Шедевры архитектуры западноевропейского барокко: Диванова Александра Евгеньевна 11 «А» класс МБОУ «СОШ 33»». Скачать бесплатно и без регистрации.

Архитектура западноевропейского барокко

Несомненно, смелое применение такого приема доказывает, что Рен  подходил к своей работе со свойственной барокко изощренностью. Тот же артистизм руководил им и при создании купола. Здесь Рен обратился к предложению Микеланджело, разработанному для внутренней чаши купола собора

Св. Петра в Риме, и  создал в церковном помещении  впечатляющий внутренний купол, в то время как внешний купол значительно более высок и виден на огромном расстоянии.

 

Бленимский дворец. Дворец архитектора Джона Ванбру был  в первую очередь построен, как  национальный памятник в честь побед  герцога Мальборо над Людовиком XIV и только потом предназначался для проживания. Театрально инсценированный въезд через сужающийся двор однозначно заимствованный у Версаля, в то время как в архитектуре волшебных, богато украшенных резьбой фонарей или бельведеров с аркадами на всех четырех угловых башнях невозможно отрицать влияние Борромини.

Библиотека Рэдклифф.

Библиотека в Оксфорде была крупным  публичным сооружением архитектора  Джеймса Гиббса. Шестнадцатиугольник  обрамлен колоннадой из расположенных  парами коринфских полуколонн, которые Гиббс, по собственному признанию, позаимствовал их мавзолея Адриана в Риме.

Библиотека Рэдклифф является шедевром Гиббса – эклектичным  и при этом оригинальным, мощным и в то же время совершенно органичным.

 

6.1.   Творчество Кристофера Рэна.

Кри́стофер Рен (англ. Christopher Wren; 20 октября 1632 — 25 февраля 1723) — английский архитектор и математик, который перестроил центр Лондона после великого пожара 1666 года. Создатель национального стиля английской архитектуры — т. н. «Реновского» классицизма. По оценке словаря Брокгауза и Ефрона, «в своих произведениях Рен держался предпочтительно римского стиля, строго соблюдая правила Палладио, но применяя их с холодным расчетом ученого техника».

Новый этап в  истории английской архитектуры  начался во второй половине XVII в.

, когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена, вероятно наиболее выдающегося английского зодчего

В 1665 г. Рен предпринял путешествие в Париж, чтобы изучать  по стройки современных французских  архитекторов. Особенно его заинтересовали купольные храмы в Париже и его пригородах (в Англии тогда не было ни одной церкви с куполом). Поездка во Францию — единственное в биографии архитектора путешествие за границу — ока зала большое влияние на всё его по следующее творчество.

В сентябре 1666 г. Лондон был охвачен огромным пожаром, который уничтожил старый собор Святого Павла, восемьдесят семь церквей и свыше тринадцати тысяч домов. Современники говорили: «Лондон был, но его больше нет».

Спустя три  года после пожара Рена назначили  королевским архитектором. Он возглавил работы по перестройке города и посвятил им почти всю жизнь. Венцом этих работ стало новое здание собора Святого Павла — главный шедевр Рена. Кроме того, в 1670—1686 гг. по его проектам были построены новые кирпичные дома и пятьдесят две церкви (конечно, Рен работал не один, а с целой командой помощников).

Никто тогда  не знал, как должна выглядеть англиканская церковь: ведь сгоревшие храмы строились  ещё в Средние века. Теперь нужно  было спроектировать здания специально для англиканского богослужения. Все отводившиеся под них участки были неправильной формы, поэтому каждая вновь построенная церковь имела свой особый план. Однако все церкви объединял один главный мотив — колокольни, высоко поднимавшиеся над городом.

Последнее крупное  сооружение архитектора — королевский госпиталь в Гринвиче, возведённый Реном в 1696— 1716 гг. недалеко от Куинзхауса Иниго Джонса. Госпиталь состоит из двух симметричных корпусов, над которыми возвышаются башни с куполами. Колоннадами из сдвоенных колонн корпуса выходят на разделяющую их небольшую площадь. Эти колоннады образуют очень эффектную перспективу, заканчивающуюся Куинзхаусом.

 

 

6.2.  Творчество Джона Ванброу.

Сэр Джон Ва́́нбру (англ. Sir John Vanbrugh; крещён 24 января 1664 — 26 марта 1726 г. ) — британский драматург и архитектор, самый значительный представитель английского барокко. В 1714 г. король Георг I пожаловал ему рыцарский титул.

