
Германия
Дания
Испания
Италия
Франция

Скульптура

Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 года, подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм.Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпанс рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. кроме тимпана рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

Живопись

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Миниатюра

В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра. В миниатюрах появляются многофигурные композиции и новый удлиннёный тип человеческой фигуры с напряжённым взором.

См. также

Примечания

  1. В Великобритании романский архитектурный стиль традиционно именуют норманским стилем

Ссылки

dic.academic.ru

Романский стиль — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Дворец Карла Великого

Огромный дворец в столице Карла Великого в Аахене (Aix-la-Chapelle) — типичный образец романского стиля. От него сохранилась только часовня  — центрическая восьмиугольная в плане постройка, увенчанная восьмилотковым сводом с двумя ярусами галерей. Полукруглые арки и цилиндрические своды напоминают о строительных технологиях Древнего Рима. Сейчас здание «встроено» в более позднее сооружение, но интерьер сохранился почти в первозданном виде.

Элемент, наиболее часто отождествляемый с романским стилем, — полукруглая арка. Это была самая передовая конструкция, основной элемент римской архитектуры, который снова стали использовать в каменном строительстве. Дерево использовалось для бытовых построек и чаще всего для крыш и потолков каменных зданий. Каменный свод представлял собой простой цилиндрический свод полукруглой формы. Со временем появился крестовый, но опять-таки полукруглый, свод.

Цилиндрические своды часто использовались, когда нужно было перекрыть неф в церкви. В толстых стенах, которые поддерживали тяжелые своды, трудно было проделать окна, поэтому интерьеры были темными. Иногда неф делился на несколько частей поперек, каждая из которых перекрывалась своим сводом, или же возводилась крыша из дерева, которая была недолговечной. В церкви Сен Филибер (960-1120 гг.) в Турню (Франция) центральный неф выше боковых нефов с крестовыми сводами. Центральный неф перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, благодаря чему можно было сделать окна вверху. Поперечные своды разрушают единство центрального нефа, поэтому этот эксперимент никогда не был повторен снова. Кроме того, в церкви Сен Филибер нартекс имеет два яруса, напоминая немецкий вестверк. Апсида с венцом капелл впоследствии станет характерным элементом французского храмового зодчества.

Крепости и замки

В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка. В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Как бы  отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной, частоколом  и рвом.

Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами;  иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек). Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».

Главная башня обычно имела несколько этажей, и ее легко было защищать с верхних этажей и крыши. Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными окнами. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Окна были не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В замках все внушало страх. Не случайно о них сложилось множество легенд. Руа отмечает, что замки наводят на мысль, что людям этой поры нравилось все массивное и громадное; что у них не было ни малейшего вкуса к изящному.

Некоторые из первых замков, т.н. жилые башни (донжоны), представляли собой башни с комнатами, расположенными друг над другом. По мере того как совершенствовалась техника атаки, начали сооружать защитные башни, расположенные по всему периметру, несколько рядов стен и ворота с подъемными мостами. Увеличивалась численность гарнизона замка, улучшались жилищные условия. Однако, многие залы и покои в настоящее время кажутся крайне скудно обставленными. На то были свои причины. Обширные владения феодалов требовали постоянного наблюдения, которое включало в себя не только управление делами, но военные действия. Поэтому феодал имел лишь самое необходимое для жизни и то, что легко поддавалось транспортировке. Нехитрый их скарб состоял из мебели, драпировок, посуды, провизии и прочих необходимых вещей, часто перевозимых с места на место. По прибытии в замок все это размещалось сообразно потребности. Полноценно обставленными или декорированными средневековые интерьеры назвать нельзя.

Комнаты в замке были так же просто обставлены, как и комнаты в домах простых людей. Главный зал служил жилым помещением и столовой владельцу замка, его семье, слугам и солдатам. Служебные помещения, дополнительные комнаты и другие удобства появлялись постепенно, по мере того, как жизнь средневекового общества становилась более оседлой и размеренной.

Поскольку замки обычно возводились из камня (хотя полы и крыши были деревянными), некоторые из них уцелели до наших дней или были восстановлены, поэтому мы знаем, что представляли собой интерьеры замков. Феодал часто владел несколькими замками. Феодалы периодически посещали свои замки, чтобы устроить аудиенцию, уладить споры и просто показаться своим подданным. Семья феодала и солдаты гарнизона постоянно переезжали, всякий раз приходилось заново налаживать домашнее хозяйство.

Мебель и другие предметы были складными, опять же для того чтобы при необходимости они могли путешествовать вместе со своими хозяевами. Стены помещений покрывались светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). Последний слой краски иногда дополнялся тонкими красными линиями, изображающими кирпичную кладку. Довольно часто применялась так называемая белая штукатурка, изготовленная из извести, песка и щетины. В некоторых случаях, когда требовалась особо изысканная текстура, в смесь добавлялся жженый гипс. Такая штукатурка называлась парижской или французской (franco plastro).

Полы были каменными или деревянными и не покрывались коврами, перекрытия из дерева, окна были маленькими и узкими и не имели стекол, поэтому не защищали от непогоды. В центре зала был очаг, дым выходил через отверстие в крыше. Камин и дымоход появились гораздо позднее. В одном конце комнаты на специальном возвышении устанавливался стол, за которым восседали члены семьи феодала и его благородные гости. В центре зала положенные на козлы доски служили обеденными и сервировочными столами. Сидели на скамьях или стульях, кресло стояло на почетном месте во главе стола и предназначалось для хозяина замка. В ночное время источником света  был очаг и факелы.

Большое распространение в те времена получила настенная роспись, изображавшая батальные или придворные сцены и геральдические знаки. Помимо этого, плоскости украшались растительными орнаментами или имитациями драпировок. Реальные драпировки — шпалеры — развешивались рядами по каменным стенам или в арочных проемах. Шпалеры служили для утепления и украшения помещений и обыгрывали те же сюжеты, что и настенные росписи.

Значительную роль в убранстве залов играли охотничьи трофеи, не говоря уж о доспехах, оружии, боевых знаменах и геральдических щитах, призванных демонстрировать воинскую доблесть хозяина замка. Доспехи, надо сказать, не всегда выставлялись напоказ. Порой они убирались в своеобразные «шифоньеры» — нечто вроде вертикальных сундуков, украшенных резьбой или геометрическими орнаментами.

В Англии зал в замке  Хендингхем ( ок. 1140 г.) в Эсексе имеет  два этажа: двери, окна и балконы украшены норманнскими арками. Единственное украшение- орнамент на сводах арок.

Огромная арка посредине главного зала поддерживают: деревянные перекрытия, на которые опираются поперечные брусья меньшего размера. Полукруглые арки свидетельствуют о том, что здание построено в норманнском (романском) стиле; единственное украшение – орнамент на сводах арок. Мебель и другие предметы обстановки не являются подлинными, но подобные вещи вполне могли украшать зал в Средние века.

 Но со временем стиль жизни средневекового замка менялся. Период постоянных сражений уступил место обустройству завоеванного пространства. И хотя говорить о полном затишье было бы безосновательно, тем не менее в XIII веке в странах Европы уже началась эпоха стабильного культурного развития. Что и позволило постепенно сформироваться стилю, который мы называем готикой.

Дома

Крестьяне жили в деревянных домах с двухскатной  крышей, где была всего одна комната. С течением времени крестьяне стали перебираться в город под защиту крепостных стен и ворот. В городском доме было несколько комнат, располагавшихся на разных этажах. Такие дома жались друг к другу на узких улицах, поскольку всем хотелось жить в пределах городских стен. Если в качестве строительного материала использовалось дерево, верхние этажи домов часто нависали над улицей, это делалось для того, чтобы увеличить площадь жилища.

Прекрасный пример городской архитектуры этого периода — дома, построенные в XII веке во французском городке Клюни. Все дома имеют смежные боковые стены (это дома т.н. строчечной застройки) и полностью занимают отведенные под их строительство участки земли. Маленький внутренний дворик рядом с уборной обеспечивает доступ света и воздуха в заднюю комнату. Комната, расположенная на первом этаже в передней части дома, имеет выход на улицу; обычно здесь размещался магазин, мастерская или склад. Узкая лестница ведет на верхний этаж в просторную комнату, выполнявшую сразу несколько функций. В небольших помещениях по другую сторону внутреннего дворика размещались кухня и спальня. Над вторым этажом дома находился чердак или мансарда, занимаемая детьми, слугами или работниками, или отведенная под склад. Воду брали из колодца во внутреннем дворе.

Интерьер городского дома практически ничем не отличался от интерьера деревенского фахверкового дома. Фахверковый дом возводится из тяжелых деревянных брусьев, пространство между которыми заполняется штукатуркой и бутом. Для раннего средневековья не характерны обшитые деревом или оштукатуренные стены. Воду набирали из общественных колодцев или фонтанов. Сточные воды и нечистоты стекали в открытые канавы, которые делали санитарную обстановку в городе ужасной. Продолжительность жизни была маленькой (в среднем двадцать девять лет), эпидемии были обычным явлением.

Мебель

Универсальную роль выполнял сундук. Он был одновременно и  емкостью для хранения и  стулом, если сверху на него клали подушку. После того как люди научились красить ткани, чистые, яркие цвета стали использовать для одежды, покрывал, скатертей, гобеленов и портьерах. На окнах нет занавесок. Полог над кроватью создавал некую интимную зону, отделяя ее от остального помещения и защищая от сквозняков. Полог делали из ткани и крепили при помощи матерчатых петель или металлических колец, которые нанизывались на стержни. Даже такие скромные удобства были доступны только аристократам. В домах простых людей были голые стены, деревянные скамьи, доски, положенные на козлы, вместо столов, ломти хлеба вместо тарелок и глиняные кружки или кувшины для питья или хранения жидкостей. Церкви и дома состоятельных людей освещались свечами. Свечи обычно делались из сала; свечи из пчелиного воска были очень дорогими. Фитиль для ламп делали из веревки, его погружали в сосуд с рыбьим или растительным жиром.

В  конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица — Константинополь. История архитектуры Византии делится на три периода: ранневизантийский (V — VIII .вв.), средневизантийский (VIII — XIII вв.) и поздневизантийский (XIII — XV вв.). Временем высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20 — 60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики.

artishock.org

Романская архитектура — Кафедра меланхолии

Романский стиль господствовал в архитектуре примерно в XI — XIII веках. Для романского стиля в архитектуре характерны следующие черты: продольная организация пространства, массивные стены, полукруглые арки, каменные своды.

Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. В большинстве случаев главными заказчиками строительства были монастырские ордена, в частности бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Лишь в конце XI в. появились артели каменотесов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место.

Образец ранней романской архитектуры в долине Валь-де-Бои (Каталония)

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ. Камни обрабатывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две совершенно одинаковые детали. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания некоторую творческую свободу. Камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени.

Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Монастырь святой Одиллии в Эльзасе

Романские церкви представляли собой базилику, т.е. вытянутое сооружение, внутреннее пространство которого (неф) разделен на три части столбами (колоннами). Центральный неф возвышался над боковыми.

Базилика Сен-Жермен де Пре

Внутреннее помещение, пересекалось одним, а иногда и двумя трансептами (трансепт — поперечное вытянутое помещение пересекающее основное). Освещение осуществлялось при помощи ряда окон в верхней части стен главного нефа, возвышавшейся над боковыми.

В больших соборах может быть и пять нефов. Каждый неф завершается полукруглой апсидой ( 13). В апсиде располагаются алтарь (13) или капеллы (11). Базилика, как и любой христианский храм, всегда ориентирована на восток.

Вход в храм всегда располагается с западной стороны, он обозначается двумя башнями — этот комплекс называется вестверком (3,4).

Первоначально перекрытия были деревянные. Деревянные конструкции часто страдали от пожаров. Тогда стали использовать цилиндрический свод.

Базилика Сен-Сернен в Тулузе

Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проемами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.

крипта базилики Сен-Сернен в Тулузе

С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появлялся ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.

По своему назначению и размерам романские соборы можно разделить на три группы: монастырские, паломнические и кафедральные. Монастырские церкви были как правило небольшие.

Первой паломнической базиликой был собор Святого Мартина в Туре. Паломнические церкви расчитаны на большое скопление народа. В этих церквях появляется хор (алтарная часть храма), который окружен галереей обходом, что обеспечивало непрерывный поток паломников. К таким паломническим церквям относится базилика Сен-Сернен в Тулузе.

Кафедральные соборы также были достаточно массивны — ведь там располагалась кафедра епископа. Помимо богослужений  в кафедральных соборах проходили и светские мероприятия. В этих соборах к каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов. Такая система получила название связанной. Подобные соборы освещены гораздо лучше монастырских, поскольку применяются крестовые своды.

Собор в Вормсе

источник: https://ru.wikipedia.org

Примеры памятников архитектуры в романском стиле:

Дальнейшее развитие архитектуры Готический стиль

Монсегюр — самый загадочный катарский замок

 

yourwo.com

Романская архитектура: характерные черты, особенности, примеры

Романский стиль в архитектуре неразрывно связан с той исторической эпохой, в которой он развивался. В XI-XII веках в Европе были непростые времена: существовало множество небольших феодальных государств, начались набеги кочевых племен, бушевали феодальные войны. Все это требовало массивных крепких зданий, которые не так легко разрушить и захватить.

В крепость превращались как личные жилища феодалов, так и христианские строения, поскольку кочевники нападали как на владельцев земли, так и на монастыри в надежде захватить как можно больше золота и других ценностей. В предыдущих строениях никто уже себя не чувствовал в безопасности.

Влияние религии на стиль

Распространению стиля по Европе поспособствовали монашеские ордены бенедиктинцев и цистерианцев. Они возводили надежные крепости вокруг своих монастырей, как только селились на новых территориях.

Христианская романская архитектура существенно отличалась от античной как внешне, так и целью использования. В Греции и Риме храмы божествам строились для того, чтобы их задобрить. Для этого главный акцент делался именно на почитании бога, а не на комфорте и количестве людей, которые в них находятся.

Романская же архитектура Средневековья делала акцент на вместительности. В храме должно было помещаться максимальное количество людей. При этом значительная его часть отводилась также под библиотеку и вместилище религиозных артефактов и простых богатств. Такое здание должно было быть огромным, мощным, надежным.

Поскольку средневековая культура обращала внимание на античность, то и за основу плана храма брались первые византийские базилики:

  1. Центральный, боковые и поперечный неф.
  2. На пересечении нефов — башня.
  3. Фронкирующие башни на западном фасаде.
  4. Апсида в восточной части.

И хотя схемы планов монастырей были универсальными, все они немного адаптировались к местным условиям и особенностям использования каждым орденом монахов. Все это стало причиной развития романской архитектуры.

Отличительные черты внутреннего устройства

Романская архитектура Западной Европы имеет два композиционных типа сооружений церкви:

  • базилики — прямоугольные простые строения с приставленной апсидой в восточной их части;
  • круглые здания с равномерным размещением апсид.

Организация внутреннего пространства и сам объем помещений существенно изменились, особенно у базилик. Появляется новый романский тип, в котором одинаковое пространство нефов, что стало больше похоже на залы. Это обрело особенную популярность в Испании, Германии и Франции на территории между Гаронной и Луарой.

Внутри храмы делятся в основном на квадратные пространственные блоки. Это было новшеством для того периода. Это одна из главных особенностей романской архитектуры.

Важно было также создать условия для воздействия на молящихся самим зданием. Его степень зависела от способа выполнения свода и стен. Существовало несколько способов перекрытия: плоское балочное, купола на парусах и цилиндрический свод. Однако самым популярным было крестообразное без ребер. Это не только украшало и обогащало сам интерьер, но и не портило продольный характер организации пространства.

