«Конструктивизм» — происхождение и значение слова
Конструктивизм — направление в изобразительном искусстве, архитектуре и фотографии первой половины XX века. Для него характерны строгость и лаконичность форм.Слово «конструктивизм» происходит от латинского constructio — построение, структура. Впервые этот термин употребили в 1920 году участники Первой рабочей группы конструктивистов. В нее входили художники Александр Родченко, Алексей Ган и Варвара Степанова. Позже их группа присоединилась к Институту художественной культуры (Инхук) в Москве. Там под руководством Василия Кандинского изучали проблемы современного искусства, выводили новые сочетания цветов и геометрических форм. Сотрудники Инхука считали, что конструктивизм был не просто направлением в искусстве, а «формой интеллектуального производства». То есть художник-конструктивист должен был стать инженером, который интересуется наукой и техникой. Эти мысли изложил в своей книге «Конструктивизм» Алексей Ган. Вскоре термин «конструктивизм» стали использовать, когда говорили о новом стиле и идеологии «интеллектуального искусства».
Конструктивизм был популярен в советской архитектуре 1920−30-х годов. В этом стиле строили общественные здания, общежития, дома-коммуны. Архитекторы-конструктивисты отказывались от «излишества форм» и обилия декоративных элементов. В их проектах главными были функции и назначение здания, а не его внешний вид. Архитекторы даже проводили специальные исследования, чтобы понять, как эксплуатировать будущие постройки. В «Программе конструктивизма» в 1923 году значилось: «Конструктивизм должен стать высшей формальной инженерией всей жизни. <…> Наши идеи должны развиваться на сегодняшних вещах».
Среди наиболее известных зданий в стиле конструктивизм — Дом культуры имени Зуева, Дворец культуры ЗИЛа, дом-коммуна на улице Орджоникидзе в Москве, фабрика-кухня завода имени Масленникова в Самаре, Кушелевский хлебозавод в Санкт-Петербурге. Целый конструктивистский квартал появился в украинском городе Харькове. Там на площади Свободы (до 1996 года — площади Дзержинского) построили один из первых советских небоскребов в стиле конструктивизм — Дом Государственной промышленности.
Конструктивизм развивался не только в СССР. В 1920-х в Германии существовало художественное объединение «Баухаус», а в Голландии — общество художников «Де Стейл». Члены этих организаций развивали те же идеи, что и советские конструктивисты: минимум деталей, строгие геометрические формы, акцент на функционале зданий, а не на их внешнем виде.
Конструктивизм в живописи: советский плакаты картины
Конструктивизм – стиль живописи, впервые созданный в России в 1913 году, когда русский скульптор Владимир Татлин, во время своего путешествия в Париж, открыл для себя работы Брака и Пикассо. Когда Татлин вернулся в Россию, он начал создавать аналогичные работы. Они стали началом конструктивизма, имевшими особый вид на фоне искусства того времени.
Первые выставки были проведены группой художников-авангардистов в Москве, Одессе и Санкт-Петербурге. Конструктивистское искусство началось работами с абстрактными конструкциями. После того, как 1916 году Наум Габо и Антуан Певзнер добавили своеобразный акцент в скульптуру, конструктивизм стал известен во всем мире. Конструктивизм был тесно связан с другим современным движением искусства под названием супрематизм, который стремился «освободить искусство от балласта репрезентативного мира».
Изображения состояли из геометрических фигур, нарисованных на чистой поверхности холста. Термин «конструктивизм» не описывает конкретное движение, это скорее тенденция в пределах области живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства. Основной особенностью конструктивизма является то, что он способствовал новому советскому направлению развития искусства, которое использовали художники и для информирования общественности. Наиболее ярко философию стиля передавали плакаты.
Характеристика стиля
Наименование «конструктивизм» было впервые использовано в 1920 году. В работе А. Гана было отмечено, что целью представителей стиля можно назвать выражение материальных и коммунистических ценностей через искусство.
Особенности
Направление, ставшее открытием в авангардном искусстве, отличалось узнаваемыми особенностями: геометризмом, лаконичностью, простотой, четкостью, монолитностью, практицизмом.
Стилистически конструктивизм характеризуется такими особенностями:
- Организация абстрактных геометрических элементов, которые позволяют в комплексе сделать динамические или визуально устойчивые формы;
- Фотография и фотомонтаж – часть полотна, вид передачи замысла художника;
- Комбинации различных шрифтов для передачи их символического или буквального значения;
- Простые, плоские, символические цвета, передача изображения без объема, перспективы;
- Обширное белое пространство как часть дизайна. Известны плакаты, выполненные в этом стиле – вид выражения конструктивистского творчества.
Конструктивисты предложили заменить традиционную озабоченность творчества смыслом и составляющими изображения, акцентом материальный аспект.
«Истина материалов»
Для многих конструктивистов, это повлекло за собой этику «истины материалов», убеждение, что материалы должны быть использованы только в соответствии со своими возможностями и свойствами. Таким образом, творцы хотели продемонстрировать области применения материалов.
Конструктивистское искусство ставило целью продемонстрировать, каким образом материалы могут показать свои возможности в разных условиях, как могут взаимодействовать дерево, стекло и металл, какой вид они могут принимать в живописи. Художественное произведение продиктовано материалами, чтобы продемонстрировать красоту простого и практичного материала. Целью является перевод идей и конструкций в массовое производство, для других живописцев целью был новый и архетипически современный стиль и вид выражения динамизма современной жизни.
Цель
Главной целью конструктивизма было желание выразить опыт современной жизни – ее динамизм, новые и дезориентирующие качества пространства и времени через полотна и плакаты. Но также важным было желание разработать новую форму искусства более подходящим демократическим способом и модернизируя ее, соответственно целям русской революции. Конструктивисты должны были быть строителями нового общества – работники культуры наравне с учеными в поиске решений современных проблем.
Представители направления
Основные представители:
Александр Родченко
Советский художник, творец в направлении искусства «конструктивизм». Является одним из основателей стиля. Занимался рекламными плакатами, графикой, дизайном. Его партнером была его жена – Варвара Степанова, которая работала в том же жанре. Оказал влияние на творчество других художников-конструктивистов, на развитие минимализма, абстракционизма, экспрессионизма.
Любовь Попова
Художница-конструктивистка и супрематистка, дизайнер, занималась разработкой декораций, плакатов. Работала в нескольких направлениях – кубофутуризм, кубизм, конструктивизм, специализировалась на графике.
Владимир Татлин
Отец конструктивистской живописи, советский творец-авангардист и конструктивист. Его работы стали наиболее репрезентативными образцами российского авангарда. Искусствоведы считают, что на творчество Татлина оказали влияние работы Пабло Пикассо. С Татлиным связано одно из наиболее острых противостояний в истории авангарда – творческий спор с Казимиром Малевичем. Малевич настаивал на преобладании формы и цвета в развитии авангардного искусства, Татлин настаивал на необходимости связать искусство и жизнь, показать важность материала и его роль в создании чего-то необходимого для человека.
Самое известное творение Татлина – его «Памятник Третьего Интернационала» (1919-1920 годы, Москва). Памятник 6,7 м высотой, железный каркас, на котором был установлен вращающийся цилиндр, куб, конус, все сделаны из стекла. После революции 1917 года, Татлин, который считается отцом русского конструктивизма, разработал новую форму искусства, которая использовала реальные материалы в реальном пространстве. Его проект памятника Третьего Интернационала стал символом русского авангарда архитектуры и международного модернизма.
Ольга Розанова
Уникальная художница-авангардистка, отличалась узнаваемым стилем в передаче цвета. Ее картины выполнены в стилях супрематизм, авангард, абстракционизм.
Александра Экстер
Представительница течения кубофутуризм, конструктивизм, супрематизм, которая связала авангардное искусство Франции и России. Занималась дизайном, была театральной художницей.
Эль Лисицкий
Советский творец в стиле супрематизм, конструктивизм. Представитель супрематизма в архитектуре.
Антуан Певзнер и Наум Габо
Братья-художники, представители французского и русского супрематизма, известные конструктивисты. Наиболее известные работы хранятся в Лондоне, Детройте, Каракасе.
Казимир Малевич
Советский авангардист, отец-основатель супрематизма в живописи. Его творчество стало новой вехой развития абстрактного и авангардного искусства. Также является одним из влиятельных теоретиков живописи XX века, философом, педагогом. Оказал влияние на творчество Любови Поповой и Эля Лисицкого.
Александр Веснин
Художник и архитектор, представитель авангардного направления в искусстве.
Другие художники, скульпторы, фотографы, работающие в это время, как правило, связаны с промышленными материалами, такими как стекло, сталь, пластик, работали с четкими формами и линиями, простыми цветами. Из-за их восхищения машинами и технологиями, функционализма их творчества, творцов называли художниками-инженерами. А их творчество – своеобразный вид авангарда.
Советский конструктивизм как явление мировой культуры.
Страница 1 из 5
Между «старым» авангардом и соцреализмом был, собственно говоря, только один огромный изм. И имя ему КОНСТРУКТИВИЗМ. Конструктивизм (франц. constructivisme от лат. constructio — построение) — направление в искусстве ХХ века, основой художественного образа считающее не композицию, а конструкцию. Целью конструирования была организация оптимальной связи между элементами композиции. Предвестником зарождения нового течения стала знаменитая Эйфелева башня, построенная для Всемирной выставки в Париже в 1889 году и сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма. «Отцами» функционализма-конструктивизма считаются французский архитектор Тони Гарнье со своим проектом «Индустриальный город» (1901–1904) и немец Петер Бренс. Они первыми стали использовать железобетон, позволяющий свободно комбинировать объекты в пространстве, тем самым достигая особой напряженной выразительности конструкций. Надо отметить, что к функционализму-конструктивизму обращались и многие знаменитые художники: в Германии — Вальтер Гропиус и его «Баухауз», в Голландии — Тео Ван Дусбург и Пит Мондриан, во Франции — Фернан Леже и художники группы «Золотое сечение». Но все это не носило массового характера и приживалось с большим трудом. В России же все было с точностью до наоборот: первая группа конструктивистов была создана в 1921 году в Инхуке.
Конструктивисты стремились осмыслить новые возможности формообразования и достижения художественной выразительности, в том числе и за счет экспериментов с материалами: деревом, стеклом и металлом. В полиграфии конструктивизм заявил о себе именно с обложки. И сделал это Алексей Ган. Было ли первенцем это тверское издание? Жаль, если нет, а то бы сначала и впрямь было слово. Как в Библии. Как писал пролетарский поэт В.В. Маяковский:
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм».
Один из известных советских архитекторов называл его «ассоциативным отражением порыва и энтузиазма революционных масс». Эта доктрина от искусства, зародившаяся в новой России на рубеже 1920-21 годов, пришлась по вкусу этим самым массам.
Соломон Телингатер. Обложка книги
«Слово предоставляется Кирсанову». 1930
Классика советского конструктивизма и супрематизма.
Маяковский В., Лисицкий Эль. Для голоса. 1923.
А.М. Ганом провозглашалось, что
«…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».
То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной. Пафос индустриального прогресса, растущая урбанизация заставляют художников искать новую гармонию, отождествлять ранее полярные категории — технического и эстетического, утилитарного и художественного, пользы и красоты. Рождение конструктивизма, подготовленное кризисом изобразительности, с одной стороны, и внедрением техницизма в творчество, с другой, отмечается к 1920-м годам в большом количестве стран. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе. Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что
«…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»
«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).
Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.
Короткая справка: Конструктивизм — (франц. constructivisme от лат. constructio — построение). Конструирование — один из приемов формообразования, основанный на точных расчетах физических свойств материалов и функций объекта. Конструирование составляет один из этапов или компонентов процесса проектирования, главным образом — в области архитектуры и дизайна. Цель конструирования — организация оптимальной функциональной связи элементов композиции. В 1918 г. два французских художника — Э. Жаннере (1887-1965) — вначале живописец, а впоследствии знаменитый архитектор под псевдонимом Ле Корбюзье и А. Озанфан (1886-1966) — опубликовали манифест, озаглавленный «После кубизма». В манифесте утверждалась непреходящая ценность «конструктивных идей», всегда составляющих основу «хорошей живописи», особенно проявившихся в кубизме, а ныне эти идеи становятся, наконец, главным содержанием искусства. Течение, основанное Ле Корбюзье и Озанфаном, получило впоследствии название пуризма. Абстрактные картины пуристов демонстрировали «чистую архитектонику», игру линий, силуэтов. Близкий этому течению Фернан Леже (1881-1955) создал в своих картинах и декоративных панно «изобразительный дизайн», уподобляя фигуры людей сочетаниям труб, муфт, плоскостей из полированного, блестящего металла. По его собственным словам, «новая эстетика машинных форм» открылась ему в сверкании орудийных стволов на войне 1914-1918 гг. В Голландии сходные идеи развивали Тео Ван Дусбург и Пит Мондриан, во Франции — художники группы «Золотое сечение» и «Абстракция-Созидание», в Германии — В. Гропиус и его «Баухауз» в Ваймаре. Эстетику «чистой конструкции» разрабатывали живописцы орфизма и позднего «синтетического» кубизма. Однако конструктивизм «в чистом виде», сводящий композицию к выразительности конструктивной схемы, оказался нежизненным. Европейское, в особенности французское искусство, отличающееся накопленной веками культурой формы, глубиной художественных традиций, не могло далее развиваться в узких границах конструктивизма. Так, в 1925 г. Ле Корбюзье создал более сложную концепцию неопластицизма, блестящим представителем которой в США стал архитектор Ф.Л. Райт. Однако самым неожиданным образом отвергнутый европейцами конструктивизм возродился русской революцией. Почву этому, в сущности примитивному, течению создали нигилизм революционного авангарда и романтика утопических идеалов «тотального конструирования жизни» (сравн. функционализм). Поэт В. Маяковский с гордостью писал в журнале «ЛЕФ» («Левый фронт»): «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм, понимающий формальную работу художника только как инженерную, нужную для оформления всей нашей жизни… Здесь не возьмешь головной выдумкой. Для стройки новой культуры необходимо чистое место… Нужна Октябрьская метла». Конструктивисты — братья Веснины, М. Гинзбург, И. Леонидов, Л. Лисицкий, К. Мельников, В. Татлин — отрицали традиционный художественно-образный подход к формообразованию. А. Веснин, к примеру, утверждал, что «вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности». В 1924 г. вышла в свет книга М. Гинзбурга «Стиль и эпоха» — манифест советского конструктивизма. В. Татлин (1885-1953), художник-авангардист, человек оригинального склада ума, еще в 1914 г. создавал свои «контррельефы. « — нечто среднее между рельефом, коллажем и кубистической живописью. В 1919-1920 гг. он работал над моделью Памятника III Интернационалу, наклонной спиральной башни, сделанной, по его словам, из «железа, стекла и революции». Ее прозвали «Башней Татлина», она так и осталась в модели, потому что ее постройка была неосуществима. В отличие от Эйфелевой башни, действительно новаторской конструкции, татлинская повторяла форму зиккуратов древней Месопотамии и спиральных минаретов Ближнего Востока. Созданный мастером «Летатлин» — искусственная птица для полета человека в воздухе — также не летала, но зато была подвешена в «итальянском дворике» Музея изящных искусств в Москве. В «первую рабочую группу конструктивистов», созданную в 1921 г. в ИНХУКе в Москве, входили А. Ган, К. Иогансон, К. Медунецкий, А. Родченко, братья Стенберги, В. Степанова. Их декларации отличались амбициозностью, политизацией и наивным видением будущего. Показательно, что уже в том же 1921 г. Б. Арватов, теоретик «производственного искусства», признавал: «художник не может быть инженером», поскольку «ситуация в нашем обществе трагична». В 1925 г. возникло «Объединение современных архитекторов» («ОСА»), его председателем стал А. Веснин. В 1926 г. стал выходить журнал «Современная архитектура» («СА»). Алексей Ган заявлял: «Советский строй и его практика — единственная школа конструктивизма… Наш конструктивизм поставил ясные цели: найти коммунистическое выражение материальных сооружений». И далее: «Советский конструктивизм — стройное дитя индустриальной культуры, которое высвободила пролетарская революция». Парадокс заключался в том, что создаваемые архитекторами-конструктивистами проекты были нефункциональны и, как правило, невыполнимы в материале. Конструктивистские «дома-коммуны» не только невыразительны, но и неудобны для жилья: прямоугольные коробки, функциональные «ячейки» и блоки, «принудительная» геометризация, отсутствие зрительных акцентов: выявления верха и низа, основания и завершения делали их скучными и неприглядными. Ощущая этот недостаток, конструктивисты стали использовать в архитектурных проектах средства цветной графики, плаката, фотомонтажа, идеи живописцев-супрематистов. Проекты выглядели красочными, веселыми, «агитационными». В этом же русле развивались конструктивистское оформление книги Л. Лисицкого, фотография А. Родченко, рисунки тканей В. Степановой и Л. Поповой, сценография А. Веснина, Л. Поповой, В. Степановой для театров В. Мейерхольда и А. Таирова. Их работы талантливы, дерзки, необычны и кажутся революционными. Однако подмена композиционного начала придуманной, декларативной конструктивностью приводила к тому, что вместе с художественным содержанием из искусства конструктивизма «выпал сам человек». Новая идеология, стремившаяся преобразовать жизнь в строго регламентированный технологический процесс, действительно могла превратить, как точно сформулировал Ле Корбюзье, дом — в «машину для жилья», стул в — «аппарат для сидения», а вазу — «в емкость». Конструктивистский стандарт входил в противоречие с принципом антропоморфизма, положенным в основу европейской культуры. Человек больше не был «мерой всех вещей». Об архитектурном сооружении Ле Корбюзье говорил: «Дом представляет собой объект, поставленный на землю посреди пейзажа», как будто заранее известно, что он будет чуждым природе. Среди посредственных проектов советского конструктивизма выделяются и оригинальные, например, собственный дом архитектора К. Мельникова в Москве, в Кривоарбатском переулке — это необычное планировочное решение из двух врезанных друг в друга цилиндров. Другой архитектор, И. Леонидов, выдвинул непревзойденную по нигилизму идею возведения в самом центре Москвы, на Красной площади, «генерал-доминанты» — огромной башни Наркомтяжпрома (здания Министерства тяжелой промышленности), намного превосходящей по высоте все кремлевские соборы вместе с колокольней Ивана Великого! Согласно этой затее, к счастью, не реализованной, но ассоциирующейся с проектом перестройки Кремля В. Баженова, Красная площадь должна была быть «расширена до двухсот метров». Это считалось необходимым для лучшего обзора памятника «победоносному рабочему классу» и проведения празднеств «пролетарского коллектива». Гипноз идеологии был столь силен, что талантливый мастер искренне верил: созданный им «инструмент, введенный в тонкую и величественную музыку архитектуры Красной площади», будет по своей художественной ценности «ведущим», поскольку выражает «гордость нового человека». Проект остался на бумаге, но в 1924 г. Красную площадь украсил Мавзолей В. Ленина, созданный в неоклассически-конструктивистских формах по проекту архитектора А. Щусева. В 1922 г. Л. Лисицкий и писатель И. Эренбург стали издавать конструктивистский журнал «Вещь», но редакцию решили разместить в Берлине. По мере реального строительства советского государства становилось ясно, что конструктивизм, как и дореволюционный футуризм с его анархистскими идеями, «не ко двору». Конструктивизм 1920-х гг. постепенно вытеснялся более социально ориентированным функционализмом 1930-х гг. Конструктивисты уходили в безопасную область «бумажного проектирования». В 1923-1925 гг. К. Медунецкий, В. Стенберг, А. Родченко, Л. Попова, В. Татлин примкнули к новому движению «ЛЕФ».
Эль Лисицкий (оформление). Архитектура ВХУТЕМАС.
Работы архитектурного факультета ВХУТЕМАСа. 1920-1927.
Москва, изд. ВХУТЕМАСа, 1927. XIV, 46 с., ил.
К изданию должен быть приложен проспект-1 лист.
Форш О. (А. Терек). Равви. Пьеса в 3-х действиях.
Обложка Эль Лисицкого. Берлин, Скифы, 1922.
Кусиков А. Птица безымянная: Избранные стихи. 1917-1921.
Берлин, «Скифы», 1922.
В издательской обложке работы Эль Лисицкого.
«Эпопея». Литературный ежемесячник под ред. Андрея Белого.
№№ 1 (апрель)-2 (сентябрь).
Книгоиздательство «Геликон». Москва — Берлин, 1922.
Ещё вышли №№ 3 (декабрь 1922)-4 (июнь 1923).
Оформление Эль Лисицкого.
Москва. Выставка «Японское кино» 1929. М., Всесоюзное об-во
культурной связи с заграницей, 1929. Тираж 245 экз.
Обложка Эль Лисицкого.
Union der Sozialistischen Sowjet Republiken.
Обложка каталога советского павильона на
Международной выставке печати «Пресса»
в Кельне в 1928 году.
Оформление Эль Лисицкого.
СССР строит социализм.
М., Изогиз, 1933.
Художник — Эль Лисицкий.
Архитектура современного Запада.
Общая редакция и критические статьи Д. Аркина.
М.: Изогиз, 1932.
Оформление суперобложки, переплёта и титульного листа
работы художника Эль Лисицкого.
Эренбург И. Мой Париж. Текст и фотографии Ильи Эренбурга.
Москва, Изогиз, 1933.
Фотомонтаж и оформление Эль Лисицкого.
Суперобложка чрезвычайно редка!
Alexander Tairoff. Das entfesselte Theater.
Потсдам, 1923. 112 с.
Обложка Эль Лисицкого.
Эренбург И. А все таки она вертится.
Москва-Берлин, Геликон, 1922.
Тираж 100 экз.
Обложка по рисунку Фернана Леже.
Оформление Эль Лисицкого, Александра Родченко,
Владимира Татлина, Пабло Пикассо, Фернана Леже и др.
Эренбург И. Шесть повестей о легких концах.
Берлин, «Геликон», 1922.
Оформление книги Эль Лисицкого.
Виктор Шкловский. Zoo, или письма не о любви.
Ленинград, Атеней, 1924.
Оформление Эль Лисицкого.
Применительно к Западу сам термин «конструктивизм» в той или иной мере условен и обозначает течение внутри так называемого функционализма. Но если европейские мастера рассматривали этот процесс как естественное следствие общей формальной эволюции искусства, то в России переход к конструктивизму был форсирован революционными событиями, что существенно повлияло на самосознание его теоретиков и практиков, которые стали трактовать художественные проблемы в неразрывной связи с радикальным переломом в жизни нации. Наиболее полное выражение конструктивизм нашел в архитектуре, дизайне, театрально-декорационном искусстве, печатной графике, в живописи. Характерные проявления конструктивизма в живописи, графике и скульптуре — абстрактный геометризм, использование коллажа, фотомонтажа, пространственных конструкций.
Ган А. Конструктивизм. Тверь, Тверское издательство, [1922]. [2], 70 с.
Эта тесная связь эстетики русского конструктивизма с политикой оценивается по-разному, но не может умалить всеобщего интереса к полной романтического пафоса эпохе, лучшие представители которой мечтали поставить искусство на службу новому, справедливому общественному строю. Даже признавая этот грандиозный проект утопическим, его наследие продолжают всесторонне исследовать, находя в нем множество оригинальных, плодотворных и жизнеспособных идей.
Пунин Н. Памятник III Интернационала. Проект худ. В.Е. Татлина.
Петербург, издание Отдела изобразительных искусств Н.К.П., 1920.
Ленин в различные периоды его жизни.
Л., издание Красной газеты, 1925.
Обложка худ. В. Сварога.
Либединский Ю. Коммунисты.
Москва, ЗИФ, 1927.
Оформление Натана Альтмана.
Джо Энгль. Говорящая фильма.
М., Госиздат, 1928.
Оформление Николая Седельникова.
Седельников Т. Пути Советского изобретательства.
Москва, ГИЗ, 1929
Обложка С. Сенькина.
Арена: Театральный альманах. Пб., 1924.
В альманахе участвуют: М. Кузмин, Н.Н. Евреинов,
В.М. Бехтерев, В.А. Теляковский, Е. Кузнецов,
С. Радлов, Ю. Анненков.
В издательской конструктивистской обложке
работы Валентины Ходасевич.
Слово «конструктивизм» использовался художниками русского авангарда и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала.
Александр Родченко. Ленгиз. Книги по всем отраслям знаний.
Плакат. 1925. 62х88 см.
Истоки конструктивизма следует искать в теории и практике русского дореволюционного авангарда: в творчестве поэтов-футуристов, которые объявили войну всем ценностям прошлой эпохи, а также в деятельности «левых» художников, искусство которых являлось своеобразной лабораторией «чистых» форм, красок, конструкций. В футуристических изданиях и сборниках 1910-х гг. — «Пощечина общественному вкусу», «Рыкающий Парнас», «Первый журнал русских футуристов» и т.п., в стихах В. Маяковского, В. Каменского, Д. Бурлюка, В. Хлебникова, А. Крученых провозглашалась свобода от всех классических канонов и идея тотального «словотворчества».
Эль Лисицкий (оформление и редакция). Вещь. Журнал.
Международное обозрение современного искусства.
№№1-2,3 (март-апрель-май). Берлин, Скифы, 1922.
Считая литературный язык материалом, который наряду с другими элементами художественной формы должен подвергнуться обработке в соответствии с новыми задачами, футуристы в стихах часто отрицали патриархальную сущность старого общества, воспевали город и урбанистическую культуру, развивающийся индустриальный быт.
Владимир Маяковский. Александр Родченко. Лучших сосок не было и нет!
Плакат. 1923. 99х69 см.
В создании многих футуристических книг и сборников принимали участие не только поэты, но и художники — Н. Гончарова, 0. Розанова, П. Филонов и другие, которых увлекала идея соединить слово и изображение, а также усилить значение текста оригинальной композицией шрифта, особой графикой букв, необычной фактурой бумаги, что видоизменяло традиционные полиграфические каноны.
Госплан литературы. Сборник литературного центра
конструктивистов (ЛЦК) под редакцией
Корнелия Зелинского и Ильи Сельвинского.
Обложка работы Н. Купреянова.
Конструкция книги — её авторов.
Москва; Ленинград: «Круг», [1925].
Алексей Чичерин, Николай Купреянов и Борис Земенков.
Мена Всех.
Конструктивисты поэты Алексей Чичерин,
Илья Сельвинский и Корнелий Зелинский.
Москва, 1924.
В 1910-е гг. русские мастера проводили яркие эксперименты во всех видах изобразительного искусства — шло тотальное разрушение пластических законов, свойственных фигуративному искусству прошлого. Супрематические полотна К. Малевича, его знаменитый «Черный квадрат» (1913) стали одним из самых выразительных манифестов, свидетельствующих о кризисе изобразительности в искусстве. Беспредметные картины 0. Розановой и И. Клюна, «живописные контррельефы» В. Татлина, «пластическая живопись» Л. Поповой, «живописная скульптура» И. Пуни, «сделанные картины» П. Филонова, «пространственная живопись» П. Митурича, «живописная работа материалов» Л. Бруни — основу этих исканий определяли тенденции к «овеществлению» и технологизации станкового творчества.
Александр Родченко. Киноглаз. 6 серий.
Плакат. 1924. 96х71 см.
Кино-фот. №№ 1-3, 5.
Пг, Кино-фот, август-декабрь, 1922.
Оформление А. Родченко и А. Гана.
Кино-фот. Вышло всего 6 номеров. 1922, №№ 1-5; 1923, № 6.
Рэнд А. Пола Негри.
Москва-Ленинград, кино-издательство РФСР, 1925.
Популярная кино-библиотечка.
Обложка Марка Кирнарского.
Неслучайно в газете «Искусство коммуны» (декабрь 1918-апрель 1919) — органе печати «левых» мастеров, которые с восторгом встретили революцию 1917 г., — писалось о «живописном материализме», предполагающем отношение к картине как к самоцели, как к конструктивной системе форм красок. Именно поэтому достаточно логичным для многих мастеров стал приход к конструктивизму, который возник в 1920-е гг. на основе идей «производственного искусства».
Возьмем к примеру, L’Art Decoratif et Industriel de l’U.R.S.S. Edition du Comite de la section de l’U.R.S.S. a l’Exposition Internationale des Arts decoratifs. Paris, 1925. Moscou, [la Manufacture des Papiers d’Etat de l’U.R.S.S.], [1925]. – Декоративное и индустриальное искусство СССР. Издание Комитета Секции СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925 г. М., [типография ГОЗНАК, 1925]. 94, [2], XXVIII с.; с иллюстрациями в тексте и 13 иллюстрациями на отдельных листах. 26,8х19,8 см. Тираж 3000 экземпляров. На французском языке. Редакция: П. Коган, В. Никольский, Я. Тугенхольд. Текст: Д. Штеренберга, А. Эфроса, А. Сидорова, А. Луначарского, Д. Аркина, О.Д. Каменева и др. Отпечатано на мелованной бумаге. В хромолитографированной конструктивистской обложке работы А. Родченко.
Впервые они стали разрабатываться на страницах упомянутой уже газеты, где был выдвинут лозунг «искусство в производство» и целью всякого творчества было объявлено «материальное создание вещей». Конструктивизм рассматривался первоначально лишь как переходный этап в цепи «вещизм — конструктивизм — производственное искусство», как фаза в движении к производственничеству.
Антон Лавинский. Броненосец Потемкин. 1905 год.
Плакат. 1926. 72,5х108,5 см.
Но из промежуточной стадии он быстро превратился в самостоятельное течение со своей характерной системой средств и приемов выразительности. Один из главных теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены». Идеи «производственного искусства» получили теоретическое развитие в ряде статей О. Брика, Б. Кушнера, Н. Чужака, в сборнике «Искусство в производстве (1921), в книгах Н. Тарабукина «От мольберта к машине» (1923), Б. Арватова — «Искусство и классы» (1923), «Искусство и производство» (1926), «Об агит- и прозискусстве» (1930), в журнале «ЛЕФ» (1923-25) и других изданиях.
Николай Тарабукин. От мольберта к машине.
Москва, изд. «Работник просвещения», 1923.
Обложка Антонины Сафроновой.
«Производственное искусство» постепенно отошло в историю и быстро забылось, однако, сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»). В них утверждался приоритет инженерных приемов творчества, «бесполезной» красоте станковых произведений противопоставлялось рациональное конструирование нужных человеку предметов быта. В эстетической программе, универсальной для всех родов художественной деятельности, решительно отрицалось «чистое» искусство прошлого, основанное на воображении творца и его интуиции.
Алексей Ган. Первая выставка Современной Архитектуры.
Плакат. 1927. 107,5х72,5 см.
Вместо этого с помощью точного расчета и машинной деятельности предлагалось создание конкретных вещей для каждодневной жизни — мебели, одежды, вывесок, посуды. Но для всего этого необходимо обращение к индустриальному производству, которое в царской России было развито недостаточно. Считая, что только революция 1917 г. дала возможность пролетариату овладеть техникой, «производственники» полагали, что с ее помощью решится и проблема гармонизации всей предметно-материальной среды нового общества. Акцент на технику объяснялся не только ее практической необходимостью, но и широкими возможностями последней для социально-преобразовательных процессов в новом обществе.
Крученых А. На борьбу с хулиганством в литературе. Издание автора.
Обложка Густава Клуциса. Москва, 1926.
Крученых А. Четыре фонетических романа. Издание автора.
Оформление Густава Клуциса и Марии Синяковой. Москва, 1927.
Крученых А. Язык Ленина.
Одиннадцать приемов ленинской речи.
Москва, Всероссийский Союз Поэтов, 1925.
Обложка В. Кулагиной-Клуцис.
Третьяков С. Джон Хартфильд.
Москва, Изогиз, 1936.
Оформление Соломона Телингатера.
Третьяков С. Фотомонтер Джон Хартфильд. Берлин. 1931.
Оформление Соломона Телингатера.
Механизация сельского хозяйства.
М.: Сельхозгиз, 1940.
ГИЗ колхозной и совхозной литературы.
Художник Соломон Телингатер.
Молодая гвардия. За Ленина.
Под ред. Л. Авербаха, Бела-Куна, Л. Каменева и О. Тарханова.
М., 1924. Оформление Густава Клуциса,
Александра Родченко и Сергея Сенькина.
А. Безыменский. Партбилет № 224332. Стихи о Ленине.
ГИЗ, 1930. Оформление Густава Клуциса.
Памяти погибших вождей.
Альбом воспоминаний под редакцией Феликса Кона.
Худ. Г. Клуцис.
Одобрено Комиссией по десятилетию
Октябрьской революции при ЦИК СССР.
[Москва], Московский рабочий, 1927.
88 c., 23 л. портретов.
В издательском конструктивистском переплёте
с фотомонтажом Г. Клуциса. 42×25 см.
Хав В. Огонь.
Москва, Молодая гвардия, 1931.
Обложка Густава Клуциса.
Илья Лин. Дети и Ленин.
Москва, Молодая Гвардия, 1924.
Фотомонтаж Г. Клуцис и С. Сенькина.
Горный В. Петяш.
Обложка и иллюстрации худ. Клуцис.
М.: Новая Москва, 1926
(Мосполиграф — Типо-цинкография „Мысль печатника”).
Кручёных, А. Приёмы ленинской речи.
К изучению языка Ленина. 3-е изд.
М.: Всероссийский Союз Поэтов, 1928.
60, [2] с.: ил.; 17,5х13 см. 1000 экз.
В шрифтовой издательской обложке работы Г. Клуциса.
Крученых А. 15 лет русского футуризма.
Москва, изд. Всероссийского Союза Поэтов, 1928.
Обложка Густава Клуциса.
ПерваяПредыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > Последняя >>
Архитектурный стиль: конструктивизм
Конструктивизм – это выдающееся достижение советской архитектуры, новое течение и уникальный взгляд на форму, функциональность зданий. Как архитектурное течение конструктивизм возник в 1920-х годах в Советском союзе и характеризовался строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и функциональностью зданий. Лидерами конструктивизма принято считать архитекторов Весниных, Гинзбурга, Голосовых, Мельникова, Леонидова.
Развитие архитектуры неразрывно связано как с развитием общества – историческим контекстом и переосмыслением функций зданий, так и с техническим прогрессом – изобретением новых материалов, механизмов. Оба этих фактора повлияли на возникновение нового стиля в архитектуре – конструктивизма. Во-первых, новая идеология не признавала атрибуты, олицетворявшие определенное социальное положение человека в классовом обществе, в предметах роскоши виделся только напрасно затраченный труд и стремление показать своё богатство. Показной роскоши был противопоставлен сознательно культивируемый аскетизм, который стал этической и эстетической нормой для правящего класса страны — пролетариата. Во-вторых, индустриальная революция и технический прогресс уже внесли свой вклад — изобретение новых строительных материалов, прежде всего железобетона, позволило воплощать в жизнь новые формы, которые были бы невозможны до этого.
Конструктивизм и Советский Союз
Конструктивизм – это направление исключительно советской архитектуры (на западе ближе всего к нему функционализм). После прихода к власти пролетариата, после разрушительной гражданской войны страна стала восстанавливаться и строиться, и делать это надлежало по-новому, отринув прежние каноны. Одним из первых проектов, олицетворяющих новый подход к зодчеству, был проект братьев Весниных. В 1923 году был объявлен конкурс на проект Дворца труда для Москвы, третье место в этом конкурсе занял проект А. А., В. А. и Л. А. Весниных, выделявшийся своим новаторским подходом к планировке помещений, использованию строительных материалов и эстетике всего здания. Щусев так говорил об этом событии и этом проекте позднее: «Пусть вспомнят 1923 год, когда совершился в архитектуре перелом, пусть вспомнят, как Жолтовский тогда утверждал, что нельзя дать Весниным премию за Дворец труда, потому что архитектура пойдет по ложному пути, тогда дали премию архитектору Троцкому — однако, несмотря ни на что, архитектура пошла по новому пути». Характерно, что до этого Веснины проектировали в основном производственные здания, то есть здания, в которых основное – функция, эстетика же их вытекает из функциональности, декорирование не является столь уж важным элементом.
Этот подход к проектированию зданий оказался внутренне очень созвучен лозунгам новой страны, отказу от «искусства ради искусства», а также близок «производственному искусству, призывавшему художников «сознательно творить полезные вещи». «Производственное искусство» было только концепцией, но сам термин «конструктивизм» был предложен идеологами именно этого направления: они часто упортребляли слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства». Две основных идеи теории производственного искусства разделялись и архитекторами-конструктивистами – отрицание специфики художественного труда (каждый труд – это искусство, не только труд по созданию картин, музыки) и сведение проблем формообразования к производству полезной вещи (создаваться должны только вещи, которые приносят реальную пользу, только для красоты создавать вещи не нужно). Также на становление конструктивизма оказали влияние новаторские течения искусства начала 20 века: футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм.
Ранний конструктивизм
Говоря о раннем периоде конструктивизма, исследователи подчеркивают две характерные для него черты. Во-первых, это оригинальность в художественных вопросах формообразования: в то время западная архитектура и её новейшие течения практически не оказывали никакого влияния на архитекторов-конструктивистов, они развивались в своём направлении, практически не контактируя с западными коллегами. Во-вторых, это стремление найти архитектурные средства выразительности: отказавшись от архитектурного декора, конструктивисты не заменили его живописью или скульптурой, не стремились украсить здание посредством них, а экспериментировали и искали новые возможности именно в архитектурных приемах. Хотя, конечно, синтез архитектуры и окружающего пространства – вывесок, витрин, городских часов и т.п. – был. К конструктивизму относят не только архитектурное направление, но и общее направление в советском искусстве тех лет, к конструктивистам относили себя Брик, Родченко, Маяковский, и они стремились к созданию общей эстетики как зданий, так и других элементов городской среды.
Основные принципы конструктивизма как архитектурного направления были сформулированы в выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, под руководством которых в 1926 году была создана общественная организация ОСА – Объединение современных архитекторов. Эта официальная творческая организация конструктивистов разрабатывала свой метод проектирования, основанного на анализе особенностей функционирования зданий: каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура, то есть форма соответствует функции. Объединением ОСА издавался журнал «Современная архитектура», проводились выставки, съезды, конференции. В 1930 году ОСА было преобразовано в САСС (Сектор архитекторов социалистического строительства) при Всесоюзном архитектурно-научном обществе и просуществовало до 1932 года, когда был создан Союза архитекторов СССР.
Художественные средства конструктивизма
От проекта к проекту постепенно формировался набор средств и приемов конструктивизма: все более свободное обращение с каркасной конструкцией – от подчинения ей к использованию всех ее конструктивных возможностей для решения различных задач; тенденция к созданию все более лаконичной композиции – укрупнения формы, устранения мелких членений, упрощение фасада. В середине 1920-х годов некоторое влияние на конструктивистов оказал приезжавший в Советский союз Ле Корбюзье, оригинальные средства и приемы которого были близки идеологии советского авангарда. Но к концу декады конструктивизм опять отошел от западных идей и продолжал развиваться в своём самобытном русле, способствовало этому и появление новых ярких архитекторов-конструктивистов – И. Леонидова, братьев Голосовых, М. Барща, В. Владимирова.
Новые идеи организации работы и быта советских людей находили прямое отражение в зданиях, которые возводились в то время. Конструктивисты проектируют дома культуры, клубы, промышеленные здания и жилые дома, соответствовавшие духу времени. Самым грандиозным проектом дома культуры был проект братьев Весниных, который был реализован не в полном объеме, но тем не менее стал одним из знаковых произведений конструктивизма: дом культуры Пролетарского района Москвы (Дворец культуры ЗиЛа). Построен он был в 1931—1937 годах, при создании проекта были использованы пять принципов Ле Корбюзье: опоры-столбов вместо стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Форма здания определялась функциями, заложенными в дворец культуры, и внутренней планировкой отдельных его ячеек.
Дома-коммуны
Отдельным интересным феноменом стали возводившееся в русле совесткой идеологии дома-коммуны. В 1930 – 1931 годах на улице Орджоникидзе в Москве было возведено общежитие-коммуна Текстильного института по проекту И. Николаева. Концепция проекта сводилась к упорядочиванию и типизации жизни студентов, каждому периоду распорядка дня должно было соответствовать отдельное помещение – спальная кабина, санитарный корпус, спортзал и т.д. Соответствено, архитектурное решение здания было подчинено этому режиму функционированию студентов: переходы от одного корпуса к другому, площадь различных помещений и обслуживающие их внутренние коммуникации, форма и площадь окон.
Неоклассицизм против конструктивизма
В начале 1930-х годов меняется политическая ситуация в стране, и в архитектуре усиливается влияние архитекторов, проповедующих полностью противоположные конструктивизму стили – Щусева, Жолтовского. В 1932 году Жолтовский строит свой знаменитый дом на Моховой, полностью решенный в духе неоклассицизма, который тут же назвали «гвоздём в гроб конструктивизма». Влиятельные почитатели богато декорированных зданий поддерживали именно такой стиль, аскетичная романтика конструктивизма стала менее востребованной. Авангардные течения архитектуры стали подвергаться резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом как буржуазные. Конструктивизм оказался в опале, многие молодые архитекторы, начинавшие как конструктивисты, пересматривали свои взгляды в пользу неоклассики. Некоторые архитекоры-конструктивисты, например И. Голосов, братья Веснины, смогли вписаться в конъюнктуру 1930-х и продолжить свою деятельность, однако такого авторитета, как раньше, они уже не имели.
После конструктивизма
Конструктивизм сильно повлиял на всю советскую архитектуру, даже несмотря на то, что уступил место неоклассицизму и сталинскому ампиру. В 1932—1936 годах имел место переходный стиль – постконструктивизм – характеризовавшийся стремлением к умеренному декорированию зданий, преодолению аскетизма архитектуры авангарда, в этот период многие здания, построенные в стиле конструктивизма, были перепроектированы в новом декоративном оформлении. Повлияли идеи конструктивизма и на противников этого течения. Так, в некоторых проектах и идеях Жолтовского – здании котельной МОГЭС, предложении оставлять открытым стык между панелями при строительстве крупнопанельных зданий – исследователи видят конструктивистские тенденции. Современная архитектура очень много взяла от конструктивизма, за сравнительно небольшой отрезок времени это течение внесло много идей и приемов, получивших развитие как в русской, так и в мировой архитектуре.
Использованы материалы и фотографии: http://ru.wikipedia.org/, Arssenev, NVO.
Дата публикации: 28.02.2014
© Регент Декор
Конструктивизм в живописи
Конструктивизм (в пер. с лат. «сonstruction» – построение) возник в России в 1917 г. и стал направлением советского искусства 1920-ых гг. Его идеи созрели в рамках традиций дореволюционного русского авангардизма и слились с утопией социума данной эпохи.
Мысли изобразительного проектирования воспринимались в качестве революции сознания народа и бытия общественности.
Определение конструктивизма было введено на собрании группы молодежи Института художественной культуры в 1921 г.
Последователями данного стиля была развернута активная деятельность в разных сферах художественного творчества. Ими противопоставлялась напыщенная роскошь быта буржуазии утилитаризму и простоте новейших предметных форм – так они овеществляли демократичность в отношениях людей.
Этот стиль сформировался в начале правления советов, благодаря взаимодействию ряда архитекторов и дизайнеров, представляющих авангардистские течения (супрематизм и футуризм).
В результате существенно вырос формально-эстетический поиск последователей данного направления – А.Родченка, В.Татлина, Э.Лисицкого.
В 20-ых гг. критики отметили поворот живописи к реализму.
Последний, прежде всего, проявлял интерес к изобразительности (вместо абстракции) и классическим устоям в живописи. Требования идеологии объясняло акцент на классику: художество советской страны пользовалось лучшим, что было достигнуто мировой культурой. Именно это и определило необходимость четкой и ясной формы данного стиля.
Художники конструктивисты
Александр Родченко, Владимир Татлин, Джозеф Альберс, Ласло Мохой-Надь, Любовь Попова, Эль Лисицкий
Конструктивизм имитировал методы тогдашних технологических процессов.
Живопись этот принцип реализовала в соответствии с двухмерностью пространства: абстрактность форм и структуры располагались на поверхности, подобно чертежу архитектора и машинной технологии.
Произведения были свободны от содержаний предметов, в частности от выразительностей субъектов.
Композицией определялись элементы формальной техники и их взаимодействие с окружающим миром.
Живописцы были ограничены основной палитрой и фактурой имперсональности. Элементы графики при этом играли ключевую роль. К примеру, В. Татлин воплощал в своих работах, чаще всего в контррельефах, основы рационализма, применяя «нехудожественный» материал.
- Модель памятника III Интернационала, В. Татлин
- Новый человек, Э.Лисицкий
- Книги, А.Родченко
Одновременно К. Малевич создает супрематизм, благодаря использованию простейших форм – традиционно круга и квадрата. Он полагал, что истинным содержанием изобразительного искусства является полная беспредметность.
Обращаясь к этим двум направлениям, М. Ларионов с 1909 г. занялся созданием «выстроенных» структур. Братья Н. Габо и Н. Певзнер с 1917 г. считались главными приверженцами конструктивизма. Пользование современными средствами (металлом и целлулоидом) привело к постановке проблемы движения световых лучей и пространства.
В 1920 братьями была изложена теоретическая база их изобразительной манеры в Реалистическом манифесте. С1922 г. советской властью был провозглашен «социалистический реализм», вынудивший большинство мастеров кисти эмигрировать. Одним из них был Эль Лисицкий, который поехал обучать рисованию в Баухаз.
Идеи нидерландских конструктивистов продвигались течением «Де Стейл», который представляли П. Мондриан и Тео Ван Дусбург. Первый при создании своих картин применял горизонтально-вертикальную сетку. Второй в свою очередь внес динамичные элементы, применив диагональ.
Ф. Купка в 1930-ые гг. наделил конструктивизм другим импульсом и дал его точное определение.Он считал, что произведение искусства само по себе является абстрактной реальностью и состоит из множества элементов, порожденных воображением.
По его мнению, смысл конструктивизма заключается в объединении архетипической формы с архтектоническими условиями.
Отметим, что архитектоническая конструкция сталкивается с четко разделенным планом, представляя собой основу для всей когорты художников этого течения.
К европейским мастерам, наследовавшим конструктивизм, относят известного творца Мохой-Надя, М. Билла, предшествовавшего расцвету кинетических тенденций в искусстве, который являлся одним из учредителей Ульмской Высшей школы дизайна, а также В. Вазарели, который открыл дорогу поп-арту.
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Конструктивизм в живописи
5 (100%) 2 голос(ов)Футуризм, плесень, Брексит и другие манифесты архитекторов
За портретами часто не видно живых людей. Ле Корбюзье обожал вечеринки на дирижаблях, а Вальтер Гроппиус любил ходить в рестораны. Ф.Т. Маринетти отмечал каждый очередной манифест гонкой на автомобилях. Мис ван дер Роэ сохранил привычку элегантно одеваться и курить толстые сигары до глубокой старости. Пит Мондриан танцевал буги-вуги, а Эль Лисицкий был еврей
Евгений Жилинский, эссе «Это архитектура!?»
Так начинается эссе «Это архитектура!?» Евгения Жилинского, главного архитектора Иерусалимского института урбанизма, где он разносит архитекторов начала XX века, говоря, что «великие архитекторы манифестировали одно, а делали при этом другое». Попутно Жилинский призывает бороться с авторитетами и недоумевает, как столь прогрессивные идеи могли породить убожество современных городов, застроенных одинаковыми домами-коробками.
Что-что, а писать манифесты в начале XX века любили. Первым значимым документом наступившей эпохи стал манифест, посвящённый архитектуре футуризма.
Манифест футуристической архитектуры
Этот манифест увидел свет в 1914 году в Милане. В нём архитектор Антонио Сэнт-Элиа призывает отказаться от художественного образования и бросить художественные университеты, где только учат копировать образцы классического искусства вместо того, чтобы придумывать и строить дома в духе своего времени. Сэнт-Элиа считал, что каждое поколение должно построить свой город, и мечтал уравновесить человека с окружающим пространством динамичных городов. Здесь же впервые появляется и образ города-машины, затем получивший развитие у Ле Корбюзье.
Мы должны изобрести и построить город, похожий на огромную шумную стройку, ловкий, мобильный, динамичный в каждой своей части, и футуристический дом, похожий на гигантскую машину. Я провозглашаю, что футуристическая архитектура — это архитектура расчёта, дерзости и простоты; архитектура бетона, железа, стекла, промышленного волокна и всех заменителей дерева, камня и кирпича, позволяющих достичь максимальной эластичности и лёгкости
Антонио Сэнт-Элиа, архитектор
Следующим манифестом архитекторов, где звучали похожие идеи, стало произведение Вальтера Гропиуса, написанное спустя четыре года после постулата Сэнт-Элиа.
Манифест Баухауза 1919 года
Этот манифест был написан тем самым любителем ресторанов Вальтером Гропиусом, основателем школы «Баухауз». В лучших традициях своего времени Гропиус предлагать отвергнуть любые декоративные элементы в архитектуре, отказаться от классического художественного образования и начать видеть в художнике высшую ступень ремесленника.
Стирание границы между искусством и ремеслом для Гропиуса означало в первую очередь ликвидацию классовых различий. «Высокое искусство» должно остаться в прошлом как буржуазный пережиток, а в будущее стоило взять только чётко спроектированные здания без всякого «пошлого барокко» и всеобщее равенство.
Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника
Вальтер Гропиус, основатель школы «Баухауз»
1922 год. Манифест конструктивизма
Не отставали от мирового прогресса и в СССР. Манифест «Конструктивизм» появился в 1922 году и принадлежал руке советского художника и искусствоведа Алексея Гана. Сам текст начинается со слов: «Мы объявляем непримиримую войну искусству!».
Отдельно стоит сказать, что Ган — единственный из всех представителей авангарда, кто дал имя огромному архитектурному направлению и при этом сам не был архитектором. Его больше интересовала полиграфия и кинематограф. В том числе он издавал первый в СССР журнал об авангардном кино — «Кино-фот».
Первый лозунг конструктивизма — долой спекулятивную деятельность в художественном труде! Мы, — заявили конструктивисты в своей программе, — объявляем непримиримую войну искусству. Искусство — продукт общественной жизни «припадающих поколений
Алексей Ган, художник
Манифест архитектурного рационализма, 1926 год
Ещё одна причина, из-за которой архитекторы жаждали строгости и порядка хотя бы на территории искусства, — царившие в Европе после Первой мировой войны хаос и разруха. В числе первых, кто высказался за отказ от воспроизводства старых стилей и форм, были итальянские архитекторы «Группы 7». В их манифесте, традиционно для того времени, говорится о необходимости новых стандартов строительства и проектирования.
«Группа 7» начинает с долгого перечисления заслуг архитекторов других европейских стран, в частности Ле Корбюзье и русских конструктивистов, а затем призывает начать архитектурную революцию в Италии. Просуществовало это движение архитектурного авангарда недолго — лишь до начала 1930-х годов, а затем его накрыла волна неоклассицизма. Примечательно, что сегодня «Группа 7» ассоциируется в основном с итальянским фашизмом и временами правления Бенито Муссолини.
Новая архитектура, настоящая, должна основываться на логике, на рациональном начале. Правила должен диктовать строгий конструктивизм. Новые формы получат эстетическую ценность только в той мере, в какой они целесообразны, а стиль родится только путём отбора. Ведь мы вовсе не претендуем на его создание (похожие попытки создания стиля из ничего дают такие результаты, как «либерти»). Он явится сам, если не отступать от рациональности и последовательно подчинять структуру здания целям, которым оно служит
«Группа 7», манифест
Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре
Написанный в 1958 году австрийским архитектором Фриденсрайхом Хундертвассером манифест критикует все авангардные утопии разом и утверждает, что настало время вернуться с небес на землю. Иными словами, строить о
Конструктивистское наследие Екатеринбурга — Strelka Mag
Путеводитель по знаковым архитектурным памятникам столицы конструктивизма Урала.
Зародившееся в начале советской эпохи и полностью подчиненное советской идеологии, движение конструктивизма должно было сформировать основы дивного нового мира. Введение пятилетних планов совпало с периодом принятия конструктивизма в качестве официального архитектурного стиля. Эти обстоятельства позволили многим архитекторам реализовать свои смелые проекты по всему Советскому Союзу.Уральский регион стал одним из основных центров притяжения этих проектов.
Сегодня конструктивизм остается одной из главных исторических тем, обсуждаемых в Екатеринбурге. Местные жители любят узнавать новое о своем городе и с удовольствием участвуют в экскурсиях по многочисленным конструктивистским достопримечательностям Екатеринбурга. Чиновники стремятся превратить авангардную архитектуру в достопримечательность. В городе открывается музей-квартира конструктивизма. Ювелирные дизайнеры создают кольца в форме Белой башни и ожерелья, напоминающие знаменитый полукруг отеля «Исеть». Журнал Strelka собрал рассказы о 14 самых интересных конструктивистских постройках города. Истории организованы таким образом, чтобы можно было использовать эту статью в качестве руководства.
Экскурсионный путеводитель состоит из двух частей. Вторая часть доступна , здесь .
Городок чекистов
Фото: Гостиница Исеть (бывшее общежитие для молодых сотрудников НКВД)
Фото: Гостиница Исеть (бывшее общежитие молодых сотрудников НКВД)
Расположение: Городской квартал, образованный ул. Ленина., Ул. Луначарского, ул. Первомайская и ул. Кузнечная,
Построен: 1929 — 1936
Этот комплекс в самом центре Екатеринбурга построен по проекту Ивана Антонова и Вениамина Соколова. Первоначально называвшийся жилым кварталом НКВД, в народе комплекс получил прозвище Городок чекистов . Проект предусматривал строительство разветвленной сети жилых домов и зданий общественного назначения, включая жилые дома, культурные центры, медицинские и образовательные учреждения.
Коммунальные дома для рабочих считались важным социалистическим достижением, достигнутым благодаря инициативе рабочего класса. Рабочий класс стремился покончить с неравенством в распределении жилой площади и отказался от прежнего домашнего порядка. Заповеди коллективизации призывали советских граждан мыться в общественных банях и есть на общественных фабриках-кухнях. Поэтому отличительной чертой этих домов стало отсутствие личных кухонь и ванных комнат. В современных квартирах в обновленном городке чекистов, конечно, есть ванные комнаты: они обычно занимают бывшие спальни и унаследовали большие окна.
Построенный в форме полукруга отель «Исеть» является центральной архитектурной достопримечательностью города чекистов. При виде сверху видно, что гостиница, бывшая общежитие гостиничного типа, напоминает серп, а прилегающий к ней Дом культуры Серго Орджоникидзе (ныне Уральский краеведческий музей) выглядит как молот. Однако официально эта неуловимая дань никогда не была признана.
Фото: городской квартал чекистский
Фото: городской квартал чекистский
Фото: городской квартал чекистский
Жилые дома, образующие внешнюю границу квартала, ориентированы на прилегающие улицы под углом 10 градусов, что придает определенный ритм и динамизм блочного пространства.Городская легенда гласит, что глубоко в недрах Городка чекистов спрятаны бывшие комнаты пыток и казней. Однако никаких твердых доказательств, подтверждающих эту легенду, обнаружено не было. Текущие жители городка чекистов оценивают общее состояние квартала как «удовлетворительное». Гостиница «Исеть» используется только неполный рабочий день: например, в сентябре 2015 года в гостинице прошла третья Уральская промышленная биеннале. Будущее «Исети» остается неопределенным: в настоящее время отель ищет нового арендатора.
Уральский историко-археологический музей
Расположение: Проспект Ленина, 69/10
Год постройки: 1929 — 1936
Уральский историко-археологический музей — еще одна заслуживающая особого признания часть Городка чекистов. В здании музея когда-то размещались Дом культуры Дзержинского и общественная столовая, здесь собирались жители города. В необычной форме меню кафетерия раньше объявлялось через внутреннюю систему громкой связи. Жители квартала могли попасть в кафетерий прямо из дома по специальному переходу и винтовой лестнице. Лестница клуба — один из немногих элементов интерьера эпохи конструктивизма, который сохранился до наших дней в первозданном виде.Балки потолка наверху лестницы пересекаются в виде пятиконечной звезды, а сама лестница идет против часовой стрелки, игнорируя негласное архитектурное правило.
По словам местных старожилов, после завершения строительства гостиницы «Исеть» клуб стал излюбленным местом встреч молодых сотрудников НКВД. В гостинице также размещалось общежитие для одиноких офицеров НКВД и офицеров с небольшими семьями. Офицеры прошли в клуб через коридор, соединяющий отель с клубом.
В начале 1990-х годов здание было официально передано Свердловскому краеведческому музею (с 1924 по 1991 год Екатеринбург назывался Свердловском — Стрелка ). Сюда музей должен был переехать из Вознесенской церкви, возвращавшейся Русской православной церкви. Первоначальные интерьеры в авангардном стиле были стерты во время реконструкции, сохранилась только лестница. В здании и по сей день располагается краеведческий музей. Его центральным элементом является Шигирский идол, пятиметровая скульптура, которая вдвое старше египетских пирамид.В 2004 году в подвале здания состоялась первая сцена известного уральского драматурга Николая Коляды. Позже Коляда рассказывал, что в подвале музея было стрельбище длиной 100 метров с наклонным потолком высотой всего полметра с одного конца. Ходят слухи, что этот полигон на самом деле был вышеупомянутой секретной камерой НКВД, где казнили тех, кого считали врагами Советского правительства.
Свердловская киностудия
Расположение: проспект Ленина, 50
Год постройки: 1929 — 1933
Напротив городка чекистов стоит еще одно здание эпохи конструктивизма, ранее занимаемое Клубом строителей и Свердловской киностудией, в котором сейчас находится ТРЦ Сити Центр. Предположительно здание было спроектировано так, чтобы по форме напоминало трактор, но эта теория так и не получила официального подтверждения. Здание представляет собой выдающийся образец советской архитектуры конца 1920-х годов: открытые балконы, широкие лестницы, коридоры и просторное внутреннее пространство делают неузнаваемыми небольшие магазины, расположенные в здании сегодня. К счастью, фасад студии сохранился почти в первозданном состоянии; однако в настоящее время владельцы магазинов используют его чисто геометрические формы для показа своей рекламы.
Здание разделено на две части: часть зала, выходящая во внутренний двор, и часть клуба, занимающая две протяженные секции. В клубе было паровое отопление, кафе, театр, кинотеатр и помещения для размещения различных кружков. Клубные лоджии служат одновременно смотровыми площадками. Во время войны в здании размещалась Свердловская киностудия. Поскольку здание изначально не предназначалось для съемок фильмов, было внесено несколько изменений, включая косметический ремонт интерьеров, снос стен и замуровывание окон.В 1944 году Свердловская киностудия выпустила свой первый фильм « Сильва » — музыкальная комедия по австрийской оперетте. В тяжелые годы, последовавшие за войной, студия оставалась в значительной степени заброшенной.
Свердловская киностудия получила широкую известность в 1950-1970-е годы благодаря новаторскому подходу к документальным и научно-популярным жанрам. В 2004 году студия выпустила « Сначала на Луне », одну из самых узнаваемых работ и первый игровой фильм режиссера Алексея Федорченко.В фильме рассказывается о первом пилотируемом полете на Луну, который готовился и запускался Советским Союзом.
Типография
Расположение: проспект Ленина, 51
Год постройки: 1929 — 1930
Уральская рабочая типография — одна из старейших типографий Урала, построенная в 1926 году. Здание спроектировано Георгием. Голубев, впоследствии назначенный главным городским архитектором Свердловска. Отличительные элементы здания, в том числе непрерывные окна по всему периметру, округлый фасад, поддерживаемый единственной колонной, и выступающие лестничные клетки, заключенные в полукруглые стеклянные клетки, впоследствии стали визитной карточкой конструктивистской архитектуры.Однако здесь эти особенности появились по необходимости: полиграфические мастерские должны были оставаться хорошо освещенными весь день. Типография занимала три нижних этажа здания. В четвертом размещались редакции газет и издательство.
В марте 1934 года Типография передала свои площади издательству, типографии, офисам Уральского рабочего , Свердловского рабочего и На смену ! газеты и местное отделение фотоагентства ТАСС.Во время Великой Отечественной войны эти кабинеты пришлось сблизить, чтобы освободить место для эвакуированных советских писателей. Тогда по предложению председателя Союза писателей СССР Александра Фадеева здесь был создан Центр писателей. В военное время в Центре работали Агния Барто, Лев Кассиль, Алексей Новиков-Прибой, Ольга Форш, Мариэтта Шагинян и ряд других известных писателей. В 2010 году Типография стала местом проведения первой Уральской промышленной биеннале. После этого здание было практически полностью сдано в аренду.Сегодня в Типографии работают кафе, рестораны, большой книжный магазин и одноименный ночной клуб, крупнейший в Екатеринбурге, который занимает бывшее складское помещение. Несмотря на обширную джентрификацию, большое пространство в здании остается незанятым.
Главпочтамт
Расположение: проспект Ленина, 39
Год постройки: 1929 — 1934
Дом связи, также известный как Почтамт, находится в двух кварталах от городка чекистов.Здание было спроектировано в виде трактора для прославления работников сельского хозяйства, коллективизации и колхозов. Проект разработан Константином Соломоновым и Вениамином Соколовым по поручению Народного комиссариата связи СССР. Проект, разработанный Соломоновым и Соколовым в 1933 году, представлял собой нечто большее, чем просто главное почтовое отделение города. В здании также располагались детский сад и детский сад, радиотеатр на 800 мест — место для общения и знакомства с последними событиями — и помещения для кружков, чтобы советские граждане могли развиваться, не покидая рабочих мест.
В здании также размещались почта, междугородняя телефонная станция и телеграф. В отдельном здании располагалась АТС, обслуживающая 10 000 телефонных номеров, расположенных в крупных городских учреждениях и жилых домах центрального района. Главное почтовое отделение и сегодня служит своей основной цели.
Спорткомплекс «Динамо»
Расположение: ул. Еремина, 12
Год постройки: 1931 — 1934
Расположенный на небольшом полуострове в городском пруду и имеющий форму движущегося корабля, Спорткомплекс «Динамо» был спроектирован Вениамин Соколов, один из крупнейших уральских конструктивистов.Полностью застекленный округлый фасад создает сходство с военно-морской архитектурой. V-образный эркер выглядит как носовая часть, балконы с окнами напоминают спасательные шлюпки, а конструкция крыши над главным павильоном напоминает капитанский мостик. В 1930-е годы на крыше располагались длинные антенны, которые издалека можно было принять за мачты корабля. Позднее эти антенны были разобраны.
В 1980 году местное правительство рассматривало вопрос о сносе спорткомплекса, чтобы расчистить землю для памятника жертвам Великой Отечественной войны.Тогда свердловчанам удалось спасти одну из достопримечательностей своего города. В настоящее время памятник эпохи конструктивизма, находящийся в ведении МВД России, переживает не лучшие времена: большинство его первоначальных интерьеров не пережили многократных реставраций и перепланировок.
Дом Обороны
Расположение: ул. Малышева 31д
Год постройки: 1930 — 1934
Спортивный комплекс ДОСААФ (Добровольное общество взаимодействия с армией, ВВС и флотом — Стрелка ) был построен на месте бывшего оживленного рынка возле церкви Св. Максимилиана в старом административном центре.Под строительство передан целый квартал между улицами Малышева, Воеводина, 8 Марта и проспектом Ленина. В это время — начало 1930-х годов — в Екатеринбурге произошел бум спортивного строительства (например, в 1934 году был построен спорткомплекс «Динамо»). Дом обороны должен был стать сильным символом спорта, а также символизировать мощь Советской армии и флота.
Первоначальный проект был чрезвычайно амбициозным и, помимо клуба и спортивного колледжа, также включал жилой район, тренажерный зал и спортивную арену.Город действительно ждал своего нового символа. Предполагалось, что спортивный комплекс заполнит весь городской квартал с его центральной частью, стадионом с гигантским куполом, возвышающимся над окрестностями. Проект так и не был завершен, строились только клуб и колледж. Здание клуба получило фаворит конструктивистов в форме корабля. Если смотреть со стороны соседней улицы Малышева, здание действительно напоминает корабль. На крыше выступающего первого этажа установили учебный биплан У-1.Позднее на смену У-1 пришел пилотажный самолет Як-55.
Сегодня здание зажато между новыми жилыми домами, бизнес-центром и реконструированной церковью и выглядит несколько менее заметной. Тем не менее, Дом обороны нельзя не заметить. Любой желающий поближе познакомиться с этим памятником конструктивистской архитектуры может войти в здание и даже подняться по застекленной лестнице — типичному элементу конструктивистской архитектуры.
Вторая часть данного руководства доступна здесь.
Фото Федора Телкова
Российская конструктивистская фотография — скачать ppt
Презентация на тему: «Российская конструктивистская фотография» — стенограмма презентации:
1 Русская конструктивистская фотография
(1916-1924)
2 Русский конструктивизм был влиятельным художественным движением, зародившимся в России вокруг. Это художественное движение было направлено на отказ от идеи автономного или независимого искусства и на создание новых отношений между художником и обществом.
3 Российская конструктивистская фотография
Это движение было мощным, и всего за несколько коротких лет его влияние было заметно в архитектуре, графическом дизайне, промышленном дизайне, театре, кино, танцах, моде и особенно фотографии.
4 В новаторских фотографиях использовались высокие или низкие точки обзора, наклонные углы и драматические диагональные композиции, стремясь произвести революцию и бросить вызов визуальному мышлению своих соотечественников.
5 Александр Родченко Борис Игнатович Георгий Зельма Эль Лисицкий Это четверо самых известных российских фотографов-конструктивистов (многие из них также были дизайнерами другого толка).
6 Этим фотографам удалось запечатлеть через свои объективы меняющийся образ жизни в послереволюционную эпоху.
7 Конструктивистское искусство сосредоточено на абстракции в сочетании с преданностью современности. Часто используется много экспериментальных и геометрических элементов, а работа редко бывает эмоциональной. Объективные формы, содержащие универсальное значение, были гораздо более подходящими для движения, чем субъективные или нетрадиционные формы.
8 Конструктивистские темы довольно минималистичны, где произведения искусства разбиты на самые простые и базовые элементы.Также был заказ, который искали при создании новой работы. Этот порядок был желательным, потому что это движение возникло сразу после Первой мировой войны, а искусство порядка выражало потребность в понимании, единстве и мире.
9 К середине 1920-х годов русский конструктивизм пришел в упадок, отчасти став жертвой растущей враждебности большевистского режима к прогрессивному искусству. Однако это будет по-прежнему вдохновлять художников на Западе и, следовательно, оставить наследие, которое сохранилось до 1950-х годов.
Фонды конструктивизма
{
Статистикапо состоянию на ноябрь 2020 г.
45 выпусков
658 авторов
1164 научных текстов
5,068 страниц
13929 читателей
Constructivist Foundations (CF) — международная рецензируемый Электронный журнал, посвященный междисциплинарным исследованиям философских и научных основ и приложений конструктивизма и смежных дисциплин.Журнал способствует междисциплинарному обсуждению и сотрудничеству. среди исследователей и теоретиков работающих в большом количестве различных областей, таких как: Искусственный интеллект · Биология · Наука о мышлении · Коммуникационная наука · Компьютерная наука · Образовательные исследования · Лингвистика · Математика · Неврология · Философия · Психология · Социология.
Конструктивистские подходы, освещенные в журнале, включают:
4E Cognition ·
Аутопоэтические системы ·
Конструктивизм ·
Энактивизм ·
Подходы от первого лица ·
Нейрофеноменология ·
Недуализующая философия ·
Радикальный конструктивизм ·
Кибернетика второго порядка.
Constructivist Foundations выходит три раза в год и предоставляется подписчикам бесплатно. Статьи публикуются в привлекательном формате, готовом для печати читателем. Несмотря на то, что журнал преимущественно распространяется в электронном виде наша политика — никогда не изменять содержание после публикации чтобы обеспечить надежное цитирование с точки зрения объема, количества и страницы. URL-адреса страниц статей являются постоянными и короткими, в общем формате http: // конструктивист.информация / том / номер / страница
Индексирование и ранжирование
Согласно Scimago Journal & Country Rank, Constructivist Foundations — ведущий журнал (Q1) в трех областях: 1. Философия ,
2. История и философия науки и
3. Междисциплинарные исследования .
Кроме того, он имеет рейтинг Q2 в Education и занимает 153 место среди 602 журналов по искусственному интеллекту .
Constructivist Foundations (ISSN: 1782-348X) зарегистрирован в:
Представление рукописи
Всегда приветствуются статьи, соответствующие целям и тематике журнала. Помимо регулярных выпусков, в журнале издаются также специальные выпуски по определенной теме. Constructivist Foundations не не спрашивает автора Плата за обработку (но мы рассчитываем на институциональную поддержку).
{ Отправьте рукопись прямо сейчас }
Цели и сфера действия
> См. Также Редакция первого выпуска (PDF) и что такое конструктивистские подходы?
Конструктивистские подходы поддерживают идею о том, что ментальные структуры, такие как познание и восприятие, активно создаются умом, а не приобретаются пассивно.Однако конструктивистские подходы различаются в зависимости от того, какое влияние они придают конструкциям.
Многие предполагают дуалистическую связь между реальностью и сконструированными элементами. Они утверждают, что сконструированные ментальные структуры постепенно адаптируются к структурам реального мира (например, Пиаже). С этой точки зрения восприятие — это сбор информации, управляемый ментальной структурой, построенной на основе более ранних восприятий (например, Нейссера). Это приводит к утверждению, что ментальные структуры предназначены для обучения сенсомоторным непредвиденным обстоятельствам (например,г., О’Реган).
Другие стремятся избежать дуалистической позиции. Либо они скептически отвергают то, что структуры реального мира можно сравнивать с ментальными, независимо от органов чувств, посредством которых эти ментальные структуры были сконструированы в первую очередь (например, фон Глазерсфельд), либо они принимают феноменологическую перспективу, которая рассматривает восприятие как группировка эмпирических комплексов (например, Мах).
Все эти подходы подчеркивают примат когнитивной системы (например,g., Llinás) и его организационное закрытие (например, von Foerster, Maturana). Следовательно, воспринимаемые закономерности и закономерности можно рассматривать как инварианты врожденных когнитивных операторов (например, Дитрих).
Можно сказать, что конструктивистские подходы различаются также в отношении того, считаются ли конструкции заселенными рационально-лингвистическими (например, фон Глазерсфельд, Шмидт) или биологически-телесными («энактивистские / воплощенные» теории, например, Варела).
Российских конструктивистских плакатов Ричарда Холлиса
- Домой
- Мои книги
- Просмотр ▾
- Рекомендации
- Награды Choice Awards
- Жанры
- Подарки
- Новые выпуски
- Списки
- Списки Биография Новости и интервью
- Бизнес
- Детский
- Христиан
- Классика
- Комиксы
- Поваренные книги
- Электронные книги
- Фэнтези
- Художественная литература
- Графические романы 5 Музыка Историческая музыка Ужасы Историческая музыка Художественная литература
- Тайна
- Документальная литература
- Поэзия
- Психология
- Романтика
- Наука
- Научная фантастика
- Самопомощь
- Спорт
- Триллер 9075
- Молодежь
- Путешествия 902 296
- Сообщество ▾
- Группы
- Обсуждения
- Цитаты
- Задать вопрос автору
- Войти
- Присоединиться