Первый европейский: история романского стиля, продолжение
Продолжаем историю романского стиля рассказом о его видоизменениях под воздействием национальных особенностей западноевропейских стран.
Первую часть можно прочитать здесь.
Особенности романского стиля во Франции
Франция, как и в случае с последующими эпохальными стилями, выступила в роли законодательницы нового архитектурного направления. XI век стал временем расцвета новой культурной традиции, активного развития монументального искусства и рождения первого большого европейского средневекового архитектурного стиля. Все постройки (храмы, замки, городские и монастырские стены, мосты) отличаются мощью и монументальностью, суровостью и строгостью, некоторой сумрачностью и скромным убранством.
Самобытным приобретением эпохи стал тип паломнического храма. Святыни выросли на так называемом Пути Святого Иакова, по которому паломники шли в Испанию, в собор Сантьяго-де-Компостела (в результате перестроек сегодня это образец позднебарочного стиля чурригереско). Особенность таких «паломнических храмов» — «обходные» галереи, в которые переходят боковые нефы, они продолжаются за трансептами и огибают алтарные апсиды. Такое архитектурное решение давало возможность поклониться святыне и продолжить паломнический путь, не создавая помех другим верующим.
Базилика Сен-Сернин в Тулузе (Basilique Saint-Sernin de Toulouse)
Апсида (древнейшая часть храма), хор, капеллы, нефы и трансепт были сооружены в период с 1080 по 1180 годы, восьмиугольная башня пристроена в XII веке, шпиль — в XV. Постройка имеет сводчатые потолки и галерею, соединяющую радиальные приделы.
Храм в плане имеет форму креста. В постройке пять нефов, центральный неф значительно шире боковых, широкий трансепт с боковыми проходами, четыре капеллы с восточной стороны и апсида с пятью капеллами. Капеллы — небольшие приделы в честь разных святых — примыкают к апсиде и создают необычный рисунок фасада. Из сквозных галерей над боковыми нефами можно было наблюдать службу. Особенности: протяженные нефы, просторный тр
Дизайн интерьера в романском стиле, фото – Rehouz
Романика – второй, после античного, панъевропейский художественный стиль. Он охватил архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, а также внутреннее убранство культовых сооружений и жилищ.
История и предпосылки
Его рождение теряется во мгле, но принято считать, что это примерно 1000-й год. Во всяком случае, романика сложилась после падения Рима, великого переселения народов, в период, когда Европа накапливала силу и богатство.
Романский стиль стал плавильным котлом, объединившим мотивы античного, византийского и даже раннемусульманского искусства, проникавшего в Европу вследствие Крестовых походов. Немалое воздействие оказало на стиль и наследие, созданное в годы франкских королей Меровингов и Каролингов.
Однако самое заметное влияние на становление романики имела раннехристианская культура – катакомбные фрески и саркофаги, первые базилики и мавзолеи. «Послами» нового стиля были монахи – зодчие, иконописцы, ювелиры, жившие в монастырях. Это они, по мере разрастания института Церкви, распространили романскую стилистику во все пределы христианского мира. Несмотря на то, что карта Европы напоминала одеяло, сшитое из мелких лоскутков, романский стиль объединил все княжества и королевства.
Характерные черты романского стиля
Романский стиль в интерьере выдают, первым делом, массивность, суровость, тяжеловесность. Монументальные, скалоподобные стены, каменные своды-купола, грубые полукруглые двери, узкие окна-бойницы. «Мой дом – моя крепость», вот что приходит на ум, когда рассматриваешь здания романской эпохи.
Интерьер построек тоже не отличался изяществом. Основательность, незыблемость, надежность – его главные координаты.
Романскому стилю также присущи:
- строгие, лаконичные формы куба, призмы, цилиндра, прямоугольника;
- арочные, полуарочные проемы;
- балочные потолки с открытыми опорами;
- грузные колонны;
- камин как центр дома;
- рыцарский антураж – факелы, кубки, доспехи, оружие.
Стены, потолок и пол
Романский дом – не обычное жилище, а бастион, способный выдержать осаду. Чтобы интерьер вызывал ощущение мощи и неприступности, используют:
- плитку, имитирующую камень, в прихожей и в гостиной;
- керамическую, керамогранитную плитку на кухне и в ванной;
- однотонную, фактурную штукатурку тусклого цвета;
- темную, состаренную древесину.
Впрочем, не следует думать, что мрачная массивность романских сооружений не оставляла места красоте и полету фантазии. Отнюдь, древние мастера умели сочетать примитивность и утилитарность с подлинной эстетикой и элементами роскоши, привезенной из сарацинских краев.
Стены, например, украшали полированной бронзой, панелями из благородной древесины, витражным стеклом, расписывали фресками на библейскую тематику.
Потолок романского дома тоже декорируют росписью или толстыми деревянными балками, кессонами. Он всегда сливается со стенами, образуя свод идентичного цвета.
Пол покрывают плиткой под мрамор, кирпичной кладкой или дубовыми плашками. Характерная для той поры особенность – мозаика под ногами. Для её создания используют природный камень, абстрактные и фантастические сюжеты – зодиакальные круги, силуэты мифических животных, листья-аканты. В духе времени также простой, черно-белый геометрический узор.
Меблировка
Утварь для замков и монастырей (а именно эти сооружения олицетворяют романский стиль) делали кузнецы и плотники. Простейший скарб нередко мастерил и сам хозяин дома: несколько ударов топором и вот уже чурбан становится табуретом…
Обстановка романских жилищ – проста и брутальна. Большая ошибка – пытаться привнести уют при помощи мягкого дивана, пускай даже антикварного. Эпоха распрей и усобиц не располагала к сибаритству.
Сундук, вот главный предмет в ту суровую пору: в нем хранили и перевозили вещи, на нем сидели, спали. Первые сундуки вырубали из цельных стволов. Позже появилась крышка, навесы и ножки. А затем и декор: резьба, фигурная ковка, ложные аркады. Смело можно утверждать, что сундуки и ларцы – вещи, без которых романскому интерьеру не обойтись.
Шкаф, возникший позже, был ничем иным, как сундуком, поставленным вертикально. Его обшивали железной окантовкой, украшали резными грифонами, розетками, уроборосами.
Стул считался статусным аксессуаром и полагался лишь главе семейства. Он имел высокую, гордую спинку и обязательно скамеечку для ног. Нередко стулья дополнялись подлокотниками, и это, несмотря на полное отсутствие обивки, превращало их в кресла.
Позже стулья начали обтягивать холстом и покрывать слоем гипса – не ради комфорта, а, скорее, чтобы скрыть грубоватость соединений и прочие дефекты.
Кровать романских времен – образец аскетизма. По сути, это деревянный короб с выемкой в передней части. Правда, искушенные Востоком пилигримы привили моду на балдахины, и облик кроватей сразу смягчился.
Конечно, столь жесткие требования к мебели сегодня можно обойти. Современные дизайнеры предлагают немало комфортных диванов, кресел и кроватей, стилизованных под мебель раннего Средневековья. Главное, соблюсти основные принципы: простоту очертаний, солидные габариты, характерные приметы – высокие спинки и изголовья, подставки для ног, резьбу и ковку.
Цвет и текстиль
Романскому интерьерному стилю свойственна разнообразная, хоть и не пестрая гамма. Доминирует один из сдержанных тонов: коричневый, тускло-желтый, пепельно-серый. А витражи, мозаики и фрески вносят пятна синего, карминового, зеленого, лимонного цветов. Сочных штрихов, однако, должно быть в меру, ведь характер стиля в целом пуританский.
Средневековый текстиль – так же незатейлив, как и мебель. Это лён и сукно, кожа и мех. Узорчатые восточные ткани и шелка только начинали поступать в Европу; хлопок, привозимый крестоносцами, тоже был редкостью.
Из этого следует, что текстиль в романском интерьере – скатерти, балдахины, накидки на кровати – не должен быть экзотическим. Особенно если речь о портьерах.
Дело в том, что римские дома, продолжением которых стала романская архитектура, были без окон. В Средние века без занавесок обходились и потому, что окна покрывали витражные стекла, скрепленные свинцовыми перемычками. Впрочем, прямоугольники холста или плотного гобелена не нарушат историческую правду, ведь именно в те годы стали появляться шторы. Ещё один способ увеличить долю тканей в интерьере – занавесить дверные проёмы пологами.
Если пол не украшен мозаикой, то сгладит суровость быта неяркий, с растительным узором восточный ковер. Мог же привезти его какой-то крестоносец из Иерусалима?
Ну а для обивки подойдут плотные шерстяные ткани, кожа и даже, представьте, мешковина.
Примеры воплощения
В гостиной «сердцем» интерьера должен стать камин. Облицованный диким, шероховатым камнем, он будет тем магическим предметом, который приблизит века сюзеренов, вассалов и поединков к нашим дням.
В кухне стиль воссоздадут грубые: стол и лавки, табуреты-бочки и посуда из меди, подвешенная к стропилам.
В спальне не забудьте про балдахин над кроватью и настенные бра в форме свечей.
В детской можно поставить шкафчики-башни, устроить пологи, увенчанные рыцарскими флажками, расстелить на полу коврики с забавными драконами.
В ванной центром композиции может быть круглый, в виде каменной чаши сосуд, оснащенный медной или бронзовой фурнитурой.
Свет и детали
Боковое, дополнительное освещение в романском интерьере приобретает функции главного. Без светильников, напоминающих факелы и канделябры, не обойтись. Без люстры, однако, тоже. Предпочтение отдайте крупной, фундаментальной модели с деревянным креплением, коваными прутьями или цепями.
Декор романского интерьера – поле для творчества. На стенах развешивают рыцарские шлемы и латы, медальоны с гербами, копья и секиры, охотничьи трофеи. В столовой и на кухне – сковородки и жбаны на деревянных балках.
Статуэтки из бронзы, серебра и керамики населят дом персонажами средневековья. Трубадуры и монахи, единороги и горгульи помогут создать созвучную эпохе атмосферу.
***
Считается, что специфический романский стиль по душе интровертам, ценящим надежность своей личной «цитадели». Но нравится он и романтикам. Тем, кто грезит суровым, но благородным прошлым, кто верит в Грааль, магические формулы, алхимию и рыцарскую честь.
0 0 голос
Рейтинг статьи
Романская архитектура: обманчивая суровость камня
Дикие варварские племена будоражили всю Европу в течение нескольких веков. В конце концов они отреклись от язычества в пользу христианства, низвергли Рим и разрушили его. Не имея своих традиций и навыков каменного строительства, бывшие язычники вынуждены были обратиться за римским наследием к величественным руинам.
Романский стиль. Сопротивление римских традиций
На протяжении довольно долгого времени в западной части бывшей Римской империи шли междоусобные войны. Около X века наступил период относительного затишья. Начался романский период европейского Средневековья.
Термин «романский стиль» очень условный. Он появился в первой половине XIX века — когда были обнаружены общие черты у средневековой и римской архитектуры. Но романская архитектура имела более строгий вид, в котором не было места декоративным излишествам.
Замок в Вюртемберге, пример романского стиля в архитектуре
Церковь стала главным заказчиком и произведений искусства, и храмовых сооружений. Ее влияние на духовную жизнь того времени было практически безграничным. Одной из основных задач для архитекторов стало создание каменного, в большей степени монастырского храма. Постройки должны были отвечать всем требованиям церковной службы. Согласно новой христианской идеологии, храму полагалось быть «образом вселенной», символизирующим торжество новой религии.
Наружный вид романского храма очень суровый, простой и ясный. Главным его типом стала базилика. В плане это латинский крест. Суровость и мощь сравнительно небольших романских сооружений была обусловлена прежде всего заботой об их прочности. Строители ограничивались простыми массивными формами из камня, делая оконные и дверные проемы очень узкими. Любопытно, но именно в романскую эпоху появились первые витражи. Со временем храмы увеличивались в размерах, и внутренним помещениям потребовались дополнительные источники света. Для этого стали увеличивать окна и украшать их витражами.
Капитель (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны. Капители романских храмов украшались аллегорическими изображениями добра, зла и нечистой силы. Встречались и различные фантастические персонажи, значение которых остается неразгаданным.
Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если внешне он был скорее мрачным, похожим на крепость, то внутри должен был напоминать о Царстве Божьем. Фресками покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры и колонны, причем особенно прихотливо и разнообразно украшались капители. Здесь можно было увидеть сцены из Священного Писания, Житий святых, персонажей светских литературных произведений. Зло часто изображалось в виде нечистой силы. И почти всегда капители были украшены растительным или животным орнаментом. А подчас, как и в книжных миниатюрах, верхние части колонн украшались причудливыми дролери — гротескными изображениями фантастических существ.
Символика романского храма. По радуге в небо
В романском храме нет ничего случайного. Каждая деталь и каждый конструктивный элемент имеют глубокий смысл. Суровые сооружения были разделены на три части: притвор, или нартекс; корабли, или нефы; алтарь — как предписывала идеология христианства. При этом части храма символически уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам — или телу, душе и духу.
Восточная — алтарная — часть храма символизировала рай и была посвящена Христу. Западная — ад и предназначалась сценам Страшного Суда. Северная олицетворяла смерть, мрак и зло. А южная была отдана Новому Завету.
Романские капители собора монастыря Сан-Доминго в Силосе, Бургос. Конец XI в.
Символика храма разрабатывалась на основе Священного Писания. В повествовании было сказано, что Христос есть «путь, истина и жизнь». По этой причине проход верующего от западного портала — входа в храм — к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю.
Интересно, что в романских соборах вход, или портал, устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Впрочем, заходя в христианский храм, каждый мог быть уверен, что в какую бы сторону он ни шел, он непременно придет к свету и Богу.
Таким образом, самыми важными пунктами на символическом пути верующего в храме становились начало пути — портал и цель этого пути — престол. Форма средневекового портала уже сама по себе символична. Квадрат двери, перекрытый полукруглым тимпаном, похожим на арку, символизировал землю, перекрытую небом. Арка напоминала радугу, а по средневековым понятиям радуга — мост между землей и небом.
Входной портал символизировал силу и могущество, переход из мирской жизни в священную. Круглое окно на фасаде над порталом, которое назвали розой, появилось уже в романское время и часто символизировало солнце, Христа или Деву Марию, про которую говорилось, что она — «роза без шипов».
Романская архитектура сыграла очень важную роль в развитии западноевропейского искусства. Этот стиль, живший сравнительно короткое время, подготовил переход к следующей, более высокой ступени средневековой художественной культуры — к искусству готики.
Поделиться ссылкой
Особенности романского стиля в живописи, архитектуре и скульптуре
Романский стиль господствовал в Западной Европе X-XII вв.; сформировался он во Франции, а позднее распространился на все европейские государства, находившиеся в сфере влияния римской католической церкви. Название этого нового направления указывало на его связь с искусством древнего Рима. В романском стиле возводились новые христианские храмы (чаще бенедиктинского и цистерианского орденов) и замки, также этот период ознаменовался расцветом книжной миниатюры и декоративно-прикладного искусства.
Архитектура храмов
Планировка романских храмов была достаточно простой. Стены складывались из каменных блоков в форме геометрических фигур: параллелепипеда, призмы, пирамиды, конусов и цилиндров. Церковь в плане имела форму латинского креста с двумя короткими сторонами. В конструкции крыши использовались полукруглые и крестообразные своды (иногда скрещивали два полукруглых).
Внутри храм делился обычно на три продольных нефа. Центральный (главный) неф был шире, чем боковые, и переходил в пресвитерий (святилище). Там находился алтарь и во время службы сидел капеллан (пресвитер). Пресвитерий заканчивался полукруглым выступом – апсидой. Под пресвитерием находилась крипта, где хоронили умерших и сохраняли реликвии. Центральный неф пересекался поперечным нефом – так называемым трансептом. Характерной чертой романского стиля были полукруглые арки, применяемые в конструкции сводов, окон и порталов. В XI-XII веках постепенно перестали строить отдельно стоящие колокольни, у новых церквей по сторонам главного входа возводились две башни.
Романские здания были очень массивными. Толстые каменные перекрытия были очень тяжелыми, им требовались стабильные опоры, которыми служили толстые колонны, утяжелявшие постройку. Кроме того, романские постройки были невысокими. Чтобы не ослабить стены, окна в них делали совсем небольшие – поэтому в зданиях, построенных в этом стиле, царит полумрак.
Церковь Святого Якова
Чем отличался романский стиль от другого известного в средневековье стиля – готики
Романские здания были тяжелыми и приземистыми. Строили их из обтесанных каменных блоков. Они часто выполняли оборонную функцию, поэтому имели толстые стены и маленькие окна. Постройки готического стиля были стройные и изящные сложенные из кирпича. Они казались легкими, возносящимися в небо. Это впечатление усиливали узкие, высокие, остроконечные окна.
Скульптура и живопись
Романский стиль – прежде всего стиль архитектурный, но это не означает, что в этом стиле не было создано ни одной скульптуры или картины. Однако эти произведения были довольно простыми и «подчинялись» архитектуре, поэтому романская живопись – это главным образом настенная роспись (фрески), а скульптура – прежде всего рельефы, которыми покрывались капители колонн, арки или опорные столбы. При этом изображения человеческих тел не всегда были пропорциональны.
Темами для фресок и рельефов служили сюжеты из Библии и Житий святых. Кроме того, в живописи и скульптуре для создания орнаментов использовали растительные и геометрические мотивы, изображения животных (реальных или фантастических), а также разнообразные гирлянды.
Библия для бедных
Произведения романской скульптуры не только служили украшением храмов – они выполняли и значительно более важную роль. Их заданием было показать людям, как следует жить в соответствии с Евангелием.
На рельефах изображались сцены Библии, показывалось, что после смерти получают праведники и какие муки ожидают грешников после смерти. Поэтому такие обучающие нравственности рельефы или росписи называли Библией для бедных.
Аббатство Клюни
В XI веке французское аббатство Клюни было духовным центром западного христианства. Большой собор аббатства считается одним из самых выдающихся памятников романского стиля. Клюнийское аббатство было основано в 910 году, а в XI-XII веках была построена огромная для того времени базилика, которая до возведения собора святого Петра в Риме (XVI-XBII вв.) являлась самым большим христианским храмом. Базилика была 187 метров в длину, а в высоту центральный неф составлял аж 30 метров.
К великому сожалению, эта поистине великая романская церковь не сохранилась до наших дней в своем начальном виде. В период Французской революции аббатство прикрыли, и памятник средневековой архитектуры постепенно начал рушиться, и к 1823 году церковь и строения аббатства были окончательно разрушены. Осталась лишь часть здания с южной стороны поперечного нефа вместе с башней, а также фрагменты строений монастыря, среди этих строений амбар, в котором сохранилась капитель (верхняя часть) одной из высоченных колонн базилики.
7 фактов о Романской архитектуре
Этот художественный стиль сыграл немалую роль в истории развития средневекового искусства. Наиболее ярко он выражался в архитектуре. В семи пунктах расскажем о главном.
Распространение
Романская архитектура господствовала недолго: в XI—XII веках, в некоторых странах до XIII-го. Наибольшее распространение получила в Италии, Германии, Шотландии, Англии, Франции и части Восточной Европы.
Замки
Основными постройками того времени были замки-крепости. Строились они зачастую на возвышенностях, в труднодоступных местах в оборонительных целях. Возводились массивные стены с узкими окнами, бойницами, башнями. Архитекторы старались как можно гармоничнее вписать постройку в окружающий ландшафт. Тем самым визуально она казалась прочнее.
Внутри крепостных стен находилась отдельная, главная башня – донжон. Она, как правило, была трехэтажной, а по форме – круглой, квадратной или многоугольной. На первых этажах располагались склады, на вторых – комнаты господ, на третьих – комнаты прислуг. Зачастую донжоны строились таким образом, что комнаты были узкими, и в башнях нельзя было жить. В таком случае там располагался арсенал, главный колодец, склады, а жилой дом строился рядом.
Монастыри
Храмы-крепости – вторая основная постройка романского стиля. Монастыри были центрами культуры, имели собственное налаженное хозяйство, деньги на строительство.
Монастырские комплексы не уступали феодальным замкам-крепостям. В них входили крепостные стены, главная церковь, внутренний дворик, обставленный по периметру колоннадами – клуатра, сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, пекарни, конюшни, дома для приема странников (паломничество в Европе в те времена набирало оборот).
Декорирование зданий
Фасады и внешние стены зданий стали украшать поясками аркатурами. Это декоративный ряд ложных арок. Распространены были слепые аркатуры, то есть прилепленные к стенам. Использовался также фриз – лента, часть стены в виде узкой декоративной полосы, которая украшалась рисунками и лепниной.
Строительные материалы
Для возведения стен использовались известняк, кирпич и камень, для облицовки – гранит и мрамор. На заре романской архитектуры широко применялось дерево – даже при постройке церквей и храмов.
Кладка стен велась из отесанных камней на растворе. Стены были трехслойными. Для строительства сводов использовался камень или кирпич. Внутренняя поверхность сводов опоясывалась ребрами – нервюрами.
Храмы
Из прошлых статей мы знаем, что в Европе, где распространено католическое христианство, строили базиликальные храмы.
Одна из отличительных черт романской архитектуры – полуциркульные арки и своды храмов. Если в римской архитектуре потолки базилики часто были плоскими, то в романской мы видим своды, не закрытые перекрытиями. Такие своды – очень тяжелые, и для их поддержки нужны мощные стены и колонны. Именно поэтому постройки романского стиля отличались массивностью.
Количество нефов (пролетов) в храмах было от одного до пяти.
Разделения на школы
В романском стиле очень много школ: английская, французская и германская, причем каждая делится еще на более мелкие школы.
Французская делится на школы Аквитании, Бургундии, Прованса, Овернскую и Нормандскую. Германская – на саксонскую, рейнскую и вестфальскую.
Каждая из них отличалась своими особенностями в строительстве. Например, Прованская школа была направлена на строительство небольших однонефных храмов. Если же и строились трехнефные, то боковые были очень узкими.
О месте романской архитектуры в истории Европы вы узнаете, прочитав статьи о готике и Ренессансе.
Романский стиль / Стили / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения
Скульптура.
В скульптуре шел процесс превращения каменной резьбы в скульптурный сюжетный рельеф. Она не имела особой ценности, выражая лишь трагичность, божественность, смятение. Возродилась в качестве важного вида искусства и круглая монументальная пластика, правда, еще зависевшая от монументально-декоративного храмового ансамбля и, как правило, высеченная в каменном блоке столба или иной архитектурной детали здания. Художественный язык, несмотря на отдельные яркие и наивные проявления реалистической наблюдательности, оставался условным. Тематика скульптуры и живописи романского стиля связана преимущественно с осмыслением проблемы единства Божьего мира и могущества Спасителя. Образы Страшного суда, Христа Вседержителя, мучений грешников в аду наиболее часто встречаются в росписях и скульптурных композициях храмов.
Со второй половины века наблюдается постепенный переход к технике более высокого, уже собственно скульптурного рельефа. Вместе с тем трактовка фигур приобретает монументальный характер, и они более точно соответствуют ритму и очертаниям архитектурных форм.
Мастера также начинали интересоваться ясной и наглядной передачей сюжетной ситуации. Правда, на раннем этапе взаимоотношение фигур передавалось еще весьма схематично и наивно. Зритель удовлетворялся тем, что получал возможность «узнать» персонажей и «догадаться» о том, какое именно событие из хорошо знакомой ему «Священной истории» изображено. Однако, начиная с XII века, даже среди наиболее архаичных по исполнению изображений на капителях уже сделана наивная попытка представить живую группу.
В начале XII века завершилось становление романского стиля в скульптуре, и наступил период его яркого расцвета. К тому времени определились и две основные художественные тенденции.
Первая связана с более реалистическим восприятием образа человека, со стремлением к относительно ясным и простым монументальным композициям. Мастера, следовавшие этой тенденции, обычно шли по пути овладения объемной пластической формой, пользуясь высоким, почти круглым рельефом. Их произведения отличаются примитивно понятой, но крепкой тектоникой.
Вторую тенденцию характеризует орнаментально-беспокойная композиция, выразительная линия, передача духа сумрачной фантастики. Эти две тенденции то противостоят друг другу в разных сооружениях, то переплетаются и мирно уживаются в одном и том же храме и даже в одной композиции.
Бургундский романский стиль | art
Бургундский романский стиль , архитектурный и скульптурный стиль ( c. 1075– c. 1125), возникший в герцогстве Бургундии на востоке Франции и ознаменовавший некоторые из высших достижений романского искусства ( qv ) ).
Невшатель; Бургундский романский стильБургундский романский стиль Эглиз Коллегиале (Соборная церковь), Невшатель, Швейцария, XII – XIII века.
iStockphoto / ThinkstockПодробнее по теме
Западная архитектура: бордовый
Поскольку монастыри так много сделали для создания новой Европы, которая сейчас расцветает архитектурным расцветом, вполне уместно, что есть …
Архитектура бургундской школы возникла из большой церкви аббатства в Клюни (третья церковь аббатства, построенная на этом месте), которая была построена с 1088 по 1130 год и была самой большой церковью, построенной в период европейского средневековья.Он представлял собой огромную разработку плана раннехристианской базилики и служил близким образцом для других великих церквей Клуниа в Бургундии: Мадлен в Везеле ( ок. 1104), Параи-ле-Моньяль ( ок. 1109) , Сольё ( ок. 1119), Бон ( ок. 1120–40) и Отен ( ок. 1130–40). Варианты его плана были также приняты для больших романских паломнических церквей, построенных в Сантьяго-де-Компостела, Испания. Определенные черты, которые появились в Клюни и некоторых других бургундских церквях, в частности в Везеле, — высокие пропорции, использование заостренных арок в цилиндрических сводах вместо округлой арки, характерной для романского стиля, сгруппированные опоры и зародышевые формы ребристых сводов и аркбутанов. — составляли некоторые из основных структурных элементов готической архитектуры, но без готической эстетики.Однако дизайн этих церквей демонстрирует определенную озабоченность выразительными эффектами высоты, которые должны были стать важным элементом готической архитектуры.
Скульптура бургундской школы полностью изготовлена под руководством ордена Клуниак. Вырезанная горельефом и в основном ограниченная капителями колонн и тимпанами больших западных дверей церквей, скульптура является одной из лучших в истории искусства. Его сюжет типично романский — Страшный суд, Апокалипсис и другие метафизические сюжеты.Отличительной чертой бургундской скульптуры является ее спокойная, величественная строгость, достигнутая за счет чрезвычайной вытянутости и угловатости, резкого уплощения и иерархического размера фигур, а также за счет закрученных линий бесконечных уплощенных складок драпировки. См. Также цистерцианский стиль.
Традиционная русская одежда — Открой Россию
Оригинальная русская одежда.
Традиционная русская одежда отличается от одежды других стран мира и даже стран ближнего зарубежья.Традиции сохранились прежде всего внутри крестьянства.
Во время правления Петра I русский царь издал указ, запрещавший ношение традиционной русской одежды в пользу иностранной одежды. Это было внешнее проявление всех нововведений, внесенных Петром I.
Крестьянин этот указ не коснулся. Крестьяне — настоящие консерваторы, которые редко меняют одежду. Традиции одежды на Руси у крестьян передавались из поколения в поколение.А одежду шили в основном дома из различных материалов собственного производства.
Наряду с крестьянскими традициями одежды сохранили казаки, вольники, старообрядцы и другие слои русского общества.
Россия — большая страна с разнообразным климатом: от субтропического до арктического. В каждом регионе огромной России появились разные стили одежды.
Неизменный образ жизни крестьян, сдержанность и верность традициям сказались на типичном женском костюме.Традиционная русская женская одежда практически полностью скрывала женскую фигуру и акцентировала внимание на лице с помощью головного убора, полностью скрывавшего волосы. При этом мужская одежда была предельно простой и практически одинаковой по всей России.
Крестьянская девушка с теленком (1820-е) / Алексей Венецианов
Традиционно русская одежда имеет два основных цвета — натуральный цвет материала — белый и красный. «Красный» — это то же слово, которым в старину называли все красивым.То есть красные элементы в одежде стали красивыми элементами. Взаимодействие с другими народами привело к появлению очень интересных новых цветов в русской одежде: желтого, золотого, синего и др.
Женщина с мальчиком у колодца (первая половина 19 -х гг. век) / Неизвестный художник
Для южных регионов России обычным явлением были растительные и геометрические узоры, для Русского Севера — геометрические узоры, зоологические узоры и узоры, связанные с жизнью человека: фигуры павлинов, леопардов, лошадей; древо жизни, кресты, сложные ромбовидные формы и так далее.
Пояс — обязательная часть традиционной русской одежды как для мужчин, так и для женщин. Пояс считался обладателем защитных сил, выступал в роли амулета. Девушки носили на поясе карманы-лакомки, а женщины — кошельки для денег и мелочей. Женщины привязывали ремни под грудью или под животом. Мужчины носили на поясе (домотканый или кожаный) курительные принадлежности.
Удивительно, но верхняя одежда была одинаковой и у мужчин, и у женщин. Это были кафтаны, домотканые пальто, крестьянские шинели и так далее.Основное сходство в одежде — глубокая складка на левой стороне.
Зимняя одежда для мужчин и женщин также была похожа. Это были дубленки, заячьи шубы, полушубки — все с мехом внутри.
Одежда праздничная (начало 20 -х гг. век) / Северная Россия, Тверская губерния / Фото из коллекции Натальи Шабельской
Снаружи украшалась и зимняя одежда.
Одежда стягивалась на талии ремнями — кушаками.
Развитие отрасли и снижение цен на ткани и одежду, городское развитие оказали влияние на традиционную русскую одежду. Постепенно среди консервативных крестьян стали появляться такие предметы женской одежды, как «юбка-блузка» и даже платье.
Такие изменения быстрее происходили в центральных регионах России, вблизи больших городов, медленнее — в отдаленных селах.
% PDF-1.4 % 1 0 obj >>> endobj 2 0 obj > поток 2010-05-21T16: 08: 56 + 04: 002010-05-21T16: 09: 07 + 04: 002010-05-21T16: 09: 07 + 04: 00Adobe InDesign CS4 (6.0.4)
21+ известных зданий и памятников под влиянием римской архитектуры
Римская архитектура по-прежнему впечатляет сегодня, как и тысячелетия назад. С момента падения Римской и Византийской империй классическая архитектура на протяжении веков продолжала вдохновлять архитектурный дизайн и стили.
Начиная с эпохи Возрождения, возникли различные архитектурные стили, в значительной степени заимствованные из классических стилей. Эти новые стили также будут экспортироваться за пределы Европы, поскольку их влияние распространяется по всему миру.
Архитектурные стили Римская империя дала нам
Вот некоторые из наиболее заметных архитектурных стилей, вдохновленных примерами древнего Рима, Греции и Византии. Эти примеры далеко не исчерпывающие и не расположены в определенном порядке.
Романская архитектура стала популярной в Европе примерно с середины 11 века. По сути, это сплав римских, каролингских, византийских и германских традиций, он был в значительной степени продуктом великого расширения европейского монашества в 10-11 веках.
Он считался первым по-настоящему «европейским» стилем архитектуры и возник из-за потребности в более крупных церквях, необходимых для размещения растущего числа монахов и священников, а также паломников, которые приезжали посмотреть на мощи святых.Каменные своды заменили деревянные конструкции, чтобы предотвратить разрушительные пожары.
Колизей , технически называемый амфитеатром Флавиев , является одним из самых знаковых римских зданий всех времен. Источник: notto86 / FlickrНеоклассицизм возник в результате неоклассического движения середины XVIII века, отчасти в ответ на более натуралистические и яркие стили барокко и рококо, которые ему предшествовали. Он черпал вдохновение в классической эпохе и в основном находился под влиянием античных форм греческой и римской архитектуры.
СВЯЗАННЫЙ: КОЛИЗЕЙ: ИНЖЕНЕРНОЕ ЧУДО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Он был наиболее популярен в 1850-х годах , но по сей день является одним из самых популярных стилей государственных зданий в мире.
Здание в стиле романского возрождения стало популярным в середине 1800-х годов. На него повлияла ранняя средневековая романская архитектура, отсюда и название.
В отличие от более ранних романских мотивов. формы возрождения, как правило, имеют более простые арки и окна.
Палладиан — это архитектурный стиль, вдохновленный работами венецианского архитектора Андреа Палладио ( 1508-1580 ). Палладио находился под сильным влиянием классических форм Древней Греции и Рима.
То, что сегодня считается палладианской архитектурой, на самом деле является эволюцией его работ. Его продолжали разрабатывать архитекторы в течение 18 века . Сначала он стал популярным в Великобритании, но вскоре распространился по Европе.
Имея это в виду, давайте теперь сделаем небольшой тур по зданиям, вдохновленным римской архитектурой, по всему миру.
1. Букингемский дворец (восточное крыло), Лондон
Знаменитый восточный фасад Букингемского дворца, Источник : Diliff / Wikimedia CommonsСтиль: Неоклассический
Букингемский дворец, как он сегодня известен, на самом деле является сочетание различных стилей строительства добавлено к оригинальному дому, который был встроен 1703 . Самый большой этап строительства был осуществлен архитекторами Джоном Нэшем и Эдвардом Блором в 19 веке. Он состоял из трех флигелей вокруг центрального двора.
Букингемский дворец стал официальной лондонской резиденцией британского монарха в 1837 .
Последние крупные структурные дополнения были сделаны в конце 19-го и начале 20-го века . К ним относятся восточная возвышенность, закрывающая двор, и знаменитый балкон, на котором члены королевской семьи собираются, чтобы приветствовать толпу.
Это крыло было реконструировано архитектором сэром Астоном Уэббом в 1913 до его нынешнего вида.
2. Пизанская башня, Пиза
Источник : Saffron Blaze / Wikimedia CommonsСтиль: Романский
Башня на самом деле является колокольней (отдельно стоящая колокольня) соседнего Пизанского собора. Хотя башня наиболее известна своим наклоном, она на самом деле является прекрасным образцом поздней итальянской романской архитектуры.
Он был спроектирован Боннано Пизано, а основание было разбито в 1173 . Строительство башни будет происходить в три этапа в течение , 199, года, до его окончательного завершения в , 1372, .
Наклон башни начался, как только строительство достигло третьего этажа, начав битву умов с гравитацией, которая продолжается и по сей день.
Фундамент башни, глубина которого составляет всего 9 футов (3 метра) , был построен на плотной глине, которая ударилась о почву и была недостаточно прочной, чтобы удерживать башню в вертикальном положении. В результате вес башни начал смещаться вниз, пока не нашел самое слабое место.
Галилео Галилей предположительно использовал башню для некоторых своих экспериментов с гравитацией.
3. Лондонский музей естественной истории, Лондон
Панорамный вид на Музей естественной истории, Лондон, Источник : Diliff / Wikimedia CommonsСтиль: Романское возрождение
Построенный в идиосинкразическом стиле романского возрождения, Natural Исторический музей в Лондоне — великолепное здание. Первоначально он был спроектирован инженером-строителем Фрэнсисом Фоуком, который выиграл конкурс 1864 на проектирование здания. Когда Фаук умер вскоре после этого, план был передан Альфреду Уотерхаусу, который пересмотрел согласованные планы и перепроектировал фасады в романском стиле, вдохновленный его частыми визитами на континент.
Оба мужчины широко использовали римские аркады (серия арок, поддерживаемых колоннами, опорами или столбами) и архитектурную скульптуру, не говоря уже о колоннах.
Строительство началось в 1873 и было завершено семь лет спустя в 1880 . В изменениях, выполненных Уотерхаусом, использовалась терракотовая плитка, чтобы противостоять копной атмосфере викторианского Лондона.
Сегодня музей — один из самых любимых образцов зданий в романском стиле в Великобритании и одна из самых знаковых достопримечательностей города.
4. Белая башня Лондонского Тауэра, Лондон
Белая Башня Лондонского Тауэра, Источник : Бернард Ганьон / Wikimedia CommonsСтиль: Романский
Белая башня в Тауэре Лондон — еще один британский образец дизайна, вдохновленного римской архитектурой. Фактически, это исторический нормандский замок ( donjon ), построенный в несколько этапов, с 11 по 14 века.
Норманны-завоеватели быстро начали оставлять свой след в Британии своим собственным взглядом на романский стиль; иногда называют нормандским романским.Лондонский Тауэр, в частности Белая башня, станет одной из их величайших работ.
Строительство началось в начале 1080-х годов , и первоначально оно использовалось для размещения короля и его приближенных, но также служило частной часовней. Часовня Святого Иоанна в башне имеет превосходные образцы округлой романской арки.
Генрих III позже приказал побелить его в 1240 .
5. Бранденбургские ворота, Берлин
Источник : Pedelecs / Wikimedia CommonsСтиль: Неоклассицизм
Бранденбургские ворота в Берлине — прекрасный образец 18-го века неоклассической архитектуры, построенный прусским королем Фридрих Вильгельм II.Он был построен в честь завершения Батавской революции.
Сегодня это одна из самых известных достопримечательностей Германии и одна из лучших триумфальных арок в мире. Он построен на месте бывших городских ворот, которые обозначали начало дороги от
дов романском стиле (6-10 века нашей эры) — iDesignWiki
Романская архитектура — это средневековый европейский стиль с полукруглыми арками. Есть много мнений о дате начала этого стиля.
Сан-Либераторе-а-Майелла, Абруццо, Италия, построенный в 9 веке.Источник информации: https://en.wikipedia.org/wiki/San_Liberatore_a_Maiella
История романского стиля
Романская архитектура был первым отличительным стилем, распространившимся по Европе со времен Римской империи. После упадка Рима римские методы строительства все еще использовались в Западной Европе: меровингов , каролингов и оттоновских архитекторов продолжали строить большие каменные конструкции, такие как монастырские церкви и дворцы.
Патриарший собор Святой Марии Майор, построенный в 1147 году, Лиссабон, Португалия.
Источник изображения: https://www.dreamstime.com/lisbon-catintage-se-patriarchal-st-mary-major-image167797789
В северных странах римские стили и методы строительства никогда не применялись, использовались только для официальных зданий, в то время как в Скандинавии они были совершенно неизвестны. Хотя круглая арка все еще использовалась, инженерные навыки, которые требовали сводить большие пространства и строить большие купола, немного изменились.Стилистическая преемственность была прервана.
Романская архитектура также распространилась одновременно на севере Италия , Франция и Пиренейского полуострова . Стиль, названный Первый романский или Ломбардский романский , особенности: толстых стен , отсутствие скульптуры и важность ритмических орнаментальных арок.
Основные характеристики
Романские церкви обычно включали полукруглых арок окон, дверей и аркад; ствола или свода для поддержки крыши нефа ; опоры и стены с небольшим количеством окон, чтобы сдержать напор сводов.В стороне используются проходы с галереями над ними с большой башней на пересечении нефа и трансепта. Меньшие башни были построены в западной части церкви.
Французские церкви следовали схеме раннехристианской базилики , используя радиальных часовен для размещения большего количества священников. Около апсиды святилища можно было найти амбулатории для посещающих паломников, и больших трансептов между святилищем и нефом.
Пизанский собор (Duomo di Pisa), Пиза, Тоскана, Италия.Источник информации: https://www.nanocatintage.eu/index.php/pisa-catperor/
Характеристики
Романская архитектура имеет следующие особенности:
- Стены были твердые, выдерживали вес камней.
- Использование римской арки было важным для выдерживания общего веса.
- Окна должны быть малыми , чтобы стены были прочными.
- Своды были важнейшими структурными элементами романской архитектуры, позволяющими возводить каменные крыши. Типов хранилищ было много:
- Бочки или туннельные своды: состояли из полукруглой секции, похожей на туннель.
- Паховые своды: это свод, образованный пересечением под прямым углом двух цилиндрических сводов.
- Ребристые своды : по сути, два цилиндрических свода, встречающиеся под прямым углом.
Источник изображения: https://www.durhamworldheritagesite.com/architecture/romanesque
Скульптурное украшение
Одним из способов, которым романские архитекторы украшали свои экстерьеры, были скульптуры , особенно над входом в церковь. Эти круглые украшенные порталы , получившие название tympanum , стали довольно популярными в романской архитектуре.
Пример украшенного тимпана церкви Сен-Лазар, Франция.Источник изображения: https://www.britannica.com/technology/tympanum-architecture
Источник информации: https://www.khanacademy.org/humanities/medieval-world/latin-western-europe/romanesque1/a/a-beginners-guide-to-romanesque-architecture
http://study.com/academy/lesson/romanesque-architecture-characteristics-examples-history.html
http: // www.britannica.com/art/Romanesque-architecture
http://www.medieval-life-and-times.info/medieval-art/characteristics-romanesque-architecture.htm
, пожалуйста, также посетите: https://www.idesign.wiki/
: Нравы, обычаи и традиции :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр
Сложно определить, сколько народных танцев в России — их сложно сосчитать. У них есть множество названий: иногда это соответствует песне, под которую танцуют, иногда количеству танцоров или схеме танца.Но во всех этих разнообразных танцах есть что-то общее, что характеризует русский танец в целом: это широта движений, смелость и особенная жизнерадостность, поэзия и сочетание скромности и простоты с глубоким достоинством.
Русский народный костюм
Сценические костюмы всегда играли главную роль в исполнении народных танцев. Костюм народного танца создавался на основе народного костюма, но, естественно, был значительно облегчен, чтобы в нем было комфортно двигаться танцу.Русское народное платье красиво и красочно, богато орнаментом и вышивкой. В дизайне одежды народ проявил не меньше таланта и вкуса, чем в создании песен и танцев.
Русские народные костюмы очень разнообразны. Не только в каждой провинции, но даже в каждом районе мог быть свой стиль, своеобразное сочетание цветов или покрой сарафана (крестьянского переднего платья), форма головного убора и специфические узоры орнамента. В старину девушки по нескольку лет готовили себе праздничную одежду: украшали сарафан и кокошник украшениями и драгоценными камнями, вышивали рубашки и жакеты.Богатый костюм, для изготовления которого требовалось много труда, дочери унаследовали от своих матерей.
Ребята тоже любили наряжаться: вышитые рубашки ярких цветов и орнаментальные тканые пояса были обязательными к праздничному платью.
Сарафан (сарафан) был характерен для национального костюма русской девушки. Его носили как на севере, так и на юге России, а также в Средней России. Девичьи прически и головные уборы значительно отличались от женских.Девушки заплетали волосы в одну косу, а на голове носили различные ленты и повязки.
ЗАБРОНИРОВАТЬ БИЛЕТЫ на Всероссийское народное шоу «Золотое кольцо»
ПОДРОБНЕЕ о …
Что касается мужского костюма, то он был свойственен косоворотке — особому русскому фасону рубахи с застежкой воротника сбоку, а не посередине груди. У Косоворотки воротника-тесьмы не было: воротник и разрез просто обшивались узкой полоской красного ситца.Штаны изготавливались из льна и украшались орнаментом или полосками. Позже стали изготавливаться однотонные брюки темных тонов. Подробнее о русском национальном костюме…
Хороводы
Русские хороводы кажутся такими же древними, как и сама наша культура. Находясь дома, наши предки занимались играми и хороводами; уходя на поле боя, они воспевали родину в своих былинах. Песни разносились по России и передавались из поколения в поколение.История хороводов уходит корнями в старые легенды; и все народные легенды говорят о прошлом как о настоящем, без указания дат и лет; они рассказывают о деяниях наших предков, не упоминая ни сцены действия, ни имен людей.
Первоначальное значение хоровода кажется утерянным навсегда. У нас нет источников, которые прямо указывали бы на путь его происхождения на русских землях, и поэтому все предположения остаются несущественными.Хороводы были у всех славянских племен.
Русские хороводы были доступны людям всех возрастов: в них принимали участие девушки и девушки, юноши и старики. Места, где проходили народные хороводы, получили особые названия и сохранили это особое право на долгие годы. Реки, озера, луга, сельские погосты, рощи, кладбища, сады, пустоши и дворы — вот где будут устраиваться хороводы. Некоторые места использовались для праздничных хороводов, а другие подходили для обычных обычных хороводов.
Booking.com
Виды русского народного танца
Русский национальный танец включает хоровод, импровизированные танцы и танцы с определенной последовательностью фигур (кадриль и тому подобное). В каждой провинции эти танцы различаются по характеру и манере исполнения и обычно имеют собственное название в зависимости от названия района или танцевальной песни. Обычно это 2/4 или 6/8. Есть медленные и быстрые русские танцы, а также танцы с постепенным ускорением скорости.Хороводы бывают женскими и смешанными. Они исполняются по кругу и обычно сопровождаются песней, иногда в форме диалога между участниками танца.
Женские танцы продемонстрировали плавность, мягкость и величавость женской натуры; они могли включать легкое кокетство и игру с платком. Мужские танцы выражали смелость и смелость, ловкость, широту и остроумие.
Танцы Импровизации Некоторые виды танцев носили соревновательный характер.Наряду с хороводом большой популярностью у россиян пользовались импровизации и конкурсные танцы. В этих танцах не было ограничивающих композиций или последовательностей. Таким образом, это была возможность для каждого танцора спонтанно выразить себя и показать свои способности. Такой танец всегда удивлял публику, а иногда и самих исполнителей.
ЗАКАЗАТЬ БИЛЕТЫ на Национальное танцевальное шоу «Гжель»
ПОДРОБНЕЕ о…
Игра Танцы
Особое место занимают игровые танцы, которые привносят в игру наблюдательность: они могут быть о каких-то природных явлениях («метель», «метель») или о каких-то животных или птицах («Бык», «Кукуруза»). -стель »,« Медведь »и тому подобное). Эти танцы можно назвать танцевальными играми или игровыми танцами, так как ярко выражено их игривое происхождение. В танцевальных движениях исполнитель не просто имитирует повадки животных или птиц, но пытается передать некоторые черты человеческого характера.
Заказать Русское фольклорное шоу в Николаевском дворце в Санкт-Петербурге
Танцевальное приседание
Танцевальный сквоттинг был широко распространен по всей России, и это типичный пример русского танца за рубежом. В раннем средневековье общая численность восточных славян не превышала одного миллиона, язык был почти одинаковым, а общение было довольно тесным. Изначально техника движений на корточках существовала в двух проявлениях: как способ борьбы и как боевой танец.Мужчины развили специальные двигательные навыки и особенно выносливость, необходимые для этого стиля боя, благодаря постоянной практике танцевального приседания и боевых соревнований.
В старину конкурсы танцоров устраивались в деревнях, в основном во время ярмарок. Люди делали ставки на танцоров. Победитель получил хороший приз в виде подарка, вина или денег. Информация о приобретении была передана всем членам экипажа.
Обычно соревнования проходили в парах или в одиночном танце.Один из танцоров показал какое-то танцевальное движение или последовательность, и участник должен был точно их повторить, а затем показал свои движения, чтобы другой мог повторить. Иногда правила были другими: соперники поочередно показывали свои ходы и не могли повторить предыдущий. Тот, чьи «каперсы» финишировали первым, потерпел поражение.
Поскольку боевой танец был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, он, естественно, получил наибольшее распространение среди воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров, а также был очень популярен среди кулачных бойцов.
.