Ванбру имел фламандские  корни. С молодости интересовался  военным делом, в 1690 г. при посещении  Кале был арестован французскими властями как шпион. Вернувшись в Англию после двух лет заточения, продолжал состоять на военной службе до 1698 г.

Во время французского ареста Ванбру освоил принципы Мольеровой комедии и даже набросал собственную. В 1695 г. в Лондоне была поставлена его дебютная комедия нравов «Неисправимый, или Добродетель в опасности». Она была принята публикой с восторгом и долгое время не сходила со сцены. Подобный же триумф ожидал и вторую пьесу Ванбру, «Оскорблённая жена» (1697).

Популярность пьес Ванбру возмутила пуританские слои общественности, которые поносили его произведения за непристойность. Тем не менее молодой автор продолжал перелицовывать французские фарсы до сорокалетнего возраста, когда в нём неожиданно проснулась страсть к архитектуре.

Его первым проектом был загородный дворец Касл Ховард, спроектированный в 1702 г. для королевского казначея, лорда Карлайля. Уже в этой ранней работе очевиден глубокий интерес Ванбру к континентальному стилю барокко, с его нарочито театральными эффектами и условностями. Этот стиль не прижился в чопорной Англии, и произведения Ванбру, в сущности, являются его единственными проявлениями к северу от Ла-Манша.

Безграничную фантазию Ванбру и его пристрастие к  драматическим эффектам систематизировал, ограничивал и вводил в практические рамки его ассистент и компаньон — Николас Хоксмур, опытный профессионал, долгое время работавший с Кристофером Реном. Ванбру и Хоксмур составили едва ли не самую известную пару в истории архитектуры. Их совместным шедевром стал Бленимский дворец (1705), спроектированный для великого полководца — герцога Мальборо.

Размолвка с женой  герцога вынудила Ванбру свернуть участие  в осуществлении лучшего из своих  проектов и искать других заказов. Лорд Карлайль порекомендовал его королеве Анне, которая не замедлила принять Ванбру на службу и поручить ему строительство оперного театра на Сенном рынке в Лондоне. Этот театр существует до сих пор, но числится среди неудач Ванбру, главным образом, из-за своей никудышной акустики.

После смерти Хоксмура Ванбру продолжал проектировать в одиночку, причём его замыслы становились со временем всё более лаконичными и геометричными. Его последним шедевром считается усадьба Ситон Делавал в Нортумберленде — небольшой дом, производящий впечатление дворца удачным расположением тяжеловесных масс и величавыми пропорциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В XVII веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал  художников всей Европы, и стиль  барокко скоро распространился  за пределы вечного города. В каждой стране барокко подпитывалось местными традициями.

В одних странах оно  становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско.

В других странах барокко приглушалось в угоду более консервативным вкусам.

Во Франции барокко  ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал  важность искусства как средства прославления королевской власти. Его  советником в этой области был  Шарль Лебрен, который руководил  художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль в его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из впечатляющих примеров слияния искусств.

Стиль барокко способствовал созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Однако барокко мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было замечено лишь в начале XVIII века. Тяга барокко к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Павла (1675 – 1710) и Гринвичского госпиталя (нач.

1696 г.).

Так же нужно сказать ,что барокко в западноевропейской архитектуре в XVII, XVIII и начале XIX века в стилистическом отношении развивалось параллельно с классицизмом.

Возникновение классицизма  связано с Италией, которая явилась  центром идейно-теоретических изысканий  в области становления в архитектуре  и в искусстве новых принципов. Именно в Италии и главным образом в Риме были сосредоточены основные памятники античности, которые на протяжении веков не переставали оказывать воздействие на архитекторов. Вместе с тем было бы неверно рассматривать изолированно от других стран Европы те идеологические процессы, которые обозначились в Италии. В это время, в середине XVIII века, во всех странах Европы, и особенно сильно во Франции и Англии, отмечается усиление элементов капитализма в экономике и соответственно укрепление буржуазии в политической жизни государств. Крепнущая буржуазия ведет борьбу в области идеологической. Идейной основой класса буржуазии являлась философия просвещения, а в области искусства велись поиски нового стиля, который должен был отразить его цели и идеалы.

Растущий интерес к античности усилил отрицательное отношение к барокко.

