Скульптура эпохи Возрождения: описание и фото
Скульптура Возрождения прошла долгий и непростой путь от робких попыток Бенедетто Антелами внести в свои работы индивидуальность, характерность и нестандартность, до блестящих и безупречных работ «создателя Ватикана» Микеланджело Буонаротти.
Если в средние века скульптура была неразрывно связана с архитектурой и как отдельное искусство даже не рассматривалось, то с началом эпохи возрождения начинается медленный, но верный процесс отделения скульптуры, высвобождение его от зависимости от архитектурных задумок. Скульптуры постепенно «отодвигаются» от стен храмов, от рельефов и портиков, становясь самостоятельным, самодостаточным искусством.
Эпоха Возрождения делится на три периода, первый из которых берет свое начало еще в 13 веке, а последний заканчивает 16 век.
Творчество Бенедетто принадлежит романской эпохе. Однако в его работах (рельефы Пармского собора) уже угадывается стремление вырваться из тесных рамок канонического средневековья. Его скульптуры еще непропорциональны, просты, но в лицах можно разглядеть попытку передать интеллект, творческое начало и красоту человека.
Традицию подхватили скульпторы Пизано и ди Камбио. Их скульптуры — это не просто поиски новой эстетики, искания связаны с лучшими образцами античной древности, стремление вернуться к которым и породило революцию во взгляде на красоту.
Скульптуры Верроккьо и Донателло окончательно «оторвались» от стен и представляют собой самостоятельные произведения искусства.
Библейский Давид в исполнении учителя великого Леонардо (Андреа Верроккьо) — нескладный, угловатый подросток, изумленный своей собственной победой над великаном, гордо попирает ногой голову поверженного врага. На лице героя едва уловимая улыбка, а детские кудри и нарочито «героическая» поза вызывает умиление. Мастер изобразил юношу с непростым подростковым характером. Самоуверенного, бунтарского склада. Работа получилась реалистичной как по внешнему виду, так и по внутреннему содержанию. Здесь нет и тени средневекового пафоса, патетики. Здесь автор любуется обычным мальчиком, который оказался героем.
Именно Донателло первым создал обнаженную скульптуру Возрождения. До него ни один мастер не осмеливался так близко подойти к античным образцам, привнеся в них христианскую добродетель. Давид Донателло — также нескладен и несколько угловат. Пропорции тела трактуются достаточно мягко, герой лишен выраженной мускулатуры. Выбранная автором поза героя свободна, расслаблена. Это поза скорее греческого бога, нежели библейского персонажа. Известно, что для своего времени скульптура была настолько смела, что заказавшие ее Медичи предпочли установить ее во дворе своего дома, подальше от чужих глаз.
Стремительное развитие искусства, и скульптуры в частности, происходило на рубеже 15 и 16 веков, когда большое строительство развернулось в Риме, Флоренции, Венеции и других крупных городах Италии. Этот период, который носит гордое название «Высокого Возрождения», связан, в первую очередь, с именем Микеланджело.
Работы гениального мастера восхищали современников ничуть не меньше, чем современного зрителя. После того, как публика увидела скульптуру «Умирающий раб», в обществе поползли слухи, что был замучен натурщик, чтобы страдания можно было изобразить вернее.
Микеланджело прославился своими скульптурами, украшающими Ватикан, Рим, Флоренцию. Его работа «Пьета» — вершина мировой скульптуры, проявление гениальных способностей. Герои гения страдают, размышляют, ликуют. В них столько содержания, энергии и глубины, что любование великолепными работами гения не прекратится, вероятно, никогда. Подробнее с работами мастера можно ознакомиться здесь.
muzei-mira.com
Скульптура эпохи возрождения
Этот нелегкий путь скульптуры эпохи Возрождения… От Бендетто Антеллами — одного из немногих известных нам скульпторов Средневековья, до Микеланджело Буонаротти — великого мастера, получившего признание и при своей жизни, и в настоящее время. Давайте немного окунемся в ту эпоху, проследим за развитием скульптуры как искусства.
Скульптура в начале Возрождения
Время Возрождения делится на три периода, первый начинается в XIII веке, последний же – завершает XVI век.
В Средневековье скульптура не считалась искусством. Дело в том, что она была ремеслом, зависимым от архитектуры, и как искусство не воспринималось. Все стало меняться в эпоху Возрождения, когда скульптура постепенно выходит из рамок архитектуры. Скульпторы медленно, но уверенно начинают работать самостоятельно, без привязки к строительству и связанными с ним барельефами, колоннами и другими архитектурными изысками того времени.
Скульптор Бендетто Антеллами работал в романском стиле, характерном для его времени, но уже в его работах видно желание вырваться из узких границ зодчества средних веков. Его работы довольно просты, но заметно стремление автора передать изящество и красоту людей, вне зависимости от места расположения или назначения работы.
Его опыт продолжили мастер Никколо Пизано и его ученик — Арнольфо ди Камбио. Работая над своими произведениями, эти скульпторы задавались целью изменить общепринятые в то время идеалы красоты. Их скульптуры – это поиск нового в забытых работах античности.
Работы Андреа дель Веррокьо, учеником которого был Микеланджело, и Донателло — уже вполне самостоятельные произведения, которые совершенно вышли из рамок архитектуры средних веков.
Середина эпохи-развитие скульптуры как искусства
Известная скульптура авторства Андреа дель Верроккьо — подросток Давид из Библии. Итальянский скульптор изобразил молодого пастушка, попирающего ногой голову великана Голиафа. Поза его выражает одновременно и гордость и удивление своей победой. Улыбка, прическа, горделивая осанка – это все вызывает улыбку наблюдателя. Статуя вышла простой, реалистичной, без патетики, свойственной средневековым авторам.Этот же библейский персонаж, но работы уже другого итальянского скульптора – Донателло. Давид изображен легким ,расслабленным. Поза больше подходит для античного бога, чем пастушка из Библии.
Это был первая обнаженная статуя в то время. Семья Медичи, покровительствующая художникам и архитекторам Возрождения, и бывшая заказчиком этой скульптуры, увидев результат работы Донателло, «спрятала» скульптуру подальше от любопытных глаз соседей и знакомых, во дворе своего дома.
Скульптуры Микеланджелло
Скульптурами этого мастера восхищались в его эпоху так же, как и в настоящее время. Ходили слухи, что для своих работ автор замучил живого натурщика, чтобы натуральнее изобразить осанку и пластику скульптуры. Это говорили те, кто видел его «Умирающего раба», работу из целого цикла скульптур, предназначенных для установки в гробнице Папы Римского Юлия II.
Этот автор известен своими работами, которые украшают Рим, Флоренцию, Ватикан. На его произведения приезжают смотреть и ценители искусства, и люди, далекие от этого. Работы его не могут оставить равнодушными никого.
Единственная работа мастера, которую он подписал, и которая является вершиной его творчества — «Оплакивание Христа», изображение Мадонны, держащей на руках безжизненного Иисуса. Микеланджело выполнил эту скульптуру, одновременно и цельной и показывающей нам противоположности: живое и мертвое, горизонтальное и вертикальное, обнаженное и закрытое.
Очень кратко мы прошлись по основным представителям искусства скульптуры этого времени, проследили за становлением скульптуры как самостоятельной категории, вышедшей за рамки архитектуры. Безусловно, одним из величайших мастеров считается Микеланджело, художник и скульптор, гений своего времени. Любоваться его работами можно бесконечно.
gogetart.art
Донателло, конная статуя. Скульпторы эпохи Возрождения. Памятник Гаттамелате
Эпоха итальянского Возрождения во многом была подобна глотку свежего воздуха после тяжести и мрачности Средневековья. Страна, бывшая наследницей Священной Римской империи, полностью оправдала этот свой статус, подарив миру огромное число гениальных творцов. Итальянский Ренессанс стал временем расцвета всех видов искусств, от архитектуры до музыки. Одно из ведущих мест в этом процессе по праву занимала скульптура. А главным творцом, на многие десятки лет определившим развитие скульптуры, был великий Донателло. Но обо всем по порядку.
Очнувшаяся после долгого сна
В эпоху Средневековья скульптура была неотъемлемой частью архитектуры и не мыслилась как отдельное направление искусства. С началом Возрождения все меняется: она начинает выступать в архитектурных ансамблях в качестве дополняющих, но все же отдельных элементов. Одна из первых среди множества ответвлений искусства скульптура повернулась лицом к реальности и жизни простых смертных, отходя от религиозного содержания. Безусловно, христианские сюжеты остаются в центре внимания художников, однако все чаще они обращаются к современникам.
