«Русский стиль» и профессиональная традиция
В статье Григория Ревзина из «Проект Россия» №3 исследуется феномен русского стиля, начиная c неоготики Баженова XVIII века и заканчивая московским постмодернизмом 1990-х. Национальная идея русской школы поиска истинной, то есть органической и целостной, архитектуры раз за разом терпит крах.
Григорий Ревзин
Архитектурный обозреватель
образование:
Исторический факультет МГУ
деятельность:
10 лет преподавал на кафедре истории русского искусства.
Автор более 50 научных статей по теории и истории архитектуры.
С 1996 по 2000 год — заместитель главного редактора журнала «Проект Россия».
Вел архитектурные странички в «НГ», газете «Сегодня», с 1996 года — архитектурный обозреватель «Коммерсанта».
В 2001–2009 — главный редактор журнала «Проект Классика».
В 2010-2014 годах был комиссаром Российского павильона на Венецианской архитектурной биеннале.
В настоящее время — профессор Высшей школы урбанистики при ВШЭ и партнер КБ «Стрелка».
Каких-нибудь десять лет назад понятие «русский стиль» в архитектуре было четко привязано ко времени: 1830–1917 годы. Сегодня его возрождение в реальной архитектурной практике задает иную перспективу. Стиль переосмыслен из исторического эпизода в сюжет всей русской архитектуры Нового времени. Естественно, сегодня фокусом его судьбы кажется история строительства и воссоздания Храма Христа Спасителя. Однако хотелось бы обратить внимание на другой эпизод: сталинскую послевоенную архитектуру.
Этот период «осени патриарха» производит самое кафкианское впечатление во всей советской истории. Когда в 1947-48 гг. было принято решение вернуться к политике 30-х, то все движения государства свелись к тому, чтобы уничтожить дух относительного свободомыслия военного периода.
Единственным новым сюжетом в отношениях государства и архитектуры оказывается шовинизм великой державы. И здесь мы сталкиваемся с весьма характерной ситуацией.Классицистичность сталинской архитектуры делала едва ли не опасным вопрос о ее русской специфике. Классическая ориентация объявлялась возрождением лучших традиций архитектуры русского ампира и классицизма, но господствующее положение — если не в реальном зодчестве, то в качестве профессионального идеала — занимала «ренессансная» концепция И.В. Жолтовского.
Если в 30-е гг. пафос всемирности коммунистического эксперимента соответствовал «общечеловеческой значимости» источников сталинской архитектуры, то в послевоенное время ситуация резко изменилась. Мы привыкли видеть в сталинской послевоенной архитектуре наиболее полное выражение «культа личности», но реально в послевоенное время, когда выдвинулось новое поколение архитекторов, «отцы-основатели» пребывали в состоянии ожидания своего палача.
Явилось и приличествующее случаю архитектуроведение. Процитируем М.П. Цапенко: «На новом этапе советской архитектуры формализм принимает новый облик (…). Это мы видим при ознакомлении с тем течением в советском зодчестве, которое получило наименование эстетствующего догматического формализма и связывается с именем И.В. Жолтовского (…). Подобного рода теории надлежит беспощадно разоблачать как проявление враждебной идеологии» (1). Этот донос в форме автореферата диссертации, защищенной в Академии общественных наук при ЦК ВКП(б) в 1948 году, почему-то не сработал. В 1953 г. Цапенко обнаружил истоки советского неоклассицизма в архитектуре 1910-х гг. и решил разоблачить это враждебное явление в зародыше. «Космополитизм в области архитектуры приводил к тому, что всеобщее распространение получили (…) классические формы. (…) Воскрешение их было попыткой гальванизировать образы прошлого, то есть явлением декаданса. Сторонники модернистского классицизма не замечали богатства русской национальной культуры.
Подобное пренебрежительное отношение к самобытным формам русского искусства было проявлением в архитектуре платформы западничества, имевшей влияние среди некоторой части русской интеллигенции. К этой группе принадлежали такие лица, как небезызвестный Александр Веселовский, Александр Бенуа и другие» (2). Г.П. Гольц. Проект Горсовета и облсовета во Владимире. 1945Можно сказать, что готовился новый переворот в советской архитектуре. Место сталинского ампира должен был занять сталинский русский стиль. Кампания последовательно разворачивается в конце 40-х — начале 50-х гг. — и заканчивается ничем. Стиль не состоялся.
Разумеется, в послевоенной архитектуре можно найти черты «обрусения». Можно указать на формы кремлевских башен в силуэте сталинских высоток или на архитектуру метро, где происходит переориентация с «классических» античных храмов на «восточно-православные» образцы. Но ни одного по-настоящему неорусского здания в сталинское время построено не было. Неорусские проекты Пантеона, проекты райкомов в стиле владимиро-суздальской архитектуры (М.Гольц) — все осталось на уровне бумажной архитектуры. Опять же, зная ситуацию в стране, мы должны поразиться этому. Почему не состоялся сталинский неорусский стиль?
Принято считать, что сталинская архитектура не имеет никакого содержания, помимо того, которое вложил в нее «великий кормчий».
Существовала сталинская идеология и существовала идеология профессиональной архитектурной традиции. История советской архитектуры — поле диалога между ними. И несостоявшийся сталинский русский стиль — лучшее тому доказательство. Ибо если для власти за русским стилем стояла идея новой русской империи, то для профессиональной традиции русский стиль связывался с идеей глубочайшего упадка, деградации архитектурного творчества.
В том же 1953 г., когда Цапенко разоблачал неоклассицизм, А.В. Бунин писал про «русский стиль»: «ансамбли русских городов распадались, являя собой картину глубокого художественного оскудения.(…) Попытки возродить древнерусский стиль привели к поверхностному подражанию древнерусской архитектуре» (3). Даже на настойчивое желание властей создать новый русский стиль вновь профессиональная традиция смогла ответить лишь едва заметным «обрусением» классики.
Политическими аспектами идеологии мы можем не интересоваться. Политика — искусство повторения одного и того же на протяжении возможно более долгого времени, но власть, на разные лады повторяющая со времен Ивана Грозного идею православной империи, все же очень унылый объект для размышлений.
В.И. Баженов. Праздничные строения. Фрагмент рисунка М.Ф. Казакова. XVIII в.В зависимости от того, чего тут больше, православного или имперского, идеология власти может отливаться либо в русские, либо в классицистические формы. Но вот ситуация, при которой национальный стиль воспринимается профессиональной традицией как символ упадка, кажется весьма необычной.
Попытки сконструировать русский стиль в рамках профессиональной традиции, как известно, начинаются в русской архитектуре XVIII века с В.И. Баженова. Баженов находит формы этого стиля в праздничном оформлении Ходынского поля в 1774-75 гг., потом применяет в Царицыне в 1775-85. Источником вдохновения оказывается архитектура московского Кремля (в оформлении Ходынского поля мы уже находим силуэты будущих сталинских высоток), однако она преображается в фантастическое видение.
Всем известно, что стиль Баженова — неоготика, известно также, что в XVIII веке формы древнерусской архитектуры назывались «готическими», так что «неоготический» стиль оказывается по смыслу «неорусским». Но в этих номинациях возникает один аспект, о котором не следует забывать. Баженов попадает в Парижскую Академию в 1760 г., в период напряженного обсуждения идеи «греко-готического синтеза», начатого трактатом аббата Кордемуа и продолженного трактатом М.А. Ложье (4). Его «готика», его «неорусский стиль» рождается на пересечении этой идеи и итальянской сценографии (5).
Древнерусская архитектура не только называется «готической»— она видится сквозь призму западного опыта.
Вовсе не случайно основой его поисков оказывается «гиббелинская» архитектура Кремля — башни, выстроенные миланцем Пьетро Антонио Солари в 1490-е гг. и надстроенные в 1620-е Христофером Головеем в стиле поздней английской готики. Баженов не только выбирает в древнерусской архитектуре самое готическое, но и специально «готизирует» эти мотивы в духе XVIII в. «Готическое» (оно же «романтическое») — это в то время все странное, необычное, фантастическое, мистическое, именно этих эффектов добивается он в Царицыне.
Новый этап «русского стиля» — этап эклектики XIX века — начинается весьма сходным образом. Обратимся к двум текстам: статье Н.В. Гоголя «Об архитектуре нынешнего времени» (6) и «Философическим письмам» П.Я. Чаадаева (7). Первый из них справедливо считается «манифестом» архитектуры историзма в России (8), второй принадлежит к базовым текстам «русской идеи» в русской философии. И для того, и для другого специфика «русского» вырастает из православия. Оба начинают с того, что христианство совершенно несовместимо с классикой — архитектурой языческой, «телесной», материальной. И оба в качестве иного архитектурного идеала выдвигают… готику. И логика этих текстов, и их эстетика — вновь западные, идеал архитектурной формы — вновь полет готических сводов.
Процесс возвращения к национальной средневековой архитектуре в Европе XIX в. — общеевропейский. Однако Россия здесь демонстрирует весьма характерную специфику. В своей классической работе «Возрождение готики» К. Кларк (9) показал, что в Англии «возрождение» (revival) готики дополняется ее «выживанием» (survival) — первые неоготические здания по времени отстоят от последних готических зданий меньше, чем на десятилетие. Кларк мыслил эту ситуацию как уникальную для Англии, но сегодня ясно, что это общеевропейский процесс. «Греко-готический» синтез во Франции и Германии, «барочная готика» центрально-европейских стран — все это дожившие до неоготики остатки средневековых традиций.
Вид московского Кремля времен Петра I. С картины РабусаВ России последние древнерусские здания строятся еще в 1790-е гг. (например, в Суздале), т.е. даже после того, как строятся первые неоготические. Но реального пересечения «возрождения» и «выживания» русского стиля не происходит. Дело в том, что сама профессия архитектора — петровское нововведение. Древнерусские храмы строятся на всем протяжении XVIII века, однако работают над ними средневековые артельные мастера. В Европе до неоготики дожила готика, но не caputmagister средневековой артели. Готические соборы достраивали уже архитекторы Нового времени — это входило в их профессиональный опыт.
В России сам статус архитектора как профессионала оказался связан с его отрывом от древнерусской традиции. Поэтому любое обращение к древнерусской теме носило характер взгляда извне — из европейской профессиональной традиции — на совершенно чужой материал, само прикосновение к которому опасно граничило с потерей профессионального статуса.
Из сказанного получается, что профессиональная архитектурная традиция не несет в себе ничего русского. Нам же кажется, что ее русская специфика приходит не через профессию, а через иные сферы культуры. И эта специфика, как ни парадоксально, решительно противостоит поэтике русского стиля. Именно она заставляет рассматривать его как упадок архитектурного творчества.
Неорусский стиль построен на принципе знака — древнерусские детали, размещенные на фасадах, «означают» принадлежность к русской традиции. Это принцип любого эклектического нео-стиля. Но в России он попадает в весьма специфический контекст — глубокого недоверия к знаку, укорененного в культурной традиции.
Главное событие русской религиозной жизни на протяжении тысячелетия — раскол XVII века — прекрасно демонстрирует эту специфику. Речь идет о новой обрядности православия. Когда для разрешения религиозного кризиса в Грецию был послан запрос о том, как следует креститься, двое- или троеперстно, то ответ — это не представляет особого значения — был воспринят как очередное доказательство того, что греки отклонились от подлинного православия. В России, напротив, именно это и было важно. Знак связан с тем, что он означает, мистической, жесткой связью, подобно тому, как неверно произнесенное слово в архаическом заклинании отменяет значимость заклинания. Характерно, что во всей древнерусской культуре мы практически не находим развитых символических программ — символика архитектуры здесь основывается на решениях вселенских соборов первых веков христианства, а новая появляется с огромным трудом.
В архитектурной практике Нового времени эта тяга к мистическому родству формы с тем содержанием, которое в ней заключено, проявляется в совершенно неожиданном контексте. А именно — в прочтении идеи органичности архитектуры.
Несоответствие конструкции, декорации, материала и функции в русской профессиональной традиции воспринимается как святотатство. Едва ли не самое удивительное заключается в том, что теории, утверждающие это единство, возникают не до, не после, а в самый период расцвета эклектики.
Я.Г. Чернихов. Мемориальное сооружение. Эскиз. 1945В 1851 г. А.К. Красовский пишет: «Соблюдение этого правила придает строению качество, известное под названием архитектурной истины. Она должна составлять главное и первенствующее условие, которому должны подчиняться все другие правила образования архитектурных форм» (10). Эти поиски истинной архитектуры, в которой ее подлинность оказывается своеобразным заместителем принципа религиозной целостности, будут сопровождать весь период эклектики. Истина будет пониматься то как научное исследование словаря форм древнерусской архитектуры (И.Е. Забелин), то как соответствие мистическим законам христианства, воплощенным в русской идее (В.О. Шервуд), но само стремление ее достичь, столь странное для эклектики, никогда не будет пропадать (11).
Архитектурная истина необходима для того, чтобы архитектура могла устраивать жизнь, архитектура — не цель, но средство преобразования общества, а для того, чтобы переустраивать жизнь, необходимо владеть секретом ее истинного устройства.
Все это не лозунги конструктивизма, но идеи русской архитектурной теории эпохи русского стиля середины и второй половины XIX века. Русская профессиональная архитектурная традиция разделяет общее для русской культуры мессианство. Архитектурные формы поэтому должны быть не знаками, значение которых — в нездешнем условном знаковом пространстве, но словами заклинания, магическими кристаллами, которые, будучи произнесены или созданы, должны перевернуть мир и выстроить его по всеобщим законам гармонии.
Итак, с одной стороны, все органические связи с русской средневековой традицией рвутся самим статусом архитектора-профессионала, а с другой стороны, специфика русского менталитета требует органической подлинной архитектуры. Это определяет чудовищно противоречивый статус русского стиля в русской архитектуре. Естественно, он никак не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к истинной архитектуре.
Но связываясь с «русской идеей» (везде, кроме собственно профессионального сознания: в политике, философии, литературе), он становится на место этой самой истинной архитектуры. То есть имеет статус лжи, вставшей на место истины. Если иметь в виду скрытую религиозную подоплеку истинной архитектуры — статус антихриста. Именно поэтому он связывается в профессиональной традиции с идеей глубочайшего падения архитектуры.
Все это — история идей, и кажется, что сегодня, когда и истинная архитектура, и пафос преобразования мира приказали долго жить, мы вне этих идеологических коллизий. Не тут-то было. Странным образом все это проявляется сегодня в коллизии возрождения русского стиля — скажем, в Москве.
Казалось бы, новый «московский стиль» — это классический пример регионализма, тривиальный для постмодерна. Ничего подобного. Во главе всего стиля стоит Храм Христа Спасителя — воплощенная «русская идея», которая, с точки зрения власти, «всех нас объединяет». Это уже нечто немыслимое в ментальности постмодерна.
Но профессиональный статус «московского стиля» еще более парадоксален. Если цитаты из классики или из модерна кажутся знаками высокой архитектурной культуры, то «московские шатры» на небоскребах воспринимаются как «халтура», «официоз», признак профессиональной нечистоплотности. Ровно по тем же причинам.
Постмодернизм в России был воспринят как новая истинная архитектура, служение которой — благородная миссия. Обращение в русле постмодернистских идей к русскому стилю вновь воспринимается как профанация этой миссии.
(1) М. Цапенко. «Борьба с формализмом в советской архитектуре». М, 1949. с. 23-24
(2) Он же. «О реалистических основах советской архитектуры». Киев, 1953. с. 98
(3) А.В. Бунин. «История градостроительного искусства». Т. 1. М, 1953. с. 480
(4) См. R.D. Middleton. «The abbey de Cordemay and the Greeco-Gothic ideal: a prelude to Romantic Classicism». Journal of the Warburg Courtauld Institute, XXV. с. 278-320
(5) См. И.В. Рязанцев. «Об истоках псевдоготики В.И. Баженова». В сб: Россия-Европа. Из истории русско-европейских художественных связей XVIII — начала XX века. М, 1995
(6) Н.В. Гоголь. «Об архитектуре нынешнего времени». Полное собрание сочинений, т. VIII. М, 1954
(7) П.Я. Чаадаев. «Четвертое философическое письмо» (вариант). Сочинения и письма П.Я. Чаадаева, т. II. М, 1914
(8) См. Е.И. Кириченко. «Архитектурные теории XIX века в России». М, 1986. с. 51-63
(9) К. Clark. «The Gothic Revival». Harmondsworth, 1962
(10) А.К. Красовский. «Гражданская архитектура». СПб, 1851. с.13
(11) См. Е.И. Кириченко. Цит. соч.
18.03.2020
ПР03, история архитектуры
Главная | О студии | Портфолио | Услуги и цены | Контакты | Проект по Васту |Архитектурный проект | Дизайн фасадов | Блог |
|
Главная страница > Архитектурный Блог — стр 1 > Архитектурный Блог — стр 3 > Русский стиль архитектуры в Москве
|
|
В 19 веке в России был всплеск интереса к национальным традициям, национальной идее. Эпоха романтизма в культуре России была временем переосмысления пройденного страной пути, припоминания её национальных черт, берущих начало в глубине веков, в почти уже сказочной допетровской эпохе. Процесс этот шёл с середины 19 века до октября 1917 года. Романтики заново открыли для современников историю России как историю творящего народа, преподнесли её в новом, переосмысленном виде. Этот процесс затронул и архитектуру — прошла волна архитектурного историзма. Возник неорусский (или псевдорусский) архитектурный стиль. Подписывайтесь на наш блог на Яндекс Zen — мы регулярно публикуем там новые статьи и видео на тему архитектуры, дизайна и строительства. Этот стиль не является подлинно историческим. Архитекторы стремились создать самобытный национальный стиль на основе традиций древнерусского зодчества и народного искусства, фольклорных мотивов, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. При этом они не подражали в точности формам древних зодчих, а создавали нечто новое. В этом стиле было построено множество религиозных и светских зданий, общественных и частных, городских и загородных. Далее я хочу привести примеры сохранившихся до наших дней светских памятников русского / неорусского стиля в архитектуре Москвы. ► Комплекс особняка П.И. Щукина на улице Малая Грузинская, 15. Здание, построенное архитектором А.Э. Эрихсоном (1896 -1898 г.):
Здание, построенное архитектором Фрейденбергом (1892-1893 г. ):
► Особняк Цветкова на Пречистенской набережной, 29 (архитекторы Борис Шнауберт и Василий Башкиров) 1901 г.:
► Дом купца Игумнова на улице Большая Якиманка, 43 стр.1 (архитектор Николай Поздеев, 1895 г.):
► Доходный дом Миансаровой на Большой Сухаревской площади, 12. (Архитектор Сергей Родионов 1908-1911 г.):
► Саввинское подворье на улице Тверская, 6. (Архитектор Иван Кузнецов 1907 г.):
► Здание Ярославского вокзала на Комсомольской площади, 5. (архитектор Фёдор Шехтель (1862-1870 г.):
► Комплекс ГУМ (Верхние торговые ряды) на Красной площади, 3. ( архитектор Александр Померанце, инженер Владимир Шухов, 1893 г.):
► Исторический музей на Красной площади (архитектор Владимир Шервуд, инженер Анатолий Семёнов, 1875-1883 г.):
|
|
_____________________________________________________________________________________________________ !Материалы из статьи могут быть использованы только с активной ссылкой на сайт-источник! _____________________________________________________________________________________________________
Другие статьи в Блоге:Русский стиль в архитектуре (19 века).
В 19 веке был всплеск интереса к русскому стилю в архитектуре. Именно об этом я и хочу рассказать в этой статье. В то время в Европе прошла волна архитектурного историзма, затронула она и Россию. В обществе возник сильный интерес к национальным традициям, национальной идее. Архитекторы обратились к прошлому, к уже почти забытым традициям. Так возник неорусский (или псевдорусский) архитектурный стиль… Русское деревянное зодчество. Памятники архитектуры русского севера.
Древние греческие, арабские и скандинавские письменные источники сообщают о существовании на территории славянских земель многочисленных укреплённых городов и сложных деревянных сооружений. По свидетельству Геродота (5 век до н.э.) на обширных землях восточной Европы, покрытых густым разнородным лесом, в краях с суровым климатом жили народы, умевшие возводить из дерева большие города с высокими крепостными стенами, жилыми домами и храмами… Самые старые сохранившиеся памятники архитектуры древней Руси
На сегодняшний день сохранилось немало памятников архитектуры, относящихся к периоду древней Руси (домонгольского периода). Они расположены в Киевской, Новгородской, Псковской, Владимиро-суздальской, Волынской, Галицкой, Полоцкой, Смоленской и Черниговской землях. Поскольку сохранившихся построек достаточно много, чтобы рассказать обо всех в одной статье, я остановлюсь только на самых древних и наиболее хорошо сохранившихся их них… Викторианский стиль в архитектуре
Викторианская архитектура (англ. Victorian architecture) стиль в архитектуре и интерьере, распространенный в Великобритании и английских колониях (в США и Австралии преимущественно). Термином викторианский стиль обозначают архитектуру Викторианской эпохи (1830-1910), которая характеризуется сильной неоднородностью. Поэтому в строгом архитектурном смысле не существует такого единого явления. В англоязычных странах той эпохи господствовал эклектический ретроспективизм, объединивший под собой несколько сходных, но все же самостоятельных направлений. Это итальянский стиль, неоготика, стиль периода Второй империи, индо-саранцинский стиль и другие разновидности… Готический стиль в архитектуре
Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре ренессанса. Термин «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима… ____________________________________________________________________________________________________________________ Если Вы хотите заказать проект дома, или у Вас есть вопросы, свяжитесь со мной по телефону, телеграму или почте. +7 977 268-04-53
В начало |
Знакомство с архитектурными чудесами России
Путешествия
AD знакомит с очаровательной архитектурой и дизайном самой большой в мире страны Находящаяся под сильным влиянием религии, русская архитектура известна своими ярко раскрашенными конструкциями, включая купола, наклонные крыши и богато украшенные украшения. Возможно, одной из самых выдающихся архитектурных особенностей страны является использование купола в форме луковицы, который имитирует форму пламени свечи. От византийских образцов XI века, включая старейшее действующее здание России, Софийский собор в Великом Новгороде, до возвышающихся неоклассических сооружений, построенных в XX веке, таких как Шуховская башня в Москве, российская архитектура предлагает привлекательная и важная запись истории страны. От знаменитой Красной площади Москвы до исторической цитадели Казанского Кремля, построенной по заказу Ивана Грозного, — AD прочесал легендарные улицы самых украшенных городов России, чтобы составить список самых захватывающих дух архитектурных и дизайнерских решений страны.
Фотография Деборы Турбевилль, Тима Беддоу, Деборы Турбевилль, Хайме Ардилес-Арсе, предоставлено Stock.Xchng, Иваном Бойко площади в мире, на Красной площади в Москве расположены самые легендарные здания столицы: собор Василия Блаженного, Кремль и Мавзолей Ленина.
Фотография Деборы Турбевилль, Тима Беддоу, Деборы Турбевилль, Хайме Ардилес-Арсе, предоставлено Stock.Xchng, Иваном Бойко Международный художник по костюмам и декорациям из Парижа украсил свою квартиру 1950-х годов в Москве и семейный дом 1913 года в Вильнюсе, Литва, с пристальным вниманием к прошлому. Вверху: зеленая спальня дизайнера в Москве. (август 2006 г.)
Фотография Деборы Турбевилль, Тима Беддоу, Деборы Турбевилль, Хайме Ардилес-Арсе, предоставлено Stock.Xchng, Иваном Бойко
dam-images-resources-2008-09-russia-resl03_russia.jpg
планируйте в пределах изогнутых линий стен здания, чтобы интерьер выглядел симметричным и упорядоченным», — говорит архитектор Дмитрий Великовский, который переделывал московскую квартиру вместе с дизайнером Энджи Диггл. Окна обрамляют вид на город в жилом пространстве, которое «состоит из пяти разных секций; центральная зона отдыха занимает большую часть и является фокусом», — объясняет Великовский. (август 2005 г.)
Фотографии Деборы Турбевилль, Тима Беддоу, Деборы Турбевилль, Хайме Ардилес-Арс, предоставлены Stock.Xchng, Иван Бойко , историческая цитадель, построенная по заказу Ивана Грозного, содержит множество культурных памятников, в том числе мечеть Кольсариф (16 век, вверху) — самую большую мечеть в России и, по общему мнению, в Европе. Сегодня мечеть в основном служит музеем ислама.
Фотография Деборы Турбевилль, Тима Беддоу, Деборы Турбевилль, Хайме Ардилес-Арс, предоставлено Stock.Xchng, Иван Бойко
dam-images-resources-2008-09-russia-resl05_russia.jpg
3 Я впервые увидела Останкино и сказала: «Это моя новая студия», — вспоминает известный фотограф Дебора Турбевилль. «Мне нравится его слегка изношенное качество». Дворец был построен в конце 18 века графом Николаем Шереметевым. «Каждая часть Останкино похожа на декорацию, а не только на театр». Позолоченные факелы, изготовленные под руководством крепостного мастера Ивана Мочалина, колонны из искусственного мрамора, богатая парча и атланты из серого мрамора, поддерживающие антаблементы, придают Голубому залу пышность. (январь 2004 г.)
Фотография Деборы Турбевилль, Тима Беддоу, Деборы Турбевилль, Хайме Ардилес-Арс, предоставлено Stock.Xchng, Иваном Бойко спроектированный Федором Шехтелем, был отреставрирован его нынешним арендатором, посольством Австралии. Шехтель, один из ведущих российских дизайнеров в стиле модерн, объединил интерьеры с архитектурой. Центром дома является двухэтажный Большой зал наверху. (19 ноября99)
Фотография Деборы Турбевилль, Тима Беддоу, Деборы Турбевилль, Хайме Ардилес-Арсе, предоставлено Stock.Xchng, Иваном Бойко
dam-images-resources-2008-09-russia-resl07_russia.jpg отреставрированы постройки Царицыно — незавершенного дворцового комплекса Екатерины Великой под Москвой. Вверху: Фигурные ворота ведут к Оперному театру; оба были спроектированы Василием Баженовым, первоначальным архитектором этого места. Екатерина возненавидела дворец, который он построил, и уволила его. (декабрь 2000 г.)
Самые популярные
Фото: Deborah Turbeville, Tim Beddow, Deborah Turbeville, Jaime Ardiles-Arce, Courtesy Stock. Xchng, Ivan Boyko
Более 25 дилеров приняли участие в первой в России Международной выставке произведений искусства и антиквариата в Москве в знаменитом Долгоруковском дворце. Вверху: серебряный сервиз из 26 предметов окружает центральный предмет XIX века на выставке Бернара де Лейе. Гобелен фламандский. (сентябрь 2004 г.)
Фотография Деборы Турбевилль, Тима Беддоу, Деборы Турбевилль, Хайме Ардилес-Арсе, предоставлено Stock.Xchng, Иваном Бойко «Семь сестер» — серия выдающихся высоток, построенных в последние годы правления Сталина, — этот доходный дом расположен на Котельнической набережной в Москве. Каждое здание выполнено в стиле как готики, так и русского барокко.
Фотография Деборы Турбевилль, Тима Беддоу, Деборы Турбевилль, Хайме Ардилес-Арсе, предоставлено Stock.Xchng, Иваном Бойко
dam-images-resources-2008-09-russia-resl10_russia.jpg Красная площадь оживленного торгового района в Москве.
ExploretravelArchitecture + designrussia
ПодробнееИмперско-русская архитектура
Петергофский дворец, Санкт-Петербург. | Российская имперская архитектура началась во времена правления царя Петра Первого в 1712 году при основании им новой столицы Санкт-Петербурга. Петр Первый стремился модернизировать Россию, используя западные образцы и идеалы. Работа по модернизации страны оказала сильное глубокое влияние на архитектуру России, которая отвернулась от своих исторических образцов и стала копировать многие западные образцы и темы. |
Петр I требовал, чтобы почти все здания в Петербурге были построены в стиле барокко. Стиль барокко был интенсивным отходом от традиционной русской архитектуры, вдохновленным традиционными русскими церквями. Стиль был сосредоточен на создании драматической интенсивности за счет использования естественного света и использования классических греко-римских узоров. Особенно ярко это проявляется в Петергофском дворце, стилизованном под «русский Версаль». Другие такие работы включают Красные ворота, собор Святых Петра и Павла и Меншиковский дворец.
Красные ворота, Москва около 1800 г. | Собор Святых Петра и Павла, Санкт-Петербург. | Меншиковский дворец, Санкт-Петербург. |
Обратите внимание на художественные колонны вдоль стен зданий. Колонны не несущие, но стилизованы под коринфскую и композитную темы. Естественное освещение также меняет окраску зданий, как это видно на Меншиковском дворце. По внешнему виду эти постройки могли происходить из любой части Европы, что свидетельствует о стремлении царя Петра модернизировать Россию в европейском стиле.
Позднее под руководством Екатерины Великой империя перешла в западный неоклассический стиль. Этот стиль был отмечен внушительной архитектурой, чтобы передать власть государства. Неоклассика демонстрировала многие темы барокко, но уделяла еще большее внимание греко-римским стилям. Для этого Екатерина наняла архитекторов из Италии, Шотландии и Франции для строительства многих знаковых имперских памятников России, таких как Исаакиевский собор и Галерея Камерон. Этот художественный стиль давно миновал царствование Екатерины Великой, когда Кремль, Большой театр, ГУМ и Государственный исторический музей были построены в стиле неоклассицизма.
Галерея Камерон, Санкт-Петербург | Большой театр, Москва. | Универмаг ГУМ, Москва. |