Происходит второй «круг» изучения и освоения античного наследия: первый был связан с эпохой Возрождения – временем первого пробуждения буржуазного самосознания, периодом борьбы со средневековыми представлениями о мире, когда гуманистическая интеллигенция обратилась к античной культуре.

Отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен — складывается стиль рококо. Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие» (сам термин изначально нес негативный оттенок). Сходя на нет, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве XII века) и сменяется более спокойным палладианством.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Дэвид Уоткин «История западноевропейской архитектуры» (перевод с немецкого М. Тегегалиева), Laurence King Publishing, Лондон, 2001 г.
  2. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия, том 5 «Искусство», под редакцией Д.Д. Норвич, М., «Инфа-М», 2001 г.
  3. Сборник «Барокко в России», М, 1926 г.
  4. Сборник «Барокко в славянских странах», М, «Наука», 1982 г.

 

  1. Виппер Б. Р.»Архитектура русского барокко»,М, «Наука», 1978 г.

 

  1. «История русского искусства», т 5, М, изд. АН СССР, 1960 г

 

  1. Журнал «Декоративное искусство СССР», № 3, 1980 г. (статья В.Локтева «О втором призвании зодчества»)

 

  1. Журнал «Архитектура СССР», № 9, 1982 г. (статья В.Локтева «Этот непонятный отец барокко»)
  • http://scit.boom.ru
  • http://www.arhitekto.ru/txt/7klangl11.shtml
  • http://baryshnikovphotography.com
  • http://artclassic.edu.ru
  • http://nado.znate.ru
  • http://biopeoples.ru
  • http://slovari. yandex.ru
  • http://dic.academic.ru
  • http://www.arhitekto.ru
  • http://sapr.mgsu.ru/biblio/arxitekt/archstyle/barokko/image002.jpg
  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Архитектура барокко — презентация онлайн

    1. Архитектура барокко

    2. Характерные черты архитектуры барокко

    …Но перед красотой и зданья и фасада
    Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда,
    … В орнаменте витом увидишь тут и там
    Победоносный шлем и вазы фимиам,
    Колонны, капитель, пилястры и аркады
    Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,
    Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
    И головы ягнят, увитые шнурком,
    И статую найдешь в великолепной нише,
    В узорах и резьбе карниз под самой крышей…
    Перевод Е. Тархановской
    Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт
    XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоративных украшений,
    подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический
    обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно
    создавали особый неповторимый облик архитектурных строений барокко.
    БАРОККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший
    в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества,
    наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном
    искусстве.
    Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену
    согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на
    фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские
    пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие
    пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада,
    вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры
    порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и
    наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей,
    гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса,
    казалось, не осталось и следа.
    « Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и
    пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую
    геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко –
    овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема.
    Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и
    вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных
    объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность,
    тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование
    насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры,
    производить впечатление богатства и парадности» (А.Ф.Гольдштейн).
    Пилястры – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены
    или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и
    колонна; служит для членения плоскости стены.
    Картуши – украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб,
    эмблема, надпись
    Фронтон — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады,
    ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

    4. Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини

    Франческо Барромини. Церковь Сант
    Аньезе. 1653 г. Рим.
    Характерные черты итальяноского
    барокко нашли наиболее яркое
    воплощение в творчестве двух
    зодчих, создавших целую эпоху в
    развитии архитектуры, — Франческо
    Борромини и Лоренцо Бернини.
    В создании криволинейных,
    изгибающихся поверхностей и
    прихотливых геометрических
    сочетаний Франческо Борромини не
    знал равных. Церковь Сант Аньезе на
    площади Навона в Риме – одно из
    лучших творений архитектора.
    Плавно изгибающийся фасад церкви
    украшает величественный купол,
    помещенный на высоком барабане.
    Стены церкви как будто растворяются
    в игре светотени, в выступах и
    проемах.
    Борромини по возможности
    избегает прямых линий —
    вертикальных или
    горизонтальных, а также
    прямых углов.
    Предпочтение отдается
    сложным изогнутым планам
    Франческо Борромини
    Церковь Сан-Карло алле
    Куатро Фонтане, (1634-67,
    Сант-Иво, 1642-60, в Риме).
    Не менее эффективен и
    интерьер собора, отличающийся
    изощренностью лепных
    украшений, многокрасочностью
    декоративных росписей,
    цветных мраморных колонн.
    •Франческо Борромини. Церковь
    Сан-Карло алле Куатро Фонтане,
    (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в
    Риме).
    Франческо Борромини
    Церковь Сан-Карло алле
    Куатро Фонтане, (16341667, Сант-Иво,
    1642-1660, в Риме).
    Фрагмент, фасад.
    Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление
    площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу
    несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического
    мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед
    храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме
    трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу
    и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала
    площадь.
    Лоренцо Бернини. Рим. Фонтан Нептуна на площади Навона.
    Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. 1648-1651.
    Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов — Нил,
    Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на
    голове Нила символизирует таинственность его истока, который в то время еще
    не открыли. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между
    гениями эпохи барокко — Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини
    загораживается рукой, чтобы не видеть церковь — «ужасное» творение
    Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный
    фасад. По проекту Бернини создан и фонтан Мавра, один из двух фонтанов,
    расположенных по краям площади. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из
    одного бассейна, к которому в конце 19 в. добавили скульптуру — так возник
    фонтан Нептуна.
    Со 2-й половины 1650-х гг.
    Бернини вновь работает в
    соборе Святого Петра,
    создает здесь бронзовую
    «кафедру св. Петра» (16561665), украшенную
    статуями отцов Церкви и
    ангелов,

