Шехтель особняк смирнова – Особняк Смирнова на Тверском бульваре в Москве

Особняк Смирнова в Москве — а что же внутри?

В Москве сохранилось множество особняков прошлых столетий, по которым можно буквально читать историю купеческой и дворянской Москвы. В каких-то особняках работают музеи, а какие-то переданы в частную собственность или принадлежат государственным органам, различным посольствам. Вот и особняк Смирнова был превращен в Дом приемов, поэтому мне удалось попасть внутрь с экскурсией буквально чудом. Продолжая хорошую традицию Шагаю.ру, рассказываю об очередном закрытом для свободного посещения особняке, который приобрел в 19 веке известный предприниматель Петр Петрович Смирнов (да-да, тот самый род основателей знаменитого бренда водки) и заказал декор и перестройку дома известному архитектору Шехтелю. И одним модерном тут не обошлось…

Перед входом в особняк

Особняк Смирнова

 

Прогуливаясь по Тверскому бульвару, обратите внимание на болотно-зеленый дом в стиле модерн с выступающим железным балконом (Тверской бульвар д.18. с.1). Это здание дворянской усадьбы, которую заказал изменить Шехтелю магнат Петр Петрович Смирнов. Здание глобально не перестраивалось, упор был сделан на декор, как внутренний, так и внешний, перепланировку и изменение фасада. Симметричность бывшей дворянской усадьбы с двумя флигелями не сразу бросается в глаза из-за именных окон, балкона с одной стороны и других декоративных приемов.

Особняк Смирнова

 

Балкон стал одним из камней преткновения данного проекта. Дело в том, что он оказался выше уровня пола той комнаты, из которой можно было бы на него выйти. Как сказала экскурсовод, за это Шехтеля неоднократно обвиняли в том, что он плохой архитектор. Однако, сделал он это осмысленно, потому что, опустив балкон до уровня пола, он сделал бы невозможным проходить под ним людям. Представляю, как отреагировала бы пафосная публика Москвы 19 века, если бы на модном «променаде» им дорогу преградило «железное чудище».

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Перед тем, как перейти к рассказу и фотографиям интерьеров дома Смирнова, хочу сказать пару слов о входах в здание. Вход с левой стороны здания предназначался для жителей дома, через него мы и попали в особняк. Через этот вход можно было сразу подняться в кабинет, минуя залы для гостей. С правой стороны вход был гостевой, а соответственно гораздо пышнее и праздничней. Одна шикарная лестница и необыкновенные камины чего стоят – войдя в парадный холл, невольно открываешь рот. Но! Фотографировать там нельзя, теперь это все принадлежит Пенсионному Фонду России, спасибо, что разрешили зайти на 5 минут просто посмотреть, потоптаться у порога. Охранник (ну вот чисто сериальный персонаж) решил с нами пообщаться и рассказал, что эта лестница ведет в комнату, в которой Смирнов повесился, а теперь там сидит важный чиновник. Мы посмеялись, но, правда это или нет – не знаю.

Совсем чуть-чуть истории

В лучшие годы обновленного Шехтелем особняка, начиная с 1906 и вплоть до Революции 1917, в нем был открыт клуб Московского русского собрания, работал ресторан. В общем, в этот особняк был в центре светской жизни. А если представить, что Тверской бульвар был в то время практически единственным в городе, то понятно, почему сюда стремились все горожане, откуда атмосфера раздолья и веселья.

Ходили слухи, что этот особняк Петр Петрович заказ построить для своей любовницы. Но экскурсовод развеяла этот миф, объяснив, что к этому моменту он был безнадежно женат на этой «любовнице» и даже успел обзавестись с ней общими детьми.

Как и большинство богатых семей России, с приходом Революции, они бежали заграницу, а особняк был национализирован. Но благодаря реставрации в наше время, хотя бы с экскурсией мы можем заглянуть в дом такого знаменитого человека, как Петр Петрович Смирнов. И это очень здорово!

Интерьеры дома Смирнова созданы в самых разнообразных стилях. Не удивляйтесь, если из эпохи Ренессанса в следующем зале вы окажетесь в Древнем Египте.

Фотографии интерьера особняка Смирнова

За время часовой экскурсии нам удалось увидеть несколько залов особняка:

Египетский зал
Романская гостиная
Классический зал (ренессанс)
Аванзал в стиле модерн
Готический кабинет
Рокайльная комната, напоминающая о рококо
Греческий классический зал


Поднимаемся по лестнице, которая предназначалась для обычной жизни обитателей дома Смирнова.Первым делом попадаем в готический кабинет хозяина, в котором царит модная в то время камерная атмосфера, дополняемая деревянным потолком и темными цветами интерьера.

Особняк Смирнова

 

Из мебели в комнате стоят диван, кресла и журнальный столик, но, как я поняла, это не подлинные вещи семьи Смирновых. Кстати, кроме этого гарнитура в особняке больше нет мебели, так что смотрим именно залы и декор Шехтеля. Вход в кабинет происходил напрямую с непарадного входа, чтобы в него можно было попасть без прохождения через анфиладные помещения. Здесь можно было работать, вести встречи в приватной обстановке, что немаловажно для предпринимателя.В кабинете самое ценное с точки зрения творчества Шехтеля – потолок и двери.

Особняк Смирнова

 

В помещениях, именуемых «Рокайльная комната» и «Будуар» нам, как туристам, был интересен великолепный потолок с затейливой подсветкой, а также камин. Не буду рассуждать о подлинности, не знаю.

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

В аванзале рука Шехтеля угадывается безошибочно, стоит только посмотреть на лестницу в стиле модерн. Изогнутые перила напоминают особняк Ребушинского, только здесь лестница гораздо меньше и скромнее.

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

На стенах можно разглядеть декор, относящийся к Средневенковью, как бы намекая, что в следующем зале мы увидим Романский стиль.И правда, пройдя крошечный аванзал, мы очутились в Романской гостиной – самом красивом помещении особняка Смирнова, на мой взгляд.

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Я даже не сразу поняла, что первым делом хочу рассмотреть: то ли камин, декорированный сценой средневекового сражения, то ли шикарную витражную композицию окон во всю стену.Стена с витражами ясно указывает на романо-готический стиль, если присмотреться, то увидите роспись на тему дерева жизни.

Особняк Смирнова

 

Камин заслуживает отдельного внимания, не просто так вся экскурсионная группа к нему буквально прилипла. Сцену битвы поддержива.т романские колонны, стоящие на лежачих львах, а у основания колонные – головы то ли людей, то ли чудовищ.

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Напротив камина находится ложный балкон.

Особняк Смирнова

 

Потолок также притягивает взгляд. Вообще, в этой комнате создается впечатление, как будто ты попал на сцену театра. 

Особняк Смирнова

 

Вскоре мы оказались в классическом зале, в котором царит атмосфера позднего Ренессанса. Относительно предыдущих помещений эта комната довольно большая, имеет правильную прямоугольную форму. Мебели здесь нет, можно лишь полюбоваться камином и старинным зеркалом.

Особняк Смирнова

 

Потолок украшен лепниной, Шехтель использовал для декора любимую им тему морских чудищ, поддерживая ее сине-зеленой гаммой.

Особняк Смирнова

 

Из окна классического зала можно увидеть тот самый балкон, о котором я писала в начале отзыва.

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Египетский зал в особняке оказался самым большим и самым, на мой взгляд, новодельным. Декор со сценками из египетских мифов выполнен со вкусом, здесь нет аляпистых красок. Самая фишка зала – потолок, напоминающий по форме солнце, а это не спроста, ведь декорирован он мифами на солярную тему, т.е солнечную.

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Особняк Смирнова

 

Также мы увидели Греческий зал, но, к сожалению, он был настолько маленький для такой большой группы туристов, что даже сфотографировать его толком не получилось. На этом экскурсия закончилась, по лестнице мы спустились к выходу.

Особняк Смирнова

 

Мои впечатления о посещения особняка Смирнова весьма смешанные, потому что толпа, которая еле помещалась в зал, несколько напрягала, восприятие не то. Сходить в особняк рекомендую, так как интересна история знаменитого рода, в декоре залов, слава богу, сохранились весьма любопытные детали. Ну а фанатам Шехтеля вообще не стоит думать!

shagau.ru

Шехтель. Особняк Смирнова на Тверском бульваре. Египетский зал и лестница.

Самое эффектное из помещений дома П.П. Смирнова — это, на мой взгляд, египетский зал. По площади он самый большой — чуть более 216 кв.м. Предназначался зал для балов и концертов, и сейчас возле одной из его стен стоит фортепьяно (в интерьер при этом оно совершенно не вписывается и загораживает часть рисунка на стене).


Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM.

В 8-гранном плафоне потолка — изображение солнечного диска
со светильником в центре
(символ бога Атона),


обрамленное фризом со сценами из жизни египетских фараонов:

Теперь обойдем зал по периметру и рассмотрим стены.

По стенам и вокруг окон расположены рельефы с надписями из папирусов:

На стенах друг напротив друга — изображения
египтянина и египтянки, играющих на музыкальных инструментах:

Второй рисунок, как я уже сказала, загораживает фортепьяно:

Кое-где заметна система вентиляции:

А также отопления:

Напомню, что примененные Шехтелем в этом здании системы вентиляции
и парового отопления были тогда большим прогрессом,
так же как и проведенное везде в доме электричество.

Выход из египетского зала осуществляется по внутреннему
коридорчику, который украшает небольшой витраж:

Из коридорчика можно попасть на главную лестницу,
которая выведет нас на первый (служебный) этаж.



См. также: романский зал, будуар и рокайльная комната, классический зал и аванзал, греческий зал.

mirandalina.livejournal.com

Особняк Смирнова.: opposto — LiveJournal

Итак, целью посещения было увидеть отреставрированные интерьеры особняка П.П.Смирнова на Тверском бульваре. Примчалась я туда вовремя (почти), чуть после 2х часов, и начала метаться между закрытыми дверями фасада и двора. Посетила отделение Пенсионного фонда, позвонила в разные звоночки, и вернулась к первой двери, в которую я ломилась недостаточно настырно, не приступив к звонению сразу. Дверь мне открыл сильно благополучного вида молодой охранник, попытавшийся сказать, что я поздно заявилась, но, как ни странно, внявший моей пылкой речи о том, что я тут «блудю» уже четверть часа.
Вот он домик. Обратите внимание на три высоких окна

и на балкон.

Особняк Смирнова был перестроен в стиле «модерн» знаменитым московским архитектором Федором Осиповичем Шехтелем. Одновременно он работал над особняком Зинаиды Морозовой на Спиридоновке. Шехтель перестраивал дом два раза: в 1901 — 1906 гг. и в 1910-1913 гг. по желанию наследников. Известный как «водочный король», Петр Петрович Смирнов (среди прочего он был старостой Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля) купил этот особняк в 1900 году для своей любовницы. В 1906 году он сдал его под клуб московского дворянского собрания. После продажи дома его вдовой и до революции здесь располагалось Московское судебное управление, а в советское время народный суд и военная прокуратура. Как сообщил мне охранник, сегодня владельцем особняка является фирма «Мелодия». В 1994 году при подготовке к визиту в Москву английской королевы и в силу намерения вернуть англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском переулке, который занимала «Мелодия», фирме досталась такая вот компенсация. Входим.
Вестибюль со сводчатым потолком, косым вырезом входа на выливающуюся в это помещение мраморную лестницу и характерными растекающимися завитками у ее основания настраивает на нужный лад. Начинаем предвкушать.

Второй этаж особняка представляет собой анфиладу парадных залов, каждый из которых выполнен в ином историческом стиле, что позволяет совершить увлекательно-просветительную архитектурную прогулку.
Первый зал действует опрокидывающе ошеломляюще. В силу своей 2х-этажной высоты и наличия троицы витражных окон, он производит впечатление базилики и называется Романским.

В отделке зала использован мореный дуб. Коричнево-зеленая цветовая гамма, готическая люстра плюс витраж создают полумрак, театральность, таинственность, удовольствие игры.

Привлекает камин с фигурами львов под колоннами и сценами средневековой битвы

и, конечно, напротив, над широким проходом в аванзал — псевдобалкон с интригующим рельефом «Битва дракона и собаки».

Аванзал — это чистой воды модерн.Пилястры меж окон отделаны темно-красным мрамором.
Очень «шехтелевская» лесенка с изогнутыми, как положено, перилами несет волшебный фонарь.

Капители украшены рельефными листьями каштана.

Следует рассматривать ручки.

Рокайльная комната радует потолком: изящность лепнины с растительными орнаментом и двумя «декадентскими» дамами в туниках, рассаженными по диагонали, дополняется хороводом светильников плафона.

Классический зал. Прямоугольный потолок украшен лепниной в духе позднего Ренессанса с рельефами на морскую тему: нимфы, сирены, гиппокампы.

Камин из зеленого мрамора – декоративный. Декоративным же является и знаменитый балкон эпохи модерна, выходящий на Тверской бульвар. Он примыкает к фасаду, не соединяясь с внутренними помещениями.

Греческий зал – светлый, с античным лепным фризом на тему состязаний на колесницах по периметру потолка. Мрамор колонн – искусственный.

Египетский зал – самый большой. Я бы ему отвела роль танцевально-концертного. Он бежево-золотистый. Многооконный. Говорят, здесь отличная акустика, сопоставимая с храмовой. Плафон центральной части потолка символически представляет бога солнца Древнего Египта — Ра. По периметру зала — широкий фриз с контррельефом по мотивам египетских папирусов. Обрамление широких окон в виде порталов несет изображение крылатого солнечного диска – Атона.

Будуар всем, наверно, уже показали до моего прихода. Я заскочила туда на обратном пути, послав охрану выдворять посетителей из Египетского зала (а то они ко мне приставали, в смысле, на выход просили).

Совершенно чудесная дверь с листьями смоковницы по верху, повторяющими рисунок с фасада дома.

Здесь тоже есть камин — в углу комнаты из розового с прожилками камня.

Необычный потолок являет характерный для модерна орнамент по углам из стилизованных цветов и листьев розы.

Сильно выраженная постреставрационная новизна несколько мешает восприятию. Кругом назойливо торчат вентиляционные решетки, надписи «Выход» и т.п. Дом приемов и торжеств, как никак.

Но все можно довообразить!

opposto.livejournal.com

Особняк Смирнова на Тверском бульваре. Часть 1

Восхитительно!!! Спасибо!

Это только половина. Сейчас будет вторая. Жаль, фотки айс (

Эх, строили же когда-то….
Этому зданию повезло — оно живое…

Шехтель украсил всю Москву. Без него не та Морсква-то была бы. Невозможно ее без Ярославского вокзала представить, без этих удивительнейших особняков и без железнодорожных домиков-вокзальчиков.

А ведь при жизни он недоучкой был.
Те кто не способен изобрести свое, они вечно учатся и копируют друг друга. Кто не учится, тот либо выходит в гении, либо сползает вниз. Шехтель реализовался полностью!

А что сейчас за клиника там расположилась?
(по-любому элитная)

А я не вижу, ты знаешь. У меня в обе стороны зрение отказывает. Поэтому я не стала читать вывеску, мне это легко.

Так удобно отсекать ненужную информацию!

А мне просто до жути любопытно, кто же живёт в таком красивом доме. Оказывается, что не живёт, а лечится)

Частично лечится.
Прочие помещения сдаются под банкеты и встречи разных шишкарей.

Ну, не удивлена. Уж больно красиво там)

А я на Арбате лечусь. Дешево!

У психиатра.

По цене гомеопатов.

Это операции дорогие, да пластика всякая.

Получил большое удовольствие. Тем более, это своего рода дефицит, просто так туда не пустят.
Так что, спасибо за экскурсию!

Турнир на камине я назвал бы скорее серьёзной битвой, с пехотой, конницей; мечами друг друга протыкают, жестковато для турнира.

«Самец горгульи» — это нужно запомнить. Ох, самец горгульи меня попутал 🙂

Пёс, грозящий дракону, по своей позе напомнил мне Волка из «Ну, погоди» :))

Спасибо, турнир на битву исправила!

Пес похож позой, а дракон — рожей.

Самец добрый какой-то…

Мне всегда нравятся в домах в стиле модерн, когда вдоль лестницы окна тоже спускаются лестницей.))) На одном доме я видела, что окна выстраивались зигзагом!

Эт да, окна зигзагом — и красиво и шизово!

дракон — анорексичный, пес мускулистый, наверное он победит. пес похож на оборотня. красота, лепота, цвет здания очень приятный. для чего нужны такие балконы? и еще вопрос про пол, что это, бутылки, стекла или что? очень понравился потолок, с золотым узором и люстра, камин тоже, вообще все ужасно красиво.

пес точно на оборотня похож. Как и волк из «Ну, погоди!» — непростые сущности.

А на полу ёмкости с солью стоят, они на каждом камине для борьбы с сыростью.

Балкон сделан для красоты исключительно, по стилю полагалось чтоб был. На шехтеля обзывались недоучкой, в частности из-за этого балкона. Теперь этого недоучку вся Москва помнит и весь мир знает особняк Рябушинского. А «доучки» следом идут.

Всё очень загадочно и странно, возможно от сочетания легких элементов и очень массивных, нависающих.

Edited at 2017-02-27 11:53 am (UTC)

Там масса ходов и переходов, все таинственное такое. Крошечная передняя. напоминает пещеру. По лестнице выходишь в огромный зал. После него идут два коридора, один из которых ведет на снижение уровня. И снова тот зал, который бальный. Большой.

Ага, все эти снижения уровня, наверное, должны вызывать ощущения перехода в другое пространство. Как во сне.

Нет, почему-то. Слишком эстетично продуманно.

Многие детали напоминают особняк Рябушинского, нами всегда и неизменно любимый. Жалко что Горький здесь не успел пожить. Или А.Н.Толстой. Отличный музейчик вышел бы в комбинации. А что там было после 17 года, ты знаешь?

Революционный военный трибунал!

Ох, нет слов! Я сейчас долго, как зачарованная, рассматривала твои фотографии. Ты знаешь, я обожаю модерн. Здание это я припоминаю — меня особенно чарует этот потрясающий оливковый цвет в сочетании с такой «модерновой» белой лепниной! Ах, просто голова кружится от такой красоты! Внутри я не была, но интерьеры, которые ты показала, тоже произвели на меня сокрушительное впечатление.

eisa-ru.livejournal.com

Особняк Смирнова. | VeniVidi.ru

Итак, целью посещения было увидеть отреставрированные интерьеры особняка П.П.Смирнова на Тверском бульваре. Примчалась я туда вовремя (почти) чуть после 2х часов и начала метаться между закрытыми дверями фасада и двора. Посетила отделение Пенсионного фонда, позвонила в разные звоночки, и вернулась к первой двери, в которую я ломилась недостаточно настырно, не приступив к звонению сразу. Дверь мне открыл сильно благополучного вида молодой охранник, попытавшийся мне сказать, что я поздно заявилась, но, как ни странно, внявший моей пылкой речи о том, что я тут блудю уже четверть часа.

Вот он домик. Обратите внимание на три высоких окна.

Еще обратите внимание на балкон.

Особняк Смирнова был перестроен в стиле «модерн» знаменитым московским архитектором Федором Осиповичем Шехтелем. Одновременно он работал над особняком Зинаиды Морозовой на Спиридоновке. Шехтель перестраивал дом два раза: в 1901 — 1906 гг. и в 1910-1913 гг. по желанию наследников. Известный как «водочный король», Петр Петрович Смирнов (среди прочего он был старостой Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля) купил этот особняк в 1900 году для своей любовницы. В 1906 году он сдал его под клуб московского дворянского собрания. После продажи дома его вдовой и до революции здесь располагалось Московское судебное управление, а в советское время народный суд и военная прокуратура. Как сообщил мне охранник, сегодня владельцем особняка является фирма «Мелодия». В 1994 году при подготовке к визиту в Москву английской королевы и в силу намерения вернуть англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском переулке, который занимала «Мелодия», фирме досталась такая вот компенсация.

Входим.
Вестибюль со сводчатым потолком, косым вырезом входа на выливающуюся в это помещение мраморную лестницу и характерными растекающимися
завитками у ее основания настраивает на нужный лад.
Начинаем предвкушать.

Второй этаж особняка представляет собой анфиладу парадных залов, каждый из которых выполнен в ином историческом стиле, что позволяет совершить увлекательно-просветительную архитектурную прогулку.

Первый зал действует опрокидывающе ошеломляюще. В силу своей 2х-этажной высоты и троицы витражных окон, он производит впечатление базилики и называется Романским.


В отделке зала использован мореный дуб. Коричнево-зеленая цветовая гамма, готическая люстра плюс витраж создают полумрак, театральность, таинственность, удовольствие игры.

Меня привлекает камин с фигурами львов под колоннами и сценами средневековой битвы


и, конечно, напротив, над широким проходом в аванзал — псевдобалкон с интригующим рельефом «Битва дракона и собаки».





Аванзал — это чистой воды модерн.
Пилястры меж окон отделаны темно-красным мрамором.
Очень «шехтелевская» лесенка с изогнутыми, как положено, перилами несет волшебный фонарь.

Капители украшены рельефными листьями каштана.

Следует рассматривать ручки.

Рокайльная комната радует потолком: изящность лепнины с растительными орнаментом и двумя «декадентскими» дамами в туниках, рассаженными по диагонали, дополняется хороводом светильников плафона.



Классический зал. Прямоугольный потолок украшен лепниной в духе позднего Ренессанса с рельефами на морскую тему: нимфы, сирены, гиппокампы.

Камин из зеленого мрамора – декоративный. Декоративным же является и знаменитый балкон эпохи модерна, выходящий на Тверской бульвар. Он примыкает к фасаду, не соединяясь с внутренними помещениями.

Греческий зал – светлый, с античным лепным фризом на тему состязаний на колесницах по периметру потолка. Мрамор колонн – искусственный.

Египетский зал – самый большой. Я бы ему отвела роль танцевально-концертного. Он бежево-золотистый. Многооконный. Говорят, здесь отличная акустика, сопоставимая с храмовой. Плафон центральной части потолка символически представляет бога солнца Древнего Египта — Ра. По периметру зала — широкий фриз с контррельефом по мотивам египетских папирусов. Обрамление широких окон в виде порталов несет изображение крылатого солнечного диска – Атона.





Будуар всем, наверно, уже показали до моего прихода. Я заскочила туда на обратном пути, послав охрану выдворять посетителей из Египетского зала (а то они ко мне приставали, в смысле, на выход просили).

Совершенно чудесная дверь с листьями смоковницы по верху, повторяющими рисунок с фасада дома.


Здесь тоже есть камин — в углу комнаты из розового с прожилками камня.

Необычный потолок являет характерный для модерна орнамент по углам из стилизованных цветов и листьев розы.

Сильно выраженная постреставрационная новизна несколько мешает восприятию. Кругом назойливо торчат вентиляционные решетки, надписи «Выход» и т.п. Дом приемов и торжеств, как никак.

Но все можно довообразить!

venividi.ru

В особняке Петра Смирнова: смотрим Шехтеля

Идем на экскурсию в особняк Петра Петровича Смирнова – одного из тех самых водочников Смирновых, чья водка в XIX веке завоевала Россию, а в XX – мир. Особняк на Тверском бульваре, перестроенный для Петра Петровича самым модным московским архитектором эпохи модерн – Федором Шехтелем – лучше всех бухгалтерских счетов демонстрирует успешность семейного бизнеса. Интерьеры особняка (тоже работы Шехтеля) разнообразны и причудливы так, как только могут быть разнообразны и причудливы интерьеры, построенные для богатого фабриканта. О  таких обычно рассказывают анекдот, что, когда архитектор спросил: «В каком стиле строить», заказчик ответил: «Строй во всех, денег на все хватит». Отчасти это шутка, ведь, как ни крути, Петр Петрович и люди его круга были слишком образованными для такого ответа. А с другой стороны, мода на интерьеры в стиле историзма, когда всякое помещение, словно театральная декорация, оформлено по-разному, но очень богато и ярко, и отсылает то к Древней Греции, то к Египту, то к французскому рококо, то к немецкой романике, то к итальянскому Возрождению – чисто купеческая. Обычно в этом наборе есть еще английская готика — Шехтель ее очень любил стилизовать. Но именно в особняке Смирнова ее почти нет, и это не случайно! Почему так — поговорим на экскурсии. А также о том, откуда на все это деньги: о винной торговле в России, об откупах и откупщиках, о государственной монополии и сухом законе.

Экскурсовод Ирина Стрельникова

Записаться на эту экскурсию можно здесь.

Фото: Сергей ЯковлевФото: Сергей ЯковлевФото: Сергей ЯковлевФото: Сергей ЯковлевФото: Ю.ЗвёздкинФото: Ю.ЗвёздкинФото: Ю.ЗвёздкинФото: Ю.ЗвёздкинФото: Ю.ЗвёздкинФото: Ю.ЗдвёздкинФото: Ю.ЗвёздкинФото Ю.ЗвёздкинФото: Ю.ЗвёздкинФото: Ю.ЗдёздкинФото Ю.ЗвёздкинФото: Ю.Звёздкин

Еще больше фото можно посмотреть здесь.

drug-gorod.ru

Шехтель. Особняк Смирнова на Тверском бульваре. Классический зал и аванзал.

Почему на сайте особняка этот зал назван классическим, мне не ведомо. От классицизма в нем ничего нет. Еще встречается мнение, что зал выполнен в стиле позднего Ренессанса, но первая ассоциация по поводу оформления зала — это стилизация барокко. Возможно, в плафоне потолка была какая-то роспись (она, к сожалению, не сохранилась), которая указывала бы на использование мотивов именно позднего Возрождения в духе, скажем, позднего Микеланджело (откровенно маньеристические элементы вряд ли присутствовали), хотя граница вообще здесь плавающая.
Тематика декора этого зала — морская: тритоны, сирены, морские кони (гиппокампы) и т.п.
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM.

В оформлении камина великий комбинатор экспериментатор Шехтель,
как обычно, применил свой излюбленный глазурованный кирпич
(новый строительный материал в то время).
Сколько я из-за бликов вспышки на этом гладком кирпиче уже намучалась,
фотографируя многочисленные шехтелевские камины в разных особняках!!! 🙁

Лепнина на потолке:

Вензель Смирновых на потолке:

Видны буквы S, P, E.
S — понятное дело, начальная буква фамилии «Смирнов».
P — это Пётр (имеется в виду хозяин особняка, Пётр Петрович, сын основателя
торгового дома, фабриканта Петра Арсеньевича).
Я долго гадала и искала, что же означает E.
И наконец меня осенило: E — это Евгения Ильинична, жена Петра Петровича,
(урожденная Морозова). Она владела особняком после смерти мужа.

Окна этой гостиной выходят на ложный балкон:

Т.е. балкон со стороны Тверского бульвара имеется,
но выйти на него нельзя.
И даже уровни пола балкона и помещения не совпадают.
Есть различные версии, почему так произошло.
Возможно, так было задумано изначально
ради симметрии фасада, а может быть —
всему виной банальная торопливость
(в это же время Шехтель усиленно работал на другом своем
знаменитом объекте).

Еще один небольшой зал так и называется — аванзал.

Стены его, по всей видимости, были чем-то украшены, но декор утрачен.
Настенный фриз и капители полуколонн украшены растительным орнаментом:

Изгибы деревянной лесенки с фонариком очень уютные:

Двери (ведущие в рокайльную комнату), я полагаю, подлинные:


См. также: романский зал, будуар и рокайльная комната.

mirandalina.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *