Романский стиль в архитектуре средневековья • Дизайн, архитектура, декоративное искусство
Падение могучей Римской Империи привело к краху всего античного мира, что в итоге послужило одной из главных причин появления нового архитектурного направления – «романики» или «романского стиля» в архитектуре средневековья.
Истоки возникновения романского стиля в архитектуре
Борьба за свободу и сохранение своих территорий стала главным лейтмотивом всего средневекового изобразительного искусства XI-XII вв. Более всего новые тенденции отразились именно на архитектуре, носившей в то время исключительно крепостной характер. Романские замки, храмы, монастырские комплексы и церкви напоминают мощные военные постройки из-за практически полного отсутствия фасадных декоративных деталей, наличия окон, похожих на бойницы и массивных, тяжелых стен.
Арсисс де Комон, установил непосредственное родство между древнеримским искусством и зодчеством доготического периода. В начале XIX века он ввел термин «романский стиль», который впоследствии плотно вошел в искусствоведческий лексикон, хоть и был признан весьма неточным и условным.
Романский стиль в архитектуре средневековья стал первым в истории архитектурным стилем, подчинившим своему влиянию всю католическую Европу.
Отличительные особенности романского стиля
Так как романская архитектура носила, в основном, оборонительный характер, то основными типами постройки стали храм-крепость и замок-крепость, отличавшиеся от наследия античной архитектуры декоративной сдержанностью, тяжелыми, не пропускающими солнечный свет стенами и суровым обликом.
Доминантной частью композиции замка-крепости, являющегося на тот период основным типом светских сооружений, становится донжон – центральная башня, в которой располагались и хозяйственные помещения, и парадные залы, и жилые комнаты. Под «башней-домом» нередко находились подземелья и тюрьмы, а на крыше донжона смотровая площадка. Таким образом, получалось, что донжон был своеобразной крепостью в крепости, вокруг которой располагались остальные замковые сооружения, выполненные в простых геометрических формах, характерных для романского стиля архитектуры средневековья.
Романские замки едва ли можно было встретить в городской застройке, поскольку зачастую их возводили в местах, удаленных от центральной части города. Но, тем не менее, именно замковая светская архитектура повлияла на сложение специфического средневекового типа города, состоящего из высоких близко поставленных друг к другу домов, «каждый из которых был замкнутым в себе пространством».
В связи с сильным влиянием церкви на светскую и духовную жизнь, а также с особенностью мировоззрения европейского человека XI-XII вв., самым значительным достижением зодчих средневековья в архитектуре романского стиля стали необычные культовые постройки, напоминающие скорее прочные оборонительные пункты, нежели храмы.
Суровость и тяжеловесность романских соборов вызвана, прежде всего, заботой о прочности «дома Бога» и высшей идеей о превосходстве духовного начала над телесным. Применение «римских» полуциркульных арок и сводов (хотя нередким было также использование коробовых и крестовых каменных сводов), византийских аркад и арабских орнаментальных мотивов было широко распространено в интерьере церквей, в то время как фасадные части зданий оставались аскетически простыми.
О преемственности римских архитектурных традиций говорит также базиликальная форма храмов, напоминающая в плане латинский крест. Оформление главного входа в качестве перспективного портала, впоследствии, станет излюбленным приемом в готической архитектуре.
Интересной находкой зодчих романского стиля стало использование капителей в качестве арочных опор. Античные зодчие ввиду определенных обстоятельств нечасто прибегали к данному приему, в то время как романские мастера неустанно оформляли таким образом внутреннее и внешнее пространство храмов, как, например, в церкви Нотр-Дам-ля-Гранд. Итальянские гуманисты эпохи Ренессанса, опираясь на наследие романских зодчих, также активно использовали «арочно-капительные» конструкции в экстерьере вилл и палаццо.
В архитектуре средневековья романский стиль определил новые параметры построения колонн, отказавшись от энтазиса и превратив античные капители в настоящие произведения искусства, где наряду с необычными орнаментальными мотивами можно было увидеть фигуры ангелов, горгулий, святых и молящихся людей. Рельефными композициями украшались стены, тимпаны и архивольты сводов.
Если говорить о раннем романском стиле, то нельзя не отметить, что скульптурная пластика, в силу своей небольшой проработанности (до второй половины XI в.), отходила на второй план перед мощными монументальными композициями, настенной живописью, мозаикой и мраморными инкрустациями.
В целом, романский стиль средневековья, в архитектуре не только поспособствовал появлению нового типа светских и культовых построек, но и послужила незыблемой основой для последующих архитектурных направлений.
7 фактов о Романской архитектуре
Распространение
Романская архитектура господствовала недолго: в XI—XII веках, в некоторых странах до XIII-го. Наибольшее распространение получила в Италии, Германии, Шотландии, Англии, Франции и части Восточной Европы.
Замки
Основными постройками того времени были замки-крепости. Строились они зачастую на возвышенностях, в труднодоступных местах в оборонительных целях. Возводились массивные стены с узкими окнами, бойницами, башнями. Архитекторы старались как можно гармоничнее вписать постройку в окружающий ландшафт. Тем самым визуально она казалась прочнее.
Внутри крепостных стен находилась отдельная, главная башня – донжон. Она, как правило, была трехэтажной, а по форме – круглой, квадратной или многоугольной. На первых этажах располагались склады, на вторых – комнаты господ, на третьих – комнаты прислуг. Зачастую донжоны строились таким образом, что комнаты были узкими, и в башнях нельзя было жить. В таком случае там располагался арсенал, главный колодец, склады, а жилой дом строился рядом.
Монастыри
Храмы-крепости – вторая основная постройка романского стиля. Монастыри были центрами культуры, имели собственное налаженное хозяйство, деньги на строительство.
Монастырские комплексы не уступали феодальным замкам-крепостям. В них входили крепостные стены, главная церковь, внутренний дворик, обставленный по периметру колоннадами – клуатра, сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, пекарни, конюшни, дома для приема странников (паломничество в Европе в те времена набирало оборот).
Декорирование зданий
Фасады и внешние стены зданий стали украшать поясками аркатурами. Это декоративный ряд ложных арок. Распространены были слепые аркатуры, то есть прилепленные к стенам. Использовался также фриз – лента, часть стены в виде узкой декоративной полосы, которая украшалась рисунками и лепниной.
Строительные материалыДля возведения стен использовались известняк, кирпич и камень, для облицовки – гранит и мрамор. На заре романской архитектуры широко применялось дерево – даже при постройке церквей и храмов.
Кладка стен велась из отесанных камней на растворе. Стены были трехслойными. Для строительства сводов использовался камень или кирпич. Внутренняя поверхность сводов опоясывалась ребрами – нервюрами.
Храмы
Из прошлых статей мы знаем, что в Европе, где распространено католическое христианство, строили базиликальные храмы.
Одна из отличительных черт романской архитектуры – полуциркульные арки и своды храмов. Если в римской архитектуре потолки базилики часто были плоскими, то в романской мы видим своды, не закрытые перекрытиями. Такие своды – очень тяжелые, и для их поддержки нужны мощные стены и колонны. Именно поэтому постройки романского стиля отличались массивностью.
Количество нефов (пролетов) в храмах было от одного до пяти.
Разделения на школы
В романском стиле очень много школ: английская, французская и германская, причем каждая делится еще на более мелкие школы.
Французская делится на школы Аквитании, Бургундии, Прованса, Овернскую и Нормандскую. Германская – на саксонскую, рейнскую и вестфальскую.
Каждая из них отличалась своими особенностями в строительстве. Например, Прованская школа была направлена на строительство небольших однонефных храмов. Если же и строились трехнефные, то боковые были очень узкими.
О месте романской архитектуры в истории Европы вы узнаете, прочитав статьи о готике и Ренессансе.
Автор: Иван Ратушний
Подписывайтесь на наш Telegram-канал — там еще больше важных новостей!
Средневековая архитектура | Английское наследие
Средневековый
В течение более чем столетия после битвы при Гастингсе все солидные каменные здания в Англии были построены в романском стиле.
Восточный конец церкви аббатства Риво в начале 13 века, Северный Йоркшир.
Нормандский стиль
Главной характеристикой нормандской архитектуры является полукруглая арка, часто сочетающаяся с массивными цилиндрическими колоннами. Ранние норманнские постройки отличаются строгостью и крепостью. Часовня Святого Иоанна в лондонском Тауэре — один из особенно ранних и атмосферных примеров.
В более крупных церквях, таких как Даремский собор и разрушенный монастырь Святого Ботольфа в Колчестере, головокружительные размахи двойных или тройных ярусов круглых арок возвышаются друг над другом, фонарь над галереей над главной аркадой.
Норманнский стиль наиболее бескомпромиссно проявляется в великих крепостях замков, таких как Дувр и Рочестер в графстве Кент и Ричмонд в Северном Йоркшире. Сохранившиеся домашние примеры гораздо реже, но включают так называемые еврейские дома Линкольна и дом констебля в замке Крайстчерч, Дорсет.
В Рочестерском замке находится одна из самых впечатляющих крепостей в Англии, построенная в 1127 году. Шедевр нормандской архитектуры, это самое высокое сохранившееся здание в Европе.
Украшение
Церковь Святой Марии, Кемпли, Глостершир, служит напоминанием о том, что стены, колонны и арки многих нормандских зданий были богато расписаны. С начала 12 века резные украшения также стали более распространенными, как это видно на ребрах шевронного свода «радужной арки» монастыря Линдисфарн, Нортумберленд.
Дверные проемы были окружены рядами колонн и увенчаны концентрическими арками, часто вырезанными зигзагами или инкрустированными знаками зодиака или мордами животных. Капители (головы) колонн также часто вырезались — возможно, с гребешками или стилизованными листьями кувшинок, как в поместье Бертон Агнес в Йоркшире.
Поверхности стен могут быть украшены ярусами пересекающихся круглых арок, вырезанных в низком рельефе, как в Возвышающемся Замке и Монастыре Касл-Акр в Норфолке и Монастыре Венлок в Шропшире.
Западный фасад церкви монастыря Касл-Акр является одним из лучших образцов нормандской архитектуры и декора в Англии. Двери и нижние ступени датируются примерно 1140 годом, а верхние ступени появились в следующие 20 лет. Центральное окно было вставлено в 15 веке.
Расцвет готики
В последние десятилетия 12 века начала появляться новая архитектура. Его стрельчатые арки, возможно, произошли от исламских зданий, которые видели крестоносцы. Историки эпохи Возрождения с презрением относились к этому стилю, называя его «готическим» (что означает «варварский»).
Изначально новые арки были просто привиты к нормандским чертам. Например, в «переходной» церкви аббатства Билдвас в Шропшире главные арки имеют неглубокие точки, а окна над ними имеют круглую форму.
Аббатство Байленд, Северный Йоркшир, и Аббатство Рош, Южный Йоркшир, являются ключевыми примерами быстрого развития нового стиля. Примерно к 1200 году развился полностью готический стиль (названный викторианцами ранним английским языком). Отличительными чертами были узкие остроконечные стрельчатые окна и столбы, состоящие из сгруппированных колонн и валов из полированного мрамора. Аббатство Уитби и части аббатства Риво (оба в Северном Йоркшире) были перестроены в этом стиле в 1220-х годах.
Церковь Байлендского аббатства в Северном Йоркшире является выдающимся образцом ранней готической архитектуры. Завершено в 1190-х годов Байленд был одним из первых монастырей на севере Англии, принявших готические формы, и его церковь, замечательная как по своим размерам, так и по сложности, оказала огромное влияние.
Украшенный стиль
Украшенный стиль был ответвлением готики, которое развивалось примерно с 1290 года. Его название отражает сложный каменный узор его иногда очень больших окон. Прекрасным примером является западный фасад Йоркского собора.
Скульптурные украшения были также щедро украшены арками (которые иногда были уплощенными и остроконечными), а также капителями колонн и поверхностями стен. Одним из наиболее впечатляющих достижений украшенного стиля является большой восьмиугольный «фонарь» собора Эли, воздвигнутый в 1322–1328 годах над перекрестком и невидимо поддерживаемый мощными деревянными стойками
Перпендикулярные церкви
В Северной Европе украшенный стиль превратился в замысловатый и витиеватый яркий стиль, но перпендикулярный стиль, который развился в конце 14 и 15 веков в Англии, является отчетливо английским. Он характеризуется парящими вертикальными линиями, огромными окнами с узкими ажурными узорами, стеклом гораздо больше, чем камнем, и пышными веерными сводами, балками-молотами или «ангельскими» крышами.
Перпендикулярные церкви являются одним из величайших шедевров английской архитектуры. Высокие и светлые, они были дорогими в строительстве. Многие (но далеко не все) лучшие из лучших находятся в районах, которые стали процветающими благодаря быстро развивающейся торговле тканью, особенно в Восточной Англии и Линкольншире, Котсуолдсе и некоторых частях Западной страны.
Ворота аббатства Святого Иоанна, единственная сохранившаяся часть богатого бенедиктинского монастыря в Колчестере, Эссекс, были построены примерно в 1400 году для укрепления обороноспособности аббатства. Акцент на вертикальных линиях характерен для Перпендикулярного стиля.
Проявление благочестия
Некоторые из самых больших церквей, построенных или реконструированных в стиле Перпендикуляр, служили деревенскому населению, которое никогда не могло бы их заполнить. Они скорее проявление благочестия и местной гордости, чем нужды.
Во многих Перпендикулярных церквях есть роскошные гробницы, воздвигнутые для того, чтобы помнить об их основателях и благотворителях. Щедрые души еще больше обеспечили свое спасение, добавив богадельни, школы или «колледжи» (общие резиденции для священников) в соответствующем стиле, как в Юэлме, Оксфордшир, Таттерсхолл-колледже, Линкольншир и Чичел-колледже, Нортгемптоншир.
Замок Старый Уордор в Уилтшире был основан в 1390-х годах для Джона, 5-го лорда Ловелла. Хотя замки сохранили военную функцию в период позднего средневековья, они также все больше отражали социальный статус владельца. Необычная и инновационная шестиугольная форма Old Wardour была ярким символом богатства и ранга лорда Ловелла.
Модные особняки
Дворяне и восходящие дворяне, такие как Хейдоны из замка Бэконсторп, также заявляли о своем богатстве и статусе, строя роскошные особняки. Они часто были построены в стиле замков и окружены рвами, но их нельзя было серьезно защитить.
В последние десятилетия 14 века была мода на прямоугольные замки с угловыми башнями, такие как Бодиам в Сассексе, замок Фарли Хангерфорд в Сомерсете и замок Болтон в Йоркшире. Старый замок Уордор в Уилтшире имеет необычно шестиугольную форму, а замок Нанни в Сомерсете представляет собой компактный «дом-башню» во французском стиле.
Великие особняки 15-го века включают замок Таттерсхолл (Линкольншир) и роскошную усадьбу Вингфилд (Дербишир), оба построенные для лорда-казначея Ральфа Кромвеля и значительно украшенные его значком в виде пухлого кошелька и его девизом: «Разве я не прав?»
Замок Таттерсхолл построен из кирпича. Этот материал становился все более популярным в восточной Англии, где он также щедро использовался для ворот Торнтонского аббатства, замка Кирби Максло и большей части Старого зала Гейнсборо. Строительные кирпичи, сначала импортированные из Фландрии, вскоре стали производиться в Англии.
Деревянный каркас
Средневековые строители регулярно использовали дерево, а также камень, и во многих частях Англии основной традицией оставался деревянный каркас на протяжении всего Средневековья.
Древесина использовалась не только для скромных жилищ и сельскохозяйственных построек, но также и для амбициозных таунхаусов и ратуш, таких как те, что в саффолкском шерстяном городке Лавенхем, и для верхнего этажа Йоркского торгового зала авантюристов. Мощная деревянная крыша с деревянными балками была добавлена к Вестминстер-холлу в 139 г.5–9 работы Хью Херланда и мастера-каменщика Ричарда II Генри Йевеля имеет пролет 21 метр. Это один из самых смелых плотницких подвигов, когда-либо достигнутых.
Сарай Хармондсворт, Миддлсекс, построенный в 1426–147 годах, один из самых больших амбаров с деревянным каркасом, когда-либо построенных в Англии, также должен быть причислен к архитектурным чудесам того периода.
Названный Джоном Бетджеманом «собором Миддлсекса», Хармондсворт Сарай является одним из самых полных, неизмененных дореформационных зданий в Англии. Построенный Винчестерским колледжем в 1426–147 годах как часть фермы поместья в Хармондсворте, сарай с деревянным каркасом является исключительным образцом средневекового столярного дела.
Средневековые рассказы
Что произошло в битве при Гастингсе?
Ранним утром 14 октября 1066 года две великие армии приготовились к битве за трон Англии.
Узнайте, что произошло в самом известном сражении в истории Англии.Пирс Гевестон и падение Эдуарда II
Узнайте, как зависимость Эдуарда II от своих «фаворитов» и возможных любовников привела к его отречению и смерти.
Резня евреев в Клиффордс-Тауэр
Одна из самых жестоких антисемитских массовых убийств средневековья произошла в Йорке в 1190 году. Вся еврейская община города была заперта разъяренной толпой в башне Йоркского замка.
Лорд Гастингс, Ричард III и недостроенный замок
Ричард Корнуоллский, король Артур и замок Тинтагель
Почему Ричард, граф Корнуолл и один из богатейших людей Европы, променял три замка на камень?
Где произошла битва при Гастингсе?
Историки давно признали, что аббатство Баттл было построено «на том самом месте», где Вильгельм Завоеватель победил короля Гарольда. Есть ли правда в утверждениях, что битва произошла в другом месте?
Плохое поведение монахов аббатства Хейлс
Записи о посещениях аббатов, которые пришли осмотреть аббатство Хейлс, предлагают дразнящие взгляды на жизнь живших там монахов и пороки, которые могли их соблазнить.
Кентерберийская сказка: Гобелен из Байе и аббатство Святого Августина
Аббатство Святого Августина давно известно своим вкладом в английское христианство. Но может ли это также быть родиной одного из самых известных артефактов в истории?
Подробнее о средневековой Англии
Средневековье: Архитектура
В течение более чем столетия после битвы при Гастингсе все солидные каменные здания в Англии были построены в романском стиле, известном на Британских островах как нормандский. С конца 12 века на смену ему пришел новый стиль — готика.
Средневековье: религия
Церковь была всепроникающей силой в жизни людей, а могущество и влияние католической церкви — тогда единственной церкви в Западной Европе — достигли своего апогея в Англии в Средние века.
Средневековье: война
Норманнское завоевание было достигнуто во многом благодаря двум орудиям войны, ранее неизвестным в Англии: конному рыцарю в доспехах и замку.
Романское искусство
Романское искусство было одним из первых новаторских и целостных стилей, распространившихся по всему католическому миру.
Византийская империя
Особое влияние на него оказало византийское искусство, которое практиковалось в 13 веке. Термин был придуман в 19 веке историками, которые постоянно изучали этот уникальный стиль искусства и архитектуры.
Европейские страны, которые практиковали романское искусство, включают Италию, юг Франции и Испанию.
Основной целью развития романского искусства было сохранение знаковых библейских событий, которые имели место, и хроника важных личностей, таких как влиятельные лидеры тех средневековых времен.
Поколения католиков были воспитаны этим романским искусством и узнали о нарисованных событиях.
Эти романские украшения обычно создавались в церквях и включают
Христос в величии
Страшный суд
РоманСцены из жизни Христа 9090 Период 040 Искусство
Выделяют два периода, когда рост этого искусства, каролингский и османский периоды. Каролингский период насчитывает примерно 120 лет, примерно с 780 по 9 г.00.
Эпоху правления Карла Великого и его наследников обычно называют Каролингским Возрождением. Романское искусство создавалось под императорским покровительством, которое принадлежало монастырям.
Карл Великий Король франков Каролингской империи
Люди из этой группы продемонстрировали высокое мастерство и изысканность дизайна в своем романском искусстве. Они использовали различные материалы, включая металл, эмали и слоновую кость.
Этот период важен для романского периода, в основном потому, что именно в эту эпоху художник заимствовал концепции изображения человеческой фигуры в художественной форме.
Оттонские периоды восходят к 932 году во время правления первых трех императоров Священной Римской империи из династии Оттонов. Этот период в основном связан с большинством иллюминированных рукописей, которые были очень ярко раскрашены.
История романского искусства
Романское искусство восходит к ок. 1000 г. до возникновения готического художественного стиля. Это искусство широко использовалось ранними католиками, которые видели важность изображения библейских сцен и человеческих фигур в виде статуй.
Говорят, что это искусство возникло в результате двух периодов, а именно периода Каролингов и Оттона. Многие концепции, используемые в этом искусстве, были заимствованы из двух предшествующих периодов. Это включает в себя используемые материалы, режим художественной резьбы и даже меценатство.
Романский стиль Живопись в ярких красках
Романское искусство и архитектура
Период после романского стиля Живопись в ярких красках – это готический стиль, возникший в 13 веке.
Готическая архитектура является наиболее развитой и проработанной по сравнению с другими. Улучшение связано с опытом и тем, что было сведено воедино сочетание идей предыдущих периодов.
Основными носителями того времени были иллюминированные рукописи, скульптура, панно, витражи и фрески.
Фреска
Романское искусство Характеристики
Романское искусство отличается прекрасным стилем как в живописи, так и в скульптуре. Это хорошо представлено в культовых моделях, таких как Христос в величии, сцены из жизни Христа и Страшный суд.
Иллюминированные романские манускрипты украшены роскошными цветными украшениями того периода. Романское искусство можно увидеть в Библии и Псалтирях того времени.
Цветной декор был также в капитальных колоннах, которые были захватывающими и свидетельствовали о большом мастерстве и мастерстве дизайна. Искусство было дополнено сценами из нескольких резных фигур. В начале периода использовалось большое деревянное распятие, немецкое новшество.
Хорошим примером использования этого искусства является статуя Мадонны на троне, которая является одной из лучших статуй, демонстрирующих скульптурный стиль того периода.
Композиции имели небольшую глубину и были гибкими, так что исторические инициалы можно было втиснуть в формы. Таким образом были созданы церковные тимпаны и столица колонн.
Романские церковные тимпаны
Романские художники
Художники того периода были широко известны и ценились обществом. Иконография была составлена после тщательной встречи лидеров и покровителей того времени.
Королям и правителям того времени потребовался многолетний опыт, чтобы заключить с художником контракт на изображение сцены в романском стиле.
Одним из самых известных художников романского периода является Николай Верденский (1130-1205). Он был французским художником, который известен своим опытом в ювелирном деле и резьбе по эмали.
Художники с большим опытом работы в мозаичном стиле. Он создал статуэтки, святыни и подсвечники, украшенные драгоценными камнями (Майерс и булыжник)
Работы мастера Хьюго охватывают период с 1136 до 1148 года. Он известен тем, что освещал Погребенную Библию и делал бронзовые двери.
Считается, что бронзовые двери западного входа в церковь Аббатства, большой колокол и резное распятие с фигурами Марии и Святого Иоанна являются частью его работ.
Наконец, он создал крест из слоновой кости Клойстерс, который в настоящее время находится в Клойстерс в Нью-Йорке.
Другим известным художником является Гислеберт, работавший в 12 веке. Он был французским художником, имевшим большой опыт в скульптуре. Некоторые из его великих работ и украшений включают собор Сен-Лазар в Отене, Франция.
Иконы романского искусства
Большинство работ известных художников в романском стиле существуют сегодня и разбросаны по всей Европе и США. Самые ценные хранятся в музеях на сохранность и для изучения историками.