Скрытый космос каманин читать: ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Дневники и письма ]— Каманин Н.П. Скрытый космос

Читать онлайн «Скрытый космос (Книга 1, 1960-1963)» — Каманин Николай Петрович — RuLit

Каманин Николай Петрович

Скрытый космос (Книга 1, 1960-1963)

Николай Петрович Каманин

Скрытый космос

Книга первая

1960-1963 гг.

Автор этой книги, будучи с 1960 по 1971 год помощником Главнокомандующего ВВС по космосу, зафиксировал в своих дневниках многие важнейшие события «утра космической эры», в которых он принимает самое непосредственное участие. Собранные воедино, «Космические дневники генерала Каманина» — так озаглавил свои записи сам автор — читаются как увлекательная повесть о людях, готовивших и осуществлявших первые пилотируемые полеты в космос. В книге отражена острая борьба идей, мнений и интересов тех, кто определял развитие отечественной космонавтики на начальном этапе освоения космического пространства.

Предисловие

На протяжении многих лет наша космонавтика представала перед широкой общественностью лишь своим «парадным фасадом».

Только три-четыре года назад стали появляться очерки и статьи, критически оценивающие истинное состояние дел и в этой, некогда совершенно секретной, отрасли военно-промышленного комплекса. Однако в большинстве таких публикаций проблемы современной космонавтики рассматриваются вне связи с начальной стадией ее развития, из которой можно извлечь немало «забытых», но по-прежнему ценных идей и предостерегающих уроков, — ведь кроме ярких побед в космосе были у нас и нереализованные проекты, и крупные просчеты, и тяжелейшие утраты. В истории советской космонавтики еще много белых пятен — вот почему для ее воссоздания важны не только документальные источники, но и свидетельства «из первых рук». Одним из таких свидетельств является рукопись «Космические дневники генерала Каманина», издаваемая под названием «Скрытый космос».

Когда в 1957 году первый искусственный спутник Земли возвестил миру о начале космической эры, стало ясно, что скоро на околоземную орбиту отправится и корабль-спутник с человеком на борту.

Организацию обучения, воспитания и подготовки будущих летчиков-космонавтов командование ВВС поручило Николаю Петровичу Каманину. Он энергично взялся за это совершенно новое дело, напряженная интересная работа полностью захватила его. Им было положено начало формированию коллектива Центра подготовки космонавтов, а чуть позже — и строительству Звездного городка. Обладая способностью смотреть далеко в будущее, Каманин формировал структуру Центра и отряда космонавтов с учетом перспектив их развития на многие годы вперед. Своими занятиями и богатым жизненным опытом он щедро делился с молодыми летчиками, все помыслы которых были устремлены к одной заветной цели — полетам в космос. Проявляя по отношению к ним высочайшую требовательность, а кое-кого и наказывая за дисциплинарные проступки, он никогда не терял чувства справедливости. Первопроходцам космоса и посвящает прежде всего свои записи генерал Каманин. Но не только им.

Со страниц этой книги перед читателем вырисовывается многоликая картина становления отечественной космонавтики, полная волнующих, порой драматических событий, участникам которых — конструкторам и ученым, руководителям промышленности и военачальникам, летчикам и инженерам — автор дает по-военному краткие, но очень меткие характеристики, избегая каких-либо приемов «художественного оформления». Активно участвуя в подготовке и проведении пилотируемых космических полетов, Каманин не понаслышке знал описываемые им события. Он вел свои записи «по горячим следам», и поэтому для них характерны высокая информативность и почти протокольная точность. В то же время «Космические дневники» это не просто фактографическая хроника или сухой бесстрастный репортаж — это по существу своеобразная повесть о людях, стоявших у истоков освоения космического пространства, причем повесть, изложенная как бы в реальном масштабе времени: она захватывает читателя, создавая эффект присутствия.

Главные действующие лица этой повести предстают перед нами в различных жизненных ситуациях как обычные люди со всеми присущими им достоинствами и недостатками. С особой теплотой пишет Каманин о Сергее Павловиче Королеве, о деловых встречах и беседах с ним, не скрывая при этом всей сложности своих взаимоотношений с Главным конструктором ракетно-космических систем. Очень непростые отношения были у автора дневников и с некоторыми другими руководителями «космической кооперации». Каманин дает им жесткие, иногда чрезмерно резкие оценки, но его нигде нельзя упрекнуть в неискренности или предвзятости хотя бы потому, что, болея за интересы дела, самую жесткую требовательность он всегда предъявлял к самому себе.

Горечью пронизаны страницы дневников, где рассказывается о раздорах между руководителями различных ведомств, конструкторских бюро, заводов и институтов, участвовавших в разработке и испытаниях космической техники. Заветной мечтой автора было объединение усилий и средств всех космических организаций. Для координации их деятельности он предлагал учредить специальный государственный орган.

Отечественная космонавтика, оказавшаяся, в отличие от астронавтики США, с самых первых своих шагов искусственно оторванная от авиации, попала под эгиду бывших артиллеристов, ставших ракетчиками. При проектировании пилотируемых космических кораблей долгое время оставались невостребованными лучшие традиции и достижения авиационной науки и техники. Выступая против недооценки роли человека в управлении полетом космического корабля, Каманин ратовал за рациональное, четко отработанное в авиации сочетание функций автоматических систем с действиями пилота-космонавта.

Хорошо понимая, что космос ошибок не прощает, он предостерегал от попыток его освоения «кавалерийскими наскоками» и добивался обеспечения наибольшей безопасности полетов. Предметом особой заботы для генерала Каманина был «военный космос», которым наши высокие армейские руководители, в отличие от американских, долго не хотели заниматься по-настоящему. Кстати говоря, Военно-космические силы, о необходимости создания которых неоднократно заявляли и Каманин, и Королев еще в начале шестидесятых годов, были образованы в стране лишь тридцать лет спустя.

В дневниках подробно рассмотрены причины досадных срывов ряда наших космических программ и проектов, о которых, между прочим, до сих пор распространяются самые невероятные небылицы. Были ли случайными происшествия, приведшие к трагической гибели Владимира Комарова и экипажа «Союза-11»? Почему победителем в «лунной гонке» стал не Советский Союз, а Соединенные Штаты Америки? Как мог появиться на свет печально известный монстр советской ракетно-космической техники — сперва лунный носитель Н-1? Ответы на эти и многие другие непростые вопросы читатели найдут на страницах «Космических дневников».

Говорят, что ведение дневниковых записей заменяет для атеиста ежевечернюю молитву верующего. Можно соглашаться или не соглашаться с таким утверждением, но Каманин, как он сам отмечает, считал своим моральным долгом записать все самое интересное о первых полетах людей в космос. У того, кто ознакомится с его дневниками, появится не только ощущение причастности к памятным событиям «утра космической эры», но и ясная вера в могущество человеческого духа, преодолевающего любые преграды на пути к познанию Вселенной.

Владимир Джанибеков, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР

При подготовке к изданию в 4-х книгах рукописи «Космические дневники генерала Каманина» редакционная коллегия сочла необходимым выполнить ее литературное редактирование, а также снабдить некоторые записи краткими построчными комментариями. Незначительная часть текстового материала, не представляющего, по мнению редколлегии, общественного интереса, была сокращена.

В качестве иллюстраций к тексту использованы фотографии из семейного архива Каманиных, выполненные В. Базановым, С.Барановым, А.Моклецовым, Б.Смирновым, И.Снегиревым, В.Тарасевичем, В.Черединцевым и другими фотокорреспондентами. Редакционная коллегия Электронная версия подготовлена на основе материалов 1-го тома, предоставленных С.Х.Шамсутдиновым и с использованием фотографий

из архива Л.Н.Каманина.

1960-1961 годы

Пройдут века, человечество прочно обживет околосолнечное пространство, и на всех планетах, где будет человек, никогда не забудется имя Юрия Гагарина — первооткрывателя космоса и первого гражданина Вселенной. Это пишу я, хотя мне лучше других известно, что Гагарин — это только счастливая случайность, на его месте мог быть и другой.

Николай Каманин — Скрытый космос (Книга 3, 1967-1968) читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …123

Каманин Николай Петрович

Скрытый космос (Книга 3, 1967-1968)

Николай Петрович Каманин

Скрытый космос

Книга третья

1967-1968 гг.

Автор этой книги, будучи с 1960 по 1971 год помощником Главнокомандующего ВВС по космосу, зафиксировал в своих дневниках многие важнейшие события «утра космической эры», в которых он принимает самое непосредственное участие. Собранные воедино, «Космические дневники генерала Каманина» — так озаглавил свои записи сам автор — читаются как увлекательная повесть о людях, готовивших и осуществлявших первые пилотируемые полеты в космос. В книге отражена острая борьба идей, мнений и интересов тех, кто определял развитие отечественной космонавтики на начальном этапе освоения космического пространства.

Годы 1967 и 1968, как и предшествующий им 1966 год, когда не стало С. П. Королева, вошли в историю отечественной космонавтики как едва ли не самые мрачные.

Полет «Союза-1» в апреле 1967 года завершился трагической гибелью Владимира Комарова — одного из лучших космонавтов первого набора. Загадочная авиакатастрофа в марте 1968 года унесла жизни первого космонавта планеты Юрия Гагарина и летчика-испытателя Владимира Серегина. Н. П. Каманин, считавший своим моральным долгом всемерное обеспечение безопасности для жизни и здоровья космонавтов не только в космических полетах, но и на всех этапах подготовки к ним, с глубокой скорбью переживал эти тяжелейшие потери.

В те же годы стали явными «скрытые дефекты» в развитии советской космонавтики: отсутствие квалифицированного государственного руководства, нечеткие планы и программы пилотируемых полетов в космос, распыление сил и средств по различным направлениям и между разными ведомствами, бюрократическая волокита при принятии решений, низкая исполнительская дисциплина на всех уровнях. Автор «Космических дневников» отчетливо видел все эти пороки «космической кооперации». Опираясь на поддержку космонавтов, он в меру своих возможностей пытался изменить положение дел к лучшему, но, к сожалению, безуспешно.

1967 год

В наших задачах на 1967 год по освоению космоса, особенно по программе «Союз» и облету Луны, есть немало подводных камней. Многие из них мы видим и можем справиться с ними, но есть и такие, которые трудно обнаружить: придется еще более придирчиво испытывать и проверять технику, настойчивее бороться за улучшение отбора и качества подготовки космонавтов к полетам.

3 января.

Новый год всей семьей встречали на даче. Я вместе с ребятами срезал на дачном участке отличную елку. Когда Лева, Люда и Оля украшали елку, а Коля «помогал» им, не обошлось без происшествия. Люда довольно низко повесила игрушечную гроздь винограда, Коля принял игрушку за настоящий виноград и решил им полакомиться. К счастью, мы вовремя это заметили — Коля раздавил зубами только одну «ягоду» и ему в рот попали лишь две небольшие стекляшки, но этот случай нас сильно перепугал. Три дня провел я на даче, для ребят и для меня с Мусей это были хорошие дни.

5 января.

Сегодня в три часа ночи у Б.А.Аристова был тяжелый сердечный приступ. Врачи отвезли его в госпиталь имени Бурденко. Заходил генерал Бабийчук и доложил, что состояние Аристова остается тяжелым — сильнейший инфаркт.

Сегодня у меня был кинорежиссер из Риги Шулятин Герман Владимирович с группой товарищей, работающих над кинофильмом о Якове Ивановиче Алкснисе. Обещал им рассказать о моих встречах с Алкснисом.

Вчера более двух часов беседовал с руководящими товарищами из ЦПК, космонавтами и слушателями-космонавтами. В 1967 году нам одновременно надо готовить экипажи на космические корабли «Восход», «Союз», «Луна-1», «Алмаз» и 7К-ВИ. В феврале-марте этого года число космонавтов и слушателей-космонавтов перевалит за 100. С марта 1965 года мы не летали в космос, за это время США произвели десять пилотируемых полетов. Наше отставание от Америки стало еще большим.

1967 год для нашей страны особый год, руководители партии и правительства дали указания, чтобы к 50-летию Советской власти космонавты СССР добились заметных успехов. До 1967 года главным тормозом в осуществлении нашей программы пилотируемых полетов была промышленность (в первую очередь ОКБ-1), а теперь, если мы не примем необходимых мер, может оказаться, что тормозом станет система подготовки космонавтов. Необходимо дальнейшее развитие Центра подготовки космонавтов: нужно строить большую центрифугу (ЦФ-16), развивать тренажную базу, формировать авиационный полк, добиваться строительства второго корпуса тренажеров. Кроме того, придется бороться и за штатное укрепление ЦПК и его реорганизацию в научно-испытательный Центр. Для решения всех этих задач потребуются немалые усилия сотрудников ЦПК и других организаций ВВС. Проведенная мною беседа имела целью мобилизацию усилий космонавтов и их руководителей на более энергичную борьбу за осуществление наших планов на 1967 год. Главная задача в этом году — осуществление стыковки и облет Луны. Трудностей при решении этих задач еще очень много, но мы будем делать все возможное, чтобы в год 50-летия Октября наша космическая программа более энергично работала на коммунизм.

Говорил с маршалом Руденко по телефону (он отдыхает в Архангельском). Я посоветовал ему собрать подкомиссию по поиску 10 января, к этому времени нам удастся согласовать основные вопросы улучшения организации и оснащения службы поиска в Генеральном штабе и с заинтересованными министерствами. Руденко согласился со мной и попросил прислать ему двух-трех офицеров со всеми материалами по службе поиска.

6 января.

Вчера был у меня Цыбин. Мы с ним беседовали более двух часов по трем вопросам: о персональном составе группы кандидатов на облет Луны; о программе подготовки этой группы; о тренажерах кораблей Л-1 и 7К-ВИ. Цыбин настолько «связан» Мишиным, что без его санкции боится высказать даже собственное мнение, а от имени ОКБ-1 он вообще отказывается выступать. Вопросы остались нерешенными, но Цыбин уехал от меня, точно зная позиции ВВС по каждому из них.

Почти два часа потратил сегодня на киносъемку ради увековечения заслуг перед авиацией Якова Ивановича Алксниса. Я готов сделать все для того, чтобы советские люди сохранили в своей памяти образ одного из лучших руководителей нашей авиации в предвоенные годы.

Занимался службой поиска. Посадка лунных кораблей возможна в Индии, Пакистане, Иране, Афганистане и в Индийском океане. Договорился с заместителем министра иностранных дел В.В.Кузнецовым о направлении от ВВС в МИД всех материалов по организации поиска за пределами Советского Союза, а также о ходатайстве МИДа и ВВС перед ЦК КПСС и Совмином о разрешении вести переговоры с иностранными государствами по организации поиска на их территориях.

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …123

Библиография

Библиография

Вычислительная техника в советской космической программе

Введение

Библиография

Компьютеры

Обсуждение

Документы

Эссе

Учреждения

Интервью

Ссылки

Карта сайта

 

Асиф Сиддики, Вызов Аполлону: Советский Союз и космическая гонка, 1945-1974 (НАСА, 2000) ( PDF )

Джеймс Харфорд, 9 лет0088 Королев: Как один человек руководил советским движением, чтобы победить Америку на Луне (Джон Уайли, 1999)

Уолтер МакДугалл, Небеса и Земля: политическая история космической эры (Издательство Университета Джона Хопкинса, 1997)

Лауниус, Смит и Логсдон, ред. , Переосмысление спутника: сорок лет после советского спутника (Рутледж, 2000) ( PDF )

Деннис Ньюкирк, Альманах советского пилотируемого космического полета (Хьюстон, Техас: Издательство Галф, 1990). Читать онлайн Глава 5 на Салют 7 миссии эпохи

Николай Каманин, Скрытый космос (Москва: Информтекст/Новости космонавтики, 1995-2001). Том. 1: 1960-63 ; об. 2: 1964-66 ; об. 3: 1967-68 ; об. 4: 1969-78 .

Эдвард Клинтон Эзелл и Линда Нойман Эзелл, Партнерство: история испытательного проекта «Союз-Аполлон» (НАСА СП-4209, 1978)

США-СССР Сотрудничество в космосе (Управление по оценке технологий Конгресса США, 1995)

США-СССР Сотрудничество в космосе (Управление по оценке технологий Конгресса США, 1985)

САЛЮТ: Советские шаги к постоянному присутствию человека в космосе (U. S. Управление Конгресса по оценке технологий, 1983 г.)

Электронные библиографии и электронные текстовые библиотеки:

Аэрокосмическая библиотека

Воздух и онлайн-библиотека космической обороны

ASTROнота онлайн-библиотека

Буран и библиография Ракеты Энергия

Библиография из Энциклопедии Астронавтика

Эпизоды онлайн-библиотека


Последнее обновление сайта 13 мая 2005 г. к Слава Герович

Новый взгляд на Союз-1 (часть 2) (стр. 1)

Обломки космического корабля «Союз-1» после крушения и последующего возгорания.

Асиф Сиддики


Понедельник, 1 мая 2017 г.

[Примечание: Часть 1 была опубликована на прошлой неделе.]

Возвращение

Проблема теперь была как вернуть КА с орбиты, надеюсь на 17-й виток, но с 18-го и 19-гой орбиты в качестве возможных резервных копий. Команда Агаджанова в Евпатории внимательно рассмотрела этот вопрос. Для того, чтобы главный двигатель корабля сработал, чтобы вывести транспортное средство с орбиты, его нужно было направить в правильном направлении. Чтобы это произошло, Комарову нужно было правильно сориентировать космический корабль, используя двигатели управления ориентацией, которым помогали датчики, которые позиционировали корабль вокруг соответствующей оси. Но одна система (45K) не работала. Другая, ионная система, оказалась неисправной и могла быть ненадежной в ранние утренние часы, когда планировалось возвращение из-за ионных карманов («колодцев»), которые могли нарушить работу датчиков.

Комарову оставалось мало времени.

Третья система была ручной системой, основанной на визуальных подсказках, которые космонавту было бы очень трудно использовать во время входа в атмосферу, поскольку горизонт Земли не обеспечивал бы достаточно резкого визуального контраста, чтобы Комаров мог его зафиксировать, особенно в теневой части орбиты. При неправильной ориентации «Союз-1» либо сгорел бы в атмосфере, либо улетел бы на более высокую орбиту. Обычно при ручной ориентации космонавт пересекал бы земной терминатор в освещенные области. В случае с Комаровым, при повторном входе в атмосферу при первой же возможности, он все равно остался бы в неведении. 1

Времени у Комарова было мало. Если он должен был совершить успешный вход в атмосферу на 17-м витке, то команде Агаджанова нужно было передать Комарову четкий набор команд 16-го. Это был уже 15-й виток, и официальные лица как в Евпатории, так и в Тиура-Таме все еще спорили о правильном выборе ориентации для спуска. С момента старта прошли почти сутки, и ни один член ни Государственной комиссии, ни Главной оперативно-управляющей группы не спал. В состоянии тревоги члены постоянно нарушали установленные правила, чтобы общаться только по секретным каналам между двумя центрами.

После обширной серии обсуждений между различными конструкторами, похоже, был достигнут консенсус в том, что наименее опасным вариантом для Комарова было использование проблемной ионной системы во время 17-го витка. В ходе подготовки планировщики миссии предложили провести тест на 15-й орбите, чтобы увидеть, правильно ли отреагировала система. Для передачи инструкций первый космонавт Юрий Гагарин взял на себя роль центрального звена связи с Комаровым и оставался им до конца полета, причем в этот очень напряженный момент судьбы этих двух знаменитых космонавтов сплелись.

Комаров добросовестно провел проверку автоматической системы ионной ориентации на 15-м витке и на следующем витке доложил Гагарину о том, что произошло:

Ориентация ионов была следующей. В 00:35 я включил ионную ориентацию. Сразу же загорелся индикатор «Ионный поток», а в 00:37, через две минуты, загорелся индикатор «Происходит ориентация». Во время работы двигателей ориентации этот дисплей мигал. Ориентация была точной по рысканью. С шагом изображение Земли во внешней части Взора находилось выше горизонтальной линии. [Но] вы можете сориентировать корабль по крену. В любом случае, вы можете по броску сохранить ориентацию после того, как она была ориентирована на свет. Это все, что у меня есть. 2

Доклад вселил уверенность, что можно будет использовать эту систему для спуска на 17-й виток. На основании его доклада и оценки по наземным данным Государственная комиссия рекомендовала осуществить посадку корабля «Союз-1» на 17-м витке с помощью автоматической ионной ориентации с ДПО. На предыдущем витке у Комарова был длительный сеанс связи с Гагариным, в котором обсуждались все процедуры спуска, проверка состояния различных систем космического корабля и его самочувствия («чувствую себя отлично»). Температура внутри спускаемого модуля «Союз» в форме фары была 55,4°F. Давление в ДПО и ДО было соответственно 200 и 210 соответственно.

Перед входом в атмосферу Комаров перенес часть оборудования из орбитального модуля в спускаемый модуль, поместив его на одно из трех кресел. Он должен был вернуться в атмосферу, сначала сидя на левом сиденье, пока работал главный двигатель, а затем перебрался на среднее сиденье. Когда время сеанса подошло к концу, Гагарин заметил Комарову на орбите: «Со мной здесь много друзей, которые шлют горячий привет, самые добрые пожелания мягкой, удачной посадки, удачи. Мы ждем на Земле!» На что Комаров ответил: «Спасибо за пожелания. До встречи осталось совсем немного времени, так что скоро увидимся. Желаю успехов во всем». Гагарин ответил: «Спасибо, друг. Мы ждем здесь, мы ждем с нетерпением». 3

В назначенное время «Союз-1» начал процедуру входа в атмосферу, которая должна была привести к посадке примерно в 150 км к востоку от Караганды в 03:36 по московскому времени. 4 Основной двигатель должен был работать 146 секунд с 02:56:12 по московскому времени 24 апреля, но ничего не произошло. Сводки баллистики, поступающие в Евпаторию, указывали на то, что параметры орбиты корабля «Союз-1» остались прежними. После восстановления связи с Комаровым космонавт доложил, что ионная система вроде бы исправна (он включил ее в 00:35), но, видимо, при пересечении экватора корабль влетел в «ионный карман» в тень Земли, где концентрация ионов была меньше, чем могли обнаружить датчики. Система управления кораблем правильно выдала команду на запрет запуска основного ретродвигателя. 5 Комаров сообщил, что после отключения системы ионной ориентации корабль начал медленно вращаться вокруг оси тангажа.

На земле царило крайне напряженное настроение. В очередной раз Мишин взял микрофон и неоднократно спрашивал: «Рубин, ты все понял? Вы поняли задание, которое вам дали?» Комаров очень спокойно ответил: «Я все прекрасно понял. Четко. Я знаю, как действовать. Все будет хорошо.»

В течение многих лет считалось, что из-за неудачи повторного входа на 17-м витке наземные диспетчеры решили повторить попытку на 19-м. Но протоколы миссии на самом деле показывают, что на 17-м витке, сразу после отказа ионной системы ориентации, Комаров попробовал другую стратегию. Это был очень сложный подход к входу в атмосферу, не проверенный ни на одной миссии, и уж точно Комаров никогда не готовился к этому. Он включал три разных режима работы в течение 70 минут. Во-первых, когда «Союз-1» пролетал над дневной стороной Земли, в 03:06:51 по московскому времени Комаров начинал использовать ручную систему ориентации («по-самолетному», как Гагарин сообщил Комарову по рации), используя горизонт Земли для сохранения пространственного положения. . Затем, примерно через 35 минут, когда корабль вошел в тень, он передал управление ориентацией на внутренние гироскопы корабля, называемые КИ-38. Затем, выйдя из тени, он проверял правильность положения корабля и, если необходимо, выполнял еще некоторые ручные корректировки. В 04:25:51 он запустит основной тормозной двигатель, чтобы уйти с орбиты. 6 В данном случае план не сработал. Комаров включил ручную систему в 03:19 (с опозданием примерно на 15 минут), но сообщил, что «ориентации не было… по-моему, двигатели ориентации не работали, потому что расхода топлива [кажется] нет». 7

На 18-й орбите Гагарин передал пересмотренный набор инструкций, чтобы повторить попытку на 19-й орбите. Время имело решающее значение, так как бортовые буферные батареи корабля начали разряжаться, и еще через пару витков «Союз-1» будет мертвым космическим кораблем на орбите. План на 19.Эта орбита была похожа на ту, что пробовали 17-го, за одним исключением: вход в атмосферу будет баллистическим, а не управляемым. План состоял в том, чтобы включить ручную систему ориентации в 05:21:15, когда космический корабль все еще находился в дневной части Земли. Комаров выполнял ручную ориентацию с помощью ДПО. Затем он переключался на гироскопы в ночной части. Затем, после выхода, он возвращался к ручной ориентации и запускал тормозные двигатели в 05:57:14. 8

Настроение на земле было крайне напряженным. В очередной раз Мишин взял микрофон и неоднократно спрашивал: «Рубин, ты все понял? Вы поняли задание, которое вам дали?» Комаров очень спокойно ответил: «Я все прекрасно понял. Четко. Я знаю, как действовать. Все будет хорошо.» Позже он повторил, как бы успокаивая тех, кто был на земле: «Я вас прекрасно понял. Я не беспокоюсь. Я не беспокоюсь. Я буду работать до завершения программы». Тут вмешался Каманин:

Каманин: «Как вы себя чувствуете? Как твое настроение?»
Комаров: «Чувствую себя отлично. Настроение хорошее. Сделаю все по программе…. Все данные здесь. Система жизнеобеспечения работает отлично. Все хорошо.»
Каманин: «Рубин, очень хорошо, очень доволен. Мы все уверены, что у вас все будет хорошо. Работайте спокойно».
Комаров: «Понятно. Все пойдет по плану».
Каманин: «…Ну, мы все тебя ждем, успехов тебе».
Комаров: «Большое спасибо. До свидания! Увидимся позже.»

После краткого обсуждения различных уровней мощности в космическом корабле (через явно плохую связь с искаженными голосами) мы слышим первую нотку беспокойства в голосе Комарова:

Комаров: «Понял, что [датчики угловой скорости] и [ручное ориентирование] нужно включать после включения индикатора «Спуск». Но я беспокоюсь, что не будет достаточно времени, чтобы спокойно провести ориентирование».

После этого Комаров сообщил, что инициировал этот сложнейший процесс:

Гагарин: Читаю вас. выполнить [пауза]
Комаров: В 0457 я включил [ручную ориентацию]
Гагарин: Понял, в 0457 включил [ручную ориентацию] 9

Пока события приближались к своему завершению, диспетчеры на Байконуре, в Москве и Евпатории, затаив дыхание, ждали новостей о том, как поживает Комаров. Каманин в своих дневниках отмечал, что «это были очень трудные и неприятные моменты». 10 902:85 Вернувшись на радиосвязь с 19-го витка, Комаров сообщил хорошие новости. Он выполнил все, о чем его просили, дословно: выполнил сложную ручную ориентацию при дневном свете Земли, взглянув на земной горизонт, затем передал управление внутренним гироскопам космического корабля в теневой части Земли, а затем наконец переключился обратно на ручную ориентацию, когда вышел из тени. Затем, как и планировалось, он умело запустил ретрореактивный двигатель.

Как и другие, кто также слышал сеансы связи миссии, его последние слова наземному управлению, прежде чем огненный шар накрыл его корабль атмосферным трением и прервал связь, были образцом уверенности и спокойствия.

Спокойным тоном он сообщил: «Заря-10, это Рубин. Двигатель проработал 146 секунд. Все нормально. Все нормально. Двигатель проработал 146 секунд. Корабль был правильно ориентирован. Все нормально. Я на среднем сиденье. Пристегните ремень безопасности». Связист на «Заре-10» взволнованно спросил еще раз, правильно ли произошла критическая ориентация. Комаров ответил в страдательном залоге: «Ориентирование проведено точно, без ошибок».

По мере того, как весь корабль «Союз» медленно спускался по дуге в верхние слои атмосферы Земли, Комаров теперь необратимо и бесповоротно возвращался домой. Как и другие, кто также слышал сеансы связи миссии, его последние слова наземному управлению перед тем, как огненный шар накрыл его корабль атмосферным трением и прервал связь, были образцом уверенности и спокойствия:

«Заря-10»: …Вы сейчас ждете разделения [модулей «Союзов»], и мы тоже. Активированы ли термодатчики? Это Заря. Над.
Комаров: Активировал, активировал, не волнуйтесь, все в норме. 11

Эти датчики будут определять соответствующую температуру, чтобы разделить модули на три части.

Заря-10: Понятно, мы уже успокоились. Как вы себя чувствуете, как вы? Заря. Над.
Комаров: Чувствую себя отлично, все в порядке.
Заря-10: Понятно. Здесь товарищи рекомендуют вам сделать глубокий вдох. Мы ждем посадки. Это Заря. Над.
Комаров: Всем спасибо. Разделение [искажено]
Заря-10: Рубин, это Заря. Понял. Произошло разделение. 12

Неполный отчет о разделении модулей был последним, что услышал Владимир Комаров.

Наземные данные показали, что двигатель действительно работал в течение 146 секунд, с 05:57:15 до 05:59:38,5, чего было достаточно, чтобы отправить «Союз» обратно на Землю по правильной траектории. Однако примерно через 15 минут после этого диспетчеры в Евпатории заметили ложно отданную команду со зловещим названием «Чрезвычайная ситуация-2». 13 Борис Раушенбах, старший проектировщик систем управления, собрался с духом и объяснил команде, что волноваться не стоит. Система ориентации не справилась с сильными моментами из-за асимметрии корабля, и гироскопы выдали команду «Авария-2» после отклонения корабля от заданного угла на восемь градусов. Это означало только то, что, как и предполагалось, «Союз-1» выполнял прямой баллистический возврат. Все остальные параметры, такие как продолжительность горения, были в пределах досягаемости для успешного входа в атмосферу. Во многих отношениях космический корабль «Союз» продемонстрировал свою очень прочную конструкцию, работая так хорошо, несмотря на множество аномалий.

В Тиура-Таме члены Государственной комиссии столпились на втором этаже административного помещения огромного сборочно-испытательного корпуса на Зоне 2. Журналисты на стартовой площадке не были допущены на встречу, но смогли подслушать голоса. Космонавт Алексей Леонов был посредником, чтобы проинформировать журналистов о текущей ситуации. Присутствовали многие руководители советской космической программы, в том числе, конечно, Мишин и Керимов, а также президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш, министр общего машиностроения Сергей Афанасьев и первый заместитель главкома ВВС. -Главный маршал Сергей Руденко.

Примерно через 15 минут после ретроактивации произошел ожидаемый обрыв связи, поскольку капсула Комарова вошла в ионизационный слой. Уже после того, как поступило известие, что Комаров успешно выполнил процедуру возвращения в атмосферу, генерал Каманин с группой офицеров ВВС срочно вылетели на аэродром и вылетели на самолете Ильюшин Ил-18, чтобы взять курс на предполагаемую посадку. место, которое было резервной точкой приземления для миссии, примерно в 67 км к востоку от Орска, далеко к западу от запланированного места для управляемого входа в атмосферу. Сам Орск был небольшим городом примерно в 2000 км к северо-востоку от Евпатории. По данным баллистики, «Союз-1» должен был приземлиться в 06:24 мск. Впечатления Каманина от полета над Орском были острые:

…Мы уже над Орском. Я был в этом городе несколько раз, всегда было пыльно и неуютно. И сейчас мне это кажется еще более неприятным, чем обычно: бесконечные ряды стандартизированных домов, десятки сильно дымящихся растений, отсутствие зелени и воды и огромные клубы пыли. Нет, он меня точно не любит, этот Орск. Но мы здесь не задержимся: «Союз-1» приземлился в 06:24 по московскому времени, а сейчас 08:25 — за эти два часа «Комаров», наверное, уже доставили на городской аэродром… 14

Посадка

После того, как наземный контроль определил место посадки, резервная поисково-спасательная служба в городе Оренбург (примерно в 250 км к северо-западу от Орска) была задействована для обнаружения спускаемого аппарата. Утро на месте приземления было прекрасным и солнечным, видимость была очень хорошей. Один из спасателей Иосиф Давыдов позже вспоминал, что:

Командир одного из поисковых самолетов Ан-12 доложил командиру вертолета, что видит в воздухе «Союз-1». Все участники группы немедленно оказались у окон. Но мы не могли видеть спускаемый модуль в воздухе. Командир вертолета начал стремительное снижение. Затем вертолет резко повернул вправо, и многие члены группы увидели [десантный модуль] внизу, в зеленом поле. Он лежал на боку, и рядом с ним виднелся парашют. А потом [внезапно] сработали двигатели мягкой посадки [и начался пожар]. Это встревожило специалистов на вертолете, ведь двигатели должны были включаться всего через 9 минут.0088 до приземление [десантного модуля], прямо над землей. 15

Первый вертолет приземлился в 70–100 метрах от капсулы, которую теперь окружало облако черного дыма. Пожар внутри машины все еще был очень сильным; днище корабля с его двигателями мягкой посадки фактически полностью прогорело. Свидетели утверждали, что на землю падали потоки расплавленного металла. Наряду с пенными огнетушителями спасатели по прибытии к капсуле использовали землю вокруг корабля для тушения пожара. Давыдов отметил, что «машина была полностью уничтожена при тушении пожара, а место имело вид небольшого земляного холмика, под козырьком которого находилась крышка люка-проходки». 16

Тем временем Каманин приземлился в аэропорту Орска примерно через два часа после падения корабля «Союз-1», полностью ожидая встречи с Комаровым. Выйдя из своего самолета, он не заметил никакой активности в аэропорту. Как он писал позже, «тревога закралась в мое сердце».

Спасательная служба первоначально общалась по открытому каналу с наземными диспетчерами в Москве, Тюра-Таме и Евпатории, хотя они говорили шифром. Как только спасатели увидели корабль на земле и горящий, один из пилотов загадочно сообщил: «Я вижу объект, космонавту требуется срочная медицинская помощь в полевых условиях». 17 В этот момент, возможно, чтобы предотвратить слухи, поисковая служба прекратила всякую связь с тремя центрами управления. В течение следующих нескольких часов новостей с сайта не было, так как Мишин, Керимов и другие с нетерпением ждали хоть какой-нибудь новости.

Тем временем Каманин приземлился в аэропорту Орска примерно через два часа после падения «Союза-1», полностью ожидая встретить там Комарова. Выйдя из своего самолета, он не заметил никакой активности в аэропорту. Как он писал позже, «тревога закралась в мое сердце». 18 Ему сказали, что корабль приземлился в 65 км, горит, космонавта не нашли. Поступило еще одно сообщение, что Комаров был ранен, но жив в госпитале в городе в 20 километрах от места приземления. Каманин решил немедленно вылететь в район крушения на вертолете, хотя ему было приказано дождаться звонка из Москвы, чтобы сообщить о состоянии Комарова. Когда Каманин взлетел на вертолете и направился к месту приземления, в центрах управления возникла полная неразбериха. Куратор космической программы Дмитрий Устинов, находившийся в центре управления полетами ЦНИИмаша в подмосковных Подлипках, отчаянно нуждался в информации. Он начал обзванивать по специальным линиям различных партийных аппаратчиков в Оренбурге и Орске, но ни до кого не мог дозвониться. Хотя аппарат приземлился в 6 часов 24 минуты, Устинов не получил никакой информации о состоянии космонавта в течение следующих трех с половиной часов. 19

Во всей этой неразберихе пилот вертолета Каманина, не зная точных координат посадки, по-видимому, заблудился по пути к месту приземления. То, что должно было занять 25–30 минут, заняло полтора часа. Когда Каманин прибыл на место, спускаемый аппарат корабля «Союз-1» все еще горел. Он был не первым высокопоставленным должностным лицом космической программы, прибывшим на место происшествия. Первым туда прибыл директор Института космических исследований Академии наук академик Георгий Петров, который руководил работой по оценке ситуации. Космонавта по-прежнему не было видно. Местные жители, столпившиеся вокруг обломков, сообщили, что корабль падал на Землю с огромной скоростью, а парашют крутился и не наполнялся воздухом. Они подтвердили наблюдения поисково-спасательной службы о том, что в момент приземления было несколько взрывов, за которыми последовал пожар. Каманин вспоминает:

Беглый осмотр корабля убедил меня, что Комаров мертв и все еще находится в остатках того, что когда-то было его кораблем. Я приказал разобрать завалы на земле и найти тело Комарова. Одновременно я отправил генерала Цедрика на вертолете, а подполковника Обельчака на автомобиле в местный госпиталь для проверки рассказа о раненом космонавте. Через час раскопок [т. е. около 9 часов 30 минут] среди останков корабля мы обнаружили тело космонавта Комарова. Сначала было трудно разобрать, где голова, где руки и ноги. Судя по всему, Комаров погиб при ударе корабля о грунт, и огонь сжег его тело в небольшой обожженный комочек размером от 30 до 80 сантиметров. 20

Найти тело было непростой задачей. Один из спасателей вспоминал, что:

Медики группы приступили к работе — сгребли верхний слой грязи с вершины насыпи с крышки люка. После удаления грязи и некоторых частей приборов и оборудования тело космонавта было обнаружено лежащим в центральном кресле. Медики счистили с головы грязь и остатки сгоревшего шлема телефона. Они констатировали смерть от множественных травм черепа, спинного мозга и костей. 21

Тем временем Каманин вылетел обратно в Орск и позвонил секретарю ЦК Устинову и передал следующее короткое сообщение:

Я был на месте. Космонавт Комаров погиб, корабль сгорел. Основной парашют корабля не раскрылся, а запасной парашют не наполнился воздухом. Корабль ударился о землю со скоростью 35–40 метров в секунду; после удара произошел взрыв двигателей мягкой посадки и начался пожар. О судьбе космонавта раньше сообщить не мог, так как никто ничего не видел, а мы за это время потушили пожар на корабле, засыпав его грязью. Только после проведения раскопок удалось найти тело Комарова. 22

Останки Комарова извлекли из-под обломков и отправили в Орск. Через три часа к месту приземления прибыли Келдыш, Тюлин, Руденко и другие члены Государственной комиссии. Вскоре прибыл и Гагарин, прилетевший из Евпатории.

В полдень 24 апреля Устинов позвонил Генеральному секретарю СССР Леониду Брежневу, находившемуся на международной конференции коммунистических партий в Карловых Варах, Чехословакия, и сообщил информацию об аварии. Устинов также редактировал сообщение ТАСС, опубликованное после полных 12 часов молчания с момента приземления. 23 Официальная версия заключалась в том, что, хотя полет до входа в атмосферу был бессобытийным, Комаров «полностью выполнил запланированную программу работы системы нового корабля, а также запланированные научные эксперименты». Кроме того, «при раскрытии купола основного парашюта на высоте семь километров, по предварительным данным, в результате перекручивания верхней стропы парашюта космический корабль спускался с большой скоростью, что явилось причиной смерти В. М. Комарова». Это было не совсем так, поскольку, как позже выяснили следователи, ни основной, ни запасной парашюты вообще не работали. В сообщении говорилось, что «безвременная кончина выдающегося космонавта-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является большой утратой для всего советского народа». 24

Дочь Комарова, Ирина Владимировна, вспоминала в интервью 2013 года, что семья знала, что что-то не так, когда отключились домашние телефоны. Когда появилась жена товарища-космонавта Константина Феоктистова, чтобы выразить поддержку, ее мать начала «трясти».

Во второй половине дня к месту падения в сопровождении агентов КГБ прибыли члены Государственной комиссии Керимов и Келдыш, а также главные конструкторы Мишин, Федор Ткачев (специалист по парашютам) и Гай Северин (скафандры). Вскоре прибыли старшие инженеры ЦКБЭМ, в том числе заместитель главного конструктора Павел Цыбин, и специалисты, занимавшиеся разработкой «Союза», для каталогизации и осмотра всей посадочной площадки. Прославленный летчик-испытатель и гражданский космонавт Сергей Анохин, прибывший одним из первых на место крушения, позже сказал Чертоку: «Я не могу вам передать, сколько сгоревших самолетов я видел во время войны… но не было никакого сравнения с тем, что мы видели». видел там. Перекись водорода оказалась гораздо страшнее бензина». 25

Останки Комарова в гробу доставили обратно в Москву, прибыв через час после полуночи 25 апреля. На борту самолета находились Келдыш, Каманин и другие космонавты, прошедшие подготовку к полету: Быковский, Гагарин, Горбатко, Хрунов, Кубасов, Николаев. и Елисеев. В Москве в аэропорту их встретила вдова Комарова Валентина Яковлевна Комарова. Семья Комарова, по сути, находилась в неведении на протяжении большей части миссии. 24 апреля в Москве был пасмурный день, и дочь Комарова Ирина Владимировна вспоминала в интервью 2013 года, что семья знала, что что-то не так, когда пропали телефонные линии в жилых домах. Когда появилась жена товарища-космонавта Константина Феоктистова, чтобы выразить поддержку, ее мать начала «трясти». Когда начался сильный дождь, к их дому подъехала черная «Волга», из нее вышел трехзвездный генерал и постучал в дверь. Ирина помнит, как мать задала всего один вопрос «Вы уверены?», на что мужчина ответил: «Да, абсолютно уверен». 26

Останки Комарова прибыли в Москву на борту самолета Ильюшин Ил-18. Ранее главнокомандующий ВВС красных маршал Константин Вершинин позвонил Каманину, когда тот еще находился на месте крушения, чтобы узнать, можно ли открыть гроб для похорон. Каманин сказал, что это невозможно, что единственный немедленный выход — кремация. Вершинин настоял, чтобы останки хотя бы сфотографировали перед кремацией. По прибытии в Москву ранним утром 25 апреля останки Комарова были доставлены в морг больницы им. Бурденко в Москве, куда прибыл маршал Вершинин. Гроб открыли и, как позже вспоминал Каманин, «на белом атласе лежало то, что еще недавно было космонавтом Комаровым, а теперь превратилось в бесформенный черный комок. Гагарин, Леонов, Быковский, Попович и другие космонавты подошли к гробу и очень грустно осмотрели останки своего друга». 27

Затем останки были кремированы, а к 10:00 урна с телом Комарова была выставлена ​​на всеобщее обозрение в Краснознаменном зале Центрального дома Советской Армии (ЦДА) для скорбящих. С 12:00 до 22:00 непрерывным потоком шли люди, чтобы отдать последний долг. На следующий день советская партия и правительство устроили ему государственные похороны со всеми почестями, а его прах, как и прах Королева, был захоронен в Кремлевской стене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 homyrouz.ru — Банкетный зал Хоми Роуз. All rights reserved.