Романский стиль в архитектуре диктовал четкие геометрические соотношения в плане здания. Главный неф был в два раза шире, чем боковые. Своды держались на пилонах. Между двумя теми, что держат нагрузку и боковых, и главного нефа, обязательно располагался один пилон с нагрузкой только от бокового. Это могло бы создать условия для воплощения архитектурного ритма, где более толстые опоры чередуются с тонкими. Но этот стиль требовал строгости, а значит, все пилоны должны быть одинаковыми. Это же создавало эффект визуального увеличения внутреннего пространства.

Особое внимание уделялось апсиде, которая богато декорировалась. Для этих целей создавались фальшивые глухие арки (часто в несколько ярусов), стены украшались живописью, накладками, разными выступами. Особое внимание в интерьере уделялось декорирования колонн и пилонов.

В орнаментах начинают активно появляться растительные и животные мотивы. Их использованию и развитию романская архитектура Средневековья обязана все тем же кочевым племенам, представители которых часто оседали на здешних землях и ассимилировались с местным населением.

Во внутреннем убранстве храмов активно использовалась и скульптура. Ее еще называли проповедью в камне. Фигуры, изображающие библейских персонажей и мотивы из священной книги, часто устанавливали в порталы. Это оказывало примерно такое же воздействие на прихожан, как и молитва с обычной проповедью.

Экстерьер романских храмов

Внешне романская архитектура — это простые по форме блоки, такие же, как и внутреннее пространство помещений. Для нее характерны небольшие окна. Это делалось потому, что стекла начали использовать значительно позже.

Само здание — это композиция из нескольких объемов, центральное место в которой занимает главный неф с полукруглой апсидой. Он дополняется одним или несколькими поперечными нефами.

Также для этого стиля характерно использование башен, которые располагаются по-разному. Как правило, две из них устанавливались на фасадной стороне и одна на месте пересечения нефов. Наиболее украшенной частью становится задний фасад, на котором размещаются различные архитектурные детали. Чаще всего это порталы со скульптурами. Это достигается за счет большой толщины стен, которые позволяют делать внушительные углубления, в которых с легкостью помещаются сложные скульптуры.

Значительно меньше внимания уделяется боковым фасадам. А вот высота зданий увеличивается по мере развития стиля. На его заре расстояние от пола главного нефа до основания свода достигает двукратной ширины этой архитектурной части здания.

Отличительные черты архитектурного стиля

Главные черты романской архитектуры состоят в том, что этот стиль усовершенствовал классическую деревянную базилику с плоским перекрытием, преобразовав ее в сводчатую. В первую очередь своды начали появляться на небольших пролетах боковых нефов и апсиды. С развитием стиля они появились и над главными нефами.

Часто своды были достаточно толстыми, поэтому и стены, и пилоны должны были выдерживать огромную нагрузку, из-за чего их проектировали с большим запасом прочности. Бывали случаи, когда зодчие ошибались в расчетах и своды заваливались на финальных этапах строительства.

Развитие науки и строительства, а также необходимость в больших площадях перекрытий способствовали тому, что и стены, и своды постепенно начали облегчаться.

Арка и свод

Популярностью свод обязан необходимости перекрывать большие площади. Деревянные балки с этим уже не справлялись. Наиболее простыми по конструкции были именно цилиндрические своды, которые были довольно массивными и давили на стены своим весом, от чего их и делали очень толстыми. Наиболее известный памятник романской архитектуры с таким сводом над центральным нефом — Нотр-Дам дю Пор (г. Клермон-Ферран). Со временем стрельчатая форма арки пришла на смену полукруглой.

Чтобы реализовать возможность возведения круглых сводов, зодчие обратились к традициям античной архитектуры. В Риме строились прямые крестовые своды над квадратными помещениями. Романская архитектура их немного видоизменила: для перекрытия стали использовать два полуцилиндра, которые располагались крестом относительно друг друга. Диагональные ребра пересечения принимают на себя нагрузку свода и передают ее на 4 опоры по углам. Эти ребра пересечения архитекторы строили как арки-подкружала, чтобы облегчить конструкцию. При увеличении высоты цилиндров до такой степени, что линии пересечения становятся не эллиптической, а полукруглой формы, получается повышенный крестовый свод.

Полнотелые своды требовали надежной опоры. Так появился романский составной пилон. Основная его часть добавлялась полуколоннами. Последние играли роль опоры для гуртовых арок, от чего уменьшался распор свода. Жесткое соединение гуртовых арок, пилонов и ребер позволило распределить нагрузку от свода. Это было прорывом в архитектуре. Теперь ребро и арка стали каркасом свода, а пилон — стены.

Позже появились ребристые крестовые своды. Их строили так, что сначала выкладывали торцевые арки и ребра. На пике развития стиля их делали повышенными, от чего диагональная арка становилась остроконечной.

Боковые нефы часто перекрывались не крестовыми, а цилиндрическими сводами. Их также часто использовали и в гражданском строительстве. Все эти особенности архитектурных форм станут основой готики, которая позже их усовершенствует.

Особенности строительства

Основные шедевры романской архитектуры созданы из камня. Известняк, которого было вдоволь вдоль реки Луары, привлекал людей тем, что легко обрабатывался и был относительно легок. Это позволяло перекрывать им небольшие пролеты без использования громоздких подпорок. Его также применяли для наружной облицовки стен, поскольку в нем было легко делать декоративные орнаменты.

В Италии главным отделочным камнем был мрамор. Его цветовые комбинации позволяли создавать впечатляющие декоративные эффекты, что стало главной особенностью романского стиля в этой стране.