    12. «Дивное узорочье» московского барокко

    Стремление к парадности и богатству внешнего убранства
    архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для
    России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского
    зодчества конца XVII – началаXVIII в. Для архитектуры этого
    времени характерно сочетание национальных традиций, в
    особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями
    западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно
    черты русского барокко проявились в так называемом
    нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он
    получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых
    были Нарышкины – родственники Петра I. По их инициативе в
    Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий –
    дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.

    13. Церковь Покрова в Филях. 1693-1694. Москва.

    Блестящим образцом
    нарышкинского барокко является
    церковь Покрова в Филях. Она
    стоит на невысоком холме, над
    речным берегом, повторяя себя
    причудливым отражением в воде.
    Храм имеет высокий и
    просторный подклет (ПОДКЛЕТ, в
    русской каменной и деревянной
    архитектуре нижний этаж жилого дома
    или храма, обычно имеющий
    служебно-хозяйственное
    назначение),на арках которого
    Церковь Покрова в Филях.
    1693-1694. Москва.
    расположена терраса с тремя
    плавными лестничными
    маршами. Главный объем здания
    окружен полукруглыми
    пределами, каждый из которых
    увенчан золотой главой. Переход
    от четверика к восьмерику
    выполнен настолько плавно и
    умело, что зритель не сразу
    замечает смену архитектурных
    членений. Карниз и резные
    белокаменные украшения
    естественно продолжают тройные
    капители угловых колонок.
    Церковь Троицы в Никитниках.
    1631-1634 гг. Москва.
    К уникальным сооружениям
    московского барокко следует
    отнести и церковь Троицы в
    Никитниках, построенную по
    заказу купца Григория
    Никитникова – выходца из
    Ярославля. Храм,
    поставленный на высоком
    холме в центре города,
    господствовал над
    окружающей застройкой,
    выделяясь сложностью
    силуэта. Яркая раскраска
    фасадов, сочная пластика
    белокаменного и кирпичного
    декора, многоцветные
    изразцы вместе с живописной
    асимметрией композиции
    привлекли к себе внимание
    горожан.
    Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.
    Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр,
    полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное
    пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную
    торжественность.
    Церковь Знамения Богородицы
    в Дубровицах считается
    вершиной московского барокко.
    Полукружия стен завершаются
    треугольным резным
    фронтоном, украшенным
    колонками и волютами.
    Восьмигранная трехъярусная
    башня превращена в каменное
    кружево. Церковь увенчана
    куполом с ажурной
    позолоченной короной и
    сквозным крестом.
    Церковь Знамения Богородицы в
    Дубровицах. 1690-1704. Москва.
    Церковь Знамения Богородицы в
    Дубровицах. 1690-1704. Москва.
    Церковь Знамения
    Богородицы в Дубровицах.
    1690-1704. Москва.
    Церковь во имя святителя Николая,
    возведена в одном из истинно
    московских старинных местностей:
    здесь в XVII в. на заливных лугах
    поселили хамовников – дворцовых
    ткачей, которые и дали название
    округе. Они и построили этот
    необычный по покраске храм. Для
    усиления колокольного звона она
    прорезана рядами проемов, так
    называемых слухов. Здание церкви
    – характерный тип посадского
    храма, один из ярких и превосходно
    сохранившихся образцов
    «нарышкинского барокко»
    Церковь Николы в
    Хамовниках. XVII в. Москва.
    Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.
    Церковь Николы
    в Хамовниках. XVII в. Москва.

    22. Архитектурные творения В.В.Растрелли

    В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло
    наивысшего расцвета. Развивая лучшие национальные традиции,
    архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному
    наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей
    России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в
    новой столице Российского государства – в Санкт-Петербурге.
    Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес
    Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли
    (1700-1771) – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по
    происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за
    границей, он затем работал только в России, ставшей его второй
    родиной.
    Все что было им построено в России, вызывало восхищение и
    восторженные оценки современников. Поэт А.Д.Кантемир (1708-1744)
    писал о творениях выдающегося зодчего:
    «Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в
    украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может
    увеселиться око в том, что он построил».
    В.В. Растрелли. Портрет.
    Творчество Растрелли
    составило целую эпоху
    русской архитектуры —
    «елизаветинское барокко».
    Лучшие произведения Растрелли –
    Андреевская церковь в Киеве,
    дворцы в пригородах СанктПетербурга – Петергофе и Царском
    Селе, дворцы Строганова и
    Воронцова, собор Смольного
    монастыря и Зимний дворец в
    Санкт-Петербурге.
    В.В.Растрелли. Андреевская
    церковь. 1749-1759 гг. Киев.
    Собор Смольного монастыря был
    заказан мастеру императрицей
    Елизаветой Петровной. Традиционное
    русское пятиглавие, воплощенное в
    вычурных формах барокко, здесь
    органично сливалось с основным
    объемом здания. Средняя глава
    собора представляет собой высокий
    двусветный купол, увенчанный
    луковичной главкой на световом
    барабане. Четыре угла в виде
    высоких двухэтажных башен, почти
    вплотную прижатые к центральному
    куполу, придают пятиглавию
    удивительную монолитность и мощь.
    Уже после смерти Растрелли другой
    выдающийся архитектор –
    представитель раннего классицизма
    Джакомо Кваренги – всякий раз
    проходя мимо Смольного собора
    почтительно снимал шляпу и
    восклицал: «Вот это церковь!»
    В.В.Растрелли. Собор Смольного
    монастыря. 1748-1760 гг. Санкт –
    Петербург.
    Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, — Зимний
    дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный
    музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского
    барокко. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение
    издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную
    Дворцовую площадь, обращенную к городу. Дворец имел более 1050 помещений и
    комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца
    составляет 210 м!
    В.В.Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754 – 1762 гг. СанктПетербург.
    Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно
    подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они
    поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней
    площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.
    В.В.Растрелли.
    Екатерининский дворец.
    (Главный вход).
    В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Фасад)

    30. Вопросы и задания

    1.
    2.
    3.
    Каковы характерные черты архитектуры западноевропейского
    барокко?
    Что, на ваш взгляд, отличало сооружения барокко от творений
    зодчих эпохи Ренессанса?
    О каких шедеврах нарышкинского барокко вы могли бы рассказать
    подробнее?
    Подготовить сообщения на тему:
    1.
    2.
    3.
    «Лоренцо Бернини – «гений барокко»;
    «Нарышкинское барокко в Москве»;
    «Петербург В.В.Растрелли»

    Триумф барокко: Архитектура в Европе 1600-1750

    Дата выпуска: 16 мая 2000 г.

    Эффектные модели и другие работы Шедевры архитектуры барокко в Европе в Национальной художественной галерее, 21 мая – 9 октября 2000 г.

    Вашингтон, округ Колумбия — Триумф барокко: Архитектура в Европе 1600-1750, Крупная выставка, охватывающая два века истории европейской архитектуры и посвященная триумфам самых известных архитекторов эпохи барокко, займет два этажа Западное здание Национальной художественной галереи, с 21 по 9 мая. Октябрь 2000 г. Вслед за весьма успешной выставкой Национальной галереи «Архитектура итальянского Возрождения» 1994–1995 гг., эта впечатляющая выставка представляет двадцать семь оригинальных архитектурных моделей и сорок связанных с ними картин, рисунков, гравюр и медалей.

    Национальная художественная галерея станет единственным местом проведения выставки в США. Уже представленный в Palazzina di Caccia, Ступиниджи, Турине и Монреальском музее изящных искусств, «Триумф барокко» отправится в Музей изящных искусств в Марселе (с 17 ноября 2000 г. по 4 марта 2001 г.). Выставка организована Национальной галереей искусств, Вашингтон; Палаццо Грасси, Венеция; Монреальский музей изящных искусств; и Музей изящных искусств в Марселе.

    «Благодарность достижениям архитектуры барокко, которой в течение многих лет пренебрегали как чрезмерно буйной, возросла за последние два столетия», — сказал граф А. Пауэлл III, директор Национальной галереи искусств. «Триумф барокко» исследует архитектуру эпохи, которая стала свидетелем замечательного объединения искусства живописи, скульптуры, декорирования, архитектуры, ландшафта и городского планирования. спонсор выставки

    «Для EduCap Inc. большая честь поддерживать такую ​​захватывающую и престижную выставку», — сказала Кэтрин Б. Рейнольдс, председатель и главный исполнительный директор. «Архитектура барокко включает в себя некоторые из самых знаменитых и вызывающих восхищение произведений в мире, и мы верим, что беспрецедентный масштаб и содержание этой выставки вдохновит, обучит и доставит удовольствие всем, кто ее увидит».

    «Спонсорство EduCap Inc. позволило галерее представить эту амбициозную выставку широкой аудитории», — сказал Пауэлл. «Особая благодарность также выражается Джульетте и Ли Фолгер и Фонду Фолджера за их дополнительную поддержку, а также Фонду Сэмюэля Х. Кресса за его раннюю поддержку исследований и образовательных программ».

    Организация выставки

    Возникнув в начале семнадцатого века, барокко вдохновило европейскую архитектуру на следующие сто пятьдесят лет. Движение, драматизм и величие барокко ярко иллюстрируются архитектурными моделями, сыгравшими значительную роль в архитектурной практике того периода.

    Выставка начинается в центральных галереях на первом этаже Западного здания с барокко в Риме. Он продолжится по хребту здания, затем вверх к Западному садовому двору и Западному скульптурному залу, где будут представлены в порядке церкви, общественные здания, военная архитектура и жилая архитектура, а кульминацией станут необычные модели Большого Кремля. Дворец, Москва; Королевский дворец, Казерта, Италия; и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Модели, картины, рисунки, гравюры и медали представят важные образцы архитектуры барокко в Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Нидерландах, Англии и России.

    Среди самых привлекательных работ несколько знаменитых римских фонтанов в стиле барокко, прославившихся своим амбициозным дизайном и бурлящей водой. Проект Джан Лоренцо Бернини для Фонтана Четырех рек (ок. 1650 г.) на площади Навона представлен оригинальной архитектурной моделью из дерева и терракоты, а также картиной завершенного памятника. Четыре водных божества символизируют Дунай, Ганг, Нил и Рио-делла-Плата, а водные каскады ниспадают с их скалистых насестов. Еще одна картина, на которой Папа Иннокентий X посещает фонтан, и серебряная медаль, отчеканенная в ознаменование его завершения, подчеркивают важность впечатляющего шедевра Бернини. Особый интерес для многих будет представлять деревянная и гипсовая модель Никола Сальви 1733 года для внушительного фонтана Треви в Риме и масляный эскиз Джованни Паоло Паннини, 9.0007 Фонтан Треви, Рим (1750-1755).

    Модели, картины, рисунки, гравюры и памятная медаль документируют сложный процесс, с помощью которого Якоб ван Кампен спроектировал огромную ратушу Амстердама, провозглашенную «восьмым чудом света» после завершения около 1665 года. Примеры архитектуры английского барокко включают Модели сэра Кристофера Рена для Королевского военно-морского госпиталя в Гринвиче с его сдержанным классицизмом и деревянная модель Джеймса Гиббса 1721 года для церкви Святого Мартина в полях в Лондоне, дизайн которой сильно повлиял на церкви, построенные в Соединенных Штатах.

    Различные способы адаптации стиля барокко в России отражены в нескольких сооружениях. Одной из самых ярких работ на выставке, отражающей яркий стиль мастера русского барокко Франческо Бартоломео Растрелли, является его макет для Смольного монастыря в Санкт-Петербурге, изобилующий бесчисленными красочными и позолоченными деталями на роскошном, грандиозном сложный. Серия моделей и рисунков освещает планы, разработанные Василием Ивановичем Баженовым в конце 1760-х годов под эгидой Екатерины Великой, чтобы окружить массивный, относительно простой Кремль в Москве. Амбициозное предложение так и не было реализовано. Модель итальянского архитектора Антонио Ринальди для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге интересна сочетанием элементов итальянского барокко и русских православных традиций.

    Среди картин на выставке, которые помогают представить здания в контексте их времени и места, выделяются два полотна великого итальянского художника-топографа Каналетто, изображающие арку Септимия Севера и церковь Санти Лука и Мартина в Риме (ок. 1742 г.). ) и Королевский военно-морской госпиталь в Гринвиче (ок. 1750-1752 гг.), а также две эффектные галереи с живописными видами древнего и барочного Рима (1757 г.) работы Джованни Паоло Паннини.

    Кураторы и Каталог

    Выставку координирует Генри А. Миллон, декан Центра перспективных исследований изобразительных искусств Национальной галереи, при содействии Гая Кожеваля, директора Монреальского музея изящных искусств; Паоло Вити, директор отдела культуры Палаццо Грасси; и Мари-Поль Виаль, директор Музея изящных искусств в Марселе.

    Богато иллюстрированный 621-страничный каталог с пятнадцатью научными эссе под редакцией Миллона доступен в мягкой обложке в магазинах Галереи. Для заказа по телефону звоните (301) 322-5900 или (800) 697-9350.

    Западные гуманитарные науки: искусство барокко

    Опубликовано Автор: М. Э. Бонд Опубликовано в Western HumanitiesTagged архитектура, искусство

    Продолжая серию статей, основанных на этой книге, сегодня я рассмотрю искусство барокко.

    ««Барокко» — это ярлык для преобладающего культурного стиля семнадцатого века». Этот термин был впервые пренебрежительно использован художниками и учеными восемнадцатого века и, вероятно, произошел от португальского слова «барроко», означающего несовершенную жемчужину.

    Западные гуманитарные науки  включает две главы, посвященные эпохе барокко, в которых рассматриваются искусство, литература, музыка, политика и наука. В этом посте я сосредоточусь на искусстве барокко, которое авторы делят на три стиля: витиеватый, классический и сдержанный.

    Цветочное барокко

    Цветочное барокко напрямую связано с Контрреформацией. Во время Тридентского собора (1545–1563) лидеры римско-католической церкви подчеркивали необходимость «нового искусства, которое было бы приспособлено к потребностям церкви в обучении и излагало бы правильные богословские идеи, легко понятные массам». Флоридское барокко характеризуется драматизмом, эмоциями, силой, реализмом и театральными эффектами. Популярными темами были экстатические видения святых и страдания Иисуса.

    Базилика Святого Петра в Риме является ярким примером архитектуры витиеватого барокко.

    Пожалуй, лучшим образцом флоридской скульптуры в стиле барокко является скульптура «Экстаз святой Терезы» работы Джанлоренцо Бернини.

    Великие художники флоридского барокко включают Караваджо, Артемизию Джентилески, Андреа Поццо, Диего Веласкеса и Питера Пауля Рубенса.

    Обращение святого Павла Караваджо, 1600-1601 Юдифь и ее служанка с головой Олоферна Артемизии Джентилески, ок. 1625 Аллегория миссионерской работы иезуитов Андреа Поццо, ок. 1621-25 Менины Диего Веласкеса, 1656 Воспитание Марии Медичи Питера Пауля Рубенса, 1621-25
    Классическое барокко

    Во Франции, где искусством руководил королевский двор, а не церковь , классическое барокко демонстрировало светскую направленность и ценности простоты и достоинства.

    Выдающимся образцом архитектуры классического барокко является Версальский дворец, перестроенный Луи Ла Вау и Жюлем Ардуэном-Мансаром для короля Людовика XIV.

    Единственным художником эпохи классического барокко, включенным в The Western Humanities , является Николя Пуссен. «Хотя он был вдохновлен тем, как Караваджо использовал свет и тьму, стиль, который выковал Пуссен, был его уникальным, отстраненным, почти холодным подходом к его предмету и чувством единства человека с природой».

    Et in Arcadia Ego работы Николя Пуссена, ок. 1640
    Сдержанное барокко

    Третий (наименее богато украшенный) стиль барокко был сформирован протестантской культурой Северной и Западной Европы.

    Самым известным архитектором стиля Сдержанного барокко является сэр Кристофер Рен, чьим шедевром является собор Святого Павла в Лондоне.

    Вы наверняка слышали хотя бы об одном из выдающихся художников сдержанного барокко: Рембрандте ван Рейне.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *