Скульптура раннего Возрождения в Италии
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Находившаяся в эпоху средневековья в состоянии полной зависимости от архитектуры, скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоятельное значение. Как равноправный компонент она входит в архитектурные ансамбли на основе содружества, но не подчинения архитектуре. Освобождаясь от сковывающего ее религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, человеку. Наряду с сохраняющими свое значение образами христианской мифологии и античности объектом изображения скульпторов оказываются теперь и живые люди, герои современности. Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, украшающие площади городов. Значительно изменяется характер декоративного рельефа, образные возможности которого расширяются в связи с использованием приемов живописно-перспективного изображения и новых материалов, в частности полихромной керамики.
Гиберти. Сотворение Адама и Евы,
1425-1452, Баптистерий, Флоренция
Гиберти. Авель и Каин,
1425-1452, Баптистерий, Флоренция
Скульптура раньше живописи прочно встает на новый путь развития, что объясняется тем местом, которое она занимала в средневековых культовых сооружениях. При больших постройках создавались мастерские, которые готовили скульпторов-декораторов, проходивших здесь хорошую подготовку, знакомясь с архитектурой, со строительным и ювелирным делом. Все эти познания помогали в работе над монументальной пластикой, отличавшейся особой тщательностью исполнения.
Гиберти. В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 века – Лоренцо Гиберти (1378–1455), в искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму. Вся его творческая жизнь по существу была посвящена решению единственной проблемы – созданию живописного монументального декоративного рельефа.
Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия.Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 году первое место в конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет (1404–1424). Каждая из двадцати восьми рельефных композиций этих дверей была исполнена на религиозный сюжет и вписывалась в квадрифолии (четырехлистниковые обрамления), еще связанные своей замысловатой колючей формой с готической традицией. Внутренние ритмы круглящихся линий композиций вторят обрамлениям, подчеркивая декоративность общего решения. В этих рельефах сделаны лишь первые шаги на пути оптического завоевания пространства.
Донателло. Давид, около 1430 года,
Национальный музей, Флоренция
Донателло. Аллегория Эроса, 1430-е,
Национальный музей, Флоренция
Совершенно иной характер носили восточные двери баптистерия (1425–1452), также исполненные Гиберти, которые стали одной из достопримечательностей Флоренции; «Врата рад» назвал их Микеланджело. Вместо измельченных готических квадрифолиев эти двери украшают десять крупных, вписанных в прямоугольные поля многофигурных рельефов, уподобленных сложным многоплановым живописным композициям («Встреча царя Соломона с царицей Савской», «Сотворение Адама и Евы» и др.). Лирическая красота образов, правильность пропорций фигур, живое изящество форм и линий, богатство пейзажных и архитектурных фонов, сочность растительных орнаментов обрамления – все это составляет единый ансамбль нового, реалистического искусства. И только некоторые композиционные приемы, в частности включение нескольких сюжетов в каждое поле, сближают рельефы восточных дверей с искусством прошлого.
Донателло. Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло (около 1386 – 1466, полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди). Широтой своих исканий и разносторонностью таланта он оказал огромное воздействие на последующее развитие европейской пластики. Донателло прошел сложный творческий путь, снискав громкую прижизненную славу.
Донателло обучался в мастерской Гиберти, где на его глазах создавались рельефы северных дверей баптистерия. Быстро сформировавшись как художник, он начал работать самостоятельно. Его ранние произведения носят отпечаток готических влияний, в дальнейшем Донателло создает образы остроиндивидуальные, подчеркивает выразительность в самых неправильных чертах. Его самобытный талант проявился в скульптурах, украшающих церковь Ор-Сан-Микеле во Флоренции. Поставленные, согласно установившейся традиции, в нишах средневековой постройки, пластически самостоятельные, статуи Донателло обнаруживают свой гуманистический характер. С особой полнотой это видно в мраморной статуе святого Георгия (1417, Флоренция, Национальный музей). Закованный в доспехи, стройный, с одухотворенным лицом, настороженным взглядом, он воплощает идеал героической личности, созвучной эпохе, исполнен самосознания, спокоен и бесстрашен.
Конная статуя кондотьера Гаттамелате,
1447-1453, Падуя
Статуя Эразмо да Нарни (Гаттамелата),
1447-1453, Падуя
Более характерны и индивидуальны образы статуй пророков, исполненных для украшения кампанилы (колокольни) Флорентийского собора.
Простонародны их лица, тяжеловесны фигуры в длинных одеяниях, едва умещающиеся в нишах. Некоторые из них имели портретное сходство с современниками. Форма тыквообразной головы пророка Иова, яркая индивидуализация черт его лица породили прозвище этой статуи – «Цукконе» (тыква). Обобщенно и смело трактованы складки его плаща, подчеркивающего движение и выявляющего компактность фигуры. Мощная пластика акцентирует самостоятельное значение статуи.Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуарного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения – «Давид» (1430–1440-е годы, Флоренция, Национальный музей). Украсившая фонтан внутреннего двора палаццо Медичи бронзовая статуя воспринималась в пространстве с разных точек зрения. Юный пастух, победитель великана Голиафа, представлен, по примеру античных героев, обнаженным. Угловатая фигура подростка дана в состоянии покоя, отдыха после напряженного боя. Тень от широкополой пастушеской шляпы падает на его спокойно-задумчивое лицо, усиливая сосредоточенность выражения.
Роббиа Андреа. Мадонна в розах
1455, Музей Барджелло, Флоренция
Роббиа Лука. Мадонна с младенцем
1450-е, Музей Барджелло, Флоренция
Поездка Донателло в Рим способствовала еще большему осмыслению им античного искусства, традиции которого находят претворение в рельефах кафедры Флорентийского собора (1433–1439). Этот легкий, гармоничный и цельный фриз, составленный из фигурок танцующих путти (младенцев-ангелов), радостных и ликующих, пронизан единым стремительным ритмом движения. Возможно, античный памятник Марку Аврелию вдохновил Донателло на создание конной статуи кондотьера (наемного военачальника) Эразмо да Нарни, прозванного Гаттамелатой (1447–1453), Этот первый конный памятник в искусстве Возрождения, посвященный выдающейся личности, получил совсем иную, чем в античности, трактовку. Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа в руке жезл командующего. В его лице, умном и суровом, – черты несомненного портретного сходства, выражение непреклонной воли и энергии. Фигура кондотьера Гаттамелаты воспринимается в неразрывном единстве с медленно шествующим коном, отяжеленные формы которого словно подчеркивают силу всадника. Поставленный перед церковью Сант-Антонио в Падуе, монумент не только сохраняет свою значительность в соседстве со зданием храма, но и организует весь ансамбль площади.
Здесь же в Падуе, в церкви Сант-Антонио, находится алтарь, исполненный Донателло. Его рельефы на сюжеты из жизни святого Антония представляются одним из высочайших достижений этого вида скульптуры. В сложные многофигурные композиции с архитектурными фонами включено невиданное доселе множество действующих лиц, переданы их чувства и переживания. Широтой охвата жизненных явлений эти рельефы, по существу, могут соперничать с живописью.
Творчество Гиберти Лоренцо ►
Творчество и скульптуры Донателло ►
История зарубежного искусства ►
Скульптура эпохи Возрождения: описание и фото
Скульптура Возрождения прошла долгий и непростой путь от робких попыток Бенедетто Антелами внести в свои работы индивидуальность, характерность и нестандартность, до блестящих и безупречных работ «создателя Ватикана» Микеланджело Буонаротти.
Если в средние века скульптура была неразрывно связана с архитектурой и как отдельное искусство даже не рассматривалось, то с началом эпохи возрождения начинается медленный, но верный процесс отделения скульптуры, высвобождение его от зависимости от архитектурных задумок. Скульптуры постепенно «отодвигаются» от стен храмов, от рельефов и портиков, становясь самостоятельным, самодостаточным искусством.
Эпоха Возрождения делится на три периода, первый из которых берет свое начало еще в 13 веке, а последний заканчивает 16 век.
Творчество Бенедетто принадлежит романской эпохе. Однако в его работах (рельефы Пармского собора) уже угадывается стремление вырваться из тесных рамок канонического средневековья. Его скульптуры еще непропорциональны, просты, но в лицах можно разглядеть попытку передать интеллект, творческое начало и красоту человека.
Традицию подхватили скульпторы Пизано и ди Камбио. Их скульптуры — это не просто поиски новой эстетики, искания связаны с лучшими образцами античной древности, стремление вернуться к которым и породило революцию во взгляде на красоту.
Скульптуры Верроккьо и Донателло окончательно «оторвались» от стен и представляют собой самостоятельные произведения искусства.
Библейский Давид в исполнении учителя великого Леонардо (Андреа Верроккьо) — нескладный, угловатый подросток, изумленный своей собственной победой над великаном, гордо попирает ногой голову поверженного врага. На лице героя едва уловимая улыбка, а детские кудри и нарочито «героическая» поза вызывает умиление. Мастер изобразил юношу с непростым подростковым характером. Самоуверенного, бунтарского склада. Работа получилась реалистичной как по внешнему виду, так и по внутреннему содержанию. Здесь нет и тени средневекового пафоса, патетики. Здесь автор любуется обычным мальчиком, который оказался героем.
Именно Донателло первым создал обнаженную скульптуру Возрождения. До него ни один мастер не осмеливался так близко подойти к античным образцам, привнеся в них христианскую добродетель. Давид Донателло — также нескладен и несколько угловат. Пропорции тела трактуются достаточно мягко, герой лишен выраженной мускулатуры. Выбранная автором поза героя свободна, расслаблена. Это поза скорее греческого бога, нежели библейского персонажа. Известно, что для своего времени скульптура была настолько смела, что заказавшие ее Медичи предпочли установить ее во дворе своего дома, подальше от чужих глаз.
Стремительное развитие искусства, и скульптуры в частности, происходило на рубеже 15 и 16 веков, когда большое строительство развернулось в Риме, Флоренции, Венеции и других крупных городах Италии. Этот период, который носит гордое название «Высокого Возрождения», связан, в первую очередь, с именем Микеланджело.
Работы гениального мастера восхищали современников ничуть не меньше, чем современного зрителя. После того, как публика увидела скульптуру «Умирающий раб», в обществе поползли слухи, что был замучен натурщик, чтобы страдания можно было изобразить вернее.
Микеланджело прославился своими скульптурами, украшающими Ватикан, Рим, Флоренцию. Его работа «Пьета» — вершина мировой скульптуры, проявление гениальных способностей. Герои гения страдают, размышляют, ликуют. В них столько содержания, энергии и глубины, что любование великолепными работами гения не прекратится, вероятно, никогда. Подробнее с работами мастера можно ознакомиться здесь.
Какие самые известные скульптуры эпохи Возрождения?
Невероятная эпоха Возрождения охватила период с 15 по 17 века. В этот знаменательный исторический период в Европе произошел настоящий расцвет искусств. Художники и дизайнеры совершили прорыв во всех дисциплинах, особенно в живописи, скульптуре и архитектуре. С тех пор скульптура эпохи Возрождения оставалась особенно значимой на протяжении всей истории искусства, потому что она прославляла и превозносила анатомию человеческого тела так, как никогда раньше не было видно ни в одной форме искусства. Это самые захватывающие и впечатляющие скульптуры эпохи Возрождения, многие из которых сегодня являются уважаемыми религиозными иконами и всемирно известными туристическими достопримечательностями.
1.
Врата Рая, 1425-1452 Лоренцо Гиберти
Потрясающе богато украшенные резные двери, сделанные итальянским скульптором Лоренцо Гиберти для дверей баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, являются одной из самых ранних и самых знаменитых скульптур эпохи Возрождения. Серия из десяти панелей с ослепительными подробностями иллюстрирует истории христианского Ветхого Завета. На их выполнение художник потратил более 20 лет. Один из комментаторов заметил, что после того, как они были обнародованы, «ничего подобного раньше не делалось на земном шаре, и через них повсюду сияет имя человека».
2.
Давид, 1430-е, Донателло
Итальянский скульптор Донателло при жизни создал две скульптуры Давида из библейской сказки о Давиде и Голиафе: одну в 1408 году и более позднюю версию в 1430-х годах. Это была вторая из двух работ, выполненных по заказу семьи Медичи, что закрепило место скульптора в истории. Одна из причин ее значения заключалась в том, что скульптура была первой отдельно стоящей бронзовой статуей всего Возрождения. Впоследствии это вдохновило очень многих художников последовать их примеру. Еще одной причиной его важности был уровень реализма художника при изображении Давида. Он показывает его как обычного молодого человека, ростом около 5 футов 5 дюймов, стройного телосложения, в одних ботинках и шляпе, небрежно опирающегося на одну ногу.
3.
Давид, 1501-1504, Микеланджело
Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейВ то время как Давид Донателло вошел в историю благодаря своему реалистичному натурализму, Микеланджело пошел еще дальше. Он превратил скромного Давида в идеализированного колоссального героя ростом 14 футов. Таков был уровень мастерства, вложенный в потрясающе настоящую мраморную скульптуру Микеланджело, историки искусства теперь считают ее одной из самых известных и культовых скульптур всех времен. Первоначально Микеланджело сделал David для крыши Собора Оперы дель Дуомо во Флоренции. Но его покровители были настолько впечатлены, что выставили скульптуру за пределами Палаццо Веккьо, ратуши, на площади Синьорина на всеобщее обозрение. Здесь он стал гордым символом свободы флорентийского народа. Его даже прозвали «гигантом».
4.
Пьета, 1498-1500, Микеланджело
Еще одним шедевром Микеланджело, созданным всего несколькими годами ранее, является его Пьета, 1498-1500. Эта эмоционально резонансная скульптура изображает мертвого взрослого Христа, лежащего на коленях Марии. Кардинал Жан де Бильер попросил Микеланджело изготовить скульптуру для боковой капеллы Старого собора Святого Петра в Риме. Необработанное, эмоциональное воздействие скульптуры положило начало зрелой карьере Микеланджело в Италии эпохи Возрождения.
5.
Персей с головой Медузы, 1545-1554, Бенвенуто Челлини
Скульптура позднего Возрождения Бенвенуто Челлини Персей с головой Медузы, 1545-1554, является одним из величайших шедевров эпохи Возрождения. Микеланджело однажды назвал Челлини «величайшим ювелиром, о котором мы когда-либо слышали», и этот бронзовый шедевр, несомненно, является свидетельством его безупречного скульптурного мастерства. На нем изображен Персей, великий герой греческой мифологии, триумфально стоящий с головой Медузы в одной руке и ее обезглавленным телом, распростертым на основании. Сочетание ужасных деталей и театрального героизма в этом публичном произведении принесло Челлини широкое распространение в эпоху Возрождения и за ее пределами.
Западная скульптура | История, художники и факты
Эдмония Льюис: Агарь
См. все СМИ
- Связанные темы:
- Западное искусство
Просмотреть весь связанный контент →
Западная скульптура , трехмерные художественные формы, созданные на территории современной Европы, а затем в неевропейских регионах, где преобладала европейская культура (например, в Северной Америке), начиная с эпохи металлов и до наших дней.
Подобно живописи, западная скульптура имеет тенденцию быть гуманистической и натуралистичной, концентрируясь на человеческой фигуре и человеческом действии, изученном с натуры. В начале истории искусства сложились два основных типа: скульптурный, в котором фигуры изображены кругом, и рельефный, в котором фигуры выступают из земли.
Западная скульптура в античном мире Греции и Рима и от позднего средневековья до конца XIX века дважды подвергалась прогрессивному развитию, от архаической стилизации к реализму; Термин «прогрессивный» здесь означает, что стилистическая последовательность определялась тем, что было ранее известно о изображении человеческой фигуры, причем каждый шаг зависел от предыдущего, а не эстетическим прогрессом или улучшением. Современная критика иногда заявляла, что при переменах многое было потеряно. Во всяком случае, скульпторы Запада внимательно наблюдали за человеческим телом в действии, сначала пытаясь найти его идеальный вид и пропорции, а затем стремясь к драматическим эффектам, героическим и трагическим; еще позже они отдавали предпочтение менее значительным чувствам или, по крайней мере, более знакомым и приземленным предметам.
Доэллинский, раннехристианский, византийский и раннесредневековый периоды противоречили гуманистически-натуралистическим уклонам Греции, Рима и эпохи Возрождения; в 20 веке это противоречие было еще более явным. В 20-м веке произошел переход от гуманистического натурализма к экспериментам с новыми материалами и техниками, а также новыми и сложными образами. С появлением абстрактного искусства понятие фигуры стало охватывать широкий спектр небуквальных представлений; понятие скульптуры было заменено более всеобъемлющей категорией отдельно стоящей скульптуры; и, далее, появились новые виды, в том числе кинетическая скульптура, в которой элементом дизайна считается фактическое движение частей или всей скульптуры, и экологическая скульптура, в которой художник либо изменяет данную среду, как если бы она была своего рода среда или обеспечивает в самой скульптуре среду, в которую может войти зритель.
Культуры европейского века металла
Эгейское и Восточное Средиземноморье
Эгейская цивилизация — это общий термин для доисторических культур бронзового века в районе Эгейского моря, охватывающий период с ок. 3000 г. до н.э. до ок. 1100 г. до н.э., когда железо стало широко использоваться повсюду. С самых ранних времен эти культуры делятся на три основные группы: (1) минойская культура (в честь легендарного царя Миноса) Крита, (2) кикладская культура Кикладских островов и (3) элладская культура материковой Греции ( Эллада). Для удобства каждая из трех культур разделена на три фазы: раннюю, среднюю и позднюю, в соответствии с фазами бронзового века. Культура Кипра в восточном Средиземноморье, хотя и началась несколько позже, чем культура Эгейского моря, пришла к ним параллельно к среднему бронзовому веку. Фаза позднего бронзового века на материке обычно называется микенской в честь Микен, главного памятника позднего бронзового века на материковой части Греции.
Первым центром сложной цивилизации в районе Эгейского моря, с большими городами и дворцами, утонченным искусством, развитой торговлей, письменностью и использованием камней-печатей, был Крит. Здесь с конца 3-го тысячелетия до н. э. возникла очень своеобразная цивилизация, во многом обязанная более древним цивилизациям Египта и Ближнего Востока, но оригинальная по своему характеру.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Критская (минойская) цивилизация начала распространяться к концу раннего бронзового века через Эгейское море на острова и материковую часть Греции. В эпоху поздней бронзы, начиная с середины XVI века, по всей территории Эгейского моря встречается цивилизация, более или менее однородная внешне, но демонстрирующая местные различия. Со временем люди, несущие эту цивилизацию, распространили колонии на восток до Кипра и других мест на южном и западном побережьях Малой Азии вплоть до Сирии, а также на запад до Тарента в южной Италии и даже, возможно, до Сицилии.