Российские промыслы: Русская народная игрушка — Русская вера

Уфтюжская роспись — Русская вера

Малоизвестный ныне промысел Русского Севера уфтюжская роспись относится к группе северодвинских росписей, центры которых расположены в среднем течении Северной Двины. Об истории и особенностях этого народного промысла мы беседуем с дизайнером и иллюстратором, ведущим специалистом по теме уфтюжской росписи Светланой Зеленцовой

Зеленцова Светлана родилась в г. Рубцовске Алтайского края. Окончила Томский государственный университет по специальности «математика» (1995 г.) и Университет Российской академии образования по специальности «художник-педагог» (2008 г.). Работала как дизайнер и иллюстратор. В 2010 году увлеклась русской народной росписью. В настоящее время проводит курсы по уфтюжской росписи в Москве.
 

***

В каких районах нашей страны зародился этот народный промысел, и с чем было связано его возникновение? Было ли это изначально обычным ремеслом, или предметы уфтюжской росписи сразу воспринимались как произведения искусства?

Уфтюжская роспись относится к группе северодвинских росписей (борецкая, пучугская, тоемская, пермогорская, ракульская и уфтюжская), центры которых расположены в среднем течении Северной Двины. Центр бытования уфтюжской росписи находится на правом берегу Северной Двины, у ее притока — речки Уфтюге. До 1937 года эти места относились к Вологодской губернии и входили в состав Сольвычегодского уезда. По современному территориальному делению эти места находятся в Красноборском районе Архангельской области. Красноборский район уникальный в плане крестьянских росписей, на его сравнительно небольшой территории возникло три самобытных центра росписи: пермогорская, ракульская и наша уфтюжская. Надо сказать, что все три — совершенно разные, непохожие друг на друга, со своей колористикой и изобразительным строем. (Можно говорить о некотором влиянии росписей друг на друга, особенно с конца 19 — начала 20 века, но эти влияния не искажают, а лишь подчеркивают самобытность росписи).

Роспись получила название «уфтюжской» по названию самого крупного села — Верхняя Уфтюга, в окрестностях которого и процветал промысел. Обязательно нужно сказать, что уфтюжских росписей две! Нужно четко понимать, о какой росписи идет речь. Существовало два центра росписи: один — в деревне Слобода, которая находилась в 40 верстах от самой дальней деревни по речке Уфтюге — Куликово; другой — в окрестностях села Верхняя Уфтюга, главным образом в деревнях Ново-Андреевская и Якшаково. В деревне Слобода расписывали и продавали в основном прялки. Плоскость прялки всегда разбита на два става, неизменный сюжет — древо жизни и солнечная розетка на внешней стороне, птица-утица — на внутренней. Прялки отличаются подчеркнутой архаичностью. Они очень красивы, от них так и веет седой стариной и основами мироздания (улыбается).

Сейчас, говоря об уфтюжской росписи, чаще всего имеют в виду туесную роспись, промысел которой процветал во втором центре — в окрестностях села Верхняя Уфтюга. В искусствоведческой литературе (классификацию ввела Н. В. Тарановская) эта роспись получила название «верхнеуфтюжской», чтобы отличать от прялок деревни Слобода. Но сейчас роспись повсеместно называют уфтюжской, и именно об этой росписи пойдет речь в дальнейшем.

Уфтюжский промысел сразу возник как туесный, или бурачный. Мастера сами изготавливали, расписывали туеса, лукошки, набирухи и везли на продажу в Красноборск, Великий Устюг, Архангельск и даже Москву. Туеса расходились как горячие пирожки, так как в быту это была необходимая вещь. Свойства туеса-сколотня удивительные: в него можно наливать жидкости, засаливать грибы, замачивать морошку или клюкву, молоко в нем не скисает. В туесах хранили сыпучие продукты. Так что продажа туесов имела прежде всего экономическое обоснование, помогало заработать и прокормить семью. А расписанные туеса охотно покупали для украшения крестьянских изб.

История этих мест тесно связана с двумя волнами старообрядческого переселения. Первая связана с реформами патриарха Никона — это середина XVII века. Драматические события заставили людей, не подчинившихся никонианским нововведениям, искать убежища в суровых северных краях. Вторая волна переселения связана с гонениями Николая I и закрытием монастырей на Выгу и Лексе, Пинеже. Бежали в том числе и художники, миниатюристы, переписчики книг.

Сейчас еще не поставлена последняя точка в вопросе, является верхнеуфтюжская роспись старообрядческой или нет. Исследователь уфтюжской и ракульской росписей О. В. Алексеева в своей кандидатской диссертации «Народные росписи по дереву на притоках Северной Двины (Уфтюга, Ракулка) конца XVIII – XX веков» 2002 года считает, что старообрядческая художественная традиция в росписи не просматривается, тогда как влияние художественных традиций Сольвычегодска и Великого Устюга, проводивших московскую политику, очень сильно. Т. А. Бернштам наоборот высказывает предположение, что туесный промысел на Уфтюге возник усилиями выговских переселенцев, для которых туесный промысел был способом выжить на новом месте (Т. А. Бернштам «Старообрядцы и крестьянская бытовая роспись на Севере и Поволжье: XVIII-XX вв.» // Коллекции отдела Европы: Выставочные проекты. Каталоги. Исследования, 2008 г.). Известно, что на Выгу изготавливали туеса и украшали их теснением, даже существовал туесный канон.

Вопрос с датировкой возникновения промысла также остается открытым и колеблется от первой трети ХIХ до конца 80-х XIX века (Ю. В. Иванова).

 

Какие основные черты уфтюжской росписи известны ныне науке (предметы, на которые наносилась или наносится эта роспись, краски, методика изготовления)?

Краткое описание уфтюжской росписи звучит так: роспись выполнена в основном на туесах (бураках, лукошках, набирухах), основной сюжет — гибкая изогнутая веточка, в большинстве случаев заканчивающаяся тюльпаном, рядом рисовали птицу-кутеньку. И действительно, когда вы приходите в музей, вы видите один или несколько туесов с таким сюжетом и идете дальше. 

Однако за этой простой формулировкой спрятана красота и многообразие. Давайте рассмотрим подробнее. Уфтюжская роспись относится к типу живописно-графических: сочетание свободного кистевого мазка и графических элементов. Исследователь росписи В. М. Вишневская назвала уфтюжскую роспись «кистевой каллиграфией». И это сочетание сочных кистевых мазков и изящной каллиграфической линии, которая не повторяет контуры мазка (как в северодвинских графических росписях), а самостоятельно живет на «холсте», есть отличительная черта и визитная карточка верхнеуфтюжской росписи.

Другой важной чертой следует считать наличие свободного пространства: это не просто пустой фон, а полноправный участник росписи. Посмотрите на соседние северодвинские росписи — пермогорскую, ракульскую: плоскость прялки четко поделена на ставы и полностью заполнена узором. И посмотрите на уфтюжский туес: роспись легкая и изящная, веточка или птица свободно размещены на плоскости.

Сочетание полновесных кистевых элементов, тончайших линий, изящной каллиграфии, несовпадение линии и пятна, включение пустого пространства в композицию — все это делает уфтюжскую роспись по-настоящему современной, неподвластной времени.

Рассмотрим структуру веточки-деревца. Во-первых, это именно деревце, на что указывают корни, которые в виде трех капель рисуют у начала ветки. Уфтюжскую веточку в большинстве случаев (примерно 70%) венчает крупный тюльпан. Мастера называли тюльпаны «котлами». Тюльпан — очень неслучайный цветок для русского искусства, на всех северодвинских росписях цветут тюльпаны. Тюльпаны, напоминающие древнегреческие крины-лилии, мы встречаем повсеместно: в вышивках, скани, эмалях, изразцах. «Крин» — лилия, в переводе с греческого. Крины пришли к нам из Византии и заняли прочное место в древнерусском орнаментальном декоре. В Византии крин-лилия заменила ближневосточную пальметту на вершине мирового древа, или древа жизни, и получила новое смысловое наполнение: символ Благовещения, обновления мира (по Л. Буткевич «История орнамента», М. 2014).

Уфтюжская роспись имеет еще одну особенность: на ветви-деревце растут разные цветы и ягоды, чего в природе не бывает. (О. В. Алексеева считает это отголоском влияния восточных, турецких и персидских привозных тканей: рытых бархатов, драгоценной парчи, узорных камчатых тканей. На турецких бархатах любили в одну композицию собирать четыре любимых цветка: тюльпан, гиацинт, роза шиповника и гвоздика. )

Когда я анализировала, как же растет веточка-Древо, то обнаружила удивительную вещь (возможно, изобрела велосипед, но нигде не читала об этом): от главного ствола побочные ветви и листья расходятся из ОДНОЙ точки, попеременного роста побочных ветвей нет! Я специально просмотрела весь свой архив изображений и нашла нарушение только в одном случае. Вот модуль, по которому растет ветвь, боковые ветви от главной всегда расходятся наружу. Других вариантов в росписи просто нет. Этот модуль я назвала «модуль раскрытия»: каждая точка ветви потенциально делится на три направления. Этот закон следует соблюдать, чтобы у вас получилась именно уфтюжская ветвь. Так же как и закон симметрии листьев в пучке.

Уфтюжскася роспись выполнялась на красно-коричневых, красно-оранжевых, розово-красных фонах. Расписывали еще по чистой бересте, по желтым и белым фонам, но эти варианты немногочисленные, а группа красных фонов преобладает.

Краски, которыми исполнялась роспись, я бы поделила на две группы. К первой группе красок относятся темно-красная (бордовая), зеленая, желтая и синяя. Последняя использовалась в небольшом количестве. Оттенки же этих красок разные, поэтому, если поставить рядом туеса с такой палитрой, получится красивое многоцветие.

Ко второй группе красок относятся голубая, розовая, фиолетовая, охристая. Эти краски могли использовать вместе с красками из первой группы, зеленый часто был сложных оттенков: серо-зеленый, оливковый, сине-зеленый.

Интересно про цвет пишет в упомянутой выше статье Т. А. Бернштам: ранняя уфтюжская роспись была изысканной розово-жемчужной гаммы! К сожалению, не могу привести пример ранней росписи, так как мне пока не довелось ее увидеть. Краски же изготовлялись следующим образом: сухие пигменты разводились в клеевом растворе смолы вишни или лиственницы (по В. М. Вишневской), а цветные фоны были выполнены из свинцового сурика с заваренным мучным клеем.

Отличительная черта уфтюжских туесов — вертикальные полосы в области туесного замочка, проведенные тупым шилом по линейке. Количество линий доходит до 14-ти, и есть версия, что это метки мастера или династии мастеров.

Как было сказано выше, расписывались в основном туеса, то есть предметы круглой формы, которые в большом количестве шли на продажу. Еще расписывали прялки. В отличие от прялок деревни Слобода, их не продавали, а дарили. То есть все прялки, расписанные верхнеуфтюжской росписью, были исполнены в дар дочери, невесте или расписаны на заказ с той же подарочной целью. Изобразительного канона для уфтюжской прялочной росписи не прослеживается, и самих прялок немного. При росписи прялок мастера использовали приемы, несвойственные туесной росписи: делили лопасть прялки на ставы, обрамляли периметр лопасти городками (как в пермогорской росписи) или полукруглыми фестонами, то есть работали в логике прялочной росписи других центров. Однако можно выделить два способа заполнения плоскости лопасти: ветвь-дерево гибко изгибается по всей поверхности либо растет почти вертикально (или с легким изгибом). В композицию могли включать птиц.

Теперь о птицах. Кстати, в птицах преобладает графическое начало над живописным, рисовали их сначала черным контуром, а затем дорабатывали кистью. Всех уфтюжских птиц называют собирательным ласковым термином «кутенька». Есть упоминание в литературе, что мастера изображали тетерок и жаворонков. И действительно, уфтюжские птицы похожи на своих природных собратьев. Но не все с этим согласны. Если проанализировать роспись с точки зрения типов изображаемых птиц, то мы получаем следующую картину: есть две больших группы птиц, которые можно для учебных целей (чтобы объяснять и правильно рисовать) условно назвать тип «тетерка» и тип «жаворонок». Рисовали также лебедей, курочек, голубей, но преобладают эти два типа. 

Вот эти две больших группы уфтюжских птиц:

Имеют ли используемые орнаменты какое-то символическое значение?

Такой прямой интерпретации сюжетов росписи нет. Неизвестно, какие смыслы изначально вкладывали в роспись ее создатели. И цветущая ветвь-древо, и птицы всегда носят благопожелательный характер. Но давайте порассуждаем. Во-первых, мы видим на туесах не просто веточку, а Древо. На это указывает наличие корней у основания ствола. Корни в некоторых случаях тщательно пририсованы, особенно в коротких кустах, и чаще всего их три. Ветка-древо в подавляющем большинстве случаев заканчивается цветком — тюльпаном, ромашкой-солнцем, розой шиповника. То есть перед нами может быть Древо Жизни с распустившимся на его вершине солнцем. Древо Жизни — универсальный смысл, общечеловеческий, и я не вижу ничего зазорного, чтобы применить его к уфтюжской росписи.

В росписи всегда присутствует число три: три корня, деление на три (обсуждали в предыдущем вопросе). В росписи еще есть мотив «три березовых листочка». Вот что это — придуманный просто так кем-то мотив или здесь есть какой-то смысл? На Троицын день принято было приносить в храм веточки березы. Может быть, три березовых листочка — символ этого праздника? На этот вопрос ответа я не нашла.

Тетерки и жаворонки также значимые птицы, первыми возвращаются после холодной зимы. Ведь на Русском Севере пекут ритуальные тетерки и жаворонки, закликают зиму. Возможно, в уфтюжских птицах заключен символ весны, новой жизни.

Понимаете, мы живем в другом мире, нам открыты другие культуры вширь пространства и вглубь времени. И волей-неволей в роспись мы привносим новые смыслы, а что думали сами мастера?

 

Широко ли было распространено это ремесло? Какие исторические этапы переживал этот промысел до революции, в советское время и в наши дни? Оставался ли он уделом кустарей, или существовали артели и промышленное производство?

Уфтюжский промысел локально существовал в нескольких деревнях по речке Уфтюга, а распространение продукции имеет большой географический охват: Красноборск, Сольвычегодск, Великий Устюг, Архангельск, Вологда, Москва. Расписывали всегда мастера внутри семьи, а артели стали создаваться уже после революции. Известно, что в 1920-х годах работало около 60 кустарей. В начале 30-х годов на Уфтюге была образована бурачная артель, в создании которой принимал участие известный мастер А. Д. Кувакин, в довоенное время ее возглавлял другой известный мастер Н. Д. Трапезников. Известно, что в зимнее время сам расписывал до 300-400 туесов. Артель работала до 1946 г. Бурачный промысел естественным путем был приведен в упадок уже к 50-м годам. Возрождение росписи в 60-е и последующие годы связано уже с научным интересом к ней и активными усилиями искусствоведов и популяризаторов росписи. Одна из первых ее исследователей, В. Вишневская, создала фотоальбом «Мотивы росписей туесков Верхней Уфтюги» (существует в единственном экземпляре). В настоящее время работают отдельные мастера, расписывают в том числе сувенирную продукцию, но как такового промысла нет.

Каждый мастер приходит к собственным глубинам понимания росписи. Есть ли у вас личное восприятие уфтюжских сюжетов?

Да, есть. Мне очень нравится группа туесов, которые я условно назвала «солнце на ветке»: в вершине изгиба ветки рисуется солнечная розетка (живописный аналог резных розеток). Моя личная интерпретация этого сюжета такая: ветвь — древо, как человеческая жизнь; корни — родители, дедушки-бабушки; ветвь изгибается — в зените солнце (год), ветвь — жизнь человека, распускается тюльпаном, цветет и дает плоды. Это очень поэтично!

И еще вопрос, который я себе задавала: почему на туесах рисуют одну птицу (в большинстве случаев), а не две? Мое личное прочтение: это душа человека перед Всевышним. Хочу еще раз уточнить: это мое и только мое понимание смысла, но когда я расписываю именные туеса, именно этот смысл вкладываю в роспись.

Имеются ли музеи или выставочные коллекции предметов уфтюжской росписи, которые могут быть представлены широкому зрителю? Есть ли специализированная литература?

Большие коллекции предметов уфтюжской росписи есть в Русском музее и в Российском этнографическом музее, к сожалению — в запасниках. В Вологодском государственном музее-заповеднике есть восемь туесов, и все они представлены в экспозиции. В Государственном историческом музее всего пять туесов. Хорошая коллекция в школьном музее села Верхняя Уфтюга и в историко-мемориальном и художественном музее Красноборска. Всем рекомендую Красноборск и Верхнюю Уфтюгу, не пожалеете!

 

Расскажите о современном состоянии этого ремесла, в том числе о своем исследовательском пути в этом направлении. Известно, что вы проводите учебные курсы, посвященные это росписи. Кто может посетить эти курсы (нужно ли какое-то образование), и какие знания и навыки можно там приобрести?

Сейчас время возрождения всех без исключения росписей, активно работают студии росписи для детей и для взрослых, проводятся форумы, фестивали и т. п. Но уфтюжская роспись, как ни странно, мало известна широкому кругу. На родине в Архангельской области, конечно, ее знают и любят. А меня же все время переспрашивают: какая роспись, а это где? (улыбается). Поэтому волей-неволей я выступаю в роли популяризатора уфтюжской росписи! Действительно, мне пришлось проделать исследовательскую работу, но в практическом плане. Когда я решила вести курсы, то не могла найти полных пособий по преподаванию, у меня была масса вопросов, ответы на которые не находились. Очень помогла поездка в район бытования росписи. И низкий поклон Верхней Уфтюге и Красноборску за возможность поработать с оригиналами (а особенно за общение). Сейчас обучающий курс почти полностью готов. «Почти» — потому что каждый новый предмет добавляет в курс что-то новое. И конечно, есть вопросы, ответы на которые еще не найдены. Поиск продолжается, и это хорошо!

На курсы может прийти любой человек. Если нет художественной подготовки, то мы уделяем внимание постановке руки и качеству мазка. По опыту могу сказать, что у всех прекрасные результаты. А теоретически курс построен таким образом, чтобы в голове, после его прохождения, была целостная система знаний. Моя цель — научить слушателя говорить на языке уфтюжской росписи.

Хохломская роспись — Русская вера

Нижегородская декоративная хохломская роспись известна на всю Россию. Где на самом деле зародился промысел изготовления деревянной посуды? Как он перешел в разряд искусства и каково современное положение промысла?

Обо всем этом мы беседуем с известным самобытным мастером хохломской росписи, народным художником РФ, членом Союза художников России, почетным академиком РАХ, директором ГБПОУ «Нижегородское художественное училище» Гущиным Николаем Александровичем.

***

Хохлома изначально была промыслом, а потом уже стала искусством
 

Известный русский писатель Мельников-Печерский рассказывает в своем романе «В лесах и на горах», что изготовление посуды из дерева было одним из главных промыслов в Заволжье и всей Нижегородчине. С чем это связано?

Во-первых, если говорить о промыслах по Нижегородской области в целом, то в каждом районе имеются какие-то свои центры. Например, в Городце это городецкая роспись, городецкое золотное шитье, глиняная жбанниковская игрушка; в Чкаловске — чкаловский гипюр и многие другие.

Если говорить о хохломской росписи, то ей занимаются два района, граничащих друг с другом, — Ковернинский и Семеновский, где длительное время занимались изготовлением посуды из дерева и расписывали по хохломской технике с золочением и применением растительного орнамента. На сегодняшний день эти два центра так и остались, претерпев некоторые изменения в структуре. В Ковернинском районе раньше находилась огромная фабрика «Хохломский художник», насчитывающая более 1000 человек, сегодня она не работает. В Семенове тоже есть большое производство, где находится фабрика хохломской росписи. «Хохломская» преобладает в названии и того, и другого предприятия, потому что это название промысла.

Теперь немного поясню, почему в наших местах занимались этим производством. Год длинный, сельскохозяйственное производство занимает только период «весна-лето-осень», зима бездействует, поэтому надо чем-то заниматься. Также людям нужен был дополнительный доход в семью: пропитаться было нечем. Поэтому изначально это был промысел, к искусству он отошел уже позднее.

До 1961 года у нас были артели и промартели, которые зимой занимались изготовлением посуды, а летом все художники были задействованы уже на государственном предприятии, где художники и мастера работали на производстве круглый год. На сельскохозяйственные работы отвлекались только изредка по приглашению — ходили помочь собрать картошку или заготовить сено.

По сути, в глухом районе Нижегородской области были задействованы в промысле тысячи человек: одни точили, другие резали, третьи проводили заготовку, четвертые расписывали, кто-то сбывал эту продукцию. Все этапы были очень отлажены. И еще был сбыт, поскольку Советский Союз был огромен.
 

Почему традиция создавать особую расписную посуду появилась именно в Хохломе, и как она сложилась?

Почему в Хохломе? У нас более 40 деревень только на территории Ковернинского района занимались изготовлением хохломской росписи. Пользовались дешевым подручным материалом. Ковернинский и Семеновский районы — это лесные края, поэтому в качестве материала для промысла выбирали дерево. Например, липа — мягкий материал, поддающийся обработке и в резьбе, и в токарном деле. В целом, я охватываю весь промысел, но мне ближе Ковернинский район, потому что я его лучше всех знаю: я там жил и вырос, знаю всю специфику. Изготовлением изделий занимался почти весь район: кто-то резал ложки, кто-то их расписывал, кто-то их скупал и ехал продавать — так получалось выгоднее всего. Напомним, что сезон заработка — весна-лето-осень, на зиму надо было где-то найти доход, чтобы купить продукты и одеться.

Заниматься подработкой могли всей округой, а продавать изделия все равно ехали в одно место. Хохлома была торговым селом. У кого была лошадь, тот возил изделия на продажу в Кострому, а в основном возили на саночках в Хохлому.

Многие искусствоведы утверждают (и даже подтверждают документально), что техника изготовления хохломской посуды с золочением дерева пошла от росписи икон. Возможно, это так, потому что золочение дерева в нашей местности преобладает именно в росписи икон. Скорее всего, какой-то этап в технологии хохломской росписи взят из заготовок досок под роспись икон.
 

На ваш взгляд, в каком году возник промысел хохломской росписи?

В XVI–XVII века. Это подтверждается искусствоведческими поисковыми работами и документами. Год конкретно сказать трудно. В 1991 году отмечали 300-летие Хохломы, хотя, конечно же, нет конкретной даты, что именно в этот день начали рисовать хохлому.
 

А можно ли назвать место, где возник промысел?

Было село Хохлома, которое до сих пор существует на территории Ковернинского района. Вообще название любому промыслу дает то место, откуда он выходит: Дымка — дымковская игрушка, Жостово — жостовские подносы. Но нельзя сказать, что мастера были только из этого села; скорее — из округа деревень вокруг Хохломы. А Хохлома была торговым селом, где устраивались четверговые базары. Когда не имели названия технологии росписи, говорили: «Откуда везем?» — из Хохломы, из Жостова, из Гжели. В итоге за видом промысла определилось название места, откуда оно расходилось.

 

Хóхлома, а не хохломá
 

Вы называете «хóхлома», хотя сейчас на ярмарках больше на слуху название «хохломá».

Все правильно. В 60-е, даже 70-е годы, когда в наши районы стали приезжать городские специалисты из Московского института художественной промышленности, им было выгоднее, да и красивее звучало «хохлома́», чем режущее «хо́хлома». При склонении села Хохлома может быть и Хо́хлома, и Хохлома́. Но если рядом протекает речка Хо́хломка, как мы ее будем называть? Хо́хломкой мы ее и будем называть, а не Хохломко́й. Село Хо́хлома — это на всю жизнь. Мне уже скоро 60, и всю мою жизнь село называлось Хо́хлома, с ударением на первый слог.
 

А посуду покрывали росписью потому, что красиво, или изделие становилось прочнее?

Посуда, поскольку постоянно использовалась в быту, то была недолговечной. Ничем не обработанная деревянная посуда быстро выходила из строя, потому что она и трескалась — деревяшка впитывала влагу, а влажное имеет свойство трескаться, — и падала-билась. Поэтому изначально стали искать средства, чтобы придать предмету прочность и практичность: грунтовали раствором особой глины, в состав которой входили клеевые основы, глиной обрабатывали деревянную поверхность, чтобы она забивала поры. В итоге практичных изделий наделали много, но продавались они по одной цене. И потом, каждому хочется в любом бытовом предмете внести красоту: вышивка, лепка, роспись, резьба. Поэтому техника изготовления изделий усложнялась, товар дорожал, мастерам и продавцам это стало давать больше дохода.

Если же посмотреть на старые работы мастеров — там просто условные нажимы кисточкой. Это не та хохломская роспись, которая у нас есть сейчас.

 

Расписная миска для киски
 

А сколько может служить хохломская посуда? И какая была самой распространенной?

Есть экспонаты в коллекциях крупных музеев. Они покупались у населения, то есть уже были использованы в быту. Люди их либо изготавливали сами, либо покупали, но именно для пользования — в чашки насыпались крупы, в мисках к столу подавались горячие щи и салаты. Если же сейчас эти крупные музеи покупают работы у нас, то они сразу определяют их в коллекции, не используя в быту.

На сегодняшний день сложно определить, сколько может служить продукция этого промысла, потому что ее вытесняют — как и продукцию вообще всех промыслов — дешевые материалы. Сейчас ведь уже никто не берет на природу или в поход расписную чашку, а покупают в магазине одноразовую посуду, чтобы собрать в пакет и выбросить после пикника. Можно сказать, что на сегодняшний день промыслы имеют какую-то границу между используемостью и работами, как произведения искусства.


Однако в былые времена практичная и недорого расписанная посуда была повседневной. У нас даже, я помню, была «миска для киски», ей там наливали молоко. Фарфор тогда был дорогим, пластиковой посуды тоже не было.


Я вспоминаю, что в период моего детства пользовались в основном деревянными изделиями, то есть что мы делали — тем и пользовались: ложки небольшого размера чашки, миски, плошки. Их называли по-разному, в зависимости от формы. Если токарь выточил просто чашку — значит, это чашка и есть. Если это напоминает глиняную плошку или она для чего-то предназначена — так и называлась: плошка, кандейка, шкатулка. Для каждого изделия было определенное предназначение.
 

А было ли разделение труда? Могли ли в одной семье, например, изготавливать посуду и расписывать ее, или это было четко разделено?

Если я художник, но не умею точить, то я кооперируюсь с соседом-токарем: он делает заготовку, вырезает изделие и отдает мне, чтобы я делал дальнейшую обработку и роспись. Если это происходило среди членов одной семьи, то было еще выгоднее.

Некоторые семьи строили красильни, к ним приходила красить, например, соседка, у которой не было краски и лака, и ей платили за работу. И в итоге так появились артели и промартели.

 

В советские годы за хохломой были очереди
 

В целом эта продукция была дорогая? Ее могли позволить себе простые люди?

Продукцию могла позволить себе почти каждая семья, ее выпускалось много. В 1970–1980-х гг. фабрика работала и в магазине «Народные художественные промыслы» всегда стояла очередь, потому что цены были доступны. Привозили хохлому с фабрики из района, и, не распаковывая в магазине, выставляли короба на улицу. Продавали прямо, что называется, «с колес».
 

Поговорим о рисунке. Как возникли его мотивы?

Есть два вида письма хохломской росписи: верховое и фоновое. Верховое письмо — это когда свободным кистевым мазком на золотистую поверхность изделия без какой-то проработки художник наносит орнамент во время работы. Слева — это травный орнамент, а справа — орнамент под листок, когда идет чередование «листок-ягода» на золотистой поверхности. Тот орнамент, который расположен на золоте изделия, называется верховым письмом.

Фоновое письмо — это роспись под фон, когда в орнаменте оставляются только золотые фрагменты: золотой листочек, ягоды, золотые цветы, а вокруг этого листа закрашен черный, красный либо коричневый фон. Зеленый — это всегда мудрый, хитрый цвет, его надо подобрать очень тонко, поэтому его применяли совсем мало. Кудрина — это тоже фоновое письмо, когда тонкой кистью сначала наносится кудревато-витиеватый орнамент.
 

Как происходит подготовка стаканчика или ложки перед разрисовкой хохломой?

Выточенное из древесины лиственных пород изделие вначале нужно особым образом подготовить — вы́ходить. При сушке сырая древесина ведет себя совершенно непредсказуемо, она может в любой момент в руке треснуть с кромки и до дна. Поэтому вначале изделия засыпались стружкой, затем, как на производстве, закрывались в кожуха, чтобы не было вентиляции и света. Когда влага выпаривалась, стружку вынимали — на глазок (это сейчас есть влагомеры)  — и изделие продолжало выпариваться самопроизвольно. После этого в сушилках чуть подсушивали, затем грунтовали, протирали мешковиной, потом зашпаклевывали дерево с сучками, чтобы скрыть возможные сколы, и затирали. Далее покрывали олифой — три слоя до полного высыхания каждый. На третьем или четвертом слое, когда олифа уже не высыхает — на отлип (у нас такое название) и чувствуется, что она уже не пачкается, втираем сухую алюминиевую пудру, раньше применяли олово и серебро. Не красим кисточкой, а именно втираем — получается зеркальная поверхность, похожая на алюминиевую посуду. После этого заготовка попадает в руки художника и начинается процесс росписи.
 

Почему после 1917 года советская власть, уничтожая многие дореволюционные традиции, тем не менее оказывала поддержку хохломской росписи и другим подобным промыслам?

При СССР осуществлялась поддержка многим промыслам. В 1975 году вышло отдельное постановление правительства о сохранении и развитии народных художественных промыслов. Сложно сказать — почему. Во-первых, из-за занятости населения это был доход для государства, потому что наша продукция шла на валюту.

У нас в области на тот момент валюту мог зарабатывать только автозавод и предприятия народных художественных промыслов. До 1990-х годов мы работали на экспорт во многие страны мира.

 

Произведения, где присутствуют дополнительные цвета, — это фальсификат
 

Что произошло с хохломской росписью в 90-е годы XX века, и каково современное состояние этого ремесла?

Больная тема… В 90-е годы в истории была переломная ситуация, что отразилось и на промыслах. После развала СССР мы потеряли огромные рынки сбыта — всю Среднюю Азию. Там было много разных факторов: людям полгода не платили зарплату, они были вынуждены уходить, куда угодно. А куда уйдешь в деревне? Начали уезжать, некоторые переключились на торговлю, кто сумел к ней приспособиться. Приходилось как-то выживать, мне, например, как и многим, по шесть месяцев не платили зарплату, бартером отдавали продукцию.

Поэтому на сегодняшний день, когда разрушили фабрики… Разрушили фабрики — это я говорю не образно. В 2016 году, когда готовили материал к Всероссийской выставке народного искусства в Нижнем Новгороде, была Всероссийская конференция по проблемам промысла. У меня было заявлено выступление «

Прошлое и будущее Хохломского промысла». Я включил фильм о фабрике «Хохломский художник» и сказал:

Знаете, прошлое я вам могу сказать. А будущее… Сейчас вот посмотрите наше настоящее. А на будущее я прогнозировать не берусь.

Виртуальный тур по разрушенной фабрике, о которой говорит Николай Александрович, можно посмотреть по ссылке — прим. редакции.

Сегодня на промыслы очень негативно влияет то, что все они приватизированы и находятся в частных руках. Хозяева диктуют свою политику — не на сохранение, а на зарабатывание. В каждом промысле есть определенные традиции, а художников заставляют на основе этой традиции и без традиций искать и развивать что-то новое. В итоге что-то укрепляется, а что-то сразу отметается.

Вот вам такой пример. В хохломской росписи классически используется два основных цвета краски: черный и красный. Золото не является краской, это сложный технологический процесс, о котором я еще не сказал: покрытые грунтом, олифой, алюминием, лаком изделия закаливают в печи, алюминий просвечивает сквозь желтоватую пленочку лака и дает эту золотистость. Дополнительные цвета — это желтый, оранжевый, зеленый и коричневый. Всё, цветовая гамма в хохломской росписи исчерпана. И самое главное, чтобы с таким сжатым спектром красок сделать красиво, вплоть до уровня произведения искусства.

А сейчас посмотришь, и белую краску туда ввели, и фиолетовую, и лиловую, и розовую. Зачем — непонятно. Зеленая краска — скрупулезная, ее нужно добавлять чуть-чуть. Сейчас у нас кичатся фразой: «Зеленый фон в ландыше — это Зыкинская роспись». Доходит до смешного. В свою бытность Зыкина заказала в хохломской росписи набор с орнаментом  «Ландыши». И можно было чудесно написать ландыши в классических рамках цветов красок.

Нет, они написали на зеленом фоне с белыми цветами, а это уже сразу выпадает из истинной традиционной хохломской росписи. Это китч.

На Семеновской фабрике хохломской росписи вообще начали выпускать продукцию с розовой краской. Сразу падает подозрение, что изделия не проходят закалку в печи, потому что все цвета хохломской росписи, которые я упомянул, выдерживают температуру, не выгорают.


Они думают, что придумали что-то новое? Нет, мы работали, пробовали. Белая краска выгорает, если запустить в печку на закалку свыше 100 градусов. Эти все синие, фиолетовые, розовые — они тоже сгорают. И сразу явно, что произведения, где присутствуют дополнительные цвета, — это фальсификат. Очевидно, что применяют темперную акриловую краску, которая после третьей помывки водой из-под крана или с каким-то химикатом либо облезет, либо потеряет цвет. К чему нужна яркая картинка без гарантии, что она долго продержится?


 

Скорее всего, делают на станках, а не вручную…

На объемных вещах, я думаю, идет ручная работа. На плоскостные же предметы, например, детскую мебель, сейчас уже применяют деколь, чтоб товар был недорогим. Но дети, садясь за стол, расписанный вручную, начинают считать: тут три, а тут семь ягодок. И сравнивают: здесь вот это, а здесь нет. То есть они легко отличат ручную работу от автоматического наката деколи, залитой лаком.

Меня как-то пытались убедить, что покупателю неважно, вручную расписано или нет, лишь бы было качественно. Извините меня: бывает, бабушка вышивает небрежно, но это лучше, чем механическая машинная вышивка.


То, что вышито или нарисовано вручную, гораздо душевнее, и это сильно чувствуется. А в случае механического производства идет километраж — и всё одно и то же!


Я даже на мастер-классах не применяю все эти краски — акриловые, темперные. Пусть долго сохнет — я предупреждаю сразу. Проводили мы выездные мероприятия для детей из детских домов. Я, конечно, мог бы заменить на акрил или гуашь, чтобы показать им весь процесс. Но они чувствуют запах краски и понимают, что это то, о чем мы рассказываем: это масляная краска, скипидар; нельзя ее использовать сутки, пока не высохла; она может служить, как декоративная; чтобы использовать предмет в быту, его нужно высушить, провести закалку, покрыть лаком, чтобы дать защитный слой.

Поэтому на таких мероприятиях и на всех выставках, где проходят запланированные мастер-классы, мы проводим всё так же, как художник работает над выставочной вещью.

 

Почему старообрядцы ценят изделия ручной работы
 

Так ведь на Западе уже пришли к тому, что начали ценить ручную работу! Поняли, что автоматизация — это не всегда хорошо!


Потому что у них самих на нынешний день ничего нет! Они же ничего не сохранили: ни промыслы, ни академическую школу живописи, которой мы сейчас обучаем в училище. У них всё на уровне любительских зарисовок, поделок — кружок кройки и шитья. Поэтому они сейчас так ценят то, что сделано руками.


И тоже научились хорошо различать, где механическая работа, а где сделано руками.
 

Мне кажется, что мир начинает уставать от машинных одноразовых вещей и громадного перепроизводства. Это же нужно потом куда-то всё девать?! Для старообрядцев эта тема актуальная и важная, что каждая вещь не просто «сама по себе». Если делаешь ее вручную вкладываешь часть своей души. И она, действительно, по-другому и смотрится, и служит

машина никогда так не сделает, это просто невозможно.

Полностью с вами согласен. Если будет возможность провести какую-то выставку именно изделий, выполненных в традициях, а не поделок, то у нас есть, что показать. В прошлом году мы проводили в Мытищах авторскую выставку с преподавателем Надеждой Александровной Лушиной в честь ее 65-летия, в Русском музее была наша выставка с Ольгой Николаевной Веселовой. В январе этого года я проводил свою персональную выставку в филиале Эрмитажа в Казани.
 

Вот совсем недавно наша страна принимала чемпионат мира по футболу, в вашем городе тоже проходили матчи. Было много болельщиков. Я знаю, что во всем мире развита тема туризма, на туристах, покупающих всё подряд, зарабатывают большие деньги. Вы заметили какой-то интерес туристического бизнеса, чтобы продавать нашу традиционную русскую посуду?

Когда здесь был чемпионат, хорошо продавалась матрешка. У нас же в Семенове есть производство по изготовлению и росписи матрешек. Есть еще изготовление матрешки в производстве хохломской росписи. В те же 90-е годы, когда разваливались одни предприятия, другие пытались приобщить мастеров к себе и открывали новые цеха. Сейчас там есть такой цех. Был у нас разговор с директором фабрики матрешки. Сказал, что выгребли всё. Всё, что было на складах, во время чемпионата было распродано. Но там были определенные рамки: нужно было заранее выкупить разрешение на реализацию продукции с символикой чемпионата, и не каждый мог это оплатить. Вроде «вседозволенность» — и тут же рамки. Люди бы хотели торговать русской традиционной продукцией, но разрешения не получишь, потому что на ней нет символики ЧМ. А за разрешение использовать символику нужно заплатить большие деньги.

Промыслы и туризм были в ведении Министерства малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. Сейчас, с приходом нового губернатора, создали областной департамент по туризму и народно-художественному промыслу. Деятельность их я пока не вижу и не ощущаю, несмотря на то, что я член Художественного экспертного совета по народному искусству Нижегородской области. У нас собирались на заседания и совещания — мы видели тот новый ассортимент, который готов к выпуску на предприятия. Но он опять свернулся, многим это не надо: они продолжают использовать свои старые наработки.


Чтобы сделать что-то новое, во-первых, надо сделать это новое на базе традиций промысла. Потом его должны утвердить на Совете, оформить массу бумаг, нужно свозить в Москву на Совет Минпромторга РФ, чтобы получить льготу на выпуск этой продукции.

Кто-то старается это сделать, но многие опускают руки перед этой волокитой. А пока оформляют бумаги — этот ассортимент уже неактуален. Его надо дорабатывать, чем-то заменять — и снова пускать по кругу всё это оформление документов.


 

Какая тенденция сейчас наблюдается: долго расписывать вручную или получать готовое изделие «быстро, хорошо и недорого»?

Вспомнил с этим вопросом сериал по произведению П. И. Мельникова-Печерского «В лесах и на горах». Я не мог смотреть этот фильм без разочарования, поскольку явно видно, что на чем-то сэкономили деньги. Наверное, на каком-то эксперте. Показывают весь сериал ассортимент «того времени»:

  • прессованные тарелки — в те годы их не было, а здесь наставили целый ряд;
  • портреты или картинку в центре изделия — что сейчас делают в Семенове;
  • резные глухари — это тоже 90-е годы.

И меня очень корежила эта безалаберность. Пусть сюжет, может быть, сохранили, но заставка до ужаса безобразна. Я потом просто не мог смотреть дальше — так и не досмотрел. Что не картинка — то ляп, что не серия — какая-нибудь ерунда.
 

Как бы Вы охарактеризовали покупателя? Кто сейчас покупает посуду хохломской росписи, и для каких целей использует?

Дело в том, что я покупателем хохломской росписи не являюсь. Тем не менее я вижу, что люди какие-то некрупные вещи берут для себя, которые могут быть использованы на кухне под соль, сахар, конфеты. Иногда покупают и большие дорогие наборы.
 

Может, расскажете про современных студентов: кто поступает в ваше училище, получается ли у них после окончания устроиться на работу?

Если говорить по промыслам — я не знаю, как у них там. Какой конкурс поступления, куда они уходят работать. Дело в том, что промыслы сейчас в основном держатся на том поколении, которое еще успело поработать в 90-е годы. Обещать ничего нельзя. Молодежь тоже хочет получать достойную зарплату, а для этого нужен навык — это ручная работа. А навыку также нужно время.

Нельзя за год научиться писать и качественно, и быстро, чтобы не было замечаний и нареканий. Поэтому не могу сказать, сколько человек устраиваются по профессии после учебных заведений.

 

Ладно еще, если жизнь прошла ярко и есть, что вспомнить
 

Сейчас все, особенно молодежь, перешли на компьютеры. Мы, по сути, все, кто работает в офисе, кто учится в учебных заведениях ничего не пишем рукой. На мой взгляд, когда человек пишет рукой, выводит что-то красивым почерком, у него по-другому работает мозг, он развивается творчески, в этом даже есть что-то духовное. Когда мы себя лишаем этого мы мало развиваемся. Что Вы думаете по этому поводу?

Когда мы учились в 1, 2 и 3 классе, мы писали ручкой-пером с нажимом. Это то же самое, что мы используем в хохломской росписи. Кистью из тонкой линии через нажим снова выводим тонкую линию. А после нас с третьего класса — всё, даже алфавит поменяли. Написание букв стало одной толщины — как из проволоки гнутое. Я даже не знаю, какой сейчас алфавит, как его изображают в букваре и какое написание букв требуют. У меня ассоциация такая: из алюминиевой проволоки загнули эту букву «А», непонятно на что похожую, и весь алфавит дальше.

Конечно, я понимаю, что перьевое письмо отменили в стремлении ускорить жизнь: чтобы быстро писать, не надо макать ручку в чернила. Но в этом случае мы однозначно что-то теряем. И получается, пробежав полжизни, вдруг спохватываемся. Это даже не я придумал — это фраза многих. Оглянулся — а жизнь-то прошла! Это еще ладно, если она прошла ярко и есть, что вспомнить, есть какие-то наработки. А есть те, у которых жизнь серенькая, и все равно прошла.

Я же считаю свою жизнь яркой: много раз представлял промысел на разных международных мероприятиях за границей, где рассказывал и показывал, как это делается. Тут постоянно толпы людей, которым это нравилось. А это не только порисоваться: идет ликбез людям, которые покупают хохломскую роспись и ценят ручную работу.

С каждым изделием, сделанным своими руками, я расстаюсь, как с частью себя. (Конечно, если закупает какой-то музей — это хорошо, если кто-то покупает — тоже хорошо). Бывает, сядешь поработать — не идет и всё. Никак рука-то не идет. Всё стираешь, отставляешь в сторону и берешь тарелку. Этот же маленький мотив, который хотел нанести на крупную вещь, рисуешь на чем-то другом. И потом всё получается. А в другой раз возьмешь эту же вещь и с упоением с самого начала и до конца ее доведешь. И чувствуется, что ты этого хотел.


Беседовал Максим Петухов

Russian Crafts — Etsy Turkey

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • 8 Удивительные русские идеи для поделок

    8 Удивительные русские идеи для поделок

    Лепка из глины Тканевое ремесло Другие идеи для поделок

    8 удивительных русских идей для поделок

    Идеи русского искусства от Hobby Ideas. Черпайте вдохновение в Кремле, русских куклах, русских мотивах и создавайте уникальные ремесленные изделия дома и украшайте свое пространство прямо сейчас.

    Русское искусство и культура чрезвычайно богаты по форме и стилю, особенно когда речь идет о литературе, философии, классической музыке, балете, архитектуре, живописи и кинематографе.

    Чтобы больше говорить о художественной и ремесленной культуре России, у них есть знаменитый:

    Роспись по лаку — это традиционный вид искусства в России на протяжении веков. Шкатулки и панно из папье-маше были покрыты лаком и расписаны замысловатыми узорами и сценами из народных сказок. Кремль является свидетельством образцовой архитектуры, которой по праву гордится Россия.

    Гжель – известный стиль русской керамики.

    Палех – это небольшие картины, часто относящиеся к русским сказкам или литературным произведениям, выполненные темперными красками на лакированных шкатулках или футлярах из папье-маше.

    Жостовская роспись – это традиционное русское народное искусство, в котором металлические подносы изготавливаются с красивым растительным орнаментом.

    Вологодское кружево – это кружево, которое изначально плели из золота и серебра для одежды дворянства и церковной иерархии. Сегодня вологодское кружево завоевало мировую известность благодаря богатому декоративному рисунку и плавности линий.

    Матрешка. Пожалуй, самое узнаваемое рукоделие в России. Матрешка представляет собой расписную деревянную фигурку, которую можно разобрать, чтобы открыть внутри больше «русских матрешек». Типичной темой для набора Матрешки обычно являются крестьянские девушки в традиционной одежде, но нетрадиционные куклы также распространены.

    Вдохновляясь этими традиционными ремеслами и видами искусства, мы придумали очень интересные статьи, в которых есть нюансы русских представлений. Мы сделали клатчи, сумки жхола, на которых воспроизведены типичные русские узоры вышивки. Кремль красиво нарисован на обложке ноутбука. Очень отчетливая форма лошади, очень русская, была переведена на пару сапог. В фоторамках использованы определенные цветы, характерные для России. Есть матрешки, которые так синонимичны и неотделимы от русской культуры, которую мы интерпретировали по-своему. Тонкие и замысловатые узоры, которые можно увидеть на сундуке с сокровищами и шкатулке с драгоценностями, — это русские узоры, которые также можно увидеть в их архитектуре и живописи.

    Еще один аспект, который вдохновил нас на обращение к русской теме, — это яркость цветов, которые опять-таки уместны и не переборщили.

    Муфты

    Эти красивые и богато украшенные клатчи уникальны и имеют различную форму, что дает вам возможность выбора. Проделанная ими сложная работа типична для русской вышивки. Вдохновленный русским искусством, он выглядит по-новому, особенно в используемых цветах.

    Сумка Джола

    Прекрасная яркая сумка jhola, которая станет идеальным подарком для тех, кто любит сумки. Мотивы и узоры сильно отличаются от того, что можно увидеть сегодня. Это можно сочетать как с западным стилем, так и с индийским нарядом. Если посмотреть на стежки, то они типичны для русской вышивки, которую они так привыкли делать. Мы также впитали в себя русские мотивы, чтобы придать ему правильное ощущение и внешний вид.

    Чехол для ноутбука и мобильного телефона

    Этот пейринг очень привлекателен, вдохновлен культурой и архитектурой России. Он достаточно красочный и яркий. Это выглядит модно и очень полезно. Сделайте это для кого-то особенного и удивите их этим подарком. Мы старались представить Кремль здесь достаточно красочно. Есть и типичные русские матрешки, изображенные на обложке ноутбука.

    Индивидуальные чехлы на подушки 

    Создавайте инновационные идеи для праздничных поделок, создавая наволочки для подушек. Сделайте в этот день свои персональные праздничные украшения, и это, несомненно, будет особенный способ украшения. Используйте наволочки для подушек в качестве домашнего декора. Используйте эти праздничные ремесла новаторским образом в этот знаменательный день фестиваля. На этих наволочках красиво нарисованы матрешки. В этих произведениях искусства можно увидеть исконное изображение русского искусства и культуры.

    Фоторамка

    Эта фоторамка вдохновлена ​​русским искусством, архитектуру которого можно увидеть в замке, изображенном среди прочего. Цветы — это типичные русские мотивы, которые они использовали очень часто и которые являются частью их культуры и традиций. Сделайте их и удивите своих близких, подарив им эти крутые рамки.

    Сундук с сокровищами

    Создавайте инновационные ремесленные идеи, создавая эту шкатулку для украшений. Это, безусловно, особый способ дарить подарки. На ларце изображены типичные русские мотивы. Русская живопись тоже имеет сходство с тем образцом, который мы попытались сделать. Сделайте один для своего будуара или подарите его своей особенной девушке.

    Квадратная шкатулка для драгоценностей

    Шкатулка для драгоценностей была вдохновлена ​​русскими картинами, которые являются синонимами русской культуры и традиций.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *