Романский стиль в моде: Романский стиль

Романский стиль

Откуда только не черпают модные стилисты идеи для своих новых коллекций! История — самый большой «океан» для вдохновения. Не является исключением и Средневековье, а точнее — романский средневековый стиль. Какой же отпечаток наложило на современную моду это сказочное время отважных рыцарей? Отчего до сих пор так интересен костюм романского стиля, несмотря на то, что многие его считают несколько чудаковатым?

Особенности романского стиля

  1. Многослойность одежды (на нижнюю одежду надевали еще одну, и еще, и еще…).
  2. Контрастные цвета (в какой-то период появилась лоскутная мода «мипарти», смысл которой заключался в раскрашивании одежды по блокам, а затем она «перекочевала» в наряды шутов).
  3. Красивая отделка (края одежды, будь то горловина или низ платья, обшивались богато каймой, мехами, бахромой и кисточками).
  4. Обязательный атрибут — пояс, «повествующий» о сословии и служивший оберегом (именно во времена Средневековья был изобретен «пояс верности»).
  5. Плащи и накидки — важный элемент романского стиля.
  6. Бубенчики, которыми обвешивались даже прекрасные рыцари, со временем также стали украшать только шутовские костюмы.

Простой и свободный крой, нарядная отделка, широкие рукава внизу, насыщенные цвета — такой набор не мог остаться незамеченным у модных дизайнеров. Элементы романского стиля нашли свое отражение в современной одежде, и поклонников этого направления в моде достаточно.

Немного мешковатый костюм, казалось бы, лишен форм. Но это совсем не так. В просторном объеме ткани скрывается женское тело, еще более сексуальное, чем в откровенном платье. К тому же «балахонистые» модели невероятно удобны и практичны. Простой крой украшает декорация в виде отделки или пояса. В таком незатейливом наряде девушка выглядит необыкновенно женственной и «земной».

Цвета романского стиля лишь много веков назад делились на две группы: насыщенная гамма — для богатой знати, серо-коричневая расцветка — исключительно для бедного населения. Теперь современные модницы с удовольствием носят как синее платье, так и «невзрачное» серое. И все же, конкретизируем: романский стиль в одежде «предпочитает» зеленый, бордовый, синий цвета, терракотово-коричневую гамму.

Модельеры очень часто используют идеи романского костюма, создавая вечерние и свадебные платья. Невеста в белом средневековом платье бесподобна! Интересно то, что предшественницы романского периода шли под венец в нарядах зеленого, пурпурного, золотого цветов – такая уж была свадебная мода того времени.

Прически романского стиля

К сожалению, прической романского периода чаще служил головной убор. Популярность на непокрытые волосы то исчезала вовсе, то появлялась. В одно время лишь юные девушки могли ходить с распущенными волосами, украшая голову венками и лентами. Мода, которая удивляет нас сегодня, к счастью не сохранилась: отсутствие бровей и ресниц, а также неестественно высокий лоб (достигался такой эффект путем сбривания «лишних» волос).

Что же почерпнули современницы из романского парикмахерского искусства, создавая стиль времен средневековья в своем образе? Брить лоб совсем не требуется, чтобы воссоздать образ красавицы тех времен.

Альтернатива: начес над открытым лбом. А локоны и венок из цветов — самая распространенная свадебная прическа, к которой фата не требуется. Этой скромной прическе не суждено «состариться», настолько она к лицу юным и нежным девушкам.

Пусть ваш стиль будет особенным, главное, чтобы вам было комфортно и отражение в зеркале всегда радовало!

 

Статьи по теме:

Европейский стиль одежды для женщин

Европейский стиль одежды, как говорится, впереди планеты всей. Ведь всем известно, что практически все законодатели современной моды – это выходцы из Европы, или их ученики. И даже обычные европейские женщины в своих повседневных нарядах являют собой пример хорошего вкуса.

Молодежный стиль одежды для девушек

Молодежь – наиболее интересная для современных дизайнеров возрастная группа модников и модниц.

Именно на молодых девушках и парнях модельеры проводят свои самые смелые модные эксперименты. Может быть именно поэтому молодежный стиль одежды не похож ни на какой другой.

Современные стили одежды

Современные стили одежды невероятно разнообразны. Порой создается впечатление, что сегодняшняя мода желает, чтобы ничего не кануло в лету, и оберегает от этого все направления – от античных до ультрасовременных. И все же можно выделить наиболее популярные стили одежды.

Стиль городской шик

Несмотря на то, что стиль городской шик как модное направление обозначился совсем недавно, он уже оброс целой армией поклонниц по всему миру. Да и многие известные дизайнеры с удовольствием создают свои модные шедевры в этом стиле.

Западноевропейский костюм романского стиля (XI — начало XIII в.) —

Пошли оруженосцы и рыцари в собор.
Народ валил стеною: не всякому опять
Чин посвященья в рыцари придется увидать.
«Песнь о нибелунгах»

К 1000 г. в Европе наступает затишье, и установившееся мирное равновесие позволяет, наконец, заняться созидательным трудом.

К XI—XII вв. в искусстве формируется так называемый романский стиль. В это время складываются феодальные княжества. Строятся замки и монастыри. Последним принадлежат огромные богатства и средства, поэтому главным заказчиком художественных произведений являются монастыри, и все основные художественные ценности находятся в них. По этой причине романское искусство называют «монастырским» искусством.

Для архитектуры романского стиля характерны следующие черты. Здания напоминают крепости. Они имеют толстые стены и узкие окна-бойницы с полукруглыми очертаниями вверху, горизонтальные и вертикальные членения в виде поясков, карнизов, выступов, зарубок и т.д. Крупная блочность хорошо читается в облике такого здания, будь то церковь или замок.

Развивается скульптура, особенно бурно в XII — ХIII вв. Романская книжная миниатюра отличается красочностью сюжетов и живостью персонажей. Получает дальнейшее развитие костюм.

Христианство, феодализм и рыцарское сословие наложили значительный отпечаток на романскую культуру.

Идеал красоты. Идеал мужской красоты — это мужественный рыцарь с красивым развитым телом. Мужественность, физическая сила, а не византийские аскетизм и бестелесность — основные черты мужской красоты наряду с хорошими манерами, предписанными кодексом чести.

Идеал женской красоты основывается на церковном идеале и романтизме, бытующем в обществе. Женщина должна быть преданной, нежной, хрупкой, с тонкой талией и светлой кожей, иметь золотистые волосы, светлые (голубые, зеленоватые) глаза, красиво очерченные яркие губы и щеки цвета нежной розы. Этот поэтический образ женщины как бы оттеняет достоинства сильной половины человечества. Возникает культ «прекрасной дамы», которой поклоняется рыцарь, ради которой проводятся турниры, которую воспевают трубадуры. Женщина находится в центре внимания придворной жизни.

Виды и формы одежды. Текстиль. И мужской, и женский костюм состоит в основном из накладных одежд. Из драпирующихся видов одежды сохраняются лишь плащи и накидки. В романскую эпоху произошло четкое разделение одежды на мужскую и женскую, хотя и не сразу.

В результате мужской костюм стал включать в себя штаны, короткий верх в разных вариантах и плащ. Женский костюм состоит из длинных одежд типа туники и плаща. Для одежды характерна многослойность. Изготавливают ее из льна, кожи, сукна, меха. Еще не используются узорчатые восточные ткани. Отсюда яркие, звучные цвета гладкокрашеных тканей: кармин, зеленый, ярко-синий, алый, белый. Разные части костюма контрастны по цвету.

В позднероманском периоде модны одежды геральдических цветов и с элементами геральдики — мода «мипарти» (mi-parti — деленная), например штанины разные по цвету (см. эпоху готики). Такую «лоскутную» моду ввели феодалы, чтобы выделиться на общем фоне. Молодые щеголи, пажи, «золотая» молодежь быстро приняли эту моду. Наибольший расцвет мода «мипарти» переживет в эпоху готики и особенно при бургундском дворе.

Из стран Востока привозят дорогие узорчатые ткани и шелк-пурпур. Но одежда из них — привилегия коронованных особ и высшей аристократии. Начинает развиваться вышивка. Потребность в ней была велика, так как текстиль был гладкокрашеным. Из крестовых походов в Европу поступают новые виды текстиля: хлопок и шелк. Шерсть и сукно начинают красить, используя новые, яркие красители. Однако красочной и яркой одежде недоставало изысканности, свойственной античным временам. Причиной такого недостатка было то, что одежда Средневековья — это смесь элементов античной, византийской и варварской одежды: драпированные одежды — из античности; многослойные туники с узорчатой вышивкой — из Византии; штаны — от варваров, а деление одежды на отдельные блоки (членение) и отделка швов каймой — это романское изобретение, чтобы выделить знать среди остальных.

Рис. III.16. Костюм молодого феодала: котт, сюрко, плащ, венец. Рис. III. 17. Позднероманские костюмы

И мужской, и особенно женский романский костюм в местах разделения и сшивания элементов и частей отделывали каймой. Так закреплялся шов и одновременно декорировался костюм из гладкокрашеной ткани. Полоску каймы отделывали вышивкой, золотыми пластинками, а также драгоценными камнями.

В процессе развития швейного ремесла в романском костюме происходят изменения. В одежде теперь, как минимум, три шва: два боковых и один на спинке. Этим достигается большее прилегание лифа, чем прежде. А с помощью клиньев теперь расширяют отдельные части одежды. К тому же членение одежды также способствовало лучшей подгонке ее к телу.

Мех широко использовался в одежде как утеплитель и элемент отделки. Драгоценные меха соболя и куницы поступали из Руси и пользовались популярностью. Плащи обычно подбивали менее дорогим мехом.

Мужская одежда. В раннероманский период мужчины носили штаны, нижнюю и верхнюю туники и плащи. Их костюм все еще несколько напоминал византийский по манере ношения и по составу. Позже мужчины стали носить поверх штанов-шоссов, похожих на чулки, верхнюю тунику — блио, полуприталенную, отрезную, с заниженной линией талии, с юбкой длиной от колена до середины икры.

На цв. вкл., рис. 25 изображен молодой феодал в роскошном блио с воронкообразными рукавами, низ которых отделан мехом. На груди вышивка. Швы, горловина, низ рукавов, линии талии и бедер отделаны нашитой сверху каймой. При этом создается впечатление крупной дробности, блочности. Плащ застегнут на горле фибулой из золота с драгоценным камнем. Из-под блио видна нижняя туника.

Другой вид мужского костюма распространился несколько позже. Это штаны, туника и нарамник (обычно «мипарти») поверх нее. Нарамник — это накладная одежда, не сшитая по бокам, полученная из цельного куска ткани путем складывания его пополам.

Рис. III. 18. Нижняя женская туника. Рис. III.19. Женское блио. Рис. III.20. Женский костюм: котт, под ним туника, плащ; прическа «рыцарские косы». Рис. III.21 Пояса и пряжки. Рис, III.22, Башмак

Носили также платье котт и сюрко (surkott — «поверх котт»), одежду без рукавов, обычно контрастную по цвету с котт. Сюрко было несколько короче котт и представляло собой сшитый по бокам нарамник (рис. III. 16). Позднероманский мужской костюм напоминал рыцарские доспехи по силуэту и пропорциям и состоял из штанов и короткого верха (рис. III. 17). Простолюдины в качестве верхней одежды носили пенулу типа позднеримской, иногда подпоясанную, с капюшоном; под ней — короткую, до колена, тунику и узкие штаны. С XIII в. под капюшон или колпак стали надевать белый облегавший лицо бегуин (подобие чепца).

Рис. III.23. Прическа молодой девушки. Рис. III.24. Веней, надетый на повязку. Рис. III.25. Связь
романского костюма с архитектурой

Женская одежда. Женский костюм, как и мужской, был многослойным. На тело надевалась нижняя туника с узкими длинными рукавами (рис. III. 18), поверх которой носили блио до щиколоток (рис. III. 19), плащ (цв. вкл., рис. 26, рис. 111.20) и головной убор. Женские, как и мужские, блио и нижняя туника были отделаны каймой в местах соединения частей.

Затем на смену блио пришли котт и сюрко, которые женщины носили так же, как мужчины, поэтому силуэты и содержание мужского и женского костюмов схожи. Лишь позже, к концу периода, появилось резкое различие в одежде мужчин и женщин.

Нижняя женская туника имела узкие рукава с каймой по низу, блио и котт — расширенные. Котт и сюрко были обычно контрастными по цвету, причем то и другое с мантией. Сюрко было обычно без рукавов, но встречаются сюрко с короткими широкими рукавами до локтя и с длинными узкими. Появляется жип, напоминающий современный жакет с длинными или короткими рукавами.

Для раннероманской женской одежды характерны несколько завышенная линия талии и полуприлегающий и прилегающий силуэты. Пояса (рис. III.21) были украшением яркой одежды из гладкокрашеных тканей и располагались ниже талии, «лежали» на бедрах.
Красивые застежки плащей дополняли наряд.

С XII в. из-за запрета церкви на ношение облегающих одежд вновь появляются широкие и свободные наряды (см. цв. вкл., рис. 26).

Обувь. До XII в. обувь была черная тисненая (рис. 111.22), без застежек в виде мягкого башмака без твердой подошвы, однотипная для мужчин и женщин. Позже появилась цветная обувь. Позднероманская обувь имела вытянутый клювообразный носок (см. рис. III. 17).

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Мужские прически были нескольких видов. Наиболее популярной среди знати была «пейзанская» стрижка. Это была прическа с челкой из волос, завитых крупными прядями длиной до плеч. Прической из полудлинных волос была прическа «под Христа». Она напоминала пейзанскую, но была без челки, в ней волосы надо лбом разбирались пробором. Рыцари носили длинные и очень длинные волосы, так как во время походов их не стригли.

Все зрелые мужчины носили бороды, имевшие две или несколько прядок, перевитых золотой нитью или шнуром. Мода на бороды менялась часто.
Женские прически, как и мужские, не отличались разнообразием. Девушки ходили с длинными распущенными волосами — символом чистоты и девственности (рис. III.23; см. рис. III.18), замужние женщины носили на голове различные покрывала, повязки.

Аристократки делали прическу «рыцарские косы», которые были очень длинные, шириной в ладонь, плоские, слабого многопрядевого плетения, с включением в них полос ткани или лент из парчи (см. рис. III.20). Заплетали также височные косы, которые укладывались «баранками», «улитками» над ушами.

Головными уборами мужчин были колпаки, шляпы из велюра, фетра, войлока, а также бегуины из полотна.

Женские головные уборы представляли собой покрывала, платки, повязки. Популярна была романская повязка (см. цв. вкл., рис. 26), позволявшая скорректировать овал лица. Поверх нее надевался обруч или венец (рис. III.24). Иногда венцы и короны украшались не только драгоценными камнями, но и павлиньими перьями. Простолюдинки носили простенькие обручи, украшенные бусинками.

К украшениям относятся фибулы, брошки, венцы, короны и кайма на одежде, отделанные драгоценными камнями.

Косметики женщины употребляли немного. Они пользовались розовой водой, восточными благовонными маслами, пудрились и подкрашивали губы.

Связь костюма с архитектурой. Как уже было сказано выше, для романской одежды характерны блочность, членение единого целого на отдельные части и подчеркивание их каймой.

Блочность свойственна и романской архитектуре. Поверхность членится поясками, карнизами, зарубками, фризами и т.п., причем все это имеет тектоническое начало. Аналогичным образом кайма в романском костюме подчеркивает крой и строение одежды.

Стилевое единство костюма и архитектуры просматривается уже в раннероманском периоде (рис. III.25).

Мода и личные украшения в Риме

Мозаика с изображением группы римских женщин в нижнем белье, III—IV вв. н.э., Вилла Романа дель Казале, Сицилия

 

Мода в Древнем Риме не была похожа на быстро развивающуюся индустрию сегодня. Стили древнеримской одежды и украшений медленно менялись на протяжении веков. Но это не означало, что мода и личные украшения не имели для римлян значения; отнюдь не. В обществе, одержимом статусом, одежда и украшения играли ключевую роль во внешнем выражении своего положения в мире.

 

Дорогие ткани и драгоценные камни были явным признаком богатства. Но открытое хвастовство не одобрялось, предполагая недавно приобретенное богатство и отсутствие знати. Отдельные элементы стиля также могли подвергнуть человека критике в отношении его характера. В частности, для мужчин их внешний вид мог быть истолкован как признак изнеженности или даже безнравственности — величайшее из римских оскорблений.

 

Вы знакомы с тщательно причесанными молодыми людьми, с их блестящими бородами и волосами – все из коробки; никогда нельзя надеяться на что-то сильное или солидное от них .’
(Сенека Младший)

 

Как делали древнеримскую одежду?
Панцирь Murex Trunculus, морской улитки, используемой для создания тирского пурпурного красителя, через The Vegan Review

 

Наиболее распространенными тканями, из которых изготавливалась древнеримская одежда, были шерсть, лен и шелк. Кожа использовалась только для обуви и сандалий, за исключением военного обмундирования. Шерсть производилась в Италии, но лен и шелк часто поступали из восточных частей империи. Греция обеспечила отличный климат для выращивания льна, а часть лучшего шелка добывали на острове Кос. Также вероятно, что к I веку н.э. некоторое количество льна и шелка было импортировано из Сирии и Китая соответственно.

 

Большая часть ткани не окрашивалась, так как это был дорогостоящий процесс. Самым роскошным цветом красителя был фиолетовый, который получали из измельченных морских улиток и был известен как тирский пурпур. К имперской эпохе пурпур был тесно связан с императором. Римские законы о роскоши гласили, что только император мог носить тогу сплошного пурпура.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Римский терракотовый ткацкий станок, украшенный головой Медузы, 2 век до н. э. — 2 век н.э., через Британский музей

 

Одежда была раскроена и сшита из больших кусков тканого полотна, изготовленного на ткацком станке. В Древнем Риме женщины традиционно были ткачихами. Участие в изготовлении одежды для своего дома считалось частью роли римских женщин. Ожидалось, что даже аристократки будут следить за этой работой.

 

После того, как шерстяное полотно было соткано, его отправляли на валяние. Его роль заключалась в том, чтобы чистить и усаживать шерсть, чтобы сделать из нее одежду.

 

Мастерские Фуллера, обнаруженные в Помпеях и Остии, содержат много подробностей об этом процессе. Шерсть, по-видимому, очищали, топчась ногами в смеси воды и мочи. Затем его сушили, обрезали и прессовали на больших шнековых прессах. Большая часть ткани сохранила свой естественный цвет. Однако белую одежду можно было изготовить путем отбеливания ткани серой.

 

Тога
Бронзовая статуя аристократического римского мальчика в греческом гиматии, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э., via Met Museum

 

Между древнегреческим и римским стилями одежды было мало различий. Действительно, большая часть древнеримской одежды была вдохновлена ​​более ранними греческими аналогами. Например, греческий гиматий, изображенный выше, носили граждане Греции, чтобы указать на свой статус свободнорожденных. Эта одежда и ее знак социального положения также были приняты римлянами. Считается, что этруски представили гиматий Древнему Риму после раннего контакта с греческой культурой. Гиматий постепенно превратился в более объемную римскую тогу.

 

Мраморная статуя римского мужчины в тоге, 50–100 гг. н.э., музей Дж. Пола Гетти

 

Тога представляла собой кусок драпированной ткани полукруглой формы. Считается, что к I веку нашей эры его размеры составляли 5,5 х 2,75 метра. Тога не застегивалась, и большая часть ткани держалась на сгибе руки. На самом деле носить его, должно быть, было неудобно. Это, возможно, объясняет, почему это было желательно только в определенных случаях.

 

Бронзовая статуэтка гения или духа высокопоставленного чиновника в тоге с широкой пурпурной полосой ( clavus latus ), I век н.э., через Художественный музей Уолтерса

 

Тоги носили разных цветов и с разными украшениями в зависимости от статуса и случая. Тога пулла представляла собой траурную одежду из темной шерсти. Тога candida носили кандидаты на публичных выборах и отличалась ярко-белым цветом. Некрашеная тога с узкой пурпурной полосой ( clavus angustus ) на границе носили всадники и сыновья элиты. Тоги с широкой пурпурной полосой ( clavus latus ) предназначались для сенаторов и других высокопоставленных лиц. Как мы видели, только императоры могли носить тогу полностью пурпурного цвета. А вот полководцы-победители, вернувшиеся с войны, могли носить тоги из пурпурной шерсти и золотой нити ( toga picta ).

 

Использование тог постепенно распространилось по западным провинциям империи, но было менее распространено на Востоке. Тоги также становились все более большими и дорогими. Это означало, что в конечном итоге они стали единственным заповедником очень богатых людей.

 

Повседневная одежда в Древнем Риме
Мраморная статуя бога Аполлона в плаще из хламиды , 150–160 гг. н.э., via Museo del Prado

 

У большинства нормальных римлян, вероятно, не было формальной тоги. Это была непрактичная одежда, и она не соответствовала требованиям повседневной жизни большинства людей. Вместо этого повседневная одежда древних римлян состояла из туник, плащей и мантий (неофициальная драпированная ткань).

 

У большинства римлян был хотя бы один шерстяной плащ. Римские плащи носили заколотыми на одном плече ( chlamys ) или соединенными спереди капюшоном ( birrus ). Женщины также носили плащ, известный как палла . Это была драпированная одежда, которую при необходимости можно было натянуть через голову.

 

Туники были основным элементом древнеримской одежды для мужчин и женщин. В основном они были сделаны из шерсти или льна для теплых месяцев. Их можно было носить отдельно или под более формальной одеждой, такой как тога. Обычно туника была без рукавов и носилась с поясом для четкости.

 

Мраморная статуя римской женщины в платье stolla и плаще palla , 160–190 гг. н.э., через Музей Дж. Пола Гетти

 

Женщины носили столлу , тип длинного платья с поясом. На вырезе воротника столлы , часто можно было найти украшения с мотивами или цветными полосами, вплетенными в ткань. Вышивка была редкостью, так как это было дорогое и трудоемкое ремесло.

 

Римляне не носили брюк, кроме как как часть военной формы. В Древней Греции брюки долгое время ассоциировались с внешними врагами, такими как персы, которые носили полосатые зауженные брюки. Римляне также считали штаны одеждой врага. Так называемые варварские племена Европы, бич Римской империи, также отдавали предпочтение брюкам, а не туникам и драпированным тканям.

 

О нижнем белье римлян известно мало. Нижнее белье, вероятно, было сделано из льна и, вероятно, имело форму легкой туники. Известно, что женщины перевязывали грудь тканевыми лентами, а мужчины носили набедренные повязки.

 

Женщины и красота в Древнем Риме
Мраморный портретный бюст Юлии Домны, жены императора Септимия Севера, конец II века н.э., via  Museo Nazionale Romano

 

Женщины в Древнем Риме использовали прически, макияж и украшения, чтобы разнообразить свой наряд. В то время как древнеримские стили одежды менялись медленно, мода на прически менялась быстро и часто является полезным индикатором для датирования римского искусства и скульптуры.

 

Сложные прически были очень популярны в конце 1-го и начале 2-го веков нашей эры. Волосы можно было уложить вокруг проволочного каркаса, чтобы создать эффектную прическу. Кусочки косичек и локонов, часто сделанные из волос захваченных рабов, также закалывались в существующие волосы женщины. К середине 2 века нашей эры стили стали более упрощенными. Волны, завитые в волосы, также стали популярными в это время, как на портретном бюсте выше.

 

Прическу для богатых женщин делала дома рабыня-специалист, ornatrix . Но данные из Помпей предполагают, что также существовали парикмахерские для мужчин и женщин, известные как tonsores .

 

Подборка римских стеклянных унгуэнтарий (контейнеров для духов и масел), 4 век н.э., через Christie’s

 

Археологические находки показывают, что инструменты для ухода за волосами и косметические средства в Древнем Риме были очень похожи на те, которыми мы пользуемся сегодня. К ним относятся расчески, пинцеты, бритвы, зубочистки и средства для чистки ногтей. Также были обнаружены щипцы для завивки волос. Они состояли из двух цилиндров, одного полого и одного сплошного, которые можно было нагревать в огне.

 

Косметика и парфюмерия также широко использовались, в том числе некоторыми мужчинами. Были найдены стеклянные контейнеры со следами их первоначального содержимого, такими как румяна и пудра для лица.

 

Интересно, что одним из наших лучших древних источников о режимах красоты римских женщин является поэт любви Овидий, написавший Косметика для женщин . Это была пародия на более формальную дидактическую поэзию, в которой пытались подробно рассказать о том, как женщины могут сделать себя красивыми для мужчин. Вот его рекомендации по эффективному крему от пятен:

 

Пятна на лице изгоняются с помощью средства, взятого из ворчливого птичьего гнезда: крем из зимородка они называют его ’.
(Овидий, Medicamina Faciei Feminae , строка 75)

 

Ювелирные изделия в Древнем Риме
Пара золотых этрусских серег в стиле «а грапполо» (напоминающих виноград), выполненных с использованием техники чеканки и грануляции, IV — начало III вв. до н. э., via Met Museum

 

Ювелирные изделия

использовались для украшения формальной и неформальной древнеримской одежды. Этруски, доминирующая группа в Италии с 8-5 веков до н.э., создавали прекрасные украшения, используя сложные техники, такие как зернь и филигрань. Эти ранние проекты вдохновили более поздние римские стили. Однако постепенно техники упрощались с использованием чеканки и вышивки бисером.

 

Ювелирные изделия из драгоценных металлов, таких как золото и серебро, стали по-настоящему популярными в Древнем Риме только в I веке нашей эры. К этому времени империя выросла в геометрической прогрессии за последнее столетие. Было приобретено много новых провинций, таких как Малая Азия, Греция и Сирия, что открыло доступ к драгоценным металлам и предметам роскоши.

 

Кольцо, выгравированное из цельного куска халцедона и выгравированное инталией богини, возможно, Венеры, I век н.э., через Музей Метрополитена

 

Использование драгоценных камней в украшениях также стало более модным в этот период. Считалось, что драгоценные камни обладают защитными свойствами. Например, считалось, что аметисты облегчают последствия чрезмерного увлечения едой и вином. Камни глубокой печати также были популярны. Они были созданы с использованием специальной техники вырезания изображений на драгоценных камнях. Некоторые женщины, принадлежащие к элитным слоям общества, накопили внушительные коллекции драгоценных камней. Плиний Старший дает следующее описание Лоллии Паулины, жены императора Калигулы:0005

 

Она была покрыта изумрудами и жемчугом… сверкающими драгоценностями на голове, в волосах, на шее, ушах и пальцах .’
(Плиний Старший, Естествознание , 9.117)

 

Помпейская фреска с изображением женщины, пишущей на восковой табличке, часто идентифицируемой как Сапфо, ок. 55–79 г. н.э., через Национальный археологический музей Неаполя

 

Помимо ожидаемых ожерелий, браслетов, колец и серег, римлянки носили еще несколько необычных вещей. К ним относятся сетки для волос, сотканные из золотой проволоки, диадемы — разновидность тиары и шпильки самых разных дизайнов.

 

Некоторые украшения также имели очень специфические коннотации и указания на социальный статус. Например, член класса наездников может быть идентифицирован по кольцу aureus из цельного золота, которое носят на левой руке.

 

Почему древнеримская одежда была важна?
Декоративное римское серебряное зеркало с надписью на реверсе с именем владельца «Ирис», I век н.э., через Музей Метрополитен

 

Внешность явно играла важную роль в римском мире. Если нам нужны конкретные доказательства этого, то нам не нужно ничего искать, кроме огромного количества зеркал, обнаруженных в местах по всей Римской империи.

 

Но древнеримская одежда и личные украшения были не просто продуктом тщеславия. Часть одежды или ювелирные украшения могут буквально выступать в качестве символа статуса. Как мы видели, различные варианты тоги использовались для обозначения социального или даже политического положения элиты.

 

Современная копия римской золотой монеты, выпущенной Брутом после убийства Юлия Цезаря, пилеус шляпа между двумя кинжалами представляет свободу, 43–42 гг. до н. э. (оригинал), через Британский музей

 

Древнеримская одежда также была важна для тех, кто был ниже в обществе. Вольноотпущенникам и женщинам после обретения свободы дарили коническую фетровую шляпу, известную как пилеус . Эта шляпа представляла собой борьбу за освобождение от рабства и, должно быть, имела большое личное значение для людей во всем римском мире.

 

Таким образом, мода и личные украшения были богатыми возможностями для жителей Древнего Рима. Они предлагали возможности для самовыражения и демонстрации социального статуса, а также служили важным символом личного вызова и достижений.

Одежда римлян — английская история

В Древнем Риме одежда, которую носили римляне, многое говорила о том, кем они были и об их статусе в обществе. Римская одежда состояла из тог, туник и столов, но разные типы и цвета представляли разных представителей общественности и тех, кто находился у власти.

Большинство римлян носили яркую одежду и окрашивали ее в пурпурный, индиго, красный, желтый и другие цвета. Были также дорогие красители, которые могли использовать те, кто был достаточно богат, чтобы показать свой статус. Чистая, яркая одежда также была признаком респектабельности и статуса среди всех слоев общества.

Тога считалась «национальным костюмом» Рима, но для повседневной жизни большинство римлян предпочитали более повседневную, практичную и удобную одежду в виде туники. Туника была основной одеждой для обоих полов.

Одежда в Римской империи была очень простой, и ее производство требовало минимального раскроя и пошива. Его производили вручную путем прядения и ткачества, что считалось добродетельным, но скромным занятием для римских женщин всех классов. Однако те, кто мог себе это позволить, заказывали одежду у специалистов.

Давайте более подробно рассмотрим одежду римлян ниже.

Ткани и материалы для римской одежды

Наиболее часто используемым волокном в римской одежде была шерсть, причем предпочтение отдавалось белой шерсти. Это связано с тем, что затем его можно отбелить или покрасить. Для 9 использовалась натуральная темная шерсть.0308 тога пулла, , тога, использовавшаяся для траура, и рабочая одежда, подверженная грязи и пятнам. Шерсть, используемая в римской одежде, обычно была овечьей.

Лен и пенька также широко использовались в римской одежде, поскольку их можно было производить на римской территории. Стебли растений вымачивали после сбора урожая, чтобы ослабить внешние слои и внутренние волокна, очищали, растирали и затем разглаживали. После этого материалы были сотканы. Натуральный лен был серовато-коричневого цвета, который выцветал до грязно-белого в результате многократной стирки и воздействия солнечных лучей. Он также не впитывал красители, поэтому его обычно отбеливали или использовали в сыром неокрашенном виде.

Римляне использовали для изготовления одежды и другие материалы, но их приходилось импортировать. Шелк и хлопок импортировались из Китая и Индии. Поскольку они были очень дорогими, они предназначались для высших классов.

Хлопок особенно использовался летом, так как это был более легкий материал. Кроме того, она была удобнее шерсти, дешевле шелка и, в отличие от льна, могла быть ярко окрашена. По этой причине хлопок и лен иногда переплетались, чтобы получить яркую, мягкую, но прочную ткань.

Производство одежды

При производстве одежды волокна прессовали механически молотком и разглаживали большими гребнями. Затем их пряли и ткали на ткацких станках. Большая часть тканей и одежды производилась профессионалами, и они были доступны для всех классов по цене.

Однако чесание, расчесывание, прядение и ткачество шерсти были частью ежедневного ведения домашнего хозяйства для большинства женщин, а женщины из семей со средним или низким доходом могли пополнять свой личный или семейный доход, занимаясь прядением и продажей пряжи или ткачеством ткани на продажу. Фактически, прядение и ткачество считались добродетельным, но скромным занятием для римских женщин всех классов, с шерстяными корзинами, веретенами и ткацкими станками, расположенными в полуобщественных приемных домах, чтобы те могли похвастаться своей бережливостью.

Люди из малообеспеченных семей могли взять напрокат одежду высокого качества для особых случаев или когда им нужно было произвести впечатление. Дорогая одежда также была целью уличных грабежей или кражи в общественных банях.

Даже когда одежда превратилась в лохмотья, центонарии («лоскутники») зарабатывали на жизнь шитьем одежды и других вещей из лоскутков переработанной ткани.

Туники

Основным элементом одежды обоих полов во времена Римской империи была туника, сделанная из двух кусков неокрашенной шерсти, сшитых вместе по бокам и на плечах. Обычно у него были очень короткие рукава, закрывающие едва ли половину плеча. Мужчины подпоясывались так, что одежда едва закрывала колени.

Мужчины всаднического сословия имели право носить тунику с узкими полосками, цвет, который римляне называли пурпурным, но был больше похож на темно-малиновый, простирающийся от плеча до края, в то время как широкие полосы отличали туники мужчин сенаторского сословия. .

Для комфорта и защиты от холода представители обоих полов могли носить мягкую нижнюю тунику или жилет ( subucula ) под более грубой верхней туникой. Набедренные повязки, известные как subligacula или subligaria, использовались как нижнее белье, но их можно было носить под туникой. Их также могли носить сами по себе, особенно рабы, занятые жаркой, потной или грязной работой.

Женские туники обычно были длиной до щиколотки или стопы, с длинными рукавами, их можно было носить свободно или с поясом. Женщины носили как набедренную повязку, так и строфий (нагрудник) под туниками, а некоторые также носили сшитое на заказ нижнее белье для работы или отдыха.

Мужская одежда

Тога была, вероятно, самым важным предметом древнеримского гардероба, который носили преимущественно мужчины и который был известен как национальная одежда Рима. Тоги были сделаны из большой шерстяной ткани, около 6 футов в ширину и 12 футов в длину, и не были сшиты, а накинуты на плечи и вокруг тела. Обычно его надевали поверх простой белой льняной туники.

Тоги предназначались для публичной демонстрации, поэтому их можно было носить только вне дома, где надевали туники. Отличительные туники носили, чтобы обозначить титул. Основными видами тоги были:

  • Toga Virilis . Это была простая, без украшений тога кремового цвета. Его носил любой взрослый мужчина.
  • Тога Претекста . Это была не совсем белая тога с широкой пурпурной каймой. Эта тога была зарезервирована для сенаторов и магистратов Курулы, таких как консулы. Были незначительные различия между обозначениями нашивок для различных должностей магистратов.
  • Тога Пулла . Эта тога была темной тогой, предназначенной исключительно для траура.
  • Тога Кандида . Это была искусственно выбеленная тога, которую носили кандидаты на политические посты. Быть белым было важно, чтобы указать как на чистоту намерений кандидата, так и на то, чтобы сам кандидат выделялся из толпы.
  • Тога Пикта . Это была особая полностью пурпурная тога, расшитая золотой нитью, которую носил римский полководец во время триумфального парада. Позже Юлий Цезарь принял его как часть своей обычной одежды, и императоры последовали его примеру, используя этот тип во многих государственных мероприятиях. пикта , вероятно, была адаптирована из тоги пурпурной , которая была полностью пурпурной тогой, которую носили ранние короли.

