Шехтель особняк смирнова – Дом Смирнова — особняк на Тверском бульваре д 18 стр 1 в Москве

Содержание

Особняк П.П.Смирнова — здание в стиле модерн

Наследник водочных магнатов П.П. Смирнов приобретает старинную усадьбу на Тверском бульваре в 1900 году. Ампирный особняк не устраивал хозяина, и он поручает Федору Шехтелю перепланировать здание. В результате в Москве появилось еще одно прекрасное творение великого архитектора эпохи модерна.

Шехтель переделывает фасад здания, добавляет балкончик, длинные полукруглые окна, плавные, застекленные эркеры. Но настоящим фурором становятся интерьеры особняка. Восемь парадных помещений, собранных в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Греческий зал», «Рокайльная комната», «Аванзал», «Будуар», «Кабинет».

Только Египетский зал отстает от главной анфилады и выходит окнами во внутренний двор. Здание было оборудовано паровым отоплением, вентиляцией и полностью электрифицировано.

Смирнов поселяется здесь с женой и детьми, и семья (сам Смирнов умер в 1911 году) живет в доме до самой революции 1917 года. Для детей в мансарде оборудованы детские в стиле русских сказок.

Но история таится не только в шехтелевских интерьерах дома № 18. В основе дома лежит владение семьи Базилевских. В 1821 году это нарядный особняк в стиле ампир, его владелец Петр Андреевич Базилевский был известен тем, что привез из-за границы прекрасную коллекцию картин. Другим его увлечением были лошади, он даже выезжал на козлах, только вот правил в это время слуга, а хозяин держал хлыст. Говорят, что его крепостные однажды высекли барина за его жестокость и безжалостность.

С домом Базилевских был дружен Лермонтов. Здесь на Тверском бульваре произошла последняя встреча Лермонтова и Варвары Лопухиной. Здесь он увидел пятилетнюю дочку своей возлюбленной – Оленьку Бахметьеву:

С отрадой тайною и тайным содроганьем,
Прекрасное дитя, я на тебя смотрю...
О, если б знало ты, как я тебя люблю!.

О.Бахметьева выросла и стала женой А.П. Базилевского. Свадьба состоялась на Тверском бульваре.

В 1922 году здесь размещается ревтрибунал, народный суд, затем – прокуратура. Прокуратура занимала дом до недавнего времени, и интерьеры Шехтеля были закрыты для обзора, зато обогатились огромной, висящей на цепях люстрой – военный трофей 1945 года.

В 2000-х годах в особняке проведена реставрация. В настоящее время ряд помещений особняка предоставляется в аренду под проведение различных мероприятий. В другой части дома располагается отделение Пенсионного фонда России.

um.mos.ru

👍Особняк Петра Смирнова: история и фото.

Петр Смирнов купил старинную усадьбу на Тверском бульваре в 1900 году. А уже в 1903 Федор Шехтель изменил ее до неузнаваемости.

Путеводитель по архитектурным стилям

Архитектор переделал фасад, добавил балкончик с витыми спиралями, устроил длинные полукруглые окна и плавные эркеры. Но главное спряталось внутри — анфилада из восьми помещений в разных архитектурных стилях — «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Греческий зал», «Рокайльная комната», «Аванзал», «Будуар», «Кабинет». Сын Петра Петровича вспоминал, что изучал историю искусств по этим залам.

Парадная лестница была сделана из белого мрамора, а ее балюстрада напоминала набегающую волну. На втором этаже было огромное окно с фасетным стеклом, которое в солнечную погоду переливалось всем цветами радуги.

Были в особняке Смирнова и технические новшества — паровое отопление, вентиляция, электричество. А в розовой гостиной Шехтель применил новый прием освещения — в лепнину потолка с растительными мотивами вставили лампочки в виде распускающихся бутонов.

Новый особняк не остался незамеченным. Правда, в обществе злословили, что Шехтель даже балкон не может повесить ровно. На самом деле архитектор устроил чисто декоративный балкончик, разместив его на том уровне, как того требовали градостроительные нормы.

Будучи владельцем винокуренных заводов, Петр Смирнов часто устраивал у себя дегустации собственной продукции. А в Египетском зале проходили художественные выставки. Но этот дом не принес счастья владельцам: в 1910 году Смирнов скончался, а его семья, хоть и прожила в особняке до 1917 года, была разорена.

После революции в доме размещались Народный суд, Военная прокуратура, фирма «Мелодия». Тогда интерьеры Шехтеля были закрыты для обзора, зато обогатились военным трофеем 1945 года — висящей на цепях люстрой.

Сейчас в части особняка Смирнова работает Главное Управление Пенсионного фонда по Москве и области. Вторая половина остается в собственности фирмы «Мелодия». Именно ее можно посмотреть во время экскурсий.

А судьба Смирновых по-настоящему драматична. Стремясь спасти семью, Евгения Смирнова вышла замуж за итальянского делового партнера и уехала с ним в Японию. Но ей не позволили взять детей. Старшие сыновья Алексей и Анатолий погибли в 1920-е годы. Дочери Смирновых Татьяне удалось уехать в Париж. А сын Арсений много скитался по Средней Азии, где умер в середине XX века.

Говорят, что... ...когда в 1889 году Петр Смирнов привез на Всемирную выставку в Париже знаменитую «Нежинскую рябину», конкуренты попытались скопировать напиток. Но рябина горчила, а у Смирнова она была сладкой. Попробовали использовать рябину из-под города Нежина, но и это не помогло. Дело в том, что Смирнов названием сознательно запутал конкурентов, ведь изначально «Нежинская» называлась «Невежинской», поскольку родом была из села Невежина, что возле Суздаля
.
...во времена Смирнова было модно иметь дома коллекцию водок, названия которых начинались на все буквы алфавита — «Анисовая», «Березовая», «Вишневая» и т.д. А хозяева часто устраивали «аттракцион», смешав несколько водок и предлагая угадать все ингредиенты».
Особняк Петра Смирнова на фотографиях разных лет:

liveinmsk.ru

«маски грешников», побежденные рыцари и побег хозяев

- Здравствуйте. Несколько бесед в рубрике «Москва таинственная» мы решили посвятить московским особнякам. Несмотря на то, что доступ в них ограничен. А нам все нипочем, потому что у нас в гостях человек, который в этих загадочных, закрытых и полузакрытых особняках был. Это гид общества пеших прогулок «Москваход» Ирина Левина.

- Здравствуйте!

- Я вам завидую.

- Сама себе завидую.

- Ну давайте начнем вместе завидовать с особняка Смирнова. Это Тверской бульвар, 18. Для ориентира: он находится справа от МХАТа имени Горького, если встать к тому лицом. Смирновы – это те самые, чья водка прославилась в веках и на весь мир?

А так этот же балкон выглядит изнутри. Обратите внимание: пол у него на уровне подоконника. То есть, выйти на него было невозможно. Если бы балкон был нормальным, "в рост", то прохожие на улице стукались бы о него головамиФото: Наталия АНДРЕАССЕН

- Да, тут жил сын водочника Смирнова, Петр Петрович. Он купил этот особняк в конце 19 века. Особняк старинный, там в основе – 18-е столетие. В 19-м веке это был самый блестящий особняк, в котором проходили самые шикарные московские балы. Поэтому Петр Смирнов захотел сохранить дом так, чтобы в нем видна была старина. Но в то же время он пригласил архитектора Шехтеля и попросил задекорировать особняк в современном тогда стиле модерн. Шехтель с этим блестяще справился, потому что он изначально был художником театральным, и придал фасаду со стороны Тверского бульвара настоящую театральную парадность. Особенно - с помощью балкона, который – черный, чугунный – выделяет этот особняк среди других. Балкон будто корабль плывет по Тверскому бульвару. И висит он чуть-чуть выше уровня человеческой головы. Поэтому все проходящие его замечают…

Главное украшение главного зала - камин с изображением рыцарей, усмехающихся рожиц и спокойных львов. Война бессмысленна! - говорил через эти символы ШехтельФото: Наталия АНДРЕАССЕН

- И почти пригибают голову, чтобы не стукнуться об этот самый чугун. А правда, что этот особняк Смирнов купил своей любовнице?

- О-о, действительно, об этом написал когда-то чуть ли не Гиляровский. Но на самом деле Петр Петрович и его так называемая любовница уже семь лет были женаты. У них уже было трое детей, и еще двое родились в этом особняке…

Знаменитые маски грешников. Сколь бы ты ни был богат и счастлив - подними голову и вспомни, что грешен, - будто напоминал своим заказчикам ШехтельФото: Наталия АНДРЕАССЕН

- …Архитектор которого - Шехтель. Значит, внутри особняка должно быть что-то удивительное. Что больше всего вас поразило?

- Поражает там каминный зал, где на камине лепные рыцари ведут борьбу не на жизнь, а на смерть, но… нету победителей – все побежденные. Лепнина опирается на мифические существа – мужские язвительные физиономии с ушами, - которые как бы говорят нам, что война это плохо. А все это в итоге опирается на совершенно мирных львов. Напротив же расположен лепной опять же портал, где Шехтель изобразил борьбу дракона с собакой.

- И это что означает?

- А это образ, который ему очень нравился, Он «принес» его из другого особняка, который оформлял для Саввы Тимофеевича Морозова. Там эта борьба дракона с собакой оформлена в лестнице.

А так эти же окна выглядят изнутри. Виноградная лоза - как символ жизни...Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

- Затейник.

- А еще Шехтель перенес сюда и свои «маски грешников». Эти маски появлялись в каждом особняке, который он оформлял. И они обязательно расположены так, чтобы вы сразу их увидели, едва подняв очи кверху. И вы будете смотреть на этих грешников, как в средневековом храме, а они – напоминать вам, что вы грешны… И вот что интересно: после революции именно в этом зале заседал ревтрибунал. И маски грешников смотрели на все это… Божий суд и человеческий сошлись в одном зале. При том что этот зал Шехтель строил как храм (в это же время он строил настоящий храм в Иваново-Вознесенске). Ведь свод тут – купольный, храмовый.

Панно со сражающимися драконом и собакой, как и маски грешников, Шехтель не раз использовал при оформлении особняковФото: Наталия АНДРЕАССЕН

- Революция застала семью Смирновых в этом доме – можно представить, как тяжело было его покидать.

- Для начала в этом доме было жутко находиться, потому что самые страшные бои были на Тверском бульваре. Об этом писал еще Паустовский, что жители три дня не могли выйти из домов, потому что на бульваре шла постоянная перестрелка, все горело. И уже было не до интерьеров – вдова к тому времени Петра Смирнова (он умер в 1910 году) просто хотела оттуда убежать. И… она оставила своих детей на попечение родственников, потому что не могла их вывезти за границу, а сама согласилась на фиктивный брак и уехала в Японию, чтобы…

- Только себя спасти?!

- Ну она думала, что потом спасет и детей…

Покидаем зал с масками, который после революции побывал и залом суда. Идем дальшеФото: Наталия АНДРЕАССЕН

- Почему их не дали вывезти?

- В то время, хоть уже и была революция, но еще действовала прежняя система опеки. И вот опекуны со стороны мужа должны были дать разрешение. Но у нее времени не было: она думала, что быстро выедет и так же быстро потом заберет детей.

- Странная логика, но что ж, не нам судить… В Россию она уже не вернулась?

В одной из комнат Шехтель создал не просто красивый потолок в стиле "модерн", но еще и впервые в Москве включил в него электрические лампочки. И они работали!Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

- Нет. В 20-е годы она пыталась, уже переехав во Францию, выяснить судьбу детей. С ними все довольно трагично… Несовершеннолетние, которых она оставила на родственников, погибли – один пропал без вести, другой умер в детском доме. Старшая же дочь переехала к ней во Францию с внуками в 1926 году. А вот старший сын пытался перейти афганскую границу, был сильно избит и после этого скончался.

В каждой комнате особняка есть камин - настоящее произведение искусства. Как не приземлиться перед ним на колени ради красивого кадраФото: Наталия АНДРЕАССЕН

- Печально все это. Но вернемся к особняку еще раз напоследок: что там сейчас и может ли обычный человек попасть внутрь?

- Его арендуют для разных мероприятий. Показы мод бывают: Пугачева как-то праздновала юбилей. Можно снять пару кабинетов для переговоров….

Египетский зал Шехтель создал не как гробницу, а какхрам искусств. Обеднев, этот зал вдова Смирнова сдавала в арендуФото: Наталия АНДРЕАССЕН

- Ну это варианты для не очень обычных людей…

- Буквально второй год только мы водим экскурсии внутрь. «Мы» - это проект «Москва, которой нет» (http://moskva.kotoroy.net/). Так что приходите – и увидите все своими глазами!

МЕЖДУ ТЕМ

Кстати, "Комсомолка" издала шикарную коллекцию "Великие архитекторы". И в ней есть богато иллюстрированный том про творчество Федора Шехтеля! Вы узнаете про самые разные особняки, которые он оформлял, и про смыслы, которые вкладывал в свое искусство. Купить можно в нашем фирменном магазине при Издательском доме "Комсомольская правда" - Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1.

www.kp.ru

Особняк Смирнова на Тверском бульваре

Особняк Смирнова, о котором сегодня пойдет речь, расположен на Тверском бульваре. Понятно, что такое место в центральной части города использовалось под застройку давно, но мы будем рассматривать интерьеры, созданные в самом начале ХХ века. В 1900 году эти владения приобрел Петр Петрович Смирнов – старший сын основателя династии, учредителя всемирно известного водочного бренда Петра Алексеевича Смирнова. Для перестройки особняка был приглашен известный и очень популярный в Москве архитектор Франц-Альберт Шехтель. Архитектор работал над домом дважды: в 1901-1903гг и по просьбе наследников в 1910-1913гг. Ф.Шехтель не стал кардинально перестраивать особняк, он лишь изменил планировку, объединил ряд построек под одним фасадом и оставил разноуровневое внутреннее устройство дома, обыграв его в интерьерных решениях. Здание получилось разноэтажным и протяженным, не помещающимся в объектив. Давайте рассмотрим фасад особняка. Вот вид с Тверского бульвара на левую часть здания. Обратите внимание на малозаметный эркер – выступающий, полностью застекленный балкон, потом мы увидим его изнутри

Вот центральная часть особняка Смирнова, трехэтажная…

…вот правая часть

На самом деле в особняке больше этажей, чем кажется. Во-первых, первый этаж особняка Смирнова стал полуподвалом из-за поднятия культурного слоя Тверского бульвара на 70 см. Во-вторых, с бульвара, к счастью, не видна мансарда, надстроенная в 1990-х годах. Все залы, по которым мы с вами пройдем, расположены вдоль фасада и окнами выходят на Тверской бульвар. Запомните огромное трехчастное окно с витражами и мотив лепнины в верхней части окон и арки

Особого упоминания заслуживает ажурный балкон. Он поднят на уровень гораздо выше пола комнаты, к которой относится. А вот причины такого решения называются разные: от ошибки архитектора, который был очень востребованным и одновременно вёл несколько объектов, до необходимости дать возможность прохода под ним по улице. Также противоречивы мнения о том, можно ли на него выйти: где-то балкон назван чисто декоративным, где-то говорят о возможности выхода на него. Кстати, я нигде не встречала таких рассуждений про эркер, хотя там то же самое решение, как мы потом увидим.

Сразу оговорюсь, что я не была в правой части здания, т.к. её занимает Пенсионный фонд РФ — не то ведомство, которое охотно демонстрирует свои интерьеры. В утешение можно сказать, что интересных объектов в части, занимаемой ПФ РФ, находится немного. Это парадная лестница из белоснежного итальянского мрамора (кстати, её первый пролёт можно увидеть с улицы через стекло двери), лепнина на потолке, барельефы на стенах, оформление дверных групп

Именно по этой лестнице попадали в особняк Смирнова гости. Сейчас посетители проходят для осмотра залов через так называемый Северный вестибюль, небольшая входная дверь которого находится слева от арки под витражным окном. При входе надо спускаться по ступенькам, так как пол вестибюля ниже уровня бульвара – это тот культурный слой, о котором я упоминала выше. Пол Северного вестибюля имеет очень своеобразное покрытие

Пол Северного вестибюля особняка Смирнова на Тверском бульваре

Своды вестибюля изначально были расписаны, но росписи не сохранились. В углу вестибюля ломаный дверной проём, в который видна мраморная лестница, ведущая на второй этаж, где располагаются основные помещения

Ломаный дверной проем Северного вестибюля особняка Смирнова

Вот вид на косой дверной проём сверху, с межлестничной площадки. Обратите внимание, что лестница здесь тоже не прямая, она ломано изгибается и ….

…за поворотом открывает нам лестничный холл в классическом стиле, со строгими прямыми линиями…

…и таким же классическим оформлением

Лепные карнизы лестничного холла особняка Смирнова

Лестница разделяется и ведёт в разные помещения. Одно из них – кабинет, его ещё называют готическим, но сейчас оснований для такого определения не осталось. Из подлинного тут потолочные балки из мореного дуба, очищенные при реставрации от многих слоев краски…

Потолок готического кабинета в особняке Смирнова

…и двери, также восстановленные. Обратите внимание, рисунок в верхней части двери повторяет рисунок лепнины на фасаде здания

Двери готического кабинета в особняке Смирнова

Кабинет имеет выход в эркер, расположенный в левой части фасада. На последнем фото видно, что уровень пола эркера приподнят по отношению к кабинету и что выход в эркер был изначально предусмотрен

             

Помещения спланированы так, что в кабинет можно попасть сразу с лестницы, минуя прочие помещения: это удобно и для работы занятого бизнесмена, и для деловых встреч. Рядом с кабинетом находится будуар хозяйки или малая гостиная

Будуар в особняке Смирнова

Она примечательна своим потолком – парусными сводами с цветами и листьями розы…

Потолок будуара в особняке Смирнова

…и угловым камином из розового мрамора, с густо-бирюзовой внутренней отделкой плиткой «кабанчик». Камин декоративный, так как в усадьбе было сделано центральное отопление с собственной котельной. Вообще особняк Смирнова был оборудован по последнему слову техники: полная электрификация, принудительная вентиляция, в зимнем саду рамы двойного остекления (по принципу нынешних стеклопакетов).

Камин в будуаре в особняке Смирнова

Из будуара и с лестницы можно пройти в так называемый Романский зал или Романскую гостиную, одно из самых впечатляющих помещений особняка. Стена напротив окна оформлена в виде арки с орнаментом из кедровых веток и медальонами с изображениями мифических зверей

У стены напротив окна стоят мощные колонны со стилизованными капителями

Капители колонн в Романском зале

У боковой стены находится монументальный камин с барельефом, изображающим сражение средневековых рыцарей

Барельеф камина в Романском зале особняка Смирнова

Этот барельеф поддерживают две колонны, которые опираются на спины лежащих львов …

Лев у камина в Романском зале

…а вверху оканчиваются капителями с витиеватым растительным узором, в котором обнаруживаются …какие-то демонические лица!

Капители колонн камина в Романском зале

Возможно, в оформлении камина Ф.Шехтель зашифровал смысл, не очевидный при беглом осмотре. Дело в том, что на барельефе камина нельзя различить своих и врагов, победителей и побежденных, это просто битва всех со всеми. И это бессмысленное убийство людьми друг друга как апофеоз зла (дьявольские маски), опирающегося на власть (львы в основании). В гостиной есть ещё один барельеф, с более очевидно читаемыми символами – на противоположной стене, у окна, над проходом в аванзал

Проход в аванзал особняка Смирнова

Здесь изображены дерущиеся дракон и собака – масонские символы. Эту сцену можно трактовать как вечную битву за душу человека

Барельеф в Романском зале

Ещё хочу обратить внимание на тщательную проработку мельчайших деталей. Вот как оформлена площадка перед камином. На этом фото также видно, что внутренняя часть камина выполнена из плитки «кабанчик» коричневого цвета

Площадка перед камином в Романском зале

Романский зал выдержан в коричневых и зеленых тонах. Стены обшиты мореным дубом, оконные рамы так же выполнены из того материала, а подоконники – из мрамора

Подоконник в Романском зале

Романская гостиная занимает в высоту два этажа и именно её высокие тройные окна мы видели с бульвара. Витраж изображает виноградную лозу, простенок заполнен растительным узором

Витражное окно Романского зала

Потолок Романского зала полуцилиндрический, с выделенными ребрами и крупным орнаментом из неровных спиралей на светлом поле

Потолок Романского зала

Переход потолка в стену оформлен широкой темно-зеленой полосой с изображениями зверей и птиц. К потолку на цепях подвешена люстра, которая очень удачно вписалась с интерьер, хотя появилась здесь гораздо позднее

Люстра Романского зала

Дело в том, что после революции в особняке разместились сначала Революционный военный трибунал, а потом, на много лет, Военная прокуратура. Вот военный прокурор Москвы и привез после войны из Германии в качестве трофея эту люстру, выполненную в югендстиле – направлении модерна, характерном для Германии.

Из Романского зала через проём с барельефом дракона и собаки попадаем в аванзал – фактически проходную комнату, призванную оформить перепад уровня пола между разными частями строения

По изогнутости дубовых перил, по фонарику в начале лестницы сразу можно узнать Шехтеля

Витая лестница аванзала

Посмотрите, как капитально выполнены окна в этой проходной комнате, по сути – коридоре

Подоконники аванзала

Вот завершение оконных рам-пилястр

Из аванзала через такие вот двери

          

проходим в следующую комнату анфилады – Рокайльную или Розовый зал. Здесь восстановлен только потолок, но какой!!!

Потолок рокайльной гостиной особняка Смирнова

Всмотритесь в завитки лепнины – по углам изображены женщины в туниках – так называемые «декадентские дамы»

Помимо несомненных художественных достоинств, этот потолок примечателен и новациями в техническом плане. Здесь придумано и реализовано то, что впоследствии назовут встроенными светильниками и точечным освещением. И это было выполнено сто с лишним лет назад! Впоследствии Шехтель в своих проектах будет неоднократно использовать такой способ освещения, но такого утонченно-изящного воплощения уже не повторится

Из Розовой гостиной попадаем в Классический зал —  второй по величине зал анфилады. Он выполнен в стиле позднего ренессанса, посвящен морской тематике и выдержан в зеленоватой гамме. Здесь сохранились только потолок и камин.

Потолок Классического зала особняка Смирнова

В центре потолка в пустом восьмиугольном плафоне скорее всего было живописное панно. Фотографий потолка не сохранилось, поэтому росписи не восстановили. Все остальное пространство потолка декорировано лепными рельефами на тему морской стихии с изображениями мифических персонажей — сирен, нереид —  и разных фантастических морских существ

Фантастические морские чудища – один из любимых декоративных приемов Шехтеля

Помимо морских нимф, здесь изображены духи моря или морские боги в фас и профиль

Моя любовь на все времена – подоконники начала прошлого века 🙂

Именно из этого зала виден тот кованый балкон, про который я говорила при обзоре фасада. По моим фотографиям не видно, возможен ли на него выход, и я не помню комментариев экскурсовода на эту тему. Давайте просто полюбуемся линиями и мотивами, характерными для модерна

Вид на балкон из Классического зала

Напротив окон расположен камин из темно-зелёного мрамора с внутренней отделкой плиткой «кабанчик» коричневого цвета. Камин украшен зеркалом в лепном обрамлении. По этой же стене находятся двери в следующий зал – Египетский, куда мы и направимся.

Египетский зал – единственный, который не является частью анфилады и выходит окнами не на Тверской бульвар, а на внутренний двор. Это самый большой зал, площадью более 200 кв. м. Он изначально предназначался для масштабных мероприятий: художественных выставок, балов и больших приёмов. Вот вид на Египетский зал от входа из Классического зала

Вот вид с противоположной точки, от окон. На месте массивных колон до шехтелевской реконструкции была стена, а сам зал было флигелем

Зал выдержан в бежево-золотистой цветовой гамме. Стены оформлены декором, напоминающим порталы египетских храмов. Такие же обрамления вокруг больших, квадратных, доходящих почти до пола, окон

Верхняя часть порталов украшена рельефными изображениями и росписями с египетскими мотивами

Оформление верхней части портала

В верхней части стен, перемежаясь с порталами, по периметру всего зала тянется фриз с иероглифами и росписями на темы Древнего Египта

Выступы на месте снесенной стены оформлены капителями с лотосами и площадками с иероглифами

На стенах имеются и крупные изображения, во всю высоту стены

В центре потолка восьмиугольный плафон с символическим изображением Ра, бога солнца Древнего Египта.

Плафон на потолке в Египетском зале

При реставрации обнаружилось оригинальное инженерное и художественное решение. Светильник плафона крепился не на потолке, а был опущен ниже, что позволяло незаметно расположить за ним вентиляционное отверстие, что было очень важно для танцзала. От центрального светильника расходятся не то лучи, не то змеи – символы египетских божеств, связанных с солнцем. По периметру плафона изображены сцены из жизни египетских фараонов

Из Египетского и Классического залов можно попасть в Греческую гостиную. Это небольшая комната продолжает анфиладу залов вдоль Тверского бульвара. Напротив окна расположена пара колонн ионического ордера из искусственного мрамора

По периметру стены под потолком тянется лепной фриз на античную тему с изображениями колесниц, воинов и обслуживающих их ремесел

Изначально здесь был проход в ту часть особняка, которая сейчас отдана Пенсионному Фонду и наглухо изолирована от просмотренной нами.

Наша прогулка по особняку Смирнова окончена. До новых встреч в прекрасных интерьерах!

trymoscow.ru

Экскурсия в особняк Петра Смирнова: смотрим Шехтеля

Экскурсовод:

Ирина Стрельникова

Длительность:

1,5 часа — 2 часа

Стоимость:

полный билет 750 , льготный 650 для пенсионеров и детей

Дата проведения и время встречи:

экскурсия возобновится в сентябре

Место встречи:

Тверской бульвар, 18 стр.1, непосредственно перед особняком

Аннотация и фото к экскурсии в особняк Смирнова здесь.

Количество мест строго ограничено. Бронь — по факту оплаты. Оплата на месте возможна, только если остались свободные места. В день экскурсии о наличии мест можно узнать по телефону +7 (915) 228-19-62.

Если вы оплатили участие в экскурсии, но не смогли прийти — напишите на [email protected] Вы сможете перенести оплату на ту же экскурсию на другую дату (по мере появления в расписании) или на какую-то другую экскурсию Ирины Стрельниковой.

Ваши действия при заполнении формы записи/оплаты:

— Щёлкните мышью на дату экскурсии из предложенных в календаре (даже если такая дата — одна) — с зелёного цвет поменяется на чёрный).

— Выберите общее количество мест. И ниже — сколько из них — льготных (если вы один и вы льготник — вы должны выбрать сначала «1» в «Количестве мест», потом «1 (-100)» в «Из них — льготных». Если вас двое и один из вас льготник — «2» в «Количестве мест», потом «1 (-100)» в «Из них — льготных». Если вас двое и оба льготники — «2» в «Количестве мест», потом «2 (-200)» в «Из них — льготных». И так далее. В результате сумма к оплате уменьшится.

— Заполните строки «Имя и фамилия», «номер телефона», «Email» (пожалуйста, вводите правильные данные, и тогда вы получите на свой Email подтверждение оплаты, а накануне экскурсии — напоминание от экскурсовода. При этом ваш телефон нужен, чтобы в случае какого-то форс-мажора мы могли вас предупредить).

— Автоматически вам предложен вариант «Оплатить он-лайн (мгновенное бронирование)». На нём и следует остановиться.

— Если вы ещё не уверены, что пойдете, но хотели бы подержать места за собой, можно сделать запрос на временную бронь. Для этого в платёжной системе выберите вариант «оплата на месте». Экскурсовод, получив запрос, напишет вам, чтобы обговорить временное бронирование до какой-то конкретной даты. Внимание! При подаче такого запроса брони автоматически не возникает. На то, чтобы экскурсовод увидел ваш запрос и связался с вами, потребуется время, за это время места могут кончиться. Автоматическое мгновенное бронирование — только при оплате он-лайн!

— Поставьте галочку «Я согласен с Договором…»

— Поставьте галочку «Даю согласие на обработку персональных данных…»

— Жмите на оранжевую кнопку «Записаться/оплатить».

Внимание! Если возникли какие-то технические сложности, запишитесь на экскурсию:

письмом на [email protected] (предпочтительный вид связи)

либо сообщением в WhatsApp на +7 (915) 228-19-62,

либо СМС на +7 (915) 228-19-62

либо личным сообщением на фейсбуке.

И мы предложим вам альтернативный вариант оплаты.

drug-gorod.ru

Особняк П.П. Смирнова на Тверском бульваре. 1901-1906


Особняк П.П. Смирнова на Тверском бульваре – одна из самых ярких работ Федора Шехтеля, знаменитого архитектора эпохи модерн, автора ряда прекрасных зданий, во многом определяющих внешний вид старой Москвы.

История владения, в котором находится «Особняк П.П. Смирнова» прослеживается с конца XVIII века. Дом много раз переходил из рук в руки и перестраивался.
В 1900 году его приобрел Петр Петрович Смирнов - потомственный почетный гражданин, известный предприниматель. Он решил провести значительную перестройку дома, поручив Федору Шехтелю работы по перепланировке, декорированию интерьеров и переделке фасадов. В результате этой работы появился великолепный, безошибочно шехтелевский по деталям, особняк в стиле модерн.
За довольно скромным фасадом прячется один из лучших интерьеров работы Федора Шехтеля. В особняке 8 парадных помещений, каждое из которых выполнено в своем «историческом» стиле - настоящий архитектурный парад: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Греческий зал», «Рокайльная комната», «Аванзал», «Будуар», «Кабинет».
Все парадные интерьеры – за исключением «Египетского зала» - вытянуты вдоль выходящего на Тверской бульвар фасада и соединены анфиладными дверями.
Тверской «булевар» на протяжении почти всего XIX века оставался единственным бульваром Москвы, поэтому именно сюда на «проминат» съезжались дворяне, стекались толпы праздных жителей, здесь всегда было людно и весело, все это и предопределило уникальную судьбу особняка.
В 1906 году Петр Смирнов отдал особняк под клуб Московского русского собрания. Его двери распахнулись для благородных дам и господ – в доме работал ресторан, устраивали концерты, благотворительные аукционы.
До революции роскошное здание всегда оставалось в центре внимания русской общественной жизни. Затем ситуация изменилась. После революции в особняке размещались столь серьезные «почтовые ящики», что он почти не упоминался даже в специальной литературе. Конторы, занимавшие здание в советское время, чудом не учинили в нем конструктивных разрушений.
В настоящее время «Особняк П.П. Смирнова на Тверском» обрел новую жизнь. Закончена реставрация фасада и интерьеров. Удалось практически полностью сохранить историческую структуру здания.

Романский зал

Классический зал

Египетский зал

Будуар

К сожалению, ничего не могу сообщить об авторе этих фотографий. Мне был подарен буклет открыток вместе с диском, без подписи.

tver-bul.livejournal.com

Известный и неизвестный Тверской бульвар. Особняк П.Смирнова. Особняк П.П.Смирнова / ire domum P.P.Smirnova

Гуляя по Тверскому бульвару я всегда обращала внимание на это здание. Оно выделялось среди остальных, возможно потому, что зданий в стиле модерн здесь немного. Заинтересовавшись, конечно же, попыталась узнать о нём как можно больше и, как оказалось, не зря.

Особняк П.П.Смирнова имеет свою интересную, на мой взгляд, историю, которая была связана с известными людьми. Он является одной из интереснейших работ Шехтеля, фотографии его можно обнаружить во многих путеводителях, но об удивительных интерьерах здания до последнего времени знали немногие. Дело в том, что долгие годы оно принадлежало городской прокуратуре и было одним из "закрытых" памятников в столице.
Поэтому когда появилась возможность увидеть его изнутри я сразу же за неё ухватилась.

Первое упоминание об особняке известно ещё в 1760 году, тогда он принадлежал ротмистру конной гвардии В.Истлентьеву, через несколько лет продан генерал-поручику Александру Григорьевичу Петрово-Солово, от последнего оно перешло к директору Академии наук графу В.Г. Орлову. Затем последовала ещё череда владельцев, которые перестраивали особняк под свой вкус, в результате чего он сохранил следы разных эпох и лабиринт комнат на разных уровнях.

Новая жизнь у дома началась в 1900 году, когда его приобрел для своей семьи Петр Петрович Смирнов, который являлся старшим сыном "водочного короля" Петра Арсеньевича Смирнова, учредителя и директора высочайше утверждённого Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П. А. Смирнова в Москве.


Фото из интернета
До этого он проживал в Петербурге, где занимался торговлей чая из Китая. К этому времени Пётр Петрович уже был женат на Евгении Ильиничне Морозовой и имел трёх детей. По настоянию отца, для продолжения семейного дела, он в 1893 году переезжает в Москву, в дом своих родителей, но семья росла и возникла необходимость в покупке своего жилья. В связи с этим он и стал хозяином особняка, расположенного на Тверском бульваре и ещё нескольких строений во дворе.

Смирнов решает перестроить дом в соответствии со своим вкусом и требованием времени. Ему хотелось чтобы он стал украшением бульвара и выделялся на фоне остальных застроек. Для этого он приглашает Фёдора Шехтеля. Этот архитектор к началу двадцатого столетия стал едва ли не самым востребованным зодчим в Москве.

Работы по переустройству продолжались пять лет. Шехтель расширил площадь особняка за счёт присоединения к нему двух боковых флигелей. Раньше они соединялись решёткой с основным зданием. На её месте были построены новые помещения. На первом этаже была сделана арка, ведущая во внутренний двор, арочный проём сохранил шехтелевскую решетку.

а над ней был возведён Романский зал, снаружи его украшал высокий аттик с вытянутыми витражными окнами и картушем с монограммой владельца. Стены урашены листьями и растительным орнаментом.

Также сохранились оригинальные решетки с "бантиками", которые можно видеть на окнах нижнего этажа.

В центре фасада, на уровне второго этажа, находится кованый балкон в форме ладьи — одна из лучших работ Шехтеля. Он чисто декоративный – если его опустить ниже, он мешал бы проходу людей, в него выходит Классический зал, пол которого значительно ниже уровня балкона.

Со стороны двора фасад выполнен в классическом стиле.

В особняк ведут два входа, один — Западный парадный, сейчас ведёт в располагающейся в этой части здания Пенсионый фонд, он недоступен для осмотра, а второй северный, более скромный, ведёт в вестибюль, через который можно подняться на второй этаж, где находится великолепная анфилада парадных залов и жилых комнат Евгении Ильиничны и Петра Петровича.


Фото из интернета
Первый этаж в прежние времена был хозяйственным. Сейчас он стал полуподвальным из-за роста культурного слоя. В вестибюле сохранились тяжёлые своды, раньше они были расписаны, но от росписи сейчас ничего не осталось.
Пол в таких помещениях раньше покрывали чугунными плитами, реставраторы обыграли это
по-своему, получилось удачно. Мне, по-началу, показалось, что он выложен монетами.
Из вестибюля на второй этаж ведёт мраморная лестница, которая закручивается у основания двумя мраморными волнами завитками. После первого пролёта она расходится на две малые. Левая её часть ведет в Готический кабинет, а правая к Романскому залу и Будуару (Малой гостиной).

Отделка лестничного холла выполнена в классическом стиле.

Вместе с эскурсоводом направляемся в Готический кабинет. Здесь сразу же хочется сказать, что желающих увидеть особняк оказалось много, что неудивительно. Некоторые помещения были небольшими, фотографировать было сложно из-за освещения, а здесь ещё и многолюдно...Приходилось забегать вперёд или наоборот возвращаться. Поэтому за фото извиняюсь.

Итак Готический кабинет. Это небольшая по размерам комната, выполненная в венецианском модерне. На потолке накладные балки из мореного дуба, тёмные стены. В кабинете самое ценное с точки зрения творчества Шехтеля – потолок и двери.

Мебель современная, на которую можно присесть слушая экскурсовода. Украшением кабинета является небольшой эркер из которого открывается вид на Тверской бульвар. Нужно отметить, что все залы и комнаты второго этажа, кроме Египетского зала, расположены со стороны бульвара.


Для хозяйки дома Шехтель оформил изящный будуар или Малую гостиную. Сразу же обращаешь внимание на необычный потолок, который как оказалось называется "ложным парусным сводом",по углам его характерный для модерна орнамент из стилизованных розовых цветов и листьев.

Стены отделаны китайским шёлком. В углу декоративный камин из розового камня с прожиками, внутри отделан плиткой"кабанчик".

Двери выполнены из массива дуба, в верхней части которых воспроизведён рисунок с фасада дома с листьями смоковницы.

Романский зал. Пока группа задержалась в Малой гостиной, я устремилась дальше и попав в этот зал остолбенела от увиденного. Высоченные потолки, витражное окно, казалось, что очутился в средневековом замке. Его коричнево-зеленая цветовая гамма, тяжёлая готическая люстра и полумрак делали зал таинственным и необыкновенным.


В оформлении смешалось несколько стилей: собственно романского, русского и модерна. Но на детали обращаешь внимание потом, сначала мне бросился в глаза огромный камин, он поражал своей монументальностью.
Камин несут две романские колонны, опирающиеся на спины лежащих львов и увенчанные растительными капителями с демоническими масками. Верхняя часть камина украшена рельефом, на нем изображена сцена сражения средневековых рыцарей.


Один из рестовраторов, участвовавший в восстановлении интерьеров, так описывает свои впечатления о нём. "Я долго смотрел на этот камин: внизу расположены львы, символы власти. На их спинах стоят колонны, увенчанные изображениями дьяволов. Еще выше фриз со сражающимися рыцарями. Однажды я понял, что в нем не так: нет победителей, нет врагов и нет "наших". То есть это могли бы быть, например, западные и восточные воины, а здесь просто какие-то рыцари, обыкновенное "рубилово". Стало быть, получается пирамида из власти, на которой покоится зло, и людей, убивающих друг друга без всякого смысла. А дракон и собака – известный масонский символ противостояния мира реального и мистического, их битвы за человека."

На противоположной стороне, над дверным проёмом видим ложный балкон с рельефом "Битва дракона и собаки". Изображение дракона и собаки хорошо известно членам масонских лож. Вероятно, здесь зашифровано извечное противостояние двух миров — мистического (дракон) и реального (собака) в битве за душу человека.

Эти образы видимо нравились архитектору, такие же он применил раньше в оформлении особняка Саввы Морозова.

Витражная композиция во всю стену, с трёхстворчатыми окнами, с рисунками виноградной лозы, тоже поражает воображение. Она ясно указывает на романо-готический стиль, на верху, по-моему, даже роспись на тему дерева жизни.

Напротив окна с витражом, в противоположной части зала, находится арка со стилизованными романскими колоннами. Над ними три фальш окна. На самой арке на фоне орнамента в виде кедровых веток расположены пять медальонов с изображениями сказочных геральдических зверей. Вид этот портит барная стойка, сооружённая в то время, когда здесь находился ресторан.

Параллельно с работой над особняком Шехтель занимался возведением храма в Иваново-Вознесенске. Возможно это натолкнуло его сделать потолок в зале купольным. Его свод
расписан крупным стилизованным орнаментом зеленоватого золота, в котором сочетаются кельтский орнамент и специфические для модерна "надломленные спирали". Карниз потолка отделяет нижний ярус от основного поля свода, он опирается на консоли с завершениями в виде человеческих голов, так называемые "маски грешников", они есть практически в каждом особняке, которые он оформлял.

Они всегда расположены так, чтобы их было сразу видно, как только вы поднимите глаза кверху. И вы будете смотреть на этих грешников, как в средневековом храме, а они – напоминать вам, что вы грешны… Самое интересное, что после революции именно в этом зале заседал ревтрибунал. И маски грешников смотрели на все это… Божий суд и человеческий сошлись в одном зале.

Нижний ярус свода делится на крупные секции, в которых нарисованы звери и птицы.

Украшением зала является великолепная люстра, выполненная в "югенстиле". Она трофейная, привезена из Германии военным прокурором Москвы. Она настолько гармонично вписалась в интерьер, что кажется была здесь всегда.

За Романским залом следует Аванзал. Он небольшой, его украшает лестница в пять ступеней, соединяющая разные уровни особняка. Она характерная, "шехтелевская", с изогнутыми деревянными перилами и фонарями.

Стены его ранее, вероятно, были украшены, но декор утрачен. В настоящий момент вверху видим декоративный фризо, с простым по рисунку, но стильным орнаментом в виде стрельчатых серебристых фигурок на бронзовом фоне.

Следующий зал, это Рокайльная или Розовая гостиная. Рокайль — главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Это небольшая комната с потрясающим потолком!

Он украшен по краям лепниной в рокайльном стиле: растительные мотивы, по двум углам изображение женщины в тунике (мотив "декаденской дамы"). Но уникальность его в том, что Шехтель впервые в Москве использует в его оформлении точечное освещение.

Ещё одна особеннось этого зала — его двери, они единственные подлинные, сохранившиеся во всём особняке.

Следующий зал сделан совсем в другой стиле, это стиль позднего ренессанса. Его называют Классический" или Итальянский. Стены выкрашены тёмно-зелёной краской, но всё внимание на потолок.


Он заполнен плоскими рельефами на морскую тему: маска Тритона в окружении сирен, нереиды, нимфы, морские коньки. Фантастические морские существа – одна из любимых декоративных тем Шехтеля. В центре потолка пустой белый прямоугольник, по-видимому здесь была роспись. Но фотографий и эскизов не сохранилось, поэтому восстанавливать её не стали.



В четырех углах расположены вензели Смирновых. Видны буквы S, P, E (Смирновы Петр и Евгения).
В зале расположен камин зеленого мрамора, над которым находится зеркало в массивной раме.

За окнами этого зала как раз находится известный кружевной балкон Шехтеля. Вот только выйти на него нельзя, пол балкона примерно на полметра выше уровня пола.

Далее заходим в небольшой Греческий зал. Он небольшой, но разглядеть его толком не удалось, он используется, надеюсь временно, как склад. Единственное, что увидела — по периметру потолка расположен лепной фриз на темы древнегреческих состязаний на колесницах.

Рядом с парадной анфиладой расположен Египетский зал. Это самое большое помещение в особняке, его площадь составляет 220 кв.м. Первоначально он использовался в качестве зала для приемов и танцев, а затем для проведения художественных выставок. Две массивные колоны с балкой в египетском стиле, делят его на две части — основную и коридор. Прежде на месте этих колонн была стена.

Основная часть квадратная, в ней большие окна почти до пола. Зал оформлен в бежево-золотых тонах.

turbina.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о