Русский архитектурный стиль: Русский стиль в архитектуре как поиск национальной души

Ширинки, сухарики, кокошники: изучаем признаки русского стиля

В Российской империи всегда огромное внимание уделялось национальной идее. В XIX веке в очередной раз произошел поиск новых ценностей, и это дало прекрасный результат: в архитектуре сформировался русский стиль, который пережил несколько трансформаций и оставался модным несколько десятилетий.

Первым этапом русского стиля в архитектуре стал русско-византийский стиль, который демонстрировал в первую очередь даже не русскую идентичность, а имперскую мощь и лозунг «Православие, самодержавие, народность». Основоположником стиля принято считать архитектора Константина Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве. Самые яркие примеры русско-византийского стиля – это церкви: грандиозный Никольский морской собор в Кронштадте, Владимирский собор в Киеве, собор святого Михаила Архангела в Каунасе, Екатерининский собор в Краснодаре и множество прекрасных храмов, которые были разрушены в 1930-е годы по всему Советскому Союзу.

 

Затем появился классический русский стиль, византийские акценты в котором были сведены к минимуму, зато скрупулёзно стали воспроизводиться детали древнерусской, допетровской архитектуры. В таком стиле построен Исторический и Политехнический музеи, Верхние торговые ряды на Красной площади (более известные как ГУМ), Средние торговые ряды, в которых вскоре разместятся Музеи Кремля (проект реставрации здания был одобрен Главгосэкспертизой России), усадьба Щукина, в которой располагается Биологический музей им. Тимирязева, и, конечно, великолепный Дом Игумнова. Главному офису Главгосэкспертизы повезло располагаться напротив этого памятника, в котором с 1979 года располагается резиденция французского посла. 

Наконец, завершающим этапом развития русского стиля в архитектуре стал неорусский стиль, в котором сразу бросаются в глаза элементы модерна и который «творчески переосмыслил» национальные признаки архитектуры. Важное отличие зданий в неорусском стиле от их предшественников заключается в том, что архитекторы делали их максимально приспособленными к требованиям своего времени.

А в начале XX века, когда стиль расцвел, эти требования были уже довольно обширными и во многом совпадали с современными.

У двух первых этапов русского стиля не было четких временных границ: здания в русско-византийском и классическом русском стилях строились и не только в первой половине и середине XIX века, но и в начале XX-го. Более того, на рубеже XX-XXI веков сложился так называемый «второй русско-византийский стиль», который проявляется в новых храмовых постройках. Ведь это красиво! И поскольку русский стиль декоративен, каждый из многочисленных элементов его оформления имеет свое название. Познакомимся с некоторыми из них. 

Волчий зуб – орнаментовка каменных плит трехгранно-выемчатой резьбой или же декоративная укладка кирпичей наклонно, с образованием треугольных пустот. 

Гирька – фигурная архитектурная деталь обычно в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивалась на скрытом в кладке железном стержне и служила опорой для двух малых декоративных арочек, обычно расположенных под объединяющей их большой аркой.  

Гирька над входом в Государственный исторический музей в Москве

Дынька – утолщение на столбах, колоннах и полуколоннах, окружающих наличники окон и порталы дверей. Выглядит как дыня. 

Закомара – полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний свод. Закомары не отделяются в нижней части от прясла стены, поскольку хоть и красивы, имеют в первую очередь конструктивное значение.

Закомары церкви Покрова на Нерли во Владимирской области

Кокошник – полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Но, в отличие от нее, кокошник не отвечает форме свода. Кокошники располагаются у оснований шатров и барабанов глав, венчают оконные наличники и покрывают своды уменьшающимися кверху ярусами. 

Один из кокошников Храма Христа Спасителя в Москве

Кубышка – декоративно-конструктивный элемент в виде массивного короткого столба с плавным расширением чуть выше основания.

Сухарики – ряд направленных вниз прямоугольных выступов. В классической архитектуре эти элементы носят название дентикулов.

Ширинка – разновидность кессона; элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого помещался изразец или резное украшение. Применялся для внешней отделки плоских частей каменных построек (фасадов, устоев воротных арок, пилястр, парапетов крепостных стен). Особенно часто ширинки применялись в отделке колоколен, где иногда всё прямоугольное основание верхнего восьмерика и нижний парапет сплошь покрывались ширинками. 

Следите за нами в

ВКонтакте ,

Одноклассники ,

Дзен и

Telegram

Подписаться на рассылку

РУССКИЙ СТИЛЬ-1 | ПЕШКОМ ПО МОСКВЕ

    К середине 19 века классицизм в архитектуре, и не только, постепенно выходит из моды, и вплоть до конца 19 века, когда широкое распространение получает стиль модерн, в архитектуре царит эклектика.

Эклектика того времени приобретает в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре специфические черты с элементами более ранних стилей (барокко, ренессанс, готика и даже романский), характерными для той или иной страны. Эта тенденция не обошла и Россию. Так возникает особый стиль, который я дальше буду называть русским. Дело в том, что с терминологией здесь – полная путаница. В книгах, изданных еще в СССР, стиль этот либо вообще никак не называется, либо пренебрежительно именуется «ложнорусским» и т.п. И обязательно в кавычках. Приведу две цитаты из книги В.Н. Ткачева «История архитектуры», М., «Высшая школа», 1987.

     На странице 181 читаем: «Ускоренное развитие капитализма в конце 19 века породило неустойчивость стилевой направленности русской архитектуры. Все чаще архитекторам навязывалась эклектичность решений, архитектура утрачивала свои прогрессивные традиции. Самодержавие стремилось к насаждению «русско-византийского» стиля, возвращающего к жизни декоративные формы давно прошедших эпох».

      И еще одна цитата со страницы 221: «Здание Верхних торговых рядов (современный ГУМ в Москве) было «наряжено» (прямо так и написано в кавычках!) в фасад, имитирующий византийские формы». Как говорится, комментарии излишни. После такого откровения приходится просто удивляться, почему их, в смысле Верхние торговые ряды, не взорвали, как и храм Христа Спасителя, хотя такие попытки были: сначала в 1930-ых годах хотели расширить Красную площадь и построить новое здание Наркомата тяжелой промышленности, а затем, сразу после войны, — освободить место для грандиозного памятника победителям.

     Но и в современной литературе по архитектуре нет единства в определении этого стиля. Его называют и русско-византийским, и неорусским, и псевдорусским, и даже ложнорусским. Правда, теперь без кавычек. Большинство исследователей считает, что терминология определяется временными рамками:

  • середина 19 века – 1870-ые годы – русско-византийский стиль, нашедший свое воплощение в основном в строительстве храмов;
  • 1870-ые -1890-ые годы – псевдорусский стиль, который, по мнению историков архитектуры, является вариантом эклектики;
  • 1890-ые -1910-ые — неорусский стиль, который, по мнению историков архитектуры, является вариантом модерна.

     Что бы там не говорили искусствоведы, но термин псевдорусский, и уж тем более ложнорусский, мне категорически не нравится. Поэтому я, как дилетант, буду дальше называть этот стиль просто русским применительно ко всем временным категориям, тем более, что кое-где в литературе этот стиль так и называется. А разницу между византийским, теремным и с элементами модерна стилями, надеюсь, вы увидите сами.

     О храмовой архитектуре середины 19 века в русском стиле разговор будет в другом разделе, а классическим примером раннего русского стиля (или русско-византийского, как вам будет угодно!) в гражданской архитектуре является Большой Кремлевский дворец, построенный в период с 1838 по 1849 год по повелению императора Николая I группой архитекторов под руководством К .А. Тона. В эту группу входили архитекторы Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарев и Н. А. Шохин.

     Фасад дворца украшают кокошники, декоративные элементы в виде ложных закомар, которыми принято украшать православные храмы, и резные каменные наличники в стиле нарышкинского барокко.

В то же время строгие вертикальные линии, созданные обилием пилястр, словно возвращают нас к уходящему классицизму. Вам решать, эклектика это или самостоятельный архитектурный стиль.

     Настоящий оазис русского стиля в Москве – это, разумеется, Красная площадь. Исторический музей, здание бывшей городской думы, Верхние и Средние торговые ряды. Все здания построены в русском стиле по проектам, победившим в соответствующих конкурсах. Все они имеют характерные для древнерусского зодчества элементы. Чтобы не говорить об этих элементах каждый раз при описании того или иного здания, коротко расскажу о них здесь.  Кроме упомянутых ранее кокошников, это крылечки с колоннами-бочками и шатрами, сложные виды кровли с башенками, флюгерами и коваными ажурными гребешками. Стены украшают такие декоративные элементы, как поребрики (тип орнаментальной кирпичной кладки, в которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены), бегунцы (вид орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, последовательно обращенных вершинами вверх и вниз), ширинки (разновидность кессона в виде квадратного углубления в стене, внутри которого иногда помещался изразец или резное украшение), каменные резные наличники окон.

      Из перечисленных ранее зданий в русском стиле на Красной площади раньше всех было построено здание Исторического музея. До революции музей назывался Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича, а с 1895 по 1917 год – Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III. Перед строительством был объявлен конкурс проектов. Согласно конкурсному заданию, здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI века. Победителем  стал проект Владимира Осиповича Шервуда, который и был осуществлен в период с 1871 по 1881 год. Правда, на одном их флюгеров указан 1875 год. Что означает этот год, мне выяснить не удалось.

 

    

      В советское время с башен здания были убраны геральдические символы дома Романовых, которые восстановили во время реставрации музея, проведенной в конце 1990-ых – начале 2000-ых. В 1997 году высокие башни снова украсили двуглавые орлы, а 2003 году на низкие башни вернулись  львы и единороги.

   

           Рядом с историческим музеем на месте снесенного здания присутственных мест в 1890-1892 годах было построено здание Городской думы. На конкурс было представлено почти 40 проектов, победил проект Дмитрия Николаевича Чичагова, который соответствовал стилю Исторического музея. В построенном здании прекрасно сочетались древнерусский декор внешнего вида с современными для того времени решениями интерьеров.

   

    

              С 1936 по 1993 год здание занимал музей Ленина, при этом интерьеры были полностью утрачены. В ноябре 1993 года музей Ленина был закрыт, а его фонды и здание перешли в распоряжение Государственного Исторического музея. В 2012 году в специально построенном павильоне между зданием думы и Старого Монетного двора открыт Музей Отечественной войны 1812 года. Вход через главный подъезд здания.

     Восточную часть Красной площади обрамляют торговые ряды: Верхние (всем известный ГУМ) и Средние. Построены они почти одновременно в период 1890 по 1893 годы. Решение городских властей упорядочить торговлю в центре Москвы вылилось в конкурс проектов по строительству торговых рядов. Победил проект Александра Никаноровича Померанцева, вторую премию получил проект Романа Ивановича Клейна. По проекту Померанцева и  были построены Верхние торговые ряды, а по проекту Клейна – Средние. Были еще и Нижние торговые ряды в Зарядье. Проект новых Нижних торговых рядов так и не был не осуществлен. Построенные после пожара 1812 года Осипом Ивановичем Бове в классическом стиле здания лишь слегка украсили в русском стиле. В 1938 году Нижние торговые ряды были снесены в рамках реконструкции Зарядья и Большого Москворецкого моста. Ну а теперь несколько фотографий, к счастью, сохранившихся торговых рядов. Сначала знаменитый ГУМ.

 

 

   

          А теперь фотографии Средних торговых рядов Романа Клейна.

 

 

          Совсем рядом с Красной площадью на Никольской улице можно увидеть цепочку домов в русском стиле. Это дома 7-9 и 11-13. Они принадлежали Заиконоспасскому и Николаевскому греческому монастырям. Здание 7-9 было построено в 1890-ых годах по проекту архитектора Михаила Тимофеевича Преображенского как торговые ряды Заиконоспасского монастыря, а здание 11-13 представляло собой келейный и торговый корпуса Никольского монастыря. Построено оно в 1895 году архитектором Константином Францевичем Буссе. Сейчас оба здания формально принадлежат Заиконоспасскому монастырю, который считается действующим с 2010 года. На самом деле в них располагаются различные учреждения, магазины и кафе. РПЦ ведет переговоры о полной передаче всех зданий в собственность, но и как в случае с Печатным двором, о котором я рассказала отдельно, до окончательного решения еще далеко.

 

 

              Продолжим наше путешествие по архитектурным объектам в русском стиле в следующем материале.

06.10.2016

Собор Василия Блаженного: архитектурный мэшап Москвы

Многие гости Москвы окажутся в самом сердце российской столицы, на Красной площади. Это отличное место, где можно посмотреть и сфотографироваться на память на фоне таких знаковых зданий, как собор Василия Блаженного на заднем плане. Тем не менее, если вы хотите увидеть более захватывающую архитектуру из Москвы, которая не так известна за пределами России, стоит прогуляться по городу.

Москва полна интересных зданий, как старых, так и новых. Представлено множество различных архитектурных стилей, от традиционных русских православных церквей до более современных небоскребов из стекла и стали. Тем не менее, одним из самых знаковых и узнаваемых зданий Москвы является собор Василия Блаженного.

Содержание

Переключить

Что такое Собор Василия Блаженного?

Собор Василия Блаженного был построен между 1555 и 1561 годами по приказу Ивана IV. Он находится на Красной площади в Москве. Собор сочетает в себе разные стили, в том числе византийский, готический и русский православный. У него девять куполов, каждый из которых представляет одного из святых, канонизированных Иваном Грозным.

Собор изначально был построен в память о победе русских над татарами в Казани. Но вскоре он стал символом могущества Русской Православной Церкви. Он даже использовался как тюрьма во времена Советского Союза. В настоящее время собор Василия Блаженного является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Москвы и является символом русского национального зодчества.

Этому почти психоделическому буйству форм и разноцветных куполов уже более 450 лет. Сейчас это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, но сегодня он даже ярче, чем в 1560 году, когда он был завершен под руководством легендарного Ивана Грозного.

Немного истории Собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного был построен в честь победы царя Ивана IV над монголами в 1522 году. Рядом Кремль. Его луковичные купола были сделаны из жести и покрыты светлым напылением из сусального золота.

С тех пор Собор претерпел несколько косметических изменений. Собор Василия Блаженного был впервые реконструирован в 17 веке, когда была пристроена колокольня, а позолоченное покрытие куполов заменено на красочные украшения. Вторая перестройка произошла в 1860 году, когда вся структура была расписана сложными узорами, которые посетители видят сегодня.

Фото: Flickr

Официальное название этой русской иконы — Собор Покрова Богородицы у Рва или Покровский собор.

Собор Василия Блаженного, так как он был построен в честь святого Василия Блаженного, чье тело покоится в великолепном серебряном ларце в его часовне под полом собора.

См. также: Захватывающая красота Прекестулена

Интерьер

Архитектура и произведения искусства Собора Василия Блаженного весьма разнообразны. Собор содержит картины маслом, фрески, портреты и пейзажи. Лабиринты сводчатых внутренних проходов и галерей соединяют часовню.

Внешний вид

Собор Василия Блаженного не похож ни на что в России благодаря своему уникальному дизайну. Он имеет девять башен с луковичными куполами, вызывающими радостное наслаждение.

Стены украшены резными кокошками, парящими над окнами и перемежающимися слоями вышитых цветов. Декоративная плитка и геометрические узоры украшают крышу и лестницу. Строгий красно-белый фасад собора Василия Блаженного не соответствовал сегодняшнему красочному бунту.

Церковь Варлаама Хутынского

Часовня Василия Блаженной также имеет желтые и зеленые треугольные купола. Книга посвящена святому Варлааму Хитынскому, святому, почитаемому императорами IV и его отцом как святой покровитель. День Святых отмечается 6 ноября в память о триумфальном возвращении Ивникова в Россию в 1553 году.

Иконостас украшен картинами XV-XVIII веков, каждая из которых особенно красива. «Видение пономаря Тары», огромная висящая картина, изображающая предсказание многих бедствий, которые обрушатся на Новгород, является одной из самых великолепных, потому что это была первая работа, на которой изображен город, возвышающийся над всем на Красной площади, массивная крепость, обнесенная стеной. известный как Кремль, является одновременно символом российской власти и домом ее президента.

Вторая часовня посвящена Борису и Глебу, двум первым христианским мученикам русским, братьям князя Владимира. Одно интересное замечание об этой часовне заключается в том, что на куполах-луковицах нет крестов. Это было, скорее всего, потому, что во время его строительства православные не были Петром и Павлом.

Третья часовня — Часовня Святых Петра и Павла. Иконостас часовни был создан в 17 веке и украшен картинами Симона Ушакова, считающегося одним из величайших русских иконописцев своего времени.

См. также: Посещение костницы в Седлеце в Чешской Республике

Истории о Соборе Василия Блаженного

Фото: Flickr

Как вы могли догадаться, 450-летнее здание связано с множеством историй — некоторые из них правдивы, некоторые нет. Самая известная легенда о соборе Василия Блаженного гласит, что Иван Грозный ослепил своих зодчих, когда собор был закончен, чтобы они больше никогда не смогли создать нечто столь прекрасное. Эта история не соответствует действительности.

Также ходят истории о соборе Василия Блаженного, чудом избежавшем разрушения. Легенда гласит, что Наполеон пытался сжечь собор Василия Блаженного, но он чудом уцелел, когда внезапный ливень потушил огонь.

Вероятно, это тоже неправда, хотя Наполеон использовал собор как конюшню для своих лошадей. Но Иосиф Сталин планировал снести собор Василия Блаженного, чтобы сделать Красную площадь большим местом для политических демонстраций во времена Советского Союза.

На этот раз храм Василия Блаженного спас русский архитектор и защитник Петр Барановский, который отказался готовить собор к сносу. Он провел пять лет в тюрьме, но собор Василия Блаженного выдержал.

См. также : Опыт Лас-Вегаса по дешевке

И небольшое противоречие с Собором Василия Блаженного

Фото: Flickr

На первый взгляд, Собор Василия Блаженного кажется хаотичной структурой, но он был построен с асимметричной план в уме. Мысль, стоящая за этим проектом, веками озадачивала студентов-архитекторов.

Некоторые эксперты скажут вам, что конфигурация центральной церкви, окруженной восемью часовнями, является данью важному средневековому символу, восьмиконечной звезде. Некоторые настаивают на том, что сооружение было спроектировано в честь церквей Старого Иерусалима.

Другие интерпретируют более увлекательно: восьмиглавые часовни Василия Блаженного напоминают о восьми нападениях войск Ивана Грозного на монгольские войска под Казанью.

Какая бы интерпретация вам ни нравилась, Собор Василия Блаженного представляет собой дикую смесь восточного и западного архитектурных стилей, хотя, опять же, существует много разногласий относительно того, что это за стили.

Фото: Flickr

Некоторые эксперты называют собор Василия Блаженного кульминацией старого традиционного русского православного храма. Другие видят в его уникальной конструкции отголоски итальянского Возрождения или схожие дизайнерские тенденции эпохи Возрождения в Германии. Единственное, с чем все согласны, это то, что Собор Василия Блаженного во многом напоминает исламскую мечеть по форме и стилю.

Споры вокруг храма Василия Блаженного распространяются даже на миллионы туристов, которые ежегодно его фотографируют. Считают ли они Собор Василия Блаженного священной иконой религиозного прошлого России или он выглядит так, как будто он находится внутри снежного шара, все должны согласиться с одним: это, несомненно, самая крутая и самая странная достопримечательность в России.

Почему стоит посетить Собор Василия Блаженного?

Собор Василия Блаженного, расположенный в Москве, является архитектурным шедевром и одним из самых известных зданий в России. Собор, построенный по заказу Ивана Грозного и завершенный в 1561 году, отличается уникальным дизайном, который неоднократно копировался.

Собор Василия Блаженного является неотъемлемым символом российской истории и культуры и является обязательным для посещения каждым посетителем Москвы. Собор назван в честь святого Василия Блаженного, русского отшельника, причисленного к лику святых в 1588 году. Легенда гласит, что Иван Грозный убил архитектора храма Василия Блаженного, чтобы он больше никогда не смог построить ничего столь прекрасного.

Архитектура Собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного, одно из самых значительных зданий в мире, является потрясающим архитектурным достижением, которое стало поворотным моментом в истории отечественного зодчества России. Первоначальный план неизвестен, и споры продолжаются.

Вокруг собора восемь церквей, включая Покровскую церковь и десятую часовню, построенную над могильным двором в 1588 году. Строение выполнено из белого камня, а каждый храм — из красного кирпича. Деревянные стены видны за каменной стеной.

Красный кирпич был популярным строительным материалом в Грозное время для многочисленных крепостей и гробницы святого Василия, тезки собора.

Архитектура Собора Василия Блаженного очень сложная. Снаружи украшен множеством замысловатых узоров и узоров. Внутри все так же богато украшено красивыми картинами и мозаиками, покрывающими стены и потолки.

Собор полон символизма. Например, девять куполов символизируют девять святых, канонизированных Иваном Грозным. В то время преобладало использование разных цветов для наружных стен, и разные цвета, вероятно, использовались для обозначения других функций каждой церкви.

В честь Ивана IV была построена каждая из девяти церквей, каждая из которых отличалась своей формой, но все имели луковичные купола и двухэтажные галереи на крышах.

Часто задаваемые вопросы

Где находится Собор Василия Блаженного?

Собор Василия Блаженного находится на Красной площади в Москве, Россия.

Когда был построен собор Василия Блаженного?

Собор Василия Блаженного был построен между 1555 и 1561 годами.

Кто спроектировал Собор Василия Блаженного?

Первоначальный проект собора приписывается русским архитекторам Барме и Постнику Яковлевым. Тем не менее, окончательный вид собора является результатом дополнений и модификаций, сделанных несколькими архитекторами на протяжении многих лет.

Сколько часовен в соборе Василия Блаженного?

Всего девять часовен, каждая из которых посвящена разным святым. Высота собора составляет примерно 81 метр (266 футов).

Связанные ресурсы

  • Лучшие города Европы для посещения
  • Лучшие замки в Чехии
  • Куда пойти на день рождения
Зафиксируйте свое путешествие сейчас

Найдите дешевые авиабилеты
Используйте Skyscanner, чтобы найти предложения авиабилетов. Как моя любимая система поиска авиабилетов, Skyscanner просматривает веб-сайты и авиакомпании по всему миру, не оставляя камня на камне, чтобы помочь вам найти наилучшее предложение. И если вы действительно хотите поднять свои сбережения на новый уровень, объедините Skyscanner с Going (ранее Scott’s Cheap Flights). Имея доступ к эксклюзивным ошибочным тарифам, доставленным прямо на ваш почтовый ящик, вы соберете чемоданы и отправитесь в следующее приключение, прежде чем узнаете об этом.

Страхование путешествий
Страхование путешествий — это недорогой способ гарантировать, что ваши планы поездок будут гладкими, независимо от того, что вам предстоит. Защитите себя от болезней, травм и кражи, а также защитите свои договоренности с помощью нашей гибкой страховки на случай отмены путешествия. Мои любимые варианты страхования путешествий:

  • Крыло безопасности
  • посетителейПокрытие

Забронируйте проживание
Чтобы получить самый широкий выбор объектов по лучшей цене, используйте Booking.com, так как у них самые низкие цены на пансионы, отели, роскошные кондоминиумы, пансионы и многое другое.

Хотите узнать больше идей о направлениях прямо на ваш почтовый ящик?
Не забудьте подписаться на информационный бюллетень ViaTravelers, чтобы получить советы экспертов, рекомендации и вдохновение для вашего следующего путешествия!

Откройте для себя лучшие инструменты для путешествий
Обязательно посетите нашу страницу на наших любимых туристических ресурсах, чтобы узнать, как вы тоже можете посетить более 10 стран в год.

Собор Василия Блаженного | Architectuul

1 из 4

AirPano

Собор Василия Блаженного (русский: Собор Василия Блаженного), широко известный как Собор Василия Блаженного в Кремле, является бывшей церковью на Красной площади в Москве, Россия. Здание, ныне являющееся музеем, официально известно как Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (русский язык: Собор Покрова пресвиатои Богородицы, кто на Рву) или Покровский собор (русский язык: Покровский собор). Он был построен в 1555-61 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и Астрахани. Он был центром роста города с 14 века и был самым высоким зданием города до завершения строительства колокольни Ивана Великого в 1600 году.

Первоначальное здание, известное как Троицкая церковь, а затем Троицкий собор, состояло из восьми боковых церквей, расположенных вокруг девятой, центральной Покровской церкви; десятая церковь воздвигнута в 1588 г. над могилой почитаемого местного святого Василия (Василия). В XVI и XVII веках церковь, воспринимавшаяся как земной символ Небесного Града, как и все церкви в византийском христианстве, была известна в народе как «Иерусалим» и служила аллегорией Иерусалимского храма в ежегодном Вербном воскресенье. парад с участием Патриарха Московского и царя.

Здание в форме поднимающегося в небо пламени костра, конструкция, не имеющая аналогов в русской архитектуре. Дмитрий Швидковский в своей книге «Русское зодчество и Запад» утверждает, что «это не похоже ни на одно другое русское здание. Ничего подобного нельзя найти во всем тысячелетии византийской традиции с пятого по пятнадцатый век… странность, поражающая своей неожиданность, сложность и ослепительное переплетение многочисленных деталей его замысла». Собор предвещал расцвет русского национального зодчества XVII века.

В рамках программы государственного атеизма храм был конфискован у Русской православной общины в рамках антитеистических кампаний Советского Союза и с 1928 года функционировал как подразделение Государственного исторического музея. Полностью и насильственно секуляризирован в 1929 г. и остается федеральной собственностью Российской Федерации. Церковь является частью Московского Кремля и Красной площади, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1990 года. Ее часто ошибочно называют Кремлем из-за ее расположения на Красной площади в непосредственной близости от Кремля.

Красная площадь, начало XVII века. Фрагмент из Бло Атлас. Сооружение с тремя шатрами на переднем плане слева — оригинальная отдельно стоящая колокольня Троицкой церкви, выполненная не в масштабе. За ней, чуть ближе к дороге, начинающейся от Фрольих (впоследствии Спасских) ворот Кремля, стоит Троицкая церковь. Подковообразный объект у дороги на переднем плане — Лобное Место.

Строительство при Иване IV

На месте храма исторически сложилась оживленная торговая площадь между Фроловскими (позже Спасскими) воротами Московского Кремля и окраинным посадом. В центре площади стояла Троицкая церковь, построенная из того же белого камня, что и Кремль Дмитрия Донского (1366-68) и его соборы. Каждую победу Русско-Казанской войны царь Иван IV отмечал возведением у стен Троицкой церкви деревянной церкви-памятника; к концу его астраханского похода он был окутан группой из семи деревянных церквей. Согласно отрывочному сообщению Никоновской летописи, осенью 1554 г. Иван приказал построить деревянную Покровскую церковь на том же месте, «на рву». Через год Иван приказал построить на месте Троицкой церкви новый каменный собор в память о своих походах. Посвящение храма военной победе было «крупным нововведением» для Московии. Размещение церкви за стенами Кремля было политическим заявлением в пользу посадских простолюдинов и против потомственных бояр.

Хронисты четко идентифицировали новое здание как Троицкую церковь, по названию ее самого восточного святилища; ей еще не присвоен статус соборной:

В том же году по воле царя и владыки и великого князя Иван начал делать заложенную церковь, как и обещал за взятие Казань: Троице-Покровская и семь святилищ, называемых также «на рву». А строителем был Барма с компанией.

Имя архитектора неизвестно. Предание гласит, что церковь была построена двумя архитекторами, Бармой и Постником: в официальном реестре объектов культурного наследия России значится «Барма и Постник Яковлевы». Исследователи предположили, что оба имени относятся к одному и тому же лицу, Постнику Яковлеву или, как вариант, Ивану Яковлевичу Барме (Варфоломею). Легенда гласит, что Иван ослепил зодчего, чтобы он не мог воссоздать шедевр в другом месте, хотя настоящий Постник Яковлев оставался активным, по крайней мере, на протяжении 1560-х годов. Есть сведения, что в строительстве принимали участие каменщики из Пскова и немецких земель.

Архитектурный стиль

Поскольку церковь не имеет аналогов в предшествующей, современной или более поздней архитектуре Московии и византийской культурной традиции в целом, источники, вдохновившие Барму и Постника, оспариваются. Эжен Виолле-ле-Дюк отверг европейские корни собора; по его словам, его кокошники были византийскими и, в конечном счете, азиатскими. Современная «азиатская» гипотеза считает собор воссозданием мечети Кул-Шариф, разрушенной русскими войсками после взятия Казани.

Русские писатели XIX века, начиная с Ивана Забелина, подчеркивали влияние народных деревянных церквей Русского Севера; их мотивы проникли в каменную кладку, особенно в обетные церкви, которым не нужно было вмещать значительные прихожане. Дэвид Уоткин также писал о смеси русских и византийских корней, называя собор «кульминацией» русской народной деревянной архитектуры.

Церковь сочетает в себе шахматно-ярусную конструкцию самой ранней (1505-08 гг.) части колокольни Ивана Великого, центрального шатра церкви Вознесения в Коломенском (1530-е гг.) и цилиндрическую форму церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (1547 г.), но и происхождение этих уникальных построек вызывает не меньше споров. Церковь в Коломенском, по словам Сергея Подъяпольского, построил итальянец Петрок Малый, хотя массовая история до сих пор не приняла его мнение. Андрей Баталов пересмотрел год постройки Дьяковской церкви с 1547 на 1560-70-е годы и отметил, что у Троицкой церкви вообще не могло быть реальных предшественников.

Дмитрий Швидковский предположил, что «невероятные» формы Покровской и Вознесенской церквей в Коломенском олицетворяют зарождающийся национальный ренессанс, сочетающий более ранние московские элементы с влиянием итальянского Возрождения. В 1474-1539 годах в Москве непрерывно работала большая группа итальянских архитекторов и мастеров, а также греческие беженцы, прибывшие в город после падения Константинополя. Эти две группы, по мнению Швидковского, помогли московским правителям выковать учение о Третьем Риме, что, в свою очередь, способствовало ассимиляции современной им греческой и итальянской культуры. Швидковский отметил сходство плана собора с итальянскими концепциями Антонио да Сангалло Младшего и Донато Браманте, но, скорее всего, с Trattato di architettura Филарета. Другие русские исследователи отмечали сходство с эскизами Леонардо да Винчи, хотя он не мог быть известен в Ивановской Москве. Николай Брунов признавал влияние этих прототипов, но не их значение; он предположил, что в середине 16 века в Москве уже были местные архитекторы, обученные итальянским традициям, архитектурному рисунку и перспективе, и что эта культура была утрачена в Смутное время.

Андрей Баталов писал, что, судя по количеству новых элементов, привнесенных в Троицкую церковь, скорее всего, она была построена немецкими мастерами. Баталов и Швидковский отмечали, что при Иване немцы и англичане заменили итальянцев, хотя пик немецкого влияния пришелся на позднее, при Михаиле Романове. Немецкое влияние косвенно поддерживается рустованными пилястрами центральной церкви, что более характерно для современной Северной Европы, чем для Италии.

Академическое издание «Памятники архитектуры в Москве» 1983 г. занимает золотую середину: храм, скорее всего, является продуктом сложного взаимодействия самобытных русских традиций деревянного и каменного зодчества с некоторыми элементами, заимствованными из работ итальянцев в Москве. . В частности, кирпичная кладка сводов выполнена в итальянском стиле.

Планировка

Вместо того, чтобы следовать оригинальной специальной планировке (семь церквей вокруг центрального ядра), архитекторы Ивана выбрали более симметричный план этажа с восемью боковыми церквями вокруг ядра, создав «полностью последовательный, логичный план», несмотря на ошибочное последнее «представление о структуре, лишенной сдержанности или разума» под влиянием памяти о иррациональных злодеяниях Ивана. Центральное ядро ​​и четыре большие церкви, расположенные на четырех основных сторонах света, имеют восьмиугольную форму; четыре расположенные по диагонали церкви меньшего размера имеют прямоугольную форму, хотя их форма едва видна из-за более поздних пристроек. Большие церкви стоят на массивных фундаментах, а меньшие были размещены каждая на приподнятой платформе, как бы паря над землей.

Хотя боковые церкви расположены идеально симметрично, собор в целом — нет. Большая центральная церковь была намеренно смещена к западу от геометрического центра боковых церквей, чтобы разместить ее большую апсиду с восточной стороны. В результате этой тонко рассчитанной[45] асимметрии взгляд с севера и юга представляет собой сложную многоосную форму, тогда как западный фасад, обращенный к Кремлю, кажется должным образом симметричным и монолитным. Последнее восприятие усиливается крепостной машиколяцией и выступающим карнизом западной Входоиерусалимской церкви, отражающими настоящие укрепления Кремля.

Внутри составной церкви лабиринт узких сводчатых коридоров и вертикальных цилиндров церквей. Самая большая, центральная, Покровская церковь, имеет внутреннюю высоту 46 метров, но имеет площадь всего 64 квадратных метра. Тем не менее, она шире и воздушнее, чем церковь в Коломенском с ее исключительно толстыми стенами. Коридоры функционировали как внутренние партитуры; западный коридор, украшенный уникальным плоским кессонным потолком, одновременно являлся притвором.

Отдельная колокольня оригинальной Троицкой церкви стояла к юго-западу или югу от основного строения. На планах конца 16-го и начала 17-го веков изображена простая конструкция с тремя палатками на крыше, скорее всего, покрытая листовым металлом. Построек этого типа до настоящего времени не сохранилось, хотя тогда он был обычным явлением и использовался во всех проходных башнях Скородома. На панораме Августа фон Мейерберга (1661 г.) изображено другое здание с группой небольших куполов-луковиц.

Структура

Фундаменты, как это было принято в средневековой Москве, были сложены из белого камня, а сами церкви — из красного кирпича (28×14×8 см), тогда относительно нового материала[21] (первое засвидетельствованное кирпичное здание в Москва, новая Кремлевская стена, заложена в 1485 г. ). Осмотр конструкции показывает, что цокольный уровень идеально выровнен, что указывает на использование профессиональных чертежей и измерений, но каждый последующий уровень становится все менее и менее регулярным. Реставраторы, заменившие части кирпичной кладки в 1954-55 обнаружил, что массивные кирпичные стены скрывают внутренний деревянный каркас, идущий по всей высоте церкви. Этот каркас из искусно перевязанных тонких стержней возводился как пространственная модель будущего собора в натуральную величину, а затем постепенно обкладывался сплошной кладкой.

Строители, очарованные гибкостью новой технологии, использовали кирпич в качестве декоративного материала как внутри, так и снаружи, оставляя как можно больше открытой кирпичной кладки; когда расположение требовало использования каменных стен, его украшали узором кирпичной кладки, нарисованным по лепнине. Большим нововведением, внесенным церковью, стало использование строго «архитектурных» средств внешней отделки. Скульптура и сакральные символы, использовавшиеся в более ранней русской архитектуре, полностью отсутствуют; цветочные орнаменты являются более поздним дополнением. Вместо этого церковь может похвастаться разнообразием объемных архитектурных элементов, выполненных из кирпича.

Цвет

Свои нынешние яркие цвета церковь приобретала в несколько этапов с 1680-х по 1848 год. Русское отношение к цвету в 17 веке изменилось в пользу ярких красок; в иконописном и настенном искусстве резко возросло количество доступных красок, красителей и их сочетаний. Первоначальная цветовая схема, в которой отсутствовали эти новшества, была гораздо менее сложной. Это последовало за изображением Небесного Города в Книге Откровения:

«И вид сидящего был подобен яспису и сардинскому камню: и радуга вокруг престола, вид подобная изумруду. И вокруг престола двадцать четыре седалища; и на седалищах я видел двадцать четыре старца сидящих, облеченных в белые одежды, и на головах своих золотые венцы».

25 мест из библейского упоминания упоминаются в структуре здания, с добавлением восьми небольших луковичных куполов вокруг центральной палатки, четырех вокруг западной боковой церкви и четырех в других местах. Эта договоренность сохранилась на протяжении большей части 17 века. Стены церкви смешаны голой красной кирпичной кладкой или раскрашенной под кирпич с белым орнаментом примерно в равной пропорции. Купола, покрытые жестью, были равномерно позолочены, создавая в целом яркое, но достаточно традиционное сочетание белого, красного и золотого цветов. Умеренное использование зеленых и синих керамических вставок создавало оттенок радуги, как это предписано Библией.

Хотя историки согласны с цветом куполов 16-го века, их форма вызывает споры. Борис Эдинг писал, что они, скорее всего, были такой же луковичной формы, как и современные купола. Однако и Коломенская, и Дьяковская церкви имеют уплощенные полусферические купола, и такой же тип могли использовать Барма и Постник.

Все2000 — настоящее время1980 — 19991940 — 19791920 — 1939До 1920 годаПерейти к статье

Все наши тексты и многие из наших изображений опубликованы под лицензией Creative Commons Attribution Share-Alike License (CC BY-SA).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *