Читать онлайн «Скрытый космос (Книга 1, 1960-1963)» — Каманин Николай Петрович — RuLit
Каманин Николай Петрович
Скрытый космос (Книга 1, 1960-1963)
Николай Петрович Каманин
Скрытый космос
Книга первая
1960-1963 гг.
Автор этой книги, будучи с 1960 по 1971 год помощником Главнокомандующего ВВС по космосу, зафиксировал в своих дневниках многие важнейшие события «утра космической эры», в которых он принимает самое непосредственное участие. Собранные воедино, «Космические дневники генерала Каманина» — так озаглавил свои записи сам автор — читаются как увлекательная повесть о людях, готовивших и осуществлявших первые пилотируемые полеты в космос. В книге отражена острая борьба идей, мнений и интересов тех, кто определял развитие отечественной космонавтики на начальном этапе освоения космического пространства.
Предисловие
На протяжении многих лет наша космонавтика представала перед широкой общественностью лишь своим «парадным фасадом».
Когда в 1957 году первый искусственный спутник Земли возвестил миру о начале космической эры, стало ясно, что скоро на околоземную орбиту отправится и корабль-спутник с человеком на борту.
Со страниц этой книги перед читателем вырисовывается многоликая картина становления отечественной космонавтики, полная волнующих, порой драматических событий, участникам которых — конструкторам и ученым, руководителям промышленности и военачальникам, летчикам и инженерам — автор дает по-военному краткие, но очень меткие характеристики, избегая каких-либо приемов «художественного оформления».
Активно участвуя в подготовке и проведении пилотируемых космических полетов, Каманин не понаслышке знал описываемые им события. Он вел свои записи «по горячим следам», и поэтому для них характерны высокая информативность и почти протокольная точность. В то же время «Космические дневники» это не просто фактографическая хроника или сухой бесстрастный репортаж — это по существу своеобразная повесть о людях, стоявших у истоков освоения космического пространства, причем повесть, изложенная как бы в реальном масштабе времени: она захватывает читателя, создавая эффект присутствия.
Главные действующие лица этой повести предстают перед нами в различных жизненных ситуациях как обычные люди со всеми присущими им достоинствами и недостатками. С особой теплотой пишет Каманин о Сергее Павловиче Королеве, о деловых встречах и беседах с ним, не скрывая при этом всей сложности своих взаимоотношений с Главным конструктором ракетно-космических систем. Очень непростые отношения были у автора дневников и с некоторыми другими руководителями «космической кооперации».
Каманин дает им жесткие, иногда чрезмерно резкие оценки, но его нигде нельзя упрекнуть в неискренности или предвзятости хотя бы потому, что, болея за интересы дела, самую жесткую требовательность он всегда предъявлял к самому себе.
Горечью пронизаны страницы дневников, где рассказывается о раздорах между руководителями различных ведомств, конструкторских бюро, заводов и институтов, участвовавших в разработке и испытаниях космической техники. Заветной мечтой автора было объединение усилий и средств всех космических организаций. Для координации их деятельности он предлагал учредить специальный государственный орган.
Отечественная космонавтика, оказавшаяся, в отличие от астронавтики США, с самых первых своих шагов искусственно оторванная от авиации, попала под эгиду бывших артиллеристов, ставших ракетчиками. При проектировании пилотируемых космических кораблей долгое время оставались невостребованными лучшие традиции и достижения авиационной науки и техники. Выступая против недооценки роли человека в управлении полетом космического корабля, Каманин ратовал за рациональное, четко отработанное в авиации сочетание функций автоматических систем с действиями пилота-космонавта.
В дневниках подробно рассмотрены причины досадных срывов ряда наших космических программ и проектов, о которых, между прочим, до сих пор распространяются самые невероятные небылицы. Были ли случайными происшествия, приведшие к трагической гибели Владимира Комарова и экипажа «Союза-11»? Почему победителем в «лунной гонке» стал не Советский Союз, а Соединенные Штаты Америки? Как мог появиться на свет печально известный монстр советской ракетно-космической техники — сперва лунный носитель Н-1? Ответы на эти и многие другие непростые вопросы читатели найдут на страницах «Космических дневников».
Говорят, что ведение дневниковых записей заменяет для атеиста ежевечернюю молитву верующего. Можно соглашаться или не соглашаться с таким утверждением, но Каманин, как он сам отмечает, считал своим моральным долгом записать все самое интересное о первых полетах людей в космос. У того, кто ознакомится с его дневниками, появится не только ощущение причастности к памятным событиям «утра космической эры», но и ясная вера в могущество человеческого духа, преодолевающего любые преграды на пути к познанию Вселенной.
Владимир Джанибеков, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР
При подготовке к изданию в 4-х книгах рукописи «Космические дневники генерала Каманина» редакционная коллегия сочла необходимым выполнить ее литературное редактирование, а также снабдить некоторые записи краткими построчными комментариями. Незначительная часть текстового материала, не представляющего, по мнению редколлегии, общественного интереса, была сокращена.
В качестве иллюстраций к тексту использованы фотографии из семейного архива Каманиных, выполненные В.
Базановым, С.Барановым, А.Моклецовым, Б.Смирновым, И.Снегиревым, В.Тарасевичем, В.Черединцевым и другими фотокорреспондентами. Редакционная коллегия Электронная версия подготовлена на основе материалов 1-го тома, предоставленных С.Х.Шамсутдиновым и с использованием фотографий
из архива Л.Н.Каманина.
1960-1961 годы
Пройдут века, человечество прочно обживет околосолнечное пространство, и на всех планетах, где будет человек, никогда не забудется имя Юрия Гагарина — первооткрывателя космоса и первого гражданина Вселенной. Это пишу я, хотя мне лучше других известно, что Гагарин — это только счастливая случайность, на его месте мог быть и другой.
Николай Каманин — Скрытый космос (Книга 3, 1967-1968) читать онлайн
12 3 4 5 6 7 …123
Каманин Николай Петрович
Скрытый космос (Книга 3, 1967-1968)
Николай Петрович Каманин
Скрытый космос
Книга третья
1967-1968 гг.
Автор этой книги, будучи с 1960 по 1971 год помощником Главнокомандующего ВВС по космосу, зафиксировал в своих дневниках многие важнейшие события «утра космической эры», в которых он принимает самое непосредственное участие. Собранные воедино, «Космические дневники генерала Каманина» — так озаглавил свои записи сам автор — читаются как увлекательная повесть о людях, готовивших и осуществлявших первые пилотируемые полеты в космос. В книге отражена острая борьба идей, мнений и интересов тех, кто определял развитие отечественной космонавтики на начальном этапе освоения космического пространства.
Годы 1967 и 1968, как и предшествующий им 1966 год, когда не стало С. П. Королева, вошли в историю отечественной космонавтики как едва ли не самые мрачные.
Полет «Союза-1» в апреле 1967 года завершился трагической гибелью Владимира Комарова — одного из лучших космонавтов первого набора. Загадочная авиакатастрофа в марте 1968 года унесла жизни первого космонавта планеты Юрия Гагарина и летчика-испытателя Владимира Серегина.
Н. П. Каманин, считавший своим моральным долгом всемерное обеспечение безопасности для жизни и здоровья космонавтов не только в космических полетах, но и на всех этапах подготовки к ним, с глубокой скорбью переживал эти тяжелейшие потери.
В те же годы стали явными «скрытые дефекты» в развитии советской космонавтики: отсутствие квалифицированного государственного руководства, нечеткие планы и программы пилотируемых полетов в космос, распыление сил и средств по различным направлениям и между разными ведомствами, бюрократическая волокита при принятии решений, низкая исполнительская дисциплина на всех уровнях. Автор «Космических дневников» отчетливо видел все эти пороки «космической кооперации». Опираясь на поддержку космонавтов, он в меру своих возможностей пытался изменить положение дел к лучшему, но, к сожалению, безуспешно.
1967 год
В наших задачах на 1967 год по освоению космоса, особенно по программе «Союз» и облету Луны, есть немало подводных камней. Многие из них мы видим и можем справиться с ними, но есть и такие, которые трудно обнаружить: придется еще более придирчиво испытывать и проверять технику, настойчивее бороться за улучшение отбора и качества подготовки космонавтов к полетам.
3 января.
Новый год всей семьей встречали на даче. Я вместе с ребятами срезал на дачном участке отличную елку. Когда Лева, Люда и Оля украшали елку, а Коля «помогал» им, не обошлось без происшествия. Люда довольно низко повесила игрушечную гроздь винограда, Коля принял игрушку за настоящий виноград и решил им полакомиться. К счастью, мы вовремя это заметили — Коля раздавил зубами только одну «ягоду» и ему в рот попали лишь две небольшие стекляшки, но этот случай нас сильно перепугал. Три дня провел я на даче, для ребят и для меня с Мусей это были хорошие дни.
5 января.
Сегодня в три часа ночи у Б.А.Аристова был тяжелый сердечный приступ. Врачи отвезли его в госпиталь имени Бурденко. Заходил генерал Бабийчук и доложил, что состояние Аристова остается тяжелым — сильнейший инфаркт.
Сегодня у меня был кинорежиссер из Риги Шулятин Герман Владимирович с группой товарищей, работающих над кинофильмом о Якове Ивановиче Алкснисе. Обещал им рассказать о моих встречах с Алкснисом.
Вчера более двух часов беседовал с руководящими товарищами из ЦПК, космонавтами и слушателями-космонавтами. В 1967 году нам одновременно надо готовить экипажи на космические корабли «Восход», «Союз», «Луна-1», «Алмаз» и 7К-ВИ. В феврале-марте этого года число космонавтов и слушателей-космонавтов перевалит за 100. С марта 1965 года мы не летали в космос, за это время США произвели десять пилотируемых полетов. Наше отставание от Америки стало еще большим.
1967 год для нашей страны особый год, руководители партии и правительства дали указания, чтобы к 50-летию Советской власти космонавты СССР добились заметных успехов. До 1967 года главным тормозом в осуществлении нашей программы пилотируемых полетов была промышленность (в первую очередь ОКБ-1), а теперь, если мы не примем необходимых мер, может оказаться, что тормозом станет система подготовки космонавтов. Необходимо дальнейшее развитие Центра подготовки космонавтов: нужно строить большую центрифугу (ЦФ-16), развивать тренажную базу, формировать авиационный полк, добиваться строительства второго корпуса тренажеров.
Кроме того, придется бороться и за штатное укрепление ЦПК и его реорганизацию в научно-испытательный Центр. Для решения всех этих задач потребуются немалые усилия сотрудников ЦПК и других организаций ВВС. Проведенная мною беседа имела целью мобилизацию усилий космонавтов и их руководителей на более энергичную борьбу за осуществление наших планов на 1967 год. Главная задача в этом году — осуществление стыковки и облет Луны. Трудностей при решении этих задач еще очень много, но мы будем делать все возможное, чтобы в год 50-летия Октября наша космическая программа более энергично работала на коммунизм.
Говорил с маршалом Руденко по телефону (он отдыхает в Архангельском). Я посоветовал ему собрать подкомиссию по поиску 10 января, к этому времени нам удастся согласовать основные вопросы улучшения организации и оснащения службы поиска в Генеральном штабе и с заинтересованными министерствами. Руденко согласился со мной и попросил прислать ему двух-трех офицеров со всеми материалами по службе поиска.
6 января.
Вчера был у меня Цыбин. Мы с ним беседовали более двух часов по трем вопросам: о персональном составе группы кандидатов на облет Луны; о программе подготовки этой группы; о тренажерах кораблей Л-1 и 7К-ВИ. Цыбин настолько «связан» Мишиным, что без его санкции боится высказать даже собственное мнение, а от имени ОКБ-1 он вообще отказывается выступать. Вопросы остались нерешенными, но Цыбин уехал от меня, точно зная позиции ВВС по каждому из них.
Почти два часа потратил сегодня на киносъемку ради увековечения заслуг перед авиацией Якова Ивановича Алксниса. Я готов сделать все для того, чтобы советские люди сохранили в своей памяти образ одного из лучших руководителей нашей авиации в предвоенные годы.
Занимался службой поиска. Посадка лунных кораблей возможна в Индии, Пакистане, Иране, Афганистане и в Индийском океане. Договорился с заместителем министра иностранных дел В.В.Кузнецовым о направлении от ВВС в МИД всех материалов по организации поиска за пределами Советского Союза, а также о ходатайстве МИДа и ВВС перед ЦК КПСС и Совмином о разрешении вести переговоры с иностранными государствами по организации поиска на их территориях.
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 …123
Библиография
БиблиографияВычислительная техника в советской космической программе | |||||||||
Введение | Библиография | Компьютеры | Обсуждение | Документы | Эссе | Учреждения | Интервью | Ссылки | Карта сайта |
| Асиф Сиддики, Вызов Аполлону: Советский Союз и космическая гонка, 1945-1974 (НАСА, 2000) ( PDF ) | Джеймс Харфорд, 9 лет0088 Королев: Как один человек руководил советским движением, чтобы победить Америку на Луне (Джон Уайли, 1999) | ||
| Уолтер МакДугалл, Небеса и Земля: политическая история космической эры (Издательство Университета Джона Хопкинса, 1997) | Лауниус, Смит и Логсдон, ред. , Переосмысление спутника: сорок лет после советского спутника (Рутледж, 2000) ( PDF ) | ||
| Деннис Ньюкирк, Альманах советского пилотируемого космического полета (Хьюстон, Техас: Издательство Галф, 1990). Читать онлайн Глава 5 на Салют 7 миссии эпохи | Николай Каманин, Скрытый космос (Москва: Информтекст/Новости космонавтики, 1995-2001). Том. 1: 1960-63 ; об. 2: 1964-66 ; об. 3: 1967-68 ; об. 4: 1969-78 . | ||
| Эдвард Клинтон Эзелл и Линда Нойман Эзелл, Партнерство: история испытательного проекта «Союз-Аполлон» (НАСА СП-4209, 1978) | США-СССР Сотрудничество в космосе (Управление по оценке технологий Конгресса США, 1995) | ||
| США-СССР
Сотрудничество в космосе (Управление по оценке технологий Конгресса США,
1985) | САЛЮТ:
Советские шаги к постоянному присутствию человека в космосе (U. S.
Управление Конгресса по оценке технологий, 1983 г.) | ||
Электронные библиографии и электронные текстовые библиотеки: | Аэрокосмическая библиотека Воздух и онлайн-библиотека космической обороны ASTROнота онлайн-библиотека Буран и библиография Ракеты Энергия Библиография из Энциклопедии Астронавтика Эпизоды онлайн-библиотека | ||
Последнее обновление сайта 13 мая 2005 г. к Слава Герович

, Переосмысление спутника: сорок лет после советского спутника (Рутледж, 2000) ( PDF )
S.
Управление Конгресса по оценке технологий, 1983 г.)

С момента старта прошли почти сутки, и ни один член ни Государственной комиссии, ни Главной оперативно-управляющей группы не спал. В состоянии тревоги члены постоянно нарушали установленные правила, чтобы общаться только по секретным каналам между двумя центрами.
В 00:35 я включил ионную ориентацию. Сразу же загорелся индикатор «Ионный поток», а в 00:37, через две минуты, загорелся индикатор «Происходит ориентация». Во время работы двигателей ориентации этот дисплей мигал. Ориентация была точной по рысканью. С шагом изображение Земли во внешней части Взора находилось выше горизонтальной линии. [Но] вы можете сориентировать корабль по крену. В любом случае, вы можете по броску сохранить ориентацию после того, как она была ориентирована на свет. Это все, что у меня есть. 2
Температура внутри спускаемого модуля «Союз» в форме фары была 55,4°F. Давление в ДПО и ДО было соответственно 200 и 210 соответственно.
4 Основной двигатель должен был работать 146 секунд с 02:56:12 по московскому времени 24 апреля, но ничего не произошло. Сводки баллистики, поступающие в Евпаторию, указывали на то, что параметры орбиты корабля «Союз-1» остались прежними. После восстановления связи с Комаровым космонавт доложил, что ионная система вроде бы исправна (он включил ее в 00:35), но, видимо, при пересечении экватора корабль влетел в «ионный карман» в тень Земли, где концентрация ионов была меньше, чем могли обнаружить датчики. Система управления кораблем правильно выдала команду на запрет запуска основного ретродвигателя. 5 Комаров сообщил, что после отключения системы ионной ориентации корабль начал медленно вращаться вокруг оси тангажа.
Четко. Я знаю, как действовать. Все будет хорошо.»
В 04:25:51 он запустит основной тормозной двигатель, чтобы уйти с орбиты. 6 В данном случае план не сработал. Комаров включил ручную систему в 03:19 (с опозданием примерно на 15 минут), но сообщил, что «ориентации не было… по-моему, двигатели ориентации не работали, потому что расхода топлива [кажется] нет». 7
Затем, после выхода, он возвращался к ручной ориентации и запускал тормозные двигатели в 05:57:14. 8
Каманин в своих дневниках отмечал, что «это были очень трудные и неприятные моменты». 10 902:85 Вернувшись на радиосвязь с 19-го витка, Комаров сообщил хорошие новости. Он выполнил все, о чем его просили, дословно: выполнил сложную ручную ориентацию при дневном свете Земли, взглянув на земной горизонт, затем передал управление внутренним гироскопам космического корабля в теневой части Земли, а затем наконец переключился обратно на ручную ориентацию, когда вышел из тени. Затем, как и планировалось, он умело запустил ретрореактивный двигатель.
Корабль был правильно ориентирован. Все нормально. Я на среднем сиденье. Пристегните ремень безопасности». Связист на «Заре-10» взволнованно спросил еще раз, правильно ли произошла критическая ориентация. Комаров ответил в страдательном залоге: «Ориентирование проведено точно, без ошибок».
Система ориентации не справилась с сильными моментами из-за асимметрии корабля, и гироскопы выдали команду «Авария-2» после отклонения корабля от заданного угла на восемь градусов. Это означало только то, что, как и предполагалось, «Союз-1» выполнял прямой баллистический возврат. Все остальные параметры, такие как продолжительность горения, были в пределах досягаемости для успешного входа в атмосферу. Во многих отношениях космический корабль «Союз» продемонстрировал свою очень прочную конструкцию, работая так хорошо, несмотря на множество аномалий.
-Главный маршал Сергей Руденко.
Нет, он меня точно не любит, этот Орск. Но мы здесь не задержимся: «Союз-1» приземлился в 06:24 по московскому времени, а сейчас 08:25 — за эти два часа «Комаров», наверное, уже доставили на городской аэродром… 14
Он лежал на боку, и рядом с ним виднелся парашют. А потом [внезапно] сработали двигатели мягкой посадки [и начался пожар]. Это встревожило специалистов на вертолете, ведь двигатели должны были включаться всего через 9 минут.0088 до приземление [десантного модуля], прямо над землей. 15
Выйдя из своего самолета, он не заметил никакой активности в аэропорту. Как он писал позже, «тревога закралась в мое сердце».
18 Ему сказали, что корабль приземлился в 65 км, горит, космонавта не нашли. Поступило еще одно сообщение, что Комаров был ранен, но жив в госпитале в городе в 20 километрах от места приземления. Каманин решил немедленно вылететь в район крушения на вертолете, хотя ему было приказано дождаться звонка из Москвы, чтобы сообщить о состоянии Комарова. Когда Каманин взлетел на вертолете и направился к месту приземления, в центрах управления возникла полная неразбериха. Куратор космической программы Дмитрий Устинов, находившийся в центре управления полетами ЦНИИмаша в подмосковных Подлипках, отчаянно нуждался в информации. Он начал обзванивать по специальным линиям различных партийных аппаратчиков в Оренбурге и Орске, но ни до кого не мог дозвониться. Хотя аппарат приземлился в 6 часов 24 минуты, Устинов не получил никакой информации о состоянии космонавта в течение следующих трех с половиной часов. 19
То, что должно было занять 25–30 минут, заняло полтора часа. Когда Каманин прибыл на место, спускаемый аппарат корабля «Союз-1» все еще горел. Он был не первым высокопоставленным должностным лицом космической программы, прибывшим на место происшествия. Первым туда прибыл директор Института космических исследований Академии наук академик Георгий Петров, который руководил работой по оценке ситуации. Космонавта по-прежнему не было видно. Местные жители, столпившиеся вокруг обломков, сообщили, что корабль падал на Землю с огромной скоростью, а парашют крутился и не наполнялся воздухом. Они подтвердили наблюдения поисково-спасательной службы о том, что в момент приземления было несколько взрывов, за которыми последовал пожар. Каманин вспоминает:
Через час раскопок [т. е. около 9 часов 30 минут] среди останков корабля мы обнаружили тело космонавта Комарова. Сначала было трудно разобрать, где голова, где руки и ноги. Судя по всему, Комаров погиб при ударе корабля о грунт, и огонь сжег его тело в небольшой обожженный комочек размером от 30 до 80 сантиметров. 20
Космонавт Комаров погиб, корабль сгорел. Основной парашют корабля не раскрылся, а запасной парашют не наполнился воздухом. Корабль ударился о землю со скоростью 35–40 метров в секунду; после удара произошел взрыв двигателей мягкой посадки и начался пожар. О судьбе космонавта раньше сообщить не мог, так как никто ничего не видел, а мы за это время потушили пожар на корабле, засыпав его грязью. Только после проведения раскопок удалось найти тело Комарова. 22
23 Официальная версия заключалась в том, что, хотя полет до входа в атмосферу был бессобытийным, Комаров «полностью выполнил запланированную программу работы системы нового корабля, а также запланированные научные эксперименты». Кроме того, «при раскрытии купола основного парашюта на высоте семь километров, по предварительным данным, в результате перекручивания верхней стропы парашюта космический корабль спускался с большой скоростью, что явилось причиной смерти В. М. Комарова». Это было не совсем так, поскольку, как позже выяснили следователи, ни основной, ни запасной парашюты вообще не работали. В сообщении говорилось, что «безвременная кончина выдающегося космонавта-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является большой утратой для всего советского народа». 24
Когда появилась жена товарища-космонавта Константина Феоктистова, чтобы выразить поддержку, ее мать начала «трясти».
На борту самолета находились Келдыш, Каманин и другие космонавты, прошедшие подготовку к полету: Быковский, Гагарин, Горбатко, Хрунов, Кубасов, Николаев. и Елисеев. В Москве в аэропорту их встретила вдова Комарова Валентина Яковлевна Комарова. Семья Комарова, по сути, находилась в неведении на протяжении большей части миссии. 24 апреля в Москве был пасмурный день, и дочь Комарова Ирина Владимировна вспоминала в интервью 2013 года, что семья знала, что что-то не так, когда пропали телефонные линии в жилых домах. Когда появилась жена товарища-космонавта Константина Феоктистова, чтобы выразить поддержку, ее мать начала «трясти». Когда начался сильный дождь, к их дому подъехала черная «Волга», из нее вышел трехзвездный генерал и постучал в дверь. Ирина помнит, как мать задала всего один вопрос «Вы уверены?», на что мужчина ответил: «Да, абсолютно уверен». 26
Каманин сказал, что это невозможно, что единственный немедленный выход — кремация. Вершинин настоял, чтобы останки хотя бы сфотографировали перед кремацией. По прибытии в Москву ранним утром 25 апреля останки Комарова были доставлены в морг больницы им. Бурденко в Москве, куда прибыл маршал Вершинин. Гроб открыли и, как позже вспоминал Каманин, «на белом атласе лежало то, что еще недавно было космонавтом Комаровым, а теперь превратилось в бесформенный черный комок. Гагарин, Леонов, Быковский, Попович и другие космонавты подошли к гробу и очень грустно осмотрели останки своего друга». 27 