Появляются новые жанры: развивается портрет, возникают конные статуи. Скульптура становится центральной частью архитектурных ансамблей, меняя смысловую нагрузку и расставляя акценты – отходя от второстепенной роли. Возникают новые материалы. На смену дереву приходит мрамор и бронза. В Северной Италии в большом количестве изготавливались терракотовые статуи (из обожженной глины). С подачи Лоренцо Гиберти начинает распространяться техника глазурованной терракоты. Быстро полюбилась мастерам и бронза с ее внушительным набором преимуществ перед прочими материалами.
Скульпторы эпохи Возрождения
Уже названный Лоренцо Гиберти трудился в XV веке и был среди первых творцов, обратившихся к реализму. Центральное место в его деятельности на протяжении всей жизни (1378–1455) занимала проблема создания живописного монументального рельефа. Более двадцати лет Гиберти трудился над северными дверями флорентийского баптистерия. В рельефных композициях, созданных мастером, сквозило наследие готического стиля: угловатость обрамлений и вторящий им ритм композиции отсылает именно к этой традиции. В то же время ощущается в работе и новое виденье пространства, свойственное уже эпохе Возрождения.
Реалистичная манера в полную силу развернулась на восточных дверях баптистерии, над которыми Гиберти трудился еще двадцать лет. Изображенным сюжетам присуща красота и особая живость: фигуры пропорциональны, ландшафт изобилует деталями, линии четко выписаны и отличаются изяществом. Восточные ворота баптистерия считаются одной из достопримечательностей Флоренции и являются своеобразным символом торжества новых течений в скульптуре над наследием прошлого.
Другим прославленным скульптором Италии эпохи Возрождения был Андреа дель Верроккьо (1435–1488). Он стал первым учителем великого Леонардо да Винчи, показавшим своему ученику многие приемы как в скульптуре, так и в живописи. Впрочем, картин Верроккьо практически не сохранилось, чего нельзя сказать о его скульптурах.
Одно из знаменитых его творений – статуя Давида, для которой, по преданию, моделью был гениальный ученик мастера. Это утверждение, однако, весьма сомнительно. Бесспорно другое — Давид Верроккьо наглядно показывает, где да Винчи взял многие из своих излюбленных приемов: пышные ангельские кудри, особое положение тела и знаменитую полуулыбку.
Главным произведением Верроккьо стал конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони. В статуе отразились многие веяния искусства эпохи Возрождения: стремление передать форму во всей ее полноте, влияние анатомии на скульптуру, желание передать эмоции и движение в застывшей фигуре.
Первый среди равных
Скульпторы эпохи Возрождения со своим поиском нового стиля и обращением к практически забытой Античности все же смотрелись бы как незавершенная картина, не будь среди них Донателло. Великого мастера можно, без сомнения, назвать первопроходцем, столь много нововведений появилось в скульптуре благодаря ему. Без него очень многого лишилась бы эпоха Возрождения: Донателло нашел решение проблемы устойчивой постановки фигуры, научился передавать тяжесть, массу и цельность тела, первый после античных мастеров создал обнаженную статую и стал создавать скульптурные портреты. Он был признанным творцом еще при жизни и повлиял на развитие искусства целой эпохи.
Начало пути
Донателло, биография которого не содержит точной даты рождения (предположительно 1386 год), происходил из семьи ремесленника, чесальщика шерсти. Появился на свет он предположительно во Флоренции или ее окрестностях. Полное имя Донателло – Донато ди Никколо ди Бетти Барди.
Будущий знаменитый итальянский скульптор получил обучение в мастерской Гиберти в то время, когда тот трудился над созданием северных врат баптистерия. Вероятно, именно здесь Донателло познакомился с архитектором Брунеллески, дружбу с которым сохранил на протяжении всей жизни.
Быстрое освоение навыков привело к тому, что уже в 1406 году молодой Донателло получил самостоятельный заказ. Ему поручили создать статую пророка для портала флорентийского собора.
Мраморный Давид
Донателло, работы которого уже в первые годы творчества отражали яркую личность автора, вскоре после выполненного заказа получил новый. В 1407–1408 годах он работал над мраморной статуей царя Давида. Скульптура еще не так совершенна, как более позднее изображение библейского героя, сделанное мастером, но уже в ней отражаются устремления и искания творца. Давид изображен не в классической виде: умудренный опытом царь с лирой или свитком в руках. Но как юноша, только что победивший Голиафа и гордящийся своим подвигом. Статуя напоминает изображения античных героев: Давид упирается одной рукой в бедро, у его ног покоится голова соперника, тело укутывают мягкие складки одежд. И хотя мраморная статуя еще содержит отголоски готики, ее принадлежность к эпохе Возрождения несомненна.
Ор-Сан-Микеле
Донателло работы свои стремился создавать учитывая не только гармонию пропорций и общего построения фигуры, но и особенности места, где статуя будет размещаться. Его творения наиболее выигрышно смотрелись именно там, куда их ставили после завершения. Создавалось впечатление, будто они всегда здесь и находились. При этом творчество Донателло по мере совершенствования таланта все более удалялось от готических канонов и средневекового обезличивания. Создаваемые им образы приобретали яркие индивидуальные особенности, выразительность нередко достигалась за счет неправильных черт.
Все эти нюансы творчества мастера прекрасно заметны в изображениях святых, которые он создал для церкви Ор-Сан-Микеле. Статуи были установлены в нишах, однако казались законченными самостоятельными скульптурами, гармонично вписывающимися в архитектуру церкви и не зависящими от нее. Особо среди них выделяются фигуры Святого Марка (1411–1412) и Святого Георгия (1417). В образе первого Донателло удалось передать неутомимую и бурную работу мысли под покровом полного внешнего спокойствия. При создании статуи мастер обратился к античному способу устойчивой постановки фигуры. Изгибы торса и рук, а также расположение складок одежды – все подчинено этому приему.
Святой Георгий изображен в виде юноши в доспехах, опирающегося на щит, с одухотворенным, полным решимости лицом. Это воплощенный идеал героя, которой в одинаковой мере был созвучен как эпохе, так и самому Донателло.
Бронзовый Давид
Все исследователи сходятся на том, что одним из величайших творений Донателло был Давид, скульптура, отлитая в бронзе (предположительно 1430–1440-е годы). Вазари, первый искусствовед, писал, что заказана она была Козимо Медичи, однако других данных, подтверждающих подобный факт, нет.
Давид – скульптура нестандартная. Продолжая воплощение своего замысла, заложенного еще в мраморном Давиде, Донателло изображает библейского героя молодым с головой только что поверженного Голиафа у ног. Сходство, однако, на этом и заканчивается. Бронзовый Давид не просто молод, он юн. Донателло изобразил его обнаженным, тщательно проработав все изгибы сильного, но еще не до конца сформировавшегося тела мальчика. Из одежды только пастушья шапка с лавровым венком и сандалии с поножами. Для постановки фигуры мастер использовал прием контрапоста. Вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левой же Давид попирает голову врага. Таким приемом достигается ощущение расслабленности позы, отдохновения после схватки. Внутренняя динамика, свойственная фигуре, хорошо читается благодаря отклонению тела от центральной оси скульптуры и расположению меча.
Бронзовый Давид создан как статуя, которую можно рассмотреть со всех сторон. Это была первая обнаженная скульптура со времен Античности. Наследие мастеров Древней Греции и Древнего Рима чувствуется во всей фигуре героя. В то же время черты, присущие скульптуре, наполнены яркой индивидуальностью и являются тем самым воплощением идеалов Ренессанса.
Вдохновленный Вечным городом
До совершенства свои навыки мастер доводил во время поездки в Рим. Из города, хранящего наследие великой империи, Донателло привез глубокое понимание античных канонов и стилистических приемов. Результаты переосмысления древнего греческого и римского искусства Донателло использовал в процессе создания кафедры Флорентийского собора, над которой трудился с 1433 по 1439 года. Вероятно, именно в Вечном городе новый замысел посетил Донателло: конная статуя кондотьера Эразмо да Нарни, по мнению многих исследователей, была задумана после встречи с античным памятником Марку Аврелию.
Герой
Эразмо да Нарни был венецианским кондотьером, наемным военачальником. Его судьба, не отличавшаяся особыми героическими поворотами сюжета, тем не менее вдохновила Донателло. Гаттамелата (в переводе «Медоточивая кошка») – такое прозвище получил кондотьер за мягкость характера и одновременную внимательность и вкрадчивость, напоминавшие поведение кошки на охоте. Он начал свою карьеру с самых низов и, честно служа Флоренции, сумел достичь многого. В последние годы Гаттамелата служил главнокомандующим сухопутными войсками Венецианской республики. После своей смерти кондотьер завещал похоронить его в Базилике дель Санто в Падуе. Умер Гаттамелата в 1443 году.
Триумф Донателло: конная статуя Эразмо да Нарни
Венецианская республика, помня о заслугах военачальника, разрешила его вдове и сыну на свои средства установить памятник кондотьеру. Воплощением этой идеи и занялся Донателло. Конная статуя создавалась им на протяжении десяти лет, с 1443 по 1453 года.
Трехметровая статуя по замыслу мастера была установлена на восьмиметровом постаменте. Размеры скульптуры были результатом определенной идеи Донателло: конная статуя должна была располагаться на фоне громадного собора и только при условии собственной внушительности могла смотреться как цельное и самостоятельное произведение. Памятник размещался таким образом, что создавалось впечатление, будто он покидает собор и неспешно удаляется прочь.
Пьедестал украшен изображениями дверей, приоткрытых с восточной стороны и запертых с западной. Этот символ имеет определенную трактовку: в царство мертвых можно войти, но нельзя из него выйти. Двери напоминают о первоначальном назначении памятника, великолепно исполненным Донателло. Гаттамелата на коне должен был возвышаться на кладбище собора. Памятник был оригинальным кенотафом, надгробием, – и здесь Донателло проявил свою склонность к новаторству.
Человек эпохи
Кондотьер, изображенный Донателло, – уверенный и полный сил, но уже пожилой человек. В левой руке у него жезл, правой он держит поводья. Он воплощает в себе образ героя эпохи Возрождения: не кипящего страстью, но переосмысляющего жизнь – воин-мыслитель, вероятно, вобравший в себя и черты самого Донателло. Статуя кондотьера Гаттамелаты в то же время является прекрасным примером портретного мастерства скульптора. Его лицо нельзя спутать с другими: нос с горбинкой, четкая линия рта, небольшой подбородок и выделяющиеся скулы.
Одеяние военачальника – свидетельство желания придать ему черты героев Античности. Гаттамелата облачен не в современные Донателло одежды, а в доспехи времен Древнего Рима. Предположительно, именно чеканка деталей облачения заняла у мастера наибольшее время. Впрочем, в процессе создания памятника перед Донателло вставало немало задач: необходимо было создать гармоничный переход от фигуры кондотьера к лошади, расставить акценты для создания необходимого впечатления. Решение этих и других вопросов требовало времени. Результат столь вдумчивой и продолжительной работы оправдал все затраты.
Донателло высоко оценил свою работу, приняли ее и его современники. Об этом свидетельствует подпись мастера, которую он оставлял далеко не на всех своих произведениях. Памятник кондотьеру Гаттамелате вдохновлял и многих скульпторов последующих эпох (например, уже упомянутого выше Андреа дель Верроккьо).
Юдифь
Еще одним прекрасным образцом мастерства Донателло стала статуя «Юдифь и Олоферн», созданная в 1455–1457 гг. Произведение иллюстрирует ветхозаветную историю о вдове из Ветилуи, храбро убившей ассирийского полководца Олоферна, чтобы спасти свой город от завоевания. Хрупкая женщина с отрешенным взглядом и лицом, полным скорби, держит в высоко поднятой руке меч, готовясь отсечь голову безвольно прислонившегося к ее ногам опьяненного Олоферна.
«Юдифь и Олоферн» – один из вариантов популярных в эпоху Возрождения преданий о женском героизме. Донателло вложил в это произведение все свое мастерство и сумел передать как гамму чувств Юдифи, так и символизм образа в целом. Самая выразительная часть композиции – лицо вдовы. Оно проработано так тщательно, что кажется живым. При взгляде на Юдифь, сотворенную Донателло, очень легко понять, какие эмоции она испытывала. Тонкое умение предания лицу экспрессивных черт, свойственное мастеру, в полной мере было применено Донателло именно в этой скульптуре.
Умер великий Донателло в 1466 году. В последние годы жизни в его творчестве явственно доминировали мотивы старости, смерти и страданий. В этот период появилась Мария Магдалина Донателло – не пышущая красотой и полная сил девушка, но изнуренная постом и ощущающая тяжесть прожитых лет старуха. Однако и в этих, и в более ранних произведениях дух гениального скульптора жив до сих пор и продолжает вдохновлять и волновать.
fb.ru
19. Живопись высокого ренессанса.
Леонардо да Винчи воплотил в себе все тенденции Ренессанса. Создал одного из ангелочков на картине Вероккио «Крещение Христа», «Мадонна в скалах», экспериментирует с фоном, создает сфумато (прием светотеневой корректировки), «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария делле Грация, «Мона Лиза», 2 центра, 12 лет – губы.
Рафаэль Санти – гармония композиции и колорита, куча мадонн, варианты одного мотива, одной темы, пирамидальная композиция, «Ватиканские стансы» — 4 сферы, богословие «Диспута», философия «Афинская школа», поэзия «Парнас», правосудие «Мудрость, умеренность и сила». «Сикстинская мадонна» — апогей творчества Рафаэля. Потом только портреты.
Микеланджело Буонаротти – скульптор, живописец, архитектор. Первая работа – «Битва кентавров». «Пьета», потолок Сикстинской капеллы, фреска «Страшный суд».
Большое влияние на культуру Ренессанса оказала и Венецианская школа. Чрезвычайно богатый и развитый в культурном отношении город, выгодное положение, торговля со Средиземноморьем. Представителем венецианского направления является Джорджоне (Большой Джорджо). Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. Во многом от Джорджоне берет начало эта принципиальная сторона европейского живописания, развивавшаяся впоследствии многими поколениями художников. Техника масляной живописи, к которой обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов. Вазари отмечал в полотнах Джорджоне отголоски влияния творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века.
Особое место в ряду картин занимает произведение на библейский сюжет «Юдифь». Нетипичный портрет женской индивидуальности. Важное место занимает пезаж. Контраст меча с изображением Юдифи.
«Сельский концерт» — 1500-е. Связь с античностью. Совмещение времен.
«спящая Венера» — фантастичекий пейзаж. Не окончена, завершена Тицианом. Идеал единства физической и духовной красоты. Принцип калокагатии.
Тициан
Родился в 1475г. До 1540-х Венеция стабильно развивалась, у Тициана – традиционная манера живописи. После 40-х ощущается смена мировоззрения и манеры живописи. Своеобразная полемика сДжорджоне в картине «Венера Урбинская». Более живой образ, насыщенные краски, конкретная обстановка. В полотне «кающаяся магдалина» прослеживается интерес к состоянию человека. Контраст света и тени, мрачные, напряженные тона.
Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто – «Тайная вечеря» в трактире, соединение вечного и сиюминутного.
Третий этап развития искусства Возрождения – истощение идей и совершенство техники.
20. Итальянская скульптура эпохи Возрождения.
Пристальный интерес к человеку в эпоху Возрождения способствовал бурному развитию скульптуры. Выдающимися мастерами в этой области стали Донателло и Микеланджело Буонарроти. Около 1500 в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана итальянская живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения. Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. В Италии эпохи раннего Возрождения развитие скульптуры опередило на некоторое время развитие других видов искусства. Скульптура начала доминировать на площадях городов и в первых образцах загородных вилл, в пышных садах, в благолепии фонтанов. Фонтаны со скульптурами приобрели такую популярность, что итальянские образцы были заимствованы в сады Англии, Франции, Чехии (Прага, фонтан в саду Королевского летнего дворца). Поэтический фонтан с небольшой скульптурой стал героем драматических спектаклей в театре, а образцы фонтанов Италии покупали и вывозили в вельможные имения даже в 19 — 20 веках (усадьбы в Англии, имения в США и т. п.). Касалось это и фонтанных скульптур Джованни да Болонья периода маньеризма, мастеров барокко.
Среди выдающихся скульпторов эпохи —
Донателло (ок. 1386—1466)
Лоренцо Гиберти (ок. 1378—1455)
Якопо делла Кверча (1371—1438)
Лука делла Роббиа (1400 −1481)
Антонио Росселино (1427—1478)
Андреа Верроккьо (1435—1488)
studfile.net