Как строительный материал камень использовали в виде отесанных блоков для создания тесовой кладки и бутовый для усиления стен. Его потом облицовывали плитами из тесанного камня, иногда с декоративными элементами. В Средневековье строительные блоки делали намного меньшими, чем в Античности. Это было связано с тем, что так строительный материал проще добывать в каменоломне и доставлять к месту использования.

Не во всех регионах было достаточно камней. В них люди делали сильно обожженные кирпичные блоки, которые были толще и короче современных. Кирпичные памятники архитектуры того периода до наших дней сохранились в Германии, Англии, Италии и Франции.

Светское строительство

Общественная жизнь в средневековой Европе была достаточно замкнутой. Городские поселения образовывались там, где раньше были охранные пограничные лагеря Римской Империи. Многие из них были на значительном удалении друг от друга, а еще обособленно стояли владения феодалов, вокруг которых также начали селиться люди. Из-за невозможности быстро перемещаться между отдаленными поселениями многие из них жили практически изолированно друг от друга. Поэтому в архитектуре разных местностей есть свои особенности. Так, романская архитектура Германии только отдаленно похожа на английскую, как и последняя на итальянскую. Но все же у них у всех есть общие черты.

Как уже говорилось ранее, в те времена было много войн, которые принесли с собой кочевые племена. Также случались и распри между феодалами за право владения той или иной территорией. Поэтому нужны были средства пассивной защиты. Ими стали форты и замки.

Их обустраивали на берегах обрывистых рек, на краю скалы, окружали рвом. Большое значение здесь играли внешние стены. Их делали высокими и толстыми из камня или кирпичных блоков. Вход в крепость был один или несколько, но обязательно все они должны были быстро перекрываться, отрезая путь противнику внутрь.

В центре города или замка располагалась башня феодала — донжон. Она была в несколько этажей, каждый из которых имел свое назначение:

  • в подвале — тюрьма;
  • на первом — кладовые;
  • второй — комнаты владельца и его семьи;
  • третий — покои прислуги;
  • крыша — место для дозорных.

В романской архитектуре замки играли городообразовывающую роль. В них селились феодалы с родственниками и прислугой. За стенами также обитали и ремесленники, которые снабжали феодала и жителей окрестных селений необходимыми предметами быта. По этой причине, а также потому, что христианство занимало одну из главных позиций в политике того времени в замке был храм или капелла.

У особ царской крови замки были особенно большими и пышными. В них могли жить сотни людей. Во дворе строились десятки хозяйственных помещений. Также характерной особенностью таких укреплений было наличие тайных подземных ходов, которые во время осады позволяли покидать замок и делать вылазки в лагерь врага для разведки или диверсионной работы.

Отличие от готики

Готический стиль появился в Европе позже (примерно в XII веке), когда романская архитектура Средневековья уже выработала свои стилистические особенности. Поскольку готика развилась на основании описываемого нами стиля, то и многие люди их не различают.

На самом деле различия романской и готической архитектуры очевидны. Они отличаются уже по своей эстетической цели. Романские храмы строились с практической целью. Их основным заданием было вместить как можно больше людей и защитить их от военных действий. Получалось, что церковь выступала средоточием защиты, знаний и просвещения.

Готика же хотела показать ничтожность человека перед величием Бога. Поэтому и здания она создавала величественные. В основании плана остается все та же базилика с башнями на переднем фасаде и на пересечении боковых и центрального нефов. Но меняются ее размеры и декоративные составляющие.

Своды вытягиваются вверх еще больше, создавая пики. На фасадах появляются не только маленькие скульптуры, а целые их комплексы. Преобладают образы мифических существ, которые смотрят на человека сверху, как на соборе Нотр-Дам де Пари в Париже.

У храмов появляются огромные окна, закрытые витражным стеклом, которые создают в помещении немного мистические блики. Порталы становятся намного более многослойными, рамы с узорами. Сами же здания стремятся ввысь, показывая, куда нужно тянуться и человеку.

Изобразительное искусство романского стиля

Особенное в этот период и романское искусство. Архитектура диктовала ему свои правила, поскольку требовала дополнительных украшений. Поэтому в храмах часто использовались огромные фрески на всю стену с изображениями сюжетов из Библии.

Активно развивалась и скульптура. Следуя античным традициям, она создавала свои сюжеты с использованием особых новшеств. Главной скульптурной формой этого периода становится горельеф. Капители колонн богато украшались и библейскими фигурами, и мифическими животными, и причудливыми растительными орнаментами. Впервые появляется образ Девы Марии на троне.

К середине XII века начали появляться витражи. На них также главными были сюжеты из Святого Писания. В этот же архитектурный период были и книги, которые богато украшались различными иллюстрациями, а обложки делались с инкрустацией золотом и драгоценными металлами.

Дошедшие до наших дней памятники архитектуры

Во многих странах Старой Европы сохранились примеры романской архитектуры из-за того, что эти сооружения были массивными и мощными. Некоторые из них мы уже упоминали в статье. Поговорим еще о нескольких представителях этой архитектуры.

Собор Нотр-Дам ла Гранд (Пуатье) — это пример французских строений XI-XII веков. Это небольшая церковь с тремя практически равными нефами. Освещения в ней мало, поэтому царит легкий полумрак, который немного разбавлен дневными лучами, поступающими из окон боковых нефов.

Итальянские романские сооружения известны на весь мир. Один из них — это мост Риальто в Венеции. Это пешеходное крытое строение арочного типа. По обеим сторонам моста также расположены арочные проемы с пилонами.

Еще один шедевр романского стиля — это архитектурный ансамбль в Пизе (Италия), более известен многим людям на планете благодаря наклонившейся часовне возле пятинефного собора — Пизанской башне.

В Германии примером этого архитектурного периода можно назвать Вормский собор, в Испании — кафедральный собор в Саламанке, в Англии — Тауер. А в Вильнюсе до наших дней дошли остатки крепостного замка тех времен.

Заключение

Архитектура романского стиля стала продолжением античных традиций и основой для развития других стилей, в частности готического. Простые деревянные базилики из Византии преобразовались в величественные сооружения. Это способствовало поиску новых способов и методов строительства.

Частые войны между феодалами и набеги кочевых племен заставляли людей тех времен создавать себе надежные укрытия в виде замков и охранных башен, которые позволяли длительное время выдерживать осаду врагом с минимальными потерями.

Массивные сооружения романской эпохи много где сохранились, поражая местных жителей и туристов.

И пускай этот стиль был еще немного примитивным, а термины романской архитектуры не сразу всем понятными, он оставил свой отпечаток в архитектурной традиции Западной Европы и повлиял на развитие зодчества в Восточной.

fb.ru

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — это… Что такое РОМАНСКИЙ СТИЛЬ?



РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
РОМАНСКИЙ стиль, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 — 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители — монастырские ордена. Для архитектуры (церкви, монастыри, замки) характерны простые стереометрические объемы (куб, цилиндр, параллелепипед, призма), толстые мощные стены, суровый крепостной облик; для скульптуры и живописи (преимущественно стенные росписи и миниатюры) — обобщенность форм, преувеличенно экспрессивные жесты, напряженная духовная выразительность.

Современная энциклопедия.
2000.

  • РОМАНС
  • РОМАНШИ

Смотреть что такое «РОМАНСКИЙ СТИЛЬ» в других словарях:

  • Романский стиль —         художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X XII вв. (в ряде мест и в XIII в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин романский… …   Художественная энциклопедия

  • Романский стиль — Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами Романский стиль (от лат. romanus  римский) художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X …   Википедия

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — Архитектурный стиль, вошедший в употребление в X ст., его отличительная особенность круглые арки и тяжеловесность построек. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Стиль, получивший начало в …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Романский стиль — стиль средневекового западно европейского искусства Х – XII вв. (в ряде стран также ХIII в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных …   Энциклопедия культурологии

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — (от лат. romanus римский) стиль в зап. европ. искусстве эпохи феодализма 10 13 вв. В монументальной архитектуре Р. с. преобладали храмы, монастыри, замки. Широкое развитие получили сводчатые и арочные конструкции. См. рис. К ст. Романский стиль.… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • романский стиль — стиль средневекового западноевропейского искусства X XII вв. (в ряде стран также XIII в.). Главную роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Энциклопедический словарь

  • Романский стиль — романика (от romanum римский) общеевроп. стиль средневекового искусства X XII вв. Термин появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI XII вв. с древнерим. архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов), В… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Романский стиль — Церковь монастыря Мария Лах (Германия).1093 1156. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители монастырские ордена. Для архитектуры… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Романский стиль —    стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Архитектурный словарь

dic.academic.ru

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — это… Что такое РОМАНСКИЙ СТИЛЬ?



РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Архитектурный стиль, вошедший в употребление в X ст., его отличительная особенность — круглые арки и тяжеловесность построек.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,
1910.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Стиль, получивший начало в X — XV столетиях.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д.,
1865.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

архитект.


стиль, вошедший в употребление в 10-м столетии и вытесненный греч. Отличается тяжеловесностью и круглыми арками.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф.,
1907.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

в архитектуре тяжеловесный и грубоватый стиль, в котором преобладают круглые арки; он вошел в употребление в X в. и был вытеснен греческим в XV ст.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М.,
1907.

.

  • РОМАНЦЫ
  • РОМАНТИЧЕСКИЙ

Смотреть что такое «РОМАНСКИЙ СТИЛЬ» в других словарях:

  • Романский стиль —         художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X XII вв. (в ряде мест и в XIII в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин романский… …   Художественная энциклопедия

  • Романский стиль — Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами Романский стиль (от лат. romanus  римский) художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X …   Википедия

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — РОМАНСКИЙ стиль, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители монастырские ордена. Для архитектуры (церкви, монастыри, замки) характерны простые… …   Современная энциклопедия

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Романский стиль — стиль средневекового западно европейского искусства Х – XII вв. (в ряде стран также ХIII в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных …   Энциклопедия культурологии

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — (от лат. romanus римский) стиль в зап. европ. искусстве эпохи феодализма 10 13 вв. В монументальной архитектуре Р. с. преобладали храмы, монастыри, замки. Широкое развитие получили сводчатые и арочные конструкции. См. рис. К ст. Романский стиль.… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • романский стиль — стиль средневекового западноевропейского искусства X XII вв. (в ряде стран также XIII в.). Главную роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Энциклопедический словарь

  • Романский стиль — романика (от romanum римский) общеевроп. стиль средневекового искусства X XII вв. Термин появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI XII вв. с древнерим. архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов), В… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Романский стиль — Церковь монастыря Мария Лах (Германия).1093 1156. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители монастырские ордена. Для архитектуры… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Романский стиль —    стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Архитектурный словарь

dic.academic.ru

Романский стиль — ТехЛиб СПБ УВТ

Замок Стерлинг, строители неизвестны, XI-XIIвв., Шотландия

Возникновение

Название это появилось только около 1820 г., однако оно достаточно точно определяет, что до середины XIII в. сильно ощущались элементы римско-античной архитектуры.

Романский период на территории Европы приходится на время господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство. Первоначально все земли принадлежали королю, он распределял их между своими вассалами, а те, в свою очередь, раздавали ее для обработки крестьянам. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Привязанные к земле крестьяне содержали господ, которые в свою очередь служили в войсках короля. Таким образом возникли сложные взаимозависимые отношения между господами и крестьянами, причем крестьяне находились на нижней ступени общественной лестницы.

Поскольку каждый феодал стремился расширить свои владения, то конфликты и войны велись практически постоянно. В результате центральная королевская власть теряла свои позиции, что приводила к раздробленности государств. Экспансионистские стремления особенно наглядно выражались в крестовых походах и в порабощении славянского Востока.

 Строительные особенности

Преобладающие и модные цвета Коричневый, красный, зеленый, белый
Линии романского стиля Бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные
Форма Прямоугольная, цилиндрическая
Характерные элементы интерьера Полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру
Конструкции Каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом
Окна Прямоугольные, маленькие, в каменных домах — арочные
Двери романского стиля Дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом

Историческая характеристика

В романской архитектуре используются различные строительные материалы. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строят из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.

В Италии было много мрамора который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.

Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.

Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.

Характерные черты

Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.

Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в.) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.

Церковь св.Марии, 1093-1200, Лаах, Германия

 Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок — подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. Стефана в Кане, 1064 — 1077; монастырская церковь в Лорш — первая полностью перекрытая сводами базилика)

Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод.

Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, как мы говорили, требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.

В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму (церковь св. Троицы в Кане, 1062 — 1066).

Для перекрытия боковых нефов вместо крестового свода иногда применялись полуцилиндрические своды, очень часто используемые в гражданском строительстве. Романские конструкции — это прежде всего повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре.

Типы сооружений

Значительную роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства сыграли монашеские ордена, в большом количестве возникавшие в то время, — особенно бенедиктинский орден, основанный в VI в. в Монте Кассино, и цистерцианский орден, возникший на 100 лет позднее. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим, накапливая все больший опыт.

Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными церквами были важной составной частью общественной жизни в романский период. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Примером может служить Клюнийский монастырь. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Петра в Риме построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28 — метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился.

Планировочное решение монастырей основывалось на универсальных схемах, но приспособленных к местным условиям и специфическим требованиям разных монашеских орденов, что, несомненно вело к обогащению палитры строителей.

В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.

Развитие романской архитектуры характеризуется изменениями в организации внутреннего пространства и объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени — базилик. Наряду с базиликальной организацией пространства используется и новый романский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное пространство, особенно популярное в Германии, Испании и французских областях между реками Луарой и Гаронной.

В наиболее зрелых постройках того периода внутреннее пространство усложнено апсидами поперечных нефов, а хор имеет галерею с системой радиальных капелл, например во Франции и южной Англии (кафедральный собор в Норвиче, 1096 — 1150).

Внутреннее пространство храмов образуется соединением отдельных, в большинстве случаев квадратных в плане пространственных блоков. Такая система является важным знаком нового понимания организации внутреннего пространства.

Степень воздействия базиликальных пространств на посетителя в значительной степени зависела от характера решения стен и способа перекрытия. Использовались или плоское перекрытие, обычно балочное, или цилиндрические своды, иногда поперечные, а также купола на парусах. Однако больше всего тогдашнему пониманию организации внутреннего пространства соответствовал крестовый свод без ребер, который обогащал интерьер и упорядочивал его, не нарушая при этом продольный характер здания.

Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Естественно, он может быть более стройным. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно, их делали одинаковой толщины. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.

Апсида имеет богатый декор, часто украшена «слепыми» арками, иногда расположенными в несколько ярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркой и поясом узких высоких окон. Интерьер украшен живописью и обогащен накладками на стенах, «лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами и пилонами.

Колонна сохраняет классическое деление на три части. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Капитель вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба) постепенно обогащается различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур.

Пилоны, так же как и колонны, имеют трехчастное деление на базу, ствол и капитель. В ранний период они еще очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем изменения пропорций и расчлененной обработки поверхности. Колонны используются там, где свод имеет небольшой пролет или маленькую высоту в подземных криптах или в окнах, когда несколько узких проемов объединились в группу.

Внешний вид романской церкви отвечает ее внутреннему решению. Это архитектура простых но форме блоков, иногда значительных размеров с небольшими окнами. Окна делались узкими не только по конструктивным соображениям, но потому, что застекляться они стали только в готический период.

В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами. Различного типа башни размещают по — разному, Обычно дне из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех — или восьмигранная, — над пересечением главного и поперечного нефов. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Так же как и окна, портал из — за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа.

Развитие городских поселений. Первые города в южной и западной Европе возникают на месте бывших римских военных лагерей, которые были воинскими опорными пунктами и административными центрами. Они имели регулярную планировочную основу. Ряд их существовал еще в раннем средневековье, однако в тот период они превращались в торговые центры, что было предопределено их размещением на пересечении основных дорог.

Замок Лидс, строители неизвестны, XI-XIIвв., Англия

Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы.

Церковь св.Марии, строители неизвестны, XIв., Англия, Кембридж

Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.), аббатство Мон Сен Мишель д’Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач. 13 в.). Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.

Франция. Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции, которая в 11—12 вв. была не только центром философского и теологического движений, но и широкого распространения еретических учений, в известной мере преодолевавших догматизм официальной церкви. В архитектуре Центральной и Западной Франции встречаются наибольшее разнообразие в решении конструктивных проблем, богатство форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля.

Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Центральный неф погружен в полумрак — свет проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу степы. Движение вверх, выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения.

В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Высокий, трехъярусный центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, как в большинстве романских церквей, а с легкими стрельчатыми очертаниями. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. 12 в.), Везеде (первая треть 12 в.) и Отене (первая треть 12 в.). Для них характерно наличие широкого зального помещения, расположенного перед нефами, применение высоких башен.

Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью расчлененных объемов, размеренностью ритма, завершенностью частей, их подчиненностью целому. Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах, иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в.). Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др.

Германия. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. В Вормском соборе (1171—1234, ил. 76), построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов.

   

 Замок Хёрбург, строители неизвестны, Ок.1090, Германия, Баден-Вюртемберг

 Собор в Триере, строители неизвестны, XIв., Германия, Триер

Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.

   

  Пизанский собор, Бускет, Райнальдус Вильгельм из Инсбрука, 1063-1118, Италия

  Мост Риальто, строители неизвестны, XIв., Венеция, Италия

Италия. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской — тех стран, с которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение. Местная позднеантичная и раннехристианская традиции, воздействие искусства средневекового Запада и Востока определили своеобразие романской архитектуры передовых школ Средней Италии — городов Тосканы и Ломбардии, в 11—12 вв. освободившихся от феодальной зависимости и начавших обширное строительство городских соборов. Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания.

В архитектуре Тосканы античная традиция проявилась в законченности и гармоничной ясности форм, в праздничности облика величественного ансамбля в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г.— 14 в.), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв.) и кладбище Камио-Санто. Каждое здание выступает свободно, выделяясь простыми замкнутыми объемами куба и цилиндра и сверкающей белизной мрамора на покрытой зеленой травой площади у берега Тирренского моря. В разбивке масс достигнута соразмерность. Изящные беломраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ.

Пизанская башня. Вот уже более восьми веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом». Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. Оно было заложено в конце XII — начале XIII веков.

Пизанская башня, Бонанно Диотисальви, 1153, достр XIVв., Италия, Пиза

По преданию, для этой цели сюда специально завозили землю, доставленную из Палестины, с горы Голгофы. Готические аркады кладбища украшены фресками, на которых запечатлены преисподняя и Страшный суд. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. Строили тогда медленно, и собор возводили 55 лет. Еще дольше сооружался баптистерий — целых 120 лет.

Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле, к которому позднее примешались элементы готики. Кафедра в часовне украшена рельефом, изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Но все рекорды по длительности строительства побила кампанилла, автором сооружения которой считают архитектора Бонанно. Но есть предположения, что проектировали кампаниллу те же зодчие, которые строили и собор, то есть Бускетто и Райнольдо. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни.

И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно обнаружил, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. Мастер прекратил работу и… исчез из города. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Другие считают, что отцы города, взбешенные просчетом архитектора, не принявшего во внимание зыбкий грунт и в результате испортившего весь великолепный ансамбль, изгнали его. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли, и к 1233 году было построено всего четыре этажа. Лишь через сто лет после начала строительства, в 1275 году, городские власти нашли смельчака, который рискнул продолжить возведение колокольни. Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы, отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Точнейший математический расчет и великое мастерство зодчего позволили ему надстроить башню еще на пять этажей. Надстраивая ее, архитектор выкладывал следующие этажи, превышая их с наклонной стороны на пять, семь, десять сантиметров. Но кампанилла продолжала «падать». Увенчать все сооружение колокольней Дж. ди Симони не решился — слишком велик был риск. Поэтому, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. В 1350 году, когда отклонение от вертикали составляло уже 92 сантиметра, за работу принялся архитектор Томазо ди Андреа. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. А по замыслу первый этаж ее должен был быть высоким, затем 10 этажей с балконами, 12-й этаж — звонница, а венчать кампаниллу должна была крыша. Общая высота башни предполагалась 98 метров.

Много раз предпринимались попытки спасти башню. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. В 1961 году по проекту польского ученого Р.Цебертовича попытались уплотнить сыпучие и оседающие пласты почвы с помощью электрокинетических процессов. Но ни один из этих методов не остановил падения башни, которая продолжала накреняться с прежней своей скоростью — один миллиметр в год. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. В апреле 1965 года старый звонарь Энчо Гиларди последний раз поднимался на колокольню по 294 ступеням. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Днем и ночью 100 автоматических фото- и киноаппаратов нацелены на башню, поджидая ее падения. Уже подсчитали, что если ничего не будет предпринято, то в ближайшие 50 лет башня потеряет стабильность и упадет. А ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, связанные с законом свободного падения тел, великий Галилео Галилей..

 

Читать по теме:

Архитектурные стили

tehlib.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о