Горожане должны были носить тоги для всех общественных мероприятий, но правильно надеть тогу самостоятельно было сложно, а у видных римлян были рабы, специально обученные для выполнения этой функции.

Тоги были дорогими, тяжелыми и их было трудно носить — хотя владелец выглядел достойно, им было бы трудно заниматься чем-либо очень активным, и большинство горожан избегали носить их. Высшие классы предпочитали все более длинные и большие тоги, все более непригодные для физического труда или физически активного отдыха. Кроме того, они также иногда носили пояс вокруг талии туники, чтобы плотно удерживать талию одежды, создавая впечатление одежды, состоящей из двух частей.

Римским рабам, независимо от их роли и задач, не разрешалось носить тоги, потому что тоги предназначались только для свободно живущих римских граждан. Тоги также были запрещены для иностранцев и изгнанных римлян.

В плохую погоду мужчины использовали кожу для защиты от плохой погоды, но в основном ее использовали для изготовления обуви и ремней.

Военная одежда

Солдаты в армии носили простые белые туники с желтой или коричневой мантией. Их туники были короче, чем у обычного человека, и сидели чуть выше колен, чтобы немедленно сигнализировать о своем статусе другим. Римские солдаты на действительной службе носили короткие штаны под военным килтом. Их одежда часто доходила до шеи или включала льняной шарф, чтобы солдатские доспехи не натирали.

Для дополнительной защиты от ветра и непогоды они могли носить сагум , прочный плащ, который также носят гражданские лица. sagum отличал простых солдат от высших командиров, которые носили более крупный пурпурно-красный плащ, paludamentum .

В то время как белый цвет был стандартным цветом военных туник, археологи также находили военные туники, окрашенные в красный, фиолетовый, зеленый или синий цвет. Точная причина этой смерти до сих пор неясна, но похоже, что сине-зеленые туники носили гвардейцы, которые оставались в городах и колониях. Возможно, некоторые военнослужащие красили свои гимнастерки, чтобы продемонстрировать свое богатство.

Шкуры животных также носили солдаты. Легионеры носили медвежьи шкуры, а преторианская гвардия предпочитала кошачьи шкуры.

Женская одежда

Первоначально тоги носили и мужчины, и женщины. Женские тоги, похожие на туники, которые носили гречанки, были двух типов: пеплос и хитон. Пепло были сделаны из двух прямоугольных кусков ткани, частично сшитых вместе с обеих сторон, с открытыми участками вверху, загнутыми спереди и сзади. Его натягивали через голову и застегивали двумя большими булавками, образуя платье без рукавов. Затем поверх складок или под ними завязывался пояс.

Для хитона два широких куска ткани были сшиты почти до верха, оставив место только для пройм. Женщина натягивала эту одежду через голову и с помощью нескольких булавок или пуговиц застегивала ее на плечах и руках, образуя платье с рукавами, которые можно было подпоясать под грудью, на талии или на бедрах.

В какой-то момент тога стала одеждой только для мужчин. На протяжении большей части древнеримской истории замужние римлянки носили столу — длинное платье, доходившее до ступней. Его носили поверх туники.

Столы шили из льна, хлопка или шерсти и обычно не имели рукавов. Поверх стола горожанки часто носили паллу , что-то вроде прямоугольной шали до 11 футов в длину и пяти в ширину. Его можно было носить как пальто или накинуть на левое плечо, под правую руку, а затем на левую руку.

Женщинам, осужденным за супружескую измену, и высококлассным проституткам ( meretrices ) не только запрещалось публичное использование столы, но и можно было ожидать, что они будут носить toga muliebris («женская тога») в знак их гнусности.

Детская одежда

В младенчестве римских детей обычно пеленали. Большинство римских детей носили уменьшенные версии того, что носили их родители: девочки носили длинную тунику, доходившую до стопы или подъема, с поясом на талии и очень просто украшенную, чаще всего белую, а мальчики также носили тунику, хотя и короче. Девочки также могли носить другую тунику поверх основной на улице.

И мальчики, и девочки носили амулеты для защиты от аморального влияния и сексуального хищничества. У мальчиков это была булла , которую носили на шее, а у девочек — лунула в форме полумесяца. Для формальной одежды мальчики носили toga praetexta до полового созревания, когда они отдавали свои toga praetexta и детство bulla на попечение своей семьи Lares и надевали тогу взрослого мужчины . Девочки, возможно, также носили toga praetexta до замужества, когда они предлагали свои детские игрушки и, возможно, свою девичью praetexta Fortuna Virginalis.

Одежда рабов

Рабы и вольноотпущенники обычно носили туники, но стандартной одежды для них не было. Они могли одеваться хорошо или плохо в зависимости от своего хозяина и обычно одевались в зависимости от работы, которую им поручали. Домашние рабы обычно были лучше всего одеты, так как жили в непосредственной близости от своих хозяев. Однако, независимо от их роли или задачи, рабам и вольноотпущенникам не разрешалось носить тоги.

Чистка одежды

Чтобы постирать свою одежду, римляне отдавали ее в fullonica , которой управляли фуллеры , древняя версия коврика для стирки или химчистки. Римляне не использовали мыло для чистки своей одежды, а использовали смесь мочи людей и животных!

Вам может быть интересно, откуда у римлян было достаточно мочи, чтобы стирать белье! Ну, они расставили банки на углах улиц по всему району, где они работали, чтобы прохожие могли сделать пожертвование!

Первым шагом была стирка одежды у валяльщика. Это было сделано путем помещения одежды в небольшую ванну, наполненную смесью воды, азота или фуллеровой земли (известной как creta fullonia ), некоторых щелочных элементов и мочи. Очищенный смесью, валяльщик вставал в ванну поверх одежды и топал ногами, пока одежда не становилась чистой.

Затем одежду споласкивали в нескольких больших, соединенных между собой умывальниках, в которые наливали свежую проточную воду из городского водопровода. Наконец, одежду чистили либо растениями чертополоха, либо кожей ежа, и подвешивали сушиться на большой перевернутой плетеной корзине с серой, помещенной под нее, чтобы пары могли отбеливать одежду.

Обувь

У римлян была разнообразная обувь на плоской подошве. Обувь была кожаной и, как правило, цельнокроеной. Их было четыре основных типа; подошва , — сандалии на тонкой подошве с ремешками; Soccus , мягкие получешки со шнуровкой; calcea , которая представляла собой прогулочную обувь с шипами на толстой подошве; и caliga , которые представляли собой сверхпрочные стандартные военные походные ботинки с шипованными гвоздями.

В помещении наиболее состоятельные римляне обоего пола носили тапочки или легкую обувь из войлока или кожи. В день свадьбы невесты носили легкие мягкие туфли или тапочки ярко-оранжевого цвета ( lutei socci ).

Были также определенные туфли, которые носили в зависимости от статуса. Красные ботильоны носили сенаторы, а туфли с пряжками в виде полумесяца — всадников. Деревянные сабо с кожаным верхом носили в сырую погоду, а также носили крестьяне и полевые рабы.

Римские прически и бороды

Прически были очень важны для римлян, особенно для римских женщин. Они полагались на сложные прически, а не на одежду, чтобы изменить свою внешность. Римские женщины часто завивали волосы штопором, а для удержания волос на месте использовались шпильки из слоновой кости, серебра и золота, часто украшенные драгоценными камнями. Женщины также носили сетки для волос из тонкой золотой проволоки.

Рабы, владеющие искусством парикмахерского искусства и косметики, требовались для создания этих замысловатых причесок. У женщин также было много кремов, косметики и духов. Косметика и прически требовали зеркал прямоугольной или круглой формы, сделанных из полированной бронзы или серебра. У самых сложных из этих зеркал были ручки и рельефная резьба на задней стороне.

С другой стороны, мужчины, особенно во времена Средней и поздней Республики и в начале Империи, носили короткие волосы и были чисто выбриты, несмотря на то, что процесс бритья был неудобным и часто приводил к порезам и царапинам.

Императоры стали законодателями стиля во времена Римской империи. Например, император Нерон сделал более сложную прическу с кудрями, обрамляющими лицо, а позже добавил бакенбарды. Адриан был первым императором, который отрастил короткую бороду, и многие мужчины последовали его примеру. Фактически, после его правления бороды стали обычным явлением среди римских мужчин.

В отличие от греков, которые предпочитали светлые волосы, римляне предпочитали темные волосы. Многие пожилые римляне красили волосы, чтобы скрыть седину, красками из обожженной скорлупы грецких орехов и лука-порея. Чтобы предотвратить поседение, некоторые римляне наносили на ночь пасту из трав и дождевых червей. Римское средство от облысения состояло из медвежьего жира и толченых ягод мирта.

Некоторые римляне также носили светлые парики, сделанные из волос германских пленников. Светлые парики были визитной карточкой римских проституток, которые они носили для рекламы своих услуг.

Волосы детей, даже мальчиков, отращивали и свисали на шею и плечи. Однако, когда мальчик достиг половой зрелости и надел тогу зрелости, его длинные локоны были отрезаны.

Головные уборы и головные уборы

Римляне не всегда носили головные уборы, а некоторым римлянам, например рабам, не разрешалось покрывать голову. Основная причина, по которой в римские времена люди покрывали голову, заключалась в том, чтобы защитить себя от непогоды. В этом случае мужчины использовали плащ, а женщины использовали паллу или вуаль. Если они попадали под дождь, то натягивали тогу, чтобы покрыть голову.

Однако рабочие, которые весь день находились на улице, носили коническую войлочную шапку, которая называлась пиллеус . Человек из высших слоев общества защищал голову, особенно от солнца, во время путешествия или в деревне. Для этого он использовал широкополую фетровую шляпу иностранного происхождения, causia или petasus .

Освобожденные рабы часто носили фригийскую (коническую шляпу) в знак своей свободы.

Ювелирные изделия

Наряду с прическами украшения были еще одним способом самовыражения римских женщин. Поскольку римская одежда обычно прикалывалась, а не шилась, броши и булавки давали римлянам возможность носить красиво украшенные украшения, демонстрирующие их богатство и статус. Ожерелья, браслеты и серьги также были популярными украшениями, иногда из золота или украшенными драгоценными камнями и яркими стеклянными бусинами.

Похоже, во времена разрушения Помпеи были в моде нарукавные повязки, многие из которых имели форму змей. Жемчуг тоже был популярен, хотя стоил он очень дорого и поэтому сохранялся для самых богатых.

Кольца носили представители обоих полов. Для мужчин кольцо было единственным украшением, которое носил римский гражданин после достижения им совершеннолетия. Римские мужчины носили много колец, обычно по пять на каждой руке. Только мужчинам с высоким социальным положением разрешалось носить кольца из золота или серебра, в то время как мужчинам из низшего сословия разрешалось носить только кольца из железа.

Несмотря на это, некоторым римским солдатам с низким социальным статусом было предоставлено специальное разрешение носить одно золотое кольцо за проявление храбрости в бою.

Ссылка/цитирование этой страницы

Если вы используете какой-либо контент на этой странице в своей работе, используйте приведенный ниже код, чтобы указать эту страницу в качестве источника контента.

Хэнсон, Мэрили. «Римская одежда» https://englishhistory.net/romans/roman-clothing/, 10 июня 2022 г.

Ссылка появится как Hanson, Marilee.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *