«Традиционные русские узоры» — Сделано у нас
- © xclean.info
Предлагаю вашему вниманию небольшой ликбез по видам русской росписи.
Хохлома. Один из самых знаменитых и известных видов декорирования поверхностей. Это вид декоративной росписи, для которой характерен черный фон, поверх которого наносятся рисунки золотого, красного и зеленого цвета. Чаще всего изображают растения, цветы, фрукты и ягоды. Реже изображают зверей, птиц, рыб. Украшают хохломой восновном деревянную посуду и мебель.
- © xclean.info
Городецкая роспись. Для данного вида росписи характерен желтый или золотой фон, поверх которого наносятся яркие рисунки. В основном отображаются сцены из жизни купечства. Кроме того, могут изображаться животные, а также цветы. Городецкой росписью чаще всего украшали мебель, например, сундуки, а также прялки.
- © xclean.info
Гжель.
- © xclean.info
Федоскинская роспись. Такой росписью декорируют в основном ларцы, шкатулки, крышки сундуков. Представляет она собой черный фон, на котором изображаются портреты людей. При этом рисунки выполняются светоотражающими красками или в такой технике, что достигается эффект внутреннего свечения и глубины рисунка.
- © xclean.info
Роспись Северной Двины. Такая роспись наносится в основном на посуду и некоторые предметы мебели (сундуки, ларцы и т. п.). Представляет собой роспись Северной Двины желтый фон, на котором оранжевым и красным цветом (реже зеленым) изображаются растения и сказочные персонажи.
- © xclean.info
Прикамская роспись.
Такой росписью в старину украшали стены домов, двери, а также мебель. Представляет собой прикамская роспись оранжевый фон с изображенными на нем в красном цвете растений и зверей.- © xclean.info
Жостовская роспись. В такой технике расписывают жестяные подносы. Фон всегда черный, а поверх него изображаются разнообразные цветы различного размера.
- © xclean.info
Мезенская (палащельская) роспись. Такая роспись выполняется только по дереву на ковшах, коробах, прялках. Мезенская роспись представляет собой набор красно-черных геометрических узоров, нанесенных поверх не покрытого краской дерева.
- © xclean.info
Палех. Такой вид росписи всегда изображает сцены русских народных сказок. Фон темный. Палехом расписывают шкатулки, тарелки, матрешки, броши.
- © xclean.info
И в завершении. Не могу не восхиться многогранностью русского народного творчества!
Узоры и орнаменты, часть 6.
Татьяна (4-seasons)
В копилку рукодельницы.
Доброго времени суток, друзья. Я продолжаю серию публикаций фотографий узоров и орнаментов, сделанных мною в разных музеях. Надеюсь, что они пригодятся вам в работе.
В прошлой публикации мы посмотрели узоры на экспонатах выставки «Сокровища русского искусства. XVII век»: www.livemaster.ru/topic/436629-uzory-i-ornamenty-chast-5, а сегодня мы начнем знакомство с убранством воссозданного деревянного Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском.
Удивительно, как удалось «новодел» сделать таким «достоверным», что и сомнений не возникает: да, именно таким и должен быть дворец русского царя. Непохожим ни на что другое, с легким привкусом сказки…
Справка: Специалисты считают Коломенский дворец царя Алексея Михайловича вершиной русского деревянного зодчества. Дворец представлял собой деревянное строение, состоящее из множества теремов и палат, соединенных сенями и переходами. Такой тип постройки назывался хоромами или хоромным строением. Важнейшими частями дворца были хоромы царя и царевичей, Столовая палата – они составляли мужскую половину, а хоромы царицы, старших и младших царевен входили в женскую половину. Всего во дворце насчитывалось 27 теремов, некоторые из которых достигали 30 м в высоту. За основу их художественного оформления был взят декор Теремного дворца Московского Кремля.
У дворца много входов (в палаты царя — свой вход, в палаты царицы, царевичей, царевен — свои), много крылечек, а над каждым крылечком своя крыша с узорами. Входишь в палаты царя — попадаешь в сени, искусно изукрашенные. От сияющего золота больно глазам… А уж узоры-то, а орнаменты…
Сегодня осмотрим сени (два помещения), а в следующий раз пойдем по палатам, и первая палата будет — Столовая. Обещаю, будет
о-о-очень красиво.
часть 1 www. livemaster.ru/topic/358205-uzory-i-ornamenty-chast-1?
часть 2 www.livemaster.ru/topic/360019-uzory-i-ornamenty-chast-2?
часть 3 www.livemaster.ru/topic/361819-uzory-i-ornamenty-chast-3?
часть 4 www.livemaster.ru/topic/425461-uzory-i-ornamenty-chast-4?
часть 5 www.livemaster.ru/topic/436629-uzory-i-ornamenty-chast-5
Надеюсь, вам было не скучно.
Ваша Татьяна
P.S. Как всегда, оригиналы фотографий размером 3456 х 5184 пикселей, для публикации преобразованы в размер 1024 х 683 пикселя.
Рейтинг
☆
☆
☆
☆
☆
0.0 (0 голосов)
Татьяна (4-seasons)
Россия, Москва
Магазин
Блог (44)
Следите за творчеством мастера
Публикации по теме
Ключевые слова
- Ключевые слова
- узоры
- русские узоры
- орнаменты
- русские орнаменты
Рубрики публикаций
Идеи и вдохновение
Всё о продажах
Мода, стиль, тенденции
Хендмейд как бизнес
Материалы и инструменты
Организация мастерской
История рукоделия
Занимательные истории
Интервью
Хитрости и советы / Lifehack
: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр
Русская орнаментика по праву считается одним из интереснейших явлений мировой художественной культуры. Он представляет собой уникальную область художественных образов. На протяжении веков русский орнамент менялся и трансформировался, но неизменно волновал воображение современников присущей ему поэтичностью и красотой линий и красок.
Время появления первых орнаментальных композиций в русском искусстве остается неизвестным, однако можно предположить, что интерес к декору развивался вместе с познанием окружающего мира. Украшения сопровождали человека в повседневной жизни. Растительные, геометрические, зооморфные и другие мотивы украшали жилище человека, предметы культа и быта, одежду, рукописные книги. Символические узоры, нарисованные на изделии, подразумевали фундаментальные принципы мироздания. Орнамент мог целиком покрывать все свободное пространство или украшать только отдельные части предмета, подчеркивая их выразительность.
Наиболее выразительные образцы русской орнаментики принадлежат архитектурному наследию Владимиро-Суздальской Руси: храмы во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Кидекше, завораживающие красотой и таинственностью своего символического узора на средневековом белокаменном зодчестве.
Русская орнаментика также представлена в старинных рукописных книгах, украшенных удивительными заставками (миниатюрные орнаментальные композиции, выделяющие начало главы) и историческими буквами (единичные крупные буквы, богато украшенные элементами тератологии). Русская средневековая книга — один из самых многогранных и богато украшенных памятников мирового искусства.
До XII века русские орнаменты в основном основывались на византийском стиле, но позже стали вливаться западноевропейские (римского и итальянского ренессанса) и азиатские (персидские, индийские, монгольские и др.) элементы, сливаясь с византийской основой и местные фольклорные элементы (славянские и финские) и, наконец, в XVI-XVII вв. сложился своеобразный русский стиль, удивительный по красоте, разнообразию и самобытности.
Как и любые другие орнаменты, русские узоры включают в себя геометрические орнаменты и причудливые изображения, основанные на формах животного и растительного царств. Эти компоненты, однако, значительно отличаются от орнаментов других народов как по форме, так и по той роли, которую они играют в композиции.
Цветочные мотивы имели большое значение и играли первенствующую роль в русском орнаментальном искусстве. С течением времени орнаментальные композиции усложнялись, образовывали сложные композиционные схемы, сплавляя воедино реалистические и сказочные мотивы. Свобода художников в этой области искусства не была строго ограничена.
К наиболее характерным элементам русского орнамента относятся переплетения ленточных линий, которые то расширяются, то сужаются, ломаются под разными углами, изгибаются и переплетаются, превращаясь в подобие листьев, фигурок птиц, грифонов и других фантастических существ или, более редко, люди.
Очень часто исторические буквы – заглавные буквы в рукописных книгах – украшались изображениями различных животных и птиц, которые сливались с цветочными изгибами. Такой вид орнамента получил название тератология. Очень часто древнерусские мастера использовали изображения змеев, павлинов, собак, телят и т. д. Голова, конечность или хвост зверя были логическим продолжением книги, а иногда видоизменяли букву до такой степени, что она становилась едва узнаваемой.
Купить русские сувениры
Тератологический стиль в орнаментике издревле был связан с мифологическими представлениями, уходящими корнями в седую древность. Элементы звериного стиля можно найти в культуре разных народов, например, древних кельтов и германцев, но нигде он не достигал таких поэтических высот, как в русской культуре. Русские художники-орнаменталисты более внимательно относились к «животным». На миниатюрных иллюминированных изображениях отчетливо различимы детали головы зверя, его лап и хвоста на общем фоне плетения. В оформлении книг мастера сочетали разнообразные мотивы, такие как плетение, стилизованные ветки, цветы и тератологические элементы.
Мотивы цветов, ветвей, лозы, плетения также занимали важное место в структуре русской орнаментики. Плетеные или растительные узоры в виде завитков, листьев и чашелистиков широко использовались в декоре новгородских рукописных книг XII-XIV вв. Упругие усики часто можно увидеть в декоре памятников 14-17 вв.
Довольно часто украшения изготавливаются из усиков лианы, как бы лианы или хмеля, и имеющих посередине подобие цветочного букета, грозди, ананаса или шишки. Иногда, преимущественно в оформлении больших площадей, как, например, в иконостасах, орнаментальность представлена тонкой филигранной работой, украшенной розетками и жемчужными бусами. В некоторых случаях орнаменты выполнены однотонными с добавлением позолоты или серебрения. В орнаментальной палитре главную роль играют чистые яркие цвета, такие как красный, синий, желтый и зеленый.
Попытки изучения искусства построения орнаментальных композиций предпринимались как российскими, так и зарубежными исследователями. О русской орнаментике писали археологи, этнографы, историки, искусствоведы. Внимание научного сообщества в большей степени было приковано к изучению орнаментального искусства XI-XVII вв. В связи с орнаментом изучались не только русские традиции, но и предметы быта и литература.
В 1860 году уникальное издание — История русского орнамента XI-XVI вв. — опубликована под руководством исследователя В.И. Бутовский. В богато иллюстрированном альбоме представлены все возможные варианты оформления рукописных книг – от отдельных элементов русского орнамента до заставок в натуральную величину и исторических букв. Образцы русского орнамента изданы в качестве пособия для юных художников. Понимая необходимость знакомства начинающих специалистов с национальной культурой, передать которую можно было только через искусство орнамента, В.И. Бутовский вместе с учителями и учениками работал над «Энциклопедией русских орнаментов». На самом деле В.И. Бутовский первым показал красоту и богатство русского орнамента XI-XVII вв.
Однако русская орнаментика остается малоизученной областью, в которой многое еще предстоит прояснить и объяснить.
Дополнительная информация о украшениях можно найти в следующих статьях:
Ornamentation of Wood Crabled House
Национальное русское платье
Белый каменный архитектура старого Rus ‘
Suites :
. ru iterra.org.ua
Русский Орнамент дизайны, темы, шаблоны и графические элементы для скачивания на Dribbble
View Chotchkes — Дизайн логотипа
Чочки — Дизайн логотипа
View Chotchkes — анимация логотипа
Чочки — анимация логотипа
Посмотреть Chotchkes — Утвержденный дизайн логотипа
Chotchkes — Утвержденный дизайн логотипа
Посмотреть мезенскую роспись
Мезенская роспись
Посмотреть Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе
Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе
Посмотреть Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе
Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе
Посмотреть Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе
Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе
- Посмотреть АНГЕЛ
Просмотр Векторный народный бесшовный узор Золотая хохлома
Векторный народный бесшовный узор Золотая хохлома
Посмотреть Псково-Печерский монастырь
Псково-Печерский монастырь
Посмотреть МЕЗЕНСКАЯ ЛОШАДЬ
МЕЗЕНСКАЯ ЛОШАДЬ
Посмотреть елочные украшения
Рождественские украшения
Посмотреть вязание снежинок
Вязание снежинок
Посмотреть русскую матрешку
Русская матрешка
Просмотр деревянного солдатского орнамента
Деревянный солдатский орнамент
Посмотреть хохлому. Русский орнамент. Цветочный золотой бесшовный узор
Хохлома. Русский орнамент. Цветочный золотой бесшовный узор
Посмотреть сайт хлебозавода
Сайт хлебозавода
Посмотреть русский медведь
Русский Медведь
Посмотреть Народная лошадь
Народная лошадь
Посмотреть Короб
Вид Олень, дерево жизни, птицы, солнце.