18 признаков того, что перед вами романтическая картина • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсЧто такое романтизм и как он изменил мирАудиолекцииМатериалыКораблекрушения и мировые катастрофы, кудри и тревожные лица, волны и руины — некоторые шаблоны, по которым можно узнать произведение художника-романтика
Автор Елена Якимович
1. Конец света и вселенские катастрофы
Романтики любят опасность; чем тревожнее и зрелищнее, тем лучше. Главные специалисты по апокалиптическим сценам — англичане, особенно Джон Мартин, соперник Уильяма Тернера.
1 / 5
Уильям Тернер. Всемирный потоп Не позднее 1805 года © Tate
2 / 5
Джон Мартин. Великий день Его гнева 1851–1853 годы © Tate
3 / 5
Сэмюэл Колман. На краю гибели 1836–1838 годы Brooklyn Museum
4 / 5
Томас Коул. Путь империи: Крушение 1836 год New-York Historical Society
5 / 5
Иван Айвазовский. Всемирный потоп 1864 год Государственный Русский музей
2. Толпы страдальцев — жертв войны, революции, стихийных бедствий и так далее
На картинах романтиков в массовых сценах чаще всего нет главного героя, вместо него — сама стихия толпы. Страдающие люди пассивны, они бегут от несчастий и бед, их преследуют, судят, наказывают, а им не остается ничего, кроме как взывать к небу.
1 / 5
Эжен Делакруа. Резня на Хиосе 1824 год Musée du Louvre
2 / 5
Франсиско Гойя. Третье мая 1808 года в Мадриде (Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года) 1814 год Museo Nacional del Prado
3 / 5
Уильям Блейк. Вихрь любовников. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте 1824–1827 годы Birmingham Museum and Art Gallery
4 / 5
Карл Брюллов. Последний день Помпеи 1833 год Государственный Русский музей
5 / 5
Франсиско Гойя. Пожар в ночи Около 1793 года Colección Abelló
О картине «Резня на Хиосе» — в подкасте «Зачем я это увидел?»
Лекция о «Расстреле повстанцев» Франсиско Гойи
3. Ночные пейзажи
Ночь как таинственное время очень любима романтиками, особенно Каспаром Давидом Фридрихом. Часто ночные пейзажи — спокойные, созерцательные, но случаются и бури.
1 / 5
2 / 5
Юхан Кристиан Даль. Вид на Дрезден в лунном свете 1839 год Galerie Neue Meister
3 / 5
Максим Воробьев. Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника 1842 год Государственная Третьяковская галерея
4 / 5
Альберт Бирштадт. Лагерь охотников 1861 год Yale University Art Gallery
5 / 5
Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре 1880 год Государственный Русский музей
4. Огромные панорамы
Контраст между маленьким и большим — один из основополагающих принципов романтической живописи. Чтобы подчеркнуть масштаб, художник может добавить в панораму крохотные фигурки людей и животных.
1 / 5
Юхан Кристиан Даль. Вид с горы Люсхорнет 1836 год Nasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design
2 / 5
Карл Брюллов. Итомская долина перед грозой 1835 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
3 / 5
Каспар Давид Фридрих. Остра-Гехеге 1832 год Galerie Neue Meister
4 / 5
Фредерик Эдвин Чёрч. Ниагара 1857 год National Gallery of Art, Washington
5 / 5
Архип Куинджи. Днепр утром 1881 год Государственная Третьяковская галерея
5. Необычные эффекты освещения: радуги, метеоры, северное сияние, туманы, закаты, молнии и прочее
В романтизме акцентируется все яркое, неожиданное и драматичное, вызывающее эмоции — от тихого религиозного восторга до ужаса.
1 / 5
Уильям Тёрнер. Замок Арундел с радугой Около 1824–1825 годов © Tate
2 / 5
Каспар Давид Фридрих. Нойбранденбург 1816–1817 годы Pommersches Landesmuseum
3 / 5
Джон Констебл. Стоунхендж 1835 год © Victoria and Albert Museum, London
4 / 5
Фредерик Эдвин Черч. Северное сияние 1865 год Smithsonian American Art Museum
5 / 5
Джон Мартин. Разрушение Содома и Гоморры 1852 год Laing Art Gallery
6. Грозовые тучи и бури
Грозы в горах, штормы на море, тяжелые тучи — все это есть у романтиков. Абсолютные чемпионы по части облаков — англичане Джон Констебл и Уильям Тернер.
1 / 5
Джон Констебл. Ливень над морем Около 1824–1828 годов Royal Academy of Arts
Уильям Тернер. Метель (Переход Ганнибала через Альпы) Не позднее 1812 года © Tate
3 / 5
Эжен Изабе. Шторм у берегов Нормандии Предположительно, 1850-е годы The Metropolitan Museum of Art
4 / 5
Юхан Кристиан Даль. Эльба под дождем Предположительно, XIX век годы Nasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design
5 / 5
Альберт Бирштадт. Буря в горах Около 1870 года Museum of Fine Arts, Boston
7. Бурные волны
Все знают Айвазовского и его бесконечные морские пейзажи, но Айвазовский не изобрел волны, а только развил мотивы, разработанные другими европейцами, и превратил их в устойчивый шаблон.
1 / 5
Уильям Тернер. Волны, бьющие против ветра Около 1840 года © Tate
2 / 5
Ричард Паркс Бонингтон. Рыбацкие суда в неспокойном море 1825 год Szépművészeti Múzeum
3 / 5
Кнут Бааде. Остров Трена в Нурланне 1838 год Nasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design
4 / 5
Томас Коул. Французова бухта, остров Маунт-Дезерт, Мэн 1844 год Albany Institute of History & Art
5 / 5
Иван Айвазовский. Корабль среди бурного моря 1887 год Государственный Эрмитаж
8. Кораблекрушения
Крушение кораблей — один из самых популярных романтических сюжетов; художники-романтики переняли его у голландцев XVII века, правда не всегда сохраняя изначальный поучительно-религиозный смысл — аллегорию тщеты человеческих усилий и непредсказуемости божественной воли.
1 / 5
Иван Айвазовский. Девятый вал 1850 год Государственный Русский музей
2 / 5
Фрэнсис Дэнби. Кораблекрушение Около 1850 года Yale Center for British Art
3 / 5
Теодор Жерико. Плот «Медузы» 1819 год Musée du Louvre
4 / 5
Уильям Тернер. Бедствие на море Около 1835 года © Tate
5 / 5
Джон Уилсон Кармайкл. Жестокий шторм. Маяк Ирвин 1851 год Wikimedia Commons
Лекция «Плот „Медузы“» Теодора Жерико
Как сенсационное кораблекрушение обросло политическими и общечеловеческими смыслами
Где Делакруа?
Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена
9. Извержения вулканов и пожары
Художники полюбили вулканы еще в XVIII веке благодаря сенсационным раскопкам Помпеев и Геркуланума — античных городов, которые погибли в результате извержения Везувия. Яркие эффекты освещения плюс гигантские масштабы катастрофы — вот рецепт драматичного зрелища.
1 / 5
Джозеф Райт из Дерби. Извержение Везувия, с видом на острова в Неаполитанском заливе
2 / 5
Уильям Тернер. Пожар в здании палаты лордов и палаты общин 16 октября 1834 года 1835 год The Cleveland Museum of Art
3 / 5
Юхан Кристиан Даль. Извержение Везувия в декабре 1820 года 1826 год Städelsches Kunstinstitut
4 / 5
Джон Мартин. Разрушение Помпеев и Геркуланума 1822 год © Tate
5 / 5
Фредерик Эдвин Черч. Котопакси 1862 год Detroit Institute of Arts
Помпеи до и после извержения Везувия
Четыре лекции археолога Александра Бутягина
Помпеи: 8 вещей, которые мы узнали благодаря раскопкам
Надпись углем на стене дома, пекарни, 300 скелетов и живая стиральная машина
10.
Взбесившиеся или борющиеся животныеБитва с или между животными — тема, которая пришла к романтикам от художников эпохи барокко. Фоном часто служит мрачный или динамично изображенный пейзаж: дует ветер, колышется вода или надвигается гроза.
1 / 4
Теодор Жерико. Лошадь, атакуемая львом Около 1821 года Musée du Louvre
2 / 4
Джеймс Уорд. Дерущиеся лошади 1808 год National Museum Cardiff
3 / 4
Орас Верне. Начало скачек необъезженных лошадей 1820 год The Metropolitan Museum of Art
4 / 4
Эжен Делакруа. Конь, испуганный грозой Между 1825 и 1829 годом Szépművészeti Múzeum
11. Живописные горы и скалы
Величие и причудливые формы гор и скал позволяли художникам показать, как мал человек на фоне непостижимого Божьего мира.
1 / 5
Каспар Давид Фридрих. Меловые скалы на острове Рюген 1818 год Kunstmuseum Winterthur
2 / 5
Уильям Тернер. Перевал Сен-Готард, вид с Чертова моста 1804 год Abbot Hall Art Gallery
3 / 5
Томас Коул. Скалистое ущелье, Шаваганк 1846 год Amon Carter Museum of American Art
4 / 5
Альберт Бирштадт. Река Мерсед, долина Йосемити 1866 год The Metropolitan Museum of Art
5 / 5
Иван Айвазовский. Дарьяльское ущелье 1862 год Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»
12. Средневековые руины
До романтиков культуру Средневековья не очень-то ценили: она ассоциировалась с чем-то варварским, неправильным, диким, — а «хорошей» считалась Античность. Романтики уравнивают в правах античное и средневековое, часто отдавая первенство второму: самоопределявшиеся нации интересовались собственным прошлым и нередко находили его в Средних веках.
1 / 5
Томас Гёртин. Линдисфарнский монастырь 1796–1797 годы © The Trustees of the British Museum
2 / 5
Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу 1809–1810 годы Alte Nationalgalerie
3 / 5
Джон Констебл. Замок Хедли, устье Темзы. Наутро после ночной бури 1829 год Yale Center for British Art
4 / 5
Джон Селл Котман. Руины аббатства Риво, Йоркшир 1803 год © Victoria and Albert Museum, London
5 / 5
Карл Густав Карус. Руины аббатства Эльдена и деревенский дом рядом с Грайфсвальдом в лунном свете 1819–1820 годы Pommersches Landesmuseum
13.
Замок, башня или церковь на гореЗамок — постройка, и одновременно он похож на часть скалы; он напоминает о средневековом прошлом, а чем больше руин, тем лучше он вписывается в живописный природный пейзаж.
1 / 5
Карл Фридрих Лессинг. Рыцарский замок 1828 год Alte Nationalgalerie
2 / 5
Джон Мартин. Пейзаж с замком Между 1815 и 1820 годом Yale Center for British Art
3 / 5
Уильям Тернер. Замок Норэм на реке Твид Около 1822–1823 годов © Tate
4 / 5
Джузеппе Пьетро Багетти. Аббатство Сакра-ди-Сан-Микеле в Турине Первая треть XIX века Palazzo Reale di Torino
5 / 5
Иван Айвазовский. Вид Вико близ Неаполя 1855 год Тверская областная картинная галерея
14.
Одинокий путник или созерцательМаленький человечек на фоне панорамного пейзажа в пути или в медитативном созерцании (а может быть, и молитве) — любимая тема романтиков, особенно немецких.
1 / 5
Сэмюэл Палмер. Кукурузное поле при лунном свете с вечерней звездой Около 1830 года © The Trustees of the British Museum
2 / 5
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана Около 1817 года Hamburger Kunsthalle
3 / 5
Кнут Бааде. Сцена времен эпохи норвежских саг 1850 год Nordnorsk Kunstmuseum
4 / 5
Юлиус фон Лейпольд. Путник во время грозы 1835 год The Metropolitan Museum of Art
5 / 5
Иван Айвазовский. Морской берег 1840 год Государственная Третьяковская галерея
15.
Контрасты светотениЧисто формальный прием — яркий свет на фоне тьмы — провоцирует зрителя на сильную эмоцию. Это не изобретение романтиков: они подсмотрели этот контраст у живописцев XVII века — например, караваджистов.
1 / 4
Эжен Делакруа. Автопортрет Около 1816 года Musée des beaux-arts de Rouen
2 / 4
Архип Куинджи. После дождя 1879 год Государственная Третьяковская галерея
3 / 4
Орест Кипренский. Автопортрет (?) Около 1809 года Государственная Третьяковская галерея
4 / 4
Джон Констебл. Портрет Мэри Фрир 1809 год Yale Center for British Art
16. Расстегнутый ворот рубашки
На мальчишеских портретах и в изображении творческих натур (например, поэтов или художников) расстегнутый ворот рубашки создает ощущение естественности и свободы.
1 / 5
Василий Тропинин. Портрет Арсения Васильевича Тропинина Около 1818 года Государственная Третьяковская галерея
2 / 5
Филипп Отто Рунге. Автопортрет с коричневым воротником Около 1802 года Hamburger Kunsthalle
3 / 5
Джеймс Барри. Автопортрет в образе Тиманфа Около 1780–1803 годов National Gallery of Ireland
4 / 5
Теодор Жерико. Портрет молодого человека Около 1818 года Minneapolis Institute of Art
5 / 5
Франсиско де Гойя. Автопортрет 1815 год Museo Nacional del Prado
17. Развевающиеся кудри или взъерошенная прическа у мужчин
Кажется, что романтик должен быть лохматым, а рациональный обыватель — аккуратно причесанным. Но на самом деле «романтические» прически носили не только романтики, а вообще все — это была главная мода после исчезновения париков в конце XVIII века. Сначала носили короткие и взъерошенные волосы, позже в моду войдут длинные локоны.
1 / 4
Анн-Луи Жироде-Триозон. Портрет Шатобриана, размышляющего среди римских руин После 1808 года Musée d’Histoire de la Ville et du Pays Malouin
2 / 4
Александр Орловский. Автопортрет 1809 год Государственная Третьяковская галерея
3 / 4
Орест Кипренский. Портрет поэта Василия Андреевича Жуковского 1816 год Государственная Третьяковская галерея
4 / 4
Эжен Делакруа. Портрет композитора Фридерика Шопена Около 1838 года Musée du Louvre
18.
Взволнованные, тревожные или вопросительные выражения лицЧасто в портретах — и особенно автопортретах! — романтиков лица выглядят напряженно, эмоционально. Внимание перемещается с внешнего антуража на внутреннюю жизнь и на то, как лицо может ее отражать. Чаще всего это встречается на неофициальных поретах, особенно мужских.
1 / 5
Сэмюэл Палмер. Автопортрет 1826 год Ashmolean Museum
2 / 5
Франсиско Гойя. Сеньора Сабаса Гарсиа Около 1806–1811 годов National Gallery of Art, Washington
3 / 5
Каспар Давид Фридрих. Автопортрет Около 1810 года Kupferstichkabinett der Staatlichen Museen zu Berlin
4 / 5
Орест Кипренский. Автопортрет 1820 год Galleria degli Uffizi
5 / 5
Карл Брюллов. Портрет Александра Брюллова Середина 1820-х годов Государственный Русский музей
Материал подготовлен совместно с Третьяковской галереей к выставке «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»
Проект реализован по благотворительной программе «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина
другие материалы на эту тему
Альтернативная история живописи XIX века
Восемь очень странных картин
Французская революция 1830 года в десяти картинах
История «Трех славных дней»
Жизнь Гойи в автопортретах
От придворного художника до пожилого эмигранта
От Делакруа до «Родины-матери»
Инфографика: путешествие женщины‑воительницы по изобразительному искусству
Курс «Как понимать живопись XIX века»
Илья Доронченков о том, как восемь художников-революционеров осмысляли историю и современность
Теги
Живопись
XIX век
Галерея
Признаки картин
«Ученый совет» в «Радио Arzamas»: Анна Поливанова — о рациональности в науке и семейном оазисе, Мельчуке и Зализняке, машинном переводе и одержимости лингвистикой
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсыСпецпроекты
Аудиолекции
24 минуты
1/5
Любовь, искусство и смерть: романтизм как мироощущение
Почему романтизм — это не просто термин из школьной программы, а культурная макроэпоха, определившая нашу жизнь на 250 с лишним лет
Читает Андрей Зорин
Почему романтизм — это не просто термин из школьной программы, а культурная макроэпоха, определившая нашу жизнь на 250 с лишним лет
29 минут
2/5
Молодость, ирония, творческий риск: какими были писатели-романтики
Как Байрон, Гофман, Новалис и другие литераторы создали саму идею современности и какие принципы они исповедовали, чтобы быть современными
Читает Татьяна Венедиктова
Как Байрон, Гофман, Новалис и другие литераторы создали саму идею современности и какие принципы они исповедовали, чтобы быть современными
60 минут
3/5
Гении, мифотворцы и виртуозы: кто создавал музыку романтизма (18+)
Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя
Читает Марина Раку
Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя
48 минут
4/5
Возвышенное, примитивное, иррациональное: где в искусстве искать романтизм (18+)
Почему в живописи и графике был не романтизм, а романтизмы — и как их можно найти не только у Делакруа с Фридрихом, но и у Энгра с Гогеном
Читает Илья Доронченков
Почему в живописи и графике был не романтизм, а романтизмы — и как их можно найти не только у Делакруа с Фридрихом, но и у Энгра с Гогеном
43 минуты
5/5
Наполеон, братья Гримм и Вальгалла: как романтизм создавал европейские нации
Почему без романтизма не было бы современных Франции, Германии и других европейских наций — и какую роль в этом сыграли философы, филологи и студенты
Читает Илья Женин
Почему без романтизма не было бы современных Франции, Германии и других европейских наций — и какую роль в этом сыграли философы, филологи и студенты
Материалы
Интерьер романтика: живите как Онегин или Жорж Санд
Как обставить модный кабинет — от портретов до черепов
Главные романтики мира в одной таблице
Гюго — бунтарь, Мэри Шелли — фрик и Пушкин — историк
«Рим», «Румыния», «романс», «романтизм»: откуда взялись эти слова
Слова, произошедшие от названия Вечного города
18 признаков того, что перед вами романтическая картина
Кораблекрушения, кудри, конец света и другие
«Свобода», «страсть», «фантастика»: словарь романтика
Понятия, которые романтизм изобрел — или придал им современный смысл
О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры ArzamasОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
романтизм как мироощущение • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсЧто такое романтизм и как он изменил мирАудиолекцииМатериалыПочему романтизм — это не просто термин из школьной программы, а культурная макроэпоха, определившая нашу жизнь на 250 с лишним лет
Автор Андрей Зорин
Романтизм часто понимается как литературное или, шире, художественное направление, возникшее где-то в начале XIX века и существовавшее примерно в интервале между классицизмом и реализмом. Оно сменяет классическое искусство — потом реалистическое искусство приходит ему на смену. Обычно называются имена Лермонтова, Байрона, Новалиса, Шумана, Брюллова и других классиков разных форм искусства. Это традиционное, школьно-вузовское понимание романтизма в рамках классических курсов литературы и разных искусств.
В этой лекции романтизм будет пониматься несколько иначе, скорее как огромная макроисторическая культурная эпоха. Эта эпоха началась где-то в середине XVIII столетия, сформировала современную культуру и продолжалась примерно четверть тысячелетия, а после Второй мировой войны она начала уходить в прошлое.
Завершается она на наших глазах. Процесс смены этих макроисторических эпох уже зашел достаточно далеко, но еще едва ли завершен полностью, поэтому многие из нас, в особенности люди старшего поколения, еще помнят то, о чем я буду сегодня говорить, по собственному жизненному опыту.
Я буду говорить о романтизме как о способе миропонимания. Это романтическое мироощущение предполагает восхищение сильной личностью, индивидуальностью человека, его оригинальностью, неповторимостью. С другой стороны, в нем — сильнейшая ностальгия и желание идеала, недостижимой полноты существования, чего-то, к чему ты стремишься, но чего по определению не можешь достигнуть, поскольку каждый человек лимитирован сроками собственной жизни, временем и местом рождения, статусом и в конечном счете собственным телом.
И поэтому существует тот идеал, от которого мы оторвались, та чаемая полнота существования, к которой мы стремимся, но которой никогда не можем достигнуть. Это и есть, на мой взгляд, основа того, что называется романтическим восприятием мира.
Откуда возникает и берется это новое мироощущение? Примерно четверть тысячелетия тому назад, в середине XVIII века, многие культурные и образованные люди стали ощущать одиночество человека в мире, оторванность его от своих корней, из которых тысячелетиями произрастало человеческое общество.
Романтизм — это в первую очередь городская культура. В то время подавляющее большинство живущих на земле людей продолжают работать на земле, и поначалу романтическая культура касается небольшого количества горожан, но потом их количество растет. Это люди, чей образ жизни, и мироощущение, и опыт кардинально отличаются от опыта их предшественников, и отличаются во многих отношениях.
Прежде всего, окружающая природа перестала быть для них источником угроз и уничтожения, каким она являлась для крестьян. Она перестала грозить землетрясениями, наводнениями, засухами и стала ощущаться чем-то, от чего тебя насильственно оторвали и чего ты лишился.
Точно так же постепенно меняется традиционный образ жизни. На протяжении веков каждого родившегося на земле человека в большинстве случаев ждало то же самое, что его родителей. Сын крестьянина становился крестьянином, сын аристократа — аристократом. По жизни в собственном доме каждый более-менее понимал, как придется жить ему самому, и учился этому.
Новая эпоха разомкнула эту связь — у человека возникла ответственность за собственную судьбу.
Происходит не только разрыв с природой, с крестьянским образом жизни, с базовыми фундаментальными и вечно неизменными общественными структурами — уменьшается связь человека с религией. Религия сохраняет свое значение, но традиционная вера, традиционная Церковь, передающиеся из поколения в поколение, перестают формировать абсолютно все человеческое существование. Человек сам начинает искать для себя Бога и высшее начало.
Это обстоятельство привело одновременно к двум, возможно, разнонаправленным, но связанным между собой явлениям. С одной стороны, романтическое ощущение основано на том, что называется индивидуализмом, — на культе героики, на образе сильной личности, меняющей собственную жизнь, обстоятельства и мир.
В знаменитом романтическом стихотворении Пушкина «К морю» называются два культовых персонажа романтической эпохи — Наполеон и Байрон. Наполеон был сыном корсиканских офицеров, ставшим императором, а Байрон был английским лордом, ставшим лидером греческого революционного движения, символом европейской революции и, возможно, первым европейским селебрити. Это люди, поменявшие свою судьбу и кардинальным образом изменившие эпоху вокруг себя.
С другой стороны, с этим ощущением неразрывно связано столь же сильное чувство ностальгии: желание вернуться, приобщиться к чему-то, от чего ты оторван насильственно, снова влиться во что-то более значимое, чем ты, перестать ощущать себя столь мучительно одиноким.
Соответственно, героический индивидуализм и ностальгия по полноте существования оказываются неразделимыми частями романтического мироощущения. Оно непредставимо ни без одного, ни без другого.
В своем понимании и романтического искусства, и романтического мироощущения я исхожу из классических трудов американского филолога Мейера Говарда Абрамса, который выделил два базовых мифа, лежащих в основе романтизма. Первый — античный миф о золотом веке, об утраченном времени идеальной жизни, из которой человек оказывается изгнан. В какой-то мере отражением этого мифа является библейский миф о потерянном рае. Второй — миф о блудном сыне, который уходит из родного дома, а потом туда возвращается.
Здесь возникают два центральных мотива, тесно связанных с двумя составляющими романтического мироощущения. С одной стороны, этот разрыв можно воспринимать как разрушение золотого века и идиллии: Адам, изгнанный из рая, где он жил, или человек, которого насильственно выбрасывают из отчего дома. А с другой стороны, его можно воспринимать как результат сознательного решения, как побег, как нарушение правил и канонов, как поиск себя как личности, не укладывающийся в заранее установленные рамки.
Это мироощущение отражалось в сознании всего образованного слоя европейских, а потом и не только европейских людей на протяжении примерно двух с половиной столетий и до сих пор не ушло до конца. Как и всегда, свое наиболее полное выражение это мироощущение получило в искусстве.
От чего же человек в эту романтическую эпоху оказывается оторван, куда он стремится вернуться, потерю чего он так остро ностальгически переживает?
Прежде всего, я назвал бы детство. Романтическая культура начинается с его исследования: с трактата «Эмиль, или О воспитании» Руссо, с рассказов героя шиллеровских «Разбойников» о потерянном рае его детства, о майской, весенней эпохе. Можно вспомнить классические русские произведения на эту тему — от Льва Толстого и Сергея Аксакова вплоть до Владимира Набокова.
Детство — время полноты человеческого существования, время, когда перед тобой открыты все возможности и ты еще не ограничен. Ты как бы обнимаешь весь мир и все возможности своей душой и еще не испорчен ни грехом, ни смертью. Этот мир в каком-то смысле является аналогом и земным воплощением рая, откуда человек оказывается изгнан.
Вторым после детства важнейшим образом идеального мира, от которого человек оказывается оторван, является природа. Детство, конечно, связано с природой: детское время — это когда ты ведешь наиболее природное и наименее испорченное цивилизацией существование. Герои романтического искусства все время воображают себе идеальную гармонию между человеком и природой.
Для литературы и искусства конца XVIII — начала XIX века идеальной декорацией к воплощению мифа была дворянская усадьба. Бездомный бродяга Руссо сделал своих детских героев, идеальных детей, дворянами. Докторский сын Шиллер сделал героя своей первой трагедии «Разбойники», Карла Моора, наследником родового имения, откуда он изгнан и куда мечтает вернуться, но все безуспешно. Возможно, с наибольшей полнотой и знанием подробностей и деталей воплотил этот миф Лев Толстой, рожденный и выросший как раз в дворянской усадьбе.
Дворянская усадьба — это, с одной стороны, мир, где молодой человек проводит первые годы своей жизни, а с другой стороны, это мир, где он общается с природой, где он живет в естественном окружении.
Мир дворянской усадьбы с ее родной природой — это не единственная важная для романтизма природная среда. Не меньшее значение имеет экзотическая природа, еще не испорченная цивилизацией: моря, горы, густые леса — то, куда не ступала нога человека. Пушкин в своем знаменитом стихотворении «К морю» восхищается свободной стихией моря и говорит:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
То есть море является единственным хранителем свободы человеческого порыва и героики.
В особенности эта тоска по морям и горам характерна для русского романтизма, поскольку естественный ландшафт России в значительной степени не включает в себя эти пейзажи. Есть знаменитое стихотворение, которое ошибочно, но закономерно приписывается романтическому поэту Дмитрию Веневитинову Дмитрий Веневитинов в том числе увлекался натурфилософией, или философией природы, Фридриха Шеллинга., где неизвестный автор пишет:
Природа наша, точно, мерзость:
Смиренно плоские поля —
В России самая земля
Считает высоту за дерзость.
В стихотворении воплощена эта романтическая жажда к особому, уникальному, экзотическому, к высоте, к горам, как у Пушкина в стихотворении «Кавказ».
Третий образ, связанный с любовью к экзотической природе и к природе в целом, — это тяга влиться в народ и его историю.
Образованное меньшинство, образованный городской человек, начинает болезненно чувствовать свою оторванность от того, что называется народом. В романтической философии народ воспринимается как единая коллективная личность, в которой каждый человек является только ее малой частью. Если он оказывается оторван от своих национальных корней, то это и огромная трагедия — как «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» у Лермонтова, — и стремление вернуться в свою естественную среду.
И это не только тот народ, который образованные люди видят вокруг себя — для социального мира того времени это прежде всего крестьяне, — но и героическое прошлое народа, его великая история. Исторический роман создается в начале XIX века великим романтиком Вальтером Скоттом, нашедшим себе множество европейских подражателей. Он написан о шотландской истории и тесно связан с шотландскими горами, Highlands Северо-Шотландское нагорье (Highlands of Scotland) — горный массив в северо-западной части Шотландии, занимающий примерно две трети этой области., — с особым миром диких первобытных и страстных людей.
И для романтиков характерно увлечение не только своим народом, но и чужими экзотическими народами вроде цыган у Пушкина, кавказских жителей у Лермонтова и Толстого и тех, кто еще ведет неиспорченный, естественный, природный образ жизни, кто не оторвался от своего единства и от своих корней.
Загул Пушкина с цыганами
Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку
За этим миром идеальной природы встает ее создатель. Разрыв с природой, с народом, с состоянием собственной идеальной невинности в значительной степени переживается как богооставленность: человек, оторвавшийся от своих корней, виновный, грешный, потерял право на любовь и понимание Богом, потерял живое религиозное чувство, составляющее основу и родник его существования.
Это переживается и как разрыв с Богом, что может приобретать и героический характер, характер богоборчества; Байрон пишет мистерию «Каин» об отпадении, о преступлении, где это героизируется. И это переживается как фундаментальная трагедия человека, лишенного общения с единственным источником всего главного и прекрасного на земле.
Весь ностальгический комплекс первоначально и в значительной степени строился на ощущении потери, на ощущении того, что идеальный мир — потерянный рай — находится за нашими спинами, что мы от него ушли и оторвались. А в XX столетии чрезвычайную популярность приобретает идея, что этот рай находится в будущем. И авангард, и социалистический реализм исходят из идеи, что коллективный рай — это то, что мы должны воплотить и построить на земле, что он нас ожидает. Но и для этого точно так же нужно растворение в массе. Маяковский пишет:
Я
всю свою
звонкую силу поэта
тебе отдаю,
атакующий класс.
Ты должен раствориться и быть счастлив, что тело твое невесомое, отдать свой труд своей республике — и тогда ты войдешь в идеальную коллективную прекрасную утопию будущего, которую еще предстоит построить на земле. Здесь меняется направление временной оси — от потери к ожидаемому обретению, но логика остается той же самой. И неслучайно в классическом марксизме тот коммунизм, который ждет человечество, рифмуется с первобытным коммунизмом людей, которые когда-то жили на земле, вне зависимости от того, был ли когда-то этот коммунизм на самом деле или нет.
Мы говорили о том, куда человек стремится влиться и войти, куда ему надо попасть. Но не менее важным является вопрос, как туда попасть. Что нужно сделать человеку, чтобы хотя бы на время оказаться в этом прекрасном, идеальном мире, от которого он безнадежно оторван?
Вероятно, самым главным способом вернуть себе утраченный рай оказывается любовь. Любящие души переживают то самое райское блаженство, то самое чувство идеальной полноты существования, которое недоступно другим. До сегодняшнего дня этот тип любви мы называем романтическим и говорим о романтической любви. Это представление об идеальном, предначертанном на небесах союзе двух любящих душ, которые сливаются в одно.
Как изучают любовь антропологи
Является ли романтическая любовь свойством человеческой природы
Первоначально на ранних этапах романтизма, в сентиментальной культуре, за идеей идеальной любви встает образ идеальной семьи — семьи, понимаемой не как экономический союз, чем это считалось раньше, или не как вопрос о наследовании и передаче имущества из поколения в поколение, а как союз двух любящих сердец.
Для уже зрелого высокого романтизма любовь, как правило, трагическая. Невозможность и несовместимость этой любви с земной жизнью становится очевидной: она не укладывается в рамки земного существования. Тем не менее это тот идеал, к которому человек стремится всю жизнь, и ради того, чтобы испытать такую любовь, эту жизнь стоит отдать.
Романтическая любовь, в особенности в зрелом романтизме, доступна только избранным, особенным душам, способным испытывать такие чувства. Точно так же романтическое мироощущение выделяет фигуру художника, поэта — человека, способного к особенно сложным, глубоким переживаниям и способного воплотить в словах, в красках, в звуках это ощущение райского блаженства, отторгнутости от него, трагедии, ликования.
Искусство — одно из важнейших способов возвращения в этот исходный рай, как и его создание, поэтому творец всегда отмечен особой судьбой. Но и способность воспринимать искусство — тоже. Как пишет Пушкин:
Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Потому что это особенный мир, особенное блаженство, особое, ни с чем не сравнимое счастье. И, как писал Пушкин, «божественный глагол» касается до «слуха чуткого».
Творец — это художник, поэт, музыкант, а в рамках романтического восприятия возможность прислушиваться к этому божественному голосу особенно передает музыка. Музыка служит идеальным воплощением божественной гармонии. Неслучайно романтический писатель Гофман вставляет имя Моцарта — Амадей — в собственное имя, чтобы служить воплощением духа музыки. Неслучайно Пушкин делает Моцарта героем одного из своих самых знаменитых произведений. И тема особенной чуткости человека к искусству, тема искусства как лучшего способа постигать тайну мира, постигать божество, понимать и выражать любовь, связь искусства с любовью — это совершенно неотъемлемые и важнейшие черты романтического миросозерцания.
Последнее, на чем я хотел бы остановиться в ряду тех способов, которыми мы возвращаемся к утраченному блаженству и полноте существования, — это смерть. Роль смерти в этом мире парадоксальна. С одной стороны, утраченный рай не знает смерти. Смерть его разрушает, привносит в райскую жизнь разрыв человека с природой и с исходным блаженством. Но с другой стороны, человека, уже обретшего свое земное существование, уже отпавшего от рая, смерть может и вернуть куда-то, например в тот мир, который он оставил, если человек правильно к ней относится.
Может быть, одно из самых потрясающих описаний такой смерти в мировой литературе содержится в «Войне и мире», когда уходит Андрей Болконский, который уже почти выздоровел после смертельного ранения, но Наташа Ростова оказывается бессильна вернуть его в жизнь. Он чувствует голос другого мира, призывающий его к себе гораздо более властно, — для него вечная любовь и вечная жизнь оказываются сильнее и значимее, чем любовь и жизнь земные.
Своего рода идеальным учебником по романтическому мировосприятию, начальным курсом или введением в романтизм могут служить произведения Лермонтова. Есть ощущение, что он с необыкновенной аккуратностью отмечал галочками все квадратики, о которых мы говорили: вот потерянная природа, куда Мцыри бежит из стен монастыря; вот ограниченность человеческого существования; вот особенный, настоящий, природный Бог и природное существование, которое противопоставлено Богу церковному; вот любовь и жажда любви, возникающие в образе прелестной грузинки, за которой идет герой; вот героика битвы и борьбы в эпизоде «Бой с барсом»; вот смерть — «И он прожег свою тюрьму» — и дух снова возвращается к пославшему его; вот смерть как освобождение от тела — от того, что останавливает, лимитирует, окружает тебя на земле.
Точно так же можно, например, описать классическое и всем известное произведение «Герой нашего времени», где есть буквально все базовые романтические мотивы. Складывается ощущение, что автор специально старался, не дай бог, ничего не пропустить.
Мне кажется, что это мироощущение сегодня знакомо практически каждому человеку вне зависимости от того, читал ли он Байрона и Лермонтова, слушал ли он Шопена и Шумана, видел ли он картины Брюллова и Фридриха. Это то, что составляет воздух культуры последних двух или двух с половиной столетий, то, на чем мы воспитаны, то, что еще живо в душе многих из нас и на что многие из нас еще способны откликаться.
Вместе с тем мы явственно чувствуем, как эта культура уходит во всех своих проявлениях. Она становится все менее и менее понятной молодым людям и производит впечатление чего-то покрывающегося паутиной времени. Уходит представление о необходимости сохранять уникальность собственного характера на всю жизнь, быть верным себе во всем и никогда себе не изменять, уходит культ романтической любви, которая все чаще и чаще заменяется многозначным словом «отношения», уходят представления о потерянном рае и мечта вернуться в него.
На смену этим уходящим, но еще волнующим, еще узнаваемым для нас образам приходят очертания совершенно новой культуры, но пока что ее очертания понятны нам не до конца.
Правила жизни немецкого романтика
Зачем нужны польки, что общего у честности с супом и о чем говорить с англичанами
Радио романтика
Треки, которые могли оказаться в плеере Байрона и Гофмана
Лекция «Любовь у Гете, фон Клейста, Стендаля, Вагнера и Фейербаха»
Любовь как приключение, мистическая любовь, романтическая любовь и любовь-катастрофа
Как начался романтизм? А академизм?
Подкаст про Энгра и Делакруа
Расшифровка
Курс подготовлен совместно с Третьяковской галереей к выставке «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»
Проект реализован по благотворительной программе «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Радио ArzamasЧудо творения в языке«Ученый совет» в «Радио Arzamas»: Анна Поливанова — о рациональности в науке и семейном оазисе, Мельчуке и Зализняке, машинном переводе и одержимости лингвистикой
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсыСпецпроекты
Аудиолекции
24 минуты
1/5
Любовь, искусство и смерть: романтизм как мироощущение
Почему романтизм — это не просто термин из школьной программы, а культурная макроэпоха, определившая нашу жизнь на 250 с лишним лет
Читает Андрей Зорин
Почему романтизм — это не просто термин из школьной программы, а культурная макроэпоха, определившая нашу жизнь на 250 с лишним лет
29 минут
2/5
Молодость, ирония, творческий риск: какими были писатели-романтики
Как Байрон, Гофман, Новалис и другие литераторы создали саму идею современности и какие принципы они исповедовали, чтобы быть современными
Читает Татьяна Венедиктова
Как Байрон, Гофман, Новалис и другие литераторы создали саму идею современности и какие принципы они исповедовали, чтобы быть современными
60 минут
3/5
Гении, мифотворцы и виртуозы: кто создавал музыку романтизма (18+)
Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя
Читает Марина Раку
Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя
48 минут
4/5
Возвышенное, примитивное, иррациональное: где в искусстве искать романтизм (18+)
Почему в живописи и графике был не романтизм, а романтизмы — и как их можно найти не только у Делакруа с Фридрихом, но и у Энгра с Гогеном
Читает Илья Доронченков
Почему в живописи и графике был не романтизм, а романтизмы — и как их можно найти не только у Делакруа с Фридрихом, но и у Энгра с Гогеном
43 минуты
5/5
Наполеон, братья Гримм и Вальгалла: как романтизм создавал европейские нации
Почему без романтизма не было бы современных Франции, Германии и других европейских наций — и какую роль в этом сыграли философы, филологи и студенты
Читает Илья Женин
Почему без романтизма не было бы современных Франции, Германии и других европейских наций — и какую роль в этом сыграли философы, филологи и студенты
Материалы
Интерьер романтика: живите как Онегин или Жорж Санд
Как обставить модный кабинет — от портретов до черепов
Главные романтики мира в одной таблице
Гюго — бунтарь, Мэри Шелли — фрик и Пушкин — историк
«Рим», «Румыния», «романс», «романтизм»: откуда взялись эти слова
Слова, произошедшие от названия Вечного города
18 признаков того, что перед вами романтическая картина
Кораблекрушения, кудри, конец света и другие
«Свобода», «страсть», «фантастика»: словарь романтика
Понятия, которые романтизм изобрел — или придал им современный смысл
О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры ArzamasОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
4.863.300+ Романтизм Сток Фото, Ресимлер и Роялти-фри Фото
Фото- Фото
- Фото
- Иллюстрация 9000 6
- Vektörler
- Видео
4.863.396
романтика сток фото ве görselini inceleyin veya daha fazla stok fotograf ve görsel keşfetmek için yeni bir arama başlatın. Sırala:En popüler
restoranda kırmızı şarap kadehleri ile tost genç çift yakın — романтика сток фотографлар ве resimlerRestoranda kırmızı şarap kadehleri ile tost genç çift yakın
aşık mutlu genç çift sarılma, gülme, şarap içme, konuşma zevk, evde sevgililer günü yemek kutlayan bir likte eğlenmek, masada oturan mumlar ile romantik akşam yemeği tarih sahip. — романтика stok fotoğraflar ve resimlerAşık mutlu genç çift sarılma, gülme, şarap içme, konuşma zevk,…
пара смотрит на закат в автомобиле с откидным верхом. — романтика сток фото и фотоПара наблюдает закат в автомобиле с откидным верхом.
Meloneras Beach Юрюме, Гран-Канария Gün Batımında öpüşme denizin kenarında oturan kadın ve erkek — романтика stok fotograflar ve resimlerMeloneras Beach Юрюме, Гран-Канария Gün Batımında öpüş me…
romantik gün batımı — романтика stok fotograflar ve resimlerRomantik gün batımı
bir tarihte çift — романтика stok fotoğraflar ve resimlerBir tarihte Çift
balayı seyahat kavramı bir tropikal plaj — романтика stok fotograflar ve resimlerBalayı seyahat kavramı bir tropik аль пляж
romantik akşam yemeği — романтизм сток фото и resimlerромантик akşam yemeği
yaz aşkı. — романтика сток фото и resimlerYaz aşkı.
любовь, которая говорит с душой — романтика stok fotoğraflar ve resimlerЛюбовь, которая говорит с душой
romantik akşam — романтика stok fotoğraflar ve resimlerРомантика akşam
руки, образующие форму сердца с силуэтом заката — романтика stok fotoğraflar ve resimlerформирование рук форма сердца с силуэтом заката
balayı seyahat, çift sahilde aşık silhouete. — романтика сток фото и resimlerBalayı seyahat, çift sahilde aşık silhouete.
sokakta onların duygularını ifade güzel genç çift — романтика сток фото и resimler ok fotograflar ve resimlerMutlu ve güzel bir çift aşık
aşık çift — романтика сток фотографлар ве resimlerAşık çift
kalp şekli mono hattı. sürekli çizgi simgesi, elle çizilmiş kaligrafik öğe. küçük resim lerini güzele sin. — романтизм стоковые иллюстрацииKalp şekli mono hattı. Sürekli çizgi simgesi, elle çizilmiş…
bir kaç sokakta yürüyen dikiz — романтика сток фотографлар ве resimlerbir kaç sokakta yürüyen dikiz
yemek masasında akşam yemeği sı rasında şampanya ile tost mutlu çift. — романтика stok fotoğraflar ve resimlerYemek masasında akşam yemeği sırasında Şampanya ile tost mutlu çif
снимок пары, наслаждающейся днем на пляже на пляже evde sarılan hediye kutusu olan mutlu bir çift. — романтика stok fotograflar ve resimlerEvde sarılan hediye kutusu olan mutlu bir çift.
бу адам онун аркасинда кырмизи чикеклер онун кыз аркадаши сюрприз ичин саклиёр. — романтика сток фото и resimlerБу Адам онун arkasında kırmızı çiçekler онун кыз arkadaşı sürpriz
akşam yemeği partisi. — романтика сток фото и resimlerAkşam yemeği partisi.
yaz tatilinde romantik bir çift havuz başında akdeniz’de gün batımını enjos — романтика stok fotograflar ve resimlerYaz tatilinde romantik bir çift havuz başında Akdeniz’de gun batım
hiçbir şey hayatı sevgi gibi zenginleştirir — Romanticism stok fotoğraflar ve resimlerHiçbir şey hayatı sev gi gibi zenginleştirir
bir erkek ve bir kadının elleri — Romanticism stok fotoğraflar ve resimlerbir erkek ve bir kadının elleri
çatallar ve bir kalp. sevgililer günü için tatil menusü. — романтика stok fotograflar ve resimlerÇatallar ve bir kalp. Sevgililer Günü için tatil menusü.
молодая влюбленная пара вместе проводит время в кафе. — романтика стоковое фото и фотоМолодая влюбленная пара проводит время вместе в кафе.
siluetleri yıldızlı gökyüzü altında genç bir çiftin. астрономии чалишмаларым. — романтика stok fotograflar ve resimlerSiluetleri yıldızlı gökyüzü altında genç bir çiftin. Astronomi çal
senin yanında benim için tek yer — романтика сток фотографлар ве resimlersenin yanında benim için tek yer
ona çiçek vermek için bir sebep gerekmez. — романтизм stok fotograflar ve resimlerOna çiçek vermek için bir sebep gerekmez.
romantik genç çift ayakta dağ — романтика stok fotograflar ve resimlerRomantik Genç çift ayakta dağ
öpücük hala bana kelebekler verir — романтика stok fotograflar ve resimlerÖp ücük Hala Bana kelebekler verir
balayı çift özel, romantik bir akşam yemeği — романтика сток фотографлар ве resimlerBalayı çift özel, romantik bir akşam yemeği
Романтические фотографии и изображения премиум-класса в высоком разрешении
- Изображения
Креатив
Редакция
Видео
Креатив
Редакционный
- ТВОРЧЕСКИЙ
- РЕДАКЦИОННЫЙ
- ВИДЕО
Лучшее совпадение
Новые
Самые старые
Самые популярные
ДИАПАЗОН ДАТЛюбая датаПоследние 24 часаПоследние 48 часовПоследние 72 часаПоследние 7 днейПоследние 30 днейПоследние 12 месяцевПользовательский диапазон дат
ТИП ЛИЦЕНЗИИ Безвозмездная Управляемая правамиРФ и РМ
ОРИЕНТАЦИЯРАЗРЕШЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛЮДИЧИСЛО ЧЕЛОВЕК СОСТАВ ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬСТИЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯФОТОГРАФЫСБОРНИКИ- 9012 3
романтизм живопись
романтизм эпоха